Митрополиты древней руси. Книга: Веретенников М. «Митрополиты Древней Руси (X-XVI века)»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Список митрополитов Русской православной церкви. Митрополиты древней руси


Кричевский Б. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век)

Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век)

Прежде всего, обратим внимание на основные этапы русской историографии по данной проблеме. Не претендуя на исчерпывающую полноту и подробность, попытаемся выяснить круг вопросов, поставленных в ней, и пути их решения, а также определим, какое влияние на проведенные историками изыскания оказывало изменение общественной и политической конъюнктуры.

Первым исследователем, который сконцентрировал свое внимание на проблемах русской церкви, был в начале XIX века митрополит Платон. Несмотря на узость источниковедческой базы (основными источниками автору служили Никоновская летопись и Степенная книга) и фрагментарный характер труда, историк сделал целый ряд весьма ценных наблюдений по изучаемому периоду. Например, он отметил, что в XIV веке сложился союз между московскими князьями и митрополитом. Вследствие этого некоторые поступки митрополита (такие, как проклятие митрополитом Фео-гностом Пскова) носили более политический, нежели церковный характер1. Говоря о взаимоотношениях митрополитов с константинопольским патриархом, Платон полностью на стороне первых: он порицает патриархов за корыстолюбие и видит в них главных виновников отделения от русской митрополии западных земель.

Идея написания истории русской церкви была развита другими русскими исследователями. Но данная тема́ Долгое время оставалась привилегией священнослужителей. По справедливому замечанию А. В. Карташева, это было связано с цензурными условиями, «ибо писать историю своей церкви – предмет столь не далекий от живой действительности – было не всегда легко даже под прикрытием иерархического авторитета»2.

Следующим подобным трудом, после работы Платона, явилась книга Иннокентия (Смирнова) «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII века»3. Однако это была не чисто русская история. Автор рассматривал ее как часть всеобщей. Такая масштабность задачи привела к беглому и поверхностному изложению событий. Зачастую они лишь перечислялись, никак не систематизировались и не интерпретировались.

Огромное влияние как на подходы к изучению истории церкви, так и на историческую науку в целом оказал фундаментальный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского»4. В нем была предпринята одна из первых попыток источниковедческого анализа документов, в частности разделение летописей на более ранние и более поздние. Н. М. Карамзин вписал историю русской церкви в историю всего Российского государства, показав их неразрывность и взаимообусловленность. Так, автор отметил значительную политическую роль митрополита Алексия в изгнании князя Бориса из Нижнего Новгорода и в московско-тверской войне 1367–1375 годов.

Взгляды Карамзина, несомненно, учел архиепископ Филарет (Гумилевский) в своей работе «История русской церкви». Во введении к книге он говорит, что цель исследования заключается не только во всестороннем рассмотрении деятельности церкви различных периодов, но и в выделении ключевых моментов в истории церкви, которые «определяли собой такое или другое положение церкви на целый ряд десятилетий»5.

Филарет, по сравнению с предыдущими историками, расширяет источниковедческую базу своего труда. Наряду с русскими летописями он использует работы польских историков Длугоша и Кромера. В связи с этим автор уделяет значительное внимание взаимоотношениям русских митрополитов с Литвой. Он высказывает мысль, что литовские князья тяготели к христианству, так как большинство из них брали православных жен из русского княжеского дома6.

Главную же причину отделения галицкой и литовской митрополий автор видит в перенесении кафедры из Киева во Владимир7. Хотя эти рассуждения недостаточно аргументированы, тем не менее мы видим здесь первую попытку проследить внешнеполитическую деятельность русского митрополита. Однако работа Филарета, как и его предшественника, отличалась краткостью и, изначально, клерикальной тенденциозностью взглядов. Например, тот же факт изгнания князя Бориса из Нижнего Новгорода приводился Филаретом в качестве примера миролюбия митрополита, его нежелания проливать кровь8.

Почти одновременно с Филаретом создавал свой труд по истории русской церкви митрополит Макарий (Булгаков). Это был качественно новый этап в осмыслении данной проблемы. Автор ввел новые источники. В тексте книги приводились обширные цитаты из документов и давался их критический анализ, а в приложении некоторые источники печатались полностью.

Макарий также впервые обратил особое внимание на взаимоотношения русского митрополита и константинопольского патриарха. На примере поставной грамоты митрополита Алексия автор показал нежелание патриарха иметь во главе русской митрополии местного архиерея9. Положения о союзе митрополитов с московской великокняжеской властью, выдвинутые предшествующими исследователями, Макарий дополнил новыми фактами и наблюдениями. Так, он отметил, что по малолетству князя Дмитрия Ивановича великим княжеством фактически управлял митрополит Алексий10. Интересно замечание автора о взаимоотношениях митрополитов с новгородскими епископами. Макарий приводит факты, свидетельствующие об их довольно напряженном характере11. Но то ли из-за цензуры, то ли вследствие специфики мировоззрения того времени Макарий объясняет многие действия митрополитов не конкретно-исторической ситуацией, а исходя из посылки, чт,о они поступали исключительно из миролюбия, по доброй воле и из чувства патриотизма. Вслед за Филаретом Макарий объясняет проклятие Феогностом Пскова исключительно изменой князя Михаила. А митрополит Алексий, по его мнению, не посещал Литву из-за враждебности литовских князей12.

Важным исследованием по изучаемым вопросам явился труд Т. В. Барсова «Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью». В нем автор рассматривал русскую церковь как часть православной общности. Эта работа, в отличие от предыдущих исследований, была построена не по хронологическому принципу, а по проблемному. В самих названиях глав формулировались вопросы, на которые эти главы должны были бы ответить. Например, седьмая называлась «Русская церковь как митрополия константинопольского патриархата и ее кафедра», восьмая – «Русские митрополиты и их зависимость от константинопольского патриарха». Автор, как и Макарий, пытался определить юридические нормы взаимоотношений русского митрополита с константинопольским патриархом, степень зависимости митрополита. Кроме того, Т. В. Барсов проиллюстрировал соблюдение этих юридических норм примерами из русской истории. Он впервые определил принцип, которого придерживался-константинопольский патриарх по отношению к русской митрополии, – принцип неделимости. Этим историк и объяснил нежелание патриархов дать самостоятельность некоторым западным землям митрополии13. Тем не менее автор не учитывал, что на деле многие церковные правила не выполнялись, а митрополиты часто действовали вне церковного законодательства.

В труде С. М. Соловьева14, пожалуй самой значительной работе конца XIX века по истории русского государства, к сожалению, по интересующим нас проблемам принципиально новых разработок не было. Автор только повторил положения предыдущих исследователей о союзе митрополитов и великих князей, лишь вскользь определил это как один из немаловаЖ' ных факторов в возвышении Московского княжества.

Что касается другого выдающегося исследователя этого периода – В. О: Ключевского, то среди его произведений наибольший интерес для нас представляет исследование, посвященное житиям святых. В нем автор выявил различные редакции этих источников, [а] также обнаружил в них ряд исторических неточностей, – в частности, в «Житии митрополита Алексия».

Следующим этапом развития историографии русской церкви явилось двухтомное исследование Е. Е. Голу бинского. Автор этого фундаментального труда пытался охватить все сферы деятельности русской церкви (иерархическую, правовую, политическую, хозяйственную, идеологическую, обрядовую) на протяжении нескольких веков. Исследователь весьма расширил круг источников, привлекая византийские документы: например, Апостольские правила, Деяния Вселенских соборов и другую каноническую литературу.

Говоря о политике константинопольского патриархата по отношению к митрополиту, Е. Е. Голубинский, опираясь на церковные каноны, выделил основные нормы, на которых они основывались15. Он отмечал, что эти права были тесными для русского митрополита, так как его митрополия существенно отличалась от других и по размеру территории, и по политической независимости государства, в котором она была расположена.

Изучая проблемы взаимоотношений митрополитов и великих князей, Е. Е. Голубинский шел за своими предшественниками. Он даже в какой-то степени абсолютизировал мнение о митрополите как неизменном помощнике великого князя, называя его поддержку «услугами»16. Эта однозначность обеднила работу. Автор не пытался вскрыть причины, побуждавшие митрополитов оказывать данные «услуги». Доказывая свою концепцию, Е. Е. Голубинский иногда даже был вынужден некоторые факты или оставлять без комментария, или вообще замалчивать.17

Несомненно, высшим достижением дореволюционной историографии по рассматриваемому вопросу является монография П. П. Соколова «Русский архиерей из Византии и право его назначения». Работа охватывает период от крещения Руси до смерти митрополита Киприана. Главная задача исследования сформулирована в самом заглавии. Историк стремится выяснить степень зависимости русской митрополии от Византии и определить, какое влияние на русскую церковь оказывали митрополиты-греки.

