Лесные духи древних славян. Лесные духи древних славян: какими они были? Леший и его семья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Славянские, русские традиции. Вечно живая старина. Лесные духи древних славян


Лесные духи в славянской мифологии

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Лесные духи в славянской мифологии

Как считали древние предки славян, лес – это пристанище множества духов, которые разделялись на добрых и злых, а также выполняли некоторые свои природные функции: кто помогал заплутавшим выйти из леса, кто наоборот затягивал людей как можно глубже, кто шелестел листьями, кто помогал грибам расти и т.д. Количество лесных духов просто поражает, но существовал ряд основных, о котором знал каждый человек и старался почитать, чтобы не назвать беду.

Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?

Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Чтобы этот лесной дух помог, к нему обычно обращались со словами – «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к своему дому привык». Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости.Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?Деда Лесовика можно считать одним из главных лесных духов, так как он управлял лесом, усмирял шкодников, помогал заплутавшим и имел в своем подчинении множество лесных помощников-духов.

Духи Колтки: колтки были весьма забавными малорослыми и добродушными лесными созданиями. Их примечательность заключалась в том, что помимо небольшого роста они также имели по два лица, причем второе находилось в области живота. Эти лесные духи-крошки были хромоножками, а также очень любили пошуметь и поболтать. Жили они, как сказано в писаниях «Сокровища Ретры» Андреасса Г. Маша 1771 года, в зарослях бузины. Этот лесной дух у славян сохранил о себе писания не только на территории современной Российской Федерации, но и на территории Западной Украины.

Известно, что колтки могли пойти на службу к людям, если те часто приносили им вкусные угощения. Если человек нанял колтки, то они, при прибытии к жилищу своего нанимателя, оповещали всех вокруг об этом. То они съедят всю еду, которую хозяева приготовили рабочим, то соберут мусор во дворе в одну кучу, то кинут мелкий мусор в молоко (последнее является испытанием для новых хозяев, поэтому, если те выпивают молоко с мусором, то колтки остаются у них). Пройдя последнее испытание, колтки начинают выполнять любое приказание своих хозяев, а также дополнительно начинали добывать различные припасы в дом, чаще всего с соседских участков.

Листин и Листина: Листин и Листина – это супружеская пара лесных духов очень солидного возраста, которые имеют особый круг обязанностей.Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?Обычно они сидят вместе в куче палой листвы возле старого большого пенька, или же в каком-нибудь небольшом овраге. Лесной дух Листин у древних славян описывается как незрячий старик, а его верная спутница жизни Листина управляет лесавками. Общались они обычно шуршанием листвы, будто шептались, чтобы согласовать тот или иной приказ мелким духам. В древние времена у маленьких детей даже была популярна такая игрушка, как старуха Листина. Изображалась она как кукла с туловищем из мха, её руки и ноги делали из еловых шишечек, а на ногах обязательно были маленькие лапти.

Боровик и Боровички: лесной дух Боровик имеет несколько имен – Боровой и Подгрибовник. Как описано в поверьях, Боровик – начальник всех боровичков, мелких духов-хозяев грибов, которые в основном живут под рыжиками и груздями. Боровик же был духом бора, выглядел как бурый медведь, хотя и не имел хвоста. Как правило, к Боровику обращались люди с просьбами найти или же вернуть домой тех, кто пропал в лесу или же заболел после того, как побывал в нем. Просьба эта была весьма своеобразной, и даже жестокой. Чтобы попросить что-то у Боровика, нужно было принести в бор любую кошку и начать её душить.

Содержание статьи

Другие лесные духи славян

В лесу действительно жило множество лесных духов. Например, под началом Деда Лесовика находились такие духи, как Кустич (хозяйничал в кустах), Листич или же Листовик (оберегал листву), Корневик, Травник и Стебловик.Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?Помимо этих духов существовали ещё и Ягодник, Грибовник, Орешич. Существовали ещё и женские персонажи: Травница, Дубровица, Березница, Сенява, Земляничница, Дивница, Зеленица и Русява. Среди хранителей лесных кладов были такие духи, как Щекотуны и Полуверицы.

Кто такой Леший?

Леший – одни из главных злых духов, о котором постоянно упоминается в различных фольклорных описаниях. У Лешого также имеется множество различных имен: лешак, лесной дядя, дикинький мужичок, лесной херувим, лисун, праведный леса и другие. Согласно древней славянской мифологии, Леший – дух-хранитель леса. Облик его, как и имя, в разных регионах представлялся по-разному. Где-то его представляли как огромного медведя, где-то как высокого страшного старика, козлоногого и рогатого существа, дерева. Среди его особых примет в каждом образе выделяется отсутствие бровей и ресниц, а также правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, которые зачесаны на левую сторону.

Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?

Места, где проживал Леший, всегда люди обходили стороной. Тем не менее, перед входом в лес всегда полагалось спрашивать разрешения у лесного дяди, ведь он не просто дух, а хранитель всей растительности лесной, и в то же время является медвежьим и волчьим пастухом.

Лешему часто приписывали, что он пугал людей своим диким хохотом, а иногда водил заплутавших кругами по лесу. Те, кто в итоге оказался его жертвой, ни в коем случае не должен был есть, а также иметь при себе липовую дощечку без коры (литовку). Также, чтобы оградить себя от лешего, советовали перевернуть стельку в обуви снизу вверх и вывернуть наизнанку всю одежду. Самое главное – не злить Лешего, особенно бранью, так как он этого очень не любил.

Как здороваться с лесом и духами леса, с землёй.

Источник

slavicnews.ru

Лесные духи » Боги Славян

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

-лесные духи-2ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов.

Славянские ведические духи леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами.

СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура  лесного пантеона.   Святобор —  олицетворение  вечно живой природы

БОГИНЯ   ТАРА  —  богиня-покровительница  живой  природы  и,  в  частности,  лесов.

ЛЕШИЙ  —  хозяин  леса,  покровитель  лесных  зверей  и  птиц .   ДРУГИЕ  ИМЕНА:  лесовик,  лешак, гаркун,  лесной  дядя,  лесни́к,  лесу́н,  лису́н  полису́н),  лесной  дедушка,  лесной  дядя,  лесной  житель,  лесной  хозяин, боровик,  бор,  албастый,  лобастый,  лопастый.  В  Польше  леший  известен  под  именем  боровой,  боровик,  борута,  гаевой,  а  также  —  Лесное  Лихо.  Этимология  “лиха”  аналогична  этимологии  “лешего”. Леших  во  многих  местах  считают  и  называют  «дикинькими  мужичками»  (диковатыми)  и  «щекотунами»,  последнее  связано  с  тем,  что  лешие  могут  до  смерти  защекотать  людей.

-lesnyie-Младшие лесные духи.  Аука– дух лесного эха.

ВОРСА — коми-зырянский Леший

ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц

ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов.

ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола

ДРЕВОБОГ —  Бог всех деревьев

-lesnyie-duhi-hДРИАДЫ — покровительницы деревьев.

ДУБЫНЯ — лесной великан,

ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях.  Его помощником явно был дятел.

ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу.

лесные-КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ)   — духи растущих кустарников.

ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, отвечающая за то, чтобы деревья не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.

ЗЫБОЧНИК —  дух, качающийся на ветвях.

КЛЕНИЧ — осенний славянский бог,   дух клена.

ЛЕСАВКИ  —  лесные духи,  ближние родственники  Лешего.

2-лесные-ЛЕСОВИК — добрый  дух Леса

ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы

МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес

Моховой — крошечный лесной бог Мха.

 ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников.

ПОЛУВЕРИЦА   — дух, охраняющий клады

ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах.

ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов

С-lesnyie-duhi-3ВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может

СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит

ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может

ХУХА — дух лесной тайны

ЦВЕТИЧ  — цветочное божество, отвечает за красивые цветы.

ЧОМОР — один из хранителей леса

ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу

ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады

ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод.

2-лесной-цернунн КЕРНУНН

Цернунн

У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия.

КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому.

Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было,  обратитесь за помощью к духам леса.

В ЛИТЕРАТУРЕ.

Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном:

— Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите.

Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень  воина (Ведун-7).

2-лесныеЛИТЕРАТУРА.  Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят.

Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

bogislavyan.ru

Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?

Лесные духи в славянской мифологии

Как считали древние предки славян, лес – это пристанище множества духов, которые разделялись на добрых и злых, а также выполняли некоторые свои природные функции: кто помогал заплутавшим выйти из леса, кто наоборот затягивал людей как можно глубже, кто шелестел листьями, кто помогал грибам расти и т.д. Количество лесных духов просто поражает, но существовал ряд основных, о котором знал каждый человек и старался почитать, чтобы не назвать беду.

Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?

Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Чтобы этот лесной дух помог, к нему обычно обращались со словами – «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к своему дому привык». Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости. Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии? Деда Лесовика можно считать одним из главных лесных духов, так как он управлял лесом, усмирял шкодников, помогал заплутавшим и имел в своем подчинении множество лесных помощников-духов.

Духи Колтки: колтки были весьма забавными малорослыми и добродушными лесными созданиями. Их примечательность заключалась в том, что помимо небольшого роста они также имели по два лица, причем второе находилось в области живота. Эти лесные духи-крошки были хромоножками, а также очень любили пошуметь и поболтать. Жили они, как сказано в писаниях «Сокровища Ретры» Андреасса Г. Маша 1771 года, в зарослях бузины. Этот лесной дух у славян сохранил о себе писания не только на территории современной Российской Федерации, но и на территории Западной Украины.

