Комедии древней греции. Греческая комедия от древности до наших дней. Развитие комедийного жанра.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

14. Происхождение комедии в Древней Греции. Комедии древней греции


Греческая комедия от древности до наших дней. Развитие комедийного жанра.

Развитие комедийного жанра в Греции от древности до наших дней

Греческая комедия

Комедия по истине, греческий жанр. Его бурное развитие начинается в 5-4 вв до н.э. В древнегреческой драматургии в те времена наравне с комедией развивались трагедия, сатирический жанр. Культурологи объясняют происхождение всех сценических действ из обрядовых шествий. Чтобы задобрить силы природы и не лишиться урожая от ее буйств, люди устраивали празднества. Они пели, и плясали, шутили, насмехались друг над другом. Представители древнегреческого общества очень любили спорить. Считалось, что не только песни и потешки задабривали всемогущих богов, а и непристойности, пререкания.

Немного истории

Но историки не спорят по поводу того, как развивалась комедия. Она была поделена на 2 типа. Каждый из них родился на разных территориях древнего мира:

  1. Дорийская (ныне ее называют Сицилийской). В этой разновидности жанра нет хора. Она несколько приземлена и имеет скорее бытовой характер. Эта разновидность основана на пародиях.

  2. Аттическую (область Аттике). Базируется на шествиях, хорах.

Устраивались комедийные шоу всегда в честь бога Диониса, и имели весьма представительный масштаб. Это были своего рода соревнования. Каждый артист старался переплюнуть оппонента в мастерстве, умении остро мыслить и радовать зрителя. Известно, что первые своеобразные постановки комедийного жанра принадлежат Эпихарму. Позже его пьесы ставили в Риме. Итальянский драматург Плавт основывал на них свои произведения.

В древнегреческом языке было понятие komazein – шествие. Культурологи и историки связывают происхождение слова «комедия» практически во всех группах языков именно от komos komazein – шествовать.

Греческая комедия

Комедия Аттическая имеет сложное происхождение. Это слияние разных форм народных гуляний. Среди них:

  1. Песенки – шутки.

  2. Хор.

  3. Шествия в ярких костюмах.

  4. Споры.

В Великих Дионисиях комедии отводилось немного места, в отличие от Ленея, который праздновался каждый год в феврале. В Афинах это были массовые гуляния с дифирамбами и состязаниями драматургов.

В те времена ученые Александрии классифицировали комедии. Они подразделяются на:

Прародительница комедии — древняя ее разновидность, основана на бытовых сюжетах. Но она имела и большое количество тем, касающихся проблем государства. В те времена любили высмеивать высокопоставленных особ. Актеры обязательно выступали в костюмах. Они обряжались в одушевленные и неодушевлённые предметы, отсюда происходили и названия постановок. Часто актеры сильно преувеличивали свои габариты, особенно в области живота и ягодиц. Они использовали для этого подушки. Несмотря на то, что истоки древней комедии относят к 400 годам до н.э., до современников в неизменном виде дошли более 10 произведений Аристофана. Изучая их строение, грековеды выделяют:

  1. Вступление.

  2. Выход хора.

  3. Перепалку актеров.

  4. Снова выход хора.

  5. Сценки.

  6. Финал с уходом хора.

В речевых перепалках участвует пара актеров. Бытовая сценка заканчивается хлесткими ударами. Так победители наказывают своих оппонентов. Значительно позже в российском театре и оперном жанре возник схожий с греческими комедиантами персонаж – Петрушка.

В хоре участвовали более 25 певцов. Часто они вмешивались в действо в самый неподходящий момент.

В период развития средней комедии, наблюдается падение демократических традиций. Пародии и мифы – главные темы сюжетов тех времен. Пьесы скудны, не насыщены былыми красками и острым сатирическим словом. Перестали грубо шутить, исчезла настоящая социальная критика, хор больше не выходил в самом разгаре действа, чтобы удивить зрителя воспеванием добродетели или порицанием обмана в красках.

Новая комедия – это повседневность древнегреческой жизни. Пародия потихоньку начала затрагивать политику. Мифологические сюжеты отходят на второй план. Разгораются нешуточные бытовые страсти. В пьесах картины жизни: дети-подкидыши, семейные и скандалы с соседями. Хору места здесь нет.

Но выразительность жанра от этого не страдала. Создатели произведений брали за основу ту или иную мысль. Спорили по этому поводу, доказывали, опровергали. Актеры обращались и к зрителю, вовлекая его в разговор. Уже тогда этот своеобразный интерактив превращался в увлекательное шоу. На первом плане были проблемы общественности. Мы и сейчас можем наблюдать, как современные ведущие телешоу предлагают публике поучаствовать или включают своеобразные перепалки в свой сценарий.

Греческая комедия

Общие черты греческой комедии

Греческая комедия всех разновидностей и типов была основой творчества более современных ее последователей – Шекспира и Мольера. Они переняли главные составляющие: песни, пантомиму, танец.

Сопровождались древнегреческие действа всеобщим весельем и хохотом. Хореографические сцены были весьма эротичны. А вот маски и одеяния актеров отличались уродливостью и несоответствием действительности.

До наших дней дошли более 50 имен создателей пьес этого жанра. Наиболее популярными были Алексид, Аристофан. Но их произведения современные историки вынуждены изучать лишь по фрагментам. Авторы осмеивали не только господ и существующие порядки, но и Пелопоннесскую йвону, религиозные устои греков.

Своеобразно было художественное исполнение некоторых сцен. Например, ученый-шарлатан изначально выходил в порочащей его маске. Длительность мирного договора измеряли количеством распитого вина, а веское слово поэта – взвешивали на настоящих напольных весах.