П. П. Соколов, в отличие от многих своих предшественников, подробно останавливается на каждом известии, касающемся истории русской церкви, анализирует их по различным источникам, дает им обширный комментарий, в котором содержится немало ценных наблюдений: например, по проблеме времени открытия и закрытия галицкой митрополии или по вопросу о взаимоотношениях русских митрополитов с новгородскими архиепископами18.

Рассматривая русскую церквь под юридическим углом зрения, П. П. Соколов приходит к выводу, что для нее большое значение в XIV веке имела поправка к Юстиниановскому закону императора Андроника (1295), где давалось право светским властям назначать своих кандидатов на иерархические должности. Этой поправкой автор объясняет и поставление в митрополиты местного кандидата Алексия19.

Вывод автора чрезвычайно интересен. Но все же П. П. Соколов, вслед за Т. В. Барсовым, не учитывал корректировки юридических норм реальной жизнью. П. П. Соколов пишет, что митрополит Алексий «все более и более запутывался в узкомосковскую поли-тику»20. Тем самым исследователь жестко разграничивает духовную и светскую деятельность иерарха, не видя их взаимосвязи.

Это упущение в работе П. П. Соколова попытался восполнить А. Е. Пресняков в своем ставшем уже классическим труде «Образование Великорусского государства». По мнению автора, напротив, митрополит Алексий вдохнул в великокняжескую политику «определенное идейное содержание – церковно-рели-гиозное и, тем самым, национальное». Поэтому и «отношения между митрополитом Алексием и патриархом сложились далеко не в духе его настольной грамоты», в которой патриарх утверждал свою власть над русским митрополитом21. Однако А. Е. Пресняков специально не занимался исследованием данной проблемы, а руководствовался в основном изысканиями Е. Е. Голубинского и П. П. Соколова. Вследствие этого его ценные наблюдения оказались несколько голословными.

В дореволюционной историографии стоит еще обратить внимание на ряд работ, которые так или иначе касались интересующей нас темы.

В области церковного права можно назвать монографии А. С. Павлова, Н. Ильинского, В. А. Нарбеко-ва, В. Сергеевича, М. Е. Красножена22; две монографии А. И. Никитского, исследующего историю церковного института в Новгороде и Пскове23.

Дореволюционные исследования немало касались внешнеполитической деятельности митрополитов, особенно их отношений с Литвой, которой были подчинены западные земли русской митрополии. Непосредственно данной проблеме посвящены работы И. П. Чистовича, А. С. Павлова, Н. Д. Тихомирова и В. А. Беднова24. А в работах В. Б. Антоновича, И. Дашкевича, А. М. Андрияшева, П. Д. Брянцева, И. П. Филевича, П. Г. Клепатского и М. К. Любав-ского исследуется общеполитическая ситуация в западнорусских землях25.

По вопросу о взаимоотношениях митрополитов с Ордой очень ценным является труд М. Д. Приселкова «Ханские ярлыки русским митрополитам». В данной работе автор на материале дошедшего до нас собрания ярлыков рассматривает иммунитет, который получила русская церковь от татар. М. Д. Приселков обращает внимание на изменение́этого иммунитета с течением времени. Так, при митрополите Феогносте церковные льготы были значительно ограничены, а при митрополите Алексии снова восстановлены26.

Столь же важное значение имеет и исследование, посвященное отдельным княжествам, в политической жизни которых участвовали русские митрополиты. Это работы В. С. Борзаковского и А. В. Экземплярского по истории тверского княжества27 и исследование Н. Храмцовского по истории нижегородского княжества28, где собран богатый фактический материал об изучаемом периоде.

В послереволюционной историографии анализируемые сюжеты по идеологическим соображениям или вообще не рассматривались, или упоминались лишь вскользь29. Пожалуй, единственной до конца 1970-х годов работой по истории русской церкви является коллективная монография под редакцией Н. А. Смирнова «Церковь в истории России». Труд представляет собой серию кратких очерков, цель которых показать реакционную деятельность церкви в истории России30. Первоначальная заданность концепции и фрагментарность изложения делают эту книгу по жанру скорее атеистически-пропагандистским изданием, нежели научно-историческим исследованием.

По существу, первой работой в советской историографии, непосредственно рассматривающей интересующую нас тему, явилась работа Г. М. Прохорова «Повесть о Митяе». В монографии в центре внимания летописная повесть, в которой излагается история борьбы кандидатов на русскую митрополию после смерти митрополита Алексия. Исследователь дал подробный анализ источника, отметил его определенную тенденциозность, так как тот составлялся под наблюдением принимавшего непосредственное участие в этих событиях митрополита Киприяна, который не мог быть к ним беспристрастен.

Но автор не ограничился разбором лишь «Повести о Митяе». Он привлек целый корпус документов, дополняющих известия, сообщенные в «Повести». Это дало возможность более широко раскрыть содержание самого источника и полнее воссоздать картину политической борьбы того времени. Особое внимание исследователь уделил позиции Византии по отношению к русской церкви. Весьма интересна его догадка о причинах нежелания патриарха Филофея раздела митрополии по государственным границам: на Литовскую и Русскую. Ведь тогда бы при совпадении политического и церковного деления увеличилась самостоятельность местных церквей и их независимость от Византии31.

В 1986 году вышли сразу две работы по истории русской церкви. Одна из них – монография Н. С. Борисова «Русская церковь в политической борьбе XIV- XV веков». В ней автор стремится сломать концепцию дореволюционных историков о крепком союзе между русскими митрополитами и московскими князьями. Их взаимоотношения, по мнению исследователя, далеко не всегда были гладкими. Митрополиты преследовали не только государственные интересы, но и узкоцерковные. Такое видение проблемы дает возможность обнаружить иные ракурсы в отношениях между церковью и светской властью32.

Автор другой работы, А. С. Хорошев33, исследуя деятельность церкви-по канонизации местных святых (за XI-XVI века), приходит к выводу о ее реакционной роли в истории Руси. Например, в XIV веке, по его утверждению, митрополиты были сторонниками непротивления Орде, дававшей им немалые привилегии.

Так как спорность некоторых положений монографий Н. С. Борисова и А. С. Хорошева, а также имеющиеся в них отдельные неточности подробно изложены в рецензии В. А. Кучкина и Б. Н. Флоря34, в данном историографическом обзоре они специально не рассматриваются. Но к трактовке некоторых затронутых в них сюжетов мы обязательно обратимся в дальнейшем.

Интерес также представляет вышедший в 1990 году сборник статей под общим названием «Церковь, общество и государство в феодальной России»35. (Особенно для нашей темы важны статьи А. И. Плигузова и А. Л. Хорошкевич, где авторы продолжают исследования М. Д. Приселкова ханских ярлыков, выданных Русским митрополитам, и статья В. А. Кучкина, в которой он сравнивает летописные и житийные источники о Сергии Радонежском).

Также стоит упомянуть еще две посвященные истории русской церкви монографии Р. Г. Скрынникова36, в которых содержится немало ценных и оригинальных наблюдений. В частности, Р. Г. Скрынников сомневается, что великий князь Иван Иванович, умирая, назначил митрополита Алексия регентом при своем малолетнем сыне. Ведь в духовной грамоте князя Ивана Ивановича подобные сведения отсутствуют, а известия об этом появились лишь в позднейших источниках.

Из трудов русских историков, работавших на Западе, отметим книгу А. В. Карташева «Очерки по истории русской церкви»37. В ней наибольший интерес представляет историографическая часть, где подробно и глубоко проанализированы работы русских исследователей XVIII – начала XX века. Однако из нее видно, что высшим достижением дореволюционной исторической мысли для А. В. Карташева стали работы Е. Е. Голубинского. Автор практически повторил в своих «Очерках» его концепцию. К сожалению, А. В. Карташев не учел более поздних исследований, в частности книгу П. П. Соколова, и, таким образом, его работа возвращается к историографической традиции конца XIX века.

Интересующая нас проблема рассматривалась и в зарубежной историографии. В англоязычной литературе заметное место занимал вопрос о степени зависимости Руси от Византии как в церковном, так и в политическом отношении. В начале XX века эта проблема решалась весьма категорично. Так, в своей работе А. А. Васильев, русский эмигрант, основатель византиноведения в США, считал, что отношения византийского императора и русского великого князя выстраивались наподобие отношений сюзерена и вассала38. И. Шевченко находил уже эту зависимость более формальной, нежели реально существующей39 Далее, немалый вклад в разработку проблемы внес Д. Оболенский. Он определил взаимоотношения Руси и Византии как содружество православных государств40. А И. Мейн-дорф конкретизировал данное положение примерами из истории русской церкви41.

Немецкая историография по данной проблеме также, в основном, посвящена проблемам взаимоотношений Византии и Руси, влиянию Византии на Русь, в частности в аспекте церковных дел42.

