Мифы древних славян вопросы. 6 класс. Литература. Мифы народов мира. Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

6 класс. Литература. Мифы древних славян. Народный миф о Солнце. Мифы древних славян вопросы


6 класс. Литература. Мифы народов мира. Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце. - Мифы древних славян. Представления древних славян о явлениях природы. Народный миф о солнце.

Комментарии преподавателя

Наши пред­ки, древ­ние сла­вяне,  по­доб­но ан­тич­ным гре­кам, пред­став­ля­ли  мир как ре­зуль­тат дей­ствия Богов и  по­кло­ня­лись силам при­ро­ды, по­то­му что были тесно свя­за­ны с ней, за­ви­се­ли от неё. Они пред­став­ля­ли силы при­ро­ды в виде живых су­ществ, ко­то­рые, как они счи­та­ли, могли по­мо­гать че­ло­ве­ку, а если их рас­сер­дить, то тво­ри­ли зло. Мы и сей­час го­во­рим: солн­це село, зашло за тучу, хотя вовсе не пред­став­ля­ем его в виде мо­гу­че­го бо­же­ства, ко­то­рое каж­дое утро по­беж­да­ет тьму. Мы го­во­рим: ветер дует, земля пло­до­род­ная, гроза сви­реп­ству­ет, дождь идёт. Так в нашем языке со­хра­ни­лись следы ми­фо­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ний.

Древ­ней ре­ли­ги­ей сла­вян, их ми­ро­вос­при­я­ти­ем было язы­че­ство.

Язы­че­ство – вера  в су­ще­ство­ва­ние не од­но­го, а мно­же­ства богов.

Древ­ние сла­вяне, как  и дру­гие древ­ние на­ро­ды,  вы­ра­жа­ли свои по­зна­ния на языке мифов.

Мифы – это про­из­ве­де­ния на­род­ной фан­та­зии, объ­яс­ня­ю­щие устрой­ство мира, яв­ле­ния при­ро­ды, смысл и при­чи­ны про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий.

Сла­вян­ская ми­фо­ло­гия была не менее бо­га­той, чем гре­че­ская или рим­ская,  каж­дой сфере че­ло­ве­че­ской жизни по­кро­ви­тель­ство­ва­ли свои боги, к ко­то­рым можно было об­ра­тить­ся за по­мо­щью, и осо­зна­ние этого, ве­ро­ят­но, об­лег­ча­ло труд­ную жизнь наших пред­ков.

По­зна­ко­мим­ся с пан­тео­ном сла­вян­ских богов, а также со­по­ста­вим его с пан­тео­ном гре­че­ских богов.

Пан­те­он – со­во­куп­ность  бо­жеств ка­кой-ли­бо ре­ли­гии.

Вер­хов­ный бог ан­тич­ных гре­ков – Зевс, у древ­них сла­вян это Перун, ко­то­рый яв­лял­ся также богом войны (у гре­ков бог войны – Арес). Бог зем­ле­де­лия у сла­вян – Ярило, у гре­ков бо­ги­ней пло­до­ро­дия и зем­ле­де­лия яв­ля­ет­ся Де­мет­ра. Бог огня у сла­вян – Сва­рог, у гре­ков – Ге­фест. У сла­вян были и боги, со­про­вож­да­ю­щие их в обы­ден­ной жизни: леший, до­мо­вой, бан­ник. У гре­ков тоже были мел­кие бо­же­ства, ко­то­рые жили в лесах и в доме.

По­зна­ко­мим­ся со сла­вян­ски­ми бо­га­ми по­дроб­нее.

Древ­ние сла­вяне по­кло­ня­лись богу Сва­ро­гу. Он счи­тал­ся вла­ды­кой Все­лен­ной. Во мраке он раз­жи­гал пламя мол­ний, раз­би­вая ими тучи. Он дал жизнь Солн­цу, по­это­му Сва­рог пред­став­лял­ся отцом Солн­ца – Даж­дь­бо­га. Родив Даж­дь­бо­га и дру­гих свет­лых богов, Сва­рог ушел на покой, и миром стали пра­вить его дети.

