Менее древние сказки. Тематический тест "Постигаем секреты сравнения" урок чтения, 3 класс Перспективная начальная школа (ПНШ)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тематический тест Постигаем секреты сравнения урок чтения, 3 класс Перспективная начальная школа (ПНШ). Менее древние сказки


Тематический тест "Постигаем секреты сравнения" урок чтения, 3 класс Перспективная начальная школа (ПНШ)

Тематический ТЕСТ «Постигаем секреты сравнения»

3 класс ПНШ (перспективная начальная школа)

Ф.И.________________________________________________

1. Выбери, о каких сказках идёт речь:

Эти сказки появились в глубокой древности и объясняли самое важное: почему у животных такая внешность, почему они так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит. Учили людей правильному поведению. Но все объяснения – не научные, а сказочные.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выбери, о каких сказках идёт речь:

Сказочные истории учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

__________________________________________________________________________________________________________

3. Выбери, о каких сказках идёт речь:

В сказках разных народов рассказываются похожие истории, у героев похожи характеры и сказки одинаково построены.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выбери, о каких сказках идёт речь:

Сказка учит человека быть добрым и справедливым.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

__________________________________________________________________________________________________________

5. Назови сказки, в которых есть черты и самых древних сказок:

hello_html_41087247.png

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Открой учебник с.89-95 (Индийская сказка «Хитрый шакал»).

Какая черта характера шакала связывает его с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой? __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое качество шакала доказывает, что он уже герой МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки?____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ

Тематический ТЕСТ «Постигаем секреты сравнения»

3 класс ПНШ (перспективная начальная школа)

Ф.И.________________________________________________

1. Выбери, о каких сказках идёт речь:

Эти сказки появились в глубокой древности и объясняли самое важное: почему у животных такая внешность, почему они так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит. Учили людей правильному поведению. Но все объяснения – не научные, а сказочные.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

(«Откуда пошли болезни и лекарства», «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»)

2. Выбери, о каких сказках идёт речь:

Сказочные истории учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

( «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились», «О собаке, кошке и обезьяне»)

3. Выбери, о каких сказках идёт речь:

В сказках разных народов рассказываются похожие истории, у героев похожи характеры и сказки одинаково построены.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

(«Как барсук и куница судились»-корейская, «О собаке,кошке и обезьяне»-индийская)

4. Выбери, о каких сказках идёт речь:

Сказка учит человека быть добрым и справедливым.

а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории

г) менее древние

Запиши названия прочитанных на уроках чтение.

(«Черепаха, кролик и удав-маха»-кубинская, «Хитрый шакал»-индийская)

5. Назови сказки, в которых есть черты и самых древних сказок:

hello_html_41087247.png

(«Черепаха, кролик и удав-маха»-кубинская, «Хитрый шакал»-индийская)

6. Открой учебник с.89-95 (Индийская сказка «Хитрый шакал»).

Какая черта характера шакала связывает его с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой?

Какое качество шакала доказывает, что он уже герой МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки?

infourok.ru

Больше, чем сказки. Часть 1

Для наших предков способность видеть астральных существ была обычным явлением. К миру духов они относились проще. А на случай бунта тех самых существ существовали заговоры и магические средства во имя их усмирения. Со временем наши навыки были утрачены, легенды и предания превратились в сказки, тогда как ранее эти истории были пересказом реальных мистических историй, случавшихся с обычными людьми.

Давайте рассмотрим некоторых сказочных персонажей.

Баба-Яга

Проводник в портал иногда выполняет двойную функцию. Например, первое побуждение Бабы-Яги — съесть Ивана-царевича. Её избушка на курьих ножках стоит на границе времен, и она обязана уничтожить каждого любопытного, который своими неосторожными действиями может нарушить Материю Времени, и тогда наш мир, мир материального, смешается с Астралом — миром тонких тел. Возникнет хаос, сущности из параллельного мира будут стремиться сожрать тела физические.

Баба-Яга, несомненно, относится к черным магам, но подобное положение вещей ей не на руку. Она первая, кто пострадает в результате слияния двух миров. Почему она не стремится сожрать Ивана-Царевича? Да потому, что он владеет тайными знаниями.

Баба-Яга говорит:

— Откуда пожаловал?

На что он отвечает:

— Сперва баньку истопи, меня накорми, потом говорить будем.

Что же заставило её сменить гнев на милость? Дело в том, что баня и еда, которую готовит колдунья гостю, не совсем обычные. Мир духов, в котором могут присутствовать и мёртвые, не должен заподозрить чужака. И баня, и еда могли быть... несколько специфическими, т. к. были рассчитаны на то, чтобы духи не учуяли «русский дух». Иначе главный герой не вернется в мир живых.

Вполне возможно, что Иван-царевич — сын влиятельных родителей и обучался эзотерическим практикам у какого-нибудь мага. Это сейчас книги по эзотерике и необходимые обрядовые элементы может приобрести любой желающий. А в те времена «высшее знание» тщательно охранялось «избранными».

