Мифология древние славяне. Мифология и верования древних славян (стр. 3 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифология древних славян 3 (стр. 1 из 6). Мифология древние славяне


Мифология древних славян - часть 3

Матерь-Сва

В русской мифологии, жена Сеарога. Появилась из уст Рода, Творца Вселенной. Родила от Сварога сыновей Си-марта, Стрибога, Вышеня, Аажьбога, Перуна, дочерей Живу, Марену, Лелю, Азовушку. Когда Скипер-зверь закопал Перуна в погреб, отправилась его искать по всему свету в обличье птицы. Ей помогали белес, сын Амелфы, и сыновья Хоре и Стрибог, обернувшиеся птицами Сирин, Алконост и Стратим. Упоминается в древнерусской "Велесовой книге", в древнеиндийских "Ведах". В "Путешествии Бхагаваны" ("Махабхарата") названа потомком Гаруды, "славной, все-хвальной и долговечной" птицей, посланцем бога Солнца Вивасвана.

Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяин двора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой; Овинник (хозяин овина) - еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и за его пределами, - попросту опасен. По этой причине верующие считали баню - символ, казалось бы, чистоты - нечистой. Иногда его представляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Для умиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду, иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи - каменке и "стрелять" ими в людей.

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давал древнему славянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т.д. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит "лесной". Внешность его переменчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах о Лешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, но одежда на нем запахнута "наоборот" (иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех). Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато на лице - ни ресниц, ни бровей, а глаза - как два изумруда, горят в лесных потемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, но умел за добро платить добром.

Когда люди начали расчищать леса и распахивать "пожоги" под хлеб, конечно, появились новые божества - Полевики. Вообще с хлебным полем связано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда люди встречали в поле еще и старичка Белуна - невзрачного с виду и донельзя сопливого. Он просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек - в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра. Может быть, таким образом наши предки хотели выразить простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук?

Рабочий день на селе всегда начинался рано. А вот полуденную жару лучше переждать. Было у древних славян и мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или, наоборот, косматой страшной старухой. Полудницы (или Ржаницы) побаивались: за несоблюдение обычая она могла жестоко наказать - теперь мы называем это солнечным ударом. Застигнув в полдень человека на пашне, она порой заставляла до изнеможения разгадывать ее загадки. Но Полудница бывала не только грозна. Человека, подружившегося с ней, она учила танцевать всем на зависть.

Живя в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды. Например, славяне были уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ воды, водой также испытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем. К воде обращались на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв, смыть весенним разливом деревню. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку.

Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы были едины (речь не идет о том, что между племенами не было усобиц, от них никуда не уйти, когда весь наш народ называли РУСИЧАМИ, СЛАВЯНАМИ боялись нас), когда всё объясняли мифы и сказания, иногда на наш современный скептический взгляд, кажущиеся чересчур наивными и даже глупыми, как правило они не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы (кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву), праздники (масленица, Ивана Купала), которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян.

Как и любым другим язычникам, нашим предкам было присуще олицетворение неживых предметов, поклонение идолам, жертвоприношения. Разумеется, существовали некоторые различия в мифологии западных, восточных и балтийских славян, это зависело, например, от разницы в основном способе добывания пищи. Там где, занимались земледелием, больше поклонялись богу Ярилу, помимо этого существовало множество "мелких" добрых и злых богов и демонов, имеющих непосредственное отношение к земледелию. В пример можно привести Полевика и Анчутку. (Анчутка - это злой полевой дух, который в пору жатвы и косьбы прятался от людей в последних колосьях, оставшихся на корню, и крестьяне, чтобы его не рассердить оставляли несколько несрезанных колосьев, иначе им грозили серьезные убытки) В некоторых деревнях эта традиция сохранилась по сей день.

Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру!

1. Ключевский В.О. "Курс русской истории", том первый. Москва, 1987 г.

2. Костомаров И. "Славянская мифология". Москва, 1995 г.

3. Семенова М. "Мы - славяне". Санкт-Петербург, 1998 г.

4. Конев Ф.Е. “Славянская миология". Минск, 2003 г.

5. Токарев С.А. "Ранние формы религии". Москва, 1992 г.

