Культура древнего общества. Культура древних обществ Востока (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древних обществ Востока (стр. 3 из 6). Культура древнего общества


Культура древних обществ Востока

Культура древних обществ Востока

СОДЕРЖАНИЕ

1. Культура Древних обществ Востока

1.1 Культура Месопотамии

1.2 Культура Древней Индии

1.3 Культура Древнего Китая

Список использованных источников

1. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА

1.1 Культура Месопотамии

Цивилизация Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.

Шумеро-аккадская культура

Фундамент всей последующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетии до н.э. заселили южную часть Междуречья.

О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

К началу III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Сар- гон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.

Религия. Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большим разнообразием, однако они укладывались в достаточно стройное учение о мире с объяснением практически всех природных и общественных явлений. Религиозные воззрения шумеров были частично унаследованы вавилонской культовой системой, а их космогоническая концепция продолжала оказывать влияние на жизнь народов Месопотамии после крушения шумерского государства.

Отчасти своей силой религия шумеров была обязана огромному числу богов. Шумерский пантеон насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона человеческой жизни входили в сферу влияния отдельного бога или богини. По представлениям шумеров, отдельные боги «заведовали», например, такими важными предметами, как плуг, кирка или кирпич. Кроме того, свои божества были не только у крупных городов, но и у самых мелких поселений, у каждой общины.

Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлилъ – бог земли, Энки – бог воды. Статус этих божеств не был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позже пальму первенства получил Энлиль.

Шумерских богов не отделяла от людей непреодолимая стена. Так же, как позднее греческим богам, им приписывались человеческие чувства и потребности. Во многих шумерских мифах подчеркивались низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их внешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное положение человека, созданного для служения богам. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.

Важную роль играли жертвоприношения. Таким образом смертные старались умилостивить богов, способных, как думали шумеры, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набеги горных племен. Подобные беды И в самом деле часто обрушивались на земли Месопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгоду жрецам и храмам.

Письменность. Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».

В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи. Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.

Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив к потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Литература. Литература Месопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Один из них – о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском варианте отводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат и разрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой – землю. Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.

Этот и ряд других мифов, сохранившись, в преобразованном виде вошли в текст Библии. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем. В их истории угадывается позднейшее библейское сказание о Каине и Авеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данном случае дело не доходит до братоубийства.

Известны также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе, рассказ о первом рае, эпос о Гильгамеше.

Наибольшее значение в литературе Междуречья имел эпос. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой – полулегендарный правитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов, имеющих собственные названия. Например, «Гильгамеш и гора бессмертных» – о поисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» – об убиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» – о переходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамеше можно отнести к истокам мировой литературы.

Архитектура. Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших фрагментах) являются Бе- лап лый храм и Красное здание в Уруке (3200–3000 гг. до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, которая защищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.

У шумеров впервые появились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.

После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения – зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата – «лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н.э. в У ре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания – 65 и 43 м).

mirznanii.com

Культура древних обществ Востока - часть 3

Говоря о значении Древней Месопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным и цивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия. Огромную роль сыграли шумерская письменность и вавилонская наука. Религиозные верования Древней Месопотамии оказали большое воздействие на такие религии, как иудаизм, христианство, ислам.

1.2 Культура Древней Индии

Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развития Индская цивилизация охватывала территорию почти в 1,3 млн кв. км – от подножия Гималайских гор до берегов Аравийского моря и от бассейна реки Ганг до Камбейского залива, на северном побережье которого находится современный Бомбей.

Архитектура . Крупнейшими городами Индской цивилизации были Мохенджо-Даро (в переводе «холм мертвых») в низовье Инда и Хараппа на берегу реки Рави, крупнейшего притока Инда в Пенджабе. В Хараппе, имевшем площадь 25 кв. км, проживало до 100 тыс. человек.

Оба города мало отличались друг от друга как по размеру, так и по внутренней планировке, что позволяет сделать вывод о едином архитектурном замысле. В отличие от большинства населенных пунктов древнегомира, развивавшихся спонтанно, Хараппа и Мохенджо-Даро строились по плану: обращенную фасадом на запад цитадель окружали кварталы жилых домов, на юге и севере имелись городские ворота. Улицы городов шли абсолютно прямо, пересекаясь под прямым углом.

Постройки Индской цивилизации отличались достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта. В городах преобладали двух- и трехэтажные дома. Многие жители могли пользоваться системой водоснабжения и канализации (большая редкость в странах древнего мира). В Мохенджо-Даро в благоустроенных домах имелась ванная комната с мощеным полом и каменным водоотводом. Вода в нее доставлялась из облицованных камнем колодцев, которые в основном находились прямо в здании.

Главным источником благосостояния Индской цивилизации было ирригационное земледелие. Выращивались в основном ячмень и пшеница. Природные условия позволяли собирать 2 урожая в год. В Хараппе и Мохенджо-Даро имелись огромные зернохранилища, площадь которых достигала 1000 кв. м.

Письменность . О религии и литературе жителей долины Инда мы знаем мало, поскольку их письменность не удалось до конца расшифровать. Предполагается, что язык индейцев относился к дравидийской языковой семье.

Индийское письмо было иероглифическим, в нем насчитывалось около 400 символов. Материалом для письма служили глина, медь, стеатит, из которых изготавливались резные печати. В долине Инда найдено более 2 тыс. таких печатей. Кроме иероглифов на печатях изображались животные, чаще всего священные – бык, буйвол, коза, слон.

К концу XIX в. до н.э. города пришли в упадок, точную причину которого назвать трудно. Предположительно, изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Установлено, что население долины Инда страдало от эпидемий, в частности малярии. Так или иначе около 1800 г. до н.э. жители покинули города в долине Инда. Древнейшая культура и цивилизация исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей на смену в середине II тысячелетия ведическую культуру - ариев, заложивших практически заново основы древнеиндийской культуры.

Культура ведийского периода (середина II – середина I тысячелетия до н.э.). Во второй половине II тысячелетия до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада. В процессе становления древнеиндийской цивилизации приняли участие разные племена и народы, но этнос, язык и религия ариев играли при этом доминирующую роль.

О культуре древних индоариев известно гораздо больше. Главным источником наших знаний являются древнейшие индийские письменные памятники – Веды (от глагола «ведать», «знать»). Язык, на котором написаны Веды, – индоевропейский, весьма близок к санскриту и разговорным языкам Индии, которые принято называть пракритами. Сами Веды – это четыре сборника священных текстов, которые составляли основу мировоззрения ариев еще до их прихода в Индию.

