Культура древней византии кратко. Культура Византии. Основные особенности и этапы развития
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

9. Древнерусская культура и византийское влияние. Культура древней византии кратко


Культура Византии

Количество просмотров публикации Культура Византии - 1534

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Οʜᴎ должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селœениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. По этой причине даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинœения византийских ученых и писателœей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для расчёта размеров налога, в астрономии, в строительстве. Οʜᴎ также широко использовали изобретения и сочинœения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицинœе. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен ʼʼгреческий огоньʼʼ - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью ʼʼгреческого огняʼʼ византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Οʜᴎ умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинœения историков создавались на базе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. По этой причине внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать данный храм главной и самой большой церковью всœего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли ʼʼчудом из чудесʼʼ, воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посœерединœе, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всœего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. По этой причине часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестинœе. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлинœенный овал лица - всœе говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Οʜᴎ кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - ʼʼВладимирская Богоматерьʼʼ - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли ʼʼБиблией для неграмотныхʼʼ: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всœего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принœесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книᴦ. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателœей.

referatwork.ru

Культура Византии | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Византия стала главной наследницей культуры античного мира и Ближнего Востока. Здесь сложи­лось христианское искусство, оказавшее огромное влияние на культуру многих стран.

Античное наследие и христианство

В начале Средневековья Византия не пережила такого упадка, как Западная Европа. Но и её куль­тура изменилась под влиянием христианства. Античная философия теперь осуждалась как языческая, её место занимало богословие. Высоким уровнем образования отличались школы. Византийская наука не имела себе равных в Европе.

Рождение христианского храма

В Античности наиболее важным считался внешний вид храма. Христианское же богослужение тре­бовало соответствующего внутреннего пространства (интерьера). В IV в. стали использовать удобные для богослужения базилики — прямоугольные здания, разде­лённые рядами колонн на три или пять проходов (нефов). Средний неф обычно был шире и выше боковых.

Восточная часть храма заканчивалась полукруглым выступом — апсидой, где нахо­дилась наиболее почитаемая часть храма — алтарь. Верующий, входя в храм и идя к алтарю, как бы вступал на путь спасения. Позже в восточной части базилики продоль­ные нефы стали пересекаться поперечным нефом (трансеп­том). Такой храм имел в плане форму креста.

Интерьер базилики Сант Аполлинаре ин Классе около Равенны. VI в.
Интерьер храма Святой Софии в Константинополе

В VI в. зодчие попыта­лись соединить базилику с куполом. Гениальным реше­нием этой задачи стал храм Святой Софии — Премудрос­ти Божией в Константино­поле (532—537). Юстиниан задумал создать храм, кото­рый воплощал бы идею могу­щества империи и торжества христианства. Внешне он не казался огромным. Но внут­ри открывалось грандиозное пространство под высоко поднятым куполом. Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета искусно замаскировали массив­ные опорные столбы, поэтому кажется, что огромный, тяжёлый купол легко возносится над храмом. Ощущение лёгкости усиливает­ся множеством окон, прорезанных в основа­нии купола.

В конце X в., когда князь Влади­мир выбирал веру для Руси, его послы так вспоминали о соборе Святой Софии в Константинополе: «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на зем­ле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Не случайно именно в честь Софии — Премудрости Божией были постро­ены в XI в. соборы Киева и Новго­рода.

С IX в. утвердился другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на четыре столба, соеди­нённые арками. Своды, примыкавшие к куполу, в плане образовывали крест, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослуже­ния и прочными. Их много строили и в Византии, и всюду, куда проникало её влия­ние, в том числе и на Руси. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Христос Вседержитель. Мозаика XI в.
Крестово-купольный храм Святой Екатерины. Салоники. XIII в.

Храм являл собой образ мира, и представления о картине устройства мира обязательно проявлялись в устройстве церк­вей. Существовали строгие правила изобра­жения библейских сцен и их размещения в храме. Чем важнее было то, что изобража­лось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

В ликах святых внимание привлекалось к внутреннему миру человека. Широко раскры­тые глаза, высокий лоб, удлинённые пропор­ции лица и фигуры — всё говорило о высо­ких помыслах, бесплотности, святости.

От Древнего Рима Визан­тия унаследовала искусство мозаики. Позже чаще исполь­зовались фрески — живопись по сырой штукатурке. В хра­мах помещались также ико­ны — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, обычно напи­санные на досках. Расцвет византийской иконописи относится к XII-XIV вв. Культура Византии оказала огромное влияние на многие страны (особенно на славян­ские страны, Армению и Грузию).