Бог древних славян Сварог

Рис. 1 . Бог древ­них сла­вян Сва­рог

Ино­гда Солн­це пред­став­ля­ли в виде ца­ри­цы, оде­той в пур­пур­ные одеж­ды зари и си­я­ю­щей в венце лучей. В Ива­нов день Солн­це вы­ез­жа­ет нав­стре­чу сво­е­му су­пру­гу Ме­ся­цу, пля­шет и рас­сы­па­ет по небу лучи. А с на­ча­лом зимы Солн­це и Месяц рас­хо­дят­ся в раз­ные сто­ро­ны и не встре­ча­ют­ся друг с дру­гом до самой весны. Вес­ной же они встре­ча­ют­ся и долго рас­ска­зы­ва­ют друг другу о том, где были и что ви­де­ли.

Дру­гой сын Сва­ро­гра – Перун – бог грома и мол­нии. Он мечет свои стре­лы-мол­нии, мощ­ной па­ли­цей раз­би­ва­ет тучи. Гром вы­ра­жа­ет его гнев. По всему небу раз­ве­ва­ет­ся его одеж­да и бо­ро­да. Ветры и бури – его ды­ха­ние.

Бог древних славян Перун 

Рис. 2. Бог древ­них сла­вян Перун (Ис­точ­ник)  

Мо­гу­чий и де­я­тель­ный летом, Перун уми­ра­ет на зиму. Мо­ро­зы за­пе­ча­ты­ва­ют его гро­мо­вые уста, па­ли­ца-мол­ния вы­па­да­ет из его осла­бев­ших рук, и бог всю зиму по­ко­ит­ся в гро­бе-ту­че. Вес­ной Перун раз­би­ва­ет свою тем­ни­цу и сбра­сы­ва­ет с вы­со­ты вра­гов. Бо­га­тыр­ский конь пе­ре­но­сит его во мгно­ве­ние ока в любое место, мощ­ны­ми ко­пы­та­ми по­би­ва­ет вра­гов.

Бог ве­сен­не­го солн­ца был Ярило. В его имени есть и яр­кость, и ярость. Его пред­став­ля­ли мо­ло­дым и пре­крас­ным. Оде­тый в белые одеж­ды, он едет на белом коне, на го­ло­ве его венок из ве­сен­них цве­тов, в руке горсть ржа­ных ко­ло­сьев. И куда он сту­пит сво­и­ми бо­сы­ми но­га­ми, там тот час вы­рас­та­ет гу­стая рожь. Ярило – по­кро­ви­тель любви, пло­до­ро­дия.

Бог древних славян Ярило 

Рис. 3. Бог древ­них сла­вян Ярило (Ис­точ­ник)                                

Но были и враж­деб­ные че­ло­ве­ку боги. Одним из таких богов была Мо­ра­на.

Самое страш­ное, враж­деб­ное че­ло­ве­ку бо­же­ство Мо­ра­на, бо­ги­ня ночи, зимы и смер­ти. От этого имени вошли в наш язык мрак, мор, смер­кать­ся. Сла­вяне пред­став­ля­ли, что Мо­ра­на живет на се­ве­ре в нед­рах, по­кры­тых веч­ны­ми сне­га­ми скал. Она все­силь­на, но свет­лые боги за­клю­ча­ют ее в оковы с при­хо­дом весны.

Богиня древних славян Морана 

Рис. 4. Бо­ги­ня древ­них сла­вян Мо­ра­на (Ис­точ­ник)  

Про­ис­хож­де­ние мира, смену вре­мен года, по­яв­ле­ние огня объ­яс­ня­ет на­род­ный миф о Солн­це.

Ле­жа­ла Мать-Сы­ра-Зем­ля во мраке и стуже. Мерт­ва была - ни света, ни тепла, ни зву­ков, ни­ка­ко­го дви­же­ния. И ска­зал вечно юный, вечно ра­дост­ный ве­сё­лый Яр: «Взгля­нем сквозь тьму кро­меш­ную на Мать-Сы­ру-Зем­лю, хо­ро­ша, при­го­жа ль она?» И пла­мень взора свет­ло­го Яра в одно мгно­ве­ние прон­зил неиз­ме­ри­мые слои мрака, что ле­жа­ли над спав­шею Зем­лею, и где Яри­лин взор про­ре­зал тьму, там вос­си­я­ло солн­це крас­ное. И по­ли­лись через солн­це жар­кие волны лу­че­зар­но­го Яри­ли­но­го света.

