Крушение империй древнего мира. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Античная эпоха. Крушение империй». Крушение империй древнего мира


Крушение империй древнего мира | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЙ ДРЕВНЕГО МИРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ КУРС.СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. [email protected] ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ. ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, ВАРВАРЫ, ГУННЫ, ХРИСТИАНСТВО, СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ, КОЛОНЫ, ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ , НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ НАРОДЫ ЕВРОПЫ КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. НАРОДЫ ЕВРОПЫ В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО –УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ.ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ ( НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ. КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. ЕВРАЗИЯ ( ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД. НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТАНСТВО ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО

univerfiles.com

Тема 5. Крушение империй Древнего мира. Наступление варваров

Военное дело Тема 5. Крушение империй Древнего мира. Наступление варваров

просмотров - 233

II—IV вв. были временем перемен в облике мира. Круп­нейшие государства древности вступили в период упад­ка. Началось время Великого переселœения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.

Народы Европы

В I—II вв. общая численность населœения мира составляла около 250 млн. человек, которые распределялись по земному шару нерав­номерно. Основная масса населœения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом — в поясе государств, про­тянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пре­делах Римской империи проживало около 50 млн. человек (в самой Италии — 7—8 млн.), примерно столько же — в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчи­тывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго-Восточной Азии.

Севернее границ Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др.), восточнее — славянские и финно-угорские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов гот­ских племенных объединœений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

Численность населœения Центральной и Восточной Европы бы­ла невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а со­противление они оказывали упорное. В 9 ᴦ. три отборных легиона Октавиана Августа были разгромлены германцами в Тевтобург-ском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться ук­реплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Οʜᴎ должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово «барбарос» по-гречески означало «тот, кто го­ворит невнятно»). Германцы, не знающие латыни, представлялись римлянам дикарями.

Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледель­цами, не строили больших городов. В I—V вв. у них преобладали не­большие посœелки, заселœенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из желœеза. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя по­степенно развивались и товарно-денежные отношения.

Рабовладение у германских племен не получило широкого распространения. Захваченных в межплеменных столкновени­ях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в посœелœениях, где им выделялся участок земли, часть продук­ции которого они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадле­жала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находи­лись в общем пользовании селян.

Своеобразной была организация жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч чело­век, живущих на большой территории, учесть мнение всœех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен де­лились на округа, в которых проводились собрания наиболее автори­тетных и богатых представителœей посœелœений (родоплеменной зна­ти). Οʜᴎ решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали лагмана — знатока обыча­ев, игравшего роль судьи.

Наряду с родоплеменной знатью особую роль играли военные вожди — конунги (князья). Οʜᴎ возглавляли боевые дружины, кото­рые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совер­шали набеги на сосœедей, иногда нанимались на службу к римлянам.

Конунги далеко не всœегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источ­ником их обогащения. Конунг с дружиной строили бурги (крепо­сти), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые цент­ры. Первоначально конунги избирались представителями родо племенной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединœений в начале I тыся­челœетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки его формирова­ния уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного неравен­ства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

Кочевые племена Азии и Китай

На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге ограниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и Гималаев, на севере — лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

Степные просторы обеспечивали возможность прокормить боль­шое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выгорала, что заставляло кочевников двигаться на се­вер. Зимой же, когда на севере землю покрывал снег и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.

Каждое кочевое племя контролировало огромную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла посто­янная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вытеснялись на худшие земли, уничтожались или порабощались.

Непросто складывались отношения кочевников с земледельче­скими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на сосœедние осœедлые племена, облагали их данью, грабили их посœелœе­ния, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти всœе взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на отно­сительно небольшую численность племен, выставлять крупные си­лы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями древно­сти против кочевников, чаще всœего оказывались бессмысленными. Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсœем не было постоянных посœелœений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (к примеру, гунны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития дости­гало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным по­казателœем богатства выступали скот и рабы.

Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединœение — союз 24 племен — воз­никло у гуннов еще в Ш веке до н.э. Под их властью находились тер­ритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое населœение севе­ра Китая платило гуннам дань. При этом в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочев­никами. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Οʜᴎ оказались довольно эффективными. Гунны к серединœе I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Неко­торые из гуннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к бере­гам Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

Начало Великого переселœения народов

Во II веке начались глобальные изменения климата͵ произошло по­холодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемо­го малого ледникового периода на юге началось наступление пус­тынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Им­перии Хань оказалось намного сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, со­кращения посœевных площадей в Китае. Голод, распространение бро­дяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Населœение винило в своих бедствиях императора и чиновников. В184 ᴦ. Китай охватило с трудом подавленное к 208 ᴦ. восстание «жел­тых повязок». Основным его лозунгом было требование новой, сча­стливой жизни. Ее символом считался желтый цвет

С середины II до середины III века из-за голода, эпидемий и вос­станий численность податного населœения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разо­рилось, сохранились лишь «сильные дома», которые перешли к на­туральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги на­турой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вое­начальники перестали считаться с императорским двором. Начавшая­ся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах ко­торой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земле­делия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Ку-шанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на его землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги за­тронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волна­ми набегов.

Возникновение христианства

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населœения составляли евреи, которые ис­поведовали одну из религий спасения — иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателœей — египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. При этом когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической лично­стью), который называл себя Сыном Божьим, стал пропове­довать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли его самозванцем, выдающим себя за Мессию. Οʜᴎ не приня­ли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всœех национально стей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал прояв­лять милость к врагам, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинœен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом хри­стианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как ве­ликая жертва, которую Создатель принœес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и пере­живания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телœесной смертью, побудить их в первую очередь забо­титься о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непро­тивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти. Христиане считали, что когда всœе люди придут в Царство Божие и будут жить соглас­но заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе прише­ствие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I—II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярно­стью оно первоначально пользовалось среди беднейших слоев населœения и рабов.

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира, Римская, память о ко­торой веками влияла на жизнь европейских народов, от своего расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаме­новал наступление новой исторической эпохи — Средних веков.

Золотой век Рима

В начале II века Римская империя достигла вершины своего могуще­ства. При императоре Траяне (правил в 98—117) власть империи при­знали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия. При Адриане (правил в 117—138) особое внимание уделялось укреплению границ империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значи­тельное развитие получили правовые нормы: римское право впослед­ствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделœе­ние труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В Галлии расцветали ремесла. Она по­ставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно. Италия и Испания производили вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные про­винции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим. Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселœение. Почти половина дней в году считались праздничными. В «Веч­ном городе» постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселœения организо­вывались и для жителœей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получи­ла доступ в сенат. В Галлии, Испании, многих других провинци­ях открылись школы, где преподавали латынь, греческий, да­вали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населœения отличало знание римских по­этов (Овидия, 43 до н.э. — 18 н.э.; Вергилия, 70—19 до н.э.; Гора­ция, 65 до н.э. — 8 н.э.), сатирических произведений Ювенала (60—127), Лукиана (90—120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих филосо­фов. При этом наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдени­ем этических норм, служением общественным интересам. В Ри­ме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.), Эпиктет (50—140), автор многих философских трудов, послед­ний император золотого века Марк Аврелий (правил в 161—180).

Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Рим­ской империи начали ухудшаться. Наступление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали при­чиной падения урожайности в Италии, Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и тор­говли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворо­тов. Империя погрузилась в пучину гражданской войны (193—197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чере­довались так называемые «солдатские» императоры, выходцы из ар­мейской среды. Ни один из них не контролировал полностью всœе римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, «солдатские» им­ператоры наделяли ветеранов-легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевла­дельцев (сальтусов). В условиях изменения климата͵ подрыва торговых связей они утратили эффективность, их продукция не на­ходила сбыта͵ не окупалось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам не­большие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отра­батывать на него до двух недель в год. Часть земли сдавалась в аренду свободным горожанам (колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало сущест­венно различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственни­ком земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников. Товар­но-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, всœе расчеты с властями брал на себя владелœец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чи­новников, быстро разорялись. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, целые посœелœения при­нимали покровительство крупных землевладельцев, их жители доб­ровольно переходили на положение колонов.

Торговые города пустели и приходили в упадок. Основной хозяй­ственной единицей стали огромные имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и посœелœения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способ­ствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии — основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284—305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все населœение Римской империи, кроме рабов, получило права ее граждан. Тем самым привилегиро­ванное положение жителœей Италии оказалось отменено, власть сена­та была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части — Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в за­падных провинциях. Резиденцией императора стал город Никоме- дия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константинœе I (правил в 306—337), в столицу империи превратился греческий го­род Византии, переименованный в Константинополь.

Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами рим­ляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определœенным видам деятельности. Стар­шим из богов считался Юпитер, богом морей — Нептун, войны — Марс, торговли — Меркурий и т.д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное населœение к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придер­живается собственных религиозных воззрений. При этом в отноше­нии христианства делалось исключение. Его рассматривали как враждебную Риму религию. Многие римские императоры пресле­довали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселœения плебса. Гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, ко­торые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие всœе остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к ут­рате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всœех людей перед Богом воспринима­лись как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы счи­тались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кри­зиса, охватившего Римскую империю во II веке, увеличивалось. Пре­следования заставили христиан создать сильную, хорошо организо­ванную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повинове­нии рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христиан­ства становились многие богатые римляне.

В 313 ᴦ. между императором Константином и христианами был до­стигнут компромисс. Οʜᴎ признали божественность императорской власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероиспо­ведания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богу. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобожде­на от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государствен­ным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их церк­ви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всœех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровожда­лось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение полу­чили толкования христианства, отличающиеся от общеприня­тых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Хрис­тос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 ᴦ. в Никее был собран Вселœенский собор (собрание всœего христианского духовенства). На нем был принят Символ веры — краткое изложение сути христианского учения, уста­новлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361—363), ко­торый, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, по­пытался возродить старые верования, восстановить пришед­шие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно поддерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379—395) были запрещены всœе религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергать­ся также сторонники различных еретических (не утвержденных Со­борами) его направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них разрушены Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Цент­ральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее населœение. Целые племена двигались на юг, осœедая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гуннов, которые, продвигаясь с востока, к сере­динœе IV века достигли Северного Причерноморья. Οʜᴎ теснили племена сарматов и готов, жившие между Днестром и Дунаем. С се­вера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Рим­ской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обостре­ния борьбы за власть, не препятствовали освоению «варварами» римских владений, тем более что они уже не были чуждыми импе­рии. Многие германские племена приняли христианство, их дружи­ны состояли на службе у римских военачальников.

Вестготам (западным готам), спасающимся от гуннов, разре­шалось селиться южнее Дуная. Пополнение населœения империи по­рождало надежды на увеличение размера собираемых податей, но­вые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятель­но решать свои проблемы «варвары» не будут покорно сносить по­боры чиновников. Вестготы восстали, к ним примкнули рабы и ко­лоны, и в 378 ᴦ. они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить вестготов.

После смерти Феодосия в 395 ᴦ. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточ­ной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вестготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410 ᴦ. король вестготов Аларих (370—410) захватил и раз­грабил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Ра­венну, на север Италии . Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в Галлию и Испанию. В 429 ᴦ., завладев флотом, вторглись в Северную Африку, где основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Венгрии. Их предводитель Атптила (434—453) в 436 ᴦ. начал наступление на Европу. Войска гуннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 го­родов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Прой­дя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы, который был разбит в 451 ᴦ. в Галлии. Отступая, гунны разграбили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гуннских племен распался, и под натиском го­тов они откочевали в Северное Причерноморье.

В Западной Римской империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разграблен войсками вандалов. В 476 ᴦ. вождь германских наемников Одоакр (431—493) сверг последнего императора Ромула Августа и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии. Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселœения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории быв­шей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.

Вопросы и задания

· Укажите демографические и климатические факторы, привед­шие к Великому переселœению народов.

· Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римля­не называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединœениях «варваров»?

· Сравните образ жизни кочевых и осœедлых племен. Почему гун­ны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов.

· Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населœения Римской империи стали последова­телями новой веры

· Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

· Укажите экономические и политические причины кризиса Рим­ской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите его отли­чия от рабовладения.

· Подумайте, какие цели преследовали административные ре­формы Диоклетиана и Константина?

· Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

  Факторы падения Рима
внутренние  
внешние  

· В чем выразился духовный кризис римского общества? Поче­му христианская церковь превратилась в сплоченную органи­зацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

· Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Рим­ской империи».

oplib.ru

— Причины падения великих империй

Когда-то мы все были частью одной великой империи – СССР, обломки и шум после ее крушения до сих пор еще, как мне кажется, не затих. Великие империи древностей, татаро-монголы, Османская, средневековые империи, чопорная Британская империя  - все, как показывает время, смертны и рано или поздно приходят в упадок.

Наша страна, которая, как известно, впереди планеты всей, пережила на своем веку целых 2 геополитических крушения невероятной силы – падение Российской империи, и как уже было упомянуто СССР. Несмотря на то, что тема тянет на докторскую диссертацию, постараемся же осветить основные причины упадка, падения и гибели великих империй.

