Медицина древнего ирана. Почему Иран становится медицинской Меккой Ближнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что представляла собой фармация Древнего Ирана? Медицина древнего ирана


Что представляла собой фармация Древнего Ирана?

 

 

       Древнейшие следы заселения территории Ирана относятся к мустьерскому времени. В 7- 5 тысячелетиях до нашей эры в отдельных районах началось возделывание зерновых культур, в 4-3 тысячелетиях до нашей эры появились первые поселения оседлых земледельцев и скотоводов. В 3 тысячелетии до нашей эры на Юге-Западе Ирана возникло Эламское государство. Эламцы заимствовали у шумеров клинопись, вытеснившую в середине 3 тысячелетие до нашей эры местное иероглифическое письмо. Около 2200 года до нашей эры горные племена северо-запада Ирана - гутии (или кутии) временно завоевали юг Месопотамии (государства Шумер и Аккад), западно-иранские племена (касситы и другие.) с18-16 вв.до конца 13 в.до нашей эры владели Вавилонией. В период расцвета Эламского государства (13-12 вв. до н.э.) в его состав входила часть Месопотамии. Т.о., по меньшей мере с начала 3 тысячелетия до 12 в. до нашей эры народы, населявшие территорию Западного Ирана, развивались под влиянием более древней культуры Месопотамии и, по-видимому, восприняли достижения месопотамской Медицине. Вместе  с тем известно, что народы Древнего Ирана имели оживленные торговые связи с Египтом, что в Иране высоко ценились египетские врачи и египетская медицинская литература. Поэтому не исключено, что мед. Представления, диагностические и лечебные приемы древнеегипетской Медицины были также распространены в Древнем Иране. Имеющиеся в литературе отрывочные сведения о состоянии иранской Медицины в этот период, а также о степени влияния на нее месопотамской и древнеегипетской Медициной крайне противоречивы.

        В течение 2 тысячелетия до нашей эры на территорию Ирана стали проникать индоевропейские племена Ариев, язык которых в 1 тысячелетии до нашей эры стал преобладающим. К 7 в. до нашей эры западные районы Ирана, которые населяли арийские племена мидян, входили в состав Ассирийской державы. Около 673 - 672 гг. до нашей эры в результате восстания в северо-западной части Иранского нагорья возникло государство Мидия. В 616 - 605 гг. до н.э. Мидия в коалиции с Вавилонией разгромила Ассирийскую державу. С этого времени началось возвышение Мидийского государства, которое в период своего расцвета занимало большую часть территории Ирана, а также часть территории современных Армении, Грузии, Азербайджана, народы которых внесли существенный вклад в развитие культуры и Медицины. В 550 г. до н.э. власть на территории Ирана перешла в руки персидской династии Ахеменидов. К концу 6 в. до н.э. государство Ахемединов стало крупнейшей мировой державой, простиравшейся от берегов Инда на Восток до Эгейского моря на Запад и от Армении на Север до первого порога Нила на Юг. Вопреки указаниям древнегреческих историков, есть основание предполагать, что персы на завоеванных территориях проявляли веротерпимость и лояльно относились к достижениям культуры покоренных народов. В 330 г. до н.э. держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским, после смерти которого Иран вошел в состав эллинистического государства Селевкидов.  С этого времени, включая период существования Парфянского царства (середина 3 в. до н.э. - 224 г. н.э.), иранская культура и медицина испытывали значительное влияние и эллинистических традиций. Большую роль в развитие культуры и медицины в Иране сыграли также культурные традиции народов Средней Азии.

        Вопрос о религиозных представлениях народа Древнего Ирана остается до конца нерешенным. Большинство исследователей полагают, что до 3 в. до н.э. единых религиозных представлений у народов Ирана не было, ведущее место в религии принадлежало местным  культам. С конца 7 в. до н.э. на Северо-востоке Ирана началась проповедь нового религиозно-философского учения зороастризма, ставшего с 3 в. до н.э. единой религией народов Ирана и Средней Азии, вплоть до насильственного внедрения ислама. В зороастризме нашли отражение космологические представления индоиранских племен. Бытие мыслилось как борьба двух начал: света, олицетворением которого был бог Ормазд, и тьмы, которую олицетворил бог Ахриман. Этика зороастризма включала отказ от непротивления злу, пассивности и нирваны, требование деятельной борьбы со злом и стремление к самосовершенствованию. Философские  и этические положения зороастризма наложили печать своеобразия на культуру и медицину Древнего Ирана.