6. Маркова А.Н. “Культурология". Москва, 2003 г.

mirznanii.com

Мифология древних славян 3

ПЛАН

1.Введение…………………………………….………….2

2.Упыри и берегини……………………………………..4

3.Мужские божества…………………………………….7

Святовит………………………………………………..7

Триглав…………………………………………………8

Руевит……………………………….………………….9

Радегаст………………………….……………………..9

Прове………………………………………….……….10

Белбог и Чернобог………………………….…………11

Сварог……………………………………….…………11

4.Древнерусский пантеон богов…………….………….11

Перун……………………………………….…………..12

Дажьбог…………………………………….…………..13

Стрибог………………………………………….……...13

Хорс…………………………………………………….14

Симаргл………………………………………….……..14

Велес……………………………………………………14

Ярило……………………………………………………15

Позвид…………………………………………………..15

Догода…………………………………………………...16

5.Женские божества славян…………………..…………16

Маковь………………………………………..…………16

Параскева пятница………………………….………….17

Лада………………………………………….………….17

Золотая баба…………………………………………….18

6.Заключение……………………………………………..18

7.Примечание…………………………………………….21

8.Список используемой литературы……………………23

Введение:

Славянская мифология – это совокупность мифологических представлений древних славян ( праславян ) времени их единства ( до конца первого тысячелетия н.э.)

Установить точную дату появления праславян невозможно – точно так же, как и собственно славян. Чуть ли не ежегодно археологи вносят те или иные поправки в область исторической хронологии.

Славянская общность распалась примерно в 3в.н.э. Именно тогда поляки начали осваивать междуречье Вислы и Лабы и окончательно закрепились в этих землях в 4в. Столетие спустя перебрались в Богемию и Моравию чехи. Прошло еще сто лет, и словены заселили северное побережье Дуная вплоть до Каринтии. Они вытеснили оттуда кельтское племя карнов, давшее название этой местности. В 7в. Словены перешагнули Дунай и мощным броском заняли территории бывших римских провинций – Мезии, Македонии и Фракии. Смешавшись с вторгшимися с востока тюрскими племенами булгар, приведенными из Приазовья ханом Аспарухом, эти славяне образовали новую нацию – болгарскую. Их западными соседями стали сербы и хорваты, осевшие в Иллирии (Далматии ) – тоже бывшей римской провинции.

В результате кашубы, лужицкие сербы, поляки, словаки и чехи составили западнославянскую языковую общность. Болгары, македонцы,сербы, словены (хорутане ) и хорваты – южную. В 10в. Славянская Европа представляла собой калейдоскопическую картину, но бодричи и лютичи, лужицкие сербы и белые хорваты, чехи и словаки, Моравы и висляне, поморяне и поляне, слензяне и серадзяне, ленчане и мазовшане, куявяне и пруссы, ятвяги и волыняне (и этот список древних западных славянских племен можно продолжить ) – все они разговаривали на едином праславянском языке, возникшем где-то на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э.

К востоку от Карпат обосновалась третья славянская общность – восточная : вятичи ( верховья Дона и Оки) и древляне ( по Припяти), дреговичи ( между верховьями Припяти и Днепра) и дулебы ( по реке Прут), кривичи ( от Чудского озера до верховьев Волги) и поляне ( в районе Киева), радимичи ( в междуречье Днепра и Десны) и северяне, или северцы ( по Десне, Сейму и Суле), словене ( у озера Ильмень) и тиверцы ( по низовьям Днепра), уличи ( в низовьях Южного Буга) и белые хорваты ( в верховьях Днестра, по соседству с западными славянами).

Народные мифы и сложившиеся на их основе обряды оказывали огромное влияние на культуру формировавшихся в то время государств.Мифы не только вливались в фольклор, входили в легенды и предания, но позже нашли свое отражение и в «официальной» культуре: в различных «Поучениях», « Словах», в летописях. Все это богатое наследие и составляет сокровищницу славянской мифологии .

1.Упыри и берегини.

В глубокую древность, в первобытные времена уходят мифологические представления славян о берегинях и упырях. Считается, что первая эпоха славянских верований – это поклонение и принесение жертв этим безликим сверхъестественным силам.