1. Войны, войны

Когда ты на вершине все остальные внизу хотят твоего свержения – это закон жизни. Империи всегда имели под боком кучу злопыхателей и врагов, с которыми расходились во мнениях, уровнях жизни и религии. Как следствие -  постоянно растущие военные расходы, непрекращающиеся военные походы, завоевания, войны и смерти. Рядовых граждан такое конечно вряд ли устраивало.

Гораздо приятнее возделывать собственную землю, предаваться праздности и развлечениям, чем маршировать в строю, зная, что каждую минуту тебя могут убить. Непрекращающийся «режим готовности» нападения подтачивал разум граждан изнутри – в итоге от великих империй постоянно отваливались куски, возжелавшие суверенитета, спокойной жизни, да и просто уставшие от имперского гнета со стороны «большого брата».

2. Огромные территории

Всякий управленец вам скажет, что проще управлять огромным заводом, находящимся в одном месте проще, чем десятью маленькими мастерскими, раскиданными по всему городу. Наглядный пример – Британская империя. Удаленность колоний и провинций сыграло решающую роль в развале этой могучей державы, особенно когда все эти провинции были неоднородны по этническому составу и социально-культурному развитию.

Гигантские расходы на перевозки, транспортировку, коррупция на местах – все это делало империи неповоротливыми и трудноуправляемыми. В Великом Риме можно привести немало примеров, когда очередной удачливый полководец, пользуясь удаленностью территорий, бросал вызов столице, заявляя о создании собственного государства с самим собой во главе.

3. Разложение общества

Пресловутое «хлеба и зрелищ» медленно, но верно развращало народ и отвлекало его от созидательного труда. Нет, я не цитирую Маркса и Энгельса, я лишь пытаюсь объяснить, что общество, глядя на то, с каким размахом живет элита, как отличается их повседневный стол от стола рядового рабочего и уплачивая непомерные налоги на создание очередного «дворца развлечений»,  рано или поздно шло по двум известным путям.

Первый – устраивало революцию, полагая, что кто был ничем, тот станет всем, второй – при поддержке государства, устраивало свои вертепы, притоны и кабаки стремясь нагнать, таким образом, элиту. Так или иначе, все эти действия снижали ВВП, подрывали мощь империи и приводили к вырождению ее генофонда.

4. Слабеющая экономика

Эта причина перекликается с предыдущей. Ведь во все времена главным поводом недовольства народа было пресловутое социальное неравенство. Тот разрыв, который делил на бедных и богатых, усиливался под влиянием непомерных налогов, гонки вооружений при пирующей и роскошествующей знати. Тот же СССР проиграл холодную войну прежде всего экономически, а когда приоткрыл завесу для свободной экономики, разрешив кооперативы и прочее, его просто смыло новой волной свободного рынка.

Великим империям то не хватало ресурсов, то они истощали себя войнами, то внутриусобицами, а то и вовсе закрывались извне и не вели активную торговлю. Несомненно, в условиях огромных территорий и огромных людских ресурсов, экономика так или иначе смогла бы развиваться и процветать, но нужен был покой. Тот же Столыпин, который говорил: «Дайте 20 лет покоя и вы не узнаете Россию», -  так покоя и не дождался, как и все империи, смотри пункт 1.

5. Выдавить по капле из себя раба

Величие каждой империи было, прежде всего, в величии ее граждан. Как не пытались все собирать совещательные органы власти, давать власть народу – всегда на вершине стоял один человек, но не группа людей. Всегда правил тоталитаризм и деспотичность, и люди, так или иначе, чувствовали себя рабами.

Не чувствуя себя влияющим на судьбы страны, чувствуя себя лишь винтиком в огромной государственной машине, который легко заменить, видя, насколько не ценит его существующий строй, гражданин великой страны задавался очень многими вопросами, которые приводили к самым разным последствиям от митингов и миграции до терактов и революций. «Разруха в головах» вместе с всесильным дыханием времени подточило много империй древности и современности, и до сих пор является весьма актуальной.

xage.ru

КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЙ ДРЕВНЕГО МИРА — Учебник 2017

§п.

Наступление «варваров» в Евразии

II—IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие государства древности вступили в период упадка. Началось время Великого переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.

Народы Европы

В I—II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн. человек, которые распределялись по земному шару неравномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом — в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 50 млн. человек (в самой Италии — 7—8 млн.), примерно столько же — в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго-Восточной Азии.

