Местонахождение древнейших орудий труда. Древнейшие орудия труда изготавливали предки человека умелого
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность. Местонахождение древнейших орудий труда


Древнейшие орудия труда изготавливали предки человека умелого | Наука

Местонахождение Ломекви 3, где найдены древнейшие каменные орудия. Ранее там были найдены остатки гоминид. Изображение с сайта slideshare.net

В докладе на Палеоантропологическом конгрессе Соня Харманд сообщила о находке каменных орудий в слоях возрастом 3,3 млн лет. Датировки не вызывают сомнений, равно как и то, что камни специально обрабатывались и оббивались, а не были расколоты или повреждены естественным образом. Это бесспорно означает, что становление орудийных технологий началось до человека умелого: орудия уже умели делать его предки, австралопитеки или кениантропы.

Начукуи — место, хорошо известное палеоантропологам. Оно расположено в Кении, в окрестностях озера Туркана. Там, из слоев одноименной формации Начукуи, ученые постоянно извлекают интересные свидетельства древнейших людей. Эта формация образовалась пресноводными осадками — речными и озерными, она разделяется на пачки, маркированные туфовыми отложениями (см.: J.-J. Tiercelin et al., 2010. New considerations on the stratigraphy and environmental context of the oldest (2.34Ma) Lokalalei archaeological site complex of the Nachukui Formation, West Turkana, northern Kenya Rift). Эти маркеры хорошо и надежно датируются. Одна из пачек — Локалелей (возрастом 2,6 млн лет), там найдены остатки гоминид и древнейшие орудия наподобие олдувайских (см.: A. Delagnes, H. Roche, 2005. Late Pliocene hominid knapping skills: the case of Lokalalei 2C, West Turkana, Kenya). Эти орудия изготавливали люди, уже хорошо понимавшие, как раскалывается тот или иной камень, представляющие свойства конечного результата своих усилий и работавшие в основном правой рукой (правши). Орудия сделаны с таким мастерством, что логично предположить, что их изготовители начинали не «с нуля». То есть у них были более древние предшественники, которые веками отрабатывали технологические приемы. Но кто они, эти первые мастера? Ведь общепринято, что орудийную технологию начал человек умелый.

Соня Харманд (Sonia Harmand), руководитель проекта WTAP (West Turkana Archaeological Project), представившая новые находки из этой формации на 80-м Съезде Палеоантропологического общества, высказала осторожное предположение: каменная индустрия существовала и до человека умелого, но «археологи не могут распознать эти орудия, так как они не похожи на известные олдувайские модели» (“archaeologists haven't recognized such stone tools because they might not directly resemble known Oldowan lithics”). Новые находки происходят из пачки Ломикви (Lomekwi 3, LOM3), которая хронологически (стратиграфически) находится ниже пачки Локалелей. Слои Ломикви сложены речными наносами, они формировались 3,44–2,53 млн лет назад. В одном из выходов этой пачки, найденном случайно в 2011 году, антропологи обнаружили богатую россыпь каменных орудий. Это местонахождение датируется 3,3 млн лет. Столь древних орудий ученые еще не знали. Кроме того, их возраст настораживает: ведь человек умелый появился существенно позже — около 2,6 млн лет назад.

Так как в оценке возраста местонахождения никто не сомневается, то антропологи спрашивают: а действительно ли найденные камни — это орудия, сделанные человеческой рукой? Среди каменного материала нашлись нуклеусы, каменные гальки с двусторонней оббивкой, каменные сколы, отщепы и наковальни. Как сообщает в Science обозреватель Майкл Болтер (см.: World’s oldest stone tools discovered in Kenya), всего найдено около 150 каменных артефактов, большая часть из них (130) собраны на поверхности (то есть их датировки не так надежны), а 20 извлечены из самого слоя (датировки точны). Два образца из этих 20 представляют собой нуклеус и скол, подходящий к нему совершенно точно, как кусочек паззла. Эти два камня не оставляют сомнений в том, что найденные орудия сделаны человеческой рукой. Еще один камень со следами обработки исключительно велик: он весит 15 кг. Трудно представить, как мог использоваться столь тяжелый инструмент. Над этим археологам еще предстоит поломать голову. Но в любом случае от такого количества находок просто так не отмахнешься, так что первые следы орудийного производства теперь удревнились на 700 000 лет.

Новые находки заставляют по-новому решать вопрос о становлении орудийной деятельности людей. Прежде мало кто сомневался, что первые орудия были сделаны рукой человека умелого. Представлялось, что они примитивны и являются базовой орудийной технологией. Но постепенно накапливаются факты, что и до человека умелого гоминиды изготавливали и использовали каменные орудия. Так, в местонахождении озера Дикика возрастом 3,2–3,42 млн лет на костях животных археологи заметили царапины, которые могли быть оставлены каменными орудиями (см.: S. McPherron et al., 2010. Evidence for stone-tool-assisted consumption of animal tissues before 3.39 million years ago at Dikika, Ethiopia). Этими орудиями, судя по синхронным остаткам из этих мест, могли пользоваться австралопитеки. Напомним, что руки австралопитеков уже были приспособлены к тонким технологическим приемам (см. новость Рукопожатие австралопитека было вполне человеческим, «Элементы», 26.01.2015).

