Месопотамия древняя экономика. 2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономика государств Месопотамии. Месопотамия древняя экономика


Экономика государств Месопотамии

 

Характеристика страны и ее народов

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии —- страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

Страна с древнейших времен была заселена шумерскими и семитскими племенами. Шумеры, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей в IV тыс. до н. э., создали государство Шумер.

Семиты, жившие в V тыс. до н. э. в районе северной Африки, постепенно заселили Аравию, Сирийскую степь, а затем Месопотамию, где создали государство Аккад, а позже государство Вавилон. На восточном побережье Средиземного моря ими были созданы древнейшие государства на территории Сирии, Финикии, Палестины. К семитским народам в древности относились египтяне, жители Аккада, Вавилона, Ассирии, амориты, ханаанеи, финикийцы, евреи, арамеи*.

* В настоящее время в число семитских народов входят арабы, евреи, мальтийцы, новосирийцы, народности Аравии и Эфиопии.

 

Еще в глубокой древности ими были одомашнены дикие свиньи, овцы, козы, крупный рогатый скот, ослы. Теплый климат, наличие воды и плодородной почвы способствовали одомашниванию примерно VI—VIII тыс. лет до н. э. ячменя, пшеницы, других культур, развитию сельского хозяйства. Эти племена дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончарном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Месопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производиться глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появившиеся с VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V—ГУ тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Образование государств и развитие экономики

Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства: государство шумеров (Шумер) на юге и государство семитов (Аккад) на севере. Аккадский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-Аккадское царство. Объединение этих государств положительно отразилось на экономике Месопотамии. Это дало возможность регулировать всю речную и оросительную систему Двуречья, что улучшило и транспортную и ирригационную сеть. Введение единой системы мер и веса способствовало улучшению торговли. Рост земледелия, ремесел и торговли и на этой основе укрепление финансов позволяли содержать сильную постоянную армию в 5400 воинов. Это создало возможность не только для укрепления своих границ, но и вести завоевательные войны. Войска Саргона дошли до Средиземного моря на западе и даже в Малую Азию. Таким образом Саргон создал крупное государство, претендовавшее на гегемонию в Передней Азии.

Еще больших размеров достигло Аккадское государство в 2220 г. до н. э. при одном из царей династии Саргона — Нарамсине. При нем были присоединены Элам на востоке, районы Аравии на юге и Верхнего Тигра на севере.

Однако непрерывные войны, которые вели аккадские цари, истощили экономику государства и оно в 2007 г. до н. э. пало под натиском семитских кочевых племен аморитов, вторгшихся с запада, и эламитов, нападавших с востока.

После многолетних войн с эламитами победили амориты и создали в 1897 г. до н. э. Вавилонское царство. Наибольший расцвет Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, который вновь объединил земли Месопотамии и прославился в истории не столько своими завоевательными походами, сколько созданием свода законов — кодекс Хаммурапи. Этот кодекс — важнейший исторический источник для изучения общественного строя и хозяйственной жизни древневосточного государства.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.

Климатические условия растениеводства вызывали необходимость создания системы осушительных и оросительных каналов, координации и объединения усилий людей из разных районов. Это уже было не под силу одной общине. Поэтому одной из причин раннего создания государства была необходимость объединения и координации труда многочисленных общин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины — отдельные ее участки.

Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Цена за раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром (шекель равнялся примерно 8 г серебра). Надо отметить, что рабство в древневосточных государствах было еще неразвитое, во многом домашнее. Кодекс Хаммурапи защищал не только интересы рабовладельца, но и раба: в статье 282 кодекса устанавливалось наказание раба за неповиновение господину, а в статье 117 устанавливалось, что в долговом рабстве человек мог пробыть не более трех лет, после чего его надо было отпускать на свободу.; статья; 116 гласила, что если сын свободного человека, взятый в долговое рабство кредитором, умер в доме кредитора от дурного обращения с ним, то за это смерти мог быть предан сын кредитора.

Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям. Закон царя Эшнунны (примерно XX в. до н. э.) устанавливал норму заработной платы и материальную ответственность батрака за невыполненную работу.

Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике страны, к установлению формы землевладения. Первые цари захватывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадлежащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, военным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформлявшуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты. Обычно арендная плата вносилась натурой, частью урожая. В целях защиты интересов владельца земли в статье 62 кодекса Хаммурапи устанавливалось, что при понижении урожайности из-за плохой обработки земли арендная плата не уменьшалась и ее размер взимался, исходя из средней урожайности в данной местности. Для стимулирования разработки целинной земли арендатору разрешали платить за нее арендную плату на втором году аренды.

