Мифы древний вавилон. Книга Легенды и мифы Древнего Востока. Серия - Древний мир. Содержание - Вавилон: падения и взлеты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы. Мифы древний вавилон


Вавилон. Или нравы грешного города

Шестой век до нашей эры знаменателен для еврейского народа печальными историческими событиями. Это время правления Навуходоносора II известно вавилонским пленом, когда значительная часть населения Иудейского царства была переселена в Вавилонию. Такую форму приобрела кара Навуходоносора II за антивавилонское восстание в Иудее.

Впечатление, которое произвел Вавилон на вынужденных переселенцев нашло отражение в эсхатологии христиан и иудей. В этих представлениях о конце света город грехов Вавилон неизменно настигнет судьба Содома и Гоморры.

города древностиОбразу апокалиптического города Вавилон обязан не только евреям. Город контрастов, мир роскоши и нищеты. Одни районы поражали роскошью особняков, другие – нищими лачугами и грязными трактирами. Благодаря официально подписанному договору, дотированному апрелем 629 году, современники знают, что в Вавилоне можно было пройти обучение и получить «сертификат» бандита и сутенера. Согласно этому договору преподаватель ремесла Набу-уцалли брал на себя обязательства обучить своего ученика Бэл-ажже-риба основам мастерства сутенера и бандита.

Срок обучения по договору составлял 2 года и 5 месяцев, оплачивались серебром и будущими процентами от прибыли. При чем официальный договор давал определенные гарантии ученику. При неудовлетворительных результатах обучения, студент мог потребовать от учителя денежной компенсации. Опасность выходить из дома ночью, наверное, была обусловлена большим количеством усердных учеников.

вавилон городВ Вавилоне было большие количество увеселительных заведений. Разврат для Вавилона был делом обыденным. Главными действующими лицами в этом театре порока были не только представительницы низших сословий, рабыни, но и богатые наследницы. В своих трудах «История» Геродот описывает некий ритуал, который должна исполнить каждая девушка Вавилона.

В Вавилоне был храм Вавилонского культа любви Малитты. Перед этой местной Венерой каждая жительница Вавилона должна была исполнить свой – продать свое тело иноземцу. Если вавилонянка пришла в храм Малитты, она не может вернуться в дом, не исполнив свой долг перед Малиттой. Исполнение этого свобряда обязывало вавилонянку отдаться любому чужеземцу, который бросит ей деньги в подол. По мнению некоторых ученных, именно этот ритуал религиозной проституции создал прообраз вавилонской блудницы.

 

drevniy-egipet.ru

Легенда о Вавилонской башне

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает…

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.

mozplan.ru

Вавилонская Башня - не легенда, и не миф

Ученые со всего мира долгое время считали, что история о том, как строилась Вавилонская башня — легенда о человеческой заносчивости, да и только. Так оно и было, пока археологи, приехавшие из Европы, не обнаружили точное местонахождение древних развалин Вавилона. В ста километрах от Багдада высились многие века безжизненные холмы с обрывистыми склонами и плоскими вершинами. Местные жители думали, что это естественные детали рельефа. Никто не догадывался, что под ногами — величайший город и великая Вавилонская башня. В 1899 году сюда направился археолог из Германии Роберт Кольдевей, вошедший в историю как человек, который раскопал Вавилон.

Вавилонская башня — история

Потомки Ноя были одним народом и говорили все на одном языке. Жили они в долине Сеннаар между рек Евфрат и Тигр.

Они решили построить себе город и высокую башню – до самых небес. Приготовили большое количество кирпичей — самодельных, из обожженной глины, и активно принялись за строительство. Но их намерение Господь счел гордыней и разозлился — сделал так, что люди начали говорить на абсолютно разных языках, перестали вовсе друг друга понимать. Так башня и город остались недостроенными, а наказанные потомки Ноя стали расселяться по разным землям, при этом образуя разные народы.

