Костюм древнего римлянина. Доклад: Костюм Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Костюм Древнего Рима. Костюм древнего римлянина


Костюм древних римлян - Пошив исторических костюмов

Костюм древних римлян драпированный, общий для греко-римского мира; его можно рассматривать как элемент средиземноморской культуры и полисной цивилизации. Линейно-ритмическая сторона играет в таком костюме главную роль. В ранний период римской истории одежда изготовлялась дома женщинами. Прядение и ткачество относились к обязанностям жен и матерей и символизировали женское достоинство. Эти женские занятия были так распространены, что даже среди консервативной аристократии считалось хорошим тоном носить домотканую одежду, сделанную руками близких; например, император Август носил тогу, вытканную его женой Ливией. Обычным материалом служили шерсть, лен, в классическую эпоху особенно ценились легкие восточные шелка, во время поздней империи - тяжелые, затканные узором ткани.

В Риме, в отличие от Греции, сформировался особый тип официальной одежды. Он указывал на принадлежность человека к гражданской общине и определялся жесткими нормами и традициями. Старинная римская одежда мало подвержена влиянию времени и моды. Наоборот, бытовой костюм чрезвычайно разнообразен. Самыми главными видами одежды были тога, туника, стола и палла.

Основная верхняя одежда римских граждан - тога, торжественное официальное одеяние, символ римского мира. Человек, совершивший преступление, лишался права носить ее. Вергилий в "Энеиде" называет римский народ "одетое тогами племя". Также относятся к ней и оппозиционно настроенные христианские авторы, например Тертуллиан: "Когда ты сменил, Карфаген, плащ на тогу? Тебе предложили тогу и ты стал частью Рима". Во времена раннего Рима тогу носили все: мужчины, женщины, дети. В нее укрывались днем и ночью, и только постепенно она стала частью мужского костюма.

В 4 и 3 вв. до н.э. вырабатываются приемы драпировки тоги, а в эпоху поздней республики складывается ее классический тип. Она достигает своих максимальных размеров, которые сохраняются на протяжении периода империи. Классическая тога имела форму эллипса или сегмента круга размером 5,6 х 2,5 м, вытканного целиком (т.е. без швов). Самым распространенным способом драпировки был следующий: ткань складывали в долевом направлении примерно 1 к 2, делили на 3 части и первую треть перебрасывали через левое плечо вперед (она закрывала левую руку и свешивалась спереди почти до пола). Длинный конец плотно укрывал спину, проходил под правой рукой, причем его драпировали красивым полукругом (так называемый синус) и перебрасывали остатки материи через левое плечо на спину. Из нижнего слоя вытягивали ткань и формировали впереди пучок складок - умбо (так называлась выпуклая часть щита). Умбо повторял синус и создавал определенную пластику тоги. Как правило, мужчины ходили с непокрытой головой, однако при жертвоприношении могли накинуть на голову ту часть, из которой делался синус.

По размеру тога могла быть больше или меньше, доходить до земли или до колен. В период ранней республики она меньше по размеру и с меньшим количеством складок. Ее драпирование - сложное дело, одевать ее мужьям помогали жены, а позднее специальные рабы, мастерство которых ценилось весьма высоко. Цвет этого одеяния - белый. Не всем простым людям, в особенности бедным, живущим физическим трудом, удавалось сохранять свою одежду белоснежной. Постоянные стирки приводили к обратному эффекту: застиранная тога становится символом бедности (например, хрестоматийный персонаж Марциала и Ювенала - клиент в застиранной тоге).

