Мир древнего египта. Модель мира в представлении древних египтян (стр. 1 из 9)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Предметный мир Древнего Египта. Мир древнего египта


МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Мистические ритмы истории России

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес — сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей — гробница царя Карии Мавсола, Колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос — были разрушены временем. Все боится времени, но время боится пирамид…

Случайно или нет, но именно в конце ХХ века, с начала 1990-х гг., параллельно начали интенсивно развиваться два процесса: во-первых, раскрытие тайн египетских пирамид (западными учеными) и, во-вторых, уже в России, нашими исследователями, начали проектироваться и строиться новые пирамиды, с учетом раскрывающихся тайн египетских и в пропорциях золотого сечения. Мы будем говорить об этом подробнее, но начнем наш рассказ с того, что известно к настоящему времени о самых великих пирамидах Древнего Египта. Сначала немного истории.

Всего Египтом правили со времени объединения страны Менесом («Королем скорпионов») тридцать две династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся после завоевания Египта в 332 году до н. э. Александром Великим (Македонским). Последней царицей была Клеопатра. В 30 г. до н. э. могучий Рим сделал Египет своим владением. Вся история династического правления — с 3200 по 30 гг. до н. э. — разделена археологами на несколько периодов, каждый из которых включает несколько династий. Расцвет эпохи пирамид приходится на Четвертую династию Древнего царства, правившую примерно с 2575 по 2467 гг. до н. э., то есть 108 лет. Когда и зачем в Египте начали возводить пирамиды?

Хорошо известно, что представления древних египтян о загробной жизни имели решающее значение в их религии. В додинастические времена, как полагали ортодоксальные историки раньше, покойников просто опускали в вырытые в песке ямы. Правда, почему-то в позе эмбриона, — наверное, чтобы были готовы для повторного рождения в новой жизни. Но такие могилы, предполагают не без оснований те же историки, очень часто раскапывались шакалами. Во времена Первой династии египтяне начали возводить гробницы из камня. Это «классический» взгляд на историю пирамид. Мы еще будем говорить об этом подробнее. Известно, однако, что даже ранние (до пирамид) гробницы зачастую были краше, чем дома, в которых люди жили при жизни. «Дом вечности» противостоял мимолетной жизни. В архаичный период бессмертие и вечную жизнь символизировали звезды, например Полярная звезда. Во времена Третьей династии Древнего царства появились ступенчатые пирамиды. Самая большая из них принадлежит фараону Джосеру. Она построена по планам его советника, жреца Имхотепа, которого греки затем отождествляли с легендарным врачом Асклепием, и считали мудрейшим из людей, а позднее причислили к бессмертным богам. Асклепий, по легенде, достиг такой учености, что дерзнул воскрешать мертвых и за это был убит молнией разгневанного Зевса. Реальный Имхотеп имел титул «главы наблюдателей» (за звездами). Так что в те времена, как видно, при фараонах работали целые коллективы астрологов. Они наблюдали за звездами в Гелиополе — городе Солнца. Из дошедших до наших времен папирусов мы знаем, что пирамиды облицовывались мрамором, медью, золотом и украшались множеством драгоценных камней. Имхотеп прожил очень долгую жизнь. Именно он начал возводить «первое чудо света» — великие пирамиды, хотя и не увидел их завершенными.

В Древнем царстве (2640–2175 гг. до н. э.) в представлениях о бессмертии начинает играть свою роль и Солнце. Бог Солнца Ра путешествует ночью на своей ладье по стране мертвых и вершит над ними суд. Эта обязанность была вскоре передана богу Осирису, который в текстах пирамид конца Древнего царства выступает уже как властелин загробного мира. Позднее египтяне стали верить в то, что если в стране мертвых был вынесен положительный приговор, усопший отождествлялся с Осирисом. Вообще, согласно религии древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба» (в более правильной транскрипции — «Ко» и «Баи»), Гробницу умершего называли «Домом Ка». В нем умерший встречался со своим духовным двойником. Жреца, который совершал погребальные обряды, называли служителем «Ка». «Ба» считали прижизненным духом человека, его божественной энергией при жизни. Дух покидал человека после его смерти и направлялся на небеса. Сравнивая эти представления с христианскими, можно сказать, что египетская «Ба» — это «искра Божия» (или «душа-христианка»), а египетская «Ка» — Ангел-хранитель, пребывающий на небесах. Таким образом, после смерти фараона его «душа-египтянка» улетала на небо, а «Ангел-египтянин» воссоединялся с мумией и вел двойника фараона в вечное царство мертвых, на суд Осириса.

