Многоженство в древней руси. Многоженство на Руси: было или не было? 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Существовало ли на Руси многожёнство. Многоженство в древней руси


Было ли многоженство в Древней Руси?

Русские детские народные сказки часто заканчиваются фразой -

Такое возможно только если был соблюден обычай соумерания, который часто практиковался

на Руси во времена язычества среди зажиточных русов и славян.

На фото 1 - Репродукция картины Г.Семирадского "Похороны знатного руса".

В центре картины женщина, которая на вопрос родственников мужа - "Кто из вас (трех) умрет с ним ?"

ответила, что особенно любила его. Сейчас она допьет третью чарку хмельного напитка, взойдет на

ладью, где её веревкой удушат, а потом сожгут вместе с умершим мужем, который сидит в ладье под

навесом в позолоченных одеждах.

Византийские и арабские купцы и путешественники, бывавшие на Руси, писали, что у русов были

несколько жен и наложниц -

Результаты археологических раскопок курганов и могильников подтверждают эти сведения. Были

найдены парные захоронения во всех крупных русских некрополях, где вместе с мужчиной была

похоронена его "посмертная жена", а в некоторых захоронениях и две жены.

На основании сочинений путешественников IX - X веков, былин и сказаний, сохранившихся летописей, археологических раскопок, можно сделать вывод, что

в Древней Руси существовало многоженство.

На фото 2 - Брачный обряд в Древней Руси.

Летописец Нестор порицал шумные весёлые игрища радимичей и вятичей, которые устраивались

на природе в языческие праздники жителями соседних селений. Молодые парни присматривали себе

невест, договаривались с ними, а потом умыкали вопреки воле родителей. Родителям невесты потом новоиспеченный муж приносил отрезанную косу девушки и выкуп. Нередко у парня уже была одна жена.

Брачный обряд у полян Поднепровья проводился по сговору между родами. Невесту приводили в дом

жениха родичи вместе с приданым.

На фото 2 показано свадебное шествие молодых на языческое капище, где их встречают волхвы,

которые проводят их к Священному дубу для поклонов и клятвы, затем они пройдут к Вечному Огню -

кострищу, в который бросят зерна и воздадут хвалу Перуну и другим богам.

Среди простого населения полигамия наблюдалась нечасто. В одном доме с мужем и женой могли

проживать и вести общее хозяйство родные сестры жены, не вышедшие замуж. Были случаи, когда

муж приводил новую хозяйку, которая ухаживала за больной женой, за детьми и вела всё хозяйство.

Гораздо чаще в летописях была зафиксирована полигамия (многоженство) среди знати, князей и других правителей.

Например, Рюрик - князь Новгородский, "имел несколько жен, но более всех любил Ефанду, дочь князя Урманского". В его палатах также жили родственники, слуги,рабы, наложницы и их дети, которых Рюрик

не признавал своими.

Великий князь киевский Владимир Святославович до женитьбы на византийской царевне Анне имел

четырех жен и около 300 наложниц. Когда он принял христианство, оставил себе одну жену, а наложниц

и остальных жен отдал своим приближенным, не имеющим жен.

Наложницами были у князей захваченные в войнах и походах пленницы, которые служили

для развлечения князя и его дружины.

Даже после принятия христианства многоженство ещё долгое время оставалось на Руси.

www.bolshoyvopros.ru

Многоженство в Древней Руси: vitalidrobishev

Модель семьи в Древней Руси очень отличалась от современной. До принятия христианства был широко распространен обычай многоженства. Об этом факте можно узнать из исторических летописей. Знаменитый Нестор Летописец, которому принадлежит авторство "Повести временных лет", с возмущением пишет о славянских племенах, где мужчины могли иметь несколько жен.У князя Игоря, кроме супруги Ольги, было еще несколько жен. Князь Ярополк состоял в браке с греческой красавицей, бывшей монахиней, которую захватил в плен его отец Святослав. При этом в исторических источниках пишется о том, что он также просил руки полоцкой княжны Рогнеды. Его брат Владимир Святославович до того как принял христианскую веру и женился на царевне Анне, содержал пять жен.