Для изучения истории русской церкви значение имеет и польская историография, которая обращала немалое внимание на историю западнорусских земель.

Прежде всего, стоит назвать написанную в 1925 году работу X. Пашкевича, подробно освещающую русскую политику Казимира Великого, а также этапы завоевания Галицко-Волынской Руси Польшей43, и работу 1934 года К. Ходыницкого, посвященную православной церкви в Речи Посполитой, в первой главе которой рассмотрены причины образования галицкой и литовской митрополий44. Данные работы, несмотря на определенную архаичность, важны тем, что в них впервые в историографии было обращено внимание на русско-польские отношения в период феодализма и на роль, которую в этих отношениях сыграла церковь. В послевоенной польской исторической литературе, к сожалению, не было работ, специально посвященных этой проблеме, но во многих монографиях, исследующих эпоху феодализма, ей были отведены отдельные главы45. Большинство работ находилось в плену патриотических концепций, и в них допускались передержки в трактовке событий. Например, утверждалось, что завоевание Польшей галицко-волынских земель было необходимой мерой в отстаивании государством своей независимости. Наиболее интересными среди более поздних работ явились монографии Е. Вы-розумского и Е. Клокзовского о деятельности Казимира Великого46. В них, по сравнению с предыдущими исследованиями, был привлечен обширный источниковедческий материал. Рассматривая короля Казимира Великого как выдающегося польского деятеля европейского масштаба, авторы подробно анализируют польские монастырские ежегодники, дают их сравнительную характеристику и включают в исследование договоры литовских князей с польским королем. Приводимые источники позволили авторам попытаться реконструировать сложную общественно-политическую и религиозную ситуацию того времени. Правда, опять-таки, иногда даже в разрез с историческими фактами, иссл

azbyka.ru

Митрополиты - РУССКАЯ ИСТОРИЯ

Татищев уточняет, что принесены были святые иконы. (25, 69) Но это уточнение могло быть результатом его литературной обработки лаконичной летописной записи. Святыни — иконы, мощи или иные реликвии — могли попасть в Киев с каким-либо посольством. Действительно, в Мазуринском летописце есть запись:

«Лета 6515 преосвященный митрополит Леонт добре упас церковь Божию руския митрополия, жития его пременися, и к Богу отъиде.

Лета 6516 поставлен бысть Киеву и всеа Русии в митрополиты имянем Иоанн от святейшаго патриарха в Царствующем граде. Пришед же в Киев и постави церковь каменну во имя святых верховных апостол Петра и Павла». (11, 49)

Митрополит Леонт скончался, и из Византии приехал новый митрополит Иоанн. Иоанн закрепил память о киевском крещении 992 года, воздвигнув на Подоле каменный храм близ Святого места на берегу Почайны. Позднее церковь переименовали в Борисоглебскую.

У Татищева принесение святынь, кончина Леонта и приезд Иоанна отнесены к одному 6515 году. В раннем летописании кончина одного великого князя и начало правления последующего показывались под смежными годами. В Мазуринском летописце аналогичным образом под смежными годами показана смена митрополитов. Иоанн мог приехать в 6515 году, но исчисление официального срока его церковного правления по древнерусскому счету началось со следующего календарного года.

В Никоновской летописи под 6516 годом уточняется, что наряду с каменной Петропавловской церковью в Киеве, Иоанн построил каменную церковь Воздвиженья Креста в Переяславле.

Петропавловские и Воздвиженские праздники приходятся на воскресенье в одни и те же годы. В интересующий нас период они были воскресными в 1007 и 1012 годах. 6515 год по «эре 5508 года» дает 1007 год, а по «эре 5504 года» — 1012 год. В старших летописях предшествующие описания печенежских войн датированы по «эре 5508 года». Это позволяет предпочесть в качестве даты приезда Иоанна 1007 год.

В статье этого же года сообщается о поимке разбойника Могуты и его раскаянии в греховных делах:

«Того же лета изымаша хитростию некоею славного разбойника, нарицаемого Могута. И егда ста пред Володимером, вскрича зело, и многы слезы испущая из очию, сице глаголя: «поручника ти по себе даю, о Владимере, Господа Бога и пречистую его Матерь Богородицу, яко отныне никакоже не с(о)творю зла пред Богом и пред человеки, но да буду в покаянии вся дни живота моего». Слышав же сиа Владимер, умилися душею и сердцем, и посла его ко отцу своему, митрополиту Ивану, да пребывает никогдаже исходя из дому его. Могут же заповедь храня, никакоже исхожаше из дому митрополичя, и крепким и жестоким житием живяше, и умиление и смирение много показа, и провидев свою смерть, с миром почи о Господи». (16, 69)

Покаяние разбойников в православной традиции обычно заканчивается их праведной жизнью в монастыре. Могута стал затворником, а образ его жизни говорит о том, что он принял суровые монашеские обеты. За праведность он сподобился пророческого дара. Перед нами достигший благодати монах-аскет. Его обитель находилась в доме митрополита, а не в монастыре. Эту странность разъясняет Татищев при помощи своих удивительных по точности и уникальности дополнений:

«Того же лета хитростию поимали славного разбойника, зовомого Могута. И егда ста пред Владимером, нача плакати горько, прося о просчении, глаголя: «Поручника Бога тебе даю, еже отныне никоего зла сотворю, но буду в покаянии во вся дни живота моего». Володимер же умиляся, послал его к митрополиту, рек, да никогда исходит из дому кроме церкви. Могут же, пребывая в монастыри, крепко сохранил заповедь сию. Жив в тишине, умре благочестно». (25, 69)

Итак, все разъяснилось. Келья Могуты, как и жилище митрополита, была в монастыре. Монастырская резиденция появилась еще при предшественнике Иоанна.

Монастырь, ставший митрополичьей резиденцией, был основан Леонтом. Позднее в нем поселился Иоанн. Родоначальником русского монашества принято считать св. Антония Печерского, жившего в эпоху св. Ярослава Мудрого. Поэтому более ранние монашеские заведения, такие как монастыри в Переяславле и на острове Валааме стали казаться необъяснимой загадкой, и память о них стерлась.

Киевское строительство говорит о том, что Иоанн приехал до июньских праздников апостолов, а переяславское — в пользу того, что резиденция Иоанна была в Переяславле, в котором он появился до 14 сентября (Воздвиженье Креста Господня). Вернемся к рассказу о переяславском строительстве 1086 — 1087 годов:

«Се же лето священа бысть церкви святаго Михаила Переяславьская Ефремом митрополитом тоя церкви, юже бе создал великую сущу и пристрою в ней велику сотвори, и украси ю всякою красотою, церковными сосу(ды). Сии бо Ефрем в си лета многа здания вздвиже в церкви святаго Михаила». (18, 84)

Ефрем назван митрополитом, но почему-то только митрополитом возводимой церкви. Далее по тексту он именуется переяславским епископом. В Тверской летописи переяславский строитель Ефрем также назван епископом. (21, 181) Михайловская церковь существовала в Переяславле со времен возникновения города. Летописец уточняет, что построенная церковь была великой и к ней были пристроены какие-то сооружения, также охарактеризованные как великие. Епископ Ефрем перестроил древний храм и возвел в городе иные постройки.

Странность именования Ефрема одновременно и митрополитом и епископом бросалось в глаза уже в древности. Поэтому редактор Лаврентьевской летописи внес уточнение:

«В се же лето священа бысть церквы святага Михаила Ефремом митрополитом тоя церквы юже бе создал велику сущю, бе бо преже в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею». (10, 208)

Появление митрополичьей церкви объяснено тем, что ранее в Переяславле была митрополия.

В Никоновской летописи статья 6563 года повествует о начале княжения Изяслава Ярославича. Перед нами 1059 год, первый официальный год княжения нового князя по кончине в 1058 году его отца. Статья приведена по «эре 5504 года». В этой же статье сообщается о церковном суде над новгородским епископом Лукой Жидятой. Осудил его митрополит Ефрем. Под 6580 годом упоминается митрополит Георгий, очевидно, преемник Ефрема.

Известны греческие надписи печатей митрополита Ефрема: «Протопроедр и митрополит Росии» и Георгия: «митрополит и синкелл». (22, 58) Смешение одноименного митрополита Ефрема и его более позднего тезки епископа Ефрема Переяславского породило гибридный образ митрополита-епископа. Путаницей из-за одноименности следует объяснить выпадение Ефрема из списков русских митрополитов.

В Никоновской летописи строитель Ефрем уже без обиняков называется митрополитом всей Руси:

«В лето 6599. Священна бысть церкви святаго архангела Михаила Ефремом митрополитом Киевским и всеа Руси, юже бе сам создал, велику сущу, бе бо преже Переаславль митрополья, и живяху множае тамо митрополити Киевстии и всея Руси, и епископы поставляху тамо, и украси ю великою пристроею и церковными сосуды». (16, 116)

Поздний автор был убежден, что в Переяславле была митрополия, в которой жил целый ряд высших русских иерархов и поставлялись русские епископы.

