Культура древней руси конспект. Конспект и презентация к уроку истории в 6 классе "Культура Древней Руси"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока "Культура Древней Руси" (6 класс) к презентации. Культура древней руси конспект


Конспект - Культура Древней Руси 2 Ознакомление с

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: «История, философия, политология»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Тема: Культура Древней Руси

2009/2010 учебный год

План работы

Введение

1. Летописание и литература Древней Руси.

2. Архитектура и искусство Киевской и Владимиро-Суздальской Руси

3.Полоцк-центр восточнославянской культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Прежде чем сесть за эту работу, я долго думала, какую же тему мне выбрать. Я перебрала все темы, но, тем не менее, мне больше всех понравилась тема про культуру Древней Руси. Она понравилась мне подсознательно и, возможно, это объясняется той памятью предков, теми исконно русскими корнями, которые заложены во всех славянских народах. Да и сознательно мне понравилась данная тема. Эта работа поможет мне лучше узнать историю Древней Руси. Да и вообще изучение культуры всегда интересно. Оно способствует духовному росту человека, обогащению знаниями.

После выбора темы мне предстояло выяснить, а когда собственно была Древняя Русь. С датой начала я особо не беспокоилась — за время появления Древней Руси можно считать IX век. В этот период в восточнославянских землях происходят кардинальные исторические сдвиги. На огромных пространствах Восточной Европы от Приладожья до Черного моря и от Предгорьев Карпат до бассейна Волги рушится первобытнообщинный строй, складываются классовое общество и государство. Эти явления были закономерным результатом длительного многовекового процесса социально-экономического развития восточного славянства.

Я рассмотрю ход культурного развития Руси на протяжении IX – XIII веков, потому что именно в этот период она построила свою самобытную и высокую культуру. Я расскажу о летописании и литературе, об архитектуре и искусстве Древней Руси.

1. Летописание и литература Древней Руси

Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IXвеке и окончив его спустя семь столетий.

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 — 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава — свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.

Летописи являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Летописание, по наблюдениям ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце Х в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквях и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи.

Прежде чем появились летописи, существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» — возник в начале XII в. «Повесть временных лет» стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами «Повести временных лет» были защита христианской веры и родной земли. Автором ее обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

Вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества складывалась и развивалась литература. Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.

У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории, роли великокняжеской власти, ее значении для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Иллариона.

Русская литература XI-XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и сочинения, упоминавшие языческих богов, вероятно, приложила руку к уничтожению рукописей, подобных «Слову о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна русскими языческими божествами. Недаром до XVIII в. дошел только один-единственный список «Слова», хотя мы знаем, что «Слово» читали в разных русских городах. Отдельные цитаты в сохранившихся рукописях, намеки на обилие книг и отдельных произведений — все это убеждает нас в том, что в огне междоусобных войн, половецких и татарских набегов могло погибнуть много сокровищ древней русской литературы. Но и уцелевшая часть настолько ценна и интересна, что позволяет с большим уважением говорить о русских людях Х — XIII вв., творцах этой литературы.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало XII в.).

Помимо общих исторических трудов, охватывающих несколько столетий, и погодных хроник, существовали произведения, посвященные одному историческому событию. Так, например, поход Владимира Мономаха в 1111 г. на половецкие становища был воспет в специальном сказании, автор которого правильно оценил значение этого первого серьезного разгрома половцев не только для Руси, но и для Западной Европы, заявив, что слава о победе князя Владимира дойдет до Рима.

Русские летописи являются большим вкладом в мировую науку, так как подробно раскрывают историю половины Европы на протяжении пяти столетий.

2. Архитектура и искусство Киевской и Владимиро-Суздальской Руси

Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих «полосатую» кладку. Первая каменная церковь (Десятинная) была заложена в Киеве в 989 году. Она была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в ХI в, каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога — все конца ХI — начала XII вв.) и величественные трёхнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045—50, и Полоцке, 1044—66) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их близких. К наиболее замечательным памятникам этого времени относится собор Св. Софии в Киеве (1037-1054год), первоначальный облик которого позже был искажен перестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но и общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже – в ХVII — ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.

--PAGE_BREAK--

Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем — Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающая архитектурные формы и органически связанная сними, является высшим достижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционное построение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией в Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и современными ему византийскими храмовыми постройками.