Многоженство было распространено не только среди восточнославянских племен, но и среди южных и западных славян. До принятия христианской веры польский князь Мешко имел семь жен. Чешский князь Славник также был женат сразу на нескольких женщинах. Кроме того, у него было более двадцати наложниц. Многоженство – одна из неотъемлемых составляющих жизни древнерусской знати. Вышеописанный князь Владимир Святославович имел около трех сотен наложниц в Вышгороде и Белгороде, затем еще две сотни он поселил в Берестове. Наложницами становились пленницы, которых князь захватывал в походах. Они развлекали князя и его воинов, их продавали на рынках.

Арабский писатель и странник, который жил Х веке, однажды совершил поездку на Волгу. Он описал тот факт, что зажиточные славяне могли иметь несколько десятков наложниц. Обычные члены общины, по отзывам многих древних авторов, имели всего одну жену по причине своей бедности.

По мнению историков, во времена Древней Руси существовал еще обычай левирата, когда мужчина был обязан жениться на супруге умершего брата. В летописных источниках пишется о том, что князь Владимир Святославович был женат на вдове своего брата Ярополка.

Структура семьи после принятия христианской религии Возникновение христианства в 988 г. внесло значительные изменения жизнь древнерусского общества. Князь Владимир после обращения в христианство отказался от полигамии и стал жить со своей женой Рогнедой. Однако у них не все складывалось хорошо, и были попытки убить друг друга, но это совсем другая история…

Далеко не все мужчины последовали примеру князя Владимира. В Церковном уставе Ярослава содержались статьи, которые предполагали наказание за многоженство. Позднее полигамию пресекали жесткими юридическими мерами.

Митрополит Киевский Иоанн в XI веке приказал не допускать до святого причастия тех, имеет более одной жены.

После принятия христианства наложничество не исчезло. Деятели церкви резко критиковали людей, которые живут в блуде с несколькими женщинами, но священники не могли напрямую повлиять на ситуацию и только обличали полигамию. Но это явление процветало, независимо от запретов и норм нового времени. В правовых документах того времени указывался тот факт, что дети, которых родила наложница, имеют право на наследство. При этом такой ребенок и его мать обретали свободу от рабства.

Древние летописи рассказывают о захватывающей истории любви князя Ярослава Осмомысла. Он был страстно влюблен в свою наложницу Анастасию и хотел взять ее в жены. Свою официальную жену Ольгу (дочь Юрия Долгорукого) он решил отправить в монастырь. Возмущенные бояре помешали ему совершить задуманное. Они заживо сожгли неугодную наложницу Анастасию, а ее сына отправили в темницу. А Ярослава Осмомысла принудили дать клятву проживать со своей законной супругой.

Вот такие суровые нравы царили на Руси. Источник

vitalidrobishev.livejournal.com

Каким было многоженство на Руси

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится...», «Аще имеет две жены водити...».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление - наложничество.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

МНОГОЖЕНСТВО НА РУСИ. Быт и нравы наших предков

Один из самых популярных преподавателей исторического факультета УдГУ, доцент Вадим Долгов выпустил научный труд  'Древняя Русь: мозаика эпохи'.

Мы беседуем с автором на темы, поднятые в его книге.

- Вадим Викторович, у Вашей книги есть подзаголовок 'Очерки социальной антропологии'. Объясните, пожалуйста, о чем речь?

- Речь идет не об истории событий (войн, реформ и пр.), а о повседневной жизни и особенностях мышления людей прошлого.

Вот, например, такой важный вопрос, как отношение к детям. В средние века отношение к ним серьезно отличалось от современного. Оно было гораздо суровей. Настолько суровым, что у ученых возникло подозрение, что средневековые родители совсем их не любили.  