Получается, образ Бабы-Яги — это синтез двух миров. Её избушка на курьих ножках стоит на границе, а сама она является постовым.

Проводник в иной мир встречает душу человека на кладбище, с ним он беседует о прошлой жизни, расспрашивает об близких и родных людях. (У древних славян считалось, что мертвые наблюдают за живыми. Считалось, если из живых кто-то сказал что-то плохое про покойника, мертвые отомстят за него. Возможно, поговорка «О мёртвых либо хорошее, либо — ничего» являет собой отголосок давнего суеверия. Смерть у славян считалась моментом перехода в иное измерение, и когда кто-либо умирал, на 40 дней открывался портал в иное измерение. Поэтому даже с приходом православия культура похоронного причета сохранялась.) Проводник также знакомит покойного с правилами этикета в ином измерении, дает ему ценные указания, как ему следует вести себя в переходном состоянии. Они нужны для защиты от низших духов, населяющих кладбище. Большая часть из них утратила человеческое сознание.

Злые низшие силы в той или иной степени могут вредить людям. Этим духам «дается» подобное состояние в нагрузку за бесцельно прожитую жизнь, т. к. и у славян, и православных деревенских жителей жизнь представляла собой круг — на каждом определенном цикле круга человек проходил инициацию на новый жизненный этап: рождение, детство, отрочество, женитьба, семья, старость, смерть.

Непрохождение данных этапов порицалось и в древности, и в средневековье, и после смерти, причем немедленно, следовало наказание за расход невосполнимого ресурса — времени.

У славян ведьмы (знахарки, «бабки») считались просто ведающими, к ним часто обращались за услугами акушерки или при переезде в новый дом. К их услугам прибегали часто, уважали и ценили, да и боялись... Обращались к ним не только простые смертные, но и купцы, и помещики.

Но Баба-Яга не присутствует в русских сказках в качестве ведьмы. Во всех сказках, где она фигурирует, например: «Василиса Премудрая», «Баба-Яга», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна» — нет однозначной трактовки «ведьма». Не каждая ведьма является Бабой-Ягой. Например, в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» у ведьмы нет имени. И во многих сказках его нет. Баба-Яга — персонаж, несомненно, специфический, но и ворожбой занималась не только она. И если в других сказках, где злодеяние ведьмы всегда бывает наказано, как, например, в сказках: «Ведьма и Солнцева сестра», «Белая уточка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», — то Баба-Яга не умирает ни в одной из них. И даже помогает главным героям.

Баба-Яга — существо без возраста, поддерживающая своеобразными методами баланс добра и зла. Когда она отдыхает у себя дома, то либо лежит на печи, либо прядет пряжу.

Почему избушка стоит на курьих ножках? Куриные они, что ли? Однако, если углубиться в историю захоронений древних славян, можно узнать, что ранее их хоронили в домовинах. Эдаких мини-домах, установленных на высокие столбы, либо на выкорчеванные пни. Изба Бабы-Яги окружена забором, которому Влад Цепеш позавидовал бы: в качестве забора — человеческие кости, украшают кости — черепа, вместо дверного засова — взаправдашняя нога, вместо запоров — руки, а дверной замок с успехом заменяет челюсть с острыми зубами.

Служат ей и три всадника: черный, белый и красный — символизирующие фазы солнечного дня.

Иван-царевич, когда приходит к ней, говорит:«Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Почему мать? Памятуя, каким образом происходил обряд захоронения, логичным будет отметить факт кремации «человек-прах, круг пройден, и он возвращается к матери Сырой Земле». Баба-Яга не может одновременно обладать функциями проводника и матери — вечной жизни.

В некоторых сказках фигурируют даже дочери Бабы-Яги, сама Василиса Премудрая выступает в качестве её племянницы. Есть у неё и внуки...

Почему Баба-Яга прослыла пожирательницей детей? И тут корни уходят в язычество. Согласно мифологии, она путешествовала по землям Митгард и собирала детей-сирот. При этом звалась Бабой Йогой, и её образ был далек от облика старухи — у славян она воспевалась как прекрасная девушка. Был специфический обряд, согласно которому дети посвящались в жрецы Рода. Йога доставляла детей в свое жилище у подножья Алтайских гор. Обряд заключался в следующем:

В скале было углубление, из которого выдвигалась огромная каменная плита, разделенная выступом с двумя углублениями. На одну сторону клался ребенок, на другую — хворост. Ребенок укладывался в то углубление, что было поближе к печи. Со стороны могло показаться, что детей кладут прямо в печь, но якобы на самом деле была предохраняющая от огня перегородка, благодаря которой дети отделялись от огня. Когда хворост сгорал, дети выходили из пещеры с другой стороны.

