Конспект древнейшие люди. Конспект урока по истории на тему "Древнейшие люди" 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока истории "Древнейшие люди". Конспект древнейшие люди


Конспект урока на тему: Древнейшие люди

Урок на тему: « Древнейшие люди»

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум главным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом организует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

    1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

    КАРТОЧКА № 1

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

    о жизни людей в далеком прошлом?»

    Для этого вспомни:

    • Кого называют археологами?

    • Как работают археологи?

    • Как находят археологические памятники?

    • Что называют историческим источником?

    Сделай вывод.

    Примерный ответ учащегося

    Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис- I юльзовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

    1. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

    Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

    Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

    Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

    1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

      1. Переход к новой теме

      Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

infourok.ru

Конспект урока истории "Древнейшие люди"

Конспект урока истории,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Ф.И.О. Чекаловская Людмила Евгеньевна

Место работы: хут. Ханьков, муниципальное образование Славянский район, МБОУ ООШ № 21

Должность: учитель истории, обществознания и географии

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока «Древнейшие люди», раздел «Жизнь первобытных людей», урок 11

Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.

Технологическая карта урока

1. Первобытные люди: облик, условия жизни

2. Орудия труда и занятия первобытных людей

3. Овладение огнем

Возможная личностно значимая проблема

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Цель урока

Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида

Задачи урока

образовательные: познакомить обучающихся с особенностями жизни первобытного человека: его облика, условий жизни, занятий, основных отличий от мира животных.

развивающие: продолжить развитие информационных умений; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность, делать выводы, на основе источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам, умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

воспитательные: воспитывать способность продуктивно работать в группе, трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям.

Тип и вид урока, формы организации учебной деятельности

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая (парная).

Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, организация проверки усвоения знаний.

Планируемые результаты

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

УУД

Познавательные УУД:

— находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

— анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в учебной деятельности;

— выдвигать версии;

— планировать учебную деятельность;

— работать по плану, сверяясь с целью;

— находить и исправлять ошибки;

— оценивать степень достижения цели.

Коммуникативные УУД:

— излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Учебное оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь 1, ЭУИ «Всеобщая история» 5 класс, КИМы под ред. Волковой К.В., тестовая работа, таблица для заполнения

Новые термины и понятия

Первобытный человек, каменный век, палеолит, мезолит, неолит, присваивающий тип хозяйства

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация темы «Введение в историю»

  3. Переход к новой теме

  4. Изучение новой темы

  5. Итоги урока, закрепление изученного на уроке

  1. Объяснение хода выполнения домашнего задания

Домашнее задание

§ 1. Вопросы на с. 11

Ход урока

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметка в журнале об отсутствующих.

Краткое изложение основных этапов урока.

Быстрое включение в деловой ритм.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

2

Тестовая работа

Выполнение тестовой работы

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в уме, используют навыки выполнения тестовой работы

3

Объяснение плана изучения новой темы

  1. Первобытные люди: облик, условия жизни

  2. Орудия труда и занятия первобытных людей

  3. Овладение огнем

Работа с «ключевыми вопросами истории», формулируют план урока

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

4

Работа с понятием первобытность

Устные ответы на поставленные вопросы. В тетрадях составляют опорную схему для понимания понятия (как пример

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Первыми Были)

Познавательные: используют знаково-символические средства

Работа с учебником с.8

Чтение статьи учебника.

Систематизация учебного материала на основе «ключевых вопросов истории»

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Беседа

- Где и когда примерно жили первобытные люди?

- Что такое стоянка?

Участие в беседе

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Работа с контурной картой с. 4

Работа с контурной картой

Познавательные: используют знаково-символические средства

Работа с иллюстрациями

- Какие занятия были у первобытных людей?

- Что использовали первобытные люди для добычи пищи?

Работа с иллюстрациями

Познавательные: используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

ФИЗ минутка

Работа с понятиями

Запись понятий в рабочую карту.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Просмотр лекции ЭУИ «Всеобщая история»

Познавательные: используют знаково-символические средства

Беседа по увиденному.

- Как изменилась жизнь людей после овладения огнем?

- Что такое ледниковый период?

- Какие новые орудия труда появились у людей?

- Из чего их делали?

- Чем человек отличался от мира животных?

Обсуждение увиденного по вопросам.

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

5

Работа с заданием в рабочей тетради. Зад.2, с.3

Работа с таблицей (как вариант) в рабочих листах 1 колонка.

