Колыбельные древней руси. Лучшие славянские колыбельные песни для малышей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История детской колыбели. Чудо из глубины веков. Колыбельные древней руси


Колыбельные песни

Баю-баю, баиньки, Спи, сыночек маленький. Пусть тебе приснится сон, Самым добрым будет он. Спи, мой мальчик маленький, Мой цветочек аленький. (Лапоногова М.) Баю, баю, бай Спи, мой мальчик, засыпай. Спи скорей, усни дружок Выйдет солнце на лужок. Будет ярко нам светить, Будут гнезда птицы вить. Много света и тепла Принесет во сне весна. Баю-бай, баю-бай, Моя кукла засыпай. Пусть моей красавице Ее сны понравятся. Пусть приснится ей лиса, Ведь в лесу она краса. Пусть приснится зайка, Зайка-побегайка. Спи, усни, моё дитя, Черноглазая краса. (Пчелкина Р.)
Спи, усни мой голубок! На полях лежит снежок. Всю он травушку закрыл И цветочек завалил. Скоро солнышко взойдет И все снова зацветет! Ты за зиму подрастешь И гулять с мамой пойдешь.Ночь пришла, Ночь пришла, Все вокруг затихло. Звери спят, птицы спят Взрослые и дети. Все темно, все темно, Ничего не слышно. Ночь наступит Надо спать ложится. Песенку пою, Баю-баюшки, баю. (Хашинова Т.)Наступает ночка. Ты устала, дочка. Ножки бегали с утра Глазкам спать давно пора. Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко! Крепкий сон тебя возьми, Пусть во сне увидишь ты Маму, папу и цветы! (Будылкина Н.Ф.)
Баю, баюшки, баю Баю девочку мою Баю сладенькую И хорошенькую Баю маленькую Распрегоженькую. Смотрит заинька в окно На дворе давно темно Спи мой сладенький, усни Долгий сон к себе мани. Баю, баю, баю – бай Поскорее засыпай. (Седнева Т.Н.)Баю –баю, баю – баю! Нашу дочку я качаю. Спи, девчушка, засыпай! Баю –баю, баю – бай! Спят игрушки и зверушки, И жучки и паучки. Тишина стоит кругом, Давай, доченька, уснем! (Тетеркина С.А.)Баю, баю, баиньки Прискакали заиньки. Песню запевали, Ванечку качали. Баю, баю, баиньки Засыпай наш маленький. Подрастешь немножко, Поскачешь по дорожке. (Скокова В.И.)
Баю-баюшки, баю, Сыну песенку спою, Как мой милый будет спать, Буду я его качать. Ты, мой милый, дорогой, Быстро глазоньки закрой. А закроешь, сон придет, Свою сказку принесет.

В ней и заинька живет. Он морковку там грызет. А лисичка любит петь И на елочку глядеть. Вот уж ночка на дворе. Спит собачка в конуре. Спят и птички, и волчок. Ляг скорее на бочок. Баю - баюшки, баю, Сыну песенку спою. Как мой милый будет спать. Буду я его качать. (Гавриш Д.)

Ой, люлень, да люлень По горам идет олень. На рогах он дрему носит В каждый дом её заносит. В люльку дрему он кладет, Тихо песенку поет. Соловей поет в лесочке, Ай лю, лю, ей лю, лю. Пусть притихнут все листочки Баюшки, баю. Спи, сынок, мой голубочек, Устилает землю снегом Словно серебром. Видишь: собралися сказки За твоим окном. Вот и поезд дальний едет. В нем игрушки спят. И пекут ватрушки мамы Для своих ребят. Спи, сыночек, мой прекрасный, Баюшки, баю. Пусть приходит к тебе дрема В колыбель твою. Баю-баюшки- баю Баю, деточку мою. Спи, сыночек, засыпай, Мирно глазки закрывай. В колыбельку уложу, Складну песенку сложу. Складну песенку сложу, Дрему в гости приглашу. Дрема по дому брела, К колыбельке подошла. К колыбельке подошла Тихо песню завела. Баю-баюшки-баю Не ложися на краю, А ложись ты в серединку На пуховую перинку. Баю-баюшки-баю, Баю деточку мою, Спи глазочек, спи другой Спи, сыночек, дорогой. (Макеева Г.)
Спят игрушки в уголке, Спят на полке сказки. И моя дочурка спит, Закрывайтесь глазки! Ты играла целый день. Ты устала очень. Поскорее засыпай, И спокойной ночи! Завтра будет новый день, Снова, как награда! Баю, баю, баю, бай, Спи моя отрада!