Менандр, Дифил и Филемон – авторы нового типа комедии греков. Спустя столетия, в 60 годы века 20-го, были найдены папирусы Менандра. Изучить их большого труда не составило. В сюжетах Менандра нет сценок восхваления правителей или действующего политического строя. Мотивы пьес заключаются в реальной действительности: девушка связалась с негодяем, появились дети, но они были подброшены в семьи господ. В период действия, автор раскрывает все подводные нити, узелок распутывается, девушка выходит замуж, произведение оканчивается счастливо.

В творчестве Менандера глубокой нитью проходит психологизм, основное внимание уделяется человеческой персоне, нежели общественному устройству. Но обычаи и традиции греческого общества тех времен не остаются в стороне.

Менендер придерживается типа комедии, основанной на 5 действиях. Один за другим акты сменяют кратковременные выходы хора. Но тут связь с сюжетной линией утрачивается.

Кража пищи или деятельность доктора из иностранного государства больше не прельщают зрителя. Более актуальными становятся сюжеты, основа которых — политическая линия: жизнь представителей власти, война, деятельность учреждений властных структур. Этим занимался комедиограф Аристофан.

Греческая комедия

Как строилась самобытная система греческой комедии?

Театр в Греции – государственное учреждение. Были специально избранные деятели, которые занимались всеми организационными вопросами. Спектакли были довольно частыми поначалу, но позже, во времена новой комедии, они стали редкими. Их показывали всего трижды в год. Устраивали соревнования трагиков и комиков. Каждый из авторов показывал по 4-5 своих пьес. Но все они должны были представлять один сюжет по типу и драматургическому наполнению.

Состязались в течение нескольких дней. Весь день зритель мог наблюдать сатирические драмы, а к вечеру с комическими «песнями» выступал один из поэтов. В конкурсе были свои победители, которых определяло специально назначенное жюри. Награждали лидера за 1 место и участника, занявшего 2 позицию. Третья считалась местом проигравшего. Давали денежную премию, на голову вешали венок из плюща.

Государственный архив хранил все сведения о прошедших состязаниях. Если возникали споры, их легко могли решать, поднимая информационные листки из конкурсных архивов.

Театры строили на открытых площадках, которые вмещали порядка 20 тысяч зрителей. Театр делился на сектора:

  1. Орхестра.

  2. Театрон.

  3. Скена.

В орхестре находились артисты перед выходом. Здесь же были музыканты. Все они располагались на круглой площадке. Публика наблюдала за действием, находясь неподалеку, но позже зрители рассаживались в верхней части на холмах.

Сцена была оформлена по бокам колоннадами, и имела вид дворца или храма. Имелись и пристройки по бокам. В них артисты и режиссеры хранили свой реквизит. Через своеобразные проходы в зрительских рядах, актёры выходили со сцены в орхестру и там играли свои роли, если этого требовал замысел комедии.

Декорации делали из дерева. Их расписывали и выставляли из них ряды сооружений, которые состояли из дощечек, целых конструкций. Они трансформировались и приводили зрителя в восторг.

Большие возможности открывала механическая структура сцены. Зрителю представляли выдвижную площадку. Актеры могли подниматься в воздух. Но этот механизм скрывали от публики.

В театре была довольно хорошая акустика. В некоторых случаях между зрительскими рядами устанавливали специальные сосуды. Они резонировали так, что слышимость увеличивалась.

Многие авторы сами играли некоторые роли в своих пьесах, чаще это были второстепенные роли. Выходили 2 или 3 актера, разыгрывали сцену, следом – хор. Актеры и авторы пьес пользовались большой популярностью. Но ими становились только коренные жители Греции. Их выбирали и на самые почетные государственные должности. Чаще они становились послами в другие страны.

Изначально состязались только драматурги люди, которые заведовали хорами, платили деньги за представления рядовым актерам. Но позже конкурсантами становились все участники. Ролей было так много, что одни и те же артисты перевоплощались в несколько образов. Подключали массу статистов.

Женщин в актрисы не брали, роли прекрасной половины играли мужчины. Требования к комедийным актерам предъявляли не шуточные. Они должны были прекрасно играть, уметь петь, декламировать, читать стихи. Чтобы нарабатывать дикцию и умение держаться на сцене, был разработан ряд упражнений, которыми современные актеры и дикторы пользуются и поныне. Ежедневно проводилась дыхательная гимнастика, тренировались мышцы гортани, языка, губ. А вот мимическое мастерство показать возможности не было, поскольку артисты во время представления были в масках. Актеры должны были прекрасно владеть искусством хореографии.

При всей строгости и требовательности к комедийным актерам, получить эту профессию стремилась масса греков. Даже среди эмигрантов были желающие играть роли, но выбирали на них исключительно уроженцев Греции. Зрители очень любили персонажей спектаклей и постановок, и буквально носили их на руках, даря им славу и почет.

 

Современные постановки в греческом стиле

Со временем жанр греческой комедии видоизменялся, как это происходит с любым культурным феноменом. Но традициям острого, неприхотливого юмора режиссеры и актеры не изменяют, и по сей день. Только сейчас этот жанр перешел в телевизионный формат, и на примере современных кинофильмов можно увидеть прелесть комедии, ее непосредственность.

Всем известный мюзикл «Мама Миа» был снят в 2008 году. Комедийное действие разворачивается на маленьком греческом острове. Снимались в фильме самые популярные актеры с мировым именем: Колин Фёрт, Пирс Броснан, Мэрил Стрип.

«Моя большая греческая свадьба», снятая в 2001 году. В этой романтической комедии рассказывается о судьбе простой девушки, воспитанной в семье греческих эмигрантов. Она встречает возлюбленного и меняется в лучшую сторону. В фильме продемонстрированы главные традиции стандартной греческой семьи, а сценарий наполнен музыкой, песнями, танцами, что делает мюзикл запоминающимся.