Новые формы землевладения свидетельствовали о социальном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев. Классовое расслоение характеризуют такие данные: верховный жрец получал 36 га земли, жрец — 18 га, чиновник — 15 га, мелкий землевладелец — от нескольких сотых до 2 га.

Недостаток пригодных для хозяйства земель, а также борьба за власть приводили уже в древнейшие времена к конфискации земли, когда цари, чтобы укрепить свою политическую власть и экономическую основу, нередко прибегали к секуляризации храмовых хозяйств, забирая их земельные участки для своих нужд или передачи своим чиновникам и военным.

Сельское хозяйство

Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки — рабочим скотом для земледелия.

Земледелию способствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали приложения большого труда в земледелии. Это же дало толчок развитию ирригационного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже — плуга. Приемлемый для растениеводства климат, упорный труд жителей давали хорошие урожаи. Главная зерновая культура — ячмень давала урожай в среднем сам-36, а в хорошие годы урожай превышал сам-100.

Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки для хлеба, но и на производство пива (примерно 40%), технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хаммурапи было установлено, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

Важной отраслью сельского хозяйства было садоводство, виноградарство, овощеводство. Особое внимание уделялось разведению финиковой пальмы, которая даже считалась священным деревом. Финиковая пальма широко разводилась, облагораживалась. Для повышения урожайности уже 4000 лет назад применялось ее искусственное опыление. Государство всемерно поддерживало садоразведение и защищало сады. Кодекс Хаммурапи устанавливал высокий штраф — полмины серебра (252 г серебра) за порубку садового дерева в чужом саду. Большое количество в стране садов, их хорошее состояние стало основой легенды о Месопотамии как о райском саде.

Ремесла и промышленность

Развитие земледелия, ранее создание государства, а с ним и царского двора, войска, чиновничества, городов послужило быстрому выделению из сельского хозяйства ремесла как самостоятельной отрасли.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростниковые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сегодня сокровищами крупнейших музеев мира.

В технологии производства ювелирных изделий применялись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет назад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства проникла и в Европу, однако в Средние века ее секрет был утерян и был открыт вновь лишь в 1933 г.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, упряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства. Ткани производились не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Торговля и финансы

Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная избыточная продукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах — внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов). В результате международной торговли в страну завозились необходимые товары. Из Индии привозили хлопок, яшму, из Ирана — олово, лазурит, обсидиан, из Сирии — кедровое дерево.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функции, а, следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э„ стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра — шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика. В Вавилоне в VI в. до н. э. уже была известна банковская династия «Эгиби и сыновья», в Ниппуре — династия Мурашу. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.

Города. Строительство

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоятельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов, многие из которых возникли уже в IV тыс. до н. э. О большой плотности городского заселения свидетельствует близкое расстояние между городами. Например, крупные города Ларса и Урук находились в 24 км друг от друга. В 3000 г. до н. э. население Урука составляло примерно 50 тыс. человек.

Города стали административными, хозяйственными и культурными центрами. Градостроение послужило основой для развития строительной техники. С древнейших времен для строительства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжигаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты).

Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Он имел высоту примерно 60 м, восемь ярусов спиралью поднимались вверх. На вершине зиккурата был храм, отделанный золотом. Видимо, этот зиккурат стал основой библейской легенды о Вавилонской башне.

 

Одна из реконструкций Вавилонской башни

 

О масштабах строительных работ в Древней Месопотамии можно судить по судоходному и ирригационному каналу, длиной 1600 км, построенному более 4000 тыс. лет назад.

Естественно, возводились не только храмовые сооружения, но и дворцовые, административные и жилые здания. Строили и большие помещения для архивов, поскольку глиняные таблички с информацией занимали очень много места.

При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовленным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отделывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Такими были храм богини Иштар в Аш-шуре, дворцы и храмы в Уре, Вавилоне. Архитектура Месопотамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

Градостроительство достигало внушительных масштабов. Геродот, бывший очевидцем, так описывал Вавилон «... лежит в широкой равнине — громадный город в форме квадрата, стороны которого имеют длину более 22 км, а вписываемый крут — примерно 90 км. Не только размерами, но и красотой он превосходит любой город известного мира». Город был окружен стеной. Ширина стены была таковой, что на ее внутренней и наружной сторонах были размещены однокомнатные здания, между зданиями проходила дорога, на которой могла развернуться колесница, запряженная четверкой лошадей. В тот период в городе проживало примерно 500 тыс. чел. Для сравнения: в период расцвета Рима, т. е. через 500—600 лет население его составляло 900 тыс. чел., а в 1526 г. после эпидемии чумы — лишь 55 тыс.

