Медицина древнего китая кратко. Китайская медицина средневековья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие медицины в Китае. Медицина древнего китая кратко


Медицина Древнего Китая

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО

Коломенский медицинский колледж

РЕФЕРАТ

по «Истории фармации»

на тему:

«Медицина Древнего Китая»

Выполнили студентки специальности:

060301.51 «Фармация»,

группы 394 группы

Титова Анна

Нифедова Светлана

Преподаватель

Кусенок Т.М.

Коломна 2014

Медицина Древнего Китая

План

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае-----------------5

Особенности китайской философии, ее влияние на развитие медицины ---------------------------------------------------------------------------------------------------13

Методы лечения китайской медицины--------------------------------------------20

Заключение--------------------------------------------------------------------------------27

Список литературы---------------------------------------------------------------------29

Введение

Восточная медицина, сложившаяся в глубокой древности в Китае, Индии и Тибете, поражает цельностью своих философских основ, комплексным подходом к лечению и разнообразием терапевтических методов и систем. Основной особенностью этих методов является мобилизация внутренних ресурсов организма человека.

Сложившиеся в современном мире европейские медикаментозные методы лечения принесли с собой неожиданные осложнения и проблемы, неведомые древним медикам. Массовое применение антибактериальных и других препаратов резко снизило иммунитет людей. На психологическом уровне также появились осложнения, связанные с быстродействием современных химических препаратов. Развивается и усиливается специализация врачей, приводящая к потере нравственных и профессиональных ориентиров.

Большинство людей считают, что европейская традиционная лекарственная медицина занимается только нашими болезнями, а вовсе не здоровьем человека. Узконаправленное действие препаратов, полученных искусственным путем химического синтеза, их побочное влияние на разные физиологические.

В настоящее время происходит отвержение узкоспециализированной медицины и формирование принципиально другой медицины, которая использует физиологические механизмы самого организма для предупреждения, профилактики болезней и компенсации развивающихся нарушений. При сложном и мучительном процессе выработки научной медициной других, более цельных и комплексных подходов двадцативековой опыт восточной медицины может оказать неоценимую помощь.

По существу, предполагается интересная и творческая работа по слиянию достижений Востока и Запада, причем нельзя упускать даже крупицы полезного и у тех, и у других. Это не представляет собой неразрешимую задачу, как может показаться на скорый взгляд, так как со времен своих основателей Асклепия и Гиппократа до недавно (250–300 лет тому назад) начавшегося бурного развития физиологии европейская и восточная медицины оперировали весьма схожими понятиями и образами.

Итак, целью данного реферата является рассмотрение самобытности древнекитайской культуры, а также медицины и фармации.

Для достижения поставленной цели важно выполнить следующие задачи:

– объяснить основные термины и понятия, иметь представление об основных этапах культурного развития Древнего Китая, его вкладе в копилку мировой культуры,

– знать и уметь охарактеризовать основные взгляды на причины и происхождение болезней в китайской медицине, классические методы диагностики и специфические виды терапии, нашедшие широкое применение в мире.

1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16–11 вв. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.). О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э.

Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетенные классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н.э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времен достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма.

Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6–3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 – 207 до н.э.). Ее основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена. Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э.

Феодальный Китай (с первых веков н.э. до 40-х гг. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях. Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай.

Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4–6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

Итак, в Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3 – го и начале 2-го тысячелетия до нашей эры. В этот период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий.

Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: памятники медицинской письменности; данные археологии, этнографии; памятники материальной культуры; ведийский период.

Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешес

zodorov.ru

Развитие медицины в Китае

Истоки традиционной системы врачевания в Китае относятся к глубочайшей древности. Европа еще находилась в состоянии первобытного варварства, когда в Китайской империи уже вполне была развита культура.

Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.

Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины – "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.

