Корабли древнего китая. Флот Древнего Китая самый многочисленный в истории человечества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Типы китайских кораблей и технологии кораблестроения. Корабли древнего китая


Флот Древнего Китая самый многочисленный в истории человечества

 

В 1405 году почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю мира. Им командовал адмирал Чжэн Хэ. Его флот был больше и мощнее, чем все флоты Европы того времени вместе взятые.

 

 

 

По приказу императора Китая, флот обошел полсвета. Задолго до того как европейские корабли отправились исследовать мировые океаны Китай начал одно из самых величайших морских путешествий всех времен. Корабли побывали в Тихом и Индийском океанах, в Аравийском море и даже у Восточного побережья Африки. Плавание было богато открытиями и сюрпризами. История императорского китайского флота начинается в 1402 году.

 

император Чжу Ди

 

Князь Чжу Ди став императором, захотел Китаю вернуть былую славу. Он должен был узаконить свое правление - у него была власть, но не было мандата небес. Чтобы утвердить себя как императора он задумал несколько честолюбивых проектов. Великая Китайская Стена была продлена на 1400 километров, чтобы защитить империю от нашествия монголов. Он сделал столицу Пекином и построил там гигантский дворец. Также была написана самая большая энциклопедия всех времен и народов в 11000 томов. Император хотел, чтобы знания расширялись, поэтому в 1403 году он распорядился о создании гигантского морского флота. Для того времени это была задача невероятной сложности. Сотни кораблей должны были помочь расширить знания Китая о мире. Раскопки в одной из провинций Китая показали, что суда строились в сухих доках средней длины 400 метров. Их останки доказывают время их создания - 1050 год. В Европе сухие доки появились только в XVII веке. Найденные инструменты давали представление о методах кораблестроения того времени. Все работы были великолепно организованы.  На верфи трудилось около 20000 человек. В руках руководителя были все научные достижения того времени.

   

адмирал Чжэн Хэ

 

Корабли выглядели так: плоскодонный корпус для мелководья, сочетался с огромным водоизмещением корабля для океанского похода. В условиях шторма были предусмотрены два руля. Эти суда называли джонками. Они имели высокую маневренность и устойчивость. Особенностью джонок были переборки, повышаемые непотопляемость судна в океане, а позаимствовали эту идею у дерева бамбук. Бамбук самое надежное волокно в мире. Корпус судна воспроизводил структуру стебля этого дерева. В Европе первый пароход, построенный с переборками, был «Great Eastern».

 

модель флагманского судна найденого во время раскопок

Это были самые крупные деревянные суда всех времен. У них было до девяти мачт. Подтверждением тому стали найденные два якоря-кошки длина каждого 2,4 метра, а вес 250 килограмм и два огромных руля длиной 10 метров.

 

Через два года 60 судов были построены и они были готовы отправиться  по морям и океанам.

 

 великий мореплаватель Чжэн Хэ

Всего Чжэн Хэ совершил семь путешествий. Каждое, из которых длилось около двух лет. На джонках служило около 28000 моряков - это были дипломаты, ученые, астрологи историки и других профессий. Цель похода ни в коем разе не была захватнической. Император знал, что появление такой армады и так покажет могущество Китая.

 

карта морских походов древнего флота Китая

Для поднятия парусов задействовались несколько десятков человек, а парус мог вращаться вокруг мачты, чтобы подхватить ветер любого направления.

 

сравните корабли Христофора Колумба и китайского адмирала

 

По всем параметрам джонки превосходили в несколько раз суда таких путешественников Васко да Гама и Христофора Колумба.

 

судно-танкер для воды

 

судно для скота

Ориентировались корабли армады по звездам и компасу созданному в XI веке и картам составленными их предшественниками. Они помогали с уверенностью идти в неведомые воды. Для связи между кораблями использовали звуковые сигналы и сигналы семафоров.

  

корабль для воинов

Флот состоял из кораблей и судов различных типов и назначений: флагманский, суда с воинами, пятимачтовые патрульные корабли для обеспечения охраны армады, танкеры с водой, суда для скота, обеспечивающие свежим мясом, и лошадьми. Самым замечательным изобретением можно считать земледельческие суда, на которых выращивали сою и получали высокий урожай. Производственная культура имела все необходимые вещества для полноценного питания благодаря витамину «С», которого так не хватало морякам Европы страдавшие цингой во время своих длительных плаваний.

