Крылатые выражения древнего рима. Крылатые выражения Древней Греции и Рима Авгиевы конюшни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

06 Авг 12 Афоризмы и крылатые фразы Древнего Рима. Крылатые выражения древнего рима


Афоризмы и крылатые фразы Древнего Рима

Стаций Публий Папиний(ок. 40 – ок. 96 гг.)поэт, продолжатель Вергилия

Первых на свете богов создал страх.

Публий Корнелий Тацит(ок. 55 – ок. 120 гг.)государственный деятель, историк

Деяния Тиберия и Гая [Калигулы], а также Клавдия и Нерона, покуда они были всесильны, из страха перед ними были излагаемы лживо, а когда их не стало – под воздействием оставленной ими по себе еще свежей ненависти.Без гнева и пристрастия. (Девиз историка).Со временем [дурные] толки теряют свою остроту, а побороть свежую ненависть чаще всего не под силу и людям, ни в чем не повинным.Громче всех оплакивают смерть Германика те, кто наиболее обрадован ею.Превознося старину, мы недостаточно любопытны к недавнему прошлому.Правители смертны – государство вечно.Большие события всегда остаются загадочными, ибо одни, что бы им ни довелось слышать, принимают это за достоверное, тогда как другие считают истину вымыслом, а потомство еще больше преувеличивает и то и другое.Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике.Я считаю главнейшей обязанностью анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве.Медленно, но зато верно.Страх ослабляет даже искушенное красноречие.Во главе погребальной процессии несли изображения двенадцати знатнейших родов (…). Но ярче всех блистали Кассий и Брут – именно потому, что их изображений не было видно.В век порчи нравов чрезмерно льстить и совсем не льстить одинаково опасно.Благодеяния приятны лишь до тех пор, пока кажется, что за них можно воздать равным; когда же они намного превышают такую возможность, то вызывают вместо признательности ненависть.Оставленное без внимания забывается, тогда как навлекшее гнев [правителя] кажется справедливым.Потомство воздаст каждому по заслугам. (…) Тем больше оснований посмеяться над недомыслием тех, которые, располагая властью в настоящем, рассчитывают, что можно отнять, память даже у будущих поколений.Толпе свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине.Непреклонными были требования закона вначале, [но], как это почти всегда бывает (…), под конец никто не заботился об их соблюдении.Все, (…) что почитается очень старым, было когда-то новым. (…) И то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером.Единственное средство против нависших опасностей – сами опасности.Тем, кто ни в чем не повинен, благоразумие не во вред, но явные бесчинства могут найти опору лишь в дерзости.Мысль о браке [при живом муже] (…) привлекла ее [Мессалину] своей непомерной наглостью, в которой находят для себя последнее наслаждение растратившие все остальное.[Об Агриппине, матери Нерона:] Она желала доставить сыну верховную власть, но терпеть его властвования она не могла.Все запретное слаще.[К Аникету, убийце его матери, Нерон] проявлял мало расположения, а в дальнейшем проникся глубокою ненавистью, ибо пославшие на преступления видят в их исполнителях живой укор для себя.Добытая домогательствами хвала должна преследоваться с не меньшей решительностью, чем злокозненность, чем жестокость.Наше старание нравиться часто влечет за собой более пагубные последствия, нежели возбуждение нами неудовольствия.Жажда господства (…) берет верх над всеми остальными страстями.Ожидание несметных богатств стало одной из причин обнищания государства.[Одни и] те же люди (…) любят безделье и (…) ненавидят покой.Добрые нравы имеют (…) большую силу, чем хорошие законы.Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам – помнить.От поспешности недалеко и до страха, тогда как медлительность ближе к подлинной стойкости.Одобрение и громкая слава (…) более благосклонны к ораторам, чем к поэтам; ведь посредственные поэты никому не известны, а хороших знают лишь очень немногие.[Об ораторах времен империи:] Обреченные льстить, они никогда не кажутся властителям в достаточной мере рабами, а нам – достаточно независимыми.Мало не быть больным; я хочу, чтобы человек был смел, полнокровен, бодр; и в ком хвалят только его здоровье, тому рукой подать до болезни.Люди устроены природою таким образом, что, находясь в безопасности, они любят следить за опасностями, угрожающими другому.Великое и яркое красноречие – дитя своеволия, которое неразумные называют свободой; оно неизменно сопутствует мятежам, подстрекает предающийся буйству народ, безрассудно, самоуверенно; в благоустроенных государствах оно вообще не рождается. Слышали ли мы хоть об одном ораторе у лакедемонян, хоть об одном у критян? А об отличавших эти государства строжайшем порядке и строжайших законах толкуют и посейчас. Не знаем мы и красноречия македонян и персов и любого другого народа, который удерживался в повиновении твердой рукою.Пусть каждый пользуется благами своего века, не порицая чужого.Мы (…) явили поистине великий пример терпения; и если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы – такое же порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы бы утратили также самую память, если бы забывать было бы столько же в нашей власти, как безмолвствовать.Лишь в малом числе пережили мы их [казненных] и, я бы сказал, даже самих себя, изъятые из жизни на протяжении стольких, и притом лучших, лет.Не всегда молва заблуждается, порой и она делает правильный выбор.Для подчиненных одинаково пагубны как раздоры между начальниками, так и единодушие их.Во всякой войне (…) удачу каждый приписывает себе, а вину за несчастья возлагают на одного.Все неведомое кажется особенно драгоценным.Создав пустыню, они говорят, что принесли мир. (Британцы о римлянах.)Боязнь и устрашение – слабые скрепы любви: устранить их – и те, кто перестанет бояться, начнут ненавидеть.Честная смерть лучше позорной жизни.Человеческой душе свойственно питать ненависть к тем, кому мы нанесли оскорбление.