Мать-Сы­ра-Зем­ля от сна просну­лась и в юной красе рас­ки­ну­лась. Жадно пила она зо­ло­тые лучи жи­во­нос­но­го света, и от того света па­ля­щая жизнь и то­мя­щая нега раз­ли­лись по недрам её. Любы Земле Яри­ли­ны речи, воз­лю­би­ла она бога свет­ло­го, и от жар­ких его по­це­лу­ев разу­кра­си­лась зла­ка­ми, цве­та­ми, тем­ны­ми ле­са­ми, си­ни­ми мо­ря­ми, го­лу­бы­ми ре­ка­ми, се­реб­ри­сты­ми озе­ра­ми...

Пила она жар­кие по­це­луи Яри­ли­ны, и из недр её вы­ле­та­ли под­не­бес­ные птицы, из вер­те­пов вы­бе­га­ли лес­ные и по­ле­вые звери, в реках и морях за­пла­ва­ла рыба, в воз­ду­хе за­толк­лись мел­кие на­се­ко­мые, мушки да мошки.

Мы видим, что рас­те­ния, жи­вот­ные, че­ло­век – это дети Ма­те­ри-Зем­ли  и бога ве­сен­не­го Солн­ца-От­ца Ярилы. Миф объ­яс­ня­ет по­яв­ле­ние всего жи­во­го лю­бо­вью.

А как же объ­яс­ня­ет­ся по­яв­ле­ние у че­ло­ве­ка ума?

И всё жило, и всё лю­би­ло, и всё пело хва­леб­ные песни От­цу-Яри­ле, Ма­те­ри-Сы­рой-Зем­ле. Потом Земля по­ро­ди­ла че­ло­ве­ка. И когда вышел он из недр зем­ных, уда­рил его Ярило по го­ло­ве зо­ло­той вож­жой - яркой мол­нией, и от той мол­нии ум в че­ло­ве­ке за­ро­дил­ся. Здрав­ство­вал Ярило лю­би­мо­го земно­род­но­го сына небес­ны­ми гро­ма­ми, по­то­ка­ми мол­ний, и от тех гро­мов, от той мол­нии вся живая тварь в ужасе встре­пе­ну­лась: раз­ле­те­лись небес­ные птицы, по­пря­та­лись в пе­ще­ры дуб­рав­ные звери, один че­ло­век под­нял к небу ра­зум­ную го­ло­ву и на речь отца гро­мо­вую от­ве­чал вещим сло­вом, речью кры­ла­тою... И услы­ша то слово и узрев царя сво­е­го и вла­ды­ку, все древа, все цветы и злаки перед ним пре­кло­ни­лись…

Ум у че­ло­ве­ка по­явил­ся от удара по го­ло­ве «зо­ло­той вож­жой-яр­кой мол­нией», и с тех вре­мен к нам при­шли такие вы­ра­же­ния, как «бле­стя­щий ум», «про­блес­ки мысли».

Как объ­яс­ня­ет­ся по­яв­ле­ние огня? Ка­ко­во его зна­че­ние в мифе?

Потом стала сла­беть сила Ярилы, Мать-Сы­ра-Зем­ля стала тос­ко­вать, боясь, что всё за­мерз­нет. Ярило уте­шил её, ска­зав, что опять вер­нет­ся, а пока для под­дер­жа­ния тепла на земле по­слал Огонь.

Так мыс­ли­ли люди о смене лета зимою и о на­ча­ле Огня. От­то­го наши пра­от­цы сжи­га­ли умер­ших – за­снув­ше­го смерт­ным сном Яри­ли­на сына от­да­ва­ли жи­ву­ще­му в огне отцу. А потом стали от­да­вать мерт­ве­цов их ма­те­ри – опус­кая их в ложе её, то есть, за­ры­вая в землю.

Со­глас­но сла­вян­ской ми­фо­ло­гии, огонь на землю по­слал Ярило для того, чтобы всё живое не за­мёрз­ло зимой. Огонь про­ти­во­по­став­ля­ет­ся мраку и стуже. Есть на­род­ные язы­че­ские празд­ни­ки, по­свя­щён­ные че­ство­ва­нию огня. Это Мас­ле­ни­ца, когда пекут блины – сим­вол Солн­ца и за­рож­де­ния жизни, сжи­га­ют куклу, Мас­ле­ни­цу, ко­то­рая оли­це­тво­ря­ет Мо­ра­ну, бо­ги­ню смер­ти. Есть ещё один празд­ник Ивана Ку­па­лы.

www.kursoteka.ru

6 класс. Литература. Мифы древних славян. Народный миф о Солнце.

hello_html_m1984a62b.gif

hello_html_m1984a62b.gif

Разработка урока по теме

Народный миф о Солнце

6 класс

Якушкина О.Н

Учитель русского языка и литературы

Донецкой гимназии №92

Учитель высшпей квалификационной категории

Донецк

2014

Данная работа представляет собой методическую разработку урока по литературе в 6 классе «Мифы древних славян. Народный миф о Солнце» относится к теме «Мифы Древней Греции. Мифы Древних славян. Библейские притчи».