Первой и наиболее авторитетной из Вед является Ригведа (Веда гимнов). Действительно, Ригведа состоит из гимнов, или обращений к богам. Гимны содержат просьбы людей о даровании урожая, мира, благополучия, о наказании врагов, об установлении благоприятной погоды. Второй Ведой является Самаведа (Веда мелодий). Ее тексты пелись во время богослужения. Считалось, что это благоприятно воздействует на богов. Третьей по значению считается Яджурведа (Веда жертвоприношений). Именно в Яджурведе описаны порядок и правила совершения жертвенных обрядов и ритуалов. Четвертой из Вед является Атхарваведа (название произошло от имени жрецов-атхарванов). Она включает в себя заговоры и магические заклинания, цель которых – отпугивание злых духов, излечение от болезней, обращение к богам и мелким божествам.

Влияние и авторитет Вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе оказались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки Древней Индии. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто именуют ведийской, или ведической.

Религия индоариев, или ведийская религия, представляла собой многобожие с очень развитым ритуалом, в основе которого лежали жертвоприношения. Боги воспринимались в антропоморфном (человекоподобном) виде. Индоарии поклонялись богу грома Индре, богу огня Агни, грозному богу Варуне, которого считали хранителем мирового порядка, богу опьяняющего напитка Соме, солнечному богу Сурье, богине зари Ушас и многим более мелким божествам.

Дальнейшим продолжением ведийской религии стал брахманизм (I тысячелетие до н.э.), возникший благодаря контактам с местными (неарийскими) племенами. В нем на первый план был выдвинут Брахман – абсолютное безличное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Брахманизм установил свою иерархию богов, среди которых начали выделяться Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель мира) и Шива (разрушитель мира). Эта триада (впоследствии названная «тримурти») окончательно оформилась в индуизме.

Брахманизм дал религиозное обоснование делению общества на четыре варны (брахманы – жрецы, кшатрии – правители и воины, вайшьи – ремесленники и крестьяне, шудры – слуги), которое позднее было дополнено дроблением на касты, главным образом по профессиональному признаку.

Основу брахманизма составляет учение о вечном переселении душ, которое называется сансарой. Положение человека в сансаре обусловлено кармой – совокупностью поступков верующего и его предков, определяющих судьбу индивида в последующих перевоплощениях. Смысл жизни индивида состоит в улучшении кармы, что повышает шансы на новое лучшее рождение, а конечная цель бытия заключается в слиянии его души с мировым духом – Брахманом, ибо все живые существа есть лишь его частицы. Нарушение требований религии, неправедная жизнь приводят к несчастливым перерождениям.

Среди достижений первой половины I тысячелетия до н.э. следует назвать признанные священными комментарии к Ведам: брахманы – обширные толкования ритуала (наиболее известна «Брахмана ста путей»), араньяки – наставления по отшельничеству и упанишады – философские комментарии и наставления, из которых берут начало многие индийские философские учения.

Культура Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев. Она охватывала обширную территорию, соразмерную землям современной Индии (кроме крайнего юга) Пакистана, части Афганистана. Расцвет империи пришелся на время правления царя Ашоки (ок. 273–232 гг. до н.э.), при котором в качестве государственной религии утвердился буддизм.

Религия . Создателем буддизма – первой мировой религии – считается Сиддхартха Гаутама, который родился в 565 г. до н.э. в Лумбини (современный Непал) в семье кшатриев. В 40-летнем возрасте он достиг состояния просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Закончил свой земной путь около 486 г. до н.э.

Согласно учению буддизма, жизнь есть мучение и жить – значит страдать. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания. Чтобы вырваться из круговорота жизни, несущей страдания живому существу, необходимо отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, богатству, понять преходящий характер всего земного. Путь к спасению от страданий мученической жизни состоит в переходе из сансары (цепи перерождений) в нирвану. Нирвана представляет собой особое состояние, для которого характерно отсутствие всех желаний, отрешеность от внешнего мира, внутреннее (духовное) просветление. Достигнуть нирваны должен стремиться каждый. Будда наметил путь к освобождению: на этом пути необходимо следовать основным заповедям, прежде всего четырем благородным истинам и восьмиричному пути.

Религия буддизма не признает сословной иерархии, проповедует равенство всех варн, обещает спасение всем верующим вне зависимости от социальной или национальной принадлежности, проповедует умеренность, святость живого и гуманность.

В одно время с Буддой жил Махавира (540 – 468 гг. до н.э.) – основатель джайнизма, еще одной весьма влиятельной древнеиндийской религии ненасилия (с уклоном в аскетизм), хотя и не получившей в дальнейшем такого распространения, как буддизм.

Литература. Вторая половина I тысячелетия до н.э. явилась временем подъема древнеиндийской культуры. Оформился и был объявлен священным язык санскрит («обработанный»). На нем написаны великие эпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» (в составе которой находится «Бхагавадгита» – священная книга индуизма) и «Рамаяна», многие пураны (памятники индуистской литературы), знаменитые «Законы Ману», политический трактат «Артхашастра», свод индийской медицины «Аюрведа».

mirznanii.com

Культура древних обществ Востока - часть 5

Философия. Величайшее значение для духовной культуры Древней Индии имела философия. По традиции все древнеиндийские философские школы делились на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергавшие их непогрешимость. К первым относятся веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса и йога. Ко вторым – буддийские и материалистические, атеистические школы, наибольшее распространение среди которых получила чарвака (локаята).

Отличительной особенностью культуры Древней Индии является ее синтетический характер, нерасчлененность религиозных, моральных, эстетических начал. Индийское искусство неразрывно связано с религиозным и социальным ритуалами. Другими важными чертами культуры Древней Индии являются преклонение перед любовью, чувственностью, жизнью, природой. Для нее также характерна исключительная живучесть традиций. Многие достижения древнеиндийской культуры вошли составной частью в информационный фонд современной Индии, а наиболее ценные из них обогатили общее культурное наследие человечества.

1.3 Культура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии и Индии, с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

В истории Древнего Китая выделяется несколько больших исторических этапов: эпоха Шан (Инь) – 1550–1030 гг. до н.э.;

эпоха Чжоу – 1027–256 гг. до н.э., в рамках которой особое значение имеет период Чжаньго («Борющихся царств»), датируемый V–III вв. до н.э.; эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н.э. – III в. н.э.

Зарождение цивилизации в Китае относится к рубежу III–II тысячелетий до н.э. Первые ее очаги появились в нижнем и среднем течении реки Хуанхэ. Важным достижением материальной культуры этого времени было освоение бронзы. Переход китайцев к ирригационному земледелию, характерному для многих древних цивилизаций, был завершен достаточно поздно – только в середине I тысячелетия до н.э. Тогда произошли важные изменения в сфере материальной культуры. Развитие обработки железа создало условия для подъема земледелия и ремесел. В бассейнах Хуанхэ и Янцзы строились гидротехнические сооружения – этого требовало широкое распространение ирригационного земледелия.