      Источниками изучения культуры и медицины Древнего Ирана, помимо данных археологии, служит Канон Авесты - сборник гимнов и религиозных текстов ахеменидского и доахеменидского времени, составлявшийся в течение почти тысячелетия. Двадцатая книга этого канона «Вендидат» содержит некоторые данные о древнеиранской медицины. На среднеиранском языке в 3-7 вв. составлялись обширные своды религиозных и эпических сказаний иранских племен, летописи, дидактические сочинения. Интерес представляет сборник поучительных рассказов «Калила и Димна», по легенде , в эпоху Сасанидов записанных молодым врачом-иранцем Барзавенхом в Индии. Сборник содержит большое число афоризмов о народной медицине, врачах, болезнях, способах их лечения и предупреждения. У Геродота, Иллиния Старшего и других античных авторов содержатся сведения медицинской организации, созданной при Ахеменидах в сухопутной армии и на флоте.

        Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: представление о зависимости существования человека от четырех стихий  - солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма  - алой, черной, белой крови и желчи. Причем  соки организма то находятся в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что и дает начало здоровью или болезни. Важное место в общебиологических представлениях древних иранцев имело учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от солнца и огня. Однако более важную роль в жизнедеятельности играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растений и животных и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого, то в нем образуется тепло, и человек становится добрым, т.е. уравновешенным, здоровым. Если же человек поглощает мало света, то он близок к злу и становится во всех отношениях «нехорошим». Жрецы-зороастрийцы считали центром распределения тепла в организме желудок и рассматривали его как основной орган человека. Важная роль отводится также печени, считавшейся местопребыванием страстей.

       Изучение Авесты показывает, что ее создатели имели некоторые, хотя и весьма скудные, представления о строении и функциях человеческого тела. Различалось три вида сосудов человека: несущие черную кровь (болезнь), несущие алую кровь (здоровье), сосуды без крови (очевидно, нервные стволы), от которых зависит вся жизнь.

        Общей причиной любой болезни считались либо козни бога тьмы Ахримана (степень тяжести болезни зависела от степени греховности человека и озлобления), либо гнев бога добра Ормузда, если человек ушел «от добра к злу». Сама болезнь считалась нарушением равновесия между органами. Среди причин возникновения заболеваний на первом месте стояло переохлаждение, затем невоздержанность в пище или недоброкачественность пищи, недоедание, злоупотребление работой, отдыхом, половой жизнью, нравственное падение - грех и, наконец, гнев Ахримана, передаваемый через ядовитых животных, насекомых и червей, а также посредством теплого и холодного воздуха. В происхождении болезней и их лечении существенная роль уделялась психике: по Авесте, гнев подавляет аппетит, а радость его возвращает, «глубокая дума» ведет к психическим расстройствам.

       Врач в Древнем Иране был окружен ореолом совершенства и мудрости. Медицине учились долго, главным образом по книгам. Книги носили компилятивный характер, усиленно переписывались, покупались за границей, передавались из поколения в поколение. В Авесте отражено положение врача а Иране. За лечение он получал плату, размер которой зависел от социального положения и материального достатка пациента. Медицина в Авесте определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии. Поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания гигиенического характера: содержание в чистоте тела, одежды, дома, домашних животных, уничтожение всего гниющего, очищение одежды и предметов, находившихся в соприкосновении с больными и трупами. Рациональные элементы содержались и в предписаниях о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, в запрещении пить опьяняющие напитки и др. Учение о врачебной этике соответствовало этике зороастризма и было пронизано гуманизмом. Знание врачом приобретается только для пользы другим; он обязан использовать любую возможность для самосовершенствования. Врач должен быть вежливым, ласковым в обращении, деликатным в беседе, не поверять врачебной тайны даже самым близким друзьям, говорить только о вещах достоверных, не высказывать того, в чем придется раскаиваться позже. Последнее особенно важное при постановке диагноза болезни и в предсказании ее исхода.

      Анализ текстов Авесты показывает, что врачи Древнего Ирана и Средней Азии, в т.ч. жрецы-зороастрийцы, в практической деятельности пользовались главным образом рациональными приемами. В диагностике большое место занимали осмотр внешнего облика больного, исследование мочи и пульса. Признание недуга самим больным и раскрытие его врачу рассматривались как условие, без которого невозможно излечение: «Кто скрыл болезнь перед врачом, тот обманул себя».

      Среди представителей отдельных отраслей медицинские знания выделялись врачи зубные, глазные, по вен. болезням, а также врачи, «знающие способы лечения душевных болезней». Однако считалось, что излечение человека, у которого погибает душа (как творение бога), так же невозможно, как воскрешение мертвеца. Была развита хирургия, или «медицина ножа». Насколько ответственной считалась хирургическая операция, показывает правило присуждения врачу права самостоятельно пользоваться приемами хирургии лишь после того, как он не менее трех раз совершит «резание» больного с исходом в выздоровление. Имелся богатый арсенал хирургических инструментов. При сшивании ран широко использовались жилы животных. Применялись средства для обезболивания - вино, чаще опий, гашиш в виде жидкостей, а также порошков, вдувавшихся больному мехом per rectum. В Авесте содержится подробное описание раневого шока и мер против его развития - согревание тела, покой, обильное питье.