Например, когда крестьянская семья уходила работать в поле, новорожденного ребенка могли туго запеленать и просто оставить в избе подвешенным на гвоздик на весь день. Но более глубокие исследования показали, что любовь была, только выражалась она в других формах. Меньше заботились о здоровье, зато больше - о душе. Вот если младенец умирал, родители не жалели никаких денег на оплату поминальных служб в церкви.

И вообще, семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней. Недавно в обществе обсуждалась проблема снижения брачного возраста. Много говорили о том, что ранние браки никогда не были свойственны нашей культуре. Это большое заблуждение. Согласно древнерусским православным нормам, брачный возраст для девочек наступал в 12 лет, а для юношей - в 15 лет. Иногда случались и более ранние браки. Кроме того, у древних славян в языческую эпоху существовал обычай многоженства. Вопреки распространенному мнению, многоженство было свойственно не только исламским странам.

- В исламе многоженство - тоже наследие языческой эпохи.

- Да, но христианство, принятое Русью в Х веке, в отличие от ислама, предписывало моногамию. Нужно сказать, что древний языческий обычай был довольно живучим. Церкви пришлось долго бороться против него, и победить удалось далеко не сразу. Например, князь Владимир I Святославич имел, согласно летописному свидетельству, 12 жен и 800 наложниц.

- Думается, что 800 наложниц - это все-таки преувеличение. Такую нагрузку примитивная экономика того времени вряд ли бы перенесла. У князя, наверное, и дружинников-то столько не было. И потом, это князь, представитель элиты, а простой крестьянин мог ли содержать несколько жен? В летописях об этом ничего не говорится.

- Свободный крестьянин-общинник в начальный период русской истории вел жизнь достаточно обеспеченную. А эксплуатация до складывания феодализма была слабой. В летописях, конечно, нет сведений о жизни простых людей, зато нам помогают светские и церковные законодательные акты. В них часты упоминания о многоженстве и среди рядовых жителей. Кроме того, отмечу, что не считались запретными и добрачные связи.

- Можно ли сказать, что в Древней Руси имела место сексуальная свобода?

- Нет. Регламентация существовала, только правила были иные, чем сейчас. Древнеславянская культура относилась скорее к типу просексуальных, т.е. положительно относящихся к сексу. И только много позже, благодаря влиянию христианства, утвердилось представление, что чувственная любовь - это 'злой грех'.

- Вы пишете в книге, что сексуальная жизнь древнего славянина была пронизана символическим содержанием...

- Это ярко видно, например, в известном эпизоде с изнасилованием полоцкой княжны Рогнеды, который содержится в летописном рассказе о 'приключениях' Владимира I. Начиная в 980 году свой поход на Киев, он, прежде всего, сватается к полоцкой княжне Рогнеде, уже сосватанной за старшего брата Ярополка, против которого и боролся Владимир. Княжна высокомерно отказывает ему. Тогда Владимир пришел с военной силой, убил родителей невесты, двух братьев, а саму Рогнеду изнасиловал и взял в жены...

- Но, может, это просто бесчинство опьяненного кровью завоевателя в покоренном городе?

- Нет, жестокая расправа с непокорной княжной в изображении летописи выглядит не просто как изнасилование, а как определенный символический акт, призванный утвердить Владимира в статусе победителя. Владимир не только 'был с ней' перед лицом ее отца и матери, которые потом были убиты, но и нарек Рогнеде новое, 'низкое' имя - Горислава.

- В Древней Руси существовали специальные 'княжеские' имена и имена 'для простых'?

- Имя для князя выбиралось по преимуществу из тех, что уже использовались в роду Рюриковичей - Владимир, Ярослав, Изяслав, Всеволод, Святослав, Мстислав. Среди бояр и простых общинников эти имена тоже встречаются, хотя часто они имеют уменьшительную или просторечную форму. Летопись сохранила много весьма колоритных имен бояр, тысяцких и посадников: Воибор Негочевич, Жирослав Нажирович, Рагуил Добрынич, Мирошка Несдинич и пр. Бояре и князья именовались с отчествами - в этом был знак их высокого достоинства.