В так называемом сочинении об опресноках, осуждавшем латинскую веру, его автор назван так: «Леонт, митрополит Росиа Преславос». (29, 73) Этот Леонт из русского Переяславля идентичен русскому митрополиту Леонту эпохи Владимира Святого. Авторы летописных уточнений правы — Леонт и Иоанн жили в Переяславле, который был центром русской митрополии. Резиденция митрополитов была в городском монастыре при Михайловской церкви.

С греком Леонтом приехало 4 болгарских епископа. Центром митрополии был избран возводимый на русском пограничье город. В 991 году византийцами была захвачена Восточная Болгария, включая Преслав, и им было откуда набирать болгарских миссионеров. Одноименность нового русского города и бывшей болгарской столицы косвенно свидетельствует о восточноболгарском происхождении какой-то части приехавшей миссии, оказавшей влияние на выбор названия.

В Болгарии, до побед Иоанна Цимисхия в 971 году, как раз и существовал обычай разделения центров административного и церковного управления. Если болгарской столицей был Преслав, то резиденцией главы болгарской церкви был Доростол. Эта болгарская особенность была повторена на Руси.

В Синодике царя Бориса, составленном в 1210 году, некий Леонтий назван первым в ряду патриархов Преславских. Леонт, «первый из римлян», возглавлял Охридское архиепископство. Он скончался в 1050-е годы. До него архиепископом был Иоанн. Согласно Скилице, Иоанн Охридский скончался в 1037 году. Летописцы под 1037 годом отмечают появление на Руси митрополита Феопемпта, сменившего митрополита Иоанна. Все эти сближения позволили Приселкову выдвинуть романтическую теорию о принятии русами христианства не от византийцев, а от западных болгар, и о вхождении русской церкви в состав Охридской патриархии. (17, 42)

Болгары считали главу своей церкви патриархом, но византийцы признавали за ним лишь архиепископское достоинство. Отсюда разночтения в названии Охридской церковной организации.

Западноболгарское царство вело ожесточенную борьбу с Византией и много лет спустя после порабощения Восточной Болгарии. Владимир Святой был верным союзником императора Василия II, а русский заграничный корпус помогал византийцам на всем протяжении византийско-болгарской войны. В Киеве жила сестра правивших императоров Анна, что также не позволяет видеть в русском митрополите представителя враждебного византийцам царства.

Путаница в авторстве антилатинского сочинения об опресноках, которое приписывали то русскому, то болгарскому владыке, болгарские епископы на Руси, делают более вероятным иное предположение. Византия, отправляя на Русь иерархов из покоренных болгарских областей, обеспечивала просвещение Руси опытными священниками, владевшими славянским языком. При необходимости Русь могла служить местом почетной ссылки болгарских епископов, заподозренных в патриотических устремлениях.

Болгары привозили на Русь сокровища болгарской культуры, расцвет которой пришелся на «золотой век» царя Симеона. Часть болгарских священников, со временем, возвращалась на родину, увозя с собой сочинения, составленные на Руси. Все эти передвижения приводили к взаимному обогащению культуры, как русов, так и болгар. Сочинение русского митрополита Леонта об опресноках, попав в Охриду, стало считаться произведением одноименного болгарского иерарха.

Приезд Феопемпта означает, что 1037 году митрополичий престол был вакантным. Обычно такие вакансии открывались по причине смерти предшественника. Одноименность и одновременность кончины, как главы Русской церкви, так и охридского архиепископа могут служить в пользу предположения о том, что митрополит Иоанн покинул Русь и скончался в Болгарии. Случилось это в эпоху св. Ярослава Мудрого в результате какого-то конфликта между митрополитом и великим князем.

Из-за конфликта сведения об Иоанне в столичном летописании Ярославовой эпохи были истреблены, чем объясняется молчание о нем старших летописей. От рассказа о приезде в составе греческого посольства нового митрополита остался только реликт в виде упоминания святынь. Менее пострадали провинциальные летописи и житийная литература, сохранившие скудные свидетельства об этом митрополите.

Намеки на существование в Переяславле митрополии позволили Голубинскому сделать логичное предположение — первые митрополиты жили в этом городе и только позднее переместились в Киев. (1, 124) Поппе выдвинул более смелую теорию — во время правления сыновей св. Ярослава Мудрого возникли две новые митрополии — Переяславская и Черниговская. По его мнению, Неофит в 1072 году был черниговским митрополитом, а в списке митрополий 1080-х годов упоминается Черниговская. Наличие переяславской митрополии обосновывалось уже известными нам сведениями о Леонте и Ефреме. (1, 128)

Предположения Поппе не имеют оснований в источниках. В Переяславле и в Чернигове в конце XI — начале XII века сидели епископы. Так, кончина Иоанна, епископа черниговского, упоминается в летописях под 6619 (1111) годом, а Лазаря, епископа переяславского, — под 6626 (1118) годом. Митрополит Неофит упоминается в летописном рассказе о событиях княжения Владимира Мономаха в качестве византийского посла и митрополита Эфесского. (16, 144) К Чернигову он отношения не имел.

Наличие в списке центров митрополий Чернигова более интересно. Дело в том, что из шести наместничеств в четырех были поселены сыновья Владимира Святого — Новгородском, Белгородском, Владимиро-Волынском, Ростово-Суздальском. О поселении кого-либо из Владимировичей в Переяславском и Черниговском наместничествах летописи молчат. Истребление известий о ранней истории Переяславля можно связать с утратой сведений о митрополите Иоанне. Рассмотрим Чернигов.

В Тверской летописи в рассказе 6580 года о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, упоминаются Неофит, епископ Чернигова, Никита, епископ Белгорода. (21, 166) В Радзивиловской летописи в рассказе 6599 года о перенесении мощей св. Феодосия названы епископы: Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский. (18, 85) Неофит, Никита, Стефан — тезки первых епископов тех же городов эпохи Владимира Святого, Ефрем — жившего до него киевского митрополита. Когда св. Андрей Боголюбский в 1169 году пытался создать во Владимире митрополию, кандидатом в митрополиты он избрал Феодора — тезку первого ростово-суздальского епископа. Похоже на то, что существовала благочестивая традиция принимать епископские имена в честь знаменитых более ранних святителей. Следовательно, Иоанн Черниговский также тезка более раннего черниговского иерарха.

Известна греческая надпись на печати: «Богородица, помоги Иоанну, митрополиту Росии». Ее связывают с митрополитом Иоанном, деятельность которого началась в эпоху Владимира Святого и продолжалась при св. Ярославе Мудром. (1, 126) Становится понятным, почему Татищев не отыскал имени первого переяславского епископа и даты основания епархии. Десятина с Переяславского наместничества была отдана на содержание двора митрополита Леонта. Первоначально Русь была поделена на шесть епархий и одну митрополию. При Иоанне митрополия переместилась в Чернигов. И только начиная с Феопемпта, митрополиты обосновались в Киеве.

Летописцы молчат о деятельности митрополита Иоанна после кончины Владимира Святого. Это означает, что его отношения со св. Ярославом не заладились. Только в церковных сказаниях он является участником открытия мощей святых Бориса и Глеба.

После битвы под Лиственом Русь была поделена между Мстиславом и св. Ярославом по Днепру. Переяславль отошел к Мстиславу, который сделал своей столицей Чернигов. Строительство величественного Спасского собора в Чернигове свидетельствует о том, что Мстислав начал возводить резиденцию, достойную русской митрополии. Это может быть косвенным свидетельством пребывания Иоанна в Чернигове. Но Мстислав скончался, не закончив строительства. Властителем всей Руси стал св. Ярослав, начавший расправу с соратниками своего многолетнего соперника. Иоанну пришлось уехать в Болгарию, а летописание переяславской и черниговской митрополии пострадало.

rus-istoria.ru

Список митрополитов Русской православной церкви

Список митрополитов Русской православной церкви (пополняемый)

Включаются архиереи, носящие в настоящее время сан митрополита, а также умершие в этом сане

Умершие[1]