Верования древних славян, представления о природе и человеке, обычаи, берущие своё начало в эпоху древних славян становятся предметом беседы на уроке.Формы работы на уроке: работа с языковым материалом, анализ текста «Миф о Солнце»

Данная разработка содержит:

  1. Конспект урока по данной теме.

  2. Презентацию: «Мифы древних славян. Миф о Солнце»

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, PowerPoint. Работа содержит репродукции картин.

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2007.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА: Мифы древних славян. Народный миф о Солнце.

ЦЕЛЬ:

  • познакомить учащихся с представлениями древних славян о происхождении человека;

  • показать, как прослеживается в мифе неотделимость человека от природы;

  • формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру;

  • развивать творческое воображение, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • текст мифа о Солнце,

  • оценочный лист,

  • карточки для работы в группах,

  • презентация «Мифы древних славян. Миф о Солнце»

Требования к оборудованию: Windows 2007-2012

Описание работы с презентацией:

  • слайды презентации содержат анимацию и триггеры.

  • Триггеры с 17 по 21 слайды. Для того чтобы увидеть правильный ответ на заданный вопрос, нужно на него нажать, тогда проявится верный ответ.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Учитель:

Родина – это всё и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, её предки, народные песни и сказания, память о предках…

В. Астафьев

Нужно ли современному человеку читать славянские мифы?

Сегодня мы познакомимся с мифологией древних славян. Славянская мифология, в отличие от древнегреческой, которая получила литературную обработку, осталась в целом неописанной. Это связано с тем, что не существует письменных свидетельств о временах славянского язычества. Сведения о нём сохранились только в преданиях, верованиях, обычаях, обрядах.

Наши далёкие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить – творили зло.

Сейчас мы с вами начнём знакомиться со славянскими богами. Посмотрев на изображения богов, ответьте на такие вопросы: Что является доказательством того, что славянские боги представлялись в виде живых существ? Как это связано с тем, что вы уже знаете о славянах, их жизни, верованиях?

ІІ.Мотивация учебной деятельности

Знать

Уметь

Ценить- помнить

Содержание мифа о Солнце; имена божеств, что олицетворяли собой славянские боги; некоторые традиции и обряды предков – славян.

Выделять в тексте эпизоды, помогающие найти ответы на вопросы; пересказывать отрывки из мифа о Солнце; давать характеристику прочитанному; принимать участие в диалоге при обсуждении произведения; строить работу в группах для достижения положительного результата; уметь сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Творчество своих предков, традиции, историю и обычаи своего народа.

  1. «Мои ожидания». Каждый ученик получает стикер в форме капли, символизирующей каплю воды. После чего ученикам предлагается записать на стикере свои ожидания от урока. Начать так: От урока я жду…

Затем каждый ученик выходит к доске и на ватман, где нарисован кувшин и река, наклеивает свои ожидания, пока «закрашивая» только реку.

ІІI. Сообщение темы урока.

ІV.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

  1. Приём «Пароль»: представить славян одним словом или предложением.

Ребята, вернувшись от доски, чтобы сесть на своё место, должны сказать слово, которое бы имело отношение к славянам (где жили, как жили, на какие племена делились, чем занимались, во что верили…). Только назвав самостоятельно или с помощью одноклассников информацию, учащиеся садятся за парту.

  • На предыдущих уроках мы говорили о мифах, о том, как представляли себе сотворение мира древние греки.

Давайте вспомним, что такое миф?

  • Что послужило толчком к появлению мифов?

  • А какие вопросы могли, по – вашему, интересовать древних славян? Будут ли они отличаться от вопросов древних славян? Почему?

