Материальная культура древней индии. 26. В чём заключается самобытность культуры Древней Индии?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Материальная культура Древней Индии. Материальная культура древней индии


Материальная культура Древней Индии.

Особенности Др Восточных цивилизаций: 1. Разобщенность. 2. Локальность процесса развития. 3. Экономика проста, в основе коллективное землепользование, ирригационная система. Земля общинная собственность, которой упрявлял царь или фараон. Политич форма – деспотизм. Основной труд - крестьянина общинника, рабы как слуги, телохранители. 4. Сохранились эл-ты первобытного мышления (зависимость от природы, мифологические формы мышления, речи, культа, ритуала). 5. Изменяется характер взаимодействия общества и природы. Начинается познание природы. Человек сосзнает себя частью по-прежнему, но уже играет роль творца. 6. Сосредоточение населения и экономической деятельности в городах. 7. Усложнения соц структуры. Из-за появления новых видов деятельности. Возникновение чиновничества, ученых, писцов, управляющих хоз-вом, жрецов – служителей культа и носителей знания. 8. Появление новых возможностей хранения и передачи информации – письменность. Время возникновения всех Др Вост цивил 4-3 тыс лет до н.э. (Кроме Японской), гибель – 1-е века н.э.

Индия от реки Инд, сначала называли Синдху, затем Хинд, местное население Хинди. Периодизация: 1. Древнейшая культура 25-18в до н.э. Доарийский период. 2. Ведический период сер2 тыс - 7 в до н.э. 3. Буддийский период 6-3в до н.э. 4. Классический период 2в до н.э. – 5в. 1. Доарийская культура (Дравидская). Дравиды – местное население, австрало-негроидная раса. Создают 2 великих цивилизации у реки Инд – Хараппа, Мохенджо-Даро. Цивилизация высокого уровня. Города по принципу четырехугольника, не имели острых углов, разделенные улицами. Ирригационные системы. Ювелирные украшения. Божество в позе лотоса в состоянии медитации – прото Шива. Йога и тантра – они связаны с женскими культами). Эта культура гибнет таинственным образом, конец совпадает с приходом нового народа – Арьи (пришли с тер-рии Восточной Европы). 2. Европейская раса. Язык близкий к нашему. Арий – благородный. Распологается у реки Ганг – веды – священные книги религиозно-философского содержания. Риг-веда – гимны философского содержания, их знают Риши, Само-веда – религиозные молитвы, Атхарва-веда – жертвенные заклинания, Аюр-веда – медицинская книга, ведическая лит-ра – Упанишад. Рамаяна – эпическое пр-ние. Маха Бхарата – эпическое пр-ние. Введена кастовая система, варна (цвет, варновая система). А – Каста, варна – брахманов (духовных учителей) цвет белый (религиозных деятелей. Б – Кшатрии (воины) – раджи, цвет – красный. В – Вайшью – все (широкие слои населения – земледельцы, торговцы) цвет желтый. А и Б разрешалось слушать и изучать ведическую лит-ру. Г. Шудры (слуги) цвет – черный нельзя слушать и читать ведическую лит-ру. Д – Неприкасаемые – местное население. Миры – материальные, нематериальные – их больше. Градации нематериальных миров – высокие планеты, средние, адские. Над всем этим единый абсолют (это энергия)) из которого проистекает все. 3 главных Бога творца: 1. Брахма – создал вселенную, жена – Сарасвати богиня знания и мудрости, 2. Вишну – следит за порядком во вселенной, жена Лакшми богиня счастья и любви, 3. Шива – оплодотворяющий, сжигающий, жены светлая – Дурга, черная – Калли, Парвати – дочь гималайских гор. Население Индии поделено на Вишнуитов (природа) и Шиваитов (кровь). Идея ведической лит-ры: идея жертвы – за все надо платить, жертвоприношение самым дорогим; идея кармы закон причин (поступки, желания) и следствий (счастье или несчастье. Карма – это энергия, которая имеет свою вибрацию и цвет. Реинкарнация – перевоплощение, повторное рождение. Инкарнация – воплощение бога на земле. Следующая стадия развития ведической ли-ры – Брахманизм 15-7в до н.э. С 7в Осевое время – появляется много религий, в Индии 2: Буддизм – первая мировая религия. Возник 7-6в до н.э. В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. Индийский народ – учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Ситхартха. Это религия без Бога, все бытие состоит из Дхарм (то, что держит молекулы, атомы, код вселенной). Жизнь – это поток Дхарм, неустойчивые дхармы – Сансара, устойчивые – Нирвана. Трилакшина (три принципа буддизма) 1. Отсутствие Атмана (души) у человека и творца, задача буддиста – прервать существование души. 2. Все-пустота, где нет ничего постоянного. 3. Все в этом мире – страдание. Суть буддизма – мир есть страдание: 1. это болезнь души, 2. причина страданий – желание, 3. есть путь освобождения от желания или восьмеричный путь: 1-я ступень – правые взгляды, 2-я – правая решимость действий, 3-я – правильная речь, 4-я правильное поведение, 5-я – правильный образ жизни (ахимса – не вредить живому), 6-я – правильное усилие на успокоение дхарм, 7-я – правильное направление мысли, 8-я правильное созерцание (медитация). Молились Ботхисатве (это Будда на земле), на поздних ступенях

