Конспект литература древней руси. Урока литературы в 9 классе на тему: «Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока на тему «Культура Древней Руси». Конспект литература древней руси


Конспект урока на тему «Культура Древней Руси»

Тема урока «Культура Древней Руси».

1. Особенности. Что такое культура? Культура Древней Руси складывалась под влиянием разных факторов. Прежде всего, это наследие восточных славян – мифы и сказания, языческие представления о нечистой силе, ремесленные традиции (резьба по дереву, кузнечное искусство). Культура Руси впитала в себя и культурные достижения соседей – неславянских народов (балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян). Ну и конечно огромное влияние оказала Византия. Крещение Руси явилось поворотным пунктом в ее истории и культуре, так как из Византии пришла не только новая религия, но и письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. Благодаря принятию христианства Киевская Русь пережила подъем культуры.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии во многом помогло установить культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Однако христианство на Руси в течение многих веков соседствовало с язычеством, существовала ситуация так называемого двоеверия. В литературных произведениях, в каменном строительстве, прикладном искусстве видно смешение влияний как христианской, так и языческой традиций.

Взаимодействие разнообразных этнических и религиозных культур — славянской, финской, тюркской, скандинавской, византийской — породило особый тип художественного творчества и мировосприятия, включавший в себя черты западных и восточных культур.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

2. Устное народное творчество. Говоря о фольклоре, в первую очередь нужно сказать о былинах. Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Как богатырей вы знаете? Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов. Также к фольклору относятся загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки.

3. Письменность и грамотность. У славян была своя письменность, но она была утрачена. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9-10 веках. Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.

Широкое распространение получили на Руси городские, церковные и монастырские школы, где обучали чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия».

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Они изготавливались из телячьей кожи, украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами.

В обычной жизни вместо бумаги использовали кору – бересту. Судя по находкам берестяных грамот, которых особенно много сохранилось в Новгородской земле, в Древней Руси был исключительно высок уровень грамотности. В отличие от Западной Европы, где читать и писать умели практически только священники, на Руси грамотными были миряне, причем далеко не только знатные. Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Об этом также свидетельствуют находки берестяных грамот, написанных простыми горожанками. Известно, что Анна Ярославна, выданная замуж за французского короля, в отличие от своего мужа собственноручно ставила на документах свое имя.

Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников — об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

4. Литература. В 11 веке на Руси зарождается литература, т.е. появляются письменные произведения. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись. Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» — летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

Нестор также был одним из создателей житий - описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. В житиях рассказывалось о разных чудесах, совершенных святыми.

Еще один крупный литератор Древней Руси – Илларион, он был первым русским киевским митрополитом. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известно его «Слово о Законе и Благодати».

5. Зодчество и изобразительное искусство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены.

С принятием на Руси христианства началось широкое строительство каменных зданий, церквей и монастырей. Первые сооружения были построены византийскими мастерами. Из Византии на Русь пришел древнейший тип храма — крестово-купольный. Такие храмы имели в плане крест, над центральной частью которого находился купол.

Одно из первых каменных сооружений – церковь в Киеве в честь пресвятой Богородицы построенная в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, а затем и сам Владимир.

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. До сегодняшнего дня он дошел в сильно перестроенном виде, однако изначально он создавался как типичный крестово-купольный храм. Строительство этой церкви имело большое политическое значение. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.

Софийский собор стал памятником не только зодчества, но и изобразительного искусства. Ее украшают удивительные мозаики, самой знаменитой из которых является изображение Богоматери Оранты. Кроме того, собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески.

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота в Киеве, чье название также должно было вызывать ассоциации с Константинополем.

6. Художественное ремесло. Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров.

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. На основе культурных достижений Византии и других соседних государств, Русь сформировала свои самобытные культурные традиции.

Д.з. § 7

docbase.org

Литература Древней Руси

Понятие «древнерусская литература» столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV столетия древнерусскую литературу правильнее было бы назвать древневосточнославянской.В первые века после крещения Руси и распространения в восточнославянских землях письменности литература восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы. Прежде единый древнерусский язык распадается: зарождаются русские, украинские и белорусские языки.

Основной круг произведений - религиозно-назидательные сочинения, жития святых, богослужебные песнопения - был общим для древнерусской литературы и для литератур других православных славянских стран - Болгарии и Сербии. Ведь у восточных славян и у южных, сербов и болгар, были едиными и вера, и язык церковной письменности, церковно-славянский. В южнославянских землях переписывались и читались древнерусские произведения, а на Руси – произведения болгарской и сербской книжности. И южные, и восточные славяне считали образцом для собственных сочинений византийскую церковную литературу. Византия для них являлась и хранительницей православной веры, и великой империей. Православные славянские государства стремились добиться равноправия в политических отношениях с Византийской империей, а для православного славянства было очень ценно культурное общение с Византией. На Руси многие византийские религиозные произведения распространялись в южнославянских переводах.

Некоторые исследователи считают, что в Средние века существовала единая литература православного славянства.

Древнерусская литература возникла в XI в. Один из первых её памятников – «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона – был создан в 30-40-е гг. XI века. XVII столетие – последний век древнерусской литературы. На его протяжении постепенно разрушаются традиционные древнерусские литературные каноны, рождаются новые жанры, новые представления о человеке и мире.

Литературой называют и произведения древнерусских книжников, и тексты авторов XVIII в., и творения русских классиков прошлого столетия, и сочинения современных писателей. Конечно, очевидны различия между литературой XVIII, XIX и XX вв. Но вся русская литература трех последних столетий совсем не похожа на памятники древнерусского словесного искусства. Однако именно в сравнении с ними она обнаруживает много общего.

Основные жанры.

Около девяноста процентов дошедших до наших дней древнерусских произведений – переводы с греческого, и лишь десятая часть принадлежит перу древнерусских книжников. Почти все переведенные с греческого сочинения были чисто религиозного содержания. Их одинаково чтили и византийцы, и южные славяне, и русские. От Византии были унаследованы такие жанры, как житие, проповедь, хроника, разнообразные богослужебные песнопения.

Но светская, мирская византийская литература не вызвала практически никакого интереса у древнерусских книжников. И это не случайно.

Литература на Руси зарождается только после принятия христианства. Устное творчество древних русичей почти не получило отклика в литературе. Отчасти исключение – летописи, в которых излагались некоторые предания. Русский фольклор был глубоко связан со старой языческой верой, а литература стремилась воплощать истины новой религии – христианства. Славянская письменность была создана в середине IX в. греками братьями Константином (Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Азбука, письменность, книга стали для недавно крещенных славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному Божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Потому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения. Поэтому тут не было многих светских жанров, характерных и для византийской, и для западноевропейских средневековых литератур: романа, поэмы, драмы, лирики. По крайней мере, в сохранившихся древнерусских рукописях таких сочинений нет.

Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Древнерусская литература до XVII в. не описывает любовных переживаний и как будто не знает самого понятия «любовь». Она рассказывает либо о греховной «блудной страсти», ведущей к гибели души, либо о добродетельном христианском браке. Была переведена, и то прозой, лишь одна византийская поэма – «Дигенис Акрит», рассказывающая о подвигах богатыря Дигениса, добивающегося брака с красавицей Стратиговной. Только в XVII в. русские читатели познакомятся с переводными любовно-приключенческими романами, которые будут переделаны в духе народных сказок («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.)

Не знала древнерусская письменность и поэзии. Некоторые исследователи считают, что стихами написано «Слово о полку Игореве», но это мнение не общепринято. Фольклорные лирические песни существовали издревле, однако древнерусские книжники их не записывали. Ритмически организованные тексты исполнялись на богослужениях. Но это не были стихи в современном смысле слова: такие богослужебные тексты непременно пелись, а не читались. Вместо привычного ныне противопоставления «стихи – проза» в Древней Руси было другое: «текст поющийся – текст произносимый или читающийся». Книжная, литературная поэзия возникает, когда рождается интерес к слову, внимание к литературной форме: ритму и различным созвучиям в стихе, рифме. Поэзия как таковая появляется в Московской Руси лишь в XVII веке.

К различным стилевым приемам, к обыгрыванию смысла и звучания слов прибегали только для того, чтобы приоткрыть неизреченную, до конца не выразимую человеческим языком Божественную святость.

Вплоть до XVII в. не было в древнерусской литературе и пародийных, комических сочинений. Первые шесть веков древнерусская литература относилась к смеху настороженно и неодобрительно, как к «пустошному» и греховному явлению.

Земное и небесное.

В отличие от византийских и западноевропейской, древнерусская литература не знала явных границ между светскими и церковными текстами. Конечно, жития, рассказывающие о жизни и деяниях святых, или проповедь, раскрывающая смысл какого-либо христианского праздника и содержащая религиозное наставление, - произведения церковной литературы. Летопись или историческая повесть, описывающие современные автору события: военные походы русских князей, битвы с иноплеменниками, междуусобные распри,- светские тексты. Но и летописец, и составитель исторической повести объясняют описываемые события в духе религиозного понимания истории. Для древнерусского книжника – создает ли он житие или летопись – все происходящее объясняется провидением, волей Божьей.

В древнерусской литературе события и вещи, окружающие человека, - символы и проявление высшей, духовной, Божественной реальности. Чудесное, сверхъестественное в древнерусской словесности воспринималось как не менее подлинное, чем привычное, обыкновенное. В мире властвуют две силы – воля Бога, желающего блага человеку, и воля дьявола, жаждущего своими кознями отвратить человека от Бога и погубить. Человек свободен в своем выборе между добром и злом, светом и тьмой. Но, поддавшись власти дьявола, он теряет свободу, а прибегая к помощи Бога, обретает укрепляющую его Божественную благодать.

И составители житий и проповедей, и летописцы, и авторы исторических повестей неизменно обращаются к Библии: библейские события истолковываются как прообразы того, что происходит в настоящем. Повторяющиеся каждый год церковные праздники: рождество, смерть и воскресение Христа – были не просто воспоминанием о событиях земной жизни Спасителя, но таинственным и реальным повторением этих самых событий.

Пространство для древнерусского человека не было просто географическим понятием. Оно могло быть «своим» и «чужим», «родным» и «враждебным». Таковы, например, с одной стороны, земля христианская, а с другой – населенная иноверцами. Дикая степь, мирская территория города, деревни, поля противопоставлялись священному пространству храмов и монастырей.

Представления об участии Бога в жизни человека, о неразрывной связи земного бытия с потусторонним миром характерны для всей древнерусской литературы и выражены в произведениях самых разных жанров. Лишь в конце XVII – начале XVIII в. зарождается новый тип героя – предприимчивого и деятельного, добивающегося успеха в жизни смекалкой и плутовством. Таков, например, Фрол – центральный персонаж «Повести о Фроле Скобееве».

Роль автора.

Стиль в древнерусской литературе зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования.В описании жизни святого использовался устойчивый набор выражений - « трафаретов» и библейских цитат. Святой обычно именовался «земным ангелом и небесным человеком», «дивным и причудным», говорилось о «свете» его души и подвигов, о неуклонной, жаждущей любви к Богу. Он уподоблялся прославленным святым прошлого. Эти же «трафареты», «общие места» используются при изображении святого и в летописном фрагменте, и в похвальном слове.

Неизменным в различных произведениях был образ идеального князя: он благочестив, милостив и справедлив, храбр. Смерть его оплакивают все люди – богатые и бедные.

Другой набор «трафаретов» был характерен для воинского стиля. Этим стилем описывались битвы и в летописях, и в исторических повестях, и в житиях. Враг выступал «в силе тяжкой», обступал русское войско подобно лесу; русские князья перед битвой возносили молитвы Богу; стрелы летели как дождь; воины бились, схватившись за руки; битва была столь жестока, что кровь заливала долины, и т. д.

В культуре Нового времени высоко ценится все небанальное, еще неизвестное. Главным достоинством писателя считается его индивидуальность, неподражаемый стиль.

В древнерусской литературе властвовал канон – правила и образцы, по которым древнерусские авторы составляли свои произведения.

Понятие авторства в современном смысле появляется лишь в XVII веке. Придворные стихотворцы Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин уже считают себя создателями оригинальных творений, подчеркивая своё литературное мастерство. Они получают от царей денежные вознаграждения за свои сочинения. Их современник протопоп Аввакум, ревностный приверженец традиций старины, тем не менее постоянно нарушает устоявшиеся правила и пишет автобиографическое повествование – собственное жизнеописание в форме жития святого (ни один книжник прежних веков не мог и помыслить такого). Аввакум уподобляет себя апостолам и самому Христу. Он вольно переходит от книжного языка к разговорному просторечию.

Реформы Петра I начертали для русской культуры и словесности новый путь: восторжествовало светское, мирское искусство, образцом стали сочинения западноевропейских авторов. Древние традиции были оборваны, собственная литература забыта. Постепенное открытие, «второе рождение» древнерусской словесности происходило в XIX и XX столетиях. Перед исследователями и читателями предстал особенный мир, прекрасный и загадочный в своей непохожести на современную литературу.

«Поучение» Владимира Мономаха

«Я, недостойный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василий, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских людей ради, сколько ибо сберег их по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного сохранил. Дети мои или иной кто, услышав эту грамотку, не посмейтесь, но кому люба будет из детей моих, пусть примет её в сердце свое и не лениться начнет, а трудиться».

