Медицина древних цивилизаций. Тема 3.2. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологии древних цивилизаций. Древняя медицина. Медицина древних цивилизаций


Особенности медицины древних цивилизаций — КиберПедия

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви­вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди­земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

 

Древний Египет

Составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта была медицина, которая выросла из практического опыта народа. Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно представить по дошедшим до нашего времени папирусам, в которых описаны рациональные и магические приемы врачевания, представления о причинах болезней и строении человеческого тела, лекарственные прописи и советы по приготовлению лекарств. Египтяне одни из первых описали кожные заболевания, такие как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине, был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения - перевязка и лечение ран, переломов, массаж, водолечение. Применялось лекарственное врачевание внутренних болезней. Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, носа, ожогов, глазных болезней, кожных, паразитарных и др. О лечении детских болезней говорится в папирусе Бругша..

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич­ной и общественной жизни.

 

Месопотамия

Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос­тоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Ви­зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Врачи-хи­рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос­тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних бо­лезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.

При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен­ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комна­ты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек - кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук­тов, бани.

 

Древняя Индия

Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди­цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име­ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос­тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру­ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, реко­мендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес­твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) - колод­цы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.

 

Древний Китай

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин­ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя­ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис­пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе­чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме­лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие­на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

 

Основные черты медицины Древнего мира.

1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.

2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.

3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.

4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.

5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.

6. Развивались анатомо-физиологические знания.

7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).

8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.

 

Древняя Греция

Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У зна­ти были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслужи­вали торговцев и ремесленников. Помощь ране­ным во время войн оказывали военные врачи.

Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами су­ществовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие "атрейи" - лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание кфизическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.

 

cyberpedia.su

Тема 3.2. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия.

Цели: Определить особенности культуры Древнего Египта и Месопотамии, указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях, показать роль медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности.

Основные термины и понятия: политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп, иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту.

Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.

План семинара:

  1. Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, культ мертвых, высокое развитие ремесел и различных отраслей знания. Источники информации о медицине (тексты пирамид, медицинские папирусы, античные авторы).

  2. Особенности развития медицины в Древнем Египте. Бальзамирование трупов, врачебная специализация и развитие отдельных отраслей медицины, древнеегипетские школы. Культ мертвых.

  3. Особенности культуры Древней Вавилонии и Древней Ассирии. Астрология – основа философских воззрений древних вавилонян. Влияние религии и астрального культа на формирование представлений о здоровье, болезнях и их лечении.

  4. Рациональная медицина Древней Месопотамии. Развитие лекарственного врачевания. Хирургии, гигиенических знаний. Медицинские школы при храмах. Законы Хаммурапи.

Основная литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 2000.

  2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

  3. БМЭ.

  4. Лекционный материал.

Темы рефератов, литература:

3. Боги врачевания Древнего Египта. Миф о гибели и возрождении Осириса.

  1. Древнеегипетская мифология – М., ЭКСМО. – 2004.

  2. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. – М.: Медицина, 1990 – с.10 – 30.

  3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: первобытное общество. Древний мир – М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1987.

  4. Блинов Г. М., Гарибова Т. М. Медицина Древнего Египта // Сов. Здравоохранение. – 1975. - №7. – С.73 – 77.

Тестовые задания

  1. Хронологические рамки древнеегипетской эпохи: 1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 – 1 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.

  2. Характерная черта древнеегипетской культуры: 1)антропоцентризм; 2)гуманизм; 3)светский характер; 4)культ мёртвых.

  3. В Древнем Египте были развиты все науки, за исключением одной: 1)химия; 2)анатомия; 3)косметология; 4)оперативная стоматология.

  4. Наиболее известный папирус медицинского содержания: 1)Эберса; 2)Джосера; 3)Мечена; 4)Птаха.

  5. При бальзамировании из тел умерших не удалялись: 1)мозг; 2)сердце; 3)лёгкие; 4)печень;

  6. Древним египтянам приписывают изобретение: 1)горчичников; 2)компрессов; 3)банок; 4)клизм.

  7. Главным во врачевании ашипу являлось: 1)оперативные вмешательства; 2)использование минералов; 3)чтение заклинаний; 4)приёмы массажа.

  8. Письменность впервые появилась в: 1)Древнем Египте; 2)Шумере; 3)Вавилонии; 4)Ассирии.