Особого разговора заслуживает каменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Каменное строительство здесь начинается на рубеже XI -XII вв. с возведения Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает во 2-й половине XII — начале XIII вв. Совсем иной, и пышной, и строгой одновременно, была архитектура Владимиро-Суздальской земли. Ее главные черты сложились в середине XII века, при князе Андрее Боголюбском и заключились в использовании белого известняка как строительного материала (в отличие от плоского кирпича — псилифы), а также в богатом украшении фасадов рельефами и аркатурными поясами (декоративные пояски рядов выступающих полашок). Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор, начатый строительством в 1158 году и затем, после пожара, перестроенный. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады строения расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан и содержал драгоценную утварь.

Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194 -1197), служившим придворным храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающие единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба — даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально разработанную «ткань». Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно.

В Боголюбове существовал дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнов. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.

3. Полоцк-центр восточнославянской культуры

В истории средневековой Руси трудно найти более противоречивый сюжет, чем место в ее системе Полоцкого княжества. Связанный с остальной Русью общностью начальных судеб, исповеданием православия, языком и письменностью, Полоцк в переломный момент своего развития стал на долгие века частью не Русского, а Литовского государства.

Впервые Полоцк упомянут в «Повести временных лет» и официально считается его возраст с 862 года. Но историки свидетельствуют нам о том, что первые сведения о Полоцкой земле попадают к нам аж с V столетия. На Верхнем замке археологи нашли керамику, произведенную не позже чем за V столетие. К тому же времени относиться и воспоминание исландской «Сага о Дитрике Бернском» про осаду Полоцка армиями готтов, какие были компаньонами знаменитого вождя гуннов Аттилы.

Мир, где жили тогдашние полочане, был густо населенный большими и малыми богами да божками. Вездесущий и наисильнейший из них, творец жизни, бог неба и всей вселенной имел несколько имен Сворог, Стрибог, Святовид, но чаще его называли Родам. Он оплодотворял землю и все живое, управлял ветрами и небесными явлениями. Боги представлялись в виде людей. Такая религия называется языческая.

Язычество несло в себе много светлого, такого, от чего человеку нелегко отказаться.

Обосновавшись в Киеве, через некоторое время, Владимир в 988 году принял христианство. Сын Владимира Изяслав — первый из восточнославянских князей, кого летописцы называют книжником. Именно он ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте. Печать с его именем, которой скреплялись княжеские грамоты, считается одним из наидревнейших памятников белорусской письменности. Книжное просвещение западных земель Руси от самого начала имело христианскую направленность. Вокруг церкви и монастырей группировались тогда образованные люди. К середине ХI ст. вместе с переводными книгами появляются и оригинальные произведения, в том числе и первые летописи. Книги писали на разговорном языке, чтобы было понятно простым людям.

Религиозными и культурными просветительскими центрами были монастыри. В них существовали школы, писались и переписывались книги. Из представителей книжного просвещения старожитного периода нашей истории надо отметить: в Смоленске — Климента Смалявица, в Турове — Кирилла Туровского, в Полоцке — княжну Прадславу-Ефросинью.

Широкое развитие на белорусских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла, украшались резьбой, инкрустацией. Своеобразная в этом смысле красота керамики XI-ХIII вв. Ее красота проявлялась в строгости и сдержанности цветных звучаний, в шероховатости, оксомитности грубо сделанной фактуры.

Немного другой вид имели предметы тогдашних умельцев, предназначенные для феодальной аристократии, зажиточных горожан. Они часто украшались образами фантастических зверей и птиц, выполненными в особенной манере — «зверином стиле». Узорами тонкой резьбы по камню и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и Волковыске.

Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Такие как каменные иконки с серого шифера.

Памятников прикладного искусства немного. Один из них крест Ефросиньи Полоцкой, созданный местным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Этот крест является не только отличным произведением декоративно-прикладного искусства, но и ценным памятником древнебелорусской письменности.

Время наивысшего подъема Полоцкого княжества пришлось на ХI столетие, когда во главе государства стоял князь Всеслав Брячиславович (царствовал с 1044 до 1101 года) прозванный народом Чародеем. Энергичности князя удивлялись современники и потомки. В своей столице — Полоцке — он построил новый могучий замок, величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава процветали ремесло и торговля.

Всеслав воздвигал храм в гонор святой Софии, чтобы сказать миру про равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились немного раньше. Поныне каменных храмов полочане не ставили, потому князь пригласил в город византийских зодчих. К ним присоединились местные каменщики: нельзя же было, чтобы главный собор Полоцкой земли подымали в небо руки иноземцев.