Если историк льстит, чтобы преуспеть, то лесть его противна каждому, к наветам же и клевете все прислушиваются охотно; оно и понятно: льстец мерзок и подобен рабу, тогда как коварство выступает под личиной любви к правде.Я думаю (…) рассказать о принципате Нервы и о владычестве Траяна, о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает.У кого нет врагов, того губят друзья.Дурные люди всегда будут сожалеть о Нероне; нам с тобой следует позаботиться, чтобы не стали жалеть о нем и хорошие. (Император Гальба – своему преемнику Пизону.)Тебе (…) предстоит править людьми, неспособными выносить ни настоящее рабство, ни настоящую свободу. (Император Гальба – Пизону.)Правители всегда подозревают и ненавидят тех, кто может прийти им на смену.Смерть равняет всех, таков закон природы, но с ней приходит либо забвение, либо слава в потомстве. Если же один конец ждет и правого и виноватого, то достойнее настоящего человека погибнуть не даром.На преступление [государственный переворот] шли лишь немногие, сочувствовали ему многие, а готовились и выжидали все.Власть, добытую преступлением, еще никто никогда не сумел использовать во благо.Преступлению (…) нужна внезапность, доброму делу – время.В позоре спасения нет.Трудно сказать, был ли Пизон в самом деле врагом Виния или враги Виния хотели в это верить: всегда легче считать, что человеком движет ненависть.Стремясь стать владыкой, он вел себя, как раб. (О заискиваниях будущего императора Отона перед толпой.)Как бывает обычно, (…) лучшими казались те меры, время для которых было безвозвратно упущено.Частным человеком казался он [Гальба] выше частного и, по общему мнению, мог бы править, если бы не был правителем.[О междоусобной войне:] Победитель все равно будет хуже побежденного.Человек всегда спешит примкнуть к другим, но медлит быть первым.Во время гражданских смут самое безопасное – действовать и идти вперед, а не рассуждать.Подлость – более короткий путь к должностям, которые даются обычно в награду за доблесть.Преступно захваченную власть не удержать, внезапно вернувшись к умеренности и древней суровости нравов.В гражданской войне (…) победители и побежденные никогда не примиряются надолго.Погибнут оба – один оттого, что проиграл войну, другой – оттого, что ее выиграл.Лучших вела любовь к отечеству, многих подталкивала надежда пограбить, иные рассчитывали поправить расстроенное состояние. И хорошие люди, и дурные – по разным причинам, но с равным пылом – жаждали войны.Так уж устроены люди: с неодобрением смотрят они на каждого, кто внезапно возвысился, и больше всего скромности требуют от человека, который недавно был им равен.В веселии чернь столь же необузданна, как и в ярости.Во время гражданской войны солдатам позволено больше, чем полководцам.Много говорит о смерти лишь тот, кто ее боится.Легче увлечь за собой целую толпу, чем спастись от коварства одного человека.Когда человек задумал какое-то дело, близкие обычно предсказывают ему успех.Каждому, кто попадает на вершину могущества, в первую минуту глаза как бы застит туманом.Армия, которую еще никто не видел, всегда кажется опаснее.Деньги – становая жила войны.Неограниченная власть никому не внушает доверия.Дело воина – стремиться в бой, дело командира – не торопиться.Самое худшее, что можно выбрать в беде, – средняя линия.Как часто бывает в минуты смертельной опасности, все командовали, и никто не выполнял команд.[Вителлий] думал, что дружбу приобретают не верностью, а богатыми подарками, и поэтому окружали его не друзья, а скорее наемники.Во время смут и беспорядков чем хуже человек, тем легче ему взять верх; править же в мирное время способны лишь люди честные и порядочные.Единственное благо – честность, единственное зло – подлость; власть же, знатность и все прочее, постороннее душе человеческой, – не благо и не зло.Плохим императорам нравится неограниченная власть, хорошим – умеренная свобода.У победителей никто объяснений не требует.Особенно трусят те, кто кричат больше всех.Война привлекала его больше, нежели ее исход. (Об одном из полководцев Вителлин.)Люди уходят, примеры остаются.Лучший день после смерти дурного государя – первый день.Молва всегда раздувает до невиданных размеров и правду и ложь.Развязать войну могут и трусы, а бороться с ее опасностями приходится смелым.Чем ближе люди по родству, тем более острое чувство вражды питают друг к другу.[О гражданской войне:] Война всех со всеми.Арабы были особенно опасны для иудеев, ибо эти два народа питали один к другому ненависть, обычную между соседями.Все неизвестное представляется величественным.Отдаленность увеличивает обаяние.Земля удивительно плодородна.Каждому свою честь воздает потомство.Создают пустыню и называют это миром.На редкость счастливое время, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь.Людям свойственно смотреть сердитыми глазами на новых счастливцев и ни от кого не требовать столько умеренности в пользовании фортуной, как от тех, кого они видели равными себе.Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде.Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь поспешностью и неопределенностью.Упражнения рождают мастерство.Выставляют свою скорбь напоказ больше всего те, кто меньше скорбит.Не всегда молва ошибается, иногда и правильно разберется.Умы, пораженные однажды, склонны к суеверию.Хорошие законы порождены дурными нравами.Лишь глупцы называют своеволие свободой.Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.В военных делах наибольшую силу имеет случайность.Поспешность близка к страху.Великая общая ненависть создает крепкую дружбу.Вражда между близкими бывает особенно непримирима.Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто не легче, чем управлять провинцией.Воспитывать детей для потомства.Пренебреги клеветой – и она зачахнет.Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу.Льстецы – худшие из врагов.Кто славу презирает, тот легко пренебрегать будет и добродетелью.Окружить мир ореолом славы.Даже мудрецов жажда славы покидает в самую последнюю очередь.Кто же столько самонадеян, чтобы рассчитывать на бессмертную славу?Лекарства действуют медленнее, чем болезнь.