  9. Врачевателей древней Месопотамии изображали: 1)в сопровождении змей; 2)крылатыми; 3)в одежде в виде рыбы; 4)львиноголовыми.

  10. Письменность была изобретена: 1)100-40 тыс. лет до н.э.; 2)10-5 тыс. до н.э.; 3)3 тыс. до н.э.; 4)6-8 век нашей эры.

  11. Характерный культ древней Месопотамии: 1)солнца; 2)мёртвых; 3)астральный; 4)воды.

  12. Памятник права древней Месопотамии: 1)письмо Мукаллима; 2)папирус Эберса; 3)законы Хаммурапи; 4)свидетельство Геродота.

  13. Наиболее известный древнеегипетский врач, зодчий первой пирамиды, астроном: 1)Хефрен; 2)Имхотеп; 3)Хуфу; 4)Птолемей.

  14. Бог мудрости и врачевания в Древнем Египте:1)Сет; 2)Осирис; 3)Ра; 4)Тот.

  15. По мнению древнеегипетских врачевателей, «начало тайн врача – знание хода: 1)души»; 2)слизи»; 3)сердца»; 4)звёзд».

studfiles.net

Медицина - История медицины - Медицинская библиотека

    Переход к производительному хозяйству происходил постепенно и начался на тех территориях, где природные и климатические условия в большей степени благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства. Данные археологии свидетельствуют, что этот процесс начался в 9—7 тысячелетии до н.э. в ряде районов Ближнего и Среднего Востока; к 6—5 тысячелетию до н.э. новая форма хозяйства утвердилась в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила, где сформировались две древнейшие цивилизации — шумерская и древнеегипетская. к 5 тысячелетию — во многих районах Юго-Западной Азии. Возникновение раннеклассовых обществ в бассейне Эгейского моря. Палестине, долинах Инда, Хуанхэ, Амударьи и Сырдарьи относят к 3—2 тысячелетию до н.э.

    Многие исследователи подчеркивают особую роль земледелия в создании первых цивилизаций, в возникновении и развитии естественнонаучных представлений и техники. Занятие земледелием обусловило оседлость, строительство храмов и поселений городского типа вокруг них. Известно также, что первые цивилизации, на базе которых возникли государственные образования, были приречными. Необходимость повышения продуктивности земледелия потребовала проведения астрономических наблюдений и создания ирригационных сооружений, а оседлый образ жизни способствовал выделению ремесла и возникновению относительно стабильных форм управления.

    Типичной формой религиозного мышления народов древнего мира был политеизм, что не исключало возможности возникновения монотеистических взглядов в определенных исторических условиях (например, установление культа Атона в Египте в 14 в. до н.э., культ Яхве у древних евреев в 1 тысячелетии до н.э., христианство с 1 в. н.э. на территории Римской империи).

    Религиозное мировоззрение было господствующим, однако наряду с ним возникло светское мировоззрение в виде философских учений, многие из которых слились с религиозными верованиями (например, конфуцианство, брахманизм. буддизм). Философские учения имели как идеалистическое (натурфилософия, стоицизм, платонизм), так и материалистическое (учения Брихаспати, Демокрита, Эпикура и др.) направление.

    Народами древнего мира созданы непреходящие общечеловеческие ценности в области естествознания, техники, философской мысли, литературы, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, строительства. Они явились предметом подражания и дальнейшего развития на последующих этапах развития человеческой культуры.

    Огромны достижения древних цивилизаций в области медицины и медико-санитарного дела. Развитие производительного хозяйства обусловило выделение в числе различных форм деятельности и профессиональной медицины. Ведущей формой была храмовая, или жреческая, М. с присущими ей магическими обрядами и мистическими приемами. В то же время памятники письменности свидетельствуют о том, что представители жреческой М. широко применяли и рациональные методы диагностики и лечения, унаследованные от народной медицины. Известно также, что в древних цивилизациях появилась светская, или внехрамовая, М. Продолжалось развитие рационального начала в медицине, в государствах древности возникло медицинское образование; медицинские школы создавались главным образом при храмах, но имелись также государственные и частные (семейные и ремесленные) школы. Появились первые лечебные учреждения, медико-санитарные организации в армии и на флоте; законодательство ряда государств регулировало формы врачебной практики, устанавливало ответственность за незаконное врачевание и врачебные ошибки, причем в законодательстве нашел полное выражение классовый характер древних цивилизаций.