Выполнение задания.

Проверка выполнения задания.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

6

§ 1. Вопросы на с. 11

Запись задания в дневник

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Примечания

Спросить устно

Предложить письменное задание

3

Проверочная работа по теме

«Повторение и обобщение курса «Введение в историю»

  1. Перечислите виды исторических источников и приведите по 2 примера на каждый вид.

  2. Выберите из предложенных только исторические временные отрезки:

а) век б) год в) секунда г) минута д) эра е) месяц

  1. Последовательность исторических событий во времени называется…

а) геральдика б) нумизматика в) хронология г) археология

  1. Какими цифрами принято обозначать века в исторической науке?

а) арабскими б) римскими в) греческими г) английскими

  1. Назовите основное занятие археологов?

а) чтение книг б) беседа с людьми в) раскопки г) путешествие по стране

  1. В науке любая дошедшая до нашего времени частица прошлого?

а) летопись б) документ в) памятник г) предмет

  1. Перечень (свод) используемых на карте условных знаков и объяснений называется…?

а) план б) контур в) легенда г) схема

  1. Эта наука отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят?…

а) география б) этнография в) геология г) археология

  1. Что в переводе с греческого буквально означает «родословная»?

а) нумерология б) генеалогия в) хронология г) ономастика

  1. Найдите соответствие.

а) английский б) германский в) испанский г) французский д) итальянский

hello_html_m6d73d8bb.jpg

  1. Вставьте пропущенные слова….

Описание государственного герба российской империи.

Главная часть его — золотой …….., на котором изображен черный двуглавый……..,коронованный двумя императорскими……….. Над ним — большая ……с развевающимися лентами Андреевского ордена. Государственный…..держит золотые……и……….…..На груди……..…московский герб: на щите с золотыми краями изображение………… ………., поражающего………..

  1. О чем идет речь? Это слово греческого происхождения, оно означает «песнь», «слава», «хвала». Их сочиняли в честь правящих монархов: императоров, королей, князей.

СРАВНИТЕЛЬНЫЯ ТАБЛИЦА

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему "Древнейшие люди" 5 класс

Тема урока: Древнейшие люди

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность

трудиться поставила древнейших людей в более выгодное

сравнительно с остальным животным миром положение,

помогла выжить.

2. Продолжить формирование умения работать с учебником,

иллюстрациями и исторической картой.

3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные:

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

Метапредтметные:

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

Предметные:

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации, мультимедийная презентация

Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?

  • Как работают археологи?

  • Как находят археологические памятники?

  • Что называют историческим источником?

  • о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история».

  • Как называется первая часть Всемирной истории?

  • Что изучает история Древнего мира?

Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.

Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.

Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.

  • «Всемирная или Всеобщая история» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней

  • первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.

  • История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима

2) проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

    1. Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока

    2. Переход к новой теме

Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

План (запись в тетрадь)

      1. Облик далеких предков.

      2. Первое орудие труда.

      3. Охота и овладение огнем.

На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Рассказ учителя:

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Запись в тетрадь: первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

Работа по карте стр.9

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)

  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.

Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.

Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)

  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

Запись в тетрадь:

Орудие труда - это то, чем человек работает.

  • Предположите, что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11

Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.

Запись в тетрадь:

Занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Ответы детей

Запись в тетрадь:

Собирательство – сбор того, что дала природа

Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.

- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Ответы детей.

Запись в тетрадь:

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Рассказ учителя : В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.

- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.

Выслушать доводы детей.

Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

  1. Закрепление изученного материала

    1. Рабочая тетрадь (часть 1), задание № 2 (с. 3).

    2. Вставьте недостающие слова. (на экране презентация)

  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

Делаем общий вывод: Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

VII.Информация о домашнем задании:

1) прочитать § 1; стр. 13 рубрика «Проверь себя»; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»;

2) знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

3) нарисовать в тетради первые орудия труда человека: палка-копалка, каменное рубило, дубина

infourok.ru

Конспект урока на тему "Древнейшие люди"

1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.

2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?

3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.

Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.

Тема урока: Древнейшие люди.

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.

Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).

Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.

Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.

А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.

Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.

Вопросы самоконтроля.

1) Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2) Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?

3) В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

4) Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)

5) Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).

Домашнее задание: читать и пересказывать §1, ответить на вопросы в конце параграфа (с. 11).

doc4web.ru


Смотрите также