Лирические песни древние. Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Протяжные лирические песни. Лирические песни древние


Протяжные лирические песни — МегаЛекции

Исторические песни

Стремление к правдивости и точности при воспроизведении истор. событий, о государ. деятелях, о вождях и руководителях освободит. движения. Преемственность с былинами, но более точное отображение событий. Фантастика совершенно отсутствует. Тексты короче былинных: нет троекратности, действие живее.

В XIV в. окончат. разгром Иваном IV татар, формирование рус.нации, объединение Украины и Белоруссии. Молодое гос-во стало централизованным (в отличие от Киева). Расцвет в 16 веке.

2 линии содержания:1) героико-патриот. цикл о событиях общегосудар. и внешнеполитического хар-ра, о борьбе за создание централиз. рус. гос-ва, об иноземных захватчиках, об Иване Грозном, о покорении Сибири Ярмаком, в 18-19 вв – о походах Петра I, Суворова, Кутузова.

2) о борьбе трудового народа против угнетателей (Разинский цикл - кульминация). С сер. 16 в среде казачества о походах вольницы по Волге и Каспию, о захвате заморских товаров, убийствах послов и царских воевод. В песнях р.цикла впервые дан образ народ. героя, т.антикрепостнического нац. движения. В каждой песне один факт, одна черта - Волжская флотилия, о взятии Астрахани. Галерея героич.образов – Разин, Пугачёв – олицетворение народ. гнева. Конфликт между казацкой вольницей и царской властью (песни о самовольном захвате казаками крепости Азов, расправа с царскими воеводами и послами). В донской казачьей песне обрисованы как защитники, ненавистники бояр. ИП - мужская традиция. Складывали непосредственные участники событий, военно-служивые люди (стрельцы, казаки), нет временного отстранения. Важна не достоверность факта, а отношением к нему. Случалось, что не освещались значит.события, но высвечивались малозначимые. Бывало, что рассказ о судьбе человека раскрывает историч картину. Как за речкою. Не путать лирическую песню с протяжной. По мелодич. облику ср. с древнерусской дружинной мужественной песней. Торжес-величавые, нетороп.сказ, ритм.растягивание, одноголос.запев /хоровой припев. Для поэтики характерны образы шири и простора (хар-р разинского движения). Наряду с героич песнями о боевых действиях и славных походах немало скорбно лирических и лирико-эпических: раздумий о бедствиях родной земли, о судьбах участников народного повстанческого движения. Не шуми ты. Осознание ценности личности – появление лирической песни: ранее превалировали календарно-обрядовые, теперь семейно-бытовые. Немало о переживаниях раненого атамана: ряд песен о недобрых предчувствиях связан с традиц. мотивом вещего сна Буйны ветры сорвали шапку. Разин.цикл завершается утверждением идеи преемственности народ.освободит.движения. Ты взойди, взойди солнце красное – о повстанцах после разгрома его движения. Голодные люди скрываются от карательных отрядов. «Солнце» д защитить, обогреть (заря будущей жизни). Говорится о новых кресть-х войнах и столкновениях, уверенность в появлении нового героя. Многочисленные варианты песен о сынке Разина и астраханском воеводе явл. энергичными, молодцеватыми, удалыми протяжными песнями.

Патриотические песни времени Петра I создавались казаками и солдатами - участниками событий. Образование регулярной армии, поэтому ИП становятся солдатскими. Мелодии нов. хар-ра: походные, маршевые, протяжные.

Баллады – о трагич. происшествиях и семейно-бытовых драмах. Действ лица неизвестны: невестка, загубленная свекровью; холоп, полюбивший жену вельможи или королеву; братья- разбойники, убившие мужа и маленького сына своей единст-й сестры. Есть баллады с намёком на истор.обстановку - о тёще в татарском плену. Русская полонянка в плену татар или турок злой волей становится рабыней собственной дочери и зятя. Как за речкою, да за Дарьею.