В дискуссиях относительно столь древних следов орудийной деятельности предпочтения отдавались версиям о естественном происхождении царапин, или, например, это могли быть следы крокодильих зубов. Но сейчас представлены новые доказательства орудийного происхождения этих царапин. Орудия из Ломикви 3 могли быть изготовлены австралопитеками или кениантропами (см. также Kenyanthropus). Кениантроп был описан именно из окрестностей озера Туркана, как раз там, где сделаны новые находки орудий. Древние мастера из Ломикви 3 обитали, скорее всего, в лесистой местности, поэтому ученым предстоит также обдумать, как становление орудийной деятельности связано с переходом к жизни в саваннах. Прежде считалось, что эти события связаны напрямую, теперь приходится в этом сомневаться и, вероятно, подправлять сценарий истории предков человека.

    ru.science.wikia.com

    Первые орудия труда древнего человека

    Первая культурная революция

    «Они научились использовать свои умственные и манипулятивныеспособности, то есть тот культурный потенциал, которым обладают даже человекообразные обезьяны. И они использовали этот потенциал столь эффективно, что само их существование стало зависеть от него».

    Ф. Тобайас. «Австралопитек, человек умелый и орудийная деятельность».

    Итак, около 2,5 млн. лет назад совпадение различных, не зависевших от воли гоминид, обстоятельств, заставило их, наконец, всерьез «взяться за ум». Начиная с этого времени, нашим предкам приходилось «в поте лица» добывать себе средства к существованию, изобретая новые способы выживания и дополняя органы, данные им природой, искусственно создаваемыми органами. Если и было в человеческой истории изгнание из Эдема, то состоялось оно именно в этот период, в самом конце плиоцена, когда былая гармония естественного бытия оказалась разрушенной и у маленького, беззащитного двуногого монстра не осталось иного выхода, кроме как начать творить себе новую среду существования, среду, которую его далекие потомки назовут «культурой».

    Культура – это особая сфера окружающей нас реальности, в известном отношении противостоящая природе, отличающаяся от нее искусственным происхождением. Существование этой сферы возможно лишь при условии существования сознания, она – его производное. Иногда философы и определяют ее как «растождествленное сознание»,1 и это, несмотря на краткость, очень глубокое, практически, исчерпывающее определение. Но как же в таком случае определить само сознание. Иногда этим понятием, вкладывая в него максимально широкий смысл, обозначают способность к внегенетическому усвоению информации, то есть, проще говоря, способность к накоплению индивидуального опыта посредством научения. Однако, это условие хоть и необходимое, но еще не достаточное, поскольку, скажем, условный рефлекс – тоже результат научения, внегенетического усвоения информации, но вряд ли кто-то станет выделение желудочного сока у подопытного животного в ответ на привычный раздражитель считать проявлением сознания. Поэтому в наше определение нужно ввести еще один критерий. Этот критерий – избирательность. Сознание предполагает не только внегенетическое, но и не механическое, т.е. активное, избирательное усвоение информации, а также ее хранение и передачу. Исходя из такого его понимания, тезис, что культура – производное сознания (растождествленное сознание), можно расшифровать следующим образом: культура – это все формы поведения, основанные на внегенетически и притом избирательно (не механически) усваиваемой, хранимой и передаваемой информации, а также их результаты (вещественные и идеальные).

    Древнейшие следы культуры, известные сейчас археологам, имеют возраст порядка 2,5-2,6 млн. лет. Именно такие даты были получены с помощью калий-аргонового метода для каменных орудий с ряда местонахождений в районе Када Гона на севере Эфиопии, а точнее, для базальтов и туфов, подстилающих и перекрывающих геологические слои, в которых были найдены эти вещи. Вопреки мнению некоторых не слишком сведущих в археологии, но, тем не менее, берущихся о ней писать авторов, которые утверждают, что камни, принимаемые учеными за древние орудия, – это не более чем обычные «булыжники»2, отличить первые от вторых, как правило, совсем не трудно. Искусственная обработка камня с помощью другого камня, даже очень грубая, дает ряд признаков, которые в совокупности крайне редко встречаются на естественным образом расколовшихся или оббитых предметах. Если же сомнения относительно происхождения каких-то вещей все-таки возникают, на помощь приходит археологический контекст, в котором они были обнаружены. Ведь находят их, как правило, вместе с другими орудиями, среди разбитых костей животных и иных следов деятельности человека, причем часто бывает так, что ближайшие выходы соответствующих пород камня отстоят на много километров от места находки, что свидетельствует о транспортировке необходимого сырья. Случается, конечно, что за орудия принимают или пытаются выдать единичные вещи, найденные где-нибудь на обочине дороги или в промышленном карьере, и отчасти напоминающие те или иные древние изделия, но подобные «открытия», как правило, не получают признания в профессиональной среде, а если и получают, то ненадолго.

    Начальный период развития культуры получил в археологической литературе название олдувайской эпохи. Этот термин происходит от наименования ущелья Олдувай в Танзании, где английский археолог Л. Лики в конце 50-х - начале 60-х годов впервые обнаружил каменные орудия, облик и возраст которых заставили дополнить археологическую периодизацию истории человечества новой стадией, более древней, чем все дотоле известные. После находок Лики другими исследователями был сделан еще целый ряд открытий, которые подтвердили большую древность олдувайских орудий. На таких местонахождениях как Омо-Шунгура (Эфиопия), Локалелей и Канжера (Кения), а также в уже упомянутой Када-Гоне, их возраст превышает два миллиона лет, в большинстве других случаев он составляет от 2 до 1,6 млн. лет или чуть меньше.