«Мое большое греческое лето» — 2009 год. Комедия насыщена добрым юмором. Фильм снимали в центре Афин, и по всем наиболее знаменитым туристическим маршрутам. В этом кино, зрителю предоставлена возможность увидеть всю красоту этой страны и насладиться интересным сюжетом.

«Каникулы в Греции» увидели свет в 2012 году. Шведская семья побывала на отдыхе в прекрасной стране и испытала немало эмоций от приключений. Каникулы получились весьма комедийными.

gidvgreece.com

Древнегреческая комедия

Комедия – это один из жанров древнегреческой драматургии. Наравне с комедией развивались трагедия и сатирическая драма. Данное направление берет свои истоки от народных обрядовых действий, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей, которые, по мнению древнегреческого общества, были нужны для восхваления и ублажения производящих сил природы. Немаловажная роль в этих ритуальных действиях отводилась спору.

Чаще всего комедийные представления устраивались во время праздников в честь Великого Дионисия. Они были завершающим этапом каждого из 3 дней празднества. Стоит сказать, что эти дни были настоящей «ареной», на которой все драматурги-комедиографы и трагики устраивали соревнования за первенство и мастерство. Считается, что первым древнегреческим комедийным драматургом был Эпихарм. Его творения впоследствии стали основой для римской народной комедии Ателланы и произведений Плавта.

Новый этап

Последующий этап созревания заключался в развитии древней аттической комедии. Она уже обладала большей выразительностью и имела некоторые особенности и характерные черты. Например:

Основу всего действия составлял какой-либо тезис. Он становился предметом споров и в конце представления доказывался; Важной частью комедии являлась парабаза, которая состояла из обращения хора к публике; Все сюжеты сценического действия брались из обычной повседневной жизни и раскрывали проблемы общественности; В древнегреческой комедии осмеивались не только сцены из жизни, но и реальные особи.

Комическое представление всегда сопровождалось весельем и хохотом. Неотъемлемой частью любого действа являлись пантомима, танцы, песни. Стоит отметить, что хореография, использовавшаяся в комедии, носила довольно откровенный, даже эротический характер, что проявлялось в движениях и мимике. Отдельное внимание в представлении выделялось костюмам и маскам. Сценическое комедийное одеяние довольно сильно отличалось от трагического. Маски актеров были уродливыми, обезображенными и олицетворяли разные эмоциональные состояния. Участники комедии не носили котурнов, а использовали специальные подкладки, которые увеличивали животы и зады до грандиозных размеров.

Уже в четвертом веке до н.э. древнегреческий комедийный жанр был довольно развитым. Новый этап эволюции принес больше глубины и больше внимания к внутреннему миру героев, которые оказывались в разных забавных жизненных ситуациях.

www.letopis.info

Древнегреческая комедия

Древнегреческая комедия была популярной и влиятельной формой театра, исполненной по древней Греции с 6-го века до нашей эры. Самыми известными драматургами жанра были Аристофан и Менандр, их произведения и те, что были у их современников, вызывают умиротворения у политиков, философов и других художников. В дополнение к поддержанию их комического прикосновения пьесы также дают косвенное, но бесценное понимание греческого общества в целом и дают подробную информацию о работе политических институтов, правовых систем, религиозных практик, образования и ведения войны в эллинистическом мире. Уникально, пьесы также показывают нам что-то от личности аудитории и показывают, что щекотало чувство юмора у греков. Наконец, греческая комедия и ее непосредственная предшественница греческой трагедии вместе образуют основу, на которой основывается весь современный театр.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОМЕДИЙНЫХ ИГРТочное происхождение греческих комедийных пьес теряется в тумане предыстории, но деятельность людей, одевающихся и подражая другим, должна обязательно пройти долгий путь перед письменными записями. Первые признаки такой деятельности в греческом мире происходят из керамики, где украшение в VI веке до нашей эры часто представляло актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенные костюмы. Другим ранним источником комедии являются стихи Архилоха (VII в. До н. Э.) И Гиппонакс (VI в. До н. Э.), Которые содержат грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, процитированное как таковое Аристотелем, заключается в фаллических песнях, которые исполнялись во время Дионисийских фестивалей.

COMEDY PLAYНесмотря на нововведения, комедийная пьеса следовала традиционной структуре. Первая часть — это парадокс, в который вошли хор из 24 исполнителей и исполнил ряд песен и танцев. Одетые, чтобы произвести впечатление, их диковинные костюмы могли представлять что угодно от гигантских пчел с огромными жалом к ​​рыцарям, ездящим на другого человека в подражание лошади или даже разнообразной кухонной утвари. Во многих случаях пьеса была фактически названа в честь хора, например, «Оси» Аристофана.

Второй этап шоу — это агония, которая часто была остроумным устным конкурсом или дебатами между главными актерами с элементами фантастического сюжета и быстрой сменой сцен, которые могли включать в себя некоторые импровизации (если ссылки на конкретных членов аудитории воспринимаются как лица, фактически присутствующие в театре). Третьей частью пьесы был парабазис, когда хор говорил напрямую с аудиторией и даже прямо говорил поэт. Финал финальной передачи комедийной пьесы был экзофосом, когда Хор передал еще одну зажигательную песню и танцевальную рутину.

Все исполнители были мужскими профессиональными актерами, певцами и танцорами, и им помогали в своем стремлении представить огромное количество человеческих и нечеловеческих персонажей замечательными костюмами и высоко украшенными масками для лица. Главные действующие лица — один главный герой (который принимал львиную долю в центре внимания) и два других актера, исполняли все выступающие части. Иногда допускался четвертый актер, но только если он не был инструментом для сюжета. Эти ограничения заключались в обеспечении равенства в конкуренции и удержании расходов государству, которое финансировало профессиональных участников. Хор, костюмы, музыканты и время репетиции были профинансированы назначенным частным гражданином, khorēgos, роль которого несли большой престиж.

