Мировоззрение древнего грека. Основные причины расцвета культуры Древней Греции. Мировоззрение древнего грека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифологическая картина мира. Мировоззрение древних греков. Мировоззрение древнего грека


Основные причины расцвета культуры Древней Греции

Основные причины расцвета культуры Древней Греции. Мировоззрение древнего грека

Роль греческой культуры для Европы

Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер. Весь этот процесс взаимодействия арийской и дорийской культур является историческим основанием для воссоздания картины (борющихся между собой интерактивных элементов двух культур: искусства, морали и религии). Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика. В полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур — другая черта классической древнегреческой культуры.

Свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. VIII в. до н.э. — Олимпийские игры. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина. Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит). Мир греческих бо

kultyres.ru

Мифологическая картина мира. Мировоззрение древних греков

 

Античная культура считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от III тыс. до н. э. и до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

В истории античной культуры выделяют следующие периоды:

1. крито-микенский (эгейский) – III-II тыс. до н.э. – период расцвета относительно обособленной культуры на острове Крит.

2. гомеровский – XI-VIII вв. до н.э. – эпоха становления греческой культуры. Создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея» – доказательство возникновения новой культуры.

3. архаический– VII-VI вв. до н.э. – оформление греческих городов в организацию, близкую к государству. Изменение мировоззрения: мифологическое изложение, не содержащее аргументации и обоснований, уже не устраивало греков. Поиск причины и принципа существования природы, мира приобрел рациональный характер. Совершается переход «от мифа к логосу».

4. классический – V-IV вв. до н.э. – расцвет греческой культуры.

5. эллинистический– к. IV – I вв. до н. э. В правление Александра Македонского распадается система греческих полисов; взаимодействие культур Греции и Востока; изменилось отношение к человеку и его внутреннему миру. Центр эллинистического мира – Римская империя, утвержденная в 27 г. до н.э.

6. период Римской империи – I-V вв. н.э. – величие и расцвет римской культуры.

Период Римской империи, объединив греческие и римские культурные традиции, завершает историю античной культуры, которая легла в основу современной европейской цивилизации. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но, усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили свой путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, - это Запад, это Европа», – писал А. Герцен.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не представляла собой единства она и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает абсолютом. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое.

Для античности характерна система развитого политеизма (от греч. «poly» – много и «theos» – Бог), т. е. вера во множество богов, каждый из которых имеет свой конкретный облик, имя, культ. Государственной формой религии, обязательной для всех, в Греции был культ Богов. За неисполнение обрядов, за проявление неуважения к Богу грозило суровое наказание. Среди богов были общеэллинские и местные божества, общинный характер имел древнеродовой культ героев. Формирование общегреческого пантеона богов восходит к крито-микенской эпохе, некоторые олимпийские Боги обязаны своим существованием древним эгейским божествам.

Греческая мифология заслуживает особого внимания, т.к. она стала основой религиозных представлений греков. Согласно этим представлениям, изложенным Гесиодом в «Теогонии», жизнь началась с чего-то неопределенного, смутного, непонятного и потому страшного. В мире царил Хаос (chasco – зевать, широко раскрывать рот). Из его бездонной пасти появились бесформенные Никта, Эреб и Эрос. Потом возникла Земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны и титаниды, младшим из которых был Кронос (Время). Уран возненавидел свое потомство и стал низвергать безобразных чудовищ обратно в Землю. Отяжелевшая от непосильной ноши Земля пожаловалась детям. Тогда Кронос убил Урана. Из его крови, пролитой в море и смешавшейся с пеной, появились на свет гиганты и «пенорожденная» Афродита.

На земле наступило царство Кроноса, который женился на своей сестре Рее, но его жизнь омрачилась предсказанием о том, что он погибнет от руки одного из своих сыновей. Чтобы избегнуть этой участи, Кронос пожирал своих детей, а когда родился последний из них – Зевс, Рея подсунула мужу вместо младенца камень, укрыв самого Зевса на Крите. Зевс вырос и, наученный своей бабкой Геей, приготовил для Кроноса зелье, выпив которое, титан исторгнул сначала камень, а потом и всех детей: Гестию (богиню домашнего очага), Деметру (богиню плодородия), Аида (бога подземного царства и скрытых в земле богатств) и Посейдона (бога моря), Геру (богиню семьи и брака).

По преданию, Зевс и окружающие его Боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Боги воспринимались греками как одна семья, имеющая «отца Богов и людей» Зевса, который женился на Метиде (metis – мысль). Однако для обладания всей мудростью Зевсу было мало женитьбы. Тогда он отправил Метиду в свое чрево, а из священной головы многомудрого Зевса родилась Афина (богиня мудрости и справедливых войн).