       В Авесте приводится обширный перечень болезней и симптомов заболеваний. Чаще всего упоминаются лихорадки; среди них первое место занимает малярия, осенью протекавшая в коматозной форме. Об оспе часто говорится в связи со слепотой, возникшей в результате этого заболевания, которую отличали от сумеречной слепоты. Типичной болезнью для низменностей страны считалось слоновость. Описываемые гнойные артриты, «проказа заднего прохода» (геморрой), трофические язвы голени подлежали лечению у хирургов.

        Применялись разнообразные лекарственные средства. При кожных заболеваниях употребляли соль, киноварь, серу; сурьму использовали как косметическое средство и лекарство при заболеваниях глаз; свинцом лечили раны; мускус, амбру, бобровую струю применяли в качестве тонизирующих средств. Из животных средств чаще всего использовали печень, желчь, жир, мед, воск. Змеиный яд применяли как с лечебной, так и с профилактической целью. В большом ходу были местные виды лекарственных растений: финики, айва, орехи, а также оливковое, кунжутное масло. Из привозных средств как лекарство от «проказы» (различных кожных заболеваний) славился сандал. Камфора еще до новой эры широко применялась древнеиранскими врачами для лечения сердечных и легочных страданий. Имелись аптечные сады в городах, где разводились многие ароматические растения, например, базилик. Аптеки существовали при дворцах вельмож. Врачи жреческого сословия имели собственные кладовые, откуда лекарства выдавались больным специальными хранителями па рецептам владельцев-врачей.

26.05.2015

www.pharmspravka.ru

Врачи и вознаграждение за врачебный труд в древнем Иране

Расцвет медицины в древнем Иране пришелся на период с 9 по 14 века н.э., называемый «золотым веком иранской медицины».Прошлое иранской врачебной науки восходит к доисламскому периоду. Первый в Иране центр по обучению врачей был организован в Сасанидский период в третьем веке н.э. в Джонди Шапуре близ Ахваза.5 направлений медицины в древнем Иране

1. «Ашу-медицина».  Название происходит от слова «ашу» (чистота). Сопоставимо с современной наукой о санитарии. Способ лечения больных, а также предотвращения и профилактики заболеваний при помощи чистоты и очищения.2. «Дад-медицина». Название происходит от слова «дато» в значении «справедливость и суд». Сопоставимо с современным медицинским законодательством. Это направление занималось законами и инструкциями в медицинской сфере.3. «Кард-медицина». От слова «кард» - нож. Сопоставимо с хирургией.4. «Арур-медицина». От слова «арур» - растение. Сопоставило с современной фармакологией. Врачи-фармакологи имели дело с лекарственными растениями, изучали их и прописывали больным для излечения.5. «Мантре-медицина». Слово «мантре» переводится как мантра или священное слово. Сопоставимо с психотерапией. Лекари этого направления исцеляли больных при помощи чтения стихов и молитв из священных книг.

Вознаграждение за врачебный труд в древнем Иране

       Вознаграждение зависело от социального положения больного. К примеру, священнослужители ограничивались молитвой и благословением в адрес врача!        Старейшины семьи, рода, селения и губернаторы областей расплачивались за визит  врачу соответственно подношением в виде одного осла, одной лошади и одного верблюда либо четырех лошадей. Заболевшие женщины должны были принести лекарю четырех самок домашнего скота.

Медицинское законодательство в древнем Иране

       Существовала стройная и логичная система, в соответствие с которой врачи действовали по единым законам и инструкциям. Министр здравоохранения назывался «Даростбад».        Люди, которые вели медицинскую статистику или изучали истории болезней, назывались «атерван». Во время работы лекари должны были прикрывать рот и нос чистой тканевой повязкой, которая называлась «панам». Во врачебные обязанности входило наблюдение за  санитарным состоянием воды, почвы, воздуха и сельскохозяйственной продукции и устранение всех загрязнений, которые могли привести к возникновению эпидемий.

