Модель вселенной древней индии. Культура Древней Индии. Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История развития представлений о Вселенной. Модель вселенной древней индии


Древняя Индия - Все о космосе

Древняя Индия

Сложно сказать, как сложилась бы история Индии, если бы в эту загадочную страну не пришли британские завоеватели. Принеся с собой европейскую культуру и технологическую цивилизацию — не стерли ли они следы цивилиза­ций других, более древних и более загадочных? Ведь даже те остат­ки информации о них, доступные историкам в настоящее время, многих заставляют задуматься: как возникли эти знания жителей индийского субконтинента?

Культура не подвластная Времени

С VII тысячелетия до н. э. в долине рек Инда и Сарасвати выделилась особая раннеземледельческая — так называемая Мергарская — культу­ра. В ту далекую эпоху человек на­шел эффективный способ произ­водства продуктов питания, опти­мальный для данного региона, включающий земледелие, охотни­чий промысел и скотоводство. В результате сформировался качес­твенно новый культурно-истори­ческий комплекс.

 

В III тысячелетии до н. э. драви­дами создается первая индийская цивилизация в долине реки Инд, получившая название Индской или Хараппской. У индских драви­дов были развиты монументальное строительство, металлургия брон­зы, мелкая скульптура. В основе сельского хозяйства лежало ирри­гационное земледелие. Возникла частная собственность и торговля, в том числе внешняя: у Харапп­ской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, торговые пути доходили до Шуме­ра и Аравии.

Кто же такие дравиды? Их по­томки до сих пор живут на юге Ин­дии и на Цейлоне. Однако и они, по-видимому, не были исконными жителями Индии. Судя по некото­рым особенностям дравидских ди­алектов, можно полагать, что в до­исторические времена их носители пришли в Индию с северо-запада (как и индусы, но много раньше их), раздробили более древнее на­селение колариев и оттеснили его на восток от хребта Виндия (ны­нешние провинции Бенгал и Орис­су). Генетические связи дравидий­ских языков неясны, наиболее правдоподобная гипотеза предпо­лагает их родство с уральскими языками. Антропологически этот народ настолько отличаются от ос­тального населения Индии, что многие исследователи выделяют его в отдельную расу.

Но и дравидам пришлось отсту­пить перед напором новых пере­селенцев — арийцев. Некоторые из неарийских племен ассимили­ровались окружающими — пле­мена бхиль и бхар (в антропологи­ческом отношении, скорее всего, коларии) сравнительно недавно приняли новоиндийский язык хинди, племя куч в Тераи (тибето-бирманского происхождения) приняло бенгали и т. д." Процесс такой лингвистической ассимиля­ции происходил и раньше, стирая первичные особенности исконных обитателей Индостана. Следов письменности самых древних оби­тателей полуострова, хотя бы са­мой грубой, не осталось. Единс­твенными памятниками их архи­тектуры служат круги из грубых камней и отвесные камни и плиты, под которыми они, подобно пер­вичным обитателям Европы, хо­ронили своих покойников. В моги­лах найдены круглые горшки из тонкой и твердой глины довольно изящной формы, железное ору­жие, медные и золотые украше­ния. Более древние археологичес­кие находки свидетельствуют о низшей степени культуры: незна­комство с металлами, полирован­ные кремневые топоры и другие каменные орудия искусной рабо­ты. Имеются также следы самых примитивных культур — ножи из агата и грубые кремневые орудия.

Моненджо-Паро

В 1856 г. на территории нынеш­него Пакистана, у небольшой дере­вушки Хараппа, археолог Александр Каннингам нашел камень цвета слоновой кости, на котором были высечены горбатый бык и не­известные знаки, отчасти напоми­навшие иероглифы. Холм, где обна­ружили эту находку, был букваль­но "сложен" из красного обожжен­ного кирпича, которым много лет пользовались строители железной дороги и крестьяне окрестных де­ревень. Так постепенно исчезал с лица земли один из уникальных го­родов древности — Хараппа. Среди экспонатов одного из му­зеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, засты­ла, гордо подбоченясь, нагая де­вушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных апло­дисментов от зрителей. Левой ру­кой, от запястья до плеча унизан­ной браслетами, танцовщица опер­лась о колено, не без кокетства по­казывая, что она немного устала — то ли от танца, то ли от тяжести браслетов. Эта статуэтка была най­дена при раскопках Мохенджо-Даро — одного из древнейших горо­дов мира.

В начале 1920-х годов мир узнал о существовании древней цивили­зации в долине Инда. Город Мохенджо-Даро отдален от Хараппы на расстояние почти 3000 км, однако они имеют между собой много об­щего. Разница заключалась лишь в том, что Мохенджо-Даро сохра­нился лучше. Индийские ученые Р. Сахни и Р. Банерджи откапыва­ли улицы городов-близнецов и на­ходили в них прямоугольные квар­талы с четкой планировкой, за­строенные одинаковыми кирпич­ными домами. На огромной площа­ди в 260 га разместились целые кварталы и отдельные сооружения "Холма мертвых" (так переводится название Мохенджо-Даро). Холм увенчан буддийской молитвенной ступой, построенной во времена существования Кушанского царс­тва — через 15 веков после гибели великого города.

Некоторые ученые и археоло­ги, устремившиеся сюда из мно­гих стран мира, долго -отрицали самостоятельность индийской цивилизации, считая ее восточ­ным вариантом шумерской куль­туры. Позже исследователи со­гласились, что Хараппа и Мохен­джо-Даро не похожи на древние города Элама, Шумера и раннединастического Египта. У городов Двуречья была иная планировка, а строительным материалом слу­жил кирпич-сырец. С постепен­ным освобождением из-под зем­ли новых кварталов и строений миру явилась цивилизация, кото­рую теперь называют протоин­дийской.

Ученые стали искать упомина­ния о вновь открытых городах в "Ригведе" — древнейшем литера­турном памятнике Индии. Но и там они обнаружили лишь туманные упоминания о "пура", населенном "хитрыми купцами". Однако леген­ды и предания о богатом и пре­красном городе в долине Инда су­ществовали с незапамятных вре­мен. Но свободные и красивые лю­ди, населявшие этот город, прогне­вали богов, и те обрушили город в пропасть. Как бы подтверждая эти легенды, после археологических раскопок в музеи поступали все новые и новые экспонаты:  высеченная из камня голова жреца, женские украше­ния, доски с изображени­ями жертвенных живот­ных и, наконец, иерогли­фы, не расшифрованные до сих пор.