По первоначальным представлениям право на существование в загробном мире имел только фараон. «Ба» была у всех, «Ка» — только у фараонов. Правда, фараон по своей воле мог одарить бессмертием членов своей семьи, избранных вельмож, и даже слуг и рабов. Все они могли быть похоронены в гробнице фараона. В этом случае жрецы совершали магические ритуалы и над их бальзамированными трупами, рисовали их магические изображения на стенах гробниц. Согласно религиозным представлениям Древнего царства обычный человек, не отмеченный волей фараона, не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.

Однако в переходный период между Древним и Новым царствами (примерно с XXI по XVI вв. до н. э.) религиозная доктрина претерпела «демократическую революцию». Каждый имел право на бессмертие и загробную жизнь, если мог правильно выполнить все магические обряды древних жрецов. В начале Нового царства появилась «Книга мертвых», вобравшая в себя все обряды и заклинания. Иллюстрированный экземпляр этой книги укладывался в могилу рядом с мумией умершего и служил ему «путеводителем» по загробному миру.

Обо всем этом написаны тысячи книг, в том числе на русском языке. Кстати, обратите внимание, именно в последние годы количество книг о Древнем Египте резко возросло. Помните, в первых главах мы говорили, что между 1997 и 2003 гг. завершается цикл Нептуна и второй цикл Урана от 1834 года, от даты установки гранитных сфинксов из древних Фив на набережной Невы. Однако из тех книг, которые прочитаны мной, пожалуй, лишь одна дает настоящее представление о духовном мире древнего египтянина и правильный ответ на вопрос о том, чем являлись для древних египтян, — и для фараона, и для жреца, и для строителя — сфинксы и пирамиды[28]. На основе разработанного им метода исторической психологии и исторической психолингвистики, А. Л. Вассоевич воссоздал удивительную картину духовного мира древнего египтянина, применив свои методы исследования к «Текстам пирамид» и другим известным (но до того малопонятным) древнеегипетским текстам.

Самое главное открытие состоит в том (по крайней мере, в контексте нашей работы), что «духовные откровения», «личный религиозный опыт», «мистические видения», о которых современный человек (особенно не воцерковленный) лишь читал или слышал, были для древнего египтянина такими же естественными переживаниями, как для нас, например, поход в кино или в театр. С той, правда, разницей, что видения для них были важнее «прозы жизни». То есть они видели феномены «тонкого мира» как наяву! Они видели «Ка» (своего небесного двойника) примерно так, как мы видим себя в зеркале (может быть туманном), и ощущали «Ба» (движение своей души) примерно так, как мы ощущаем силу притяжения мощных магнитов. Конечно, не всегда и не каждый день, а только в состоянии «измененного сознания» или во сне. Но эти состояния были для них также привычны, как для нас сон, а сон для древнего египтянина был такой же явью, — повторюсь, — как для нас поход в театр, с той разницей, что режиссерами этого «театра» были его божества, а актерами — его и других людей небесные двойники, «Ка»!