    Наиболее известными памятниками олдувайской эпохи, давшими особенно богатый и ценный материал для ее изучения, являются, помимо самого Олдувая, местонахождения Кооби Фора (Кения), Чесованья (Кения), Мелка Кунтуре (Эфиопия) и некоторые другие. Все они сконцентрированы в Восточной Африке, но отдельные находки, весьма близкие по своему характеру и возрасту к олдувайским, известны также на юге и на севере этого континента, и в более или менее тесно соседствующих с Африкой районах Азии, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Таким образом, можно думать, что уже в середине или конце олдувайской эпохи началось постепенное распространение культуры и ее носителей за пределы исходного (восточноафриканского) ареала. В Южной Африке самые ранние ее следы, обнаруженные к настоящему времени, имеют возраст порядка 2 млн. лет (пещеры Сварткранс и Штеркфонтейн), на Ближнем Востоке 1,4 млн. лет (местонахождение Убейдия в Израиле), на Кавказе около 1,5 млн. лет (Дманиси в Грузии).

    Вопрос о том, к какому роду и виду принадлежали гоминиды, оставившие самые древние олдувайские памятники, были ли это поздние австралопитеки, или их современники из числа ранних представителей рода Homo, пока не решен. Теоретически вполне допустимо, что культурная революция изначально захватила сразу несколько разных видов, оказавшихся в сходных условиях и избравших один и тот же путь для решения одних и тех же проблем. Правда, достоверных свидетельств орудийной деятельности австралопитеков до сих пор не обнаружено, и, похоже, что габилисы («человек умелый») преуспели в этом отношении гораздо больше. Во всяком случае, именно их скелеты были обнаружены на главных олдувайских местонахождениях (Олдувай, Кооби-Фора). Впрочем, не будем все же забывать и о том, что возраст самых древних каменных орудий несколько превышает возраст древнейших из известных сейчас костных останков человека умелого, а строение кисти многих австралопитеков (в том числе и массивных) свидетельствует об их способности к тонким, требующим точности движений манипуляциям с самыми разными предметами.

    Как уже, без сомнения, понял читатель, основным, а подчас и единственным источником информации о первых стадиях развития культуры являются изделия из камня. Камень долговечен, он прекрасно сохраняется в ископаемом состоянии, и потому неудивительно, что основную массу археологических находок, относящихся к ранним стадиям развития культуры, составляют именно каменные изделия. На протяжении миллионов лет они занимали центральное место в системах жизнеобеспечения наших предков, играя в них примерно такую же роль, какую в современной экономике играет тяжелая промышленность.

    Для олдувайской эпохи характерны грубо обработанные предметы, среди которых, как правило, трудно выделить четкие, устойчивые типы. Наиболее легко различимы три группы вещей: 1) намеренно оббитые гальки, желваки, и другие отдельности породы 2) сколы, снятые с них, и 3) отбойники, т.е. камни, посредством которых производилось скалывание (о чем свидетельствуют многочисленные видимые невооруженным глазом следы употребления: забитости, выщербины и т.д.). Оббитые гальки и желваки в зависимости от их формы и намерений древнего мастера могли служить либо в качестве орудий, которыми рубили, резали, раскалывали и т.д., либо как источник для получения сколов, т.е. как нуклеусы. Во многих случаях, видимо, одна и та же вещь выполняла поочередно обе эти функции. Сначала желвак, галька или просто кусок камня использовался как нуклеус, от которого ударами отбойника отделяли сколы с целью последующего применения их в разных трудовых операциях, а затем, после небольшой дополнительной обработки или даже без нее, этот же нуклеус мог быть употреблен, как рубящее или раскалывающее орудие, а также как отбойник.

    Рис. 6.1. Чоппер – орудие, характерное для олдувайской эпохи.

    Рис. 6.1. Чоппер – орудие, характерное для олдувайской эпохи.

    Чоппер - наиболее характерное для олдувайской эпохи каменное изделие. Он имеет один приостренный конец или край, созданный односторонней либо двухсторонней оббивкой, в то время как остальная поверхность остается необработанной и сохраняет первичную корку (рис. 6.1). Чопперы, также как и другие древнейшие каменные изделия, часто изготавливались из галек, почему культуру олдувая называют иногда «галечной культурой». Функции этих орудий могли быть самыми разными: ими, видимо, рубили ветви, расчленяли туши животных, разбивали кости и т.п. Полиэдры и сфероиды – бессистемно оббитые предметы подокруглой формы, особенно многочисленные на памятниках конца олдувайской эпохи – также могли служить для различных целей, хотя наиболее вероятно, как показывают экспериментальные исследования, что в основном они использовались как отбойники. Не последнюю роль играли в олдувайском орудийном наборе и простые отщепы, применявшиеся для свежевания туш, резания мяса, обработки дерева. Отдельные отщепы имеют следы дополнительной обработки края мелкой оббивкой – такую обработку археологи называют ретушью. На разных олдувайских памятниках представлены изделия из разных пород камня, но чаще всего в качестве сырья использовались куски лавы и кварцевые гальки.