Традиция величания по отчеству, с окончанием на '-вич' сохранялась как привилегия высших социальных групп на Руси в течение нескольких столетий. Фамилий тогда не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именем-прозвищем, которое было усвоено ими, вероятно, еще в детстве. Они в меньшей степени нашли отражение на страницах летописей, но зато их много в берестяных грамотах - Жировит, Стоян, Жизномир, Микула, Нежка, Нежебуд, Завид, Братята, Братонежко, Нажир, Доброшка, Гостята и пр. Встречаются среди имен и такие, которые звучат довольно странно для уха современного человека: Упырь Лихой - новгородский писец, оставивший пометки на полях переписанной им для князя Владимира Ярославича книги; Душило или Душилец. Это последнее имя происходит, надо полагать, не от глагола 'душить', а от слова 'душа'.

Если имена князей обычно имеют в своем составе части 'влад/волод', 'слав', 'свят', несущие значения, связанные с военно-дружинными, властными и жреческими общественными функциями, то в именах простых людей наиболее распространены 'жир', 'неже', 'добро'. Давая такие имена, родители хотели привлечь к своему чаду желанную судьбу: маленькому князю - славу и власть над миром, маленькому земледельцу - изобилие, сытость и благополучие.

- Вы упомянули о роде Рюриковичей. Как так получилось, что на Руси власть оказалась полностью сконцентрирована в руках одного княжеского рода - даже в условиях междоусобиц? Ведь в Европе в эпоху феодальной раздробленности наряду с королевскими родами, как правило, существовали семейные династии герцогов, графов, а, например, в арабо-мусульманских странах новые династии - эмиров, султанов бросали вызов власти халифского рода?

- Действительно, это уникальная ситуация. Даже не знаю, чем это можно объяснить. Вопрос нуждается в дополнительном изучении. Возможно, все дело в исключительной плодовитости Рюриковичей - представителей этого рода было так много, что для других родов в Русской земле просто не осталось места.

- Правители мусульманского Востока с их гаремами были в смысле плодовитости не менее эффективны, так что причина тут, конечно, не в этом...

- Возможно, все дело в том сакральном статусе, которым обладали Рюриковичи в глазах населения Русской земли.

- А что вообще кроется за словами 'Русская земля' в XI-XIII вв.? Можно ли сказать, что это группа государств (княжеств), населенных русским народом?

 - Это очень сложный вопрос. Если сказать вкратце, то 'народ' - это понятие, свойственное только современному языку и мышлению. Древняя Русь осознавалась современниками не просто как народ или государство, а как 'земля' или 'страна'. Именно в рамках этого понятия осмысляются этнические и политические процессы в нашей древнейшей летописи - 'Повести временных лет'. Причем границы понимания этого слова существенно отличаются от современного значения слова 'страна'. 'Земля/страна' - это и территория (границы которой определяются достаточно приблизительно - как перечень географических ориентиров мест расселения ее обитателей, прежде всего бассейнов рек, а кроме того, лесов, озер, гор, торговых путей), и этническая общность, культурное и политическое пространство, взятые в неразделимом единстве. Считалось, что население Руси происходит от сына библейского Ноя - Иафета, что с другими славянскими народами русских роднит язык и грамота, название и княжеская династия были получены от пришлых варягов-руси. Также важной координатой для осмысления своей идентичности была включенность в христианский мир. Объем понятия 'русский' в Древней Руси напоминал современное слово 'россиянин'.

- Получается, что уровень нашего сегодняшнего становления как нации - примерно тот же, что и в эпоху Древней Руси?

- В некотором роде, да.

Автор: Беседовал Андрей КОНОВАЛ, 2005 год.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

marena99.livejournal.com

Многоженство и гаремы у славян — factist.ru

Вопреки общепринятому мнению, многоженство характерно не только для мусульманского мира. Наши предки славяне тоже имели гаремы, иной раз довольно многолюдные. Разумеется, это было еще в языческую эпоху, до принятия христианства.

