Леохар скульптор древней греции. Греческая скульптура Поздней классики. Творчество Скопаса, Леохара.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация к уроку МХК "Выдающиеся скульпторы Древней Греции"". Леохар скульптор древней греции


ЛЕОХАР | Энциклопедия Всемирная история

ЛЕОХАР - древнегреческий скульптор.

Его про­из­ве­де­ния из­вест­ны в основном по бо­лее позд­ним ко­пи­ям и со­об­ще­ни­ям ан­тич­ных ав­то­ров (Пав­са­ний, Пли­ний Стар­ший и др.). На стиль про­из­ве­де­ний Леохара по­влия­ли твор­че­ст­во Фи­дия и современная Леохару жи­во­пись, что про­яви­лось в уме­нии ес­те­ст­вен­но пе­ре­да­вать дви­же­ния, в плав­но­сти очер­та­ний его ста­туй. Ра­бо­тал в мра­мо­ре и брон­зе. Сре­ди ран­них ра­бот Леохара - ста­туя ат­ле­та Ав­то­ли­ка в При­та­ней­о­не, скульп­тур­ная груп­па «Зевс и Де­мос» в пор­ту Пи­рей, ста­туя Зев­са для хра­ма Зев­са По­ли­ея на Ак­ро­по­ле (все - в Афи­нах), ста­туя Зев­са Брон­тай­о­са для Ме­га­ло­по­ля (император Ав­густ пе­ре­нёс её в храм Юпи­те­ра То­нан­са в Ри­ме). Леохар ра­бо­тал (вме­сте со Ско­па­сом и др.) над скульп­тур­ным де­ко­ром Га­ли­кар­нас­ско­го мав­зо­лея (рель­е­фы с изо­бра­же­ния­ми ама­зо­но­ма­хии, Британский му­зей, Лон­дон) и соз­дал хри­со­эле­фан­тин­ную ста­тую Аре­са для хра­ма это­го бо­га в Га­ли­кар­на­се. Для Фи­лип­пей­о­на в Олим­пии Леохар вы­пол­нил хри­со­эле­фан­тин­ные ста­туи ма­кедонского ца­ря Фи­лип­па II и чле­нов его се­мьи. Леохару так­же при­пи­сы­ва­ет­ся скульп­тур­ная груп­па «Га­ни­мед, по­хи­щае­мый ор­лом» (ко­пия - в Ва­ти­кан­ских му­зе­ях).

Ста­туя «Апол­лон Бель­ве­дер­ский» (Ва­ти­кан­ские му­зеи), ока­зав­шая зна­чительное влия­ние на скульп­ту­ру эпо­хи эл­линиз­ма и Но­во­го вре­ме­ни, счи­та­ет­ся ко­пи­ей не­со­хра­нив­ше­го­ся скульп­тур­но­го изо­бра­же­ния Апол­ло­на Пат­ро­оса, вы­пол­нен­но­го Леохаром для хра­ма это­го бо­га на афин­ской Аго­ре. На ос­но­ве сти­ли­стических при­зна­ков Леохару при­пи­сы­ва­ют ста­тую «Де­мет­ры Книд­ской» (Британский му­зей, Лон­дон) и не­со­хра­нив­ший­ся ори­ги­нал «Ар­те­ми­ды Вер­саль­ской» (ко­пия - в Лув­ре, Па­риж). По­след­нее про­изведение Леохара - скульп­тур­ная груп­па «Охо­та Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и вое­на­чаль­ни­ка Кра­те­ра на львов», за­ка­зан­ная Кра­те­ром для свя­ти­ли­ща в Дель­фах и на­ча­тая Леохаром совместно с Ли­сиппом (ра­бо­та за­кон­че­на Ли­сип­пом около 320 года до н. э., по­сле смер­ти Леохара).