    Врачи древности оставили богатое литературное наследие, ставшее одним из важнейших источников знаний о состоянии медицины того периода. Многие медицинские труды древности на протяжении веков служили пособиями для подготовки врачей и сами были предметом многочисленных компиляций и заимствований.

    На основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений были сформулированы первые общебиологические концепции — гуморальная, пневматическая и солидарная. Во взглядах на причины болезни наряду с рациональными уживались демонологические и астральные представления. Анатомические наблюдения, вскрытие трупов людей и животных позволили получить данные о строении и функциях человеческого тела, его отдельных органов и систем. Достаточно детально были разработаны многие вопросы практической М., в частности внутренних болезней, дерматологии, офтальмологии, хирургии и др. В трудах древневосточных и античных врачей описывались симптомы многих заболеваний, некоторые рациональные диагностические приемы (опрос, осмотр, ощупывание, исследование пульса и др.), а также формы лечебного применения многих средств растительного, животного и минерального происхождения; часть из них используется и в современной М. Хирурги древности успешно лечили вывихи, переломы, ранения, владели техникой ряда хирургических операций, методами обезболивания.

    Данные археологии свидетельствуют о санитарном благоустройстве древних городов, имевших канализацию, водоснабжение, крытые рынки, общественные бани, бассейны и т.п. Соблюдение правил личной гигиены (поддержание чистоты тела и жилища, смена одежды, удаление нечистот и т.п.) и рационального образа жизни (умеренность в питании и половой жизни, двигательная активность, занятия спортом и т.д.) предписывалось религией и обычаями. Известно также, что законодательством ряда государств был установлен государственный надзор за качеством пищевых продуктов, продаваемых на рынках. Осуществлялись отдельные противоэпидемические мероприятия.

    Медицина древних цивилизаций развивалась на основе преемственности. Исчезновение с исторической арены той или иной цивилизации не означало исчезновения ее культуры и накопленного опыта. Так, известно, что цивилизация шумеров, исчезнувшая в 3 тысячелетии до н.э., послужила основой для развития культур государств хеттов, вавилонян, ассирийцев, иранцев, урартов. Гигиенические установления древних евреев, изложенные в Моисеевых заповедях, в значительной мере заимствованы у древних египтян. Большое влияние на М. народов, населявших в древности территорию современной Армении, оказали достижения М. шумеров, хеттов и вавилонян. Врачи Древней Греции систематизировали, дополнили и развили медицинские представления народов Древнего Востока. После походов Александра Македонского греческая М. пришла на Восток. С падением Западной Римской империи византийские, среднеазиатские и арабские врачи, ставшие наследниками М. древних цивилизаций, дополнили ее рядом новых открытий и передали эстафету врачам Европы, которые на фундаменте наследия врачей древности заложили стройное здание современной медицины.

    Медицина в Древнем Египте. Долина Нила — один из древнейших очагов цивилизации. Не позднее 5 тысячелетия до н.э. здесь возникла земледельческая культура с применением с.-х. орудий и появились первые городские поселения. К 5—4 тысячелетию до н.э. относится проведение первых ирригационных работ (сооружение каналов, дамб, шадуфов). В 4 тысячелетии до н.э. началась обработка меди, появились гончарное, ткацкое и керамическое производства, фаянс, с 3 тысячелетия до н.э. изготовлялось стекло, во 2 тысячелетии до н.э. входят в употребление сначала бронза, а затем железо.

    Около середины 4 тысячелетия до н.э. на территории Древнего Египта образовалось два царства (Нижний и Верхний Египет), с объединением которых в единое государство (около 3000 лет до н.э.) страна превратилась в централизованную восточную деспотию. Додинастический период истории Древнего Египта (около 4000—3000 лет до н.э.) и эпохи Раннего (около 3000— 2800 лет до н.э.) и Древнего (около 2800—2250 лет до н.э.) царств ознаменованы крупными достижениями в области культуры, хозяйственной и политической деятельности. По-видимому, не позднее 4 тысячелетия до н.э. появилась египетская иероглифическая письменность: наиболее ранние из дошедших до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют 32 в. до н.э.