начали обожествлять будду. Священная книга – Типитака. Лит-ра: Дхаммапада (книга законов), Джатаки (книга о всех воплощениях будды на земле). Джаинизм. Возникает в 6-5в до н.э. параллельно буддизму. Индия – среда кшатрии и торговцы. Основатель Джина (победитель), его ученик Маха-вира, настоящее имя Вардхаммана, он был учеником будды. Религия мистического откровения, человек сам, путем совершенствования, достигает конечного освобождения или нирваны. Религия без Бога, мир ни кем не создан. Нравственный идеал – мудрец или святой, достигший освобождения души. Философия. Мир существует из различного взаимодействия атомов (ану) и молекул (скандха), их распада и соединения. Природа – живая и не живая, душу имеют все существа. Различия только в количественном соотношении души и материи. Материализация постепенно. Светлая душа (джива) замутняется грязными мыслями и безнравственными действиями, которые создают карму, карма втягивает душу в колесо сансары. Цель души – освобождение от зависимости материального мира. Путь освобождения – это путь знания: 1 – правильная вера в соответствии с учением Махавиры; 2 – правильное познание реальной природы души и материи; 3 – правильное поведение, исполнение 5-ти обетов: 1-й – неповреждение жизни (ахимса), 2-й – воздержание от лжи, 3-й – воздержание от воровства, 4-й – воздержание от потворства всоим слабостям, 5-й – воздержание от привязанности.

Искусство Древней Индии.

Искусство и архитектура

Доминируещее свойство искусства Греции - красота, а Египта - религия. Для наивысших форм, создающихся в Индийском искусстве, красота не является важной. Религия тоже не стоит превыше всего. Для искусства Индии характерны 2 аспекта: религиозный, мировой.

Основу индийского искусства составляют религии индуизма и буддизма, дополненные культурами ислама и хелениста.

По присутствующим идеологиям браманизма и индуизма самыми важными элементами духовной культуры были божественные формы, искусство должно выражать не идеи красоты, а высочайшие силы космоса и энергию, которые присваиваются к божеству. Самостоятельным искусством Индии считают поэзию, музыку и архитектуру. Рисование и скульптура считаются подвластными архитектуре.

 

Архитектура В 3 в. до рожд. Хр. появились первые ступы, архитектурный тип помещения, утвердившийся во всех странах с вероисповеданием Будды, полуокруглой формы помещения, символизирующие могилу Будды, в них обычно содержатся реликвии. На верхушку ступы ставится реликвия из дорогого металла. Верхушка заканчивается ступом с зонтами. Постройка символизировала "нирвану". Её предназначение - охранять реликвии. Ступы строили в местах, связанных с легендами про Будду и деятельностью святых.

Другая монументальная культовая постройка это - монолитный, каменный столб, заканчивавшийся капителью со скульптурой. На столбе выкарябывались знаки отображающие религиозные и моральные взгляды буддизма. Верх столба украшался капителью формы лотоса со скульптурами, символизировавшими святых животных. Их предназначение - прославлять государство и распространять идеи буддизма.

В I в. до рож. Хр. создавались первые подземные монастыри. Это - вырытые в подземельях обширные залы с колоннами, украшенные круглой всеобъятной скульптурой; каменный рельеф и живопись.

Позднее эти храмы были расширены башнями ворот.