Севернее границ Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др.), восточнее — славянские и финно — угорские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием. лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а сопротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легиона Октавиана Августа были разгромлены германцами в Тевтобург — ском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались

Варварскими (слово «барбарос» по-гречески означало «тот, кто говорит невнятно»). Германцы, не знающие латыни, представлялись римлянам дикарями.

Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельцами, не строили больших городов. В I—V вв. у них преобладали небольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно-денежные отношения.

Рабовладение у германских племен не получило широкого распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, где им выделялся участок земли, часть продукции которого они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.

Своеобразной была организация жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен делились на округа, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали лагмана — знатока обычаев, игравшего роль судьи.

Наряду с родоплеменной знатью особую роль играли военные вожди — конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совершали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.

Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Конунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями родоплеменной знати или дружинои, но со временем их власть стала наследственной.

Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале I тысячелетия Н. Э. еще не сложилось, многие предпосылки его формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного неравенства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

Кочевые племена Азии и Китай

На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге ограниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и Гималаев, на севере — лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выгорала, что заставляло кочевников двигаться на север. Зимой же, когда на севере землю покрывал снег и сковывал лед, они возврашались на южные пастбиша.

Каждое кочевое племя контролировало огромную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вытеснялись на худшие земли, уничтожались или порабощались.

Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, грабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями древности против кочевников, чаще всего оказывались бессмысленными. Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гунны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.

Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение — союз 24 племен — возникло у гуннов еще в III веке до н. э. Под их властью находились территории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население севера Китая платило гуннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными. Гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Некоторые из гуннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к берегам Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

Начало Великого переселения народов

Во II веке начались глобальные изменения климата, произощло похолодание, достигщее максимума к V веку. Во время так называемого малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали больщое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Империи Хань оказалось намного сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, сокращения посевных площадеГг в Китае. Голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В

184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным его лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.

С середины II до середины III века из-за голода, эпидемий и восстаний численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные дома», которые перешли к натуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги натурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием военачальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Ку — шанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на его землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.

Возникновение христианства

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения — иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей — египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя. Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли его самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национально-

Стей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к врагам, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как великая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти. Христиане считали, что когда все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I—II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейших слоев населения и рабов.

1.

2.

§11

Вопросы и задания

Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.

Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?

Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гунны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов.

Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?

§12.

4.

Закат Римской империи

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира. Римская, память о которой веками влияла на жизнь европейских народов, от своего расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи — Средних веков.

Золотой век Рима

В начале II века Римская империя достигла вершины своего могущества. При императоре Траяне (правил в 98—117) власть империи признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия. При Адриане (правил в 117—138) особое внимание уделялось укреплению границ империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы; римское право впоследствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В Галлии расцветали ремесла. Она поставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно. Италия и Испания производили вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные провинции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим. Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселение. Почти половина дней в году считались праздничными. В «Вечном городе» постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселения организовывались и для жителей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получила доступ в сенат. В Галлии, Испании, многих других провинциях открылись школы, где преподавали латынь, греческий, давали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населения отличало знание римских поэтов (Овидия, 43 до н. э. — 18 н. э.; Вергилия, 70—19 до н. э.; Горация, 65 до н. э. — 8 Н. Э.), сатирических произведений Ювенала (60—127), Лукиана (90—120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих философов. Однако наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдением этических норм, служением общественным интересам. В Риме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н. э. — 65 н. э.), Эпиктет (50—140), автор многих философских трудов, последний император золотого века Марк Аврелий (правил в 161—180).

Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Римской империи начали }осудшаться. Настзттление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали причиной падения урожайности в Италии, Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и торговли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворотов. Империя погрузилась в пучину гражданской войны (193—197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чередовались так называемые «солдатские» императоры, выходцы из армейской среды. Ни один из них не контролировал полностью все римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, «солдатские» императоры наделяли ветеранов-легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевладельцев (сальтусов). В условиях изменения климата, подрыва торговых связей они утратили эффективность, их продукция не находила сбыта, не окупалось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам небольшие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отрабатывать на него до двух недель в год. Часть земли сдавалась в аренду свободным горожанам {колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало существенно различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственником земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников. Товарно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, все расчеты с властями брал на себя владелец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чиновников, быстро разорялись. Таким образом, целые поселения принимали покровительство крупных землевладельцев, их жители добровольно переходили на положение колонов.