3000 лет тому назад в Китае среди обнаруженных надписей на черепашьих панцирях и костях животных эпохи Инь-Шан содержались записи о медицине и методах лечения десятков заболеваний. В эпоху Чжоу в китайской медицине получили хождение четыре метода лечения – визуальный, слуховой, речевой и осязательный. Болезни лечились также с помощью целебных трав, иглотерапии и хирургических вскрытий. В периоды Цинь и Хань в Китае появился первый китайский медицинский трактат «Хуанди нэйцзин», в котором была систематически изложена теория китайской медицины. Эта книга является самым ранним трудом о китайской медицине, которая сохранилась до сегодняшнего дня. В «Трактате об экзогенных лихорадочных и разных болезнях», созданном знаменитым доктором китайской медицины Чжан Чжунцзином, объясняются методы лечения различных трудноизлечимых болезней. Эта книга стала основой для дальнейшего развития клинической медицины в Китае. При династии Хань китайская хирургия достигла достаточно высокого уровня. В книге «Саньгочжи» («Летописи о троецарствии») есть сведение, что в то время знаменитый целитель Хуа То уже начал проводить хирургические операции с помощью анестезирующих средств.

В царстве Вэй, в период правления династии Цзинь, «Эпохи Южных и Северных династий», при династиях Суй и Тан, а также в период «Эпохи 5 династий и 10 царств» метод пульсового лечения получил заметное развитие. В книге «Майцзин» («Трактат о пульсе»), кисти знаменитого целителя династии Цзинь Ван Шухэ, в трактате перечислено 24 видов пульса. Эта книга оказала большое влияние на развитие китайской медицины. Она издавалась также и в зарубежных странах. В этот период китайская медицина стала развиваться по направлению узких специализаций. Были выпущены в свет многие труды, посвященные отдельным специальным подразделам медицины, например, такие как «Трактат по иглоукалыванию и прижиганию», труды по даоской алхимии – «Рецепты, появившиеся после правления Чжоу», «Баопузы». Кроме того, этот период отмечен появлением труда «Лэйгун паоцзюлунь» о фармацевтике, трактата «Люцзюаньцзы гуйифан» о хирургии, и книги «О причинах возникновения разных болезней», а также «Лулуцзин» о педиатрии. В «Новом издании трактата о корнях и травах» были заложены основы фармацевтики. «Инхайцзинвэй» - труд, в котором содержалось офтальмологическое знание. При династии Тан появились труды «Тысяча золотых важных рецептов» и «Секретные рецепты», написанные знаменитыми целителями Сунь Сымяо и Ван Тао.

При династии Сун (960-1279) в изучении медицины наблюдался важный сдвиг изменение в сфере обучения иглотерапии и прижигания. Ван Вэйи составил иллюстрированную книгу «Точки для иглотерапии на теле человека». Несколько позже он разработал и изготовил две бронзовые модели человека для иглотерапевтического обучения. Это оказало большое влияние на развитие иглотерапии в последующие годы. При династии Мин (1368-1644) некоторые представители китайской медицины предложили разделить эпидемические болезни от других заболеваний. При династии Цин теория эпидемических заболеваний полностью оформилась, вышло в свет пособие «О лечении эпидемических болезней».

По оценкам специалистов, китайская традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных за несколько тысячелетий. Она имеет ценный опыт лечения самых разнообразных заболеваний и сыграла огромную роль в борьбе многих поколений против тяжелых недугов. В Китае были сделаны открытия, которые на много столетий опередили открытия врачей Европы. Например, о важнейшем значении пульса говорится еще в древнем трактате "Хуанди Нэй-цзин": "Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обуславливает круговорот крови и пневмы". Далее в этом же труде есть указание на круговое движение крови: "Сосуды сообщаются между собой по кругу". В этом круге нет ни начала, ни конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно..., а сердце хозяйничает над кровью".

Интереснейшее замечание, особенно если учесть то, что Уильям Гарвей выдвинул свое экспериментальное обоснование теории кругового кровообращения только в 1628 году, т.е. почти на 3500 лет позже написания в Китае трактата "Хуанди Нэй-цзин"!

Уже 4 тысячи лет назад при определении болезней китайские врачи придавали огромное значение исследованию пульса, различая более 500 его видов. Они проводили многообразнейшие наблюдения над действием целебных сил Природы, глубоко знали целебное действие многих минералов, применяли в качестве лечебных средств различные органы животных и насекомых, не говоря уже об обширнейшей, даже по современным масштабам, фармакопее лекарственных растений.

