Мученицы древние иконы. Полтавский Свято-Троицкий храм. ДРЕВНИЕ ИКОНЫ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тайны канонической иконы. Богословие одежды. Мученицы древние иконы


Иконография святых мучеников. Часть 1 - Духовное просвещение - Статьи

Автор: епископ Балашихинский Николай

Кровию твоею честною землю освятил еси,и венец нетленный приял еси…Служба мученику общая,стихира на "Господи, воззвах"

Какие удивительные слова слышим мы в "Чине освящения храма, от архиерея творимого"! Яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши… Господь утверждает храм Свой - Дом небоподобный- на святых мучениках.

Высота мученического служения становится понятной уже из самого значения греческого слова μάρτυς - "свидетель". Прежде всего, мученичество есть следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христовой. Единородный Сын Божий выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью - вспомним Его ответ Пилату: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μάρτυρήσω) об истине (Ин. 18:37).

Это слово относится и к апостолам - свидетелям жизни и воскресения Христа: явившись им после воскресения, Христос говорит: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μάρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). В. В. Болотов называл мученичество продолжением апостольского служения в мире: с распространением гонений на христиан подвиг свидетельства принимают на себя мученики, которые своей добровольной смертью за веру Христову свидетельствуют о победе Христа над смертью.

Св. архидиакон Стефан

Св. архидиакон Стефан, XVI в.

Священное Писание содержит описание подвига первого христианского мученика, архидиакона Стефана. Предстоя пред осудившим его синедрионом, первомученик Стефан, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55-56). Этим Стефан свидетельствовал о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само мученичество Стефана напоминает страсти Христовы. Когда его побивали каменьями, он воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7:60). Сравним его слова с тем, что говорил Христос на Кресте: Отче прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). Начиная со Стефана, в своем мученичестве следуют путем Христа и все свидетели - мученики последующих времен.

Первые изображения святых мучеников в христианской традиции появляются практически одновременно с развитием их почитания. Первоначально это были, видимо, надгробные изображения, смысл которых заключался в победе над смертью и спасении для Царства Небесного. Такими свидетельствами для раннехристианского искусства были ветхозаветные сюжеты: Даниил во рву со львами, три отрока в пещи огненной,

Три отрока в пещи

"Три отрока в пещи", XVII в.

а также Ной, пророк Иона и другие.

Первые изображения собственно мучеников появляются в мартириумах - храмах, возведенных над могилами мучеников. Ранние фрески изображали там святых мучеников в их прославленном состоянии - смерть побеждена, торжествует вечная жизнь. Такова была иконография мучеников от времени утверждения в IV-V вв. до периода иконоборчества.

В куполе храма св. великомученика Георгия в Салониках (конец IV в.) сохранились мозаичные изображения мучеников Онисифора, Порфирия, Косьмы, Приска. В сочетании с изображением окруженного ангелами Христа Спасителя с крестом в руке эти образы символизировали Горний Иерусалим. Изображения мучеников - свидетелей Христовой победы, занимают прочное место в системе храмовой росписи: в армянском трактате "Против иконоборцев", написанном в начале VII в. Вртанесом Кертохом, наряду с сюжетами христологического цикла упоминаются присутствовавшие в храмовых росписях изображения пророков, апостолов, архидиакона Стефана и других мучеников.

Избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, ГРМ, XVI в.

Избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, ГРМ, XVI в.

Циклы росписей исторического характера, иллюстрирующих житие того святого, чьи мощи находились в данном сооружении, появляются уже в мартириумах. Следует упомянуть некоторые особенности иконографии мучеников раннего периода. Почти на всех изображениях, начиная с первомученика Стефана, присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови. По словам Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера.

Как известно, начиная со времени правления императора Декия (249-251) и вплоть до Миланского эдикта 313 г., преследования христиан имели своей целью не столько казнь христиан, сколько принуждение их к отречению - отсюда изощренные пытки (причем выдержавшие их не всегда подвергались казни), описание которых мы находим во множестве житий. Гонения данного периода наряду с мучениками дают множество исповедников. Преследованию подвергались в это время прежде всего предстоятели церквей.

Наиболее жестокими были гонения в конце царствования Диоклетиана (284-305) и последующие годы: был издан ряд эдиктов, лишавших христиан всяких гражданских прав; в тюрьму заключали всех представителей клира - от них требовали отказа от христианства и принесения жертв. Эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, применяя любые пытки. Мученичество не прекратилось даже после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость. Страдальцы за веру появлялись при императорах-арианах в Персидской империи, в различных странах, где христианство сталкивалось с язычеством, в ходе борьбы ислама с христианством и т. д.

После прекращения гонений развившееся в IV-V вв. почитание мучеников определенным образом регламентировалось. Празднование памяти святого становилось торжеством общецерковным; дни памяти различных мучеников (dies natalis - дни рождения для жизни вечной) объединялись в годовой цикл, составлялись мартирологи. Складывалась и общепринятая иконография.