Торговые города пустели и приходили в упадок. Основной хозяйственной единицей стали огромные имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и поселения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии — основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284—305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все население Римской империи, кроме рабов, получило права ее граждан. Тем самым привилегированное положение жителей Италии оказалось отменено, власть сената была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части — Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в западных провинциях. Резиденцией императора стал город Никоме —

Дия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константине! (правил в 306—337), в столицу империи превратился q)eчecкий город Византий, переименованный в Константинополь.

Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами римляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определенным видам деятельности. Стар — щим из богов считался Юпитер, богом морей — Нептун, войны — Марс, торговли — Меркурий и т. д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное население к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придерживается собственных религиозных воззрений. Однако в отношении христианства делалось исключение. Его рассматривали как враждебную Риму религию. Многие римские императоры преследовали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса. Гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, которые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к утрате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринимались как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы считались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кризиса, охватившего Римскую империю во II веке, увеличивалось. Преследования заставили христиан создать сильную, хорошо организованную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повиновении рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христианства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином и христианами был достигнут компромисс. Они признали божественность императорской власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероисповедания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богу. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобождена от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государственным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их церкви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровождалось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение получили толкования христианства, отличающиеся от общепринятых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Христос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 г. в Никее был собран Вселенский собор (собрание всего христианского духовенства). На нем был принят Символ веры — краткое изложение сути христианского учения, установлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361—363), который, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, попытался возродить старые верования, восстановить пришедшие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно поддерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379—395) были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергаться также сторонники различных еретических (не утвержденных Соборами) его направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них разрушены.

Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Центральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление 1уннов, которые, продвигаясь с востока, к середине IV века достигли Северного Причерноморья. Они теснили племена сарматов и готов, жившие между Днестром и Дунаем. С севера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению «варварами» римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у римских военачальников.

Вестготам (западным готам), спасающимся от 1уннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы «варвары» не будут покорно сносить поборы чиновников. Вестготы восстали, к ним примкнули рабы и колоны, и в 378 г. они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить вестготов.

После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вестготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410 г. король вестготов Аларих (370—410) захватил и разграбил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Равенну, на север Италии.

§ 12. Закат Римской импе^«ии

Граница Римской империи "•к концу IVа. и. э.

Граница раздала ""Восточной и Зап.

Римской империей а 395 г. а< Направление вторжений — варваров

ММСКОЙ империи ■ "¡У ^

•н* ^

■эдела между

И Западной ~

— «мс.. ■ ~ ^ ———— 1

Поздняя Римская империя

Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в Галлию и Испанию. В 429 г., завладев флотом, вторглись в Северную Африку, где основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Венгрии. Их предводитель Аттила (434—453) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска 1ТННОВ вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 городов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы, который был разбит в 451 г. в Галлии. Отступая, гунны разграбили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гуннских племен распался, и под натиском готов они откочевали в Северное Причерноморье.

В Западной Римской империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разграблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (431—493) сверг последнегю императора Ромула

«Варварские» королевства в Западной Европе

Авхуста и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии. Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.

1.

§12

Вопросы и задания

Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите его отличия от рабовладения.

Подумайте, какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина.

3.

Заполните таблицу.

4.

Причины упадка Рима

Внутренние

Внешние

Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

5.

В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Римской империи».

РАЗДЕЛ III.

apple-tour.ru

«Античная эпоха. Крушение империй»

Контроль знаний по всеобщей истории 10 класс социально-гуманитарный профиль по теме: «Античная эпоха. Крушение империй».1. Древнегреческий полис — это

А. Город-государство с округой;

Б. Один из городов Греции;

В. Участок земли, принадлежащий на правах собственности;

Г. Религиозное объединение.

2. Появление истории как особой области знания было связано с именем:

А. Гераклита; В. Геродота;

Б. Фидия; Г. Перикла.

3. Началом Античности историки считают:

А. Рубеж IV—III тыс. до н. э.; В. Середину 2 тыс. до н.э.

Б. Рубеж III—II тыс. до н. э.; Г. Начало 1 тыс. до н.э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации:

А. Афины; В. Иония;

Б. Спарта; Г. Крит.

5. Установите соответствие между событием и датой1. Начало завоеваний Александра Македонского; А. 753 год до н.э.

2. Установление республики в Риме; Б. 509 год до н.э.

3. Падение Западной Римской империи; В. 336 год до н.э.

4. Установление империи в Риме; Г. 395 год н.э.