Китайские медики в древние времена, познав существование взаимной обусловленности всех явлений Природы, считали, что человек – это Космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе.

С целью обоснования и организации опыта лечения в теоретической системе китайские врачеватели разработали учение о противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали учение о всепроникающей Животворящей Энергии – "Ци" – источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.

Ян – Мужское Начало. Инь – Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.

Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя.

Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в определенных соотношениях и по вполне определенным законам.

Болезнь китайскими врачами рассматривалась как естественный процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей его средой. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа неизбежно и вполне закономерно изменяются функции и всех других органов и систем. Вообще, теоретические положения системы китайской медицины весьма своеобразны и в корне отличны от принятых в современной европейской науке взглядов, как, впрочем, и методы, и приемы лечения, используемые китайскими врачевателями издревле.

В Китае народные врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет, а то и более. Их учителями были старые опытные медики и древние манускрипты. Таким образом шло обучение народных врачей в древности. Так же оно идет в Китае и сейчас. Передача исторически накопленного опыта шла из поколение в поколение путем непосредственного обучения у постели больного.

Китайская традиционная медицина, как одна из древнейших медицинских систем прошлого, значительно повлияла на формирование медицинских воззрений других цивилизаций Древнего Мира, которые находились в тесном контакте с Китайской Империей.

Европейская медицина стала проникать в Китай в период династии Мин. В то время некоторые представители китайской медицины стали выступать за «сочетание китайской медицины с европейской». Они стали предшественниками взглядов сочетания китайской медицины с европейской, которые распространены в современную эпоху.



biofile.ru

Китайская медицина средневековья

Китайская медицина средневековья развивалась в борьбе, взаимной критике представителей медицины, что создало благоприятные условия для дальнейшего прогресса в этой области. Но они не были использованы в полной мере.

Монгольское нашествие

Начавшееся в 1211 г. монгольское нашествие привело в 1280 г. к захвату Китая иноземными завоевателями. В разоренной стране установилась система жесточайшего гнета и террора. Тысячи китайцев были обращены в рабство, а сотни тысяч других были прикреплены к землям, переданным на «кормление» монгольским ханам. В городах укрепились вражеские гарнизоны. Все это, а также то, что по своей культуре завоеватели стояли значительно ниже побежденных, очень неблагоприятно отразилось на развитии китайской культуры и на медицине. Она в этот почти столетний Юаньский период в известной мере, несомненно, деградировала. Вольная практика врачей была весьма ограничена завоевателями. В целях своей безопасности оккупанты даже изъяли из употребления все сильнодействующие и ядовитые лекарства. Ими было введено и много других запретов.

Интересно отметить, что, когда в середине 13 века, еще до окончательного завоевания Китая, монголы двинули свои войска на запад и покорили арабские страны, в столице их династии Юань — Пекине появилось много пленных арабских медиков. Одновременно существовали параллельно китайская медицина и арабская, представители которых обменивались опытом, накопленным Китаем до 12 века. За исключением этого положительного явления период монгольского ига был «черным днем» для китайской медицины.

Изгнание захватчиков

Как всегда, заслуга изгнания захватчиков принадлежит народу. Он берется за оружие, поднимается на освободительную борьбу, создаются отряды «красных повязок». Из народной среды выдвигаются вожди. Но, взяв Пекин и окончательно разбив монголов, предводитель восставших Чжоу Юань-чжан, родом из крестьян, в 1368 г…становится императором новой династии Мин, а затем жестоко подавляет народное движение и восстанавливает феодальное государство. Хотя дальнейшее развитие получают товарно-денежные отношения, ремесленное производство, мануфактуры, вместе с тем сохраняются и пережитки ранних стадий феодальных отношений. Такая их устойчивость в значительной мере объясняется сочетанием сельского хозяйства с некоторые ми отраслями домашней промышленности – ручным прядением и ткачеством. В больших городах мануфактуры были основаны на значительном разделении производства и благодаря этому могли обслуживать большой рынок. В 33 крупнейших торговых пункта товары поступали не только со всего Китая, но и из Африки, Индокитая, Цейлона, Индии, с островов Индонезии.