Мировоззрение . Во II тысячелетии до н.э. в основном сформировались религиозно-мифологические представления древних китайцев, поклонявшихся стихийным и природным объектам (известен их культ высоких священных гор), а также духу предков. В это же время зарождается цикл мифов о преобразовании мира в результате деятельности различных божеств и героев. Его сохранила для потомков народная традиция.

Как и в ряде других мифологий, сотворение мира понималось древними китайцами как постепенное преобразование единой бесформенной субстанции, состоящей из мельчайших частичек ци, путем принятия ею неких очертаний в результате процесса размежевания ци. Более легкие и светлые частицы ян, поднявшись вверх, создали небо. Тяжелые и темные инь опустились и образовали землю. В результате взаимодействия ян и инь появились сначала пять основных элементов-стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе и человек.

Ян и инь представляют собой важнейшие диалектические понятия, позволяющие уловить моменты согласования взаимного уравновешивания противоположностей. Так, ян олицетворяет небо, мужчину, свет, добро, теплоту; инь – землю, женщину, темноту, холод, зло и т.д. Ян и инь не столько ведут между собой борьбу, сколько сдерживают и предупреждают формы переразвития друг друга и при взаимодействии достигают го- меостаза. Любой предмет или состояние содержат в себе одновременно ян и инь, поэтому, с точки зрения китайцев, неправильно видеть в мире только противоположности, – например, добро или зло, надо стремиться понять их взаимодействие и соотношение.

Мифологические представления о мире служили основой названий Китая на протяжении нескольких тысяч лет. Так, именование страны «Поднебесным государством» отражало представление об особом покровительстве ей со стороны верховного божества – Неба. Название «Срединное государство» должно было подчеркнуть, что Китай расположен в «центре Вселенной». Обитавшим вокруг племенам и народам китайцы дали пренебрежительное имя «варвары четырех сторон света».

Религия. К середине II тысячелетия до н.э. в Китае возникли крупные города, послужившие центрами первого раннегосударственного образования Шан (Инь). С появлением государства начали формироваться культы, которые связывались в первую очередь с фигурой правителя – вана. Он соединял военно-административные функции с функциями верховного жреца. Иньцы уже поклонялись единому верховному богу Шанди, который символизировал Небо.

Важные изменения произошли в начале I тысячелетия до н.э. в царстве Чжоу, которое подчинило себе государство Шан (Инь). Культ Неба был приспособлен для обоснования божественности власти чжоуских ванов. Правитель царства Чжоу провозглашался сыном Неба (Тянь-цзы), получившим от самого Неба мандат на царствование (Тянь мин). Считалось, что он обладает магической силой дэ, которая делает его посредником между земным и небесным мирами.

С появлением в Китае в середине I тысячелетия до н.э. новых религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм и легизм) древние мифологические представления выстроились в стройную систему, объяснявшую происхождение мира из хаоса. Фундаментальным произведением, объясняющим циклические мировые процессы, считается «Ицзинь» («Книга перемен»). Данная система оставалась практически неизменной на протяжении тысячелетий.

Письменность. Китайцами еще в древности было изобретено иероглифическое письмо, которым они с некоторыми изменениями пользуются до настоящего времени. Первые известные нам образцы китайской иероглифической письменности относятся к началу правления династии Шан (Инь). Самые ранние надписи из обнаруженных в «Великом городе Шан» были сделаны на костях животных, а также на бронзовых ритуальных сосудах. В настоящее время идентифицировано около 3 тыс. иньских иероглифов. В царстве Чжоу письмо и образование были доступны не только верхушке общества. До нас дошло большое количество текстов эпохи Чжоу, которые активно использовались последующими китайскими авторами. В одном из исторических сочинений рассказывается о приказе вана отлить бронзовые доски с нанесенными на них законами, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Данное сообщение свидетельствует о значительном уровне грамотности китайцев в период Чжоу.

Широкое распространение письма привело к необходимости его унификации. На рубеже IX–VIII вв. до н.э. китайские иероглифы были впервые приведены в единую систему придворным историографом Ши Чжоу. Начиная с периода Шан (Инь), для нанесения иероглифов использовали длинные деревянные и бамбуковые планки. В эпоху Чжоу такой способ письма получил всеобщее распространение. Писали вертикально, сверху вниз. Ширина планки была рассчитана только на один иероглиф. Когда планки связывали вместе, получалась своеобразная книга, которую можно было свернуть.

С древнейших времен иероглифы наносили кисточкой из шерсти животных (особенно ценились заячьи кисточки), которую обмакивали в тушь. При необходимости нанести новый текст написанное ранее соскабливали ножом. Отсюда происходит китайское образное название чиновника – «кисть и нож».

Наиболее древними из дошедших до нас памятников поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения из книги «Шицзин» («Книга песен») – древнейшего в Поднебесной собрания песен и гимнов, созданных с XII по V в. до н.э.

Философия. В середине I тысячелетия до н.э. на территории нынешнего Китая существовало несколько десятков небольших государств, которые вели между собой упорную борьбу за лидерство. На это время, получившее условное название эпохи «Борющихся царств» (Чжанъго), приходится творчески продуктивный период в истории духовной культуры Китая. Тогда, в «осевое время» (термин К. Ясперса), сформировался новый тип мышления, связанный с возникновением критической философии и теоретической научной мысли.

Видимо, не случайно основные древнекитайские философские школы сформировались в бурную эпоху, ознаменовавшуюся кризисом, потрясшим основы жизни китайского общества. Взгляды их представителей расходились в рецептах выхода из кризиса.

В последующие периоды религиозно-философские идеи эпохи Чжаньго развивались и дополнялись, но авторитет первых мудрецов оставался непререкаемым для последующих поколений китайских философов.

Кун-цзы – «учитель Кун» (551–479 гг. до н.э.), известный миру как Конфуций, выработал основные принципы учения об устройстве общества и государства. Он стал основоположником религиозно-философской концепции, которую мы знаем как конфуцианство. После его смерти ученики записали высказывания Кун-цзы и объединили их в книгу «Луньюй» («Беседы и суждения»). Философа интересовали проблемы места и роли человека в обществе, нормы поведения, способные стабилизировать отношения в обществе. Его крайне волновали беды, которые постигли страну. Размышляя над их причинами, он разрабатывал программу исправления общественной морали.