В I-III в. в Индийской архитектуре формы становятся декоративными. Стройматериал - плиты (кирпич). Один из самых главных архитектурных элементов - свод.

Одной из самых больших архитектурных ассамблей - 7 в , является буддистский храм АДЖАНТА, находящийся в Западной Индии.

Аджанта - это своеобразный монастырь - университет, где живут и учатся монахи.

Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенственны. Внутри храма почти всё исписано.

Мавзолей Тадж-Махал

Он был построен императором из династии Великих Моголов Шах-Джаханом, для любимой жены Мумтаз. Это один из самых прославленных в мире памятников исламской архитектуры. Строили его мастера, призванные императором со всех концов мусульманского мира.

Беломраморное здание поднято на семиметровом постаменте. В плане оно представляет восьми угольник. Все фасады прорезаны высокими и глубокими нишами. Мавзолей увенчан круглым "луковичным" куполом. Его внушительный объем подчеркивается четырьмя небольшими куполами минаретов, стоящих по краям платформы. Сами захоронения в склепе под зданием.

Скульптура. Начала Индийской скульптуры достигает 3 тыс. до рождения Христа, но специфические индийские черты проявились только в скульптурной школе Матуры, сформировавшей идеал женской красоты: тоненькая талия Богини, в трех местах согнутая поза. Позднее в Гипту-искусстве образовались мужские идеалы, cмешение индийского бога и стоящего или сидящего скульптурного Будды. В Будде и других буддиских священных изображениях стремятся изображать идеал личности, в котором гармонично сочетается физическая красота и возвышенное духовное спокойствие. На колонах, каменных огорождениях и воротах находим жизненные рельефы Будды. Известны и индийские бронзовые скульптуры (например, танцующий Бог Шива).

Живопись. В области живописи достойны внимания стенная живопись монахов 11-16 в., индийская живопись исламских книг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

КУЛЬТУРА, Материальная культура - История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Материальная культура

Материальная культура. Древней. Индии отражена в источниках очень слабо ее реконструкцию приходится осуществлять преимущественно на основе живых традиций древности в глухих индийских деревнях

в ведийских сутки населения. Северной. Индии уже развивало плужное земледелие, однако во многих регионах, особенно в гористой местности, где было трудно или вообще невозможно разбивать террасы широко ис ористовувалося примитивное подсечно-огневое земледелие (лес и кустарник вырубали, сжигали и в пепел высевали зерно). В таком случае землю спушувалы обычной мотыгой, а то и палкой-копалкой (тхомба) которой, кстати, индийские крестьяне в глухих местностях ковыряет землю поныне .

Вспомогательной отраслью хозяйства в. Древней. Индии было рыболовство (охота в связи с распространением в стране идеи о не повреждения живых существ постепенно отмерло). Рыбу ловили сеткой или загоняли ее на мель или к специальной дамбы из лозы и там вылавливали руками.

Речная сеть в. Северной. Индии была почти непригодной для навигации, поэтому основную роль в развитии средств коммуникации в стране играли сухопутные пути. Строить надежные дороги в условиях джунглей т и ежегодного сезона тропических дождей было непросто, и индийские цари-раджи уделяли дорожному строительству немало внимания. Вдоль основных дорог (скажем,"царской дороги"от западных границ государства. М аурьив в город. Паталипутра длиной около 1600 км) рыли колодцы, строили гостиницы для путешественников. Однако качество индийских дорог в целом была крайне неудовлетворительной, и отсутствие надежного транспортног в сообщение значительной мере обусловила неодинаковость исторических судеб отдельных регионенів.

Население пользовалось неуклюжим тележкой на деревянных колесах, в который впрягали быков. В условиях джунглей особенно удобной была езда на слоне

В международной торговле. Индии важную транспортную функцию выполняло каботажное мореплавание. Несмотря на отсутствие удобных гаваней на индийском побережье, древние индейцев технике мореплавания не уступали другим народам. Они, кстати, изобрели оригинальный живой"компас": брали на судно ворона, которого выпускали на волю, когда ветры и течение относили их далеко от берега, и направляли суд ка, куда летел эта птица, пока не становилась видна береговая линииія.

