Крылатые выражения древней греции. Крылатые слова и выражения в мифах Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шпаргалка: Крылатые слова в мифах Древней Греции. Крылатые выражения древней греции


Шпаргалка - Крылатые слова в мифах Древней Греции

План

Введение

1. Литературные памятники: от мифологии — к духовной жизни гражданина

2. Крылатые выражения мифов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мифология (греч. mathos – повествование, сказание и logos – учение, слово) – 1. – Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством. 2. Мифология – наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.[1]

С начала 19 в. сложилась мифологическая школа, сторонники которой (бр. Гримм, Кун, А.Н. Афанасьев и др.) рассматривали мифологию как поэтическое олицетворение и объяснение непонятных небесных явлений – движение солнца, звезд, фазы луны, гроза, ветер и пр.; они склонны были даже в народных сказках, в обрядах видеть миф. [2]

Оказалось, что мифология есть или была у всех народов земного шара. Пожалуй, наиболее известны мифы Древней Греции и Рима. Многие мифы использованы в литературе, немало выражений из них сегодня стали крылатыми. Изучению этого вопроса и посвящена эта работа.

1. Литературные памятники: от мифологии — к духовной жизни гражданина

Величайшим памятником являются произведения Гомера. Ему со времен античности приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым, странствующим певцом, одним из аэдов, сочинявшим и исполнявшим эпические песни под аккомпанемент музыкального инструмента.

За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. В том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое) возникла на основе преданий о Троянской войне. Написана особым стихотворным размером, гекзаметром. В «Илиаде» около 15700 стихов. Одно из самых знаменитых мест в «Илиаде» слова троянского героя Сарпедона, обращенные к другу перед битвою. Пример:

Друг благородный! Когда бы теперь отказавшись от брани,

Были с тобой навсегда нестареющи мы и бессмертны,

Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться,

Я и тебя бы не влек на опасности славного боя.

Но и теперь, как всегда неисчетные случаи смерти

Нас окружают, и смертному их не минуть, не избегнуть.

Вместе вперед! Иль на славу кому, иль за славою сами[3] !

Главный герой – Ахилл. Его гнев после оскорбления верховным вождем Агамемноном, — один из основных мотивов, организующих сюжетное единство поэмы.

Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенного «снижающего» юмора. Классическим считается перевод на русский язык, сделанный Н.И. Гнедичем.

Несколько слов об «Одиссее». Эта поэма также написана гекзаметром и содержит около 12100 стихов. В ее основе всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.

В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед умом, расчетливостью, хитрой изобретательностью. В «Одиссее» большое количество бытовых картин и сказочного материала. Классический русский перевод этого произведения сделан В.А. Жуковским. В этом произведении также использованы мифологические сюжеты.

В архаический период развивается поэзия. Вот лишь наиболее яркие ее авторы. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) – первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактико-эпической поэме «Труды и дни» славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. Другая его поэма «Теогония» (что в переводе на русский язык значит «родословная богов») рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам — покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредотачивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.

Эсхил (ок.525-456 до н.э.), поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаичную монументальность, композиционную симметрию и статичность. Хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. Трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив». Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Прометей – в мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Бетховен, Скрябин и др.).

Софокл (ок. 496-406 до н.э.) – поэт и драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающей по времени, жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечено стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т.е. традиционной религии и гражданских норм жизни; усложняя психологию характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) – классический образец жанра.

Эдип – в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип, по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и женился на своей матери, став царем Фив. Узнав, что сбылось предсказание оракула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя. Миф об Эдипе разрабатывался в мировой литературе.

2. Крылатые выражения мифов

Рассмотрим конкретные примеры из античной мифологии, которые и сегодня часто используются как крылатые слова и фразеологические выражения.

Авгиевы конюшни

В греческой мифологии Авгиевы конюшни – обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (I в. до н.э.). Возникшее отсюда выражение «авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения

Автомедон. В «Илиаде» Гомера это имя носит ловкий возница колесницы Ахилла. Иронически, шутливо имя его употребляется в значении: ямщик, кучер, извозчик.

Адонис. В греческой мифологии Адонис – прекрасный юноша, возлюбленный богини Афродиты (Киприды). Этот образ использовал, например, Овидий в «Метаморфозах». Имя Адонис употребляется как синоним красивого молодого человека.

