Мифы древней волги. «История и легенды Волги и Хуанхэ»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Волшебные племена древней Волги. Мифы древней волги


Легенды о Волге » Меридиан

Великая русская река Волга так величественна и безмятежна в своем непрерывном течении, что порой кажется рекой времени. На протяжении реки выделено 3 части: верхняя Волга, средняя Волга, нижняя Волга.   Исток Волги  на Валдайской возвышенности, а своим устем она вливается в Каспийское море.

Средняя волга

Средняя волга

 История реки Волги рассказывает, что в далекие древние времена люди стали заселять земли вдоль Волги. Волга кормила человека, давала воду, рыбу. Волга была важным путем сообщения между селениями. Волга притягивала к себе людей. На Волге стоят великие города России: Тверь и Рыбинск, город Ярославль и Углич, Нижний Новгород и Казань, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань. Жители волжских городов отмечают ежегодно

День Волги. Давно развивается туризм на Волге, российские изарубежные туристы знакомятся с природой реки, историей, культурой и архитектурой волжских городов в районах: верхняя Волга, средняя Волга, нижняя Волга.

  О Великой Волге уже  в далекие древние времена,  люди складывали легенды и сказания. Это легенды о самой Волге и ее притоках, о Каспии, куда впадает Волга. В легендах и сказаниях прославляли люди красоту и мощь, силу  и работу великой реки, с ней связывали свои надежды.

В древних легендах люди  обожествляли как саму Волгу и ее исток.

Про исток Волги

 Начало Волги издавна манило людей, казалось чудесным и загадочным. Бродившие по Руси странники рассказывали о волжском истоке легенды, поражающие воображение. Наука не имела тогда  еще твердого понятия об истоках рек.

В одной из легенд так говорится об истоке. Волга берет она свое начало в «белых горах, с которых стекают дивные, чистые струи. И живут в этих райских местах добрые, святые люди».

При всей наивности наши пращуры были во многом правы. Горы — это Валдайская возвышенность. Здесь шумит древнейший русский лес, первое упоминание о котором мы находим в «Повести временных лет»: «Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса вытекает и течет на север. Из того же леса вытекает Волга на восток…».

Финны в древности назвали этот лес очень точно — Лес рек. Природа, оберегая истоки рождения былинной реки, постаралась подальше скрыть начало Волги между большими и малыми озерами в глухих лесах и болотах.

На первой карте России, которая была начертана в 1525 году венецианским картографом Баттиста Агнезе, были обозначены выходы больших рек восточной Европы.

У людей существовало поверье об очистительной силе истока Волги. Считалось, что вода из истока Волги способна исцелить от многих болезней. Сюда шли лечиться богомольцы, твердо веруя во всемогущество воды маленького ручейка.

исток волгиВ 1649 году по указу царя Алексея Михайловича неподалеку от источника был основан монастырь. Но он не стал большим и богатым. Затерянный в глухом озерном краю, он монастырь быстро запустел, а потом сгорел.

Над истоком Волги  всегда оставалась часовенка, которую обихаживали жители деревни Волго – Верховье.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил и освятил исток в 1995 году.

Место, где начинается Волга необыкновенно сказочное и о нем полно легенд.

Легенда о Волге и Каспии

Очень давно это было, никто этого не помнит. Возможно, на самой заре жизни.

Рав и Каспий. легендаЖил тогда в стране Высокого Солнца могучий и великий богатырь Каспий. Роста он был огромного, грудь и плечи широкие. Красивым был богатырь Каспий: волосы густые и черные, кольцами вьются. Глаза карие — насквозь пронзают. Нос как клюв орла, а его  лицо было смуглое. Каспий ездил на огромном вороном коне.

Недалеко от Каспия, в сторону Белой Ночи, жил богатырь  Рав. Он был тоже очень высокого роста,  выше Каспия. Рав был тоже красив собою, станом стройный, как сосна. Он был беловолос, нос у него прямой и тонкий, а глаза ярко голубые. Его глаза были как ясное весеннее небо. Рав был таким могучим и тяжелым, что ни один конь не мог удержать его. Потому  Рав ходил всегда пешком.  Когда он шел, то земля под ним содрогалась.

