Колесницы древнего египта. Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое "колесничий" и какова его роль в жизни древних народов? Колесницы древнего египта


Что такое "колесничий" и какова его роль в жизни древних народов?

Сейчас немногие знают о том, что такое "колесничий". Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного, ведь и самих колесниц практически не осталось. Однако в былые времена дела обстояли совсем иначе. Тогда колесничий был незаменимой частью как мирной, так и военной жизни многих государств.

Итак, что такое "колесничий"? Когда они впервые появились и в чем особенность этой древней военной профессии?

что такое колесничий

Значение слова "колесничий"

Начать следует с того, что в 3-м тысячелетии до нашей эры шумеры изобрели первое колесо. Именно это открытие позволило им создать первую в мире повозку, предназначенную для транспортировки грузов и людей. С ростом популярности этого изобретения появилась потребность и в специалистах, умеющих строить и управлять ими. Их-то и называли колесничими.

Вскоре военные тактики поняли, что колесницу можно использовать не только в мирных целях, но и на поле боя. Поэтому вскоре после открытия колеса у шумеров появились и их первые боевые повозки. Управляли ими двое колесничих: один следил за конями, а второй бросал в противников копья или дротики.

Сила Древнего Египта

Что такое "колесничий" и какова его роль в сражениях, хорошо понимали египтяне. Согласно историческим летописям, именно их войска содержали наибольшее количество боевых повозок. Так 2,5 тыс. лет назад произошла битва при Кадеше, в которой участвовало порядка 7 тыс. колесниц.

Несмотря на всю силу такого вооружения, их вскоре убрали из регулярных войск. Причиной тому были высокие затраты на постройку повозок. Куда проще было использовать обычную кавалерию, не обремененную лишним весом.

значение слова колесничий

Что такое "колесничий" в Древнем Риме

Римские войска также пытались использовать эти машины в своих военных походах. Однако их ожидало большое разочарование, заставившее отказаться от этой затеи. В отличие от шумерских и египетских земель, где сражения проходили на ровной поверхности, римляне воевали по большей части на смешанном рельефе. А это мешало маневренности повозки и сводило на нет все боевое преимущество.

Однако несмотря на это колесницы часто использовались в стенах самого Рима. Помимо основного транспорта для передвижения, их довольно часто использовали на играх в Колизее. В связи с этим римским колесничим мог быть как простой извозчик, так и матерый гладиатор.

fb.ru

НБАО | Exodus case

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше

Следующая страница

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

49.1. Боевые колесницы египетской армии

На вооружении у египетской армии были боевые колесницы, которые использовались в погоне за израильтянами: «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх.14:6,7).

Историк Иосиф Флавий упоминает то же количество колесниц, а также 50 тыс. солдат, сопровождавших их, и 200 тыс. пехотинцев (JA 2/15:3).

Боевые колесницы предназначались для сражений, где требовалась быстрота передвижения. Их экипаж, как правило, состоял из двух солдат: один управлял колесницей, другой - сражался мечом или стрелял из лука. Колесницы были лёгкими; корзины, где размещались солдаты, изготавливались из дерева и кожи. К деревянному днищу повозки крепилась ось. Дышло на две лошади также фиксировалось под полом колесницы. К весу солдат следует добавить их оружие, доспехи, щиты и прочее снаряжение. Изображения египетских боевых колесниц часто встречаются в древних рисунках. Некоторые примеры показаны на рис.367–370.

367.jpg 368.jpg

Рис.367, 368

369.jpg 370.jpg

Рис.369, 370

Изображения древнеегипетских боевых колесниц можно увидеть на многочисленных фресках и рисунках, лишь несколько находок было сделано в царских гробницах.

371.jpg

Рис.371

Колесница, найденная в гробнице фараона.

372.jpg

Рис.372

Колесничные колёса имели различный дизайн. На снимке: пример колеса от лёгкой колесницы, предназначенной, очевидно, для церемониальных целей.

На рис.371 показана церемониальная колесница Тутанхамона, найденная в его гробнице. Конструкция её колеса видна на рис.372. Несмотря на то, что она меньшего размера, нежели боевые колесницы египтян, её можно рассматривать как образец. Важно понимать, что все повозки, обнаруженные в гробницах фараонов, предназначались для различных церемоний. В качестве сравнения можно привести пример открытой кареты королевы Великобритании Елизаветы II - она схожа с повозками, использовавшимися англичанами в Первой мировой войне, только экипировка её экипажа была более тяжёлой.

373.jpg

Рис.373

Колёса с 8 и 4 спицами времён Тутмоса IV.

374.jpg

Рис.374

Колпаки ступицы колёс более тяжёлых колесниц (по сравнению с рис.372).

Совершенно очевидно, что колесницы состояли из тщательно продуманных частей. Вероятнее всего, боевые повозки были более крепкими и простыми по своей конструкции. Они содержали металлические детали, например бронзовые колпаки ступицы колеса колесницы, принадлежавшей Тутмосу IV (рис.374), которые сохранились до наших дней. На рис.373, где показан её вид сбоку, хорошо видны колёса с восемью и четырьмя спицами. На некоторых египетских барельефах изображена технология производства колёс и показаны примеры колёс с четырьмя спицами.