Антигона. В греческих мифах Антигона – дочь слепого фиванского царя, Эдипа, добровольно последовавшая за ним в изгнание и не разлучавшаяся с ним до дня его смерти. Образ ее, воплощенный в трагедиях Софокла «Эдип в Колоне», «Антигона») — олицетворение трогательной дочерней любви, долга и мужества. Имя ее стало нарицательным для девушки, посвятившей себя уходу за больным стариком.

Ариаднина нить. Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти.

Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

Миф используется Овидием в «Метаморфозах».

Ахиллесова пята. В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) – один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера.

Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллсова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

— У каждого своя ахиллесова пятка, — продолжал князь Андрей. (Л.Н.Толстой. Война и мир.).

Авгуры. Улыбка авгура. Авгурами в древнем Риме назывались жрецы, толковавшие волю богов по полету и крику птиц. Оратор, писатель и политический деятель древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в своей книге «О гадании» рассказывает, что обманывая веривших в их предсказания, авгуры при встрече друг с другом едва удерживались от смеха.

Поэтому слово «авгуры» получило переносное значение: люди, обращающие в тайну свои познания в какой-либо области, излагающие их непонятным, «мудреным» языком, без нужды пользуясь терминами, известными только узкому кругу специалистов. Выражение: «улыбаться, смеяться подобно авгурам», применяется к людям, сознательно и хитро вводящим в заблуждение других и узнающим друг в друге обманщиков.

Я не случайно поместила в работе крылатые мифологические выражения, начинающиеся только на букву «А». Таким приемом я хочу показать, что их достаточно много и все рассмотреть в реферате, конечно же, невозможно.

Заключение

В данной работе прослежено возникновение широко известных выражений, ставших сегодня фразеологическими, крылатыми. Краткие выводы следующие:

1.Исследуемый в реферате культурный пласт оказал существенное влияние на развитие мировой философии, литературы и театра.

2.Античная культура остается краеугольным камнем основой основ при исследовании культуры. Ее необходимо знать каждому образованному человеку.

3.Ряд фразеологических выражений пришли к нам из мифологии и стали крылатыми словами. Многие гуманистические идеи, заложенные тогда, остаются актуальными и сегодня.

Список литературы

1. Античная драма. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 5. Издательство «Художественная литература», Москва, 1970.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. Издательство «Правда», М., 1986.

3. Гомер. Илиада. Одиссея. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 3. Издательство «Художественная литература», Москва, 1967.

4. История философии. Учебное пособие для вузов под редакцией В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. Издательство «ПРИОР», М., 1997.

5. Культурология. Юнита 1. История мировой культуры. Школы, направления и теории в культурологии. Разработано О.Г. Петровой. Современный гуманитарный университет. М., 1999.

6. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. Издательство «Просвещение», М., 1974.

7. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Издание четвертое. «Советская энциклопедия». М., 1989.

8. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. Издательство политической литературы, М., 1987.

[1] Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. Издание пятое. Издательство политической литературы, М., 1987, стр. 286.

[2] Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. Издательство «Просвещение», М.,1974.

[3] Гомер. Илиада. Издательство «Художественная литература», М., 1967, стр. 13.

www.ronl.ru

2. Крылатые выражения мифов. Крылатые слова в мифах Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

1.2 Художественные средства выражения идем произведения

Стилистика -- разработанная область науки о литературе, располагающая богатой и достаточно строгой терминологией. Пальма первенства в построении теории художественной речи принадлежит формальной школе (В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон, Б. М...

Кинематографичность стиля Сергея Довлатова на примере сборника рассказов "Чемодан"

Глава II. Композиционно-синтаксические средства выражения литературной кинематографичности идиостиля С. Довлатова

...

Комплексный анализ языка Супрасльской летописи

3.1 Члены предложения и способы их выражения

...

Комплексный анализ языка Супрасльской летописи

3.1.1 Подлежащее. Способы его выражения

В большинстве случаев подлежащее в древнерусском языке выражалось существительным: и нападе страх на Святополка; возмутися море; кровь брата моего вопиеть...

Комплексный анализ языка Супрасльской летописи

3.1.2 Сказуемое. Способы его выражения

Так же, как и в современном языке, в древнерусском, выделяются следующие виды сказуемых: простое, составное и сложное. Простое глагольное сказуемое выражалось формами настоящего (простого и сложного)...

