Лунница ‒ славянский оберег для женщин. Лунницы древней руси


Древнерусские лунницы — Славянская культура

Древнерусские лунницы

В Х-ХI вв. были широко распространены на Руси обереги-лунницы, отражающие поклонение луне. Среди них встречаются широкорогие, штампованно-филигранные, выполненные из серебра. Находки таких лунниц встречались и в погребениях и кладах, вблизи крупных городских центров, в их окрестностях и речных магистралях. 

Древнерусские лунницы

Не все слои населения Древней Руси могли позволить носить украшения из серебра распространенные среди феодальной знати, поэтому встречаются немалочисленные находки лунниц из бронзы и биллона с имитацией филиграни, более доступные для среднего и низшего класса.

Чуть позже, в XI-XII вв. получают широкое распространение узкорогие лунницы, которые отличались разнообразным орнаментом и разными размерами. Особый интерес вызывают обереги-лунницы с крестом, среди которых выделяются круглые подвески с прорезом, а в центре: изображение лунницы и креста. Такие обереги наибольшее распространение получили на земле Вятичей в XII-XIII вв. Они представляют собой единый солярно-лунарный символ. В древних представлениях солнце олицетворяло женское начало, а месяц – мужское, вместе они представляли собой космическую брачную пару и являлись покровителями супружества. Солнце и луна способствовали благоприятной, здоровой и благополучной жизни человека, поэтому на оберегах они несли значение хранителей.

Лунницы, как обереги, которые относятся к группе украшений отражающих космогонические представления славян, с точки зрения происхождения, имеют связь с аграрной магией. Большое значение придавали силам природной стихии древнерусские земледельцы, будь то солнце, гроза, дождь. Поэтому символы окружающих природных сил содержали в себе магическое значение в декоративно-прикладном искусстве, в том числе и после крещения Руси.

По следам книги Б. А. Рыбакова "ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ"

Общепринято рассматривать лунницы как чисто женское, девичье украшение. Как уже говорилась выше: «В древних представлениях солнце олицетворяло женское начало, а месяц – мужское, вместе они представляли собой космическую брачную пару и являлись покровителями супружества».

Однако, есть и другое мнение о значении оберега: луна и солнце могли иметь значение – день и ночь. Тогда следует рассматривать композицию с другой точки. Дело в том, что лунницы распространенные на Руси в XI - XIII вв., являлись подражанием образцам IX - X вв. с тончайшей зернью, привезенным с востока. Древнерусские мастера порядочно упростили облик украшения и придали ему другой вид. Кроме того, стоит обратить внимание, в географических широтах славянского народа, луна никогда не смотрит рогами вниз.

Есть также версия, что лунницы отражали представление небосвода с двумя небесами, который нависает над землей, земля в свою очередь представляет собой или крестообразно расположенные пять квадратов или крест. «Окрест» - значит «округа», пространство вокруг нас. На оберегах можно увидеть солнце в трех позициях, дождь в виде косых линий, а также линии в виде зигзагов или точек-капель, говорящие о стремлении отобразить два слоя небесной воды: верхний – «хляби небесные», нижний – «прапруда» - льющий на твердь земную дождь. В итоге эти три элемента вступают в взаимосвязь в подвесках-кольцах, у которых внутри солнечного кольца располагается лунница-небосвод, а по ней самой, четко отображенные, расположенные крестом квадраты земли.

Помимо небесных символов, встречаются обереги, на которых изображены элементы, дающие предположение об их трактовке как символов земли. Например, косые решетки, которые представляют центральный архаичный узор в четыре косых квадрата. 

Значение славянского оберега «Лунница»

Обереги или, как их ещё называют: амулеты, которые способны и призваны защитить человека от различных бед и в том числе, от злых духов появились в десятом веке. Одним из самых широко встречающихся является: лунница.

Как говорится выше, именно обереги лунница были наиболее распространенными на Руси в течении нескольких столетий (примерно с десятого по двенадцатый век) . В качестве материала для них использовались: бронза, серебрили крайне редко. Такой выбор, как и манера исполнения не случайны, так как украшение символизирует луну, которая с давних пор считается женской планетой и соответственно оберег предназначен для женщин. Не будет лишним и рассмотреть внешний вид амулета, чтобы понять от чего он защищает и какой символизм скрывает. Славянский оберег лунница выполнялся в виде месяца, причём рога его всегда смотрят вниз. Помимо этого, на амулет нанесены различные символы, о которых также стоит остановиться поподробнее. Во- первых, это три треугольника, которые изображены не просто так:

Треугольник небольшого размера располагавшийся слева, острый угол этой фигуры смотрел в центр. Что безусловно, является символом молодого месяца.

В самом центре оберега расположился большой треугольник, вершина которого направлена вниз. Что символизирует полную луну, а по некоторому мнению и древнюю богиню Мару.

И наконец на правой стороне изображался ещё один небольшой треугольник, острый угол которого, также был направлен в центр и символизировала такая фигура старый месяц.

Эти изображения отчётливо показывают и являются символами развития луны от молодого месяца до полного диска и дальше до старого месяца.

Также стоит обратить внимание на рельефные полосы, которые располагались по всему оберегу. Они тоже имеют определённое значение и нанесены не просто так. Как говорилось ранее амулет разделён в центре большим треугольником на две половинки в каждой находятся по четырнадцать рельефных полосок, что в сумме даёт один лунный месяц (двадцать восемь дней) . Все эти символы, лишь доказывают, что подобное украшение было сугубо женским и почтением луны, как покровительницы прекрасного пола.

Носился амулет лунница различными способами, в том числе: в виде серёжек, разнообразных подвесок и элементов головных уборов вплоть до двенадцатого века. И по замыслу их создателей должен был защитить женское здоровье, отгородить её от умыслов злых духов, помочь при родах. Затем, с приходом монголо-татарского ига и развитием православия ношение оберега в традиционном виде стало менее распространено и появились некоторые вариации. Так например, стали появляться лунницы, в которые добавлялся православный крест и по мнению многих учёных, такое смешение символики показывает значимость, как старых традиций, так и новой религии, которая только развивалась на Руси. Помимо этого, появлялись обереги рога которых смотрели ни в низ, а вверх и предназначен был уже для мужчин. И был символом солнца, а именно к таким божествам, как Ярила и Велес.

Похожие статьи:

Славянские символы → Обереги, амулеты и талисманы у поморов

Blood & Honour → Bulletin 88 (15.06.12)

Blood & Honour → Bulletin 88 (23.05.12)

Славянские символы → Солнечный Оберег

Славянские символы → Звериные славянские обереги

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Лунница

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Птицы щебечут о чём-то своём, поют складно, на душе так светло от их голосов. Окна в избе нараспашку открыты, занавесочка белая, расшитая цветами пёстрыми, колышется от ветерка летнего. Полдень жаркий на дворе, в такой час всем деткам малым положено спать. Герка малышей своих уже умыть и уложить успела. Лежат ребятки, сопят, да улыбаются во сне, видать, хорошее что-то деточкам снится. Герка смотрит на них и нарадоваться не может, ведь дети великая благодать для неё. С любовью взлелеянные, взращённые, они радуют и её, и мужа её, ратича доблестного. Покуда замуж не вышла, не знала Герка, что нет в семье большей радости, чем детский смех и топот детских ножек. Светлая богиня Макошь ей даровала двоих детей. Только всё же не всегда столь радостны и светлы думы Герки, ведь сердце её за сестрицу милую переживает. Геша и старше неё, и краше, и замуж раньше вышла, а хозяйка и мастерица такая, что вся деревня хвалится. Да только несчастна сестрица бездетная, поди какую весну пустует дом её. Герка за сестру свою душой болеет, не знает уж чем горю помочь, да как подсобить.