Условия жизни древних медиков

       Врач должен был быть хорошо обучен и обладать высоким мастерством в своем деле, хорошо разбираться в лекарствах и постоянно совершенствоваться в своей науке. Ему следовало выслушать жалобы больного и проявить мастерство в деле распознавания болезни. Врачу полагалось быть вежливым, благородным, терпеливым, неприхотливым, скромным и внушающим доверие человеком.Врач должен был иметь достойное и опрятное жилище и одежду и хорошо питаться. У каждого врача была резвая лошадь, на которой в экстренном случае он мог быстро добраться до пациента.Врач должен был всегда иметь при себе достаточный запас лекарств и медицинских инструментов. Вознаграждение за врачебный труд варьировалось в зависимости от социального положения больного. Каждый платил, исходя из своих возможностей. В уплату за лечение падишаха и его семьи давали повозку, запряженную четырьмя лошадями, лечение военачальников, губернаторов провинций и городов стоило одной лошади, торговцев лечили за одного верблюда, крестьянин расплачивался одним бараном или его денежным эквивалентом, а неимущие могли лечиться бесплатно.

sanaei.livejournal.com

Почему Иран становится медицинской Меккой Ближнего Востока

В 2003 году Министерство здравоохранения Ирана взяло курс на развитие медицинского туризма в стране. Так, за последнее десятилетие приток таких туристов увеличился с 20% до 25%. Цифры становятся особенно весомыми, если сравнить их с мировыми показателями. За тот же период число людей в мире, которые едут в другие страны ради лечения, выросло на 10-12%. В течение 2012 года для получения медицинских услуг в Иран приехали около 200 000 человек, и, согласно прогнозам, в этом году их количество может увеличиться до 305 000. Несмотря на такой значительный рост, уровень развития Ирана в медицине все еще нельзя поставить в один ряд с Германией, Швецией или, к примеру, Израилем. Однако Исламская Республика уже добилась значительных успехов и уверенно выходит на лидирующие позиции в регионе по числу медицинских туристов.

Итак, почему же Иран обрел такую популярность?

 

Древние медицинские традиции

История иранской медицины уходит корнями в глубокую древность. Уже в Авесте, [сборник древних писаний зороастрийцев, созданный в I тысячелетии до н.э.] говорится, что в Иране существовало три вида целителей: те, кто лечил травами, ножом (нынешние хирурги) и молитвами, причем третья группа считалось самой важной. Персы всегда были в курсе последних достижений медицины древней Греции и Индии, так как Иран находится на пересечении двух сторон света.

Один из самых выдающихся иранских исследователей в области медицины Ибн Сина / wikipedia.org

В городе Гундешапур, расположенном недалеко от современного Ахваза, существовала школа (III век н.э.), где проводились многочисленные научные исследования, которые оказали значительное влияние на ученых других цивилизаций. Недавно при помощи современных технологий врачи изучили медицинские средства, которые использовались в средневековой Персии. Полученные результаты подтвердили высокий уровень развития Ирана в этой сфере в то время.

 

Высококвалифицированные специалисты

Раньше, чтобы получить качественное лечение, иранцы ездили за границу, но сегодня в связи с улучшением медицинской сферы в Иране, они предпочитают оставаться в своей стране. Каждый год Иран успешно готовит высококвалифицированных специалистов в области онкологии, офтальмологии, пластической хирургии, кардиологии и стоматологии, о которых теперь знает весь мир.

Больница имени доктора Шариати в Тегеране / wikipedia.org

Профессионализм иранских врачей можно сравнить с европейскими стандартами, однако их услуги обойдутся в разы дешевле. Стоит отметить, что Иран – одна из пяти лидирующих стран в области биотехнологий. Исламская Республика располагает более чем 488 государственными больницами, значительная часть из которых находится в Тегеране. После столицы самыми популярными медицинскими центрами считаются Мешхед, Шираз и Тебриз.

 

Низкие цены на лечение в Иране

За последние десятилетия медицинские услуги в Северной Америке и Европе стали значительно дороже, а списки пациентов, ждущих своей очереди на оказание лечения в таких странах как Канада и Великобритания, постоянно пополняются. Вследствие этого многие едут в Азию, дабы получить качественное лечение по приемлемой цене. 

flickr.com, автор фото: Images Money

 

Удобное расположение и уникальные природные условия

Географическое положение Ирана также играет важную роль. Так как Иран лидирует по качеству медицины среди остальных стран Ближнего Востока, многие жители Азербайджана, Пакистана, Индии, Ирака, Кувейта, Туркменистана, Сирии, Ливана и других государств едут в эту страну в поисках хорошего лечения за разумную цену.

Горячие миниеральные источники в городе Сарэйн / mehrnews.com

Кроме того, Иран отличается разнообразием климатических зон. Здесь насчитывается около 7500 видов растений, и 1800 из них применяются в медицине. Некоторые виды местной флоры невозможно найти в других местах. Согласно Всемирной организации здравоохранения, 30 иранских компаний занимаются производством лекарств из трав. Более того, природа щедро одарила Исламскую Республику источниками лечебных вод, солей и грязей, и ежегодно в страну приезжают тысячи туристов для проведения оздоровительных процедур.