Этими словами начинается замечательный памятник древнерусской литературы XII в. Словно древняя фреска, потерявшая кое-где частички красочного слоя, он дошел до нас с утратами. Уже в первых его строках обнаруживается пропуск, сделанный, видимо, одним из переписчиков. Что еще хотел рассказать автор про своего отца и свою мать, которая была «из рода Мономахов», рода правителей Византии? Что сделал или что только замыслил сделать автор «христианских людей ради»? Никто и никогда уже не узнает этого, потому что «Поучение» сохранилось в одной-единственной рукописной копии, которая бала сделана во второй половине XIV в. с еще более древней рукописи, по свидетельству переписчика, монаха Лаврентия, старой и ветхой. Но, на наше счастье, утрат и «темных мест» в памятнике все же не так много.

Мономах и его время.

Чтобы лучше понять, чему хотел научить Владимир Мономах своих детей, нужно сказать несколько слов о времени, в которое ему выпало жить.

В конце X – первой половине XI в. Древнерусское государство пережило время своего наибольшего могущества. Однако уже с середины XI в. началось постепенное дробление русских земель. Князья, правившие в разных городах, перестали признавать безусловное старшинство князя киевского и стремились к политической самостоятельности. Ссоры между ними зачастую выливались в кровавые междуусобицы. Разладом среди русских князей пользовались кочевники, которые вновь стали совершать опустошительные набеги. Многие князья были всерьёз озабочены происходившим и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой распри возбуждая? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами войны!».

На княжеском съезде, собравшемся в самом конце XI века в городке Любече, князья, среди которых был и Владимир Мономах, решили закрепить сложившееся положение вещей, когда каждый из них самостоятельно владел определенной частью русских земель. Но при этом они торжественно поклялись жить в мире друг с другом и вместе оборонять русские земли от врагов:«Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю!».Однако клятву выполнили не все. Междуусобные распри опять разгорелись между русскими княжествами. Лишь спустя несколько лет борьба с половцами на какое-то время вновь объединила большинство русских князей. Одним из главных организаторов этой борьбы стал Владимир Мономах. Сделавшись киевским князем, он сумел восстановить относительное единство русских земель. Казалось, что возвращаются прежние времена, когда князь стольного Киева владел всей Русской землей и повелевал другими князьями. Однако сам Мономах хорошо понимал, что дробление Руси остановить уже нельзя, и серьезно задумывался над тем, как должны строиться отношения между русскими князьями, чтобы они, потомки древнего Рюрика, ладили друг с другом и все вместе защищали Русь от её многочисленных врагов. Вот эти-то раздумья и отразились в его «Поучении» детям.

Главное, что, по мысли Мономаха, должно удержать Русь от окончательного распада на враждующие меж собой части, - это «страх Божий», твердая вера каждого князя в то, что нарушение внутреннего мира – грех, преступление против самого Господа Бога. Все русские князья – «братия», одна большая семья, которой Бог поручил беречь Русскую землю. Взаимная же ненависть братьев – это непростительный грех, за который Бог может наказать вечными муками в аду. «Все мы тленны, - пишет Мономах, - и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не примирившись между собою. Ибо кто молвит: ”Бога люблю, а брата своего не люблю”, - ложь это. И еще: “Если не простите прегрешений брату, и вам не простит Отец ваш небесный”».Пусть заботясь лишь о судьбе своей собственной души, которая рано или поздно предстанет пред «страшным Судьею», но каждый князь должен уметь прощать – не отвечать злом на зло, не мстить обидчикам, но понимать: все, что он имеет, он имеет от Бога.

Для сохранения спокойствия в русских землях князья должны твердо выполнять то, о чем им удалось договориться. Нарушение договора – это тяжкий грех, потому что каждый договор скреплялся целованием креста. А раз так, то какое нарушение равно нарушению слова, данного самому Богу. По мнению древнерусских книжников, такой грех вообще не может быть прощен, и человек понесет наказание дважды – и на этом свете, и на том. Автор «Поучения» крепко наказывает детям: «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, сверившись с сердцем своим, на чем можете стоять на том целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей!».

Таким образом, политические отношения между князьями Владимир Мономах переносит в самую важную сферу сознания людей того времени – религиозную. Бог взирает с небес на землю, и ничто не ускользает от его взора. Правители всегда должны помнить об этом. Проблемы политические под пером князя превращаются в проблемы религиозные, нравственные. Именно нравственность князей, согласно убеждению Мономаха, должна стать той силой, которая, как крепкая известь, может скрепить разделившиеся русские земли в единое здание, согласовать отношения между полусамостоятельными правителями Руси.

В истории древнерусской литературы Владимир Мономах занял особое место. И не только благодаря тому, что он показал себя незаурядным публицистом и мыслителем. Его «автобиография» в жанровом отношении была совершенным новшеством для литературы Древней Руси, ничего похожего не было вплоть до XVII столетия. Безусловный литературный талант князя проявился в яркости и афористичности его речи, а также в свободном владении разными стилями языка: книжным, разговорным и даже поэтическим. Покровительствовал Мономах и летописанию, в котором звучали те же идеи, что и в его «Поучении», - идеи мира и согласия во всех русских землях.

«Слово о полку Игореве»

Последний день последнего месяца XVIII столетия граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин(1744-1817) – историк, член Российской Академии, отметил по-своему очень недурно. Только что в московские книжные лавки поступила изданная им «Ироическая песнь о походе на половцовъ удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная стариннымъ русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».

Кто и зачем написал «Слово»?

По мысли Д.С. Лихачева, главный герой «Слова» не Игорь и даже не Святослав киевский, а Земля Русская.

За сорок лет до нашествия на Русь монгольских полчищ поэт выносит свой приговор правителям Руси: «Сказал брат брату:”Се - мое, а се – мое же!” И начали князья про малое «се великое» молвить, а сами на себя крамолу ковать. А “поганые” приходили с победами на Землю Русскую!».

Пророчество, увы, сбылось. От битвы Игоря на реке Каяле до битвы на Калке, с которой началось раздробление Киевской Руси, князья ничему не научились. Недаром в «Слове» Святослав киевский произносит: «Наизнанку времена обратились!».

Кто же написал «Слово»?

Поиск продолжается уже второе столетие. В авторы гениальной поэмы Древней Руси предлагались и некий певчий Митуса, и сам князь Игорь, и даже его супруга Ярославна. Академик Б. А. Рыбаков предположил, что «Слово» мог написать киевский боярин Петр Бориславич.