Недостроенный город назвали Вавилоном, что, по утверждению Библии, означает «смешение»: в том месте Господь смешал языки всего мира, и с того места он рассеял людей по всей земле.

Вдоль рек Тигр и Евфрат возводились огромные величественные башни, что имели культовое значение. Они состояли из нескольких ступенчатых ярусов, сужающихся кверху. На плоской верхушке было святилище, посвященное божеству. Наверх вела массивная каменная лестница, по которой под музыку и песнопения во время богослужения поднималась длинная процессия жрецов. Именно Вавилонская башня, судя по раскопкам, состояла из 7 ярусов, и ее высота была девяносто метров.

Вернемся к раскопкам под руководством Роберта Кольдевея. Он получил полное представление о масштабах Вавилона уже спустя несколько месяцев своей работы. Сначала была раскопана стена из сырцового кирпича (7 метров шириной, 12 метров высотой). На расстоянии 11 метров от нее тяжелая земля скрывала вторую стену из обожженных кирпичных камней почти 8 м. шириной, а за ней была и третья стена —  шириной 3 м.

Между первыми 2-мя стенами пространство в свое время было доверху заполнено землей, превратившей их в один большой, непробиваемый и неприступный, крепостной вал. Внутренняя стена через каждые 50 м. имела по сторожевой башне. Впоследствии археолог Кольдевей насчитал удивительное количество крепостных башен — 360! Таким образом, вся внутренняя стена Вавилона составляла более 18 километров! Именно по этим параметрам Вавилон остался самым огромным городом, что был возведен человеком на нашей планете.

Находок в этих местах было неизмеримое количество — это были городские ворота, обитые медью, обломки барельефов из гладкого глазурованного кирпича, крылатые величественные львы, выполненные искусно древними ваятелями. Также был раскопан трехшахтный колодец, который служил когда-то для водозабора и был оснащен ленточным подъемником, который предназначался для непрерывной подачи воды. Свод всего подземного сооружения, где располагался колодец, был выложен камнем. Все эти артефакты, скрывавшиеся под землей, затмили величие и блеск шедевров египетской культуры.

Вавилонская башня, напоминающая столп, считается настоящим олицетворением человеческой гордыни, а ее длительное строительство (массовое столпотворение) — символом хаоса и многолюдия. Оказывается, легенда — вовсе не легенда, и Вавилонская башня действительно существовала в Древнем мире.

fb.ru

Легенды и мифы Древнего Востока. Серия - Древний мир. Содержание - Вавилон: падения и взлеты

Вавилон: падения и взлеты

Не иначе как Гимиль-Нинурта решил примкнуть к хапиру. Это многонациональное сборище бедняков и беглых рабов, укрывавшихся от притеснений местных владык и погромов войск египетских фараонов, обосновалось в лесистых горах Ливана — вотчине великана Хубабы. Община хапиру чем-то напоминала вольницу запорожских казаков и долго оставалась головной болью для многих средиземноморских правителей. При фараоне Эхнатоне, который не интересовался ничем, кроме своей религиозной реформы, хапиру (к этому времени объединившиеся в государство Амурру) до того обнаглели, что вторглись в Палестину и захватили несколько финикийских городов. Царьки многих мелких государств жаловались, что их рабы убивают своих господ и бегут к хапиру; пару веков Амурру было для фараонов и их ставленников костью в горле, пока не превратилось в обычное небольшое царство, просуществовавшее приблизительно до 1100 года до н. э.

Но вернемся к нашим вавилонянам!

Примерно в это же время — около 1110 года до н. э. — царь Навуходоносор I из II династии Иссина взял реванш за все беды, которые Вавилон претерпел из-за эламитов. Он разбил войска Элама у крепости Дер и так основательно потрепал эту страну, что лет на триста вывел ее из политической игры. Навуходоносор I одерживал победы и над ассирийцами, однако вскоре удача вновь повернулась к Вавилонии спиной. Сперва последовали два победоносных похода ассирийского царя Тиглатпаласара I, потом — вторжение южно-арамейских племен халдеев (или сутиев)… И если с халдеями вавилоняне в конце концов сумели сжиться, то с ассирийцами дело обстояло куда сложней.