 

Простые визовые правила

Многие страны требуют медицинскую визу для тех, кто едет на лечение. В Иране же такого правила нет, и туристы приезжают в страну с обычной визой в паспорте, которую оформляют по упрощенной системе. В клиниках перестали ориентироваться только на местных пациентов, и теперь здесь открываются специальные отделения для иностранных граждан. С каждым годом все больше больниц получают лицензию на медицинский туризм от Министерства здравоохранения, вследствие чего они могут обеспечивать для путешественников различные услуги, включая трансферы из аэропорта, проживание или сиделок для тех пациентов, кому они необходимы.

Иранская виза / flickr.com, автор фото: Sam Beaver

 

Иран – гостеприимный народ

Часто, если спросить кого-нибудь, кто побывал в Иране, что ему понравилось больше всего, то он в первую очередь скажет о том, какие там люди. Местные жители чрезвычайно дружелюбны и отзывчивы. Это касается не только их постоянного желания пригласить куда-нибудь своего гостя или целый день бродить с ним по городу, рассказывая о самых интересных местах, но и заботы о пациентах. Персонал всегда старается создать максимально комфортные условия для больного, исключив любую возможность возникновения стресса или беспокойства.

Иностранец в окружении иранцев / flickr.com, автора фото: Henk van Dillen

iransegodnya.ru

Месопотамия

Здесь были предприняты попытки группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос­тоянию рта, носа, губ, виду ног. ладоней, характеру движения. Ви­зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Были разработаны Физиогномика (основана на системе аналогий и сравнений), "ме­дицина ножа" (хирургия) и "травная медицина" (терапия). Врачи-хи­рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос­тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть (при наружных и внутренних бо­лезнях), серебро (при заболеваниях половых органов), свинец (в глазной практике). Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.

При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание ве­щей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен­ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопро­вод, канализация: в одном из домов были обнаружены ванные комна­ты, уборные, пол, покрытый гипсом: из хозяйственных построек -кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук­тов, бани.

Древний Иран

В диагностике большое значение придавалось внешнему облику больного, а также исследованиям мочи и пульса. Среди врачей су­ществовала специализация: врачи глазные, зубные, по родовспоможе­нию, венерологии, "знающие способы лечения душевных болезней". Врачи Древнего Ирана из патологических состояний описали раневой шок и разработали меры, предупреждающе его развитие (согревание тела, покой, питье воды). В "Каноне" Авесты перечисляются такие заболевания как оспа, слоновость, гнойные орхиты, геморроидные шишки и др.

Для лечения болезней применялись разнообразные лекарствен­ные средства (соль, киноварь, сера, сурьма, мед, воск и др.). В городах создавались аптечные сады. Хорошо была развита хирур­гия. Имелся богатый ассортимент хирургического инструментария.

Большое внимание уделялось предупреждению болезней: "Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя". Отсюда и Функция врача -сохранять тело здорового и возвращать здоровье больному. Древне-иранские врачи одни из первых начали проявлять интерес к профес­сиональным вредностям в работе кузнеца, каменотеса, дубильщика кожи и др.

В7 Особенности медицины древних цивилизаций (Древняя Индия, Древний Китай).

Индия. Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди­цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име­ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос­тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени, исследования пульса. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаяение катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру­ментарий насчитывал более двухсот наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, ограничивается употребление мяса и реко­мендуются свежая растительная пища, молоко и мед: указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес­твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами, в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, в Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.) - колод­цы, бани, купальня, система канализации, в Такеиле (VI-V вв. до н. э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.

studfiles.net

Врачи и их жалование в Древнем Иране

В Иране еще в древние времена в различных областях науки существовали ученые, заслужившие широкую известность и создавшие свои собственные методики. Одна из наук в развитии которой иранцы сыграли важную роль – медицина. Медицина существовала в Иране как наука еще до Авестийского периода и появления Заратуштры, то есть около 1000 лет до нашей эры. Ко времени появления Заратушы, который также прославился как выдающийся лекарь, медицина была распространена в Иране уже многие века. В Авесте – книге, которая является полным собранием истории и культуры иранцев в период до Заратуштры и до его времен – также содержатся многочисленные упоминания науки врачевания и имен иранских лекарей. Также в других произведениях Сасанидского периода и в более поздней литературе на персидском языке мы встречаем указание на значение медицины для Древнего Ирана. Из древних текстов:«Джамшид, четвертый царь из династии Пишдадиан, был первым, кто ввел омовением горячей и холодной водой. За время его семисотлетнего правления ни растение пожухло, ни животное захворало».Направления медицины Древнего Ирана:1. Ашу-врач: слово «ашу» в значении «чистый», соответствует слову «гигиена», то есть, поддерживая чистоту и гигиену, врачи лечили больных и предотвращали появление болезней.2. Дад-врач: слово «дад» в значении «правосудие», это направление соответствует судебной медицине: врачи работали по специальным указаниям и приказам.3. Кард-врач: слово «кард» означает «нож», представители этого направления были хирургами.4. Арвар-врач: «арвар» в значении «растения, травы». Врачи такого рода занимались изготовлением лекарств - древние фармацевты, знали о полезных свойствах разных растений и назначали их больным для лечения.5. Мантаре-врач: «мантаре» означает «божественные изречения», это направление медицины до какой-то степени соответствует психологии. Врачи, специализирующиеся в данном направлении лечили больных, декламируя строки из святого Писания, читая молитвы и совершая зикр.