Уморил полдень и Герку, склонила она голову свою смольную над колыбелью, и заснула. Сон снится ей странный и чудной, словно в чертогах она каменных оказалась. Чертоги те высоки, в само небо упираются, да цветами разными переливаются на свету. Ходит Герка меж комнат богато убранных, и выход найти не может. Куда ни ступит, в стену холодную упирается. Много ли она так бродила, мало ли, но только словно вывел кто-то её в комнату большую, светом залитую. Сидит там, что на троне богиня Макошь, вся сияет красотою своей, а глаза любовью, да мудростью полны. Герка тут же на колени падает, кланяется богине в самые ноги, и взор поднять боится. А Макошь, знай кличет её по имени, да что-то в руку кладёт. Говорит, за сердце твоё чистое, дар свой величайший тебе отдаю, подари его своей сестре, и будет счастлива она. Встает с колен Герка, не веря руку свою разжимает, и видит в ней лунницу. Тут же просыпается она, сердце заходится, стучится быстро, а у самой перед глазами образ богини и дар её. Знает теперь Герка, как сестрице Геше помочь, сама Макошь её надоумила.

Содержание статьи.

Лунница оберег.

В старые добрые времена люди поклонялись всему, что они не могли понять и объяснить. Любое природное явление, любая стихия становилась «божественной» для древних людей. Ну не знали они откуда и почему гром возникает, вот и считали, что таким образом на них боги гневаются. Но, помимо всего этого языческого фольклора, наши предки были весьма наблюдательными. Они, конечно, интерпретировали всё по-своему, ввиду своей необразованности, но, тем не менее, умели находить взаимосвязь между разными природными явлениями. Например, древние люди успели заметить, как влияет активность луны на воду. Мы говорим о приливах и отливах. Конечно, всё это было тут же «обожествлено», но, тем не менее, древние люди связь уловили. Именно из древности берёт своё начало традиция изображать на оберегах разные знаки, которые символизировали то или иное явление в природе. Некоторые обереги и вовсе имели особую форму. Древние люди верили, что подобным образом они смогут защититься от всяких невзгод.

В этой статье мы поговорим об одном очень интересном и очень древнем обереге, который называется лунница. Даже если вы никогда его в глаза не видели, то легко можете по одному только названию догадаться, что этот оберег напрямую связан с луной. Так и есть, этот оберег своей формой напоминает молодой месяц, который носился в перевёрнутом состоянии. Данный оберег был распространён во многих культурах народов мира. Самые древние экземпляры, которые были обнаружены при археологических раскопках, относятся к античной эпохе. Большинство из них было изготовлено из драгоценных металлов. Лунница славян в большинстве случаев, напротив изготавливалась из более доступных и дешёвых металлов. Конечно, существовали и исключения, но они касались представителей высших сословий, которым не пристало носить что-то дешёвое. В целом, лунница славян, благодаря многогранной и богатой культуре наших предков, приобрела некоторые черты, которые отличали её от аналогов других народов.

Лунница — значение.

Оберег лунница имеет серповидную форму, который напоминает собой перевёрнутый молодой месяц. Само название оберега происходит от его связи с небесным светилом, который являлся Лунница серьги из серебра.ответственным за женское плодородие. Данную тему мы раскроем более детально чуть позже, а пока мы отметим, что данный оберег являлся очень значимым в древней славянской культуре. Носили лунницу наши прекрасные славянские женщины вплоть до двенадцатого века. Его даже вышивали на одежде, чтобы добавить ей защитные свойства.

Лунницу было принято носить на всеобщее обозрение, поэтому его визуальному оформлению уделялось много времени. На славянские лунницы было принято наносить разные символы. Некоторые из них не носили никакого срытого смысла и использовались исключительно в эстетических целях. Однако, существовали и те символы, у которых было очень глубокое, сакральное значение.

Неоднократно нашими археологами, при раскопках были найдены лунницы, на которых изображены косые линии. Такие линии в первую очередь в старину обозначали неразрывную связь небес и земли. Вторым значением этих линий был дождь. Именно дождь проливаясь с небес, увлажнял землю и делал её податливой для последующего возделывания. Соответственно, такая земля становилась плодородной и позволяла людям получить богатый урожай. Таким образом, дождь выступал у древних славян в качестве символа плодородия, и немудрено, что женщина, желавшая зачать дитя, носила бы лунницу именно с такой символикой. Известно так же, что на лунницу наносились точки, которые называли ещё «зёрнами». Они символизировали дни в лунном месяце, даже количество «зёрен» было равно количеству этих дней. Автор думает, что пояснять связь лунного календаря и оберега, посвященному этому небесному светилу не стоит.

В эпоху двоеверия, когда язычество предков и православное христианство тесно переплеталось в сознании славянских народов, была распространена традиция изображать на луннице крест. Подобный оберег считался самым сильным, так, как по верованию наших предков имел двойную защиту. Помимо всего этого, традиционно на лунницу наносилось изображение трёх треугольников. Эти треугольники символизировали постоянное развитие и цикличность жизни, самого бытия. Треугольники располагались следующим образом: два более мелких изображения наносилось у самих «рогов» оберега, а третий, самый крупный, изображался аккурат посередине.

Существует различия и в форме самого оберега. Лунница конечно, при любом раскладе остаётся серповидной, но, вот количество «рогов» может быть разным. По этому признаку отмечают два типа оберегов: лунница с тремя «рогами», и так называемая двухрогая лунница. Даже ширина «рожек» является отличительным признаком этого оберега. Например, лунница с широкими «рогами» берёт своё начало ещё в античной эпохе. Чаще всего на подобных оберегах изображали растительные орнаменты. Лунницы с более узкими «рогами» появились значительно позднее, приблизительно в конце двенадцатого века, и на них изображали византийские мотивы. Здесь речь идёт уже о христианской эпохе лунницы.

Различия существовали и в методе изготовления самого оберега. Известно два основных метода изготовления лунниц: выплавка и штамповка. При использовании первого метода, для начала оберег отливался в особых формах, и только после подвергался более детальной обработке. В частности, на оберегах, изготовленных таким методом, символы и знаки являлись выдолбленными во внутреннюю сторону. Позднее с развитием технологий, распространился метод штамповки, который позволял получать уже цельный и готовый оберег, со всеми изображениями на нём.