К тому времени Ассирия превратилась в самую могучую и агрессивную державу Востока, и на протяжении VIII и IX веков до н. э. Вавилон то освобождался от ее власти, то подчинялся ей вновь. Наконец в 689 году до н. э. это противостояние разрешилось страшной катастрофой. Ассирийский царь Синаххериб Бесноватый, выведенный из себя непокорностью Вавилона, в очередной раз взял город и приказал навсегда стереть его с лица земли. Сокровища вавилонских царей и статую Мардука вывезли в столицу Ассирии Ниневию, немногих уцелевших после резни жителей продали в рабство, после чего город был подожжен. Несколько дней огонь пожирал вавилонские дома, дворцы и храмы, а когда отбушевали пожары, ассирийцы засыпали канал Арахту, разрушили дамбы, и на пепелище хлынули воды Евфрата.

«Дабы в грядущие времена никто не мог найти даже место этого города, я залил его водой! — с чувством выполненного долга возвестил Синаххериб в своих анналах. — Город и дома в нем, с основания до верхних покоев, я срыл, разрушил, сжег огнем!»

Но Бесноватому оказалось мало физически уничтожить великий город, он решил впридачу уничтожить его символически: по приказу царя вавилонскую землю погрузили на корабли, отвезли в Дильмун и там развеяли по ветру…

Такой катастрофы Вавилон еще никогда не переживал; казалось, для города и впрямь все было кончено!

Но спустя несколько лет Бесноватого убили в храме двое его сыновей, а третий сын Синаххериба, Асархаддон, придя к власти, решил заново отстроить самый большой торговый центр Востока. Чтобы обелить память отца, он объявил разрушение Вавилона гневом Мардука, чьей воле, дескать, послушно следовал Синаххериб. Этим тонким дипломатическим ходом ассирийский царь убивал сразу двух зайцев: давал понять вавилонянам, что их бедствия — кара верховного божества за строптивость, а кроме того, обеспечивал себе их благодарность за возрождение Вавилона. «Своими мятежами против Ассирии вы провинились перед небесной властью, — недвусмысленно намекал Асархаддон, — но теперь гнев бога иссяк, и я буду столь великодушен, что верну вашему городу былую славу и великолепие».

И Вавилон воскрес из грязной топи.

Д

www.booklot.ru

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы. Мифы древнего мира

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы

Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала — Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого сочинения, состоявшего из трёх книг.

Древнейшими обитателями Вавилонии, то есть речной области в низовьях Тигра и Евфрата, Бероз называет халдеев; у греков же это название носят преимущественно вавилонские жрецы. Надписи дают всей этой стране название «Калди», а её обитателям — «калдиев». Народ этот принадлежал к семитической расе, а именно, к восточной её ветви. Гораздо ранее египтян, достигших своего цветущего положения лишь при Аменофисе III и Рамессидах, обитатели этих равнин успели уже выработать себе своеобразную культуру.

Подобно тому, как было на берегах Нила, и здесь природные свойства страны принудили ее жителей к неутомимой творческой деятельности. Страна, сама по себе плодородная, страдала от разливов обеих рек. Разливы эти вместе с необыкновенно быстрым течением Тигра и Евфрата, приносившим с собой множество мелких камней и тины, вместо того, чтобы оплодотворять землю, действовали бы разрушительно, если бы не каналы, шлюзы и плотины, разделявшие и задерживавшие течение и дававшие ему тем самым надлежащее направление. Эти искусственные гидравлические сооружения существовали ещё в незапамятные времена и возбуждали изумление чужеземных путешественников.