Протяжные лирические песни

В далёкие времена ЛП входили в календарно-земледельческий цикл или свадебный. Мелодич источником молодецкой ПП - древнерусские дружинные песни и воинская песня об истор. событиях Процесс формирования ПП в самостоят.жанр совпадает с периодом образования великорусской народности. Уже не славянская, а рус. народная песня. В отличие от обрядового фольклора, сходного у всех восточно­славянских народов (а отчасти и у южных славян), лирической песни подобного типа мы не встречаем ни у украинцев, ни у бело­русов, хотя и у тех и у других есть своя песенная лирика. Лирич.нар. песня отражала возрастающую роль лич­ного начала в жизни и мировоззрении людей, знаменуя выход за пределы жестких канонов средневекового мышления. Возникнув в XV—XVI веках, она достигла своего полного разви­тия к XVII веку, когда кризис средневекового мировоззрения обо­значился уже с совершенной определенностью. В XVII веке сло­жилась основная тематика с ее ясно выраженной «антидомостроевской» направленностью. К этому вре­мени окончательно сформиро­вался и ее особый, характерный мелодический склад. Именно в ПП с ее неизбывной широ­той дыхания и свободой мелодич.развития многие писате­ли, поэты и критики, начиная с Радищева, находили особенно яр­кое и правдивое отражение «души русского народа». Представляет собой вершину развития рус. крест. нар.-песенной традиции. Образы: душевные переживания, лирич.исповедь, серьёзное размышление о жизни. Есть элементы сюжетной повествовательности. Семейные – против патриархального уклада, бесправного подневольного положения женщины. Горе, ты моё, горе. Немеркнующий свет лучины - беспросветная жизнь, безрадост. женская доля. Скорбный образ молодой крестьянки, замученный гнетом в чужой семье Стояла берёза. Любовно-лирическая тема- прощание и разлука (Не одна в поле дороженька) с родной семьёй, воспоминание о счастливых днях прошлого. Подуй, подуй непогодушка – горе молодца, потерявшего любимую, Надоели ночи надоскучили – о горе разлуки из-за размолвки любящих. Тема взаимной любви - «вечорошние» песни - Возле речки на лужочке. Калинушка с малинушкой – душа девушки в смятении – родители выдают за неизвестного/немилого на чужую сторону. Т. большой любви определила в дальнейшем задушевность и теплоту.

Песни о горе разлуки с отчеством и одинокой смерти на чужбине. Горы воробьёвские - мрачный пейзаж. Бел-горюч камень, одинокий ракитов куст, дикая степь, хищные стаи птиц, орёл и ворон – предвестники смерти. Возле убитого вьются 3 ласточки – сестра, мать и молодая жена. Уж ты поле т. смерти в чужом краю, просьба коня передать последние слова родным. В 18-19 вв - степь широкая – смерть ямщика в дороге.

Молодецкая лирика, песни вольницы. Т.общественного протеста против несправедливости, близость к песням разинского цикла. Напоминают причитания свадеб песен или распевы бурлацких трудовых попевок. Не шуми, Зелёная рощица – элегич раздумье о жестоком и несправедливом укладе общест. жизни. Глав. действ.лицо – целый коллектив – бурлацкая артель, молодецкая ватага, казачий круг, повстанческий или воинский отряд. В поэтике образы тёмного леса, зелёной дубравы, великой русской реки, служившие укрытием от преследователей. Река служит надёжной дорогой «на волю». Спускаясь по течению Волги или Дона, беглецы достигали вольных степных окраин, пополняли ряды казачества. Типичны почтительные, любовные обращения к рекам – Матушка Волга, Батюшка Тихий Дон, Дон Иванович, Яик Горынович, Енисеюшка. Об удальцах, пустившихся в непогоду по разбушевавшийся реке – Вниз по матушке - по Волге. Воспевание свободолюбия людей сильных духом, непокорённых. Несгибаемая воля к жизни, неизбывная энергия, мужеств. поступь. Ты взойди солнце красное – энергичные волевые интонации.