Переводчик Александр Степанов, а вслед за ним и писатель Владимир Набоков обратили внимание на то место, где рядом с Бояном появляется еще один сочинитель: «Сказали Боян и Ходына, оба Святославовы песнетворцы…». Место это было восстановлено в конце XIX века историком Иваном Забелиным. В подлиннике текст «ироической песни» не был разбит на слова. Эту работу проделали первые публикаторы, и далеко не всегда верно. Так, имя Ходына они написали как два слова: «ходы на».

У Бояна в XI в. был свой киевский князь Святослав, а у автора «Слова» век спустя – свой. Значит, и Бояна, и автора можно назвать «Святославовыми песнетворцами». А если вспомнить, что в начале поэмы автор «Слова» уже пел вместе с Бояном, воображая, как тот сочинил бы зачин рассказа про поход Игоря, то припевка Бояна и Ходыны, спетая ими тому же Игорю, позволила некоторым исследователям предположить, что Ходына – это автор «Слова».

Десятки поэтов XII в., жившие в Европе и Азии, в конце своих поэм ставили так называемую сфагиду – собственную «печать», упоминая себя в тексте поэмы в третьем лице. Видимо, и автор «Слова» не был исключением из этого правила.

Ходына – псевдоним, поэтическое имя. Оно означает «странник». Похожее имя было у древнеанглийского поэта Видсида и у современника автора «Слова» французского поэта Серкамона. Если Степанов и Набоков правы, то вместе с именем появляется чрезвычайно важное сообщение о судьбе автора «Слова». Вряд ли это произведение могло быть создано придворным. Слишком смел и грозен голос его автора, великого поэта и великого гражданина. В сочетании двух этих качеств и кроется ответ на вопрос, почему «Слово» так высоко оценено читателями-потомками.

«Моление» Даниила Заточника

Одно из самых загадочных произведений древнерусской литературы – «Моление Даниила Заточника». В ученых кругах вокруг него уже почти полтора века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о времени создания произведения, его названии, авторе и даже адресате.

О чем молил Даниил?

Кратко содержание «Моления» Даниила Заточника можно изложить буквально в нескольких строках. Некий человек по имени Даниил, служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в заточении на берегах олонецкого озера Лача. Обращаясь к своему повелителю, он рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о наветах и гонениях, которым он подвергся. Укоряя князя, Даниил тем не менее мечтает о его расположении, говорит о желании служить ему верой и правдой, перечисляет свои заслуги.

В конце он обращается к Богу с молитвой о своем господине: «Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида и умножь, Господи, всех людей под пятою его».

«Моление» Даниила, рисующее образ идеального князя, перекликается с «Поучением» великого князя Владимира Мономаха, написанным намного раньше.

Загадки, споры, гипотезы

В одной из дошедших до наших дней копий этого памятника автор адресует свое «Моление» не Ярославу Всеволодовичу, как в других, а князю Ярославу Владимировичу. Это дало основание некоторым ученым полагать, что произведение обращено к великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Но тут же было высказано предположение, что отчество «Владимирович» в этой редакции – просто ошибка переписчика. Некоторые современные историки вообще отказываются определять, к кому было обращено послание, в связи с абсолютной неясностью вопроса.

Но если неизвестен адресат, то трудно с точностью установить и время возникновения этого произведения. Ученые определяют дату создания «Моления» в очень широких рамках: от XI до XIV в. Кроме того, в разных рукописных копиях произведение называется то «Молением» , то «Посланием» ,то «Словом», то даже «Написанием». Поэтому некоторые исследователи предполагают, что текст состоит как бы из двух частей: «Слова», которое обращено к новгородскому князю Ярославу Владимировичу, сыну великого киевского князя Владимира Мстиславича, и «Моления». Высказывается даже мнение, что «Слово» и «Моление» - это два разных произведения, условно объединенные под одним авторским названием.

А сколько копий было сломано вокруг предполагаемого автора загадочного литературного памятника! Для одних ученых это, несомненно, член княжеской дружины, для других – боярский холоп, для третьих – не рожденный холопом, а попавший в холопы за долги человек. Кое-кто утверждает, что Даниил – скоморох или княжеский музыкант. Чем же объясняется такая разноголосица и даже некоторая сумятица в ученых кругах? Дело в том, что разные редакции имеют весьма существенные текстовые отличия: подробности, приводимые в одной, отсутствуют в другой; в одном из вариантов автор ополчается на боярство и духовенство, в другом - на «злых жен». Даже по стилю рукописи существенно отличаются друг от друга. Сам жанр этого произведения, построенного на притчах, афоризмах, цитатах из разных литературных источников, давал возможность весьма вольного с ним обращения. Любой переписчик мог легко редактировать текст в зависимости от собственных политических, художественных и иных пристрастий.

По мнению известного исследователя древнерусской литературы Николая Каллиниковича Гудзия, «произведение, скомпонованное из столь текучего и подвижного материала… в практике старой русской книжности само напрашивалось на очень свободное обращение с собой в смысле всяческих добавлений, сокращений, перестановок, замен и т. д.».

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть» состоит из двух частей. В первой речь идет о том, как, опасаясь татарского нашествия на Крым, Евстафий, священник той самой корсунской церкви, где, по преданию, принял христианство будущий креститель Руси великий киевский князь Владимир Святославич, решил бежать из города и увезти с собой на Русь особо чтимую икону Николая Чудотворца. Путь священника в Рязань оказался длинным и трудным, потому что прямая дорога стала небезопасна из-за нашествия степных кочевников, а иной дороги, кроме как вокруг всей Европы, у него не было. Почти три года продолжалось путешествие Евстафия. Доплыл он от Понтийского (Черного) моря до Варяжского (Балтийского) и, минуя Великий Новгород, прибыл наконец в Рязань вместе с чудотворной иконой. Сын правителя Рязани Юрия Игоревича князь Федор видел накануне прихода Евстафия вещий сон. Явился ему Николай Чудотворец и молвил: «Князь, иди встречай чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о себе всемилостивого и человеколюбивого владыку Христа, Сына Божия, - да дарует тебе венец Царствия Небесного, и жене твоей, и сыну твоему».

А о нашествии татар и гибели княжеской семьи речь идет уже во второй части повествования, которая начинается так: «В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуни пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке Воронеже близ земли Рязанской». Эти слова связывают не только первую и вторую части «Повести», но два печальных для Русской земли события – вторжение монголо - татар на Русь в 1223 г. и ужасающее по своим последствиям нашествие Батыя в 1237 г. Перенесение чудотворного образа из Корсуни в Рязань стало своеобразным предвестием грядущих страданий русских людей.

Юрий посылает сына своего Федора к Батыю с богатыми дарами и великими молениями, чтобы «не воевал» он Землю Русскую. Но Батый стал требовать у рязанских князей дочерей и сестер себе на ложе. Кто-то сказал Батыю, что у Федора жена – сущая красавица. Тогда обратился Батый к Федору со словами: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Тот в ответ рассмеялся и так ответил Батыю: «Не годится нам, христианским, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Разъяренный Батый велел немедля убить отважного князя, а тело бросить на растерзание зверям и птицам. Так принял Федор свою смертную чашу и мученический венец – что и было предсказано ему Чудотворцем.