Вначале эти богатыри жили мирно, как и положено соседям. Пришла в эти места и поселилась неподалеку высокая, сильная, красивая девушка. Уж такая она была красивая, что описать не опишешь, и нарисовать не нарисуешь.  Красота ее могла сравниться только с утренней зарей. Звали эту девушку Волгой. Увидел ее Каспий и сказал: « Эта девушка моя. Я женюсь на ней». Встретил ее  Рав, улыбнулся и тоже сказал: « Это моя половина, я должен жениться на ней». Долго спорили богатыри, но ни о чем так и не договорились.

Легенда Рав и КаспийТогда Рав сказал Каспию:  «Пойдем, спросим у самой девушки, за кого она замуж пойдет». Пошли. Каспий едет впереди, на коне, а Рав  немного поодаль, пешком идет. Встали они рядом перед Волгой и спросили:    Свет-красавица Волга! За кого выйдешь замуж?      За  самого   сильного, —  ответила  девушка. Мне нужен   сильный   муж,   чтобы   дети   были   здоровыми   и сильными.  Я сильнее! — закричал Каспий.  Это еще проверим — сказал Рав.

Сцепились в битве два могучих богатыря. Земля дрожмя дрожала, тучи на небе покачивались, солнце прикрывало лицо, как бы камушком не ударило.

Сильным был Каспий, но Рав еще сильнее. Рав победил смуглого богатыря Каспия.

Волга встала рядом с Равом, прижалась к груди.  Печальный, хмурый Каспий вскочил на своего вороного коня и ускакал в свою страну Высокого Солнца.

Счастливо зажили Рав и Волга. На первом же году Волга родила Раву двух дочерей-близнецов, Оку и Каму. А потом пошли сыновья и дочери, дочки и сыновья. Родился Большой Иргиз, Сок, Сура. Родилась дочка, капелька в капельку на отца похожая. О ней говорили: «Это сама Ра». Дали этой дочери имя Самара. За долгую жизнь они много-много детей народили. И их дети родили своих детей. В роду Рава и Волги сыновей, дочерей, внуков и правнуков было более четырехсот.

 Смуглый красавец Каспий жил бобылем. Ни жены, ни детей у него не было. Он завидовал Раву, проклинал свою судьбу. Жалел Каспий о том, что не улыбнулась ему судьба в битве с Равом.

Однако, за это время  стал Каспий более богатым и  сильным, чем Рав.  Теперь Каспий  посчитал, что он имеет право владеть   самой   красивой   женщиной,   Волгой».   Каспий призвал к себе своих помощников: бури песчаные и ветры-суховеи, зной и жару.  Все они пришли к Каспию. Повел свою рать Каспий на земли Рава. Далеко зашел.

А Рав тем временем не стал дожидаться, пока злой Каспий иссушит суховеями его земли, переломает бурями леса и сам вышел навстречу Каспию. Долго бились богатыри, но ни на шаг не отступил Рав.

А Каспий пядь за пядью все пятился и, наконец, загнал  его Рав в огромную глубокую впадину. Вокруг были горы каменные и больше некуда Каспию деваться. Тут-то Рав и ранил в грудь Каспия. Полилась из груди Капия не кровь, а иссиня-зеленая вода. Набралось столько воды, что она заполнила всю впадину. Тут подул ветер, забегали крутые волны. Каспий негодовал и бунтовал.

Позже это огромное скопление воды люди назвали  морем Каспия, или Каспийским морем. Оно во всем похоже на своего прародителя: хмурое, суровое. А начнет оно буйствовать, то огромные  волны из стороны в сторону мечутся. Это море вечно нелюдимо, никто к нему в гости не ходит, и само оно дороги к другим морям не знает.

Недолго после богатыря Каспия жил и Рав. То ли от ран умер, то ли старость подошла. Как только перестало биться его сердце Рава, то сразу же упала и умерла и Волга. Она была его половиной, у них была на двоих одна душа.