До середины 1960-х го­дов ученые считали, что Мохенджо-Даро не имел укреплений, хотя за 15 лет до этого английский археолог М. Уилер рас­чистил сооружения, ко­торые можно было при­нять за оборонительные: центр Мохенджо-Даро когда-то был обнесен мощными крепостными стенами толщиной 9 м. Но полной уверенности в том, что это защитные со­оружения, у археологов не было. Дальнейшие раскопки показали, что в южной части города тоже была массивная стена, сложенная из кирпича-сырца и облицованная обожженным кирпичом, но не было установлено, для чего она предназна­чалась: для защиты от врагов или для охраны города от наводнений.

От центральной цита­дели    широкая    прямая улица вела к зданию, которое уче­ные назвали "Залом заседаний". Рядом с ним размещалось вмести­тельное зернохранилище, а непо­далеку, на массивном кирпичном фундаменте с вентиляционными проемами, когда-то высилось двух­этажное строение из гималайского кедра.

Image 

Мохенджо-Даро был прекрасно распланированным городом: все его улицы проходили строго с се­вера на юг и с востока на запад, и таким образом были хорошо за­щищены от ветров. По строитель­ному уставу ни один дом не дол­жен был выступать за общую ли­нию. Улицы пересекались переул­ками под прямым углом, и в горо­де не было закоулков и тупиков. Длина главной улицы в Мохен­джо-Даро составляла 800 м, ши­рина — 10 м, по ней одновременно могли проехать несколько воло­вьих повозок.

За стенами цитадели разме­щался нижний город, состоявший из кирпичных домов с плоскими крышами, которые одновременно служили и балконами. Здания воз­водились из кирпича, который обжигался в открытых ящиках, как это до сих пор делают индий­ские крестьяне. Дома в Мохенджо-Даро достигали высоты 7,5 м, вместо окон в них делались венти­ляционные отверстия с решетка­ми из глины и алебастра. Чтобы в дом не попадала уличная пыль, вход в него делался в переулке. Стены и пол обшивались циновка­ми, в домах имелись кирпичные ванны, грязную воду сливали в глиняные сосуды с маленькими отверстиями для просачивания: эти сосуды ставились на землю.

В каждом квартале были общес­твенные колодцы, превосходная для того времени система канали­зации и водопровод, по которому подавалась на вторые этажи зда­ний нагретая солнцем вода. В Мохенджо-Даро была большая общес­твенная баня с кабинами и детским отделением. Из бани вода вытекала по сточной трубе в главный крытый канал, который проходил по каж­дой улице. Все каналы вливались в большую яму, находившуюся за го­родом. Система этих водостоков считается самой совершенной в древнем мире.

Большую часть домашней утва­ри жители Мохенджо-Даро делали из меди или бронзы; для сельско­хозяйственных работ изготовляли лемеха и серпы, для ремесленни­ков — топоры, пилы, лопаты, для воинов — мечи, пики, копья и кин­жалы...

Из одежды женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой, жем­чужным поясом или лентой и ве­ерообразный головной убор, в прохладную погоду набрасывали на плечи накидку. Мужчины бы­ли еще скромнее в одежде, до­вольствуясь лишь набедренной повязкой. Никто не носил обуви, зато прическе уделялось огром­ное внимание, причем большими щеголями были мужчины. Если женщины чаще всего только за­плетали косу, то мужчины дела­ли прямой пробор и связывали волосы лентой, иногда собирали их узлом.

Насколько женщины были не­притязательны в одежде, настоль­ко же взыскательны к украшени­ям. Они носили серебро и налобные повязки,  пояса  из  позолоченной бронзы, шпильки для волос с фи­гурными головками и гребни из слоновой кости.

Несмотря на многочисленные исследования, ученых до сих пор продолжают волновать существен­ные для истории этой цивилизации вопросы. Кто возвел эти города, процветавшие 40 столетий тому на­зад? К какой расе относились оби­тавшие здесь люди, на каком языке они изъяснялись? Какая у них была форма правления?

Признаки упадка культуры Мо­хенджо-Даро стали замечаться около 1500 года до н. э. Дома строи­лись небрежнее, и уже не было в городе тех строгих линий улиц. О причинах гибели города в ученом мире выдвигалось много различ­ных версий. Согласно одной из версий, всему виной было резкое изменение русла Инда, вызванное сильным тектоническим сдвигом. Исследования геологов показыва­ют, что землетрясения не раз на­рушали нормальную жизнь в Мо­хенджо-Даро и, в конце концов, привели к возникновению гигант­ского озера. Вода часто затопляла город, поэтому для защиты от на­воднений и была возведена укреп­ленная стена. Однако эти предпо­ложения еще требуют доказа­тельств. Другие ученые полагали, что город и его население погибли от нашествия арийцев, которые перебили всех жителей Мохен­джо-Даро и разрушили их дома. Однако обнаруженные в городе скелеты последних его обитателей версию о нашествии чужеземных племен не подтверждают. Так что окончательного ответа о причинах гибели этой цивилизации наука еще не дала.

Примерно тем же временем ис­торическая наука датирует появ­ление "Вед" — одного из самых ста­рых письменных источников, из­вестных человечеству. Относитель­но эпохи возникновения эпосов "Махабхарата" и "Рамаяна" ученые пока не пришли к единому мнению.

Астра-Видья и Виманы

Как расшифровать записанные знаками умершего языка образы, рождаемые сознанием древних браминов? Современные исследо­ватели и журналисты, живущие в условиях постоянного научно-технического прогресса, часто не могут удержаться от неоднознач­ных интерпретаций доисторичес­ких сказаний, после которых они становятся хрониками не просто древних, но и внеземных цивили­заций. Тем более что многие тек­сты могут быть истолкованы как описания космических кораблей, межзвездных путешествий, а ле­генда "Вараха мира", датируемая 550 годом до н.э., оперирует, на­пример, единицей длины, сравни­мой (по некоторым данным) с раз­мером атома водорода. С другой стороны, трудно удержаться от соблазна преподнести подобным образом некоторые непонятные моменты текстов, когда существу­ет столько читателей, ожидаю­щих от авторов удивительных сенсаций...