Лингвистические средства выражения иронии в романе О. Генри "Короли и капуста"

1.2 Языковые средства выражения иронии в художественном произведении

Ирония, как отмечает С.И. Походня, в тексте чаще всего планируется автором, актуализируется в соответствии с заранее обдуманным планом, поэтому и выявляет тесную зависимость от способа организации текста: «…ирония руководствуется общей темой...

Лингвистические средства выражения иронии в романе О. Генри "Короли и капуста"

2.2 Способы выражения иронии в романе О. Генри «Короли и капуста»

Ярко и изобретательно О. Генри использует иронию как форму комического в своем романе «Короли и капуста». Прежде всего, иронию О. Генри можно разделить на две большие группы: авторскую иронию и иронию от персонажей...

Литературная позиция автора в романе И.С. Тургенева "Рудин"

2.2 Средства выражения авторской позиции

Этим вопросом занимались такие ученые, как И.Ф. Волков, В.А. Кухаренко, Н.А. Николина, П.Д. Тамарченко, В.Е.Хализев. В данной главе мы будем опираться на их труды. Автор выбирает не только предметы и явления действительности, но и форму рассказа о них...

Метафора как средство оптимизации понимания художественного текста

1.1 Метафора как эффективное средство выражения художественной мысли писателя

Метафора - оборот речи - употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения (Ожегов, 1990: 351). Общеизвестно, что слово может менять свое значение и семантический сдвиг происходит тогда...

Особенности языка романа И.С. Шмелева "Лето Господне"

1 Язык как средство художественного выражения

В различных языковых стилях, особенно в стилях художественной литературы, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания. Это усиление происходит благодаря тому...

Оценочная семантика языковых единиц как отражение ментальности личности (на материале романа Ф.М. Достоевского "Идиот")

2. Оценочная семантика языковых единиц как способ выражения характеристики личности

2.1 Описание оценки личности героев романа 2.1.1 Князь Лев Николаевич Мышкин Князь Мышкин является главным героем произведения. Очень часто его автохарактеристика выражается в так называемом «сомнительном» значении. Ср.: - Да ведь и я так...

Психологизм в творчестве Л. Улицкой

2. Особенности выражения психологизма в произведениях людмилы улицкой

...

Солженицын - вермонтский затворник

7. Солженицын на фоне мифов

Третья эмиграция, по словам Солженицына, пытается с Запада судить и просвещать Россию и направлять отсюда российскую жизнь. Нечто подобное совершает, впрочем, и сам Солженицын по отношению к Западу. Это касается не только гарвардской речи...

Функции и средства реализации иронии в повести Jerome K. Jerome "Three Men in a Boat"

1.4 Средства выражения иронии в тексте

Существуют разнообразные приемы и способы выражения иронии, среди которых можно отметить как лингвистические, так и паралингвистические (жесты или кинесика (мимика, пантомима, жестикуляция), интонация (ударение, паузы, тембр, мелодика речи)...

Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова

Глава II. Художественное своеобразие мифов и легенд в произведениях Ч. Айматова («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «И дольше века длится день»)

«Не насыщая пищей чрево, Жует себя двадцатый век И рубит, рубит Жизни древо, Как беспощадный дровосек … И это древо все покорней - Не по законам естества. Трещит кора, слабеют корни...

litra.bobrodobro.ru

Крылатые слова в мифах Древней Греции

План

Введение

  1. Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина

  2. Крылатые выражения мифов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мифология (греч. mathos – повествование, сказание и logos – учение, слово) – 1. – Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством. 2. Мифология – наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.1

С начала 19 в. сложилась мифологическая школа, сторонники которой (бр. Гримм, Кун, А.Н. Афанасьев и др.) рассматривали мифологию как поэтическое олицетворение и объяснение непонятных небесных явлений – движение солнца, звезд, фазы луны, гроза, ветер и пр.; они склонны были даже в народных сказках, в обрядах видеть миф. 2

Оказалось, что мифология есть или была у всех народов земного шара. Пожалуй, наиболее известны мифы Древней Греции и Рима. Многие мифы использованы в литературе, немало выражений из них сегодня стали крылатыми. Изучению этого вопроса и посвящена эта работа.

  1. Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина

Величайшим памятником являются произведения Гомера. Ему со времен античности приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым, странствующим певцом, одним из аэдов, сочинявшим и исполнявшим эпические песни под аккомпанемент музыкального инструмента.