    Потребности совершенствования хозяйственной деятельности (ирригация, строительство, проводившиеся в эпоху Древнего царства в широких масштабах) и государственного управления (введение сложной налоговой системы) обусловили развитие астрономических и математических знаний. Приблизительно к 4 тысячелетию до н.э. относят создание египетского календаря; для измерения времени применялись солнечные и водяные часы. Египтяне первыми ввели десятичную систему исчисления, знали дроби, четыре действия арифметики, прогрессии, вычисляли площадь прямоугольника и треугольника, поверхность и объем простой и усеченной пирамиды.

    В эпоху Древнего царства сложилась и египетская система образования. Сначала при дворце фараона были созданы школы для обучения чтению, счету и письму будущих чиновников, позднее появились школы при храмах, в которых давалось главным образом религиозное образование, а также преподавались астрономия и медицина.

    Религиозные представления древних египтян постоянно развивались, хотя приверженность к традициям, заставлявшая наслаивать новые представления на старые, способствовала сохранению пережитков даже первобытных верований. Так, у египтян сохранялись долгое время фетишизм, тотемизм (почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного, позднее — в виде человека с головой животного). Наряду с этим египтяне. по-видимому, первыми ввели в религию антропоморфные представления (культ Осириса и Исиды, обожествление архитектора и врача Имхотепа и др.), представление о суде справедливости в загробном мире, культ умирающего и воскресающего бога, являвшегося одновременно верховным судьей в царстве мертвых, и т.д. Египтяне выстроили иерархию богов более жесткую, чем у других народов Древнего Востока. Важное место в мировоззрении древних египтян занимали учение о бессмертии души и связанный с ним культ мертвых. Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка (божественный двойник человека, олицетворяющий собой жизненную силу) после смерти отделялась от тела и отправлялась в странствия по загробному царству. Достичь вечного блаженства можно было при условии, если тело будет сохранено в целости (отсюда обычай мумифицировать трупы) и если на суде Осириса будет установлено, что сердце умершего не отягощено грехами.

    Источниками знаний о состоянии М. в Древнем Египте являются дошедшие до нашего времени папирусы с медицинскими текстами, многочисленные иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, различные памятники материальной культуры (санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода, произведения искусства). Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития М. и состоянии медицинской помощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях. Кроме того, оценка достижений древних египтян в области М. дана в произведениях античных авторов. Египтяне обладали обширными для своего времени знаниями в области хирургии, внутренних и кожных болезней, акушерства, лечения зубов и др. Они создали школы для подготовки врачей. Вместе с тем в текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнением которых должно было сопровождаться каждое рациональное действие врача и больного, чтобы обеспечить успех в диагностике и лечении. Причем исследователи древнеегипетских медицинских папирусов отмечают, что более ранние тексты менее отягощены религиозной мистикой и магическими формулами. Так, папирус Смита (дошедший до нашего времени экземпляр, датируемый 1550 г. до н.э., считают копией раннего текста, авторство которого приписывается Имхотепу, не позднее 2700 г. до н.э.) в отличие от остальных папирусов, составленных значительно позднее, не содержит каких-либо магических заклинаний. Это дало основание немецкому египтологу Г. Грапову (1954) сделать вывод, что медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику. Такое положение представляется вполне объяснимым и даже естественным, если принять во внимание характер мировоззрения древних египтян и ту напряженную работу по развитию религиозных представлений и обрядов, которая составляла главное содержание интеллектуальной жизни древнеегипетского общества. Кроме того, не следует забывать, что древнеегипетская М. времен Имхотепа базировалась на опыте земледельческой и охотничьей общины и не могла быть свободна от демонологических, тотемистических, анимистических представлений. Они не попали в текст папируса Смита, вероятнее всего, потому, что эпоха Древнего царства была периодом формирования системы верований древнеегипетского общества. В дальнейшем по мере разработки религиозных представлений и обрядов в медицинские папирусы (кроме папируса Смита, текст которого в связи с обожествлением Имхотепа был канонизирован) включались различные магические формулы и заклинания. Однако под теургической оболочкой рациональные начала древнеегипетской М. сохранялись: магические действия и заклинания лишь сопровождали рациональные приемы. Более того, судя по содержанию папирусов, древнеегипетская М. во 2 тысячелетии до н.э. сделала много рациональных приобретений в области гигиены, диагностики и лечения.