Люли — люли — люленьки! Где вы, где вы, гуленьки? Прилетайте На кровать, Начинайте Ворковать. Люли — люли — люленьки, Прилетели гуленьки! Сели в изголовьице… Спи-ка на здоровьице!

Баю-бай,котенок мой Спи, усни, ребенок мой… Вот тебе под спинку — Мягкую перинку Сверху на перинку-чистую простынку. Вот тебе под ушки -белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху… Баю-бай,котенок мой, Спи-усни,ребенок мой!

skazka-dubki.ru

Колыбельные Руси

Кроме того что колыбельные являются прекрасным снотворным, они еще способны оказать огромное влияние на развитие человека, на его память, языковое чутье, красноречие. Ученые считают, что те, кто засыпал под колыбельные, в жизни более успешны. О чем же пелось в русских колыбельных?

О сереньком волчке

Помните, «придет серенький волчок и укусит за бочок»? Волк во все времена был олицетворением жестокости и коварства, но одновременно являлся символом мужества и отваги. Однако в этой песенке речь идет вовсе не о звере, а о древнем священном предмете, который символизировал вечный круговорот жизни и постоянство мира в этой неустанно движущейся жизни. Позднее этот предмет стал детской игрушкой – «волчком», за вращением которого можно следить часами. Его размеренный и тихий «танец» подобен успокаивающему ритму колыбельной, которая несет магическое умиротворение. Кстати, хорошо петь колыбельные мог не каждый. На Руси даже была пословица: «Не всякий байкать умеет». Маленькие девочки лет с 6–7 начинали обучаться этому искусству, выступая в роли нянек у младших братьев и сестер.

Котики

Кот, пожалуй, главный персонаж детских колыбельных. И это не случайно. В сознании народа кошка олицетворяла огненную стихию, иначе – душу. Во многих народных поверьях она представала как созерцатель того, что не дано увидеть человеку. Например, именно кошки, по мнению наших предков, общались с домовыми и всячески наставляли их на добрый путь, не давали шалить и вредить хозяевам.

Кошка была способна не только общаться с духами, но и изгонять их, если нужно. Отсюда и хорошо известная примета о необходимости пускать в новый дом кота, который до появления хозяев должен изгнать из дома различную нечисть. Животных ценили и за их умение уничтожать грызунов, которые постоянно угрожали запасам зерна. Опустошение амбара приводило к одному из самых страшных испытаний – голоду. Кошку, кстати, сажали и в новую колыбель, перед тем как опустить в нее младенца. Вот в такие «дезинфекционные свойства» животного верили наши предки.

Прилетели гуленьки

Голуби – еще один частый гость русских колыбельных. Птица всегда считалась символом странствующей души, которая, несмотря ни на что, обязательно возвращается обратно. В одном голубь схож с кошкой. Оба они умеют издавать удивительно умиротворенные звуки – воркование и мурлыканье, звуки, которые рождаются словно где-то в глубине души, сливаются с колыбельной песней и доходят до самого Господа – в это, по крайней мере, очень хотелось верить нашим предкам.

Благополучная жизнь

Ряд колыбельных повествовали о достатке и изобилии, несли пожелание будущей счастливой жизни ребенку. Конечно, ведь благим пожеланиям так легко сбываться во сне. Зачастую в таких песенках рисовалась в кратком виде вся жизнь пока еще крошечного человечка. Появлялась здесь и атрибутика, которая всегда была священна для русского человека – хлеб, каши, пряники, калачи, блины, а также зерно, которое символизировало воскресение. «Похороненное» в земле, оно давало росток – начало новой жизни.