Из-за ограниченного количества участников тогда каждый исполнитель должен был взять на себя несколько ролей, которые включали быструю смену костюма и использование узнаваемых персональных масок, таких как для рабов или богов, таких как Геркулес и Гермес. Кроме того, некоторые маски, возможно, были украшены, чтобы изобразить в карикатуре некоторые современные фигуры, которые поэт хотел высмеять. Маски, однако, лишали актера использования выражений лица, и поэтому использование голоса и жеста стало чрезвычайно важным. Костюмы были еще одной важной визуальной частью спектакля, а самые распространенные были дополнены колготками и короткой туники, в которой был обнаружен ложный и преувеличенный фаллос (связанный с ритуалом Диониса) — деталь, хорошо видна на многих комических сценах, представленных на греческой керамике.

Пьесы проводились в театре под открытым небом (театрон), таком как Дионисос в Афинах и, казалось бы, открытый для всего мужского населения (присутствие женщин оспаривается). Наличие театров в городах по всему греческому миру и находки масок терракотовых театров также предполагают, что комедии (и, конечно же, трагедии) были широко выполнены. Полукруг сидений создавал центральную область, известную как оркестр, и именно здесь исполнялся хор. Основные артисты выступали на поднятой сцене с фоном, предоставленным skne — двухэтажной структурой, которая также предоставляла различные входные точки для актеров и предоставляла средства для изменения костюма, незаметного зрителям. Было какое-то движение между этими областями, поскольку Хор мог иногда подниматься на сцену, и актеры могли также войти в оркестр через общественные входы или пароходы по обе стороны театра.

КОМЕДИЯ В КОНКУРСЕВ V веке до н.э., на крупных религиозных фестивалях, таких как Городская Дионисия и Ленае, комедии были проведены в конкурсе в течение трех дней. Первые пять и более поздние три комедии были введены для участия в конкурсе, комическая игра была исполнена в конце дня после трагедии и сатиры. Пьесы оценивались группой из десяти судей, выбранных по жребию, и они голосовали, помещая гальку в урну. Пять урнов были выбраны случайным образом, чтобы решить окончательного победителя.

СТАРЫЙ КОМЕДИЙ

О, боже, с внезапным ударом,Преобразуйте меня в облачко дыма!Как слова политиков, я всталВ газообразном паре на небо.(50, первый акт, первая сцена, осы Аристофаном)

Старая комедия относится к пьесам, написанным в V веке до нашей эры. Самая ранняя сохранившаяся полная игра — арахнисты Аристофана, впервые исполненные в 425 году до нашей эры, а цитаты из сохранившихся фрагментов ранних пьес могут быть датированы не ранее, чем в. 450 г. до н.

Сюжет комедий обычно растягивает реальность с точки зрения времени и места, прыгая с невероятных географических расстояний и быстро меняющихся сцен. Фантастические элементы, такие как гигантские существа и невероятные маскировки, смешиваются со ссылками на аудиторию, которая обеспечивает катание на роликах сатиры, пародии, каламбуров, преувеличения, красочного языка и грубых шуток. Действительно, поскольку пьесы были популярными развлечениями, они показывают некоторые из популярных языков, используемых греками, язык, который обычно не встречается в более серьезных письменных материалах. Любой общественный деятель был честной игрой, и даже мифология и религия можно было высмеять. Однако, несмотря на эту высокую степень свободы слова, некоторые аспекты религии, такие как Мистерии и высшие боги, такие как Зевс и Афина, по-видимому, были недоступны для комического поэта.

НОВАЯ КОМЕДИЯКогда-то в конце 4-го века до нашей эры появился новый стиль греческой комедии, хотя переход от старой комедии, возможно, был более постепенным, чем предполагаемые пьесы, и некоторые ученые предлагают промежуточную стадию под названием «Средняя комедия». Конечно, последние две пьесы Аристофана отличаются по стилю по сравнению с его другими пьесами и обеспечивают переход к более новому стилю презентации. Эта новая комедия больше фокусировалась на сюжете пьесы и часто использовала повторяющихся персонажей, таких как повара, солдаты, сутенеры и хитроумный раб. Припев становится менее важным для сюжета (только для музыкальных интерлюдий между действиями), и пьесы, похоже, оседают по установленной пятиактной структуре. Другое отличие состоит в том, что, похоже, меньше личных атак (или это только впечатление, полученное из-за наличия слишком небольшого количества источников для сравнения?), Которые могут быть вызваны законодательством, специально предназначенным для пресечения этой практики. Тема «Новая комедия» также отличалась и была больше связана с вымышленными обычными людьми и их отношениями с семьей, другими классами и иностранцами.

ПИСАТЕЛИ КОМЕДИИ

[О современных поэтах]Уверяю вас, мелкие мальчики и щеберы, как много ласточек. Позор их искусства. Если когда-либо им дается хор, то что их предложение в святилище Трагедии? Один петух задней ноги, и они разозлились. Вы никогда не слышите о них снова.(159, первый акт, первая сцена, лягушки Аристофана)

Гигант греческой комедии — Аристофан. Немного известно наверняка о нем, но из дат его пьес мы можем предположить, что он жил с 460 до 380 г. до н. Э. И был из Афин. Одиннадцать его пьес выдержали полный, и это единственные сохранившиеся примеры жанра старой комедии. Некоторые из них (в частности, Аристотель) довольно грубы, пьесы, тем не менее, показывают острое остроумие Аристофана, и они часто комментируют несоответствия и смешные аспекты общества и общественных деятелей. Политик Клеон, философ Сократ и драматург трагедии Еврипид были тремя фигурами, наиболее часто встречающимися в комиксах Аристофана.