Помимо боевых колесниц, в египетской армии в большом количестве должны были быть крепкие транспортные повозки с провиантом и различным полевым оборудованием (например, палатками). Их колёса, вероятнее всего, были хотя бы частично покрыты бронзой, чтобы выдержать давление груза и вес самих повозок.

Жрецы также принимали участие в военных кампаниях, но они чаще всего двигались позади всей армии. Их задачей был не бой, но поддерживание боевого духа в солдатах и обеспечение «прикрытия» со стороны богов. Есть все основания полагать, что колесницы духовенства исполняли символические функции и своим внешним видом отражали силу и покровительство богов.

В библейском тексте указывается, что когда воды моря сомкнулись, вся армия Египта была уничтожена. Можно ли сегодня обнаружить останки египетских колесниц на дне Красного моря у Нувейбы, которая, согласно рабочей гипотезе нашей книги, являлась отправной точкой для перехода через Акабский залив?

375.jpg

376.jpg

Рис.375, 376

377.jpg 378.jpg

Рис.377, 378

Примеры разных вариантов египетских боевых колесниц. Фото справа является фрагментом египетской денежной купюры.

49.2. Колёса на морском дне

Важно помнить, что дно в исследуемом участке было чистым. Кораллы, которые можно обнаружить повсюду в Красном море, прикрепляются к подводным объектам, так как не могут расти на песке. Поэтому, принимая во внимание, что дно на месте пересечения моря было чистым, имеющиеся в обилии кораллы должны были прикрепиться к опустившимся на дно останкам египетской армии.

Проблема заключается в трудности идентификации объектов, обросших кораллами, которые могли соединиться с другими коралловыми наростами. Особенностью кораллов является уничтожение ими органических материалов: всё, что остается от последних - лишь форма, отдалённо напоминающая исходный объект. Дополнительные трудности создают большая глубина и сильные течения.

Имеются основания полагать, что более лёгкие объекты были унесены течениями, создаваемыми приливами и отливами, по обоим краям подводного моста во впадины (их глубина достигает 1900 м; без специального оборудования, подобного тому, которое применялось, например, при изучении «Титаника», исследовать их невозможно).

380.jpg 381.jpg 382.jpg

Рис.380, 381, 382

Это позолоченное колесо было найдено на дне Красного моря. Будучи занесённым донными осадками, оно не обросло кораллами (за исключением одной небольшой ветви). Нет сомнений, что этот объект – колесо с четырьмя спицами. Все его части легко различимы, его диаметр составляет приблизительно 1 м.

Наиболее легко распознаваемыми структурами являются колёса. Кораллы не растут на илистых отложениях, поэтому колесо с золотым покрытием (рис.380-382) хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м. Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы (рис.371, 372). Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в гробницах фараонов.

Позолоченное колесо на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.

Это позолоченное колесо уникально в нескольких отношениях:

1. Это первое древнее колесо, найденное не в погребальном помещении.

2. Это первое колесо, покрытое золотом.

3. Его конструкция отличается от дизайна колёс, обнаруженных в гробницах (усиленный обод, более крепкие спицы, колпак ступицы также имеет некоторые отличия от колпаков, используемых в церемониальных колесницах). С другой стороны, это колесо схоже с колёсами, изображёнными в древнеегипетских рисунках.

4. Единственной причиной, по которой колесо могло оказаться на дне Красного моря, является несчастный случай или катастрофа. Довольно трудно логичное объяснение, как колесница оказалась вдали от берега и опустилась на дно. К тому же украшенная золотом повозка представляла большую материальную ценность и свидетельствовала о благосостоянии её владельца.

5. Очертания колеса легко различимы, благодаря тому, что оно было занесено илом и донными осадками и не обросло кораллами.

Само колесо очень хрупкое - его деревянная основа по большей части сгнила. О существовании колесниц, украшенных золотом, стало известно из древних надписей и рисунков. В одной из них (посвящённой Тутмосу III, 18-я династия) многократно упоминаются золотые колесницы (50).

379.jpg

Рис.379

Верхний рисунок – колесо, найденное на дне Красного моря; далее – колесо с рисунка ~1430 г. до н.э.; рисунок снизу – вариант колеса, изображённый на древней фреске (18-я династия).

На рис.379 показаны изображения колёс египетских боевых колесниц (~1430 г. до н.э.), приведённых в качестве иллюстрации в современной книге о военном искусстве (51). Их можно сравнить с позолоченным колесом на рис.380–382. Внизу рис.379 показана сцена изготовления колёс с четырьмя спицами (18-я династия), схожих с находкой на дне Акабского залива (52).