Постепенно официальная одежда гражданина становится более парадной и декоративной, снабжается статусными символами. Говоря словами Ювенала, белоснежные одеяния "подходят лишь высшим..." как "знак их достоинства и благородства". В повседневном быту публика одевалась в цветное платье, но в случаях официальных - выступления в суде, цирковые представления и т.п. - обязана была облачаться в белую одежду. Высшие должностные лица носили на ней знаки своей власти. Так называемая сенаторская "тога претекста" имела пурпурную полосу, идущую по долевой стороне или по линии сгиба. Пурпур - древний символ власти. Самый дорогой его вид - блатта - переливался оттенками синего, аметистового, фиолетового цвета и позднее стал императорским знаком. Пурпурная полоса, мелькавшая в складках тоги, придавала особую красочность костюму сенаторов и высших магистратов, выделяя их из толпы. Грек Полибий, впервые увидев римских сенаторов в роскошных белых тогах, принял их за царей. Тогу претексту носили также мальчики из знатных семей до своего совершеннолетия, когда они получали белую тогу взрослого человека.

Помимо тоги римляне надевали тунику, напоминавшую греческий хитон. Первоначально состоявшая из двух сколотых кусков ткани, к концу периода республики она превращается в сшитую рубаху, иногда с рукавами. Туника, как сшитая одежда, лежит вне исконно римских культурных традиций. В семьях, следовавших древним обычаям, ее не носили. Особенно негативно, как элемент чуждой изнеженности, воспринимались рукава: "с рукавами туники ваши", упрекают латиняне троянцев у Вергилия. Рубахи до пят с длинными рукавами надевали развращенные богачи либо юнцы из среды "золотой молодежи", как их описывает, например, Цицерон, говоря о заговоре Каталины. Простые недлинные туники, однако, были широко распространены в быту. Они являлись домашним платьем, а также повседневной одеждой простого народа: "все эти в туниках", "народишко в туниках" и т.д. На тунику также наносились знаки власти и сословной принадлежности. На сенаторских рубахах имелись широкие пурпурные полосы (полоса) от ворота до подола, на всаднических - узкие. По прошествии столетий туники обретают права гражданства и к 3 в. н.э. становятся повседневной одеждой. Их надевают одна на другую, носят без тоги как самостоятельное платье. Туника до пят с капюшоном и длинными рукавами, так называемая каракалла, вошла в историю, подарив свое имя императору Марку Аврелию. Антиримская семантика туники, однако, настолько прочно зафиксировалась в сознании, что христианские монахи делают каракаллу своей "форменной" одеждой, подчеркивая оппозиционность античным традициям.

К неофициальным видам одежды относятся разнообразные плащи: лацерна, сагум, пенула. Последнюю делали, как правило, из плотных шерстяных тканей, формой она напоминала овал, снабжалась капюшоном. Пенулу надевали в плохую погоду или, отправляясь в путешествие. Сагум - шерстяной плащ римских воинов, практичный и удобный. Лацерна из дорогих тканей была излюбленной верхней одеждой состоятельных римлян, аристократов, модников. Бедняки, занимаясь физическим трудом, а также рабы носили набедренную повязку или экзомис (эксомиду) - кусок ткани, похожий на короткую тунику, но закрепленный на одном левом плече. Воины надевали кожаный панцирь, обшитый металлическими пластинами, - лорик. Штаны в античном мире считались варварской одеждой и воспринимались именно в этом контексте. Например, когда Юлий Цезарь включил в состав сената нескольких галльских аристократов, км пришлось облачиться в римские тоги. Народ, забавляясь, отметил этот переход от варварства к цивилизации в сатирической песенке: "Галлы скинули штаны, тоги с красным им даны". Варваризация армии в эпоху империи отразилась на одежде: появились узкие до или ниже колен штаны из шерстяной ткани.