Лунница оберег —  значение для женщин.

obereg-lunnica-na-slavyankeНаши предки имели отличное от других представление о многих вещах, например, об институте семьи. Главой семьи неизменно всегда считался мужчина, в обязанности которого входила защита и добыча провианта. Женщине была уготована более сакральная участь. Она в первую очередь являлась опорой для своего супруга, его духовным соратником в каждой трудности. Женщина являлась хранительницей домашнего очага, и здесь подразумевается не просто огонь, горящий в очаге, а сама атмосфера внутри семьи. Именно в выстраивании правильных и тёплых взаимоотношений между домочадцами, заключалась основная задача каждой женщины. Если муж был главой, так сказать крышей дома, то жена была тем фундаментом, на котором стоял весь дом. Женщина была символом самой жизни, её начала. К воспитанию своих дочерей древние славяне подходили крайне ответственно, ведь каждой их них в будущем предстояло стать чьей — то женой и матерью.

Ранее, мы уже говорили о том, что лунница являлась олицетворением молодого месяца. Лунная энергия, как и само светило, издревле считалась женской, покровительствующей именно женщинам. Данный оберег было принято преподносить девочкам в их первый день рождения. Таким образом, наши предки верили, что оберег защитит их дочерей от всяких невзгод и позволит им вырасти мудрыми, степенными и смиренными женщинами.

Женский оберег лунница считался оберегом, которому покровительствует сама богиня Макошь. Немудрено, что данный оберег было принято дарить и тем женщинам, которые в течении долгих лет безуспешно пытались забеременеть, и уже окончательно отчаялись. Наши предки верили, что сама богиня плодородия Макошь через лунницу может направить женщину на правильный путь, передать ей свою благодать. Древние славяне верили, что лунница может унять любую боль и страх, поселившийся в душе бездетной женщины, развеять сомнения, и наполнить её надеждой и верой. Таким образом, избавляясь от негативного груза, женский организм начинал функционировать на новых ресурсах, что приводило к желанной беременности. Это своего рода психологический аутотренинг из древности, ведь сегодня, мы с вами знаем насколько важно именно психологическое здоровье женщины в подобных вопросах.

Лунница — фото.

Для наших читателей, мы приведём в пример несколько изображений оберега лунница.

1) На первом фото изображён оберег лунница с двумя «рогами». Здесь же присутствует символика косых линий, которые как мы ранее уже говорили, символизирует плодородный дождь.

2) На втором фото изображена лунница эпохи славянского двоеверия. Здесь мы видим, что крест стал не просто символом оберега, но и окончанием его третьего, среднего «рога».

3) На третьем фото изображён трёхрогий оберег лунница. Здесь присутствует изображение пресловутых «зёрен», которые складываются в своего рода пирамиду, чей пик направлен вверх. Данное изображение символизирует неразрывное взаимодействие небес и земли.Виды Лунница. Славянский оберег. Двух рогая и трех рогая. Мастерская Ярило.

Если решили купить Лунницу — как это сделать и что выбрать?

Вы думаете, что славянские обереги лишь достояние далёкого прошлого?! Позвольте вас в этом разубедить. Сегодня, прогуливаясь по узким улочкам наших родных городов, в витринах многих магазинов мы можем увидеть выставленные на продажу многочисленные славянские обереги, разной формы и назначения. Чем обусловлен такой интерес, спросите вы. Автор считает, что отчасти это заслуга модного веяния, которое диктует этнические мотивы в аксессуарах. Отчасти это желание многих вернуться в духовным истокам наших предков. Даже лунница сегодня доступна для желающих. Этот оберег можно найти и на просторах многочисленных интернет магазинов. Главное в этом деле не ошибиться и выбрать правильный для себя оберег, который будет вас не только красить, но и оберегать.

При выборе оберега лунница, стоит учесть какой именно вид оберега вам нужен, и из какого материала должен быть изготовлен ваш оберег. Не стоит гнаться за ценой и так называемыми понтами, дороговизна в данном вопросе не имеет никакого значения. Главным является выбрать то, что будет вам по душе. Если вы не можете выбрать оберег самостоятельно, то попросите помощи у того человека, которому вы больше всего доверяете. Данное правило продиктовано исключительно тем, что только искренне любящий вас человек даст вам хороший совет, без всякого злого умысла.

В первую очередь носить данный оберег должна девушка, ведь это исконно женский оберег. Лунницу можно преподнести в качестве подарка беременной девушке, или женщине. В данном случае, лучше выбирать именно амулет лунница, который можно носить и на шее, и на поясе. В старину кстати, беременные славянки этот оберег именно на поясе и носили. Верили, что таким образом, лунница защищает и мать, и дитя.

Для незамужних представительниц прекрасного пола подойдет оберег в виде серёжек. Лунница серьги купить может, как и сама девушка, так и её родители, или близкие родственники, которые желают для неё скорого и удачного замужества. Серьги в виде оберега лунницы не только подчеркнут природную красоту девушки, но и привлекут нужное и правильное внимание со стороны мужчин.

Что касается выбора металла, из которого будет изготовлен ваш будущий оберег, то, здесь нужно в первую очередь прислушаться к своему внутреннему голосу. Лунница серебро — это подлинная лунная энергия, так, как серебро издревле считалось именно лунным металлом. Изготовленная из серебра лунница вдвое больше способна аккумулировать энергию и помочь очистить женский организм и сознание от всего ненужного. Лунница серебро купить стоит именно для тех женщин, которые в первую очередь нуждаются в «освобождении» от негатива. Лунница золото — это и красиво, и дорого смотрится, и так же имеет свой глубокий сакральный смысл. Золото — это солнечный металл, таким образом, если вы выбираете лунницу золото, то вы сплетаете лунную и солнечную энергию воедино. Данный тип оберегов подойдёт для усиления уже существующего позитива внутри каждой женщины.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

slavyanskieoberegi.ru

Древние обереги: амулеты-лунницы, классификация и типология

 

Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора. При всем разнообразии форм и техники исполнения неизменным остается их общее сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало.

Производство лунниц уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Первые трехрогие лунницы известны уже в памятниках бронзового века. В античный период появляются золотые серповидные лунницы, украшенные сканным декором. В позднеримское время форма полумесяца широко распространена у народов Европы и Передней Азии. С территории Восточной Европы происходят ранние черняховские лунницы. Эмалевые лунницы характерны для поднепровских ерриторий и принадлежат киевской культуре.

Со второй половины IX в. лунницы появляются в культуре восточных славян и существуют вплоть до XIII в. Как и древнерусские нательные кресты на территории Древней Руси лунницы получают распространение уже в X–XI вв. и в XII–XIII вв. становятся наиболее популярными среди украшений деревенского населения, хотя, как показали последние исследования, считать лунницы чисто славянским украшением нельзя. Появление двурогих лунниц связано с проникновением в славянскую среду в конце VII – начале VIII в. комплекса филигранно-зерненых женских украшений в связи с первой волной византийского влияния. Лучшие образцы лунниц – серебряные штампованные, украшенные настоящей зернью, которые известны по кладам X–XI вв. В подражание им из бронзы и оловянисто-свинцовых сплавов отливались лунницы с узором, копировавшим зернь. Носили лунницы в основном в качестве подвесок к богато украшенным ожерельям вместе с височными украшениями.