Весть о смерти Рава и Волги разлетелась по всей земле, от Каспия до страны Заходящего Солнца. Горькими слезами заплакали дети, внуки, правнуки и праправнуки Волги и Рава. Они все пошли к родительскому дому.  Вслед за ними тянулись реки, речки и ручейки. Когда дети и внуки подошли к усопшим, то следом за ними катилась широкая величавая река. Она взяла в свои объятья останки Рава и Волги и стала могучей, как Рав, и красивой, как Волга.

С радостью смотрели люди на эту реку.  Каждый человек по-своему выражал свой восторг. Одни говорили: величавая и красивая, как сама Волга, и называли реку Волгой. Другue люди  видели в ней силу и благородство Рава. И тогда люди говорили  река точно как Рав, и называли Равом.

Наши предки, мордва, Волгу называли и теперь называют Равом. И древние греки оставили записи, что у скифов и сарматов есть река Ра.

 Волга и Вазуза  (Л.Н.Толстой)

 Л.Н.Толстой написал сказку «Волга и Вазуза», спустя определенное время под редакцией С.Маршака  вышла книга «Волга и Вазуза».

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет. Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство. Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни  скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу. Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Слияние Вазузы и волгиВазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

Волга сливается с Вазузой у города Зубцова. Об этом городе впервые упоминается в летописях в 1216 году. Город долго входил  состав Тверского княжества. В начале 15 века был некоторое время центром удельного княжества. В 1485 году был присоединен к Московскому княжеству.

Волга и Вазуза

Народное сказание «Волга, моя матушка…»

В далеком прошлом бурлаки тянули по Волге груженые баржи. Труд бурлаков был очень тяжелым, но тянуть тяжелые баржи приходилось из последних сил. Просили бурлаки в своих сказаниях о том, чтобы Волга — матушка дала им сил и пожалела их.

Художник Репин отразил на своей картине тяжеый труд бурлаков.

 бурлаки на ВолгеВолга, матушка, русская река,

Пожалей,  родимая, силы бурлака!

Айда  да  айда, а — а – а — айда.

Эх, устали ноженьки, лямка тянет грудь,

Прикажи,  родимая, ветерку подуть.

Айда — да – айда, а – а – а – айда.

Волга, моя матушка, грустная река,

Не забудь , кормилица, старого бурлака.

Айда – да – айда, а – а – а – айда.

Много сложено легенд и сказаний о Волге, которые рассказывали о великой  реке. Многие сохранились до настоящего времени.

Статьи о реках России

Река Обь    Река Енисей    Река Иртыш     Иртыш.Река  Река Лена

Река Амур      Река Дон    Река Ока   

На эту тему Вы можете почитать:

meridian12.ru

Мифы древней Волги | Фольклор | Фольклор. Эпос. Мифы | Литературоведение. Фольклор | Общественные и гуманитарные науки | Нехудожественная литература

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список источников >Нехудожественная литература >Общественные и гуманитарные науки >Литературоведение. Фольклор >Фольклор. Эпос. Мифы >Фольклор >

Мифы древней Волги

Автор: [автор не указан]Год: 1996Издание: Страниц: 688ISBN: 5886180672Скифы, сарматы, половцы, хазары, булгары и другие загадочные народы, некогда обитавшие на волжских берегах и народы, ныне живущие на Волге — русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, немцы, малороссы, калмыки, казахи,— представлены в этой книге своими сказаниями и легендами. Этнографические материалы и исторические документы (большинство из которых публикуется впервые или же перепечатывается из малодоступных читателям источников), предваряющие фольклорные разделы сборника, делают книгу своеобразной энциклопедией нравов, жизни, культуры и быта поволжских народов. Иллюстрации мастеров изящных искусств XIX века позволяют увидеть Волгу в первозданном виде.

Похожие книги

Видео о книгах:

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Волшебные племена древней Волги | Путешествия во времени

Эльфы

Гномов, жителей подземелий и таинственных пещер, в Поволжье именуют «панами». Они близкие родственники уральской «чуди» и «дивьих людей». В позднее время, особенно после Смуты и польско-литовских войн, легенды о воинственных панах стали переносить на поляков. Но, очевидно, паны жили в гораздо более отдаленные от нас эпохи. Само имя «паны» (или «баны») значит «господа». И в глубокой древности они господствовали над народами Волги. Когда это было? Судя по тому, что жители подземелий паны известны и ведическим преданиям Индии, Древней Греции, было это много тысячелетий назад.