На положенном в пороге Софии огромном камне-известняке, который через девять столетий превратится в музейный экспонат, старожитные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давид, Тума, Микула, Копысь, Воришка. Здесь не только молились: князь с семьей и придворными на хорах — вверху, остальные прихожане — внизу. В Софии принимали послов, провозглашали войну и подписывали мир, сохраняли княжеский клад и основанную Изяславам библиотеку, узаконивали печатью столичного города торговые договоры. Ведь недаром она имела надпись: «Печать Полоцьская и святой Софьи».

Таким образом, богатая, яркая и многогранная культура Полоцкого княжества в IX-ХII вв. стояла в ряду передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры.

Заключение

Такова была древнерусская культура, сложившаяся в IX-XIII веке. Она впитывала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени — Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа. Но татаро-монгольское нашествие внезапно прекратило блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему — черта, отличающая образованность от дикости.

Список использованной литературы

1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. — Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. — 448 с.

3. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. — М., Владос. — 1995.

5. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. – Москва, 1984.

6. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

7. Владимир Орлов. Тайны полоцкой истории. Минск, Беларусь, 1994.

8. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. М., 1966.

9. В. В. Горохов, И. Е. Кознова. Культурология: План-конспект лекционного курса.- М.: МИЭП, 1998.

www.ronl.ru

Конспект урока Культура Древней Руси

План-конспект урока

«Культура Древнерусского государства»

Цель: изучить особенности древнерусского искусства.

Задачи урока:

1. Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка Домашнего задания:

В рамках телеканала Древняя Русь, опрос по телепередаче Вести недели (пар. 10. Экстренные новости)

  1. Изучение новой темы с элементами проверки пройденного материала

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по древним городам Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества.

Славяне за первые несколько веков создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

Для начала отправимся на следующую передачу нашего телеканала «Новости Культуры»

Просмотр видеофрагмента (12 мин)

Опрос класса по вопросам:

А что такое культура?

Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

Работа по рабочему листу, чтение по цепочке с заполнением пропусков (приложение 1)

  1. Итог урока

  2. Рефлексия составить синквейн

  3. Домашнее задание. Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.

infourok.ru

Конспект урока "Культура Древней Руси" (6 класс) к презентации

Предмет: история

Класс: 6

Тема: Древняя Русь в VIII – первой половине XII века

Тема урока:

Культура Древней Руси.

ФИО: Сарсынбаева Зауреш Эрблановна

Место работы: НОУ специализированная гимназия «Аврора»

Должность: учитель истории и обществознания

ТЕМА УРОКА: «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Тип урока: комбинированный (90 мин)

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудование и УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”., Толковый словарь С.И. Ожегова

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.

Задачи:

  • обучающая: сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

  • развивающая: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

  • воспитательная: воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку, достаньте всё необходимое: учебник, тетрадь, дневник.

Давайте, перед тем как начать новую тему, проверим домашнее задание. Вам необходимо было выполнить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого».

Проверка домашнего задания:

Внутренняя политика

Внешняя политика

1) укрепление основ единства русского общества в рамках единого государства.

2) церковное строительство.

3) ликвидация зависимости церкви от Византии (1051 год - митрополитом становится русский монах Илларион).

4) открытие первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях.

5) появление четкой системы наследования (Киевский престол, «стол», после смерти князя передавался старшему в роду кня-зей. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди).

6) положил начало созданию на Руси письменного свода законов, который получил название Правда Ярослава.

Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости.

1031год — вместе с Мстиславом воюет против Польши.

1032 год — договор с Норвегией.

В 1030 году он утвердил свою власть на западном бере-гу Чудского озера и построил там город Юрьев.

В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем наголову раз-били печенегов.

1038 — поход на ятвягов.

1040-поход на Литву.

В 1041 году Ярослав заключил союзный до-говор с польским королем.

В 1043 году произошло последнее военное столкно-вение Руси с Византией.

В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор.

Сегодня у нас очень интересная тема: «Культура Древней Руси» (1 слайд). Записываем в тетрадях тему урока. (2 слайд)

- Что такое культура? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 2. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.). с 862 г. – призвание варягов (из ПВЛ).

- И сегодня мы с вами познакомимся с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.). (слайд 3). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло этого периода. Но для начала попытаемся выявить особенности культуры Древней Руси.

  1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ (переход к сл. 4)

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т е они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов — угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян .

Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, провозились богословские книги. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

Ребята, давайте теперь соотнесем наследие восточных славян и византийские культурные традиции (слайд 5).

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и первая сфера, которую мы рассмотри – это устное народное творчество. (слайд 6)

  1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(клик по гиперссылке «Устное народное творчество»). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них –клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины. Что такое былины? Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей (Клик).