К XII в. относятся шейные украшения, в состав которых могли входить более десяти различных древнерусских оберегов подвесок-лунниц. В 1914 г. была опубликована первая классификация лунниц, разработанная Верой Владимировной Гольмстен. В основу ее классификации положено соотношение длины средней горизонтальной линии к расстоянию между рогами. Согласно данной классификации, лунницы делятся на широкорогие и узкорогие, а по технике изготовления – на штампованно-филигранные и литые. Серебряные широкорогие лунницы филигранно-зернёной работы, известные нам по вещевым кладам и отдельным богатым погребениям местной феодальной знати, являются продукцией русских городских ювелиров X–XI вв.

Широкорогие литые лунницы стали входить в употребление в конце X – начале XI в. (датированы по монетам, найденным вместе с ними в погребениях и кладах).

Для узкорогих лунниц характерны растительный орнамент в виде двух ветвей, расходящихся в разные стороны, и геометрический рисунок из рельефных линий и шариков псевдозерни. В XI–XII вв. широкорогие лунницы вытесняются новыми типами – остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключенными и др., имеющими прямые византийские прототипы, восходящие, в свою очередь, к римским лунницам III–IV вв.

Кроме вышеописанных широко распространенных на Руси типов лунниц, в памятниках XI—XII вв. представлены также литые миниатюрные лунницы, среди которых иногда бывает трудно отделить узкорогие от широкорогих.

Обзор амулетов данной группы закончим описанием лунниц своеобразной формы – так называемых замкнутокрещатых (лунница с крестом). Многие исследователи склонны относить данный вид подвесок к явлению двоеверия, сложившемуся в Древней Руси в X в. одновременно с принятием христианства и в некоторых регионах продолжающегося до наших дней.

Существует также мнение, что данный вид привесок, как и все лунницы, изначально связаны с Римской империей, с народами католических стран, где они воспринимались как оберег и христианский символ Девы Марии.

Как у узкорогих, так и у широкорогих лунниц существует также дробное деление в каждом типе. Лунницы делятся на:– прорезные – широкорогие обычно отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы, а узкорогие – ажурным узором.– с зооморфными или иными окончаниями.

Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство известных нам литых широкорогих и узкорогих лунниц происходит из погребальных памятников, оставленных сельским населением Древней Руси.

Поэтому вполне естественно предположить, что эти украшения, как и многие другие, изготовлялись в основном деревенскими литейщиками. Во всяком случае, в женском металлическом уборе рядового сельского населения северо-запада и северо-востока Руси на протяжении XI–XII столетий преобладали дешевые литые широкорогие и узкорогие лунницы, которые являлись продукцией местных деревенских мастеров ювелиров.

Источник: Альманах Домонгол, номер 3.

www.mednyobraz.ru

ЛУННИЦЫ Славянское украшение. : nstalmoshenko

В эпоху раннего средневековья привески в виде полумесяца, отражающие древнейший культ почитания луны, были широко распространены у ряда народов Европы и Азии 1.(Лунница в ГИМе. Средняя Азия, IV-VIII век.)

На территории северо-западной и северо-восточной Руси известно более 350 экземпляров лунниц, изготовленных из сплава олова и серебра, реже из бронзы и высокопробного серебра. Большинство находок лунниц происходит из курганных погребений, где они обычно находятся по нескольку экземпляров (до 10—13) в составе ожерелий. Известны случаи ношения их в качестве серег.

// Успенская А.В.Нагрудные и поясные привески,ГИМ, 1967; Портал "Археология России", 2005.

Зернёные лунницы впервые появились в Моравии во 2-й половине 9 века уже вполне сформировавшимися, возможно на основе византийских образцов. Ранний экземпляр подобной подвески происходит из Старого Места (Hruby 1965: tab. LX; Malachowska 1998: 37-123).

В середине X в. ДВУРОГИЕ лунницы широко распространяются и у восточных славян. Лунницы из Моравии импортировались вместе с производственными традициями - в процессе вынужденной миграции (бегства к восточным родичам от неприятных новых соседей) значительных масс населения Подунавья.2.(Седов В.В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование, М., 1999, С. 183–185.)

Эти украшения стали типичными для восточнославянского ювелирного убора и просуществовали вплоть до ХIII в.

Лунница 9 век. из Старого места. Великая Моравия.

ШТАМПОВАННО-ФИЛИГРАННЫЕ лунницы вырезались из тонкой серебряной пластинки. Трубочка-ушко для продергивания шнура вырезалась из той же пластинки, загибалась на лицевую сторону, а с оборотной стороны укреплялась полосками металла. Края изделия обводились проволокой. У одной из больших лунниц из Гнездовского клада 1868 г. (ГЭ, инв. №994/86) ушко выполнено отдельно в виде трех серебряных бусин, украшенных зерневыми ромбами и треугольниками. Для того, чтобы прикрепить эту конструкцию, мастер довольно грубо обрезал верхнюю часть лунницы в виде трех треугольных выступов, припаянных с оборотной стороны к каждой "бусине". Основным декором поверхности лунниц являются тисненые полусферы и зерневые полоски и треугольники.

(Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова. Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.)

Еще большая, чем на Руси, концентрация зерненых лунниц отмечена в кладах Польши (Ениосова, Пушкина 1997: 25). Ханна Кочка-Кренц приводит данные о 72 местонахождениях лунниц на территории Польши (Kka-Krenz 1993: Mара 36). Причем большая часть находок приходится на клады, 6 находок в могильниках, 4 - в крепостях, 3 - в городах. Подобное распределение находок данного типа украшений по памятникам заставляет предположить их привозной характер. Ян Зак предлагает два возможных варианта продвижения лунниц в Польшу с территории Руси: Киевщина - Прага - Регенсбург или с территории Волыни по Бугу в Повисленье (Zak 1968: 215-216).

(Лунницы штампованно-филигранные с территории Польши 1 - кл. Сейковик, 2 - кл. Боруцин, 3 - место находки не известно, 4 - Дзиерника. (По Malachowska 1998)

Типичны лунницы для кладов серебряных вещей Восточной Германии и Венгрии (Агпе 1914: 109; Niederle 1921: 255, 256. )

Лунницы, попадавшие в Северную Европу, как правило, фрагментированы (применялись как средство платежа или ювелирный лом). Иногда они все же использовались в костюме, но при этом зачастую переделывались соответственно вкусам населения - в фибулы или накладки

(Лесман 2000: 62-64/http://www.old-jewellery.nw.ru/parad/pendants_luna.htm ).