Вообще-то подобное известно и из российской истории. Так, А. Л. Вассоевич напоминает документально подтвержденную многими свидетелями встречу царицы Анны Иоановны со своим двойником в тронном зале накануне смерти. Своего двойника за несколько дней до смерти видела, по многим преданиям, и Екатерина II. Известно, что как бы со стороны видели себя не однажды немецкий поэт и философ Иоганн Гете и писатель Генрих Гессе. Свои впечатления о контактах с трансцендентными сущностями оставили М. Ю. Лермонтов и русский философ В. С. Соловьев. Мы не говорим уже о многочисленных рассказах, переживших свою клиническую смерть[29] — это все же из другой, смежной сферы переживаний. Вассоевич пишет, что его учитель, египтолог Ю. Я. Перепелкин, рассказывал о своем личном переживании встречи с небесным двойником в возрасте 21 года (в 1924 году): «Прежде всего, я был поражен, когда я первый раз себя увидел. А затем у меня начало выходить со страшной силой баи и уходить к своему ко. И нужно было большое усилие, чтобы удержать его»[30]. Вот этим самым «измененным» (по нашим понятиям) состояниям сознания и посвящены многие ранее непонятные «Тексты пирамид» и другие дошедшие до нас древнеегипетские тексты. Рисунки в этих текстах, а также скульптуры, и сфинксы, отождествляемые самими египтянами и с душами («Ба») фараонов, и с богом Солнца Ра, также были для них вовсе не символами, а второй, более высокого и более важного плана реальностью — реальностью вечной небесной жизни, в отличие от низшей реальности кратковременного земного существования.

Конечно, в Древнем Египте было не только всенародное преклонение перед богами, даровавшими египтянину жизнь в благодатной долине Нила, но и огромная армия чиновников, сборщиков податей, и все атрибуты довольно сложного, разветвленного социума, — кстати, именно всесилием чиновников более всего Древний Египет напоминает Россию, даже сегодняшнюю. Полнокровная жизнь била ключом. Были и пьянство, и нерадивость, и воровство. Обо всем этом известно из сохранившихся папирусов[31]. Но, по крайней мере, до конца Нового царства, примерно до конца XI века до н. э., когда Египет захлестнули организованные банды, которые, войдя в сговор с охраной пирамид и чиновничеством, грабили усыпальницы фараонов («коррумпированная и организованная преступность»!). До этих времен, хотя уже и частично разворованные, пирамиды сохраняли для основной массы египтян великое сакральное значение, а глубокая религиозность египтян славилась в Древнем мире не меньше, чем великие пирамиды. В заключение своей книги А. Л. Вассоевич подводит очень интересные итоги своих исследований в области исторической психолингвистики. Дело в том, что во многих древних языках отсутствуют глагольные формы прошлого и будущего времени — есть только форма завершенного и незавершенного действия. Ранее это считалось лишь свидетельством «примитивности мышления» древних. Вассоевич связал эту особенность древней лингвистики с неотъемлемыми от Древнего мира темами пророчеств, — которые давали древним египтянам те самые «Ка» в видениях и во снах, а древним евреям — их пророки-обличители. Вот к каким выводам он пришел: «Коль скоро всякое пророчество есть прозрение будущего, понимавшегося народами классического востока как вполне реальное послесуществование, мы вплотную подошли к разрешению загадки, почему же глаголу в семитохамитских языках изначально чужда категория времени. Ведь если в сознании людей будущее как послесуществование столь же реально, как и предсуществование, то есть прошлое, а сами люди — свидетели и участники того, как реальное предсуществование перетекает в реальное послесуществование, то вполне закономерно, что для глагола во многих семито-хамитских языках важны, прежде всего, не времена, а категории завершенности или незавершенности действия к моменту речи».

Современный человек, в том числе, понятно, и автор этой работы, так мыслить уже не способен. Поэтому вернемся во времена Имхотепа и продолжим наш рассказ.

Первым фараоном Четвертой династии, по смерти Джосера, стал Снофру. Если на семиступенчатую пирамиду-башню Джосера ушло около 850 000 тонн камня, то на две пирамиды, построенные в правление Снофру, пошло около 9 000 000 тонн! Еще больше миллионов тонн камня пошло на строительство трех Великих пирамид в Гизе (мы еще будем говорить о них). Задача такого масштаба является колоссальной даже для современной техники. Что же произошло около 2650 года до н. э., когда Имхотеп убедил Снофру строить небывалое чудо?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Предметный мир Древнего Египта.