Во второй раз Зевс женился на Фемиде (богиня правосудия). У них родились Орры (богини времен года) и три Мойры (богини судьбы). Третьей женой Зевса стала Гера. Молодым богам, среди которых был Арес (бог войны), Апполон (покровитель искусств), Артемида (богиня охоты и покровительница живой природы), Гермес (покровитель торговли и путешественников), Дионис (бог виноградарства и растительности), Гефест (бог огня и кузнечного ремесла) и его супруга Афродита (богиня любви), Гелиос (бог солнца), поселившимся на горе Олимп, предстояли две большие битвы с безобразными порождениями Геи и Урана – титанами и гигантами. По их окончании Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой власть.

Помимо мифов о богах, видное место в мифологии занимали мифы о культурном герое. Среди последних ярче и выразительнее других образ Прометея, одарившего человеческие существа разумом и знаниями, помогавшего людям во многих промыслах и ремеслах. За самый ценный свой подарок – огонь, приносящий тепло и свет, Прометей был подвергнут Зевсом казни, продлившейся тысячу лет. Наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др.

Античная мифология, преимущественно состоящая из мифов греческого происхождения, восхищает художественностью образов, тонкой психологической обрисовкой персонажей. Эти черты греческой мифологии объясняются тем, что мифы дошли до нас не в первоначальной народной трактовке, а уже обработанными греческими поэтами и трагиками. Поэтому иногда трудно провести грань между мифом и литературным произведением или историческим повествованием. Мифы тесно связаны с религией и религиозными обрядами. Некоторые из древних обрядов представляют собой инсценировку того или иного мифа, который служит формой осмысления религиозного культа. Греки произносили молитву громко, вслух, стоя. Она состояла из трех частей – призыва, «санкции» и просьбы. Так же мифы объединяли социальную действительность, с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. В мифологии выражалась потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира.

Космогонические мифы (мифы о сотворении мира) составляли значительную часть античной мифологии, а идея о создании богами мира или человека вообще была чужда античности.

Если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Закон предписывал художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мир, гармония.

Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, какой он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется отношением античного грека к земной жизни, ее преимуществу над смертью. Это составляет смысл античного мировоззрения.

Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает стремление к наглядности, образности, определяемое как телесный характер, культ тела. Принцип телесности, рассмотрение всякого факта как физического тела, заложен в основу мировоззрения, религии, организации общественной деятельности, науки и художественной культуры. Из всего телесного мира самым совершенным признано человеческое тело. Идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, а красота телосложения достигалась физическими упражнениями. Нагота не вызывала чувства стыдливости.

Ярчайшей чертой античности является ее агональность (состязательность), она характеризует все стороны жизни и становится структурообразующим элементом общественной жизни. Соревнования, излюбленная форма деятельности греков, устраивались среди атлетов, гимнастов, бегунов. Популярны были также конкурсы трагедий, поэзии, певцов и даже конкурсы красоты. Дух состязательности очень древний, он запечатлен в мифах, в том числе в легенде о Парисе, который должен был присудить яблоко красивейшей, или об Арахне, состязавшейся с Афиной в искусстве прядения.

Греческий агон (борьба) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего, как гражданин. Его личные заслуги ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в играх и спортивных состязаниях.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. на мраморной доске было впервые записано имя победителя в беге. Этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Сюда съезжались не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, ораторы и ученые выступали с речами и произведениями перед зрителями. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала – праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия – роща, посвященная афинскому герою Академу, прославилась тем, что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов – бег с факелами.

Позднее к Олимпийским играм прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Апполону, Истмийские – в честь бога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – «аретэ» и моральное право властвовать над людьми.

Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну ее черту – греческая культура празднична, красочна и зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. В праздник обязательно включались факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, жертвоприношение животных. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) – венком из священной оливы и амфорой с оливковым маслом.

Широкую известность получают Дионисии – праздник в честь бога Диониса. Дионисии праздновались пять дней, сопровождаясь яркими шествиями, культовыми песнопениями, танцами и драматическими представлениями. На этой основе возникает одно из самых замечательных достижений древнегреческой культуры – театр. Исполнители обрядовых песен – дифирамбов - в честь Диониса были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово «трагедия», т. е. «песнь козлов» («трагос» - по греч. «козел», «оде» - «песня»). Ряд песен в честь Диониса носили веселый, озорной характер. Они положили начало комедии. Чтобы зрителям было лучше видно и слышно, корифей (запевала) и артисты стояли на возвышении. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене» - палатка). Греческий театр всегда был под открытым небом, вмещал до 25 тыс. зрителей. И женские, и мужские роли исполнялись только мужчинами. Актеры пользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. У каждого персонажа были свои атрибуты, и зрители знали, что означает любой предмет (например, путешественник держал в руке посох, царь – скипетр, герой – оливковую ветвь). Театр был школой воспитания, в пьесах разбирались вопросы морали, политики идеологии. Неимущим гражданам выдавались деньг на посещение театра. Выдающимися авторами того времени были Аристофан, Еврипид и Эсхил.