Добрая Дрема и Злой Бука

Эти существа присутствовали в жизни малыша с самых ранних времен. Рогатое существо Бука, готовое унести ребенка за непослушание в мир злых духов, упоминалось в колыбельных, но весьма своеобразно – его посылали, например, в сарай или поручали выполнять какую-то работу. При этом мать всегда выступала защитником дитятки от Буки. Способы защиты были просты и понятны ребенку – веник в маминых руках мог творить чудеса.

Такие колыбельные скорее призывали отгонять невидимых существ в отличие от тех, которые привлекали добрую сущность – покровительницу Дрему. Интересно, что чуть позже загадочный Бука был заменен заморской птицей – попугаем, который способен был, видимо, нагнать не меньший ужас на ребенка, чем рогатый дух.

Пожелание смерти

Встречаются среди колыбельных и очень необычные песни, которые современному человеку кажутся кощунственными и ужасными. В них ребенку желают смерти или во всех красках описывают малышу, как его будут хоронить. Чтобы сегодня успокоить нервы, следует вспомнить, что наши предки совсем иначе относились к смерти – для них она была делом привычным. «Даст Бог, будем живы, а даст Бог, помрем», – так они рассуждали. Зная о том, что Смерть приходит туда, где ее меньше всего ждут, мать пыталась обмануть Старуху – ведь туда, где о ней постоянно говорят, она приходить повременит. Пожелание смерти здесь является способом отогнать или обмануть Смерть.

Маленькое путешествие

Колыбельные являлись не только способом убаюкать малыша, но и прекрасным вариантом рассказать ему о мире, которого он пока не видел. Отсюда часто в русских колыбельных появляется мотив путешествия, а также упоминание стихий – ветра, дождика. Часто песня имела кольцевую структуру. Ветер начинал путешествие от порога родной избы, пролетал по всему миру и возвращался в люльку к малышу. К тому же ветер связывает землю и небеса, и он способен в этом случае донести песню-молитву до Бога. Нередко ветер выступал в образе няньки, которая помогает укачивать младенца. И это неудивительно – под завывание ветра и метели за окном рядом с теплой печкой так сладко спать.

subscribe.ru

История детской колыбели. Чудо из глубины веков — Славянская культура

История детской колыбели. Чудо из глубины веков

Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

История детской колыбели. Чудо из глубины веков

В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.

Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.

У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.

Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.

Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.

Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:

полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.

К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.

У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.

Только в полете растет человек.

Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на березе», что значит в подвешенной люльке.

Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.

Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.

Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребенок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения.

Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка.

У некоторых народов колыбелька подвешивалась на очеп — деревянную довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая береза.

Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:

у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.

К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.

Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.

Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.

Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.

В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Короб ставился на высокие ножки — полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, ее лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище, она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Малышу открывался более широкий обзор. Относительно источника света, окна или лампы, качалку поворачивали ежедневно по горизонтали, чтобы у ребенка не развилось косоглазие.

Подвешивание колыбели

Недостатком «ваньки-встаньки» была нетранспортабельность: в поле или лес ее с собой не возьмешь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь. Эта идея съемной части сохранилась и в наши дни.

С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве:

• Для спокойного сна чада в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».

• На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.

• У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звезды.

• В ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.

• Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.

• Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — березу.

• Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:

o Клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»

o Выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай на сон-упокой».

o Бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу. А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»

• Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.

• Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперед.

• Не следовало колыбельку с ребенком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребенка на своего детеныша.

Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет. В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях.

Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:

наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Завершить статью позвольте прекрасными строками Марины Цветаевой:

Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук. Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене. Дети — это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей, Мерный голос сказки о царе Салтане, О русалках-сестрах сказочных морей. Дети — это отдых, миг покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, Дети — это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ!

Берегите и лелейте Ваших детей и будьте счастливы!

Похожие статьи:

Фольклористика → Колыбельная песня

Музыка → Пелагея - Тропы (2010)

Славянский быт → Значение колыбельной песни. Оберег на всю жизнь

Традиции → Колыбельная песня это оберег для ребёнка

Поэзия → Колыбельная

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Русские народные колыбельные песни читать онлайн

Содержание:

Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баю

Маю милую, Лю-лю

В няньки я к себе взяла

Ветра, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под горой;

После Ветер трех ночей,

Вернулся к матушке своей.