Образы вольных птиц – орла, сокола - как олицетворение гордости, бесстрашия, свободолюбия. Широкое дыхание сольного запева на волевых интонациях контрастирует с более сдержанным и плавным хоровым подхватом. Герои молодецких песен – лучшие люди из народа, восставшие против произвола. Термин «разбойничьи» неправильно. Ты взойди – могучая хоровая песня проникнута воодушевлённой верой в лучшее будущее. Отсюда тюремные песни – птица ( жаворонок, соловушка, орёл, сокол) в неволе и молодей в темнице. Устойчивые поэтич. образы: эпитеты, метафоры, параллелизмы. Уж как пал туман на сине море, а злодейка - тоска в ретивое сердце. Явления родной природы и мир душевных переживаний в соответствии с конкретной жизненной обстановкой Горы, Чисто поле, Степь. Селезень и утушка – разлука. Помутившаяся река – несчастье судьбы Родины.

Социально-бытовая тема: рекрутские – т. «воли и неволи» в заострённом виде, переживания в момент вербовки, моменты насилия «лихий людей» Не кукушечка во сыром бору/ Собиратесь- ка, братцы, ребятушки – традиц прощальная гульба новобранца с товарищами. Прощальным рекрутским песням свойственны приёмы распевного развития +стоны. Песни о крепостническом строе 18-19 вв - т. тяжёлого крестьян. подневольного труда. Интонац.родство с календарными землед. песнями: жалобы на непосильный труд в страду, на невыносимость барщины. Мелодии б.дыхания, связь с интонациями причитаний. Импровиз-ть, ладовая неуст-ть. Записалось мало, т.к. пелись тайно. Батрацкие 19-20 в- образ нераспаханной, небороненой полосушки, поросшей частым ельничком, молодым горьким осинничком- олиц-е крестьянского хозяйства, оставленного ради работы в чужих людях.. Образ сироты- бродячья жизнь бедняка. Сиротские причитания, обращения к сырой земле с просьбой, чтобы родная мать встала из гроба, чтобы посмотреть на своё дитятко. Протяжные песни «работных людей», «в наймах» - о жизни в чужих людях, т. соц. бесправия с негодованием и угрозами. Родственны песням о крепостничестве, т.к. вербовались в основном крестьяне (целыми деревнями приписывались к казённым промышленным предприятиям) Уж, ты волюшка. Подобно разинским скрывающимся сподвижникам, работные люди обращаются к солнцу с просьбой обогреться. За речушкой, ой, за рекою-то Волгой было широко о первых уральских горнорабочих переселенцах. Образ дальней сторонушки как олиц-е злой неволи – подневольной царской службы в 18 в.- появляется в песнях на скорых хороводных плясовых песнях.

Мелодика протяжных песен. Массово- обиходные песни в небольшом диапазоне, т.к. женщины предпочитают петь в одном регистре (не переходя на другие резонаторы).

  1. широта мелодии, дыхания. Мелодия широкого дыхания - долгая, строгая, тягловая, тяжёлая, широкая, волоковая, проголосная, голосовая. Форма большой протяженности (Песня- то с целую версту). Звучит без крикливого пафоса.
  2. внутрислоговые распевки, разводы
  3. ходы на 6, 7, 8, которых нет в обрядовых
  4. увеличение звукового объёма в соло
  5. богатство полифон подголосия
  6. распевность, большое дыхание. Распевы певцов- мастеров - «водить голосом»
  7. свобода ритмич изложения, не скованного периодичностью стиха.
  8. Словесные повторы Подуй, подуй, непогодушка.
  9. словообрывы Не велят Маше за ре…за реченьку ходить. Хор подхватывает, что ведёт к интонац. варьированию
  10. Распеваются не только гласные, но и согласные Да не с-вы-ка-й-ся.
  11. Вставные возгласы Эх, ох, ох и да не.
  12. Не смирение и уныние, а сопротивление тяготам жизни.