Святые мученики на иконах предстают не в своем земном служении, а в своей небесной славе, предстоящими Богу в Царстве Небесном. Появляющиеся позднее на иконах житийные клейма служат лишь дополнением к основному образу, изображающему святого во славе. Вырабатываются определенные типы изображения, позднее (начиная с XVI в.) фиксируемые в иконописных подлинниках.

Первые изображения святых мучеников на Руси представляли собой типичные для византийской иконографии послеиконоборческого периода изображения святых в небесной славе. Вот несколько примеров.

Хранящееся в Третьяковской галерее мозаичное изображение великомученика Димитрия Солунского начала XII в. из соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (взорванного в 1935 г.) представляет собой ростовую фигуру полностью вооруженного воина в доспехах золотого цвета, на золотом фоне. Великомученик Димитрий предстает здесь не столько как мученик, скорее это мужественный воин-победитель - славянские народы почитали его как своего небесного покровителя. Отметим, что в традиционной иконографии великомученика Димитрия - в том числе, в базилике св. Димитрия в Салониках V в., великомученик изображался в хитоне и плаще с тавлием.

Вмч. Георгий, ГТГ, XVII в.

Вмч. Георгий, ГТГ, XVII в.

Таковы же и две иконы великомученика Георгия - из Третьяковской галереи и музеев Московского Кремля.

Вмч. Георгий, ММК, XVII в.

Вмч. Георгий, ММК, XVII в.

Разница лишь в том, что вместо золота для этих икон характерен цвет красный - мученический. Но это, прежде всего, воин-победитель - покровитель русского воинства.

Совсем по-иному представлены великомученики Димитрий и Георгий, да и другие мученики, на иконах с житийными клеймами. Здесь мы видим, что именно и какой ценой они преодолели. Это наглядная иллюстрация жития.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу, будущий святой своим умом, храбростью, физической силой достиг звания тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца римских богов. Диоклетиан пытался реанимировать в Римской империи отмирающее язычество и вошел в историю, как уже указывали выше, в качестве одного из самых жестоких гонителей христиан.

Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого была полна сильных и убедительных возражений против бесчеловечного императорского указа о преследовании христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Его заключили в темницу, где положили спиной на землю, ноги заковали в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Подвижник мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда палачи Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. Видя бесполезность дальнейший истязательств, император приказал отрубить мечом голову святому. Святой великомученик Георгий отошел ко Христу в Никомидии в 303 г.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от веры Христовой, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца находились в палестинском городе Лидде в храме, носящем его имя, а честная глава его - в Риме в храме, тоже посвященном ему.

Традиционное для русской иконописи изображение великомученика Георгия - сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия: в окрестностях города Бейрута в озере жил змей, часто пожиравший людей той местности. Суеверные жители для смягчения ярости змея стали приносить ему человеческие жертвы, и однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Внезапно появившийся воин на белом коне копьем поразил змея и спас девицу. Это был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он не только прекратил человеческие жертвоприношения, но и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Святой Георгий почитается и как покровитель русского воинства. Изображение святого Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - "древним змием" (Откр.12:3; 20:2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.

Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.

Икона великомученика Георгия в житии (начала XIV в.) из Государственного русского музея в среднике имеет изображение великомученика, поражающего змия, а в клеймах - последовательный рассказ о перенесенных великомучеником страданиях.

Вмч. Георгий в житии, ГРМ, XIV в.

Вмч. Димитрий Солунский в житии, Ростовский кремль, XIV в.

Иконы великомученика Димитрия Солунского, также начала XIV в., из государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" и великомученика Феодора Стратилата конца XIV в. из Новгородского музея-заповедника столь же подробны (даже количество клейм совпадает - их 14). В среднике - ростовые изображения святых.

Упомянем здесь основные моменты жития великомученика Димитрия с тем, чтобы понятнее были сюжеты клейм иконы. Святой родился в городе Солуни в Греции; родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 г., назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать ко Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов, населявших причерноморские степи, Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов германец Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Ученик Димитрия, юноша Нестор, навестил Димитрия в темнице, и святой благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 г. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе святого совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. С VII в. из раки святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, что было засвидетельствовано в летописных источниках того времени. По этой причине великомученик именуется Мироточивым.

Великомученик Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески - "стратилатом") в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 гг.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Феодор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.

Вмч. Феодор Стратилат в житии, Новгород, XV в.

Вмч. Феодор Стратилат в житии, Новгород, XV в.

Святого Феодора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Феодора, и он умер в 319 г.