 

земледельческое судно

 Для борьбы с пиратами встречающиеся в мировых водах применялись пушки, стрелявшие взрывчатыми снарядами, которые имели большой радиус действия и предназначались для поджигания кораблей противника.

 

патрульное судно

Одной из задач флота было установление дипломатических отношений. Они посетили порты Calicut, Hormus, Aden, Mombasa. В ходе теплых встреч обсуждались торговые и коммерческие отношения.

 

древний китайский фарфор

 

Китайцы предлагали фарфор - белое золото Китая. Это был ключ к мировой торговле. Его производство возросло в 50 раз. В обмен, в основном брали перец и другие пряности.

 

картина с изображение адмирала Чжэн Хэ

Флотоводца интересовала Аравия за его особый продукт - ладан. Есть источники, доказывающие визит трех китайцев в Йемен. Ладан до сих пор используется в фармакологии. Смола дает прекрасный успокаивающий аромат. Китайцы привозили лошадей, особенно арабских скакунов. Из Африки доставляли экзотических животных и птиц, в основном для забавы. В целом миссия флота была успешной, каждое новое путешествие приносило новые товары и взаимоотношения. Корабли преодолели более 50000 миль.

 

музей посвященный первооткрывателю и флотоводцу Чжэн Хэ

Чжэн Хэ установил дипломатические связи со многими странами, и они не стали колониями Китая. Он считал, что вера каждого человека это дело личного характера.

Вскоре в государстве начались перевороты. Чжэн Хэ умер, а от армады не осталось и следа. Кто знает, если бы этот флот просуществовал больше, то сейчас европейцам или американцам пришлось бы считаться с многолетним опытом Китая, а история развивалась бы совсем по-другому.

 

флагманское судно адмирала Чжэн Хэ

Технические характеристики флагманского судна-джонки:Длина - 126 м;Ширина - 51 м;Водоизмещение - 7000 тонн ;Скорость - 4,8 узла;Количество палуб - 5;

korabley.net

Боевой флот средневекового Китая

Боевые корабли: Лoy чуань

Буквально название этого типа переводится как «башенный корабль». Это были трехэтажные боевые корабли с укрепленными верхними палубами. В отличие от многоэтажных кораблей эпохи Хань, у башенных кораблей имелись сплошные борта поверх одного корпуса. Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей — лоу чуань — в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти корабли. Они были многоэтажными, в их бортах имелись бойницы для стрельбы из арбалетов и действия пиками. Требюше (тяговый и с противовесом) устанавливался на верхней палубе рядом с переносной жаровней, предназначенной для накаливания железных снарядов. Позднее, уже во времена династии Мин, вместо требюше стали использовать пушки и другое огнестрельное оружие. Широкий и выгнутый нос украшался изображением свирепой тигриной морды. Из центральной башни в носовую часть корабля и к борту можно было попасть через двери. Вся конструкция, если верить описаниям, напоминала крепостную стену.

Колёсные боевые корабли

В 1842 г. во время Опиумных войн в устье Янцзы произошло сражение между китайским и британским флотом. Командующий английский флотом в рапорте отмечал, что в составе китайского флота также имелись колёсные корабли, хотя и работавшие не на энергии пара, а приводившиеся в движение мускульной силой человека. Командующий завершил свой рапорт снисходительным предположением о том, что по-видимому, китайцы пытались скопировать английские технологии, но за неимением паровых машин решили проблему имеющимися средствами. На самом деле, все обстояло прямо противоположным образом.

Ещё до периода Весны и Осени в китайской литературе встречаются упоминания о колёсных кораблях. Иногда это просто сообщение о кораблях, способных преодолеть большие расстояния без помощи ветра и приводимых в движение людьми, полностью скрытыми внутри корабля. Противники, не видя весел и гребцов, часто считали, что корабли движутся духами. В описании сражения, произошедшего в 418 г., упоминаются корабли, отходившие от пристани «сами по себе». Спустят полтора столетия мы читаем о «ножных лодках», благодаря чему мы узнаем о том, на каком принципе работали колесные корабли. В 782 г. появился следующий текст: «Ли Гао всегда интересовался искусными машинами. Он построил корабли, каждый из которых имел по два больших колеса по бортам, приводимые в движение топчаками. Корабли двигались как ветер, поднимая волны, словно на них стояли паруса».

