Мумия древнего египта. В Египте обнаружена уникальная мумия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аренда. Мумия древнего египта


Мумия — Википедия РУ

Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от персидского слова mum (воск). Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. В XVI веке Мишель Монтень заклеймил данную практику как разновидность каннибализма. С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворождённых детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий»[1].

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.

Сами древние египтяне называли мумии «саху» (транслит.: sAhw).

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000—2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). Некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500—4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)» (Геродот, 2.86).

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости» (Геродот, 2.87).

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70—80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист — вспарыватель), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Канопы

  Канопы — схема: четыре сына Гора слева направо — это Имсет, Дуамутеф, Хапи и Кебексенуф   Канопы, фото Nina Aldin Thune

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило, были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола, и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается. Тела, заполненные смолой, имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров напоминает дублёную кожу. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко разрушаются и в прямом смысле слова сыплются. Спасают их только бинты.

Тела, которые мумифицировались с использованием битума, имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить, где битум, а где костная ткань.

Третий тип мумий — обработанные с помощью натровых солей (сульфаты, карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании.

Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Македонского было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял».

Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, — тлело.

По мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии XI династии обычно сделаны плохо и небрежно. Как правило, они жёлтого цвета. Но уже мумии следующей, XII династии, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода — XIII—XVII династий. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий XVIII—XXI династий конечности гнутся и не ломаются.

http-wikipediya.ru

В Египте обнаружена уникальная мумия

Команда археологов обнаружила уникальную мумию, покрытую множеством татуировок, в одной из гробниц на территории деревни Дейр-эль-Медина в Египте. О находке ученые рассказали на ежегодной встрече антропологов в Стэнфорде (США), сообщает РИА Новости.

«С какой бы стороны вы ни смотрели на эту женщину, вы всегда бы видели две пары глаз богов, взирающих на вас. Нанесение этих татуировок должно было занять уйму времени, и часть из этих процедур была весьма болезненной. То, что женщина подвергла себя таким мучениям, говорит о том, что она и окружавшие ее люди верили в божественную силу этих татуировок», — рассказала сотрудница Стэнфордского университета Энн Остин.

По словам ученых, данные татуировки претендуют на звание самых древних образцов подобного искусства в истории человечества. ДеревушкаДейр-эль-Медина находится неподалеку от знаменитой «долины Царей». В деревушке располагалось поселение ремесленников, строивших усыпальницы «властителей двух царств». Все мумии, ставшие объектами исследования, были захоронены предположительно в 1300−1070 годах до нашей эры, в эпоху Рамзеса I и его наследников — фараонов 19-й и 20-й династий.

Археологи нашли татуировки относительно случайно. Изучая останки женщины Остин случайно заметила необычные полосы на ее шее, которые она изначально приняла за рисунок, нанесенный на тело уже после мумификации.

Простые татуировки в виде полосок и точек на египетских мумиях уже находили и раньше, поэтому Остин решила просветить тело покойной при помощи инфракрасного сканера, способного «проникнуть» на несколько миллиметров внутрь кожи и показать, является ли рисунок татуировкой или нет. Сканирование показало, что кожа женщины была украшена рекордным количеством татуировок. В общей сложности их было более 30 штук, и каждая часть ее тела была украшена одним или несколькими рисунками.

Бедра мумии были украшены рисунками лотоса, на руках «сидели» коровы (священные животные богини красоты Хатор), а на плечах были расположены рисунки бабуинов. Плечи, шея и спина жрицы были покрыты рисунками «ока богини» — так называемыми уаджитами, или глазами Гора. Подобные символы, нанесенные на амулеты и прочие украшения, считались сильнейшими оберегами, защищавшими обладателей от порчи, болезней и прочего вреда.

Ученые отметили, что до настоящего времени подобных татуировок никому найти не удавалось, поэтому их предназначение и роль в жизни древнеегипетского общества остаются загадкой. По одной из версий, подобные рисунки могли отражать социальный статус их обладательницы, по всей видимости, являвшейся жрицей богини Хатор. Рисунки священных животных могли подчеркивать ее движения и действия во время религиозных обрядов, а глаза Гора — подчеркивать ее священный статус. Энн Остин и другие археологи намерены изучить другие мумии в надежде найти новые татуировки и раскрыть их суть и предназначение.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

КУРГАН ПРИНЦЕССЫ (АК-АЛАХ-3) НА ПЛАТО УКОК

ЧТО ИЗВЕСТНО О ФАРАОНЕ ЭХНАТОНЕ?

dostoyanieplaneti.ru

Египетские мумии. Тутанхамон, гробница Тутанхамона. Золотая маска. Египет, загадки Древнего Египта.

Мумия Тутанхамона Регион: Египет

Дата создания: 12.04.2012, изменено: 12.04.2012, общий рейтинг: 3.615

Мумии, как древние так и современные - одна большая, видимо, неразрешимая загадка. Как при отсутствии нынешних, продвинутых технологий, люди умудрялись консервировать тела? И еще вопрос - зачем им это было нужно? Как обычно, в подобных случаях, вопросов больше чем ответов. Очевидно, что учёным придётся биться над их разгадкой не одно десятилетие. Сегодня, мы приведем лишь несколько примеров загадок, заданных современному миру древними из разных стран мира.

