Мифические существа древней руси. 10 необычных существ из славянских мифов и преданий
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифические существа славян. Мифические существа древней руси


Мифологические существа | Славянская мифология. Символы Славян.

Алконост

Алконост — светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рожает детей на «крае моря», семь дней стоит безветренная погода. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что услышавший его […]

Амбарник

Амбарник, Амбарный (Анбарный ) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара, они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.

Анчутка

Анчутка — одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же Анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку. Банные анчутки мохнатые, лысые, […]

Аспид

Аспид — По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим […]

Баба Яга

Баба Яга (Ягая Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba — польское; Jenzi, Jezi-baba — словацкое, Jezinka — чешское; Гвоздензуба — сербское; Ежи баба — словенское; Яга баба — болгарское.) — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Внешне — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом […]

Бадзула

Бадзула, Бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к ме выискивала, к кому бы пристроится. Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось. С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, […]

Банник

Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Банница, Обдериха, Лазник) — хозяин бани. Банник — невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии — голый старик с длинными  черными растрепанными волосами покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком. Поселяется банник тогда, […]

Блазень

Блазень— Приведение, призрак.

Болотник

Болотник — Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

Вилы

Вилы — крылатые феи. Обычно живут в цветах. Водяные бывают с рыбьим хвостом.

Водяной

Водяной— Дух обитающий в воде.Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного […]

Волкодлак

Волкодлак— (вурколак) в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и в медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем. Приметой волкодлака являлась […]

Гамаюн

Гамаюн — птица вещая, «говорун». Воплощение (инкарнация) Велеса — бога мудрости. Посланник богов — она поспевает книгу «Песен». Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся «под самым востоком солнца близ рая». По поверью, когда кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит. Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и […]

Горыня

Горыня — титан, горный великан, охраняющий темное царство, по одной из версий может обращаться в Змея. Горыня — один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Горыня обладает нечеловеческой силой; в сказках, нарушая (изменяя) природу вещей, помогает главному герою или иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или […]

Грифон

Грифон — могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипеиским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в Пекельное царство.

Деды

Деды — (диды, дзяды) общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, следя за их исполнением. Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда […]

Домовой

Домовой — По общим понятиям, домовой представляет дух безкрылый, безтелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждомъ семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого ни будь в семействе, воет, иногда даже показывается, кому ни […]

Дубыня

Дубыня — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет Пекельное царство.

Жар — птица

Жар — птица — в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему соотносимыми с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого […]

Ичетик

Ичетик — верный помошник водяного, выполняющий за него грязную работу — подмывает крутые берега, разрушает мосты и переправы, заливает посевы. Похож на небольшого водяного.

Кикимора

Кикимора — это мрачное привидение, которое днем сидит «невидимкой» за печью, а по ночам выходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте, в правом от входа углу, у самой печи. Сюда обычно сметают сор, чтобы потом сжигать его в печи, а не выносить из […]

Коровья смерть

Коровья смерть — Злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета. Пытаются умалить этого духа праздником, который отмечается в марте.

Леший

Леший — (лешак, лесовик) полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Воплощение Велеса как «буйного духа» необузданной дикой природы. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Леший может принимать различные образы. […]

Лихо

Лихо — Дух зла, несчастья. Обычно синоним беды: «ну, Лихо одноглазое накликали». Представлен в виде Великана: «ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». Силен и мстителен, способен нагонять на человека череду неудач и лишений. Связываться с ним не рекомендуется: «коли Лихо спит — не буди его».

Лихорадка

Лихорадка — Дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.

Магур

Магур — птица Индрика его воплощение.

Матерь Сва

Матерь Сва — священная птица, инкарнация Великой Матери. Покровительница Руси. Образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн. Воплощение Богини Лады.

Могол

Могол — (могуль) — могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.

Овиник

Овиник — Дух, живущий в овине.

Пераскея

Пераскея — Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом — первая жена Волха. Убита Велесом.

Полевик

Полевик — дух злаковых полей. Вид его неясен. Обычно это не очень злой, но шаловливый дух. Его излюбленное время — полдень, потому его часто сопоставляют с полудницей — белой полевой девой. Жертвы полевика — малые дети, забредшие в высокие всходы и пахари, уснувшие в жаркий полдень на поле.

Полудница

Полудница — «солнцева дева», «белая жена»; в полдень показываются у колодцев, и расчесывает свои длинные косы. Также — охранительница полей, засеянных рожью; носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам.

Рарог

Рарог — сокол. Огненная, солнечная птица. Воплощение (инкарнация) Сварожича-Семаргла. Рарог, по народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Также представлялся и в виде огненного вихря.