История Древнего Египта традиционно разделяется на Додинастический период /4-е тысячелетие до н.э./, периоды Древнего царства /2700 - 2190 гг. до н.э./, Среднего царства /2040 – 1785 гг. до н.э./ и Нового царства /1552 – 1069 гг. до н.э./ и Позднее время /11 в. – 332 г. до н.э./. Длиннейшая цепочка окружавших человека в течение этих тысячелетий предметов сохранила далеко не все звенья и слишком разрозненные по времени интервалы отделяют друг от друга дошедшие до наших дней вещи, но составить представление о предметном окружении египтян все же можно. По остаткам стен поселков для рабов можно приблизительно представить себе, как выглядели их жилища. Отделенные глухой стеной от основного города, крошечные эти лачуги были не более чем местом для ночлега.

Дома свободных людей были несравненно просторнее. Они представляли собой ряд помещений, окружавших внутренний дворик. Плоская крыша поддерживалась деревянными столбами и выступала с южной стороны постройки, образуя открытую галерею.

О том, что представляли собою дома знати, можно судить по рельефам и настенным росписям. Просторная парадная комната занимала среднюю часть строения. Небольшие «лежачие» окна располагались под самым потолком – в доме искали защиту от палящих лучей солнца и ветров, которые несли песок из окружавших Египет пустынь. Тщательно отштукатуренные, расписанные клеевой краской стены, такой же пол покрывались цветными циновками. Мебели почти не было, обычай сидеть на полу делал сидение привилегией для немногих или необходимостью для работы. Этот большой зал окружали помещения – спальни, комнаты для детей, рабов. В домах бывали ванные комнаты и жаровни для готовки.

По находкам в большинстве своем разграбленных еще в древности захоронений и по настенным изображениям мы можем представить себе, как выглядели предметы в доме состоятельного египтянина.

Ложе для сна конструировалось в виде рамы, установленной на четырех опорах с натянутой на ней сеткой. До нас дошли образцы из обихода царской семьи с ножками в виде звериных лап или копыт. Пиршества, приемы гостей, судя по изображениям, проходили на полу. Существовало несколько видов табуретов на вертикальных опорах и на скрещенных ножках, низенькие скамеечки для ног, круглые столики на одной ножке для семейной трапезы. Столики на четырех ножках, подобные теперешним, служили для хозяйственных нужд. Были различные необходимые для быта емкости. Это сундуки с крышками, ларцы и шкатулки. В богатых домах они изысканно украшались инкрустациями и росписью. Их деревянная основа обрабатывалась так: поверхности выравнивались теслом, затем тщательно шлифовались и покрывались шпаклевкой, а уже на гладкую поверхность наносилась роспись или инкрустация.

Кроме этих легко переносимых с места на место предметов, были емкости на высоких ножках – нечто вроде комодов. Иногда емкости ставили на некоторое подобие фермы, состоявшей из стоек, подкосов и стержней. Часто стержневая система служила для поддержки сосуда с остроугольным дном, - емкости, в которой хранили масло, зерно, напитки.

Таким образом, мы уже сталкиваемся со знакомыми предметами, связанными с определенным назначением, служившими для удовлетворения тех или иных утилитарных потребностей человека. Но на облике этих предметов лежит печать своего времени.

Египтяне были во власти магических верований. Мир для них был полон таинственных сил и, находясь в их власти, человек видел все окружающее сквозь призму религиозного сознания. В такое общение с внешним миром были вовлечены и неодухотворенные предметы – т.е. вещи. Магические действия имели большую значимость: можно было обрести силу дикого зверя, изваяв в виде его лап ножки стула или ложа, умилостивить богов, изобразив их на предмете: украшение предмета знаками имело силу молитвы. Такие знаки-изображения имели свой конкретный смысл: это могла быть «сила», или «вечная жизнь», или «защита», или «золото». Накладывая или вставляя их в бытовые предметы, человек рассчитывал на определенный эффект.

С представлением об активной роли знаков и фетишей был в известной степени связан образный характер египетского искусства – как архитектуры, так и предметного мира. Колонны храмов, например, зачастую были похожи на пучки стеблей или стволов, у своего завершения они перехватывались поперечным поясом, как бы изображая естественную опору. Детали парадной мебели ваялись зачастую в виде фигур животных (ложа из гробницы Тутанхамона), скульптурные головы включались в станину музыкальных инструментов, подлокотников кресел и т.д. Иногда весь предмет (светильник, сосуд) был, по сути своей, скульптурой.