Теренций Публий(ок. 195 – 159 гг. до н.э.)комедиограф

Я человек и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо.Вся моя надежда – на себя самого.Не покупаю надежду за деньги.Одна ложь родит другую.Воздавайте равным за равное.Сколько людей, столько и мнений.Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.Так как вы не можете делать все, что хотите, то желайте только того, что можете сделать.Когда двое делают одно и то же, это уже не одно и то же.Дурное начало – дурной конец.С умного хватит и намека.Быть мудрым – значит видеть не только то, что под ногами, но и предвидеть будущее.Мудрому все дела следует решать словами, а не оружием.Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.Нет ничего такого, что нельзя было бы извратить плохим пересказом.Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием.Когда двое делают одно и то же, то одному это можно делать безнаказанно, а другому – нельзя.Высшее право часто есть высшее зло.Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.Рабство – тюрьма души.Главное правило в жизни – ничего сверх меры.Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.Смелым помогает судьба.Женщина женщину скорее поймет.Ссора влюбленных – возобновление любви.Любовь может изменить человека до неузнаваемости.Это замысел безумных, а не влюбленных.Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.У всякого свой нрав.Никто не хочет быть в родстве с нищим.Все мы, когда здоровы, легко даем хорошие советы больным.С годами мы умнеем.Старость – сама по себе болезнь.

Тибулл Альбий(50—19 гг. до н.э.)поэт

В одиночестве будь сам себе толпой.Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче.Для нас достаточно того, что у нас было желание.Надо дерзать: смелым помогает сама Венера.Твое нежное сердце – не из камня.Хотя ты меня уже больше не любишь, будь счастлива и да будет светлой твоя судьба.Из года в год земля сбрасывает свой багряный наряд.Что за безумие бросать вызов мрачной смерти?

wyrazheniya.ru

Выражения из Древнего Рима | Крылатые выражения

Марк Аврелий(121—180 гг.)римский император с 161 г., покровитель науки и философии, философ-стоик

Не пошел я в общие школы, а учился дома у хороших учителей и понял, что на такие вещи надо тратиться не жалея.Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. (…) И долговечнейший, и тот, кому вот-вот умирать, теряет ровно столько же.Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.Кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно пристроено. (…) Своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет старухи или старика, и прелесть новорожденного.Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.Жить, не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно – стань хорош.Что же такое вечная слава? Сущая суета. (…) Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра – не стал бы ты ломать голову, как умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра – не думай, что велика разница.Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной это случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло такое, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести.Нет (…) ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.Азия, Европа – закоулки мира. Целое море – для мира капля. (…) Всякое настоящее во времени – точка для вечности.Нет, что они делают! – людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся снискать похвалу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Отсюда совсем уже близко до огорчения, что предки не слагали тебе похвальных речей.Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо.Как морской песок ложится покровом поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и оставшееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи согласно с природой.Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.Совершенство характера – (…) чтобы всякий день проводить как последний.Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся; а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься.Смешно, стараясь избежать чужой порочности – что невозможно, не стараться избежать своей собственной – что вполне возможно.Ты сделал добро, другому – сделано добро. Что же ты, как безумный, ищешь что-то третье сверх этого? чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы получить что-то взамен?Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.Хочешь, чтобы тебя хвалил человек, который за один час трижды тебя обругает? хочешь нравиться тому, кто сам себе не нравится?Люди рождены друг для друга. Значит, переучивай или переноси.Либо боги ничего не могут, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться?Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, делает себе зло.Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой – еще ты мзды себе ищешь? все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги – за то, что ходят.Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.Все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. (…) Повсюду одно и то же, только действующие лица другие.Нет такого счастливца, чтобы по смерти его не стояли рядом люди, которым приятна случившаяся беда. Был он положителен, мудр – так разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: «наконец-то отдохну от этого воспитателя. Он, правда, никому не досаждал, но я-то чувствовал, что втайне он нас осуждает».Презирающие друг друга – друг другу угождают, а желающие превзойти друг друга – пресмыкаются друг перед другом.Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других (…) Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно). Сетовать, выходит, не на кого.Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть – нижней.Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью.Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него.Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.

Марк Теренций Варрон(116—27 гг. до н.э.)ученый и писатель

В жене пороки или исправь, или терпи: исправишь – жена твоя будет лучше, а стерпишь – лучше будешь сам.Такого и больному ведь не взбредится,Чего б уже не молвили философы.[О скупце:] Ежели целый мир ему достанется в долю,Он (…) у себя самого вороватьи откладывать будет.Иным легче учить, чем научиться тому, чего они не знают.Наследник плачет, как невеста: плач обоих скрытый смех.Число гостей должно быть не меньше числа Граций и не больше числа Муз [т. е. от трех до девяти].

Марциал Марк Валерий(ок. 40 – ок. 104 гг.)поэт

Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге.Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят.Правдивей правды.Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.Люби, чтобы тебя любили.Тот, кто всюду живет, нигде не живет.Порядочный человек всегда простак.Грабь, хватай, копи, владей – все придется оставить.Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется; мужествен тот, кто сумел добрым в несчастии быть.Истинна скорбь у того, кто втихомолку скорбит.Слава, которая приходит к тому, кто стал уже прахом, – запоздалая слава.Сам бог повелевает тебе помнить о смерти.Не бойся последнего дня, но и не призывай его.Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды.

Невий Гней(ок. 270 – 201 гг. до н.э.)драматург и поэт

Приятна похвала из уст людей, достойных похвалы.Что нечестно приобретено, то прахом пойдет.

Корнелий Непот(ок. 100 – 25 гг. до н.э.)историк

Таков общий порок, великих и свободных государств: зависть сопутствует там славе, унижению подвергаются люди, которые кажутся слишком высоко стоящими, и бедняки с раздражением глядят на недоступное им богатство богачей.Мир создается войной.Каждому человеку судьбу создают его собственные нравы.На войне ничем не стоит пренебрегать.Излишняя уверенность обыкновенно ведет к беде.