Епископ Балашихинский НиколайИсточник: www.mepar.ru

ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ

О мученичествеАвтор: протоиерей Борис БалашовМудрые христианские родители, воспитывая детей, готовили их не только для земной жизни, но и для Вечной. Если мы рождаем детей только для земной жизни, значит, мы даем им жизнь для того, чтобы они умерли. Ведь всё земное смертно. Подлинный же смысл деторождения…

Мученичество в современном миреВозможно ли мученичество в современном мире и в чем оно может заключаться?Автор: Протоиерей Алексий ТюковВспоминаются строки из письма священномученика Вениамина митрополита Петроградского, которое он написал после вынесения ему смертного приговора, незадолго до расстрела, из тюрьмы своим духовным чадам. Там были примерно следующие слова: «Когда я в юности читал жития древних мучеников Христовых, я очень печалился, что ныне другое время и что сейчас уже невозможно пострадать за веру Христову так, как исповедовали ее древние мученики. Но вот времена изменились, и Господь зовет нас к этому страданию, исповеданию истины»

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

www.pravklin.ru

Икона мученицы Татьяны - Православный журнал "Фома"

Святые мученицы. Мозаика. VI век. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия:

Если вам посчастливится побывать в североитальянском городе Равенна, то обязательно посетите местные раннехристианские храмы, даже если это будет стоить определенных дополнительных денег. Внешне восемь равеннских церквей византийской эпохи мало чем примечательны, зато внутри хранят бесценное сокровище – древние мозаики, которые были созданы гениальными мастерами в VI веке.

Материал по теме

Мученица Татьяна, покровительница студентов

Мученица Татьяна, покровительница студентов

Святая мученица Татиана родилась в Риме в конце II века, в знатной семье: отец ее трижды занимал пост консула. Он был тайным христианином и воспитал дочь в своей вере. Татиана, став совершеннолетней, решила, что не будет выходить замуж. Она посвятила жизнь Христу. За свои добродетели и труды она была возведена в диаконисы. Этот чин существовал в древней Церкви и означал, что девушка имеет при храме ряд важных обязанностей (например, готовить женщин ко крещению, помогать с организацией порядка в храме, заниматься делами милосердия и так далее).

На стенах одного из зданий – базилики Сант-Аполлинаре-Нуово – можно увидеть необычную композицию: вдоль центральной галереи расположены фигуры юношей и девушек, которые шествуют в сторону алтаря торжественной процессией. Все ее участники облачены в белые и золотые одежды с роскошной вышивкой и драгоценными накладками, а в руках у них – венки триумфаторов. Их лица излучают внутренний свет и покой, гармонию и радость. Всматриваясь в них, ощущаешь, что эти взгляды принадлежат тем, кто уже достиг Вечности и немеркнущей небесной славы.

На древних мозаиках Равенны представлен наиболее ранний канон изображения святых мучеников, который в дальнейшем претерпел в Византии некоторые изменения, однако в целом дошел до нас в первозданном виде. На любой иконе или настенном изображении человек, который пострадал за веру и пролил свою кровь во имя Христа, предстает перед молящимся примерно в таком виде:

На плечи мужчин накинут плащ, а женщины с головой покрыты накидкой, которые оставляют видимым лишь лицо и шею. Цвет плаща и накидки может быть разным, но обычно плащ — красный,  а накидка — белая. Традиционно белый символизирует чистоту и непорочность, а красный — ту самую кровь, обагрившую тело мученика в момент страданий. Еще плащ является намеком на странничество – первые христиане всегда говорили, что их Отечество находится на Небе, и что на земле они всего лишь пришельцы и скитальцы, нигде не останавливающиеся подолгу и ни к чему не привязывающиеся. В правой руке изображаемого святого вне зависимости от пола и возраста чаще всего можно видеть крест. Это многозначный символ, говорящий сразу о нескольких вещах.

Во-первых, мученичество является уподоблением тому самому Крестному Пути, который был пройден самим Спасителем. В Евангелии Он неоднократно повторяет, что каждый истинно верующий в Него должен взять в руки свой крест и следовать за Ним. Кресты бывают разыми, но самый славный и трудный из них – это страдания и смерть за веру. Это наивысшая форма реализации призыва, обращенного Спасителем ко всем людям.

Во-вторых, мученики нередко погибали именно на кресте, который до окончательной победы христианства оставался одним из самых распространенных орудий казни. Верующих не только распинали, но и использовали в качестве мишени для стрельбы, приманки для хищников или «топлива» для освещения улиц. Однако какой бы изощренной ни была казнь, ее основой был крест. Он является самым главным и узнаваемым символом смерти за Истину.

И все-таки этот список значений не исчерпывается столь скорбными понятиями, поскольку есть еще и третий – самый радостный смысл. Крест – это символ победы. Как Господь, который страдал и умер на Кресте, на нем же и им же смог ниспровергнуть дьявола, так и мученики – распятые и расстрелянные, задушенные и растерзанные, забитые и утопленные – своей смертью победили своих мучителей, показав, что Правда Божья и Его святая Церковь несравненно сильнее любого зла, даже самого страшного и гнусного.