Во время правления 18-й династии Египет был могущественной державой с сильной армией, на вооружении которой было много колесниц как египетского производства, так и захваченных в качестве трофеев. К примеру, в одной из битв египтяне захватили 2041 коня (51), что подразумевает и определённое количество трофейных колесниц.

В библейском тексте (Исх.14:6,7) указывается, что для погони за израильтянами, помимо всех имеющихся колесниц (вероятно, трофейных, и вследствие этого, скорее всего, самого различного дизайна), египтяне воспользовались «600 отборными колесницами» (возможно, речь шла о лучших боевых колесницах, управляемых солдатами из элитных войск).

387.jpg 388.jpg

Рис.387, 388

Это колесо покрыто кораллами. В его центральной части выступает ступица, от которой в разных направлениях расходятся спицы (всего восемь). Круглая форма объекта также хорошо различима. Часть колеса (снизу) отсутствует.

На рис.387 показано ещё одно деревянное колесо. Он покрыто коралловыми наростами. На снимке можно различить круглую симметричную структуру, спицы и вертикально стоящую ступицу. На следующем рисунке (рис.388) показана фотография образования, на которую было наложено изображение с восстановленными очертаниями колеса c восемью спицами.

383a.jpg

Из-за сложности исследований на большой глубине невозможно представить большое количество находок.

383.jpg 384.jpg

Рис.383, 384

На снимке показаны два колеса, соединённых осью.

На рис.383 представлено необычное коралловое образование, которое, вероятно, скрывает под собой пару колёс и ось, стоящую вертикально. Здесь также видны объекты круглой формы и сохранившаяся ось колесницы. Обратите внимание на то, что ось и колесо расположены под прямым углом по отношению друг ко другу. На рис.384 показано, как могла выглядеть эта пара колес, опустившаяся на дно залива.

385.jpg 386.jpg

Рис.385, 386

Два колеса с шестью спицами (окрашены в розовый цвет) в груде объектов, о которых речь пойдёт позже. Обратите внимание на сходство колеса справа с колесом на рисунке, сделанном до того, как на морском дне были обнаружены описываемые объекты. В основе иллюстрации на рис.386 лежит общее представление художника о конструкции египетских колёс.

На рис.385 также видны два колеса. Они являются частью груды объектов, речь о которых пойдёт в следующих главах нашей книги. Эти колёса (на снимке они были окрашены в другой цвет, чтобы вы могли их рассмотреть) находятся в вертикальном положении или опираются на упомянутую груду объектов. Правое колесо имеет шесть спиц. Обратите внимание на его общее сходство с колесом на рисунке рядом (рис.386), который был сделан до того, как оно было обнаружено.

393.jpg

Рис.393

Объект полностью обросший кораллами. В его необычных формах угадываются очертания колесницы, круглая структура, похожая на колесо, и ось, стоящая вертикально. На её конце видны останки спицы и часть ступицы.

Объект на рис.393, вероятнее всего, является боевой или транспортной колесницей, лежащей на боку. В задней её части виден предмет круглой формы, который вполне мог быть колесом. В передней части колесницы выступает вертикальная ось с останками, предположительно, спицы и частью ступицы. Большое образование между ними очень напоминает колесницу.

Колесо - объект характерной правильной формы, являвшийся важной частью боевой колесницы. Он упоминается в Библии, в частности в эпизоде, когда по воле Господа колёса египетских колесниц отваливаются от повозок, что вносит панику в ряды преследователей (Исх.14:24,25). На подводном мосту в Акабском заливе было обнаружено множество отдельно лежащих колёс.

Колёса, показанные на рис.380–388 и рис.393, находятся близ западного берега залива на подводном мосту. Другими словами, они могли принадлежать колесницам, двигавшимся сзади египетского войска. Колёса, фотоснимки которых показаны на рис.389–392 и рис.394–404, были обнаружены на восточной стороне моста и могли быть частью колесниц авангарда армии египтян.

389.jpg 390.jpg

Рис.389, 390

Это колесо лежит на морском дне в горизонтальном положении. Оно сохранилось хуже, чем колесо с рис.387. Объект имеет круглую форму; в его центре видна ступица; он занесён донным мусором. Это колесо имело шесть спиц.

На рис.389 показано колесо, лежащее на дне Красного моря. Отчётливо видны его симметричная круглая форма, шесть спиц, а также место, куда входила ступица (в центре колеса). Рядом, на рис.390, показаны схематически восстановленные очертания объекта.

391.jpg 392.jpg

Рис.391, 392

Ось, некогда соединявшая два колеса, сломана. Часть оси торчит из колеса, лежащего плашмя. Хорошо различим обод, спицы сильно пострадали от коралловых наростов.

На рис.391 и 392 показаны снимки ещё одной пары колес. Ось, некогда соединявшая их, сломалась и теперь выступает из колеса, лежащего на дне горизонтально. Хорошо видны внешние и внутренние поверхности его обода. Второе колесо стоит вертикально; часть оси выступает из него под прямым углом.