Изображения ассирийских государей

Первобытная история халдеев полна самых невероятных преданий. То, что рассказывается о временах правления десяти халдейских царей до потопа, не может войти в рамки истории, если только не придавать этим царям, как делали некоторые историки, астрономического значения, то есть считать их олицетворением десяти знаков Зодиака, разделив время правления их (в совокупности 432.000 лет) на десять отделов одного большого астрономического периода, составляющих каждый 43.200 лет.

Всемирный потоп наступил при последнем из этих царей Ксизутре (на клинообразных надписях он носит имя Хазизадры). Халдейское сказание о потопе, о спасении Ксизутры и о вавилонском смешении языков почти слово в слово согласуется с еврейским повествованием в Книге Бытия.

Вскоре после потопа на севере Халдеи царствовал, по преданию, Нимврод. Ещё до сих пор имя его сохранилось на местах больших развалин в верхней и нижней Халдее. О нем и его преемниках не известно ничего достоверного. Одним из древнейших вавилонских царей был, по-видимому, Урух, имя которого встречается на лежащих глубоко в земле кирпичах, сохранившихся от развалин, находимых в Халдее. Его столицею был Ур, власть его простиралась на страны, лежащие на верхнем Тигре, следовательно, и на Ассирию. Только впоследствии был построен Бабель (Вавилон), ставший столицей Вавилонского царства.

Ассирийские воины

В числе преемников Уруха упоминаются Исмидагон, Саррукин и Хаммурапи (XVIII в до Р. X.), называвший себя царем Бабеля, Навуходоносор I и Меро-дахнадинах (1100 г до Р. X.).

К середине второго тысячелетия до Р. X. Ассирия сделалась, по-видимому, независимой и начала управляться своими собственными государями.

Эти цари, обладавшие неограниченной властью, являлись в одно и то же время и верховными судьями, и главными военачальниками, и верховными жрецами. Уверяя, что получают непосредственно от богов их повеления, они умели побудить свой народ, несмотря на незначительные средства, к совершению замечательных подвигов и довести свою сравнительно небольшую страну до необыкновенного могущества. Из них в особенности прославился своими завоеваниями Тиглатпаласар I (в надписях Туклат-Хабал-Азар), царствовавший в Ассирии с 1130 по 1100 г. до Р. X. и простерший свое победоносное оружие на север, может быть, даже до самого Чёрного моря и на запад до берегов Сирии. В воспоминание своих военных подвигов он приказал начертать на одной скале близ Каркара, у одного из притоков Тигра, свое изображение, а под ним следующие слова:

«По воле Ассура, Самоса и Бина, великих богов, моих повелителей, Я, Туклат-Хабал-Азар, царь страны Ассур, сын Ассура-рисизи, царя страны Ассур, сына Муттакиль-Небо, в третий раз покорил страну Наири» (вероятно, Армению).

В течение IX века Ассирия после продолжительных войн приобрела даже политический перевес над Вавилонией. При всем том в культуре, религии и искусствах халдеи остались учителями ассирийцев, но ассирийцы всегда превосходили их своими воинскими способностями и несокрушимой энергией. (О позднейших ассирийцах, их завоевательных походах и столкновениях с царством израильским смотри ниже в разделе о царствах израильском и иудейском).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Боги Древнего Вавилона » История

Вершину пантеона вавилонян занимала божественная троица: Ану, Эниль и Бел. Позже к ним присоединился Эа.  Эти вавилонские боги управляли всем, что находилось на земле, небе и под землей.  Ану повелевал небесами и являлся кем-то вроде отца для вавилонских богов, на земле главенствовал Бел, а из-под земли и моря присматривали за их деяниями Эниль и Эа.