О победе говорит и другая деталь мученической иконы – венец, золотой обруч, диадема или любое другое головное украшение, которое довольно часто встречается на изображениях подобного типа. Дело в том, что венок издавна использовался как знак величия, славы и превосходства. Как знак триумфа. Конечно, мученики были лишены всяких претензий на почет и уважение. Но мы-то их чтим за мужество и верность, потому и подчеркиваем адекватными художественными приемами ту великую духовную высоту, на которую Господь поднял этих людей. И на которую они сами постарались подняться.

Святая мученица Татьяна

Среди них была и римская девушка по имени Татиана. Она родилась в семье тайного христианина, давшего ей блестящее образование и привившего глубокую веру. Когда девочка была ребенком, для христиан наступили более-менее сносные времена, гонения хоть и не прекращались, однако носили очень ограниченный характер. Но когда Татиана перешагнула порог юности, то вступила в совсем другую эпоху – Церковь снова начали преследовать с невиданным доселе размахом. И вскоре девушка засвидетельствовала свою веру кровью…

Сначала ей предложили просто проявить лояльность к имперскому культу и принести жертву богам. Она отказалась. Более того, по ее молитвам произошло чудо – внезапные подземные толчки разрушили статую, перед которой разыгрывалась вся эта драма. Ее сочли колдуньей и подвергли пыткам – сначала били ремнями с металлическими крючьями на концах, бритвами резали тело, выбирая самые нежные участки и стремясь вызвать обильное кровотечение, затем били палками. Но каждый раз Господь полностью восстанавливал силы подвижницы, и после очередной пытки она представала пред палачами целой и невредимой. Многие воины, видя ее мужество, сами уверовали во Христа, однако большинство очевидцев остались глухи и продолжали дальне мучить святую. После того, как девушке отрезали грудь, ее отдали на съедение Льву, но тот не притронулся к ней.

Не коснулся ее и огонь, в который бросили девушку ослепленные злобой гонители. Полагая, что все эти чудеса происходят благодаря колдовству, Татиану остригли, ибо считалось, что сила ведьмы находится именно в волосах. На пару дней ее, ослабленную и, казалось бы, морально уничтоженную, заперли в одном из римских храмов. Однако через пару дней обнаружилось, что юная христианка полна сил и бодрости, а посреди капища лежит главный его идол – поверженный и разбитый. Видя, что все старания тщетны, и что девушка непреклонна, мучители отрубили ей голову…

Вот так молодая римлянка из славного консульского рода стала одной из тех тысяч дев и жен, которые глядят на нас со стен святых храмов. Они – участницы той вечной радостной процессии, которая движется ко Христу и приносит Ему самые главные дары человечества – веру, смирение и святость. И они не просто участвуют в торжественном небесном шествии, но и нас зовут с собою. Чтобы и мы, исполнив евангельские заповеди, вместе со святыми вошли в великий чертог Вечности.

foma.ru

Тайны канонической иконы. Богословие одежды

Читайте также: О чем говорят жесты на иконах?

Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.

Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.

Господь – Вседержитель

На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.

Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.

Преображение

На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.

Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.

Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.

Икона Божией Матери «Знамение.

По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.

Владимирская икона Божией Матери

Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.

Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский

Святители , то есть прославленные Церковью архиереи, например, святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и другие, изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя.

Святитель Тихон Задонский

Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

8d0b0-d181d0b2d18fd182d0b8d182d0b5d0bbd18c-d0b2d0b0d181d0b8d0bbd0b8d0b9-d0b2d0b5d0bbd0b8d0bad0b8d0b9

8d0b1-d181d0b2d18fd182d0b8d182d0b5d0bbd18c-d0b8d0bed0b0d0bdd0bd-d0b7d0bbd0b0d182d0bed183d181d1821

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст

Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.

9-d184d180d0b0d0b3d0bcd0b5d0bdd182-d0b8d0bad0bed0bdd18b-d183d187d0b8d182d0b5d0bbd0b8-d183d0bcd0bdd0bed0b3d0be-d0b4d0b5d0bbd0b0d0bdd0b8Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» – епископ и «И» – Игнатий.

Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.

По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.

Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.

Мученики и благоверные князья нередко изображаются на иконах в одеждах воинов, подобных тем, какие носили в Византии и Древней Руси. Хитон воины носили короткий, назывался он тельник, на него одевали латы, защищавшие воина от вражеского оружия. На иконах угодников Божиих латы напоминают о том, что благодать защищает воинов Небесного Царя от невидимых врагов. Латы бывают нескольких видов, но чаще всего на иконах изображают кольчуги – кольчатые «рубахи» с короткими рукавами и чеканным щитком на груди. Одеяние воинов на иконах полностью совпадает с древними одеждами. Например, если мученики изображены в рост, то на ногах у них обычно бывают ноговицы – они соответствуют современным брюкам, и кампаги – обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.

В центре иконы – благоверный князь Александр Невский.

.

Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.

Вмц. Ирина Македонская

На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.

Царственные Страстотерпцы

Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.

