Мифы древней греции музы. Музыка в мифах Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы Древней Греции. Мифы древней греции музы


Н.А. Кун. Легенды и мифы древней Греции : Аполлон и музы

36
АПОЛЛОН И МУЗЫ

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон

37

Урания - муза астрономии, со свитком рукописи в руках.

Талия - муза комедии с тимпаном в руках, около нее лежит комическая маска

Терпсихора - муза танцев, играющая на лире

38

водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины1, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

1 Богиня памяти.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

www.sno.pro1.ru

Аполлон и музы | Мифы и легенды Древней Греции

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.

Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Терпсихора - муза танцев, играющая на лире.Талия - муза комедии, с тимпаном в руках;около её ног лежит комическая маска.Урания - муза астрономии, со свитком рукописи в руках. Аполлон у Адмета Сыновья Алоэя

www.ancientmyth.ru

Мифы Древней Греции: Музыка

Музыка и мифология

Музыка нашла свое отражение в древнегреческой мифологии. Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Mарсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийское происхождение Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии на Грецию.Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену - нимфу Эвридику. Игра на флейте позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс, однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в новое время - ряд оперных композиторов ( К. Монтеверди, Глюк и другие).Законодателем древнейших правил игры на авлосе и законов гармонии считался Олимп. Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, благозвучие. Его учеником, по преданию, был Талет с Крита, который принес в Спарту обычай музыкального сопровождения (на флейте) гимнов Aполлону, a также xopовое пение. О принесении хорового пения с Крита упоминается также в «Илиаде» Гомера.

Музыкальные инструменты

В музыкальной практике греки использовали разнообразные инструменты. Обширна группа струнных щипковых инструментов (за редчайшими исключениями греки не использовали смычковых):

  • Форминга — древнейший струнный инструмент греческих певцов типа лиры или кифары; нередко эти три наименования употребляются безразлично одно вместо другого. Во время игры формингу держали с помощью перевязи, которая перекидывалась через плечо. Форминга передавала ясные, простые, возвышенные настроения и, не отличаясь разнообразием, звучностью и живостью, подходила к эпическому складу песни; оттого она считалась инструментом аэдов и была посвящена Аполлону. Со времени Терпандра форминги, по преданию, делались с семью струнами. Форминга снабжалась разнообразными украшениями.

Лира - согласно мифу была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Лира как носитель культа Аполлона противопоставлялась духовому авлосу, связанному с культом Дионисия.

  • Кифара состояла из корпуса - узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикреплённых к корпусу в продольномнаправлении) и перекладины (ига), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н.э. с семью струн, позже 12.
  • Самбика (или самбука) - ближневосточного происхождения типа угловой арфы (другое название тригон).
  • Псалтерий имел треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром.
Среди духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые:
  • Авлос - язычковый инструмент, пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий. Существовало несколько разновидностей авлосов, из которым известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.
  • Флейта Пана, известная также под названием сиринга - многоствольная флейта, что представляла собой от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу ее создал страстно влюбленный в Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Пан же сделал из этой трости свирель, которая стала его любимым инструментом.
Предшественником современных медных духовых можно считать длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя.

Из многочисленных древнегреческих ударных инструментов наиболее известны тимпан (предшественник литавр), кимвалы (предшественник тарелок) и кроталы.

В 3-2 веках до н.э. в Греции появился предшественник современного органа - гидравлос, сконструированный александрийским механиком Ктесибием. Инструмент имел от 4 до 18 труб, а давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Гидравлос был распространен в Римской империи, затем в Византии.