Города были не только большими, но и достаточно обустроенными. Дома горожан уже в III тыс. до н. э. имели плиты, на которые можно было ставить сосуды для приготовления пищи. Во многих городах были водопроводы.

Первый в мире канал-водопровод был построен еще до 2500 г. до н. э. в шумерском городе Лагаш. Примером высокого уровня сооружения водопроводов для городов может служить водопровод, построенный в 690 г. до н. э. для города Ниневии, длиной 57 км. Дно канала было залито асфальтом и выложено известняком, стены укреплены известняковыми блоками. При пересечении с рекой водовод был поднят на акведук длиной 2730 м и шириной 13 м.

Во дворцах царей и богатых людей уже в 2300 г. до н. э. были туалеты. Нечистоты по покрытым битумом водостокам попадали в канализационные колодцы.

Обслуживание отраслей хозяйства требовало развития транспорта и транспортной сети. Для этих целей использовались естественные водные магистрали рек Тигра, Евфрата, многочисленные водные каналы. На суше прокладывались дороги, по которым с древнейших времен перевозились товары на колесных повозках, запряженных мулами. Первое изображение колесного транспорта, относящееся к IV тыс до н. э., найдено на территории бывшего Шумера.

Месопотамия дала миру не только первые образцы гражданской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в 3000 г. до н. э. здесь появились боевые колесницы. В I тыс. до н. э. были созданы осадные механизмы — тараны. Это были деревянные башни на четырех — шести колесах, имевшие либо плоские, либо заостренные тараны для пробивания каменных стен и крепостных ворот. В III тыс. появились защитные доспехи, сделанные из кожи. Металлические шлемы стали использовать около 2500 г. до н. э. Около 1000 г. до н. э. здесь появились первые чешуйчатые панцири-кольчуги, сделанные из железных колец.

Таким образом, уже в древнейшие времена экономика многих стран несла на себе груз производства вооружения, вынуждая эти страны искать внутри или за рубежом сырье, увеличивать его добычу или покупку, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы.

Наука. Образование

Росту производительных сил страны способствовали развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н. э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отображали конкретные предметы, понятия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распространилась по всему Ближнему Востоку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (еврейский, арабский), греческого (латинский, славяно-кирилловский, грузинский, армянский).

 

Клинопись

Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятиричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней, принцип арифметической и геометрической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умножения, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инструменты — наподобие счетов. Вавилонская система мер и весов перешла ко многим древним народам.

Необходимость определения нахождения человека на местности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменности стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

Знание астрономии позволило жрецам создать систему календаря. Календарными единицами стали год, лунный месяц, сутки. Год состоял из 365 дней, делился на 12 частей — месяцев. Астрономические знания месопотамских жрецов перешли ко многим народам. «Отец истории», греческий историк Геродот писал, что греки получили многие знания от вавилонцев.

География как наука сложилась в Месопотамии. В III тыс. до н. э. жителям этой страны были известны не только стороны света, но и первые географические карты, выполненные на глиняных табличках. Позже на таких картах был показан Вавилон и соседние страны.

Медицина, как комплекс знаний и как самостоятельная профессия, также зародилась в Месопотамии. Примерно в 2700 г. до н. э. в Вавилоне уже были хирурги, врачи, лечившие глазные и другие болезни. Медики описали симптомы многих болезней, в том числе органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, ревматизма, болезней, глаз, почек и др. Для лечения применялись лекарства, компрессы, массаж. Месопотамские хирурги еще в XVIII в. до н. э. умели удалять катаракту глаза. О том, что это была обычная операция, свидетельствует кодекс царя Хаммурапи, где регламентировалась плата за такую операцию: за операцию вельможи врач получал 10 шекелей, простолюдина — 5 шекелей, раба — 2 шекеля. Тем самым закон экономически стимулировал врача повышать свою ответственность при совершении хирургической операции.

В Месопотамии примерно в 2000 г. до н. э. изобрели в качестве моющего и дезинфицирующего средства мыло. Его варили из растительного масла и щелочи.

Все эти знания и технологии перешли по наследству другим народам, впрочем, как и эмблема медицины: символом бога медицины и покровителя врачей Ниназу была змея, обвивающая жезл.