Один из воинов, уцелевших во время резни, учиненной Батыем, пробирается в Рязань и сообщает ужасную весть о кончине ее супруга. «…бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим…». Так приняли мученический венец, предсказанный Николаем Чудотворцем, жена и сын князя Федора Юрьевича.

Великий князь рязанский, узнав о смерти сына и снохи, обращается к боярам и воеводам с такими словами: «О государи мои и братия, если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли?! Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые Божии церкви и за веру христианскую…».

Битва с Батыем была проиграна, почти все русские князья пали в этом сражении.

Последним приходит на разоренную Рязанскую землю князь Игорь Игоревич, который, видя множество павших, скорбит о них « яко труба рати глас подавающе, яко сладкий арган вещающи».

Князь Игорь похоронил убитых, а тела князя Федора Юрьевича и его родных перенес в Рязанскую землю, к иконе великого чудотворца Николы Корсунского… « и поставил над ними кресты каменные».

Заканчивается «Повесть о разорении Рязани Батыем» восторженной похвалой защитникам Русской земли, напрочь лишенной покаянного тона, свойственного некоторым памятникам литературы того времени, и вселяющей веру в конечное торжество над врагами.

«С точки зрения литературной отделки, тонкости литературного рисунка, похвала эта – своего рода образцовое произведение. Её сжатость, отточенность формулировок, ритм синтаксических оборотов… позволяют сравнивать её с произведениями столь развитого на Рязани ювелирного искусства…Только при внимательном наблюдении можно заметить некоторые швы и спайки, допущенные в этом поразительном по законченности групповом портрете рязанских князей: «на пирование тщивы», но и «плоти угодие не творяще», «взором-грозны», но и «сердцем лёгкы».

(Из сочинений Д. С. Лихачёва.)

globuss24.ru

Конспект урока по Литературе "Древняя Русь: политическое, военное и духовное становление государства" 10 класс

Тамбовское областное государственное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа-интернат

С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

имени М.М. Расковой

Интегрированный урок истории и литературы

учитель литературы

Клинкова Ирина Викторовна,

учитель истории

Мазурук Людмила Анатольевна,

ТОШИ с ПЛП им М.Расковой

Тамбов

2009

Цели урока:

изучение событий истории и освещение их в литературе; в сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:

-формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

-выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

-воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знания о процессе формирования Древнерусского государства и создании его вооруженных сил, показать, как этот процесс отражен в литературе;

- раскрыть причины и значение крещения Руси с точки зрения цивилизационного

развития.

- уметь пользоваться сопоставительным методом, современными информационными технологиями и видеть предмет изучения в целом;

- воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц русской истории и культуры.

Методические приёмы: беседа, исследование, конференция, презентация, выразительное чтение

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка книг и дисков

Ход урока

1.Вступление (Слайд №1 –кадр из в/ф)

Учитель литературы: Сорок князей, царей и императоров в тысячу лет создали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные. Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе они создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие - и мы, русские, навсегда останемся их неоплаченными должниками.

Учитель истории: В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя – духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания нужна не только духовная, но и военная сила. Необходимы люди, готовые немедленно обнажить шпагу во имя справедливости и добра в защиту чести сограждан и благополучия Отечества.

Священник: За каждым своим богослужением Русская Православная Церковь молится о властях и воинстве своей державы, потому что от них в большей степени, чем от кого-либо другого, зависит судьба народа и государства, судьба людей, наконец, сам священный и драгоценный дар - человеческая жизнь.

Учитель истории. Сегодня на уроке мы должны обобщить и систематизировать знания о том, как происходило политическое и военное становление нашего государства, выявить: какую роль в этом процессе сыграла русская православная церковь и как об этом говорится в литературных памятниках.

Тема нашего урока: (Слайд №2)

«Древняя Русь: политическое, военное и духовное становление государства»

Созданные в ходе подготовки к уроку группы предлагают нашему вниманию отчеты о своей деятельности по следующему плану:

1. Формирование государства - время создания его вооруженных сил.

2.Православие - духовная основа русской государственности

3.Литература Древней Руси. Её конфессиональный характер.

Учитель истории. Возникновение государства - закономерный этап развития общества, длительный процесс, иногда растягивающийся на десятилетия и даже века

Формирование государственности в Восточной Европе проходило медленнее, чем в Западной, так как славянские государства складывались вне зоны античной цивилизации:

-Хорватия формировалась в рамках одного племенного союза;

-болгарское царство – на основе слияния славян и протоболгар;

-великая Моравия, Чехия, Польша и Русь - путём подчинения одному самому сильному из многочисленных союзов племён.

- «Откуда есть пошла Русская земля?» – вопрос, поставленный летописцем Нестором в 12 веке, волнует нас до сих пор. Именно на этот вопрос попытались найти ответ участники первой творческой группы. Им слово.

2. Отчёт первой творческой группы по теме: «Формирование государства - время создания его вооружённых сил».

(Слайд №3)

«Формирование государства - время создания его вооружённых сил».

Давно уже доказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, поскольку эта последняя как таковая возникает прежде всего в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения.

(А.Н.Сахаров)

Древнерусское войско, состоявшее, помимо княжеской дружины, из свободных славян-общинников, славилось своей храбростью и неустрашимостью, о чем неоднократно писали очевидцы из разных стран.

(А.Н.Сахаров)

Проблема: Какой была роль воина в древнерусском государстве?

Выступление ученика 1.

Появление племенных союзов, возвышение одних родов и упадок других, выделение родоплеменной знати, князей с дружиной – всё это свидетельствовало о кризисе родовых отношений.

В прошлое уходит равенство внутри рода и между родами. Вокруг князя объединяется дружина, для которой война превращается в профессию.

Появляется имущественное неравенство. Уже нет прежнего обособления рода. Набеги и их отражение требуют объединения на других началах. Возникают союзы племён, а с ними борьба за первенство между племенами и родами. Происходит выделение родовой знати, среди которой не последнее место занимают князья и дружинники. При этом их интересы всё чаще не совпадают с интересами рода.

Обычаи и традиции уже не могут выступать регуляторами общественной жизни. Эту функцию берёт на себя публичная власть, обособившаяся и поднявшаяся над обществом. Она создаёт свою систему управления, пренебрегающую для защиты традициями и готовую к насилию. Формируется государство, призванное защищать территорию и население от внешней опасности и регулировать отношения внутри общества.

Выводы:

1.Таким образом, на момент образования государства князья и дружинники как носители новой предгосударственной и государственной власти выделились из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку.