Они прошли обряд очищения, и впоследствии их выращивали в качестве жрецов Рода (быть жрецом Рода означало служение всем древнеславянским Богам), а когда они взрослели, то могли продолжить свой собственный род. Эта информация тщательно охранялась, и чужестранцы продолжали играть в «испорченный телефон», что страшная уродливая Баба-Яга приносит Богам жертву в виде детей.

При анализе «Морфологии сказки» Проппа выясняется, что герою запрещается что-либо делать. Например:«Придет Баба-Яга молчи», «не покидай терема », и т. д.

Влечет за собой неприятную ситуацию в связи с нарушением запрета, а затем обрядовое действие, направленное на выход из сложившегося положения вещей. Например, герой договаривается с животными или получает волшебное снадобье, или приказ совершить некое ритуальное действие.

Мотивы природы в русских народных сказках

Здесь уже сказка переплетается с белой магией. Белая магия имеет тесную взаимосвязь с природой и берет силы у природных стихий: воды, огня, земли, солнца, растения. (У славян Мать — Сыра земля являлась божеством, и для того, чтобы взять силы у нее, либо у другой стихии, нужно выйти на природу, увидеть эту землю, сконцентрироваться и ассоциировать себя с ней, а затем вовремя перекрыть канал, иначе есть опасность взять слишком много энергии, тем самым погубив её источник.)

Мотивы природы в русских сказках несут сакральный смысл. Например: «Иван-дурак приложил ухо к земле, слышит — едет войско».

Из сказки «Ведьма и Солнцева сестра»: «Взял гребешок, кинул в чисто поле, зашумели, поднялись из земли густые дубовые леса».

«Солнце! Солнце! Отвори оконце!» — так Иван спасается от сестры-ведьмы у Солнцевой сестры.

Иногда именно природные явления спасают главного героя от неминуемой гибели. А это значит, что даже самые сильные стихийные силы не могут быть негативными.

 

Животные в сказках

Перейдем к образу животного в русских сказках. Почему они там фигурируют? «Животные лучше людей»? Животные в сказках — это необязательно именно животные. Вспоминая чукотский народный эпос или эпос древних индейцев, животные, наделенные умом и речью, — на самом деле являются людьми. Каждому животному соответствует определенное человеческое качество, хорошо его характеризующее: «Cмелый, как тигр», «умный одинокий волк», «хитрая лиса».

Система персонажей в русском фольклоре не менее сложная. Животные — не просто животные. Это тотемные покровители определенного дома, конкретной семьи. Если же в сказке фигурировало животное из параллельного мира, мира мёртвых, то, вероятно, это было астральное тело, которое давало герою нужную информацию.

Сварожий Круг напрямую относится к системе образов животных в сказках. Он напоминает западную систему Зодиака, но есть и существенные отличия. Так, например, у Зодиака — 12 домов гороскопа, а у Сварожьего Круга, в свою очередь, — 16 Чертогов.

Каждый Славянин должен был знать свой Чертог. Человек, рожденный в определенное время года и суток, соответствовал своему дому гороскопа, т. е. Чертогу.

Астрология — наука неточная, не все соответствуют своим знакам полностью, для полноты картины рекомендуется обратить внимание и на лунный календарь — в какой лунной фазе был рожден человек, и на то, какие знаки Зодиака (Чертоги) находятся с ним по соседству. Но есть люди с ярко выраженными чертами своего знака, так почему же Волк не может быть реальным человеком с ярко выраженными свойствами характера, соответствующего его Чертогу?

У каждого знака Зодиака есть Бог-покровитель (Юпитер, Венера, Марс), и каждому древнеславянскому Чертогу соответствует языческий Бог-покровитель (Макошь, Сварог, Перун, Велес, Тарх, и т. д.)

Эти олицетворения 16-ти чертогов встречаются в русских сказках: дева, вепрь, щука, лебедь, змей, ворон, медведь, бусел (молодой аист), волк, лиса, тур, лось, финист, конь, орел, рас.

Остальные же персонажи, например, кот Баюн — существа скорее астральные. Это приспешник Бабы-Яги, являющейся хранителем и проводником в параллельный мир, а он живет у неё во дворе и служит верой и правдой. Кот — персонаж двойственный: он может быть и убийцей, и доктором. Иногда его мотивы идут вразрез с приказаниями Бабы-Яги.

Интересна и загадочна и фигура петуха. Скорее всего, это общий образ гордого воина или человека со вспыльчивым характером. Но в сказках его характер может быть любым, непредсказуемым, и тут нельзя дать точной оценки.

Ориентируясь на точную астрологическую систему Сварожьего Круга, неудивительно, что он отсутствует в данной системе.

 

Помня о том, что фольклор — не только песни, причет и заговоры, но и народные сказки, преобразовавшиеся из народных преданий, можно предположить, что сюжеты рождались из ритуалов.

Вы заметили, что в диалогах русских народных сказок, где фигурирует Баба-Яга нет ничего лишнего? Они же общаются, как суперагенты!