5. Легендарное основание Рима; Д. 476 год н.э

6. Распад Римской империи на Западную и Восточную. Е. 27 год до н.э.6. Окончанием Античности историки считают:

А. V в. до н. э.; В. III в. н. э.;

Б. IV в. до н. э.; Г. V в. н. э..

7. Юлий Цезарь:

А. Впервые установил бессрочную диктатуру в Риме;

Б. Стал римским императором;

В. Являлся одним из древнеримских царей;

Г. Был избран афинским стратегом.

8. Вставьте пропуски:

В ______ году начальник варварского войска ______ сверг последнего императора _______, ознаменовав падение ______ империи. 

9. «Наилучшим» императором римляне считали:

А. Нерона; В. Октавиана Августа;

Б. Траяна; Г. Калигулу.

10. Почему римские власти первоначально враждебно отнеслись к появлению христианства, а в последствии сделали эту религию официальной религией Римской империи?

11. Характерные черты Спарты:

А. Военизированное государство;

Б. Демократическое политическое устройство;

В. Высшая власть принадлежит народному собранию;

Г. Полис олигархического типа;

Д. Прямая демократия;

Е. Контроль власти над жизнью граждан.

12. . Характерные черты Афин:

А. Военизированное государство;

Б. Демократическое политическое устройство;

В. Высшая власть принадлежит народному собранию;

Г. Полис олигархического типа;

Д. Выборные государственные должности;

Е. Жесткий контроль власти над жизнью граждан.

13. Дайте определение понятиям:

А. Ареопаг;

Б. Патриции;

В. Народный трибун;

Г. Республика.

Пояснительная записка к работе по всеобщей истории 10 класс профильный уровень по теме: «Античная эпоха. Крушение империй.».Цель работы-выяснить уровень знаний обучающихся по теме, определить вопросы, вызвавшие затруднения.

Работа составлена в соответствии с программой по истории для 10 класса профильный уровень и соответствует учебнику: Н.В. Загладин, Н.А. Симония Всеобщая история.-М.,Русское слово,2011.

Работа охватывает материал глав 4-5.Критерии оценивания работы:

Оценка «5» ставится за правильно выполненные 100-90% работы;

Оценка «4»- за 89-70%;

Оценка «3»- за 69-50%;

Оценка «2»- менее 50% работы. Ключ к тестам по истории России по теме « Античная эпоха. Крушение империй» 10 класс. Профиль.1. А

2. В

3. Б

4. Г

5. 1-В; 2-Б; 3-Д; 4-Е; 5-А; 6-Г.

6. Г

7. А

8. 476; Одоакр; Августа;Римской.

9. Б

10. Первоначально римским властям не понравилось появление религии, которая защищает бедняков и рабов, проповедуя идею о достижении лучшей жизни после смерти теми, кто в земной жизни много страдал, испытывал нужду и лишения.

Впоследствии, римские власти обратили внимание на другую идею христианства: вся власть от Бога. Эта идея служила укреплению верховной власти и положению высших слоёв общества.

11. АГЕ

12. БВД

13. А- Совет глав родов в Афинах;

Б- потомки основателей рода в Риме;

В- выборная должность в Риме, по защите прав и интересов плебеев в Сенате4

Г- форма правления в Риме, при которой верховная власть является выборной.

odtdocs.ru

Крушение империй древнего мира

1 слайд

КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЙ ДРЕВНЕГО МИРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ КУРС. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. [email protected]

2 слайд

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ. ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА

3 слайд

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, ВАРВАРЫ, ГУННЫ, ХРИСТИАНСТВО, СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ, КОЛОНЫ, ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ,

4 слайд

НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ

5 слайд

НАРОДЫ ЕВРОПЫ В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО –УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ ( НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ.

6 слайд

КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. ЕВРАЗИЯ ( ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД.

7 слайд

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ.

Падение Западной Римской империи — подобные документы

Характер классовой борьбы и её значение для судеб империи. ... Кризис и падение западной Римской империи, изучение Римского права и законов XII ...http://allbest.ru/o-2c0a65625b3bd68b4d53b89521206c27.html

8 слайд

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ. В 1 – 2 ВЕКАХ ХРИСТИАНСТВО ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДИ БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОВ.