В агоне и из агона рождается греческая философия. Классическими примерами могут служить диалектика, которая первоначально воспринималась и трактовалась как «искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях», а также философские диалоги. Диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. Параллельно развивается риторика. В сфере быта агон проявляется в виде коллективных развлечений. Большой популярностью на пирах пользуются всевозможные состязания в остроумии, шарады, загадки. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, являвшихся источником культурного прогресса. Философия – любовь к мудрости, знание ради знания, - формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства – мастерства – «техне» и приобретали значимость теории.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), там возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611-546 гг. до н.э.) – первоматерию с ее противоположными началами. Пифагор(ок. 540-500 гг. до н.э.) считал первоосновой всего числа и числовые отношения. Парменид Элейский(ок. 540-480 гг. до н.э.) сформулировал принцип тождества мышления и бытия.

Стремление к обобщениям результатов наблюдений за природой и деятельностью людей, нашли завершение в трудах Гераклита Эфесского(ок. 544-483 гг. до н.э.). Он пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическое понимание мира в Греции достигло у Демокрита. Основная особенность его учения – соединение атомизма с идей диалектического развития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ(470-399 гг. до н.э.), он был занят поиском критерия истины. Сократ считал, что истина рождается в споре. Его ученик – Платон – разработал теорию идеального государства.

В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (460 г. до н.э.), который ввел понятие атомов – неделимых частиц материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении – объяснять надо только изменения, а это возможно и без веры в богов.

Говоря о возникновении научных знаний в античном мире, следует помнить, что речь идет о зарождении европейской науки. Замечательна широта проблем, занимающих умы греческих ученых: это объяснение причины солнечного затмения и определение из какой материи состоит мир, критика мифологии и исследование раковины моллюсков, математика и биология, вопросы физики и морали.

Важнейшим достижением греческой культуры являлось создание алфавитного письма. Преобразуя финикийскую слоговую систему письменности, греки создали свой алфавит. Для того чтобы овладеть письмом и счетом, не нужны были годы упорного труда. Произошла демократизация системы образования, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых.

Одной из первых наук, получивших развитие в античной культуре, была историография, а первым из историков – Геродот(ок. 484-422 гг. до н.э.), который при описании событий ссылается на волю богов. Но его ближайшие последователи историки Фукидид (455-400 гг. до н.э.) и Ксенофонт(435- 355 гг. до н.э.) в своем историческом повествовании основываются на строгих фактах.

Среди естественных наук первенствовала медицина. К школе рациональной медицины принадлежит Гиппократ (460-375 гг. до н.э.) со своими учениками.

Необходима была астрономия – в ней нуждались и моряки, и земледельцы. Восхищения достойна математическая наука и инженерия античности, где бесспорно первенство Архимеда (287-212 гг. до н.э.). Он был не только блестящим математиком, предвидевшим метод интегрального исчисления (которым стали пользоваться через 12 столетий), но и механиком, открывшим закон гидростатики, создавшим теорию «простых механизмов».

Литературное творчество существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и т. д., что подготовило появление гомеровской «Илиады» и «Одиссеи». К VIII в. до н.э. относится творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». В литературе ведущая роль от эпоса переходит к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру характерно для творчества Архилоха(2п. VIII в. до н.э.), Сафо (ок. 610-ок.580 гг. до н.э.), Эзопа (VI в. до н.э.).

Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525-456 гг. до н.э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, с ним связано и применение декораций. Один из основных мотивов творчества Эсхила – прославление гражданских добродетелей, патриотизма. Особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила – идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея»

Тема неотвратимой судьбы занимает особое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика – Софокла (ок. 496-406 гг. до н.э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть».

Еврипид (485/484 или 480-406 гг. до н.э.) был творцом психологической драмы. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели.

Искусство античности связано с историческими условиями, уровнем художественной жизни общества, с другими формами общественного сознания: с религией, правом, моралью, наукой, философией. Специфическая черта искусства как способа освоения мира – в стремлении воссоздать с помощью художественных образов целостность человеческой жизни. Его цель – создание иллюзорного мира художественных образов, в который человек должен окунуться как в реальную жизнь. Для античности главенствующую роль в искусстве занимает скульптура. Именно в ней проявляется характерная черта для всей античной культуры – телесность, сосредоточенность на человеческом образе.

Истинных высот достигает греческая скульптура в классический период. Излюбленный материал – бронза. Статуи приобретают динамичный характер за счет легкости и пластичности бронзы, скульпторы пытаются передать красоту и пластику движущегося тела. Из известных нам ранее скульптур – «Дискобол» знаменитого Мирона(V в. до н.э.), дошедшая до нас только в копии. Величайший ваятель Поликлет (V в. до н.э.) передает впечатление непрерывного и постоянного движения. Таков его бронзовый «Копьеносец» (Дорифор).

Вершина греческого скульптурного искусства классической эпохи – творения Фидия (Vв. до н.э.). Как одно из чудес света была воспринята его современниками статуя Зевса, предназначенная для храма Зевса в Олимпии. Тело статуи было набрано из пластинок слоновой кости, устойчивость обеспечивалась деревянным остовом изнутри. Волосы, борода, плащ, сандалии были из золота. Зрачки глаз инкрустированы драгоценными камнями. Из многочисленных скульптур и рельефов Парфенона, созданных Фидием и его учениками до нашего времени дошла лишь малая часть.