Первый патриарший период

  • Авраамий Рязанский, митрополит Рязанский и Муромский в 1687—1700 (ум. в 1708 году),
  • Авраамий (Юхов), митрополит Белгородский (ум. в 1702 году),
  • Александр (Бердов), митрополит Велико-Новгородский, Великолуцкий и всего Поморья (ум. в 1591 году),
  • Аффоний, митрополит Новгородский и Великолуцкий (ум. в 1652 году),
  • Варлаам (Белковский), митрополит Великоновгородский и Великолуцкий (ум. в 1601 году),
  • Варлаам (Рогов), митрополит Ростовский и Ярославский (ум. в 1603 году),
  • Варлаам (Старорушин), митрополит Ростовский и Ярославский (ум. в 1652 году),
  • Варсонофий (Еропкин), митрополит Сарский и Подонский (ум. 1688)
  • Геласий, митрополит Сарский и Подонский (ум. 1601)
  • Евфимий (Рылков), митрополит Новгородский и Великолуцкий (ум. в 1696 году),
  • Ефрем (Хвостов), митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1613 году)
  • Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1701 году),
  • Иларион, митрополит Рязанский и Муромский (ум. в 1673 году),
  • Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (ум. в 1708 году),
  • Иоасаф (Лазаревич), митрополит Ростовский и Ярославский (ум. в 1701 году),
  • Иоасаф, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1686 году)
  • Иона (Архангельский), митрополит Сарский и Подонский (ум. в 1627 году),
  • Иона (Думин), митрополит Ростовский и Ярославский (ум. в 1608 году),
  • Иона (Сысоевич), митрополит Ростовский и Ярославский (ум. в 1690 году),
  • Иосиф, митрополит Астраханский и Терский (ум. в 1671 году),
  • Иосиф Рязанский, митрополит Рязанский и Муромский в 1674—1681 (ум. в 1681 году),
  • Исаия, митрополит Нижегородский и Алатырский (ум. 24 ноября 1720)
  • Исидор (митрополит Новгородский), митрополит Новгородский и всего Поморья (ум. в 1619 году),
  • Киприан (Старорусенников), митрополит Велико-Новгородский, Великолуцкий (ум. в 1635 году),
  • Кирилл (Завидов), митрополит Ростовский и Ярославский (ум. в 1619 году),
  • Корнилий (Козьма), митрополит Велико-Новгородский, Великолуцкий и всего Поморья (ум. в 1698 году),
  • Корнилий, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1655 году),
  • Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1678 году),
  • Лаврентий, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1672 году)
  • Макарий II, митрополит Новгородский и Великолуцкий (ум. в 1626 году),
  • Макарий III, митрополит Новгородский и Великолуцкий (ум. в 1662 году),
  • Маркелл, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1698 году)
  • Матфей, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1646 году)
  • Мисаил, митрополит Белгородский о Обоянский (ум. в 1684 году),
  • Никифор, митрополит Астраханский и Терский (ум. в 1682 году),
  • Павел (Моравский), митрополит Рязанский и Муромский (ум. в 1686 году),
  • Павел II, митрополит Сарский и Подонский (ум. 1636)
  • Павел III, митрополит Сарский и Подонский (ум. 1675)
  • Павел, митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1692 году),
  • Павел, митрополит Нижегородский и Алатырский (ум. 26 сентября 1696)
  • Парфений, митрополит Астраханский и Терский (ум. в 1681 году),
  • Пафнутий — митрополит Сарский и Подонский (ум. 1611)
  • Савватий, митрополит Астраханский и Терский (ум. в 1696 году)
  • Самсон, митрополит Астраханский и Терский (ум. в 1714 году)
  • Серапион (Сысоев), митрополит Сарский и Подонский (ум. в 1653 году),
  • Сильвестр, митрополит Сарский и Подонский (ум. 1654)
  • Симеон (Молюков), митрополит Смоленский и Дорогобужский (ум. в 1699 году, прославлен в лике святых в 1984 году в составе Собора Сибирских святых)
  • Симон Серб, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1649 году)
  • Тихон, митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1589 году)
  • Трифиллий (Инихов), митрополит Сарский и Подонский (ум. 28 июня 1701)
  • Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский (29 сентября 1694)
  • Феодосий, митрополит Белгородский и Обоянский (ум. в 1671 году),

Синодальный период

  • Амвросий (Подобедов), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский (ум. в 1818 году)
  • Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (ум. в 1912 году)
  • Антоний (Нарожицкий), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1748 году),
  • Антоний (Рафальский), митрополит Нвгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский (ум. в 1848 году)
  • Антоний (Стаховский), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1740 году),
  • Антоний (Черновский), митрополит Белгородский и Обоянский (ум. в 1748 году)
  • Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (ум. в 1772 году)
  • Арсений (Могилянский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1770 году)
  • Арсений (Москвин), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1876 году)
  • Варлаам (Коссовский), митрополит Смоленский и Дорогобужский (ум. в 1721 году)
  • Варлаам (Эристов), митрополит, экзарх Грузии (ум. в 1830 году)
  • Варлаам (Ясинский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1707 году)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович), митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1785 году)
  • Гавриил (Бэнулеску-Бодони), митрополит Кишиневский и Хотинский (ум. в 1821 году)
  • Гавриил (Кременецкий), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1783 году)
  • Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский и Ревельский (ум. в 1801 году)
  • Григорий (Постников), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (ум. в 1860 году)
  • Димитрий (Сеченов), митрополит Новгородский и Великолукский (ум. в 1767 году)
  • Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский (ум. в 1709 году)
  • Дорофей (Короткевич), митрополит Смоленский и Дорогобужский (ум. в 1718 году),
  • Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1837 году)
  • Ефрем (Янкович), митрополит Суздальский и Юрьевский (ум. в 1712 году),
  • Игнатий (Смола), митрополит Коломенский и Каширский (ум. в 1741 году),
  • Иерофей (Малицкий), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1799 году)
  • Иларион (Властелинский), митрополит Белгородский и Обоянский (ум. в 1720 году)
  • Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (ум. в 1879 году)
  • Иоанн (Максимович), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1715 году),
  • Иов, митрополит Великоновгородский и Великолукский (ум. в 1716 году)
  • Иона (Васильевский), митрополит, экзарх Грузии (ум. в 1849 году)
  • Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский (ум. в 1868 году)
  • Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1900 году)
  • Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1718 году)
  • Исидор (Никольский), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (ум. в 1892 году)
  • Иустин (Базилевич), митрополит Белгородский и Обоянский (ум. в 1709 году)
  • Леонтий (Лебединский), митрополит Московский (ум. в 1893 году)
  • Макарий (Булгаков), митрополит Московский (ум. в 1882 году)
  • Михаил (Десницкий), митрополит Нвгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский (ум. в 1821 году)
  • Никанор (Клементьевский), митрополит Нвгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский (ум. в 1856 году)
  • Никодим (Скребницкий), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1751 году),
  • Павел (Конюскевич), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1770 году),
  • Палладий (Раев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (ум. в 1898 году)
  • Парфений Небоза, митрополит Холмогорский и Важеский (ум. в 1704 году)
  • Питирим (Окнов), митрополит б. Петроградский и Ладожский (ум. в 1919 году)
  • Платон (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1891 году)
  • Платон (Левшин), митрополит Московский (ум. в 1812 году)
  • Рафаил (Заборовский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1747 году)
  • Самуил (Миславский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1796 году)
  • Серапион (Александровский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1824 году)
  • Серафим (Глаголевский), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (ум. в 1843 году)
  • Сергий (Ляпидевский), митрополит Московский и Коломенский (ум. в 1898 году),
  • Сильвестр (Волынский), митрополит Нижегородский (ум. в 1735 году)
  • Сильвестр (Гловатский), митрополит Суздальский и Юрьевский (ум. в 1760 году),
  • Сильвестр (Крайский), митрополит Смоленский и Дорогобужский (ум. в 1712 году),
  • Сильвестр (Черницкий), митрополит Смоленский и Дорогобужский (ум. в 1706 году),
  • Стефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский (ум. в 1722 году)
  • Тимофей (Щербацкий), митрополит Московский и Калужский (ум. в 1767 году)
  • Тихон (Воинов), митрополит Казанский и Свияжский (ум. в 1724 году)
  • Феогност (Лебедев), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1903 году)
  • Феофилакт (Русанов), митрополит, экзарх Грузии (ум. в 1821 году)
  • Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1857 году)
  • Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский (ум. в 1867 году)
  • Филофей (Лещинский), митрополит Сибирский и Тобольский (ум. в 1727 году),
  • Филофей (Успенский), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1882 году)
  • Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий (ум. в 1915 году)