Сведений о семейном укладе восточнославянских племен до нас дошло не так уж много, но они более чем красноречивы.

Главным источником информации о жизни наших предков в древнейшие времена для нас остаются летописи, и, прежде всего «Повесть временных лет», которую приписывают Нестору. Из нее мы узнаем, например, что князь Владимир Святославич, получивший прозвание Красное Солнышко, имел семь жен и 800 наложниц. Очень понятно замечание летописца по этому поводу «князь же Владимир … был ненасытен в блуде».

Насчет 800 наложниц Нестор, видимо, все же погорячился, или просто хотел, как это было принято в те времена, провести аналогию с Библией и уподобить своего князя мудрому царю Соломону, который тоже, как известно, имел большой гарем. Но как бы там ни было, ясно одно – и жен и наложниц у Владимира Святославича было много.

И он был в этом не одинок. Подобных обычаев придерживались в пору язычества все славяне. Каждый мужчина имел столько женщин, сколько мог прокормить, размеры гарема – это своеобразный показатель статуса.

При этом дети от законных жен и от наложниц, по всей вероятности, не сильно разнились в правах. Сам князь Владимир был сыном Святослава от Малуши – рабыни княгини Ольги. Тем, что он «робичич» его частенько попрекали, что не помешало Владимиру сначала занять княжий престол в Новгороде, а затем и в самом Киеве.

Пишет о больших гаремах древнерусских вождей и арабский путешественник ибн Фадлан, живший в X веке, и оставивший интереснейшие записки о путешествии в наши земли.

Он описывает знатного руса, сидящим на ложе, которое «огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе 40 девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников… И он не имеет никакого другого дела как сочетаться (с девушками), пить и предаваться развлечениям».

Восточные славяне в этом смысле не отличались от своих западных родственников. Из исторических хроник мы узнаем, что князь ляхов Мешко, до того, как принял христианство, имел семь жен, не отстал от него и чешский князь Славник.

Но самые, вероятно, красноречивые сведения по этому поводу «Повесть временных лет» дает о восточнославянских племенах вятичей, радимичей, северян.

Дело в том, что во времена Нестора они жили несколько в стороне «от цивилизации», то есть, от Киева и земель, населенных полянами. Вятичи, например, обитали сильно к востоку, в лесах по берегам Оки. Они и во времена Нестора были крещены, скорее, формально, а уж за сто лет до того, во времена князя Владимира и раньше, и вовсе отличались первобытной простотой нравов.

Нестор с крайним неодобрением пишет о том, что вятичи «жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены…». Обычай «умыкать жен по сговору» очень архаичный, как и обычай полигамии. И можно не сомневаться, что точно так же поступали в свое время и более «цивилизованные» поляне.

В летописи есть подробный рассказ о том, как к Владимиру приходят представители разных вер – ислама, иудейской религии, христианства, и рассказывают князю о преимуществах своего обычая. Мусульманство Владимиру Святославичу в некотором смысле даже пришлось по душе, однако он отверг эту религию из-за запрета пить вино, произнеся известную фразу: «Веселие Руси есть питие». Так из-за пристрастия к горячительным напиткам славяне расстались с полигамией.

Но в прошлое обычай иметь много жен и наложниц ушел далеко не сразу. Еще длительное время, вплоть до XII века в церковном уставе сохранялись статьи, предусматривающие наказания за многоженство.

источник

factist.ru

Существовало ли на Руси многожёнство

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.

labuda.blog

Многоженство на Руси: было или не было? — Рамблер/новости

Считается, что многоженство (полигамия) характерно только для стран, где исповедуют ислам, и что у европейских народов такого обычая никогда не было. Однако до принятия христианства у германцев, галлов, и у других народов Европы полигамные браки были нормальным явлением. И наши предки славяне тоже не были исключением.