2. Роль человека, выполняющего военные функции, была высокой, если не главенствующей.

3. При этом профессия воина и должность правителя, как правило, совпадала и была признана почетной и общественно полезной.

3. Пресс-конференция

Превращение России в великую, а затем в мировую державу — совершалось с севера на юг: от Новгорода к Киеву, от Киева к Царьграду .(Карта)

(Слайд №4)

-Способствовали силе зарождающегося государства первые русские князья. Давайте попробуем окунуться в прошлое, поставить себя в конкретно историческую обстановку. Попытаемся понять: кто они, по словам первого митрополита Илариона, наши «старые» и «славные» князья, которые «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Мы предлагаем вам фрагмент импровизированной пресс – конференции, где вы можете задать вопросы первым правителям древнерусского государства Киевская Русь.

На пресс – конференции присутствуют русские князья Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав и Владимир Мономах.

1) Представление князей. (учащиеся) (Слайд №5)

КНЯЗЬ ОЛЕГ - 879-912гг. правления

Более тридцати лет трудился над обустройством страны, покорял соседние племена, строил города, устанавливал дани, вел успешные войны и заключал договоры. я заложил первый камень в фундамент русской государственности, и сделал это добротно и основательно, что страна, мною созданная, не захирела, не развалилась при ближайших преемниках, а напротив — стала процветать и шириться с каждым следующим поколением. я далеко прославил русское оружие и заставил соседей — могущественных хазар и гордых византийцев — уважать интересы молодого варварского народа, само имя которого стало известно лишь за полвека до моего княжения.

КНЯЗЬ ИГОРЬ - 912-945гг. правления (Слайд №6)

Великий князь киевский, преемник Олега, "в зрелом возрасте мужа приял власть опасную" (Карамзин). Удачливый воитель, подавил восстание древлян, покорил племенные объединения между Днестром и Дунаем, дважды вторгался на Кавказ. В 913 совершил поход по побережью Каспийского моря, дошёл до Баку и захватил огромную добычу.

В разгар этих походов "новые враги, сильные числом, страшные дерзостию и грабительством" вторглись в пределы моей страны - это были печенеги, с которыми мне удалось заключить перемирие. Во время похода на Византию в 941 немногочисленные ладьи мои были сожжены "греческим огнем", а пленные дружинники казнены в Константинополе. Но в 944 собрал я большое войско и вынудил византийцев заключить взаимовыгодный мир "на все лета, пока солнце сияет и весь мир стоит". Жестоко убит ок. Искоростеня при попытке вторично собрать дань с древлян,

Князь Святослав - 964-972гг. правления (Слайд №7)

Великий князь киевский — сын Игоря и Ольги,

освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву.

Разгромил Хазарский каганат.

Присоединил земли ясов (осетин) и косогов (черкесов) на Северном Кавказе.

В 967-971годах воевал с Византией. Заключил с ней договор, но на обратном пути в Киев у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, которых византийское правительство предупредило о моём возвращении.

Высоко ценил воинскую честь и землю Русскую .

Князь Владимир – 980-1015гг. правления (Слайд №8)

В первые годы княжения яростный язычник. Молодым предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким меня иногда изображают. Летописцы пишут, что "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Но Господь готовил мне иное поприще.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра. Священное желание моё было исполнено беспрекословно: "в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом". Осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству.

Ярослав - 1019-1054гг. правления (Слайд №9)

При мне государство достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем

В 1036 г. нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов

Продолжал дело своего отца и способствовал распространению и укреплению Христианства. Составил правила суда, известные под названием "Русской правды»

В преклонные годы оставил боевую жизнь и занялся делами церкви. А в 1051 году, собрав в Киеве Епископов, велел им поставить Митрополитом Иллариона Россиянина, без всякого участия со стороны Константинопольского Патриарха.

Владимир Мономах - 1113-1125 (Слайд №10)

Получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Всю жизнь провел в борьбе с половцами. Совершил на своем веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не могу.

В конце жизни своей составил «Поучение», которое явилось политическим и нравственным завещанием, адресованным не только моим сыновьям, но и потомкам.

2)Интервью с князьями

Вопросы князю Олегу:

-Какие изменения в положении князя произошли в результате вашей деятельности?

-Принято считать, что именно ваши походы в Византию послужили началом становления дипломатических отношений на Руси. Это утверждение сделано с вашей подачи или правы историки?

Вопросы князю Игорю:

-Что заставило вас повторить поход в Византию 941 году? Слава воителя Олега или суровая жизненная необходимость? Почему вы не смогли повторить успех Олега?

Вопросы князю Святославу:

- Историк 19 века Ключевский назвал вас Александром Македонским Восточной Европы? Что дало основание для такого сравнения?

-В чём секрет ваших военных успехов?

-Вы ходили в дальние походы, искали для себя военной славы и даже мечтали создать новую столицу на далёком Дунае, оставляя за себя княжить в то время свою мать княгиню Ольгу и подвергая тем самым опасности её жизнь и жизнь многих киевлян. Не кажется ли вам, что такая политика неразумна для князя?

Вопросы князю Владимиру Святому:

-Ваш отец назван историками Александром Македонским, но мы не знаем былин, в которых был бы воспет Святослав, а вас народ любовно прозвал Владимиром Красное Солнышко. В чём вы смогли превзойти отца?

-Что стало главным делом вашей жизни?

Вопросы князю Ярославу:

-В чём вы видели смысл династических браков с представителями монархических семейств других стран?

Вопросы князю Владимиру Мономаху:

-Почему в 1116 году в возрасте 64 лет вы лично возглавили поход в степь и назвали его крестовым?

Вопрос классу: Что объединяло политику первых русских князей?

3) Выводы после конференции (учитель) (Слайд №11)

В совместной борьбе с внешними врагами постепенно складывались территориальные и культурные связи древнерусской народности, формировались черты национального характера:

- любовь к родине;

-ненависть к её врагам;

-выносливость и терпение;

-воинская доблесть

На страже политической и территориальной целостности Древнерусского государства стояло войско.

А " духовно-моральной» жизнью на Руси заведовала Русская Православная Церковь.

4. «Православие – духовная основа русской государственности»

(Презентация учащегося)

Через хри­стианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром» (Г. Флоровский).

1) История принятия христианства

Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа.

В 988 г., при Владимире I, христианство было принято в качестве государственной религии.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

2) Значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси:

-Православие объединило многочисленные славянские племена в одно мощное русское государство для борьбы с врагами.

-Православная церковь стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука дала славянам письменность. Монастыри стали центрами науками и просвещения, а также центрами развития сельского хозяйства (без использования рабов).

-Православие породило иконопись, положившую начало русской живописи.