За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. В том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое) возникла на основе преданий о Троянской войне. Написана особым стихотворным размером, гекзаметром. В «Илиаде» около 15700 стихов. Одно из самых знаменитых мест в «Илиаде» слова троянского героя Сарпедона, обращенные к другу перед битвою. Пример:

Друг благородный! Когда бы теперь отказавшись от брани,

Были с тобой навсегда нестареющи мы и бессмертны,

Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться,

Я и тебя бы не влек на опасности славного боя.

Но и теперь, как всегда неисчетные случаи смерти

Нас окружают, и смертному их не минуть, не избегнуть.

Вместе вперед! Иль на славу кому, иль за славою сами3!

Главный герой – Ахилл. Его гнев после оскорбления верховным вождем Агамемноном, - один из основных мотивов, организующих сюжетное единство поэмы.

Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенного «снижающего» юмора. Классическим считается перевод на русский язык, сделанный Н.И. Гнедичем.

Несколько слов об «Одиссее». Эта поэма также написана гекзаметром и содержит около 12100 стихов. В ее основе всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.

В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед умом, расчетливостью, хитрой изобретательностью. В «Одиссее» большое количество бытовых картин и сказочного материала. Классический русский перевод этого произведения сделан В.А. Жуковским. В этом произведении также использованы мифологические сюжеты.

В архаический период развивается поэзия. Вот лишь наиболее яркие ее авторы. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) – первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактико-эпической поэме «Труды и дни» славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. Другая его поэма «Теогония» (что в переводе на русский язык значит «родословная богов») рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам - покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредотачивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.

Эсхил (ок.525-456 до н.э.), поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаичную монументальность, композиционную симметрию и статичность. Хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. Трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив». Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Прометей – в мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Бетховен, Скрябин и др.).

Софокл (ок. 496-406 до н.э.) – поэт и драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающей по времени, жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечено стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т.е. традиционной религии и гражданских норм жизни; усложняя психологию характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) – классический образец жанра.

Эдип – в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип, по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и женился на своей матери, став царем Фив. Узнав, что сбылось предсказание оракула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя. Миф об Эдипе разрабатывался в мировой литературе.

2. Крылатые выражения мифов

Рассмотрим конкретные примеры из античной мифологии, которые и сегодня часто используются как крылатые слова и фразеологические выражения.

В греческой мифологии Авгиевы конюшни – обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (I в. до н.э.). Возникшее отсюда выражение «авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения

Автомедон. В «Илиаде» Гомера это имя носит ловкий возница колесницы Ахилла. Иронически, шутливо имя его употребляется в значении: ямщик, кучер, извозчик.

Адонис. В греческой мифологии Адонис – прекрасный юноша, возлюбленный богини Афродиты (Киприды). Этот образ использовал, например, Овидий в «Метаморфозах». Имя Адонис употребляется как синоним красивого молодого человека.

Антигона. В греческих мифах Антигона – дочь слепого фиванского царя, Эдипа, добровольно последовавшая за ним в изгнание и не разлучавшаяся с ним до дня его смерти. Образ ее, воплощенный в трагедиях Софокла «Эдип в Колоне», «Антигона») - олицетворение трогательной дочерней любви, долга и мужества. Имя ее стало нарицательным для девушки, посвятившей себя уходу за больным стариком.

Ариаднина нить. Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти.

Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

Миф используется Овидием в «Метаморфозах».

Ахиллесова пята. В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) – один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера.

Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллсова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

- У каждого своя ахиллесова пятка, - продолжал князь Андрей. (Л.Н.Толстой. Война и мир.).

Авгуры. Улыбка авгура. Авгурами в древнем Риме назывались жрецы, толковавшие волю богов по полету и крику птиц. Оратор, писатель и политический деятель древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в своей книге «О гадании» рассказывает, что обманывая веривших в их предсказания, авгуры при встрече друг с другом едва удерживались от смеха.

Поэтому слово «авгуры» получило переносное значение: люди, обращающие в тайну свои познания в какой-либо области, излагающие их непонятным, «мудреным» языком, без нужды пользуясь терминами, известными только узкому кругу специалистов. Выражение: «улыбаться, смеяться подобно авгурам», применяется к людям, сознательно и хитро вводящим в заблуждение других и узнающим друг в друге обманщиков.

Я не случайно поместила в работе крылатые мифологические выражения, начинающиеся только на букву «А». Таким приемом я хочу показать, что их достаточно много и все рассмотреть в реферате, конечно же, невозможно.