Назовите былинных героев (ответы учащихся, после них –клик). Крестьянский сьн, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рас-судительный и справедливый Добрыня Никитич, весе-лый и сметливый Алеша Попович, Микула Селянинович (пахарь), Садко (купец)

Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения (клик):

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

(Ответы учащихся, после них – клик):

Своеобразие русских былин

  1. Основная идея былин – защита русской земли от врагов.

  2. Освобождение своей земли.

  3. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в тетрадь)

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).

Хорошо, теперь снова возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – это письменность. (слайд 7)

  1. ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ

(Клик по гиперссылке «Письменность, образование»).

Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита (рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

Первые книги были рукописными (клик, слайд 6). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ в пункте 3 «Письменность и грамотность». Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – это письменность. (слайд 12)

  1. ЛИТЕРАТУРА

Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик по гиперссылке «Литература»)

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных (т.е. прошедших) лет» охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).

События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из «Повести временных лет» и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата…» (Основание Киева. V век)

«Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев… и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам…» (Призвание варягов. 862 г.)

«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные,.. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…» (Крещение киевлян. 988 г.)

«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против […], убили […] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

(Клик)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – «Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы:

  1. Летопись («Повесть временных лет», автор монах Нестор).

  2. Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).

  3. Слово («Слово о законе и благодати», митрополит Иларион) .

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

  1. ЗОДЧЕСТВО

Итак, следующая наша сфера – это зодчество.

- Что такое зодчество? Ответить на этот вопрос нам поможет Толковый словарь Д.И. Ожегова. Давайте обратимся к нему.

(искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Клик по гиперссылке «Зодчество».

Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик)

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.

  2. Наличие разнообразных пристроек.

  3. Увенчание построек теремами и башенками.

  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике («Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве». Художник В.Верещагин). На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название) (четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается купол).

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы (тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.) в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов, но и строгостью и величественностью форм.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – изобразительное искусство.

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст на слайде:

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нему трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)

Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке (клик). В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

(Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

А мы с Вами возвращаемся к нашей схеме.

Итак, последняя сфера – художественное ремесло. (клик)

  1. Художественное ремесло.

Слайд (Художественное ремесло) ( 4 раза клик). Русь славилась своими искусными ремесленниками. Войны многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные мастерами-оружейниками, - копья, мечи, щиты, кольчуги (оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец). (Клик)

Расцвет художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

Русские ювелиры – мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делали дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений – сережек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий – использовалась очень сложная техника.

(клик) – слайд «Зернь» - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаивались в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

(клик) – слайд «Скань» - орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.

Эта техника также сочеталась с техникой «Эмаль». (Клик). Эмаль – промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль. Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убор.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Теперь мы с вами узнали все сферы, все элементы древнерусской культуры. Домашним заданием у вас будет: в учебнике §7 внимательно прочитать, выучить определения (былины, культура, миниатюра, зодчество, мозаика, фреска, икона, житие, глаголица, кириллица).

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

А сейчас я хочу вам предложить проверить себя, насколько хорошо Вам удалось усвоить пройденную тему. Давайте повторим пройденный материал! Возврат к схеме,( слайд 2)

  1. О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете? (Устное народное творчество, письменность и грамотность, литература, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло.

  2. Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени? (угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства).

  3. В чём проявилось влияние византийских культурных традиций? (Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги).

Молодцы ребята, теперь хочу предложить Вам небольшой тест

  1. Клик по гиперссылке «Тест» (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка – клик.

  1. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

  2. ИТОГ: Ребята, узнали ли вы сегодня, что-нибудь новое? Что запомнилось больше всего?

infourok.ru

Конспект урока на тему «Культура Древней Руси»

I вариант

  • Вече

  • Полюдье

  • Вотчина

  • рабы, лично принадлежавшие какому-либо человеку

  • временно зависимые люди, которые в голодные годы брали в долг и должны были его отработать

II вариант

  • Вервь

  • Погосты

  • Митрополит

  • свободные люди, заключившие договор о временной службе у господина

  • сельские жители, которые несли повинности в пользу князя

Тема урока «Культура Древней Руси».