Упырями , по-видимому, называли духов – носителей смерти, моровых поверий. Упыри – вампиры, исчадия и олицетворение зла. В древнерусских памятниках это слово встречается как имя собственное—Упир Лихый (11в.). Понятия о вампирах, сосущих человеческую кровь, поедающих мертвецов, достаточно хорошо сохранилось в славянском фольклоре.

Слово «берегиня» связывается с двумя разными понятиями: берегом водного пространства и с глаголом «оберегать». Очевидно, эта связь не случайна. Для первобытного человека было совершенно естественно соединить понятия о береге, о твердой надежной земле с понятием оберега, охраны от нежелательного. К берегиням особенно часто обращались в период созревания хлебов. Ритуалы в честь берегинь, в том числе по поводу вызывания дождя, совершались обычно на возвышенных берегах рек. Бере гинь было много; они оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей. Может быть, именно берегини, позднее получив имена, стали русалками, лешими, домовыми и т.д. В какой-то связи с берегинями, вероятно, состоит и береза- священное дерево славян, обязательная принадлежность летних молений о дожде ( в языческие времена—4 июня, а в христианские – семик и Троицин день ).

Упыри и берегини – древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал – злого и доброго, враждебного чуловеку и оберегающего человека.

Не сохранилось никаких сведений о внешнем облике берегинь и упырей. Позднее берегинь изображали в виде сирен с птичьим или рыбьем обличьем.

Упыри, являясь оборотнями, могли принимать любой облик. Однако традиционным образом упыря стал труп с горящими глазами и огромными, часто железными зубами.

От кровожадных упырей искали спасения в магических оберегах и заговорах. Запирать от них двери и окна на замок было бесполезно. Вампир мог проникнуть в дом сквозь любую щель.Распространеным оберегом считалось выжигание крестов на входах в жилище свечой, принесенной из церкви в Чистый четверг на Страстной неделе. Если четверговой свечой выжечь крест на воротах, их можно было даже не запирать: упырь не войдет.

2. Род и рожаницы.

Вторым этапом славянских верований являетсь культ Рода и рожаниц. Вера народа в эти божества, похоже, была повсеместна, устойчива и неистребима.Упоминания об этих божествах встречаются вомногих древнеслянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц – 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородици. Чтобы народ признал церковные праздники, Церковь примирилась с «бесовской» трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос почитания Рода и рожаниц – самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах – это « Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое погани сущее языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». Предпологается, что «Слово об идолах» было написано в начале 12в. На корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова «На святые светы явлений господних», которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором « Слова об идолях». Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то получим следующий список:

1. Славяне первоначально «клали требы»* упырям и берегимям

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне « начали трапезу» ставить Роду и рожаницам

3. Появление культа Перуна ( возглавлявшего список других богов)

4. По принятии христианства «Перуна отринуша», но «отай»(в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним – Роду и рожаницам.

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор «Слова об идолах» приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы и тем и другим.

Эпоха Рода построена в этом списке между даленой первобетносью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству.Важно, что автор «Слова об идолах» считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовола в Египте, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом**. В одном из списков «Слова об идолах»(Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде.Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде**, - это ее брат Аполлон**. Итак, в поисках аналоги Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивесшего ранга

Иногда Рода. Считают божеством, воплощающим единство рода, единсто потомков одного предка,ограничивая его рамками одной семьи.Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома.

mirznanii.com

Мифология и верования древних славян

Лешие, Водяные, Домовые, Русалки. Лешие считались обитателями и хранителями лесов. Порой они почти не отличались от людей, но чаще хозяин леса, представлялся одетым в звериную шкуру, с рогами и копытами. Зимой "привычных" леших в лесу вытесняли перуновы помощники: Морозко, Трескунец, Студенец. Водяные духи, по представлениям древних славян, живут в глубоких местах рек, в великолепных домах. Часто они уносят купающихся людей, которых приучают жить у себя. Домовые живут в домах, и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всем заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы. Если же не полюбит, то старается его разорить, беспокоя но ночам, переводя скот и ломая все в доме. Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и. что они особенно опасны для людей в русальную ночь (19-24 июня), перед Иваном Купалой. В русальную неделю пели русальные песни, вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца — символическую одежду для русалок.