На фото большая лунница, перевернутая верх рогами, в ушко вставлен стержень, на котором подвешены две скандинавские подвески. Наверняка вторичное употребление украшения. (Случайная находка, Ленинградская обл. Эрмитаж. Гущин А.С. 1936 г. "Памятники художественного ремесла древней Руси х-х!!!вв. табл. 34.)​

Почти одновременно с серебряными лунницами ФИЛИГРАННО-ЗЕРНЕНОЙ работы 10 век, появляются ЛИТЫЕ лунницы, передающие в более простой технике форму и орнамент дорогих украшений феодальной верхушки. Литые широкорогие и узкорогие лунницы встречаются в женских погребениях всех слоев населения древней Руси. Большинство литых лунниц выполнено из биллона или бронзы, литые лунницы из чистого серебра в памятниках древней Руси редки.

(рис 16.1.2.Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал "Археология России", 2005г. стр 102.)

Широкорогие литые лунницы найдены в количестве 115 экземпляров в 35 пунктах северо-западной и северо-восточной Руси. Все они, как правило, украшены орнаментом, имитирующим зернь и скань.

Некоторые из этих лунниц, например, из кургана 118 у д. Шахново (Ленинградская обл. ), передают не только форму и орнамент уже упомянутой филигранно-зерненой лунницы из кургана у д. Бор (Новгородская область), но также и размер (рис. 16, 1, 2).

Среди сельского населения Брянской, Смоленской и Калининской областей наиболее распространены были литые ШИРОКОРОГИЕ лунницы средних размеров, поле которых покрыто рельефными линиями, треугольниками и шариками ложной зерни в центре и по углам (рис. 16, 3, 4). Встречаются широкорогие литые лунницы с орнаментом из ложнозерненых треугольников, расположенных по контуру лунницы.

(рис. 16, 3, 4. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал "Археология России", 2005г. стр. 102)

ШИРОКОРОГИЕ ЛИТЫЕ лунницы стали входить в употребление, видимо, в самом конце X или начале XI в.Во второй половине XII века они, видимо, совсем вышли из моды и в женском наряде заменяются другими типами лунниц.

УЗКОРОГИЕ ЛИТЫЕ лунницы, как показало картирование их находок, бытовали на всей территории северо-восточной и северо-западной Руси (рис. 17).

(рис. 17. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал "Археология России", 2005г. стр. 103)

От широкорогих лунниц они отличаются не только своей формой, в основе которой лежит силуэт круга, но также и орнаментом. Для узкорогих лунниц характерны растительный орнамент в виде двух ветвей, расходящихся в разные стороны, и геометрический рисунок из рельефных линий и шариков псевдозерни (рис. 16, 5—7). (рис. 16. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал "Археология России", 2005г. стр. 102)

Как показывает анализ вещевых комплексов, в составе которых обнаружены узкорогие лунницы, время наибольшего их распространения на Руси падает на XI—XII вв.

Кроме вышеописанных широко распространенных на Руси типов лунниц, в памятниках XI—XII вв. представлены еще ЛИТЫЕ МИНИАТЮРНЫЕ лунницы, среди которых иногда бывает трудно отделить узкорогие от широкорогих.У лунниц этого типа, как правило, весь узор представлен мелкими шариками псевдозерни или просто рельефной линией по контуру лунницы. Единичные находки украшены инкрустацией железом (рис. 16, 9). Время бытования этих лунниц в основном совпадает со временем распространения узкорогих литых лунниц, т. е. не выходит за пределы XI—XII вв.

ПРОРЕЗНЫЕ лунницы — обычно широкорогие отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы (рис. 16, 8). Все они литые из биллона. Редко встречены экземпляры, украшенные по краям ложной зернью. На основании постоянной совместной встречаемости в комплексах с украшениями, даты которых более или менее точно установлены, их можно датировать тем же временем, что и широкорогие литые лунницы, т. е. XI — первой половиной XII в.

К этому времени надо отнести также ЯЗЫЧКОВЫЕ ШИРОКОРОГИЕ лунницы. (рис 16.12

Обзор привесок данной группы закончим описанием лунниц своеобразной формы — так называемых ЗАМКНУТОКРКЩАТЫХ. (рис 16.11)(рис. 16. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал "Археология России", 2005г. стр. 102)

Изготовлены почти всегда из меди или бронзы способом литья. Создается впечатление, что подобные лунницы наиболее типичны для населения Костромского Поволжья. Так, из 17 экземпляров замкнутокрещатых лунниц 8 были найдены в костромских курганах. Некоторые из этих лунниц, судя по месту расположения при костяке, заменяли в женском уборе серьги или височные кольца. Замкнутокрещатые лунницы употреблялись, видимо, с XI до начала XIII в.

Следует подчеркнуть тот факт, что подавляющее большинство известных нам литых широкорогих и узкорогих лунниц происходит из погребальных сооружений, оставленных сельским населением древней Руси. Естественно поэтому предположить, что в основном, видимо, эти украшения, как и многие другие, изготовлялись деревенским литейщиком. На основе изучения лунниц, хранящихся в ГИМ, можно выдвинуть предположение, что большинство из них было изготовлено в твердых каменных формах. Об этом свидетельствует наличие литейного шва, расположенного, как правило, не на средине боковой поверхности лунницы, а ближе к гладкой тыльной стороне. Иногда следы литейного шва заметны только на ушке для подвешивания, т. е. вторая створка каменной формы была в виде плоской крышки. Детали рисунка сверху почти всегда несколько уплощены, что в свою очередь указывает, что эти привески отлиты в твердых формах. Несомненно, что техника литья в глиняных формах с помощью восковой модели также была известна деревенским мастерам. Лунницы с тонким изящным растительным орнаментом могли быть изготовлены только способом литья по восковой модели, подробно описанным Б. А. Рыбаковым 1. (1.Б. А. Рыбаков.Ремесло древней Руси. М., 1948 стр. 153—154.)

ЛУННИЦА - славянское, ЖЕНСКОЕ украшение. Лунница, при кажущейся бесспорности ее семантической связи, с месяцем, луной, могла и не являться лунарным символом. Б.А. Рыбаков (1987,Язычество Древней Руси. М., с. 535), вполне справедливо заметив, что в средних широтах луна никогда не смотрит рогами вниз, предлагает иную трактовку. Славянские лунницы, сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу, изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами. Три позиции солнца на древнерусских лунницах — утреннее, дневное и вечернее можно видеть и на некоторых салтовских экземплярах.

http://www.hagahan-lib.ru/library/obrazy-i-suzhety-mifologii-hazarii11.html

nstalmoshenko.livejournal.com

Оберег Лунница - Значение для женщин и какие они бывают

Сейчас женские украшения не имеют особого смысла, они подбираются на основании личных предпочтений, да и уровень доходов здесь имеет немаловажное значение. Ведь одни носят бижутерию, а другие – ювелирные изделия из драгметаллов.

Раньше аксессуары носили не только для красоты, поскольку они выполняли функцию оберега. Чисто женским амулетом является Лунница, которая теперь входит в состав бус или серёг, а также выступает в роли «самостоятельной» подвески.