wyrazheniya.ru

Крылатые фразы Древнего Рима | Крылатые выражения

Плавт Тит Макций(ок. 250 – ок. 184 гг. до н.э.)комедиограф

Кто бежит от своих, тому долго придется бежать.Неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидаемое.Судьба лепит и мнет как ей заблагорассудится.Ни у кого не бывает постоянного счастья.Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.За добро воздается добром, а на зло отвечается злом.Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь.То, что сделано, не может стать несделанным.Один человек не может быть всезнающим.Приятнее, если ты поумнел от опыта других, чем другие от твоего.Не всякий возраст подходит для школьной учебы.Знакомое зло есть зло наименьшее.Легко стать мудрым тому, кто научился на чужой беде.Нужда всему научит тех, кого она коснется.Не годами, а природным дарованием достигается мудрость.Мудрый сам кует себе счастье.К чему лишние слова?Двух слов довольно умному.Совет дороже золота.Если что-нибудь сказано в шутку, того не обращай в серьезное.На ваших языках мед, а в сердцах желчь.Голого раздеть невозможно.Из свидетелей лучше один видевший, чем десять слышавших.Рабство – тюрьма души.Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил.Будь верен тому, кто верен тебе.Душевное спокойствие – лучшее облегчение в беде.Мужество в несчастье – половина беды.Человек человеку – волк.Всем умным людям следует находиться во взаимном общении.Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, чем я моим недругам.У человека среди многих друзей мало верных.Когда состояние пришло в упадок, тогда и друзья начинают разбегаться.Тот тебе друг, кто в несчастье помогает делом, когда в этом есть необходимость.Любовь обильна и медом и желчью.Снаружи – Елена, внутри – Гекуба.Нам надо делать то, что родители приказывают.Спокойствие в несчастье – отличная приправа.Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.Кто в гневе мягок, тот умней гораздо.Не заставляй себя ждать.Не бей по камню, чтобы не остаться без руки.Все люди опытны в том, что касается их выгоды.Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.Наглухо закрытое сердце.Плохая штука – старость.Любимцы богов умирают молодыми.Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.Делать все, что душе угодно.Черпать воду решетом.Искать узлы в тростнике.Бить кулаками по остриям.Одновременно дуть и глотать нелегко.

Гай Плиний Цецилий (младший)(62 – ок. 113 гг.)государственный деятель, оратор и писатель, племянник Плиния Старшего