Конфуций утверждал, что в прошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшие государством. Они установили справедливые законы, которые отвечали законам мироздания, и народ неукоснительно выполнял их. Это и было причиной процветания страны. Согласно его точке зрения, в современном обществе правители и подданные отошли от древних традиций и общее падение морали не замедлило сказаться: китайское государство приходило в упадок, закончилось экономическое процветание, начались междоусобные войны и набеги варваров.

mirznanii.com

1. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА. Культура древних обществ Востока

Похожие главы из других работ:

"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

1.2 Репрезентации Востока (на примере восточноазиатской культуры)

Рассматривая понятие «Восточная Азия» в географическом контексте, стоит отметить, что под ним подразумевается восточная часть Евразии, примыкающая к Тихому океану, и близлежащие к ней острова...

Арабо-мусульманская культура

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

В дальнейшем исторические судьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями, распадом империй...

Восточные типы культур

Формационное своеобразие культуры Востока

К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи...

Восточные типы культур

Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э...

Истоки украинской культуры

3. Архаические культуры на территории Украины. Языческие представления древних славян

Впервые человек появляется на территории Украины в период палеолита (XII тыс. до н.э.). Найдены стоянки человека в Южном Крыму, Приазовье, Волыне, Житомирщине и в других местах. Люди занимались охотой и собирательством...

Культура Востока

1.Формационное своеобразие культуры Востока

К какому формационному типу отнести восточную культуру? К. А. Витфогель охарактеризовал «восточное общество» как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Китай со II в. до н...

Культура Востока

2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э...

Культура Востока

3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

Исследования палеоантропологов показывают...

Культура Древнего Востока

1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях...

Культура Запада и Востока: типологические черты

1. Специфика развития культуры Востока, ее красота и своеобразие

Восток-«дело Тонкое». Не зря это выражение получило широкое применение в мире. Восточная культура одна из самых древнейших и сохранившихся (почти в неизменном виде) культур. Она отличается своей красотой...

Особенности формирования русской культуры

1. Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине...

Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.

1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э.

...

Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.

1.2 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с IV тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока

Первые известные нам следы физической культуры древнего мира были обнаружены в Месопотамии. Почти 5 тысяч лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата зародилось искусство письма. Начиная с того времени...

Проблема мультикультурализма в современном мире

3. Типы мультикультурных обществ

В современном мире не существует более единой системы власти и господства, а множество систем, находящихся подчас в состоянии конфликта друг с другом. Конфликт этот может разворачиваться и на символическом уровне...

Семантика языческой пластики

Глава 1. Общие условия развития культуры древних славян

Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов...

cult.bobrodobro.ru

Культура древних обществ Востока

Культура древних обществ Востока

СОДЕРЖАНИЕ

1. Культура Древних обществ Востока

1.1 Культура Месопотамии

1.2 Культура Древней Индии

1.3 Культура Древнего Китая

Список использованных источников

1. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА

1.1 Культура Месопотамии

Цивилизация Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.

Шумеро-аккадская культура

Фундамент всей последующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетии до н.э. заселили южную часть Междуречья.

О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

К началу III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Сар- гон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.

Религия. Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большим разнообразием, однако они укладывались в достаточно стройное учение о мире с объяснением практически всех природных и общественных явлений. Религиозные воззрения шумеров были частично унаследованы вавилонской культовой системой, а их космогоническая концепция продолжала оказывать влияние на жизнь народов Месопотамии после крушения шумерского государства.

Отчасти своей силой религия шумеров была обязана огромному числу богов. Шумерский пантеон насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона человеческой жизни входили в сферу влияния отдельного бога или богини. По представлениям шумеров, отдельные боги «заведовали», например, такими важными предметами, как плуг, кирка или кирпич. Кроме того, свои божества были не только у крупных городов, но и у самых мелких поселений, у каждой общины.

Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлилъ – бог земли, Энки – бог воды. Статус этих божеств не был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позже пальму первенства получил Энлиль.

Шумерских богов не отделяла от людей непреодолимая стена. Так же, как позднее греческим богам, им приписывались человеческие чувства и потребности. Во многих шумерских мифах подчеркивались низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их внешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное положение человека, созданного для служения богам. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.

Важную роль играли жертвоприношения. Таким образом смертные старались умилостивить богов, способных, как думали шумеры, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набеги горных племен. Подобные беды И в самом деле часто обрушивались на земли Месопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгоду жрецам и храмам.

Письменность. Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».

В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи. Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.

Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив к потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Литература. Литература Месопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Один из них – о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском варианте отводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат и разрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой – землю. Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.

Этот и ряд других мифов, сохранившись, в преобразованном виде вошли в текст Библии. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем. В их истории угадывается позднейшее библейское сказание о Каине и Авеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данном случае дело не доходит до братоубийства.

Известны также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе, рассказ о первом рае, эпос о Гильгамеше.

Наибольшее значение в литературе Междуречья имел эпос. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой – полулегендарный правитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов, имеющих собственные названия. Например, «Гильгамеш и гора бессмертных» – о поисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» – об убиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» – о переходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамеше можно отнести к истокам мировой литературы.

Архитектура. Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших фрагментах) являются Бе- лап лый храм и Красное здание в Уруке (3200–3000 гг. до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, которая защищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.

У шумеров впервые появились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.

После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения – зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата – «лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н.э. в У ре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания – 65 и 43 м).

Искусство. В искусстве аккадского времени в наибольшей степени отразилась идея могущественного, обожествляемого правителя. Характерным примером скульптуры этого периода является отлитая из меди голова царя Саргона Древнего. Облик царя исполнен спокойствия и внутренней силы. Скульптура свидетельствует о прекрасном владении аккадскими мастерами техникой работы по металлу.

Вавилонская культура. В конце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захвачена кочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи. Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилон в столицу огромного Старовавилонского царства. Но это государство оказалось недолговечным, уже в конце XVII – начале XVI вв. до н.э. его завоевывают касситы и хетты, а позднее – Ассирия.

Религия. Во II тысячелетии до н.э. с расцветом Вавилона получил неожиданное возвышение бог Мардук. Малоизвестный до того времени, он потеснил старые божества и был почти повсеместно признан главным богом. В XIII–XII вв. до н.э. в Вавилоне сложился специальный культовый эпос «Энума элиш» («Когда наверху...»), в котором обосновывались притязания Мардука на первенство. Боги как бы сами уступили верховенство Мардуку в награду за свое избавление от страшного чудовища – богини Тиамат, с которой никто из них не отважился вступить в борьбу.

Из других богов большое значение по-прежнему имела древняя шумерская триада, которая вавилонянами была названа по-своему – Ану, Эйя и Энлилъ. Образ последнего стал постепенно сливаться с Мардуком. Пантеон пополнили новоявленные боги – покровители небесных светил, которые часто представлялись в образах Солнца, Луны и других планет. Шамащ и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше других. Планету Венеру олицетворяла богиня Иштар.