Часто ритуалы черной магии не терпели излишней болтовни. Маг и его помощник, совершая обряд, не должны были произносить какие-либо слова, кроме заговора. Уходя с перекрестка или кладбища, разговаривать ни с кем нельзя. И к Темным, и к Светлым силам не относятся пренебрежительно, когда хотят что-либо получить.

Предания передавались из уст в уста, чтобы переписанная история не теряла смысл. Но шло время, и крупицы дошли до нас в виде берестяных грамот и табличек, в виде книг в твердом переплете, онлайн-литературы и аудиозаписей. Православие постепенно вытесняло язычество, и пожилые члены общины не могли привыкнуть к новому течению времени. По воскресеньям все добропорядочные бабки шли в церковь, а приходя к себе домой, молились уже другим богам...

 

Часть вторую статьи читайте в DARKER № 6'2015 (51).

Часть третью статьи читайте в DARKER № 7'2015 (52).

Читайте также:

darkermagazine.ru

Тематический тест Постигаем секреты сравнения урок чтения, 3 класс Перспективная начальная школа (ПНШ)

Тематический ТЕСТ «Постигаем секреты сравнения» 3 класс ПНШ (перспективная начальная школа) Ф.И.________________________________________________ 1. Выбери, о каких сказках идёт речь: Эти сказки появились в глубокой древности и объясняли самое важное: почему у животных такая внешность, почему они так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит. Учили людей правильному поведению. Но все объяснения – не научные, а сказочные. а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории г) менее древние Запиши названия прочитанных на уроках чтение._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Выбери, о каких сказках идёт речь: Сказочные истории учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость. а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории г) менее древние Запиши названия прочитанных на уроках чтение.__________________________________________________________________________________________________________ 3. Выбери, о каких сказках идёт речь: В сказках разных народов рассказываются похожие истории, у героев похожи характеры и сказки одинаково построены. а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории г) менее древние Запиши названия прочитанных на уроках чтение._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Выбери, о каких сказках идёт речь: Сказка учит человека быть добрым и справедливым. а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории г) менее древние Запиши названия прочитанных на уроках чтение.__________________________________________________________________________________________________________ 5. Назови сказки, в которых есть черты и самых древних сказок:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Открой учебник с.89-95 (Индийская сказка «Хитрый шакал»). Какая черта характера шакала связывает его с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой? __________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое качество шакала доказывает, что он уже герой МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки?____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОТВЕТЫ Тематический ТЕСТ «Постигаем секреты сравнения» 3 класс ПНШ (перспективная начальная школа) Ф.И.________________________________________________ 1. Выбери, о каких сказках идёт речь: Эти сказки появились в глубокой древности и объясняли самое важное: почему у животных такая внешность, почему они так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит. Учили людей правильному поведению. Но все объяснения – не научные, а сказочные. а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории г) менее древние Запиши названия прочитанных на уроках чтение.(«Откуда пошли болезни и лекарства», «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук») 2. Выбери, о каких сказках идёт речь: Сказочные истории учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость. а) самые древние б) просто древние в) бродячие истории г) менее древние Запиши названия прочитанных на уроках чтение.( «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились», «О собаке, кошке и обезьяне») 3. Выбери, о каких сказках идёт речь: В сказках разных народов рассказываются похож

weburok.com

Особенности и признаки сказки. Признаки волшебной сказки

Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме. Когда мы говорим «сказка», то зачастую подразумеваем именно волшебную историю, которая завораживает детей с самых юных лет. Чем же она очаровывает своих слушателей/читателей? Попытаемся понять это и таким образом выделить основные признаки волшебной сказки.признаки сказки

Вымысел – вот главная особенность

Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.

Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, - троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.признаки волшебной сказки

Увлекательный сюжет

Какие признаки сказки можно выделить еще? Сюжет волшебной сказки увлекательный и очень сложный. Он состоит из эпизодов, которые непосредственно связаны с главным героем и его заданием. Герой получает задание большого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, отдать в жены принцессу или выполнить какое-либо желание. Задания могут варьироваться от поиска и добычи экзотического предмета до устранения какого-нибудь сверхсильного и могучего существа. И тут в сказке начинается самое интересное – путешествие, которое тоже традиционно входит в перечень «признаки сказки».

Пора в путь-дорожку

Главный герой отправляется в дальние и неизведанные края и по пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он завоевывает хорошими поступками сердца товарищей, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают недоброжелателей, которых немало встречается по дороге к главной цели.

Кстати, персонажи в волшебных сказках делятся на две группы. В одну из них входит главный герой вместе со своими помощниками, а в другую - помощники главного врага и он сам. Изначально враг намного сильнее, чем главный герой, а по ходу разворачивающихся событий его преимущество может еще и увеличиться. Но главный герой всегда узнает о слабом месте противника и о способе его победить.признаки народной сказки

Эффект неожиданности

А вот с возможностями главного героя дела обстоят иначе: вначале они существенно преуменьшаются. Признаки сказки включают в себя обязательное наличие центрального и второстепенных персонажей, их характеристики. О слабых умственных способностях могут говорить прозвища главного героя, его социальный статус иногда также оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.