На этой странице материал по темам:
  • Как на византийских мозаиках фресках и иконах изображались люди

  • Краткий доклад культура византии

  • Объясните устройство христианского храма византии каково

  • Устройство христианского храма византии

Вопросы по этому материалу:
  • Как возникла и развивалась хрис­тианская архитектура?

  • Чем знаменит храм Святой Софии?

  • Почему христианский храм назы­вают образом мира?

  • Что такое икона?

  • Объясните устройство христиан­ского храма Византии.

  • Каково было назначение каждой из частей христиан­ского храма Византии?

  • Как на византийских мозаиках, фресках и иконах изображались люди?

  • Выделите основные этапы в развитии византийской архитектуры.

doklad-referat.ru

Культура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние века

Культура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи.

Византийская культура: исторический период

Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой 15 века, когда в 1456 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что 11 век стал периодом ее расцвета.

Культура византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.

Византийская культура: особенности

Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.

Византийская икона

Рис. 1. Византийская икона.

По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.

Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной европе школы были церковными, то в Византии – светскими, Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.

Книга из Византии

Рис. 2. Книга из Византии.

Роль и дальнейшее влияние византийской культуры

Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения наследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.

Византийский храм

Рис. 3. Византийский храм.

Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.

Что мы узнали?

Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Культура Византии

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

 

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками.

 

Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души. 

 

Роль городов.  В 4-5 веках крупнейшими городами были : Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть).

 

Особую роль играл Константинополь (расположен в проливе Босфор). Уже в 4 в. он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. 

 

Роль церкви. Византия – это государство-империя.  Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). В 9 в. Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в. произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство.

 

Период раннего средневековья.

Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физическое воспитание.

 

В Византии развивается институт монашества, особенно в 7-9 веках. Появляется много религиозной литературы жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище.  

 

Наука.

В географии – чертили карты морей, стран, городов, это для Запада было непостижимым.

Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской.

В сер. 6 в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехугольник).

В 6-7 в. господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химия: краски для живописи и тканей, керамики, мозаик, эмалей.

В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей.

Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф.

Врач Никита составил сборник по хирургии 9в.    

 

Философия.

В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик. 

 

Литература.

Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам.

Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец).

Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите.

Животный эпос – сатирическое изображение господ.

Сохранилась практически только богословская литература: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны).  Написан «Мириобиблион» автор - Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским преданиям с комментариями.  

 

Искусство и Архитектура. 

Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа.

В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика.

Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в. 

Рождается иконопись – она изображает Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус).

Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи.  

 

Музыка.

 Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин). 

 

Период Македонской династии и династии Комников.

Пробуждается интерес к классической литературе и философии.  

 

Наука и образование.

В 9 в. возрождается университет – это центр светского образования для всей империи.

В 10 в. созданы сборники и энциклопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные).

 ~ 975 г. создана Суда – 30 тыс. статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п.

В 11 в.  Михаил Пселла – автор «Хронографии», жизнеописаний императоров.  

 

Литература.

Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты.

В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»).   

 

Искусство и архитектура.

Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь».

В искусстве 10-11 в. господствует пышная декоративность.

В 11-12 в. церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней.

11-12 в. подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости.   

 

Музыка  - церковное пение.

 

Эпоха Палеологов.

В 13 в. Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры. Уничтожались культурные ценности.

 

Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги.

 

География – Никифор Влеммид , автор «История земли», «Всеобщая география».

Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу».

 

Математика – Николай Артабасд Рабд.

 

Философия

15 в. - Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама.  

 

Литература.

Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин.

Первые итальянские гуманисты - Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский.  

 

Искусство и архитектура.

Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.

 

 

www.kultura-socio.ru

Художественная культура Византии История

В художественной культуре Византии наблюдается сохранение античных традиций. Вместе с тем Византия на протяжении тысячи лет своего существования испытывала влияние Востока. Возникла практика центонов и арабесок, когда стихотворное произведение составлялось как мозаика, из поэтических фрагментов разных эпох и разных народов, или когда в архитектуру христианского храма включались архитектурные детали языческого времени.

Сохранялся жанр гимнов. Юлиан Отступник посвящал гимны Солнцу, Кибеле, а Ливаний – Артемиде. Христианские писатели также охотно использовали этот жанр. В нем превосходил всех Роман Сладкопевец; он же создал кондак. Существовал жанр диатрибы, то есть рассуждения. Тот же Юлиан оставил диатрибу «Антиохиец, или Ненавистник бороды», а Ливаний – «О моей судьбе». Отцы церкви посвящали диатрибы духовным проблемам.