Второй патриарший период

  • Августин (Петерсон), митрополит (c 1936 года) Рижский и всея Латвии (покинул РПЦ в 1941 году, 1873-1955)
  • Агафангел (Преображенский), митрополит (c 1917 года) Ярославский и Ростовский (1854-1928, прославлен в лике святых в августе 2000 года)
  • Агафодор (Преображенский), митрополит (c 1919 года) Кавказский и Ставропольский (1837-1919 год)
  • Александр (Немоловский), митрополит (c 1959 года) Брюссельский и Бельгийский (1876-1960)
  • Александр (Паулус), митрополит (c 1922 года) Таллинский и всей Эстонии (покинул РПЦ в 1941 году, 1872-1953)
  • Алексий (Коноплёв), митрополит (c 1981 года) Калининский и Кашинский (1910-1988)
  • Анатолий (Грисюк), митрополит (c 1932 года) Одесский и Херсонский (1880-1938, прославлен в лике святых в августе 2000 года)
  • Антоний (Блум), митрополит (c 1965 года) Сурожский (1914-2003)
  • Антоний (Вакарик), митрополит (c 1992 года) Черниговский и Нежинский (1926-2003)
  • Антоний (Кротевич), митрополит (c 1961 года) б. Тамбовский и Мичуринский (1889-1973)
  • Антоний (Мельников), митрополит (c 1975 года) Ленинградский и Новгородский (1924-1986)
  • Антоний (Романовский), митрополит (c 1962 года) Ставропольский и Бакинский (1886-1962)
  • Антоний (Храповицкий), митрополит (c 1917 года) б. Киевский и Галицкий (1863-1936)
  • Арсений (Стадницкий), митрополит (c 1917 года) Ташкентский и Туркестанский (1862-1936)
  • Борис (Вик), митрополит (c 1959 года) Херсонский и Одесский (1906-1965)
  • Варфоломей (Городцев), митрополит (c 1949 года) Новосибирский и Барнаульский (1866-1956)
  • Вениамин (Казанский), митрополит (c 1917 года) Петроградский и Гдовский (1873-1922, прославлен в лике святых в 1992 году)
  • Вениамин (Федченков), митрополит (c 1938 года) б. Саратовский и Балашовский (1880-1961)
  • Виктор (Святин), митрополит (c 1961 года) Краснодарский и Кубанский (1893-1966)
  • Владимир (Богоявленский), митрополит (c 1898 года) Киевский и Галицкий (1848-1918, прославлен в лике святых в 1992 году)
  • Владимир (Нагосский), митрополит (c 1970 года) Токийский и всея Японии (1922-1997) перешёл в ПЦА в 1972 году.
  • Владимир (Шимкович), митрополит (c 1925 года) Воронежский и Задонский (1841-1926)
  • Гедеон (Докукин), митрополит (c 1987 года) Ставропольский и Владикавказский (Бакинский) (1929-2003)
  • Гермоген (Кожин), митрополит (c 1935 года) Алеутский и Североамериканский (1880-1954)
  • Григорий (Лисовский), митрополит (c 1927 года) Полтавский и Переяславский (1845-1927)
  • Григорий (Чуков), митрополит (c 1945 года) Ленинградский и Новгородский (1870-1955)
  • Гурий (Егоров), митрополит (c 1959 года) Симферопольский и Крымский (1891-1965)
  • Евгений (Зернов), митрополит (c 1934 года) Горьковский и Арзамасский (1877-1937, прославлен в лике святых в августе 2000 года)
  • Евлогий (Георгиевский), митрополит (c 1922 года), Экзарх Западно-Европейских православных церквей (1868-1946 году)
  • Евсевий (Никольский), митрополит (c 1920 года) Крутицкий (1860-1922)
  • Елевферий (Богоявленский), митрополит (c 1928 года) Виленский и Литовский (1868-1940)
  • Елевферий (Воронцов), митрополит (c 1948 года) Ленинградский и Ладожский (1892-1959)
  • Иннокентий (Фигуровский), митрополит (c 1928 года) Пекинский и Китайский (1863-1931)
  • Иаков (Пятницкий), митрополит (c 1917 года) Казанский и Свияжский (1844-1922)
  • Иоанн (Вендланд), митрополит (c 1963 года) б. Ярославский и Ростовский (1909-1989 )
  • Иоанн (Разумов), митрополит (c 1972 года) б. Псковский и Порховский (1898-1990)
  • Иоанн (Снычёв), митрополит (c 1990 года) Санкт-Петербургский и Ладожский (1927-1995)
  • Иоанн (Соколов), митрополит (c 1944 года) б. Киевский и Галицкий (1877-1968)
  • Иоасаф (Лелюхин), митрополит (c 1964 года) Киевский и Галицкий (1903-1966)
  • Иосиф (Орехов), митрополит (c 1959 года) Воронежский и Острогожский (1871-1961)
  • Иосиф (Петровых), митрополит (c 1926 года) б. Ленинградский (1872-1937)
  • Иосиф (Чернов), митрополит (c 1968 года) Алма-Атинский и Казахстанский (1893-1975 )
  • Ириней (Зуземиль), митрополит (c 1986 года) Венский и Австрийский (1919-1999 год)
  • Кирилл (Смирнов), митрополит (c 1918 года) б. Казанский и Свияжский (1863-1937 год)
  • Константин (Дьяков), митрополит (c 1932 года) Киевский (1864-1937)
  • Корнилий (Попов), митрополит (c 1925 года) б. Горьковский и Арзамасский (1874-1966)
  • Лавр (Шкурла), митрополит (c 2001 года) Восточно-Американский и Нью-Йоркский (1928-2008)
  • Леонид (Поляков), митрополит (c 1979 года) Рижский и Латвийский (1913-1990)
  • Леонтий (Бондарь), митрополит (c 1992 года) Оренбургский и Бузулукский (1913-1999)
  • Леонтий (Гудимов), митрополит (c 1989 года) Херсонский и Таврический (1928-1992)
  • Макарий (Ильинский), митрополит (c 1952 года) Нью-Йоркский (1866-1953)
  • Макарий (Невский), митрополит (c 1912 года) б. Московский и Коломенский (1835-1926, прославлен в лике святых в 2000 году)
  • Макарий (Свистун), митрополит (c 2000 года) Винницкий и Могилёв-Подольский (1938-2007)
  • Мануил (Лемешевский), митрополит (c 1962 года) б. Куйбышевский и Сызранский (1884-1968)
  • Мелетий (Заборовский), митрополит (c 1939 года) Харбинский и Маньчжурский (1868-1946)
  • Митрофан (Симашкевич), митрополит (c 1922 года) Донской и Новочеркасский (с 1926 года в расколе, 1845-1928)
  • Михаил (Ермаков), митрополит (c 1924 года) Киевский (1862-1929)
  • Назарий (Кириллов), митрополит (c 1921 года) Курский и Обоянский (1850-1928)
  • Нафанаил (Троицкий), митрополит (c 1924 года) б. Харьковский и Ахтырский (1864-1933)
  • Нектарий (Григорьев), митрополит (c 1963 года) Кишинёвский и Молдавский (1902-1969)
  • Нестор (Анисимов), митрополит (c 1946 года) Кировоградский и Николаевский (1885-1962)
  • Никандр (Феноменов), митрополит (c 1925 года) Ташкентский и Туркестанский (1872-1933)
  • Никифор (Асташевский), митрополит (c 1932 года) Новосибирский и Барнаульский (1848-1935)
  • Никодим (Ротов), митрополит (c 1963 года) Ленинградский и Новгородский (1929-1978)
  • Никодим (Руснак), митрополит (с 1985 года) Харьковский и Богодуховский (1921-2011)
  • Николай (Ерёмин), митрополит (c 1960 года) б. Корсунский (1892-1985)
  • Николай (Кутепов), митрополит (c 1991 года) Нижегородский и Арзамасский (1924-2001)
  • Николай (Могилевский), митрополит (c 1955 года) Алма-Атинский и Казахстанский (1877-1955, прославлен в лике святых в августе 2000 года)
  • Николай (Юрик), митрополит (c 1971 года) б. Львовский и Тернопольский (1910-1984)
  • Николай (Ярушевич), митрополит (c 1941 года) б. Крутицкий и Коломенский (1891-1961)
  • Павел (Борисовский), митрополит (c 1932 года) Ярославский и Ростовский (1867-1938)
  • Павел (Гальковский), митрополит (c 1935 года) Иваново-Вознесенский (1864-1937)
  • Палладий (Шерстенников), митрополит (c 1968 года) Орловский и Брянский (1896-1976)
  • Пантелеимон (Рожновский), митрополит (c 1942 года) Минский и Белорусский (1867-1950)
  • Петр (Полянский), митрополит (c 1924 года) Крутицкий (1862-1937, прославлен в лике святых в 1997 году)
  • Питирим (Нечаев), митрополит (c 1986 года) Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии (1926-2003)
  • Питирим (Свиридов), митрополит (c 1955 года) Крутицкий и Коломенский (1887-1963)
  • Платон (Рождественский), митрополит (c 1917 года) всея Америки и Канады (1866-1934)
  • Серапион (Фадеев), митрополит (c 1987 года) Тульский и Белёвский (1933-1999)
  • Серафим (Александров), митрополит (c 1924 года) б. Казанский и Свияжский (1867-1937)
  • Серафим (Лукьянов), митрополит (c 1938 года) б. экзарх Западной Европы (1879-1959)
  • Серафим (Мещеряков), митрополит (c 1932 года) б. Ставропольский и Кавказский (1860-1933)
  • Серафим (Никитин), митрополит (c 1971 года) б. Крутицкий и Коломенский (1905-1979)
  • Серафим (Чичагов), митрополит (c 1918 года) б. Ленинградский (1856-1937, прославл. в лике святых в 1997 году)
  • Сергий (Воскресенский), митрополит (c 1941 года) Виленский и Литовский (1897-1944)
  • Сергий (Петров), митрополит (c 1971 года) Херсонский и Одесский (1924-1990)
  • Сергий (Тихомиров), митрополит (c 1931 года) б. Токийский и Японский (1871-1945)
  • Симон (Новиков), митрополит (c 2000 года) б. Рязанский и Касимовский (1928-2006)
  • Стефан (Проценко), митрополит (c 1959 года) Харьковский и Богодуховский (1889-1960)
  • Тихон (Оболенский), митрополит (c 1924 года) Уральский и Николаевский (1856-1926)
  • Трифон (Туркестанов), митрополит (c 1931 года), б. епископ Дмитровский (1861-1934)
  • Феодосий (Дикун), митрополит (c 1996 года) Полтавский и Кременчугский (1926-2001)
  • Феодосий (Нагасима), митрополит (c 1972 года) Всея Японии (1935-1999)
  • Феофан (Туляков), митрополит (c 1935 года) Горьковский и Арзамасский (1864-1937)
  • Хрисанф (Чепиль), митрополит (c 2004 года) Вятский и Слободский (1937-2011)