Равноапостольная княгиня Ольга

Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.

Преподобный Серафим Саровский

Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): “Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество – это ангелы. Они должны летать!” Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему   великому Царю-Христу.

Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.

Икона «Учители умного делания»

Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.

Вмц. Анастасия Узорешительница

Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.

Прп. Мария Египетская

Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.

Мц. Вера

Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Словарь “Правмира” – Икона

www.pravmir.ru

Антикварный салон «Дом антиквара» в Москве

Иконография. В Православной церкви почитается несколько святых с именем Мария. Среди них есть преподобные, есть мученицы, есть отмеченные особыми чертами, что помогает их идентифицировать (например, Мария Магдалина мироносица, изображаемая, как правило, с сосудом). В данном случае, представлена мученица Мария, каковых в месяцеслове несколько. Возможно, это Мария Константинопольская, патрикия, пострадавшая вместе со многими другими подвижниками за святые иконы в 730 году при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717 – 741). По императорскому указу все иконы должны были быть изъяты из храмов и домов и уничтожены. В Константинополе над так называемыми «медными» воротами со времен святого благоверного царя Константина Великого (324 – 337) была укреплена чудотворная икона Спасителя, сделанная из меди. Эту икону император и патриарх Анастасий приказали снять. Собравшийся народ возмутился этим святотатством. Всех защищавших император тут же предал смерти. Некоторые православные из знати были заключены в темницу. По приказу императора им сожгли лица раскаленным железом и отрубили головы. Святая Мария патрикия, которая не была заключена в тюрьму, узнав о предстоящей казни, добровольно приняла мученическую кончину. Тела мучеников были закрыты в Пелагиевой местности близ храма святого мученика Феодора и обретены нетленными через 139 лет. 22 (9) августа – день памяти Марии Константинопольской. Старинная икона, скорей всего относится к так называемым «мерным», то есть, заказана в честь рождения ребенка нареченного в крещении Марией. Размер иконы и единоличное изображение довольно редкой святой позволяют сделать такое предположение.

Атрибуция и датировка. Проведенное визуальное и историко-культурное исследование позволяет говорить о том, что икона была написана в начале XX века в стиле модерн. В ней очевидна характерная для модерна повышенная декоративность, что выразилось в великолепном обрамлении образа святой, в котором использовались специфические орнаментальные мотивы и формы. Изображение самой святой еще близко академической живописи, но в лике есть индивидуальность, которая отсутствовала и академической иконописи ранее. Скорее всего, написание иконы святой мученицы относится ко времени, которое предшествовало тотальному увлечению творчеством В. Васнецова и М. Нестерова, породившему особые типажи и приемы их написания. Мастер обладал прекрасным чувством колорита, формы, понимал орнаментальное искусство.

domanticvar.ru

Православие Доброполья - Полтавский Свято-Троицкий храм. ДРЕВНИЕ ИКОНЫ

Иконы Пресвятой Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы Козельщанская

 

Избавительница 

 

Пресвятая Богородица Каплуновская

Благовещение Пресвятой Богородицы

Образ Пресвятой Богородицы Иверская

Икона Пресвятой Богородицы Скорбящая 

 

Икона Пресвятой Богородицы Скорбящая 

 

Образ Пресвятой Богородицы Огневидная 

 

Икона Богородицы Горбаневская 

Образ Пресвятой Богородицы Иерусалимская

 

Икона Пресвятой Богородицы Благодатное Небо 

 

Коронование Пресвятой Богородицы 

 

ОбразьОдигитрия.Арх.Михаил.Арх. Гавриил.Свтт.Иона, Петр,Алексий,Филипп,Артемий. Кн.Владимир. еп.Солунский 

 

Пресвятая Богородица Августовская 

 

Икона Пресвятой Богородицы Симеоново проречение 

 

Образ Пресвятой Богородицы Почаевская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Почаевская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Почаевская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Киево-Печерская 

 

Образ Пресвятой Богородицы 

 

Икона Пресвятой Богородицы Скорбящая 

 

Образ Пресвятой Богородицы 

 

Порт Артурская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Почаевская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Достойно есть 

 

Образ Пресвятой Богородицы Смоленская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Дубовицкая 

 

Образ Пресвятой Богородицы Знамение 

Умягчение злых сердец.Знамение Новогородская.Неопалимая купина.Владимирская.Казанская.Рождество.Успение.Утоли болезни.Всех скорбящих радость.Покрова.свт.Николай.св.Харлампий 

 

Образ Пресвятой Богородицы Иверская 

 

Образ Пресвятой Богородицы Казанская 

 

Образ Пресвятой Богородицы 

 

Скоропослушница 

Ченстоховская

Иконы Иисуса Христа 

 

Благословение детей 

 

Беседа с самарянкой 

 

Образ Христа Спасителя 

 

Воскресенье Христово 

 

Две лепты 

 

Вознесение Господне 

 

Воскресенье Христово 

 

Вход Господен в Иерусалим 

 

Голгофа.Нерукотворный образ.Успение.Утоли болезни.Умиление. 