Литература
  • Donnay G. Un sculpteur grec méconnu, Léocharès // Gazette des Beaux-Arts. 1959. № 1
  • Kenner E. Der Apoll von Belvedere. W., 1972
  • Vermeule C.C. From Halicarnassus to Alexan­dria in the Hellenistic age: the Ares of Halicar­nassus by Leochares // Alessandria e il mondo ellenistico-romano. Roma, 1984. Vol. 3
  • Чу­бова А.П., Конь­ко­ва Г.И., Да­вы­до­ва Л.И. Ан­тич­ные мас­те­ра. Скульп­то­ры и жи­во­пис­цы. Л., 1986
  • Todisco L. Scultura greca del IV secolo: maestri e scuole di statuaria tra clas­sicitа̀ ed ellenismo. Mil., 1993
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

w.histrf.ru

Леохар. Великие скульпторы | World of Art

Леохар - древнегреческий скульптор середины 4 века до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики. Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа (в технике хрисоэлефантинной скульптуры), был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского ("Александр на львиной охоте", бронза). Создавал изображения богов ("Артемида Версальская", римская мраморная копия, Лувр) и мифологические сцены.Расцвет искусства Леохара относится к 350-320 годам до н. э. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Аполлона, получившую мировую известность по именем "Аполлона Бельведерского" (название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя) - оба произведения сохранились в римских мраморных копиях (Музей Пио-Клементино, Ватикан). В статуе Аполлона Бельведерского, лучшем произведении Леохара, дошедшем до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях. Произведения Леохара выполнены с необыкновенным техническим мастерством, его творчество высоко ценил Платон.  "Диана-охотница" или "Диана Версальская", скульптура, выполненная Леохаром приблизительно в 340 году до н.э. Не сохранилась. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис-Магне и Анталье. Одна из копий находится в Лувре. Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. "Аполлон Бельведерский", бронзовая статуя, исполненная Леохаром приблизительно в 330 до. н. э. Статуя не сохранилась, но сохранились в римских мраморных копиях. Одна из мраморных статуй находится в Бельведере, одном из зданий Ватиканского музея. Она была найдена в развалинах виллы Нерона в Антии где-то в начале XVI века. Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. ., во времена поздней классики, не сохранилась. Монторсоли, ученик Микеланджело, восстановил кисти рук, но сделал это неверно: в правой руке Аполлон должен был держать лавровый венок, в его левой руке был лук, на что указывает колчан за спиной Аполлона. Эти атрибуты в руках божества означали, что Аполлон карает грешников и очищает кающихся.

worldartdalia.blogspot.com

Греческая скульптура Поздней классики. Творчество Скопаса, Леохара. — КиберПедия

Скопас.Трагические противоречия эпохи нашли наиболее глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до и. э. Скопаса, работавшего в разных городах Древней Греции. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщал свои произведения большим драматизмом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, воплощали совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушали гармоническую ясность образов, придавали им патетический характер. Скопас открыл область трагического в самом человеке, ввел в искусство темы страдания, внутреннего надлома. Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины в Тегее (сер. 4 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). Голова воина с западного фронтона дана в стремительном патетическом повороте, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм выражения. Гармоническое строение лица нарушено ради выявления внутреннего напряжения.

Сконас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Его «Менада» («Вакханка», ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Скульптурное собрание), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела.

Герои Скопаса предстают то глубоко задумчивыми, элегичными, то живыми и страстными, но всегда они гармоничны и значительны. Сохранился фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками (ок. 350 г. до н. э., Лондон, Британский музей). Стремительной динамики и напряжения полна часть фриза, исполненная Скопасом. На смену равномерному и постепенно нарастающему движению фриза Парфенона приходит ритм подчеркнуто-контрастных противопоставлений, внезапных пауз, вспышек движений. Резкий контраст света и тени подчеркивает драматизм композиции. С именем Скопаса связывают замечательное надгробие юноши («Надгробие юноши изАттики», ок. 340 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).

Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, и его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника — Праксителя.

Леохар. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан), исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Леохар, будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа (в технике хрисоэлефантинной скульптуры), был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского ("Александр на львиной охоте", бронза). Создавал изображения богов ("Артемида Версальская", римская мраморная копия, Лувр) и мифологические сцены.

Расцвет искусства Леохара относится к 350-320 годам до н. э. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Аполлона, получившую мировую известность по именем "Аполлона Бельведерского" (название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя) - оба произведения сохранились в римских мраморных копиях (Музей Пио-Клементино, Ватикан). В статуе Аполлона Бельведерского, лучшем произведении Леохара, дошедшем до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях. Произведения Леохара выполнены с необыкновенным техническим мастерством, его творчество высоко ценил Платон.