    Анализ олдувайских артефактов (так называются все искусственно созданные предметы) показывает, что изготовлявшие их гоминиды уже знали об основных закономерностях раскалывания имевшихся в их распоряжении пород камня. Делая свои орудия, они учитывали и умело использовали свойства обрабатываемого сырья. Выбор сырья также проводился вполне осознанно, о чем свидетельствует уже хотя бы то обстоятельство, что порой разные его виды служили для разных целей. Так, древнейшие обитатели Олдувайского ущелья использовали лаву в основном для изготовления крупных рубящих орудий (чопперов и др.), тогда как кварцевые и кремнистые гальки и куски были для них, прежде всего, источником для получения небольших отщепов. На ряде памятников зафиксировано использование таких пород камня, которые не встречаются в их окрестностях, что свидетельствует о намеренной транспортировке сырья, иногда на десятки километров. В то же время, сколько-нибудь серьезных оснований говорить о том, что уровень «технологической компетентности», фиксируемый для начала олдувайской эпохи, еще более повысился на ее последующих этапах, нет: даже самые поздние олдувайские каменные орудия практически не отличаются от наиболее ранних. Правда, долгое время было принято выделять так называемый «развитой олдувай», характеризующийся якобы более разнообразными и технически совершенными  изделиями, но последние детальные исследования этого вопроса показывают, что правильнее считать всю рассматриваемую эпоху эпохой технологического застоя, когда способы обработки камня и формы орудий почти не менялись в течение примерно миллиона лет. При этом, конечно, не следует забывать о том, что каменные изделия, на анализе которых археологи строят в данном случае свои умозаключения – это лишь верхушка айсберга, тогда как многие стороны культуры и поведения олдувайских гоминид, не отразившиеся в долговечных материальных следах, остаются и навсегда останутся для нас тайной за семью печатями.

    В олдувайское время в качестве орудий применялись не только каменные изделия, но и кости животных. Южноафриканский антрополог Р.Дарт  считал, что австралопитеки (которых, кстати, впервые открыл и описал именно он)  широко пользовались ими еще до начала обработки камня. В связи с этим им даже был предложен специальный термин «остеодонтокератическая» (т.е. костнозубороговая) культура. Правда, анализ материалов из пещеры Макапансгат (Южная Африка), на которых основывалась гипотеза Дарта, показал, что их вряд ли можно рассматривать как результат деятельности гоминид, поскольку вместо следов обработки или использования они несут лишь разного рода естественные повреждения, но, хотя существование особой «костнозубороговой» культуры не подтвердилось, отдельные костяные орудия на олдувайских памятниках все же встречаются (Сварткранс, Штеркфонтейн, Олдувай). Они не имеют явных признаков намеренной обработки, и лишь выявляемые при сильном увеличении под микроскопом следы износа свидетельствуют о том, что эти предметы служили для копания (в частности, для извлечения термитов, использовавшихся в пищу, из их подземных жилищ) и, возможно, для некоторых других функций. Их возраст составляет от 2 до 1,5 млн. лет, но вполне возможно, что будут обнаружены еще более древние предметы такого рода. Деревянные изделия в этот и предшествующий период, наверняка, тоже использовались, но сохраниться до наших дней они, разумеется, не могли, и об их формах и функциях можно лишь догадываться. Вероятно, среди них были копательные инструменты и орудия, подобные тем, что используют сейчас шимпанзе для ловли муравьев.

    Каменные и костяные артефакты олдувайской эпохи удается обнаружить благодаря тому, что гоминиды, пользовавшиеся ими, достаточно длительное время проводили – постоянно или с перерывами – в одних и тех же местах, где в итоге накапливались разнообразные и, главное, археологически уловимые следы их жизнедеятельности. Помимо артефактов, эти следы включают многочисленные кости животных, на которых иногда удается выделить царапины и порезы, оставленные каменными орудиями в процессе разделки. Кроме того, в местах подобных скоплений находок нередко встречаются камни, не имеющие следов обработки, но, тем не менее, явно принесенные туда гоминидами (о чем говорит отсутствие других таких же камней в данной местности) – это так называемые манупорты. Многие археологи считают возможным рассматривать такие скопления находок как свидетельство существования относительно постоянных, фиксированных в пространстве центров хозяйственной и социальной деятельности, служивших одновременно и местом изготовления и хранения орудий, и площадкой для расчленения приносимых туда туш животных, и «столовой», и убежищем для ночлега. Согласно другой точке зрения, перечисленные виды жизнедеятельности в рассматриваемый период времени еще не были соединены в пространстве и осуществлялись в разных местах, а олдувайские памятники представляют собой либо места гибели животных, куда гоминиды приносили орудия, позволявшие ускорить разделку падали и избежать, таким образом, прямой конфронтации с конкурентами (хищниками и падальщиками), либо «склады», где хранили запасы орудий и куда доставляли мясную добычу для обработки (такие склады известны у шимпанзе, с той лишь разницей, что хранимые на них орудия используются для обработки не животной, а растительной пищи, т.е. для раскалывания орехов).