Позвизд. Это бог непогод и бурь. Изображался он в развевающемся плаще, с всклокоченной бородой и волосами. Свирепому повелителю ветров приписывали огромную разрушительную силу. В сказках Позвизда иногда заменяет Соловей-Разбойник.

Догода. Этот бог тихого, прохладного, весеннего ветерка был полной противоположностью Позвизда. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке, порхал он над цветами, с ласковой и нелепой улыбкой на устах.

Лада и ее дети — Лель, Полеля, Дид и Дидилия. Лада – богиня любви, красоты и очарования. С наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. Лада изображалась в виде молодой прекрасной женщины, в розовом венке на золотых волосах, в одежде, опоясанной золотым поясом и убранной жемчугами. Она держала за руку бога любви Леля. Он был подобен римскому Купидону или греческому Эроту, мог метать из рук искры, воспламеняя в сердцах людей любовь. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля – бог брака. Его изображали в белой простой будничной рубахе и терновом венке. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады – Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Изображался он с венком из васильков на голове, держащим в руках двух горлиц. Ему молились замужние и женатые люди, прося благополучия в супружество и деторождении. Богиня Дидилия – хранительница рода и детей – также из семейства Лады. Не случайно имя ее созвучно слову "дитя". Эта богиня символизирует женскую долю, предназначенное женщине занятие на земле.

Царь морской и Чудо морское. Владыка над морями, столь же древний, как и сама водная стихия, но представлению древних славян, разъезжал по волнам в раковине, которую везли морские псы. В одной руке у него было весло, знак укрощения волы, в другой – острога, знак их возбуждения. Царя морского особенно чтили поморские славяне, прося его об удаче в своих плаваниях. Служителем и вестником Царя морского считали Чудо морское. Подобен он был греческому морскому чудовищу – Тритону.

Триглава. Это богиня земли. Изображали ее с тремя головами, символизирующими три уровня мироздания: небо, землю и преисподнюю, или три функции творца мира: творение, хранение (жизни), разрушение, а также время: прошлое, настоящее, будущее.

2. Славянские верования

Древней религией славян, их мировосприятием было язычество. Оно охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, вернее культуры производственной, охотничьей и собирательской, т. к. это и культура вся была проникнута убежденностью ее носителей в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых процессах. Славянское язычество не было обособлено от верований родственных и соседствующих со славянами народов, оно является самостоятельно развивавшимся и первое тысячелетие нашей эры фрагментом древней индоевропейской религии.

Славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняя его, образуя целый ряд напластований. Действительно, если пользоваться традиционной научной терминологией, можно сказать, что славянское язычество содержало в себе не только свойственные ранней стадии религиозного развития аниматические верования (т.е. убежденность, что все в природе живое – и камень, и огонь, и дерево, и молния, и т.п.), но и анимические (т.е. представления о душе), сочетающиеся, вероятно, с более поздними воззрениями о трансцендентности души (т.е. способности переходить в другую плоть) и о способности сверхъестественных персонажей к различным метаморфозам, превращениям то в козла, то в собаку, кота, копну сена, черный клубок, в младенца и т.п.

Древние славянские представления о мироздании восходят к индоевропейским временам, и поэтому они отличаются большой архаичностью и в то же время некоторой расплывчатостью и неустойчивостью своих форм и проявлений. Земля славянам представлялась плоской, либо плавающей в воде, либо стоящей на четырех быках, от резких рывков которых происходили землетрясения. Считалось, что у земли есть свой край, хотя дойти до него нелегко, эго мало кому удавалось, и оттуда не было возврата.

Солнце – источник жизни на земле и по сей день называется на Карпатах «ликом Божьим», в других местах «оком Божьим». В славянском фольклоре оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т.п. Новолуние у славян отмечалось нередко разжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ – сева, сажания деревьев, строительства дома и т.п.

Помимо антропоморфного восприятия солнца и луны, в славянской мифологии известны и их зооморфные обличия Солнце может представляться буйвочом, волом, теленком, петухом, а месяц (луна) коровой, реже — козлом, бараном (ср «рогатый», облик молодою месяца).