 

Нерукотворный образ 

 

Спаситель в терновом венце 

 

Спас нерукотворный 

 

Спас нерукотворный 

 

Св.Харлампий.Богородица.Христос.Св.Власий 

 

Снятие с креста 

 

Положение во гроб 

 

Спаситель Ченычанский 

Иконы, поруганные безбожниками 

 

Великомученица Варвара-был настелен пол в сельской конторе 

 

Вознесение Христово-был настелен пол в сельской конторе 

 

Крест,который безбожники использовали как мишень 

 

образ Пресвятой Богородицы Благодатное Небо-был настелен пол в сельской конторе 

 

Первомученик архидиакон Стефан-был настелен пол в сельской конторе 

Иконы - ангелы, святые 

 

Преподобный Серафим Саровский 

 

Мч.Павел. мц.Мария. блг.кн.Петр. мц.Матрона. ап.Андрей. мц.Мария. мц.Надежда 

 

Князь Борис.Моисей Угрин.Князь Глеб 

 

Святитель Николай 

 

Царица Елена 

 

Никола Святоша кн.Черниговский 

 

Св. Мария 

 

Крестовоздвижение 

 

Святитель Феодосий Черниговский 

 

Ангел Хранитель 

 

Архистратиг Михаил 

 

Великомученик Георгий 

 

Ангел Хранитель 

 

Апостолы Павел и Андрей 

 

Великомученик Пантелеимон 

 

Икона великомученика Пантелеимона 

 

Икона Никола Мокрый 

 

Походный Алтарь 

 

Пресвятая Троица 

 

Святитель Димитрий Ростовский 

 

Пророк Иезекииль.Пророк Даниил 

 

Пророк Илья 

 

Великомученица Варвара 

 

Великомученица Варвара 

 

Вмч.Пантелеимон. св.Еввула, мать. св.Евсторгий, отец 

 

Жены Мироносицы 

 

Иосааф епископ Белгородский 

 

Лонгин Сотник 

 

Сошествие Святого Духа 

 

Святой благоверный князь Александр Невский 

 

Митрополит Алексий. Святитель Николай. Мученица Александра 

 

Мчцц.Христина Параскева,Татиана,Анастасия, Анисия.мч.Афанасий.Арх. Михаил. 

 

Пророк Илья 

 

Мч. кн. Георгий. мц.Екатерина. равноап. кн.Владимир. мц.Галина .св.Мария Магдалина 

 

Преподобный Серафим Саровский 

 

Пророк Захария 

 

Иоанн Креститель 

 

Святитель Николай 

 

Прп. Николай Монах.свт.Михаил 1-й митроп. Киевский. свт.Василий еп.Амасийский. прп.Петр Афонский 

 

Мученица Ирина . Мученица Екатерина 

 

Иоанн Воин 

 

Три радости 

 

Святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский 

 

Святитель Василий Великий. Мц. Ксения 

 

Святые апостолы Иаков, Иуда 

 

Святитель Иулиан епископ Кеномонийский 

 

Великомученица Параскева Пятница 

 

voskresenie.com.ua

Иконография великомучеников и великомучениц

АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.) АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.) АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.) АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.) АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня) АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта) АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта) АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок. 305), и др., мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.) АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая) АКЕПСИЙ И АИФАЛ († 354), мученики Арбельские (пам. 11 дек.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АКИЛИНА († 293), мц. Библская (пам. 13 июня) АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР († между 330 и 345), мученики Персидские (пам. 2 нояб.) АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.) АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА (Августа; † 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМФИАН И ЕДЕСИЙ († 306), мученики (пам. 2 апр.) АНАНИЯ мч. Персидский (пам. 1 дек.) АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА (Фармаколитрия), († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.) АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ († ок. 300) и др., мученики Киликийские (пам. 19 авг.) АНТОНИЙ, ИОАНН И ЕВСТАФИЙ мученики Виленские (пам. 14 апр., 26 июля и в Соборе Белорусских святых) АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня) АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля) АРЕФА († 523), эфиопский мч. (пам. 24 окт., эфиоп. 26 хэдара (22/23 нояб.) АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.) ВАВИЛА мч. Никомедийский (пам. 4 сент.) ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.) ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВЕНИАМИН († 424), диак. мч. Персидский, (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня) ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при имп. Адриане ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая) ВИКТОР († ок. 290), мч. Марсельский (Массилийский) (пам. 21 июля) ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых) ГАЛАКТИОН И ЕПИСТИМИЯ мученики (пам. 5 нояб. и в Соборе Синайских преподобных) ГЕЛАСИЙ (кон. III в.), мч. (пам. греч. 27 февр.) ГЕОРГИЙ († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.) ГЕОРГИЙ († 1838), нмч. Янинский (Иоаннинский) (пам. греч. 17 янв.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая) ГУРИЙ, САМОН(А) И АВИВ мученики, исповедники (пам. 15 нояб.) ДАДА, ГАВЕДДАЙ И КАЗДОЯ († 330/1), мученики Персидские (пам. 29 сент.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.) ДИОМИД († кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 16 авг.), св. врач