Древнеиндийские города всегда были многолюдными и большими. Имущественный и социальное неравенство горожан отразился на городском строительстве. Городские дома имели неодинаковые размеры и комфортность, отличались своей архитектурой. Зажиточные хозяева строили себе двух-, трехэтажные дома, нижний этаж которых предназначался для торговых и складских помещений и мастерских). Хозяйственные пристройки позади будин ку образовывали замкнутый прямоугольный двор, продолжением которого служил небольшой садик. Дом выходил верандой нижнего этажа во двор, а верхнего - нередко на улицу. В домах богатых горожан обо увалы ванную комнату и гардеробную. Строили и женскую половину дома, однако до затворничества индианок дело не дошлодійшла.

В фешенебельных домах внутренние стены расписывались художниками. Такие дома умебльовувалися деревянными и плетеными креслами, кроватями, на которых возвышалась гора подушек. Пол богатые горожане застилали ли коврами, циновками, звериные шкурыми.

Бедняки ютились на окраинах города в глиняных мазанках или тростниковых хижинах, покрытых пальмовыми листьями или соломой. Колодцев и садов в бедняцких дворах не было. Плетеная мать и циновки заменяли мебель и. Домик служила только спальней, потому весь солнечный день бедняков семья хлопотала улице. В хате никогда не угасал домашний огонь. Когда сыновья женились, они брали в новое жилье огонь из родительского ого очаговгнища.

Древние индийцы носили такое же платье, что и современные. Его производили из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани и шелка. В условиях жаркого климата населения одевалось очень легко, в наряд обволакивающего в типа. У мужчин нижней одеждой служила набедренная повязка в виде полотнища, заключенного складками спереди и содержимого длинным поясом, конец которого или свисал, или протягувався между ног и закрепить плевался сзади, верхним - накидка. Дома все взрослые ходили только в нижнем наряде, бедняки появлялись полуголыми и на людях, дети же бегали по улице в чем мать родила. На праздники и в непогоду индейцы надевали длинную, до колен, рубашку, а на плече - накидку. В начале нашей эры индейцы под влиянием жителей. Средней. Азии пристрастились к ношению шаровар распространенным в. Индии был белую одежду, нередко его красили делали узорчатым]. Существенной разницы между мужским и женским нарядом не существовало. Социальное неравенство отразилась не в фасоне одежды, а в качестве ткани и количества дорогих п рикрах прикрас.

Интересно, что на древних изображениях видим индианку основном полуголой, время только в вузисинькому поясе, служивший скорее декором, чем нарядом. Современные же индианки невероятно застенчивы и старания но прикрывают свое тело.

Женщины в древности ходили с непокрытой головой, мужчины носили на голове тюрбан. И женщины, и мужчины делали на голове замысловатые прически бритоголовых были только монахи и часть брахманов (последние все же же оставляли на самой макушке волосы). Характерно, что на древних изображениях индейцы почти всегда усатые, но безбородые, тогда. Адриан и. Страбон уверяли, что мужчины отдельных индийских народностей н осилит бороду, причем красили ее в яркие цветори.

Индийцы в основном ходили босиком или в простых сандалиях. Только в. Гималаях обували войлочные сапоги. Представители социальной элиты франтувалы в кожаных туфлях, расшитых золотом и самоцветами

Древние индийцы очень любили носить навесные украшения. Они обременяли свои пальцы массивными перстнями (женщины надевали их даже на пальцы ног), обвишувались ручными и ножными браслетами, ожерельями и бусами, оттягивали уши тяжелыми серьгами, как это делают и сегодня женщины в селах. Впрочем, носовых колец, без которых современный индианка не мыслит свою внешность, в те времена не носили. Ношение украшений из с. Олот, серебра, жемчуга, камней-самоцветов, кости, фаянса и т.п. считалось в. Древней. Индии первым признаком важности, поэтому даже бедняки нередко отказывали себе в самых необходимым, чтобы только приобрести несколько ценных безделушек. Для женщин украшения составляли особую ценность, потому доставались им в качестве свадебного подарка от родных и были их единственным сокровищемрбом.

Много внимания уделяли древние индейцы (и женщины, и мужчины) косметике, причем особенно любили ароматную пасту из растертого в порошок сандалового дерева. Женщины подводили глаза черной сурьмой, нанос силы лаком или краской на лоб мушку (Тилак) разного размера и нередко причудливой формы, красили губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони, даже ступни ног. Они охотно украшали цветами себя на св пятая гирляндами и венками, что делают и нынешние индианкики.