1. Особенности. Что такое культура? Культура Древней Руси складывалась под влиянием разных факторов. Прежде всего, это наследие восточных славян – мифы и сказания, языческие представления о нечистой силе, ремесленные традиции (резьба по дереву, кузнечное искусство). Культура Руси впитала в себя и культурные достижения соседей – неславянских народов (балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян). Ну и конечно огромное влияние оказала Византия. Крещение Руси явилось поворотным пунктом в ее истории и культуре, так как из Византии пришла не только новая религия, но и письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. Благодаря принятию христианства Киевская Русь пережила подъем культуры.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии во многом помогло установить культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Однако христианство на Руси в течение многих веков соседствовало с язычеством, существовала ситуация так называемого двоеверия. В литературных произведениях, в каменном строительстве, прикладном искусстве видно смешение влияний как христианской, так и языческой традиций.

Взаимодействие разнообразных этнических и религиозных культур — славянской, финской, тюркской, скандинавской, византийской — породило особый тип художественного творчества и мировосприятия, включавший в себя черты западных и восточных культур.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

2. Устное народное творчество. Говоря о фольклоре, в первую очередь нужно сказать о былинах. Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Как богатырей вы знаете? Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов. Также к фольклору относятся загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки.

3. Письменность и грамотность. У славян была своя письменность, но она была утрачена. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9-10 веках. Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.

Широкое распространение получили на Руси городские, церковные и монастырские школы, где обучали чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия».

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Они изготавливались из телячьей кожи, украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами.

В обычной жизни вместо бумаги использовали кору – бересту. Судя по находкам берестяных грамот, которых особенно много сохранилось в Новгородской земле, в Древней Руси был исключительно высок уровень грамотности. В отличие от Западной Европы, где читать и писать умели практически только священники, на Руси грамотными были миряне, причем далеко не только знатные. Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Об этом также свидетельствуют находки берестяных грамот, написанных простыми горожанками. Известно, что Анна Ярославна, выданная замуж за французского короля, в отличие от своего мужа собственноручно ставила на документах свое имя.

Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников — об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

4. Литература. В 11 веке на Руси зарождается литература, т.е. появляются письменные произведения. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись. Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» — летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

Нестор также был одним из создателей житий - описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. В житиях рассказывалось о разных чудесах, совершенных святыми.

Еще один крупный литератор Древней Руси – Илларион, он был первым русским киевским митрополитом. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известно его «Слово о Законе и Благодати».

5. Зодчество и изобразительное искусство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены.

С принятием на Руси христианства началось широкое строительство каменных зданий, церквей и монастырей. Первые сооружения были построены византийскими мастерами. Из Византии на Русь пришел древнейший тип храма — крестово-купольный. Такие храмы имели в плане крест, над центральной частью которого находился купол.

Одно из первых каменных сооружений – церковь в Киеве в честь пресвятой Богородицы построенная в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, а затем и сам Владимир.

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. До сегодняшнего дня он дошел в сильно перестроенном виде, однако изначально он создавался как типичный крестово-купольный храм. Строительство этой церкви имело большое политическое значение. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.

Софийский собор стал памятником не только зодчества, но и изобразительного искусства. Ее украшают удивительные мозаики, самой знаменитой из которых является изображение Богоматери Оранты. Кроме того, собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески.

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота в Киеве, чье название также должно было вызывать ассоциации с Константинополем.

6. Художественное ремесло. Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров.

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. На основе культурных достижений Византии и других соседних государств, Русь сформировала свои самобытные культурные традиции.

Д.з. § 7

doc4web.ru

Конспект урока истории в 6кл. Культура Древней Руси.

Конспект урока истории в 6 классе

Тема: «Культура Древней Руси»

ФИО (полностью)

Денисенко Галина Викторовна

Место работы

МКОУ «Чатлыковская СОШ»

Должность

Учитель истории

Предмет

История

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Культура Древней Руси .

Урок 7

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2005.

Цель урока:

показать учащимся некоторые образцы культуры Руси X - XII вв., определить факторы, способствующие развитию самобытной русской культуры, выявить особенности развития культуры Руси X - XII вв.

Задачи:

1. Показать особенности русской культуры.

1. Продолжить формирование умений и навыков обучаемых работать с различными источниками информации, репродукциями картин и иллюстрациями, документами, текстом учебника и самостоятельно извлекать знания.

2. Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять.

3. Развитие навыков работы с компьютером, умений работы с электронными образовательными ресурсами.

1. Воспитание нравственности и чувства патриотизма.

Изучаемые понятия: патриотизм, миниатюра, житие, былины, фреска, мозаика, зернь, скань.

Тип урока: урок новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер- ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Оборудование: флэш-карта с презентацией, CD-энциклопедия «Культура и традиции России», книжная энциклопедия «История России, IX – XVIIвв.», иллюстрации по направлениям культуры (19шт.).