Древнейший индоевропейский миф (есть он и в «Русских Ведах») повествует о том, как колдуны-паны украли небесных коров для царя Пекла. Сей царь Пекла (у славян — Вий) обратил бога Вала, сына Небесной Коровы Земун, в валун и укрыл под ним украденные панами тучи-коровы.

И тогда небесные боги пошли войной на панов и на Пекло. Небесные боги ударили по камню Вала, и в нем раскрылся источник-крыница, из сей крыницы хлынула святая вода, «мед поэзии», которая суть само Ведическое Знание. Хлынувшая из-под поверженного бога Вала вода отождествляется и со святой Ра-рекой (индийской Ранхой), то есть с самой Волгой.

Колдуны-паны были наказаны за то, что пошли против Ирия, они были изгнаны с лица земли в темные пещеры. Они хранят там свои сокровища, древнюю мудрость. В тех пещерах, по преданию, горит «огонь поэзии», находятся ключи ко всем тайнам мира. Паны редко появляются на поверхности, потому их никто уже давно не видел. Однако и поныне на Волге, близ Городца, есть Пановы горы с таинственными пещерами, с ключами удивительно чистой воды.

ВОЛЖСКИЕ ЭЛЬФЫ

Другой род волшебных племен — альвы; их также зовут альвинами, альвитами, тюркское их название албасты, финно-угорское (марийское) — овды. Это лесные духи, которые также любят берега рек. Бывают белые и черные (добрые и злые). С черными альвами лучше не связываться, они вредят всем, как только могут: заманивают путников в глушь; насылают порчу; губят урожаи, вызывая град; насылают на скотину болезни.

Иное дело белые — это лесные мудрецы, добрые волшебники и волшебницы. Они часто являются с белыми магическими книгами в руках, подсказывают героям, как поступить, как одолеть лесных чудищ. Им служат бесчисленные лесные духи, русалки, звери и птицы. Главой альвов почитается Святобор. Более всех знают о сих лесных жителях марийцы-язычники, ибо они сохранили древнюю веру. По их представлениям, овды являются в облике женщин с распущенными волосами, с длинными, заброшенными крест-накрест через плечи грудями; у них перевернутые ступни ног. Овды — прекрасные наездницы. Они ловят на лугах лошадей, предпочитая белых, и катаются на них, причем сидят на них спиной вперед.

Марийцы, увидев утром вспотевшую лошадь, полагают, что ночью на ней каталась овда. Это может быть и признаком гнева ее, потому ее нужно умилостивить богатым жертвоприношением. Для овды нет лучшего кушанья, чем подкогылье (вареники из творога), коман мелна (блины) и уян туара (сырники). Рассказывают, что за понравившееся кушанье овда может наполнить тарелки золотыми и серебряными монетами.

Легенды и сказы славян и тюрок Поволжья наполнены лесными и водными чудовищами. Детей на Волге с детства пугают лесными духами, русалками и албастами. И, по- видимому, только лесные марийцы-язычники помнят о том, что лесные духи могут быть благими.

Ныне люди почти везде забыли о почитании альвов и овд, и потому они либо покинули леса, либо обратились в низших духов, русалок и леших, вредящих человеку. Добрые духи ушли, часть их переселилась за Урал, другие пошли к Кавказу. Рассказывают также, что благие альвы нашли где-то на Севере волшебный остров, недоступный людям.

ПОСЛЕДНИЕ ВЕЛИКАНЫ ВОЛГИ

Согласно местным легендам, великаны пришли после панов и альвов. Видимо, они пришли вместе с богами, во время войны богов и панов за ирийских коров. Тогда же на Волге появились и первые люди.

Говорят, что великаны также человечьего племени, они и родились на свет одновременно с людьми. Они также почитались потомками Дажьбога и Велеса. Но великаны сохранили в себе больше божественной крови, потому они и имели большой рот.