399.jpg 400.jpg

Рис.399, 400

Морское дно на исследуемом участке чистое и ровное. На такой поверхности легко разглядеть объект, напоминающий перевёрнутую транспортную колесницу, оси которой оказались, таким образом сверху. Останки колёс разбросаны вокруг. У предмета справа, похожего на колесо, можно рассмотреть одну из спиц.

Объект, похожий на транспортную колесницу (рис.399, 400), лежит отдельно от других предметов на своём плоском днище. Рядом с ним находятся, предположительно, останки четырёх колёс. Все они поросли кораллами, однако в их очертаниях угадываются правильные формы ободов колёс.

397.jpg 398.jpg

Рис.397, 398

Данный объект, полностью поросший кораллами, очевидно, является каркасом транспортной колесницы. В нём имеются структуры с прямыми углами и образования, похожие на доски. Поперёк объекта лежит колёсная ось. Обратите внимание на объект, занесённый песком (см. увеличение на рис.396).

396.jpg

Рис.396

Вероятнее всего, это человеческий череп, оказавшийся под более крупным объектом (см. рис.397). Видна лишь верхняя часть черепа. Если имеется остальная часть скелета, то, возможно, она лежит под объектом, описанном в комментарии к рис.397.

В центре фотографии на рис.397, 398 (снимок сделан у восточного побережья залива) виден необычный объект. Это мог быть каркас транспортной повозки, под центральной частью днища которого проходит колёсная ось. Следует снова отметить прямые углы между частями объекта, изготовленного, очевидно, из дерева, покрывшегося кораллами. Судя по его виду, отдельные элементы корпуса колесницы (возможно, её борта) были сделаны из досок. В нижнем левом углу снимка (рис.396) виден объект, являющийся, вероятно, человеческим черепом. Он частично занесён илистыми осадками и лежит возле угла колесницы. Его видно сверху, с той позиции, на которой находился фотограф. Остальная часть тела, оказалась прижатой к дну останками колесницы.

394.jpg 395.jpg

Рис.394, 395

Участок дна, где полностью отсутствуют кораллы – кроме объекта, в котором угадываются прямые углы, предметы, похожие на колёса и т.д. Вероятно, перед нами – большое скопление объектов искусственного происхождения.

На рис.394 и 395 видно образование, которое также трудно назвать объектом естественного происхождения, так как он отличается от обычных донных структур. Возможно, это нижняя часть боевой колесницы. Это может быть колёсная ось с прикреплёнными к ней объектами. Напротив того, что могло являться корпусом колесницы, под слоем осадков находятся останки, имеющие правильные формы (несвойственные для кораллов). Очевидно - это части колёс с четырьмя спицами.

401.jpg 402.jpg

Рис.401, 402

Как и в остальных случаях, на чистом дне виден странный объект, похожий на перевёрнутую колесницу, на которой различимы ось и колеса. Под ними – корпус колесницы. Эта находка примечательна тем, что на одном из её боков виден объект, напоминающий колчан (для лука и стрел). Вероятно, это была лёгкая боевая колесница. На её колёсах – по четыре спицы. Благодаря слою кораллов, каждый объект кажется несколько толще, чем на самом деле.

На рис.401 и 402 показаны уже ставшие типичными для этого участка находки. На ровной поверхности морского дна был обнаружен объект необычной формы. Несмотря на то, что он покрыт кораллами, в его очертаниях можно рассмотреть структуры искусственного происхождения. Вероятно, это перевёрнутая боевая колесница, рядом с которой лежит колчан стрел. Под ней виднеется объект, похожий на ось с останками колеса (в данном случае - колеса с четырьмя спицами). Перед колесницей видны останки, вероятно, ещё двух колес; одно из них покрыто кораллами, но даже несмотря на это, отчётливо просматриваются круглые очертания. Другое колесо занесено донными осадками, из под них проступают хорошо различимые спицы, угол между которыми составляет 90о, иными словами, перед нами - колесо с четырьмя спицами.

403.jpg 404.jpg

Рис.403, 404

На чистом дне обнаружены объекты, лежащие близко друг к другу. Возможно, это останки колесницы. Обратите внимание на правильные формы её днища. Оглобля, соединявшая колесницу с конной упряжкой, немного изогнута. Круглый, похожий на трубку предмет, является связующим элементом корпуса колесницы и оглобли. Судя по его положению, колесница находится в перевёрнутом положении, её днище почти полностью разрушилось.

Другая находка (рис.403) похожа на объект с рис.401. Вновь на чистом ровном дне залива была обнаружена группа останков, вероятнее всего, являющихся практически полностью сохранившейся боевой колесницей, стоящей на колёсах. На её крыше лежит предмет, предположительно представляющий собой ось от другой колесницы или иной объект, который трудно идентифицировать. Вокруг колесницы лежат (либо стоят прямо) останки нескольких колёс.

Большинство кораллов в этой и некоторых других областях были мёртвыми. Причиной тому могли быть облака частиц, прибывающих со стороны побережья после сильного дождя. Возможно, этот тип эрозии создал подводный мост поперёк Акабского залива. Частицы и материал эрозии - угроза всем коралловым рифам.