 

 

cyberpedia.su

Леохар.docx - Курс лекций. История скульптуры. Леохар. ...

Леохар.Леохар ­ древнегреческий скульптор середины 4 века до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики. Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа (в технике хрисоэлефантинной скульптуры), был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского ("Александр на львиной охоте", бронза). Создавал изображения богов ("Артемида Версальская", римская мраморная копия, Лувр) и мифологические сцены.Расцвет искусства Леохара относится к 350­320 годам до н. э. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Аполлона, получившую мировую известность по именем "Аполлона Бельведерского" (название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя) ­ оба произведения сохранились в римских мраморных копиях (Музей Пио­Клементино, Ватикан). В статуеАполлона Бельведерского, лучшем произведении Леохара, дошедшем до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях. Произведения Леохара выполнены с необыкновенным техническим мастерством, его творчество высоко ценил Платон. "Диана­охотница" или "Диана Версальская", скульптура, выполненная Леохаром приблизительно в 340 году до н.э. Не сохранилась. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис­Магне и Анталье. Одна из копий находится в Лувре.Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи.

znanio.ru

Леохар (IV век до н. э.). 100 великих скульпторов

Леохар

(IV век до н. э.)

История сохранила достаточно много имён выдающихся ваятелей IV века до нашей эры. Иные из них, культивируя жизнеподобие, доводили его до той грани, за которой начинается жанровость и характерность, предвосхищая тем тенденции эллинизма. Этим отличался, в частности, Деметрий из Алопеки. Деметрий стремился изображать людей такими, какие они есть, не скрывая недостатков. Так, философ Антисфен у него старый, обрюзгший и беззубый.

Среди тех, кто, напротив, старался поддержать и культивировать традиции зрелой классики, обогащая их большим изяществом и сложностью пластических мотивов, был Леохар. Остро ощущая тоску по гармоничным образам классики, он искал красоту в формах прошлого.

Работая при дворе Александра Македонского, Леохар создал несколько прославленных в древности скульптур, о которых мы можем судить в основном по описаниям. Это хрисоэлефантинные (богатый Александр буквально швырялся золотом) статуи царей Македонской династии для так называемого Филиппейона в Олимпии. Храма, формально посвящённого Александром своему отцу, Филиппу II Македонскому, а фактически самому себе.

Леохару принадлежит поражающая виртуозной техникой, холодным изяществом так называемая Артемида Версальская.

«Мастер усложняет композицию движением руки богини, достающей из колчана за спиной стрелу, — пишет В. Дюрант. — Изображение стремительного движения, красивого разворота фигуры характерно для искусного скульптора. Слияние театрализованной патетики с жанровостью выступает в скульптурной группе Леохара, представившего похищение орлом Ганимеда. Огромный размах мощных крыльев хищной птицы, уносящей мальчика-пастуха, величавая торжественность фигурки будущего виночерпия Зевса, встревоженная, прыгающая у ног его собака, обронённая на землю пастушеская свирель — своей деталировкой свидетельствуют о новых тенденциях в эллинской пластике на рубеже классики и эллинизма. Композиция сложной многофигурной группы решена блестяще, от этого произведения Леохара уже недалеко до жанровых скульптур эллинизма».

Возможно, именно этому произведению скульптора посвящено стихотворение Стратона:

К небу, жилищу богов, вознесись, о орёл, захвативши

Мальчика, сам распластав оба широких крыла,

Мчись, унося Ганимеда прекрасного;

Зевсу для пира

В нём виночерпия дать ты постарайся скорей.

Остры когти на лапах твоих: не порань ты ребёнка,

Пусть не печалится Зевс, гневно страдая о нём.