В создании мраморных скульптур проявляет себя талант Праксителя (IV в. до н.э.). Это первый скульптор, воспевший красоту обнаженного женского тела. Им создан образ Афродиты, готовящейся войти в воду.

Из всех видов искусства архитектура дает наиболее точную характеристику эпохе, отражает художественный вкус и тенденции не отдельного человека, а целого народа. Первые греческие храмы относятся к гомеровской эпохе. Основным типом храма этой эпохи был периптер – прямоугольное, окруженное со всех сторон колоннами, здание. Особое внимание уделялось пропорциональности и ритмичности храма. Определенным образом рассчитывалось количество колонн. Вся система соотношения несомых и несущих частей храма, сложившаяся в греческой архитектуре, получила название ордера (от лат. «ordo» – порядок, строй). Важная характеристика ордера – самостоятельность его архитектурных элементов, расчлененность, контраст между отдельными частями.

Самыми знаменитыми образцами греческой архитектуры являются сохранившиеся до нашего времени на Афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. Парфенон был посвящен богине Афине. Эрехтейон (421-404 гг. до н.э.) стоит против Парфенона. Его колонны стройны, а кариатиды – изваяния девушек – поддерживают крышу.

Живопись была широко распространена в Древней Греции, но почти не сохранилась до нашего времени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни. Определенные представления о греческой живописи дает нам греческая керамика. Около 700 г до н.э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурированная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой деталей.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, не возможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Недаром мы называем время расцвета древнегреческой культуры «золотым веком» человечества.

 

Дата добавления: 2015-11-14; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

Глава 4. Западноевропейская культура Нового времени | Основные черты римской культуры. | Христианская картина мира | Нравственные ценности христианства | Сословная культура средневековья | Мировоззрение человека эпохи Ренессанса. | Особенности Итальянского и Северного Возрождения | Реформация и Контрреформация в культуре Западной Европы. | Основные особенности западноевропейской культуры XVII в. | Проблема человека в западноевропейском Просвещении XVIII века. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.109 сек.)

mybiblioteka.su

Религии Древней Греции и Древнего Рима

ТОП 10:

Важное место в развитии мировой цивилизации занимаетантичная культура, которая своими истоками связана с религиозными пред­ставлениями древних греков и римлян. Как и все другие религиоз­ные системы, религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения. Историки, изучающие культуру, быт народов, населяв­ших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наибо­лее распространенными были тотемические, фетишистские и ани­мистические верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенный различными демоническими сила­ми — духами, которые были воплощены в священных предметах, су­ществах и явлениях, которые обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д. Это могли быть и звероподобные и человекообразные существа типа сатира Силена — одновременно демона источников и в то же время демона плодородия. Отзвуки подобных верований мы встречаем и в более поздний период. Таким существом является зна­менитый Пан — сын бога Гермеса и нимфы Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой.

Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в «Теогонии» Гесиода (Vie. до н.э.). Вначале существовал лишь вечный безграничный, тем­ный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из хаоса про­изошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем­лей, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глу­бине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный мрак — Эреба и темную ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благородная земля породила беспредельное голубое небо — Урана и раскинулось Небо над землей. Гордо подня­лись к нему высокие Горы, рожденные Землей и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море и нет у них отца.

Далее Гесиод излагает борьбу богов и титанов, которые роди­лись от брака Земли — Геи и Неба — Урана. Эта борьба предстает как великая драма мироздания, в котором формируется новый порядок.

«Теогония» Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в Элладе и в значительной мере ассимилировали распростра­ненную там более развитую крито-микенскую культуру. На базе этой культуры создается древнегреческий пантеон богов во главе с богом Зевсом. Древнегреческие боги — это человекоподобные суще­ства, живущие на вершине горы Олимп. Их взаимоотношения друг с другом являются своеобразным отражением отношений глав родо-племенных объединений — родовой аристократии раннеклассового древнегреческого общества. Зевс выступал как олицетворение царя-басилевса. Зевс правит миром, опираясь на аристократию богов: По­сейдона, Аида и т. д. Те, в свою очередь, правят подвластными им сферами мироздания, опираясь на свою аристократию в виде богов и духов. Посейдон правит Океаном, то есть всем водным пространст­вом. В ведении Аида находится подземное царство.

Древние греки далеко не отделяли от себя своих богов и резко не противопоставляли их людям. Боги часто вели себя как люди. Они ссорились, воевали друг с другом, соперничали, нередко влюбля­лись в людей, вступали с ними в брак и от них рождалось потомство типа героя Ахиллеса или Геракла. Их отличие от людей состоит в том, что они были бессмертны, могущественны, а это значит, что они способны были делать то, что не под силу смертному человеку — творить чудеса. И поскольку люди соразмерны богам, то они способ­ны были даже вступить с ними в схватку. И иногда эта схватка окан­чивалась победой людей, правда при этом им, как правило, помога­ли другие Боги.

Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное от­ражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах древнегре­ческих мудрецов — философов. Как отмечалось ранее, мировоспри­ятие грека домикенско-критского периода характеризовалось преобладающим ощущением беспорядочности, несоразмерности, дисгармонии, хаоса. Мироощущение грека классического периода связано с идеями порядка, гармонии, космоса. Термин «Космос» и оз­начает упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди должны стремиться не разгневать Зевса и других бо­гов, принять меры к их умилостивлению. Поэтому в древнегреческой религии основной формой культовых действий являютсяжертво­приношения. С этой целью в городах строились храмы и алтари, по­священные различным богам. Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа пользовались свои местные боги. Кроме этого, древнегреческая религия признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми или иными потребнос­тями людей, в храмах этих богов проводились специализированные культовые обряды.

В древнегреческом культе широко использовалось предсказа­ние судьбы —прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме Апполона в Дельфах. Желающий узнать что-то важное о про­шлом или о будущем, обращался в этом храме с просьбой и служи­тельница этого храма — Пифия — сообщала ему в иносказательной форме волю богов. Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по внутренностям жертвенного животного -гаруспиции. Это гадание проводил храмовый служитель — жрец. И от его предсказаний зависело как поведение простого человека, так и военноначальника, правителя. Перед тем как совершить какое-то крупное деяние: выступить в поход, начать сражение, обязатель­но обращались к прорицателям и проводили гаруспиции.

Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков —веру во всесилие Рока. Рок властвует над богами и людьми. Судьба самого Зевса находится в руках Рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что пред­начертано богам и людям. Одни Мойры знают веления Рока. «Мойры правят миром» — одна из основополагающих идей древнегреческого мировоззрения. Мойра Клото прядет жизненную нить каждого чело­века, определяет срок его жизни. Оборвется нить и кончится жизнь. Мойра Лахес вынимает, не глядя, жребий, который выпадает челове­ку в жизни. Мойра Антропос заносит в свиток, все, что назначили че­ловеку ее сестры, а то, что занесено в свиток неизбежно.

Идея Рока, в той форме как она изложена нами выше, харак­терна мировоззрению грека раннего классического периода и ее ма­териальной основой в сознании человека являлось господство при­родной необходимости. В позднеклассический период происходит модификация этой идеи. В этот момент начинают утверждаться представления о свободе воли человека. Отныне Рок действует через свободную волю человека. Человек сам несет ответственность за свои деяния.

Древнегреческая религиозно-культовая система не была мо­нолитной, поскольку Древняя Греция никогда не знала государст­венной религии. В этой системе уживались различные культы. Исто­рики культуры отмечают наличие в древнегреческой религиозно-культовой системе двух противоположных культов, таких каккульт Аполлона и культ Диониса. Аполлон — бог солнечного света, мудро­сти, покровитель искусств — символизировал разум, закон, общест­венную гармонию. Его последователи исповедовали спокойствие и уравновешенность. Дионис — бог виноградарства и виноделия — символизировал стихийное, разрушительное, буйное, оргаистическое начало. Его последователи устраивали шумные оргии, во время которых пьяные люди совершали всякие бесчинства. В этот момент они не признавали никаких нравственных тормозов.

Культы Диониса и Аполлона являются традиционными куль­тами древних греков. Но уже в VI в. до н. э. в Греции появляются ре­лигиозные течения, в которых преобладают мистические настрое­ния. Одним из таких течений являетсяорфизм, последователи кото­рого исходили из учения мифического персонажа — певца Орфея.

В культе орфиков значительную роль играл образ умирающего и воскресающего бога. Другой разновидностью древнегреческого мис­тицизма былпифагореизм. Пифагорейцы — последователи гречес­кого мыслителя — философа и математика Пифагора. Пифагор счи­тал себя потомком Геракла, полубогом. И в это свято верили его уче­ники. Пифагорейцы разработали религиозно-культовую систему, в которой значительное место занимала процедура религиозной ме­дитации. Они также, как индуисты и другие представители древне­восточных религий, верили в переселение душ.

Эти религиозные течения оказали заметное влияние на фор­мирование такой формы религиозно-культовых действий, как зна­менитыеэлевсинские мистерии. Элевсинские мистерии связаны не­посредственно с культом богини плодородия и земледелия Деметры. Этот культ воспроизводил годичный цикл умирания и воскресения природы- И крестьяне в своих заботах и трудах, и женщины, жажду­щие потомства, обращались за помощью к Деметре и приносили ей многочисленные жертвы. Элевсинские мистерии проводились вес­ной, когда пробуждалась вся природа. Помимо жертвоприношений, они сопровождались плясками и представлениями.

Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней Греции. О пережитках тотемических верований свидетельствует легенда об основателях Рима — братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Заво­евание римлянами Древней Греции, культура которой находилась на значительно более высоком уровне развития, оказало влияние на все сферы жизни римского общества, в том числе и на религию. Рим­ляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон бо­гов, а также связанную с ними обрядность. Греческие боги в Риме по­лучили новые имена и новую прописку. Зевс — Юпитер, его жена Гера — Юнона, Деметра — Церера, мойры — Парки и т. д.Господст­вующей формой религии Римского государства в классический пе­риод был культ полисных богов, центральная роль в котором отво­дилась культу покровителя Рима — Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме импе­ратором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитеру.