Знания приобретались в школах при храмах. Затем появились специальные государственные учебные заведения. Первым таким учреждением на планете была школа, созданная примерно в 2000 г. до н. э. шумерским царем Шульги. Здесь молодежь изучала письменность, математику, языки, медицину, астрономию и астрологию, перевод с одного языка на другой, богословие, право, музыку.

Первая библиотека также была создана в Месопотамии в VII в. до н. э. царем Ашшурбанипалом, собравшим религиозные, законодательные материалы с древнейших времен. Для перевода их на современный ему язык были созданы первые словари. В этой библиотеке были сделаны первые шаги в информатике. Разработаны каталоги глиняных табличек, выполнена их нумерация, в конце каждой таблички сделана аннотация текстов, подготовлены путеводители для быстрого поиска нужного текста.

Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

 

Вопросы для повторения

1. Вспомните, где и когда возникли первые государства.

2. Расскажите о предпосылках образования первых государств.

3. Охарактеризуйте систему землепользования в древневосточных государствах. Назовите наиболее важные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в государствах Древнего Востока.

4. Какие виды ремесел получили наибольшее развитие и почему?

5. Расскажите о развитии внутренней и внешней торговли.

6. Какие отрасли научных знаний впервые сформировались в древневосточных государствах?

Похожие статьи:

poznayka.org

2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии

Базилевич. История экономических учений (2005)

