Культура Древнего Египта 8. Культура древней египта


Культура Древнего Египта - часть 2

Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.

Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру – ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.

1.2 Живопись и рельефы

Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявшийся на протяжение всей истории Кеми.

Первые рельефы, дошедшие до нас – шиферные таблички-палетки, служившие для растирания красок, использовавшихся в ритуалах. Сами по себе эти пластинки из серо-зеленоватого камня могут быть названы произведениями искусства. Многие таблички, которым более шести тысяч лет, весьма тщательно вырезаны в форме животных. Знаменитая на весь мир «табличка Нармера» как раз и представляет собой образчик дощечки для растирания красок. Углубление для краски в ней решено в художественном плане невероятно изящно. На лицевой стороне пластинки изображены два хищника, переплетающие необычно длинные шеи. Кольцо, образованное шеями, служит бортиком углубления для красок. Рельеф с изображением фараона и иероглифическим сообщением об объединении Нармером страны – оборотная сторона таблички, служившей, по-видимому, скорее изящным сувениром, чем реальным культовым предметом.

Этот самый рельеф, древнейший из дошедших до нас, уже поражает мастерством неведомого резчика, сумевшего аккуратно и искусно вырезать на небольшой (64 см в высоту) каменной пластине целое повествование, полное символических изображений.

Становление искусства высокого и низкого рельефа происходит в Египте в эпоху Древнего царства. Стены всех гробниц этой эпохи покрыты великолепными рельефами, вырезанными в камне с необычайным тщанием. Технически рельефы Древнего царства делились на выпуклые и врезные. Сюжеты этих рельефов сводятся к двум темам – сцены из загробной жизни и сцены хозяйственной деятельности.

Искусство рельефа носило глубоко символический, магический характер. Все элементы и фигуры изображались не просто так, а в соответствии с четкой логикой. Художник должен был изобразить вельможу в наиболее характерной для него позе, земледельца – так, чтобы сразу было ясно, что это земледелец, а не ремесленник. Фигуры в рельефах Древнего царства – более символы, чем жанровые сценки. Их истинное назначение – указывать на явление, а не изображать его впрямую. Лишь со временем этот канон несколько смягчится. Уже в эпоху Среднего царства, не говоря уже о новодинастических изображениях, в жанровых сценках появляется живость изображения. Рядом со сборщиками плодов в саду можно увидеть мальчика, просящего угощения, женщина из «дома госпожи» глядится в круглое зеркальце, подкрашивая губы кисточкой, позы танцовщиц более пластичны, чем на древних изображениях.

Важная цель рельефов – служить летописью царствования фараона или историей беспорочной службы чиновника. Но и в этом плане – если раннединастические рельефы довольно скупо сообщают о событии, то рельефы Нового царства снабжают его массой деталей. В новодинастических рельефах масса мелких деталей, многофигурные сцены (например, сцены военных походов или строительства гробницы, к которой сотни крошечных фигур работников тянут громадную статую).

Изначальная символичность изобразительного искусства сказалась на очень быстром формировании канона. Уже раннединастические рельефы обладают всеми обязательными чертами, без которых не обходится ни одно изображение поздних времен. Во-первых, четкое пропорциональное соотношение фигур. Фараон на рельефе уступает высотой божеству, военачальник примерно вдвое ниже фараона, а рядовой египтянин и вовсе почти незаметен. Во-вторых, характерная манера изображать человека: ноги в профиль, туловище анфас, лицо в профиль, глаза анфас. Это позволяет понять важный нюанс древнеегипетского искусства. Египтяне изображали мир объективно, а не субъективно – каким он был, а не каким представлялся. От каждого изображаемого элемента бралось самое характерное, и характерные детали объединялись в пусть не вполне характерное, зато узнаваемое изображение.

Зачастую такой подход нарушает примитивный временной принцип – скажем, в рельефах, посвященных хозяйству «пер джет», крестьяне, сеющие зерно, вспахивающие землю и собирающие урожай, изображались не в трех разных местах, а в одной полоске последовательных, ничем не разделенных рисунков – это наилучшим образом передавало идею непрерывности земледельческих работ.

Довольно долгое время рельефы оставались просто вырубленными в камне картинами. Лишь начиная с самого конца эпохи Древнего царства их начали раскрашивать. Постепенно появился и новый тип изображений – росписи на стенах гробниц, соседствующие с раскрашенными рельефами. Особенно много росписей осталось от эпохи Нового царства. Что касается тематики и особенностей росписей, то к ним применимо все то, что было сказано выше о рельефах.

Существенной композиционной характеристикой гробничных изображений была их линейность. Все подчинялось вертикальным столбцам, в которых мастера писали тексты – летописи и «исповеди», могущие понадобиться покойнику на суде Осириса. Сюжетные сценки имели второстепенное по сравнению с текстами значение, иллюстрируя их.

Символичность изображений проявлялась в идеализировании предмета изображения. Фараон или номарх на всех росписях и рельефах на голову или больше превосходят всех остальных участников сценки, они воплощают физическое совершенство и силу. Это, несомненно, было требованием магической стороны изобразительного искусства, чрезвычайно важной для его понимания.