Заключение

В данной работе прослежено возникновение широко известных выражений, ставших сегодня фразеологическими, крылатыми. Краткие выводы следующие:

  1. Исследуемый в реферате культурный пласт оказал существенное влияние на развитие мировой философии, литературы и театра.

  2. Античная культура остается краеугольным камнем основой основ при исследовании культуры. Ее необходимо знать каждому образованному человеку.

  3. Ряд фразеологических выражений пришли к нам из мифологии и стали крылатыми словами. Многие гуманистические идеи, заложенные тогда, остаются актуальными и сегодня.

Список литературы

  1. Античная драма. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 5. Издательство «Художественная литература», Москва, 1970.

  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. Издательство «Правда», М., 1986.

  3. Гомер. Илиада. Одиссея. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 3. Издательство «Художественная литература», Москва, 1967.

  4. История философии. Учебное пособие для вузов под редакцией В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. Издательство «ПРИОР», М., 1997.

  5. Культурология. Юнита 1. История мировой культуры. Школы, направления и теории в культурологии. Разработано О.Г. Петровой. Современный гуманитарный университет. М., 1999.

  6. Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. Издательство «Просвещение», М., 1974.

  7. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Издание четвертое. «Советская энциклопедия». М., 1989.

  8. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. Издательство политической литературы, М., 1987.

1 Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. Издание пятое. Издательство политической литературы, М., 1987, стр. 286.

2 Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. Издательство «Просвещение», М.,1974.

3 Гомер. Илиада. Издательство «Художественная литература», М., 1967, стр. 13.

globuss24.ru

Крылатые слова и выражения в мифах Древней Греции

Слайд 1

Крылатые слова и выражения в мифах Древней Греции Выполнил: Найденов Егор учащийся 2 В класса МБОУ СОШ № 32 Г. Хабаровск

Слайд 2

Греческие мифы (от греч. mythos - предсказание, сказание) - это повествование о богах и героях, пришедшие к нам из глубины веков.

Слайд 3

Мифы – не просто выдумка, сказка, они отражают представления древних людей о справедливом устройстве мира, об отношениях между людьми, мифы учат решать нравственные проблемы, которые встают перед людьми, живущими во все времена.

Слайд 4

Крылатые слова - ἔπεα πτερόεντα Мы обязаны этому выражению Гомеру. Он называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.

Слайд 5

Цель исследования Определить значение крылатых фраз пришедших в нашу повседневную жизнь из греческой мифологии и выявить их современный смысл.

Слайд 6

Яблоко раздора Богиня раздора Эрида подбросила золотое яблоко с надписью "прекраснейшей" трем богиням: Гере, Афине и Афродите. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей. Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, а Афродита - отдать в жены самую красивую женщину.

Слайд 7

Яблоко раздора И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин - Елену. С этого похищения началась Троянская война.

Слайд 8

Яблоко раздора Выражение "яблоко раздора" означает: причина спора, раздора.

Слайд 9

Ахиллесова пята Ахиллес - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в "Илиаде" Гомера. Мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс.

Слайд 10

Ахиллесова пята и лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса.

Слайд 11

Ахиллесова пята Выражение "ахиллесова пята" употребляется в значении: слабое, уязвимое место.

Слайд 12

Троянский конь Возникло выражение из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои.

Слайд 13

Троянский конь Троянцы втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.

Слайд 14

Троянский конь Выражение «Троянский конь» употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.

Слайд 15

Нить Ариадны Ариадна - дочь критского царя Миноса. Когда на Крит из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, прибыл царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте — дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться.

Слайд 16

Нить Ариадны Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться из Лабиринта по размотанной нити.

Слайд 17

Нить Ариадны В переносном смысле нить Ариадны - путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.

Слайд 18

Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни - это обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые много лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом, который направил через конюшни реку Алфей , её воды и унесли все нечистоты.

Слайд 19

Авгиевы конюшни Возникшее отсюда выражение говорит о крайне запущенном помещении, а также, в переносном смысле, о делах, находящихся в крайнем беспорядке.