Image 

Почти все древнейшие сказания Индии повествуют, что когда Ве­ликий Бог Брама (Брахма) создал Небо и Землю, то, умилившись со­вершенством своего творения, он удалился отдыхать под сень Не­бесного Дерева, передав власть над миром своим потомкам. А они разделялись на две группы — на собственно Богов и их старших братьев Асуров. Каким виделся их облик представителям древней­шей цивилизации сказать крайне трудно. В "Ведах" Асуры изобра­жены в виде змееподобных чудо­вищ, воплощавших в себе враж­дебные людям силы Природы, а в наиболее древних эпосах и сказа­ниях их образы даны иначе. Но ле­генды Древней Индии любопытны еще и тем, что упорно повествуют об отголосках происходившей в незапамятные времена "Войны в Небесах" между Богами и Асурами, о которой повествуется, на­пример, в индийском эпосе "Виш­ну Пурана".

Из таких литературных источ­ников, как "Вишну Пурана", "Матсья Пурана", "Линга Пурана" и прочих (часть которых входит в величайший памятник древнеин­дийской словесности "Махабхарата"), мы и черпаем сведения о не­коем "высшем" или "небесном" оружии, которое получило наиме­нование — "Астра-Видья"...

В "Дрона Парва" (одна из книг "Махабхараты") показано приме­нение одного из вариантов "Астра-Видьи". Снаряды, подобные ог­ромным огненным шарам, выво­дят из строя целые армии. В ре­зультате — множество воинов врага, вместе с оружием, боевыми слонами и колесницами, поднима­ются в воздух и уносятся могучим вихрем, как сухие листья с дере­вьев...

"...Один-единственный снаряд взорвался со всесокрушающей си­лой. Раскаленный столб дыма и пламени, такого ослепительного, как 10 тысяч Солнц, рванулся в не­бо во всем своем устрашающем ве­личии. Это было неизвестное ору­жие, Железная Молния, гигант­ский посланец смерти, превратив­ший в пепел всех людей Врисхни и Андхака. Их тела были страшно обожжены. У них выпадали волосы и ногти, их гончарные изделия растрескались без видимых при­чин, а у всех птиц в округе побе­лели перья. Через несколько ча­сов вся пища оказалась отравлен­ной... Спасаясь от этого огня, вои­ны бросались в реку, чтобы омыть себя и свое снаряжение".

А вот еще одно опи­сание    "Астра-Вид: приведенное  в  "Карна Парва":

"...Убийственная стрела — как палица смерти. Раз­мер ее три локтя и шесть футов. Ее мощь, как у тысячи молний Инд-ры, и она уничтожает все живое вокруг..."

Это оружие имело собственное название — "брахмаширас". что переводится, как "далеко летящая стрела". Предания Древней Индии повествуют о некоем Арджуне. ко­торый решил воспользоваться "Астра-Видьей", испросив ее у Бо­гов, чтобы сразиться с Асурами. Он попросил это оружие у Шивы, которое способно разрушать од­новременно ВСЕ ТРИ МИРА (или "три плана бытия"). Именно Шива и научил Арджуну управлять этим оружием "мыслью, словом и руками". Бог смерти Яма вручил Арджуне еще и "булаву, поража­ющую неотвратимо". А Бог Варуна передал ему свою Петлю, "разо­рвать которую никто не в силах, любой враг, попавший в нее, теря­ет силы и гибнет".

Эпос "Рамаяна" как бы предо­стерегает:

"Стрела Смерти обладает такой мощью, что может в одну минуту уничтожить всю Землю, а ее ужа­сающий звук, разносящийся сре­ди пламени, дыма и пара... слу­жит предвестником всеобщей ги­бели".

Но все же самыми таинствен­ными и загадочными (особенно в свете самых смелых интерпрета­ций, которые часто дискредити­руют серьезные выводы» в древ­них рукописях являются описа­ния летательных аппаратов — "виман".

Как говорится в рукописи "Виманика Шастра", "вимана" — это аппарат "для полетов с острова на остров, с материка на материк и из мира в мир...".

Еще одним древним источником, содержащим в себе информацию о виманах, является "Самарангна Судрахара". В этом раритете даже сравниваются между собой раз­личные типы виман. упоминаются недостатки и преимущества каж­дого из них, указаны способы при­земления. А вот описание взлета виманы: "Под воздействием сил, скры­тых в ртути и создающих движу­щий воздушный вихрь, человек, находящийся внутри виманы, мо­жет совершить путешествие в поднебесную даль... С помощью ртути вимана может приобрести силу, не уступающую силе мол­нии... Если этот железный двига­тель с правильно соединенными частями наполнить ртутью, а его верхней части сообщить нужный нагрев, то он начнет проявлять мощь, издавая при этом звук, по­хожий на львиное рычание... Ви­мана мгновенно окажется в небе и будет там подобна сверкающей жемчужине...".

Что же касается "Виманики Шастра", то эта уникальнейшая рукопись содержит более 10 глав (во всяком случае, столько их из­вестно сейчас) и представляет со­бой нечто среднее между спра­вочником, учебным пособием и... руководством по эксплуатации и боевому применению виман!

Одновременно со всем этим "Махабхарата" содержит и весь­ма любопытные астрономичес­кие сведения. Так, например, Арджуна, во время полета на не­бесной колеснице бога Шивы, уже за пределами Земли с вели­ким удивлением обнаружил, что сияющие тела, которые людям представляются крошечными, как огоньки светильников, вы­глядят вблизи огромными светя­щимися шарами. Герой эпоса изумился, "видя различные ми­ры, сиявшие собственным све­том", и попросил по этому поводу разъяснений у Матали (возниче­го колесницы Шивы). На что тот ответил:

"Это небесные тела, которые ты как звезды наблюдал с Земли..."

Автор: Александр Кульский,

кандидат технических наук, зам. зав.

кафедрой Общей и теоретической

физики, ФМФ, НТУУ(КПИ)

astroera.net

Культура Древней Индии. Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации, отличающаяся высоким уровнем культуры. Раскопки в долине реки Инд доказывают наличие здесь уже в III - II тыс. до н. э. яркой и самобытной культуры. Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенным показателем данной цивилизации явилась система водоснабжения и канализации.

Мифология

Древнеиндийская мифология (ведическая религия) опиралась на представление о борьбе дэвов (богов) и асуров (демонов). Боги – носители истины и порядка, демоны – носители стихийного начала. Упанишады, излагающие космогонию, рассматривают в качестве божественной личности Брахман и Атман как индивидуальное и универсальное космическое бытие.