Канон изобразительного искусства не менялся никогда. Даже фараон-реформатор Эхнатон, чьи сохранившиеся до наших дней изображения передают облик довольно болезненного человека со скорее женственной фигурой и большим животом, не затронул своими указами в области изобразительного искусства относительной пропорциональности фигур сообразно их значимости, не отменил линейность изображения. Таким изобразительное искусство Древнего Египта и дошло до наших дней.

1.3 Скульптура

Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.

Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.

Позы у статуй – правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) – выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений – ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода – фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

У ростовых скульптур – спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

mirznanii.com

Культура Древнего Египта 8

Культура Древнего Египта

Культура-это достижения людей в разных областях человеческой жизни

• Архитектура

• Скульптура

• Живопись

• Литература

Древние египтяне были великими архитекторами и скульпторами

· Архитектура

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером , или Менесом , были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Менфисе .

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра , продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти .

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса , воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс , помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена , считающегося портретным изображением этого фараона.

· Скульптура

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со гласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.

Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

· Живопись

И фараоны, и чиновники начинали готовиться к загробной жизни заранее. Они не только сооружали гробницы, соответствующие их богатству и званию, но и заботились о том, чтобы места пребывания их мумий были достойно украшены. Не последнюю роль в этом играла роспись стен и потолков. На рисунках изображали земную жизнь умерших, процесс мумифицирования тел, а также жизнь после смерти. Длинные тексты, записанные с помощью иероглифов, разъясняют содержание изображений, рассказывают о похороненном человеке, его семье и профессии.

Нетронутых гробниц фараонов почти не найдено, чего не скажешь о захоронениях чиновников. В сохранившихся гробницах земная жизнь государственных мужей представлена очень подробно. Они дают наглядное представление об укладе жизни в Древнем Египте. Часть росписей рассказывает о занятиях умерших в загробном мире. Так, на настенной росписи в гробнице писца и астронома Нахта (что значит «сильный») изображены люди, возделывающие поля.

· Литература

Литература Древнего Египта (наряду с шумерской) — древнейшая в мире. В ней всё происходит впервые: рождаются художественная проза и стих, появляются сюжеты, темы и образы, которые, переходя от народа к народу, дойдут и до нашего времени. Египетская проза возникла из надписей на гробницах вельмож, например таких: «Я давал хлеб голодному и одеяние нагому... Я никогда не говорил ни о ком плохого власть имущему, ибо я хотел, чтобы хорошо мне было у Бога великого... Я хоронил не имевшего сына своего. Я делал лодку не имевшему лодки. Я почитал отца моего и был нежен к матери моей...». Похожие фразы — своего рода наставления, как следует держать себя в загробном мире, — встречаются и в «Книге мёртвых» (её египтяне клали в гробницы). Одна из глав этой книги описывает суд Осириса над умершим, где «подсудимый» произносит:

В надписях к таким самовосхвалениям и самооправданиям добавлялись упоминания о деяниях усопшего. Постепенно из этих кратких рассказов развились более подробные повествования. Некоторые были столь увлекательны, что их стали читать и переписывать, а затем подражать им — писать истории, которые уже не были надгробными надписями, но строились так же.

· Египетская письменность

Первые образцы письменности появились между 3300 и 3100 гг. до н. Э.

Иероглифы-священные письмена

Писали египтяне кисточкой и чернилами на папирусе

mirznanii.com

Культура Древнего Египта.

Поиск Лекций

История изучения. В отличие от Месопотамии культура Древнего Египта никогда не забывалась человечеством. Если города Двуречья оказались под толщей земляных холмов, то древнеегипетские храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, продолжали и продолжают выситься над землей. Как написал один арабский путешественник: «Все на свете боится времени, но время боится египетских пирамид». Однако, несмотря на многочисленные сохранившиеся памятники, представления о египетской истории долгое время оставались весьма схематичными. Ученым никак не удавалось прочитать древнеегипетскую письменность – иероглифы. Ее секрет, тщательно оберегавшийся кастами жрецов и писцов, и еще в древности был утрачен. Греческие ученые безуспешно пытались объяснить смысл иероглифов. Многие века подобные попытки не прекращались, но оставались безрезультатными вплоть до XIX в. Во время египетского похода Наполеона был найден я вывезен в Европу, так называемый, Розеттский камень (место находки – городок Розетта). На этом камне один и тот же текст выбит древними иероглифическими письменами, затем их более поздним, упрощенным вариантом и хорошо известным древнегреческим языком. Эта надпись и помогла расшифровке.

Честь открытия секрета иероглифов принадлежит французскому, ученому Франсуа Шампольону. Долго считалось, что каждый иероглиф обозначает целое слово и эти слова пробовали угадывать. После многолетних исследований Шампольон установил, что есть иероглифы нескольких видов: одни обозначают слова, а другие – буквы или слоги. Бывает, что один знак читается и так, и так. В древнеегипетской письменности нет гласных, нет постоянного направления письма. Уже этих подробностей достаточно, чтобы понять, какую трудную научную задачу решил Шампольон. Он считается основоположникам науки – египтологии.