Когда всем побочным персонажам – сильным, умным и умелым - не удается выполнить сложное задание, за которое полагается вознаграждение, то тут появляется главный герой, которому, как кажется, и подавно не справиться. Но все же ему дают шанс, чтоб не дискриминировать. Такой поворот событий можно отнести к категории «признаки народной сказки».

Благодаря своей отваге и добрым поступкам во время путешествия главный персонаж получает различные уникальные волшебные предметы или завоевывает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Ими зачастую становятся говорящие животные, которые впоследствии помогают при выполнении заданий своими идеями или же участвуют в действиях сами.

Чудеса в сказках просто необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существ, моментальные перемещения на любые расстояния и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все перечисленное выше можно обозначить как признаки народной сказки.какие признаки сказки

Моральный подтекст

Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.

Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.какие признаки волшебной сказки

Поэтика волшебства

Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.

Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.

fb.ru

Страшные оригиналы детских сказок :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Сказка – ложь, да в ней… смысл | history-thema.com История

Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных событиях и лицах, изложенное в простой форме, позволяющей легко пересказывать его в устном виде. Хотя существует немало литературных сказок, прочно зафиксированных на бумаге (из них мировую известность имеет сборник на арабском языке «Тысяча и одна ночь») и даже имеющих конкретного, известного автора, сказки преимущественно встречаются в устном народном творчестве. От сказок следует отличать другие повествовательные произведения фольклора, например, сказания – повествования о реальных героях и событиях прошлого, даже искаженные временем и овеянные мистикой. Чаще под определение сказки подпадает произведение, включающее в себя элементы фантастики или, вообще, в реальности не встречающийся феномен (например, наделение человеческими чертами животных), имеющее определенный поучительный смысл.

Сегодня сказка воспринимается обычно как произведение, предназначенное для детей. Собственно, в наше время, когда существует синематограф, когда в любом книжном магазине можно купить художественную литературу на любой вкус, главными слушателями или читателями сказок и являются дети. Их психология такова, что им еще довольно трудно правильно воспринять и понять содержание книг и кинофильмов со сложным сюжетом. Однако в не столь далеком прошлом сказки слушали и рассказывали друг другу и взрослые. В произведении А. Пушкина «Капитанская дочка», написанном в первой половине XIX в., руководитель крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельян Пугачев в качестве намека рассказывает главному герою калмыкскую сказку об орле и вóроне. Конечно, когда сказка рассказывалась взрослым, она могла иметь более сложный, реалистичный сюжет, могла и содержать эпизоды, не предназначенные для детских ушей. В среде простых обывателей, где дети учились жизни почти исключительно у общины, в которой росли (то есть, общаясь с родными и соседями, а не обучаясь в каком-то воспитательном учреждении, не занимаясь с образованными воспитателями), различия между детской и взрослой сказкой могли быть сильно и не выражены. Из сказок, рассказываемых старшими, дети быстро узнавали, что представители власти бывают алчными и жестокими, и таких не грех обмануть, что мачехи не любят и пытаются погубить падчериц, а отцам нередко новая жена ближе родных детей. А также что люди другой религии или национальности являются страшными негодяями, что настоящее удовольствие – не просто победить врага, а еще и поиздеваться над ним. Рассказывая сказки, старшее поколение по-своему готовило подрастающее к жизни в своем обществе со всеми его темными и светлыми сторонами. Взрослые, рассказывая друг другу вымышленные истории, занимали себя на досуге, в свободные от работы часы. Это заменяло им телевизор и чтение художественной литературы.каково определение слова сказка

Но в воспитании подрастающего поколения сказки всегда имели особое значение, помогая выработать у ребенка необходимые для перехода в реальную, взрослую жизнь, представления. Поэтому детям и поныне постоянно рассказывают сказки. Слушание сказки занимает ребенка, позволяя ему проводить время с удовольствие, и одновременно развивает его воображение, отпечатывает в его сознании четкое представление о добре и зле, вреде и пользе, причинно-следственных связях. Так, распространенные у всех каково значение сказки в педагогикенародов сказки о животных, где последние наделяются человеческими чертами характера, предназначены именно для детей. А если говорить точнее – для детей младшего возраста, в силу степени психологического развития одухотворяющих все живые существа и предметы вокруг, воспринимающих животных как личности. У русского народа медведь, к примеру, ассоциировался с силой и простодушием, волк – с бездумной алчностью, лиса – с хитростью и эгоцентризмом. Соответственно, такими воспринимали этих животных и маленькие дети. Слушая сказки о том, как лиса обманывает медведя и волка, дети механически делали выводы, что сила без ума никому не поможет, а стремление грубо поживиться за чужой счет имеет плачевные последствия (волк, например, остается без хвоста). А также из этих сказок можно понять и то, что всякого рода негодяи и жулики сами не прочь предать друг друга, использовать друг друга для извлечения личной выгоды. Сама же лиса в русских сказках нередко оказывается в проигрыше, попытавшись использовать более слабое существо (например, зайца). Данный тип сюжета показывает, что со злом алчных и расчетливых людей можно и нужно бороться, что честные и порядочные люди всегда одержат над теми верх благодаря находчивости и взаимовыручке (эпизод с зайцем и петухом). Конечно, дети лишь развлекаются, слушая сказку, и меньше всего думают о том, что это знание им пригодится потом в реальной жизни, но у них уже отпечатывается соответствующее мировоззрение.