В I тыс. до н.э. древнеиндийскую духовную жизнь начинает определять брахманизм. Верховным богом признается Брахма (создатель Вселенной), а два других лица троицы – Вишну, сохраняющий ее и Шива, ее разрушающий. В основе вероучения брахманизма лежит признание мира иллюзией, а людские страдания и бедствия – несущественными. Подлинная реальность заключается в существовании мирового духа – Брахма.

В «осевое время» формируются три новые формы антибрахманистского движения – бхагаватизм, джайнизм и буддизм. В бхагаватизме Брахме противопоставляется Кришна. Согласно этому учению, чтобы стать совершенным, необходимо научиться совершать все действия отрешенно. Джайнизм проповедует четыре запрета – невреждение жизни, правдивость, запрещение воровства, воздержание от привязанностей. В основе учения лежит представление о жизни как о страдании, которое связывается с действием закона кармы.

Религия

Буддизм зародился в V в. до н.э. в Бенгалии, на северной окраине долины Ганг. Его основоположник – Сиддихартха, принадлежащий к царскому роду Гаутама. Будучи тесно связанным, с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь есть зло, поскольку она ведет к страданиям. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания.

В центре буддизма – учение о стремлении к нирване (идеал), к состоянию без всяких земных желаний и жизненных привязанностей. Личность Будды, просветленного истиной, связывалась с поиском пути к спасению, избавлению от страданий. Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Согласно буддизму жизнь есть страдание, корень страдания - жажда жизни, избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, а путь избавления «восьмеричен».

«Восьмеричный» путь избавления от страданий и жажды жизни предусматривает «правильное понимание; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное внимание; правильное сосредоточение». Ступень сосредоточения Будда назвал нирваной (угасанием, потуханием). Достигший его приходит к состоянию высшего и полного просветления.

В Индии, в конце I тыс. н.э., в результате развития ведической религии, брахманизма, ассимиляции народных верований сформировался индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом «воздания» (карма) за добродетельное или дурное поведение при жизни, почитание верховных богов или их воплощений, соблюдение кастовых бытовых правил.

Философия

В период «осевого времени» в Индии также складывались философские школы. Известны шесть классических систем индийской философской мысли: вайшешика, веданта, миманса, йога, санкхья, ньяя.

Школа вайшешика учила, что бог не творит мир, а осуществляет надзор над пятью стихиями: землей, водой, огнем, воздухом, звуком. Пять стихий (махабхут) соответствуют пяти органам чувств (индриям), которые мыслятся обособленными от тела. Пяти стихиям присущи две формы: причина как разделенность мира на атомы в период космической ночи и начала творения; и следствие как образованные из атомов тела, органы чувств и объекты.

Школа веданты учит, что основой всех явлений природы и общества является «Брахман – атман», на которого не распространяются категории времени, пространства, причины и следствия, движения и покоя, количества и качества. Эти категории присущи лишь миру явлений. Вселенная, согласно идеям веданты, есть магическая сущность, равная неведению, скрывающей истинную сущность Брахмана, которая равна вечности, безначальности, неуничтожимости. На уровне чувственного мира существует множественность душ, наделенных индивидуальностью как сжатой историей ее прошлых рождений. Душа – это сознание, которое только в глубоком сне обретает свою собственную сущность, отождествляясь с Брахманом.

Школа миманса сформировалась как результат исследования Вед. Учение школы связано с сохранением сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме и необходимостью правильного совершения ритуалов. Понимая Веды как особую священную реальность, они выдвинули тезис об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях. Речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, подобно лучу света, который лишь выхватывает из тьмы предметы, но не создает их.

Школа йоги призвана научить преодолевать страдания жизни. Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий, другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой – атманом. Третьи понимали под йогой процесс разъединения сознания и материи, т.е. «освобождение». В основе философской школы санкхья лежит учение о дуализме сознания и материи. Школа ньяя интересовалась главным образом вопросами познания. По их учению все, что недоступно чувственному познанию, не имеет реального существования, включая и Брахман.

Литература

Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим источником для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также науки и культуры первой половины I тыс. до н.э. служит эпическая литература.

Основными памятниками эпической литературы стали «Махабарата» и «Рамаяна». Сюжетная основа этих произведений – борьба за власть внутри царских родов Северной Индии. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов. Например, мифами о сотворении мира, рассуждениями на религиозно-философские и другие темы.

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия.

Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя. Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы и др.

Архитектура

Примером расцвета архитектурного искусства в Древней Индии является дворец царя Ашоки (III в. до н.э.), с расположенными ярусами тремя залами, с каменными и деревянными колоннами, обвитыми золотыми виноградными лозами. Формы сочетались с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм. Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки.

С распространением буддизма стали создаваться культовые сооружения - ступы, имеющие полусферическую форму, символизировавшие Небо и бесконечность. Развивалось пещерное зодчество в виде пещерных комплексов, включающих пещерный храм и общежитие буддийских монахов, представляющих великолепное единство архитектуры, скульптуры и живописи.

Ко II-I вв. до н.э. относятся великолепно моделированная и ювелирно отделанная статуя брахманистского божества Шивы в Гудималламе, где он олицетворяет творческое начало Вселенной. Династия Гуптов (IV - V вв.) оставила искусству Индии небольшие, гармоничные, изящные по форме храмы.

Искусство

Древняя индийская художественная культура стала одной из наиболее значительных и своеобразных культур народов Азии. На юге Индии найдены художественные памятники первобытной эпохи: пещерные рисунки, запечатлевшие сцены охоты, и пр. Позднее изобразительное искусство Индии обогатились скульптурой (изображением животных, людей, божеств), расписной керамикой, ювелирными изделиями.

Широкое распространение получила монументальная скульптура из камня. Эти статуи поражают монументальностью образа, законченностью и совершенством форм. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствует о богатстве и роскоши. Изображения животных сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью и красочностью.

Совершенства достиг древнеиндийское изобразительное искусство ваяния, художественного ремесла, фресковой живописи. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств.

Значительное место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Наука

Со второй половины III тыс. до н.э. в Индии известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейших источниках их называют веды. Сохранились упоминания об агрикультуре, обработке металла, медицине, геометрии и др.

Подлинного подъема индийская наука достигли в IV-II вв. до н.э. В этот период учеными была создана десятичная система исчисления, знание извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа «пи», арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Была известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали ее вращаемость вокруг своей оси. Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.

Социальная культура

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых социальных групп общества по сословиям «варны» и по профессиональной деятельности «касты». В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй.