Возникновение египетского государства и периодизация истории Древнего Египта. Заселение территории Египта восходит ко времени раннего неолита. В Х-VI тыс. до н. э. по обширным пространствам Северной Африки кочевали разрозненные племена, занимавшиеся охотой, собирательством и рыболовством. В связи с изменением климата, приведшим к иссушению саванн, племена вынуждены были осваивать долину Нила. Создание сложной ирригационной системы позволило перейти к высокопроизводительному земледелию и скотоводству. Произошло объединение родоплеменных коллективов, говоривших на родственных языках. Возникли крупные племенные союзы, а позднее сформировался египетский народ. Внутри родоплеменных союзов происходило имущественное и социальное расслоение, что явилось предпосылкой становления классового общества и государства. Из многочисленных племенных образований – номов – возникло два политических объединения – Верхний и Нижний Египет. В начале III тыс. до н. э., после серий военных столкновений произошло их объединение. Столицей единого государства стал Мемфис, позднее центр переместился в Фивы.

Древние египтяне летоисчисление вели по правящим династиям. С воцарением новой династии история как бы начиналась заново. В IV в. до н. э. египетский жрец - историк Манефон разделил историю Египта на Древнее, Среднее и Новое царства, по десять династий в каждом. И в основе сов­ременной периодизации лежит это деление: Раннее царство (рубеж IV-III тыс. до н. э.). Древнее царство существовало на протяжении III тыс. до н. э., Среднее – с конца III до середины II тыс. до н. д., Новое – с середины по конец II тыс. до н. э. Выделяют еще более поздний период в I тыс. до н. э. (точнее – до IV в. до н. э., когда Египет покоряют войска Александра Македонского). То есть древнеегипетская цивилизация просуществовала, практически, три тысячелетия, сохраняя свою оригинальную, сложную, необыкновенно богатую культуру.

Религиозные представления. Ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта является система религиозных представлений, отраженная в мифологии. Основными источниками, по которым изучают мифологические представления, являются разнообразные религиозные тексты, гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов. Наиболее древние из них получили название «Тексты пирамид» – они нанесены на стены погребальных камер фараонов Древнего царства внутри пирамид. Во времена Среднего царства магические изречения пишут и в усыпальницах жрецов, знатных вельмож, это – «Тексты саркофагов». В период Нового царства подобные записи сопровождают уже и «простых» умерших, делают их на свитках па­пируса, которые называют «Книгой мертвых».

Многие боги почитались египтянами в виде животных. Священный бык Апис воспринимался как олицетворение производящей силы природы и плодородия. Целый культ сложился вокруг жука - скарабея. Ему поклонялись в храмах солнечные божеств, изображали толкающим перед собой солнечный диск. Bo время мумификации каменное изображение скарабея помещали на место сердца. Это – самые древние, связанные еще с тотемизмом верования. Постепенно представления о внешнем облике богов менялись. Божества стали изображаться, как правило, в виде людей с головами животных, реже – в виде животных с головами людей. Например, богиня Хафор изображалась с коровьей головой, бог Амон – с рогами барана, бог Тор – с головой сокола. Сфинкс же – божество, охраняющее границу пустыни, стерегущее Египет от Сета – бога смерти и горячего испепеля­ющего ветра – представлялся в виде льва с человеческой головой. Звери и птицы стали считаться душами богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов, т. д. После смерти трупы священных животных мумифицировались, хоронились. Археологами найдены целые кладбища быков, кошек, крокодилов.

Высшим культом в стране являлся культ солнечного божества. Египет называли «страной Солнца», фараонов – «сынами Солнца». Во времена Древнего царства главным божеством был бог Солнца – Ра. Заход и восход Солнца в разных мифах объяснялся по-разному. В одних – небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, а иногда – в образе женщины-богини, которая, изогнувшись, пальцами рук и ног касается земли. В таком случае исчезновение и появление Солнца связывали с проглатыванием и новым рождением. По другим представлениям – Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор. Там он пересаживается в ночную ладью, доплывает до восточных гор, откуда, выдержав битву со своим врагом-змеем, вновь появляется на небе.

Каждый город имел своего бога-покровителя. В Фивах особо почитали бога Амона. Когда столица Египта перешла сюда (Среднее царство) культ Амона был объединен с главным государственным культом поклонения Солнцу, сложился образ единого бога – Амона-Ра.

В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV отменил все прежние культы и ввел единобожие – поклонение всемогущему солнечному диску – богу Атону. Свое имя, означавшее «Амон доволен» он заменил на Эхнатон («Полезный для Атона»). После смерти Эхнатона жречество, против которого и была, собственно, направлена реформа, быстро восстановило почитание Амона-Ра и свою власть. Только благодаря тому, что археологи нашли проклятую жрецами и заброшенную столицу фараона-реформатора, его история стала известна науке.

Очень важен был культ всеегипетского умирающего и воскресающего бога Осириса. Миф об Осирисе рассказывает, что он некогда царствовал в стране, научил людей обрабатывать землю и сажать сады. Его брат, злой Сет, желая править сам, совершает убийство. Сестра и одновременно жена Осириса, богиня Исида, находит и оплакивает его тело. Сын Осириса и Исиды – Гор – вступает в борьбу с Сетом. Благодаря помощи Исиды на суде богов Гора признают единственным наследником. После победы Гор воскрешает отца. Однако Осирис не желает оставаться на земле и становится царем загробного мира. Культ Осириса был тесно связан с земледелием: сев считался похоронами зерна-Осириса, появление всходов – его возрождением. Гора же сравнивали с дающим жизнь солнечным светом (сокол был одновременно символом и Гора и солнца).