1. Египет. Мумия фараона Тутанхамона:

Мумия Тутанхамона находится в Долине Царей под Луксором. Египетский фараон взошел на престол в 9 лет и скончался в 19. Юноша умер в 1352 году до н. э., как подозревают, не своей смертью. В 1922 году англичане Говард Картер и его покровитель лорд Карнарвон, обнаружили нетронутую грабителями гробницу. Вскрыв все вложенные один в другой деревянные и каменные гробы, археологи увидели золотой саркофаг. Из-за отсутствия воздуха в нем прекрасно сохранились даже цветы, не говоря уж о прочих драгоценностях. Лицо фараона покрывала маска из чистого золота. Далее следует череда странных событий: примерно через год, лорд Карнарвон неожиданно умирает, якобы, от укуса москита. Далее, один за другим скончались помощники Говарда Картера, который к слову, до самой своей смерти не верил ни в какие проклятия фараонов. Внезапна была и смерть Арчибальда Рида - ученого, пожелавшего сделать рентгеновский снимок мумии. Существует масса инсинуаций на тему проклятий гробницы мальчика - фараона.

2. Мумия Отци, Италия

Мумия "ледяного человека", прозваная археологами Отци, находится в Археологическом музее Южного Тироля в итальянском городке Больцано. Тело мужчины, жившего более 5 тысяч лет назад, с прекрасно сохранившимися фрагментами одежды, в 1991 году было найдено во льдах на границе итальянских и швейцарских Альп в Отци.

Утверждают, что мертвец утащил за собой на тот свет шесть человек. Первым стал турист Гельмут Симон, обнаруживший его: он решил еще раз побывать в месте находки, но попал в снежную бурю и погиб. Не успели его похоронить, как от сердечного приступа скончался спасатель, отыскавший погибшего Гельмута. Вскоре в автокатастрофе погиб судмедэксперт, проводивший экспертизу тела Отци, причем произошло это, когда он направлялся на телевидение давать интервью о результатах исследования. Настигла смерть и профессионального альпиниста, сопровождавшего исследователя к месту обнаружения мумии - во время обвала в горах ему в голову угодил огромный камень. Еще через пару лет от опухоли мозга ушел из жизни австрийский журналист, присутствовавший при транспортировке мумии и снявший о ней документальный фильм. Последней жертвой стал австрийский археолог, изучавший тело.

Некоторые исследователи утверждают, что вещи, найденные при теле, принадлежат разным эпохам: по их мнению, стрелам 7 тысяч лет, а топору всего 2, шкура, которую этот человек использовал вместо одежды, и вовсе принадлежит козе, обитавшей исключительно в Китае.

3. Принцесса Укока, Алтай

На Алтае в 1993 году во время раскопок древнего кургана было обнаружено замурованное в слое льда хорошо сохранившееся тело женщины, жившей до н. э. и умершей в возрасте 25 лет. В погребении были найдены шесть коней со сбруями. Ученые были обрадованы уникальной находкой, а местные жители заговорили, что потревоженная могила знатной дамы обязательно принесет несчастье. Народная молва возвела женщину в ранг принцессы - прародительницы алтайских народов. Сейчас мумия хранится в Новосибирске в музее института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Правда, ради справедливости, нужно заметить, что ряд ученых заявляет о возможных проклятиях потревоженной принцессы не иначе, как о "мракобесии" и "воинствующем средневековье".

4. Синь Чжуй, Китай

Эта мумия была найдена в Китае в 1971 году: ее суставы были подвижны, эластичная кожа сохранила естественный оттенок. Уникальной этой мумии в том, что тело плавало в желтоватой жидкости, состав которой до сих пор точно не выяснен. А четыре вложенные один в другой саркофага помогли задержать процессы разложения тела.

Вокруг усопшей обнаружены тысячи различных предметов, включая ее любимые блюда и рецепты к ним, уникальные книги по медицине. 50-летняя умершая была супругой высокопоставленного чиновника. Китайский ученый, проводивший исследования, вскоре умер от неизвестной болезни. Сейчас мумия находится в историческом музее в китайском городе Чанша.

5. Даши Доржо Итигэлов, Бурятия

Согласно завещанию самого усопшего, в 2002 году был вскрыт саркофаг с телом известного буддийского лидера начала XX века Даши Доржо Итигэлова. Признаков разложения, посмертных изменений на покойнике обнаружено не было. Мальчик рос сиротой, что позволяет буддистам приписывать ему внеземное происхождение. С 1911 года он в течении 16 лет был главой российских буддистов. Умер в 1927 году, медитируя в позе лотоса. Тело было помещено в кедровый ящик, который, по воле умершего, вскрывали в 1955 и 1973 годах, чтобы убедиться, что оно остается нетленным. После 2002 года покойного, не создавая специальных условий, поместили в монастыре на всеобщее обозрение под стекло. Изученные волосы и ногти показали, что белковая структура соответствует состоянию живого человека. Научных объяснений феномену не нашли, а паломники сотнями потянулись поклониться нетленному телу ламы в Бурятию в Иволгинский дацан (буддийский монастырь).

Янжима Васильева внучка ламы:"...В тот момент, когда он принимает участие в службе, он очень сильно потеет. Мы несколько раз просто вытираем эти крупные капли, которые текут, одежда становится мокрой. Но вот самое удивительное — как он набирает влагу обратно?..."  

svr.su


Смотрите также