-Православие сыграло решающую роль в создании летописей. Записи велись на основании наблюдений самих летописцев, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Наши знания о далёком прошлом нашей Родины, в основном, черпаются из летописей. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели древней Руси вышли из монастырей.

-Православие положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам ( русско-византийское зодчество ), а потом - в своём, русском стиле. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр.

Православие - основа монархии

Православие стало краеугольным камнем русской монархии, т.е. такой формы государственной власти, где монарх -- царь , в отличие от диктатора или выборного главы государства, имеет неоспоримое, Богом данное право на полную власть над своими подданными. Именно поэтому некоторые историки, понимающие православную сущность русской монархии, называли её диктатурой совести. Другими словами, русские цари, хотя и имели юридическое право казнить любого подданного по своему хотенью, не делали этого, будучи православными государями, т.е. правили "по совести".

5. Литературный блок

1) Учитель. Итак, как вы только что слышали, многие писатели вышли из монастырей. Таким образом, письменная литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства.

Вопросы для беседы:

-Следует ли из этого, что до 988 года на Руси не было вообще своей литературы, своей культуры? ( Произведения литературного искусства оставались не записанными, фольклорными).

-Назовите жанры устного народного творчества? (Песни, былины, послови­цы, сказки, плачи-причеты, загадки, легенды) (Слайды №12, 13)

2) Сообщение ученика +ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Былины — устный учебник родной истории»;

Устоявшийся жанр славянского эпоса – былины. Былины изначально назывались старинами. Громадную роль в их создании и распространении сыграли певцы - сказители, гусляры. Былины передавались в устной интерпретации чаще всего от отца и деда - сыну или внуку.

Представьте себе заснеженное большое (а может, маленькое?) село, куда дошли гусляры. Как приветливо их встречали, как старались угодить угощением, как торопились поскорее закончить работу по хозяйству, как дружно собирались к какой-нибудь просторной избе и старые, и малые. И как начиналось чудо: звучали гусли, неторопливо, напевно лилась речь гусляров...

Не белая заря занималася,

Не красно солнце выкаталося,

Выезжал тут добрый молодец,

Добрый молодец - Илья Муромец

Первый былинный цикл был посвящен пахарю Микуле Селяниновичу, бившемуся в дружине Олега Святославича с варягами.

Второй цикл богатырских былин был посвящен Владимиру Святославичу, кото­рый много сделал для обороны Руси от печенегов и которого народ любовно прозвал Владимир Красное Солнышко. Главными героями этих былин были Илья Муромец и Доб­рыми Никитич. Праобразом Добрыни был дядя князя Владимира – воевода Добрыня, чьё имя тесно связано с принятием православия на Руси.

Третий цикл былин воспел борьбу Владими­ра Мономаха с половецкими ханами. Врагами былинных ге­роев был уже не мифический Соловей-разбойник; в роли врага здесь выступают уже реальные половецкие ханы: Тугоркан («Тугарин-Змиевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («Шарк-Великан»).

Выводы: Былины воспринимались как духовные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и без которых немыслимы сами понятия: народ, нация, государство.

(Слайд №13)

3) Задания для учащихся после просмотра презентации (демонстрируются ещё до презентации)

- Можно ли по былинам знакомиться с историей Отечества? Обоснуйте свой ответ

-Почему они так названы? Какие былинные циклы вы знаете? Излюбленные герои былин?

-Как вы понимаете значение слова заповедь? (1)Религиозно-нравственное предписание. Десять заповедей. 2) перен. Правило, положение, служащее руководством для чего или кого-либо) (Слайд №14)

- В чём, по-вашему, причины возникновения письменной литературы? (появление письменности определялось, прежде всего, государственными потребностями: письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в юридической практике)

(Слайд №15)

-Первая статья одного из старейших древнерусских сборников - "Изборника 1076 года" утверждает, что, подобно тому как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла. Почему наши предки столь высоко ценили книгу?

-Когда была создана первая библиотека? (Слайд №16)

-Какие произведения древнерусской литературы вам известны? ( «Повесть временных лет»-1113г., «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе» -1015 г., «Слово о законе и благодати» 1037 г., «Поучение Владимира Мономаха»-1117г. и др.) Назовите их жанры.

(Слайд №17, 18)

Итак, вся древнерусская литература носила религиозный (конфессиональный) характер и была лишена вымысла.

Давайте обратимся к первой книге древнерусской литературы «Слову о законе и благодати». Докажите, что перед вами исторический источник.

4) Сообщение ученика «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона + презентация (Меньшиков)

1. Время создания

«Слово» составлено между 1037 и 1050 годами и было произнесено в Софийском соборе.

2. Название произведения

Название произведения в современной литературе - «Слово о Законе и Благодати». В оригинале: «О Законе, данном через Моисея, и о Благодати и истине, явленной Иисусом Христом, и о том, как Закон миновал, а Благодать и истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа Русского, и похвала великому кагану нашему Владимиру, которым мы были крещены, и молитва к Богу от всей земли нашей». (Средне­вековая традиция требовала в названии излагать основные идеи произведения.)

3. Автор

О жизни и деятельности митрополита Иллариона

известно очень мало. Он служил священником в церкви Святых Апостолов в селе Берестовом под Киевом, где находилась княжеская резиденция. По-видимому, именно поэтому его знал князь Ярослав Мудрый.

С Илларионом летопись «Повесть временных лет» связывает основание Печерского монастыря. В 1051 году по инициативе Ярослава Мудрого Илларион был избран митрополитом (хотя не был еписко­пом), что было политическим вызовом Константинополю.

4. Адресат и основные идеи

«Слово», прежде всего, обращено к церковной элите: «Ибо не несведущим пишем, но с преизбытком насытив­шимся книжной сладости...». (То есть для тех, кому пред­стояло избирать Иллариона в митрополиты). «Слово» также обращено к деятелям церкви, увлекающимся Ветхим Заветом. В данный период (XI в.) это увлечение воспринималось как проявление различных ересей в русской церкви

.5. Композиция и содержание

"Слово" написано в виде трехчастной композиции, и каждая часть легко вытекает из предшествующей

Первая часть касается основного вопроса исторических взглядов средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого - "закона" и Нового - "благодати.

Илларион создает свою концепцию истории, включающую историческую миссию Русской земли. Илларион утверждает, что Новый завет имеет вселенский, универсальный характер по сравнению с национальной ограниченностью Ветхого завета ("закона"). Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а "благодать" (Новый завет) - свободой.

Во второй части говорится о распространении христианства по Русской земле: "вера бо благодать по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде..." "Се бо уже и мы со всеми христианами славим святую Троицу". Русь в описании Иллариона равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке.В третьей части Илларион прославляет Русь и ее "просветителя" Владимира.