Искусство и архитектура. Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX–XVII вв. до н.э.) можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты его знаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи – один из самых древних сводов правовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти – жезл и магическое кольцо.

Время расцвета последней державы Междуречья – Новова вилонского царства пришлось на правление Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного, но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературные источники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона. В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитым сооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»), посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именно его считают Вавилонской башней, описанной в Библии.

Единственное архитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до наших дней, – это ворота богини Иштар. Всего их было восемь, по числу главных божеств. На них Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь».

Наука. Высокого уровня развития в Вавилоне достигла наука, и особенно такие ее отрасли, как астрономия и математика. В результате наблюдений за движением небесных светил и изменениями в природе были составлены астрономические и метеорологические справочники, лунный календарь и карта звездного неба. В Вавилонском календаре месяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами луны, новолуниями (синодический месяц). Этот промежуток примерно совпадает со временем обращения Луны вокруг Земли. Месяц вавилоняне разделили на недели и привели в соответствие с количеством дней в году. Они успешно предсказывали затмения Луны и Солнца.

До нашего времени сохранились вавилонские сборники математических задач с использованием дробных чисел. Вавилонянам были известны возведение в степень, извлечение корня; они решали уравнения с одним и двумя неизвестными. По сей день в наших минутах, секундах и градусах жива вавилонская шестидесятиричная система счисления. Ученых-математиков называли в Вавилоне «мудрыми писцами цифр».

О развитии вавилонской медицины свидетельствует сочинение из пяти частей, написанное на 40 табличках. Наиболее интересной и полезной является та часть, в которой перечислены признаки различных заболеваний. Известны пособия для врачей, специализировавшихся на лечении болезней ушей, глаз, дыхательных путей, печени и желудка.

В Междуречье уже в III тысячелетии до н.э. появилось символическое изображение бога здоровья в виде двух змей, обвивающих жезл. Оно очень похоже на современный символ медицины. Вавилонских врачей за их умения охотно приглашали в другие страны.

Образование. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школу называли «домом табличек», директора – «отцом дома табличек», а учеников – «сыновьями дома табличек». Кроме простых учителей в школах были преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», следивший за посещаемостью и дисциплиной.

При школах и училищах имелись библиотеки * глиняных книг». Тексты-таблички хранились здесь в глиняных сосудах, ящиках, корзинах из лозы, которые размещались в строгом порядке и были снабжены этикетками. До нас дошли библиотечные каталоги с названиями букварей и других учебников, а также словарей шумерского, аккадского и иностранных языков.

Ассирийская культура. В начале I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии играла Ассирия – государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуют как самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшего расцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. она была уничтожена вавилонянами и мидянами.

Пожалуй, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Эта черта запечатлелась в их культуре.

Религия. Боги представлялись ассирийцам сильными, грозными, завистливыми существами. Человек по сравнению с ними казался существом ничтожным. Наиболее могущественным – «царем богов» – был объявлен Auiuiyp, покровитель одноименного древнего города.

Архитектура и искусство. Искусство Ассирии – своеобразный сплав элементов художественного творчества разных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Постоянные войны определили особенность ассирийского зодчества – оборонительный, крепостной характер архитектуры, а также дворцового строительства. В царских дворцах имелись кухни, ванные комнаты с керамическими ваннами, туалетами, колодцы необычной конструкции и т.п. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. Так, царь Синаххериб провел в Ниневию водопровод длиной в 50 км, по которому вода подавалась с соседних возвышенностей.

Ярким примером ассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялась 23 м. Грандиозный царский дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли шеду – высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищают священную особу царя от враждебных сил.

Тематика ассирийского искусства представлена военными, культовыми и охотничьими сценами, восхваляющими могущество ассирийского государства, царя и армии. Для изображений, дошедших до нас, характерен трафаретный тип лица, условный разворот тела и т.п. Канон в скульптуре Ассирии жестко регламентировал изображение правителей – идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям. Таковы статуи Ашшурнасирапала II, Салманасара III и других царей.

Украшая покои царских дворцов, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, и в этом виде искусства они создали собственный стиль. Непревзойденным образцом ассирийской пластики считаются рельефы из дворца царя Ашшурбанапала. «Штурм города», «Осада города», «Охота на льва», «Раненая львица» – композиции, представляющие основные темы ассирийских мастеров. С величайшим мастерством и выразительностью выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Они динамичны и натуралистичны, особенно это относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием.

Просвещение. Среди достижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Но не только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книги подбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали их для царской библиотеки. Таким образом были собраны весьма разнообразные тексты, а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.

Говоря о значении Древней Месопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным и цивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия. Огромную роль сыграли шумерская письменность и вавилонская наука. Религиозные верования Древней Месопотамии оказали большое воздействие на такие религии, как иудаизм, христианство, ислам.

1.2 Культура Древней Индии

Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развития Индская цивилизация охватывала территорию почти в 1,3 млн кв. км – от подножия Гималайских гор до берегов Аравийского моря и от бассейна реки Ганг до Камбейского залива, на северном побережье которого находится современный Бомбей.

Архитектура. Крупнейшими городами Индской цивилизации были Мохенджо-Даро (в переводе «холм мертвых») в низовье Инда и Хараппа на берегу реки Рави, крупнейшего притока Инда в Пенджабе. В Хараппе, имевшем площадь 25 кв. км, проживало до 100 тыс. человек.

Оба города мало отличались друг от друга как по размеру, так и по внутренней планировке, что позволяет сделать вывод о едином архитектурном замысле. В отличие от большинства населенных пунктов древнегомира, развивавшихся спонтанно, Хараппа и Мохенджо-Даро строились по плану: обращенную фасадом на запад цитадель окружали кварталы жилых домов, на юге и севере имелись городские ворота. Улицы городов шли абсолютно прямо, пересекаясь под прямым углом.

Постройки Индской цивилизации отличались достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта. В городах преобладали двух- и трехэтажные дома. Многие жители могли пользоваться системой водоснабжения и канализации (большая редкость в странах древнего мира). В Мохенджо-Даро в благоустроенных домах имелась ванная комната с мощеным полом и каменным водоотводом. Вода в нее доставлялась из облицованных камнем колодцев, которые в основном находились прямо в здании.

Главным источником благосостояния Индской цивилизации было ирригационное земледелие. Выращивались в основном ячмень и пшеница. Природные условия позволяли собирать 2 урожая в год. В Хараппе и Мохенджо-Даро имелись огромные зернохранилища, площадь которых достигала 1000 кв. м.

Письменность. О религии и литературе жителей долины Инда мы знаем мало, поскольку их письменность не удалось до конца расшифровать. Предполагается, что язык индейцев относился к дравидийской языковой семье.