Варновый строй объявлялся религией извечно существующим порядком, результатом божественного промысла. По богословской версии, творец всего сущего Брахма сотворил брахманов из своих уст. Они призваны представлять знатные жреческие роды, осуществлять контакты с божеством и управлять государством. Кшатриев (военную знать) он сотворил из своих рук, вайшьев - из бедер, а шудр - из ступней.

В трудовое население входили вайшьи и шудры. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей, а шудры безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

Обозначившиеся границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Однако установившийся кастовый строй, придавая своеобразие индийской общественной жизни, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) древнеиндийской культуры?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Древней Индии.

3. Постройте теоретическую модель системы древнеиндийской культуры.

megaobuchalka.ru

История развития представлений о Вселенной

История развития представлений о Вселенной

С ранних времен человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по-разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звезд, а в Китае идеи гармонии переносились на всю Вселенную.

Развитие этих представлений в разных частях света шло по-разному. Но если в Старом Свете накопленные знания и представления в целом никуда не исчезли, лишь передаваясь от одной цивилизации к другой, то о Новом Свете такого сказать нельзя. Виной тому — колонизация Америки европейцами, уничтожавшая многие памятники древних культур.

В период Средневековья представление о мире как о едином целом не претерпевает существенных изменений. И тому две причины. Первая — сильное давление ортодоксальных богословов, характерное как для католической Европы, так и для исламского мира. Вторая — наследие прошлого, когда представления о мире строились из неких философских концепций. Необходимо было осознать, что астрономия являлась частью физики.

Первый значительный толчок в сторону современных представлений о Вселенной совершил Коперник. Второй по величине вклад внесли Кеплер и Ньютон. Но поистине революционные изменения в наших представлениях о Вселенной происходят лишь в XX веке. Даже в начале его некоторые учёные считали, что Млечный Путь — вся Вселенная.

На относительно небольшой территории между Тигром и Евфратом, последовательно сменяя друг друга, существовали несколько культур. Их космогонические воззрения похожи друг на друга. Меняются имена богов, некоторые детали, но суть остается.

Согласно описанию Диодора Сицилийского, у народов Месопотамии Вселенная делится на три мира: небесный мир бога Ану, надземный мир Бела, отождествляемого с Энлилем, и подземный мир, где владычествует Эа. Второй мир, надземный, подобен горе и имеет вид вид опрокинутой круглой барки, выдолбленной снизу. Небесный мир повторяет форму наземного, отмежевываясь от него небесным океаном. Солнце ходит с востока на запад, следуя установленному ему пути, ровно как и звезды[3][4].

Что касается астрономических познаний, то тут все гораздо сложнее. Во-первых, датировка древнейших и по сути единственных источников на данную тему mul APIN и «Астролябии» крайне неточна и в различных работах может отличаться на тысячелетия, хотя большинство исследователей склоняются к касситскому периоду. Во-вторых, объекты, описанные в астролябиях и mul APIN, до сих пор отождествлены лишь частично, хотя гипотез высказано немало. В-третьих, кроме как о неподвижности звезд из этих источников о представлении древневавилонских астрономов ничего сказать невозможно: нет никакого объяснения насчет движения планет и нет ничего насчет собственного движения звезд, которое можно было нетрудно заметить, учитывая период и точность наблюдения.

Также нет уверенности в том, как рассчитывалось движение звезд. Часть исследователей утверждают, что вавилоняне уже использовали сферическую систему координат, однако оппоненты, опираясь на противоречие с космогоническими воззрениями и ряд других несоответствий, оспаривают данную точку зрения.

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Существовало несколько различных версий[5].

Так в одной, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Пространство мира не было для египтян однородным и изотропным. Каждый крупный храм считался особым местом, «сгустком бытия». Особыми местами были и пирамиды со своей сложной и загадочной топологией. А влияние направления течения Нила с юга на север было крайне сильным. Настолько, что когда египетские войска увидели Евфрат, текущий в обратную сторону, они назвали его перевернутой рекой (Му кеду, досл. «Перевёрнутая вода», транслит. егип. mw-qd.w)[6].

Из астрономических текстов в оригинале до нашего времени ничего не дошло, кроме художественных росписей на саркофагах времен Среднего царства и надписи времен Нового царства. Также к астрономическим документам можно отнести и карты «деканов». По всей видимости речь идет о звездах или созвездиях, но уверено отождествить можно лишь Сириус и Орион. Возможно, древние египтяне имели свой способ вычисления положения деканов, значительно отличающийся от нашего и утерянный к началу Среднего царства[7].

Древняя Греция, как и многие другие древние цивилизации, создала своё представление о Вселенной. Но уникальность древней Греции состояла в том, что она имела не одну модель: различные философские школы выдвинули крайне различные модели мира, и каждая была тем или иным образом «аргументирована».

Ранние философские школы выделяли те или иные вещества или фигуры как основополагающие. Через эти основы и строились ранние представления о Вселенной. Так, то земной диск плавает в воде, как это было у Фалеса из Милета, то просто цилиндр плавает в бесконечном пространстве, как это было у Анаксимандра и т. д.

Пифагорейцы предложили пироцентрическую модель Вселенной, в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии). Чтобы в сумме получилось священное число — десять — сфер, шестой планетой объявили Противоземлю (Антихтон). Как Солнце, так и Луна, по этой теории, светили отражённым светом Гестии[8]. Эта система мира была описана Филолаем Кротонским.

Большинство древнегреческих учёных, однако, были сторонниками геоцентрической системы мира, также основанной пифагорейцами.

Расстояния между светилами у пифагорейцев соответствовали музыкальным интервалам в гамме; при вращении их звучит «музыка сфер», не слышимая нами. Пифагорейцы считали Землю шарообразной, а некоторые из них (Экфант и Гикет из Сиракуз) — даже вращающейся вокруг оси, отчего и происходит смена дня и ночи.

Платон (ок. 428-ок 347) анализировал весь мир через призму своих представлений о духовной сущности. Неизбежно это сказывалось и на устройстве мира. Звезды у него были «божественными сущностями» с телом и душой. Их видимая форма — это огонь, и он светит для того, чтобы они выглядели самыми яркими и прекрасными. А для сходства со Всецелым они были созданы шарообразными. Космос в представлении Платона не вечен, так как всё, что ощущается, есть вещь, а вещи старятся и умирают. Более того, само Время родилось вместе с Космосом.

Платон же первым предложил разложить неравномерные движения светил на «совершенные» движения по окружностям. На этот призыв откликнулся Евдокс Книдский. В своих (несохранившихся) сочинениях он изложил теорию гомоцентрических сфер — кинематическую схему движения планет, объясняющую попятное движение планет (с несколькими наложенными круговыми движениями) всего по четырём сферам, в центре которых находилась Земля.