Теория литературы: миф – рассказ, в котором объясняется устройство мира, явления природы… (те, кто их составлял, свято верил в то, о чём говорилось в мифах)

Мифология –

1. Совокупность мифов какого – нибудь народа.

2.Наука, изучающая мифы.

2. Смотрим презентацию, знакомимся со славянским пантеоном богов.

Блиц - опрос и «опора по теме урока. Приложение №1» позволяют проверить, насколько внимательно и продуктивно ребята смотрели презентацию. ( Ребята смотрят презентацию, перед которой они предупреждаются, что увиденное поможет выполнить следующее задание. Затем блиц – опрос, самопроверка, выполнение задания на соответствие и заполнение оценочного листа.)

3.Перекрёстная дискуссия.

- О чём может быть текст с названием «Миф о Солнце»?

- о том, как появилось солнце на небе;

- о звезде Солнце;

- о том, как Солнце согревает Землю…

- Назовите слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово «солнце» (составляем ассоциативный ряд).

- Читаем текст мифа о Солнце. Первый абзац (Мельников – Печерский. «В лесах»)

После прочтения первого абзаца, задаётся вопрос: Как вы думаете, что будет с Матерью – Сырой – Землёй после того, как « на неё полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света»? (Ребята высказывают свои предположения)

- Читаем текст дальше, заканчивая словами «… в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.»

- Ребята, как вы думаете, что будет происходить на земле дальше? Кто следующим появится на Земле?

Дочитываем миф до конца.

- Так на какие же вопросы отвечает славянский миф о Солнце? Ответьте на вопросы, воспользовавшись началом (Опора к теме урока. Приложение №2)

4. Работа с текстом. Найдите в тексте эпизод, в котором объясняется появление растительного и животного мира на земле.

- Почему именно Ярило, а не Дажьбог, Хорс отец всего живого на земле? Что было непременным условием возникновения жизни на земле? (Любовь)

- А как объясняется в мифе появление ума в человеческой голове? Зачитайте.

Внимательно прочитайте фразеологизмы, в которых нашли отражения представления наших предков ( Опора к теме урока. Приложение №3)

Так как же в языке отразились мифологические представления о возникновении ума?

-Как в мифе объясняется появление огня? (перескажите этот эпизод)

-Каково его значение в мифе и какие языческие праздники, связанные с огнём, вам известны? (Масленица, Ивана Купала)

- А как отразились представления славян в загадках, которые так хорошо нам известны с детства?

(Читаем загадки, отгадываем. Опора к теме урока. Приложение №4)

5. Тест по мифу о Солнце. Самопроверка. Заполнение оценочного листа.

6. Работа в группах. «Джиг – соу». Ребята, мифы многих народов тесно связаны между собой, в них много общего. Сейчас мы познакомимся с отрывками из мифов разных народов о сотворении мира. Для выполнения этой работы ребята объединяются в группы (их четыре), читают информацию, выделяют главное, отправляются к другим группам и добывают «чужую информацию», возвращаются, делятся тем, о чём узнали со своей группой. Обсуждаем информацию, а затем отвечаем на вопрос: Что общего в представлении древних людей о сотворении мира? (Карточки – информаторы помещены в опоре к теме урока. Приложение №5).

7. Приём «Выбери позицию»: Ребята должны определить свою позицию относительно вопроса: Помогают ли нам славянские мифы в том, чтобы мы ощущали себя частицей своего народа? Согласен. Не согласен. Имею другую точку зрения. Аргументируют свой выбор, ребята, имея в руках стикер в виде листочка, помещают его на «Дерево решений». Правая сторона – « согласен», слева – «не согласен», под деревом – «имею другую точку зрения». Мы можем увидеть, как распределились мнения. (« Дерево нарисовано на ватмане и помещено на доске).

V Рефлексия. Приём «Микрофон»

  • Что на уроке было интересным?

  • Что понравилось больше всего?

  • Чему научился?

  • Что вызывало трудности?

  • Что удивило?

  • Что было лишним?

  • Что было неинтересным?

  • Кто был лидером на уроке?

  • Кому удалось дать лучший ответ?

  • Оправдались ли ожидания от урока?