    Располагались олдувайские стоянки, как правило, на берегах ручьев и озер, иногда при впадении ручьев в озера, в местах, где имелось достаточное количество деревьев, использовавшихся, по-видимому, в качестве убежища при возникновении опасности, а также, возможно, и для ночлега. Известно, что гориллы и шимпанзе часто устраивают себе на ночь своего рода гнезда, располагая их иногда на ветвях, а иногда на земле. Не исключено, что подобная практика сохранялась и у гоминид олдувайской эпохи. Достоверных следов жилищ или каких-либо иных искусственных сооружений на памятниках этой эпохи не обнаружено. Это не доказывает, конечно, что таких сооружений там и в самом деле не было, - как говорят англичане, отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия, - но все же их существование кажется маловероятным. Использование огня также сомнительно, во всяком случае, убедительных доказательств такового пока нет. Правда, на некоторых поздних олдувайских местонахождениях были найдены явно обожженные каменные орудия, но это вполне можно объяснить естественными пожарами, горевшими там уже после того, как стоянки были оставлены их обитателями.

    Хотя имеющиеся археологические материалы и не позволяют детально реконструировать образ жизни гоминид олдувайской эпохи, они не оставляют сомнений в том, что он заметно отличался от образа жизни даже самых «продвинутых» человекообразных обезьян. В принципе, возможно, что сами по себе интеллектуальные способности поздних австралопитеков и даже ранних Homo еще не очень сильно отличались от способностей, например, шимпанзе, но использовались они несравненно интенсивней. Тысячи каменных орудий, кости животных с царапинами и порезами, оставленными этими орудиями, дальняя транспортировка сырья, – все это свидетельствует о том, что процесс «втягивания» в культуру если и не приобрел еще необратимый характер, то, во всяком случае, зашел довольно далеко. По сравнению с предшествующим периодом мир предков человека стал намного сложнее, и, чтобы выжить в нем, нужно было больше знать, больше помнить, больше и быстрее думать. Не удивительно, что в олдувайское время происходит заметный скачок в развитии мозга гоминид (гомо габилис), и даже, как мы еще увидим, появляются некоторые данные, позволяющие допустить возможность существования в это время зачатков языка.

    1 Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб: «Алетейя», 1997, с. 52.

    2 Свежий и довольно забавный образчик воинствующего дилетантизма такого рода дает книга И. Стогова «Челюсть Адама» (М., СПб.: «Эксмо», «Домино», 2003).

    antropogenez.ru

    Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность

    К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

    После обоснования теории о животном происхождении человека многие ученые высказывали предположение о существовании первобытных обезьянолюдей и даже пытались представить себе их морфологический облик.

    Эти предположения получили конкретное подтверждение в 1890—1891 гг., когда ископаемые остатки такого существа действительно были открыты в раннеплейстоценовых отложениях р. Соло на о-ве Ява. Были найдены черепная крышка и длинные кости нижних конечностей, на основании изучения которых было сделано заключение о том, что существо передвигалось в выпрямленном положении, почему и получило наименование Pithecanthropus erectus, или «обезьяночеловек прямоходящий» Сразу же после открытия остатков питекантропа вокруг него возникла оживленная полемика. Высказывались взгляды о том, что черепная коробка принадлежала огромному гиббону, современному микроцефалу, просто современному человеку, и приобрела свои характерные особенности под влиянием посмертной деформации и т. д. Но все эти предположения не получили подтверждения при тщательном сравнительно-морфологическом исследовании. Наоборот, оно неопровержимо показало, что своеобразие находки не может быть объяснено за счет патологии. Кроме того, с 30-х годов нашего столетия на о-ве Ява были найдены остатки еще семи питекантропов. Таким образом, в реальном существовании питекантропов не приходится сомневаться.

    [adsense]

    Будучи существом прямоходящим, питекантроп, по-видимому, отличался от современного человека менее устойчивой походкой. Но в общем различия его с современным человеком в этой особенности меньше, чем в строении черепной коробки. Можно сказать, что выработка прямохождения и освобождение передних конечностей для трудовой деятельности уже заканчивались на этой стадии, тогда как развитие мозга еще запаздывало по сравнению с ними. Это и понятно — на первых этапах развития трудовой деятельности, когда она состояла из примитивных трудовых актов, выработанное прямохождение и свободная рука, способная производить простейшие трудовые операции, были более важными и нужными приобретениями, чем развитый мозг. Мозг питекантропа имел объем в 900 см3, а череп характеризовался примитивной структурой и сохранением многих обезьяньих признаков, в частности малой высотой черепной коробки и сильно развитым надбровным валиком.

    Ученые спорят о том, изготовлял ли питекантроп орудия. Прямых доказательств того, что он умел это делать, нет, так как с ним не найдено никаких остатков каменной индустрии. Однако костные остатки всех четырех особей обнаружены в переотложенном состоянии, исключающем нахождение орудий. С другой стороны, на о-ве Ява в тех же слоях и с той же фауной, что и находки питекантропа, сделаны находки архаичных каменных орудий. Есть все основания думать, что эти орудия оставлены питекантропами. Таким образом, с питекантропом мы получаем первые доказательства сознательного изготовления орудий и вступаем в область истории.

    Другая замечательная находка остатков человека раннеплейстоценовой эпохи была сделана в 1954—1955 гг. в Северной Африке.

    К сожалению, она еще более фрагментарна, чем находки на о-ве Ява. Были обнаружены лишь нижние челюсти неполной сохранности, принадлежащие трем индивидуумам, получившим наименование Atlanthropus mauritaniens. Однако они залегали в непереотложениом состоянии и вместе с орудиями, что значительно повышает ценность находки.