Древние индийцы, как и нынешние, были вегетарианцами, однако стали ими не сразу, а постепенно, с понижением в хозяйственной жизни страны роли охоты и животноводства, вызванным пренебрежительным ста авленням земледельцев в охотничьих и скотоводческих племен, ростом протеста в обществе против кровавых ведийских жертвоприношений. Первыми отказались от мясных блюд игустельникы и монахи, а с др. дийських властителей -. Ашока, которого подражали придворные конце концов, только люди физического труда, то есть представители низших каст, оставили мясо в своем рационе. Индийцы много потребляли молоко и молочные х продуктов, использовали для приготовления многих блюд пряности, мед, фрукты. Они питались преимущественно сваренной на воде или молоке рисовой кашей (ее приправляли маслом и сахаром), овощными супам и, вареными бобами. Характерно, что на многие пищевые продукты в. Древней. Индии существовало табу, причина которого не всегда понятна. Запрещалось, например, есть мясо домашнего кабана и петуха многих диких птиц, большинство видов рыбы, чеснок, лук, грибы тощиби тощо.

Представители социальной элиты ели дважды в день (утром и вечером), буддийские и джайнистськи монахи - один раз в день (полдничали), а то пили соки и молоко, люди же физического труда не могли обойтись я без трехразового питания, особенно во время полевых робе.

Индийские религии, прежде буддизм, решительно и бескомпромиссно осуждали пьянство, однако трезвый образ жизни в стране вели только жрецы и монахи, а основная масса населения употребляла изготовлены из виногра адного сока, меда или сахарного тростника хмельные напитки, а также рисовую и ячменную водку. В государстве. Маурьев существовала разветвленная сеть трактиров, закрытие которых авторы"Артхашастры"считали безнадежной делом, лишь рекомендовали ставить их на таком расстоянии друг от друга, чтобы любителям"зеленого змия"не хватало сил перекочевать для"дозаправки"в соседней трактыр.

Сухопутная армия в. Древней. Индии (о индийский флот данных почти нет) состояла из четырех родов войск: колесниц, слонов (в литературе их еще образно называют"танками древности"), конницы и п пехоты. Древнейшие двухколесные колесницы, запряженные парой лошадей, были рассчитаны на одного воина и извозчика, поздние тяжелые четырехколесные, запряженные четверкой лошадей, - на нескольких воинов, вооруженных длинными и копьями, трезубцами. Колесницы были оружием индийских аристократов конце древней суток основной ударной силой индийского войска стали слоны, на спине которых розмишалося несколько воинов на бивнях и слона надевались острые железные наконечники. Однако слоны не были грозой для вражеских армий, так как их легко удавалось с помощью огня и других нехитрых средств возвращаться и заставлять топтать своих воинеоїнів.

Индийская конница также не славилась своими высокими боевыми качествами, была немногочисленной (в. Индии из-за специфики местных природно-климатических условий коневодство почти не развивалось, лошадей приходилось ку упуваты за бешеные деньги в. Иране и. Средней. Азии.

Основным оружием индийского воина-пехотинца был огромный, выше человеческого роста, лук из дерева, бамбука и костяных пластин. Арриан уверял, якобы удара стрелы, выпущенной из такого лука, не витримув вало ни тогдашнее защитное снаряжение (Индика, XVI, 6). В бою использовались также длинные и короткие копья, пращи, метательные диски с острыми краями, длинные и короткие мечи, боевые топоры, трезубцы, потому боевые молоты и обычные палки. Индийские войска были вооружены баллистами (они бросали камни, стрелы и утыканные острыми шипами бревна), таранами. В. Рамаяне упоминается волшебное оружие, способна отнес ньким ударом уничтожить сотни воинов, однако историки убеждены, что это грозное оружие - поэтическая выдумка, потому что если бы она существовала в действительности, то ее непременно описали бы тогдашние греческие, китайские и арабские автортори.

Защитным снаряжением индейцам служили кожаные и деревянные щиты, шлемы, кольчуги и доспехи из кожи или ткани, что им были защищены также лошади и слоны

uchebnikirus.com

Материальная культура - Онлайн библиотека

Материальная культура Древней Индии отражена в источниках очень слабо ее реконструкцию приходится осуществлять преимущественно на основе живых традиций древности в глухих индийских деревнях.