www.pravenc.ru

Фотиния святая: икона, молитва, день ангела

История православной религии знает немало примеров людей, понесших тяжелые лишения и мучения ради духовности и утверждения веры. Одной из таких является Фотиния – святая, проповедовавшая христианство на заре его пути, во времена жестоких гонений. Известная подвижница не раз показывала чудеса молитвы и обратила к вере тысячи людей. К ее образу до сих пор обращаются верующие с просьбами о помощи и исцелении от тяжелых недугов.фотиния святая

Притча о живой воде

В Евангелии от Иоанна есть глава, повествующая о встрече Христа с самарянкой. В те далекие времена иудеи и самаряне (переселенцы из Месопотамии) жили в холодной вражде. Благовествуя Евангелие, Иисус держал путь через самарянские земли. Остановившись недалеко от города Сихарь, он захотел испить воды из колодца Иакова. Как раз в этот момент подошла молодая женщина. То была Фотиния (день ангела - 2 апреля по новому стилю). Христос попросил ее о помощи, что очень удивило женщину, ведь он был иудей. Иисус ответил ей, что если б знала она, с кем говорит, то сама бы попросила у Него воды живой, которая станет источником вечной жизни. Христос говорил о христианской вере. Он также поведал подробности ее жизни, указал на грехи ее, и Фотиния сразу признала в Нем пророка. Она вернулась в город Самарию и рассказала всем о приходе Спасителя, после чего многие самаряне уверовали в Мессию и обратились к христианской вере.святая светлана

Император Нерон

После этой знаменательной встречи Фотиния (Светлана) отправилась в Карфаген (Северная Африка), чтобы там проповедовать христианство. Несмотря на преследования язычников, она делала это открыто, безбоязненно и самоотверженно. Когда апостолы Павел и Петр были убиты, во сне ей явился Иисус и повелел отправиться в Рим, к императору Нерону, чтобы продолжить духовный путь предшественников. Вместе с пятью сестрами подвижница принялась за исполнение миссии. В то время в Риме были жестокие гонения на христиан. Прибыв во дворец, Фотиния с сестрами была схвачена язычниками. Нерон приказал отрубить руки женщинам. Но как ни старались стражники, сделать этого им не удавалось, они сами падали на землю, корчась от боли. А те раны, которые они успевали наносить им, тут же исчезали.фотиния день ангела

Искушение Фотинии

Тогда хитрый и надменный Нерон, не желая уверовать во Христа, решил искусить Фотинию и ее спутниц. Он поселил ее во дворец, потчевал вкусными, изысканными блюдами, окружил сотней рабынь для услужения. Там была и дочь императора – Домина. Спустя сорок дней он посетил Фотинию и был весьма удивлен, когда узнал, что все окружающие ее рабыни, и его дочь в том числе, обратились в христианство.

Разгневанный Нерон приказал содрать кожу с Фотинии и затем бросить женщину в иссохший колодец. Та же участь постигла и сестер мученицы. Через несколько дней Фотинию достали из колодца, она была еще жива и не отказалась от своей веры. Тогда ее закрыли в темнице еще на 20 дней. И вновь Нерон вызвал ее к себе во дворец, но и тогда не добился от нее преклонения и принятия язычества. Фотиния лишь рассмеялась и плюнула ему в лицо. После чего ее снова бросили в колодец.

Так и закончила свою земную жизнь мученица Фотиния. Святая перед смертью не отреклась от Христа, поразив язычников чудесами молитвы. Она была причислена к святым великомученицам, которые до сих пор покровительствуют нуждающимся и сомневающимся в своей вере.фотиния светлана

Икона

Евангельское повествование о встрече Спасителя и Фотинии не раз было отражено в изобразительном искусстве. Примерами могут служить фреска в церковном доме Дура-Европос, сделанная примерно в III веке (до наших дней сохранилась лишь фигура самарянки), и мозаика в равеннском храме Сант-Аполлинаре Нуово (примерно VI в.).

Память о святой Светлане живет и в иконописи. Самые древние иконы с изображением мученицы датируются 19 веком. Считается, что образы ее помогают людям укрепить дух, преодолеть искушения греха, обрести твердость веры, которую некогда самарянам принесла Фотиния. Икона ее покровительствует не только женщинам по имени Светлана, но и всем страждущим.

Святая Светлана оберегает душевное и физическое здоровье. Ее образ в доме – залог крепкой семьи, благополучия и понимания между поколениями, защита от злых умыслов и деяний.