Итак, на исследованном участке морского дна было обнаружено большое количество останков искусственного происхождения. Иногда они с трудом поддавались идентификации, но в отдельных случаях их отличие от окружающих объектов было очевидным (идеально круглая или квадратная форма, расположение различных частей под прямым углом и т. п.), что свидетельствовало о том, что они имеют искусственное происхождение (останки колесниц, колёс, упряжь и т.д.). В отдельных случаях идентификация находок была настолько определённой, что можно было с уверенностью сказать: «Это колесо». Примеры подобных объектов приведены в рассмотренных ранее рис.380–382.

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

nbad.narod.ru

Супероружие древнего мира: история колесниц.

Археологи Е Лоуренс и Леонард Вулли перед плитой хеттов на раскопках в Кархемише близ Алеппо, до начала Первой мировой войны. На плите изображён лучник на колеснице. 
Стандарт Ура, XXVI века до нашей эры. Нижняя панель показывает колесницы в действии. 
Кибела в колеснице со львами (справа). Выше бог Солнца и небесные объекты. Ай Ханум, Бактрия (Афганистан), 2 г. до н.э.
Сцена из Ашурбанипала (668-627 гг. до н.э.), взятие эламского города Hamaru. Ассирийская колесница с возницей и лучником, которых защищают щитами воины. Ассирийский рельеф из Ниневии, алебастр, около 650 г. до нашей эры.
Рамзес II в битве при Кадес едет на колеснице (рельеф в Абу-Симбел). 
Битва на колесницах, Каркемиш, IX век до нашей эры; базальтовый рельеф.
Колесницы часто ассоциируются с древней египетской цивилизацией. Их использовали в качестве оружия во время Нового царства. Многие считают колесницу супероружием древнего мира.

Некоторые полагают, что колесницы были созданы во время вторжения гиксосов (хотя нет никаких фактических доказательств в поддержку этой гипотезы). История колесницы, однако, началась за тысячу лет до её появления в древнем Египте. Нужно отправиться на запад Египта, чтобы обнаружить её древние корни.

В 1927-1928 гг. британский археолог Леонард Вулли проводил раскопки королевского кладбища Ура, расположенного на территории современного Ирака. Он обнаружил артефакт, известный сегодня как королевский стандарт Ура (третье тысячелетие до нашей эры). На одной стороне этого артефакта изображена месопотамская военная машина, похожая на четырёхколесную повозку, которую тянут четыре осла.

Художник даже показал, как используется это оружие, изобразив его в различных состояниях движения. Ослы сначала идут, потом бегут, а затем скачут. Для уточнения, что это было оружие войны, художник добавил растоптанных врагов под колесницей.

Это одно из самых ранних известных изображений колесницы, хотя она сильно отличается от тех, которые использовались египтянами. Помимо того, было четыре, а не два колеса, другое отличие в том, что колеса месопотамских колесниц были сплошными, а не со спицами. В некотором смысле это можно рассматривать как протоколесницу.

Принято считать, что конструкция колеса была в дальнейшем усовершенствована на Ближнем Востоке, колесница стала такой, с какой мы больше знакомы сегодня. Изображение колесницы можно видеть, например, на анатолийских печатях второго тысячелетия до нашей эры.

В отличие от своих месопотамских предшественников, эти колесницы имеют колёса с четырьмя спицами. Авторы археологического исследования предположили, что этот этап развития колесниц проходил в более ранние времена в степях Евразии. Раскопки курганов культуры Синташта-Петровка дали объекты, напоминающие части колесницы.

В то время как сама колесница сгнила и превратилась в пыль, нижние части колёс оставили отпечатки на земляном полу погребальной камеры. Некоторые части колесницы сохранились. Археологи отметили, что эта колесница, возможно, была использована не в военных походах, а в ритуальных гонках, которые были обычной арийской практикой.

Колесница была больше, чем просто эффективной машиной для убийства. В IX веке до нашей эры колесницы использовались в составе ударных войск ассирийцев. Позже колесницы на поле боя заменила более эффективная кавалерия. Тем не менее колесницы ещё сохранились у ассирийцев. Вместо военных кампаний их использовали в различных церемониях.

На рельефе, украшающем зал во дворце Ашурбанипала в Ниневии, изображён царь на колеснице (увенчанный зонтом) во время депортации врагов. Другой рельеф из дворца показывает, что колесницы также использовались ассирийцами во время охоты львов. В египетской гробнице Амарна есть рельеф, на котором изображён фараон Эхнатон и его жена Нефертити, едущие на колеснице.

Другие фараоны, однако, использовали колесницы во время войны. Самым известным, возможно, является Рамсес II. В битве при Кадес, и у египтян, и их врагов хеттов, были колесницы. Колесницы египтян, однако, сильно отличались от колесниц хеттов. Египетские колесницы были легче и быстрее.