Важнейшей чертой древнеегипетской религии было обожествление царской власти. Умерший фараон приравнивался к Осирису и получал вечную жизнь. Правящего фараона считали живым богом, Гором во плоти, сыном Ра. Верили, что власть фараона распространяется даже на силы природы. Существовал обряд, когда при наступлении времени разлива Нила, фараон бросал в реку папирус с соответствующим приказом. Такие представления имели весьма реальную основу: фараон обладал абсолютной властью, ему подчинялся огромный бюрократический аппарат, он считался хозяином всей земли в государстве, ему принадлежали, копи и каменоломни, в его личное распоряжение поступали все собираемые налоги.

У египтян были очень сложные представления, связанные со смертью и загробным миром. Смерть и существование после нее считали непосредственным продолжением, земной жизни. Понималось это настолько буквально, что были специальные заклинания, которые в загробном мире отвращали смерть от человека, уже умершего на земле. К мертвым об­ращались с письменными просьбами, покойник мог принять участие в судебном деле, лечении больного. Однако, чтобы обеспечить вечное загробное существование, нужно было соблюсти множество специальных обрядов. Все эти верования и обряды составляли целый заупокойный культ, который пронизывал и мировоззрение, и быт, и искусство египтян.

Египтяне верили, что человек обладает несколькими душами. Одна из них – Ба – в виде птицы с человеческой головой в момент смерти покидает тело. Чтобы умерший ожил и обрел бессмертие, Ба должна вернуться, вновь соединиться с телом. Отсюда происходит обычай мумификации. Кроме сохранения тела для дальнейшего счастливого существования покойный должен был иметь все, что имел при жизни. Человеческих жертвоприношений в египетском погребальном обряде не было. В гробницу помешали многочисленные изображения членов семьи, слуг, рабов. Кроме Ба, каждый человек обладал еще одной душой – Ка. Ка – призрачный двойник человека, обитавший в гробнице. Ка тоже должна была иметь возможность отыскать свою земную оболочку, для чего в гробницу помещали скульптурные изображения умершего.

Вечная жизнь предполагала не только соблюдение погребального обряда. Жертвоприношения, богослужения должны были продолжаться и впоследствии. Поэтому каждому фараону кроме гробницы возводили специальный заупокойный храм. Наследники должны были заботиться о нем, так как благополучие страны связывали с сохранением вечной жизни фараонов. Существовали специальные земли, доход с которых шел на содержание гробниц, храмов, жрецов.

Непоправимый вред загробному бытию могло нанести даже неуважительное обращение с именем покойного. Именам придавался особый магический смысл. Простым людям нельзя было произносить вслух не только собственное имя фараона, но даже его царский титул. Фараон – это иносказательное обозначение, (в переводе – тот, кто живет в большом доме). В надписях имя фараона защищалось – обводилось особой рамкой картушем Этот обычай помог в свое время расшифровать иероглифы. В надписях имя фараона защищалось – обводилось особой рамкой – картушем (этот обычай помог в свое время расшифровать иероглифы). Фараон Нового царства Тутмос ІІІ долгие годы не мог занять престол, так как в стране правила захватившая власть путем заговора царица Хатшепсут. Когда после ее смерти Тутмос стал фараоном, он отдал приказ уничтожить все надписи и статуи в ее честь.

Искусство. После всего сказанного о верованиях, о заупокойном культе у древних египтян, легче понять своеобразие их искусства.

Его роль была совершенно иной, чем в наше время. В отличие от преходящей земной жизни искусство было носителем жизни вечной, главным средством обеспечить бессмертие. Поэтому труд художников считался священодействием, они занимали, высокое положение, часто были жрецами. Надписи прославляют их: «я воздвиг...», «я выполнил работы прекрасные...». В отличие от мастеров Месопотамии, в истории сохранились их имена. Первую пирамиду построил Имхотеп, он был и архитектором, и математиком, и врачом. Слава о его мудрости дошла до древних греков, которые отождествляли его с богом врачевания Асклепием.

Вместе с тем, свобода индивидуального творчества была ограничена, художник в первую очередь являлся хранителем священных традиций. Поражает, что за три тысячи лет искусство Египта почти не меняло облика.

В Египте уже в начале III тыс. до н. э. складывается монументальная архитектура. Причем почти не сохранилось построек гражданского назначения, зато множество – погребальных сооружений и храмов. Первым погребальным сооружением, для которого камень явился основным строительным материалом, была пирамида фараона Джосера (Древнее ца­рство), возведенная под руководством Имхотепа. Пирамида Джосера – ступенчатая, впоследствии же стали строить геометрически правильные пирамиды. В Древнем царстве они были основной формой царских погребений. Недалеко от современного Каира, в Гизе находятся крупнейшие из них – пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса до сих пор самая большая из каменных построек мира. Пирамиды окружены храмами. В заупокойный комплекс Хефрена кроме пирамиды и храма входит гигантская фигура Сфинкса. Некоторые специалисты считают, что временами на постройке пирамид трудилась почти половина трудоспособ­ного населения Египта (такое было возможно потому, что на орошаемых нильских землях удавалось получать урожаи, в которых прибавочный продукт составлял до 80%).