Ану был богом небес и отцом богини земли, именуемой Вау. Этот вавилонский бог господствовал надо всем сущим. Многие обитатели пантеона приходились ему сыновьями. Вавилонские легенды говорят, что боги беспрекословно слушались приказаний Ану и в сложные моменты обращались к нему за помощью. Также согласно сказаниям, творением Ану являлся не только мир, но и календарь Вавилона. Несмотря на это, повелителя вавилонского пантеона можно назвать ленивым богом, он никогда не действовал сам, лишь раздавал приказы и указания, которые выполнялись божествами вавилонян.

Вавилон боги

Вторым членом великой троицы был Бел, которого вавилонские боги нарекли владыкой земли. Его повеления также были непреложными, однако, он не обладал абсолютной властью. Белу приходилось отчитываться за свои деяния перед Ану.  Вавилон, древний мир шумер, жил по своим правилам. Древние цари вавилонян получали власть именно из рук Бела, лишь с его позволения можно было управлять государством. Кроме того, практически весь древний Вавилон, боги и простые люди жили в страхе перед Бел, пред его мощью и властью. Он в качестве повелителя земли, как вавилонский господь, решал судьбу людей, определял, кому жить, а кому и когда умереть. Бел управлял и погодой. Он мог послать дождь, в котором так нуждались поля и урожай, а мог наслать и ураган, который по воле богов уничтожал города и поселения крестьян. Религия, Вавилон сделали Бела богом двух обличий, двух настроений и характеров.

В отличие от Бела бог Эа, третий повелитель, являлся добрым существом. Скрижали, древние тексты и календарь вавилонян, в котором был отображен Эа, описывают его как повелителя водной стихии. Согласно легендам он обитал на дне морей, озер и рек.  Вавилонскими богами  покровителю водной стихии, коим являлся Эа, было даровано множество титулов и имен. Считается, что  Эа также был властителем жизни и отцом всех земнородных. Еще одной ипостасью Эа являлось покровительство над ремеслом, ремесленниками и драгоценными металлами.

Имело место в мифологии вавилонян и еще одна великая троица богов: Иштар, Шамаш и Син. Син был богом луны, стоящим впереди солнца.  Он являлся отцом Шамаша и Иштар, которой принадлежали ворота Иштар, врата жизни. По своим функциями Син прежде всего – покровитель растительного царства. По его желанию, согласно религии Вавилона, спел урожай, росли деревья и цвели древние сады. Син не имел над собой судьи и в своих деяниях не отчитывался не перед кем. Лишь великий Ану был выше его по статусу, и лишь его он боялся. На своих изображениях Син представал в царской короне в форме серпа Луны. А боги и храмы Вавилона, подчинявшиеся и принадлежащие ему, были одеты и декорированы в символику спутницы Земли.

Боги древнего Вавилона

Шамаш являвшийся сыном Сина, покровителем Солнца и земледелия, занимал положение ниже, чем у отца, однако, был божеством, почитаемым и любимым среди простого народа. Религия Вавилона преподносит его еще и как покровителя земной жизни. Он являлся судьей для всего сущего, ведь своим светом он мог озарить даже темнейшие уголки земли и узреть любые деяния. В религии Вавилона скромный, но справедливый суд Шамаша был верховным органом власти. Хоть Шамаш и не принимал непосредственного участия в совете главенствующих богов, однако, именно ему, как заместителю Бела, поручались важнейшие задания.  Религия Вавилона не выдвигала Шамаша на лидирующие позиции, но благодаря любви народа, он сумел продвинуться и занять почетное место в мифологии вавилонян.

История государства Вавилонян хоть и не была продолжительной, однако, могла похвастаться огромнейшим количеством важнейших событий. Так за свое недолгое существование власть над миром людей сумела перейти из рук великого Ану, в руки бога Мардука. Вначале своего пути Мардук почитался как бог Солнца, покровитель злаковых культур. Также Древний Вавилон нарекал его богом утреннего солнца, и покровителем архитектуры. Согласно легендам, именно благодаря знаниям, дарованным Мардуком, древний Вавилон, архитектура города стали такими, какими они запечатлены на страницах истории.

