Космоцентризм древней греции. Шпаргалка: Космоцентризм как основа философии древней греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Космоцентризм как основа философии древней греции (стр. 4 из 5). Космоцентризм древней греции


Шпаргалка - Космоцентризм как основа философии древней греции

Философия

«Космоцентризм как основа философии древней греции»

Реферат сдавался

автор: Абрамов Роман (mussa) [email protected]

Введение

На протяженииVI-IV веков до нашейэры в Грециипроисходилбурный расцветкультуры ифилософии. Заэтот периодбыли созданыновое немифологическоемышление, новаякартина мира, центральнымэлементомкоторой сталоучение о космосе.Космос охватываетЗемлю, человека, небесные светилаи сам небесныйсвод. Он замкнут, имеет сферическуюформу и в немпроисходитпостоянныйкруговорот- все возникает, течет и изменяется.Из чего возникает, к чему возвращаетсяникто не знает.Одни греческиефилософы(натурфилософы)считают, чтоосновой вещей является чувственновоспринимаемыеэлементы кислород, огонь, вода, земля и определенноевещество — апейрон; другие (пифагорейцы)видели ее вматематическихатомах; третьи(элеаты) усматривалиоснову мирав едином, незримомбытии; четвертыесчитали такойосновой (Демокрит)неделимыеатомы; пятые(школа Платона)- земной шарлишь тень, результатвоплощенияцарства чистоймысли.

Разумеется, все эти философскиенаправлениябыли во многихотношенияхнаивными ипротиворечивымидруг другу. Непорвав еще доконца с мифологией, они отводилибогам, сверхъестественнымсилам второстепенное, а то и третьестепенноеместо, пыталисьпознать мириз него самого.

На первыхпорах древнегреческиефилософы неосознавали, что основнойвопрос философииможет иметьразное значение, но уже в V в. донашей эры (напримерПлатон, Демокрит)четко обозначилисьдве противоборствующиелинии, борьбамежду которымипроходит черезвсю дальнейшуюисторию философии.

Спецификойгреческойфилософии, особенно вначальныйпериод её развития, является стремлениепонять сущностьприроды, космоса, мира в целом.Не случайнопервых греческихфилософов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителейтак называемоймилетской школы(6 век до нашейэры), несколькопозднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла таки называли — «физиками», от греческогослова physis- природа. Направленностьих интересовопределяласьв первую очередьхарактероммифологии, традиционныхязыческихверований икультов. А греческаямифология быларелигией природы, и одним из важнейшихвопросов в нейбыл вопрос опроисхождениимира. Но междуфилософиейи мифологиейбыло существенноеразличие. Мифповествовало том, кто родилвсё сущее, афилософияспрашивала, из чего онопроизошло. В«Теогонии»Гесиода читаем, что раньшевсего возникХаос, затемЗемля, Тартар(подземноецарство) и Эрос- любовное влечение, Хаос породилНочь и Мрак, отих любовногосоюза возниклиДень и Эфир.Ранние мыслителиищут некотороепервоначало, из котороговсё произошло.У Фалеса это- вода, у Анаксимена- воздух, у Гераклита(ок. 544-483 годы донашей эры) — огонь.Само же первоначалопредставлялособой не простовещество, какего понимаетсовременнаяфизика илихимия, а нечтотакое, из чеговозникает живаяприрода и всенаселяющиееё одушевлённыесущества. Поэтомувода или огоньздесь — это своегорода метафоры, они имеют ипрямое, и переносное, символическоезначение.

Уже у первых«физиков»философиямыслится какнаука о причинахи началах всегосущего. В этомподходе сказалсяобъективизми онтологизмдревней философии(термин «онтология»в переводе сгреческогоозначает «учениео бытии»). Еёцентральныймотив — выяснить, что действительноесть, то естьпребываетнеизменнымво всех своихизменчивыхформах, а чтотолько кажетсясуществующим.Уже раннеефилософскоемышление повозможностиищет рациональные(или представляющиесятаковыми) объясненияпроисхожденияи сущностимира, отказываясь(хотя вначалеи не полностью)от характерныхдля мифологииперсонификаций, а тем самым отобраза «порождения».На место мифологическогопорожденияу философовстановитсяпричина.

Для раннихнатурфилософовхарактернаособого родастихийнаядиалектикамышления. Онирассматриваюткосмос какнепрерывноизменяющеесяцелое, в которомнеизменноеи самотождественноепервоначалопредстаёт вразличныхформах, испытываявсевозможныепревращения.Особенно яркопредставленадиалектикау Гераклита, согласно которомувсё сущее надомыслить какподвижноеединство иборьбу противоположностей; не случайноГераклит считалпервоначаломогонь: огненнаястихия — самаядинамичнаяи подвижнаясреди элементовкосмоса. Однакодиалектиканатурфилософов, как и всё ихмышление, ещёне свободнаот образно-метафорическойформы, в нейлогическаяобработкапонятий ещёне заняласколько-нибудьзаметногоместа.

Освобождениеот метафоричностимышления, характернойдля раннихнатурфилософов, предполагалопереход отзнания, обременённогочувственнымиобразами, кзнанию интеллектуальному, оперирующемупонятиями.Одним из важныхэтапов такогоперехода длягреков былоучение пифагорейцев(получившихэто имя от главышколы — Пифагора, жившего вовторой половинеVIвека до нашейэры), которыесчитали началомвсего сущегочисло, а такжеучение элеатов- Ксенофана, Парменида, Зенона (конецVI- начало VIIвека до нашейэры), вычленившихпонятия бытиякак такового.

Греческаяантичная философиясформироваласьв VII — VI вв. до нашейэры. Своим характероми направленностьюсодержания, особенно методомфи­лософствованияона отличаетсяот древнихвосточныхфилософскихсистем и является, собственно, первой в историипопыткойрациональногопостиженияокружающегомира.

В развитииантичной философииможно приблизительновыделить че­тыреосновных этапа:

I. — от формированиясобственногреческогофилософскогомышления допере­лома V — IVвв. до нашейэры — как правило, определяетсякак досократовский, а философы, работавшиев это время, — как досократики.

П. — приблизительнос половины V в.и существеннаячасть IV в. до нашейэры — определяетсякак классический.Он характеризуетсявлиянием идеятельностьюСократа, Платона, Аристотеля.

Ш. — конец IV — IIвв. до нашейэры — в подав­ляющембольшинстверабот определяетсякак эллинистический.В отличие отклассическогопериода, когдавозникли значительныефилософскиесистемы, в этовремя на аренувыступает целыйряд всевозможныхфилософскихнаправ­ленийи школ.

IV. — Iв. до нашей эры- V — VI вв. нашей эры- т.н. римскийпериод. Далееречь будет идтио первом этаперазвитиядревнегреческойфилософии.