Плата за прием у врача в Древнем Иране:

Заработная плата врача точно соответствовала социальному статусу пациента, к примеру, мабеды, зороастрийские жрецы, вознаграждали лекаря молитвой и благословением; глава семейства, племени, деревни или провинции в качестве оплаты за услуги лекаря жаловали ему соответственно: осла, коня, верблюда или четыре коня. Больные женщины в качестве вознаграждения отдавали лекарю самку животного.

Законы врачевания в Древнем ИранеВ Иране существовали региональные организации врачей, и все лекари руководствовались едиными законами. Министр здравоохранения носил титул «дарустбод». Те, кто занимался медицинской статистикой и изучал историю болезней назывались «атрован». Врачи во время работы должны были закрывать рот и нос отрезком чистой ткани, такая медицинская маска называлась «панам». Ответственность за поддержание чистоты воды, земли, воздуха, сельскохозяйственной продукции и устранение всех загрязнений, которые могли бы стать источником болезней, лежала на плечах правителей.некоторые медицинские инструменты, которыми пользовались персидские врачи во время СасанитовДревние лекариВрач в Древнем Иране должен был быть хорошо обучен, полностью владеть своим ремеслом, знать все особенности лекарств и постоянно совершенствовать свои знания. По жалобам больных он должен был уметь точно определить причину боли. Также лекарь должен был быть красноречивым, благородным, терпеливым, убедительным, скромным и надежным человеком. Место жительства врача, его одежда и пища, должны были быть хорошими, достаточными и чистыми. Заработная плата врача зависела от социального статуса его пациентов - люди вознаграждали лекаря в соответствии со своими собственными материальными возможностями. Царь или член царской семьи должен был отдать за прием у врача карету, запряженную четырьмя лошадьми, полководец или губернатор провинции – коляску, запряженную одной лошадью, торговец – верблюда, крестьянин – овцу или ее эквивалент в монетах, бедняки же лечились бесплатно.

sanaei.livejournal.com

Медицина и врачевание в Иране

Нельзя сказать точно, кто был первым врачом, но несомненно, среди разных племен и народов находились смелые люди, становившиеся врачами и бравшиеся за лечение больных с помощью лекарств и простых инструментов.

С течением времени и формированием разных цивилизаций методы лечения приняли более научный характер. Из рукописей, дошедших до нас от египетской, индийской, китайской и греческой цивилизаций, становится ясно, что врачи, принадлежащие к этим культурам, были знакомы с травяными лекарствами и выписывали своим больным лечебные рецепты.Иран так же принадлежит к числу тех стран, которые в силу своей древней культуры воспитали в своей среде многих ученых в разных научных областях, в том числе медицинской. Исторические источники повествуют о том, что медицина и врачевание существовали в Иране за 700 лет до н.э. С тех пор они существенно обогатились за счет широкой сферы влияния господствующих над Ираном властей, а так же экономического, культурного и научного сотрудничества Ирана с древними цивилизациями Вавилона, Ассирии, Египта и Индии.

Согласно книгам, дошедшим до нас от древних иранцев, (живших в период до Р.Х.), врачи того времени были знакомы с более чем тысячью болезнями, которых они лечили при помощи десятков видов лекарственных растений. Древние иранцы хорошо знали сотни видов целебных и пищевых растений и веществ; им так же было известно об антисептических свойствах некоторых растений, таких как рута и камфара. В иранских городах, таких как Рей, Хамедан и Персеполь, функционировали различные медицинские институты и центры. Учеба в медицинских институтах продолжалась многие годы, во время которой обучение происходило в теоретической и практической форме. Выпускники этих институтов делились на врачей трех специальностей: целителей, орудовавших религиозными принципами, целителей, орудовавших растениями и целителей, орудовавших ножами. Последние совершали операции, как современные хирурги.Интересен тот факт, что в Иране в период до нашей эры разрешением на врачевание обладали только те врачи, у которых имелся аттестат или свидетельство. Аттестат того времени аналогичен диплому доктора медицинских наук в современном мире, который выдается профессорами и сотрудниками медицины студентам-медикам. Обычно, если кто-то трижды не проходил теоретические и практические экзамены, он навсегда устранялся от практики.