Под топчаками здесь следует понимать небольшие колеса, внутри которых бегали заключённые. Китайские топчаки представляли собой сравнительно компактные устройства, в виде оси, из которой радиально отходили педали. На эти педали и наступали рабочие. Поскольку все китайские тексты отмечают большую скорость колёсных кораблей, можно предположить, что между гончаком и гребным колесом имелся какой-то редуктор.

Во времена империи Южный Сун колёсные корабли играли большую роль в войне. После того, как династия Сун отступила под натиском династии Цзинь за Янцзы, река превратилась в границу, по которой постоянно курсировали колёсные корабли, предотвращавшие попытки северян прорваться на южный берег. В 1130 году флот Сун сумел отрезать войска Цзинь, прорвавшиеся за Янцзы, а в 1132 г. в рапорте говорилось, что для обороны речной границы протяженностью в тысячи ли требует флота. Автор затем добавляет, что был построен «боевой корабль — летучий тигр» с четырьмя колёсами на борт. Каждое колесо имело восемь лопастей и вращалось четырьмя матросами. Корабль мог проходить в сутки тысячу ли (500 км).

fishki.net

Типы китайских кораблей и технологии кораблестроения

Типы китайских кораблей и технологии кораблестроения

Первые китайские корабли

Первые китайские военные корабли представляли собой адаптацию к военным нуждам гражданских судов. По этой причине мы начнем с рассказа о китайском кораблестроении как таковом.

История китайского кораблестроения теряется в глубине веков. Некоторые из старых китайских авторов приписывают иостройкую первого корабля императору Фу Си, одному из пяти великих правителей легендарного периода 2852–2205 гг. до н. э. Как говорят. Фу Си был прорицателем и философом, подарившим китайскому народу плот. Интересно, что об изобретении Фу Си говорят именно как о плоте. Это уникальная особенность Китая, где прототипом кораблей была не долбленная лодка, а плот. На юге и в центре Китая в изобилии растет бамбук, из которого удобно делать плоты. В бассейне Хуанхэ для строительства плотов использовали надутые шкуры животных.

Буквально до последнего времени для строительства плотов на Хуанхэ использовали овечьи и козьи шкуры, наполненные воздухом. Одна такая шкура может выдержать плывущего человека. Для крупных плотов могли использовать бычьи и воловьи шкуры. Шкуры набивались шерстыо или табачными листьями и надували. Лапы, направленные кверху, привязывали к деревянной раме плота, а также связывали друг с другом. Небольшие «одноместные» плоты представляли собой деревянную платформу площадью чуть меньше квадратного метра с девятью-двенадцатью шкурами. Большие плоты могли достигать в длину 12 метров и покоиться на 200 шкурах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

средневековый китайский линейный корабль. Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. — 1413 г. н.э.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль

Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей — лоу чуань — в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти корабли. Они были многоэтажными, в их бортах имелись бойницы для стрельбы из арбалетов и действия пиками. Требюше (тяговый и с противовесом) устанавливался на верхней палубе рядом с переносной жаровней, предназначенной для накаливания железных снарядов. Позднее, уже во времена династии Мин, вместо требюше стали использовать пушки и другое огнестрельное оружие. Широкий и выгнутый нос украшался изображением свирепой тигриной морды. Из центральной башни в носовую часть корабля и к борту можно было попасть через двери. Вся конструкция, если верить описаниям, напоминала крепостную стену.

На протяжении истории конструкция башенного корабля могла меняться. Огромные размеры делали башенные корабли плавающими крепостями в прямом смысле этого слова. В 285 г. в войне с государством У участвовали такие корабли. Противники У не имели на границе достаточных укреплений, поэтому решили быстро сплавить укрепления вниз по течению. Руководил строительством мастер по имени Ван Чун, получивший прозвище «адмирал скачущего дракона». Он построил квадратную в плане башню, покоящуюся на нескольких корпусах (по-видимому, четыре группы по четыре корпуса). Длина стороны башни достигала 180 м, она могла вместить 2000 человек. Вдоль деревянного бруствера можно было скакать на лошади. Носовые отсеки украшались изображениями птиц и зверей, призванных отпугнуть речных духов. Корабль строился в провинции Сычуань. О строительстве в царстве У узнали по большому числу стружки, плывущему по воде. Поэтому здесь приняли меры. Янцзы перегородили железной цепью, кроме того, в дно реки вбили железные колья. Но перед спуском крепости Ван Чун пустил по Янцзы несколько плотов, которые обнаружили заграждения и устранили их. Лодки, через которые шла цепь, были сожжены. Фарватер очистили, и большой корабль прошел вниз по реке без проблем.