Структура Вселенной по Аристотелю. Цифрами обозначены сферы: земли (1), воды (2), воздуха (3), огня (4), эфира (5), Перводвигатель (6). Масштаб не соблюдён

Космологическую систему, имевщую большое значение в Средневековье, создал Аристотель. Он полагал, что небесные тела переносятся в своём движении твёрдыми небесными сферами, к которым они прикреплены. По его мнению, всё, что движется, приводится в движение чем-нибудь внешним, которое, в свою очередь, также чем-то движется, и так далее, пока мы не дойдем до двигателя, который сам по себе неподвижен — до Перводвигателя. Землю он считал неподвижной.

Гераклид Понтийский (2-я половина IV века до н. э.) предполагал вращение Земли вокруг оси. Кроме того, на основании дошедших до нас скудных сведений можно предположить, что Гераклид считал Венеру и Меркурий обращающимися вокруг Солнца, которое, в свою очередь, обращается вокруг Земли. Существует и другая реконструкция система мира Гераклида: и Солнце, и Венера, и Земля вращаются по окружностям вокруг единого центра, причём период одного оборота Земли равен году[9]. В таком случае теория Гераклида являлась органическим развитием системы мира Филолая и непосредственным предшественником гелиоцентрической системы мира Аристарха.

В первой половине III в до н. э. Аристарх Самосский предложил гелиоцентрическую систему мира. Исходя из гелиоцентрической системы и ненаблюдаемости годичных параллаксов звёзд он сделал вывод, что расстояние от Земли до Солнца пренебрежимо мало по сравнению с расстоянием от Солнца до звёзд. Кроме того, он предложил метод измерения расстояния до Солнца и Луны и их размеров. По его оценке, Земля по объёму в 250 раз меньше Солнца. Хотя численно он и ошибся, его метод позволил установить, что Земля намного меньше Солнца.

С III века до н. э. греческая наука усвоила достижения вавилонян, в том числе достижения в астрономии и математике. Но греки пошли значительно дальше. Около 230 года до н. э. Аполлоний Пергский разработал новый метод представления неравномерного периодического движения через базовую окружность — деферент — и кружащуюся вокруг деферента вторичную окружность — эпицикл; само светило движется по эпициклу. В астрономию этот метод ввёл Гиппарх, работавший на Родосе.

В I веке до н. э. Гемин обнародовал мнение, что звёзды только кажутся лежащими на одной сфере, а на самом деле они располагаются на разных расстояниях от Земли. Есть все основания полагать, что это мнение также зародилось ранее, в III или II веке до н. э., поскольку оно ассоциируется с возможностью существования собственных движений звёзд, возможность которых предполагал Гиппарх: наличие таких движений несовместимо с представлением о звёздах как о телах, закреплённых на одной сфере.

Эпицикл и деферент, согласно теории вложенных сфер.

После длительного упадка в конце I в н. э. — начале II в н. э. возобновляются исследование небесных и разработка моделей мира. Теон Смирнский описывает теорию вложенных сфер — физическую теорию, пытающуюся объяснить теорию эпициклов. Суть её в следующем. Представим себе две сделанные из твёрдого материала концентрические сферы, между которыми помещена маленькая сфера. Среднее арифметическое радиусов больших сфер является радиусом деферента, а радиус малой сферы — радиусом эпицикла. Вращение двух больших сфер заставит маленькую сферу вращаться между ними. Если поместить на экватор малой сферы планету, то её движение будет в точности таким, как в теории эпициклов; таким образом, эпицикл является экватором малой сферы.

Этой теории, с некоторыми модификациями, придерживался и Птолемей. Она описана в его труде Планетные гипотезы[10]. Там отмечается, в частности, что максимальное расстояние до каждой из планет равно минимальному расстоянию до планеты, следующей за ней, то есть максимальное расстояние до Луны равно минимальному расстоянию до Меркурия и т. д. Максимальное расстояние до Луны Птолемей смог оценить с помощью метода, аналогичного методу Аристарха: 64 радиуса Земли. Это дало ему масштаб всей Вселенной. В результате вышло, что звезды расположены на расстоянии около 20 тысяч радиусов Земли. Птолемей также сделал попытку оценить размеры планет. В результате случайной компенсации ряда ошибок Земля у него оказалась средним по размеру телом Вселенной, а звезды — имеющими примерно тот же размер, что и Солнце.

По мнению Птолемея, совокупность эфирных сфер, принадлежащих каждой из планет — это разумное одушевленное существо, где сама планета выполняет роль мозгового центра; исходящие от него импульсы (эманации) приводят в движение сферы, которые, в свою очередь, переносят планету. Птолемей приводит следующую аналогию: мозг птицы посылает в её тело сигналы, заставляющие двигаться крылья, несущие птицу по воздуху. При этом Птолемей отвергает точку зрения Аристотеля о Перводвигателе как причине движения планет: небесные сферы совершают движения по своей воле, и только самая внешняя из них приводится в движение Перводвигателем[11].

Были и другие попытки придать физический смысл теории эпициклов, которые также основывались на геоцентрической системе мира[12].

Развивались также взгляды, выходящие за рамки геоцентризма. Так, Птолемей дискутирует с некоторыми учёными (не называя их по имени), которые предполагают суточное вращение Земли. Латинский автор V в. н. э. Марциан Капелла в сочинении Брак Меркурия и филологии описывает систему, в которой Солнце обращается по окружности вокруг Земли, а Меркурий и Венера — вокруг Солнца.

Одним из древнейших памятников, хранящий космографические взгляды древнего Китая — Чжоу би суань цзин («Канон расчета чжоуского гномона»/«Счетный канон чжоуского/всеохватного гномона»). В ней описывается модель «куполообразного неба». Согласно ей небо — это купол, отнесенный на расстояние около 46 тыс. км, поверхность Земли выпукла, а сама она суть плавающий остров с квадратными берегами.

Согласно древнекитайским верованиям, мир возник из первоначального хаоса, заключённого в огромном яйце. Внутри этого яйца возник Паньгу[13]. Он спал на протяжении 18 000 лет, а когда проснулся, обнаружил рядом с собой долото и топор. С их помощью он расколол яйцо. Всё тяжёлое и грязное (инь) образовало землю, всё чистое и лёгкое (ян) — небо. Когда много тысяч лет спустя он умер, его последний вздох стал ветром и облаками, вскрик — громом, правый глаз — луной, а левый стал солнцем. Его тело превратилось в горы, руки и ноги — в четыре части света, кровь — в реки, кожа и волосы — в леса и травы, зубы и кости — в металлы и камни, жилы — в дороги[14].