А главное, именно он создал статую Аполлона Бельведерского — эталон красоты для многих грядущих поколений. Иоганн Винкельман, автор первой научной «Истории искусства древности», писал:

«Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися от древности. Художник создал его вполне по своему идеалу и взял для этого лишь столько материала, сколько нужно было для осуществления его цели и видимого её выражения. Аполлон этот превосходит все другие статуи с тем же сюжетом настолько, насколько Аполлон Гомера выше и прекраснее Аполлона последующих поэтов. Рост его выше обыкновенного человеческого, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна, как в счастливом элизии, облекает его обаятельную мужественность, соединённую с красотой юности, и играет мягкой нежностью на гордом строении его членов. Художники и зрители! Идите мысленно в область бесплотной красоты и попробуйте сделаться творцом небесной природы, чтобы наполнить дух красотами, возвышающимися над вещественной природой; здесь нет ничего смертного или такого, чего требует человеческая скудость. Не кровь и нервы горячат и двигают это тело, но небесная одухотворённость. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. С высоты удовлетворения его возвышенный взор устремляется как бы в бесконечность, далеко за пределы победы; на губах отражается презрение, а сдерживаемое неудовольствие вздымает ноздри и распространяется даже на гордый лоб. Но блаженный покой, витающий на этом лбу, остаётся несмущённым, и очи Аполлона полны сладости, как у муз, которые ищут его для объятия. Ни на одном из завещанных нам древностью и ценимых искусством изображений отца богов нет того величия, которое открылось разуму божественного поэта, как тут, в лике его сына, и отдельные красоты остальных богов собрались здесь все вместе, как у Пандоры: чело Юпитера, чреватое богиней мудрости, и брови, одним мановением открывающие волю; глаза царицы богинь, величественно раскрытые; рот, характеризующий того, кто внушил страсть возлюбленному Бранху. Мягкие волосы играют на этой божественной голове, как нежные струящиеся завитки благородной виноградной лозы, которые колеблет лёгкий ветерок; они как будто помазаны елеем богов и с великолепием перевязаны на затылке грациями.

Глядя на это чудное произведение искусства, я забываю всё остальное и становлюсь в приподнятую позу, чтобы достойнее его созерцать. Грудь моя как будто расширяется и поднимается с благоговением, как у тех, которые как будто оказываются одержимы духом прорицания; и я переношусь мыслями на Делос и в Ликейскую рощу, места, освящённые присутствием этого бога, ибо мне кажется, что этот образ оживает и получает способность движения, как красота, созданная Пигмалионом. Как можно нарисовать и передать это словами? Само искусство должно подсказывать мне и водить моей рукой, чтобы эти первые черты моего описания потом развить подробнее. Я кладу свою идею, составленную об этом образе, к ногам его, как возлагают венки те люди, которые хотели увенчать голову божества, но не могли её достать».

Долгое время статуя Аполлона оценивалась как вершина античного искусства, бельведерский шедевр был синонимом эстетического совершенства. И как это часто бывает, чрезмерно высокие хвалы со временем вызывают прямо противоположную реакцию. Статую Леохара вдруг стали находить помпезной и манерной.

Между тем Аполлон Бельведерский — произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам. В фигуре и поступи Аполлона сочетаются сила и грация, энергия и лёгкость. Шагая по земле, он словно парит над землёй. Причём движение повелителя муз, по выражению советского искусствоведа Б. Р. Виппера, «не сосредоточивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны». Для достижения подобного эффекта нужно было изощрённое мастерство ваятеля. Однако надо признать, расчёт на эффект слишком очевиден. Аполлон Леохара настойчиво приглашает, почти требует, любоваться его красотой, тогда как красота лучших классических статуй не заявляет о себе во всеуслышание: они прекрасны, но не красуются.

Так что следует признать, что в статуе Аполлона Бельведерского античный идеал начинает становиться уже чем-то внешним, менее органичным. Хотя, безусловно, эта скульптура замечательна и знаменует высокую ступень виртуозного мастерства её автора — Леохара.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Презентация к уроку МХК "Выдающиеся скульпторы Древней Греции"".

Выдающиеся скульпторы Древней Греции Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс, часть 1, модуль 2, урок 3

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс,

часть 1,

модуль 2,

урок 3

Куросы и Коры архаики Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей. Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.

Куросы и Коры архаики

  • Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей.
  • Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.
Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть
  • Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
  • Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья.
  • Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть
Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка
  • Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности.
  • Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!
  • Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями.
  • Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка
Поликлет Мирон Скопас Пракситель Лисипп Леохар Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Поликлет

Мирон

Скопас

Пракситель

Лисипп

Леохар

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона

Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.). Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор»
  • Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.).
  • Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
  • Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор»
«Дорифор»

«Дорифор»

В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений
  • В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.
  • Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений
Пропорции человеческого тела по Поликлету Голова – 1/7 всего роста; Лицо и кисть руки – 1/10; Ступня – 1/6; Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Пропорции человеческого тела по Поликлету

  • Голова – 1/7 всего роста;
  • Лицо и кисть руки – 1/10;
  • Ступня – 1/6;
  • Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».
  • Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника.
  • Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».
Дискобол. Мирон. Черты прекрасного гармонически развитого человека Нравственная и духовная чистота Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан Мастерски запечатлено мгновение

Дискобол. Мирон.

  • Черты прекрасного гармонически развитого человека
  • Нравственная и духовная чистота
  • Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан
  • Мастерски запечатлено мгновение
Скульптурные творения Скопаса и Праксителя

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя

Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров. Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.
  • Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров.
  • Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека.
  • Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.
Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.) Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора. Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем. Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса. Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура. Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея

Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.)

  • Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора.
  • Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем.
  • Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса.
  • Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура.
  • Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея
Скопас. Голова раненого воина.

Скопас. Голова раненого воина.

Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.) Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника. Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»). Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре

Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.)

  • Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.
  • Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).
  • Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре
Пракситель. Афродита Книдская. Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…

Пракситель. Афродита Книдская.

  • Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…
Лисипп и Леохар – выдающиеся мастера поздней классики.

Лисипп и Леохар – выдающиеся мастера поздней классики.

Лисипп (370-300 гг. до н.э.) Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов. Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений. В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…

Лисипп (370-300 гг. до н.э.)

  • Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов.
  • Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений.
  • В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…
Лисипп. Александр Македонский. Археологический музей. Стамбул.

Лисипп. Александр Македонский. Археологический музей. Стамбул.

Новаторство Лисиппа Максимальное приближение образов к действительности. Показ образов в конкретных динамических ситуациях. Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве. Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.

Новаторство Лисиппа

  • Максимальное приближение образов к действительности.
  • Показ образов в конкретных динамических ситуациях.
  • Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве.
  • Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.
Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Римская копия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Римская копия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леохар (середина IV в. до н.э. Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека. К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.

Леохар (середина IV в. до н.э.

  • Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека.
  • К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.
Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. Музеи Ватикана

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. Музеи Ватикана

 «Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности». И.И. Винкельман (1717-1768) немецкий историк искусства

«Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».

И.И. Винкельман (1717-1768) немецкий историк искусства

 В ушах звенит стрела из лука Аполлона, И лучезарный сам, с дрожащей тетивой, Восторгом дышащий, сияет предо мной. А.Н. Майков, русский поэт XIX в.

В ушах звенит стрела из лука Аполлона,

И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,

Восторгом дышащий, сияет предо мной.

А.Н. Майков,

русский поэт XIX в.

Скульптура эллинизма

Скульптура эллинизма

В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.
  • В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий.
  • Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.
Ника Самофракийская. Лувр. Париж

Ника Самофракийская. Лувр. Париж

 В час моего ночного бреда Ты возникаешь пред глазами – Самофракийская Победа С простертыми вперед руками. Спугнув безмолвие ночное, Рождает головокруженье Твое крылатое, слепое, Неудержимое стремленье В твоем безумно-светлом взгляде Смеется что-то, пламенея, И наши тени мчатся сзади, Поспеть за нами не умея. Н. Гумилёв

В час моего ночного бреда

Ты возникаешь пред глазами –

Самофракийская Победа

С простертыми вперед руками.

Спугнув безмолвие ночное,

Рождает головокруженье

Твое крылатое, слепое,

Неудержимое стремленье

В твоем безумно-светлом взгляде

Смеется что-то, пламенея,

И наши тени мчатся сзади,

Поспеть за нами не умея.

Н. Гумилёв

Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром , Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)
  • Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром , Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)
 … змеи напавши Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды, Чрево и грудь дважды выю его окружили Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки – Черный яд и пена текут по священным повязкам; Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам он подъемлет… Вергилий «Энеида», перевод В.А. Жуковского

… змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами.

Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки –

Черный яд и пена текут по священным повязкам;

Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам он подъемлет…

Вергилий «Энеида», перевод В.А. Жуковского

Эль Греко. Лаокоон. 1610-1614гг. Национальная галерея. Вашингтон

Эль Греко. Лаокоон. 1610-1614гг. Национальная галерея. Вашингтон

multiurok.ru