В Ведийскую сутки населения Северной Индии уже развивало плужное земледелие, однако во многих регионах, особенно в гористой местности, где было трудно или вообще невозможно разбивать террасы широко использовалось примитивное вирубно-огневое полеводство (лес и кустарник вырубали, сжигали и в пепел сеяли зерно). В таком случае рыхлили землю обычной мотыгой, а то и палкой-копалкою (тхомба), которой, кстати, индийские крестьяне в самых глухих местностях копирсають землю до сих пор.

Вспомогательной отраслью хозяйства в Древней Индии было рыболовство (охота в связи с распространением в стране идеи о повреждения живых существ постепенно отмерло). Рыбу ловили сеткой или загонили ее на мель или к специальной плотины из лозы и там ловили руками.

Речная сеть в Северной Индии была почти непригодной для навигации, поэтому основную роль в развитии средств коммуникации в стране играли сухопутные пути. Строить надежные дороги в условиях джунглей и ежегодного сезона тропических дождей было непросто, и индийские цари-раджи уделяли путевом строительству немало внимания. Вдоль основных дорог (скажем, "царской дороги" от западных границ государства Маурьев до города Паталіпутра длиной около 1600 км) рыли колодцы, строили отели для путников. Однако качество индийских дорог в целом была крайне неудовлетворительной, и отсутствие надежного транспортного сообщения в значительной степени обусловила неодинаковость исторических судеб отдельных регионов.

Население пользовалось неуклюжим тележкой на деревянных колесах, в который впрягали быков. В условиях джунглей особенно удобной была езда на слоне.

В международной торговле Индии важную транспортную функцию выполняло каботажное мореходство. Несмотря на отсутствие удобных гаваней на индийском побережье, древние индийцы технике мореплавания не уступали другим народам. Они, кстати, изобрели оригинальный живой "компас": брали на судно ворона, которого выпускали на волю, когда ветры и течения относили их далеко от берега, и направляли судно туда, куда летел эта птица, пока не становилась видна береговая линия.

Древнеиндийские города всегда были многолюдными и большими. Имущественное и социальное неравенство горожан сказалась на городском строительстве Городские дома имели неодинаковые размеры и удобство, отличались своей архитектурой. Состоятельные хозяева возводили себе двух -, трехэтажные дома, нижний этаж которых предназначался для торговых и складских помещений и мастерских). Хозяйственные пристройки позади дома образовали замкнутый прямоугольный двор, продолжением которого служил небольшой садик. Дом выходил верандой нижнего этажа во двор, а верхнего - нередко на улицу. В домах богатых горожан оборудовать ванную комнату и гардеробную. Возводили и женскую половину дома, однако до затворництва индианок дело не дошло.

В фешенебельных домах внутренние стены расписывались малярами. Такие дома умебльовувалися деревянными и плетеными креслами, кроватями, на которых возвышалась гора подушек. Пол богатые горожане застилали коврами, циновками, звериными шкурами.

Бедняки ютились на окраинах города в глиняных мазанках ли тростниковых хижинах, покрытых пальмовыми листьями или соломой. Колодцев и садов в бедняцких дворах не было. Плетеные иметь и циновки заменяли мебель. Избушка служила лишь спальней, потому что весь солнечный день бідняцька семья работала на улице. В хижине никогда не угасал домашний огонь. Когда сыновья женились, они брали в новое жилье огонь из родительского очага.

.Стародавні индейцы носили такой же наряд, что и современные. Его производили из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани и шелка. В условиях жаркого климата населения одевалось очень легко, в наряд огортаючого типа. У мужчин нижним одеждой служила повязка на бедрах в виде полотнища, заключенного складками спереди и удерживаемого длинным поясом, конец которого или свисал, или протягувався между ног и закреплялся сзади, верхним - накидка. Дома все взрослые ходили только в нижнем наряде, бедняки появлялись полуголыми и на людях, дети же бегали по улице в чем мать родила. На праздники и в непогоду индийцы одевали длинную, до колен, рубаху, а на плече - накидку. В начале нашей эры индейцы под влиянием жителей Средней Азии пристрастились к ношению шаровар. Самым распространенным в Индии был белый одежду, нередко его красили делали ли узорчатым] Существенной разницы между мужским и женским нарядом не существовало. Социальное неравенство отразилась не в фасоне наряд, а в качестве ткани и количества дорогих украшений.