В психологии различаются дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические сказки. В фольклоре подавляющее большинство сказок – дидактические, то есть, представляющие собой описание какой-то проблемы и путей ее решения. Рассказываемые детям, они формируют у подрастающего поколения представление о том, что из сложных ситуаций можно найти выход, что мир вокруг сам по себе сложен, и важно найти в нем свое место. Также дидактические сказки в прямой или иносказательной форме знакомят детей с различными сторонами повседневной жизни, разными жизненными явлениями. Поэтому фольклорные данные являются очень важным видом исторического источника, рассказывающем о быте и нравах народа в старину. Люди рассказывали своим детям о том, что знали и видели сами, в том духе, который соответствовал обществу, где они жили. Так, в европейских сказках встречается сюжет о том, как живущая в глубокой бедности пара, не в силах выносить страдания от голода своих детей, уводит тех в лес и там оставляет на съедение диким зверям. Это явление, в народной памяти оставшееся лишь в сказках, в действительности существовало среди крестьян средневековой Европы в голодные годы. Сказки народов, живших в условиях частых военных тревог, активно повествуют о ратных и, вообще, силовых подвигах своих главных героев: герой добивается поставленной цели, проходя через не одну физическую схватку с врагами,  нередко отличается жестокостью к последним, мстительностью. Нередко мрачный, жутковато-мистический оттенок имеют сказки народов, у которых в старину бывала высокая смертность населения по разным причинам: из-за болезней, голода, военных разорений, тирании правителей. Такие сказки, в которых постоянно фигурируют губящие людей сверхъестественные существа, злые колдуны и духи, как бы тренировали детскую психику, делая ее устойчивой к перенесению длительных невзгод, частому созерцанию смерти близких и других людей. Наоборот, сказки народов, благосостояние которых в старину было достаточно высоким, отличаются позитивностью, и даже отрицательные явления (интриги, схватки, убийства и т.п.) часто представлены в них со своеобразным юмором. Однако часто бывает, когда у одного и того же народа распространены как мрачные, устрашающие сказки, так и легкие, преисполненные оптимизмом и жизнелюбием. Это объясняется тем, что народ переживал разные периоды своего существования: и тяжелые, полные лишений, и благополучные, когда большинство населения проживало в мире и достатке. В тяжелое время появлялись угрюмые, страшные сказки, в благополучное – смешные и позитивные. И все фиксировались в народной памяти.

Сказки, рассказываемые детям, нередко имели своей целью донести до них то, что нельзя было объяснить или просто рассказать им прямым текстом. Так, например, народный оригинал французской сказки о Красной Шапочке повествует о том, как девочка, сказка ложь да в ней смыслнаправляясь в другую деревню к бабушке через лес, повстречала волка, который, заговорив с ней, выведал, в каком доме живет бабушка. Дальше, согласно всем известному сюжету, волк короткой дорогой прибегает в бабушкин дом раньше Красной Шапочки. И здесь в первоначальном народном повествовании сюжет несколько расходится с литературной обработкой Шарля Перро и братьев Гримм. Согласно народному рассказу, волк убивает бабушку и приготовляет из ее мяса жаркое, после чего переодевается в ее одежду, ложится в постель и ждет Красную Шапочку. Красная Шапочка приходит в дом, естественно, думая, что волк – это ее бабушка. Волк предлагает ей поесть стоящее на столе жаркое, и девочка, ничего не подозревая, соглашается. После этого волк предлагает ей раздеться и лечь в постель отдохнуть рядом с ним. Красная Шапочка выполняет и это, после чего в постели между ней и «бабушкой» начинается известный разговор о больших глазах, ушах и зубах. В итоге волк съедает и девочку. Для чего простые люди рассказывали эту, с нашей точки зрения, довольно извращенную сказку своим детям? Она имела своей целью предостеречь девочек и, вообще, детей и подростков от доверчивости к незнакомцам. Поскольку детям еще трудно было понять, чем чревата встреча в безлюдном месте с извращенцем, либо взрослые просто не хотели вырабатывать у них страх перед всяким человеком, им передавалось весьма важное знание в иносказательной форме. Может быть, сразу дети и не поняли бы скрытого подтекста. Но идущая далеко за родную деревню по каким-то крестьянским делам юная девушка наверняка вспомнила бы сказку о Красной Шапочке, если бы с ней на пустынной дороге вдруг попытался заговорить незнакомый мужчина. Сказка подсознательно «задавала инструкцию», что опасно быть доверчивым к незнакомым людям.