Утилитарный предмет мог быть как бы скульптурой по своей пластике, по композиции. Это было так же органично, как и египетская письменность. Письмо тоже носило изобразительный характер – иероглифы были, по сути, обобщенными картинками, игравшими роль знака.

В древнем царстве сформировался очень еще примитивный тип одежды: мужчины носили набедренные повязки схенти, стянутые иногда поясом, женская одежда состояла из двух полотнищ, скрепленных на плечах лямками. Позже схенти стали удлиняться и приобрели складчатую поверхность. В эпоху Нового царства наметилось сходство мужской и женской одежды. Плиссированная, стянутая на поясе и расходящаяся книзу юбка дополнялась накидкой и большим воротником ожерельем. Эти изменения касались туалета знати. Простой народ продолжал ходить в схенти или гладких рубашках.

Обувь была очень проста – сандалии из кожи или камыша. От солнца голова защищалась париком из шерсти или растительного волокна.

Египтяне славились среди народов Древнего Востока своей элегантностью. С этим связано большое количество специальных принадлежностей туалета – бронзовых зеркал, фаянсовых чашечек для мазей и притираний.

Все богатство и совершенство предметного мира могло быть обеспечено только определенным уровнем техники и технологии. Египтяне действительно умели многое. Плавили медь, золото, знали искусство ковки и литья, приготовляли стекло и цветную пасту, покрывали металлическую основу эмалью.

Они постигли искусство соединения деревянных деталей, обработку их поверхностей, умели устраивать петли и пазы.

Но традиционная тяга к привычному, испытанному, боязнь и даже сопротивление всякому новшеству было существенным тормозом на пути технических достижений. Они не умели разводить пилы, не знали рубанка, уже известного в Двуречье, верстака. Египтяне не сумели освоить такую рамную конструкцию, в которой были бы крепко сплочены сиденье и ножки: стыки были непрочными и поэтому, особенно в более отдаленные времена, стыки стягивались пропущенными сквозь пропилы воловьими жилами, а позже укреплялись металлическими угольниками.

Интересные технические устройства, остроумные сочленения рассматривались египтянами лишь с чисто практической стороны, их значение не выходило за пределы пользы и, оставаясь в пределах здравого смысла, никогда не претендовало на то, чтобы стать предметом эстетического переживания. Таковы были особенности египетской материальной культуры. Несмотря на столь длительное время её существования, система канонов, по которой она формировалась, была настолько сильна и устойчива, что мы с полным основанием можем определить стиль этой культуры как своеобразный и единый «египетский стиль».

Предметный мир Древней Греции.

Сообщество государств-полисов, т.е. городов с примыкающими к ним землями на юго-востоке Средиземного моря – Эгейском полуострове и целом архипелаге островов – вот что представляла собой древняя Греция. Греческая цивилизация, начиная от ее рождения в XI-XII вв. до н. э., пройдя период расцвета, потерялась в недрах Римской империи во II в. до н. э. Греческая культура породила искусство, проникнутое верой в красоту, уважением к достоинству человека. Древняя Греция оставила нам замечательные архитектурные памятники.

Древние греки достигли высокого уровня ремесла: замечательно их гончарное искусство, литье и чеканка из меди и бронзы, обработка дерева (на токарном станке, гнутье). Предметы умели украшать костью, покрывать их поверхность золотом. Даже одежда древних греков давала простор для художественного творчества; искусству драпировки был обучен каждый гражданин. И два ее основных вида – хитон и гиматий не было необходимости сшивать.

Поверх перехваченного поясом короткого хитона – куска ткани с отверстием для головы – надевался гиматий, представлявший собой живописно задрапированное полотнище, перекинутое через плечо, пропущенное затем под правую руку и переброшенное за спину. Головные уборы надевались изредка: во время военных походов и путешествий на голове носили шляпу с полями, называемую петас, а на плечи накидывалась хламида – род плаща из плотной ткани.