Продолжал существовать эпос. Самым ярким представителем эпической традиции был Нонн Панополитанский (V век). Он – автор эпоса «О Дионисе» в 48 песнях, который по объему равновелик «Илиаде» и «Одиссее», а также «Переложения Святого Евангелия от Иоанна» в гекзаметре. Последнее сочинение отразило модную в то время тенденцию пересказывания библейской темы в античной манере.

Вместе с тем некоторые виды искусства меняют смысл и даже деградируют. Так произошло со зрелищами, театром, музыкой, архитектурой. Цирк, с характерными выступлениями дрессированных животных, травлей зверей, гладиаторскими боями, исчез. Остались ристания, жонглирование. Театр, с присущими ему трагедиями, в которых проливалась реальная кровь, и непристойными комедиями, превратился либо в уличные представления мимов, либо в камерное декламирование. Музыка преобразовалась в молитвенное слово, стала средством сплочения общины верующих перед Богом, регулятором человеческих отношений. Инструментальная музыка и индивидуальный вокал осуждались; считалось, что они ведут к порче нравов, упадку духа, безумию. Превозносились антифонное пение, полифония, очищавшие душу. Архитектура также претерпела изменения. Базилика, октогоны, ротонды приобрели новый вид; они были дополнены атриумами, нартексами, апсидами и стали внешней конфигурацией при взгляде сверху напоминать крест. Появилась крестово-купольная конструкция. Исчезла скульптура больших форм, поскольку в ней усматривалась «натуралистичность», «идольская» природа. Скульптура стала развиваться в малых формах в прикладном искусстве и ювелирном ремесле.

Зато дальнейшее развитие получил литургический богослужебный обряд. Византийский обряд, сложился в эпоху раннего средневековья в Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу I тысячелетия стал доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом. Помимо этого используется в тех Восточных Католических Церквах, которые возникли в результате перехода под юрисдикцию Рима отдельных православных общин. В ходе исторического развития византийского обряда многие его элементы претерпели существенную эволюцию и сильно варьируются в зависимости от национальной культуры и конкретного региона. Поскольку в эпоху зрелого и позднего средневековья на соборное и приходское богослужение оказывало серьезное влияние монастырское, эти различия во многом обусловлены особенностями доминирующего монашеского устава: так, если на Ближнем Востоке и Балканах таким уставом оказывается Студийский, то на Руси господствует Иерусалимский устав. Ярким примером «разветвления» византийского обряда могут служить богослужебные отличия Русской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата и старообрядчества.

Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.

История древних цивилизаций →

Судьбы Византийской империи →

godsbay.ru

9. Древнерусская культура и византийское влияние

Около 988 года князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр, а затем и весь русский народ. Распространение христианства встречало и протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось позднее, чем в Киеве и Новгороде. По описанию «Повести временных лет» князь Владимир крестился в Новгороде, в церкви святого Василия. После крещения он избавился от болезни глаз (слепоты), что еще больше укрепило веру в Бога. Вернувшись в Киев, князь Владимир приказал принять всему населению города. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились Даждьбогу, Ярило и огню – Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освещая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии.

Красота византийского богослужения, и ее эстетический эффект заставили русских послов предпочесть христианскую веру византийского образца. Захваченные этой красотой, древние славяне и обратили свои сердца к греческой мудрости, воспринятой ими прежде всего в форме художественных образов. По определению искусствоведа В.В.Бычкова, платоновская мысль о «Тождестве красоты, истины и божества, своеобразно воплощенное в византийском храмовом действе, оказалось очень близкой сердцу древнего славянина.

Уже при первых контактах с Византией Русь воспринимала, еще не осознавая этого полностью, самую суть византинизма – выдвижение эмоционально- эстетической сферы во главу всей духовной культуры. Именно поэтому Древняя Русь смогла продолжить непрерывную линию духовной традиции». Красота греческого богослужения стала одним из главных критериев истинной религии. Она чрезвычайно утонченная, обладающая сложной символикой, своеобразным языком. Жители Киевской Руси постепенно усваивают христианское мировоззрение, согласно которому воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение имеющего приснобытие (то есть вечное существование) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы. Символ, таким образом, выступал способом познания, освоения мира и был по – существу единственной сохраненной связкой сакрального и мирского.