Других описаний большого корабля не сохранилось, поэтому мы не можем точно утверждать, относился ли корабль Ван Чуна к пирамидальному типу династии Хань или к более позднему типу лоу чуань. Но можно с уверенностью утверждать, что именно лоу чуань был построен в 584 г. мастером Ян Су по заказу императора Суэй для войны с династией Чень. Это был однокорпусный пятиэтажный башенный корабль, вооруженный «ударным вооружением», о котором рассказ пойдет ниже. Многопалубные лоу чуани строились в 934 г. и в 1048 г., когда императоры династии Ляо сооружали башенные корабли, способные нести лошадей на нижних ярусах. Наконец, в 1170 г. путешественник, следовавший по Янцзы, видел отряд из 700 кораблей, каждый из которых имел около 30 м в длину и нес башни с поднятыми флагами. Под удары барабанов корабли быстро двигались против течения.

Мы подробно рассмотрим вооружение всех шести типов кораблей. Следует отметить, что существовало бесчисленное множество вариантов этих шести основных типов. Некоторые корабли представляли собой переделку обычных транспортных джонок, больше предназначенных для действий в открытом море, чем на реке или в прибрежных водах. Приведенная классификация не затрагивает типа движителя корабля, поэтому по одному типу невозможно определить чем приводились корабли в движение: веслами или колесами. Поскольку колесный движитель широко использовался в Китае, колесным кораблям мы посвящаем следующий раздел.

23-колесный корабль династии Сун обстреливает известковыми бомбами корабль династии Цзинь, сражение при Кайши, 1161 г.

Здесь изображен бой между двумя совершенно разными по типу кораблями. В 1161 г. произошло важное сражение между флотами Южного Суна и Цзиня. Флотом Цзиня командовал лично император. Северяне планировались прорваться за Янцзы в районе Кайши. Колесные корабли династии Сун быстро прибыли на место, в район острова Дзиныиань, и обстреляли противника из требюше. Колесный движетель, работающий от топчаков, позволял кораблям быстро перемещаться по поверхности воды. На флаге изображенного корабля надпись «Поддержим Суп, уничтожим Цзинь». Армия Цзинь потерпела тяжелое поражение, император династии Цзинь был убит собственными придворными на борту флагманского корабля.

Корабли династии Цзинь, показанные здесь, — быстрые и легкие «эсминцы» средневекового Китая. В отличие от башенных кораблей и боевых джонок, у колесных кораблей были сплошные борта, поэтому члены колесной команды быт полностью защищены. Солдаты ват стрельбу поверх голов. Откидные люки по бортам делались из дерева или шкуры носорога и украшались изображениями тигриных морд.

Армия Сун ведет стрельбу по противнику известковыми бомбами, метая их из требюше. Бомбы представляют собой тонкостенный керамический контейнер, наполненный ядом (вероятно, мышьяком), известью, порохом и кусками железа. Когда контейнер разбивался о палубу корабля, известь поднималась в воздух и начинала есть матросам глаза. Почти такую же конструкцию имели «громоподобные снаряды» в мягкой оболочке, которые также метались с помощью требюше. Бомбы оснащались фитильными взрывателями. Бомба, ударяясь о поверхность воды, рикошетировала и взрывалась в воздухе, распространяя вокруг себя мелкодисперсную известь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Флот Древнего Китая самый многочисленный в истории человечества

 

В 1405 году почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю мира. Им командовал адмирал Чжэн Хэ. Его флот был больше и мощнее, чем все флоты Европы того времени вместе взятые.

 

 

 

По приказу императора Китая, флот обошел полсвета. Задолго до того как европейские корабли отправились исследовать мировые океаны Китай начал одно из самых величайших морских путешествий всех времен. Корабли побывали в Тихом и Индийском океанах, в Аравийском море и даже у Восточного побережья Африки. Плавание было богато открытиями и сюрпризами. История императорского китайского флота начинается в 1402 году.