Ветра спрашивала мать:

"Где изволил пропадать?

Волны на море гонял?

Золоты звезды считал?"

"Я на море вол не гонял,

Золотых звездне считал

Малых деточек улюлю-ки-вал"

Укачаю, укладу

Ай, кач-кач-кач

Спи-ка деточка не плачь

Ты ка детонька не плачь

Я куплю тебе калач

Спи-ка детка, да не реви

Я куплю-ка тебе три

Да лю лю лю лю лю лю

Спать укладываю

Приговариваю

Буду с доченькой водится

Детка меня не боится

Принесу воды напится

Лю лю лю лю лю лю

Ой лю лю лю лю лю лю

Укачаю да укладу...

Сама по воду уйду

На канаву на реку

На канавушке -реке утки плавают в воде

Да лю лю лю лю лю

Спать укладываю

лю лю лю лю

Спать укаладываю.

Старик Бабай

Баю-баю-баю-бай

Приходи старик Бабай.

Приходи старик Бабай,

Коням сена не давай.

Кони села не едет,

все на Ванечку глядят,

Ваня спит по ночам

и растет по часам

Баю-баю-баю-бай

Не ходи к Ване Бабай.

Танечка, баю

Танечка, баю бай бай

Не ложись на самый край

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток

Ай баю бай бай

Кусток затрясется,

Таня засмеется.

Баю - Баюшки - Баю

Баю, баюшки, баю,

Баю Оленьку мою.

Приди котик ночевать,

Мою детоньку качать.

Прибаюкивать-примяукивать.

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю

Как у котика-кота

Колыбелька хороша;

У моей ли у Оленьки

Что получше-то его.

Баю, баюньки, баю

Баю Оленьку мою

У кота ли, у кота

И перинушка мягка;

У дитятки моей

Есть помягче его

Баю, баюшки, баю

Баю детоньку мою.

У кота, у кота

Изголовье высоко;

У моей ли Оленьки

Что повыше-то его.

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю,

А то с краю упадешь

И головку расшибешь.

У кота ли, у кота

Одеялице тепло;

У моей ли Оленьки

Соболиное лежит.

Баю,баюшки, баю

Баю Оленьку мою.

Летел Голубь

Летел голубь, летел сизой

Со голубицею,

Шел удалой молодец

С красной девицею.

Что не сизенькой голубчик —

Добрый молодец идет,

Что не сизая голубка —

Красна девица-душа.

Позади идут товарищи,

Высматривают,

Что й высматривают, да,

Выговаривают:

— Как бы эта голубица

У голубя жила,

Если б эта красна девица

За мною пожила!

Кладу голубя на ручку,

Не тешится,

Переложу на другу,

Не ластится.

Изошел голубь домой,

Полетай, голубь, домой,

Полетай, голубь, домой, да,

Ко голубушке своей.

Сизый голубь сворковал,

Голубушку целовал,

Голубушка сворковала,

Голубчика целовала.