Византийская эстетика оказала огромное влияние на музыкальную культуру Киевской Руси, надолго определив путь развития русской музыки. Церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой. Если народная песнь сопровождала жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных плачей, то церковная музыка выполняла иную задачу. музыка направлена на абстрагирование. Необходимо забыть все заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах.

Эти образы и в целом эмоциональная сфера, заложенная музыкальной эстетикой, были глубоко восприняты и по – своему воспроизведены древнерусской церковной музыкой. Древняя Херувимская песнь знаменитого распева – монодическая, в ней очень значительная вокализация. В отличие от других жанров древнерусского певческого искусства – тропарей, стихир, ирмосов и другие – где слово стоит на первом месте, а музыка, подчиненная слову, лишь помогает его осмыслению, в Херувимской песне музыка играет самодавлеющую роль. Возникает ощущение парения, непрерывного движения. Ангельское пение, не требующие многословия, одними звуками выражает экстатически – молитвенное состояние. Мелодия Херувимской песни льется , как ручей, непрерывно переливаясь тончайшими, едва неуловимыми красками, как призыв к возвышенному образу жизни, не допускать в своих нравах ничего не музыкального, нестройного, несозвучного, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм. Назначение божественных гимнов привести душу к гармонии, к согласованию с божеством. Принцип канона играл важнейшую роль в культуре Византии, где он складывался постепенно, формируя все виды богослужебных чинопоследований. Канон обладал охранительной тенденцией, он не позволял привносить в церковную культуру ничего низкого банального, чуждого ей. Византийский канон лег в основу певческой церковной культуры Древней Руси. Однако, если в Византии музыкально – поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжении нескольких столетий и оформился окончательно лишь в Х веке, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе с крещением Руси и рассматривался здесь как нечто незыблемое, священное. Его нарушение на Руси могло рассматриваться, как ересь. Так небольшие изменения некоторых текстов и обрядов в результате новых переводов, произведенные в середине ХVII века привели к драматическим событиям, вызвав раскол русской церкви и движение старообрядцев.

До нас не дошли никакие музыкально – теоретические труды, отражавшие теорию византийской музыки. Практическое освоение музыкальных жанров Византии на Руси шло параллельно с овладением всеми тремя видами нотации, и в этом процессе, несомненно, должна оказывать воздействие русская национальная струя, возможно идущая от ритуальной языческой культуры. Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник, из которого развилась новая струя музыки, противопоставившая себя исконным народным жанрам.

Во второй половине IХ создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Братья Кирилл ( 827-869гг.) и Мефодий ( 815-885 гг.) прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Договор 911 года между Олегом и Византией уже был написан на двух языках - греческом и славянском. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к Х1 веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.

В первой половине Х1 веке в среде господствующего класса родилась русская литература. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины ХУШ века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. В ХV – ХVI веках появляется бумага и она окончательно вытесняет пергамент. Уже писали чернилами и киноварью и вплоть до ХIХ века использовали гусиные перья. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие ( ХI век) и Мстиславово Евангелие ( ХII век ).

Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определяется наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу ХI – ХII веков. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое многообразие древнерусской литературы ХI – ХII веков невелико.

АРХИТЕКТУРА:

Под большим воздействием церкви находился другой вид древнего искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Византийское зодчество не могло бы привиться на русской почве ранее 1Х века, т.е. ранее принятия христианства на Руси, оно было чуждо и враждебно стране, где еще только слагалось классовое общество и государство. Конечно и теперь развитость социальных отношений Византии и Руси не совпадала – в Византии это было сложившееся феодальное общество, а на Руси – период сложения раннего феодального государства. Но в обоих случаях это уже было классовое общество. Разность уровней их социального развития теперь не могла помешать проникновению внешних влияний, хотя и способствовало быстрому расхождению путей зодчества. На раннем этапе византийские мастера смогли найти способы решения задач, которые ставил перед ними несколько иной заказ. Отсутствие собственной традиции каменно – кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в этот период не наблюдается. На Руси и Византии в это время существовал совершенно иной социальный заказ – вотчинский храм развитого феодального общества в Византии и общегосударственный храм слагающейся феодальной формации на Руси. Разница в заказе вызвала и применение разных типов храма – небольшой трехнефный в Византии и огромный пятинефный с галереями в Киеве. Необходимость иметь в церкви большие по площади хоры (эмпоры) для церемоний княжеского двора вызвала многоглавие, совершенно не применявшееся в эту пору в Константинополе. Отсутствие на Руси мрамора заставило перейти к кирпичным подкупольным столбам, что резко изменило характер интерьера, иные условия привели к созданию иных памятников, даже на самом раннем этапе сложения русского зодчества. А далее постройки возведенные в Киеве послужили базой сложения собственной архитектурной традиции, уже не византийской, а киевской, русской. В тех же случаях, когда приезжавшие позднее греческие зодчие строили здание иного типа, не отвечавшие этой традиции, они уже не оказывали на развитие русской архитектуры никакого влияния. Примером может служить собор Киевского монастыря в Киеве, между тем внимательное изучение внешних влияний в древнерусской архитектуре ясно показывают, что влияние эти имели очень характерную особенность: они воспринимались на Руси очень избирательно. Принимали лишь то, что соответствовало социальному уровню и эстетическим представлениям страны. Национальное своеобразие зодчества нисколько не снижается наличием внешних влияний.