Недостойно оказывать больше почестей правителям, радующимся больше рабству граждан, нежели их свободе.Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.Страх – ненадежный учитель правды.Признак доброты – радость за друг ихМы завидуем нравственному благородству, но гораздо больше тому, что его прославляют, и не судим вкривь и вкось только о добрых делах, покрытых мракомСпроси любого: «Что ты делал сегодня?», он ответит: «Присутствовал на празднике совершеннолетия, был на сговоре или на свадьбе. Один просил меня подписать завещание, другой защищать его в суде, третий прийти на совет». Все это было нужно в тот день, когда ты этим был занят, но это же самое, если подумаешь, что занимался этим изо дня в день, покажется бессмыслицей, особенно если ты уедешь из города. И тогда вспомнишь: «сколько дней потратил я на пустяки!»Я разговариваю только с собой и с книжками.Лучше (…) ничем не заниматься, чем заниматься ничем.Как о художнике, скульпторе, резчике может судить только мастер, так и мудреца может постичь только мудрец.Неблагодарное дело услуга (…), если за нее требуют благодарности.Нельзя ценить его труды ниже потому, что он наш современник. Если бы он славен был среди людей, которых мы никогда не видели, мы разыскивали бы не только его книги, но и его изображения, но он живет в наше время, он нам уже надоел, и слава его тускнеет. Неправильно и зло не восхищаться человеком, достойным восхищения, потому что тебе довелось его видеть, с ним разговаривать, его слышать.[Будет] предательством [в судебной речи] бегло и кратко коснуться того, что следует втолковывать, вбивать, повторять. Для большинства в длинном рассуждении есть нечто внушительное, весомое; меч входит в тело не от удара, а более от нажима: так и слово в душу.Как со всем хорошим, так и с хорошей речью: она тем лучше, чем длиннее.Одна и та же речь может, правда, показаться хорошей, когда ее произносят, и плохой, когда ее читают, но невозможно, чтобы речь, хорошо написанная, оказалась плоха при слушании.Каждому милы его собственные измышления, и если кто-то другой скажет то же самое, что он предполагал, то для него это уже сильнейший довод.Как-то Регул, с которым мы защищали одно и то же дело, сказал мне: «по-твоему, надо исследовать все, относящееся к делу, а я сразу вижу, где горло, и за него и хватаю». Он, конечно, хватал то, на что нацелился, но в выборе цели ошибался часто. Ему (…) случалось принять за горло колено или пятку.В плохой покупке всегда каешься, потому особенно, что это укор хозяину в его глупости.Мнения ведь подсчитывают, не взвешивают. (…) В самом равенстве столько неравенства! Разум не у всех одинаков, а права одинаковы.Старая слава молодую любит. Так уж устроено: если ты не добавишь к старым услугам новых, прежних как не бывало.Как бы ни были обязаны тебе люди, если ты им откажешь в чем-нибудь одном, они только и запомнят, что этот отказ.Ничто так не выделяет свет, как тени.Люди больше ценят славу не великую, а широко разошедшуюся.Умный и тонкий читатель не должен сравнивать между собой произведения разных литературных видов, но, взвесив их в отдельности, не почитать худшим то, что в своем роде совершенство.Как в человеке, так и в государстве, тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.В этом (…) мире (…) нельзя ни в чем отчаиваться и нельзя ни на что полагаться.Хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем.Несправедливо, конечно, но так уж повелось, что в зависимости от успеха или неудачи те же самые решения или признают хорошими, или осуждают как плохие. Поэтому обычно одни и те же поступки определяют как рвение и как тщеславие, как щедрость и как безумие.Недоделанное – то же самое, что неначатое.Открытая рана боится прикосновения врачующей руки, потом терпит ее и, наконец, требует; так и свежая душевная боль отталкивает слова утешения и бежит от них, но затем их хочет и успокаивается от добрых, ласковых слов.Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. А потом судить о том, что лишнее, ты можешь, только прослушав все.Я считаю счастливыми людей, которым боги дали или свершить подвиги, достойные записи, или написать книги, достойные чтения; к самым же счастливым тех, кому даровано и то и другое.То, что ускользнуло от читателя, не может укрыться от переводчика.Следует читать много, но не многое.Толпа от самой многочисленности своей приобретает некий большой коллективный здравый смысл, и те, у кого по отдельности рассудка мало, оказавшись все вместе, имеют его в изобилии.Никто не выслушивает порицаний терпеливее людей, больше всего заслуживающих похвал.Рабство прошлого времени повлекло за собой невежество и забвение в области многих благородных занятий, между-прочим и в области сенатского права. (…) Поэтому возвращенная свобода застигла нас несведущими и неопытными; упоенные ее сладостью, мы вынуждены иногда раньше действовать, а затем уже узнавать.Трудно не перезабыть сведений, которым нет применения.Время кажется тем короче, чем оно счастливее.Человеку свойственно чувствовать и испытывать страдания, но в то же время бороться с болью и слушать утешения, а не просто не нуждаться в утешениях. (…) Есть некоторое наслаждение и в печали, особенно если ты выплачешься на груди у друга, который готов или похвалить твои слезы, или извинить их.Мало разницы в том, потерпел ты несчастье или ждешь его; только для печали есть граница, а для страха – никакой.Людской слух радуется новизне.Как занятия дают радость, так и занятия идут лучше от веселого настроения.Мы имеем обыкновение отправляться в путешествие и переплывать моря, желая с чем-нибудь познакомиться, и не обращаем внимания на то, что находится у нас перед глазами. (…) Мы не интересуемся близким и гонимся за далеким; откладываем (?) посещение того, что всегда можно увидеть, в расчете, что мы часто можем это видеть.От многочисленных изменений измененным кажется и то, что осталось таким, как было.Рабы всех страстей сердятся на чужие пороки так, словно им завидуют, и тяжелее всего наказывают тех, кому больше всего им хотелось бы подражать.Я считаю самым лучшим и самым безупречным человека, который прощает другим так, словно сам ежедневно ошибается; и воздерживается от ошибок так, словно никому не прощает.Он был особенно умен тем, что считал других умнее себя; особенно образован тем, что хотел учиться.О несчастных забывают так же, как об усопших.Плохо, если власть испытывает свою силу на оскорблениях; плохо, если почтение приобретается ужасом: любовью гораздо скорее, чем страхом, добьешься ты того, чего хочешь. Ведь когда ты уйдешь, страх исчезнет, а любовь останется, и как он превращается в ненависть, так она превращается в почтение.Я сказал, думается, удачно об одном ораторе нашего века, безыскусственном и здравомыслящем, но не очень величественном и изящном: «У него нет никаких недостатков, кроме того, что у него нет никаких недостатков». Оратор ведь должен иногда возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам: к высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы. Путь по равнине безопаснее, но незаметнее и бесславнее. (…) Риск придает особенную цену как другим искусствам, так и красноречию.И самый длинный день скоро кончается.Я не хочу, как человек праздный, писать длинные письма, а читать их хочу, как человек изленившийся. Ведь нет ничего бездеятельнее изленившихся людей и любопытнее праздных.Очень одобряю, что ты предпринял прилежный пересмотр своих трудов. Тут есть, однако, некоторая мера: (…) излишнее старание больше уничтожает, чем исправляет.Хорошие люди слабее плохих.Загляни в собственную душу.Молвы боятся многие, совести – кое-кто.В какие узкие пределы втиснута жизнь множества людей!Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем.История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины.История пишется для установления строгой истины.Честность оскорбляет людей в ту минуту, когда она им во вред, потом они же ею восторгаются и ее превозносят.Честность для нас значит не меньше, чем для других необходимость.О честности обвинителя лучше всего судить по самому обвинению.Честную душу сдерживает совестливость, а негодяй крепнет от своей дерзости.Никогда один человек не мог обмануть всех, да и все не могли обмануть одного человека.Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем.Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год.Важно не звание человека, а его дело.Если ты рассчитываешь на потомков, то для них недоделанное – то же самое, что неначатое.Привычка к одним и тем же занятиям вырабатывает умение, но не развивает способностей, внушает не уверенность в себе, но самодовольство.Люди по своей природе любознательны; и ничем не прикрашенное знакомство с фактами прельщает даже тех, кто с удовольствием слушает болтливые небылицы.Считаю крайней глупостью выбирать для подражания не самое лучшее.И радость и утешение – в науках.Никто не может быть мудрым во всякую минуту.Подобно тому, как почвы обновляются разнообразным и переменным посевом, так и наш ум обновляется размышлением то об одном, то о другом.Беда часто делает людей остроумными.Живой голос, как говорится, производит гораздо больше впечатления. Пусть то, что ты читаешь, будет сильнее, но в душе глубже засядет то, что запечатлевают в ней манера говорить, лицо, облик, даже жест говорящего.У несчастных одни речи, у счастливых – другие.Оратор должен иногда возноситься, подниматься, иногда бурлить, устремляться ввысь и часто подходить к стремнинам: к высотам и крутизнам примыкают обычно обрывы. Путь по равнине безопаснее, но незаметнее и бесславнее; бегущие падают чаще тех, кто ползает, но этим последним, хотя они и не падают, не достается никакой славы, а у тех она есть, хотя бы они и падали. Риск придает особенную цену как другим искусствам, так и красноречию.Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь. А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает.Гремит, сверкает и приводит в смятение не речь увечная и обкорнанная, а возвышенная, льющаяся широким великолепным потоком.Опыт и есть и считается лучшим учителем красноречия.Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать.Всякая хорошая книга тем лучше, чем она больше.Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал.Чистое не становится хуже, если им займутся люди плохие; вообще же оно удел хороших.Для печали есть предел, для страха – нет.Страх – суровейший исправитель.Преданность негодяев так же ненадежна, как они сами.Лицемерная любовь хуже ненависти.Так уж устроено природой: ничто не усиливает любовь к человеку, как страх его лишиться.Величайшая радость в жизни человека – быть любимым, но не меньшая – самому любить.Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива.Чрезмерное усердие больше портит, чем улучшает.Люди, преданные наслаждениям, живут будто одним днем: кончилось сегодня – и нет причины жить.Печаль изобретательна на скорбные выдумки.Общепринято приписывать вину правдивость.Справедливо, чтобы человек выступал иногда ради собственной доброй славы.Людей охватила такая страсть к наживе, что, по-видимому, они больше находятся под властью своего имущества, чем сами владеют им.Изобразить нельзя, как одушевляют действия ума телодвижения.Молодость и средний возраст мы должны посвятить родине, старость – себе.Можно мириться с беспорядочной сумятицей в жизни юноши; старикам к лицу спокойная упорядоченная жизнь: напрягать свои силы поздно, добиваться почестей стыдно.О тех, кто сами призвали смерть, горюешь неисцелимо, ибо веришь, что они могли еще долго жить.Неизменным и великим утешением в смерти людей, скончавшихся от болезни, служит ее неотвратимость.Постараемся же, пока нам дана жизнь, чтобы смерти досталось как можно меньше того, что она сможет уничтожить.Те, кто думают о будущих поколениях и хотят жить в своих произведениях, умирают всегда преждевременно, потому что смерть всегда обрывает у них что-то начатое.Все, однако, можно если не победить, то смягчить искусством и старанием.Змеи змей не кусают.