    Согласно воззрениям древних египтян, ведущее место в жизнедеятельности организма занимали кровь и пневма. Под пневмой понимали находящуюся в воздухе невидимую и невесомую субстанцию, которая при вдохе поступала в легкие, затем в сердце и далее вместе с кровью расходилась по всему телу. Болезнь означала изменение свойств или соотношений крови и пневмы. Т.о., в древнеегипетской М. зародились две важнейшие общепатологические концепции — гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранялись в М. на протяжении более 3 тысячелетий. Вместе с тем существование учения о пневме не исключало и демонологических представлений, согласно которым определенная роль в возникновении болезней приписывалась духам. Причем имеются основания считать, что на определенном этапе развития древнеегипетской медицины эти представления (пневматическое и демонологическое) взаимно дополняли друг друга.

    Египтяне полагали также, что многие вредные для организма вещества, изменяющие свойства крови и пневмы, содержатся в пищевых продуктах. Обе приведенные причины служили обоснованием для проведения «очистительных» процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Так, древнеегипетские врачи рекомендовали каждые три дня принимать рвотные средства и промывать кишечник, при многих заболеваниях назначали клизмы, рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства; для удаления «испорченной крови» применялись кровопускания. Благоприятной считалась отрыжка, удаляющая «испорченный воздух». Однако приверженность к очистительным процедурам имела определенные пределы: существовали правила, согласно которым, в частности, запрещалось назначать рвотные и слабительные средства больным с острыми заболеваниями ранее третьего дня болезни (Геродот).

    В литературе имеются указания, что в Древнем Египте существовали и космогонические представления о четырех элементах — воде, воздухе, земле и огне, в связи с которыми возникли зачатки классического гуморального учения о четырех основных соках организма, определяющих состояние здоровья или болезни. Эти указания, однако, не согласуются с имеющимися данными о том, как представляли себе древние египтяне происхождение и картину мира. Вместе с тем не исключено, что космогонические представления, возникшие в Древнем Иране и имевшие широкое хождение у вавилонян и халдеев, были известны и египетским жрецам, благодаря чему могли попасть в древнеегипетские тексты конца периода Нового царства (16—11 вв до н.э.).

    Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию сколько-нибудь стройной системы анатомических представлений. Судя по текстам медицинских папирусов, древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы, в т.ч. сердце, головной мозг, печень, а также сосуды. Основным органом считалось сердце, ему приписывались функции мышления и чувств. Другие народы Древнего Востока уже во 2—1 тысячелетии до н.э. считали мышление функцией головного мозга. По-видимому, древние египтяне имели представления о движении крови в связи с деятельностью сердца. Они считали, что от сердца отходят 22 сосуда, которые направляются ко всем частям тела. Врач, «касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену», — говорится в папирусе Эберса.

    Начиная с эпохи Древнего царства в Египте существовала медицинская школа «Дом жизни». Медицинскую подготовку юноши получали также в школах и храмах Гелиополиса и Саиса, Мемфиса, Фив. В стране не было равенства в рангах, дознаниях и материальной обеспеченности врачей. Из папирусов хорошо известен тип врача высшей категории — врача-жреца. Основная же масса врачей Египта вербовалась из вольноотпущенников или рабов. Нередко они состояли на службе у врачей-жрецов. Еще в период Древнего царства существовали лечебники. К концу Среднего царства (21—18 вв. до н.э.) относится появление своеобразного свода знаний по лечебной диететике, а также по женским болезням и лечению животных.

    Наряду с медицинским образованием и медицинской литературой в Древнем Египте существовали и некоторые формы организации медицинской помощи. В частности, известно, что не позднее 3 тысячелетия до н.э. в древнеегипетской армии была создана медико-санитарная организация. При храмах, по-видимому, впервые в истории человечества были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных. Не исключено, что именно у египтян древние греки заимствовали идею организации стационаров при храмах. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения.

 

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

 

 

 

www.nedug.ru

3

Семинар 3

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА

ПЛАН:

1. Государства Древнего Востока – хронологические рамки, особенности эпохи, источники и факты.

2. Особенности врачевания в древних цивилизациях Востока

  1. Врачевания в Месопотамии,

  2. Врачевание в Египте,

  3. Врачевание в Индии

  4. Врачевание в Китае

  1. Представления о болезнях.

  2. Подготовка врачей.

  3. Религия и медицина. Храмовая медицина.