Билет №10.Культура и искусство Киевской Руси

Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси (княжение Владимира Святославовича 980 – 1015 гг) . Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царьград, с запада, из Германии, до Хорезма.Владимир Красно Солнышко собрал восточнославянские племена с помощью религиозной догмы, причём утверждение религии он тесно связывал с прославляющим её искусством. Он вывозил из Византии самые лучшие памятники культуры, чтобы научить наших мастеров создавать нечто подобное этим великолепным произведениям. Однако, ремесленники в силу своего недавнего знакомства с христианством и его искусством, создавали храмы, церкви, мозаики и т.д. по старым языческим моделям. ( пример- 13 глав киевской Софии). * кстати, можно добавить, что в то время на Руси было вообще очень много мастеров, целые улицы и даже кварталы. Плюс ко всему ремесленники были универсальны в своей области, т.е. могли полностью обработать до готовой формы подвластный им металл ( ковать, лить, гравировать, чеканить и.т.п.) Специализация распределялась по самому роду производства - женские украшения, оружие, церковная утварь, бытовые вещи…*

Русская культура того времени очень эклектична. Она включала в себя некоторые элементы культур кавказских и балканских народов, античной эпохи, остаточные языческие мотивы и, несомненно, испытывала большое влияние Византии. До конца правления князя Святослава русские поражали иностранцев простотой обхождения и невзыскательностью образа жизни *не моя фраза, но так поэтично звучит*. С воцарением на престоле его сына Владимира приходит тенденция к роскоши, обусловленная различными связями с греками. Византия открыла нашей культуре уже продуманные законы искусства, избавив нас от медленного процесса эволюции. *Важная деталь- тенденция к роскоши прижилась в Древней Руси неспроста. Монументальность построек вызывала у вошедших ощущение собственной никчёмности. Душа чувствовала себя подавленной увиденным величием, а подавленность ведёт к смирению и благоговению перед сильными мира сего, т.е. властью. Хитро придумано, не так ли?*

Архитектура

До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционирующих стилистических черт и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное, так как Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, из¬бы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружаю¬щей природой. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.

Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. С ХI века постепенно распространяется каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. К сожалению, она не сохранилась. А вот Софийский собор в Киеве (1037-1054 гг) отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. ( Система крестово-купольного храма представляла из себя следующее : основа- квадрат, расчленённый 4 столбами, причём примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест ).

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — Константинопольскому Софийскому собору. Всё убранство храма внушало своей монументальностью и роскошью молящимся, что государство должно покоится на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как и власть самого Вседержителя. (тенденция к переплетению земного и небесного). Благодаря точному расчету внимание каждого, кто входит в храм, приковывается к алтарной его части и пространству под центральным куполом. Здесь помещена мозаика с изображением Христа-Вседержителя. Подлинным шедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери -Оранты. София Киевская оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие каменного зодчества. Появились Софийские соборы в Новгороде, Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в других русских княжествах.

Следующая стадия развития архитектуры Киевской Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский собор с 5 куполам и пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. И стены, и столбы, и своды, так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.

С ХII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII-XIII в.в. отличается от архитектуры предшествующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой.

Со второй половины ХII в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храмов с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба. ( Спасо-Ефросиниев монастырь в Полоцке, собор Михаила Архангела в Смоленске, церковь Параскевы Пятницы в Чернигове).

В целом в киевскую пору было заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Живопись

В некоторых источниках есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Таким образом, мы вынуждены рассматривать христианскую русскую живопись.