 

император Чжу Ди

 

Князь Чжу Ди став императором, захотел Китаю вернуть былую славу. Он должен был узаконить свое правление - у него была власть, но не было мандата небес. Чтобы утвердить себя как императора он задумал несколько честолюбивых проектов. Великая Китайская Стена была продлена на 1400 километров, чтобы защитить империю от нашествия монголов. Он сделал столицу Пекином и построил там гигантский дворец. Также была написана самая большая энциклопедия всех времен и народов в 11000 томов. Император хотел, чтобы знания расширялись, поэтому в 1403 году он распорядился о создании гигантского морского флота. Для того времени это была задача невероятной сложности. Сотни кораблей должны были помочь расширить знания Китая о мире. Раскопки в одной из провинций Китая показали, что суда строились в сухих доках средней длины 400 метров. Их останки доказывают время их создания - 1050 год. В Европе сухие доки появились только в XVII веке. Найденные инструменты давали представление о методах кораблестроения того времени. Все работы были великолепно организованы.  На верфи трудилось около 20000 человек. В руках руководителя были все научные достижения того времени.

   

адмирал Чжэн Хэ

 

Корабли выглядели так: плоскодонный корпус для мелководья, сочетался с огромным водоизмещением корабля для океанского похода. В условиях шторма были предусмотрены два руля. Эти суда называли джонками. Они имели высокую маневренность и устойчивость. Особенностью джонок были переборки, повышаемые непотопляемость судна в океане, а позаимствовали эту идею у дерева бамбук. Бамбук самое надежное волокно в мире. Корпус судна воспроизводил структуру стебля этого дерева. В Европе первый пароход, построенный с переборками, был «Great Eastern».

 

модель флагманского судна найденого во время раскопок

Это были самые крупные деревянные суда всех времен. У них было до девяти мачт. Подтверждением тому стали найденные два якоря-кошки длина каждого 2,4 метра, а вес 250 килограмм и два огромных руля длиной 10 метров.

 

Через два года 60 судов были построены и они были готовы отправиться  по морям и океанам.

 

 великий мореплаватель Чжэн Хэ

Всего Чжэн Хэ совершил семь путешествий. Каждое, из которых длилось около двух лет. На джонках служило около 28000 моряков - это были дипломаты, ученые, астрологи историки и других профессий. Цель похода ни в коем разе не была захватнической. Император знал, что появление такой армады и так покажет могущество Китая.

 

карта морских походов древнего флота Китая

Для поднятия парусов задействовались несколько десятков человек, а парус мог вращаться вокруг мачты, чтобы подхватить ветер любого направления.

 

сравните корабли Христофора Колумба и китайского адмирала

 

По всем параметрам джонки превосходили в несколько раз суда таких путешественников Васко да Гама и Христофора Колумба.

 

судно-танкер для воды

 

судно для скота

Ориентировались корабли армады по звездам и компасу созданному в XI веке и картам составленными их предшественниками. Они помогали с уверенностью идти в неведомые воды. Для связи между кораблями использовали звуковые сигналы и сигналы семафоров.

  

корабль для воинов

Флот состоял из кораблей и судов различных типов и назначений: флагманский, суда с воинами, пятимачтовые патрульные корабли для обеспечения охраны армады, танкеры с водой, суда для скота, обеспечивающие свежим мясом, и лошадьми. Самым замечательным изобретением можно считать земледельческие суда, на которых выращивали сою и получали высокий урожай. Производственная культура имела все необходимые вещества для полноценного питания благодаря витамину «С», которого так не хватало морякам Европы страдавшие цингой во время своих длительных плаваний.

 

земледельческое судно

 Для борьбы с пиратами встречающиеся в мировых водах применялись пушки, стрелявшие взрывчатыми снарядами, которые имели большой радиус действия и предназначались для поджигания кораблей противника.

 

патрульное судно

Одной из задач флота было установление дипломатических отношений. Они посетили порты Calicut, Hormus, Aden, Mombasa. В ходе теплых встреч обсуждались торговые и коммерческие отношения.

 

древний китайский фарфор

 

Китайцы предлагали фарфор - белое золото Китая. Это был ключ к мировой торговле. Его производство возросло в 50 раз. В обмен, в основном брали перец и другие пряности.