6. Народная и традиционная медицина. Особенности и отличия.

Литература:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2006.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987.

4. Малая медицинская энциклопедия или Большая медицинская энциклопедия / слово «медицина» – любые издания.

5. Врачевание в первобытном обществе: Учебно-методическое пособие. – НГМУ, 2000.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

  1. Особенности медицины Древней Месопотамии

  2. Особенности медицины Древнего Египта

  3. Особенности медицины Древней Индии

  4. Особенности медицины Древнего Китая

  5. Традиционная медицина Древнего Востока. История и традиции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2004. – С. 13–112.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004. – С. 9–43.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987. С. 7–98.

4. Малая медицинская энциклопедия / Под. ред. В. И. Покровского. – М., 1992. – Т. 2. – С. 203–225. (любые издания)

5. Интернет-ресурсы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА»

ЗАДАНИЕ № 1. Дайте определения понятиям и терминам:

Асу-терапия - одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризует эмперический характер медицинской практики.

Ашипу-терапия - одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризующиеся высокой степенью влияния религиозных и мистических воззрений на медицинскую практику.

Мумификация – высыхание тканей трупа, создающие возможность его длительного сохранения; превращение трупа в мумию, т.е. высыхание его без гниения.

Бальзамирование – метод предохранения трупа от разложения, заключающийся в пропитывании его тканей веществами, обладающими антисептическими свойствами, блокирующими тканевые ферменты и т.п.

Тарихевты - греческое название специалистов Древнего Египта, которые занимались мумификацией умерших, религиозной и философской систем Индии.

Философия инь-ян – концепция единства и борьбы противоположностей, составляющую диалектическую основу мировоззрения Древнего Востока.

Чжэнь-цзю терапия – древнекитайский метод лечения акупунтурой. Метод заключается в нанесении укола специальной иглой в определенные точки или прикладывание к ним колючек тлеющей травы.

Су-джок-терапия – одна из методик традиционной медицины Китая. Это не только эффективный метод профилактики и лечения болезней, опознавании которого может овладеть каждый человек, но и способ достижения основных законов существ.

Диагностика – раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состоянии.

Этиология – учение о причинах болезней. Профессиональное употребление термина как синонима «Причина» в медицине.

Гуморальное представление о болезнях – одна из древних теорий, согласно которой основа болезней – ненормальное смешение жидких сред организма. Нормальное смешение жидкостей обуславливает здоровье человека, болезнь возникает при нарушение соотношение этих веществ.

Пневматическое представление о болезнях – одна из первых общебиологических теорий, возникшая на основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений.

ЗАДАНИЕ № 2. Опишите значение богов медицины Древнего Востока

Исида -  богиня женственности и материнства.

Тот - бог мудрости и знаний.(покровитель врачей)

Сохмет - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница.

Эа - Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений; благосклонно к людям. (искусство врачевания)

Иштар -  богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера. (покровительница материнства и акушерства)

Гула - богиня врачевания, первоначально — смерти.

Мардук -  бог справедливости, мудрости, водной стихии. (искусство врачевания)

Ашвины – божественные близнецы-всадники в «Риг-веде», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме  Вивасвата. Они — ведические божества, символизирующие рассвет и закат. (покровители богов и покровители аюрведической медицины)

Рудра -  ведийское божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой и ветром или бурей. (владыка лекарственных трав)

ЗАДАНИЕ № 3. Напишите значения медицинских текстов Древнего Востока:

папирус Смита - Этот папирус датируется XVI веком до н. э.Основан на материалах, накапливавшихся в течение тысячи лет. Документ охватывает 22 страницы. В нем рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза.

папирус Эберса - Содержит обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения. Кроме прочего, папирус содержит описание лечения и приготовления лекарств по травматологии, борьбе с паразитами, стоматологии, а также по гинекологии и контрацепции. Кроме научно-медицинских рекомендаций, в трактате приводятся различные магические формулы, должные содействовать успеху лечения. Кроме этого, в папирусе делаются и астрономические наблюдения — в частности, огелиакическом восходе Сириуса 9-го эпифи в 9-й год правления фараона Аменхотепа I.

законы Хаммурапи -  созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах вСузах (территория древней Месопотамии).

Аюрведа - традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов.«Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья.