Римляне постоянно вели завоевательные войны и присоеди­нили к своему государству различные народы. Боги этих народов иногда пользовались популярностью среди других народов Рим­ской империи. Так, например, в эллинистический период в Римском обществе, особенно в армии, получил широкое распространение культ иранского бога Митры—митраизм. Состоящая из многих народов, исповедующих различные верования и культы, огромная Римская империя нуждалась в едином интегрирующем культе. Во времена Августа была предпринятапопытка создать культ импе­ратора. Были построены специальные храмы, статуи императора, разработана процедура культового действия, в том числе и в виде присяги на верность Римскому императору и его империи. Но эта по­пытка не увенчалась успехом. Многие народы встретили ее в шты­ки. Божественный статус императора воспринимался представите­лями этих религий как поклонение чужому идолу. А это обычаями многих религий рассматривалось как недопустимый грех, как отре­чение от своего истинного «национального» бога или богов. Особенно остро этот конфликт протекал в Палестине, где в это время господ­ствующее положение занимала религия древних еврейских племен

— иудаизм, к изложению вероучения культа и организации которо­го мы приступаем.

 

 



infopedia.su

Религии Древней Греции и Древнего Рима

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 36Следующая ⇒

Важное место в развитии мировой цивилизации занимаетантичная культура, которая своими истоками связана с религиозными пред­ставлениями древних греков и римлян. Как и все другие религиоз­ные системы, религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения. Историки, изучающие культуру, быт народов, населяв­ших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наибо­лее распространенными были тотемические, фетишистские и ани­мистические верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенный различными демоническими сила­ми — духами, которые были воплощены в священных предметах, су­ществах и явлениях, которые обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д. Это могли быть и звероподобные и человекообразные существа типа сатира Силена — одновременно демона источников и в то же время демона плодородия. Отзвуки подобных верований мы встречаем и в более поздний период. Таким существом является зна­менитый Пан — сын бога Гермеса и нимфы Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой.

Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в «Теогонии» Гесиода (Vie. до н.э.). Вначале существовал лишь вечный безграничный, тем­ный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из хаоса про­изошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем­лей, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глу­бине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный мрак — Эреба и темную ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благородная земля породила беспредельное голубое небо — Урана и раскинулось Небо над землей. Гордо подня­лись к нему высокие Горы, рожденные Землей и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море и нет у них отца.

Далее Гесиод излагает борьбу богов и титанов, которые роди­лись от брака Земли — Геи и Неба — Урана. Эта борьба предстает как великая драма мироздания, в котором формируется новый порядок.

«Теогония» Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в Элладе и в значительной мере ассимилировали распростра­ненную там более развитую крито-микенскую культуру. На базе этой культуры создается древнегреческий пантеон богов во главе с богом Зевсом. Древнегреческие боги — это человекоподобные суще­ства, живущие на вершине горы Олимп. Их взаимоотношения друг с другом являются своеобразным отражением отношений глав родо-племенных объединений — родовой аристократии раннеклассового древнегреческого общества. Зевс выступал как олицетворение царя-басилевса. Зевс правит миром, опираясь на аристократию богов: По­сейдона, Аида и т. д. Те, в свою очередь, правят подвластными им сферами мироздания, опираясь на свою аристократию в виде богов и духов. Посейдон правит Океаном, то есть всем водным пространст­вом. В ведении Аида находится подземное царство.

Древние греки далеко не отделяли от себя своих богов и резко не противопоставляли их людям. Боги часто вели себя как люди. Они ссорились, воевали друг с другом, соперничали, нередко влюбля­лись в людей, вступали с ними в брак и от них рождалось потомство типа героя Ахиллеса или Геракла. Их отличие от людей состоит в том, что они были бессмертны, могущественны, а это значит, что они способны были делать то, что не под силу смертному человеку — творить чудеса. И поскольку люди соразмерны богам, то они способ­ны были даже вступить с ними в схватку. И иногда эта схватка окан­чивалась победой людей, правда при этом им, как правило, помога­ли другие Боги.

Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное от­ражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах древнегре­ческих мудрецов — философов. Как отмечалось ранее, мировоспри­ятие грека домикенско-критского периода характеризовалось преобладающим ощущением беспорядочности, несоразмерности, дисгармонии, хаоса. Мироощущение грека классического периода связано с идеями порядка, гармонии, космоса. Термин «Космос» и оз­начает упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди должны стремиться не разгневать Зевса и других бо­гов, принять меры к их умилостивлению. Поэтому в древнегреческой религии основной формой культовых действий являютсяжертво­приношения. С этой целью в городах строились храмы и алтари, по­священные различным богам. Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа пользовались свои местные боги. Кроме этого, древнегреческая религия признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми или иными потребнос­тями людей, в храмах этих богов проводились специализированные культовые обряды.