Другие важные драматурги старой комедии включают Cratinus (чьи работы включают Cheimazomenae 426 BCE, Satyrs 424 BCE и Pytine 423 BCE) и Eupolis (Numeniae 425 BCE, Maricas 421 BCE, Flatterers 421 BCE и Autolycus 420 BCE), оба из которых были многочисленными победителями в самые престижные фестивали.

Мы знаем гораздо больше о писателях новой комедии, многие из которых были плодовитыми и иногда писали более 300 пьес. Наиболее важные поэты включают Филемона (приблизительно 368/60 — 267/3 до н.э.), автора 97 комедий, Дифилуса, который написал около 100 пьес, и Филиппидов. Тем не менее, писатель этого жанра, чья работа сохранилась дольше всего, — Менандер (примерно 342-291 г. до н. Э.). Филимон на самом деле выиграл больше побед на фестивалях, чем Менандер, но именно последние стали считать великим поэтом Новой комедии. Он написал около 100 пьес, и многие выжили до 7-го века н.э., когда, к сожалению, они потерялись для потомков. Dyskolos (первоначально выполненный в 316 году до нашей эры) является самой полной выживающей игрой, и значительная часть из шести других пьес также выживает.

Популярность Менандера подтверждается более чем 900 цитатами, сохранившимися во вторичных источниках, и его работы часто адаптировались более поздними латинскими драматургами. Известный своими образными ситуациями, быстрым диалогом, напряжением и вниманием к частным домашним драмам, он часто включал романтичное лидерство, как правило, молодого одинокого мужчину (в отличие от героев Аристофана, которые обычно среднего возраста и женаты). Кроме того, комедия Менанда часто намекала на то значение, которое автор дал терпимости и пониманию в наших социальных отношениях.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОМЕДИИГреческая комедия по-прежнему будет популярна через эллинистические и римские времена, когда многие классические пьесы снова и снова повторяются. Латинские комедии были написаны наиболее знаменито Plautus & Terence, и жанр был разнообразен в различные другие формы комического театра, такие как пантомима и тогата.

demon-angel.ru

Древнегреческая комедия - это... Что такое Древнегреческая комедия?

Терракотовая маска комического актёра рубежа IV и III вв. до н.э.

Греческая комедия — древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V—III вв. до н. э. (главным образом в Аттике).

Определение

В отличие от той части «Поэтики» Аристотеля, где разбирается понятие трагедии, сочинение великого мыслителя о комедии не дошло до Нового времени. Его поиски составляют содержание знаменитого романа «Имя розы», а содержание удаётся в общих чертах удаётся восстановить благодаря т. н. коаленовскому пересказу. По данным Аристотеля, древняя комедия родилась из дионисийских празднеств, связанных с культом плодородия, в том числе из фаллических процессий.

Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:

  • герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;
  • предмет трагедии — события великого общественного значения, комедии — повседневные происшествия из частной жизни;
  • трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

Древняя комедия

Основная статья: Древняя комедия

От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана, хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов[1]. Наиболее ранняя из сохранившихся комедий — «Ахарняне» — была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана — цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами, зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках, действие завершалось всеобщим пиршеством[2].

Непристойные насмешки, которыми славились комедии V—IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.

Средняя комедия

Младших современников Аристофана и старших современников Менандра принято относить к переходному этапу — т. н. средней комедии. Достоверно об этом периоде развития жанра мало что известно. Образцов практически не сохранилось. Предполагается, что в этот период комедия теряет свою политическую направленность[3]. Снижается значение хора и его роль в развитии сюжета. Получают распространение шаблонные персонажи — гетеры, философы, хвастливые воины, пройдохи-рабы, обжоры, приживалы. Входит в моду пародирование сюжетов известных трагедий и общеизвестных мифов.

В IV веке популярность комедии распространяется далеко за пределы Афин: известно о комедийных постановках в Великой Греции и Сицилии.

Новоаттическая комедия

Основная статья: Новая комедия

Новая (Менандрова) комедия хронологически соответствует первым шести десятилетиям эллинизма, последовавшим за смертью Александра Македонского в 323 г. Собственно комическому элементу в этот период отводится подчинённое значение, сатирический заряд и вовсе рассеивается: комедия перерождается в бытовую драму[4]. В связи с упадком политической жизни в аттических полисах всё внимание авторов сосредотачивается на хитросплетениях условной интриги (как правило, любовной). Унаследованные от средней комедии типовые характеры обращаются в маски (скупой отец, влюблённый юноша и т. п.)[4].

О новоаттической комедии приходится судить по очень небольшому числу уцелевших фрагментов. Известно, что крупнейшие комедиографы — Менандр, Филемон, Дефил — написали более сотни пьес каждый. Из новоаттической комедии в Риме родилась Плавтова комедия, которая, в свою очередь, послужила зерном для формирования европейской комедии Нового времени (Бен Джонсон и др.).

Примечания

  1. ↑ Ярхо В. Н. Древняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 370—372.
  2. ↑ Old Comedy (Greek theatre)  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  3. ↑ Ярхо В. Н. Средняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 377.
  4. ↑ 1 2 Борухович В. Г. Новоаттическая комедия // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 316.

dic.academic.ru

Как устроена греческая комедия • Arzamas

Расшифровка

Античная комедия смеялась над разным. И прежде всего над современным, то есть над политиками. Комедия V века до нашей эры, то есть комедия демократических Афин, — это политическая комедия. В дальнейшем постепенно, как это часто бывает, политика из комедии уходит. Но в V веке это чуть ли не главное, что бросается в глаза.

Парадокс заключается в том, что мы воспринимаем это как сатиру: народу всегда приятно посмеяться над властью. Это правда. Но заметим, что этот смех — особый: это смех над властью в присутствии власти. На всех праздниках, где представлялась комедия, первые люди города обязаны были присутствовать, потому что это были важнейшие торжества — ну, как праздник 7 Ноября или 1 Мая, когда первые лица города должны сидеть в президиуме, в первых рядах. И, сидя в этом самом президиуме, они слышат, как их ругают. А комедия всегда ругает первых лиц — по всей видимости, вне зависимости от того, как конкретный автор к ним относился. 