Древняя Индия[править | править исходный текст]

См. также: Индийская астрономия

Представление о космосе в ведийский период (XVI-VI века до н. э.) содержится в Махабхарата.

Астрономические знания на тот период описаны в ведах, а также в примыкающей к ним Джьотиша-веданга. В них описываются 28[15] лунных стоянок, накштар, а также даются способы расчета положения Солнца и Луны.

Позже, в брахманский период были составлены пураны, в частности Бхагавата-пурана, содержащая представления о мире в то время. Дословная её трактовка приводит к многочисленным противоречиям и логическим неувязкам внутри самого текста. Ричард Томпсон в цикле своих работ показал, что большинство из них исчезают, если рассматривать текст как художественное описание цепочки различных проекций.

Так, модель Солнечной системы — геоцентрическая модель, ныне носящая название системы Тихо Браге: все планеты кроме Земли вращаются вокруг Солнца, а само Солнце вокруг Земли. Известные на тот момент планеты это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, то есть все, видимые невооруженным глазом. Самая дальняя орбита у Сатурна, она же объявляется той границей, до которой распространяется свет. Примечательно, что указанные размеры орбит всех известных планет по порядку согласуются с современными измерениями, в то время как учёные античной и средневековой эпох сильно занижали масштабы солнечной системы. Однако, истинных масштабов Вселенной древние индусы себе не представляли: как и в древней Греции звёзды считались чем-то близким, а их свет — это отражённый свет Солнца.

Описание Земли — это проекция глобуса на плоскость, с нанесённой видимым движением Солнца — эклиптикой. Более позднее понимание Земли как плоского диска связано, по всей видимости, с деградацией понимания это описания: оно начинает пониматься буквально. Ричард Томпсон, ссылаясь на сторонние исследования также отмечает, что такая деградация происходила повсеместно. Есть косвенные указания, что размер Земли и её формы тоже понимались правильно. Но при этом она считалась неподвижной. В гораздо более поздний период индийский учёный Арьябхата в своём трактате, изданном в 499 году, предположил, что Земля вращается вокруг своей оси, однако в дальнейшем эта гипотеза не получила широкого распространения.

studfiles.net

Древняя Индия | Эллора

Эллора, храмы

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков. Двенадцать из них являются буддийскими, два - джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской части ансамбля относится огромный скальный храм Кайласанатха.

Эллора, храмыВозникновение пещерных храмов Эллоры относится к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под свой властью западные территории Индии. Средневековые арабские хронисты называли государство Раштракутов в числе величайших государств того времени наряду с Арабским халифатом, Византией и Китаем.

Раштракуты были самыми могущественными индийскими правителями того времени. Около 750 года они начали в своих землях грандиозное строительство. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты. Но как природные особенности, так и веяния нового времени, привели к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала играть каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры, созданные в начале VIII века, значительно отличаются от Аджанты своими размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 40х40 метров. Стены залов в изобилии украшает каменная скульптура и рельефы.

Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит их трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец шириной 33 метра и глубиной 20 метров, вход в который ведет через узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров. Он состоит из трех рядов квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. Высота фасада составляет 16 метров.

В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. А когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными и суровыми, элементарно простыми формами. Ширина и глубина залов достигает 30-40 метров. Мрачное мистическое настроение в храме усиливается благодаря эффекту сгущающегося в его глубине сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.

Такое же впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствует практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителя. Страшные фантастические изваяния, вырубленные в скале, производят особенно сильное и гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и резким контрастом света и тени.

Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Каменная резьба украшает весь фасад пещерного храма, но ее пышность только подчеркивает массивность колонн, напоминающих напрягшиеся в нечеловеческом усилии мускулы. В более поздних пещерных залах Эллоры чувствуется утрата скульпторами художественных достижений мастеров предыдущей эпохи. Храмовый комплекс Эллоры завершал собой древнеиндийскую традицию возведения скальных храмов.

Центральным сооружением Эллоры является огромный храм Кайласанатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале. Необычна сама идея подобного сказочного здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно. уникален и сравнить его можно разве что со скальными храмами Древнего Египта - Абу-Симбелом и храмом богини Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Величественные и неповторимый скальный храм Кайласанатха высечен как скульптура, из монолитной скалы, изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя глубокими, до тридцати метров глубиной, расселинами. Этот скальный массив обтесывался, начиная сверху и до самого низа, без применения строительных лесов. Первоначально весь храм Кайласанатха был покрыт белой штукатуркой и назывался Ранга Махал - “окрашенный дворец”. Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на фоне скал.

Храм Кайласанатхи строился, а точнее, вырубался в скале, очень долго. Его начали создавать при правителе Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм возвышается посредине вырубленного из скалы двора площадью 58х51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы. Площадь храма составляет 55х36 метров.

Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, словно держащих на своих спинах тяжесть здания храма. Тесно стоящие ряды слонов высечены таким образом, что кажется, что это только видимая их часть, а остальные слоны скрыты под массивом храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер - ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше…

Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Как писал русский дореволюционный индолог И. П. Минаев, храм в Эллоре имеет “такую массу изображений, что может почитаться книгой индийской мифологии”.

Одно из наиболее интересных изображений на стенах храма Кайласанатха - рельеф “Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас”. Это одно из самых драматических произведений индийской средневековой скульптуры. Центральное событие рельефа - укрощение богом Шивой демона Раваны, стремящегося разрушить священную гору Кайлас (ипостась священной горы Меру), на которой обитает Шива. Этот сюжет символизирует столкновение сил добра и зла. Разъяренный демон, изображенный в виде страшного многоголового и многорукого существа, беснуется в ярости, безуспешно пытаясь поколебать священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его жена Парвати. Но бешеные усилия демона не страшны Шиве: одним легким мановением руки он усмиряет чудовище.

Не менее интересны и другие рельефы храма Кайласанатха: “Шива-победитель”, “Похищение Ситы”. Они исполнены с таким искусством, с такой захватывающей экспрессией, что зритель не может оставаться просто наблюдателем и в какой-то момент его искренне захватывает драматизм изображенных событий. Такое воздействие художественного образа на человека впервые появляется в индийском искусстве только в Эллоре.