В древнегреческом культе широко использовалось предсказа­ние судьбы —прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме Апполона в Дельфах. Желающий узнать что-то важное о про­шлом или о будущем, обращался в этом храме с просьбой и служи­тельница этого храма — Пифия — сообщала ему в иносказательной форме волю богов. Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по внутренностям жертвенного животного -гаруспиции. Это гадание проводил храмовый служитель — жрец. И от его предсказаний зависело как поведение простого человека, так и военноначальника, правителя. Перед тем как совершить какое-то крупное деяние: выступить в поход, начать сражение, обязатель­но обращались к прорицателям и проводили гаруспиции.

Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков —веру во всесилие Рока. Рок властвует над богами и людьми. Судьба самого Зевса находится в руках Рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что пред­начертано богам и людям. Одни Мойры знают веления Рока. «Мойры правят миром» — одна из основополагающих идей древнегреческого мировоззрения. Мойра Клото прядет жизненную нить каждого чело­века, определяет срок его жизни. Оборвется нить и кончится жизнь. Мойра Лахес вынимает, не глядя, жребий, который выпадает челове­ку в жизни. Мойра Антропос заносит в свиток, все, что назначили че­ловеку ее сестры, а то, что занесено в свиток неизбежно.

Идея Рока, в той форме как она изложена нами выше, харак­терна мировоззрению грека раннего классического периода и ее ма­териальной основой в сознании человека являлось господство при­родной необходимости. В позднеклассический период происходит модификация этой идеи. В этот момент начинают утверждаться представления о свободе воли человека. Отныне Рок действует через свободную волю человека. Человек сам несет ответственность за свои деяния.

Древнегреческая религиозно-культовая система не была мо­нолитной, поскольку Древняя Греция никогда не знала государст­венной религии. В этой системе уживались различные культы. Исто­рики культуры отмечают наличие в древнегреческой религиозно-культовой системе двух противоположных культов, таких каккульт Аполлона и культ Диониса. Аполлон — бог солнечного света, мудро­сти, покровитель искусств — символизировал разум, закон, общест­венную гармонию. Его последователи исповедовали спокойствие и уравновешенность. Дионис — бог виноградарства и виноделия — символизировал стихийное, разрушительное, буйное, оргаистическое начало. Его последователи устраивали шумные оргии, во время которых пьяные люди совершали всякие бесчинства. В этот момент они не признавали никаких нравственных тормозов.

Культы Диониса и Аполлона являются традиционными куль­тами древних греков. Но уже в VI в. до н. э. в Греции появляются ре­лигиозные течения, в которых преобладают мистические настрое­ния. Одним из таких течений являетсяорфизм, последователи кото­рого исходили из учения мифического персонажа — певца Орфея.

В культе орфиков значительную роль играл образ умирающего и воскресающего бога. Другой разновидностью древнегреческого мис­тицизма былпифагореизм. Пифагорейцы — последователи гречес­кого мыслителя — философа и математика Пифагора. Пифагор счи­тал себя потомком Геракла, полубогом. И в это свято верили его уче­ники. Пифагорейцы разработали религиозно-культовую систему, в которой значительное место занимала процедура религиозной ме­дитации. Они также, как индуисты и другие представители древне­восточных религий, верили в переселение душ.

Эти религиозные течения оказали заметное влияние на фор­мирование такой формы религиозно-культовых действий, как зна­менитыеэлевсинские мистерии. Элевсинские мистерии связаны не­посредственно с культом богини плодородия и земледелия Деметры. Этот культ воспроизводил годичный цикл умирания и воскресения природы- И крестьяне в своих заботах и трудах, и женщины, жажду­щие потомства, обращались за помощью к Деметре и приносили ей многочисленные жертвы. Элевсинские мистерии проводились вес­ной, когда пробуждалась вся природа. Помимо жертвоприношений, они сопровождались плясками и представлениями.

Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней Греции. О пережитках тотемических верований свидетельствует легенда об основателях Рима — братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Заво­евание римлянами Древней Греции, культура которой находилась на значительно более высоком уровне развития, оказало влияние на все сферы жизни римского общества, в том числе и на религию. Рим­ляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон бо­гов, а также связанную с ними обрядность. Греческие боги в Риме по­лучили новые имена и новую прописку. Зевс — Юпитер, его жена Гера — Юнона, Деметра — Церера, мойры — Парки и т. д.Господст­вующей формой религии Римского государства в классический пе­риод был культ полисных богов, центральная роль в котором отво­дилась культу покровителя Рима — Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме импе­ратором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитеру.