Древние страны Месопотамии как конгломерат неустойчивых государственных образований, основанных в IV-III тыс. до н.э., были одним из древнейших центров человеческой цивилизации, родиной письменности. Еще в VII в. до н.э. в Месопотамии была создана первая библиотека, в которой царь Ашшурбанипала собрал религиозные, законодательные материалы древних времен, переложив их на современную ему язык с помощью первых словникив.К достопримечательностям экономической мысли этого периода принадлежат многочисленные хозяйственные архивы, юридические и дипломатические документы, религиозные произведения и надписи летописного характеру.Известны исследователям хозяйственные документы относятся до 4500 г. до н.э. и представляют собой отчетность о движимом и недвижимом царское имущество. Тексты торговых договоров о продаже земли, скота, рабов, орудий труда, датируемые III тыс. до н.э., свидетельствуют зарождения и быстрое развитие в государствах Месопотамии частной собственности и товарно-денежных отношений. С целью регламентации этих отношений государство в законодательном порядке определяла условия торговли, найма, аренды тощо.3 точки зрения истории экономической мысли значительный интерес вызывают сборника законов царя Эшнунны (XX в. До н.э.), законы липид-Иштара (XX-XIX вв. До н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. До н. н.э.), Хеттские законы (известная копия XIII в. до н.э.), а также Старый Заповит2.В законах Эшнунны (59 статей) устанавливаются фиксированные цены на основные продукты, нормы заработной платы и материальная ответственность батрака за Эшнунна - древний город в бассейне левого притока р Тигр, современное поселение Тель-Асмар на территории Ирака. Лепите-Иштар - пятый царь I династии г. Иссин, правившего в 1934-24 гг до н.э. и создал сборник законов на шумерском языке. До нашего времени сохранились лишь 9 фрагментов в копиях на глиняных табличках. Законы лепите-Иштара повлияли на формирование законодательства царя Вавилонии - Хаммурапи.Черный столб из базальта с текстом Законов Хаммурапи был найден в Сузах XVIII в. до н.э., Лувр, ПарижКак основной всеобщий эквивалент определяется серебро, вспомогательный - ячмень. Между этими двумя эквивалентами определена строгое соответствие. Делается попытка связать с ценами на основные товары целый ряд платных услуг (уровень арендной платы, нормы процента, размер штрафов и т.п.). Законы Эшнунны допускают продажу недвижимости и отражают более развитый характер товарно-денежных отношений в Древнем Вавилоне сравнению с Древним Египтом.Более полное представление о развитии общества Старовавилонским периода дает сборник законов липид-Иштара (43 статьи). Эти законы, как отмечается во введении, предназначены для того, чтобы "установить справедливость в стране" и положить конец жалобам недовольных. С целью ослабления долгового рабства разрешается время от времени освобождать должников от долговых обязательств. Все штрафы и расчеты выражаются в серебре. Впервые речь идет о регламентации арендных отношений как существенной составляющей Старовавилонским економики.• Наиболее известным первоисточником изучения общественного устройства и хозяйственной жизни государств Древнего Востока является кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 pp. До н.э.). В 1902 году французская археологическая экспедиция нашла в Сузах (Персия) черный базальтовый столб высотой более 2 метров, покрыт клинописными надписями. В его верхней части был изображен бог Солнца и справедливости Шамаш, который вручает законы царю Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей (до нашего времени дошли лишь 247), которые охватывают почти все стороны жизни вавилонского общества того времени. Законы царя Хаммурапи составляют систему правовых норм, предназначенных главным образом для царских судов и направленных на упорядочение социально-экономических видносин.Законы Хаммурапи: свидетельствовали высокий уровень культуры тогдашнего общества, стремление обобщить и систематизировать правовые нормы, для того, чтобы "сильный не притеснял слабого, чтобы сироте и вдове оказана была справедливость". Одновременно идет об имущественном и социальном расслоении старо-вилонського общества, определяется его структура, которая включает 3 состояния: свободных общинников (авилум), царских людей (Мушкенум) и рабов (вардум). Разделение на рабов и рабовладельцев, различия в правах и обязанностях различных состояний считаются вечными и естественными явлениями; были направлены на поддержание устойчивых традиционных социальных институтов, общинной собственности на землю, ограничения товарно-денежных отношений и втискивание их в рамки, которые не противоречат натурально-хозяйственной ориентации рабовладельческого государства. Законы Хаммурапи защищали имущественные интересы правителя, рабовладельцев, государственных служащих, воинов, мелких производителей и общинников. Любые посягательства на частную собственность считались преступлением и жестоко карались. Свободные лица получали полное право распоряжаться своим имуществом, в том числе землей. Однако запрещался продажу служебных наделов: "Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или плательщику дохода, не могут быть проданы за серебро"; ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Ст. 117 предусматривала, что в долговом рабстве человек может пробыть не более 3 лет, после чего она должна быть освобождена от долговой кабалы. В условиях стихийного бедствия и потери урожая долг автоматически переносился на следующий год. Предусматривалось также наказание ростовщиков за плохое обращение с должниками. Так, ростовщикам запрещалось самовольно забирать у должников урожай в счет оплаты долга. В ст. 116 отмечалось, что в случае смерти взятого в долговое рабство сына должника, вызванной плохим с ним обращением, смертная казнь ждала сына кредитора. Законы Хаммурапи строго регламентировали норму процента в денежной (20%) и натуральной (33%) формах, а также предусматривали отсрочку выплаты долга в случае неурожая на 1 год без уплаты дополнительных процентов. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане не имели права быть лишены своих земельных наделов; узаконивали арендные отношения и отношения найма. Арендные отношения оформлялись договором, в котором указывался срок аренды, объект аренды, размер арендной платы и время оплаты. Так, например, арендная плата за использование поля составляла треть урожая, сада - две трети тощо.3 целью защиты интересов землевладельцев и поощрения добросовестного труда в ст. 62 отмечалось, что размер арендной платы устанавливается на основе средней урожайности земли в определенной местности и не учитывает уменьшение урожая в результате плохого обработки арендованного участка. Законы Хаммам-рапии предусматривали установление нормы денежного вознаграждения наемным работникам, регламентирующих формы и срок найма (10-20 лет). В законах Хаммурапи подчеркивалась необходимость регистрации расходов и поступлений (прообраз бухучета), защиты прав потребителей и т.п.. За нарушение законов предусматривалась система наказаний, основу которых составляли денежные штрафы и компенсации пострадавшим, в отдельных случаях - смертная казнь, но не по обычаю кровной мести, а на основе царского закону.Важным памятником экономической мысли Месопотамии является сборник Хеттского законов (XVI в. До н.э.). Законы Хеттского государства отличаются от законов Древней Вавилонии своей структуре и более детальной проработкой многих вопросов экономического характера. В них нашла отражение система государственных повинностей, регламентация условий торговли, найма, товарных цин.В Старохетському царстве основной социально-экономической единицей была семейная община, которая имела право владения и передачи в наследство определенной семейной участка. Время владение земельной собственностью было связано с выполнением определенных повинностей.Хеттские законы: утверждали, что семейные общины платили налоги в соответствии с размерами земельных участков и отбывали обязательную воинскую повинность; отражали условия существования землевладения царских чиновников и хозяйства царя и членов его семьи, которые обслуживались трудом рабов и выходцев из общин; детально регламентировали сделки купли и найма, определяют цены на различные виды движимого и недвижимого имущества, размер платы за обучение профессиям столяра, кузнеца, ткача и т.д.. Фиксация товарных цен свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отношений и стремление сохранить традиционные натуральные пропорции обмину.Ценным источником исследований экономической мысли народов Древнего Востока является Ветхий Завет - древнейшая часть священной книги христиан - Библии. Ветхий Завет включает 50 книг и составляет сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы. Он делится на три части: Пятикнижие Моисея (Тора - "Учение") Пророки (древние хроники и пророчества, приписываемые народным проповедникам) и Священные Писания (сборник текстов, принадлежащих к различным поэтических и прозаических жанров: религиозная лирика, афоризмы , установки, хроники и т.д.). Самый ранний текст, входящий в его состав, датируется XIII в. до н.э., тогда как наиболее поздние тексты - III-II вв. к н.е.Ветхий Завет - сложный, многогранный произведение, в котором отразились мысли многих поколений древних мыслителей, пророков, поэтов, писцов и переводчиков. В нем также нашли отражение экономические представления эпохи древнего мира. Характерной чертой этого памятника экономической мысли является защита интересов бедных слоев населения, осуждение произвола, роскоши, призыв к восстановлению традиций, норм и обычаев патриархального життя.Важной составляющей Пятикнижие есть законы, призванные регулировать все стороны жизни староизраильського общества, в основе которых лежит признание неприкосновенности основных прав человека: на жизнь, собственность, труд и видпочинок.Ветхий Завет ограничивает долговое рабство 6 годами и регламентирует порядок освобождения рабов-соплеменников. "Если обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе [в рабство], то не доверяй него работы рабской ... до юбилейного года пусть работает у тебя". Имущественное право древних евреев характеризуется отсутствием понятия "частной собственности", поскольку вся собственность, в том числе родовая земля считалась доверенным Богом во временное пользование. Поэтому в Ветхом Завете подчеркивается, что по воле Бога • земля не может быть отчуждена навсегда. Если она передается за долги за I пределы рода, то должна быть возвращена на 50-й (юбилейный) год. Объектом купли-продажи могли быть только освоены пустоши, купленные у иностранцев, или захвачены земли.В Ветхом Завете осуждается и критикуется ростовщичество как причина разорения и долгового рабства. Ограничивается применение залога: запрещается брать в залог жизненно необходимые вещи: одежда, орудия труда, рабочий скот, жилье. Каждые 6 лет объявлялось списания долгов независимо от их розмиру.Тяжелая подневольный труд трактуется как Божья кара, осуждается жадность к накоплению богатства. Тора провозглашает обязанностью каждого помощь нуждающимся, вдовам, сиротам. Отмечается, что плата батракам должна быть осуществлена ​​до заката, ее задержка трактуется как преступление против Божьих законов и наказывается штрафом (пожертвования храма) и оплатой в двойном размере. Стремление к социальной справедливости и сочувственное отношение к обездоленным, отражены в Ветхом Завете, способствовали возникновению и распространению раннего христианства, оказав значительное влияние на развитие экономической мысли средневековья.