Христианские предания утверждают, что при встрече со Спасителем Фотиния святая получила власть над водной стихией. Поэтому ей удалось выжить, когда ее бросили в колодец римские язычники, и излечивать людей с лихорадкой. Святая Светлана помогает людям с подобным недугом.день святой фотинии

Молитва

У Фотинии было два сына – Иосий (Иосиф) и Виктор. Первый помогал матери в проповедовании Евангелия, второй был римским военным начальником. Они также в своей жизни имели лишения и искушения веры. Однако мудрое наставление и молитва матери помогали им все это преодолеть. Сегодня, обращаясь с искренней верой к образу великомученицы, многие матери находят утешение и разрешение проблем с детьми. Святая Фотиния (молитва к ней воодушевляет верующих, придает уверенность в собственных силах) учит не бояться трудностей. Поэтому обращаться к ней с молитвой можно не только в дни памяти, но и каждый день:

"Моли Бога о мне, святая угоднице Божия, великомученица Фотиния, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей".

Чудеса исцеления

Известны случаи, когда обращения к образу Фотинии помогали излечиться от тяжелых болезней кожи, опорно-двигательного аппарата, победить лихорадку. Сегодня ее образ напоминает верующим, что нужно творить добро и веровать всей душой, вопреки всем испытаниям.

Когда римские палачи истязали мученицу, она благодаря силе молитвы оставалась невредимой, ее раны заживали быстро и без следа. Своей жизнью Фотиния святая доказала, что чудеса возможны, когда в них веришь и силой веры творишь их сам.святая фотиния житие

Святые места

Библейская история о встрече Христа и самарянки Фотинии имеет реальное географическое подтверждение. В Израиле одним из самых прекрасных и живописных мест, привлекающих тысячи паломников, является Колодец Иакова (Яакова). Рядом с ним расположен древний храм, который был трижды разрушен и восстановлен вновь. Сам колодец достигает 40 метров в глубину. Вода из него считается целительной.

Мощи Фотинии Самарянки хранятся на острове Крите, в селении Фоделе, в женском монастыре имени великомученицы. Потоки паломников ежегодно притекают сюда, чтобы укрепиться в вере и попросить помощи в разрешении духовных проблем.

На территории СНГ существует немало храмов святой Фотинии, где почитается ее христианский подвиг и находятся чудотворные образы. Одним из таких является церковь великомученицы в Днепропетровске.

Фотиния Палестинская

В христианских источниках встречается история о другой подвижнице веры с именем Фотиния (день ангела - 26 февраля по новому стилю). Была она родом из Кесарии, потому получила приставку Палестинская. Во время шторма корабль, на котором она плыла с другими пассажирами, потерпел крушение. Уцепившись за доску, Фотиния единственная спаслась и выплыла на остров, где в молитвах и посте пребывал блаженный Мартиниан. Он обратил женщину в христианскую веру, а сам покинул остров. Три раза в год на остров пребывал корабль и привозил продукты. Фотиния Палестинская осталась жить на скале и продолжила подвижничество Мартиниана. Шесть лет она пребывала в посте и молитве, а после умерла и была похоронена в родной Кесарии.

Святая Фотиния (житие ее относится к V веку) помогает людям обрести веру, поправить душевное и физическое здоровье, а также покровительствует мореплавателям.

Фотиния Кипрская

Существует и еще одно предание о Фотинии Кипрской. Житие ее относится примерно к 15 веку. Она родилась в Карпасии (восточная часть Кипра) в благочестивой семье. В юности она приняла решение стать невестой Христовой и покинула отчий дом. Фотиния поселилась в пещере, предавшись посту и молитвам. Вскоре дева исполнилась благодати Божией и стала производить чудеса исцеления. Весть об этом разнеслась по всему острову и за его пределами. Многие христиане обращались к ней за советом и для поддержания духовных сил.

Сегодня пещера, в которой когда-то подвизалась Фотиния святая, является местом паломничества. В ней находится престол и глубокий источник, читается литургия. Каждое новолуние в источнике поднимается вода с тонкой пленкой песка. Считается, что вода дарует исцеление от многих болезней, а песком мажут глаза слепых для прозрения. Пещера находится недалеко от кипрского селения Агиос Андроникос. А мощи самой подвижницы помещены в храме апостола Андрея. День памяти святой приходится на 2 августа (по новому стилю).святая фотиния молитва

Таким образом, существует три дня в году, когда все Светланы празднуют именины. Но это не обычный праздник, а день памяти святого покровителя, глубокий в духовном смысле. Здесь дело не ограничивается застольем и подарками. По христианской традиции в день святой Фотинии-Светланы идут в церковь, исповедуются, причащаются Святых Тайн. Также обращаются с благодарной молитвой к Господу и покровительнице.

Фотиния святая (Самарянская) вспоминается также и на пятой неделе по Пасхе. В это время читается литургия, воздаются благодарственные и хвалебные молитвы за мученический подвиг во имя христианской веры.

fb.ru


Смотрите также