Китайская медицина средневековья утверждается

Благодаря многочисленным морским экспедициям (7 наиболее удачных возглавлял евнух Чжен Хэ), Китай приобрел выгодные торговые колонии и установил господство на главных путях Тихого и Индийского океанов. Обширная торговля со многими странами, с одной стороны, и жестокое ограбление народных масс, с другой,— дали возможность господствующему классу накопить огромные богатства. И он вполне мог позволить себе роскошь тратить часть средств и на китайскую медицину. Вновь восстановленная медицинская академия (как и вся деятельность в области медицины) служила почти исключительно удовлетворению нужд императорского двора, сановников и лишь в какой-то мере войска. Даже на руководящие посты в академии назначались представители знати, нередко ничего общего с медициной не имевшие. Они выступали как поборники схоластической системы образования, средневековой мистики и религии.

На государственной службе в столице и главных городах провинций состояло весьма небольшое количество врачей. Большинство же из них занималось частной практикой. Свои знания они приобретали путем прохождения традиционного ученичества у своих отцов.

Определением квалификации подготовленных таким образом медиков вначале занимались особые чиновники, но вскоре эта функция перешла к специальным школам. Однако главной их задачей была подготовка врачей, обслуживающих знать данной провинции. Кроме того, они занимались организацией медицинского обслуживания в этой провинции.

Положение о наследовании профессии врача

Положение о наследовании профессии врача было закреплено государственным актом, согласно которому сыновья не имели права менять ее.

В результате такого правила многие врачи насчитывали среди своих предков не одно поколение медиков. В зависимость от этой генеалогии ставились даже знания врача: он считался тем знатней и лучше, чем больше в его роду было предков той же профессии. А в эпоху Сун официально допускались к самостоятельной практике лишь те, кто наследовал профессию медика не менее, чем в трех поколениях.

Правовое положение врачей

Регламентация медицинской деятельности продолжалась и в Минскую эпоху. В уголовном кодексе того периода можно найти весьма любопытные правила. Одно из них гласит, что врач обязан пользоваться в своей практике только «установленными и освященными наукой (т. е. канонами) способами и средствами». Закон устанавливал и строгую ответственность врача за жизнь больного. Так, если пациент умирал от назначенного ему лекарства даже при соблюдении врачом всех правил лечения, то такой случай квалифицировался как смерть от неосторожного обращения с медицинскими средствами, и за это врача приговаривали к повешению. Если же он по небрежности ошибался в применении правил лечения, что приводило к гибели больного, врача обвиняли в убийстве и подвергали казни через обезглавливание. Строго определялось место жительства врача, менять его категорически запрещалось. Все это означало, что правовое положение врачей было весьма незавидным. Они приравнивались к мастеровым, чья профессия была также потомственной. Испытывали рядовые врачи и значительные материальные трудности. Но тем не менее народные медики не только не отказывались от своей благородной деятельности, но и стремились постоянно совершенствовать существовавшие методы и средства лечения.

Ли Ши-чжень — ученый китайской медицины

Оживленное общение с другими странами — следствие больших успехов мореходства — способствовало ознакомлению китайских медиков с рядом новых лекарственных растений. В свою очередь Китай экспортировал лекарственное сырье, сбор которого являлся натуральной повинностью крестьян. Честь решения исторической задачи по усвоению и критической переработке фармакологических данных прошлого, их унификации и дальнейшему развитию фармакологии принадлежит великому ученому китайской медицины Ли Ши-чженю (родился в 1518 г., умер в 1593 г.).

Ли Ши-чжэнь - ученый китайской медициныЛи Ши-чжэнь — ученый китайской медицины

 

 

Заслуги Ли Ши-чженя, знаменитого китайского фармаколога, в области медицины признаны всем миром. Его родина — уезд Цичунь в провинции Хубэй. Дед его и отец были врачами. Постоянные лишения, недостаток средств к существованию заставляли отца Ли Ши-чженя думать о том, чтобы самому бросить врачевание и стать чиновником. К такой же карьере он готовил и сына, который начал изучать философию, чтобы сдать государственный экзамен на звание чиновника. И лишь будучи в возрасте 30 лет, после того, как он в 3-й раз не выдержал экзамена, Ли Ши-чжень начал изучать медицину.