Ныне живущие[2]

  • Агафангел (Саввин), митрополит (с 1989 года) Одесский и Измаильский
  • Александр (Кудряшов), митрополит (с 2002 года) Рижский и всея Латвии
  • Александр (Могилёв), митрополит (с 2010 года) Астанайский и Казахстанский
  • Алексий (Кутепов), митрополит (с 2009 года) Тульский и Белёвский
  • Анастасий (Меткин), митрополит (с 2012 года) Казанский и Татарстанский
  • Антоний (Фиалко), митрополит (с 2007 года) Хмельницкий и Староконстантиновский
  • Аристарх (Смирнов), митрополит (с 2012 года) Кемеровский и Прокопьевский
  • Вадим (Лазебный), митрополит (с 2011 года) Иркутский и Ангарский
  • Валентин (Мищук), митрополит (с 2004 года) Оренбургский и Саракташский
  • Варнава (Кедров), митрополит (с 2001 года) Чебоксарский и Чувашский
  • Варсонофий (Судаков), митрополит (с 2010 года) Саранский и Мордовский
  • Вениамин (Зарицкий), митрополит (с 2012 года) Пензенский и Нижнеломовский
  • Вениамин (Пушкарь), митрополит (с 2011 года) Владивостокский и Приморский
  • Викентий (Морарь), митрополит (с 2011 года) Ташкентский и Узбекистанский, Среднеазиатский
  • Виктор (Олейник), митрополит (с 2012 года) Тверской и Кашинский
  • Виссарион (Стретович), митрополит (с 2010 года) Овручский и Коростенский
  • Владимир (Иким), митрополит (с 2002 года) Омский и Тарский
  • Владимир (Кантарян), митрополит (с 1992 года) Кишинёвский и всея Молдавии
  • Владимир (Котляров), митрополит (с 1992 года) Санкт-Петербургский и Ладожский
  • Владимир (Мороз), митрополит (с 2012 года) Почаевский, викарий Киевской епархии
  • Владимир (Сабодан), митрополит (с 1982 года) Киевский и всея Украины
  • Георгий (Данилов), митрополит (с 2012 года) Нижегородский и Арзамасский
  • Герман (Моралин), митрополит (с 2012 года) Курский и Рыльский
  • Герман (Тимофеев), митрополит (с 2000 года) Волгоградский и Камышинский
  • Даниил (Доровских), митрополит (с 2012 года) Архангельский и Холмогорский
  • Даниил (Нусиро), митрополит (с 2000 года) Токийский и всея Японии
  • Евсевий (Саввин), митрополит (с 2008 года) Псковский и Великолукский
  • Игнатий (Пологрудов), митрополит (с 2011 года) Хабаровский и Приамурский
  • Иларион (Алфеев), митрополит (с 2010 года) Волоколамский, викарий Московской епархии
  • Иларион (Капрал), митрополит (с 2008 года) Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ
  • Иларион (Шукало), митрополит (с 2000 года) Донецкий и Мариупольский
  • Иоанн (Попов), митрополит (с 2012 года) Белгородский и Старооскольский
  • Иоанникий (Кобзев), митрополит (с 2002 года), б. Луганский и Алчевский (на покое с 2012 года)
  • Иов (Тывонюк), митрополит (с 2000 года), б. Челябинский и Златоустовский (на покое с 2011 года)
  • Иосиф (Македонов), митрополит (с 2012 года) Иваново-Вознесенский и Вичугский
  • Ириней (Середний), митрополит (с 2002 года) Днепропетровский и Павлоградский
  • Исидор (Кириченко), митрополит (с 2001 года) Екатеринодарский и Кубанский
  • Кирилл (Наконечный), митрополит (с 2011 года) Екатеринбургский и Верхотурский
  • Кирилл (Покровский), митрополит (с 2012 года) Ставропольский и Невинномысский
  • Климент (Капалин), митрополит (с 2004 года) Калужский и Боровский
  • Корнилий (Якобс), митрополит (с 2000 года) Таллинский и всея Эстонии
  • Лазарь (Швец), митрополит (с 2000 года) Симферопольский и Крымский
  • Лев (Церпицкий), митрополит (с 2012 года) Новгородский и Старорусский
  • Лонгин (Корчагин), митрополит (с 2011 года) Саратовский и Вольский
  • Марк (Тужиков), митрополит (с 2012 года) Вятский и Слободской
  • Меркурий (Иванов), митрополит (с 2011 года) Ростовский и Новочеркасский
  • Мефодий (Немцов), митрополит (с 1988 года) Пермский и Соликамский
  • Николай (Шкрумко), митрополит (с 2007 года) Ижевский и Удмуртский
  • Никон (Васюков), митрополит (с 2012 года) Уфимский и Стерлитамакский
  • Нифонт (Солодуха), митрополит (с 2001 года) Волынский и Луцкий
  • Онуфрий (Березовский), митрополит (с 2000 года) Черновицкий и Буковинский
  • Павел (Лебедь), митрополит (с 2011 года) Вышгородский и Чернобыльский, викарий Киевской епархии
  • Павел (Пономарёв), митрополит (с 2011 года) Рязанский и Михайловский
  • Пантелеимон (Долганов), митрополит (с 2011 года) Ярославский и Ростовский
  • Пантелеимон (Кутовой), митрополит (с 2011 года) Красноярский и Ачинский
  • Питирим (Старинский), митрополит (с 2009 года) Николаевский и Вознесенский
  • Платон (Удовенко), митрополит (с 2004 года) Аргентинский и Южноамериканский
  • Прокл (Хазов), митрополит (с 2012 года) Симбирский и Новоспасский
  • Сергий (Генсицкий), митрополит (с 2011 года) Тернопольский и Кременецкий
  • Сергий (Полеткин), митрополит (с 2012 года) Самарский и Сызранский
  • Сергий (Фомин), митрополит (с 1999 года) Воронежский и Борисоглебский
  • Симеон (Шостацкий), митрополит (с 2011 года) Винницкий и Могилёв-Подольский
  • Софроний (Дмитрук), митрополит (с 2008 года) Черкасский и Каневский
  • Тихон (Емельянов), митрополит (с 2012 года) Новосибирский и Бердский
  • Феодосий (Процюк), митрополит (с 1997 года), б. Омский и Тарский (на покое с 2011 года)
  • Феофан (Ашурков), митрополит (с 2012 года) Челябинский и Златоустовский
  • Филарет (Вахромеев), митрополит (с 1975 года) Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии
  • Филипп (Осадченко), митрополит (с 2012 года) Полтавский и Миргородский
  • Хризостом (Мартишкин), митрополит (с 2000 года), б. Виленский и Литовский (на покое с 2010 года)
  • Ювеналий (Поярков), митрополит (с 1972 года) Крутицкий и Коломенский
  • Ювеналий (Тарасов), митрополит (с 2000 года), б. Курский и Рыльский (на покое с 2004 года, принял схиму)

Примечания

dic.academic.ru

Веретенников М.. Митрополиты Древней Руси (X-XVI века)

  • Фотий, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Распад Киевской Руси —  История России …   Википедия

  • Раздробленность Киевской Руси —  История России Древние славяне, русы (до IX века) …   Википедия