wyrazheniya.ru

Мудрости Древнего Рима | Крылатые выражения

Публий Овидий Назон(43 г. до н.э. – ок. 18 г. н.э.)поэт

Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т. е. Одиссея), желающего увидеть дым отечественных очагов.Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.Все изменяется, ничто не исчезает.Пользуйся юностью; жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их.Бог в нас самих.Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.Мгновения вечно сменяют друг друга.Каждый в пределах своей пусть остается судьбы.Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.О деле суди по исходу.Трудитесь, пока позволяют силы и годы.Или не берись, или доводи до конца.Сказано – сделано.Результат оправдывает действие.Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.Какие кто сознает за собой деяния, такие надежды или страхи и порождает это в глубине его сердца.И у врага дозволено учиться.Опыт – самый лучший наставник.Верь опыту.К неизвестному нет влечения.Позволь мне остаться в своем заблуждении.Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, – ты должен физическую красоту соединить с даром ума. Красота – ненадежное преимущество: чем больше стараешься ты, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать. Не всегда цветут фиалки и фиолетовые лилии; на цветочном стебле розы, когда на ней опадут лепестки, остаются одни шипы. И у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие тебе лицо морщины. Старайся образовать ум – нечто прочное – и сделать из него помощника красоте: только ум остается с нами до могилы!Несчастных прежде всего оставляет разум.Средний путь – самый безопасный.Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Как сдается народу серьезный судья или Сенат, состоящий из лучших членов общества, так и сдается девушка, побежденная твоим ораторским талантом. Скрывай, однако, свои силы, не выставляй напоказ своего красноречия! Отнюдь не употребляй изысканных фраз и выражений!Первое слово всегда тревожит вам слух и вниманье.Вечно и всюду молчать – небольшая в этом заслуга. Но грешно говорить то, о чем должно молчать.Словами подобает скрашивать зло.Молчи, мой язык, говорить больше не о чем.Слезам присуща подчас сила слова.В легком деле кто угодно сможет блистать красноречием.Посулами всякий может быть богат.Говорливая молва, которая любит прибавить к правде ложь, растет с каждой самой маленькой ложью.Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.Всякая надежда, основанная на заслуге, законна.Пусть не хватает сил, но желание все же похвально.Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.Положить конец войнам.Пусть воюют другие.То, что упало, топтать – подлого труса почин.Храброму вся земля – родина.Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на нескольких птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ – быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвятить заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.Пока ты счастлив, у тебя множество друзей; когда времена омрачаются, ты останешься один.Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.Трудно верить, между тем женщины берут уроки даже смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа чуть-чуть приоткрывать низ верхних зубов… Смех должен быть, если можно так выразиться, легким и чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся; можно думать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю – стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.Мы, мужчины, ненавидим переходящую всякую меру спесь – верьте человеку опытному! – и часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть ее за один ее взгляд.Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится. Она или привлекает, или отталкивает от себя незнакомых мужчин. Одна женщина движется грациозно, распустив платье по ветру и гордо ступая. Другая… разгуливает сама не своя, огромными шагами.Чего не сможет искусство? – Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят!Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы. Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, тогда проходят грусть, заботы и морщины на лбу, тогда намерения становятся искренними – что так редко в наш век, вино уничтожает всякую искусственность. Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказывалась огнем в огне.Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любою женщиной, – и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Скорей перестанут петь птицы, летом стрекотать кузнечики, скорей аркадская собака пустится бежать от зайца, чем ответит отказом женщина на вкрадчивые предложения молодого человека! Согласится даже та, о согласии которой ты не мог бы и думать.У женщин разные характеры, а на тысячу разных сердец нужно действовать и тысячею разных средств… Сколько на свете разных физиономий, столько и характеров… Одних рыб ловят острогою, других – удочкой, третьи попадаются в натянутую для них сеть. Так и ты не должен применять одного и того же средства для обольщения женщин всех возрастов. Если ты покажешься образованным невежде или нахалом жеманной, она, бедняжка, тотчас перестанет доверять себе. Оттого-то женщина, боящаяся отдаться честному, падает иногда в грязные объятия мерзавца.Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки.Часто прикидывающийся влюбленным влюбляется не на шутку и, начав с притворства, кончает серьезно. Тем снисходительнее должны вы, женщины, относиться к разыгрывающим из себя влюбленных – прежний мнимый любовник превратится в настоящего.Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты. Будет она в красном платье, хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идет к ней. Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дороже золота; если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали ее, что она надела костюм – из зимней материи. Подойдет она в одной рубашке, кричи: «Ты жжешь меня!…» – и умоляющим голосом проси ее не простудиться. Если ее волосы искусно расчесаны на две косы, восторгайся, что они расчесаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся и ее руками, в танцах, и голосом, когда она поет; если же она перестанет, заяви сожаление, что она рано кончила.… Смотри только не покажись притворным на словах и не наноси смертельного удара выражению своих чувств – своею физиономией: тайная хитрость полезна, но, если ее разгадают, она заставляет краснеть и заслуженно лишает доверия навсегда.Кто может скрыть любовь?При ухаживании помогают и слезы – слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности, старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез – не всегда же они являются вовремя, – намочи кончики пальцев и приложи к глазам.Без размолвок недолго длится любовь.Какой умный человек не примешает к нежностям поцелуев? Пусть красавица откажется подарить тебе поцелуй – срывай их, если тебе отказываются дать их! Быть может, сперва она начнет упираться и скажет: «Бессовестный». Но, и упираясь, она захочет быть побежденной! Берегись только бесцеремонно срывать поцелуи с ее нежных губок и давать повод жаловаться на грубость! Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, – если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний?Ночь любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь – робость.Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.Безобразное явление – старческая любовь.Ночь, да еще вино не позволяют судить о красоте… Ночь скрывает недостатки и не дает составить понятия ни о каких отрицательных сторонах; эти часы любую женщину делают красавицей.Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты.Любовь травами не лечится.Всякий влюбленный – солдат, и есть у Купидона свой (военный) лагерь.Ты был бы уступчив и снисходителен к мольбам, если бы прежде пылал любовью к кому-либо.Время исцеляет любовную тоску.Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?Сколько на небе звезд, столько и девушек в Риме.Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается.Смелому помогают и Венера и счастливый случай.Там, где нет опасности, наслаждение менее приятно.Запретный плод сладок.Страж жены – добродетель. Добродетельная только та, которую не принуждает страх, а кто верна из боязни, совсем не верна.Та, которая не согрешает потому, что это не дозволено, та согрешает.Занятия налагают отпечаток на характер.Груз становится легким, когда несешь его с покорностью.Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного.Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.Как хрупкий лед проходит гнев, если переждать.Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.Есть некоторое наслаждение и в слезах.Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить.Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру.Мелочи прельщают легкомысленных.На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.Зависть терзает и сама терзается.Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.Почести приносят доходы.Сберечь приобретенное – не меньшее искусство, чем его приобрести.Бедный повержен везде.Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело,Как портится в озере без движения вода.Больная душа не выносит ничего тягостного.Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах,Когда болезнь укоренилась от долгого промедления.Не всегда во власти врача исцелить больного.Подчас болезнь оказывается сильнее медицины.Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов.Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.Все может ослабить время, но не мою печаль.Капля долбит камень, изнашивается от употребления кольцо.Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем,Дни убегают, и нам их невозможно сдержать.Всепожирающее время.Молодость быстро летит: лови уходящее время.День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.Искусства смягчают нравы.Делать из ручья большую реку.