Ход урока

1. Организационный момент. 1 мин.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Начинаем урок истории Отечества. Проверим готовность к уроку. Все, что расположено на ваших партах – это необходимые средства обучения на сегодняшнем уроке.

2. Изучение новой темы с элементами проверки пройденного материала . 4 мин.

(Слайд 1)

- Вы в этом году начали изучать историю Отечества. За несколько недель вы успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы виртуально перенесемся во времени и побываем в древних городах Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества. Путеводителем буду я, а в конце урока ими станете и вы, но всему свое время. Предлагаю начать наше путешествие.

(Слайд 2) Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.

- О ком идет речь в этом стихотворении? (славяне) Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.

- Славяне за первые несколько веков создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

(Слайд 3)

- А что такое культура? Как вы понимаете значение этого слова?

* Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей

- Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие).

Вывод: Древнерусская культура впитала в себя наследие восточных славян и проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.

3. Поисковая работа в группах. 10 мин.

(Слайд 4)

Творческие группы и направления исследования культуры Древней Руси.

- Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Сегодня нам предстоит поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров. А заниматься исследовательской деятельностью вы будете следующим образом:

- Весь класс разбит на творческие группы, которые будут изучать одно из направлений культурного наследия Древнерусского государства. Заполнять одновременно карточки-задания и нужно подготовить творческий отчет об исследовании. В вашей научной работе вам будут помогать учебник, иллюстрации, книги, энциклопедии – все это источник знаний. Желаю вам больших открытий.

На всю работу вам дается 10 мин.

Названия творческих групп

Задание

Источник знаний

Планируемый результат

Группа историков

Изучают научный материал о создании славянской азбуки, роли Кирилла и Мефодия, о создании школ, о процессе обучения, о роли берестяных грамот в жизни древней Руси.Заполняют опорную схему-конспект.

Учебник, стр. 56-57.

Иллюстрации

Дать понятия терминам: азбука, виды славянских азбук, просветители Кирилл и Мефодий, береста, популярное произведение «Александрия», первые школы.

Группа литераторов

Изучают научный материал о зарождении древнерусской литературы и ее жанрах, о первых письменных произведениях на Руси («Остромирово евангелие», «Повесть временных лет», «Поучение детям», «Русской Правде »). Заполняют опорную схему-конспект.

Энциклопедия «История России, IX – XVIIвека», стр.427,263, 218, 347, 506, 600. Книга «Повесть временных лет». Иллюстрации.

Назвать имена литературных деятелей, литературные жанры, примеры литературных произведений.

Группа фольклористов

Изучают научный материал о фольклоре по электронной энциклопедии «Традиционная русская народная культура», выделяют жанры: заговоры и заклинания, мифические рассказы, народные сказки, песни, былины, стихи, истор. песни, детский фольклор, частушки. Заполняют опорную схему-конспект.

CD-энциклопедия «Культура и традиции России», 2 часть «Традиционная русская народная культура, раздел «Фольклор». Иллюстрации, книги.

Перечислить жанры фольклора, привести примеры былинных героев – защитников земли русской.

Группа архитекторов

Изучают стили архитектуры Древней Руси (деревянное зодчество, каменная архитектура), сохранившиеся памятники. Заполняют опорную схему-конспект.

Учитель добавляет рассказ «Храмовая живопись».

Учебник, стр. 59-62. Иллюстрации

Назвать стили архитектуры, архитектурные памятники Древнерусского государства сохранившиеся до наших дней.

Развитие ремесла – завершает рассказ учитель.

4. Физминутка «Вышли мыши как-то раз». 1 мин.

5. Социализация (представление результатов поисковой деятельности через отчет групп) 7 мин.

- А теперь посмотрим, какие открытия и исследования провели творческие группы. Можно показывать результат командой или отдельным представителям. А для наглядности отчеты будем подкреплять иллюстрациями на доске (ИКТ).

Время выступления для группы - 1 минута.

Вывод. Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. Формируются самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

6. Общая рефлексия. 2 мин.

«Острова» - куда причалит ваш кораблик.

- Прикрепите стикер к тому облаку, который ближе к тем чувствам, которые вы ощущаете после окончания нашего урока.

(радость, удовлетворение, разочарование, усталости, оптимизма, воодушевления, сомнений.)

7. Домашнее задание. 2 мин.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

.

Закрепление (если останется время)

  1. старший сын Святослава, которого прозвали Мудрым – Ярослав

  2. былинные три героя – богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

  3. место жительства монахов – монастырь

  4. одна из славянских азбук – кириллица

  5. креститель Руси, прозванный народом Красно Солнышко – Владимир

  6. картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков – мозаика

  7. картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке - фреска

Карточка – задание и план ответа члена «Группа историков»

Задание: изучить материал о создании славянской азбуки, роли Кирилла и Мефодия, об открытии на Руси школ, о процессе обучения, о роли берестяных грамот в жизни Древней Руси.