Русалки

Русалки — (Криницы, Берегини) водяные девы; также — и души утонувших. Русалки — представители Нави. С наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. У западных Славян и малороссов русалки — веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии — это […]

Сирин

Сирин — темная птица, инкарнация Велеса (Змея, Кощея) — царя подземного мира. Сирин от головы до пояса — человек, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает; унаследоваля от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее […]

Снегурочка

Снегурочка — (Снегурка, Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. В этом художественном персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Сказка говорит: «не было у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Пошла она […]

Стратим

Стратим — в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога — бога ветров. Управляет погодой на море. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие […]

Упырь

Упырь — Немертвый (живой мертвец) — существо убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающий их.

Усыня

Усыня— великан, охраняет проход в Пекельное царство.

Финист

Финист — сокол, птица-воин, инкарнация бога войны — Волха, защитник Руси.

russianmyth.ru

Мифические существа славянской мифологии

Сказочные чудовища и мифические существа славянской мифологии

Алконост — чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от птицы Сирин.

Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.

Волкодлак — в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож.

Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Домовой — в славянской мифологии хранитель домашнего очага, дедушка, хозяин, суседка, доможил, бес-хороможитель, незримый помощник хозяев.

Злыдни — в восточнославянской мифологии демонические существа, враждебные человеку. У малороссов злыдни это маленькие злые существа или духи, которые остаются невидимыми и приносят дому постоянные несчастья.

Песиглавцы — представители дикого и злого племени, обитающего на южных границах славян. Песиглавцы одевали на себя песьи головы и шкуры, отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью.

Сирин — одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица.

Стратим — прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.

Ховала — существо с двенадцатью глазами, расположенными как бы на невидимом обруче вокруг головы. Когда Ховала идет по деревне, то освещает ее подобно зареву пожара. Одни считают его зловредным, другие утверждают, что лучи из глаз Ховалы способствуют росту растений и скотины.