Произведениядосократовскихфилософовсохранилисьтолько во фраг­ментахи лишь исключительноблагодаряцитированиюи критике болеепозд­них античныхавторов. Изэтих фрагментоввесьма сложновыводить цельныефилософскиевзгляды. Такиецитаты имеются, например, вработе ДиогенаЛа­эртского«О жизни, ученияхи изреченияхзнаменитыхфилософов», а также трудахПлатона, Плутарха, Секста Импирика, КлиментаАлександрийского.Однако современнаянаука подвергаетсомнению точностьнекоторыхцитат. В частности, Платон «цитирует»весьма вольнои часто придаетмыслям другихавторов (Кратила, Парменида)такое значение, которые поменьшей мерене совпадаетс тем, что пишутдругие авторы.

Также как и впредшествующеймифологии, почти у всехгреческихав­торов можнонайти тенденцииобращения кприроде, космосу.Однако подходмифологии ипервых философовк данной проблематикеотличаетсякоренным образом.Согласно Гегелю, философия всобственномсмысле словавозникаетвместе в постановкойвопроса о сущности, который нетолько сформулирован, но и решен внерамок методологиии терминологиимифоло­гического мышление. Возникновение философии связано сопределеннымуровнем абстрактного(рациональногомышления), котороеспособно отразитьдействительностьиным способом, чем при помощиаллегории илимифологи­ческойперсонификации.Так вот у истоковсобственногреческойфилософии стоитстремлениерациональноответить навопросы, чтоявляется основнымпринципом мира(или космоса)и какие принципыили силы определяютего развитие.

Вопрос опервоначалеявляется основнымв онтологиидревнегреческихфилософов. Ив этом смыслефилософияперекликаетсяс мифологией, насле­дуетее мировоззренческуюпроблематику.Но если мифологиястремитсяре­шить этотвопрос по принципу- кто родил сущее, то философыищут субстен­циальноеначало — из чеговсе произошло.Для упрощениядальнейшегоизло­женияздесь следуетотметить, чтодля обозначенияпервоосновы, первоприн­ципа, из котороговозникает всеостальное, вгреческойфилософииупотребля­лисьдва термина: СТОЙХЕЙОН, означающийэлемент, ядро, основу в логиче­скомсмысле слова, и АРХЭ, означающийпервоматерию, праматерию, исход­ноесостояниевещей, древнейшуюформу в историческомсмысле слова.

Помимо вопросао первоосновепочти вседосократовскиефилософы об­ращалиськ проблемеобъясненияприродныхявлений, движения, а некоторые- и проблемепознания. Далеебудет показано, каких взглядовпридерживалсяка­ждый изнаиболее видныхфилософовпервого этапапо этим проблемам.

Основныефилософы ишколы досократовской

философии

Милетскаяшкола

Милетскаяшкола известнакак перваяфилософскаяшкола.Внейвпер­выесознательнобыл поставленвопрос о первоосновахвсего сущего.

На первомместе здесьстоит вопросо сущностимира. И хотяотдельныепредставителимилетской школыэтот вопросрешают по-разному, их взглядыимеют общийзнаменатель: основу мираони видят вопределенномматериаль­номпринципе. Можносказать, чтоэта перваягреческаяфилософскаяшкола стихийнотяготеет кматериализму.Разумеется, вопрос о взаимномотношенииматериальногои духовногопринципов ещене ставился, он был сформулированпозже. Представителимилетской школыинтуитивнопонимали миркак мате­риальный.Вместе со стихийнымматериализмомв мышлении этихфилософовпроявляетсяи «наивная»диалектика, с помощью понятийныхсредств которойони стремятсяпостичь мирв динамике егоразвития иперемен. Наосновной вопроспредшествующейкосмогониио первопричинемира они давали, в отли­чие отвсех мифологическихконцепций, вполне материалистическийответ, хотя ещеи наивный.

Первыйиз ионическихфилософов— Фалес из Милета- жил

приблизительнов 640-562 гг. до нашейэры. Разносторонниепознания Фалеса(в областиастрономии, геометрии, арифметики)имели определенноевлияние наразвитие егофилософскогомышления. Так, например, геометрияв то время быланастолькоразвитой наукой, что являласьопределеннойосновой научнойабстракции.Именно это иповлияло навзгляды Фалеса, направленныена по­стижениесущности мира.

Основой всегосущего Фалессчитал воду.Эта мысль появляетсяуже в дофилософскойкосмогонии.Однако подходФалеса полностьюот нее отличен.Воду он понималне как конкретнуюформу илиперсонификациюмифологиче­скойсилы, а как аморфное, текущее сосредоточениематерии. Приэтом «вода»Фалеса означаетосновополагающийпринцип какв смысле «стойхейон», так и в смысле«архе». Аристотель, излагая учениеФалеса, употреблялдва выраже­ния: вода как элементматерии, стихияприроды и водакак первооснова, общее, субстратвсех вещей, первоначало, видоизменениякоторого и даютразличныесостояния. Всеостальноевозникает путем«сгущения»или «разрежения»этой первоматерии.Все существующееразнообразиевещей Фалесрассматривалкак проявлениеэтого единого, вечного начала.Он утверждал, что все вещивозни­каютиз воды и, разрушаясь, вновь превращаютсяв воду.

Другимвыдающимсямилетскимфилософом былАнаксимандр(611-546 гг. до нашейэры).

ПодобноФалесу, он стихийнотяготел кматериализму.Также как Фа­лес, Анаксимандрставил вопросо начале мира.Он утверждал, что «первонача­ломи основой являетсябеспредельное(APEIRON), и не определялего ни как воздух, ни как воду, никак что-либоиное. Он учил, что части изменяются, це­лое же остаетсянеизменным».

Фалес относилвсе материальноеразнообразиемира к воде, Анакси­мандрже уходит отэтой материальнойопределенности.Его «апейрон»харак­теризуетсякак нечтобезграничное, неопределенное, которое неявляется ниодной из такназываемыхстихий, но является«какой-то инойнеограниченнойприродностью, из которойвозникают всенебесные сводыи миры в них».«Апейрон»Анаксимандраявляется безграничными неограниченнымне только впространственном, но и по временномотношении.

Анаксимандробъяснялвозникновениевещей не игройстихий, но тем, что в вечномдвижении выявляютсяпротивоположности.Т.е. у этогофило­софа мы, видимо, впервыевстречаемсяс осознаниемзначенияпротивополож­ностейпо отношениюк развитию.

У Анаксимандравстречаетсяпроблематика, которую Фалеслишь абст­рактнообозначает,- проблематикавозникновенияи формированияжизни. Способностьжизни приписываетсяздесь непосредственноопределенномувиду материи.Кроме того, Анаксимандрк естественномуряду развитияживотных относити человека.

ТретьимвыдающимсямилетскимфилософомявляетсяАнаксимен(585-524 гг. до нашейэры).