Источник знаний – учебник, стр. 56-57. Иллюстрации на парте.

Заполни таблицу и подготовь рассказ с опорой на вопросы:

1. Определение

2. Виды азбук у славян

3. Кто создал славянскую азбуку?

4. Ответь на вопросы

1. Азбука - это

система букв, расположенных в определенном строго установленном порядке и отражающих отдельные звуки языка.

  • _____________

  • _____________

__________________

_________________

1. На чем писали славяне?

2. Где можно было обучиться грамоте?

2. Миниатюра - это

3. Какое литературное произведение было самым любимым в XI веке?

Карточка – задание и план ответа члена «Группа литераторов»

Задание: изучить материал о зарождении древнерусской литературы и ее жанрах, о первых письменных произведениях на Руси и их авторах.

Источник знаний – CD-энциклопедия «Культура и традиции России», 2часть «Традиционная русская народная культура, раздел «Фольклор». Иллюстрации, книги.

Заполни таблицу и подготовь рассказ с опорой на вопросы:

1. В каком веке зародилась древнерусская литература?

2. Перечислите литературные жанры.

3. Назовите имена древнерусских летописцев.

4. Приведите примеры известных литературных произведений в Др.Руси.

1.

1.

2.

2.

3.

4.

5.

Карточка – задание план ответа члена «Группа фольклористов»

Задание: изучить материал об устном народном творчестве, как о жанре русского фольклора, перечислить жанры народного фольклора, вспомнить имена былинных богатырей и чему посвящены были их подвиги.

Источник знаний – CD-энциклопедия «Культура и традиции России», 2 часть «Традиционная русская народная культура, раздел «Фольклор». Иллюстрации, книги.

Заполни таблицу и подготовь рассказ с опорой на вопросы:

1. Перечислите жанры устного народного творчества.

2. Что такое былина?

3. Какова главная идея былин?

4. Назовите имена былинных героев.

1.

2.

3.

4.

5.

Карточка – задание план ответа члена «Группа архитекторов»

Задание: изучить материал о стилях архитектуры Древней Руси, сохранившихся памятниках культуры.

Источник знаний – Учебник, стр. 59-62. Иллюстрации.

Заполни таблицу и подготовь рассказ с опорой на вопросы:

1. Перечислите стили архитектуры.

2. Приведите примеры видов зданий каждого стиля.

3. В каком веке началось на Руси каменное строительство?

4. Перечислите сохранившиеся памятники архитектуры Древнерусского государства.

1.

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

2.

1.

5.

2.

6.

3.

7.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

§ 7. Вопросы, термины.

Задание на выбор:

  • Составить викторину по теме «7вопросов другу»

  • Создать презентацию или брошюру «7 чудес света Древней Руси».

  • Составить рассказ о путешествии в Древнюю Русь от имени заморского гостя.

infourok.ru

Конспект урока по истории "Культура Древней Руси X –XIII века" 10 класс

Урок истории в 10 классе.

Учитель: Суховерхова И.С.

МКОУ Грибановская СОШ № 3.

Тема: «Культура Древней Руси X –XIII века.»

Цели урока:

1. Раскрыть отличительные черты культуры Руси этого периода.

2. Охарактеризовать уровень развития архитектуры и живописи Древней Руси.

3. Продолжить формирование навыка составления конспекта лекции

4. На примерах памятников древнерусского зодчества и живописи показать красоту и оригинальность русского искусства

Оборудование: мультимедийная презентация «Культура Древней Руси».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура , береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Зодчество

  3. Изобразительное искусство.

  4. Закрепление материала.

ХОД УРОКА

Изучение нового материала (тему записать в тетради).

- Что такое культура?

( Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? ( Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

- Попробуйте определить цель урока на основе анализа темы .

(Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.).

- Для этого мы рассмотрим зодчество и изобразительное искусство этого периода .

  1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры?

(Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций).

Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

- Культурологи выделяют три этапа развития культуры в этот период: Первым этапом считают период дохристианской культуры восточных славян (древние языческие традиции сохранились и до настоящего времени: гадания, приметы, вера в домового и т.д.)Второй этап. Вы помните, что 988 году князь Владимир Святославович крестил Русь. Было принято византийское христианство, а следовательно и в развитии культуры стали прослеживаться византийские традиции. Третий этап связывают с усилением раздробленности Руси, вместе с которой начинается формирование местных стилевых особенностей в архитектуре.