Великаны воевали с панами и альвами. Но если альвы вскоре пришли с великанами к мирному соглашению, то с панами борьба еще долго не прекращалась. Великаны были последними хозяевами Волги перед тем, как их потеснили люди. И они жили здесь долее всех волшебных племен. И если о панах и альвах более рассказывают сказки, притчи и легенды, то о последних великанах, живших на Волге еще в X—XII веках, сохранились и сугубо исторические известия.

Так, арабский дипломат и уважаемый землеописатель Ибн-Фадлан, посетивший верховья Волги, при дворе булгарского хана видел останки только что убитого великана-людоеда. «И увидел я, что голова его подобна большой кадке, и ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился». Сего великана отловили в лесах племени веси (то есть в муромских лесах). Он был нрава буйного, потому его держали на цепи, а удавили из-за того, что от его крика у женщин случались выкидыши.

Но не следует думать, что последние волжские великаны одичали настолько, что превратились в чудовищ, и потому их ловили как диких зверей. Иногда их принимали на службу булгарскому хану, и они участвовали в войнах. Такое случалось даже в XII веке. Арабский путешественник Абу Хамид Мухаммад, посетивший Булгарское царство на Волге в XII веке, также застал здесь великана: «И видел я в Булгаре человека из потомков адитов, рост его был больше семи локтей, я доставал ему до пояса… А царь Булгара изготовил для него кольчугу, которую он возил с собой на войне на повозке. А шлем у него из железа вроде большого котла. Он сражался такой огромной длинной дубиной из крепкого дуба, которую не сможет поднять сильный мужчина, а она у него в руках была как палка в руке одного из нас. А тюрки уважали его и почитали его, и когда видели его идущим им навстречу, то разбегались, говоря: «Это Господь наш прогневался на нас». Но при этом он был любезным, добродетельным и миролюбивым…»

Как тут не вспомнить русские былины об Илье Муромце, столь же сильном, как и описанный здесь великан. И Илья также пришел из муромских лесов, то есть с Волги, где, судя по этим известиям, жили великаны. Так что мы вполне можем считать, что богатыри и великаны — вовсе не плод воображения сказителей…

Автор: А. Асов.

travel-in-time.org

Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. Составитель В.И. Вардугин

Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. Составитель В.И. Вардугин
Обложка Общая информация
Ключевые слова Фольклор; Этнография
Год издания 1996
Издательство Надежда
Место издания Саратов
Информация о печати
Тираж 10000
ISBN 5886180672
Серия Мифы, легенды, события
Типография Саратовский полиграфкомбинат
Формат 60Х90/16
Место печати Саратов
Страниц 688
Содержание
Обитатели Среднего Поволжья с первобытных племен до наших дней (Березин П.С.) -> Страницы : 7 - 49
- 1. Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности -> Страницы : 7 - 10
- 2. Городища междуречья Ветлуги и Вятки, материальная культура их населения -> Страницы : 10 - 20
- 3. Ветлужские марийцы -> Страницы : 21 - 28
- 4. Заселение Поветлужья русскими -> Страницы : 28 - 40
- 5. О предках жителей запада Шахунского района -> Страницы : 40 - 41
- 6. О предках тоншаевцев -> Страницы : 41 - 44
- 7. Русские на тоншаевской земле -> Страницы : 44 - 47
Предания о скифах -> Страницы : 51 - 88
Сербские сказки -> Страницы : 89 - 114
Сказания о хазарах -> Страницы : 115 - 140
Предания о булгарах -> Страницы : 141 - 172
Татарские легенды -> Страницы : 173 - 230
Мифы и легенды чувашей -> Страницы : 231 - 262
Мифы и легенды мордвы -> Страницы : 263 - 322
Мифы и легенды Мари Эл -> Страницы : 323 - 364
Предания княжеской Руси -> Страницы : 365 - 428
Легенды калмыков -> Страницы : 429 - 478
Предания о волжских малороссах -> Страницы : 479 - 536
Сказания о немцах Поволжья -> Страницы : 537 - 578
Мифы и легенды казахов -> Страницы : 579 - 615
Предания волгарей -> Страницы : 616 - 659
Летопись достопамятных событий, случившихся на берегах великой реки с первобытных времен до наших дней -> Страницы : 660 - 681
Содержание -> Страницы : 682 - 686

bibliarh.narod.ru

«История и легенды Волги и Хуанхэ»

«История и легенды Волги и Хуанхэ»

Подготовила ученица 8 «А» класса гимназии №67 Трофимова Елизавета.