Баю- баюшки- баю живет барин на краю

Баю- баюшки- баю

Живет барин на краю

Он не беден, не богат

У него много ребят

У него много ребят

Все по лавочкам сидят

Все по лавочкам сидят

Кашку с маслицем едят

Кашку с маслицем едят

Пирожочки с творожком

Пирожочки с творожком

Пышки с кислым молочком

Спи высыпайся,

вставай не ломайся

Уж ты вырастешь большой

Ты по ягодки пойдешь

Ты по ягодки пойдешь

Много ягод наберешь

Баю баюшки баю прилети птичка с леску

Баю баюшки баю

Прилети птичка с леску

Прилети птичка с леску

Принеси тебе сумку

Принеси тебе сумку

Со всего тёмно леску

Со всего тёмно леску

На всю тёмну ноченьку

На всю тёмну ноченьку

Тебе светлый денёк

Уж ты спи камешком

Станешь лёгким перышком

Бай- бай- бай- бай

Бай- бай- бай- бай

Сон да дремота

По новым сеням брела

По новым сеням брела

Да и к дочке забрела

Да и к дочке забрела

Где у дочки в колыбель

На высоком терему

В шитом браном пологу

Дочка вырастет большая

Будет грамоте учить

Будешь грамоте учить

Будешь золото носить

Будешь золото носить

Будешь в серебре ходить

Будешь в серебре ходить

Будешь нянечек дарить

Бай- бай- бай- бай

Бай- бай- бай- бай

Баю- баю- баюшки

Баю доченьку мою

Баю доченьку мою

Баю миленькую

Приди котик ночевать

Мою доченьку качать

Мою доченьку качать

Качать прибаукивать

Как у котика- кота

Колыбелька хороша

У моей у доченьки

Что получше его

Как у котика- кота

И перинушка мягка

У моей у доченьки

Вот пуховая лежит

Как у котеньки- кота

Изголовье высоко.

У моей у доченьки

Что повыше его

У кота у котика

Одеяльце теплое

У моей у доченьки

Соболиное лежит

Баю, баюшки, баю

Баю доченьку мою.

Бай- бай- бай- бай

Бай- бай- бай- бай.

Ты собачка не лай

Мою детку не буди

Ой коти- коти- коти

В головах та калачи

В головах та калачи

В ручках прянички

В ручках прянички

В ножках яблочки

По бокам конфеточки

Золотые веточки

Бай- бай- бай- бай

Бай- бай- бай- бай

Котя- Котя- Коток

Котя, котя, коток,

Котя серенький лобок,

Иди котик ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу,

Дам кувшин молока,

Дам конец пирога.

Дам я криночку щей,

Пирогов, дам кисель

Дам я папоньки в обе лапоньки

Как у нашего кота

Есть на сердце доброта

Иди котик ночевать

Колыбеленку качать

У кота ли у кота

Колыбелька хороша

А у Мишеньки мого

Есть получше того

Ох ты котенька коток

Котя беленький хвосток

Не ходи ты по домам

Чужих деток не качай

Бай- бай, кач- кач

Даст отец тебе калач

Баю- баю, качи

На улице калачи

Баю- баю, кач- кач

Принесем тебе калач

Матери да сайку,

Дочери - китайку

Стану я тебя качать

В балалаечку играть

Баю- баю- баю

Баю детоньку мою

Баю- баю-

Качу да за волосы схвачу

Уж ты кота кота наш

Приди детку покачай

Уж как я тебе коту

За работу заплачу

Уш ты ешь, не кроши

Больше, котик, не проси.

www.tikitoki.ru

Лучшие славянские колыбельные песни для малышей, слова и тексты, слушать онлайн

Много ли мы знаем о культуре и фольклоре древних славян? Немного сказок из детства, несколько народных песенок, услышанные краем уха прибаутки и пословицы – вот, пожалуй, и всё, что современный взрослый человек сможет вспомнить о традиции своих предков.

Между тем, устная славянская традиция уходит своими корнями в самое начало VI-VII веков, а некоторые из мотивов – и гораздо раньше. Особое значение в ней занимают народные песни, в том числе и славянские колыбельные для детей и взрослых.

Особенности текстов славянских колыбельных песен

В прошлом песням придавали совсем иной смысл, чем сейчас. Песня была не просто развлечением, а неотъемлемой и важной частью жизни. Песней усмиряли боль, отвлекали внимание, решали проблемы и усмиряли нравы. Именно поэтому исконно славянские песни немного похожи на заклинания – они не просто поются, они создают целый завораживающий мир.

Колыбельные песни также имели огромное значение в жизни наших предков. Они входили в ритуал пестования – целой серии действий и слов, которые помогали детям вырасти добрыми, сильными, любознательными и здоровыми. Существовали песни для любого возраста, и каждая из них несла в себе особенный смысл.

Так, например, славянские колыбельные для малышей состояли из постоянно повторяющихся и очень простых образов. Тексты песен были призваны успокоить ребёнка, дать почувствовать, что он в безопасности. Слушая мелодичные слова, ребёнок быстро успокаивался и засыпал, поскольку ритм таких колыбельных был ему знаком: он напоминал ритм биения сердца или раскачивания колыбели.

Славянские колыбельные рассказывали о мире вокруг, знакомили ребёнка с базовыми ценностями его культуры и способствовали формированию мировоззрения. Подробнее об этом важном аспекте вы можете прочитать в нашей статье Роль фольклора и колыбельных песен в создании и развитии детской картины мира.