Римляне постоянно вели завоевательные войны и присоеди­нили к своему государству различные народы. Боги этих народов иногда пользовались популярностью среди других народов Рим­ской империи. Так, например, в эллинистический период в Римском обществе, особенно в армии, получил широкое распространение культ иранского бога Митры—митраизм. Состоящая из многих народов, исповедующих различные верования и культы, огромная Римская империя нуждалась в едином интегрирующем культе. Во времена Августа была предпринятапопытка создать культ импе­ратора. Были построены специальные храмы, статуи императора, разработана процедура культового действия, в том числе и в виде присяги на верность Римскому императору и его империи. Но эта по­пытка не увенчалась успехом. Многие народы встретили ее в шты­ки. Божественный статус императора воспринимался представите­лями этих религий как поклонение чужому идолу. А это обычаями многих религий рассматривалось как недопустимый грех, как отре­чение от своего истинного «национального» бога или богов. Особенно остро этот конфликт протекал в Палестине, где в это время господ­ствующее положение занимала религия древних еврейских племен

— иудаизм, к изложению вероучения культа и организации которо­го мы приступаем.

 

 

Читайте также:

lektsia.com

Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации

Количество просмотров публикации Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации - 21

В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой (по крайней мере в классический период), что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и, во-вторых, ее воздействие на культуру человечества продолжается до сих пор. Размещено на реф.рфПытаться описать особенности античной эстетической и художественной культуры подробно в нашем случае невозможно, да и нецелœесообразно. Но вполне возможно указать на некоторые общие черты, в которых выявилось эстетическое и художественное своеобразие культуры Древней Греции.

Прежде всœего это усиленное стремление к упорядоченности, завершенности, цельности, гармоничности. Именно в связи с этим, мировоззрение древних греков эстетично по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармоничное, прекрасное, звучащее. И не безмерное (как скажем в Древней Индии). Это была Человеческая Вселœенная. В древнегреческих мифах создание мира представляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) - прекрасны и гармоничны. Даже Судьба (Рок) при всœей своей грозности, эстетична. Древнегреческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказаний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершенству своего построения. То же касалось и архитектуры, стремившейся к завершенности форм в человеческих масштабах. И скульптуры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древнеегипетские, а главное - антропометрические, математически и зрительно выверенные, основанные на пропорциях правильно сложенного человеческого тела. Это был "канон природы", но обработанной, ставший "каноном культуры". Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Человек оказался действительно "мерой всœех вещей" (Протагор) во многих отношениях, и всœегда - мерой совершенства. В этом плане древнегреческое искусство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на базе греческих и римских образцов.

Второе, что характерно, - это впервые так глубоко осознаваемая и ощущаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителœей, должна была стремиться жизнь человека, красота занимала одну из ведущих позиций. Платон считал, что эллина прежде всœего отличает именно любовь к прекрасному. И в данном утверждении была-таки доля истины. В. Татаркевич, рассматривая античную эстетику, отметил, что позднейшие архитекторы (Виолле-де-Дюк) предполагали наличие "абсолютного зрения" у древних греков. В случае если не всœе они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, победителœей разных игр и конкурсов) ставились повсœеместно. Украшенность жизненной среды, жизни вообще, - была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искусства слова.

Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих отношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гимнастика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела постоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участвовала в самых разных сторонах жизни, в т.ч. и в политической. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания душевного настроя. Древнегреческий театр волновал зрителœей, поднимая самые животрепещущие проблемы, порождая состояние "катарсиса" (очищения души), давая выход чувствам.

И всœе это было связано с ценностью свободы, не только собственно гражданской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необычайно развилась риторика, ораторское искусство, логика. Свобода духа проявлялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняемой, и гармонично, изящно оформленной.

Разумеется, это далеко не всœе из особенностей древнегреческой эстетической и художественной культуры. Но и этого достаточно, чтобы ее воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелœетия. Античная художественная классика выросла из убеждения в том, что высшая красота содержится в формах, пропорциях, масштабах живых существ и, прежде всœего, - человека. Искусство, как считали греки, черпает красоту из природного источника. И целью художника было познание и выявление объективного совершенства через подражание (мимесис). Ибо природа, космос, - заключает в себе гармонию. При этом выше всœего оказывалась красота в состоянии устойчивости и равновесия: и в природе, и в человеке, когда красота - это единство духовного и телœесного, это - мера. Фукидид передавал слова вождя афинского общества Перикла, который говорил: мы любим красоту, соблюдая умеренность, любим мудрость, не впадая в слабость.[9]

[1] М.И. Коссе. Культура Древней Греции. Реферат, Таганрог, 1999

[2] Античная наука: география, математика, астрономия. http://www.antic-info.com/

[3] Античная наука: география, математика, астрономия. http://www.antic-info.com/

[4] Журнал ʼʼНаука и техникаʼʼ. ʼʼДревние греки обладали высокими технологиямиʼʼ. 04.12.2006

[5] В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 11. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996, стр. Размещено на реф.рф151

[6] Древняя Греция. Энциклопедия ʼʼКругосветʼʼ.http://www.krugosvet.ru/articles/108/1010856/1010856a14.htm

[7] О.В.Жукова. Культура эпохи античности (Древняя Греция, Рим). Реферат, Москва, 2004г

[8] О.В.Жукова. Культура эпохи античности (Древняя Греция, Рим). Реферат, Москва, 2004г

[9] В.П. Большаков, Л.Ф. Новицкая. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Государство и право, социология, история, политика. http://gosprav.ru/bolshakov_culture/23/d/

referatwork.ru