Вообще, как уже говорилось, простота быта обывателей старины, воспитание детей силами целой общины, где все друг друга хорошо знали и не особо друг друга стеснялись, были причиной того, что люди считали нужным скрывать от своих детей гораздо меньше всякой информации, чем сегодня. Как видим, в обществе французских крестьян в прошлом считалось, что сказки про каннибализм и обнажение перед волком в постели вполне приемлемы для детей. Там ведь не говорится собственно о половом акте и не приветствуется зло либо непотребное поведение. Многие народные сказки отличаются выраженным эротизмом, с которым простой люд таким образом ненавязчиво знакомил своих детей. Например, в русских сказках распространен эпизод совместного мытья в бане главного героя и обманувшей его красавицы, где герой ее, прямо говоря, истязает, после чего она раскаивается и соглашается выйти за него замуж. Помимо эротики, в народных сказках часто присутствуют и другие элементы сюжета, которые были бы исключены оттуда при литературной обработке. Так же в одной из русских сказок девушка после долгой разлуки находит своего возлюбленного в базарной толпе по голосу, когда тот напивается «в стельку» и, упав в грязь, начинает на весь базар петь песни. Хотя для интеллигентного общества такой сюжет выглядит крайне смешным или даже возмутительным, простые люди, коих в старину было абсолютное большинство, всего лишь описывали картину своей повседневности. Герои сказок ведь тоже живут в реальном мире.

У всех народов со сказкой всегда тесно переплеталась мифология. В глубокой древности человек одухотворял окружавший его мир, населял его сверхъестественными существами, по его представлениям, способными влиять на природные явления, на повседневную жизнь людей. Считая духов, божеств, чудовищ реальностью, люди переносили их и в свои сказки. Веря в них, но не встречая в реальности, люди давали волю своей фантазии, делая сверхъестественные существа героями своих сказок. С распространением современных религиозных систем традиционные верования стали отмирать, но отнюдь не сразу, порой в течение целых веков. В конце концов большинство людей перестало верить в фей и гномов, драконов и ходячих мертвецов, но они так и остались героями сказок. Поэтому в наши дни нередко путают сказки с мифами – языческими религиозными повествованиями, потому что и в тех, и в других встречаются одни и те же фантастические существа.как связаны сказки и древние верования

Баба-Яга в русских сказках в эпоху славянского язычества, очевидно, была богиней лесов и проводницей в мир мертвых. Отсюда ее «костяная нога»: одна нога обычная, здоровая, символизирующая жизнь, другая – в виде кости, символизирующая смерть. Поэтому живет она в «избушке на курьих ножках», которая «без окон и без дверей» – характерное описание древнеславянской висячей могилы в виде деревянного сооружения на окуренных дымом столбах. После веков исповедания христианской религии русские обыватели забыли о том, кем изначально являлась баба-яга и что у нее за такой дом без окон и дверей на «куриных ногах», однако в сказках сохранился ее образ жуткой и злой старухи, несущей погибель людям. Дракон, в русских сказках – Змей Горыныч, издревле был символом тирании, насилия, разрушения. В сказке об Иване-царевиче и Сером Волке явно прослеживаются элементы анимизма – древнего верования, основанного на поклонении животным.

В эпоху распространения современных религий – Христианства, Ислама, Буддизма, в народном творчестве появились и сказки, основанные на новых религиозных представлениях. В европейских сказках встречается сюжет, где главный герой временно попадает в рай или, наоборот, в ад, после чего возвращается на землю, делая соответствующие выводы. У некоторых народов Кавказа существует народная сказка о мужчине, который долгое время был бездетным и умолял Бога дать ему ребенка, взамен обещая принести Богу в жертву самое дорогое, что у него будет. Когда через некоторое время жена родила ему сына, мужчина, согласно данному обету, решил принести Богу в жертву… своего долгожданного ребенка (то есть, именно самое дорогое, что у него было). Увидев преданность человека, Бог сделал так, что жертвенный нож не смог причинить мальчику вреда, и тот остался жив на радость отцу. Здесь явно прослеживается переиначенный сюжет имеющегося в Коране и Библии рассказа о принесении в жертву своего сына пророком Авраамом. Также по меньшей мере два кавказских озера – Абрау в Краснодарском крае и Кезеной-Ам на границе Чечни и Дагестана, по преданию, возникли на месте затопленных в древности Богом селений. Как говорится в адыгских и чеченских сказках, посланный Богом, чтобы испытать людей, ангел принял образ человека и как путник постучался ночью во все дома селения. Но отовсюду его прогнали, самым вопиющим образом нарушив древний кавказских обычай гостеприимства. Только одна семья приняла его и встретила как подобает. Тогда ангел открылся этим добрым людям и велел покинуть селение. Когда гостеприимная семья выполнила его приказание, в долину по велению Бога хлынула вода и полностью затопила селение. Никто больше не спасся. Это предание явно взято из тоже имеющегося и в Библии, и в Коране рассказа об уничтожении Богом погрязших в распутстве городов Содома и Гоморры и спасении призывавшего их к оставлению разврата пророка Лота с семьей.