В определенномсмысле Анаксименукрепил и завершилтенденциюстихийногодревнегреческогоматериализмапоисков естественныхпричин яв­ленийи вещей. Онпервоосновоймира полагаетопределенныйвид материи.Такой материейон считаетнеограниченный, бесконечный, имеющий неопре­деленнуюформу воздух.По Анаксимену, разряжениевоздуха приводитк воз­никновениюогня, а сгущениевызывает ветры- тучи — воду — землю-камни. При этомсгущение иразряжениепонимаютсяздесь как основные, взаимно противоположныепроцессы, участвующиев образованииразличныхсостоянийматерии. Естественноеобъяснениевозникновенияи развития мираАнаксименраспространяети на объяснениепроисхождениябогов.

Анаксименвпервые вводитпонятие взаимногоотношенияпраматериии движения.Воздух какпраматерия, согласно еговзглядам, «постоянноеколеб­лется, ибо если бы онне двигался, то и не менялсябы настолько, насколько онизменяется».

ГераклитЭфесский

С именемГераклита изЭфеса (540-480гг. до нашейэры) связановоз­никновениееще одной сильнойфилософскойшколы ДревнейГреции. Сохра­нилосьоколо 130 фрагментовиз труда Гераклита, который, согласноодним ис­точникам, назывался «Оприроде», согласнодругим — «Музы».

Гераклитобъяснял естественнымобразом такиеприродныеявления какветер, молнии, гром, зарницыи другие. Основойвсего Гераклитсчитал огонь.В его пониманииогонь, с однойстороны, подобенпраматерииу представите­леймилетской школыи является какпервоосновоймира («архе»), так и основ­нымэлементом(«стойхейрон»).С другой стороны, огонь являетсядля него наиболееадекватнымсимволом динамикиразвития, постепенностипостоянныхизменений. Обэтом свидетельствует, например, егоизречение, чтомир «возни­каетиз огня и опятьсгорает вопределенныепериоды в течениевсего века; свершаетсяэто согласносудьбе».

Рядом сподчеркиваниемматериальнойосновы всякогобытия и с кон­статациейбесконечностиэтого материальногопринципаисследователинахо­дят уГераклита имысль. Подчеркивающуюбесконечностьматерии вистори­ческомсмысле словаи очевидноеобъяснениеее несотворимостии неуничто­жимости:«Этот мир, которыйдля всех несотворил никтоиз богов, новсегда естьи будет вечноживым огнем, разгорающимсясогласно мереи угасающимсогласно мере».

В интуитивномпониманииразвития какединства иборьбы противопо­ложностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулсянаи­более далеко.Разумеется, диалектиказдесь не излагаетсяв ясных и упорядо­ченныхпонятиях, этоскорее отдельныегениальныенаблюдения.

Центральныммотивом ученияГераклита былпринцип всетечет (ПАНТАРЕИ). Постоянныхход развитияон сравнивалс течениемреки, в ко­торуюнельзя войтидважды. Разнообразиепроявленийсуществующегомира Гераклитобъясняетизменениями, происходящимив исходной«праматерии».Одна материя, согласно еговзглядам, «живетсмертью» другой.Таким образом, Гераклит весьмаблизко подходитк пониманию«творческогоотрицания».

Очень важноезначение вовзглядах Гераклитапридается, используясо­временныйтермин, детерминизму, т.е. всеобщейобусловленностивсех собы­тийи явлений. Все, согласно ему, правится судьбойили необходимостью(НИКЕ). С понятиемнеобходимостивесьма тесносвязано пониманиезаконо­мерности- закона (ЛОГОС).Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотво­ренныйи неуничтожимыймир. Как мир, так и праматерияи логос существуютобъективно, т.е. независимоот человеческогосознания.

Гераклитодним из первыхобращает вниманиена характерчеловече­скогосознания. Познание, согласно еговзглядам, стремитсяпостичь сущность, т.е. логос. Значительноевнимание онуделяет отличию«многознания»от под­линноймудрости.«Многознание»в отличие отподлинноймудрости неспособ­ствуетдействительномупознанию принциповмира. Человеческоесознание — душа(ПСИХЕ) — подчиненологосу. Гераклитпридавал значениеоценке отно­шениямира к познанию.Он подчеркивал, что все состоянияи свойства миравсегда релятивны.Он отмечалтакже относительностьповсеместноупотреб­ляемыхпонятий: «Прекраснейшаяиз обезьянотвратительна, если сравнитьее с человеческимпоколением».

Т.о. гераклитовафилософияпредставляетсобой не цельнуютеоретиче­скуюсистему диалектическогопохода к миру, но, по крайнеймере, здесьможно говоритьоб интуитивномобъяснениисущностныхчерт диалектики.

Наиболеевидным из учениковГераклита былКратил.Как делаютвы­вод авторыкниги «Историяфилософии вкратком изложении»Кратил, довелмысли Гераклитадо абсурда, утверждая, чтоо действительностинельзя ничегосказать. Релятивностьпознания иоценки, выявленнаяГераклитом, приводит Кратилак абсолютномурелятивизму.

Элеаты

Ксенофанаиз Колофона(565-470 гг. до нашейэры) можно считатьидейным предшественникомэлейской школы.

Подобномилетцам, Ксенофанпризнаетматериальностьмира, которыйв отличие отних считаетпостоянно одними тем же, неизменным.Ксенофан стремилсятакже к натуралистическомуобъяснениюприродныхявлений.

Богом Ксенофансчитал мир повсей его целостности.Он понимаетбога как сущее, отличное отлюдей. Бог унего, такимобразом, становитсяпоня­тием, символизирующимнеограниченностьи бесконечность(как в пространст­венном, так и во временномотношении)материальногомира. При этомуни­версальноебытие понимаетсяим как вечноеи неименное, что сообщаетего философиичерты неподвижности.Наряду с абстрактнымединствомдопуска­ютсяи проявлениямногообразиямира.

Сохранилисьтакже фрагментыатеистическойориентации, в которых Ксенофанхарактеризуетмифическихбогов как продуктычеловеческойфанта­зии иформулируетмысль о том, что не богисотворилилюдей, но людисоз­дали боговпо своему образуи подобию.

Хотя основойонтологииКсенофана было«единое» — совершенноееди­ное бытие, он допускалеще изменениеи движение каквозникновениеи упа­док, которыеПарменид идругие элеатыполностьюотвергали.Действительно, Ксенофан признаетизменение идвижение толькокак возникновениеи гибель мира, понимая егокак внутренненеизменнуюцелостность.Если в этомслучае вообщеможно допуститьразвитие, тооно, согласноего концепции, не прино­ситничего нового.

Онтологическиевзгляды Ксенофанатесно связаныс его пониманиемпознания. Чувстване могут датьоснованияистинногопознания, новедут лишь кмнениям и кажимости.Именно чувстваведут к убежденности, что мир мно­голики изменчив.Именно такойскептическийподход к чувственномупозна­нию сталхарактернымдля всей элейскойшколы.