Индийское письмо было иероглифическим, в нем насчитывалось около 400 символов. Материалом для письма служили глина, медь, стеатит, из которых изготавливались резные печати. В долине Инда найдено более 2 тыс. таких печатей. Кроме иероглифов на печатях изображались животные, чаще всего священные – бык, буйвол, коза, слон.

К концу XIX в. до н.э. города пришли в упадок, точную причину которого назвать трудно. Предположительно, изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Установлено, что население долины Инда страдало от эпидемий, в частности малярии. Так или иначе около 1800 г. до н.э. жители покинули города в долине Инда. Древнейшая культура и цивилизация исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей на смену в середине II тысячелетия ведическую культуру - ариев, заложивших практически заново основы древнеиндийской культуры.

Культура ведийского периода (середина II – середина I тысячелетия до н.э.). Во второй половине II тысячелетия до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада. В процессе становления древнеиндийской цивилизации приняли участие разные племена и народы, но этнос, язык и религия ариев играли при этом доминирующую роль.

О культуре древних индоариев известно гораздо больше. Главным источником наших знаний являются древнейшие индийские письменные памятники – Веды (от глагола «ведать», «знать»). Язык, на котором написаны Веды, – индоевропейский, весьма близок к санскриту и разговорным языкам Индии, которые принято называть пракритами. Сами Веды – это четыре сборника священных текстов, которые составляли основу мировоззрения ариев еще до их прихода в Индию.

Первой и наиболее авторитетной из Вед является Ригведа (Веда гимнов). Действительно, Ригведа состоит из гимнов, или обращений к богам. Гимны содержат просьбы людей о даровании урожая, мира, благополучия, о наказании врагов, об установлении благоприятной погоды. Второй Ведой является Самаведа (Веда мелодий). Ее тексты пелись во время богослужения. Считалось, что это благоприятно воздействует на богов. Третьей по значению считается Яджурведа (Веда жертвоприношений). Именно в Яджурведе описаны порядок и правила совершения жертвенных обрядов и ритуалов. Четвертой из Вед является Атхарваведа (название произошло от имени жрецов-атхарванов). Она включает в себя заговоры и магические заклинания, цель которых – отпугивание злых духов, излечение от болезней, обращение к богам и мелким божествам.

Влияние и авторитет Вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе оказались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки Древней Индии. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто именуют ведийской, или ведической.

Религия индоариев, или ведийская религия, представляла собой многобожие с очень развитым ритуалом, в основе которого лежали жертвоприношения. Боги воспринимались в антропоморфном (человекоподобном) виде. Индоарии поклонялись богу грома Индре, богу огня Агни, грозному богу Варуне, которого считали хранителем мирового порядка, богу опьяняющего напитка Соме, солнечному богу Сурье, богине зари Ушас и многим более мелким божествам.

Дальнейшим продолжением ведийской религии стал брахманизм (I тысячелетие до н.э.), возникший благодаря контактам с местными (неарийскими) племенами. В нем на первый план был выдвинут Брахман – абсолютное безличное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Брахманизм установил свою иерархию богов, среди которых начали выделяться Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель мира) и Шива (разрушитель мира). Эта триада (впоследствии названная «тримурти») окончательно оформилась в индуизме.

Брахманизм дал религиозное обоснование делению общества на четыре варны (брахманы – жрецы, кшатрии – правители и воины, вайшьи – ремесленники и крестьяне, шудры – слуги), которое позднее было дополнено дроблением на касты, главным образом по профессиональному признаку.

Основу брахманизма составляет учение о вечном переселении душ, которое называется сансарой. Положение человека в сансаре обусловлено кармой – совокупностью поступков верующего и его предков, определяющих судьбу индивида в последующих перевоплощениях. Смысл жизни индивида состоит в улучшении кармы, что повышает шансы на новое лучшее рождение, а конечная цель бытия заключается в слиянии его души с мировым духом – Брахманом, ибо все живые существа есть лишь его частицы. Нарушение требований религии, неправедная жизнь приводят к несчастливым перерождениям.

Среди достижений первой половины I тысячелетия до н.э. следует назвать признанные священными комментарии к Ведам: брахманы – обширные толкования ритуала (наиболее известна «Брахмана ста путей»), араньяки – наставления по отшельничеству и упанишады – философские комментарии и наставления, из которых берут начало многие индийские философские учения.

Культура Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев. Она охватывала обширную территорию, соразмерную землям современной Индии (кроме крайнего юга) Пакистана, части Афганистана. Расцвет империи пришелся на время правления царя Ашоки (ок. 273–232 гг. до н.э.), при котором в качестве государственной религии утвердился буддизм.

Религия. Создателем буддизма – первой мировой религии – считается Сиддхартха Гаутама, который родился в 565 г. до н.э. в Лумбини (современный Непал) в семье кшатриев. В 40-летнем возрасте он достиг состояния просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Закончил свой земной путь около 486 г. до н.э.

Согласно учению буддизма, жизнь есть мучение и жить – значит страдать. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания. Чтобы вырваться из круговорота жизни, несущей страдания живому существу, необходимо отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, богатству, понять преходящий характер всего земного. Путь к спасению от страданий мученической жизни состоит в переходе из сансары (цепи перерождений) в нирвану. Нирвана представляет собой особое состояние, для которого характерно отсутствие всех желаний, отрешеность от внешнего мира, внутреннее (духовное) просветление. Достигнуть нирваны должен стремиться каждый. Будда наметил путь к освобождению: на этом пути необходимо следовать основным заповедям, прежде всего четырем благородным истинам и восьмиричному пути.

Религия буддизма не признает сословной иерархии, проповедует равенство всех варн, обещает спасение всем верующим вне зависимости от социальной или национальной принадлежности, проповедует умеренность, святость живого и гуманность.

В одно время с Буддой жил Махавира (540 – 468 гг. до н.э.) – основатель джайнизма, еще одной весьма влиятельной древнеиндийской религии ненасилия (с уклоном в аскетизм), хотя и не получившей в дальнейшем такого распространения, как буддизм.

Литература. Вторая половина I тысячелетия до н.э. явилась временем подъема древнеиндийской культуры. Оформился и был объявлен священным язык санскрит («обработанный»). На нем написаны великие эпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» (в составе которой находится «Бхагавадгита» – священная книга индуизма) и «Рамаяна», многие пураны (памятники индуистской литературы), знаменитые «Законы Ману», политический трактат «Артхашастра», свод индийской медицины «Аюрведа».