Чарака-самхита - трактат детально описывающий знания о естественном законе существования человека.  Авторство «Чарака-самхиты» приписывается Чараке, представляющему школу странствующих целителей.

Сушрута-самхита - трактат, в основном посвящённый оперативному лечению; в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В трактате перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атхарваведе.

Предписания Ману - наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нем наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры.«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующим классом; в нем наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т. д.

«Нэй-цзин» («Канон врачевания») - великий трактат, состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, вобравшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.

«Лин Шу» («Чудесные точки») – тракт, исходя из которого производиться выбор точек взаимодействия.

У Чин Ши («Игры пяти зверей») – Наблюдая за повадками животных, был создан комплекс упражнений для улучшения циркуляции ци внутри тела человека, известный под названием "Уциньси" ("Игры пяти зверей"), ставший прообразом современных комплексов Цигун.

ЗАДАНИЕ № 4. Заполните таблицу, отражающую особенности врачевания по отдельным государствам Древнего Востока.

Государства Древнего Востока

Представления о

болезнях

Традиционные методы лечения

Имена богов-покровителей медицины и древних врачевателей

1

2

3

4

Месопотамия

(3 – 1 тыс.лет до н.э. )

Нарушение принятых в обществе обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний, зависящие от явлений природы и образа жизни. Определяется религиозными верованиями людей.

Лекарственные средства растительного происхождения – травы, коренья(врачевание асу и шипуту), семена, овощи, листья и плоды, кедровые бальзамы, нефть, воск, экскременты птиц и овец. Предсказания и заклинания-психотерапия, родовспоможение, оперативное врачевание.

Владыка Эшмиль, бог рождения -Нинту, бог чумы-Эрра, богиня врачевания-Гула.

Древний Египет

(3 – 1 тыс. лет до н.э.)

Определение болезней по пульсации сосудов, естественное и сверхъестественное представления, «все людские недуги от пищи».(изобретение клизмы)

Лекарства: растения, минеральные средства, части тела животных, магические заклинания, заговоры, неприятные на вкус вещества и косметические средства, оперативное лечение.

Бог Джехути, богиня Сохмет, бог Тауэрт.

Древняя Индия

(3 тыс. лет до н.э.-4 тыс. лет. н.э.)

Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, состоящим из 5 стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма: взаимодействие 3 субстанций: воздуха, огня и воды, носители которых: 3 первичные жидкости-ветер, желч и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного состояния 3х субстанций, а болезнь-как нарушение этих соотношений и отрицательного воздействия 5х стихий.

Лечение направлялось на восстановление соотношения субстанций.это достигалось диетой, лекарственной терапией(рвотное, слабительное), хирургическими методами лечения. Использовались лекарственные растения, применялись ампутации конечностей, лапаротомия, грыжесечения, пластические операции.

Агни-бог огня, Сурья-божество солнца, Рудра-божество гнева и ярости, Индра-царь богов.

Древний Китай

(середина2ого тысячелетия до н.э.-3 век н.э.)

Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и янь, и 5ти стихий у шин, а болезнь-нарушение их правильного взаимодействия.

Иглоукалывание, система дыхательных упражнений, точечный массаж, лекарственное врачевание, диететику, китайскую гимнастику.

Примечание:

- В колонке 1 таблицы в скобках указать хронологические рамки древних государств.

- В колонке 2- кратко записать представления о болезнях.

- В колонке 3 - перечислить самые известные традиционные методы лечения.

- В колонке 4 - перечислить имена известных богов-покровителей медицины, древних врачевателей, жрецов.

ЗАДАНИЕ № 4. Сделайте выводы по теме«Врачевание в Древних цивилизациях Востока»:

Какое направление медицины сложилось в древних цивилизациях Востока? Дайте определение - Традиционная медицина - древнее направление медицины, представляющее собой систему медицинских знаний, в основе которых лежит эмпирический опыт народного врачевания, религиозно-философское учение о происхождении человека, а также культурные и религиозные традиции определённого этноса.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ответьте на вопросы по теме «Врачевание в Древних цивилизациях Востока» для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Каковы хронологические рамки Древних цивилизаций Востока?

  2. Назовите черты, характерные для медицины рабовладельческого общества.

  3. В чем проявлялся классовый характер медицины?

  4. Какова была ответственность врачей Месопотамии за свои профессиональные действия?

  5. Каковы были представления о причинах болезней в странах Древнего Востока?