godchronos.blogspot.com

Музыка в мифах Древней Греции

Музыка в мифах Древней Греции Музыка в мифах Древней Греции Невозможно поспорить или опровергнуть тот факт, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. Искусство этой уникальной цивилизации оказало большое влияние на развитие литературы, театра и музыки. Основы музыкальной теории зарождались в народных празднествах, театральных постановках, получали развитие в трудах Пифагора. Важным источником по изучению развития музыкальной культуры Древней Греции являются мифы. Среди всех мифов, в которых упоминается о музыке (будь-то об инструменте, характере звучания и т.д.), я отобрала мифы самого раннего периода. В них отражаются особенности ритмической стороны, появление некоторых инструментов (лира, авлос), и в связи с ними два начала музыки – «Аполлоновское» (уравновешенное, «классическое») и «Дионисийское» (стихийное, динамичное). Так же любопытные сведения приводятся по поводу возникновения Муз и определения их рода деятельности. Но, что более интересно, в некоторых мифах можно проследить попытку объяснения звуков окружающей среды (миф об Эхо, Тритонах и т.д.). А за ними следует и своеобразная гармония – звуки воды, земли, неба (воздуха). Итак, миф первый. Миф о Зевсе Миф, в котором мы встречаем первых звуконосителей (мифических) связан с появлением на свет самого главного бога – Зевса. После вычленения из Хаоса Неба, Земли и Тартара миром правил Уран-небо. Ему были во всем послушны его дети-гиганты. Один из гигантов – Кронос восстал против Урана, и ему удалось одолеть его. Однако гигант, который сверг своего отца с престола, понимал, что его может ожидать аналогичная судьба. Поэтому он всячески пытался оградить себя от подобной ситуации. Своих детей он проглатывал. Но однажды, его жена Рея, которой надоело такое обращение со своим потомством, решила спасти хоть одного своего ребенка. Им оказался Зевс. Вместо ребенка Рея поднесла Кроносу камень, а новорожденного Зевса поручила спрятать своим жрецам-куретам. Они же его перенесли на остров Крит. Но младенец, как и все новорожденные, кричал и плакал. Чтобы эти звуки не достигли слуха Кроноса, куреты постоянно исполняли воинскую пляску, гремя щитами и оружием. Все это сопровождалось экстатическими криками и плясками. Пляска куретов является отражением реальной жизни Древней Греции, где танец, особенно воинский, занимал важное место в воспитании граждан. И Зевс, естественно, получает воспитание, типичное для многих эллинов. Следовательно, звуковое оформление танца куретов – не что иное, как передающаяся в мифе особенность древнегреческого танца. Конечно, это еще не танцевальная музыка, а скорее воплощение ритмического сопровождения, характеризующегося серией звуков, лишенных интонационно точной высоты, но организованных в определенную ритмическую систему. В греческой мифологии куреты часто отождествляются с загадочными идейскими дактилями. Дактилос – означает «палец». Пальцы руки являются первыми символами исчисления, и посредством тех же пальцев рук создаются все вещи. Поэтому идейские дактили рассматривались как изобретатели счета и музыкального ритма. Миф второй. О звуковом пространстве. Миф об Эхо. Феномен эхо (от греческого – отзвук) возникал достаточно часто. Ему придумали объяснение в красивом мифе о нимфе Эхо. Существовали горные нимфы – ореады, лесные – дриады, океанические – океаниды, нимфы рек и озер – наяды. Нимфа Эхо – божество звукового мира. Зевс был знаменит своей необузданной страстью к прекрасному полу. Нередко он в горах любезничал и с нимфами. Чтобы отвлечь внимание Геры (супруги Зевса) нимфа Эхо занимала богиню длительными беседами. Когда же Гера спохватилась, и поняла причину болтливости нимфы она решила наказать Эхо. Гера сделала так, что нимфа лишилась дара речи и лишь могла повторять окончания слов, сказанных другими. А от неразделенной любви к Нарциссу, Эхо стала худеть, ее покидали жизненные силы. Сохранился лишь голос, он пережил нимфу и остался в реальном мире без нее. Как пишет Овидий, «звук, который жил в ней, слышится теперь всем». А римский поэт Авсоний (310-395гг.) говорит о ней как о «дочери воздуха и речи». Всякое эхо – это отраженный звук, доносящийся до слуха через воздух. продолжение следует...

ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМподелитесь материалом:

znanio.ru