Хитоны и гиматии были и у женщин; женская одежда еще ощутимее подчеркивала красоту человеческого тела. В ней было больше вариантов драпировок, богаче отделка тканей и обрамления. Кроме хитона и гиматия существовало еще несколько видов женской одежды, по существу варьирующих особенности основных двух типов.

Особенно большое внимание уделялось прическам, отличавшимся сложностью и изобретательностью. Все свободное время греки проводили на агоре (площади), стадионе, около храмов. Быт их был крайне неприхотлив, граждане греческих полисов мало уделяли внимания дому, - в нем было только самое необходимое.

Само убранство дома в пору расцвета цивилизации было скудным: необходимых в хозяйстве сундуков для хранения одежды, емкостей для хранения утвари, шкатулок (пиксид) как и мебели, вообще было немного. Но при этом вся утварь была красиво расставлена. На оштукатуренных стенах развешивалось оружие, глиняные сосуды, иногда ковры и циновки. Табуреты, так называемые дифросы, с затейливо спрофилированными ножками приобрели по сравнению с египетскими образцами новое качество – появилась рама, или царга, которая сделала прочным сочленение ножек и сидения. В обиходе были и похожие на египетские Х-образные табуреты и кресла (тронос). Но самым характерным и важным, отражавшим все своеобразие греческого «духа», был клисмос – род стула, предназначавшегося для повседневного употребления. Его форма удивительно точно выражала всю статическую работу материала. В месте наибольшего внутреннего напряжения (на стыке с сидением) ножки были утолщены, их место подчеркнуто головкой нагеля - большого гвоздя. Он был важен для образа вещи, который, в отличие от египетского, содержал в себе разумное техническое начало, выявляя конструктивный смысл.

В клисмосе ощущалась его полная причастность к человеку – изображения сидящих на клисмосе женщин – живой пример того, как предмет и фигура человека органически дополняют одна другую.

Ложа для сна и для пирушек представляли собой раму с натянутой на ней сеткой, покрытой набитым шерстью тюфячком. У изголовья был валик для того, чтобы можно было опереть локоть при возлежании во время трапезы.

Легкие столики / трапедза/, напоминающие собой современные сервировочные столики, находились около ложа. На них ставились сосуды с питьем и тарелки со снедью.

Освещение было еще очень примитивным. Немного усовершенствовался по сравнению с египетским источник искусственного света – масляный светильник: у него появилась крышка, отверстия для фитиля и для наполнения горючим, ручка. Так светильник стал приобретать осмысленную функциональную форму. В конце периода появились свечки (кандела) и подсвечники.

В глубокой древности очаг служил одновременно для обогревания и для готовки пищи. Позже для обогревания комнат стали применять переносные жаровни - плоские ящики на ножках, заполненные раскаленными углями. Реже встречались переносные печи; колосниковая решетка разделяла их цилиндрический объем на емкость для угля и камеру для доступа воздуха.

Металлическая посуда греков почти не сохранилась, зато греческая керамика украшает самые знаменитые музеи мира. Существовали канонические функциональные типы сосудов, которые варьировались в зависимости от времени их изготовления и региона, откуда они происходили. Громадные, в рост человека пифосы служили для хранения зерна, масла и вина. Они своим остроугольным концом закапывались в землю. Для переноски воды служила гидрия, отличавшаяся тем, что имела три ручки для того, чтобы черпать воду и нести сосуд.

Вино размешивали с водой по обычаю греков в кратере, чашеобразная форма которого при сравнительно небольшой высоте была удобна для этой операции. Самым репрезентативным сосудом была амфора, украшавшая стол. Из нее специальным черпаком, называемым киафом, вино разливалось в килики, фиалы или другие небольшие сосуды для каждого из пирующих.

Существовали и другие виды керамических изделий, предназначавшихся для разных целей, и каноническая, выработанная столетиями их форма всегда выражала смысл и назначение каждого. Другая, не менее важная особенность всех этих произведений ремесленного искусства – антропоморфность, родственность человеческому образу как по органичности пластического строения, так и по принципу трехчастности: основание (ножка), тулово, шейка и дополняющие форму ручки.