Египетские колесницы использовались в основном для защиты пехоты, и территории Египта и Ханаана не подходили для развёртывания тяжёлых колесниц. Египетские колесницы использовались в качестве мобильных платформ для ведения огня.

Воины на колеснице были вооружены луками и стрелами, а также несколькими короткими копьями, они обрушивали на врага град стрел. Кроме того, колесницы также идеально подходили для того, чтобы догонять и поражать бегущего противника.

Большинство людей знают об использовании колесниц в древности на Ближнем Востоке, меньше известно о том, что колесницы были и в других древних государствах. Об этом мы расскажем в следующей статье.

tainoe.info

Меч и щит солдата: Боевые колесницы Древнего мира

Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что древние шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы. Возможно и так, ибо создавать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось только во II тысячелетии до нашей эры. Позже египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 сантиметров и весом до 500 килограммов.

Со временем повозки совершенствовались. Так появились грузовые и боевые колесницы, которые появились и в других странах. Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также по тому, что их части и детали назывались одинаково, центр происхождения, вероятно, у них один.

Технология постройки колесниц постоянно развивалась. Если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились метатели дротиков или лучники, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков. Они и сами по себе являлись грозным оружием.

О том, какое значение в Древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, можно судить по многим фактам. Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Однако береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, а значит, материал этот доставлялся издалека. В те времена решить такую проблему было нелегко.

Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит, где было найдено около пятисот колесниц. Рельеф острова Крит гористый, и на колесницах там ездить почти невозможно, поэтому немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли "на экспорт".

Так это или нет, но появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений - они решали судьбы целых государств! Прекрасное и точное описание боевых действий на колесницах можно найти у Гомера. Но началась боевая слава колесниц в Египте и Хеттском царстве, некогда расположенном в Малой Азии. Оба царства постоянно воевали друг с другом и не менее регулярно совершенствовали свои войска. Разумеется, совершенствовались и колесницы. Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решающем сражении. И оно произошло по одним данным в 1312, по другим - в 1296 году до новой эры.

К тому времени и египтяне, и хетты усовершенствовали колесницы, которые сыграли решающую роль в этой битве, происшедшей у города Кадеш, который находился на территории теперешней Сирии. Считается, что битва при Кадеше - первая в истории битва, ход которой можно четко проследить по подробным описаниям личного летописца египетского фараона Рамсеса И. Едва ли, конечно, это описание объективно, но все-таки оно дает некое представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.

Количество воинов в обеих армиях было одинаковое - примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное - колесницы. Их было много; у хеттов -две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы Объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. Почти метровые колеса у боевых колесниц имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и - что очень важно - увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса. Лошадьми управлял возница - уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода - только они имели право сражаться не в лешем строю. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда такая колесница врывалась в расположение врага, она скашивала живую силу противника как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, а знаменитый маневр "гнев фараона" производил страшное опустошение в рядах врагов. Суть "гнева" состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, резко развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга. Хеттские колесницы слыли более мощными - на них стояло по три человека: кроме возницы еще и щитоносец, прикрывавший и возницу, и воина, который был обычно копейщиком. И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. Но всегда имелась третья - запасная.

Рамсес II покинул Египет с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога - Амон, Ра, Пта и Сет. То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко их дезинформировали, но, приблизившись к Кадету, Рамсес II и не подозревал, что находится совсем близко от противника. К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рамсеса II, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамсес II едва уцелел и спасся лишь благодаря личной охране и собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова фараона: "Со мной были Победа у Фив и Бодрость духа, мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда остался совершенно один среди множества врагов..."

Однако и хетты допустили ошибку. Они посчитали, что египтяне полностью разгромлены, и занялись грабежом покинутого египетского лагеря. Тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, спасающийся бегством Рамсес II повернул обратно, и теперь уже египтяне обрушились на потерявших бдительность хеттов.

Не будем сейчас утверждать, кто именно победил в этом сражении. Рамсес II полагал, что победил он, хеттский владыка Муваталлис был уверен, что именно он разгромил египтян. Историки же считают, что битва при Кадеше окончилась "вничью". Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но самое главное, что в этом деле сегодня нас интересует - роль колесниц, которая оказалась решающей. Хотя, конечно, без лошадей ни о какой роли колесниц говорить бы не пришлось. Недаром и египтяне, и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду...

Колесницы продолжали совершенствоваться: уже не две, а четыре и даже шесть лошадей везли боевые повозки, уже не один-два, а четыре человека находились на них, и колесницы из "легких танков" древности превратились в "тяжелые"... А персы сделали колесницы серпоносными!

Исходя из свидетельств древних, можно полагать, что вооруженные серпами колесницы появились между 479 и 401 годом до н.э. в персидской Ахеменидской империи. Серпоносная упряжка по своим задачам сильно отличалась от своих предшественников - простых невооруженных колесниц. Последние обычно сражались между собой перед столкновением пехоты, поддерживали ее фланги, преследовали врага после схватки и в гораздо меньшей степени выполняли функцию фронтальной атаки на пехоту противника, в основном, когда у врагов не было своих колесниц или они уже были выбиты с поля боя. Упряжки же с серпами - это оружие исключительно для лобовой атаки строя врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего. Главная задача серпоносных колесниц состояла в разрушении сплоченного строя пехоты.