Живопись христианской Руси играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. . Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – “воплотить слово”, воплотить в образы христианское вероучение. Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительного искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Тем не менее, как и в архитектуре, в русской живописи начинается переработка византийской традиции. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.

Росписи Киевской Софии служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Фрески прославляют самодержавие. В их тематику входят евангельские сцены и игры на константинопольском ипподроме, где император изображён во всём своём величии *опять же тенденции переплетения земного и небесного* . На стенах собора когда-то находился и портрет Ярослава Мудрого, который не сохранился *портрет, Ярослав-то понятно не сохранился* . Зато мы всё ещё можем распознать его 4 дочерей, выступающих в ряд со свечами в руках. Мозаичный и фресковый цикл росписей Софии Киевской – это строго продуманная и единая по замыслу система, дающая живописное представление о вероучении, система, в которой каждая фигура и каждая сцена помогают раскрыть смысл целого. Небесная иерархия, начиная с Христа в куполе и кончая фигурами святителей в апсиде, представлялась как подобие земных связей, соподчинения.

Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря, близкие по характеру первым, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет. Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, их движения свободны и раскованны.

Кроме того, есть мнение, что в росписи этого монастыря принимал участие некий Алимпий-первый русский живописец, упоминаемый в летописи. Очень важен следующий факт- он считался монахом Печерского монастыря, а этот монастырь возглавлял борьбу против греческого духовенства и ратовал за обрусение христианского вероучения. Печерский монастырь способствовал обогащению русской художественной культуры сербским и болгарским влиянием.

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово Евангелие» ), написанное в 1056–1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, приближенного князя Изяслава, уставом в 2 столбца. Фигуры евангелистов сходны с фигурами апостолов Софийского собора в Киеве, следовательно, можно сделать вывод, что книжник учился и подражал мастерам монументализма. В миниатюрах рукописей того времени имеются и портретные изображения, например: великокняжеской семьи в «Изборнике Святослава» – рукописи, скопированной дьяконом Иоанном с болгарского оригинала ,Ярополка и его семьи в Трирской псалтыри, исполненной для жены князя Изяслава Гертруды.

Литература

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса. * Владимир Красно Солнышко и Ярослав Мудрый открывали при церквях и монастырях специальные школы, где учили мальчиков на переписчиков и переводчиков. В 11 веке сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. *

Характерная особенность русской литературы - ее острая публицистичность. Поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической мысли. В основе их содержания - важнейшие проблемы жизни страны. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. *некоторые учёные считают, что до летописей существовали отдельные записи о важнейших событиях, рассказы церковные всякие, которые потом послужили основой первых обобщающих произведений*. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись и другие материалы.

Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. В «Повести» автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести историю Руси в контекст всемирного исторического процесса, переработав старинные летописи. Поэтому произведение начинается библейским рассказом о Ное, от одного из сыновей которого ведет свое начало славянский род. ПВЛ отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала. В нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов, и пересказы фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, и записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения- исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. *думаю, пропеть про ПВЛ три ласковых слова каждая сможет. О! Там ещё идея объединения Руси есть*Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанр слова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей красноречия. Наиболее знаменитым сочинением является «Слово о Законе и Благодати», написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века. Своим острием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе.

Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является знаменитое «Слово о полку Игореве». В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Это светское произведение, в нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широком использовании языческой символики и образов языческой мифологии, типичных для фольклора форм (например, плача) и художественных средств. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные для древнерусской литературы этого периода черты: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного произведения свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще.

Прикладное искусство

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки), зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие), черни (изделия из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф сохранялся серебряным, а фон заливали чернью), особенно в самом изысканном виде искусства – финифти, т.е. технике эмалей, выемчатых и перегородчатых. Эмаль чаще всего сочеталась с золотом, а серебро – с чернью. В искусстве Древней Руси круглая скульптура не получила развития. Она напоминала языческого идолаи потому не была популярна. Но русские мастера перенесли свой богатый опыт резчиков по дереву на изделия мелкой пластики, в искусство алтарных преград, в резьбу по камню, в литье (в частности монет). Сохранилось и несколько рельефов монументально-архитектурного назначения (два XI в. найдены в стене типографии Киево-Печерской лавры и два – Михайловского Златоверхого монастыря, XI – XII вв.

studfiles.net

Культура Византии. Основные особенности и этапы развития

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 26Следующая ⇒

 

Этапы становления. Общие сведения о Византийской культуре. Православие — основа мировоззрения. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Своеобразие византийского христианства. Литературная деятельность. Искусство Византии: архитектура, скульптура, мозаика.