wyrazheniya.ru

Крылатые выражения Древней Греции и Рима Авгиевы конюшни

Крылатые выражения Древней Греции и РимаАвгиевы конюшни – 1) грязное помещение. 2) запущенность, беспорядок в делах.

Аполлон – красивый молодой человек.

Ариаднина нить – путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения.

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место.

Все течет, все изменяется – сущность учения греческого философа Гераклита.

Гидра – враждебная сила, борьба с которой очень трудна.

Гименей. Узы Гименея – брак, супружество.

Гордиев узел – запутанное сплетение обстоятельств.

^ – угрожающая опасность.

Жизнь коротка, искусство долговечно – выражение Гиппократа.

Золотое руно – богатство, которым стремятся овладеть.

Золотой век – счастливая пора, а также – время расцвета искусства. Выражение восходит к произведению Гесиода “Труды и дни”.

^ – неожиданное богатство.

Из мухи делать слона – выражение Лукиана из “Похвалы мухе”. В значе-

нии сильно преувеличивать.

Лебединая песня – последнее проявление таланта. Сравните у Эзопа: “Говорят, что лебеди поют перед смертью”.

Лета. Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.

^ – воспитатель, наставник.

Морфей. Объятия Морфея – синоним сна.

Нарцисс – самовлюбленный юноша.

Одиссея – долгое странствие.

Панический страх – внезапный, сильный страх.

^ – совокупность поэтов, поэзии.

Платон мне друг, но истина дороже – Платон в сочинении “Федон” приписывает Сократу слова: “Следуй мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине.”

^ – надпись в храме Аполлона в Дельфах, сделанная семью мудрецами.

Полет Икара – смелые, но тщетные дерзания.

Привычка – вторая натура (природа) – выражение Аристотеля в “Риторике”.

^ – мерка, под которую стремятся подогнать что - либо, для нее не подходящее.

Прометей. Прометеев огонь – символ служения людям, величия, человеческого достоинства.

^ – семью чудесами света назывались в древности сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса работы Фидия, гробница Мавзола в Галикарнасе, изображение Гелиоса, Колосс Родосский, маяк на острове Фарос, египетские пирамиды.

^ – сделать решительный шаг, после которого исключается возможность отступить, возвратиться к прежнему.

Сизифов труд (камень) – тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

Со щитом (или на щите) – оказаться победителем или побежденным.

^ – непонятное, загадочное, неразрешимое.

Титаны – люди, отличающиеся исполинской мощью ума, гения.

Фемида. Весы Фемиды. Жрецы Фемиды – правосудие, судьи, суд.

Феникс – символ вечного возрождения.

^ – злая женщина, некое чудовище.

Химера – плод воображения, нереальное.

Цербер – свирепый, неумолимый страж.

Человек – животное общественное – выражение Аристотеля из “Политики”.

Что и требовалось доказать – этим выражением заканчивалось каждое

математическое рассуждение греческого математика Евклида.

^ – иносказательный, полный умолчаний, намеков и аллегорий язык.

Я знаю только то, что ничего не знаю – высказывание Сократа.

Яблоко раздора – причина спора, вражды.

^ – утреннее время, наиболее благоприятное для занятий науками.

Власть над собой – высшая власть – Из “Писем” Сенеки.

Диана – строгая девственница. В поэтической речи – Луна.