В отличие от отца, сын считал профессию врача весьма благородной и скоро полюбил ее. Свою медицинскую практику он, так же как и отец, начал среди бедного населения, причем бедняки весьма часто, не имея возможности заплатить ему, оставляли в благодарность за помощь лишь одну тыкву.

Чиновники, деревенская знать и купцы игнорировали как его отца, так и самого Ли Ши-чженя. Но с тем большим уважением относились к ним бедняки.

Будучи высокообразованным человеком, Ли Ши-чжень быстро усваивал все новые данные в области медицины. Широкая же медицинская практика помогла ему приобрести весьма большой личный опыт. И вскоре успехи в лечении больных и абсолютное бескорыстие создали ему славу не только в уезде, но и далеко за его пределами.

Изучая древнюю рецептуру, Ли Ши-чжень заметил в ней явные несоответствия и неправильные указания.

Он поставил перед собой задачу – создать новую, полную фармакопею. С этой целью он досконально изучал все, что было написано о лекарствах за несколько столетий до него, проводил широкие практические наблюдения за природой, собирая лекарственные растения, проверяя их действия на животных.

Ли Ши-чжень не ограничивался изучением растительного мира, но исследовал также и минеральные вещества и средства животного происхождения.

Животных, на которых он испытывал действие лекарств, ученый вскрывал и подробно изучал изменения, происшедшие в их организме под влиянием действия лекарств.

Отличаясь большой наблюдательностью и трудолюбием, Ли Ши-Чжень вскоре собрал весьма много ценных данных о лекарствах.

С целью обобщения опыта и изучения лекарственных средств Ли Ши-чжень посетил почти все провинции. Путешествуя по стране, он также собирал распространенные среди населения рецепты. Именно таким образом им было собрано более 10 тысяч рецептов, которые он затем тщательно проверил путем экспериментирования и после этого включил в свой знаменитый учебник.

В результате двадцатисемилетнего неустанного труда он создал величайшее фармакологическое произведение под названием «БяньЦюэ-гань му». (Краткие сведения об основных лекарственных средствах).

Трижды на протяжении 27 лет Ли Ши-чжень перерабатывал свой труд, который начал писать в 1552 г. и закончил в 1578 г. Издан он был лишь в 1596 г., то есть через три года после его смерти.

Книга эта состояла из 52 томов (2 миллиона иероглифов и содержала описание 1892 наименований лекарств, из них 1094 лекарственных растений 444 лекарств, изготовленных из продуктов животного происхождения, 275 видов лекарств минерального происхождения, 79 видов прочих лекарств, описания 374 видов лекарств, обнаруженных самим автором. Кроме того, в книге было помещено свыше десяти тысяч рецептов.

Каждое лекарство имеет четкое и подробное описание: форма, запах, цвет, способ сбора сырья и, наконец, способ изготовления. Книга содержала более тысячи рисунков.

Для создания этого великого труда Ли Ши-чжень привлек всю свою семью — детей и внуков, одних для переписывания, других для изготовления лекарств, третьих для проверки их действия.

«Бянь Цюэ гань му» является замечательным вкладом не только в китайскую медицину средневековья. Этот труд был переведен на латинский, русский, английский, французский, немецкий, японский и другие языки. Так, первое печатное издание книги (1606 г.) в Японии было широко распространено, а затем она издавалась в этой стране еще дважды (1783 и 1929 гг.). Заимствования из труда Ли Ши-чженя можно найти в «Описании лекарственной флоры Китая», вышедшем на латинском языке в 1659 г. Отдельные главы книги русского врача А. Татаринова «Каталог китайских медикаментов» (1857 г.) являются переводами из «Вянь Цюэ гань му». Примеров такого рода можно привести очень много.

Перу Ли Ши-чженя принадлежит также «Книга о пульсах» (1564 г.) и трактат об иглоукалывании (1572). Он оказал огромное влияние на развитие ботаники в Китае.

В Китае память о Ли Ши-чжене хранится особенно бережно, а его имя является синонимом преданности науке и служения своему народу.

libtime.ru