Про Аристофана постоянно говорят, что он был очень консервативен и очень не любил демократическое устройство государства, потому что ругал всех лидеров демократии: сначала Перикла, а после того, как он умер, — всех, кто пришел ему на смену.

В действительности тут есть некоторый парадокс. Политиком, которого особенно любил ругать Аристофан, был некий Клеон, который, кстати, главным образом благодаря Аристофану дошел до нас в столь живом и непосредствен­ном виде. Это был известный оратор, политический деятель, пользовавшийся огромной популярностью в Афинах. И вот он сидит в первых рядах (не бук­вально, потому что это не совсем верно с точки зрения античного театра), и Аристофан со сцены устами своих актеров рассказывает, что он вор, взя­точник, прелюбодей, лжец и прочее и прочее. Как это могло происходить — для нас некоторая загадка. Представим себе, например, передачу «Куклы» в 1990-е годы, только президент страны сидит прямо в студии и на все это смотрит. Но это не означает, что Аристофан плохо относился к Клеону, и тем более не означает, что Аристофан следовал мнению народа, который не любил Клеона. Я сейчас объясню почему.

Есть комедия, в которой Аристофан кроет Клеона последними словами. Эта комедия выигрывает первый приз. Казалось бы, совершенно понятно, что народу просто нравится, что ругают первое лицо. Но замечательно, что этот же народ, после того как он сам присудил победу этой комедии, с огромным перевесом выбирает Клеона первым стратегом. Оказывается, что народ страшно любит Клеона — и одновременно любит, чтобы его ругали.

Комедия основана на очень древнем представлении о том, что людей надо ругать. Соответственно, в городе надо ругать тех, кто за него отвечает, тогда городу будет хорошо. 

Это, кстати, не означает, что сам Клеон хорошо относился к тому, что его ругают со сцены. Он, конечно, понимал, что так положено, но ему все равно было неприятно. Мы это знаем, потому что в какой-то момент Клеон выразил свое неодобрение демократическим способом, а именно подал на Аристофана в суд. Причем замечательна его аргументация: он подает в суд, потому что Аристофан представил его таким, каким он его представляет — лжецом, прелюбодеем, взяточником, вором и вообще редкостным мерзавцем (а надо сказать, что герои комедии по большей части мерзавцы), на празднике, где были не только афиняне, но и приезжие союзники Афин. И у союзников Афин может создаться превратное впечатление о том, как в Афинах обстоят дела. Значит, если бы там были только афиняне, можно было бы ругать последними словами, а при союзниках нельзя. Суд был, и замечательно постановление этого суда: можно ругать и при союзниках. Клеон проиграл процесс. Ему ничего не оставалось, кроме как поступить уже не совсем демокра­тическим способом: как сообщают нам некоторые комментарии, он решил просто Аристофана побить, и то ли побил сам, то ли нанял кого-то. Так или иначе, в следующей своей комедии Аристофан рассказывал про то, что вот, он на меня в суд подавал, а сейчас мы на празднике, где иностранцев нет, и вот уж сейчас я про него расскажу все как есть.

Так устроена политическая составляющая комедии. И это действительно чрезвычайно интересно. С одной стороны, это нормальная сатира, которая не нравится тем, кто становится ее объектом. С другой стороны, это неотъ­емлемая часть политической жизни города, для нас не очень понятная. В частности, нам трудно понять, что ругают далеко не тех, кого не любят.

Это становится еще более очевидно, когда в комедии на сцене появляются боги.

На празднике в честь Диониса, то есть на религиозном празднике, тот же Дионис и другие боги довольно часто представлены весьма непотребным образом, как и положено представлять персонажей комедии. 

Например, у Аристофана есть комедия «Птицы», суть которой заключается в том, что два довольно больших проходимца, убежавших из Афин, приходят в мир птиц и вместе с птицами строят некий идеальный город, который перекрывает пространство между небом и землей. В результате к богам перестает поступать дым от жертвенных костров. Согласно архаическим представлениям, дым от жертвенных костров — это то, чем боги кормятся. Иными словами, полу­чается блокада. Тогда боги приходят к птицам на поклон и просят поесть. Им дают, и в результате один из этих проходимцев, который теперь является царем птиц, становится царем Олимпа.

Во-первых, на сцене показывается, что низвергаются привычные боги, Зевс уступает место проходимцу. Во-вторых, например, Геракл, чей офици­альный культ в этот момент установлен в Афинах, представлен как страш­ный обжора, которого надо только накормить — и он сразу сдаст все боже­ственные привилегии. Одновременно по сцене бегает хитрован Прометей  Прометей — двоюродный брат Зевса, по некоторым версиям создатель рода людей и их защитник. В частности, похитил у богов огонь и дал его людям, научил их строить дома и корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, писать, читать, считать, приносить жертвы богам и гадать., который, как ему и положено, доносит на богов и переметывается на сторону людей. И все это смотрят во время религиозного праздника — причем смотрят те самые люди, которые в Афинах нередко участвуют в процессах по поводу, так скажем, религиозных преступлений.