Доктор Сирил Элгод в своей книге под названием «История медицины в Иране» пишет: «Роль Ирана в мировой медицине настолько же велика, как и роль его поэзии и искусства миниатюры в сфере всемирной литературы и искусства». Ссылаясь на ценные темы в убеждениях древних иранцев относительно вопросов медицины и диагностики, этот британский исследователь высказывает убеждение, что основы медицины и ее учения в Иране были намного развитее по сравнению с другими цивилизациями своего времени. Говоря о влиянии иранской медицины на Грецию, пишет:

«В седьмом веке до нашей эры греки не отличались значительным прогрессом в области медицины. Однако, в пятом веке до нашей эры, то есть спустя двести лет, они добились большого успеха в этой сфере. Прогресс и развитие греков был тесно связан с их контактами с иранцами и перенятием научных знаний этой страны».

Вторжение Александра Македонского в Иран в 331 году до нашей эры является одним из мрачных исторических отрезков для этой страны. Александр вместе со своим войском совершил немало убийств и грабежей в Иране. По приказу Александра были сожжены книги и научные сокровищницы Ирана в различных областях, медицины, философии, астрономии и сельского хозяйства, но после их перевода на греческий язык. После смерти Александра и заката его империи научные усилия иранцев постепенно стали возрождаться. Знания и мастерство возросли, и во многих городах Ирана появились многочисленные научные центры.

Одним из выдающихся научных центров в Иране до принятия ею ислама был университет и клиника Джонди Шапур. В этой лечебнице иранские, греческие и индийские врачи занимались обучением, исследованиями и лечением больных, причем обучение медицине проходило в практической и клинической форме. Именно из этой лечебницы вышли первоклассные врачи, которые, приехав в Багдад, основали там медицину. Научные предметы, преподававшиеся в университете Джонди Шапур, включали в себя медицину, философию, математику, ботанику, фармацевтику и некоторые другие науки. Однако обучению медицине уделялось особое внимание. Врачи университета Джонди Шапур при помощи своих открытий оттачивали и совершенствовали научные методы других, упорядочивали законы и основы медицины, а так же регистрировали и записывали проделанные ими работы. Благодаря собраниям врачей из Ирана, Греции, Индии и других стран в университете Джонди Шапур возросло число абитуриентов в медицинской отрасли, а также импорт многих лекарственных растений из разных точек мира в Иран и наоборот.

Таким образом университет Джонди Шапур с точки зрения диагностики, медицины и врачевания был в свое время уникальным учреждением, настолько, что 7 известных греческих ученых, узнав о величии этого университета, в 529 году вследствие усиления религиозного фанатизма и закрытия учебных заведений в Афинах и Александрии искали убежища в Иране. Одним из этих ученых был Прискиан, неточный перевод сборника мнений которого относительно физиологических функций, устройства природы, астрономии и истории хранится сегодня в библиотеке Сен-Жермена, пригорода Парижа.

Дорогие друзья, нашу сегодняшнюю передачу мы завершаем мудрыми изречениями известного и великого арабского врача Хариса ибн Кольде, который обучался в университете Джонди Шапур. Он говорит о лекарствах следующее:«Избегай принятия лекарств, когда пребываешь в здравии, а если с тобой случится болезнь, прежде, чем она овладеет тобой, прими лекарство, чтобы оно устранило твою боль, ибо тело человека подобно земле; если ты улучшишь и подготовишь землю, она станет процветать, если же ты оставишь ее на произвол судьбы, она испортится.» Он так же давал своим современникам следующие советы по поводу санитарии питьевой воды:«Жизнь человека и крепость его тела зависят от воды. Если вода будет в меру. Пить воду после сна - вредно. Лучшей водой является питьевая вода, сияющая и прозрачная. Для питья пригодна вода, текущая по широким полям и песчаным пустыням. Чистая и холодная вода больших ручьев, не смешанная с водами лесов и зарослей тростников, пригодна для питья.»

russian.irib.ir

Достижение иранской медицины

Одним из крупных достижений мировой медицины за последние 50 лет считается пересадка или трансплантация органов.

Некоторые страны в этой области добились высокого научного потенциала, разработали новейшую аппаратуру.

Трансплантация органов, можно сказать, является своеобразным критерием уровня развитости медицины и научно-прикладного потенциала медицинских центров. По свидетельству Всемирной Организации Здравоохранения, Иран входит в число первых шести стран мира по трансплантации органов. В стране действует более 80 центров по пересадке органов (сердца, печени, почек, костного мозга, легких и т.п.) и тканей (роговой оболочки, кожи, кости, сердечных клапанов, сухожилий, хряща), которые позволяют не только удовлетворять нужды больных внутри страны, но и зарубежом.

 

С учетом высокого потенциала иранских специалистов по пересадке органов и сравнительно низких затрат на лечение в Иране, по сравнению с европейскими странами, ИРИ за последние годы постоянно принимает у себя больных, которым требуется пересадка органов, в частности из Азербайджана, Омана, Афганистана, Саудовской Аравии, Ирака и ОАЭ.