Греки располагали большим набором музыкальных инструментов. Струнный инструмент кифара (атрибут бога искусства Аполлона) сохранил роль символа музыкального искусства до нашего времени. У кифары стойки слиты, ее плоская форма приспособлена для того, чтобы инструмент при игре на нем прижимался к груди. Лира отличалась от нее тем, что состояла из двух частей – стойки, первоначально сделанной из рогов, и резонатора (из панциря черепахи). Ее держали на коленях. Духовые инструменты – флейты одинарные и парные (так называемая флейта Пана, состоявшая из нескольких соединенных трубок) были менее популярны.

Формообразование предметов, как правило, не следовало естественным прообразам и никогда не копировало формы живого мира. Скульптурное начало, характерное для Востока, в Греции уступает тектоническому – раскрытию игры внутренних статических сил. Вспомним, что и само слово тектоника пришло из греческого языка, где оно означало строительное искусство, а затем в предметном творчестве оно стало обозначать «художественно осмысленное выражение работы конструкции».

Раскрытию работы конструкции способствует и орнаментация, которая не маскирует конструкцию, а скорее помогает ощутить ее. Сама орнаментика во всех своих немногочисленных разновидностях (киматий, меандр, волна, пальметта) перестает быть носителем определенного символического смысла, как это было у египтян.

Читайте также:

lektsia.com

Модель мира в представлении древних египтян

Введение

Несмотря на высокий уровень астрономических сведений народов древнего Востока, их взгляды на строение мира ограничивались непосредственными зрительными ощущениями. Поэтому в Вавилоне сложились взгляды, согласно которым Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного океаном. Внутри Земли будто бы находится “царство мертвых”. Небо - это твердый купол, опирающийся на земную поверхность и отделяющий “нижние воды” (океан, обтекающий земной остров) от “верхних” (дождевых) вод. На этом куполе прикреплены небесные светила, над небом будто бы живут боги. Солнце восходит утром, выходя из восточных ворот, и заходит через западные ворота, а ночью оно движется под Землей.

Согласно представлениям древних египтян, Вселенная имеет вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре ее находится Египет. Небо уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается на столбах, на ней в виде светильников подвешены звезды.

В Древнем Китае существовало представление, согласно которому Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

При помощи некоторых книг о древнем Египте я попытаюсь выяснить как видели мир древние египтяне в разных сферах их жизни.

Мифы древнего Египта

Первым мифом о создании мира в Древнем Египте была Гелиопольская космогония:

Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона - особенно популярными во всей стране. Египетское название города - Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков.

В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.

Но однажды из Океана появился бог Атум - первый бог во вселенной.

Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? - ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.

Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в своих детей Ка.

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его "Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии.

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых вариантах Гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя - святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.

От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области - Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). После их объединения фараоном Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась "Две Земли". Эти реальные исторические события отразились и на мифологии: по логике мифологических сюжетов Египет с самого начала мироздания делился на две части и у каждой была своя богиня-покровительница.

Южная часть страны находится под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в облике самки коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница фараона. Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и с цветком лотоса или водяной лилии - эмблемой Верховья.

Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра - изображается в красной короне Низовья и с эмблемой Севера - стеблями папируса. Имя "Уаджет" - "Зелёная" - дано по цвету этого растения.

Боги, под надзором и охраной которых пребывает государственная власть в Египте, носят "Объединённую корону Двух Земель" - корону "Пшент". Эта корона представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней. На короне "Пшент" изображали урей, редко - два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда - связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной "Пшент" венчались на царство наследники богов после Золотого века - фараоны, "владыки Двух Земель".

Верховные божества носят и корону "атеф" - головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета - символ божества и величия. В короне "атеф" всегда изображается Амон. Корона "атеф" может увенчивать голову бога также и в сочетании в другими коронами, чаще всего - с короной Верхнего Египта (наиболее распространённый головной убор Осириса).

Религия Древнего Египта.( Мумификация, боги Египта)

1.Боги Египта:

В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

mirznanii.com


Смотрите также