В течение V века до н.э. постоянными противниками персов были греки. Именно эллины имели стойкую тяжеловооруженную пехоту, которую безуспешно атаковали своими наскоками персидские всадники в первой половине V века до н.э., в основном конные лунники. В то же время именно у греков почти отсутствовали или неэффективно использовались метатели, способные отразить атаку колесниц и, следовательно, фаланга гоплитов представляла удобную мишень для нападения упряжек. Но самое главное состоит в том, что именно эллины понимали значение строя в сражении. Вот эту сплоченность и должна была уничтожить колесница с серпами. Кроме того, во всех известных исторических случаях серпоносные квадриги Ахеменидов применялись конкретно против греческой, а позднее и против македонской фаланги.

В случае с серпоносными колесницами нужно было создать совершенно новый род войск, бойцы в котором должны были обладать смелостью самоубийцы, чтобы лететь в упряжках прямо на ряды врага, часто даже без поддержки атаки своих всадников.

Впервые о применении серпоносных колесниц можно прочитать у Ксенофонта, где речь шла о битве при Кунаксе между армией претендента на ахеменидский престол Кира Младшего и его братом царем Артаксерксом II. Интересно, что отведенную им роль в битве колесницы Артаксеркса II не выполнили. Греческие фалангисты сумели испугать лошадей ударами копий о щиты, и атака захлебнулась. Зато по подробным описаниям Ксенофонта можно представить себе конструкцию серпоносной колесницы рубежа V-IV веков до н.э.

Квадрига имела большие колеса, вертящиеся вокруг оси, длина которой должна быть примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу длиной около 90 сантиметров. Еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кабины. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница, одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и высоким воротом, голову его защищал шлем. Других воинов в кузове не было. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Лошади некоторых упряжек прикрывались бронзовыми налобниками, месяцевидными нагрудниками и пластинчатыми защитными попонами.

Следующий по хронологии случай применения серпоносных квадриг, зафиксированный в источниках, - бой при Даскелиоке (395 год до н.э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемешавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю. Примечательно, что этот бой - один из немногих случаев успешного действия серпоносных колесниц. Это объясняется тем, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые прикрывали возниц.

Из сражений, в которых принимали участие серпоносные квадриги, лучше всего освещена источниками битва при Гавгамелах, происшедшая 1 октября 331 года до н.э. между армиями Александра Македонского и Дария III, последнего персидского царя из династии Ахеменидов, Персы специально выбрали поле для битвы, где они могли развернуть свои многочисленные войска. Более того, почва была специально выровнена для действия колесниц и конницы, а на флангах были высыпаны колючки - трибулы для нейтрализации македонской конницы - главной ударной силы армии Александра. И все же это не помогло - Дарий потерпел сокрушительное поражение. Хотя персидские серпоносные колесницы действовали на левом фланге македонян довольно успешно.

К концу ахеменидской эпохи произошли изменения в вооружении колесниц. Отказались от нижних (под кузовом) серпов; однако вооружение усилилось путем прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на конце ярма, и путем, приделывания к концу оси спускающегося книзу лезвия, расположенного ниже горизонтального серпа.

Последний раз серпоносные колесницы применялись в битве при Зеле в 47 году до н.э. Сын знаменитого Митридата VI, Фарнак II, поставленный Помпеем царем Бос-пора, воспользовался гражданской войной в Риме, захватил Малую Армению, а затем, разбив при Никополе цезарианского правителя Азии Домиция Кальвина, еще и Понт, ставший к этому времени римской провинцией. Видимо, здесь он набрал часть армии, используя старую, отцовскую, систему комплектования, и, возможно, употребив старые царские арсеналы.

Тем временем Гай Юлий Цезарь, окончив Александрийскую войну, пришел в Малую Азию, собрал местные силы и встретился с врагом Рима около города Зела. На рассвете 2 августа 47 года до н.э. Фарнак II вывел войска из лагеря и повел их через равнину на римлян, которые разбивали лагерь на возвышенности. Цезарь не предполагал, что противник нападет на него в столь невыгодных для азиатов условиях, и продолжал свои фортификационные работы, выставив перед валом заградительную линию войск. Однако Фарнак II совершенно неожиданно повел свои отряды на холм, где стояли римляне, которые спешно и в суматохе стали выстраивать легионы. На это еще не построенное войско Фарнак II и бросил колесницы, которые были засыпаны множеством метательных снарядов. Легионеры, отбросив квадриги, столкнули с холма и пехоту врага. В итоге войско Фарнака II бежало. Именно об этой победе Цезарь сообщит сенату всего лишь тремя словами: "Пришел, увидел, победил".