 

Византия — это самобытная культурная целостность (330-1453), первая христианская империя. Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова Кипр, Крит, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии. Средиземное море было внутренним озером Византии. Наибольших размеров территория Византии достигла в «золотой век» Юстиниана Великого (527—565), стремившегося возродить былую славу Древнего Рима, но в последующие века становилась меньше и меньше, потеряв огромные территории во время арабского нашествия (VII в.). Земные пространства Византии в значительной части — горные и гористые области, изрезанные небольшими долинами. Разно образный на большей части территории средиземноморский климат благоприятен для земледелия.

Византия была многонациональной империей, пестрой по этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. Не греки и не римляне играют главную роль после падения Западной Римской империи. Физической преемственности между древними и средневековыми народами вообще не было. Иммиграция варваров в империю (в ее северо-восточную часть) — существенная черта, отделяющая древность от средневековья. Постоянное и обильное пополнение провинций империи новыми народами вливало много новой крови в остатки старого населения, содействовало постепенному изменению самого физического типа древних народов.

Византийскую цивилизацию создавали все народы, жившие на ее территории, но это была по преимуществу грекоязычная культура. Греческий стал государственным языком Византии с конца VI—VII в., вытеснив из государственно-административных сфер латинский. Греческая культура составляла ее стержень, и собственные глубокие традиции сочетались с терпимостью к культуре иноплеменников, с готовностью использовать творческий опыт других народов.

 

 

 

Вместе с тем преемственность в идеях и воззрениях, их иное «звучание» в новом духовном «ключе», тесная культурная связь между Древним миром и средними веками определили в значительной степени то обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала стала своеобразной. Ей предстоял не выбор самой себя, а развитие и реализация изначально данных возможностей, вследствие чего в византийской культуре нельзя увидеть динамичную смену эпох, отличающихся друг от друга по своей глубинной идее. Все византийское тысячелетие нужно рассматривать как одну великую эпоху истории культуры, постижение которой не может не поражать своим единством.

 

 

Византийская крепость в Гаидре, Северная Африка IX-XI вв. Реконструкция.

Культура Византии не имеет восходящей линии развития. Общепринятой и строго обоснованной периодизации до сегодняшнего дня не существует. Византийская культура имеет еще одну специфическую черту. Более чем тысячелетняя история Византии предстает взору как почти беспрерывная серия кризисов, часто ставивших империю на грань катастрофы. Натиски внешних врагов бесконечны: IV в, — готы, V в. — гунны, вандалы, VI в. — славяне, начиная с VII в. — арабы, персы, авары, половцы, печенеги, болгары, турки-сельджуки, турки-османы, западные христиане (латиняне). Это определило изощренное ремесло дипломатии Византии и высокую степень военного искусства.

Тем не менее периодизацию византийской культуры можно обозначить. Ранневизантийская культура развивается в период с IV в. по первую половину VII в. С именем Константина Великого (327-337) связан поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь, начало византийской культуры. В «золотой век» Юстиниана Великого (527-565) империя приобрела максимальные территориальные размеры. Время Ираклия (610— 641) связано с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины. Этот период характеризуется общекультурным кризисом.

Центральный период развития византийской культуры, начавшийся в середине VII в. и закончившийся в начале XIII в., ознаменован седьмым Вселенским собором (787 г.), победой над иконоборчеством. Крупнейшими личностями этой эпохи являются патриарх Фотий, Константин Багрянородный, Михаил Пселл, Лев Диакон.

Поздневизантийская культура: XIII — середина XV в. В 1453 г. произошел захват Константинополя крестоносцами и Византия оказалась в изоляции. При Палеологах (1261-1453 гг.) в стране происходит падение государственной мощи при возрождении богословских, литературных, художественных сил. В XIV в. историки Иоанн Кантакузин, Никифор Григора, богословы св. Григорий Палама, Николай Кавасила, философы Дмитрий и Прохор Кидонисы прославили византийскую культуру.

Византийское судно. IX-XVee.

Византия — страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцов и учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы. Византия знаменита как наставница славянского мира, оплот христианства против ислама, охранительница культуры от варварства. Византийская культура родилась из духа евангельского откровения, ей свойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тайнодействиями; она представляется как ценнейшая златотканая парча, как прекрасной работы миниатюра, украшающая заглавный лист какой-то древней церковной книги, как несказанной красоты мозаика в абсиде древнего храма, как замысловатая мелодия древнецерковной молитвы (архимандрит Киприан Керн).