Собственнооснователемэлейской школыбылПарменидиз Элеи(ок.

540-470 гг. до нашейэры).

Основнымдля Парменида, как и для всейэлейской школы, является наукао бытии, о сущем.Аристотельего взглядыкомментируеттак: «Парменид… утверждает, что наряду ссущим не-сущееявляется ничем, с необходимостьюполагая, чтосущее есть однои что нет ничегоиного». У Парменидаимеется такжеотрицание«сотворения»сущего, утверждениеего вечности.Сущее не тольковечно в своемсуществовании, оно также инеизменно.

Из действительногомира, из областибытия Парменидполностьюис­ключаетдвижение. ПочемуПарменид отвергаетдвижение иразвитие? Ответна это вопросвытекает изего характеристикибытия и небытия.По Пармениду, не-сущее несуществует.Все, что существует, есть сущее(бытие), котороеесть всюду, вовсех местах, и поэтому ононе может двигаться.Хотеть нечтопере­местить, согласно Пармениду, означало былибо поместитьего на местодру­гого сущего, а это невозможно, так как односущее уже тамнаходится, либопоместить егона место, гдеранее былоне-сущее, но, как вытекаетиз ранее ска­занного, не-сущее несуществует, поэтому и этотвариант отпадает.Отсюда су­щееявляется наполненными неподвижным.Бытие имеетматериальныйхарак­тер, ноиз него исключеныизменение, движение иразвитие.

Здесь следуетзаместить, чтов гносеологииПарменид проводитвесьма резкоеразличие междуподлиннойистиной (АЛЕТЕЙА), являющейсяпродук­томрациональногоосвоениядействительности, и мнением (ДОКСА), опираю­щимсяна чувственноепознание. Чувственноепознание, поПармениду, даетнам лишь образкажущегосясостояниявещей, и с егопомощью нельзяпостичь ихподлиннуюсущность. Истинапостигаетсялишь разумом.Он рассматриваетчувственныймир лишь какмнение. Так вотв области мненияПарменид допус­каетсуществованиене-сущего наоснове «чувственноговосприятия».Это дает емувозможностьзатем — в видемнения — признатьсуществованиедвижения иизменения.Такое осознаниеразличия чувственногои рациональногопознания приводитк метафизическомуразрыву этихдвух ступенейединого процессапо­знания.

Одним изнаиболее яркихучеников ПарменидабылЗенон(род. ок. 460 г. донашей эры).

В своихонтологическихвзглядах Зеноноднозначноотстаиваетпозиции единства, целостностии неизменностисущего. Сущее, по Зенону, имеетмате­риальныйхарактер. Симплициуссвидетельствует, что, согласноЗенону, «ктопризнает множество, необходимоговорит противоречиво.Так… если сущеемножественно, то оно равновелико добесконечностии мало так, чтовообще не имеетникаких размеров.При этом ондоказывает, что если нечтоне имеет размерови массы, то оновообще не можетбыть. Мировмного и не существуетпустого пространства».Согласно взглядамЗенона все вприроде происходитот тепла, холода, сухого и влажногоили их взаимныхперемен;

люди же произошлииз земли, а душиих есть смесьвышеназванныхначал, в которойни одно из нихне пользуетсяпреобладанием.

Видимо, наиболее известнымизложениемэлейскогоотрицаниядвижения ипостулированиянеизменностии неподвижностисущего являютсяапории Зенона, доказывающие, что если допускаетсясуществованиедвижения, товозникаютнепреодолимыепротиворечия.Первая из апорийназвана ДИХИТОМИЕЙ(деление пополам).В ней Зенонстремитсядоказать, чтотело не можетсдвинутьсяс места, т.е.движение неможет ни начаться, ни закончиться.Второй (и, пожалуй, наиболее известной)апорией Зенонаявляется АХОЛЛЕС.Эта апорияпоказывает, что самый быстрыйиз людей (Ахиллес)не сможет никогдадогнать самоемедленноесоздание (черепаху), если оно вы­шлов путь раньшеего. Эти логическиеконструкциипоказываютпротиворечивостьдвижения инаходятся ввидимом противоречиис жизненнымопытом. ПоэтомуЗе­нон допускалвозможностьдвижения тольков областичувственногопознания. Однаков его апорияхречь идет нео «реальности»или «существовании»движения, ноо «возможностиего постиженияразумом». Поэтомудвижениерассматриваетсяздесь не какчувственноеданное, нопредпринимаетсяпопытка выяснитьлогическую, понятийнуюсторону движения, т.е. ставитсявопрос об истинностидвижения.

Зенон прославился, в основном, выяснениемпротиворечиймежду разумоми чувствами.В соответствиис принципамиэлейской школыЗенон также разрываетчувственноеи рациональноепознание. Истиннымон однозначнопризнает рациональноепознание, чувственноеже, по его мнениюведет к не­разрешимымпротиворечиям.Зенон показывалналичие границыу чувственногопознания.

К числувидных мыслителейэлейской школыпринадлежитиМелиссс острова Самос(род. ок. 440 г. донашей эры).

Мелисс полагал, что мир «не былсотворен» ине имеет конца.Бытие, согласноего представлениям, является нетолько едиными неограниченнымво времени ипространстве, но и метафизическинеизменным.

Такимобразом, философияэлеатов выявиларяд проблем, которые существенноповлияли надальнейшееразвитие философии.Так, в их учениивстречаемсясо сравнительночетким учениемо бытии и определеннымипринципиальнымиподходами квопросу опознаваемостимира. Их различиечувственногои рациональногопознания тесносвязано с различием«сущности»и «явления».

В областиспособа философствованиябольшим вкладомэлеатов явля­етсястремлениек осмыслениюдействительностипри помощипонятийногоап­парата.

Пифагор

ЖизньПифагораприходитсяна периодприблизительномежду 584-500 гг. донашей эры. СогласноДиогену Лаэртскому, он написал трикниги: «О воспитании»,«О делах общины»и «О природе».Ему приписываетсяи ряд дру­гихтрудов, которыесоздавалисьпифагорейскойшколой.

Пифагор занималсярешениемгеометрическихзадач, но пошелтакже дальше.Он исследуети взаимоотношениячисел. Изучениезависимостимежду числамитребоваловесьма развитогоуровня абстрактногомышления, иэтот факт отразилсяна философскихвзглядах Пифагора.Интерес, с которымон изучал характерчисел и отношениймежду ними, велк определеннойабсолю­тизациичисел, к мистикечисел. Числабыли поднятына уровеньреальной сущностивсех вещей.Так, например, единица означаланачало всего, непре­рывность, положительность, всеобщую сущность.Двоица означалапротивопо­ложность, различие, особенное.Пифагор полагалосновнымипервые четыречисла арифметическогоряда — единицу, двойку, тройку, четверку. Вгеометри­ческойинтерпретацииэтим числампоследовательносоответствуют: точка, прямая, квадрат (плоскаяфигура) и куб(пространственнаяфигура). Суммаэтих чисел даетчисло «десять», которое пифагорейцысчитали идеаль­нымчислом и сообщалиему почтибожественнуюсущность. Десять, согласнопифагорейскомуучению, — такоечисло, на котороеможно перевестивсе вещи и явлениямира с егопротивоположностями.