С возникновением различных экономических и политических трудностей пирамиды постепенно «уменьшаются» в размерах, а затем им на смену приходят скальные гробницы и гробницы в «Долине мертвых». В 1920-1922 гг. большим событием в египтологии стало открытие археологом Говардом Картером не разграбленной гробницы фараона Нового царства Тутанхамона.

Во времена Нового царства были выстроены самые знаменитые храмовые комплексы – храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, недалеко от Фив. От Луксора к Карнаку ведет прямая двухкилометровая дорога – аллея сфинксов. Ансамбль храмов очень сложен, строились они веками. Самая характерная деталь – множество огромных колонн (в одном из залов Карнака их 144). Ствол некоторых колонн могут обхватить только пять человек. Колонны стилизованно подражают нильским растениям и деревьям – их капители (капитель – верхняя, украшенная часть колонны) выполнены в виде закрытых или распустившихся цветков лотоса, листьев пальмы.

Еще одно настоящее чудо древнеегипетской архитектуры – скальный храм фараона Рамсеса II. У входа в храм высечены четыре фигуры двадцатиметровой высоты, изображающие самого фараона и главных богов. Храм внутри не имеет искусственного освещения. Он ориентирован таким образом, что один раз в год – в день восшествия Рамсеса II на престол, солнечные лучи достигали главного святилища, освещали лица статуй Рамсеса и Амона, а также выбитый на стене текст мирного договора с хеттами, победу над которыми одержал фараон.

Как и архитектура, весь стиль древнеегипетского изобразительного искусства выражает идею постоянства, вечности. Оно подчинялось строжайшим канонам (с греческого – правилам, нормам). Строго определены были типы статуй: стоящей – фигура напряженно выпрямлена, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки положены на колени или одна рука согнута в локте, спина выпрямлена, взгляд устремлен вдаль. На протяжении Древнего, Среднего, Нового царства многочисленные изваяния божеств, фараонов, жрецов повторяли эти позы. Особый канон был для изображения фигур на плоскости – рельефов, фресок, рисунков на папирусе. Голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в анфас. Вся фигура обрисовывалась одной линией. Размеры изображений передавали систему ценностей: чем значительнее предмет или человек, тем он больше. Самым большим изображался фараон, затем – члены его семьи, самыми маленькими – рабы. Темы композиций были разными – придворная жизнь, религиозные церемонии, бытовые сцены. Часто изображали животных, причем совершенно реалистично. Цветовая гамма фресок и раскрашенных рельефов (рельефы обязательно раскрашивались) – сочетание желтых и коричневых с зелеными и голубыми тонами (цвета соответственно земли, растений, а значит жизни и неба).

Согласно египетским верованиям одна из душ умершего – Ка, должна была подселиться в его изображение. Чтобы, достигнуть сходства (иначе Ка не узнает свою материальную оболочку) стали изготавливать посмертные гипсовые маски; Так зародилось поразительное портретное искусство Древнего Египта. Один из самых знаменитых женских скульптурных образов во всем мировом искусстве – портрет Нефертити, жены Эхнатона. При раскопках Ахет-Атона – города, выстроенного по приказу этого фараона, а затем быстро заброшенного, была найдена мастерская скульптора Тутмеса, а в ней – портреты членов царской семьи. Изображение царицы Нефертити в высоком головном уборе не завершено (его воспроизводят обычно в профиль, при этом не видно, что работа над изображением второго глаза не закончена). Объясняют по-разному: одни – просто внезапно прерванной работой (в мастерской повсюду были следы погрома), другие – умыслом художника, не захотевшего, чтобы его произведение замуровали в гробницу (в другом месте вместилище Ка не могло находиться).

Научные знания. Развитие науки в Древнем Египте происходило в процессе ирригационных, строительных работ, усложнения государственного делопроизводства. Без достаточных научных знаний ведение хозяйства в долине Нила просто невозможно, поэтому они превращаются в своеобразный рычаг политической власти. Возникнув из практических потребностей, научные знания окутываются тайной, которую охраняет жреческая каста. Развитие астрономии диктовалось потребностью вычислять периоды разлива Нила. Было замечено, что разлив совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва яркой звезды Сириус. Египетские жрецы разработали необыкновенно точный для своего времени солнечный календарь. Показательна его история. Вначале действовал календарь, состоявший из 360 дней. Когда в результате наблюдений жрецы уточнили длительность года, был разработан миф о том, что боги передали в дар Народу Египта несколько дней – поэтому пять последних дней года были праздничными. Именно в Египте разделили сутки на 24 часа. Разрабатывается десятеричная система счета. Египтяне оперировали простыми дробями с числителем 1, умели вычислять длину окружности и площадь круга. Обычаи мумификации способствовал развитию анатомических знаний (для сравнения – в Месопотамии препарирование трупов было под гос. запретом). Существовали врачи разных специальностей: глазные, зубные, хирурги.

Соответствующий характер имело образование. При храмах были закрытые учебные заведения – «дома жизни». Школы писцов (а эти должности, как правило, были наследственными) создавались при дворе фараона, при храмах и крупных государственных учреждениях. Основными предметами было чтение, письмо и счет. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, чтения текстов и письменных упражнений. Тексты для переписки подбирались с таким расчетом, чтобы их содержание способствовало воспитанию. Одно из самых известных поучений гласит; «Обрати же сердце твое к книгам... нет ничего выше книги».