Боги кельтской мифологии Боги Японии

godsbay.ru

Славянские мифологические существа | Good Wood

Адамовы дети в славянской мифологии обозначение нечистой и неведомой силы, восходящее к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, рожденных после грехопадения и скрытых от бога
Айтварас в литовской и польской мифологии летучий дух в виде огненного змея, дракона
Алконост в славянской мифологии райская птица с женским ликом и сладостным голосом
Альп в германской мифологии, а также в мире ведьмака, нежить, разновидность вампира, способная выносить солнечный свет
Амбарник в русских поверьях дух амбара
Анчутка по славянской мифологии злой дух, одно из названий черта (помесь черта и утки)
Арысь-поле по славянской мифологии существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой
Аспид в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли
Аука В славянской мифологии дух леса, персонификация эха
Бабай у славян страшный старик, которым пугают детей
Баган в белорусской мифологии домашний дух (подвид дворового), опекающий рогатый скот
Багник в белорусской мифологии болотник, обитающий в багне — безжизненном торфяном болоте
Бадняк у южных славян дух в образе бородатого старичка, либо в виде полена, сжигаемого в Сочельник
Бадюля в белорусской мифологии некий дух, склоняющий человека к бродяжничеству
Баламутень в белорусской мифологии опасный для женщин водяной человек с одутловатым лицом, гусиной кожей и огромным животом
Банник по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе
Бебок сверхъестественное существо из польских и силезских легенд, связанная с темнотой страшилка, локальная разновидность пугала, бабая
Белая Баба в белорусском фольклоре одетая в белое свадебное платье призрачная предвестница смерти
Берендей в славянских поверьях человек-оборотень, оборачивающийся бурым медведем
Бескуд локальная нечисть, разновидность вампира в фольклоре Западной Украины, Польши, Чехии и Словакии
Бильвизы в немецком фольклоре злобные древесные духи, живущие внутри дерева, и имеющие на больших пальцах левых ног серпы вместо ногтей
Бирюк в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани
Блуждающие огоньки редкие природные явления (мифологические существа), наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах
Бовешь согласно славянскому бестиарию, мифическое животное с пятью ногами
Божонтка в польской мифологии (как правило, дружелюбный) призрак ребенка, умершего до крещения
Боли-бошка по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть
Болотник в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясину
Болотница по славянской мифологии сестра русалкам, живущая она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной
Бомка в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай
Боровик по славянской мифологии один из лесных духов, хозяин боров и рощ
Боровички по славянской мифологии маленькие старички, подчиненные боровика, хозяева грибов
Бруколак особо вредная разновидность вампира, встречающаяся в Мультанах (Молдавия), Трансильвании (Семиградье), Добрудже*, а особенно часто в Валахии (Южная Румыния)
Бука в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках
Букан в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме
Буканай в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового
Букарица в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей
Букачка в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика
Вазила если верить Древлянскому, дух-покровитель лошадей в белорусском фольклоре
Варгин в белорусской мифологии демонический черный кот огромных размеров, царь кошачьего царства
Вегетандры обобщающее понятие для мифологических растений, имеющих некие части или черты, характерные для гуманоидов
Верлиока в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов
Вий у восточных славян персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками
Вила стихийные духи женского пола в южнославянской мифологии
Витар в славянском бестиарии волшебная птица, перья которой режут и железо, и камень
Вова в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне
Водяной в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала
Волкодлаки в славянской мифологии волки-оборотни
Волколак в белорусской и украинской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка
Волокита в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа
Волосень домашний дух, который ночью тревожит спящих, и в тоже время название кожной болезни
Встречник в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника
Вужалка в белорусском фольклоре девушка-змея, дочь змеиного царя
Вунтериха в русском фольклоре нечистая сила, которой путают детей; возможно, она сходна с букой
Вурдалак в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь
Вытьянка в поверьях Костромского края тоскующая, “ноющая” душа непогребенных костей
Гаёвки в белорусской мифологии внучки гаёвого деда, лешего
Гамаюн по славянской мифологии вещая птица с человеческим ликом, глашатай богов
Гарцуки по белорусскому поверью духи стихий, которые в облике птиц делают непогоду сильными размахами крыльев
Гаюн в белорусской мифологии лесной дух, вид лешего
Гелло в низшей греческой мифологии и фольклоре демон, вредящий новорожденным детям и их матерям
Гилистери в славянском бестиарии похожее на вепря рогатое животное с огромной пастью
Гуменник в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)
Гыргалица в словацком и польском фольклоре гигантские лесные женщины с чёрными ногами, которые ловят мужчин и душат их, засовывая свою грудь жертве в рот
Дворовой у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек
Дитя Красного болота согласно локальной легенде, девочка с глазами цвета мутной морской воды, появляющаяся в окрестностях Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси
Доброхожий представитель низшей белорусской и польской мифологии, сочетающий в себе качества домового, лешего и ряда других персонажей
Домовиха в славянской мифологии жена домового или самостоятельный персонаж, покровительница дома и семьи
Домовичка в белорусском фольклоре незамужняя дочка домовых, склонная к любовным утехам с людскими парнями
Домовой у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома
Дракон одно из наиболее распространенных вымышленных существ, встречающееся почти повсеместно, как правило — крылатый змей; общее название различных яшероподобных мифических существ
Дхампир в балканской мифологии и в современной игровой мифологии дитя вампира и человеческой женщины; прирожденный охотник на вампиров
Евник в белорусской мифологии дух-хранитель евни (помещения для сушки снопов разных зерновых культур)
Ендарь в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом
Ефимон у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста
Жабалака согласно Афанасьеву, оборотень из белорусского фольклора, являющийся в виде жабы или лягушки
Железная баба в белорусском фольклоре бука-пугало, что живет в полях и на огородах
Железный человек в фольклоре Полесья мифический железный великан, живущий в болоте или заболоченном лесу и охраняющий свою территорию от посягательств и незваных гостей
Железнячка в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми
Жировик по славянской мифологии один из многочисленных домовых духов, мелкий пакостник, да любитель тепла
Жыж в белорусском фольклоре дух огня, который постоянно расхаживает под землей, испуская из себя пламя
Зазовка в белорусской мифологии локальный образ лесной суккубы, которая осенью оборачивалась лебедью
Земляная кошка по поверьям жителей Урала подземная кошка, охраняющая клады
Злыдни в славянском фольклоре мелкие пакостные создания
Знич неугасимый огонь в белорусской и литовской мифологиях; священный огонь, воплощение памяти
Зюзя в белорусской мифологии божество зимы, воплощение холода, также локальный аналог Деда Мороза
Игоша в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод
Игрец в русском фольклоре разновидность домового, дух, который подшучивает над людьми
Индрик по славянской мифологии могучий подвид единорога, способный разгулявшись “всколдыбать” всю вселенную
Ичетик по славянской и коми-зырянской мифологии мелкий злой дух из рода водяных и помощник их
Кадук в белорусском и польском фольклоре часто упоминаемый в проклятиях нечистый дух, ответственный за болезни и припадки
Калликанцары демоны-карлики греческого фольклора, появляющиеся в мире людей на Рождество
Капялюшники какие-то нечистики в рассказах Витебщины, способные к оборотничеству, а также обладающие свойствами, характерными для блуждающих огоньков
Караконджалы у южных славян сезонные демоны, сродни русским шуликунам
Каркаладил некое фантастическое существо, неодно­кратно изображавшееся на русских лубочных картинках, речной ящер неясного происхождения
Касны в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика
Кикимора в славянской мифологии злобный женский дух дома
Кикимора болотная в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
Кит морское чудовище средневековых бестиариев
Кицка жонка в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице
Клабаутерман корабельный “домовой” балтийских флотилий
Кладовик согласно славянских поверий: дух, охранящий клады
Клетник в славянской мифологии дух, живущий в клети-кладовой, помощник домового
Клобук в польской мифологии дурной дух низшего уровня, который, будучи пригретым в доме, приносит своим хозяевам добро, краденое им у соседей
Кока в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей
Коловёртыши в русской мифологии существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом
Колодечник в русском фольклоре разновидность домового, “хозяин” колодца
Комол в славянском бестиарии свирепый зверь, всё своей мочёй сжигающий
Коневрусъ согласно славянскому бестиарию, мифическое существо, кентавр-единорог
Конёк-Горбунок в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями
Копша в белорусском фольклоре дух, охранитель кладов, закопанных в землю (в частности, в могилы)
Коровья смерть в славянской мифологии злой дух, убивающий коров, в образе безобразной старухи с граблями вместо рук или в виде черного зверя
Костомахи по белорусскому фольклору встающие из могил покойники, сгнившие до костей
Кот Баюн персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным усыпляющим голосом
Кошкалачень согласно Шпилевскому и Афанасьеву, кот-оборотень из белорусского фольклора
Крыжацик согласно белорусским поверьям, неупокоенный дух, обитащий в пределах границ кладбища
Кузутик по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик
Кук в белорусской мифологии царь птичьего царства, большая волшебная птица, охранявшая всех пернатых от посягательств хищных животных
Кумельган если верить Древлянскому, вредящий лошадям злой дух в виде получеловека-полуконя в белорусском фольклоре
Купальский дедок в белорусском фольклоре добрый лесной дух, собирающий “папараць-кветку” в купальскую ночь
Кутиха в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома
Куцодаймон ужасный горбатый демон греческого фольклора, особо опасный среди своих сородичей калликанцаров
Ламя у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой, дракон
Лаюн согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады
Ледащий в славянской мифологии дух соломы, весь запухший от сна
Лейинь оленеподобный демон, обитающий в лесах Лодзинского воеводства Польши, заманивающий путников в дебри и там атакующий их
Лепельский цмок самый известный цмок из водяного подвида цмока поозёрского, локализованного на северо-западе Беларуси
Лесавки в белорусском фольклоре мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы
Летавец по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами
Леший в славянской мифологии дух леса
Лихо одноглазое у славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи
Лозники в белорусском фольклоре мелкие шаловливые нечистики, обитающие около водоемов в кустах лозы
Лозовик в белорусском фольклоре некий лесной или болотный нечистик, живущий в лозе
Луговичок в славянской мифологии дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы, один из детей полевика
Люб у славян дух-охранитель брачного ложа в образе большеухого, мохнатого, златовласого кота
Мавки в украинском и польском фольклоре лесные девы, живущие в карпатских лесах, пещерах и на горных пастбищах, обычно описываемые как “отворенные”, то есть дырявые сзади
Маньяк в русском фольклоре привидение или дух
Марена в западно-славянской мифологии воплощение Смерти, соломенный персонаж, деревце или кукла для ритуальных проводов зимы и встречи весны
Матохи невидимые домашние духи-пакостники, подбивают детей шалить, создают “суМатоху” в делах и “поМехи” “неуМехам”
Медведи-оборотни в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот
Медведко персонаж русских сказок, получеловек-полумедведь
Межевик в славянской мифологии дух-оранитель межи, маленький черный человечек в одежде из травы, один из детей полевика
Мерники в польском фольклоре блуждающие огоньки, в которых превратились души землемеров, нечестно мерявших землю при распределении участков
Мерцана по славянской мифологии добрый дух полей, покровительница спелых хлебов
Меша в белорусской мифологии некий проклятый дух в облике черного лохматого зверя, не приносящий вреда, но пугающий по ночам
Мокруха в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы
Моховик по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов
Намной согласно славянской мифологии ночной дух, который приходит к человеку во время сна и давит до синяков