Все пифагорейскоеучение о сущностибытия имеетотчетливовыра­женныйспекулятивныйхарактер иявляется историческипервой попыткой19постиженияколичественнойстороны мира.Математический

-подход к мирузаключаетсяв объясненииопределенныхколичественныхот­ношениймежду реальносуществующимивещами. Возможностьмысленнойманипуляциис числами (какабстрактнымиобъектами)ведет к тому, что эти числамогут бытьпонимаемы каксамостоятельносуществующиеобъекты. От­сюдаостается всеголишь шаг к тому, чтобы эти числабыли провозглашенысобственносущностьювещей. Именноэто и делаетсяв философииПифагора. Приэтом существующиепротивоположностиподчиняютсявсеобщейунивер­сальнойгармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, ноподчиненыгармонии сфер.

Религиюи мораль Пифагорсчитал основнымиатрибутамиупорядоченияобщества. Егоучение о бессмертиидуши (и ее перевоплощении)строится напринципахполной подчиненностичеловека богам:

«Бессмертныхсначала богов, как велит намзакон, почитай,

Их почитая, также отдайуважение богоравнымумершим».

Мораль уПифагора былаобоснованиемопределенной«социальнойгар­монии», опирающейсяна абсолютноеподчинениедемоса и аристократии.По­этому ееважнейшейчастью былобезусловноеподчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первымидеалистическимфи­лософским направлением в античной Греции. Математическаяпроблема­тикавыливаетсяу них в мистикуи обожествлениечисел, которыеони считаютединственноистинно сущим.

Эмпедокл

Эмпедокл(ок. 484-424 гг. до нашейэры) был ученикомПифагора, нов тоже времяв его взглядахсодержитсявлияние и элеатови ионическихфилосо­фов.Важнейшиефилософскиемысли содержатдва его произведенияОчище­ние»и «О природе».

По своемухарактеруфилософияЭмпедоклаблизка к стихийному'2'ернализму.Однако вместоодной праматериион выдвигаетчетыре исходныхпринципа, корнивсякого бытия.С четырьмястихиями связаныимени четырехбогов: Зевс — огонь, Гера — воздух, Гадес- земля, Нестида- вода.

Корни всякогобытия, по Эмпедоклу, по преимуществупассивны. По­этомуон вводит дведвижущие силы, которые путемсмешения основныхуказанныхстихий способствуютвозникновениювсего многообразияокру­жающегомира, — ЛЮБОВЬи ВРАЖДУ. Движущийпринцип здесьотделен от понимаемойкак пассивнаяматерии. Движение, вызванноелюбовью и враждой.в пониманииЭмпедокла, нельзя отождествлятьс притяжениеми отталкиванием.Любовь в егоконцепцииразделяетоднородноеи соединяетразнородноеи таким образом«из многогоделает одно».Напротив, враждаразделяетразнородноеи соединяетоднородноеи так «из одногоделает многое».При этом помысли Эмпедокла, мир несотворими неуничтожим.Основные силыстихии не могутни возникать, ни уничтожаться.Соединяютсяи разъединяютсятолько соединениястихий. Любовьи вражда являютсятакже основнымипринципамивсей изменений, происходящихв мире.

Эмпедоклотстаиваеттезис о том, что пустотыне существует.Все вещи меняютсяместами.

Эти взглядыпроецируютсяи на пониманиеразвития космоса.Первоисходнуюстадию, в которойнаходится веськосмос, Эмпедоклопределяеттермином СФАЙРОС.В этой стадиинет никакойопределенности, асе сливаетсяв неразличимомединстве. Этосостояниекосмоса представляетсобой собственнонекую наисовершеннейшуюсмесь и подлинноеединство стихий.Это периодуниверсальнойвласти любви, вражда здесьпоставлена«вне» мира, вытеснена.

Втораястадия развитиякосмоса начинаетсяс возникновения единичныхотдель­ныхвещей. Этовозникновениесвязано с постепеннымприходом вражды, которая на этойстадии стремитсявытеснитьлюбовь. Основныестихии в этомпериоде ещечастично соединеныи в то жевремячастичноразделены.

Третья стадияв развитиикосмоса определяетсяоднозначнойгегемониейвражды. Стихиив этот периодболее или менееразделены.

Четвертаястадия определяетсявозвратомвласти любви.Стихии опятьсоединяются.

Таким образом, согласно взглядамЭмпедокла, сущее образуютчетыре пассивныестихии и двепротивоположныесилы, которыетоже имеютболее или менеематериальныйхарактер испособствуютнеустанномусоединениюи разъединениюмельчайшихчастей основныхстихий. Космогоническийпроцесс развитиясостоит приэтом из постоянноповторяющихсячетырех стадий, в ко­торыхпопеременноберет верх товражда, то любовь.

Теория познанияЭмпедоклапостроена попринципу познавания«по­добногоподобным».Познание возможнолишь потому, что как субъектпозна­ния(человек), таки объект (окружающиймир) состоятв принципе иходних и тех жестихий, соединенныхлишь в различныхотношениях.Это делаетприн­ципиальновозможнымпознание и даетдостаточнуюадекватностьзнаний. В отличиеот элеатовЭмпедокл являетсясторонникомопределяющейроли чув­ственногопознания. Всоответствиис его взглядамимыслить и чувственновоспринимать- это одно и тоже.

Анаксагор

Анаксагор(500-428 гг. до нашейэры) по свидетельствуДиогена Лаэрт­ского, был ученикомАнаксимена.

Анаксагорсчитает основойвсех вещейбесконечноемножество малыхматериальныхчастичек, качественноразличных междусобой, которыеон на­зывал«семена вещей»(ГОМЕОМЕРИИ).Материя, поАнаксагору, вечна, несо­творимаи неуничтожима, но качественнодифференцирована.Так он пытается решить проблему отношения единства и многообразия(качественногораз­личия) сущегочерез признаниеположения окачественнойопределенностисе­мян вещей.С этих же позицийон пытаетсярешить проблемувозникновенияи гибели. СогласноАнаксагору, новое возникает, потому чтосемена вещейсо­держатьсяв различныхвещах. Поэтомуодни вещи могутпереходитьв другие, соединятьсяи разъединяться, что и предстаетперед нами либокак возникнове­ние, либо как гибельи упадок.