  6. В чем выразилось влияние философии на представления врачей Древнего Китая о сущности человека и сущности болезней?

  7. Назовите особенности медицины в Древнем Египте.

  8. Назовите особенности медицины в Древней Индии.

  9. Назовите особенности медицины в Древнем Китае.

  10. В каком из древних государств Востока впервые использовали диагностику по пульсу?

  11. Какое государство древнего Востока считается родиной косметологии?

  12. На каком уровне была развита анатомия в Древнем Египте? (Месопотамии, Индии, Китае)?

  13. В каком из государств использовалась мумификация и бальзамирование? Кто такие тарихевты?

  14. Назовите примеры влияния религии на медицину в странах Древнего Востока.

  15. Назовите богов медицины в государствах Древнего Востока. Как они изображались?

  16. Что такое “йога”? В каком из древних государств она использовалась как метод лечения?

  17. Назовите примеры личной и общественной “гигиены” в странах Древнего Востока.

  18. Что такое гуморальное представление о болезнях?

  19. Что понималось под пневматическим представлением о болезнях в Древнем Востоке?

  20. Назовите имена древних врачевателей Востока.

  21. Какие традиционные методы лечения использовали врачи Древнего Египта? (Месопотамии, Индии, Китая)?

  22. Какое направление медицины вышло из древних цивилизаций Востока?

  23. Что такое традиционная медицина? В чем ее отличие от народной?

6

studfiles.net

Смотри Технологии древних цивилизаций. Древняя медицина

Больше интересных и познавательных видео (ежедневное обновление):nПодпишись на канал: www.youtube.com/channel/UCgHe_fV0ObtHvuN_tuSe2Fg?sub_confirmation=1nКуча видео о космосе: www.youtube.com/watch?v=T21gKKYwLsQ&list=PLJeHa1yjF1Ael3angkZIv_2XCbTKGhyKznИсторические видео: www.youtube.com/watch?v=4K0-cAtOo8o&list=PLJeHa1yjF1AcvPwDYzJ5RDO06Ans3DhownПознавательные видео: www.youtube.com/watch?v=rfFUKBHagG4&list=PLJeHa1yjF1AePbLQh9B4sW2MeT1djddKNnnМедицина (лат.

medicari — «назначать лечебное средство») — наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу.

Деление медицины на внутреннюю, или терапию, когда врачи лечат расстройства внутренних частей тела при помощи гигиенических средств и назначением лекарств внутрь и наружную, или хирургию — лечение болезней наружных частей, травм костей, мышц и органов, требующих хирургического вмешательства, установилось ещё в доисторическую эпоху; позже каждая из этих ветвей разделилась на отдельные части.nДревнеегипетская медицина представляла собой смесь суеверных, доисторических воззрений со строго проверенными наблюдениями и выводами.

Врач должен был следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях.

Все открытия в медицине приписывались богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, Баст и Тоту.

Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров.

Они принимали больных в храмах.

Преподавание медицины производилось в особых школах.nГигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания.

Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги.

Каждые 3 дня (по другим данным — 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, в определённые промежутки времени назначался пост.

Здоровье поддерживалось также играми.

Особые счётчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней.

Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые пирамиды.

Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего.nАнатомия и физиология почти совершенно отсутствовали в древнеегипетской медицине, представление о них было идеалистическим.

Согласно этим взглядам, телом управляют 4 духа (деканы).

До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота (примерно, 6,5 г), а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть.nЕгиптянам были известны свойства 700 средств природного происхождения.

Были известны опиум и гашиш.

По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не очень много.

Они давались всегда свежие и подогретые, а также замешивались с тестом и давались в виде хлеба.

Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу.

Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, окуривания, мази, припарки.

Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам.

По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.nДревнеегипетские врачи достигли в лечении глазных болезней замечательного искусства — назначались лекарства и производились операции.

Египетское малокровие (анкилостомоз) составляет своеобразную болезнь, происхождение которой от паразитов объяснено лишь недавно; однако, эта причина указана весьма точно ещё в папирусах.

Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась инфекционной болезнью, поэтому больные изолировались.

Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно, при переломах менялись повязки.

Язвы присыпались порошками или лечились мазями.

Акушерство было довольно разработано.

Множество приёмов для ведения правильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны древнегреческими врачами.

namba.tv