Нежить собирательное название для всех типов сверхъестественных существ, восставших из мёртвых после своей смерти
Ногай-птица в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами
Овинник по славянской мифологии разновидность домового, дух-охранитель хлебных запасов, живущий в овине
Огневик по белорусским поверьям, мелкий домашний дух, живущий в печи и бросающий пепел в готовящуюся еду
Одминок по украинским народным поверьям, подмененный чертом или ведьмой ребенок
Озерницы согласно белорусскому фольклору, локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине
Омутник дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной
Опивень в белорусской мифологии нечистик, склоняющий людей к пьянству
Оплетай в южносибирских поверьях фантастическое существо, “оплетающее” людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью
Оржавеник по белорусским поверьям один из болотников, хозяин болота, покрытого ржавчиной
Островецкий цмок региональный подвид белорусского цмока-дракона, локализованный на северо-западе Гродненской области Беларуси
Очеретянык в украинском фольклоре дух, живущий в болотных камышах
Паляся в белорусском фольклоре женский дух поля
Паморак в белорусском фольклоре олицетворение одноименного явления — мора, прежде всего падежа скота
Панны-зайцы по локальной легенде призраки Боболицкого замка в Силезском воеводстве Польши, выглядящие как зайцы с девичьими лицами
Пасечник в украинском и белорусском фольклоре дух пасеки, исчезающей после смерти человека, который заключил договор с этим духом
Поветник по словам П.Древлянского, в белорусской мифологии шестикрылая птица, сообщающая старшим духам о неполадках в домашнем хозяйстве
Подменыш ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного
Полевик в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы
Полуденица в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень
Полуночник и полуночница духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы
Поозерский цмок региональный подвид белорусских цмоков-драконов, локализованный в Поозерье — северо-западе Беларуси
Попелюха украинская нечистая сила, представляющая собой тощую старуху с жутким синеватым лицом и очень длинными руками с костлявыми черными пальцами
Поронец в польской мифологии мелкий вредоносный демон, в которого превращается умерший до рождения или до крещения младенец
Прысыпуш в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы
Пунник в белорусской мифологии дух-хранитель пуни (помещения для сушки и хранения сена)
Пустодомка в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора
Пущевик в белорусском фольклоре хозяин ограниченного участка нетронутого леса (пущи), исключительно враждебный человеку
Рахманы блаженный народ апокрифов и бестиариев
Росомаха в славянском фольклоре фантастическое существо (“зверь-женщина”), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка
Руна в словацком фолькоре женский дух-хранитель золота и сокровищ, расположение которых может рассказать человеку в обмен на его ребёнка
Русалки в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети
Свитезянки разновидность русалок, места обитания которых, вопреки названию, вовсе не ограничиваются озером Свитeзь
Сербай в белорусском и литовском фольклоре антропоморфное существо, персонификация голода
Симаргл древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира
Сирин в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная
Скарбник в славянском фольклоре дух, верный хранитель богатств своего хозяина, а также заколдованных кладов
Ставры и Гавры в белорусской мифологии два пса князя Боя, прародителя населения белорусского края
Степовой в русских поверьях суровый дух-хранитель степи
Стоговой и Стожиха в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе
Стрига на Русском Севере и Поволжье колдунья-пережинщица
Стрижак в белорусском фольклоре полевой дух, вид полевого пугала-буки
Стрыга в западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь
Таласым в болгарской мифологии вечно живущий оборотень, который нападает ночью на людей и душит их
Телефонный черт по гуцульским поверьям, чёрт, который сидит в телефоне или на телеграфном столбе и передаёт голос человека
Тодорцы у болгар и сербов календарные демоны, «нечистые» покойники, представлявшиеся в виде коней, всадников или существ с конскими телами и человеческими головами, превратившиеся в волколака или караконджула
Туросик у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото
Укрут в славянской мифологии помощник Ырки, приносящий тому в мешке непослушных детей
Упыри неупокоенные мертвецы, охотники за человеческим мясом
Ухалица в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде
Феникс мифическая птица, сжигающая себя и возраждающаяся из пепла
Хала дракон из южнославянской мифологии
Хапун в белорусском фольклоре мифическое существо, которым пугали маленьких детей
Хихитун в белорусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье
Хлевник в белорусской мифологии дух-хранитель хлева (неотапливаемого помещения для содержания скота)
Хованец в украинском фольклоре домовой дух, приносящий богатство, но, как правило, забирающий душу хозяина после его смерти
Хохлик в славянском фольклоре маленький домашний дух; черт
Царь-птица огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска
Цмок как правило, доброжелательный к людям дракон в белорусской и польской мифологии
Цыцохи в фольклоре жителей Пружанского района Брестской области Беларуси русалки-пугала, которые ловили детей и душили их своими железными грудями
Черная свинья оршанского млына локальное привидение, появляющееся вблизи старой водяной мельницы в центре Орши Витебской области Республики Беларусь
Черти в славянском фольклоре злые духи
Чугайстер добродушный и веселый лесовик, известный только в украинских Карпатах
Чудь в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере
Шаркань в венгерском фольклоре дракон со змеевидным телом и крыльями
Шиш по славянской мифологии нечистая сила, живущая в вихрях на обочинах дорог
Шишига у славян маленькое горбатое существо, затягивающее зазевавшихся прохожих в воду
Шолышны в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок
Шуликуны в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходщие из проруби на свет
Щекотун по поверьям славян: демон, тревожащий детей, а также стерегущий клады
Ырка в славянской мифологии злой ночной дух со светящимися глазами, выпивающий жизнь у жертв, пойманных в поле
Ярчук в украинском фольклоре собака-духовидец, которая чует черта и наносит ведьмам неисцелимые раны волчьим зубом во рту, а под шкурой у нее скрыты две змеи-гадюки
Ячична русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой

www.goodwood.in.ua

Самые странные существа из славянской мифологии

перун бог

Греческая и римская мифологии совершенно привычны для западного человека, а вот о политеистическом пантеоне других культур на Западе почти не знают. Самый неизвестный из таких пантеонов — это славянские боги, духи и герои, предания о которых пережили обращение славян в христианство.

У славянской мифологии есть два ключевых отличия от греческой и римской. Во-первых, большинство созданий по-прежнему широко присутствуют у славян в повседневных изображениях и в народных сказках. Во-вторых, славянский пантеон богов толком не задокументирован, информацию о них исследователи восстанавливали по вторичным документам. Однако пантеон этот весьма увлекателен, и знать о нём, конечно же, стоит.

Баба-Яга

Баба-Яга

Баба Яга — костяная нога

Баба-Яга — существо уникальное, придуманное исключительно славянами. У множества других славянских богов и героев имеются аналоги в греческой или римской мифологии, а вот у Бабы-Яги — нет. На поверхностный взгляд она напоминает разнообразных ведьм из европейского фольклора. Старуха с длиннющим носом-крючком и тощими ногами. Попадающихся ей путников она либо благословляет, либо проклинает — по своему настроению.

Однако есть у неё и необыкновенные особенности. Домом ей служит избушка на курьих ножках, которая сама умеет ходить. А перемещается старуха если не в избушке, то в ступе, которая управляется пестом и при этом ещё и летает. У Бабы-Яги, как у любой привычной ведьмы, есть метла, но её предназначение — заметать следы хозяйки. В некоторых преданиях Бабу-Ягу описывают как трёх сестёр с одинаковыми именами.

Неизвестно, когда именно родились сказания о Бабе-Яге. В отличие от многих других существ родом из славянских мифов, Баба-Яга «здравствовала» и в современном мире — уж в ХХ веке точно. Её живучесть отчасти объясняется тем, что мораль старушки совсем неоднозначна. Путники со всех концов света стекались к Бабе-Яге в надежде обрести великую мудрость.

Банник

Банник

Обитает в бане

Баня — важная составляющая восточноевропейской жизни, особенно в России и Украине. Зимой люди ходят в баню чаще обычного — ведь она укрепляет иммунитет и очень полезна для здоровья. В старинных русских записях баня упоминается часто. В ней даже детей рожали. Раз баня была так важна, в славянских преданиях появился и её дух — Банник.

Банник — создание зловредное, которое редко делает кому-нибудь добро. На вид — голый старик: косматый и когтистый. По поверью, купающиеся покидали баню после третьего, максимум четвёртого захода — чтобы Банник мог попариться в одиночку. Его постоянно благодарили и задабривали мылом. Банник предвидел будущее. Нужно было спросить его о своей судьбе и ждать ответа: если впереди всё хорошо, Банник погладит по спинке, если же будущее мрачно, спина ощутит на себе когти зловредного старикашки. Если Банника рассердить, он сдерёт кожу с обидчика.

На Руси дети обычно появлялись на свет именно в бане, и народ придумывал разные способы, как не дать Баннику помешать рождению малыша. Повивальная бабка не только помогала роженице, но и должна была отпугивать Банника. По преданию, он поедал новорождённых младенцев или сдирал с них кожу. Чтобы этого не допустить, повитуха макала в воду камни и швыряла их в угол бани, тем самым отвлекая внимание недоброго духа.

Важна была баня и в брачной церемонии. Молодожёны должны были попариться, и чтобы Банник их не тронул, свадебные гости выстраивались на улице и бросали в стены глиняную посуду и куски щебня.

Здухач

Здухач

Борец с непогодой

В дохристианские времена для славян огромное значение имела волшба. Для защиты людей и земель от духов-разорителей привлекали колдуний и кудесников. Главными защитниками от непогоды считались здухачи. Это были люди со сверхъестественными способностями. Они защищали своё поселение и насылали беду на чужое.

Исследователи не могут точно сказать, откуда взялись обычаи здухачей. По-видимому, это — некая разновидность евразийского шаманства. Её, скорее всего, принесли с собой из Сибири мигрирующие финн-угры и уральцы. Древние славяне были людьми очень суеверными, и идея сверхъестественного защитника пришлась им ко двору. Здухач имелся в каждом поселении. Он сражался со здухачём другой деревни. Сражения эти часто происходили в облаках.

Порой здухачи оборачивались животными и устраивали схватку в таком обличье. Если же здухач не умел менять облик, у него было немало другого оружия. Например, обугленный с обоих концов посох, используемый в качестве волшебного талисмана. Как здухач обретал силу? Одни предания говорят о некоем особом одеянии, другие утверждают, что здухач заключал сделку с демоном. Легенды о здухачах прекрасно вплелись и в современную культуру, особенно в Черногории. Здухачей больше не считали защитниками поселений, однако широко известные предания стали называть здухачами различных влиятельных людей. Например, черногорского генерала Марко Милянова и многих духовных лидеров этой страны.