Драпированный женский костюм состоял из столы и паллы. Стола - широкая и свободная туника, подпоясанная дважды. По низу она обшивалась пышной оборкой (инститой). Знаковый смысл столы аналогичен тоге в мужском костюме - свидетельство о статусе ее обладательницы. Носить ее имели право только замужние римлянки. Девушки вместо столы носили короткую тунику - тунику интериор. Верхняя одежда женщины - палла - представляла собой большой прямоугольный кусок ткани, драпирующийся аналогично женскому гиматию. Стола и палла зрительно создавали единый образ, укрывая женщину от нескромных взглядов и оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и пальцы ног, что было в духе римских консервативных традиций и отражало патриархальный идеал женской чистоты и стыдливости. В качестве нижней одежды женщины использовали тунику. Сочетания туники и столы могли быть разнообразными и по колориту, и по фактуре ткани. Отделкой служили вышивка, бахрома. В 3 в. самой популярной одеждой становится разновидность туники - далматика.

К концу республиканского периода огромные богатства, захваченные победоносным Римом, меняют традиционные мировоззрения. Воцаряется отвергаемая прежде роскошь. Шерсть и хлопок домашнего производства вытесняются чрезвычайно популярными тонкими египетскими и косскими тканями, а позднее тяжелыми восточными шелками. Мужчины и женщины увлекаются экзотикой Востока (Египта), надевают по нескольку нарядов одновременно, тщательно подбирая их сочетания. В период поздней империи распространение тяжелых, затканных золотой и металлической нитью тканей приводит к изменению типа одежды, так как подобные материалы тяжело падают вниз, ломаются в складках, не дают пластичной драпировки. На смену тоге, столе и палле приходят туники и плащи. Драпированная одежда постепенно уходит в прошлое.

Одежда была чрезвычайно разнообразной по цвету, особенно у женщин, хотя существовала и определенная "этика цвета". Гамма цветов овечьей шерсти от светло-коричневого и желтого до серого и черного символизировала скромность, естественность, приверженность консервативным взглядам, а также была обычной для бедных людей. Наоборот, оттенки красного, зеленого, голубого ассоциировались с искусственностью, богатством, новомодностью (окрашенные ткани стоили дорого). Неприличными считались яркие ткани кричащих цветов: алого, лилового, их пестрые сочетания. (У Марциала: "алые платья даришь и лиловые ты потаскухе".) Крикливость цвета воспринималась как нечто варварское, как антитеза скромности и достоинству. Сенека поучал, что матронам не следует иметь материи тех цветов, какие носят продажные женщины. Кроме того, алый и бордовый, будучи близки к пурпуру, намекали на узурпацию сенаторского или императорского пурпура, поэтому платье такого цвета не должен носить достойный и благородный человек. Это важная характеристика отрицательных типажей. Неприличен для мужчин также оранжевый и зеленый цвета. Оранжевым, или огненным, было брачное покрывало невесты. Зеленая гамма - женская. Ношение этого цвета мужчиной символизировало определенную извращенность, женственность. Латинское выражение "зеленоватые", "зеленоватые нравы" аналогично современному понятию "голубые" относилось к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Обувь римлян - сандалии, высокие и низкие башмаки. Магистраты, сенаторы, а позднее императоры носили красные башмаки. (Форма их в точности неизвестна, возможно, они были на высоком каблуке.) Обычные башмаки - кальции - носят и мужчины и женщины. Рабы и крестьяне ходят в простых сандалиях на толстой подошве, а воины - в калигах, имевших подошву с шипами и кожаный верх, покрывающий ступню и пятки. От них пошло прозвище императора Калигулы - "Сапожок" 1.

Римляне времен республики коротко стригли волосы. В период империи стали модны короткие завивки. Подражая императорам (Каракалле, Адриану), они отращивают бороду. Женские прически в республиканский период естественны и гармоничны. Волосы заплетали, скручивали в узел, закалывали в пучок, голова могла закрываться шапочкой, сеткой, платком. В императорском Риме прически становятся изысканными, а зачастую вычурными и неестественными. Увлекаются нагромождением локонов, кудрей, завитушек, используют накладные волосы, каркасы и парики. Волосы красят (особенно моден был белый цвет), посыпают разноцветной пудрой. Прически могли менять по несколько раз в день. Чрезвычайно популярна стала косметика и духи. Существовали различные кремы и мази для кожи, тушь и краски для лица. Марциал беспощадно разоблачает одну из модниц: "Твое лицо, составные части которого помещаются в сотне баночек с помадой, не спит с тобой". Овидий сочинил целую поэму, посвященную косметическим средствам (к сожалению, она сохранилась только в отрывках). Духи использовали в большом количестве, часто злоупотребляя ими. Они делались из привозных или местных цветов или благовоний, но их состав держался парфюмерами в тайне.