После походов Александра Македонского египетская культурная традиция перервалась, но в сравнении с другими цивилизациями Древнего Востока через греков культурные достижения Египта имели значительно большее влияние на современный мир.

Культура Древней Индии

Географические условия. Одним из первых очагов человеческой цивилизации, наряду с Месопотамией и Египтом, была и Древняя Индия. Полуостров Индостан представляет собой своеобразный субконтинент, отделенный от остальной Азии цепью гор и горных хребтов, омываемый водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. Невзирая на эти природные преграды, уже в древности он был одним из самых населенных мест планеты, приютив у себя огромное количество народностей. Расово-этническая пестрота была характерна для Индии уже в глубокой древности.

Центрами цивилизаций становились бассейны рек Инда и Ганга (особенно притоки Инда – «Пятиречье» или «Пенджаб»), где местные обитатели рано начали заниматься земледелием. Именно в Индии стали выращивать рис, который затем попал в другие регионы Азии, Африки и Европы, сахарный тростник (само слово «сахар» происходит от санскритского «сакхари» – тростниковый сахар), хлопок, были одомашнены зебу (горбатый бык), слоны.

Периодизация истории Древней Индии. В истории и культуре Древней Индии можно выделить несколько периодов. Появление первых больших государств, созданных, как полагают, дравидскими племенами, относят к III тыс. до н.э. Ей на смену приходит «арийская цивилизация», связанная с появлением сначала на северо-западе Индии, а затем и на большей части полуострова индоевропейских племен, называвших себя «ариями» («благородные», «из хорошей семьи»). В это время (приблизительно XV-VI вв. до н.э.) возникает вначале множество отдельных государств, а с VI в. до н.э. начинает усиливаться одно из них – Магадха, находящееся в долине Ганга. Один из ее царей – Чандрагупта, основатель династии Маурьев, в IV в. до н.э. впервые в истории Индии объединил ее в единое государство – империю Маурьев (IV - II в. до н. э.). Следующий период связан с покорением северной части Индии кушанами, выходцами из Средней Азии – господство Кушанской династии (I - III в.в. н.э.). Нового общеиндийского объединения удалось достигнуть династии Гуптов в IV - VI вв. н.э.

Хараппская цивилизация. До середины XIX в. мир ничего не знал о древнейшей цивилизации в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако случайная находка английского генерала Каннингема в районе деревни Хараппа (штат Пенджаб), обнаружившего любопытные печати с совершенно неизвестными надписями, заставила пересмотреть этот взгляд и начать с 20-х годов XX в. планомерные раскопки. Это привело к потрясающим открытиям.

Были найдены крупные городские поселения – Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган. Они строились по сходным проектам и состояли из «цитадели» – «верхнего» города, расположенного на холме, и «нижнего» города с жилыми постройками. Здания возводились из обожженного кирпича, связывающим материалом был илистый или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго перпендикулярно, на перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не препятствовать движению. Дома не имели окон и украшений, выходящих на улицу. Жители этих древних городов были очень консервативны. Расположение улиц не менялось веками, а новые дома возводились на месте старых. Во всех городах имелась система канализации, причем осуществлялось как водоснабжение, так и отвод сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось. Существовали также общественные купальни, которые служили, скорее всего, для ритуальных омовений. Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом совершенно не знали железа. Обширными были торговые связи, о чем свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.

Археологи в большом количестве находят статуэтки из глины, мягких пород камня. Особое внимание специалистов привлекли бронзовая статуэтка обнаженной танцовщицы и скульптурное изображение бородатого мужчины, условно именуемое «жрецом».

Очень своеобразны печати-амулеты с изображениями людей, богов и животных, и, самое главное, с образцами древнейшей письменности. Она не была алфавитной и состояла из рисунков (пиктограмм). Строки располагались горизонтально и включали в себя до 8 знаков. Писали справа налево. Расшифровка этих надписей пока еще не завершена. По рисункам на печатях можно делать выводы и об определенной связи религии жителей Хараппы с последующими религиозными верованиями Индии (например, изображение богов в позе йогов).

Религиозные учения. Литературная традиция. В середине II тыс. до н.э. культура Хараппы приходит в упадок, причины которого окончательно не выяснены. Как одну из них можно рассматривать проникновение в Индию с севера арийских племен. Они уже были знакомы с железом и довольно быстро перешли от кочевого скотоводческого к оседлому земледельческому образу жизни с искусственным орошением земли.

Дальнейшая культурная традиция Индии прежде всего знаменательна и особенно интересна разнообразием, сложностью духовной жизни – возникновением и сменой, борьбой и сосуществованием, взаимодействием и взаимовлиянием различных религий, а также тесно связанных с ними философских, этических, эстетических школ и учений. Основные направления этого непростого пути известны нам по богатейшему литературному наследию.