2. ЗОДЧЕСТВО

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Жилища славян были двух типов северного (срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней) и южного (пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей). Первые храмы на Руси строились из дерева. Каменное строительство начинается в конце X века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве, построенная в крестово-купольном стиле. Во времена правления князя Ярослава Мудрого были построены близкие по стилю Софийские соборы в Киеве и Новгороде Как уже говорилось вначале урока, к середине XII века в храмовом строительстве начинают выделяться местные особенности, предопределенные, прежде всего, использованием местных строительных материалов.

- Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества .

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.

  2. Наличие разнообразных пристроек.

  3. Увенчание построек теремами и башенками.

  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

- После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

- На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

- Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

- Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры.

(Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм. )

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст .

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)

- Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

( Сообщения учеников о изготовлении иконы и о иконостасе. )

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1) Ответы на вопросы.

- О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?

- Влияние каких народов испытала древнерусская культура?

- В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?

2) - Итак, мы познакомились с образцами древнерусской культуры. Что бы закрепить знания давайте решим несколько тестовых заданий.

1.Особенностью культуры Древней Руси является:

А. широкое распространение печатной литературы

Б. влияние западноевропейских традиций

В. Господство религиозного мировоззрения

Г. «обмирщение» культуры

2.Белокаменная резьба характерна для украшения храмов в:

А. Новгороде и Пскове

Б. Владимире и Суздале

В. Киеве и Чернигове

Г. Галицко-Волынской земле

3. Скань, зернь, финифть – это

А. виды живописи

Б. виды декоративного искусства

В. Архитектурные стили

Г. Литературные жанры

4. Авторам «Слова о законе и благодати» является

А. игумен Даниил

Б. монах Нестор

В. Владимир Мономах

Г. Митрополит Илларион

5. К XI веку относится:

А. возникновение славянской письменности

Б. постройка Десятинной церкви в Киеве

В. Возведение Софийского собора в Киеве

Г. Написание «Повести временных лет»

Выполнение теста (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка

doc4web.ru

Конспект и презентация к уроку истории в 6 классе "Культура Древней Руси"

План-конспект урока для учащихся 6 класса:

«Культура Древней Руси»

Учитель истории и обществознания

ТМКОУ «Носковская СШ-И»

Фёдорова Елена Вячеславовна

Категория – I

Стаж пед. деятельности – 11 лет

Носок, 2017 г.

Тема урока: «Культура Древней Руси»

Тип урока: открытие новых знаний.

Класс: 6

Цель урока: сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Задачи:

Образовательные:

- дать характеристику особенностей архитектуры, литературы, живописи, устного народного творчества Древней Руси;

- подвести учащихся к выводу о самобытности русской культуры;

- подвести учащихся к определению роли принятия христианства в процессе развития культуры;

Развивающие: продолжить формирование умений работать в группах, индивидуально, в парах анализируя различные источники информации, делая выводы;

Воспитательные: формировать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Обязательный минимум содержания: становление Древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество; религиозно-культурное влияние Византии.

методы и формы обучения:

  • наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

  • индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты:

  • Предметные: получат представление о достижениях и памятниках древнерусской культуры, о влиянии христианства на культуру Руси.

  • Метапредметные:

  • Познавательные: будут устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

  • Коммуникативные: будут обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

  • Регулятивные: будут планировать цели и способы взаимодействия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Оборудование:

  1. Иллюстрации к уроку.

  2. Презентация с приложениями.

  3. Проектор, экран, ПК.

  4. Карточки с заданием.

Организационный момент

2 минуты

Фронтальная

Слайд 1.

Приветствует учеников:

Ребята, скажите, пожалуйста, каким словом я вас обычно приветствую на уроке?

Знаете ли вы значение этого слова?

А знаете ли вы, что это слово вошло в обиход аж в 17 веке. А до того восточные славяне приветствовали словами «Гой еси», что значит «жить» и «есть». И буквально эта фраза означала: «Ты сейчас есть и будь живым еще».

Поэтому, гой еси, добры молодцы, гой еси, красны девицы, гой еси, дорогие гости!

Отмечает в журнале отсутствующих.

Отвечают учителю.

Здравствуйте.

Пожелание здоровья.

Положительно настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3 минуты

Фронтальная

Индивидуальная

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какое слово объединяет увиденные вами сюжеты?

Демонстрирует ролик «Культура Древней Руси» (слайд 2) (Диск приложение 1)

infourok.ru