Анаксагор, однако, не считал, что семенавещей способствуютсоедине­ниюи разъединению.Семена вещейкак материальнуюоснову мираон считаетинертными, неподвижными.Причину, приводящуюих в движениеи являю­щуюсяв то же времяпричиной всехвещей, Анаксагоропределяеттермином НУС — разум. «Нус»у Анаксагорабыл основнымпринципомупорядоченияматериальногомира.

Значительногопрогрессадостиг Анаксагорв области теориипознания. Основной(элементарной)ступенью познанияон считал чувственноепознание.

Разум тесносвязан с чувствами, и только приих посредствеможно получитьзнание об окружающеммире. Однако, согласно еговзглядам, восприятиесо­вершаетсяобратным, ибоодинаковоене воздействуетна одинаковое.И, хотя он признаетза чувственнымпознаниемглавную роль, но не абсолютизируетего. Он такжеподчеркивалнеобходимостькоррекциичувственногопознания.

Древнегреческиеатомисты

ВокругисторическогосуществованияфилософаЛевкиппа(ок. 500-440 гг. до нашейэры) велисьспоры. Высказываласьдогадка, чтоэто имя былопсевдонимоммолодого Демокрита.Однако исследованияДильса и Зеллера, а также Маковельскогоподтверждаютего историческоесуществование.Из его работпрактическиничего несохранилось, если не считатьнесколькихмыслей, дошедшихчерез посредстводругих античныхавторов. Однако, согласно Г.Дильсу, емуможно приписатьдве книги: «Великийдиакосмос»и «Об уме».

Левкиппвыдвинул основныепринципыатомистическойфилософии. Онпризнавалбесчисленные, постояннодвижущиесяэлементы — атомы, имеющие бесконечноемножество форм, так как виделв вещах постоянноевозникнове­ниеи изменение.Он учил, чтосущее не болеечем не-сущееи что оба онияв­ляются равнойпричинойвозникновениявещей. Полагаясуть атомовполной и плотной.Он учил, чтоони есть сущее, движущеесяв пустоте; пустотуназывал не-сущим, утверждая, чтоона являетсяне меньшим, чемсущее. Такимобразом, основнойпринцип атомистическойнауки о бытии:«Единственное, что сущест­вует,- атомы и пустота».

Атомы характеризуютсяформой, порядкоми положением.Они явля­ютсяпричиной вещей, которые возникаюти гибнут благодаряих соединениюи разъединению.

Допущениемсуществованияпустоты, не-сущего, решается проблемадвижения.Существованиепустоты делаетвозможнымдвижениематомов.

Демокрит(ок. 460-370 гг. до нашейэры) был ученикомЛевкиппа иучился у Анаксагора.

Демокритполностьюразделяетучение Левкиппаоб атомах ипустоте. Кхарактеристикаматомов Демокритдобавляет ещеи величину итяжесть. Тя­жесть, однако, он несчитал существеннымсвойствоматомов, но признавалее простымследствиемтого фата, чтоони имеют некийразмер. Подобнымобра­зом ивеличина недает качественнойхарактеристикиатомов.

Атомы самипо себе неизменны, были, есть ибудут постояннотеми же самыми, ибо «не могутпретерпеватьте изменения, в существованиикоторых убежденывсе люди, научаемыек этому восприятием».Концепцияатомизма содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и несотвори­мостиматерии.

Атомы, поДемокриту, бесконечны, только еслиречь идет обих вели­чинеи числе. Такжебесконечныони и относительноразличия форм.Речь здесь идето выраженнойв духе тоговремени мыслио бесконечностиматерии.

Демокрит совершенноновым способомрешает вопрособ отношенииматерии и движения.Согласно егопредставлениям, гарантиейвозможностидвижения являетсясуществованиепустоты. Движениеприсуще атомамв есте­ственномсостоянии.Демокрит полагал, что первичноедвижение никогдане было сообщеноатомам, оноявляется, говорясовременнымязыком, основнымспособом ихсуществования. Движение передаетсястолкновением, и движение вэтом пониманиеявляется основнымисточникомразвития, по­сколькув результатестолкновенияатомы соединяются, из этого возникаетвсе, что мы видим.Таким образомДемокрит преодолеваетпроблему дуализмама­терии идвижения. Здесьследует сказать, что у Демокритаречь идет толькоо движениичисто механическом.Механистическоедвижение признаетсяединст­венновозможнойформой движения.

Пониманиемира у Демокритатесно связанос основнымипринципамиего учения обытии и егопониманиемотношений междуявлениями.Здесь Де­мокритбыл сторонникомстрогой необходимости.Развитие вселенной, порядок мира, все сущностиопределенымеханистическимдвижениематомов. Поэтомув его системенет места дляобъективногосуществования«случайности», и сама «случайность»объясняетсянезнаниемпричин определенногоявления.

В соответствиисо своим учениемДемокрит даетматериалистическоеобъяснениевозникновениябогов: древниелюди, видя неземныеявления (гром, молнию, зарницы, затмение луны), боялись и полагали, что боги сутьпричины этихвещей.

Сведенияотносительновзглядов Демокритана познание, которые дошлидо нашего времени, иногда противоречатдруг другу.Одно ясно, чтоДемокрит отбрасываетнегативноеотношение кчувственномупознанию, какэтобылоу элеатов. Аристотельего взглядыхарактеризовалоднозначно:

«Демокрит… полагал, чтоистинно сутьто, что намявляется».

О значении, которое Демокритпридавал чувственномупознаниюсвиде­тельствуети его концепцияобразов — ЭЙДОЛОВ.Эйдолы возникаютгде-то междуобъективнойвещью и соответствующиморганом чувствсубъекта вос­приятия.Предмет выделяетиз себя в воздухнечто, подобиепредмета, котороев свою очередьвтискиваетсяво влажнуючасть глаза.Собственнообраз предметавозникаетгде-то в пространствемежду предметоми глазом и, какоттиск попа­даетв соответствующийорган чувств.Поэтому Демокритотводил чувствен­номупознанию основнуюи незаменимуюроль, видя внем первую иосновную предпосылкувсякого дальнейшегопознания.

Значение, которое придаетатомистическаягносеологиячувственномупознанию, немешало, однако, Демокритураскрыть значениеи функциирацио­нальногопознания. Онпонимает процесспознания состоящимиз двух ступе­ней.Чувственноепознание являетсянекоей низшейступенью познанияи зна­комитнас с окружающиммиром явлений.Подойти же кпознанию «истиннойсущности» (т.е.познанию атомов), открытию причинныхсвязей можнолишь при помощирациональногопознания. Чувствамиможно восприниматьлишь то, чтообразуетсясоединениематомов, а этосамо по себепреходяще.