Известно, что колтки могли пойти на службу к людям, если те часто приносили им вкусные угощения. Если человек нанял колтки, то они, при прибытии к жилищу своего нанимателя, оповещали всех вокруг об этом. То они съедят всю еду, которую хозяева приготовили рабочим, то соберут мусор во дворе в одну кучу, то кинут мелкий мусор в молоко (последнее является испытанием для новых хозяев, поэтому, если те выпивают молоко с мусором, то колтки остаются у них). Пройдя последнее испытание, колтки начинают выполнять любое приказание своих хозяев, а также дополнительно начинали добывать различные припасы в дом, чаще всего с соседских участков.

Листин и Листина: Листин и Листина – это супружеская пара лесных духов очень солидного возраста, которые имеют особый круг обязанностей. Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии? Обычно они сидят вместе в куче палой листвы возле старого большого пенька, или же в каком-нибудь небольшом овраге. Лесной дух Листин у древних славян описывается как незрячий старик, а его верная спутница жизни Листина управляет лесавками. Общались они обычно шуршанием листвы, будто шептались, чтобы согласовать тот или иной приказ мелким духам. В древние времена у маленьких детей даже была популярна такая игрушка, как старуха Листина. Изображалась она как кукла с туловищем из мха, её руки и ноги делали из еловых шишечек, а на ногах обязательно были маленькие лапти.

Боровик и Боровички: лесной дух Боровик имеет несколько имен – Боровой и Подгрибовник. Как описано в поверьях, Боровик – начальник всех боровичков, мелких духов-хозяев грибов, которые в основном живут под рыжиками и груздями. Боровик же был духом бора, выглядел как бурый медведь, хотя и не имел хвоста. Как правило, к Боровику обращались люди с просьбами найти или же вернуть домой тех, кто пропал в лесу или же заболел после того, как побывал в нем. Просьба эта была весьма своеобразной, и даже жестокой. Чтобы попросить что-то у Боровика, нужно было принести в бор любую кошку и начать её душить.

Другие лесные духи славян

В лесу действительно жило множество лесных духов. Например, под началом Деда Лесовика находились такие духи, как Кустич (хозяйничал в кустах), Листич или же Листовик (оберегал листву), Корневик, Травник и Стебловик. Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии? Помимо этих духов существовали ещё и Ягодник, Грибовник, Орешич. Существовали ещё и женские персонажи: Травница, Дубровица, Березница, Сенява, Земляничница, Дивница, Зеленица и Русява. Среди хранителей лесных кладов были такие духи, как Щекотуны и Полуверицы.

Кто такой Леший?

Леший – одни из главных злых духов, о котором постоянно упоминается в различных фольклорных описаниях. У Лешого также имеется множество различных имен: лешак, лесной дядя, дикинький мужичок, лесной херувим, лисун, праведный леса и другие. Согласно древней славянской мифологии, Леший – дух-хранитель леса. Облик его, как и имя, в разных регионах представлялся по-разному. Где-то его представляли как огромного медведя, где-то как высокого страшного старика, козлоногого и рогатого существа, дерева. Среди его особых примет в каждом образе выделяется отсутствие бровей и ресниц, а также правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, которые зачесаны на левую сторону.

Какие лесные духи существовали в древней славянской мифологии?

Места, где проживал Леший, всегда люди обходили стороной. Тем не менее, перед входом в лес всегда полагалось спрашивать разрешения у лесного дяди, ведь он не просто дух, а хранитель всей растительности лесной, и в то же время является медвежьим и волчьим пастухом.

Лешему часто приписывали, что он пугал людей своим диким хохотом, а иногда водил заплутавших кругами по лесу. Те, кто в итоге оказался его жертвой, ни в коем случае не должен был есть, а также иметь при себе липовую дощечку без коры (литовку). Также, чтобы оградить себя от лешего, советовали перевернуть стельку в обуви снизу вверх и вывернуть наизнанку всю одежду. Самое главное – не злить Лешего, особенно бранью, так как он этого очень не любил.

Как здороваться с лесом и духами леса, с землёй.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Лесные духи древних славян... что мы о них знаем по данным фольклора?

Колтки.

Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева.

Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

 

Листин и Листина.

Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли.Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.

Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое?

 

Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.

Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.

Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.

Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.

Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.

Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему.

В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.

Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.

Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…

Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.

rustradition.blogspot.com

Лесные духи славян — Славянская культура

славянские лесные духи В сонме мифических существ, которые, согласно верованиям наших далеких предков, населяют лес, наряду с семейством Лешего и командой Деда Лесовика есть несколько проказников. Вот о них и пойдет сегодня речь.