В завис-ти от местных традиций, в одних декламац. ходы на сексту, квинту, в др.- плавные поступенные ходы. Преобладание нисходящего движения от вершины - источника с последующим мелодическим распевом Калина, Возможны неоднократные возвращения к исходной мелодич вершине, чаще «задевание» её Надоели ночи, понаскучили. Нетипично целеустремлённое мелодич. движение к кульминации (исключение Уж ты поле моё). Каждая мелодия исполняется лишь со строго определёнными словами, одни и те же песенные сюжеты исполняются с разными напевами. Лады - натуральные маж/минор, которые сохраняют звучание, свойственное бесполутоновым ладам (южные районы). На севере подчёркивание неусточ. ходов (ум.5). Выразит значение квинтового устоя. На Украине гармонич.минор. Бесполутоновый лад сочетается с широким мелодич.объёмом. Малоупотребителен фригийский, часто переменные лады. Ладовая переменность бывает: секундовой, кв-кв Катенька весёлая, //-переменной, переливчатой (цепной). Объединение близких разновидностей – миксо/дорий - мягкая светотень. Кастальский отмечал своеобразный приём расцвечивания народных напевов повышениями и понижениями несмежных ступеней. «Хроматизм в разбивку». Не шуми ты мать.

Русское многоголосие подголосочного типа. «Артельное пение» – свобод. разветвление, «расщепление» ведущего напева на подголоски. Истоки в гетерофонии – случайное уклонение отдельных голосов от унисона. Древнейшая форма сознательного 2хголосия - пение, в котором один голос выдержан на одном звуке (исполняется хором), а верхний голос на этом фоне выводит мелодич рисунок в объёме м3-ч5. Иногда октавное изложение сочетается с // терциями. РМ сформировалось на материале протяжных песен 15-16 вв. (строчное пение). 2 вида подголосочной: 1) повторение основного мотива в др. голосе, «ответвление»; из такого изложения развилось вариационно-мелодич. многоголосие (по всей русской территории). На севере «подголосок» м б и верхним, и нижним голосом-вариантом. Характ.черта - применение унисонного звучания в стремлении подчеркнуть ведущий мелодич. оборот; 2) мелодич линия верхнего голоса основана на интонациях ведущего мотива, но обладает самостоят. мелодич. рисунком (больше в южнорусских и среднерусских землях). Наличие 2х самостоят. партий, основной является нижняя партия, исполняемая хором. Ой, да ты, калинушка.

В народ. культуре отсутствует традиц.4хголосие. На Севере нет последовательного выдержанного состава, хоровые группы складываются не из сочетания традиц. партий, но представляют знатоков народ. песни. Творч. равноправность участников хора или ансамбля певцов - характ. черта «артельного» хора. Руков-м является запевала, инициатива м переходить к другим певцам (Хор поселян Бородина). Импровизация складывается на умелом сочетании разнообразных вариантов как всей мелодии, так и отдельных подголосков.

Ритмич общность голосов и равномерное произнесение текста типично, поэтому имитация как разновременное звучание не привилась. Допускаются: «забегание» или «отставание» и певец стремится как можно быстрее слиться с хором; допускается свобода вступления голосов или импровизац. паузирование. Ритмич контрасты, особенно в бестекстовых мелодич импровизациях, подчёркиваются несходной ритмикой. Используются синкопы и пунктиры. Подголосоч принцип мелодич. движения голосов сочетается с ясной аккордовой вертикалью. Расщепление ведущего напева на подголоски служит основанием для возникновения на полифон. основе народной гармонии. Её особенности: 2х-3хголосная основа, эпизодическое увеличение до 5-6, использование унисонов и октав, преобладание секундовых сочетаний созвучий, плагальность, плавность баса, смелое применение диссо-в, которые не имеют акк-гармонич значения и являются следствем орнаментального мелодич развития подголосков. Сплошного акк-гармонич изложения нет Моменты сгущений и разряжений.

megalektsii.ru

Лирические песни - это... Что такое Лирические песни?

    ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых песнях (см. это слово) — праздничных (особенно весенних), семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т.-е. исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном, но наряду с такими грустными, т. н. протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные дышащие беззаветным весельем. (Недаром Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска»). С формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность. Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы. Параллелизм этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики народной лирики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами. История отдельных песен почти не изучена, в виду крайней трудности, проистекающей от обилия вариаций и всяческих изменений в песнях. В течение XVIII—XIX в.в. в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной или рукописной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли т. н. песенники (см. ст. Народная словесность). Целый ряд стихотворений Пушкина, Кольцова, Некрасова и мн. других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики. Широко популярным видом народной лирики являются частушки (см. это слово).