Слайд 20

Выводы В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Яблоко раздора», «Ахиллесова пята», «Нить Ариадны», «Авгиевы конюшни», и другие, и как оказалось, происхождение этих известных слов связано с сюжетами древней мифологии. Использование в разговорной речи крылатых фраз очень ее украшает. И порой двумя словами мы можем напомнить о подвигах героев или предостеречь от опасности.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Крылатые выражения из мифов древней Греции by Daria Nikishina on Prezi

Троянский КоньНить АриадныЦель исследованияузнать историю нескольких крылатых выражений из древнегреческой мифологии, которые мы используем в нашей повседневной речи

Танталовы мукиКуда ведет нас нить АриадныНайти те древнегреческие мифы, откуда берут свое начало современные фразеологизмы.Ознакомиться с ними.Понять заключенный в них смысл и соотнести их с ситуациями из современной жизни.Выражение «сизифов труд» означает «бессмысленный бесконечный труд»Отсюда и происходит выражение «Танталовы муки», означающее мучения, вызываемые близостью желаемого и невозможностью его достичь.Именно из этого мифа до наших дней дошло выражение «Нить Ариадны», означающее хитрый способ выхода из затруднительного положения.

Исполнитель: Коврегин Артем Алексеевич, 3 «А» класс, ГБОУ г. Москвы ЦО № 354 Руководитель: Кузьмина Наталья Борисовна,

г. Москва2014 год

Научно-практическая конференцияГБОУ г. МОСКВЫ ЦО №354 им. КАРБЫШЕВА

ЗадачиСизифов трудВыражение употребляется при обозначении тайного, коварного замысла.

Благодарим за внимание!Список литературы1. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. М.:Аванта Астрель, 2009.42 с.2. Розе Т.В. Большой мифологический словарь для детей. М.: ОЛМА МедиаГрупп, 2011. 226 с.3. Кубеев М.Н. Сто великих легенд и мифов мира. М.: Вече, 2011. 256 с.4. Боги и герои Древней Греции. М.: РОСМЭН, 2003. 334 с.5. http://www.http://ru.wikipedia.org

Крылатые выражения из мифов Древней ГрецииСегодня весь мир бы нам казался лабиринтом, если бы не было современных "нитей Ариадны" - указателей. С любом большом современном городе есть метро, которое бы показалось Тесею гораздо более запутанным препятсвием, чем лабиринт Минотавра. Но мы то с ним легко сравляемся, потому что у нас есть карта. Такая уловка популярна и сегодня. Каждый, у кого есть компьютер, к сожаленью, сталкивался с таким коварным даром.ВыводыЯ узнал много нового для себя: понял, что именно означают крылатые выражения, которые слышал ранее, узнал их происхождение. Изучая мифы, познакомился с историей, географией, культурой Древней Греции.Несмотря на образы и поведение героев мифов, очень необычных и странных для современного человека, крылатые выражения могут употребляться и в настоящие дни. А некоторые выражения становятся нарицательными. Например, “Троянский конь” или “Троян”, так называют компьютерный вирус, опасный для компьютерных программ.

ВикторинаКто был отцом Геракла?ЗевсКак называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? СиреныКакую войну выиграла всего одна лошадь?Троянская войнаКак появилась на свет Афродита?Из пены морскойКто такой минотавр?ЧеловекобыкКак называется уязвимое место человека?Ахиллесова пятаСколько лет странствовал Одиссей?20 летКак звали жену Одиссея?ПенелопаКак звали циклопа, которого Одиссей лишил зрения?ПолифемКакой могущественный бог был отцом этого циклопа?ПосейдонНазовите остров, на котором родился и царствовал Одиссей?Остров ИтакаКак звали последнего царя Трои перед тем, как она была разрушена?ПриамКому троянский царевич отдал яблоко с надписью "Прекраснейшей"?АфродитеВ качестве практической части работы мы подготовили и провели развивающее занятие в 1 классе "А". Я рассказал ученикам о таких крылатых древнегреческих выражениях, как "Нить Ариадны", "Троянский конь", "Сизифов труд" и "Танталовы муки". В начале занятия оказалось, что лишь несколько ребят знают только один миф - о Тесее и Ариадне. Мой рассказ сопровождался презентацией с красочными иллюстрациями к каждому крылатому выражению. Первоклассники слушали меня внимательно, с большим интересом. Чтобы проверить, насколько хорошо был усвоен рассказанный мной материал, мы подготовили и провели небольшую работу, состоящую из двух заданий. С ней справилась значительная часть класса; те ученики, которые не смогли правильно ответить на вопросы, просто не сориентировались в заданиях и не поняли их смысл. С содержанием проведённого мной занятия вы можете ознакомиться в приложении к моей работе.

prezi.com