9 слайд

ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА. КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

10 слайд

ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА ПОТРЯСЕНИЯ , КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ АЗИЮ, НЕ ОБОШЛИ И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО В НАЧАЛЕ 2 ВЕКА ОНА ДОСТИГЛА СВОЕГО МОГУЩЕСТВА. ОГРОМНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧИЛА РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. ВЕРГИЛИЙ, ГОРАЦИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН - ЭТИ ИМЕНА НАВСЕГДА ВОШЛИ В ИСТОРИЮ . ПОЛУЧИЛА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА: СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ.

11 слайд

КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ КРИЗИС ИМПЕРИИ К КОНЦУ 2 – ГО ВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА УДАРИЛИ И ПО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПУСТЫНИ ПОДРЫВАЛИ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, ПОХОЛОДАНИЯ УДАРИЛИ ПО ИТАЛИИ И ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ. ЧУМА, ВОССТАНИЯ РАБОВ И КРЕСТЬЯН, ЗАТРУДНЕНИЯ С НАЛОГАМИ ПРИВЕЛО К ГРАЖДАНСКИМ ВОЙНАМ. У ВЛАСТИ МЕНЯЛИСЬ СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ИМПЕРАТОРЫ СТАЛИ НАДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЕЙ ВЕТЕРАНОВ – ЛЕГИОНЕРОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ НАДЕЛЯТЬ РАБОВ СВОБОДНЫХ ЗЕМЛЕЙ РАБЫ И КОЛОННЫ НЕ ПЛАТИЛИ НАЛОГОВ, ВСЕ РАСЧЕТЫ БРАЛ НА СЕБЯ ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕМЛИ. ВМЕСТО ТОРГОВЛИ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. ОСНОВОЙ ХОЗЯЙСТВА СТАНОВЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ИМЕНИЯ, ПРИКОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЦЕНТРЫ РЕМЕСЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. КОЛОННЫ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СОЛДАТ ДЛЯ АРМИИ. ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284 – 305 ) ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА. ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ПРАВА ГРАЖДАН.ИМПЕРИЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ: ГАЛЛИЯ, ИТАЛИЯ, ИЛЛИРИЯ И ВОСТОК. ДИОКЛЕТИАН ВЗЯЛ СЕБЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСТОКОМ , А ЕГО ПРЕЕМНИК КОНСТАНТИН ВИЗАНТИЙ

12 слайд

ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО ХОТЯ РИМСКИЕ ВЛАСТИ И ПРОЯВИЛИ ТЕРПИМОСТЬ К РЕЛИГИЯМ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ, НО ХРИСТИАНСТВО РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК ВРАЖДЕБНАЯ РЕЛИГИЯ. ХРИСТИАН ТРАВИЛИ НА АРЕНАХ КОЛИЗЕЕВ. ПРЕСЛЕДОВАЛИ. ПРИЧИНА В ВЕРЕ ЕДИНОГО БОГА И НЕТЕРПИМОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ КУЛЬТАМ. НО ПОСТЕПЕННО КОЛИЧЕСТВО ХРИСТИАН УВЕЛИЧИЛОСЬ ПРАВА ЦЕРКВИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ,ОНА ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ НАЛОГОВ. К КОНЦУ ЖИЗНИ КОНСТАНТИН САМ КРЕСТИТСЯ. ПРОИСХОДИЛО СОПЕРНИЧЕСТВО РАЗНЫХ ИЕАРХОВ, НО 325 ГОДУ БЫЛ ПРИНЯТ СИМВОЛ ВЕРЫ И ЕРЕСИ БЫЛИ ОСУЖДЕНЫ. ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ЮЛИАНЕ БЫЛА ПОПЫТКА ОСЛАБИТЬ ХРИСТИАНСТВО, НО ПРИ ФЕОДОСИИ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ ВСЕ РЕЛИГИИ, КРОМЕ ХРИСТИАНСТВА.

13 слайд

Расцвет, кризис и падение Римской империи. Реферат. Читать ...

Тема: Расцвет, кризис и падение Римской империи .... Служба в армии перестала быть почетным делом, ее престиж упал, а вместе с ним пал и ...http://bibliofond.ru/view.aspx?id=448859

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В 4 В. УСИЛИЛСЯ НАТИСК ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ СЕВЕРНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА ЗАПАДНУЮ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ

14 слайд

Дом задание §11-12 ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА ПОПРОБУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА. ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ

15 слайд

ЗАГЛАДИН Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА. – 7- ИЗД. – М. : ТИД «РУССКОЕ СЛОВО – РС», 2007. ГЛАВА 5. КАРТЫ ВЗЯТЫ НА САЙТЕ http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/:

Скачать эту презентацию

kb.com.ru