Вернуться  - храмы Индии

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

www.mysterylife.ru

Мифы Древней Индии Творение Вселенной

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерить время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в безбрежном и бездонном океане.

Через год из золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала небом, нижняя землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Мифы Древней Греции Ночь, луна, заря и солнце

Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной чер­ными конями, богиня Ночь-Нюкта. Своим темным покровом за­крыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звёзды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет — это юные сыновья богини Зари — Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно всё сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна-Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая всё серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии...

Всё ближе утро. Богиня Луна уже давно спустилась с небосклона. Чуть посветлел восток... Всё ярче разгорается восток. Вот открыла розопестрая богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся ароматы. Прос­нувшаяся земля радостно приветствует восходящего бога Солнце-Гелиос.

На четверке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с берегов Океана лучезарный бог. Верхи гор озаряют лучи восходящего солнца, одна за другой скрываются они в лоне темной ночи. Всё выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь.

Совершив свой дневной путь, бог Солнце спускается к священ­ным водам Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он поплывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог Солнце ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.

232

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1982. С. 15.

Кун Н. А, Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957, С. 68—69.

233

Л. Г. Морган Праздник благодарения клену

Культ ирокезов представлял собой своего рода систему. Он состоял из периодически повторяющихся празднеств, происхо­дивших в определенные времена года. Эти празднества обус­ловливались сменой времен года, созреванием плодов и сбором урожая. Они совершались ежегодно с одними и теми же уста­новившимися обрядами, которые передавались из века в век...

Ирокезы соблюдали шесть регулярных праздников или благо­дарственных служений. Первым по времени был праздник клена. Он представлял собой выражение благодарности самому клену, давшему людям свой сладкий сок. Следующим был праздник посева, целью которого было главным образом обращение к Великому духу с просьбой благословить семена. Третьим шел праздник земляники, установленный в благодарность за первые плоды земли. Четвертым был праздник зеленой кукурузы, предназ­наченный для выражения признательности за созревание кукурузы, бобов и тыкв. Следующим справлялся праздник жатвы, установ­ленный для общего благодарения "Нашим кормилицам" после сбора урожая. Последним в этом перечне был праздник Нового года, грандиозное празднество ирокезов, на котором приносилась в жертву белая собака...

В назначенное время из прилегающих округов собирался народ, одни предлагали религиозные наставления, другие готовились к пляске, третьи к играм, четвертые приходили ради удовольствия побыть на пиршестве. Это был один из нетерпеливо ожидаемых всеми праздничных дней. Утром пожилые женщины, выполняя возложенную на них обязанность, начинали готовить традиционное угощение в том изобилии, какое только допускалось временем года и условиями охотничьей жизни. Около полудня обычные в таких случаях развлечения и игры на открытом воздухе приоста­навливались, и народ собирался на совет. Затем один из хранителей веры произносил вступительную речь. Приведенная ниже речь, которая была произнесена при открытии одного из таких советов.., является типичным образцом подобных речей и иллюстрирует их главные особенности:

Друзья и сородичи! Солнце, правитель дня, высоко на своем пути, и мы должны спешить с выполнением нашего долга. Мы пришли сюда, чтобы соблюсти наш старинный обычай. Этот поря­док передан нам нашими отцами. Он был дарован им Великим духом. Великий дух всегда требовал от своего народа, чтобы он

234

воздавал ему благодарность за все оказанные благодеяния. Мы всегда старались жить, следуя этому мудрому поведению.

Друзья и сородичи, слушайте дальше. Выполнить этот долг мы собрались сегодня. Опять наступил сезон, когда кленовое дерево дает свой сладкий сок. Все благодарны ему за это, и потому мы ждем от вас, что все вы соединитесь в нашей общей благодарности клену. Мы тоже ожидаем, что вы присоединитесь к нам в воздаяние благодарности Великому духу, который мудро создал это дерево на благо человеку. Мы надеемся и ожидаем, что тот порядок и гармония сохранятся и в будущем.

Нередко за этой следовали и другие речи, носившие характер увещеваний, побуждающих народ к выполнению долга.

Когда кончались и эти речи и увещевания, объявлялось начало пляски, которая была важной особенностью их религиозных праз­днеств.

Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С. 101—102.

studfiles.net

Художественная культура Древней Индии. Практическое задание

Модуль предназначен для закрепления знаний по теме "Художественная культура Древнего мира (Художественная культура Древней Индии)" на уроке "Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, индуистских и буддийских религиозных и художественных систем. Язык индийского танца. «Скульптурное» мышление древних индийцев".

Категория пользователейОбучаемый, Преподаватель

Контактное время45 минут

ИнтерактивностьСредняя

ДисциплиныМировая художественная культура / Художественная культура Древнего мира / Художественная культура Древней Индии

Уровень образованияПрофессионально-техническая подготовка, повышение квалификации

СтатусЗавершенный вариант (готовый, окончательный)

Тип ИР сферы образованияинформационный модуль

Место изданияМосква

Ключевые словаШива

Автор

Спирина Елена Алексеевна

Преподаватель МХК ГОУ СОШ №112 ЦАО г. Москвы

Издатель

ИНФОСТУДИЯ ЭКОН ЗАО

ЗАО "ИНФОСТУДИЯ ЭКОН"

Россия, 109028, Москва, 3/12, Б. Трехсвятительский пер.,

Тел. - +7-495-916-8930, +7-495-917-3755Сайт - http://www.infostudio.ru Эл. почта - eс[email protected]

Правообладатель

Федеральное агентство по образованию России

Федеральное агентство по образованию России

Россия, 115998, Москва, Люсиновская ул., 51

Тел. - +7-495-237-9763, +7-495-236-0171Сайт - http://www.ed.gov.ru Эл. почта - [email protected]

Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере проигрыватель ресурсов.

Характеристики информационного ресурса

Тип используемых данных:application/xml, text/javascript, text/html, application/x-shockwave-flash, text/xml

Объем цифрового ИР1 281 999 байт

Проигрывательmulti-os

Категория модифицируемости компьютерного ИРзакрытый

Признак платностибесплатный

Наличие ограничений по использованиюесть ограничения

Рубрикация

Ступени образованияСреднее (полное) общее образование

Целевое назначениеУчебное

Тип ресурсаОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Классы общеобразовательной школы10, 11

Уровень образовательного стандартаФедеральный

Характер обученияБазовое

fcior.edu.ru