Краткая информация: Волга

  • Во́лга — река в Европейской части России, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе.

  • Длина — 3530 км (до постройки водохранилищ — 3690 км). Площадь бассейна — 1360 тыс. км².

  • На Волге расположены четыре города-миллионера (от истока к устью): Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград.

Волга: происхождение названия.

  • У античных авторов первых веков н. э. Волга называлась Ра . В Средние века известна под названием Итиль. Русское название Волга (ст.-слав. Вльга) произошло от праславянского, во́лглый — волога — влага. За славянскую версию происхождения названия говорит наличие рек Влга в Чехии и Вильга в Польше.

Мифы о Волге.

  • Предки верили, что у каждой реки есть свой дух-хранитель, А такие огромные, могучие реки, как Волга, имели их несколько. Если верить легендам и рассказам очевидцев, хранитель Верхней Волги является людям в образе маленькой, улыбчивой девочки. Глаза ее ясны и мудры, как у всех детей, не потерявших еще связи с Вечностью. Во все времена народы Волги складывали легенды о своей кормилице. Одни говорили, что по ней можно доплыть до Солнца, другие, что она — дорога в вечность, третьи опасались ее хранителей — таинственных жителей подводных волжских пещер.

  • Но в одном поверья разных народов совпадают: Волга — защитница, Волга — заступница. По течению реки, по цвету ее воды наши предки судили о прошедшем и грядущем. И современная Волга — это не просто огромная судоходная «голубая лента», это неистощимый источник знаний, явных и все еще скрытых, это настоящая историческая «книга», которую только надо уметь прочитать.

Легенда о Волге и Вазузе.

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше. Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”. Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство. Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу. Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой. Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает. Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

Легенда о Волге и Доне. (отрывок, часть 1)

  • В стародавние года  Дело это было. Волга-матушка тогда  К морю путь торила. Отдохнуть легла она  Как-то близ яруга И взгрустнула – Всё одна,  Нет милОго друга.

Вроде обликом красна,  Кто со мной сравнится? Вон как вольная волна  Пенится, искрится!

Легенда о Волге и Доне (часть 2)

  • Сёстры, Кама и Ока,  Может на примете Богатырская река  Есть у вас? Ответьте! Не виляйте ручейком,  Говорите прямо. - Не слыхала о таком -  Отвечала Кама. А Ока сказала - Ах,  Как ты угадала? Я недавно во степях  Молодца видала. И красив он, и могУт,  С вольной волей дружен. Дон Иванычем зовут.  Тот, кто тебе нужен.

Легенда о Китяж-граде.

  • Другая – не менее известная легенда об исчезнувшем граде Китяже (его еще называют Волжской Атлантидой, затонувшей когда-то в водах озера Светлояр), который когда-то стоял на берегу Волги. Хан Батый решил завладеть славным Китяж-городом. И, войдя в него, он удивился: местные жители даже не пытались сопротивляться. Они просто молились. На защиту города встал князь Георгий Всеволодович, но был он повергнут и убит. Но помогла ему сила божия. Господь покрыл разрушенный Китяж-град землею, не дав завладеть врагам великим городом. И по сей день под землёю слышны звоны колоколов, а в озере Светлояр высвечиваются тени крестов .Такое ощущение, что город просто провалился под землю. Ученые, воспользовавшись современной техникой, доказали, что на дне озера Светлояр раздается гудение огромного колокола! По рассказам очевидцев, это происходило перед восходом солнца и в полнолуние, именно тогда, когда люди видели в озере отражение церкви и монастырей.

Четыре дракона.