трехконечная лунница

Как появилась Лунница

Прототипы Лунниц появились ещё в Бронзовом веке, и украшения, напоминающие лунный серп были достаточно распространены, но изготавливались они преимущественно из золота и серебра. Древние славяне предпочитали носить изделия из железа, и каждый кузнец или литейщик мог изготовить такой амулет, который и в те времена относился к разряду женских. Лунница являлась самым первым подарком для девочки, поскольку считалось, что этот оберег предостережёт девочку от неразумных поступков и поспособствует её взрослению.

Крещение Руси внесло серьёзные коррективы в уклад жизни славян, и нательные крестики со временем вытеснили языческую Лунницу. Но это не значит, что она перестала пользоваться спросом, ведь изображения полумесяца, украшенного магическими знаками, «перекочевали» на платья, сарафаны, рушники, да и в качестве украшения Лунница тоже нередко использовалась, причём женщинами всех сословий. И в особом почёте она была у тех, кому в скором времени предстояли роды.

Древнерусский оберег

Как выглядит славянский оберег Лунница

Существует множество вариаций данного амулета. Это касается не только его внешнего вида и размеров, но и материалов, используемых при изготовлении. Серебряные, бронзовые, а то и золотые Лунницы носили представительницы высших сословий, а мещанкам и крестьянкам приходилось довольствоваться оберегом, изготовленным из дерева, железа или олова.

Амулет всегда выполнялся в форме лунного серпа с опущенными вниз рогами, а на его поверхность практически всегда наносились магические символы. И наиболее часто встречающимися из них были три треугольника – один большой, расположенный по центру, и два маленьких по бокам.

Кроме того, на поверхности амулета можно было встретить кресты, косые линии, точки, зигзаги, изображение луны, солнца, дождевых капель, цветов и веток деревьев. Примечательно, что форма оберега имела второстепенное значение, а всю информацию несли именно символы – изображения на Луннице.

Лунница с крестом

Например:

  • Косые линии – это дождь, без которого невозможно получить хороший урожай.
  • Точки символизировали зёрна, а по другой версии – это дни лунного месяца.
  • Солнце и Луна – символы мужчины и женщины.
  • Треугольники – это не что иное, как убывающий месяц, полнолуние и новолуние.
  • Кресты символизировали Христианство, и Лунница с крестом считалась оберегом, имеющим двойную силу.

Классификация и виды оберегов

Славянский оберег Лунница обладает большой силой. Каждая женщина, вне зависимости от её возраста, очень хорошо об этом знала, и чтобы амулет был способен обеспечить требуемую защиту, его нужно было уметь правильно выбрать.

Женщина под защитой амулета

Существовало несколько разновидностей этого оберега:

  1. Лунница с кончиками кверху. Это сугубо мужское украшение, символизирующее семейное счастье и мужскую мощь, ведь «рожки», направленные вверх, были явным олицетворением быка.
  2. Трёхрогая Лунница. Эта форма являлась основной, и три рога совершенно не случайно были когда-то выбраны древними славянами, учитывая их отношение к цифре «3». Такой амулет выбирала каждая женщина, мечтающая о талантливых детях.
  3. Широкорогие и узкорогие. Первые стали входить в обиход в 11 веке, но просуществовали недолго, поскольку были вытеснены «узкорогими оппонентами». Широкорогие амулеты пришли с Востока, и они считались особо мощными, поскольку обеспечивали защиту женщины не только дома, но и вне его стен. Узкорогие обереги щедро украшались славянскими символами и чаще всего изготавливались из серебра.
  4. Лунница Макошь. Если женщина хочет, чтобы её судьба была по-настоящему счастливой, то она должна отдать предпочтение этому «двойному» оберегу. В старину такой амулет обязательно был в наличии у царственных особ женского пола, и якобы он помогал удержать власть.
  5. Северянская Лунница. По форме напоминала две капли воды, как бы сплетённых друг с другом. В итоге получался полумесяц, который с удовольствием носили женщины, нуждающиеся в защите.
  6. Замкнутая Лунница (крестовключённая). Это более поздняя версия, «попавшая» на Древнюю Русь из Европы. Многие историки увидели здесь «древнеримский след».

Славянское украшения

Значение оберега Лунница для женщин

Девушки свято верят в её чудодейственную силу, и в первую очередь древнерусский оберег Лунница предназначался для защиты от сглаза и порчи. Для пущего эффекта он нередко украшался бубенчиками, для того чтобы отогнать злых духов. Первое украшение в виде перевёрнутого вниз рогами полумесяца получала девочка в свой день Рождения. Она должна была беречь его, как зеницу ока, вплоть до самого замужества. Вторую Лунницу дарил муж, и этот оберег был необходим каждой замужней женщины для того чтобы и роды проходили легко, и «никакая хворь не приключилась».

Назначение оберега во многом определялась его формой и символами, которые на нём были изображены. Например, существовали Лунницы, позволяющие женщине стать более «прозорливой» и видеть то, чего не видят другие, а также открывать в себе новые таланты и возможности.

Слишком буйные, эмоциональные дамы также были вынуждены носить амулет, поскольку, по мнению магов и колдунов, его ношение приносило смирение в душу «бесноватой». Это невероятно, но женщина, носившая Лунницу, пользовалась успехом у мужчин, которые на подсознательном уровне считали её более привлекательной и сексуальной.

Амулет с лунницей

Возрождение интереса к символу

Нет ничего удивительного в том, что Лунница вновь обрела былую популярность, ведь такой аксессуар смотрится достаточно оригинально и нетривиально, и никогда не остаётся незамеченным. О магических свойствах этого оберега знали ещё наши далёкие предки. Его постоянное ношение реально позволит получить защиту от порчи и сглаза, и вообще – облегчить жизнь современной женщине и даже сохранить брак. Для этого нужно позаботиться о том, чтобы амулет был «рабочим», иначе, он останется обычным аксессуаром.

Лунница может оказать позитивное воздействие, даже будучи картинкой или глиняной поделкой, ведь это тоже амулет. Но как сделать, чтобы он работал? Его необходимо зарядить лунной энергией. Делается это просто: в первый день новолуния, нужно дождаться ночи, причём, ночь должна быть звёздной. Затем необходимо найти в своём жилище «спокойный уголок», где никто не помешает, выключить свет, взять в руки оберег и расположить его между ладоней.

Славянский оберег

Далее нужно просто немного помедитировать, подумать над тем, что ждёт хозяйка талисмана от жизни и осуществимы ли эти планы; вспомнить о своих близких и пожелать им здоровья. Концентрировать мысли следует только на хорошем. По завершении ритуала нужно завернуть Лунницу в чистую ткань и на сутки убрать в шкатулку.

Поможет ли татуировка Лунницы

Молодые девушки хотят носить Лунницу, но в виде татуировки. Не возбраняется ли это? В подобном тату нет ничего страшного, но выбирая эскиз, следует принять во внимание, что каждое изображение имеет какой-то определённый смысл. Кроме того, место расположения татуировки также играет огромную роль.