    Ясно, что мы лишены возможности составить суждение о локомоции атлантропа. Косвенные данные, такие, как обнаруженныевместе с ним орудия труда, говорят о том, что он был существом прямоходящим. Найденные челюсти характеризуются примитивным строением — массивностью, полным отсутствием подбородочного выступа, крупными зубами. По аналогии с фрагментами челюстей и зубами питекантропа можно сказать, что атлантроп стоял приблизительно на том же уровне морфологического развития, что и яванская находка. К той же геологической эпохе относится нижняя челюсть, обнаруженная в 1949 г. в Южной Африке в слоях вместе с австралопитековыми обезьянами. Морфологические особенности челюсти и зубов позволяют включить ее в семейство гоминид. Подробное сравнение ее с питекантропом и атлантропом и выявление различий между ними невозможны из-за фрагментарности находки. Найденные с атлантропом каменные орудия характеризуются крупными размерами, грубостью обработки и неустойчивостью форм.

    Здесь уместно рассмотреть вопрос о путях эволюции орудий труда у древнейших гоминид в целом. В настоящее время известно большое количество находок орудий раннего плейстоцена на различных материках Старого Света. Выше уже говорилось, что есть довольно значительное количество камней со следами бессистемной обработки, которые, по мнению некоторых ученых, служили орудиями древнейших гоминид. Эти камни получили название эолитов.

    Изготовление орудий труда из гальки

    Изготовление орудий труда из гальки

    Еще в прошлом веке возник спор об эолитах. Было замечено, что кремневые сколы с острыми краями могут получаться в результате действия на камень быстротекущей воды, ударяющей камни друг о друга и о твердое дно потока. Невозможно отличить такие созданные природой эолиты от эолитов, сделанных человекообразными существами, и, следовательно, невозможно доказать, что последние делали каменные орудия, намеренно раскалывая кремневые желваки и булыжники с целью получения режущего лезвия или острия. Однако логически следует предположить, что имеющим правильную и устойчивую форму каменным орудиям предшествовали именно такие грубые бесформенные изделия, которыми пользовались в течение нескольких сотен тысячелетий на заре человеческой истории.

    Древнейшими целесообразно оформленными каменными орудиями были гальки, оббитые несколькими грубыми сколами на одном конце, и отщепы, отколотые от таких галек. Археологическая культура, представленная такими орудиями, получила название культуры оббитых галек; она относится к дошелльской эпохе. Такие орудия найдены в Европе (в Венгрии и во Франции), в Индии, Бирме, Малайзии, на о-ве Ява, в Китае, в разных областях Африканского материка, на Ближнем Востоке.

    Выдающийся интерес представляет нижнепалеолитическое местонахождение Улалинка, исследозанное А. П, Окладниковым в пределах современного города Горноалтайска. На основании геологических наблюдений и определений абсолютного: возраста можно думать, что нижняя толща отложений, в которых обнаружены орудия, имеет возраст немногим менее 1 млн. лет. Таким образом, это одна из древнейших стоянок Азиатского материка и бесспорно древнейшая стоянка на территории Сибири. Орудия крайне архаичны по форме, что подтверждает глубокую древность стоянки, и напоминают грубые чопперы, широко известные из более южных областей Азии.

    Шелльские обсидиановые рубила из Сатани-дар. Армянская ССР

    Шелльские обсидиановые рубила из Сатани-дар. Армянская ССР

    Следующая археологическая культура эпохи палеолита названа шелльской (по городу Шелль во Франции, на окраине которого были впервые обнаружены характерные для этой культуры каменные орудия), или аббевилльской (по французскому же городу Аббевилль, где были сделаны находки наиболее типичных орудий). Так называемое ручное рубило — единственная четко выраженная форма крупных орудий того времени — было универсальным по своему назначению. Шелльские орудия были изготовлены оббивной техникой. Естественному куску кремня придавалась нужная форма путем нанесения последовательных ударов другим камнем (отбойником). Рубила представляют собой большие массивные (длиной 10—20 см) орудия миндалевидной, овальной или копьевидной формы с острым рабочим концом и с пяткой на верхнем широком конце, служащей для упора ладони во время работы. Наряду с рубилами употреблялись отщепы — бесформенные осколки кремня, оббивкой края превращенные в режущее орудие.

    На многих стоянках Европы выделяется вариант культуры древнего палеолита, развивающийся одновременно и параллельно с шелльской культурой, но продолжавший существовать и позже. Это клэктон, названный по местонахождению, у города Клэктон-он-Си в Англии. В стоянках культуры клэктон нет ручных рубил. Клэктонская техника отличается от шелльской расщеплением кремня и изготовлением орудий из отщепов.

    Все шелльские местонахождения имеют вторичное происхождение, иными словами, шелльские орудия обычно залегают в переотложенном состоянии, что очень мешает более точно определить их геологическую древность, относительный возраст отдельных находок и т. д. Затрудняет это и выявление местных различий. Все же некоторые наблюдения дают возможность сделать вывод о своеобразии развития каменной индустрии в эпоху раннего плейстоцена на разных материках. Так, в Европе, по-видимому, можно отметить значительное преобладание ручных рубил, тогда как в Юго-Восточной Азии ручные рубила вообще изготовлялись в меньшем количестве. Своеобразными чертами отличается и древнейшая нижнепалеолитическая индустрия Южной Африки. Таким образом, человеческое общество, начиная с самых ранних этапов своего развития, использовало разные пути в достижении технического прогресса.