Домовой

домовой

Добрый покровитель дома

Домовые — это домашние духи, распространённые в дохристианских славянских сказаниях. Миссионеры-христиане сумели вытеснить из умов новообращённых славян почти всех языческих богов и созданий, но вера в домового не гасла веками.

Домовые оберегали домашний очаг и были существами добрыми. Низкорослые создания мужского пола и с бородой, они походили на домашних духов из Западной Европы — хобгоблинов. Дабы переделать все дела и защитить дом, домовой часто принимал облик главы семейства. Пока тот сладко спал в своей постели, домовой вполне мог выйти поработать в саду. При этом соседи принимали его за хозяина дома. Изредка этот дух оборачивался также котом или псом.

Невоспитанных и неопрятных подопечных домовой изводил на манер полтергейста: устраивал разные неприятные проделки, пока домочадцы не одумывались и не вели себя, как нужно. Умел домовой и предсказывать судьбу. Если он радостно пускался в пляс — жди удачи. Если потирал зубья расчёски — к свадьбе. Если же гасил свечи — не миновать беды в доме. Легенда о домовом пережила двадцатое столетье, и временами его образ до сих пор встречается в российском искусстве.

Кикимора

Кикимора

Зловредная дамочка

Кикимора — противоположность домового. Этот злобный домашний дух особенно ярко проявился в преданиях Руси и Польши. Это ведьма либо дух покойного человека, жившего раньше в этом доме. Обитала она в подполе либо за печкой, еду себе требовала, устраивая громкий шум. Кикимора изводила и держала в страхе всех домочадцев, особенно если те не следили за порядком. Она просачивалась в дом сквозь замочную скважину, садилась на спящего человека и душила его. Именно кикимору древние русские считали причиной сонного паралича.

Отпугивали кикимору при помощи сложных молитв и метлы у порога. У поляков было в обычае следить, чтобы дети крестили перед сном подушку — тогда кикимора не придёт. Хоть встреча с ней и была опасна для жизни, всё же чаще кикимора лишь изводила домочадцев и старалась их напугать.

В грязных и неубранных домах она принималась свистеть и бить посуду. Зато когда дом ей нравился, злобная гостья старательно ухаживала за цыплятами и помогала по хозяйству. Кикимора — важная часть славянских мифов, её часто упоминают в различных произведениях: литературных, устных и музыкальных. В честь этого духа недавно даже назвали паука, ранее неизвестного науке.

Мокошь

Мокошь

Языческая богиня плодородия

Мокошь — славянская богиня плодородия, героиня русских и восточно-польских мифов дохристианской эпохи. Мокошь прислуживала самой Матери Земле, богине всего живого, однако поклонение Мокоши постепенно вытеснило поклонение Матери Земле.

Культ Мокоши просуществовал до XIX века, а сама богиня по-прежнему популярна в сегодняшней России. Хотя образ Мокоши, по всей видимости, родом из финно-угорского эпоса, вера в неё мало-помалу распространилась по всем славянским землям. Это, кстати, объясняет финскую этимологию имени богини. Мокошь считали странствующей богиней, покровительствующей прядению, родам и женщинам. Верующие в неё люди были уверены, что Мокошь дарует жизнь в виде детей и осадков. По преданию, дождь — это грудное молоко Мокоши, пробуждающее жизнь в земле.

Культ Мокоши включал в себя ритуалы плодородия и молитвы валунам в форме женской груди. В последнюю пятницу октября славяне устраивали гулянья в честь богини. На них водили хороводы в два круга: внешний олицетворял жизнь, а внутренний — смерть. Христианские миссионеры всячески искореняли культ Мокоши, пытались заменить богиню Девой Марией. Однако не слишком успешно — Мокошь по-прежнему остаётся важной фигурой славянской мифологии.

Радегаст

Радегаст

Бог гостеприимства и по одной из версий — карающий лик Всевышнего

Радегаст — один из старейших славянских богов. Первичных сведений о нём совсем мало, знания в основном восстановлены по вторичным документам. Имя бога состоит из двух слов, которые со старославянского переводятся как «любый гость». Отсюда исследователи сделали вывод, что Радегаста считали покровителем гостеприимства. По преданию хозяева, устраивающие пиршество, посылали на него приглашение Радегасту — при помощи специального обряда. Бог являлся в чёрных доспехах и при оружии. Исследователи полагают, что его особо почитали вожди и городские правители.