К сожалению, многие из народных песен дошли до наших времён в видоизменённом или неполном виде. На нашем сайте мы постарались собрать наиболее красивые и исторически правильные версии традиционных колыбельных.

Столетия показали: сила колыбельных песен работает в независимости от того, верите вы в них или нет. Вы сами в этом убедитесь, если послушаете перед сном наиболее популярные и любимые колыбельные в исполнении певицы и автора проекта «Колыбельные для всей семьи» Наталии Фаустовой. 

 

dreamsong.ru

Русские народные колыбельные (старинные песни XIX века) |FOLKLORA.RU

russkie-narodnye-kolybelnye-starinnye-pesni
"Колыбель с ребенком". Художник Антон Пик
В этой статье представлены русские народные колыбельные (старинные песни из сборника XIX века). Тексты колыбельных взяты из книги П. А. Бессонова "Детские песни" (Москва, тип. Бахметева, 1868 г.).

***

     Приди, котик, ночевать, Мою милую качать: Ужа как я тебе, коту, За работу заплачу.      Вы коты, коты, коты, Коты - серые хвосты: Собиралися, Любовалися.      У кота ли, у кота, Кота серенького, Кота серенького, Лапки маленькие.      Лапки маленькие, Глазки серенькие.      У мого́ ли у дитяти Ли́чко беленькое: Глазки серенькие, Ручки беленькие.

***

     Баю, баюшки, баю.

Баю милую дитю:

Мое милое дитя 

Накричалося вопя. 

     Ты спи-усни,

Угомон тебя возьми:

Сон да дремá

Моей милой в головá. 

     Ты спи по ночам

И расти по часам:

Вырастешь большой, 

Будешь в золоте ходить.

     Будешь в золоте ходить, 

Чисто серебро дарить:

Своим нянюшкам,

Своим мамушкам.

     А сестрицам своим,

Всем по ленточкам:

И по ленточкам,

Да по платьицам. 

***

     Баю, баюшки, баю,Баю милую дитю:Ты спи-почивай, Глаз своих не раскрывай.     Баю, баюшки, баю,Бай хорошую мою:Ты спи-усни,Угомон тебя возьми.     Баю, баюшки, баю,Бай красавицу мою:Сон да дремáМоей милой в головá.

***

     Вырастешь большой, 

Будешь в золоте ходить:

Будешь в золоте ходить, 

Чи́сто сéребро носить.

     Чи́сто сéребро носить, 

Златом-сéребром дарить. 

***

     У кота ли, у кота

Колыбелька хороша:

У могó ли у дитяти 

Есть получше его.

     Приди, котик, ночевать,

Мою Талю* покачать:

Покачати дитю,

Прибаюкивати. 

     Серенькой коток,

Приди в гости ночевать:

Приди в гости ночевать,

Мою милую качать.

     Уж как я тебе, коту, 

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да конец пирога.

     Уж ты ешь, не кроши,

Больше котик, не проси. 

(*Таля - имя ребенка)

     У кота ли, у кота

Колыбелька золотá:

У дитяти моего 

Его покраше его.

     У кота ли, у кота

Периночка пуховá:

У мого ли у дитяти

Да помягче его.

     У кота ли, у кота

Изголóвья высокá:

У дитяти у могó

Да повыше его.

     У кота ли, у кота

Одеяльца хорошá:

У дитяти моего

Есть получше его.

     У кота ли, у кота

Занавесочка чистá:

У мого ли у дитяти

Есть почище его. 

     Есть почище его. 

Да покраше его.

***

     Лю́ли, лю́люшки, люли́, Прилетели к нам гули́: Гу́ли гу́люшки Сели к люлюшке.      Они стали ворковать, Мою дитятку качать: Мою милу величать, Прибаюкивать.      Они стали говорить: "Чем нам милую кормить? "Чем нам милую кормить, "Чем нам милую поить?"      Кормить папкою, Поить мамкою; Кормить его пирожком, Поить его молочком.

***

     Мое мило дитяБогородица дала:Спи с ангелами,Со архангелами!