    Человек шелльского времени жил небольшими группами и бродил по берегам рек, озер и в глубине субтропического леса. Основными источниками существования, вероятно, были охота на животных и собирание дикорастущих съедобных растений, а также насекомых и ящериц.

    [adsense]

    Важнейшие для понимания эволюции морфологического типа древнейших гоминид открытия были сделаны, начиная с 1927 г., в Северном Китае, недалеко от Пекина в пещере Чжоукоудянь. Раскопки обнаруженного там лагеря древнейших охотников доставили огромный археологический материал и костные остатки более чем 40 индивидуумов — мужчин, женщин и детей. Как по развитию культуры, так и по своему морфологическому облику эти люди оказались несколько более продвинувшимися на пути приближения к современному человеку, чем питекантропы. Они относятся к более поздней эпохе, чем питекантропы, — к среднему плейстоцену — и были выделены в самостоятельный род и вид Sinanthropus pekinensis— пекинский обезьяно-человек. Сохранность костного материала дала возможность почти полностью исследовать строение скелета синантропа и тем восполнить пробелы в наших знаниях, обусловленные фрагментарностью находок питекантропа.

    Череп синантропа (вверху) в сравнении с реконструкцией черепа питекантропа яванского (внизу)

    Череп синантропа (вверху) в сравнении с реконструкцией черепа питекантропа яванского (внизу)

    Синантроп, как и питекантроп, был существом среднего роста и плотного телосложения. Объем мозга превышал объем мозга питекантропа и колебался у разных индивидуумов от 900 до 1200 см3, составляя в среднем 1050 см3. Тем не менее в строении черепа еще наблюдалось много примитивных признаков, сближающих синантропа с человекообразными обезьянами: малая высота черепной коробки, резко выраженный надбровный валик, отсутствие подбородочного выступа, величина и строение зубов. На внутренней полости черепной коробки синантропа отмечено вздутие в задней части височной доли и в пограничной височно-теменно-затылочной области. Разрастание этих областей дает возможность судить о строении мозга и может быть истолковано как свидетельство в пользу наличия у синантропа членораздельной речи.

    [adsense]

    Косвенным аргументом в защиту этого заключения может служить сравнительно высокий уровень трудовой деятельности синантропов. Орудия разнообразны, хотя и не имеют устойчивой формы, как, скажем, однотипный инвентарь шелльских местонахождений. Рубил мало, и они также не отличаются типологическим единообразием. Синантроп уже убивал таких крупных животных, как олени, газели, дикие лошади и даже носороги. Он имел постоянные места обитания в пещерах. Раскопки доставили бесспорное доказательство широкого использования синантропом огня — слой золы в пещере достигает нескольких метров.

    Синантропы. Реконструкция Р. Каррингтона

    Синантропы. Реконструкция Р. Каррингтона

    Огонь сыграл огромную роль в жизни первобытного человека. Использование его означало овладение чрезвычайно мощной силой природы, во много раз расширявшей человеческие возможности. Огонь давал тепло, использовался для приготовления пищи, многие виды которой после такой обработки значительно лучше усваивались организмом, широко применялся при загонной охоте, для отпугивания хищников, для обжигания рабочих частей деревянных орудий и т. п. Разумеется, первобытный человек научился добывать огонь не сразу. Скорее всего его сначала подбирали на лесных пожарищах, приносили в пещеру и там постоянно поддерживали. Во время длительных перекочевок тлеющие головни переносили с места на место, подобно тому как это и сейчас делают некоторые отставшие в своем развитии племена. Искусственное добывание огня, вероятно, было связано с простейшими операциями по выделке орудий. При оббивании одного камня другим, например кремня и пирита, летели искры, от которых могли воспламениться сухой мох, трава или листья. При изготовлении деревянных орудий дерево могло самовозгораться от трения. Именно эти способы добывания огня — высекание и трение — широко распространены в наиболее отсталых известных этнографии обществах.

    Следующий за шелльским этапом в развитии каменной индустрии нижнего палеолита получил название ашельского, по месту первой находки во Франции (Сент-Ашель, предместье города Амьена). Большинство находок так же, как и в шелльское время, происходит из переотложенных слоев. Но от ашельского периода сохранились и пещеры, не затронутые тектоникой земной коры. В общем ашельский период в истории каменной техники может быть отнесен к среднему плейстоцену и, следовательно, синхронизирован со временем существования синантропа, но, по-видимому, доживает и до позднего плейстоцена. Во всяком случае, поздняя ашельская индустрия в нескольких случаях обнаружена вместе с костными остатками человека неандертальского типа. Таким образом, ашельский этап охватывает обширный период времени, не уступающий по всей вероятности длительности шелльского этапа, что свидетельствует о медленном темпе изменений в уровне трудовой деятельности и застойности традиционных способов в обработке камня на ранних этапах истории первобытного общества. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что типологически ашельский инвентарь не очень значительно отличается от шелльского. Орудия стали меньше, изящнее, но по-прежнему господствующей формой осталось ручное рубило, получившее более правильную геометрическую форму. Ашельская эпоха характеризуется не только изменением форм орудий, но и усовершенствованием способа обработки. После грубой оббивки, на которой заканчивается процесс изготовления шелльских рубил, камень подвергался многочисленным мелким, легким и частым ударам, сглаживающим поверхность рабочей части орудия. Лезвие ашельских рубил было поэтому прямым и острым. Улучшаются формы орудий, полученных от отщепов: остроконечники, скребла и так называемые сверла.