На время заседания городской думы её голову принято было называть Радегастом. В результате этот бог стал культовым для политики и экономики славян. Собрать мифы про Радегаста непросто, потому что христианские проповедники искореняли его культ с особым усердием. На горе Радгост, расположенной на территории нынешней Чехии, когда-то стояла огромная статуя Радегаста, однако миссионеры Кирилл и Мефодий её уничтожили. По одной из легенд, славянские язычники в 1066 году принесли в жертву Радегасту христианского епископа Иоганна Скота. Подобные деяния вынудили миссионеров во время обращения в христианство покончить с культом Радегаста, поэтому большинство первичных документов было утеряно.

Чернобог

Чернобог

Самый известный и самый незнакомый

Чернобог — самое известное населению славянское божество. Он появляется в полнометражном мультфильме Диснея «Фантазия» и играет важную роль в популярном романе Нила Геймана «Американские боги». Книгу, кстати, собираются экранизировать. Как это ни странно, Чернобог — один из самых абстрактных богов в славянском пантеоне. Первоисточников о нём найти практически невозможно, а вторичные документы предоставлены в основном христианами.

Первые упоминания о Чернобоге были найдены в писаниях XII века. Они принадлежат перу отца Гельмольда, немецкого священника. Если верить Гельмольду, славяне устраивали ритуалы, посвящённые Чернобогу: они передавали по кругу чашу и шептали молитвы, призванные защитить их от этого божества. Из трудов Гельмольда исследователям стало известно: Чернобог воплощал собой зло. Он носил тёмный плащ и был самим дьяволом. Неясно, господствовал ли этот миф во всей Руси, однако на её севере он был распространён совершенно точно. Образ Чернобога имеет сходство с образом более древнего бога зла, Велесом.

Велес

Велес

Злой брат Перуна

В любой древней мифологии обычно есть один бог, олицетворяющий собой всё зло на свете, и другой, верховный бог, олицетворяющий всё добро. У славян роль злого бога досталась Велесу. Он постоянно враждует со своим положительным братом, громовержцем Перуном. Важность Велеса для древних славян подтверждает множество источников. Велес обладал сверхъестественными силами и покровительствовал земле, воде и подземному царству. Имел он отношение к волшбе и крупной домашней скотине.

По преданию, Велес вступил в бой с Перуном и потерпел поражение. И хотя первоисточников, подкрепляющих этот миф, нет, исследователи воссоздали его, анализируя народные славянские песни, вторичные записи, и сравнивая их с другими индо-европейскими мифами. Славяне верили в то, что Велес с Перуном непрерывно сражались. Добрый брат оберегал мир от злого. Однако Велесу тоже возводили храмы — большей частью в низинах и впадинах. Велес слыл к тому же покровителем музыки и благосостояния.

У древних славян не было чёткого деления на добро и зло, поэтому они не воспринимали Велеса исключительно плохим. Однако христианские миссионеры, мечтавшие положить конец славянскому язычеству, стали утверждать в своих проповедях, что Велес — это христианский дьявол. Так, постепенно изображения Велеса приобрели черты, характерные для сатаны, описанного в Библии.

Перун

Перун

Воплощение добра и справедливости

Хотя не все исследователи сходятся во взглядах, но всё же общее мнение таково: древние славяне считали громовержца Перуна верховным божеством всего рода людского. Именно о нём чаще всего писали в старину, именно его больше всего изображали. Для древних славян Перун был главным богом в пантеоне.

Бог войны и грома, он ездил на колеснице и владел разным мифическим оружием. Самым важным являлся волшебный топор. Перун запускал им в нечестивцев, после чего топор сам прилетал назад к богу в ладонь. Применял он также каменное и металлическое оружие, огненные стрелы. Когда Перун желал уничтожить своих врагов окончательно, он прибегал к волшебным золотым яблокам. Были они талисманом полной разрухи и опустошения. За свою героическую сущность Перун изображался сильным, крепким мужчиной с бородой из бронзы.

В сказаниях Перун не раз вступал с Велесом в сражения за род людской и всегда побеждал, изгоняя злого брата в преисподнюю. Потому-то Перуна и считали самым важным божеством.

В 980 году князь Владимир Великий воздвиг перед своим дворцом статую Перуна. Влияние Руси росло, и вместе с ним по Восточной Европе распространялся культ Перуна. Явившись в Русь, христианские проповедники стали разуверять славян в их языческой вере. На востоке проповедники объявили Перуна пророком Ильёй и провозгласили его святым заступником. Западные проповедники заменили Перуна святым Архангелом Михаилом. Со временем Перун стал ассоциироваться с единым христианским Богом, однако культ его не вымер. Он дожил до наших дней, и поклонники этого культа ежегодно 20 июля устраивают празднества в честь языческого бога-громовержца.

Славянская мифология полна историй о существах, половину из которых мы даже не знаем. Добрые или злые, они прочно засели в культуре, а рассказы о них ходят до сих пор.

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. По образованию я экономист и психолог, по призванию - художественный переводчик. Сотрудничаю с издательствами "Эксмо" и "АСТ". Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru