Кузищин история древнего рима. Кузищин История древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кузищин История древнего Рима. Кузищин история древнего рима


Кузищин История древнего Рима - Стр 30

 

Римский театр I—IIвв. Реконструкция

В генеральном плане застройки предус­

В полной мере принципы регулярного

матривалось выделение основных элемен­

города, построенного по генеральному пла­

тов города: жилые кварталы, производст­

ну, были реализованы во вновь основанных

венные зоны (обычно ближе к окраинам

городах. Но они реализовались, хотя и в

города), районы

общественных площадей

более усеченном виде, также и в городах

различного типа

(торговые, прогулочные,

традиционной, более хаотичной застройки,

праздничные и др.), здания общественного

в том числе в самом Риме, древних городах

назначения —театры,цирки, амфитеатры,

Южной Италии, Балканской Греции, Ма­

стадионы. Все элементы регулярного города

лой Азии, где следы римской перестройки

были объединены вокруг двух пересекаю­

обнаруживаются в настоящее время при

щихся под прямым углом широких цент­

археологических раскопках.

ральных улиц-проспектов.Они делили весь

О сложности и разработанности рим­

город на четыре части, как правило, ориен­

ского градостроительного искусства гово­

тированные по странам света и упирающи­

рит появление нескольких типов городов.

еся соответственно в северные, южные,

Это административные и культурно-рели­

восточные и западные ворота городской

гиозные центры муниципального типа (на­

стены. Параллельно центральным проспек­

пример, Помпеи, Тускул), города ремес­

там через равные промежутки проводились

ленно-торговогопрофиля (например, Арре­

узкие улицы, делившие город на прямо­

ций, Калы), лагерного типа, созданные на

угольные кварталы. Под мостовыми созда­

основе военного лагеря (например, Тимгад,

валась довольно разветвленная сеть кана­

Виндобонна — Вена), приморские торг­

лизационных каналов, которые отводили

овые центры (Массилия, Аквилея), курорт­

дождевую воду и нечистоты далеко за город.

ные города (Байи в Кампании). Наконец,

Питьевая вода подводилась по акведукам

именно в римской ойкумене возник особый

или через подземные каналы из источни­

тип города-гигантас миллионным населе­

ков, нередко находившихся за многие ки­

нием, далекого предшественника современ­

лометры от города. Так, например, для

ного мегаполиса. Таким первым в истории

снабжения водой увеличившегося населе­

мегаполисом стала столица Римской среди­

ния Рима при императоре Клавдии были

земноморской империи Рим.

построены два акведука — Клавдия и так

Расцвет римского урбанизма стал мощ­

называемый Новый. Длина акведуков со­

ным стимулом для развития строительного

ставляла соответственно 68 и 87 км.

искусства и архитектуры. В области строи-

studfiles.net

Кузищин История древнего Рима - Стр 28

образованными и культурными людьми, ко­ торые считали своим долгом покровитель­ ствовать развитию культуры.

2. Система культурных ценностей. Рим­ ская средиземноморская культура, являясь закономерным продолжением собственноримско-италийской,была во многих своих компонентах новым историческим явлени­ ем. Она в значительной степени утратила свой узкий полисный, так сказать, «нацио­ нальный» характер и приобрела космополи­ тические черты. Ее имперский характер выражался не только в том, что жители Рима и Сиракуз, Александрии и Лугудуна, Фес­ салоник и Кордовы жили в одном государ­ стве и в целом имели если не одинаковый, то похожий образ жизни. В рамках новой «мировой» культуры сформировалась своя система культурных ценностей, которая пронизывала составные части и направле­ ния культурной жизни, философию и рели­ гию, литературу и искусство, архитектуру и науку. Эта система ценностей предполагала особый стиль жизни, включающий доволь­ но благоустроенный городской быт, извест­ ный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетель­ ную для всех подданных власть Рима, апел­ ляцию к некоторым общечеловеческим ценностям. Вместе с тем по мере укрепле­ ния имперской власти и ее центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проник­ новения во все поры общества формируют­ ся мировоззрение и психология поддан­ ного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданно­ го, его духовные ценности нашли велико­ лепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом сагре diem — «лови день», романе Петрония «Сатирикон» с его жуткой картиной морального разло­ жения общества, в сатирах Ювенала, сфор­ мулировавшего главное правило римского паразитизма panem et circenses — «хлеба и зрелищ».

Для сложившейся в 1—IIвв. системы культурных ценностей характерно глубокое противоречие между довольно высоким уровнем цивилизации и потребительским

характером культуры, ведущим к паразитиз­ му, моральному опустошению и общей апа­ тии. Конечно, не все слои и классы сложной общественной структуры римского Среди­ земноморья разделяли такую систему цен­ ностей. В целом можно сказать, что она была приемлема для большей части город­ ских жителей, в то время как сельское на­ селение, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей (ко­ лонов, адскриптициев, должников), а также низшие слои свободного крестьянства ру­ ководствовались другой системой жизнен­ ных координат, другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.

В разнородном римском обществе нель­ зя выделить какую-либоодну ведущую ми­ ровоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла фи­ лософия позднего, или римского, стоициз­ ма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и импе­ ратор Марк Аврелий.

Согласно Сенеке, весь видимый мир есть порождение вселенского божественно­ го разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в кото­ ром так или иначе заключена частица ми­ рового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневными де­ лами, погоней за внешними благами, вла­ стью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от бо­ жественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование. Лишь лучшие люди, особенно познавшие законы приро­ ды, устройства мира, как бы разжигают искры заключенного в них божественного разума, освобождаются от давления жиз­ ненных обстоятельств, затягивающей тря­ сины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование. Мудрец должен стремиться к преодолению внешних соблаз­ нов, быть равнодушным как к приваливше­ му счастью, так и терпеливо сносить обрушившееся на него несчастье, бедность, болезни, даже порабощение. Согласно уче­ нию стоиков, мудрый человек не может отделяться от мира, он должен жить в об-

studfiles.net

Кузищин История древнего Рима - Стр 26

Глава 19. Экономика и социальные отношения в I — I I вв.

255

постепенно возрастает ее социально-поли­

торые средства, а самое главное — после

тическая роль в жизни Империи.

выхода в отставку они получали права ла­

Римская армия после ее реорганизации

тинского и римского гражданства, что сразу

при Августе состояла из трех разных по

же ставило их в привилегированное поло­

своему положению частей. Прежде всего —

жение в родном городе. Многочисленность

это привилегированная

преторианская

вспомогательных войск, а

следовательно,

гвардия, пополнявшаяся из римских граж­

массовая раздача прав гражданства при де­

дан италийского происхождения, получав­

мобилизации служила мощным каналом

шая в 3,5 раза большую плату, чем

широкого распространения прав римского

легионеры, а также многочисленные подар­

гражданства во всех провинциях огромной

ки. Преторианцы служили лишь 16 лет и

державы. Новоиспеченные римские граж­

после почетной отставки располагали со­

дане, усвоившие латинский язык и приоб­

лидным имуществом, позволявшим им

щенные к более высокой культуре, ста­

влиться в ряды господствующего класса

новились верными защитниками импер­

Империи. Основной костяк армии —леги­

ского социального и политического поряд­

онные части комплектовались по принципу

ка. Процесс распространения римского

добровольного набора из римских граждан,

гражданства в Империи во II в. н. э. посте­

главным образом провинциального проис­

пенно вел к стиранию перегородок между

хождения, т. е. принадлежавших к приви­

легионными и вспомогательными частями,

легированному сословию

в провинциях.

способствовал известной

консолидации

Служба в легионах неплохо по тем временам

римской армии, росту ее корпоративного

оплачивалась, легионеры, как правило, из

духа, создавал условия для увеличения ее

остатков своей регулярной платы (после

политической роли в будущем.

Домициана — 300 денариев в год), из по­

Определенную социально-экономичес­

дарков, добычи и расчетной суммы при

кую роль в Империи играла повседневная

выходе в отставку (до 3000 денариев) состав­

жизнь римских воинских частей. Хотя вои­

ляли некоторое состояние, получали уча­

ны жили в специальных воинских лагерях,

сток земли и, возвратившись в родной

для обслуживания этих лагерей продоволь­

город, вливались в ряды местной городской

ствием, снаряжением, ремесленными изде­

элиты, избирались в члены совета, управля­

лиями около легионных стоянок возникали

ющего городом, становились декурионами,

особые поселки (канабы) ремесленников и

заводили небольшое рабовладельческое хо­

торговцев, скупщиков военной добычи, ко­

зяйство.

 

торые со временем превращались в города,

Третья часть римской имперской армии

включавшиеся в общую структуру импер­

состояла из так называемых вспомогатель­

ского хозяйства. Целый ряд современных

ных частей, комплектовавшихся из провин­

западноевропейских городов, таких, как

циалов, не имеющих прав римского

Кельн, Вена, Страсбург, Будапешт, Манче­

гражданства,—Перегринов (галлов, иберов,

стер и многие другие, развились из легион­

фракийцев, мавританцев,

германцев, си­

ных лагерей и обслуживающих их торго­

рийцев и др.). Эти части не входили в состав

во-ремесленныхканаб.

 

легионов, имели собственную организа­

Господствующий класс. Господствую­

цию, даже национальное вооружение и эки­

щий класс Империи не был однородным и

пировку. Вспомогательные части по своей

монолитным. В его состав входили сенатор­

численности не уступали легионам и во

ское и всадническое сословья, муниципаль­

II в. н. э. насчитывали свыше 200 тыс.

ная верхушка, состоящая из зажиточных

человек. Их служебное положение в общей

граждан многочисленных

городов, собст­

структуре римской армии было гораздо ни­

венников рабовладельческих вилл, владель­

же, чем легионеров: дисциплина строже,

цев крупных мастерских, оптовые торговцы

наказания суровее, плата ниже (100 денариев,

и судовладельцы. Если в I в. до н. э. — I в.

т. е. в три раза меньше, чем у легионера),

н. э. население Империи юридически дели­

срок обязательной службы выше (25 лет).

лось на жителей Италии, обладающих пра­

Однако жители римских провинций охотно

вами римского гражданства, и более

шли и на такие условия. За время военной

многочисленных, но бесправных провин­

службы они все-такимогли скопить неко­

циалов, то после гражданской войны 68 —

studfiles.net

Кузищин История древнего Рима - Стр 3

ротив, К. Бюхер обосновывал теорию ста­ дий прогрессивного экономического разви­ тия, а всю древность включал в стадию так называемого ойкосного, сугубо натурально­ го замкнутого хозяйства, ничего общего не имеющего с капитализмом («Возникнове­ ние народного хозяйства», 1893). Один из крупнейших историков и социологов, вид­ ный философ М. Вебер развивал концеп­ цию идеально-логическихтипов (под ними он понимал и феодализм, и капитализм, и городское хозяйство, и рабство, и др.), ко­ торые могут сосуществовать в любом обще­ стве, например в Древнем Риме, но которые не отражают сущности исторических про­ цессов и потому не могут быть познаны («Аграрная история древнего мира», 1909).

Возрастает интерес к социальным отно­ шениям в Древнем Риме. В трудах Р. Пель­ мана («История античного коммунизма и социализма», т. I—II,1893—1901),Г. Фер­ реро («Величие и падение Рима», т.I—V,1904—1907)взаимоотношения различных социальных прослоек и их борьба составля­ ют своего рода основу исторического про­ цесса, который рассматривается ими в модернистском плане как имеющий много общего с современной им жизнью конца XIX — начала XX в. Р. Пельман приходит даже к выводу о появлении социалистиче­ ских и коммунистических учений в Древней Греции и в Древнем Риме, а вместе с ними и ожесточенной классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, которая при­ водит к гибели античную цивилизацию. Не­ смотря на модернистское истолкованиесоциально-экономическихпроцессов в древности, сам интерес к их исследованию расширил проблематику древнеримской ис­ тории, способствовал развитию современ­ ной историографии.