Это были русские народные колыбельные (старинные песни из сборника XIX века).

Источник текстов: книга П. А. Бессонова "Детские песни" (Москва, тип. Бахметева, 1868 г.).

www.folklora.ru

Русские народные колыбельные

Ай, качи, качи, качи,Прилетели к нам грачи, Прилетели, поглядели,На ворота наши сели.Ворота-то скрип, скрип,А Николка спит, спит.А-а-а-а-а-а-а-а,А Николка спит, спит.

А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить. Сладко спи, ребенок мой, Глазки поскорей закрой Баю-баю, птенчик спать! Будет мать тебя качать, Папа сон оберегать.

Баю - баюшки - баю,Не ложися на краю.Придет серенький волчок,Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочокИ потащит во лесок,Под ракитовый кусток.К нам, волчок, не ходи,Нашу Машу не буди.

 

Другой вариант окончания:

"Там птички поют

Тебе спать не дадут"

Баюшки-баюшки,Скакали горностаюшки.Прискакали к колыбелиИ на Сашу поглядели.

И сказал горностай:«Поскорее подрастай!Я к себе тебя снесу,Покажу тебе в лесу

И волчонка, и зайчонка,И в болоте лягушонка,И на елке кукушонка,И под елкою лису».

Уж ты, котинька-коток,Уж ты, серенький бочок,Приди, котя, ночевать,Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кувшин молокаДа кусок пирога.

 

Шубку кунью я куплю

И сапожки закажу

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

Уж как сон ходил по лавкеДрема по полу брелаДрема по полу брелаК Маше нашей забрела

К ней в кроватку забрела,На подушку прилегла.На подушку прилегла,Машу ручкой обняла.

Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.

Темна ноченька не спится,Моя Танечка боится.Баю-баю, баю-бай,Ты собачка не лай.

Баю-баюшки-бай-бай!Поди, бука, под сарай,

Поди, бука, под сарай,Мого Ваню не пугай.

Я за веником схожу,Тебя, бука, прогоню.Поди, бука, куда хошь,Мого Ваню не тревожь!

Баю-баюшки-баю! Во лазоревом краю Солнце село, Скрылось прочь, День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах, Звезды ходят в небесах, И дудит им во рожок Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет, Складно песню напевает, Да негромкая она, Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке В синей сини над селом... А для нашего сыночка Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем Под припевочку свою: В ней начало: "Баю-баю!" А конец: "Баю-баю!"

Баю-баю, Варенька!

Стало тихо в спаленке,

Спят в кармане варежки,

Спят за дверью валенки.

 

Позднее уж времечко,

Варенька-вареничек!

Улеглись игрушки спать,

Кто на стул, кто на кровать.

 

Только мишка не лежит,

Мишка Варю сторожит.

Посмотрел в окно медведь

На звезду Медведицу.

 

Вот мне туда слетать,

Вот бы мне ее достать!

Ходит Сон у окон,

Ходит Дрёма возле дома.

И глядят, и глядят,

Все ли, все ли дети спят.

 

Ходит Сон по лавочке

В шёлковой рубашечке.

А Сониха по другой,

Сарафанец голубой.

 

***

 

Вот и люди спят,Вот и звери спят.Белочки на ёлочках,Медвежатки в норочках.

Птички спят на веточках,Лисоньки на горочках.Заиньки на травушке,Утки на муравушке.

Птенчики по гнёздышкам,Деточки по люлечкам.Они спят, они спят,Всему миру спать велят...

 

Баиньки, баиньки,Спи, покуда маленький.

Будет время - подрастешь,На работу пойдешь,

 

Станешь лес рубить,Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,Избу чинить батюшке.

 

Станешь всем помогать,Будет некогда поспать!

 

А вы зайцы-заюшки

А и где вы бегали

А и где вы прыгали

А и что вы делали

 

А мы бегали в лесу

Били волка по носу

Запрягали комара

Спи, сестренка, спать пора!

Люли, люли, люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

 

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели в изголовьице -

Спи-ка на здоровьице.

 

Стали гули ворковать -

Стала доча (стал сыночек) засыпать.

www.u-mama.ru


Смотрите также