Обращаемся к кувшину, нарисованному на ватмане. Если ожидания оправдались, учащиеся свои стикеры помещают в кувшин, постепенно заполняя сосуд, если не совсем – оставляют стикер на месте, если же у кого – то возникло желание познакомиться с мифологией славян подробнее – на кувшином, имитируя брызги воды. (Так и мы, как этот сосуд, вбираем в себя знаниями, полученными на уроке)

VІ. Подведение итогов. По русскому обучаю подарки. Первое – «хорошуль» (так называется пирог – курник в честь бога Хорса, который готовится по старому русскому рецепту. Такой порог – символ Солнца, жизни. Угощая таким пирогом, желали догой жизни и света, тепла в отношениях). Второе – притча о Солнцею А на перемене у вас есть возможность поводить хоровод, который также символизирует Солнце.

VІІ. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)

  1. Посмотреть мультфильмы: «Краденое Солнце», «Бременские музыканты»(«Луч солнца золотого»), «А у тебя есть солнце», «Петушок и Солнышко». Какие представления древних славян нашли отражения в них?

  2. Дать письменный ответ на вопрос: В чём отличие древнегреческой мифологии от славянской?

  3. Составить коллаж на тему «Знакомое и незнакомое Солнце»

ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

БЛИЦ – ОПРОС:

НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ:

СВАРОГ ВЕРХОВНЫЙ БОГ, БОГ ГРОЗЫ И ГРОМА

ПЕРУН БОГ ВЕСЕННЕГО СОЛНЦА

ДАЖЬБОГ БОГ СОЛНЦА, ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ

ЯРИЛО БОГ СОЛНЦА

ХОРС БОГ ОГНЯ

МОКОШЬ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СКОТУ, БОГАТСТВУ, ТОРГОВЛЕ

ВЕЛЕС ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СУДЬБЕ, ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ

РУКОДЕЛИЮ

СТРИБОГ БОГ ВЕТРА

МОРАНА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СМЕРТЬ, ЗИМУ

ЧЕРНОБОГ БОГ ДОБРА И СВЕТА

БЕЛОБОГ БОГ ДОМАШНЕГО ОЧАГА

ЧУР БОГ – ПРЕДОК

РОД БОГ ХОЛОДА И ЗЛА

КИКИМОРА, ЛИХО, ВОДЯНОЙ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКИ – НИЗШАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ.

Почему для славян так важно уточнить:бог Солнца, бог весеннего Солнца?

ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

На какие вопросы отвечает славянский миф о Солнце ?

Продолжи фразу.

Как…. (появился мир)

Как … (одно время года минует другое)

Как …. (появился огонь на земле)

Как … (зародилась жизнь на земле)

Как … (появился человек на земле)

Как … (человек обрёл способность мыслить)

Как … (объясняется тот факт, что сначала умерших сжигали, а потом предавали строй земле)

ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

Светлая голова, мысль пронзила, как молния, проблески мысли, осенила мысль, блестящий ум, мысль промелькнула молнией, молниеносное решение, мисль озарила.

ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Один костёр весь мир согревает.

Золотой хозяин с поля идёт, а утром возвращается.

Взглянёшь – заплачеш, а краше его нет.

ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №5

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №1

Древний Египет

Не существровало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни земли в этом месте. Я сотворил их там- из небытия.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №2

Древние славяне

До рождения света белого тьмой был окутан мир. Был во тьме лиш прародитель наш.

Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3

Центральная Америка

Это рассказ о том, как всё было в состоянии невесомости, всё холодное, всё в молчании, всё быздвижное, всё тихое:в пространстве неба было пусто…Не было ни человека, ни животных…

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4

Древняя Индия

Вначале не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звёзд. Только воды простирались беспредельно. Воды породили огонь. Великой силоц тепла зародилось в них Золотое Яйцо.Через годи из Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя стала - небом, нижняя – землёю, а между ними Брахма образовал воздушное пространство. Так была создана Вселенная.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

БЛИЦ – ОПРОС :

ТЕСТ. МИФ О СОЛНЦЕ.

hello_html_7624cd4b.gif

hello_html_m74dea2bc.png

infourok.ru

Мифы древних славян

Образование 4 апреля 2013

Мифология славян представляет собой чрезвычайно интересное и познавательное явление. Несмотря на то, что в целом ряде своих проявлений она имеет схожие черты с той же античной или скандинавской мифологией, славянская система верований представляет собой вполне уникальный комплекс знаний, преданий и легенд, касающийся всех основных вопросов мироустройства.

Мифы древних славян

Мифы древних славян дошли до нас уже в сильно переработанном виде. Так как в отличие от тех же древних греков, письменность у этих народов появилась уже на излете их языческой истории.