Времена языческие

В «Повести временных лет» можно найти свидетельство о том, что вятичи, которых автор летописи считает совершеннейшими дикарями, «имаху по две и три жены». Впрочем, из текста «Повести» видно, что и первые киевские князья (а Киев располагался на землях гораздо более «цивилизованных» полян) тоже не ограничивали себя в количестве жен. Князь Игорь имел, видимо, помимо Ольги и других жен. Князь Ярополк был женат на греческой монахине, которую пленил его отец. И это не помешало Ярополку свататься к дочери полоцкого князя Рогнеде. Брат Ярополка Владимир, получившие прозвище Красно Солнышко, имел пять жен. Впрочем, крестившись и взяв в жены византийскую принцессу, он своих языческих жен отпустил. Наряду с многоженством в дохристианской Руси процветало и наложничество. У Святослава была наложницей рабыня Малуша, которая стала матерью Владимира. У самого Владимира, если верить летописи, был вообще гарем фантастических размеров, насчитывающий сотни женщин.

Даже если принять точку зрения современных исследователей, которые считают сведения о гареме Владимира отголосками библейского рассказа о любвеобильном царе Соломоне, все равно очевидно, что в древнерусском быту и многоженство и наложничество были нормальным явлением. По всей видимости, это было показателем статуса мужчины, демонстрацией его военных успехов, богатства и физической мощи.

Период двоеверия

После принятия христианства на Руси довольно длительное время сохранялось двоеверие — ситуация, когда внешне исповедуя христианство, люди сохраняли старые обычаи, праздновали языческие праздники, и вообще, не спешили расставаться с прежними привычками. В том числе и с многоженством.

Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в церковном уставе Ярослава Мудрого (сын Владимира Красное Солнышко, жил в XI веке) есть статьи, в которых особо оговаривается наказание за многоженство.

В судебниках XII века двоеженство указывается в числе дел, подлежащих церковной юрисдикции. Наконец, киевский митрополит Иоанн, согласно летописям, гневно клеймил во время проповедей и приказывал не допускать к причастию тех, кто «без стыда и без срама двух жен имеют».

Ересь «жидовствующих»

В XV веке на Руси возникла ересь так называемых «жидовствующих» (иначе — новогородско-московская ересь). Ее адепты в своем мировоззрении принимали множество элементов иудаизма. В частности, они не признавали божественной природы Христа, считали, что мессия еще не приходил на землю, и, в связи с этим, отрицали большую часть православной обрядности и догматики.

Среди жидовствующих было немало представителей высшей церковной иерархии и боярства. Разумеется, свои взгляды эти люди исповедовали тайно. И такой же тайной для непосвященных была полигамия адептов секты. Поскольку опирались жидовствующие на Ветхий завет, и брали во всем пример с Авраама, Исаака и Иакова, многоженство среди них было обычным делом: еврейские праотцы все, как один, имели по несколько жен.

Многоженство на Русском Севере на рубеже XIX-XX веков

Когда многоженцами являются язычники или представители экзотической секты, это не вызывает особенного удивления. Но существуют этнографические свидетельства о том, что многоженство встречалось и среди крещеных крестьян.

Так, в сборнике «Мужчина в традиционной культуре» есть статья А. Мороз, посвященная многоженству на Русском Севере. Статья свидетельствует о том, что в первые десятилетия XX века этнографы записывали рассказы крестьян о бытовавшем в Архангельской области обычае брать в дом вторую и даже третью жену. Происходило это, например, в тех случаях, если первая жена не смогла родить ребенка.

Брали в дом жену помоложе, и когда первая супруга становилась старой и больной, и не могла более работать по хозяйству. При этом все жены жили в одном доме, дружно вели домашнее хозяйство, между ними существовало распределение обязанностей и ролей.

Одна занималась, например, огородом, другая — скотиной, третья хозяйничала в доме у печи. С мужем спала, как правило, самая молодая. Это вменялось ей в такую же домашнюю обязанность, как стирка белья или уход за скотиной. Впрочем, в иных случаях муж старался не обделять вниманием ни одну из своих супружниц.

news.rambler.ru