Постепенное превращение из небольшого поселения в центр древнего мира, которое пережил Древний  Вавилон, повлияло и на статус Мардука. На его плечи были окончательно взвалены ответственность за земную жизнь и за поведение богов местного Олимпа. Так в обновленных сказаниях о сотворении мира именно Мардук становится божеством, создавшим вселенную из частей тела дракона Тиамат. А его деяниям приписывалось создание такого артефакта как вавилонский календарь. Преображения Мардука не коснулись лишь его происхождения. Он, как и раньше, считался сыном Эа, покровителя моря. Оно и понятно, древний Вавилон располагался таким образом, что утреннее Солнце вздымается из воды и опускается в воду на закате.

Богиня Иннику, в вавилонскую эпоху переименованная в Иштар,  занимала привилегированное положение в пантеоне междуречья. Иштар – богиня плодородия была одним из важнейших женских божеств.  Ее роль в мифологии вавилонян невозможно недооценить.

Вавилонские боги и богини

На судьбу Иштар, богини мира и земли, выпало немало испытаний. С одной стороны она почиталась как мать богов и людей, а с другой  бранилась, как сладострастная незамужняя богиня, которая никак не может определиться с выбором спутника. Ворота богини Иштар, то с чем в наше время ассоциируется эта богиня, были не главным ее достижением. К заслугам матери богов также можно отнести создание или, по крайней мере, частичную роль в создании такого артефакта как вавилонский календарь на будущее.

Однако не одними лишь артефактами  прославилась эта богиня. Иштар, богиня земли, известна и благодаря своим неоднозначным поступкам. Так в легендах жестокая и опасная Иштар посылает на смерть одного из своих мужей, а за тем из-за скорби бросается за ним в бездну подземного мира. Но это лишь одна, темная ипостась великой богини. Можно встретить сказания, где Иштар, богине земли отводится роль покровительницы утренней звезды, предвестницы порядка и ясного дня. Легенды, повествования и мифы, которые создал Вавилон, календари, описывающие судьбу и  историю, представляют звезду – Иштар, как добрую и любимую народом богиню, дочь неба.

Встречается и третий, более редкий облик Иштар, (вообще стоит сказать, что это единственное божество в мифологии вавилонян, которое обладало тремя обликами)  согласно которому она – богиня битв, вооруженная луком и колчаном со стрелами.  В одном из гимнов древних вавилонян, посвященных Иштар, говорится: “Я – владычица битв, я призываю к жатве”.  В образе строгой и девственной богини войны она все также почиталась как богиня плодородия. Возможно, смещение ролей пошло ей на пользу, как-никак Иштар, богиня земли, сегодня более известная под ликом добродетели, а не как ревнивая и злая Иштар, отправившая своего мужа на погибель.

Древние писания, календарь древнего Вавилона и другие археологические находки указывают на то, что мужским дополнением Иштар на протяжении всей мифологической истории являлся бог Думузи. В переводе его имя означает “отпрыск” или “молодая ветвь”.  Неизвестно получил ли Думузи свое имя от одного из месяцев, которым наделен Календарь-Вавилон или наоборот месяц был назван в честь бога, спутника матери земли.

Следует отметить, что в религии шумер женские божества играли куда более значительную роль, чем это было впоследствии, когда во главе государства стал Вавилон и его пантеон богов. Лишь одна Иштар была исключением. И при шумерах, и в эпоху Хаммурапи Иштар была уважаемой и почитаемой. В ее честь и тогда, и тогда возводились храмы и читались молитвы.  Но вместе с тем Иштар, богине земли, под ее первым именем, Иннику, принадлежало куда больше власти. Даже на ней, хоть и в меньшей мере, сказалось бремя патриархата. Со временем влияние женских сущностей ослабевало, пока богини не превратились в безликих спутниц своих мужей, и лишь одинокая звезда Иштар сияла на небосводе.

g7his.esy.es


Смотрите также