Интересно, что на древних изображениях видим індійку в основном полуголой, порой лишь в вузісінькому поясе, что служил скорее декором, чем нарядом. Современные же индианки невероятно застенчивые и старательно прикрывают свое тело.

Женщины в старину ходили с непокрытой головой, мужчины носили на голове тюрбан. И женщины, и мужчины делали на голове замысловатые прически. Бритоголовыми были только монахи и часть брахманов (последние все же оставляли на самой макушке чуб). Характерно, что на древних изображениях индейцы почти всегда усатые, но безбороді, тогда Адриан и Страбон уверяли, что мужчины отдельных индийских народностей носили бороду, причем красили ее в яркие цвета.

Индийцы в основном ходили босиком или в простых сандалиях. Только в Гималаях обували войлочные сапоги. Представители социальной элиты франтували в кожаных slippers, расшитых золотом и самоцветами.

Древние индийцы очень любили носить навесные украшения. Они напрягали свои пальцы массивными перстнями (женщины надевали их даже на пальцы ног), обвешивались ручными и ножными браслетами, ожерельями и бусами, оттягивали уши тяжелыми серьгами, как это делают и сегодня женщины в деревнях. Впрочем, носовых колец, без которых современная индианка не мыслит свою внешность, в ту эпоху не носили. Ношение украшений из золота, серебра, жемчуга, камней-самоцветов, слоновой кости, фаянса и тому подобное считалось в Древней Индии первейшим признаком солидности, поэтому даже бедняки нередко отказывали себе в самом необхіднішому, лишь бы приобрести несколько драгоценных безделушек. Для женщин украшения составляли особую ценность, потому что получили им как свадебный подарок от родные и были их единственным сокровищем.

Много внимания уделяли древние индийцы (и женщины, и мужчины) косметике, причем особенно любили ароматную пасту из растертого в порошок сандалового дерева. Женщины подводили глаза черной сурьмой, наносили лаком или краской на лоб мушку (тілаку) разного размера и нередко вычурной формы, красили губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони, даже ступни ног. Они охотно уквітчували себя на праздники гирляндами и венками, что делают и нынешние индианки.

Древние индийцы, как и нынешние, были вегетарианцами, но стали ими не сразу, а постепенно, с понижением в хозяйственной жизни страны роли охоты и животноводства, вызванным пренебрежительным отношением земледельцев к охотничьих и скотоводческих племен, ростом протеста в обществе против кровавых ведийских жертвоприношений. Первыми отказались от мясных блюд ігустельники и монахи, а из индийских мастеров - Ашока, которому подражали царедворцы. В конечном счете лишь люди физической .праці, то есть представители низших каст, оставили мясо в своем рационе. Индейцы употребляли много молока и молочных продуктов, использовали для приготовления многих блюд пряности, мед, фрукты. Они питались преимущественно сваренной на воде или молоке рисовой .кашею (ее приправляли маслом и сахаром), овощными супами, вареными бобами. Характерно, что на много пищевых продуктов в Древней Индии существовало табу, причина которого не всегда понятна. Запрещалось, например, потреблять мясо домашнего кабана и петуха, многих диких птиц, большинство видов рыбы, чеснок, лук, грибы и т.д.

Представители социальной элиты ели дважды надень (утром и вечером), буддийские и джайністські монахи - только раз в день (полудневали), а то пили соки и молоко, люди же физического труда не могли обойтись без трехразового питания, особенно во время полевых работ.

Индийские религии, прежде всего буддизм, решительно и бескомпромиссно осуждали пьянство, однако трезвый образ жизни в стране вели только жрецы и монахи, а основная масса населения употребляла изготовлены из виноградного сока, меда или сахарного тростника хмельные напитки, а также рисовую и ячменную водку. В государстве Маурьев существовала разветвленная сеть трактиров, закрытие которых авторы "Артхашастри" считали безнадежным делом, лишь рекомендовали ставить их на таком расстоянии друг от друга, чтобы любителям "зеленого змея" не хватало сил перекочевать для "дозаправки" в соседний трактир.