В то же время интерес представляет тот факт, что, несмотря на этническое и религиозное многообразие, славянам удалось до наших дней сохранить общие черты и представления, характерные для их далеких предков. Самым ярким примером этого является традиция сжигания чучела, символизирующая окончание зимы.

Огромный интерес представляет ранняя славянская мифология, боги в которой образовывали своеобразный пантеон, в котором можно выделить три основных уровня:

1. Высшей уровень «заселяли» те божества, от которых напрямую зависело все живое на Земле – Сварог, олицетворявший Небо, Земля и их дети – Перун, Огонь и Даждьбог;

2. На средний уровень мифы древних славян помещали тех богов, которые «отвечали» за развитие того или иного племени, а также за всю хозяйственную деятельность: Род, Чур и другие;

3. Низший уровень составляли существа, «контролировавшие» те или иные сферы окружающей среды – лешие, домовые, упыри, русалки.

Мифология славян

Мифы древних славян основное внимание уделяли проблеме происхождения и развития мира, а также почитанию своих давно умерших и легендарных предков.

Как и у большинства других народов, у славян был бог-громовержец - Перун, который у целого ряда племен олицетворял и Небо.

Другие племена богом Неба считали Сварога, который номинально занимал наивысшее положение в иерархии.

Одним из самых почитаемых богов был брат Сварога – Велес, основной задачей которого было охранять скот и способствовать накоплению богатств в роде и племени.

Славянская мифология, боги

Так как мифы древних славян в основной своей массе сложились, скорее всего, еще до того, как образовались славянские племена, то они не требовали введения каких-то особых культов и обрядов, не было у наших древнейших предков и развитого жреческого сословия.

На Руси первые идолы появились только под влиянием варягов и были посвящены в основном главным божествам – Перуну, Даждьбогу и Хорсу. С принятием христианства все эти истуканы были сброшены с холмов и разрушены.

Главной особенностью славянской мифологии была тесная взаимосвязь реального мира с существами низшего уровня, которые обитали повсюду, то помогая людям, то мешая им. Постоянное общение с берегинями, лешими, домовыми делало повседневную жизнь более сложной и загадочной, а все необычные явления сразу находили множество толкований. Что же касается богов среднего и высшего уровня, то здесь людям оставалось лишь внимательно прислушиваться к их желаниям, безропотно выполняя их волю. Страх перед силами природы и гневом предков был так велик, что им посвящали разнообразные праздники, некоторые из которых дошли и до наших дней.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Можно ли стричься во время беременности? Соблюдать ли правило древних славян?Дом и семья Можно ли стричься во время беременности? Соблюдать ли правило древних славян?

А знаете, о чем мы поговорим с вами сегодня? Об одной из известнейших старинных примет, которая озадачивает нас вопросом: можно ли подстригаться во время беременности? Давайте разберемся с этой проблемой. С дав...

Сложный вопрос: почему верования древних славян называют язычеством?Духовное развитие Сложный вопрос: почему верования древних славян называют язычеством?

Вы задумывались когда-нибудь над тем, почему верования древних славян называют язычеством? Чтобы ответить на вопрос, следует проанализировать доступные исторические сведения. Известно, что достоверных источников, кром...

Что такое Пандора? Ящик Пандоры в мифах древней ГрецииДуховное развитие Что такое Пандора? Ящик Пандоры в мифах древней Греции

Довольно часто нам приходится слышать фразу «открыть ящик Пандоры». Что это означает? В каких случаях это выражение употребляется? Да и что такое Пандора? Давайте разберемся в этих тонкостях. После нашумев...

Ящер - бог воды у древних славянДуховное развитие Ящер - бог воды у древних славян

В момент крещения Руси сонм славянских языческих богов возглавлял Род - вселенский аболют, единый многоликий бог, отличающийся от других богов, главенствующих в мифологиях различных народов. Он воплощал в себе белое и...

Мара – богиня смерти у древних славянДуховное развитие Мара – богиня смерти у древних славян

В старину у язычников многих народностей были свои собственные богини смерти в мифологии. Их боялись и поклонялись, чтобы уберечь свой дом от болезней и горя, связанного с утратой близких. Наши предки не являлись в эт...