Многие культурные достижения древних индийцев вобрали в себя богатейшую мифологию и народную мудрость. Наиболее полно это величайшее наследие дошло до нас в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» известна своими литературными достоинствами и религиозным руководством. Автором ее считается мудрец Вьяса. Поэма состоит из почти 100 тыс. стихов, она содержит изложение дхармы, образцовых норм поведения царя, воина, любого человека, живущего в период бедствий, а также наставления для того, кто стремится освободиться от цепи перерождений.

Название «Рамаяна» переводится как «Путь Рамы». Поэма написана на санскрите в III в. до н.э. поэтом Вальмики. В дошедшем до нас виде «Рамаяна» насчитывает около 24 тыс. стихов. Поэма до сих пор пользуется широкой популярностью не только в Индии. Ее сюжеты распространились в Юго-Восточной Азии, а герои, вместе с героями «Махабхараты», стали традиционными персонажами народного театра.

Архитектура. Необычайным своеобразием отличается древнеиндийское искусство. Ведущая роль в нем принадлежит архитектуре, памятники которой дошли до нашего времени. Буддистские храмы появились в III в. до н.э. В отличие от Древнего Египта и Месопотамии, где в строительстве широко использовались камень и глина, в Индии основным материалом Древнего строительства было дерево.

Камень начал применяться в Индии с III в. до н.э. для сооружения храмов, и это связано с принятием буддизма в качестве официальной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве. Гражданские здания (даже дворцы) строить из камня не разрешалось, поэтому они не сохранились до наших дней; увековеченная древняя и средневековая архитектура Индии представлена в основном храмами и другими сооружениями культового назначения.

К таким сооружениям относятся мемориальные колонны, соединяющие в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб, нередко превышающий 10 м и завершающийся капителью со скульптурными изображениями священных животных. Самая знаменитая из стамбх – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н.э.). По преданию, она была поставлена на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Ныне ее изображение является государственным символом Индии.

Одним из главных типов буддийских сооружений в Индии является ступа – постройка в виде большого сферического купола. По легенде, на вопрос о том, каким должно быть его погребальное сооружение, Будда перевернул круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела полусферическую форму и являет собой символ Неба, нирваны и самого Будды. Наиболее знаменита ступа из Санчи (середина III в. до н.э.), которая сложена из сырца и облицована обожженным кирпичом. У нее имеется ограда с четырьмя воротами – торанами, ориентированными по сторонам света и украшенными рельефами.

Начиная с III в. до н.э. храмы в Индии сооружали, выдалбливая помещения в цельной скале – чайтьи. Пещерный храм включал в себя зал с культовым символом – ступой или статуей Будды. Это сложное сооружение с колоннами и множеством крупных и мелких деталей целиком высекалось из скалы.

Поверхности каменных столбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образец бралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна из характерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой, находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооружения приобретали вид огромных фантастических скульптур.

Достижения древнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для ее дальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.

Индийская культура в эпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованием новых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которые постепенно вытесняли буддизм.

Религия. Многоликий индуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Это итог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всех индийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонение священным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от его рождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму, Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение в двух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизма включен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмое воплощение.

Искусство. Кушано-гуптский период считается классическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индии параллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные в империи Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы. Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены две колонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридор храма отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центре пещеры находится ступа.

В I–IV вв. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные изменения. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшие на смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Черты эллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности и умиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») с того времени стала основной для буддийской скульптуры. По положе

www.referat-web.ru

Общество и культура древних ариев. История Древнего Востока

Общество и культура древних ариев

Современное население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев – носителей языков так называемой индоиранской группы индоевропейских языков, делящейся, в свою очередь, на две подгруппы – иранскую и индоарийскую. Выяснение прародины общеиндоиранского единства, истории его распада на общности индо-ариев и ираноязычных племен, их местообитания и хода расселений – одна из самых сложных проблем в истории древности. Общепринятого и вполне доказанного решения этих проблем в настоящее время не существует. Достаточно уверенно можно говорить лишь о том, что к концу III тыс. до н. э. индоиранское этноязыковое единство еще существовало и занимало обширные пространства степей, тянувшихся от Дуная до Алтая через Северное Причерноморье и современный Казахстан.

В конце III – начале II тыс. до н. э. внутри этого единства обособились друг от друга протоиранская и протоиндоарийская племенные общности, в результате чего их языки к середине II тыс. до н. э. окончательно разделились на индийские и иранские. Общим самоназванием индоиранцев, сохранившимся у обеих ветвей, было арии, что значит «ритуально чистый, лучший человек». Такие термины с дословным значением «настоящие люди» принимали в качестве самоназвания многие этнические группы древности.

Древние арии этого времени были скотоводами, стоявшими на предгосударственной стадии развития. Ранее их главным занятием было земледелие, об этом свидетельствует индоевропейская земледельческая терминология, долгое время сохранявшаяся у них. Но из-за климатических перемен оно отошло на второй план.

В течение II тыс. до н. э. племена ариев несколькими волнами расселились на юг, заняв территории Ирана и Северной Индии. Археологические и лингвистические материалы позволяют исследователям утверждать, что иранцы попали в Иран скорее через Кавказ, чем из Средней Азии. По-видимому, в начале II тыс. до н. э. предки индоариев расселялись в западной части степей, в Предкавказье, а предки ираноязычных племен – на востоке. Судя по реликтовым представлениям, уцелевшим в «Авесте» – священной книге зороастризма – поздней религии иранцев, изначально известный ираноязычной традиции мир простирался от Алтая и Тянь-Шаня до бассейна Волги с востока на запад и от Западно-Сибирской равнины до Амударьи с севера на юг. Это огромное пространство делилось на семь частей, центральной из которых была Хванирата – родина самих иранцев. Археологически это время господства катакомбной культуры между Днепром и Кавказом.

В XVIII–XVII вв. до н. э., как показывают данные раскопок, происходит массовое переселение племен через Кавказ на юг, по маршруту Предкавказье – Северный Иран – далее на восток вплоть до Инда. Решающую роль в нем сыграли, по-видимому, протоиндоарии Предкавказья. На своем пути они разорили аборигенов Ирана, те, в свою очередь, сместились на восток, тесня друг друга и вызывая новые цепные переселения. В итоге возникла полоса индоарийского расселения, простиравшаяся от Кавказа через северно-центральный Иран и Афганистан до рубежей Индии, которых достигли передовые отряды индоарийской миграции.