Сущность и сила христианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии.

Православие являлось основной стихией народной жизни, главным и определяющим фактором цельности державы ро-меев. Священная цель сохранения чистоты православия пронизывала все сферы культуры византийского мира. Верность церкви составляла высшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего о своей духовной родине. Идеал воцерковленной культуры и государственности, который внесла в мировую историю Византия, отнюдь не означал осуществления ею евангельского царства на земле.

Византийскому нравственному идеалу всегда была присуща наклонность к разочарованию во всем земном. В отличие от римлян (и романизированных народов), самого политико-государственного народа в мире, создателя образцового права, византийцы- эллинизированные народы половины империи —в соответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистической одаренностью, поняли ххристианство преимущественно как богооткровение, как путь ко спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. Именно тип личности византийца — homo byzantinus- являет собой смыслообразующий и культуросозидающий центр.

 

Византия в V-VI вв.

Стены Феодосия в Констаптинополе. X в.

 

Константинополь — центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшая опора и средоточие православного мира. Само уникальное географическое положение Константинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовном единстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политической теории столица Византии стала естественной столицей всего восточно-христианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано с Востоком. Предвестием этого служит царствование последнего языческого императора Диоклетиана (285-305), сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального и во многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточную область империи, в город Никомедию.

На переходе от античности к средневековью происходит разделение до тех пор единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями — Гонорием и Аркадием (Западная и Восточная империи). В 410 г. Рим был взят готами, воглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.

 

Базилика Константина в Риме

Крещение Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт, даровавший христианам свободу исповедания их веры. В память об этом событии отцы первого Вселенского собора (325 г., Никея) постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры — императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Любовь антийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, не особе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не могло возникнуть, не существовало феномена самозванства, ибо на престоле был всегда тот, кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Бо-жиим, владыкою всех христиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонении головы до самой земли), в целовании руки, в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетах). Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чин коронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования был совершен в V в., в XIV в. коронационный чин достиг высшей степени развития, церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.

Кресло. VI в.

 

Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой» (agio), ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).

После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь — Святым и Равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном снову византийской культуры составляет органичное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.

Двуединство Римской империи и Православной Церкви — само себе мир. Римская империя, объединявшая все земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.

Вселенская Римская империя (Византия) — земная, государственная рамка для священной истории. Для христианского сознания Византия — тот мир, который стоит под владычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.

Термин «Византия» возник уже после падения Римской империи, примерно в

Византийская империя вVI-VII вв.

 

XVI в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

Во внутренней политической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю. Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своей смертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).

Вместе с тем история державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутренней органичностью, в основе которой верность византийцев высшему духовному православному идеалу.

Важнейший признак византинизма состоит в церковно-религиозном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Противостояние эллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез, творцами которого стали греческие отцы церкви со II по XV вв.: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, великие капподокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходится на XIV в. и связана с именами Григория Паламы, Нила Константинопольского, Николая Кавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь не противопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым».*

* Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 125.

 

Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны. Никогда не замирала и философская традиция. Ее создавали Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влемид, Плифон, Геннадий Схоларий.

Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В VI в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака. Это был величайший церковный поэт всех времен. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. Максим Исповедник.

Византийская империя в VII-X вв.

 

В конце VII в. возникает новая форма религиозного творчества — канон (создатель Андрей Критский). Крупнейшие авторы — Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, Свод гражданского права, мозаика Равенны.

Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.

 

 

 

 

 

Мозаика купола баптистерия Сан- Джованни в Равенне.

 

Константинопольская Святая София — это чудо византийского искусства. Великая Церковь — вселенский символ Боговоплощения. Храм был построен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Из двух основных типов средневекового храма — базиликального и куполь-но-центрического — второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София — пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.

Для Византии характерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.

В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска), икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв.). Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разным углом. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.

 

 

Собор св Софии в Константинопполе.Разрез.

 

 

Собор св. Софии в Константинополе.

Архитекторы Анфимий и Исидор, IV в. План.

 

 

Историческая роль Византии в судьбах Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Кавказа огромна, значение ее культуры в развитии мировой цивилизации непреходяще и безусловно плодотворно.

В истории мировой культуры Византия — первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий — могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации.

Читайте также:

lektsia.com