Сухопутная армия в Древней Индии (о индийский флот данных почти нет) состояла из четырех родов войск: колесниц, слонов (в литературе их еще образно называют "танками давности"), конницы и пехоты. Древнейшие двухколесные колесницы, запряженные парой лошадей, были рассчитаны на одного воина и извозчика, более поздние тяжелые четырехколесные, запряженные четверкой лошадей - на нескольких воинов, вооруженных длинными копьями, тризубцями. Колесницы были оружием индийских аристократов. В конце древней суток основной ударной силой индийского войска стали слоны, на спине которых розмішалося несколько воинов. На бивни слона надевались острые железные наконечники. Однако слоны не были грозой для вражеских армий, потому что их легко удавалось с помощью огня и других нехитрых средств поворачивать назад и заставлять топтать своих воинов.

Индийская конница также не славилась своими высокими боевыми качествами, была немногочисленной (в Индии через специфику тамошних природноклиматических условий коневодство почти не развивалось, лошадей приходилось покупать за бешеные деньги в Иране и Средней Азии).

Основным оружием индийского воина-пехотинца был огромный, выше роста человека, лук из дерева, бамбука и костяных пластин. Арриан уверял, якобы удара стрелы, выпущенной из такого лука, не выдерживало никакой тогдашнее защитное снаряжение (Індіка, XVI, 6). В бою использовались также длинные и короткие копья, пращи, метательные диски с острыми краями, длинные и короткие мечи, боевые топоры, трезубце, боевые молоты и обычные палки. Индийские войска были вооружены балістами (они бросали камни, стрелы и утыканные острыми шипами бревна), таранами. В Рамаяне упоминается и волшебное оружие, способна однісіньким ударом уничтожить сотни воинов, однако историки убеждены, что эта грозное оружие - поэтический вымысел, ибо если бы она существовала на самом деле, то ее непременно описали бы тогдашние греческие, китайские и арабские авторы.

Защитным снаряжением индийцам служили кожаные и деревянные щиты, шлемы, кольчуги и доспехи из кожи или ткани, что им были защищены также лошади и слоны.

banauka.ru

26. В чём заключается самобытность культуры Древней Индии?

Индийская культураявляется одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенностьиндийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Третью важную чертуиндийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

27. Основные религиозные учения Древней Индии.

Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская. Древняя Индия, как свидетельствуют данные современной науки, стояла в одном ряду с древнейшими очагами культур Востока. Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того периода ─ «Веды» ─ содержат большой материал по мифологии, религии и ритуалу. Ведийские гимны считаются священными текстами и изустно передавались из поколения в поколение. Одной из характерных черт ведийской религии являлся политеизм ─ поклонение многим божествам. Для ведизма характерен синкретизм в описании богов, верховного божества не было. Индиец того времени обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы, реки. Позднее оформилось и представление о переселении душ. В ведийских гимнах прослеживается поиск решения загадок мироздания, выражается мысль о смертности даже богов. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне богов. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну, Шивы. Так сложилось триединство этих главных божеств как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, социальных законов, деления на варны, он же каратель грешников и неверных. Особую роль играли Вишну, бог-охранитель, и Шива, бог-разрушитель. Героические подвиги Вишну в образе Рамы описаны в эпосе «Рамаяна1». Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на культуру народа. Так, от верующих требовалось строго выполнять долг, начертанный богом. Центральная идея религиозно-философского трактата Бхагавад-гиты2─ описание путей к нравственному очищению человека, где главным является любовь к богу.

Значительно позднее (сер. I тыс. до н.э.) в Индии складывается буддизм. Как и всякая религия, буддизм3содержал в основе доктрины идею о спасении. К этому должен стремиться каждый верующий, строго следуя благородным заповедям: жизнь ─ это страдание, которое возникает вследствие желания, стремления к земным радостям; поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» ─ праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мыслей, праведной памяти, праведному образу жизни, праведному самоуглублению. Этическая сторона ─ важнейшая в буддизме. Следуя праведному пути, человек, согласно учению Будды, должен полагаться на самого себя, а не искать помощи и защиты извне. Буддизм не признавал существование бога творца, бога-созидателя.

В Древней Индии высокого развития достигла литература. Она очень многообразна по жанрам, языково-культурным традициям, поражает глубиной и оригинальностью содержания, исключительной поэтичностью. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Религиозная архитектура представлена пещерными храмами и ступами ─ каменными сооружениями, в которых, согласно традиции, хранились реликвии Будды. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры и иконографии. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. Древние индийцы знали секреты стойкости красок, укрепления грунта, поэтому фрески прекрасно сохранились до наших дней.

studfiles.net