Оказывается, в комедии это тоже можно. Можно представлять Диониса как труса, хвастуна и, в общем, идиота. Постоянно обыгрывается, что он не свой, не греческий бог, а восточный. В «Лягушках» Аристофана Дионис идет в подземное царство и перед этим переодевается в Геракла — потому что Геракл, согласно мифу, там уже был. По дороге Дионис заходит к Гераклу узнать, как ходят в подземное царство, где там правильные трактиры и бордели и как вообще там надо передвигаться. Геракл при виде Диониса начинает страшно смеяться и говорит: «Что это за львиная шкура, надетая на…» — это слово сложно перевести. Традиционное одеяние Диониса — это такая женская ночная рубашка, длинное платье желтого цвета, которое мужчины вообще не носят; как мы бы сейчас сказали, что-то вроде сарафанчика. Женоподобное мужское божество, надевшее львиную шкуру, — это страшно смешно, и Гераклу, и всей публике. Почему? Потому что Дионис — божество, пришедшее с Востока. А согласно традици­онному представлению афинян, на Востоке всё не как у людей. Там женщины ведут себя как мужчины, а мужчины страшно женоподобные и трусливые — в отличие от нас, замечательных афинян.

Таким предстает в комедии Дионис. Повторяю, это происходит на празднике в честь Диониса, то есть, согласно религиозным представлениям, Дионис там тоже присутствует: точно так же, как Клеон, сидит и слушает, как его поносят. И это опять-таки смешно.

Эта важнейшая составляющая смеха как некоторой неотъемлемой оборотной части жизни проявляется в том числе в жизни религиозной. И оказывается, что то, что категорически запрещено во всех остальных сферах, внутри комедии совершенно естественно.

Комедия смеется над политиками типа Перикла или Клеона, комедия смеется над богами —  Дионисом или даже Зевсом, и, помимо них, комедия смеется, как мы бы сейчас сказали, над интеллектуалами, потому что они тоже играют важнейшую роль: в Афинах все знают умных людей. И если ныне в Афинах умнейшим человеком является Сократ, то осмеивать будут Сократа. Этому Аристофан посвящает специальную комедию под названием «Облака».

В этой комедии, как все признают, Сократ выведен абсолютно не таким, каким он вроде бы был на самом деле. Ему приписаны мнения, которые совершенно ему не свойственны. Это философ, который говорит о непонятном и очень непо­нятном и, как и всякий интеллектуал, дурит людей. Соответственно, одна из обычных интерпретаций заключается в том, что Аристофан, выразитель афинского консервативного, так скажем, среднего класса или даже ниже, не любил высокоумных людей и издевался над Сократом и над многими другими интеллектуалами, придерживавшимися разнообразных философских взглядов.

Но при этом мы знаем, что Аристофан дружил с Сократом, присутствовал на его беседах и участвовал в них. И уж никак не мог не знать, что Сократ говорил или не говорил. То есть оказывается, что он смеется если не над самым важным, что есть в городе, то над самым дорогим. И Сократ самим фактом того, что его осмеивают, получает определенный вес.

Другой любимый адресат Аристофановой сатиры — Еврипид, над которым он тоже бесконечно смеется как над первым трагиком Афин. В тот момент никто не сомневается, что Еврипид — это первый поэт, и комедия «Лягушки», посвященная, в частности, осмеянию Еврипида, осмеивает в том числе и первого поэта.

Иными словами, античная комедия смеется над самым существенным. Самое существенное даже получает дополнительную важность благодаря тому, что над ним смеются. Это тоже некоторый парадокс: все, что говорят герои античной комедии, направлено на то, чтобы вызвать смех по отношению к ним самим, в том числе и для того, чтобы лишний раз показать, насколько они важны.

В начале комедии «Облака» Сократ появляется перед лицом героя, который пришел к нему учиться, как-то сверху — по всей видимости, так же, как боги в древнегреческой трагедии появлялись на так называемой машине, то есть на кране, подвешенном вверху. И в ответ на вопрос «Чем ты занимаешься?» Сократ произносит загадочную фразу: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил». Это изображение философа, человека не от мира сего. 

Кончается комедия тем, что тот самый герой, который в начале явился к Сократу, приходит в ужас от его учения, залезает на школу, в которой Сократ преподает и которая именуется «мыслильней», и поджигает ее. Поджигает ее сверху, то есть теперь он сидит на этом кране, как бог, и Сократ снизу ему говорит: «Что ты делаешь?» И естественно, герой комедии отвечает: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил».

Это одновременно и картина низвергнутого философа, и картина обычного человека, зрителя, поднятого до уровня философа и бога, пусть и в некотором перевернутом мире, и шутка над современной интеллектуальной жизнью, и замечательный литературный прием. Заметьте, тем самым вся комедия замыкается в некоторые общие рамки, в том числе и чисто сценографические: тот, кто был вначале вверху, оказывается внизу, а тот, кто был внизу, поднимается наверх. При этом «Облака» — комедия абсурдная, потому что финал заключается еще и в том, что человек поджигает здание, находясь на его крыше.

В итоге появляется абсолютно перевернутая картина мира. Тем не менее внутри этой картины важнейшие места занимают те люди и боги, которые занимают эти важнейшие места в повседневной жизни.

Комедия — это способ все время думать о том, что происходит здесь и сейчас, но благодаря этим многослойным смыслам то, что происходило здесь и сейчас в Афинах V века, остается в дальнейшей судьбе литературы и куль­туры.  

arzamas.academy

Древнегреческая комедия

Комедия – это один из жанров древнегреческой драматургии. Наравне с комедией развивались трагедия и сатирическая драма. Данное направление берет свои истоки от народных обрядовых действий, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей, которые, по мнению древнегреческого общества, были нужны для восхваления и ублажения производящих сил природы. Немаловажная роль в этих ритуальных действиях отводилась спору.

Чаще всего комедийные представления устраивались во время праздников в честь Великого Дионисия. Они были завершающим этапом каждого из 3 дней празднества. Стоит сказать, что эти дни были настоящей «ареной», на которой все драматурги-комедиографы и трагики устраивали соревнования за первенство и мастерство. Считается, что первым древнегреческим комедийным драматургом был Эпихарм. Его творения впоследствии стали основой для римской народной комедии Ателланы и произведений Плавта.