Мифы Древнего Египта: обожествление животных и мертвыхДуховное развитие Мифы Древнего Египта: обожествление животных и мертвых

Характерной чертой для египетской мифологии является обожествление животных, доказательством этому являются дошедшие до нашего времени изображения богов, большинство из них нарисованы как человек с головой зверя, реже...

Легенды и мифы Древнего ЕгиптаДуховное развитие Легенды и мифы Древнего Египта

Мифы и легенды Древнего Египта отличаются несистематичностью и неполнотой изложения. Многие из них воссоздавались на основе более поздних текстов. Основными источниками информации, которые отражали представление египт...

Герои легенд и мифов Древней Греции: бог сна МорфейДуховное развитие Герои легенд и мифов Древней Греции: бог сна Морфей

Загадочная природа сна интересовала людей с древних времён. Толкователи, оракулы и провидцы старались объяснить странные события, участниками или очевидцами которых становились спящие. Так появлялись сонники – к...

Мифические существа древних славянДуховное развитие Мифические существа древних славян

Мифология славян колоритна и разнообразна. Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были "свои" мифические существа, неизвестные соседним народам: всевозможные банники, овинники, анчутки и другие. Ру...

Религия древних славян: во что верили наши предки?Духовное развитие Религия древних славян: во что верили наши предки?

Во что верили древние славяне? Каким Богам поклонялись? Какую религию проповедовали в те стародавние времена, когда о христианстве еще и слыхом не слыхивали? Религия древних славян, которую принято называть язычеством...

monateka.com

Мифы древних славян

История круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов.

Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи.А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой, византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками, князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены.Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил при крещении.

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом.Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.

Что такое смерть?

Смерть — это момент перехода человека из этого мира на тот свет. Переход из одного состояния в другое человек совершает также, когда рождается и вступает в брак. Поэтому смерть понимали как второе рождение или даже как вторую свадьбу.Предчувствуя смерть, старушки говорили, что они скоро «замуж пойдут». В момент рождения ребенка его душа, которую иногда представляли в виде рыбы или лягушки, получает свою телесную оболочку, а в момент смерти она навсегда расстается с телом.Душа человека также может временно покидать тело во время сна — состояния, близкого к смерти, то есть к «вечному сну». Недаром говорили: «Сон - смерти брат». Отделяется душа от тела и успевает посетить тотсвет и при «обмирании» — так называли в народе летаргический сон, который воспринимали как временную смерть.Узнать о времени наступления смерти нельзя, но можно предугадать ее по различным знакам и приметам. Перед смертью трещат стены, дятел долбит в угол дома, сова кружит над крышей, воробей стучит в окно, курица поет петухом. Смерть предвещают сны: выпавший зуб, белый конь, дом без окон. Умирающий видит возле себя умерших родственников, которые невидимы для окружающих.

В момент предсмертной агонии ангел и черт борются за душу человека. Чтобы облегчить страдания умирающего, его перекладывали на землю, клали под голову солому, накрывали свадебной одеждой. Считалось, что душе легче выйти из тела, если расстегнуть на умирающем одежду, отворить все окна и двери, открыть печную заслонку. Тяжело мучаются перед смертью грешники, особенно колдуны. Во время их агонии кое-где даже разбирали потолок и крышу. С последним вздохом душа покидает тело, словно дуновение ветра, пар или дым. Иногда ее можно увидеть в облике бабочки, мухи или птички. На окно выставляли воду, чтобы душа могла умыться. Пока душа находится в доме, она, по поверью, нуждается и в питье. Похоронный обряд совершают для того, чтобы облегчить душе переход на тот свет, чтобы покойнику хорошо жилось на том свете и чтобы отделить его от живых, для которых он представляет опасность, защитить их от соприкосновения со смертью. Если обряд совершен не по правилам, мертвец будет тревожить своих родственников. Особенно опасными считали мертвецов, умерших «не своей смертью», до установленного им срока, - самоубийц и некрещеных детей. Они не исчерпали отпущенную им долю, не израсходовали свою жизненную силу, а потому встают из гроба, становятся упырями и вампирами и являются к живым, чтобы поживиться их жизнью, забрать их душу и утянуть за собой на тот свет.

 

источник

7lostworlds.ru

Мифы легенды древних славян

Мифы легенды древних славян

Ответы:

история круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов. Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи. А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши. Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой, византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками, князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены. Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил при крещении.Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил. Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их. Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом. Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.

cwetochki.ru