econbooks.ru

Экономика государств Месопотамии | "Связьстрой"

 

Общая характеристика. Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии – страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке. С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

 

Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства: государство шумеров (Шумер) на юге и государство семитов (Аккад) на севере. Аккадийский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-аккадское царство. В 1897 г. до н. э. возникло Вавилонское царство. Наибольший расцвет Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, который объединил земли Месопотамии и прославился в истории не столько своими завоевательными походами, сколько созданием свода законов – кодекс Хаммурапи. Этот кодекс – важнейший исторический источник для изучения общественного строя и хозяйственной жизни древневосточного государства.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохранило общину, которая из родовой стала сельской. Одной из причин раннего создания государства была необходимость объединения и координации труда многочисленных общин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины – отдельные участки.

Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Цена за раба колебалась от 14 до 20 шекелей (шекель равнялся примерно 8 г серебра). Кодекс Хаммурапи защищал не только интересы рабовладельца, но и раба: в статье 282 устанавливалось наказание раба за неповиновение господину, а в статье 117 устанавливалось, что в долговом рабстве человек мог пробыть не более трех лет, после чего его надо было отпускать на свободу; статья 16 гласила, что если сын свободного человека, взятый в долговое рабство кредитором, умер в доме кредитора от дурного обращения с ним, то за это смерти мог быть предан сын кредитора.

 

Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым. Закон царя Эшнунны (примерно 10 в. до н. э.) устанавливал норму заработной платы и материальную ответственность батрака за выполненную работу.

Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике страны, к установлению формы землевладения. Первые цари захватывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадлежащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, военным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформляющуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты.

Новые формы землевладения свидетельствовали о социальном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев. Классовое расслоение характеризуют такие данные: верховный жрец получал 36 га земли, жрец – 18 га, чиновник – 15 га, мелкий землевладелец – от нескольких сотых до 2 га.