    БИБЛИОГРАФИЯ.

    Исследования: Н. И. Костомаров. Об историческом значении русской народной песни. Харьков. 1843. А. А. Потебня. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. I и II. Варшава. 1883—87. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика (сочинения. Т. I). Я. Автономов. Символика растений в великорусских песнях. Ж. М. Н. Пр. 1902, № 11—12. Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Спб. Отд. Русск. Яз. и Словесн. А Наук. Т. 74 и 78 (1903 и 1905 г.г.).

    Юрий Соколов.

literary_terms.academic.ru

Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. Лирическая песня - это словесно-музыкальное произведение, в котором раскрывается эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира.

В лирической песне слово соединяется с музыкой, мелодией. Они существуют неразрывно. Лирическая песня выражают  чувства, мысли и переживания человека. Они могли быть веселыми и грустными..

Отличаются от обрядовой поэзии по функциям. Лирические песни не связаны с обрядами. Они могли исполняться в любое время и при любых занятиях.

Особенность лирических песен заключается в том, что в них создан красочный условный мир.

История

По мнению музыковедов, основной состав лирических песен сформировался в 16-17 вв. Их предыстория неизвестна. Жанр лирической песни сложнее и разнообразнее, чем остальные жанры народной песни. Это объясняется тем, что обрядовые песни возникли на более ранних этапах развития общества. Обрядовые песни употреблялись при определенных действиях , поэтому сохранилась устойчивость образов, содержания, поэтических приемов.

Лирическая песня  в отличие от обрядовых более подвижна, открыта для нового. Историческое развитие жанра лирической песни документально зафиксировано на протяжение трех столетий.  Лирическая песня принимала новые сюжеты, образы, использовала новые поэтические средства.

В народе лирические песни назывались по способу или месту исполнения. Лирические псни возникают в разное время, они неоднородны, их внутренний состав разнообразен.

При анализе лирических песен ученые пользуются принципами классификации:

Во-первых, используется тематический принцип: любовные, семейные, разбойничьи, тюремные..

Кроме тематической классификации используется этнографическая классификация (географическая). 

По характеру исполнения – частые и протяжные.

Частые песни – веселые, шуточные, сатирические. По происхождению древнее протяжных. Они связаны с творчеством скоморохов. Герои – молодые люди, их родители, друзья, соседи, муж и жена. В частых песнях изображены забавные бытовые эпизоды, в них высмеиваются пороки, трагедия превращается в фарс. Основным приемом частых песен являются ирония.

Протяжные песни. Герои – подруга – соперница, родители, молодая жена ,  старый муж, молодые любовники и наоборот свекор и свекровь. За пределами семейного быта героями были рекрут, солдат, разбойник, узник, ямщик, бурлак купец. Общий эпизодический тон – грусть, тоска обида.

Делятся на 2 группы:

  1. 1. Песни-повествования. Имеют четко выраженный сюжет, однако в отличие от эпических произведений сюжет в них менее развит. В них изображаются конкретные жизненные ситуации. Это своего рода энциклопедия старого уклада жизни.
  2. 2. Песни- раздумья. В них нет элементов сюжета, а есть только высказывание или раздумье по какому-либо поводу. В этих песнях нет завязки, развязки, конфликта, а есть отдельные зарисовки описаний портрета, пейзажей. В раздумьях есть отдельные картины душевной жизни, но нет выводов. Вывод должен сделать слушатель.

Композиция

Композиция лирической песни достаточно проста. Они могут представлять собой, монолог, диалог или монолог +диалог. В песнях используется параллелизм (символический и не символический). Символический предполагает двучастное строение песни ( 1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).

В лирической песне используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание лирической песни

В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представлена символика. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные.

В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характрер

03.09.2016, 5651 просмотр.

www.myfilology.ru


Смотрите также