  • Феогност, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, по происхождению константинопольский грек, поставлен в русские митрополиты в Константинополе в конце 1327 или начале 1328 г., ум. 11 марта 1353 г. Прибыл на Русь, вероятно, в 1328 г., сначала в Волынскую землю,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Хождение во Флоренцию — 1437–1440 гг. – путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве во главе с митрополитом Исидором в Италию на Ферраро Флорентийский собор 1437–1439 гг. и о возвращении послов на Русь; является самым ранним русским описанием …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Отлучение — от союза религиозного тех его членов, которые нарушают его законы, существовало еще в языческом мире. Так, жрецы в Афинах, по рассказу Плутарха, подвергли О. Алкивиада; у галлов, по сказанию Юлия Цезаря, друиды отлучали от богослужения. У древних …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Отлучение — от союза религиозного тех его членов, которые нарушают егозаконы, существовало еще в языческом мире. Так, жрецы в Афинах, порассказу Плутарха, подвергли О. Алкивиада; у галлов. по сказанию ЮлияЦезаря, друиды отлучали от богослужения. У древних… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Великое княжество Московское — ← …   Википедия

  • Южно-русская литература — I. Вступление. Это название употребляется здесь не в смысле географическом; оно применяется не к литературе (вернее литературам) юга России, а к литературе одной из славянских этнических особей, именуемой также малорусской, русинской или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    Щербаков С.Н. Книга архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» в контексте проблем духовно-нравственного воспитания молодежи

    Щербаков Сергей Николаевич,

    кандидат исторических наук,

    методист

    ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     

    Книга архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» состоит из введения, двух частей, заключения, приложения и списка сокращений. Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р15-503-0147.

    Во введении приводится краткий историографический обзор литературы, даются сведения о работах по церковной истории в сочетании с текстами из Священного Писания. Автор широко применяет биографический метод изучения личности в контексте истории, распределяя биографии митрополитов по «принципу блоков». К сожалению, автор не анализирует используемые в работе опубликованные исторические источники, в итоге ограничиваясь публикацией своих лекций. Содержательным достоинством «введения» помимо историографического обзора используемой литературы, является упоминание в нем о «нескольких крещениях Руси, начиная с первого при апостоле Андрее». Далее, автор приводит интересные данные о росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, «в которой нашло отражение историческое событие – набег русских дружин на Константинополь в 860 году», а также называет имя «первого иерарха, епископа Алексия», которого патриарх Константинопольский Фотий I «благословил на миссионерский подвиг в Русской земле» [1, 39]. Проанализировав факты и события, связанные с проблемой крещения Руси, автор делает правильный вывод: «О Фотиевом крещении мы знаем из греческих источников, о Владимировом – из русских, так как последнее оказалось вне поля зрения византийских историков».

    Рисунок 1. Обложка книги

    Часть I «Митрополиты всея Руси под омофором Константинопольского патриарха» содержит восемь глав, где даны сведения о тридцати трех митрополитах Руси в период 988–1441 гг. и одном архимандрите Михаиле (ум. в 1379 г.) – кандидате на Русскую митрополию. Приведенные автором биографические данные открывают нам личности иерархов древней Руси – неординарных, талантливых богословов-полемистов, канонистов и книжников. Автором была проведена значительная работа по поиску информации о деятельности митрополитов из огромного количества летописей, сборников опубликованных источников, монографий и статей.

    Часть II «Автокефалия Русской церкви» содержит пять глав, где представлено пятнадцать биографий митрополитов Русского государства в период 1448–1586 гг. Интересна также иллюстративная подборка, включающая сорок цветных летописных изображений, размещенная в середине книги.

    Особенно стоит отметить, что автор с присущим ему высоким профессионализмом описывает особенности жизни русских людей, объясняет их духовные потребности, освещает условия средневекового быта. Автор излагает биографический материал в разных содержательных объемах, однако читатель всегда имеет ясное представление о современниках важных исторических периодов и эпох, которые связывают воедино светскую и церковную историю Руси X–XVI вв.

    Посредством реализации биографического метода, автор не только освещает содержание жизненного пути и пастырского служения иерархов Русской Церкви, которая в рассматриваемый период была митрополией Церкви Греческой и имела тесную связь с Константинопольскими Патриархами.

    Привлечение автором различного эпистолярного и актового материала – писем, поучений, поздравительных речей, посланий, сказаний, разрешительных и жалованных грамот, соборных приговоров и других документов эпохи органично раскрывает изучаемые личности иерархов в контексте событий исторических периодов. Наличие указаний на первоисточник при публикации всего вышеизложенного эпистолярного и актового материала, значительно повышает научную ценность работы, содействует поискам дальнейшей информации и стимулирует проблематику новых исследований.

    Особенно ценными в настоящем издании являются исторические и литературные источники, довольно малоизвестные для современных российских обучающихся и молодых исследователей: «Исповедание веры митрополита Киевского Илариона», «Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу», «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси», «Грамота митрополита-кардинала Исидора от 27 июля 1440 г.», «Повесть Симеона Суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его», «Житие митрополита Дионисия» и многие другие.

    Интересны меткие наблюдения автора, что «начиная с Митрополита Илариона можно говорить о Русских Митрополитах как о богословах, поскольку появляются сведения об их богословских трудах» и «для митрополита из русских характерно осмысление русской истории, для его преемников – греков – антилатинская полемика» [1, с. 1234].

    Заслуживает внимания заключение об особенностях назначения митрополитов, когда «после монголо-татарского нашествия …начинается чередование Предстоятелей на престоле: русский ставленник, затем византийский избранник и т.д.». Также убедительно изложены важные события церковной истории: «Последовавшее в конце XIII века перенесение кафедры вызвало к жизни такой процесс, как дробление единой Русской митрополии, юрисдикция которой находилась на разных государственных территориях» и «в результате это привело к окончательному разделению Русской митрополии в середине XV века» [1, с. 1235].

    Однако некоторой недосказанностью отличается следующее утверждение автора: «Благодаря святителю Петру начинается формирование нового политического центра на Руси, возвышение Москвы». О роли княжеской власти автор почему-то здесь не упоминает, превознося роль митрополита Петра в процессе формирования нового политического центра на Руси. Общеизвестно, что возвышение Москвы – заслуга в первую очередь великого князя Ивана Даниловича Калиты (ум. в 1340 г.) и его мудрой и твердой политики, которую продолжали проводить его преемники, ставшие во главе Москвы и русского государства. Также не вызывает сомнений, что в рассматриваемый период политический центр формировала княжеская власть, поэтому справедливым будет признать тот факт, что в первой трети XIV в. высшее духовенство оказывало содействие государственной власти в деле «формирования нового политического центра на Руси и возвышения Москвы». Общеизвестна также выдающаяся роль митрополита Алексия в церковной и политической жизни Руси XIV в., когда владыка много сделал для усиления власти Москвы при малолетстве великого князя Дмитрия Ивановича (будущего князя Дмитрия Ивановича Донского – С.Щ.).

    Также весьма неоднозначный вывод автора: «Можно отметить характерную особенность того времени: чем меньше на положение дел в русской Церкви влиял внешний фактор (подчинение Византийскому Патриарху), тем большую роль в ее жизни начинает играть внутренний фактор, то есть воля великого князя, а затем – царя».

    Тем не менее, в российской истории до настоящего времени сохранилась выразительная аллегория единства на примере иконографии образа «Древо государства Московского» – «совместного служения» государственной власти и церкви «во славу Божию, на пользу народа и Отечества» [1, с. 319–320].

    Однако стоит согласиться с итоговыми выводами автора, что «служение всероссийских митрополитов многогранно: миссионерство, связи с Византией, созыв Соборов, на которых решались актуальные вопросы в жизни Церкви, канонизации святых, благословение на открытие монастырей и храмов, забота об их укреплении, книжность, просвещение, учительный подвиг, духовное окормление и процветание многочисленной паствы, церковная дисциплина, личное благочестие» и также «церковь … воздвигала всех на молитву во дни всенародных бедствий, хранила традиции и нравственные устои русского народа». [1, с. 1237].

    В приложении автор приводит информацию о единицах измерения времени в древности, с периода Византийской империи, ориентируя человека «прежде всего на служение Богу» [1, с. 1244].

    В заключение необходимо подчеркнуть, что всестороннее научное изучение проблем характеристики деятельности высших церковных иерархов прошлого – митрополитов Древней Руси (X–XVI веков) содействует практическому развитию, формирует основы для обобщения актуального содержания и определяет методы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

    Таким образом, книга «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» архимандрита Макария (Веретенникова) является ценным сборником исторических и литературных источников, содержащих информацию о многогранной деятельности церковных предстоятелей от периода Древней Руси до эпохи Московского царства, которая заслуживает внимания и пристального изучения.

    Содержание книги архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)» отражает церковно-историческую проблематику исследований, которая посредством всестороннего научного исторического изучения может служить прочной основой для укрепления взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации.

    Список литературы:

    1. Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

    slovo.mosmetod.ru


    Смотрите также