  • В давние времена, когда на свете вовсе не было рек, а было одно Восточное море, жили четыре дракона: большой дракон, жёлтый дракон, чёрный дракон и дракон жемчужный. Однажды, резвясь в облаках, они обратили взгляд на землю и заметили, что люди жгут благовония и возносят к небу мольбы о дожде.

Четыре дракона (продолжение)

Драконам было невыносимо видеть страдания народа. Большой дракон и его собратья направились в небесный дворец, где жил император. Но встретили их не слишком приветливо. Драконы рассказали, что люди на земле исстрадались! Если не будет дождя, то их ждёт верная смерть. Император милостиво покивал, но прошло десять дней, а на иссушённую почву так и не упало ни капли. В городах начался голод.

Прошло десять дней. Люди с трудом выживали. Тогда драконы решили помочь сами. Они спустились к морю и, набрав полные рты воды, рассеяли её над полями. Люди ликовали и радостно восклицали: "Да славятся добрые драконы!« Люди отказывались верить своим глазам. Это привело Нефритового императора в неописуемое бешенство. Он был неумолим, и не слушал оправданий драконов. В наказание он приказал схватить драконов и запереть их в четырёх горах. Но нимфа Синь Янь, отважная и справедливая, не хотела мириться с жестоким решением императора. Отменить приговор императора она не могла. Но ей хотелось, чтобы подвиг драконов не пропал. Нимфа передала горам свою силу. А взамен поглотила всю силу драконов! Теперь нимфа навеки связанная с драконами взмыла в небо. А драконы превратились в четыре реки - Четыре бурных потока хлынули с гор, и так появились четыре реки Китая: великая река Янцзы, жёлтая река Хуанхэ, чёрная река Сонгбо и жемчужная река Чжуцзян. В память о нимфе сохранился хрустальный амулет.

Спасибо за внимание!

谢谢!

rpp.nashaucheba.ru

Волга и миф о Мировом океане. Мифы финно-угров

Волга и миф о Мировом океане

Мировая гора стояла на берегу Мирового океана или священного водоема, с нее стекали великие реки. Ученые полагают, что иранское представление о великой реке Рангха, Ранха или Рах, берущей начало на вершине Мировой горы и омывающей край света, и ведийский миф о реке Раса нашли отражение в античном названии Волги — Ра и мордовском — Рава (у мордвы-мокши) или Рав(о) (у мордвы-эрзи), что означает также просто «река». В священной книге иранцев-зороастрийцев «Авесте» рассказывается, как благой творец Ахурамазда создавал места и страны для обитания там людей; его же противник злой творец Анхра-Манью всячески вредил творению: когда у истоков реки Ранхи Ахурамазда создал некую страну, управляемую без правителей, Анхра-Манью сотворил зиму, «творение дэвов» — демонов. Действительно, истоки Ранхи находятся в северных краях, где в те времена люди жили родоплеменным строем — без правителей.

Отец истории Геродот записал скифскую легенду о том, что персидский царь Дарий в своем походе на Скифию дошел до реки Оар — Волги: с тех пор скифское (иранское) имя этой реки стало известно античным ученым. Истоки Волги древние географы искали в Уральских горах (возможно, Волгой — Ра считали реки Каму и Белую). Согласно финской и карельской мифологической традиции, на севере, в Ледовитом океане — Сарайас, — находилась Страна умерших; слово сарайас восходит к индийскому джрайас — «великое водное пространство», иранскому зрайа — мифическому озеру у самого подножия Мировой горы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Ра, Ока, Кама и Алатырка, Мифы древних Славян

 

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою — той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении — Белой Воложкой, в нижнем — Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

 

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын — бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

Лук и стремы дал ему Крышень,привела коня ему Рада,я Сварог дал Каме колечко.Лада-матушка — розу алую.Если Кама выстрелит в сердце -вспыхнет сердце любовной страстью.Коль наденет кольцо на палец -значит, вскоре сыграют свадьбу.Коль подарит он розу алую -будет вечно цвести любовь! «Книга Коляды», 11 е

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили — чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

— Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы — и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш— ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра — древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока — реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант — Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра— рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя — Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока — подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

 

wisdomlib.ru