Ювелирные украшения в Древнем Риме изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней. Высокого уровня развития достигает глиптика 2. Начиная с 1 в. до н.э. популярность разнообразных драгоценностей как символа богатства чрезвычайно возросла. Например, кольца могли носить на каждом пальце, по нескольку штук, и т.п. В Рим, ставший метрополией, хлынул поток золота и серебра из покоренных стран. Ювелиры использовали такое количество драгоценного металла, какое не могли позволить себе древневосточные деспотии.

1 Свое детство Калигула провел в военных лагерях. Родители одевали его в военную одежду, а на ногах он носил маленькие сапожки. Воины, умиленные видом мальчика, называли его "Сапожок" (см.: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964).

2 Искусство обработки драгоценных или полудрагоценных камней и стекла, на которых делалось врезное или выпуклое изображение (гемма).

Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. - М.: Издательство "Весь Мир", 2002.http://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/index.htm

history-costume.livejournal.com

одежда древних римлян, 4 буквы, 4-я буква А, сканворд

одежда древних римлян

Альтернативные описания

• античная верхняя одежда древнеримских граждан

• верхняя мужская одежда свободных граждан Древнего Рима, имела форму полукруга или эллипса

• длинная накидка, служившая верхней одеждой древним римлянам

• туника

• мантия Цезаря

• накидка Цезаря

• одежда Статуи Свободы

• верхняя одежда свободных граждан в Древнем Риме

• древнеримский плащ

• одежда патрициев

• остров в Тихом океане в группе Торрес

• муниципалитет в Испании, в провинции Кастельон

• название этой античной верхней одежды происходит от латинского слова «покрываю»

• атрибут полноправного римского гражданина

• что древние римляне надевали поверх туники?

• верхняя одежда граждан Древнего Рима

• одежда Августа

• одежда Цезаря

• мантия поверх туники

• одежда римлян

• одежда ряженого лицемера

• белая одежда римлянина

• одежда римлянина

• что носят поверх туники?

• драпировка древнего грека

• древнеримская одежда

• одежда Калигулы

• одежда в Древнем Риме

• поверх туники

• пять метров обмотки сенатора

• одеяние богатого римлянина

• одеяние римлянина

• одеяние римского сенатора

• древнеримский наряд

• накидка Нерона

• во что рядились древние римляне?

• накидка Калигулы

• наряд древнего римлянина

• накидка римлянина

• древнегреческая накидка

• во что рядились древние сенаторы?

• одежда граждан Древнего Рима

• древнеримское сари

• верхняя одежда граждан мужского пола в древнем риме

• драпировка Цезаря

• одежда древнего римлянина

• наряд римлянина

• наряд древних римлян

• верхняя одежда римлянина

• плащ римлянина

• белое «сари» древних римлян

• плащ патриция

• плащ римского сенатора

• наряд Цезаря

• наряд римлян

• мужской наряд в Древнем Риме

• одеяние Августа

• облачение римских сенаторов

• плащ на Калигуле

• Верхняя одежда в Древнем Риме

scanwordhelper.ru

Одежда древних римлян, 6 букв, 3-я буква Н, сканворд

Одежда древних римлян

Альтернативные описания

• (латинское) простейший вид наплечной одежды: прямого покроя, без плечевых швов (этнографическое)

• нижняя мужская и женская одежда в Древнем Риме

• в Древнем Риме: род длинной нижней одежды

• в России на рубеже XVIII—XIX вв. — женское платье античного образца с небольшим вырезом и открытыми плечами, без рукавов либо с короткими рукавами фонариком, без талии