По дороге некоторые группы индоариев отстали от основного потока. В частности, одна из них в это время попала на Армянское нагорье и поселилась на Верхнем Евфрате, у рубежей Верхней Месопотамии. Переднеазиатские источники XVIII–XVII вв. до н. э. называют ее «воины манда» (в науке они известны как переднеазиатские арии). Отсюда арии-«манда», слившись с хурритами, проникли в хурритский мир. Из их среды в XVII–XVI вв. до н. э. вышли династы Митанни и некоторых царств хурритской Палестины. За верхнеевфратской областью ариев сохранилось название «Манда», и правивший ею много веков спустя армянский княжеский род назывался по ней Мандакуни. Часть индоариев так и осталась в Предкавказье и существовала там еще в античную эпоху (как показали исследования О. Н. Трубачева, реликтовыми индоариями оказались хорошо известные по античным источникам синды и меоты).

В результате во 2-й четверти – середине II тыс. до н. э. зона протоиндоарийского расселения лежала в основном к югу от линии Кавказ – Каспий, а протоиранская – к северу от этой линии, так что между ними образовался существенный территориальный разрыв. Именно в это время их языки, по-видимому, разошлись окончательно. Для степи это было время существования двух главных археологических культур: многоваликовой в степях к западу от Урала – Волги и андроновской на территории Казахстана. Есть все основания связывать андроновскую культуру с общеиранским этнокультурным единством.

В XVI/XV–XIV вв. до н. э. происходит второе крупное переселение древних ариев примерно по тому же маршруту, что и первое. Адроновские племена продвигаются из-за Волги на запад и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь особую срубную культуру, в то время как к востоку от Волги продолжается собственно андроновская традиция.

Одновременно ираноязычные племена распространяются из-за Кавказа в Северо-Западный и Северный Иран. Эти племена уже знают железо, и для них характерна особая серая керамика. В конце этого периода миграций ираноязычные племена продвинулись через Иран на восток вплоть до позднейшей Бактрии и долины Амударьи включительно. (Само название «Бактрия», возможно, означает по-ирански «восточная страна», так как сюда иранцы пришли с запада.) Вероятно, именно под их постепенно усиливающимся давлением индоарии и смещаются в Северную Индию в XIV–XIII вв. до н. э.

В Иране индоарии были в основном вытеснены или ассимилированы своими пришлыми ираноязычными родственниками, хотя на стыке их ареалов сохранялась некая область смешанного иранско-индоарийского заселения, занимавшая значительную часть современного Афганистана. Так, одна и та же территория с центром в позднейшем Кандахаре известна по индийским источникам как индоарийское царство Камбоджа, а по иранским – как страна с иранским названием Харахвати (античная Арахосия). По индоарийской именовательной основе «камбодж-» вообще можно опознать трассу индоарийских миграций (ср. область Камбисену в Восточном Закавказье, упоминаемую античными авторами, царское имя Камбуджия [Камбиз] у персов и упомянутое царство Камбоджа на территории современного Афганистана, не говоря о занесении индийскими колонистами этого названия на территорию Индокитая, откуда пошло современное употребление этого названия).

В результате второго цикла арийских миграций расселение ираноязычных племен приняло следующий вид, сохранявшийся в общих чертах в конце II – начале I тыс. до н. э.: 1) к востоку от рек Урал и Волга обитали носители андроновской культуры – предки скифо-сакских племен, известных прежде всего по античным данным, и племен тура, о которых повествует «Авеста»; 2) степь к западу от Урала и Волги занимали носители срубной культуры – непосредственные предки племен, которых греки обобщенно именовали «киммерийцами»; 3) большая часть западно-центрального и Северного Ирана была занята общностью, из которой позднее вышли мидийские и персидские (западноиранские) племена; 4) при Амударье – Хильменде обособилась группа племен, получившая в науке название авестийские арии (сами себя они называли «арья», свою территорию – «Арйанам-Вайджа», досл. «Простор Ариев», и «Арйошйана», досл. «Страна Ариев», и именно с ними происходили события, отраженные в «Авесте», ядро которой формировалось в их же среде).

Авестийские арии были потомками авангардной, дальше всего продвинувшейся на восток части того же миграционного потока, основная часть которого, оставшаяся в Центральном Иране, была представлена мидо-персидскими племенами. Однако авестийские арии, продвигаясь на восток, оторвались от своих западноиранских родственников и оказались отделены от них областями Юго-Восточного Прикаспия (Варна в авестийской терминологии), где обитали аборигены, которых авестийская традиция описывает как страшных и могущественных врагов, и соляной пустыней Дешт-и-Кевир. Это не позволяло авестийским ариям поддерживать контакт с ираноязычными племенами Иранского плато и привело к тому, что в следующие века они развивались независимо друг от друга.

В результате постепенной ассимиляции аборигенного населения Ирана ираноязычными племенами все пространство между Тигром, Индом и Амударьей около середины I тыс. до н. э. стало именоваться Арйана (досл. «Арийская [земля]»; поздней формой этого слова и является современное «Иран»).

Для ранних иранских (как и индоарийских) обществ характерна одна и та же, восходящая к общеиндоиранской практике, трехсословная организация: общество делилось на наследственные сословия жрецов, воинов и рядовых общинников – скотоводов и земледельцев. На уровне племенных союзов соответствующие роли часто присваивались целым племенам: так, в шестиплеменном союзе мидян жреческие функции были монополизированы племенем магов (откуда значение слова «маг» в европейских языках).

Менталитету индоиранцев была присуща ритуально-языковая этническая самоидентификация: те, кто осуществлял правильные ритуалы на чистом языке, почитая соответствующих богов, считались этнически «своими» независимо от кровного родства. Это существенно облегчало ассимиляцию аборигенного населения. Жрецы являлись наиболее почитаемым сословием, но власть вождя (впоследствии царя), согласно нормативному кодексу, должен был осуществлять кто-либо из сословия воинов. Вождь и рассматривался в первую очередь как глава военной организации племени.

Религиозные представления индоиранцев реконструируются по данным о верованиях отдельных индоиранских народов. Боги делились на два «класса» – дайвов и ахур (инд. асуры), в какой-то мере противопоставленных друг другу. Аналогичное деление известно во многих мифологиях, в том числе в шумеро-аккадской. К началу II тыс. до н. э. у индоариев и независимо от них у иранцев это деление было переосмыслено как ценностное: боги одного из «классов» стали рассматриваться как «добрые» (распространяющие радость, жизнь, созидание), а другого – как «злые» (насаждающие смерть, страдания и разрушения). При этом иранцы считали ахур добрыми богами, а дайвов злыми, в то время как индоарии – наоборот. Соответственно наиболее могущественные и однозначно благодетельные боги, как, например, Митра, бог солнца и человеческой справедливости, охранитель клятв, зачислялись разными народами в разные категории: у иранцев Митра – ахура, у индоариев – дайва. Все индоиранцы почитали Яму (Йиму), первопредка человечества и владыку Царства мертвых, а также поклонялись ветру, солнцу, луне и огню. Исключительное значение придавалось ритуальным формулам и правильному их произнесению.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также