Древние славяне, видимо, не знали солярной религии, т.е. не поклонялись солнцу, как некоторые древнеиранские племена, не принимали дневное светило в качестве главного божества. Они также не были огнепоклонниками, хотя почитание огня небесного (молнии) и огня земного (сакрального костра и домашнего очага) занимало важное место в их мировосприятии и религиозном поведении. Воплощением небесной силы, вызывающей преклонение и страх, являлись гром и молния – по сути дела одно явление с тремя проявлениями-ипостасями – грохотом, огненной вспышкой и ударом.

Что касается формулы «мать-земля», то она широко известна у славян, в особенности у русских («мать – сыра земля») и сербов и является не просто образным словосочетанием, а выражением сущности народных взглядов на землю, которая в русской традиции имеет еще эпитет «святая». Отношение к земле как к женскому началу, рождающему и плодоносящему, характерно не только для индоевропейской традиции, но и для древней Евразии в целом. Восточные славяне, в первую очередь русские, сохранили культ матери-земли в его очень архаических проявлениях, к которым относятся запрещения бить землю палкой или чем-либо иным (кроме случаев ритуального битья, направленного на обеспечение плодородия), тревожить землю до Благовещения, пахать, вбивать в нее колья и т.п., плевать на землю (как и в огонь).

Нельзя не обратить внимания на изоморфизм представлений, связанных с поведением мифологических персонажей в годовом и суточном временных циклах – своеобразных расписаниях действий этих персонажей. При этом дневному времени в сутках соответствует древнеславянское большое лето в году, ночи – большая зима, рассвету – весеннее равноденствие (Благовещение), вечерним сумеркам – осеннее равноденствие (Воздвижение), полудню – летний солнцеворот (день Ивана Купалы), а времени от полуночи до первых петухов – двенадцатидневье в пору зимнего солнцеворота (святки некрещеные дни). Пора восхода и захода солнца – время, наиболее подходящее для магических действий, заговоров колдовства, обращения к высшей, чаще всего нечистой, силе.

Для славянских обрядов годового цикла характерен культ деревьев, прежде всего дуба у восточных и отчасти западных славян – березы, в меньшей мере – явора (клена) чипы в конкретных случаях и сербы (на Вербное воскресенье, Юрьев день). У южных славян широко распространен обряд сжигания рождественского (обычно дубового) полена-бадняка на домашнем очаге. В славянском годовом цикле ему соответствует восточнославянский ритуал сжигания соломенной куклы в Купальскую ночь. Солома – обязательный атрибут не только купальского, но и рождественского обряда на соломе, покрытой грубым крестьянским покрывалом, происходит у южных славян ритуальная трапеза в Сочельник. Солома – частый компонент родинного и погребального обряда: жизнь начинается и кончается на соломе, что типично для индоевропейских и неиндоевропейских народов. В разжигании огней (костров), в сжигании и постилании соломы видят черты или следы почитания солнца как источника жизни, света и тепла.

Судя по новым данным, собранным в Полесской экспедиции, главным образом по рассказам об «обмирании и посещении того света» и по некоторым старым записям, древние славяне не различали рая и ада, а верили в единый загробный мир, который мог находиться и далеко за морем, и на небесах, и в подземном царстве.

mirznanii.com

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - Славянские племена

Религия и выразительная культура тарасков

Тараски развили свою собственную отличительную форму местного мезоамериканского католицизма, часто описываемую как «фо...

Звёздная Змея

И вот я здесь. Танцую. Танцуем длинной линией, украшенные в честь богов. Скоро мы будем у Уицилопочтли, будем сопровож...

Флорентийский кодекс

Здесь описывается обучение сыновей тех, кто были правителями [тлатоке] и всех принцев, которые приходились сыновьями п...

МАВРЫ

мавры, мавританские арабы, берберо-арабы, народ, основное население Мавритании. Численность 1910 тыс. человек (1983, о...

Химба

Живут на севере, на границе с Анголой. Главное их богатство – коровы. За них можно купить себе жену. В восемь ле...

Возвращение в Ла-Венту. Новые открытия в 1980-х гг

В 1984 г. Ребекка Гонзалес при поддержке Национального института антропологии и истории (INAH) возобновила исследовани...

Лекарства

Путем бесконечных проб и ошибок мексиканские индейцы выделили из всего разнообразия зеленого мира съедобные и ядовитые...

Колха

Сведения о Колха сообщают нам урартские надписи VIII в. до н. э. Так называли урартийцы колхские племена

plemenamira.ru


Смотрите также