До ногтя – до полного совершенства. Выражение возникло из скульптурной техники: обработка мраморной статуи считалась законченной, если при проведении по ее поверхности ногтем не ощущалось шероховатости.

^ – окончательное решение принято. Восклицание Юлия Цезаря при переходе через Рубикон.

Избыток пищи мешает тонкости ума – из “Писем” Сенеки.

Искусство смягчает нравы – парафраза из “Писем с Понта” Овидия.

^ – из “Посланий с Понта” Овидия.

Когда гремит оружие, музы молчат – из речи Цицерона.

Конец – делу венец – латинская поговорка.

Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда? – риторическая схема вопросов, предназначенных для выяснения обстоятельств какого-либо действия.

^ – из “Истории” Тита Ливия.

Любовь побеждает всё – из Вергилия.

О вкусах не спорят – из “Писем” Плиния Младшего.

О времена! О нравы! – из речи Цицерона.

Повторение – мать учения – латинская пословица.

Привычка – вторая натура – выражение Цицерона.

Пришел, увидел, победил – по свидетельству Плутарха, этой фразой Юлий Цезарь сообщил своему другу о победе над понтийским царем.

Рука руку моет – латинская поговорка.

Хлеба и зрелищ – возглас, выражавший основные требования римской толпы в эпоху Империи.

vbibl.ru

Крылатые выражения Древней Греции и Рима Авгиевы конюшни

скачать файлКрылатые выражения Древней Греции и Рима Авгиевы конюшни – 1) грязное помещение. 2) запущенность, беспорядок в делах.

Аполлон – красивый молодой человек.

Ариаднина нить – путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения.

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место.

Все течет, все изменяется – сущность учения греческого философа Гераклита.

Гидра – враждебная сила, борьба с которой очень трудна.

Гименей. Узы Гименея – брак, супружество.

Гордиев узел – запутанное сплетение обстоятельств.

Дамоклов меч – угрожающая опасность.

Жизнь коротка, искусство долговечно – выражение Гиппократа.

Золотое руно – богатство, которым стремятся овладеть.

Золотой век – счастливая пора, а также – время расцвета искусства. Выражение восходит к произведению Гесиода “Труды и дни”.

Золотой дождь – неожиданное богатство.

Из мухи делать слона – выражение Лукиана из “Похвалы мухе”. В значе-

нии сильно преувеличивать.

Лебединая песня – последнее проявление таланта. Сравните у Эзопа: “Говорят, что лебеди поют перед смертью”.

Лета. Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.

Ментор – воспитатель, наставник.

Морфей. Объятия Морфея – синоним сна.

Нарцисс – самовлюбленный юноша.

Одиссея – долгое странствие.

Панический страх – внезапный, сильный страх.

Парнас – совокупность поэтов, поэзии.

Платон мне друг, но истина дороже – Платон в сочинении “Федон” приписывает Сократу слова: “Следуй мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине.”

Познай самого себя – надпись в храме Аполлона в Дельфах, сделанная семью мудрецами.

Полет Икара – смелые, но тщетные дерзания.

Привычка – вторая натура (природа) – выражение Аристотеля в “Риторике”.

Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся подогнать что - либо, для нее не подходящее.

Прометей. Прометеев огонь – символ служения людям, величия, человеческого достоинства.

Семь чудес света – семью чудесами света назывались в древности сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса работы Фидия, гробница Мавзола в Галикарнасе, изображение Гелиоса, Колосс Родосский, маяк на острове Фарос, египетские пирамиды.

Сжечь корабли – сделать решительный шаг, после которого исключается возможность отступить, возвратиться к прежнему.

Сизифов труд (камень) – тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

Со щитом (или на щите) – оказаться победителем или побежденным.

Сфинкс – непонятное, загадочное, неразрешимое.

Титаны – люди, отличающиеся исполинской мощью ума, гения.

Фемида. Весы Фемиды. Жрецы Фемиды – правосудие, судьи, суд.

Феникс – символ вечного возрождения.

Фурия – злая женщина, некое чудовище.

Химера – плод воображения, нереальное.

Цербер – свирепый, неумолимый страж.

Человек – животное общественное – выражение Аристотеля из “Политики”.

Что и требовалось доказать – этим выражением заканчивалось каждое

математическое рассуждение греческого математика Евклида.

Эзоповский язык – иносказательный, полный умолчаний, намеков и аллегорий язык.

Я знаю только то, что ничего не знаю – высказывание Сократа.

Яблоко раздора – причина спора, вражды.

Аврора – утреннее время, наиболее благоприятное для занятий науками.

Власть над собой – высшая власть – Из “Писем” Сенеки.

Диана – строгая девственница. В поэтической речи – Луна.

До ногтя – до полного совершенства. Выражение возникло из скульптурной техники: обработка мраморной статуи считалась законченной, если при проведении по ее поверхности ногтем не ощущалось шероховатости.

Жребий брошен! – окончательное решение принято. Восклицание Юлия Цезаря при переходе через Рубикон.

Избыток пищи мешает тонкости ума – из “Писем” Сенеки.

Искусство смягчает нравы – парафраза из “Писем с Понта” Овидия.

Капля долбит камень – из “Посланий с Понта” Овидия.

Когда гремит оружие, музы молчат – из речи Цицерона.

Конец – делу венец – латинская поговорка.

Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда? – риторическая схема вопросов, предназначенных для выяснения обстоятельств какого-либо действия.

Лучше поздно чем никогда – из “Истории” Тита Ливия.

Любовь побеждает всё – из Вергилия.

О вкусах не спорят – из “Писем” Плиния Младшего.

О времена! О нравы! – из речи Цицерона.

Повторение – мать учения – латинская пословица.

Привычка – вторая натура – выражение Цицерона.

Пришел, увидел, победил – по свидетельству Плутарха, этой фразой Юлий Цезарь сообщил своему другу о победе над понтийским царем.

Рука руку моет – латинская поговорка.

Хлеба и зрелищ – возглас, выражавший основные требования римской толпы в эпоху Империи.скачать файл

komane.ru