Сельское хозяйство. Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. Плодородные почв и хороший климат способствовали развитию земледелия. Главная зерновая культура – ячмень – употреблялась не только для изготовления муки для хлеба, но и на производство пива, технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хаммурапи было установлено, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавали пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

 

Ремесла и промышленность. Развитие земледелия, раннее создание государства, а с ним и царского двора, войска, чиновничества, городов послужило быстрому выделению из сельского хозяйства ремесла как самостоятельной отрасли.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту, в военном снаряжении, как писчий материал. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства.

Торговля. Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве избыточная сельскохозяйственная и ремесленная продукция позволила начать обмен между производителями, затем в более широких масштабах – внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов). В результате международной торговли в страну завозились необходимые товары. Из Индии привозили хлопок, яшму, из Ирана – олово, лазурит, обсидиан, из Сирии – кедровое дерево.

Финансы. Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функций, а, следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э. стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра – шекели.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки предоставляли ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика. В Вавилоне в VI в до н. э. уже была известна банковская династия «Эгиби и сыновья», в Ниппуре – династия Мурашу. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.

В целом экономика Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

источник: topknowledge.ru

svyazstroi.ru

ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ периода формирования мировых ЦИВИЛИЗАЦИЙ (VIII-V века до н.э), Экономика древнейших цивилизаций Месопотамии, характеристика страны

Цивилизация - это специфический, своеобразный развитие в комплексе характеристик материального, духовного и социальной жизни той или иной группы стран, народов (или отдельной страны, народа) на определенном ист. Торические этапе. Неотъемлемый атрибут цивилизации деятельность государства и наличие письменности. Именно с появлением в процессе перехода от протогосударства к государству отражается (фиксируется) в различных по. Конах (указах, распоряжениях) образования и существования последнейої.

Если за основу считать эти факторы, то отсчет времени предпосылок становления цивилизаций на. Земле следует осуществлять по аграрной неолитической революции. Примерно в X-VIII тыс. до н е в период нового каменного в возраста (неолит) на. Ближнем. Востоке у первобытных людей начался переход от привласнювального хозяйства к производящему. Этому способствовали климатические условия. Исчезновение мамонтов во время последнего оледенения зн ачно усложнило проблему добывания пищи. Чтобы выжить, население собирало травы, ягоды, разнообразные плоды. Начался естественный отбор наиболее подходящий для питания растений и плодов, одновременно одомашнювалы дики х собак, свиней, овец, коз и других животных. Процесс доместикации (окультуривание, одомашнивания) осуществлялся в соответствии с особенностями климата, рельефа местности, привычек людей. Это превратилось в постоянное занятия людей земледелием и скотоводством, т.е. своим трудом они производили продукты питания, а из шкур и костей животных, камня, глины и дерева мастерили одежду, предметы быта, украшения и ираси та ін.

Земледельцы переходили к оседлому образу жизни, строили поселения, на основе которых возникли города. В хозяйственной жизни земледельческие общины основном имели смешанный характер, их интересовало животноводство, поскольку они нуждались тягловой силы, в том числе и для перевозки товаров. Вместе с тем, много и пастушьих племен, которые занимались только скотоводством. Значительная часть из них потом преврати лась на агрессивные кочевые орды, которые разоряли земледельческие поселения, города и царствтва.

В процессе общественного развития выделялись группы людей, которые занимались ремеслом и первичной меновой торговлей. При совершенствования разделения труда увеличивались объемы торговли. Появились деньги, ускорило формирование товарно-денежных отношений. Началось становление производящего хозяйства, на. Древнем. Востоке завершилось в IV тыс. до н е. Затем человечество перешло к бронзовому веку, появление илися первые центры цивилизацийізації.

31 Экономика древнейших цивилизаций Месопотамии

Общая характеристика страны

Месопотамия - один из древнейших центров земледелия (XI-УПИ тыс до н э). Так называли древние греки равнинные земли между реками. Тигром и. Евфратом, что в переводе с греческого означало междуречье. Большой ки территории пригодной для посевов земли способствовали развитию земледелия и скотоводства. Интенсификация ее использования осуществлялась путем орошения с помощью ирригационных сооружений. Появление значительного доп ового продукта вследствие роста производительности труда привела к тому, что в концерикінці

IV тыс до н э на юге. Месопотамии образовались города-государства. Шумер,. Нипур,. Ур,. Урук,. Эриду,. Лагаш,. Ларе, объединившихся в царство. Древний. Шумер

V. Ш тыс. до н.э последнее результате объединения с северным городом-государством. Аккад и другими городами этого региона создали шумеро-аккадской царство, а во II тыс. до н е экономической мощи приобрела. Вавилон ния, где и возникла первая государственностьвність.