 

В плане научного развития и сотрудничества региональных стран, с учетом прогресса Ирана в медицинской области, в нашей стране впервые на Ближнем Востоке было создано Научное общество по трансплантации органов. Иран также регулярно отправляет в соседние страны медицинские команды по трансплантации органов. Недавно одна из таких команд впервые провела пересадку почки в Азербайджанской республике.

 

ИРИ является одним из пионеров в пересадке почки в регионе, занимая в этом направлении первое место на Ближнем Востоке и четвертое - в мире. Ежегодно в Иране осуществляется 1500 операций по пересадке почки. Иранская методика пересадки почки, известная в мире под названием «иранской модели», снискала немало успехов. Многие зарубежные специалисты приезжают в Иран для ознакомления с этой методикой. Ее особенность - в возможности пересадки почки от человека из другой семьи. 15-летний опыт иранских врачей в этой области показывает, что эта процедура так же эффективна, как получение почек от родственников.

 

В период расцвета исламской цивилизации в мусульманских странах существовали многочисленные госпитали. В исторических документах этого периода упоминается, что в первые столетия появления и распространения ислама в результате научных прогрессов мусульман в этих странах были построены крупные и весьма оснащенные (по меркам тех времен) медицинские, научные и здравоохранительные центры, такие как Багдадский госпиталь, Госпиталь Бармакидов, Госпиталь в Сайде, Госпиталь Мансури в Каире. Наряду со стационарными госпиталями существовали и передвижные госпитали или клиники, которые лечили больных в отдаленных районах во времена эпидемий чумы или холеры.

 

Госпитали и медицинские центры сооружались в местах с благоприятными климатическими условиями (это было одно из главных условий выбора места). Французский исследователь Густав ле Бон пишет по поводу госпиталей периода исламской цивилизации:«Госпитали того времени сооружались в полном соответствии с требованиями здравоохранения, они были довольно просторными и отличались хорошими климатическими условиями. Студенты медицины в этих центрах занимались обследованием и даже лечением больных под наблюдением опытных врачей».

 

Система управления госпиталем в период исламской цивилизации во многом напоминала современную систему. При каждом госпитале имелась аптека. Помимо директора госпиталя, который надзирал за работой врачей, один из врачей постоянно дежурил в здании госпиталя. В те времена, поскольку обучение медицине проводилось в самом медицинском центре, студенты медицины в сопровождении и под наблюдением более опытного врача обследовали больных, знакомясь с процедурами распознавания симптомов, с рецептами изготовления разных лекарств, их дозировкой и случаями применения.

 

В числе известных госпиталей в Иране в период расцвета исламской цивилизации следует выделить медицинские центры в Рее, Заранде, Исфагане и Марве. Наряду с этим известный во времена Сасанидов госпиталь и медицинский университет Джонди-Шапур (названный по имени шаха Шапура) после прихода ислама в Иране сохранил свою былую славу. Сегодня на месте этого первого в мире медицинского университета, древность которого составляет как минимум 1700 лет, стоит Университет медицинских наук Ахваза, имеющий 8 институтов, 420 человек научной коллегии, 200 научно-исследовательских групп, 6 образовательных госпиталей и более пяти тысяч абитуриентов.

 

Один мудрец сказал: «Когда ешь, выбирай дозволенную еду (халял), начинай трапезу с имени Бога и помня о словах светлости имама Али (да буд..) - Не садитесь за скатерть, пока не проголодаетесь, и вставайте со скатерти, пока не насытитесь до отказа».

 

Далее мудрец говорит: «Поэтому человеку при еде следует отвести треть желудка для пищи, треть - для воды, и одну треть оставлять пустым».Вы, наверно, испытали на собственном опыте, что когда человек переедает, его начинает клонить ко сну, он видит разные сны, ему снятся кошмары, и в результате его желудок не может функционировать нормально, в мозг не поступает достаточно крови. Как следствие, нарушаются мыслительные процессы, человек не в состоянии правильно распознавать реальность.

 

Доктор Линдемер говорит: «Одна треть из того, что вы едите, приносит пользу, две другие трети создают пропитание для лечащего вас врача». В представлении Линдемера, человеческому организму фактически достаточно одной трети принимаемой им пищи, все остальное вредно и вызывает со временем различные заболевания.

 

В сохранении здоровья тела и жизнерадостности задействованы разные духовные и душевные факторы, в том числе спокойствие, уверенность в дозволенности пищи, чистая совесть. И наоборот, когда пропитание добывается незаконными путями, душа человека неизменно пребывает в тревожном состоянии, подвержена внутренним переживаниям, его вера - основа всякого спокойствия - постоянно расшатывается.

russian.irib.ir