Расширение источниковедческой базы позволяло ученым приступить к более ши­ рокому кругу проблем древнеримской исто­ рии, чем в предшествующее время. Появ­ ляется ряд крупных трудов по многим пе­ риодам римской истории. О. Зеек издал шеститомный труд «Падение античного ми­ ра» (1896—1910),где впервые последова­ тельно применил реакционную расовую теорию для объяснения причин падения античной цивилизации. Г. Дельбрюк выпу­ стил одно из лучших в европейской литера­ туре сочинений по истории военного искусства в древности, в котором он тесно

увязал развитие военного искусства с ходом политической и даже социальной истории (например, учитывал роль земельного воп­ роса). Наиболее крупным знатоком слож­ ных проблем раннехристианских воззре­ ний был А. Гарнак, автор капитальных ис­ следований о критике новозаветных текстов («Дополнение к Введению в Новый завет», т. I—VII,1906—1916),сущности христиан­ ства, взаимоотношениях христианской цер­ кви и государства, о христианской догма­ тике, в которых он, как протестант, пытал­ ся, насколько это было допустимо в рамках богословия, восстановить первончальное христианство, очистив его от явных иска­ жений и фальсификаций.

Во французской литературе особое зна­ чение приобрели две проблемы: история Римской Галлии и римские провинции Се­ верной Африки. Наиболее крупной по ис­ тории Галлии стала работа К. Жюлльена («История Галлии», т. I—VIII,1907—1926),по истории Римской Африки— С. Гзелля («Древняя история Северной Африки», т.I—VIII,1914—1929),а также многочис­ ленные исследования Ж. Тутена («Римские города Туниса», 1894; «История римской колонизации Северной Африки», 1895, и др.), работы Канья («Римская армия в Се­ верной Африке», т.I—II,1912—1913;«Ан­ тичные города Северной Африки», 1909, и др.).

Заметно активизировали разработку об­ щих и частных проблем римской истории, главным образом раннего и республикан­ ского периода, итальянские историки, из которых кроме Г. Ферреро получил извест­ ность Г. де Санктис, автор сводного труда «История Рима» (т. I—IV,1907—1923),где дана синтетическая картина римского об­ щества и государства с позиций умереннокритического подхода к источникам, в то время как Э. Пайс в своих многотомных трудах («История Рима», т.I—II,1898 — 1899; «Критическая история Рима в течение первых пяти веков», т.I—V,1913—1920)придерживался гиперкритической точки зрения, занимаясь не столько восстановле­ нием, сколько разрушением древнейшей римской истории.

В английской литературе самыми попу­ лярными темами были история Римской империи (труды Дж. Бьюри, Стюарта Джон­ са, Б. Гендерсона) и история Римской Бри­ тании (работы Раиса Холмса и др.). Из

studfiles.net

Кузищин История древнего Рима - Стр 33

ния. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых тер­ риторий и сохранявшие примерно свои ста­ рые дорийские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было ор­ ганизовано 100, а Рим был выделен в осо­ бую, 101-юадминистративную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в. сепаратизм прежних, зачастую очень круп­ ных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администра­ ции. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, на­ значавшиеся императором. Наместники провинций назывались ректорами, они под­ чинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам. Рим—историческаястолица Империи, глава средиземноморского ми­ ра — сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.

Во всей Империи устанавливалась еди­ нообразная бюрократическая система с це­ лым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к вы­ сшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положе­ ние господствующего класса Римской сре­ диземноморской империи.

Упорядочение военной, администра­ тивной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан пода­ вил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восста­ ния в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.

Эдикт о твердых ценах и заработной плате. Содержание возросшего военно-бю­ рократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости де­

нежной системы. Это отражалось на по­ ступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спеку­ ляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жало­ ванье. За продажу товаров выше установ­ ленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в ис­ полнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате пресле­ довал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произ­ вольно и не могли быть едиными для ог­ ромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.

Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.

2. Религиозная политика Диоклетиана. Борьба с христианской церковью. Послед­ ним значительным мероприятием Диокле­ тиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в горо­ дах и частично в армии, имело разветвлен­ ную и хорошо организованную церковную администрацию. Христианство исповедова­ ли часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его дочь. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утвержденному культу двух августов, выступали против по­ читания древних богов, т. е. против тех основ, которые, по мысли Диоклетиана, приверженного древнеримским традициям, должны были идеологически объединить подданных с трудом воссоединенной Им­ перии. Жесткий гнет налоговой и команд­но-административнойсистемы, установ­ ленной обожествленными императорами, способствовал проявлению оппозиции к новому режиму в религиозной форме отри­ цания прежде всего божественности импе­ раторов. Это благоприятствовало даль­ нейшему распространению христианства. Но главной причиной, вызвавшей при Ди­ оклетиане жестокое гонение на христиан,

studfiles.net

Кузищин История древнего Рима - Стр 27

Кувшин с двумя ручка­ ми. III в. н. э. Кёльн.

Изображен бог Митра — Солнце в лучистой коро­ не перед пламенем алта­ ря. За Митрой двойной крест — символ света и

 

солнца

 

 

 

 

 

лея,

Марциала,

Ювенала, Филострата и

обычно называют синоптическими (от сло­

м ногах других.

 

 

ва «синопсис» — общий обзор, свод). Да­

Наконец, особую и довольно информа­

тировка создания Евангелий является очень

тивную группу источников по истории ран­

сложной и одной из самых дискуссионных

него

христианства представляют собой

проблем. Наиболее распространенная точка

памятники христианской археологии, под­

зрения признает древнейшим Евангелие от

земные христианские кладбища-катаком­

Марка, самым поздним — Евангелие от

бы,

остатки древнейших христианских

Иоанна, временем их составления — вто­

базилик, отдельные предметы христианско­

рую половину I в. и начало II в. н. э. В состав

го культа, древнейшие христианские надпи­

Новозаветного канона входят также Деяния

си.

 

 

 

апостолов, посвященные деятельности пер­

 

 

 

воучеников Иисуса Христа по распростра­

Основой основ всех наших знаний о

нению евангельского

вероучения

вне

раннем христианстве являются канониче­

Палестины, включая Сирию, Малую Азию,

ские книги Нового Завета. В состав Ново­

Грецию и даже Рим. Деяния апостолов ско­

заветного канона вошли 27 произведений

рее всего были составлены в начале II в. и

различного характера, которые были утвер­

более или менее одновременны поздним

ждены как канонические, священные (т. е.

Евангелиям. Особой частью Канона

яв­

богодухновенные)

на Карфагенском Все­

ляется 21 Послание апостолов, из которых

ленском Соборе 419 г. Среди этих произве­

14 принадлежит апостолу Павлу, 3 —Иоан­

дений четыре Евангелия (от

Матфея, от

ну, 2 — Петру и по одному Иакову и Иуде

Марка, от Луки, от Иоанна), их авторство

(не Иуде Искариоту — предателю Иисуса,

приписывается

ближайшим

ученикам

а другому апостолу с таким же именем).

Иисуса Христа, апостолам Матфею и Иоан­

Послания апостолов представляют со­

ну и ученикам второго поколения Марку и

Луке. В Евангелиях дано обстоятельное из­

бой письма наиболее авторитетных после­

ложение земной жизни Христа как вопло­

дователей нового вероучения отдельным

тившегося в человеческий образ сына

общинам верующих первохристиан (напри­

Божия, его вероучение, чудеса и проповедь

мер, галатам, эфесянам, коринфянам, рим­

в различных областях Палестины. Из них

лянам), живущих в тех или иных городах,

три Евангелия (от Матфея, от Марка, от

или отдельным верующим, в которых дается

Луки) довольно близки друг другу по харак­

толкование различных

вопросов вероуче­

теру изложения и содержанию, и потому их

ния, борьбы с еретиками, отношения к

studfiles.net

Кузищин История древнего Рима - Стр 15

потребностей в связи с цивилизованным образом жизни создавали рынок для ремес­ ленных изделий, способствовали общему развитию римско-италийскогоремесла.

ВИталии в I в. до н. э. укрепляются товарные отношения, местные и областные рынки и ярмарки ведут оживленную тор­ говлю сельскохозяйственной и ремеслен­ ной продукцией. Целый ряд италийских ремесленных изделий (арретинская посуда, бронзовые поделки из Капуи, светильники

ишерстяная одежда) вывозился в провин­ ции. На экспорт шли и продукты италий­ ского земледелия, в особенности вино и масло. В I в. до н. э. экспорт италийского вина и масла, главным образом в западные провинции, достиг значительного объема.

ВИталию же ввозили многие товары из провинций: хлеб для Рима, хлопок, шелк, греческие вина, металлы, ценные породы строительного камня, пряности, изделия ремесла восточных стран (стекло, ювелир­ ные изделия, слоновую кость и др.). Италия ввозила больше, чем вывозила, и ее торгов­ ля с провинциями в целом была пассивной. Поэтому часть товаров италийцы были вы­ нуждены покупать не на деньги, получен­ ные от реализации своего экспорта, а на средства, выкачиваемые из провинций пу­ тем налогов, ростовщических операций, хи­ щений наместников и их свиты, а иногда и просто грабежа.

Характерной особенностью экономиче­ ской жизни Рима в I в. до н. э. была почти узаконенная эксплуатация провинций. Провинции рассматривались не как равно­ правные части Римского государства, а как «поместья римского народа», куда римляне ехали за доходами. В I в. до н. э. провинции стали полем деятельности многих римских финансистов, дельцов и просто авантюри­ стов, совместно с наместниками откровен­ но обиравших провинциальное население.

Наместники и их свита занимались на­ прямую незаконными поборами и изъяти­ ями у провинциалов и наживали огромные состояния. Так, бывший в конце 70-хгодов I в. до н. э. наместником Сицилии Гай Веррес, по словам Цицерона, присвоил за три года своего правления 40 (!) млн. сес­ терций. Награбленные в провинциях деньги текли в Италию. Они шли на устройство вилл и улучшение их хозяйства, на органи­ зацию ремесленных мастерских, что и было одной из причин подъема италийской эко­

номики. Однако этот подъем сопровождал­ ся хозяйственным застоем, а то и упадком провинций, что придавало римской эконо­ мике в целом несбалансированный, не­ сколько болезненный характер.

2. Социальная борьба в Риме и крушение сулланских порядков. Огнем и мечом Сулла установил господство сенатской знати; 10 тыс. корнелиев парализовали работу народного собрания, а 120 тыс. сулланских ветеранов, посаженных на землю в Италии, представ­ ляли собой силу, готовую подняться на защиту нового порядка.

Но сторонники популяров не были уничтожены полностью. Они были рассея­ ны и подавлены, однако при благоприятных условиях могли снова выступить. К тому же даже в рядах сторонников Суллы находи­ лись недовольные его диктатурой, ее монар­ хизмом, господством фаворитов и той жестокостью, с которой диктатор управлял государством. Еще до отставки Суллы нача­ лась критика отдельных сторон его режима. Молодой и даровитый оратор Марк Туллий Цицерон в одной из речей смело напал на фаворита Суллы Хризогона, что вызвало сочувствие в Риме, а грозному повелителю ничего не оставалось, как молчать и не реагировать на критику своего приближен­ ного. В 78 г. до н. э. консулом стал Марк Эмилий Лепид, некогда сулланец, но затем перешедший в лагерь его противников. Ле­ пид использовал недовольство многих слоев населения сулланскими порядками. Тотчас же после смерти Суллы он выступил с де­ мократической программой. Лепид предло­ жил восстановить хлебные раздачи нуждаю­ щимся гражданам Рима, вернуть народным трибунам их права, объявить амнистию про­ скрибированным и вернуть им конфиско­ ванное имущество. Программа Лепида имела успех, и сенат был вынужден пойти на некоторые уступки. Были восстановлены хлебные раздачи, городское беспокойное население было тем самым удовлетворено и, видимо, отошло от Лепида. Однако дру­ гие предложения Лепида не прошли, так как возвращение проскрибированным их кон­ фискованного имущества грозило затронуть интересы многих сулланцев, а главное, по­ саженных на землю ветеранов Суллы. Вско­ ре в одном из этрусских городов — Фезу­ лах —подняливосстание жители, у которых земли были отняты и розданы поселенным там ветеранам. На подавление восстания

studfiles.net