Аука. Этот персонаж имеет очень выразительную внешность: этакий пузатенький малыш с надутыми щечками. Он обладает удивительной способностью не нуждаться во сне – то есть абсолютно. Бодрствует круглосуточно и круглогодично. Живет он в самой глухомани леса, в избушке, проконопаченной золотым мхом.

Может быть, именно это обстоятельство обеспечивает постоянно тепло в домике даже в самую сильную стужу. Хотя, как пишет А. Ремизов, «бойко выходит дым из трубы», стало быть, помещение хорошо протапливается. Для поддержания чистоты Аука держит в качестве метлы медвежью лапу. И еще одно чудесное свойство имеет его жилище: в нем всегда есть запас талой воды.

Кстати, зима для Ауки – любимое время года, поскольку он может резвиться, обходясь без конкуренции других лесных духов, почивающих до весны. У него два любимых занятия – шутить – балагурить и сбивать путников с дороги. Уже само имя выдает способ проказ этого невидимки: он отзывается на голос человека со всех сторон и таким образом путает следы. И делает это не от злости, а для собственного развлечения.

Боли-бошка. Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица – скорбное.

Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах. Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!).

Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.

Моховой и Лазавик. Эти лесные духи обитают в болотистой местности. Кроха Моховой маскируется с помощью зеленого или бурого цвета – под стать мху, в котором живет. Он считается самым низкорослым представителем в популяции лесных духов. Может являться людям в образе свиньи или барана, а захочет спрятаться – превращается в маленькую кочку. И хотя обычно является сторонником вегетарианской пищи, но, по слухам, как вы понимаете, непроверенным, способен заесть ребенка. А может, этим просто стращали детишек-непосед.

По роду занятий Мохового можно отнести к постовым или контролерам: он не позволяет собирать ягоды в неположенное время. Тех, кто попадется на этом, Моховой начинает водить кругами до тех пор, пока вконец не измотает. Но для справедливости надо отметить, что помучив изрядно, как правило, отпускает ослушников подобру-поздорову.

О лазавиках известно, что это карлики ростом с ноготок, самая яркая характеристика их внешности – длиннющая борода. Другая особая примета – семисаженный кнут в руках. Они могут напугать человека сверканием глаз, которые горят, как огоньки.

Пущевик. Прозванье его указывает на место обитания – в пуще, то есть в густом непроходимом лесу. Внешность его смахивает на корягу, руки подобны сучьям, глаза сверкают. Нрав у жителя лесной глуши тяжелый. Не любит, когда люди проникают в его владения: начинает цепляться за одежду, рвать и срывать ее, а то и глаз норовит выколоть. Но и польза от Пущевика есть, притом немалая: он способен останавливать лесные пожары.

Вот сколько разнообразных верований было о проказливых духах лесов. И заметьте, на них сваливали ответственность за то, что кто-то заблудился. Будто бы этот кто-то не сам заплутал, а попался на удочку хитрецов, обитающих в лесу...

Похожие статьи:

Славянские обряды → Язычество Cлавян. Обряды

Боги, духи и существа → Славянские богини

Поэзия → Азбука славянской мифологии

Философия → Жить в Лесу.

История → Безалкогольная Русь

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Лесные духи древних славян: какими они были? Леший и его семья | Культура

Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.

Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот — левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.

Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.

Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку — липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.

Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т. п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной — ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.

Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб — тоже в дар ему.

Жаловали лешего подарками и на Пасху, оставляя для него пасхальное яичко (!), а особенно активно ублажали 22 августа, на Агафона, в день, точнее в ночь его именин, чтобы не осерчал и не раскидал снопы в поле. Но раз в году, 17 октября, никакие подношения и благодарности не помогали избежать происков лешака: про этот день говорили, что все лесные духи бесятся, а предводитель их ломает деревья, разгоняет зверье и сам проваливается под землю, возвращаясь лишь по весне, когда она оттает.

В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т. д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.

Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки — маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой — эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его — аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.

Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С. Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…

Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора — бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.

shkolazhizni.ru

Лесные духи древних славян | Avega

Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать.{jcomments on}

 

 

Дед Лесовик.

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

 

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

 

Колтки.

 

Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева.

 

Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

 

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

 

Листин и Листина.

Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была – баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки.

 

Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички.

По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками – хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох…

 

…и другие.

Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли.

 

Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.

 

Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое?

 

У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя, лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление?

 

Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.

Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.

 

Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.

Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.

 

Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.

 

Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему.

 

В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.

Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.

 

Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…

 

Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.

 

Валентина Пономарева

avega.net.ua