 

картина с изображение адмирала Чжэн Хэ

Флотоводца интересовала Аравия за его особый продукт - ладан. Есть источники, доказывающие визит трех китайцев в Йемен. Ладан до сих пор используется в фармакологии. Смола дает прекрасный успокаивающий аромат. Китайцы привозили лошадей, особенно арабских скакунов. Из Африки доставляли экзотических животных и птиц, в основном для забавы. В целом миссия флота была успешной, каждое новое путешествие приносило новые товары и взаимоотношения. Корабли преодолели более 50000 миль.

 

музей посвященный первооткрывателю и флотоводцу Чжэн Хэ

Чжэн Хэ установил дипломатические связи со многими странами, и они не стали колониями Китая. Он считал, что вера каждого человека это дело личного характера.

Вскоре в государстве начались перевороты. Чжэн Хэ умер, а от армады не осталось и следа. Кто знает, если бы этот флот просуществовал больше, то сейчас европейцам или американцам пришлось бы считаться с многолетним опытом Китая, а история развивалась бы совсем по-другому.

 

флагманское судно адмирала Чжэн Хэ

Технические характеристики флагманского судна-джонки:Длина - 126 м;Ширина - 51 м;Водоизмещение - 7000 тонн ;Скорость - 4,8 узла;Количество палуб - 5; 

kliper2011.mirtesen.ru

Конструкция китайской джонки. Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. — 1413 г. н.э.

Конструкция китайской джонки

Если уважаемый читатель соберется строить джонку, никаких технических проблем у него не возникнет. Дело в том, что за столетия конструкция джонки отточена до совершенства и возведена в канон. От канона допустимы минимальные отклонения, но они не должны противоречить основным принципам конструкции. Методы строительства варьировались в зависимости от места строительства, типа и размера джонки, но в целом процесс строительства проходил стереотипно.

На первом этапе строительства поверх киля укладывались доски днища. Доски соединялись с помощью кованных железных скоб, образуя неразъемный щит. Затем по всей длине днища с необходимыми интервалами устанавливались поперечные ребра, закреплявшиеся на днище. Плотники работали без линеек. Доски днища обрезали по натянутой веревке. Затем укладывались доски обшивки борта, притягивались веревками и прибивались гвоздями. Палубные бимсы, обычно из твердой древесины, врезались в верхнюю доску борта. Далее устанавливались шпангоуты, состоявшие из двух-трех деталей, соединенных в замок и закрепленных толстыми гвоздями. Нос и корма сооружались подобным образом, их конструкция несколько различалась в разных районах страны. После того, как корпус был готов, настилали палубу. Зазоры между досками обшивки конопатили. Для этой цели использовали смесь извести и древесного масла. Полученная смесь затвердевала в течение 48 часов, образуя водонепроницаемый слой.

Четырехколесный боевой корабль, по бортам изображены тигриные морды. Борта откидываются перед началом абордажного боя.

Рисунок пятимачтового транспорта дает хорошее представление о том, как выглядели корабли династии Мин, перевозившие сокровища. Подобного типа корабли участвовали в походе Чжен Xэ в Африку в начале XV века.

Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 11 81 г.

В 1177 г. чампский царь Джая Индраварман вторгся в Камбоджу. Вьетнамский флот двигался вдоль морского побережья, а затем поднялся вверх по реке до камбоджийской столицы Ангкор. Город был разграблен, и тямы оккупировали Камбоджу. Через четыре года будущий камбоджийский царь Джаяварман VII поднял восстание против захватчиков. Он разбил тямов в решающем сражении, произошедшем в 1181 г. Это эпическая речная битва запечатлена на барельефах, вырезанных на стенах Бартеай-Чмара и Байона в Камбоджии. Здесь изображен момент, когда тямский и кхмерский боевые баркасы сошлись в абордажном бое посреди реки. Носы лодок украшены гротескными мордами чудовищ. На борту лодок лучники и копейщики. Солдат противоборствующих сторон можно различить, так как кхмеры ходят с непокрытыми головами, а тямы носят характерные головные уборы. Все гребцы сидят лицом к корме, лишь на баркасе кхмерского царя гребцы повернуты лицом к носу и гребут веслами-юло. Никакой защиты у царских гребцов нет, таким образом они демонстрируют личную храбрость. На рядовых баркасах гребцы прикрыты длинными щитами, через которые продеты весла. Баркасы, сближаясь, осыпали друг друга стрелами, а затем забрасывали абордажные крючья, привязанные к канатам из ротанга. В центре кхмерского баркаса под зонтиком стоит офицер, который руководит действиями экипажа. Солдаты с обеих сторон вооружены длинными копьями и щитами. Солдат, упавший в воду, тут же становится добычей крокодилов.