    Шелльские и ашельские орудия из Северной Франции

    Шелльские и ашельские орудия из Северной Франции

    Сказанное справедливо лишь по отношению к Европе. Выше говорилось, что синантропы мало использовали орудия, имеющие форму ручных рубил; последних в их инвентаре почти нет. В Африке преимущественное изготовление ручных рубил в эту эпоху ограничивалось лишь северными областями. В южных районах преобладали своеобразные формы каменных орудий, отличавшиеся как от европейских, так и от азиатских. К позднему этапу ашельской культуры относятся орудия типа леваллуа (названы по находкам в Леваллуа-Перре под Парижем). Это главным образом крупные кремневые пластины, изготовленные путем скалывания с предварительно подготовленного тщательной обработкой ядрища. Итак, локальные различия в обработке камня продолжают существовать и в ашельскую эпоху, а может быть, даже и усиливаются по сравнению с шелльским этапом.

    Ручное рубило и другие орудия ашельской эпохи применялись для разных целей: выкапывания съедобных кореньев, разделки туш убитых зверей и т. п. Но ими нельзя было убить крупного зверя; держа такое орудие в руке, нельзя было даже приблизиться к зверю. Охота, за редкими исключениями, была загонной. Однако есть основание полагать, что уже в ашельское время употреблялись деревянные копья, или рогатины. Пока найдено только три таких копья на ашельских памятниках, но дерево в земле очень редко сохраняется на протяжении сотен тысяч лет. Вероятно, деревянные орудия использовались человеком с самого начала его трудовой деятельности, но они до нас не дошли. Интересно отметить, что пигмеи Камеруна в охоте на слонов используют копья, подобные найденным на ашельских памятниках. Долгое время считали, что единственным убежищем человека в эпоху нижнего палеолита были пещеры. Недавно на раннеашельском поселении Терра Амата (близ Ниццы) были найдены остатки овальных хижин от 8 до 15 м длиной и от 4 до 6 м шириной. Хижины были сделаны из ветвей, опиравшихся на центральный столб. Очаги, находившиеся в центре жилищ, были выстланы тонкими плитками камня и защищены маленькой стенкой от ветров, обычно дующих здесь с северо-востока.

    С ранними периодами ашельского этапа, по-видимому, может быть синхронизирована нижняя челюсть, найденная в 1907 г. в Германии близ Гейдельберга. Большие размеры и массивность челюсти говорят о том, что она принадлежала очень сильному субъекту. Зубы очень крупные, но имеют много человеческих признаков. Сочетание прогрессивных и примитивных признаков позволяет говорить о том, что по уровню своего морфологического развития гейдельбергский человек, по-видимому, занимал место где-то поблизости с синантропом. Каких-либо археологических находок, которые могли бы восполнить фрагментарность костных остатков и помочь в решении вопроса об уровне сопровождающей их культуры, сделано не было.

    Очень древнюю датировку имеют, вероятно, еще две находки. Одна из них была сделана в 1965 г. на стоянке Бертешселлеш в Венгрии. Это затылочная кость взрослого индивидуума, абсолютная дата которой приближается к 3,5 млн, лет назад. Некоторые исследователи оценивают морфологические особенности кости как очень примитивные и предполагают, что она оставлена питекантропом. При незначительности сохранившегося фрагмента трудно решить вопрос определенно, но восстановленный по затылочной кости объем мозга превышает 1400 см3, что ближе к неандертальским величинам. Возможно, кость принадлежала очень древнему неандертальцу или какой-то переходной форме от питекантропов и синантропов к неандертальцам.

    Вторая находка сделана в 1972—1975 гг. на стоянке Бильцингслебен в Тюрингии, на территории ГДР. Ее абсолютный возраст также 3—3,5 млн. лет назад. Найденные с ней орудия и фауна также свидетельствуют о ее раннем возрасте. Обнаружены были фрагменты лобной и затылочной костей. Надглазничный рельеф характеризуется исключительной мощностью, и поэтому можно думать, что мы имеем в данном случае дело с исключительно ранним типом гоминид, возможно, с европейским питекантропом.

    [adsense]

    Обезьяноподобные люди — питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и другие — жили в теплых климатических условиях в окружении теплолюбивых животных и не расселялись далеко за пределы области своего первоначального появления; судя по ископаемым находкам, заселены были большая часть Африки, юг Европы и юг Азии.

    Перечисленными факторами исчерпываются наши знания о морфологическом типе древнейших представителей человечества. Темп их развития не был равномерным, а нарастание прогрессивных качеств, приближавших их к уровню современных людей, не происходило в строгой последовательности. В ходе эволюции семейства гоминид наблюдались отклонения от этого пути и даже движение вспять. Это обстоятельство следует постоянно учитывать при изучении истории первобытного общества.

    К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

    В этот день:
    • Открытия
    • 1951 В Новгороде экспедиция под руководством А. В. Арциховского нашла первую берестяную грамоту.
    • 1951 В Новгороде обнаружена первая берестяная грамота.
    Свежие записи

    arheologija.ru