Например, если рисунок украшает правое плечо или предплечье, то это позволит развить интуицию; Лунница на бедре – для большей чувственности и сексуальности; на запястье – для защиты семейного очага.

jesoteric.ru

Славянский оберег Лунница: значение и свойства

Вероятно, самые древние предметы, не изменившие своего назначения до настоящего времени ‒ это женские украшения. Отличия имеются только лишь в одном аспекте: сегодня украшение для женщины это элемент для подчеркивания стиля, аксессуар красоты, ранее же украшение в большинстве случаев имело ещё одно, магическое, значение. Практически каждое украшение служило оберегом, и имело свой особый смысл.

lunnica-zhenskij-slavjanskij-obereg

Лунница ‒ женский славянский оберег

Во все времена женщины заботились о благополучии своей семьи, дома, о возможности иметь здоровых детей. В древности девушки для защиты всего того, что им дорого, выбирали себе магического союзника ‒ оберег, который зачастую служил и украшением. Один из таких древних оберегов ‒ Лунница.

Древнее украшение

obereg-lunnica-serezhki

Оберег Лунница в виде серебряных серёжек

Оберег Лунница носили, как правило, в виде украшения. Это могли быть различные подвески или бусы. Её прикрепляли к поясам или носили в виде серёг. Внешне амулет Лунница схож с лунным месяцем, перевёрнутым вниз рогами.

obereg-lunnica-na-cepochke

Серебряный оберег Лунница на цепочке. Используя цепочку, такой оберег можно носить как на шее, так и в качестве подвески.

Если посмотреть классификацию оберегов древних славян, то Лунница по всем параметрам относится к женским оберегам и амулетам. Изготавливалась Лунница из какого-либо металла. Те, кто мог себе позволить более дорогое украшение, использовали для изготовления серебро. Люди победнее делали латунные или бронзовые Лунницы.

obereg-lunnica-iz-latuni-podveska

Латунный оберег Лунница изготовленный в виде подвески

Особой популярностью пользовалась Лунница в виде подвески, поскольку такое украшение почти универсально. Подвески прикрепляли к поясам, к головным уборам в виде колта или просто носили на шее в виде бус или кулона. На Лунницу наносились различные узоры:

  • линии, преимущественно косые;
  • изображения солнца и луны;
  • различные треугольники;
  • множество точек в виде зёрнышек.

В редких случаях Лунница также украшалась зигзагами. Оберег Лунница относится к тем, у которых основная магическая роль приписывалась именно начертанным символам, форма оберега имела вторичное значение. Но это не говорит о том, что форма амулета не важна. Форма дала имя оберегу и подчеркнула его принадлежность к чисто женским магическим предметам.

Факты подтверждают, что женщины, носящие Лунницу, неизменно пользовались большим вниманием мужчин и были для них желанными. Она придавала им женственность, обаяние, шарм и сексуальность.

Изображения на Луннице

obereg-lunnica-s-kosymi-linijami

Значение симолов Лунницы — косые линии принесут дождь, а точки ‒ богатый урожай

Символы, наносимые на оберег, имеют несколько трактовок. По одной из теорий дождь в засушливый период принесут косые линии, богатый урожай уродится благодаря точкам, разделённым этими косыми линиями. Единение неба и земли, женщины и мужчины – это нанесённые символы солнца и луны. Значений такого амулета несколько:

  1. плодородие;
  2. благополучное материнство;
  3. крепкий и счастливый брак;
  4. защита талисманом от всякой порчи.
obereg-lunnica-s-izobrazheniem-polnogo-lunnogo-cikla

Оберег Лунница с изображением полного лунного цикла, изготовлен из бронзы

Есть и другая теория, согласно которой косые линии должны соответствовать количеству дней лунного месяца (двадцать восемь дней), а три изображённых треугольника символизируют не дождь, а лунный цикл (новолуние, полнолуние и убывающий месяц). Изображения солнца и луны, как и в первом случае, символизируют сплочённость мужчины и женщины.

trjohrogaja-lunnica

Трёхрогая лунница с изображением точек и косых линий

Существовала также трёхрогая Лунница, как разновидность основной формы. Она символизировала успех при начале добрых деяний, а также способствовала рождению талантливых детей. Три рога для амулета выбраны неслучайно. Число три в мифологии славян имеет сакральное значение: триада богов, три фазы жизни, славянский бог луны имел три головы. Кроме того, временные аспекты тоже имеют три показателя ‒ было, есть и будет.

obereg-lunnica-zashhita-zhenshhiny

Олицетворение защиты Лунницей женского начала. Луна придает сил любой женщине, усиливает ауру.

По преданию одна из тёмных богинь одарила женщин прекрасными качествами: пытливостью, прозорливостью и интуицией. Однако взамен этого дара отобрала могущество ауры. Именно поэтому девушки слабы и податливы воздействию чёрных магических сил. Каждая девушка стремилась иметь оберег Лунница, чтобы усилить свою ауру и уберечь себя от тёмных воздействий.

Бывало, что на Лунницу наносились кривые линии. Эти линии также символизировали дождь, но каждая по-своему. Вниз направленная кривая ‒ это дождь-благодать, сулящий хорошие урожаи, а кривая, вверх направленная, ‒ небесная кара для обидчика или так называемый “божественный дождь”. То есть обидчика карал сам бог. Поэтому Лунницу считают также защитой от тёмных сил.

obereg-lunnica-kokoshnik

Кокошник ‒ исконно русский головной убор.

Древние славянки почти все носили кокошник, причём изготавливался он всегда своими руками. Многие считают кокошник одной из разновидностей оберега Лунница. К кокошнику часто прикрепляли различные заговорённые предметы, чтобы увеличить его силу. Модернизировали символы, меняли их сочетания для получения действительно могучей защиты.

Ещё одно значение оберега Лунница

obereg-kolovrat

Коловрат ‒ солярный символ. Истинный смысл коловрата заключается в таинстве движения солнца по небосводу и связанным с этим богами Сварогом и Хорсом.

Луну всегда считали покровительницей женщин, а солнце ‒ покровителем мужчин. Мужчины предпочитали носить оберег Коловрат (солярный символ), женщины уравновешивали его лунными амулетами.

Как и большинство других славянских оберегов, Лунницу не смогла бы носить женщина с тёмными мыслями или намерениями. Луна испускает положительную энергетику, разрушающую зло, поэтому лунный амулет может сильно навредить своей владелице с негативными помыслами.

raznovidnosti-oberega-lunnica

Разновидности оберега Лунница

Несмотря на всё, выше сказанное, славянки выбирали Лунницу, как свой оберег, с большой осторожностью. С детства каждая девочка знала о магической мощи Лунницы. И только женщины, обладающие хорошим сакральным знанием, могли носить этот символ, получая от него всю потенциально возможную защиту.

Достаточно ли вы зарабатываете?

Проверьте, относится ли это к вам:

  • денег хватает от зарплаты до зарплаты;
  • зарплаты хватает лишь на квартплату и еду;
  • долги и кредиты забирают всё то, что достаётся с большим трудом;
  • все продвижения по службе достаются кому-то другому;
  • вы уверены, что вам платят на работе слишком мало.