Для общественных представлений древних арийцев характерным явлением было наличие варн – своеобразных сословных групп, которые стали складываться у них еще до переселения на Индостан. К концу II тыс. до н.э. окончательно складывается доктрина о 4 варнах, каждая из которых, по преданию, была создана из той или иной части тела первочеловека Пуруши (или в более поздней традиции Праджапати) воплощения бога Брахмы. Из уст были созданы брахманы (жрецы), кшатрии (знать, воины) – созданы из плеч и рук, вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) – из бедер, шудры (низы общества – слуги, бедняки, переселенцы) из ступней ног. Арийские законы запрещали браки вне варн, не допускали их смешивания, и не позволяли даже прикасаться к людям, стоящим вне варн – уборщикам мусора, могильщикам, палачам. Они так и назывались – «неприкасаемые».

И в современной Индии источником мудрости считаются «Веды» – сборники священных гимнов в чести арийских богов. Известны 4 таких сборника. Самый древний из них – «Ригведа» – относится к III , а частично и к концу VI тыс. до н.э. и состоит из 10 книг и 1028 гимнов. Позже были составлены «Самаведа» и «Яджурведа», включающие в себя песнопения и жертвенные формулы. Последняя – «Атхарваведа» – содержит магические формулы. К ведийской литературе относят также различные комментарии к Ведам, написанные в более поздний период.

Ведическая литература дает нам представление о религии древних ариев. Они считали, что Вселенная состоит из трех миров: небо, воздух и земля. И боги, соответственно, делились на 3 группы. В начале I тыс. до н.э. на основе ведизма и верований доарийского населения возникает брахманизм. Согласно ему лишь брахманы могли выполнять религиозные обряды и учить людей религии. На смену старым ведическим богам – Варуне, Индре, Сурье – приходят новые: Брахма считается творцом мира, Вишну – его хранителем, а Шива – разрушителем.

Одновременно возникает учение о миграции душ – «колесе сансары» (сансара – «блуждание», «перерождение»), о «дхарме» – законе, моральном порядке и о «карме» – деяниях человека, определяющих его положение. Сюда же примыкает и представление о «мокше» – состоянии «нерождаемости и неумирания». Все эти религиозно-философские воззрения найдут свое отражение в более позднем буддизме и индуизме.

Брахманизм сложил легенды о подвигах героев Кришны и Рамы, которые легли в основу древнейших эпических поэм – «Махабхараты» и «Рамаяны». Первая из них («Великая война потомков Бхараты») была составлена, по преданию, мудрецом и певцом Вьясой и состоит из 18 книг, включающих в себя 107 тысяч двустиший. Это в 8 раз больше, чем объем «Иллиады» и «Одиссеи», вместе взятых. Сюжетной основой эпоса является борьба за власть потомков легендарного Бхараты – Пандавов и Кауравов. Но «Махабхарата» – не только литературное произведение, она является также законоучительным трактатом и священной книгой. Особенно это касается шестой ее части, называемой «Бхагавадгита» («Песнь бога»), представляющей собой поучение Кришны. Здесь затронуто множество проблем, носящих всеобщий характер. «Рамаяна» («Сказание о Раме») по размерам уступает «Махабхарате», но отличается большей стройностью и образностью. В основе сюжета лежит история жизни Рамы – идеального сына и идеального правителя, его любовь к Сите, ее похищение царем ракшасов (демонов), победа Рамы и его воцарение. Обе поэмы стали национальным достоянием индийского народа, неисчерпаемым источником сюжетов и образов для литературы и искусства на многие века.

Начиная с VI в. до н.э. в обиход широко вводятся новые брахманские сочинения – Сутры и Шастры – своеобразные трактаты по различным отраслям знаний. Появляются сборники обычного права, самый известный из которых – «Законы Ману». Складываются первые философские школы: саннхья, йога, ньяя, вайняшика, миманса веданта, самой воинственной из которых была последняя. В V - IV в.в. до н.э. брахман Нанини создает единый литературный язык – санскрит («очищенный», в отличие от «пракритов» – разговорных языков), который стал языком межиндийского общения.

VI в. до н.э. связан в истории Индии с появлением новых верований –джайнизма и буддизма. Термин «джайнизм» происходит от слова «джайна» – победитель (имеется в виду победитель над круговоротом перерождений). Его основатель Махавира жил в VI в. до н.э. В основе учения – путь освобождения от сансары через следование «трем сокровищам» джайнизма – «правильное знание», «правильное видение» и «правильное поведение». Махавира предписывал своим последователям аскетизм и ахимсу –непричинение вреда всем живым существам, как условие спасения души.

Создание учения буддизма – одной из современных мировых религий – связывают с именем Сиддхартхи Гаутамы (563-483 г.г. до н.э.), который в 28 лет покинул дом отца-раджи и 7 лет находился в странствиях, пока на него не снизошло Просветление и он не стал Буддой («Просветленным»). Будда открыл четыре «благородные истины» о том, что жизнь есть страдание, что причиной их являются человеческие желания, страсти, жажды жизни, и что выход из этого – подавление всех страстей. Главная цель человека – достижение «нирваны», состояния, когда человек навсегда выключается из процесса перерождений. Таким образом, спасение было возможно для каждого человека независимо от его происхождения через самосовершенствование и без каких-либо посредников (например, брахманов). Наивысшего взлета буддизм достигает при Ашоке – третьем императоре из династии Маурьев (268-232 г.г. до н.э.). Он созвал буддийский собор, где были утверждены канонические основы буддизма. Благодаря его усилиям буддизм выходит за пределы Индии. Со времени покорения Северной Индии Кушанской империей (I в. н.э.) происходят и серьезные перемены в индийском обществе. На основе системы варн начинает складываться кастовая система. Касты, или по-индийски «джати» –замкнутые группы населения со своими обычаями и законами. Члены «джати» жили в одной местности, занимались однородной деятельностью, имели свою администрацию, систему взаимопомощи, общую кассу. Общение между членами различных каст ограничивалось.