Демокритстремится также«естественным»образом объяснитьвозник­новениеобщества. Согласноэтому объяснению, люди на начальныхстадиях своегоразвития жилинеупорядоченнойжизнью. Ониобъединялись, когда на нихнападали звери, затем они вместезимой пряталисьв пещерах ипрятали тамзапасы, затем- познали огонь, было изобретеноискусство ивсе, что можетбыть полезнымлюдям в совместнойжизни. Такимобразом, Демокритсчитает, чтоосновным стимуломразвития обществаявляласьнеобходимостьудовле­творенияпотребностей.Общество — совокупностьиндивидов. Нообщество изаконы, согласноему, не являютсяинструментомразвитияиндивидуальности, но скорее лишьограничивающимисредствами, предотвращающимивозникно­вениевражды. Он неосуждает накопления, но осуждаетприобретениеих дур­нымиспособами.

Этика Демокритатесно связанас его социальнымии политическимивзглядами. Онпытается сформироватьнекие «универсальные»моральныепра­вила. Центральнымв его этикеявляется «достижениедоброй мысли».Путь к этому- через жизненнуюуравновешенностьи умеренность.Главным средст­вомдостижениядобродетелион считаетубеждение, воспитаниев духе нравст­венности.

Заключение

Сказанноепозволяетсделать выводо некоторыхобщих чертахдревне­греческойфилософиипервого (досократовского)этапа.

Во-первых, эта философиявозникла иразвиваласьв тесной связис за­чаткамиконкретныхзнаний о природе.Первые древнегреческиефилософы

были одновременнои естествоиспытателями.Они делалипопытки научнообъ­яснитьпроисхождениеЗемли, Солнца, звезд, животных, растений ичеловека.

Во-вторых, в этот периодбыли высказаныинтересныеидеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которыеопределилиосновные на­правленияфилософствованияна достаточнодлительныйпоследующийпериод.

В-третьих, спецификойдревнегреческойфилософии вее начальныйпе­риод являетсястремлениепонять сущностьприроды, мирав целом, космоса, т.е. космоцентризм(космогонизм).

Список использованнойлитературы:

1. АлексеевП.В., Панин А.В.Философия: Учебник дляВУЗов. — М.:

ТЕИС, 1996.-504 с.

2. Историяфилософии вкратком изложении.- М., 1989. — 000 с.

3. РадугинА.А. Философия: Курс лекций.- М.: Владос, 1995. — 304с.

4. СпиркинА.Г. Основыфилософии: Учеб. Пособиедля вузов. — М.:

Политиздат,1988.-592 с.

5. Теория познания.В 4 т. Т. 1. Домарксистскаятеория познания/АН СССР. Институтфилософии; Подред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана.- М.: Мысль, 1991. — 302, (1) с.

6. Философскийсловарь/ Подред. И.Т. Фролова.- 5-е изд., — М.:

Политиздат,1986. — 590 с.

www.ronl.ru

Космоцентризм как основа философии древней греции

Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения единичных отдель­ных вещей. Это возникновение связано с постепенным приходом вражды, которая на этой стадии стремится вытеснить любовь. Основные стихии в этом периоде еще частично соединены и в то же время частично разделены.

Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной гегемонией вражды. Стихии в этот период более или менее разделены.

Четвертая стадия определяется возвратом власти любви. Стихии опять соединяются.

Таким образом, согласно взглядам Эмпедокла, сущее образуют четыре пассивные стихии и две противоположные силы, которые тоже имеют более или менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и разъединению мельчайших частей основных стихий. Космогонический процесс развития состоит при этом из постоянно повторяющихся четырех стадий, в ко­торых попеременно берет верх то вражда, то любовь.

Теория познания Эмпедокла построена по принципу познавания «по­добного подобным». Познание возможно лишь потому, что как субъект позна­ния (человек), так и объект (окружающий мир) состоят в принципе их одних и тех же стихий, соединенных лишь в различных отношениях. Это делает прин­ципиально возможным познание и дает достаточную адекватность знаний. В отличие от элеатов Эмпедокл является сторонником определяющей роли чув­ственного познания. В соответствии с его взглядами мыслить и чувственно воспринимать - это одно и то же.

Анаксагор

Анаксагор (500-428 гг. до нашей эры) по свидетельству Диогена Лаэрт­ского, был учеником Анаксимена.

Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, которые он на­зывал «семена вещей» (ГОМЕОМЕРИИ). Материя, по Анаксагору, вечна, несо­творима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Так он пытается решить проблему отношения единства и многообразия (качественного раз­личия) сущего через признание положения о качественной определенности се­мян вещей. С этих же позиций он пытается решить проблему возникновения и гибели. Согласно Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей со­держаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникнове­ние, либо как гибель и упадок.

Анаксагор, однако, не считал, что семена вещей способствуют соедине­нию и разъединению. Семена вещей как материальную основу мира он считает инертными, неподвижными. Причину, приводящую их в движение и являю­щуюся в то же время причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином НУ С - разум. «Нус» у Анаксагора был основным принципом упорядочения материального мира.

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания. Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.

Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие со­вершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует его. Он также подчеркивал необходимость коррекции чувственного познания.

Древнегреческие атомисты

Вокруг исторического существования философа Левкиппа (ок. 500-440 гг. до нашей эры) велись споры. Высказывалась догадка, что это имя было псевдонимом молодого Демокрита. Однако исследования Дильса и Зеллера, а также Маковельского подтверждают его историческое существование. Из его работ практически ничего не сохранилось, если не считать нескольких мыслей, дошедших через посредство других античных авторов. Однако, согласно Г. Дильсу, ему можно приписать две книги: «Великий диакосмос» и «Об уме».

Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникнове­ние и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и что оба они яв­ляются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов полной и плотной. Он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее. Таким образом, основной принцип атомистической науки о бытии: «Единственное, что сущест­вует, - атомы и пустота».

Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они явля­ются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению.

Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема движения. Существование пустоты делает возможным движением атомов.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до нашей эры) был учеником Левкиппа и учился у Анаксагора.

Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть. Тя­жесть, однако, он не считал существенным свойством атомов, но признавал ее простым следствием того фата, что они имеют некий размер. Подобным обра­зом и величина не дает качественной характеристики атомов.

Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми, ибо «не могут претерпевать те изменения, в существовании которых убеждены все люди, научаемые к этому восприятием». Концепция атомизма содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и несотвори­мости материи.

Атомы, по Демокриту, бесконечны, только если речь идет об их вели­чине и числе. Также бесконечны они и относительно различия форм. Речь здесь идет о выраженной в духе того времени мысли о бесконечности материи.

Демокрит совершенно новым способом решает вопрос об отношении материи и движения. Согласно его представлениям, гарантией возможности движения является существование пустоты. Движение присуще атомам в есте­ственном состоянии. Демокрит полагал, что первичное движение никогда не было сообщено атомам, оно является, говоря современным языком, основным способом их существования . Движение передается столкновением, и движение в этом понимание является основным источником развития, по­скольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Таким образом Демокрит преодолевает проблему дуализма ма­терии и движения. Здесь следует сказать, что у Демокрита речь идет только о движении чисто механическом. Механистическое движение признается единст­венно возможной формой движения.

Понимание мира у Демокрита тесно связано с основными принципами его учения о бытии и его пониманием отношений между явлениями. Здесь Де­мокрит был сторонником строгой необходимости. Развитие вселенной, порядок мира, все сущности определены механистическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного существования «случайности», и сама «случайность» объясняется незнанием причин определенного явления.

В соответствии со своим учением Демокрит дает материалистическое объяснение возникновения богов: древние люди, видя неземные явления (гром, молнию, зарницы, затмение луны), боялись и полагали, что боги суть причины этих вещей.

Сведения относительно взглядов Демокрита на познание, которые дошли до нашего времени, иногда противоречат друг другу. Одно ясно, что Демокрит отбрасывает негативное отношение к чувственному познанию, как это было у элеатов. Аристотель его взгляды характеризовал однозначно:

«Демокрит ... полагал, что истинно суть то, что нам является».

О значении, которое Демокрит придавал чувственному познанию свиде­тельствует и его концепция образов - ЭЙДОЛОВ. Эйдолы возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта вос­приятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто, подобие предмета, которое в свою очередь втискивается во влажную часть глаза. Собственно образ предмета возникает где-то в пространстве между предметом и глазом и, как оттиск попа­дает в соответствующий орган чувств. Поэтому Демокрит отводил чувствен­ному познанию основную и незаменимую роль, видя в нем первую и основную предпосылку всякого дальнейшего познания.

Значение, которое придает атомистическая гносеология чувственному познанию, не мешало, однако, Демокриту раскрыть значение и функции рацио­нального познания. Он понимает процесс познания состоящим из двух ступе­ней. Чувственное познание является некоей низшей ступенью познания и зна­комит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (т.е. познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возник­новение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и прятали там запасы, затем - познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовле­творения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но скорее лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникно­вение вражды. Он не осуждает накопления, но осуждает приобретение их дур­ными способами.

Этика Демокрита тесно связана с его социальными и политическими взглядами. Он пытается сформировать некие «универсальные» моральные пра­вила. Центральным в его этике является «достижение доброй мысли». Путь к этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средст­вом достижения добродетели он считает убеждение, воспитание в духе нравст­венности.

mirznanii.com

Космоцентризм как основа философии древней греции

Из действительного мира, из области бытия Парменид полностью ис­ключает движение. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на это вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто пере­местить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место дру­гого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее ска­занного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда су­щее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный харак­тер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

Здесь следует заместить, что в гносеологии Парменид проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продук­том рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опираю­щимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение. Так вот в области мнения Парменид допус­кает существование не-сущего на основе «чувственного восприятия». Это дает ему возможность затем - в виде мнения - признать существование движения и изменения. Такое осознание различия чувственного и рационального познания приводит к метафизическому разрыву этих двух ступеней единого процесса по­знания.

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет мате­риальный характер. Симплициус свидетельствует, что, согласно Зенону, «кто признает множество, необходимо говорит противоречиво. Так ... если сущее множественно, то оно равно велико до бесконечности и мало так, что вообще не имеет никаких размеров. При этом он доказывает, что если нечто не имеет размеров и массы, то оно вообще не может быть. Миров много и не существует пустого пространства». Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен;

люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Второй (и, пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вы­шло в путь раньше его. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому Зе­нон допускал возможность движения только в области чувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом». Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственное данное, но предпринимается попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.

Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению ведет к не­разрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.

К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры).

Мелисс полагал, что мир «не был сотворен» и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям, является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным.

Таким образом, философия элеатов выявила ряд проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие философии. Так, в их учении встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира. Их различие чувственного и рационального познания тесно связано с различием «сущности» и «явления».

В области способа философствования большим вкладом элеатов явля­ется стремление к осмыслению действительности при помощи понятийного ап­парата.

Пифагор

Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до нашей эры. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и ряд дру­гих трудов, которые создавались пифагорейской школой.

Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел также дальше. Он исследует и взаимоотношения чисел. Изучение зависимости между числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолю­тизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непре­рывность, положительность, всеобщую сущность. Двоица означала противопо­ложность, различие, особенное. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В геометри­ческой интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеаль­ным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выра­женный спекулятивный характер и является исторически первой попыткой19 постижения количественной стороны мира. Математический

-подход к миру заключается в объяснении определенных количественных от­ношений между реально существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. От­сюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При этом существующие противоположности подчиняются всеобщей универ­сальной гармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам:

«Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай,

Их почитая, также отдай уважение богоравным умершим».

Мораль у Пифагора была обоснованием определенной «социальной гар­монии», опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии. По­этому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим фи­лософским направлением в античной Греции. Математическая проблема­тика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

Эмпедокл

Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до нашей эры) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических филосо­фов. Важнейшие философские мысли содержат два его произведения Очище­ние» и «О природе».

По своему характеру философия Эмпедокла близка к стихийному '2'ернализму. Однако вместо одной праматерии он выдвигает четыре исходных принципа, корни всякого бытия. С четырьмя стихиями связаны имени четырех богов: Зевс - огонь, Гера - воздух, Гадес - земля, Нестида - вода.

Корни всякого бытия, по Эмпедоклу, по преимуществу пассивны. По­этому он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окру­жающего мира, - ЛЮБОВЬ и ВРАЖДУ. Движущий принцип здесь отделен от понимаемой как пассивная материи. Движение, вызванное любовью и враждой. в понимании Эмпедокла, нельзя отождествлять с притяжением и отталкиванием. Любовь в его концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из многого делает одно». Напротив, вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое». При этом по мысли Эмпедокла, мир несотворим и неуничтожим. Основные силы стихии не могут ни возникать, ни уничтожаться. Соединяются и разъединяются только соединения стихий. Любовь и вражда являются также основными принципами всей изменений, происходящих в мире.

Эмпедокл отстаивает тезис о том, что пустоты не существует. Все вещи меняются местами.

Эти взгляды проецируются и на понимание развития космоса. Первоисходную стадию, в которой находится весь космос, Эмпедокл определяет термином СФАЙРОС. В этой стадии нет никакой определенности, асе сливается в неразличимом единстве. Это состояние космоса представляет собой собственно некую наисовершеннейшую смесь и подлинное единство стихий. Это период универсальной власти любви, вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.

mirznanii.com

Космоцентризм как основа философии Древней Греции

Курсовой проект - История

Другие курсовые по предмету История

Введение

 

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

 

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

 

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.

 

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

I. - от формирования собственно греческого

geum.ru


Смотрите также