• древнеримская нательная одежда, род рубашки

• древнеримская одежда, белая рубаха с короткими рукавами

• костюм танцовщицы из лифа и пышной юбки

• крайняя часть конуса нарастания побега цветковых растений (ботаническое)

• нижняя домашняя одежда римлян без рукавов, поверх которой мужчины надевали тогу, а женщины столу, туника с рукавами считалась признаком щегольства

• одежда, которую римляне носили под тогой

• род рубашки в Древнем Риме

• костюм танцовщицы

• рубаха Цезаря

• одежда римлян

• одежда, носимая под тогой

• одежда древних римлян

• рубаха плебея

• одежда плебея

• легкое женское платье

• танцовщица

• одеяние Нерона

• рубашка под тогой

• легкое прямое платье в Древнем Риме

• античная одежда

• рубаха древнеримского сенатора

• длинная рубашка древнего римляина

• древнеримская длинная рубашка

• легкий наряд супруги эллина

• рубаха римлянина

• одежда Нерона

• костюм балерины

• исподнее под тогой

• наружный покров хордовых животных

• ее надевали под тогу

• одеяние Цезаря

• ее под тогой носили

• древнеримская одежда

• длинная рубашка древнего римлянина

• рубаха под тогой

• Древнеримская одежда

• Древнеримская нательная одежда, род рубашки

• Костюм балерины, лёгкое женское платье

• Наружный покров хордовых животных

• Костюм танцовщицы из лифа и пышной юбки

scanwordhelper.ru

Доклад: Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

www.yurii.ru

одежда древнего римлянина, 4 буквы, сканворд

одежда древнего римлянина

Альтернативные описания

• античная верхняя одежда древнеримских граждан

• верхняя мужская одежда свободных граждан Древнего Рима, имела форму полукруга или эллипса

• длинная накидка, служившая верхней одеждой древним римлянам

• туника

• мантия Цезаря

• накидка Цезаря

• одежда Статуи Свободы

• верхняя одежда свободных граждан в Древнем Риме

• древнеримский плащ

• одежда патрициев

• остров в Тихом океане в группе Торрес

• муниципалитет в Испании, в провинции Кастельон

• название этой античной верхней одежды происходит от латинского слова «покрываю»

• атрибут полноправного римского гражданина

• что древние римляне надевали поверх туники?

• верхняя одежда граждан Древнего Рима

• одежда Августа

• одежда Цезаря

• мантия поверх туники

• одежда римлян

• одежда ряженого лицемера

• белая одежда римлянина

• одежда римлянина

• что носят поверх туники?

• драпировка древнего грека

• одежда древних римлян

• древнеримская одежда

• одежда Калигулы

• одежда в Древнем Риме

• поверх туники

• пять метров обмотки сенатора

• одеяние богатого римлянина

• одеяние римлянина

• одеяние римского сенатора

• древнеримский наряд

• накидка Нерона

• во что рядились древние римляне?

• накидка Калигулы

• наряд древнего римлянина

• накидка римлянина

• древнегреческая накидка

• во что рядились древние сенаторы?

• одежда граждан Древнего Рима

• древнеримское сари

• верхняя одежда граждан мужского пола в древнем риме

• драпировка Цезаря

• наряд римлянина

• наряд древних римлян

• верхняя одежда римлянина

• плащ римлянина

• белое «сари» древних римлян

• плащ патриция

• плащ римского сенатора

• наряд Цезаря

• наряд римлян

• мужской наряд в Древнем Риме

• одеяние Августа

• облачение римских сенаторов

• плащ на Калигуле

• Верхняя одежда в Древнем Риме

scanwordhelper.ru

Костюм Древнего Рима

Костюм Древнего Рима

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV— I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I— V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

globuss24.ru


Смотрите также