В Кушанскую эпоху оформляется новое направление буддизма – имахаяна, где Будда становится богом бодхисаттв – святых, достигших ступени Будды, но на время отказавшихся войти в нирвану из сострадания к человечеству. Буддизм в это время покоряет Китай и Индокитай, чуть позже достигает Кореи. Начиная с IV в. н.э. распространяется религиозное образование. В V веке царь Кармагупта из династии Гуптов открыл самый знаменитый буддийский университет – монастырь Наланда в Северном Бихаре. Позже появились университеты в Таксиле и Аджанте.

В борьбе с буддизмом начинает формироваться новый тип брахманизма – индуизм. Основу нового учения составила «Бхагавадгита». Исходя из того, что каждое божество – это ипостась, воплощение верховного бога (как Рама или Кришна были воплощением бога Вишну), индуизм разрешал любые культы и верования, проявляя при этом еще большую терпимость, чем буддизм. Главные боги индуизма – Шива, Вишну и богиня Шакти – были тоже проявлениями высшего божества – Брахмы, восседающего в вечной медитации на вершине Гималаев.

Таким образом, в ходе древней истории Индии оформились основные религиозные учения: на основе ведической традиции – брахманизм, трансформировавшийся в индуизм; джайнизм; буддизм, а внутри него – множество различных направлений.

Искусство. Все названные религии оказывали влияние не только на литературную традицию, но и на архитектуру и изобразительное искусство. Первоначально арийские племена использовали для строительства почти исключительно дерево. Каменные дворцы вместо деревянных построек стали возводиться в период царствования императора Ашоки из династии Маурьев. Известен его дворец в Паталипутре – столице Магадхи. Повсеместно ставились стамбхи – каменные столбы с буддийской символикой или изображениями животных и высеченными на них надписями (например, Львиная капитель из Сарнатха, возведенная на месте первой проповеди Будды и ставшая гербом современной Индии). В это же время появляются и первые ступы – культовые сооружения полусферической формы, хранящие реликвии, связанные с Буддой. Согласно преданию, Ашока возвел 84000 ступ.

Прекрасные архитектурные памятники дошли до наших дней со времен Кушанской империи. Это прежде всего чайтьи – пещерные храмы, возведение которых становится традицией (например, пещерные комплексы в Карке и Эллоре). Уникальный храм в Кайласе соединил в себе образы и мотивы из индуизма, джайтизма и буддизма. Самый знаменитый скальный храмовый комплекс находится в Аджанте. Ее пещерные храмы сохранили единственные в своем роде многокрасочные фрески. Реалистичными и в то же время стилизованными росписями покрыто все: и стены, и потолки, и колонны.

До Кушанской эпохи в изобразительном искусстве Индии Будда изображался только в виде символов, теперь же появляются его изображения в виде человека. Его часто окружают бодхисаттвы, как, например, на стене из Катры (II в. н.э.).

Самым распространенным направлением в искусстве этой поры становится гандхарское, названное так по имени местности Гандхары на Северо-Западе Индии. Оно соединило в себе традиции среднеазиатской, иранской, индийской и эллинистической культур. Примерами могут служить статуя стоящего Будды из Хоти-Мардана и сидящий Будда из Тахт - и -Бахи. Изображения в гуптском искусстве становятся менее сухими, более изысканными и чувственными. Будда со знаменитой статуи из Сарнатха IV в. предстает как идеальный человек, достигший состояния нирваны.

Императоры из династии Гуптов всячески покровительствовали художественному творчеству. На основе древнего вида театрального искусства – пантомимы – возникает драматургия. При дворе Чандрагупты II (380-415 гг.) жили лучшие поэты его времени. Наиболее известен из них Калидаса (353-420 гг.). До нас дошли три его драмы, самой совершенной из которых является «Шакунтала». Существовал и народный театр, соединявший музыку и пластику танца. Индийцы очень любили различные игры. Одна из них – чатуранга – дошла и до нас в виде современных шахмат.

Достигают высокого уровня научные знания. Одной из загадок для современных ученых остается нержавеющая железная колонна в Дели. Математики уже знали извлечение квадратных и кубических корней. Астрономы установили, что Земля вращается вокруг своей оси, и что Луна заимствует свой свет у Солнца. В средние века эти знания, как и индийские цифры, переняли арабы.

Таким образом, Древняя Индия обогатила мировую культуру огромным количеством достижений. Она оказала влияние на соседние страны, особенно на Юго-Восточную Азию. Буддизм стал мировой религией, распространенной в ряде государств.

Культура Древнего Китая

Периодизация. С большим основанием, чем о какой-либо культуре, можно говорить о единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до ХVII в. н.э. Основные периоды (эпохи) в истории Древнего Китая традиционно носят названия династий и царств:

Шан (или Инь) - XVI - XI вв. до н.э.

Чжоу и Чжаньго - XI - III вв. до н.э.



poisk-ru.ru


Смотрите также