Новый этап

Последующий этап созревания заключался в развитии древней аттической комедии. Она уже обладала большей выразительностью и имела некоторые особенности и характерные черты. Например:

Основу всего действия составлял какой-либо тезис. Он становился предметом споров и в конце представления доказывался; Важной частью комедии являлась парабаза, которая состояла из обращения хора к публике; Все сюжеты сценического действия брались из обычной повседневной жизни и раскрывали проблемы общественности; В древнегреческой комедии осмеивались не только сцены из жизни, но и реальные особи.

Комическое представление всегда сопровождалось весельем и хохотом. Неотъемлемой частью любого действа являлись пантомима, танцы, песни. Стоит отметить, что хореография, использовавшаяся в комедии, носила довольно откровенный, даже эротический характер, что проявлялось в движениях и мимике. Отдельное внимание в представлении выделялось костюмам и маскам. Сценическое комедийное одеяние довольно сильно отличалось от трагического. Маски актеров были уродливыми, обезображенными и олицетворяли разные эмоциональные состояния. Участники комедии не носили котурнов, а использовали специальные подкладки, которые увеличивали животы и зады до грандиозных размеров.

Уже в четвертом веке до н.э. древнегреческий комедийный жанр был довольно развитым. Новый этап эволюции принес больше глубины и больше внимания к внутреннему миру героев, которые оказывались в разных забавных жизненных ситуациях.

www.letopis.info

14. Происхождение комедии в Древней Греции

Следом за трагедией в античном театре появляется комедия.Это комедииАристофана. Это очень сложная тема! Эти комедии нам принципиально непонятны. Они очень тесно связаны с земледельческими культами, которые в современном сознании выливаются в проблемы сексуального свойства. И не случайно самая популярная пьеса в 20 веке- «Лисистрата» Для греков было нормальным выходить весной на поля и совершать ритуальные совокупления. Они совершали магическое действие, которое способствовало приросту урожая. Мы воспринимаем это все в узко-физиологическом смысле. «Лягушки» Обязательно прочесть! Там говорится о том, что трагедия переживает упадок и сам Дионис решает спуститься в царство мрачного Аида и вывести кого ни будь из драматургов и дальше обсуждаются достоинства каждого драматурга. Тут мы видим как они сами себя воспринимали тогда. В итоге он выводит Эсхила, потому что считает, что у него самые настоящие трагедии.

15. Комедии Аристофана

Следом за трагедией в античном театре появляется комедия.Это комедииАристофана. Это очень сложная тема! Эти комедии нам принципиально непонятны. Они очень тесно связаны с земледельческими культами, которые в современном сознании выливаются в проблемы сексуального свойства. И не случайно самая популярная пьеса в 20 веке- «Лисистрата» Для греков было нормальным выходить весной на поля и совершать ритуальные совокупления. Они совершали магическое действие, которое способствовало приросту урожая. Мы воспринимаем это все в узко-физиологическом смысле. «Лягушки» Обязательно прочесть! Там говорится о том, что трагедия переживает упадок и сам Дионис решает спуститься в царство мрачного Аида и вывести кого ни будь из драматургов и дальше обсуждаются достоинства каждого драматурга. Тут мы видим как они сами себя воспринимали тогда. В итоге он выводит Эсхила, потому что считает, что у него самые настоящие трагедии.

16. Театр эпохи эллинизма

В 5 веке до н.э. случается пелопонесская война, Афины утрачивают свою независимость и начинает возвышаться Македония.

С 3 века до н.э. по 1 век до н.э.- эпоха эллинизма.Она связана с походами Александра Македонского. Они подталкивают распространение греческой культуры. Эллин-грек. Эллинская культура цивилизует весь мир в этот период. В этот период развивается язык, на котором разговаривает весь мир он называется (кольне???). Театр распространяется по всему древнему миру и появляется драматург этого эллинистического –Менандр. Читая его пьесы мы имеем дело с другим типом театра. Потому что в этот период театр уходит от своих культовых корней. От обряда. От разговора с богом. Он превращается в зрелище. Меняется даже архитектура греческого театра. Зрительской частью был театрон, окружавший орхестру (круглую площадку и скену, стоящую на краю орхестры). В эллинистическом театре на половине орхестры ставятся кресла и на нее садятся самые знатные зрители. Скена опускается и актеры встают на крышу скены. Они начинают играть спектакль уже на крыше, а не на праскении. Здесь же появляется первый занавес. Это просто кусок холста. Его держат рабы на вытянутых руках, стоя на краю скены. Перед началом спектакля они отпускают полотно и оно падает вниз. (рождение падающего занавеса) Этот тип занавеса сохранится очень надолго. только народные зрелища будут применять занавески. В театре эпохи Возрождения падающий занавес делал Рафаэль в ученом театре. Рафаэль расписывал такие картонки жесткие и на краю сцены был желоб. И этот занавес падал вниз в него. Когда спектакль заканчивался он так же поднимался вверх. Потом придумают, как это крепить, чтоб он поднимался над сценой. Как появляется занавес, мы сразу имеем дело со зрелищем. В эллинистическом театре пропадает хор - один из главных элементов обряда.

21.15 Вторым важным элементом обряда является маска. Если есть маска и хор это обряд. Если их нет-это зрелище. В эллинистическом театре вместо маски грим. Менандр называет свои пьесы – комедии. Но они похожи на драмы. Там появляются характеры, там появляется жизненный сюжет. До 50 годов 20 века считалось что от Менандра ничего не сохранилось. Но в 59 году в Каире на рынке нашли удивительным образом сохранившуюся его комедию «Брюзга».В заглавие вынесена черта характера. Это пьеса про человека с противным характером. Все его не любили. Однажды он полез за мотыгой и свалился в колодец…

studfiles.net