Итак, в формировании мировой цивилизации большую роль сыграл городской фактор. Поскольку шумеро-аккадские города возглавляли прежде всего представители жреческих кругов - енсы, то можно утверждать о важном значении ния в становлении цивилизации и религиозного (теологического) фактора.

Жрецы с большими наделами земли одни из первых выделялись, когда распадались родоплеменные общины, на основе чего образовывались храмовые земли. В. Месопотамии такой процесс происходил с одновременным определи значениям хозяйств старейшин и вождей, что в перспективе приводило к созданию царских земель. Таким образом постепенно утверждалась объединенная форма собственности в виде царско-храмовых земель - прообр азу государственных. Функционировал также общинный сектор в экономике, постепенно формировался и частнособственнический. Итак, по эпохи. Древнего мира говорится о генезисе многоукладной экономики. Этот феном ен распространится лишь в XX вXX ст.

На базе общих хозяйственных интересов, строительства и эксплуатации местных ирригационных систем происходило объединение городов во главе с сильным. Однако такое было исключением, нормой оставался полисный уст тройника страны, обусловлен наличием в стране ряда важных водных путей (Евфрат в пределах юга. Месопотамии делился на несколько русел). Это позволяло городским общинам строить магистральные каналы и таким образом обеспечить экономическую и политическую самостоятельность. Возглавлял город-государство. Ежи, власть которого переходила от отца к сынина.

Итак, основу экономического развития юга. Месопотамии составляло ирригационное земледелие. Использовали примитивные орудия обработки (заступ, плуг, сеялка), жали глиняным серпом с уставленными в него го кремневыми зубьями, молотили на току цепом или специальными санками, в салазках которых размещались кремни. Выращивали в XI-VIII тыс. до н е ячмень, пшеницу, просо, горох, бобы, горчицу и т.д., лекарства. РСК растения, культивировали финиковые пальмы. Население. Месопотамии считало финиковую пальму настоящим «деревом жизни», ведь из нее производили почти 360 видов разнообразной продукции с целью повышения ее урожайности применяли искусственное опыление. Также выращивали яблони, гранатовое дерево, а во второй половине III тыс. до н.э и виноград. Государство способствовала развитию садоводства; если рубили садовые деревья у чужом саду, устанавливали штраф - пивмины серебра (252 г). Главной технической культурой был кунжут (сезам), из которого изготавливали масло для натирания и культовых ритуалов. Развивалось также животноводствоалося також тваринництво.

В. Южной. Месопотамии распространились ремесла, особенно строительное дело, теслярство, ткачество, кожевничество, пивоварения, производство парфюмерии и др.. Нищета сырьевой базы заставляла населения изготавливать ты орудия труда, даже инструменты, из глины. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины использовали в гончарном деле. Первый на планете гончарный круг сделали в. Месопотамии в первой половине V тыс. до н е. Здесь начали производить глиняный кирпич, ставшая основным строительным материалоріалом.

Излишки сельскохозяйственной продукции и нехватка сырья для развития ремесел обусловили оживление внешней торговли. В стране бытовало торговля в форме простого обмена без купцов и общего в торгового эквивалента.

Население объединялось в ирригационно-земледельческие общины (городские и сельские) и совместно владело не только землю, но и водой для ее орошения. Государство поддерживала в должном состоянии всю ирригационную мэр режу, а община - отдельные ее участки. Общинная организация очень прочная, но в ней не было ни имущественного, ни социального равенства. Жречество и чиновничество составляли ее верхушку. Незначительная часть обедневших общинник ей выходили из нее и устраивались за служебный надел или. Пайоайок.

Шумеро-аккадское общество (XXII-XXI вв до н.э) потерпело рабства, правда в патриархальной форме. Кроме пленных, были долговая кабала, само-продажа и продажа членов семьи, наследственное рабство, обращение в в рабство по приговору суда. Различали рабов частных и государственных, их использовали на ирригационных работах, в ремеслах, что вважилося постыдным занятием. Раба воспринимали не как орудия труда, а как члена общины. Цена за него колебалась от 14 до 20 шекелей серебра (шекель - 8 г). Труд рабов не имела существенного производственного значения. Главный производитель материальных благ и рабочая сила в строительстве - одержавл карманы соседские общины. В этом заключалась особенность экономики. Востока и основная причина консерватизма цивилизацийивілізацій.

uchebnikirus.com


Смотрите также