Сказки люди сочиняли и рассказывали во все эпохи, включая первобытную, поэтому многие из дошедших до наших дней сказок имеют очень древние корни. Сходные по сюжету, только различающиеся характеризующими конкретный этнос деталями, сказки встречаются у совершенно разных народов. Например, «Мальчк-с-Пальчик» у европейских народов и «Мальчик Половинка» у народов Ирана. Белорусская сказка о том, как Лиса Волка судила, явственно перекликается с индонезийской сказкой о Крокодиле, Быке и Кантшиле*.

Сказки, сегодня читаемые детям в развитых странах, где широко распространено книгопечатание, – это уже литературно обработанные сказки. В них более яркий и красочный сюжет, а также нет нелицеприятных для современного общества эпизодов. В то же время по доступности и живости изложения они сильно уступают традиционным народным повествованиям. И как объект исследования уже не представляют такой ценности для историков и этнологов.что характерно для литературно обработанных сказок

*Кантшил – очень мелкое парнокопытное животное, обитающее в Юго-Восточной Азии.

1 891

history-thema.com

Лента времени. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

? Первые басни — современницы каких сказок? Вспомни, чему учат именно эти сказки и предположи, чему учила мораль первых басен: хитрости или мудрости. А чему учит мораль басен Эзопа?

? Вспомни: как мы называем сказки, которые учат человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой?А сказки, которые учат быть добрым и мудрым, справедливым и благородным?

Рассмотрим ленту времени на с. 13 и выясним, что басни появились 4000 лет назад. Далее с помощью ленты времени (с. 13) и подсказки Летучей Мыши (с. 14) выясним, что первые басни – современницы просто древних сказок. С помощью вспомогательных вопросов на с. 14 вспомним, что эти сказки (просто древние сказки) учат человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Соответственно можно предположить, что мораль первых басен тоже учила хитрости. А мораль басен Эзопа (которые являются современницами менее древних сказок) учит человека быть добрым и мудрым, справедливым и благородным.

? Докажи на примере уже прочитанных тобой басен, что Басня учит человека быть хитрым и расчётливым. Получилось? Это значит, что басня сохраняет связь с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой.

Доказать, что басня учит человека быть хитрым и расчётливым и поэтому сохраняет связь с просто древней сказкой, можно на примере двух басен Эзопа, в которых выражена сходная мысль. Это басни «Рыбак и рыбешка» и «Соловей и ястреб». Общая мысль обеих басен: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем, или глупо бросать малое в надежде на большее. Эти басни учат не мудрости и благородству, а житейскому уму, учат заботиться о своей выгоде.

А теперь докажи на примере других басен, что Басня содержит ТАКИЕ ЖЕ уроки для человека, как МЕНЕЕ ДРЕВНЯЯ сказка.

На примере басен Эзопа «Отец и сыновья», «Быки и лев» видно, что басня содержит такие же уроки для человека, что и менее древняя сказка: она учит быть мудрым, ориентирует людей на то, чтобы они помогали друг другу. Общую мысль обеих басен: «Если люди будут держаться вместе и помогать друг другу, то врагу будет сложно их победить, а поодиночке их победить легко».

? А ты заметил(а), что пословицы очень похожи на выводы из басен — на мораль?Как ты думаешь, чему учили человека первые пословицы: быть хитрым и расчётливым или мудрым и благородным?

В сложившейся логике рассуждений легко догадаться, что первые пословицы, которые появились 4000 летназад и являются современницами просто древних сказок, учат быть хитрым и расчётливым, а не мудрым и благородным.

Из диалога Миши и Михаила Потаповича мы узнаем, что у пословиц нет конкретных авторов, что пословицы – это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям.

Пословицы передаются устно из поколения в поколение, а у басен есть авторы. И что эти авторы с удовольствием использовали пословицы в качестве морали. А если подходящей пословицы не находилось, то баснописцы придумывали свою мораль.

? Когда появились первые пословицы? Какие литературные тексты появились в то же время? А какие ещё произведения УСТНОГО народного творчества? Как использовались пословицы в жизни? А как — в литературе?

Первые пословицы появились 4000 тысячи лет назад. Используя ленту времени, уточним, что в то же время появились такие литературные тексты, как басни, и такие произведения устного народного творчества, как просто древние сказки.

Лента времени, помещённая на с. 16, позволяет соотнести периоды, когда работали самые известные баснописцы: Эзоп в Древней Греции, Жан де Лафонтен во Франции и Иван Крылов в России.

Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней, их пересказывали писатели и поэты в разных странах.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

Лента времени. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

2.3 (46.67%) от 3 голосующих

e-razumniki.ru


Смотрите также