Обычная транспортная джонка, использовавшаяся для плавания по рекам и прибрежным районам моря. Видны детали парусного вооружения и такелажа. Как обычно, корма выше носа, где находятся кабестан и якорь. Корабль напоминает джонки Хубилая, изображенные на японском Свитке монгольского вторжения.

Морская боевая джонка династии Юань атакована вьетнамскими боевыми баркасами в устье Красной реки, 1288 г.

Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 1181 г.

23-колесный корабль династии Сун обстреливает известковыми бомбами корабль династии Цзинь, сражение при Кайши, 1161 г.

Речной флот династии Западный Хань атакован брандерами повстанцев, 200 г. до н. э.

Морские торговые джонки строились в большом количестве на протяжении периодов правления династий Сун и Юань. Китайская джонка изображена на барельефе в Ангкор-Томе в Камбодже, датированном 1185 г. Похожие по конструкции корабли монголы использовали в качестве боевых кораблей в ходе своих заморских кампаний. Изображение монгольских джонок мы находим на Свитке Монгольского вторжения, посвященному походам монголов в Японию в 1274 и 1281 гг. Дополнительную информацию о джонках нам сообщает Марко Поло, находившийся в Китае в период между 1275 и 1292 гг. Среди прочего Марко Поло отмечает, что джонки имеют одну палубу с небольшими надстройками, большое перо руля и четыре мачты. Марко Поло также отмечает, что на китайских джонках имелись водонепроницаемые переборки — вещь совершенно неизвестная в Европе. «Поэтому, если случайно борт буде пробит в одном месте, например, если корабль наткнется на скалу или его ударит кит… вода не проникнет из одного трюма в другой».

Надо также упомянуть «песчаные корабли», которые в действительности были вполне мореходными кораблями «с плоским днищем и широким корпусом, благодаря чему они могли свободно двигаться вблизи песчаных отмелей без риска сесть на мель». Фактически, это были джонки без киля.

Многоэтажный корабль с ударным оружием, применявшимся для предотвращения абордажа. Ударное оружие представляло собой длинную жердь с поперечным железным наконечником. Падая под собственной массой, наконечник пробивал палубу корабля противника, а жердь не давала ему приблизиться. Небольшой корабль, получив удар тяжелой железной болванки, мог даже затонуть. Блокировав корабль противника на безопасном расстоянии, можно было спокойно расстрелять его из арбалетов. Подобную тактику династия Сун применяла против мятежников на озере Дун Тин в 1135 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Первые китайские корабли. Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. — 1413 г. н.э.

Первые китайские корабли

Первые китайские военные корабли представляли собой адаптацию к военным нуждам гражданских судов. По этой причине мы начнем с рассказа о китайском кораблестроении как таковом.

История китайского кораблестроения теряется в глубине веков. Некоторые из старых китайских авторов приписывают иостройкую первого корабля императору Фу Си, одному из пяти великих правителей легендарного периода 2852–2205 гг. до н. э. Как говорят. Фу Си был прорицателем и философом, подарившим китайскому народу плот. Интересно, что об изобретении Фу Си говорят именно как о плоте. Это уникальная особенность Китая, где прототипом кораблей была не долбленная лодка, а плот. На юге и в центре Китая в изобилии растет бамбук, из которого удобно делать плоты. В бассейне Хуанхэ для строительства плотов использовали надутые шкуры животных.

Буквально до последнего времени для строительства плотов на Хуанхэ использовали овечьи и козьи шкуры, наполненные воздухом. Одна такая шкура может выдержать плывущего человека. Для крупных плотов могли использовать бычьи и воловьи шкуры. Шкуры набивались шерстыо или табачными листьями и надували. Лапы, направленные кверху, привязывали к деревянной раме плота, а также связывали друг с другом. Небольшие «одноместные» плоты представляли собой деревянную платформу площадью чуть меньше квадратного метра с девятью-двенадцатью шкурами. Большие плоты могли достигать в длину 12 метров и покоиться на 200 шкурах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru


Смотрите также