Возможно, на вас наложена порча на деньги. Снять безденежье поможет этот амулет читать тут

proamulety.ru

Лунница, Лунница, тайну свою мне раскрой! О значении амулета

«Лунница, Лунница, тайну свою мне раскрой»! О смысловой и магической нагрузке амулетов-лунниц, их культурном, народном и Сакаральном значении (научно-популярный материал)

М.П. Захаров, Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция 🌟 СТАРКА 🌟

Лунницы — кроме своего обрядово-семантического аспекта — НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ Ювелирно-обережного искусства Древней Руси! Поговорим об этом чуде подробнее.

Амулет-Лунница: общая характеристика

Лунницы — украшения-обереги, выполненные из цветного или драгоценного металла технологией литья (расплавленный металл «лили», то есть заливали в заранее созданную форму). Чаще всего древние мастера изготавливали лунницы из бронзы или жесеребра (реже золота), а также и из стекла.

Имеют вид (или исполнены в виде) «полумесяца» или «рогов», различные размеры (встречаются и «детские») и индивидуальную декоративную отделку. Встречаются практически повсеместно на территории бытования древнерусских племенных союзов и объединений, позднее княжеств.

Амулет Лунница

ЛУННИЦА: к вопросу семантики амулета

Сама конструкция и название оберега отражает и обнаруживает устойчивое, закрепившееся в веках существование культа луны у ряда народов (финно-угров например, вятичей и др.), что является прямым следствием наличия культа плодородия и обожествления плодородных сил природы, земли (и Вселенной, если угодно).

Подтверждением данному служит существование и по сей день ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ в сфере посадки растений и агрономии. Кроме того по лунному календарю женщины планировали и планируют сроки беременности, а в самой речи еще используют «луну» для обозначения сроков времени: «… идти на Восток в количестве 2-х лун пути» и так далее.

Так же, ряд исследователей предполагают (наиболее известный из которых академик Борис Александрович Рыбаков),что форма амулета: «рожки» сdязана с культом языческого бога Велеса , покровителя всего домашнего скота, скотоводов и земледелов — того, что и являлось, по сути, одними из основных видов хозяйственно-бытовой деятельности народов, определяло их жизненный уклад.

Лунницы,относящиеся к типологии узкорогих

пример по результататм Археологических раскопок

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, и ожерельем,увенчанном крупным Амулетом-Лунницей.

Датируется: IX — начало XI вв.По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

 Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, Конец X - начало XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, и ожерельем,увенчанном крупным Амулетом-Лунницей.Датируется: IX — начало XI вв.По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Лунницы обычно носили в составе ожерелья. Делали серьги, височные украшения — колты, нагрудные подвески и др. Просуществовали лунницы вплоть до XIII века; в течение периода усиления христианства  эта традиция была утрачена,- так как шла повсеместная борьба «с остатками язычества», и институт византийской церкви начинал плотно пускать корни в новоприобретённые земли, и, конечно, в коллективное сознание народов данных земель. Основными инструментариями этого стали введение и восхваление новых религиозных канонов параллельно с порицанием старых, пропаганды «подвигов» и «житий» христианских»святых», активная роль церкви в управлении государством — всё это, и это далеко не всё — способствовать забвению уникальных знаний и умений, в том числе и в ювелирном искусстве.

Различные типологии лунниц, с 7 по 12 века

Украшения в виде лунницы сохраняются и по сей день в составе национального костюма у некоторых народов Индии.

Данные амулеты являются принадлежностью языческого культа народностей, населявших территории княжеств Древней Руси и до периода оформления этих земель в состав княжеств (начиная с VII века, особенно финно-угорская культура!). С активной христианизацией Руси христианскими миссионерами начиная с X века религиозно-общественные течения стали соперничать, начала происходить замена одной системы — другой в том числе и на уровне символов, особенно культовых символов. В состав композиции обрега стали входить христианские символы: крест.

Лунницы, относящиеся к типологии крестовключенныхЛунницы, относящиеся к типологии крестовключенных

И ТАК ЖЕ ШЛО ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ СИМВОЛИКИ : см фото 2Это часовня в Москве. рядом с метро Свиблово, фото на телефон.

На уровне амулетов ЛУННИЦ стали появляться «смеси»: например, поздние крестовключенные ЛУННИЦЫ.

Храм-часовня Священномученика Владимира Митрополита Киевского и ГалицкогоХрам-часовня Священномученика Владимира Митрополита Киевского и Галицкого

Лично меня, автора данного материала, с данным типом Амулета соединяет вот что: Лунница — моя первая, самая-самая первая Археологическая Находка.

Она была из стекла, но значительно изысканнее приведённой на фото стеклянной Лунницы зелёновато-жёлтого цвета (в центре нижнего ряда амулетов, представленных на фото).

Я нашёл её в 2011 году, в первый же день участия в раскопках Городища Старая Рязань в составе Старорязанской Археологической (ИА РАН).

Где находка сейчас -не знаю, в музейном хранилище-запаснике скорее всего…Так как в составе экспозиции #РИАМЗ (Рязанский Историко-Архитектурный музей-заповедник — в оперативном управлении музея и находится Городище Старая Рязань, в его фонды поступают находки на хранение) я её не встречал, остаётся предположить, что она в хранилище.

А ты, уважаемый читатель, вглядевшись в эти лунницы, возможно поймешь, что не такими были «дикими», «сирыми и убогими» наши далёкие предки, каковыми порой их рисуют различные, и при этом слабо осведомлённые в этом вопросе, лица.

Благодарю за прочтение!

М.П. Захаров, Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция СТАРКА

Серебряная Лунница, украшенная зернью. IX-X (9-10)векаСеребряная Лунница, украшенная зернью. IX-X (9-10)векаЛунницы, относящиеся к типологии "узкорогих"Лунницы, относящиеся к типологии «узкорогих»

📙Вниманию интересующихся Историей и культурой Древней Руси в спектре народной и культурной традиций рекомендую к прочтению книги (качнуть бесплатно по ссылкам) 📙

1) Рыбаков Б.А. «Язычество Древней Руси»2) Рыбаков Б.А. «Искусство Древней Руси»3) Рыбаков Б.А. «Рождение Руси»: скачать vk.com/wall-103826834_159445) Любор Нидерле «Славянские Древности»: скачать vk.com/wall-103826834_157806) Б.А. Рыбаков «Ремесло Древней Руси» : скачать vk.com/wall-103826834_158587) Б.А. Рыбаков «Язычество Древних Славян»: скачать vk.com/wall-103826834_159058) ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ (Б.А. Рыбаков): скачать vk.com/wall-122797552_26999) ЯЗЫЧЕСТВО и ДРЕВНЯЯ РУСЬ (Е.В. Аничков, СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. — 426 с.) : скачатьvk.com/wall-103826834_16627

Помог материал? Помоги и ты: поддержи развитие проекта 🌟СТАРКА🌟  Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция!

 🌟СТАРКА🌟 Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция

Похожие статьи

starka.pro


Смотрите также