Исключительно ему он приписывает крещение Руси и говорит, что «старые» и «славные» князья «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Основная идея «Слова» — вхождение Руси в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Влади­мира и его сына Ярослава Мудрого.

Для произведения Иллариона характерен широкий универсализм: история Руси и ее крещение изображены как логическое следствие развития мировых событий, а по мере сужения темы поднимается уровень пафоса в тексте. Таким образом, все "Слово" Иллариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли, которая не ограничивается национальной нетерпимостью: Илларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие "Слова" Иллариона – в своем роде это единственное произведение.

5) Заключение (учитель)В некоторых рукописях после заключительной части «Слова» следует молитва: "И донеле же стоить мир, не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозоветься град твой (то есть Киев) град пленен, и стадо твое (то есть русские) пришельци в земли несвоей. Молитва едина со "Словом" по мысли и повторялась во все наиболее критические моменты древнерусской жизни.

(Слайд №19)

Сегодня наше государство переживает непростое время, поэтому считаю, что

забота о процветании Отечества должна объединить всех, кто ценит его прошлое, созидает настоящее и думает о будущем. Только тесное взаимодействие и сотворчество Церкви и государства, духовенства и армии позволит обеспечить духовную, военную и национальную безопасность России, возродить духовные традиции служения родному Отечеству, укрепить нравственные качества воинов российских вооруженных сил – защитников Отечества.

6)Священник: Русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его непреходящие ценности – верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества - сохранились как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время

Благословение

7)Ученик читает стихотворение Владимира Силкина «Молитва»

Пусть не кончается жизнь на земле,

В доме не гаснут лампадки.

Пусть будет хлеб у людей на столе,

Пусть будет соли в достатке.

Пусть будет чистой в кувшине вода,

Пусть будет сердце спокойно.

Пусть ни за что никогда-никогда

Нас не касаются войны.

Пусть будет в доме бело от снегов.

Пусть будут добрыми люди.

Пусть у России не будет врагов.

Пусть у меня их не будет.

Пусть будет небо, а звезды во мгле

Светят и морю, и полю...

Боже, даруй моей милой земле

Самую лучшую долю!

Пусть ее счастью не будет конца —

Так она вынесла много.

Дай ей покоя во имя Отца,

Сына и Духа Святого.

doc4web.ru

Урока литературы в 9 классе на тему: «Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси»

МОУСОШ с. Большой Вьяс

Конспект урока

литературы в 9 классе

на тему:

«Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси»

Учитель: Рыжова М.В.

2011 год

Тема: Древнерусская литература и современность. Золотое слово Древней Руси.

Цель урока:

- обобщить тему «Древнерусская литература»;

- определить актуальность литературы Древней Руси для современного общества;

- эстетическая: почувствовать колорит древнерусской культуры;

- патриотическая: испытать гордость за наследие наших предков.

Вид урока: урок -семинар.

Форма мероприятия: заседание.

Методы обучения: метод монологического изложения, исследовательский метод, диалогический метод, метод программированных заданий.

Оборудование: выставка книг о Древней Руси, музыкальный центр, презентация, инсценировка.

Ход урока:

1.                Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке.

2.                Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведём с вами урок-семинар, посвящённый замечательной, на мой взгляд, теме: «Древнерусская литература и современность». От времён Древней Руси нас отделяет 2 тысячелетия. Это, конечно же, огромный временной отрезок, однако нас, потомков, данная тема продолжает волновать своей самобытностью и актуальностью.

По форме наш семинар будет напоминать заседание учёного совета. Учащиеся заранее получили задания и выступят с докладами.

Цель нашего заседания заключается в том, чтобы

- обобщить полученные на уроках сведения о литературе Древней Руси и, в частности, о произведении «Слово о полку Игореве»

- и, конечно же, почувствовать колорит древнерусской культуры, понять, осознать, насколько богаты наши корни, и гордиться нашей историей.

3. Музыкальный этюд на древнерусскую тематику «Княгиня Ольга».

Настроит нас на позитивную волну Прокофьева Н.И. Она и откроет наш семинар, исполнив музыкальное произведение на древнерусскую тематику.

4.Доклад о Д.С. Лихачёве как об учёном-древнике.

 Продолжить наш семинар я хочу с доклада о замечательном русском учёном, который так любил наш русский язык, нашу литературу. Он очень много времени уделял именно древностям русской литературы, ему принадлежат многочисленные литературные переводы с древнерусского на современный русский язык. Это Д.С. Лихачёв. Доклад подготовила Кирсанова В.

5. Доклад о происхождении древнерусской литературы.

Иванщина Г. и Штыкова И.

6. Выступление Радченко Д. Демонстрация красочной книги с иллюстрациями «Слово о полку Игореве».

7. Доклад об истории создания «золотого слова» Древней Руси – о «Слове о полку Игореве». Новикова Т.

8. Инсценированное  чтение. Князь Игорь – Рыбин А., Ярославна – Кирсанова В.

9. Плач Ярославны. (Слушание)

10. Музыкальные ассоциации. Звучат фрагменты церковных песнопений. Дети слушают, а затем высказывают, какие ассоциации и с каким эпизодом из «Слова о полку Игореве» у них возникли.

11. Викторина.

Древнерусская литература

1.                Какое событие повлияло на возникновение Древнерусской литературы? (крещение Руси)

2.                Назовите жанры Древнерусской литературы (жития, сказания, летописи, грамоты).

3.                Какая литература в переводе означает «житийная» - а) апокрифическая, б)агиографическая? (б)

4.                Кем являлись герои агиографической литературы? (святыми)

5.                Переведите слово летопись (год, писать – запись по годам)

6.                Кто написал произведение «Преподобный Сергий Радонежский» - а) Борис Зайцев, б) Нестор-летописец? (а)

7.                Какое произведение исследователи назвали памятником Древнерусской литературы? («Слово о полку Игореве»)

8.                Назовите имя певца, восхваляющего славу русских князей? (Баян)

9.                Назовите имя брата князя Игоря? (Всеволод)

10.            Кто напал на землю Русскую? (половцы)

11.            Кто произнёс золотое слово в «Слове»? (Святослав)

12.            Чьи это имена – Гзак, Кончак, Редедя? (половецкие)

13.            Чем заканчивается поход князя Игоря – а) победой дружины Игоря, б) смертью Игоря, в) побегом Игоря из плена? (в)

14.            Кому принадлежат следующие слова (назовите имя):

Я домчусь к родному стану,

Где кипел кровавый бой,

Князю я омою рану

На груди его младой… (Ярославна)

* За правильные ответы учащиеся получают жетоны. Кто получил жетоны, получают отметку «5» по литературе.

12. Итог.

- Ребята, так почему же древнерусская литература так современна и в наши дни, в чём её актуальность

refdb.ru