От битвы при Кунаксе (401 год до н.э.) до битвы при Зеле (47 год до н.э.) - вот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован и сохранившихся источниках. Очевидно, что именно эти колесницы как боевое оружие имели существенные недостатки, преодолеть которые было невозможно. Например, для них особенно нужна была ровная местность. Впрочем, специальное выравнивание почвы упоминается лишь перед битвой при Гавгамелах, место для которой планировалось заранее.

Древним был хорошо известен психологический эффект колесничной атаки. Очевидно, как раз этим впечатлением были навеяны описания кровавых ран, производимых серпами - ведь обычно потери от атаки квадриг были небольшими.

septus.blogspot.com

Как сражались танки в древности

  1. Военные тайны
  2. Фото: Как Сципион победил ГаннибалаКак и Наполеон, Ганнибал окончил свою полководческую деятельность тяжелым военным поражением, но это обстоятельство не затмило его великих достижений в военном деле. Его недолгое противостояние с молодым римским полководцем Публием Корнелием Сципионом во время второй Пунической войны (218-201 годы до н.э.)…
  3. Фото: КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?(По материалам В. Артемова и М. Магомедова.) Считается, что поход киевского князя Святослава против хазарского каганата в 965-967 годах закончился полным разгромом Хазарии. Но так ли это? На заре Средневековья у Руси врагов было немало - авары, варяги, печенеги, половцы... Но…
  1. Военные тайны
  2. Фото: Как Сципион победил ГаннибалаКак и Наполеон, Ганнибал окончил свою полководческую деятельность тяжелым военным поражением, но это обстоятельство не затмило его великих достижений в военном деле. Его недолгое противостояние с молодым римским полководцем Публием Корнелием Сципионом во время второй Пунической войны (218-201 годы до н.э.)…
  3. Фото: КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?(По материалам В. Артемова и М. Магомедова.) Считается, что поход киевского князя Святослава против хазарского каганата в 965-967 годах закончился полным разгромом Хазарии. Но так ли это? На заре Средневековья у Руси врагов было немало - авары, варяги, печенеги, половцы... Но…
  4. Великий ученый древности Архимед, живший за два столетия до Рождества Христова, до сих пор восхищает мир своей мудростью и прозорливостью. Греческий ученый, которому принадлежит знаменитое восклицание "Эврика!", открывший основополагающие законы физики, построивший небесный глобус для астрономических наблюдений, впервые измеривший диаметр Солнца…
  5. Фото: ОПЕРАЦИЯ "Вопрос о нефти... и других осветительных веществах чересчур близок интересам России". Так писал великий русский ученый Д.И. Менделеев. И это не преувеличение, ибо особую стратегическую роль нефтепродуктов наглядно доказывают почти все крупные войны прошедшего XX столетия. Что касается кавказской нефти, то…
  6. Фото: ПРОРЫВ ЛИНИИ БАР ЛЕВА(По материалам Д. Миллера.) Шестидневная война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией и Иорданией с другой произошла в июне 1967 года. Она закончилась серьезным поражением арабских стран. Они потеряли большую территорию, включая Западный берег реки Иордан, сектор Газа и…
  7. Фото: ОХОТА ЗА КРАСНЫМ ВОЖДЕМ(По материалам В. Рощупкина, А. Колпакиди и Е. Прудниковой.) Гитлеровская и другие разведки разрабатывали планы по покушению на Сталина, полагая, что устранение Верховного Главнокомандующего нанесет Советскому Союзу серьезный политический ущерб и повлияет на ход войны. Всевластному "красному вождю" в военное время…
  8. По мере приближения линии фронта к западным областям УССР УПА уже не ограничивала свою деятельность сбором разведданных о Красной армии, передачей их немецкой военной разведке, охраной коммуникаций от нападений партизан, действовавших в тылу противника, и содействием оккупантам в нейтрализации советских десантных…
  9. В XVI веке испанская и французская абсолютные монархии боролись за господство в Европе. С особой силой их соперничество проявилось в Италии, где борьба за раздел страны носила весьма ожесточенный характер. В этой борьбе приняли участие римский папа, Венеция, Швейцария, Англия и…
  10. Во время Второй мировой войны совершалось множество преступлений, не только на суше, но и на море, в том числе и подводниками. И не только германскими, которых прозвали "серыми волками". Однако многие из преступников не были привлечены к ответственности либо из-за отсутствия…
  11. (По материалам В. Смоленского.) Эта операция, проведенная британской военной разведкой, полностью спутала все планы германского командования и позволила войскам союзников избежать больших потерь во время боев на юге Европы. В 18.00 по английскому летнему времени 19 апреля 1943 года подводная лодка…
  12. (По материалам И. Дмитриева.) Поздно вечером 26 октября 1943 года в квартире резидента VI управления РСХА (внешняя разведка СД) в Анкаре оберштурмбаннфюрера Людвига Мойзиша, официально занимавшего должность секретаря посольства Германии в Турции, раздался телефонный звонок. Он снял трубку и услышал голос…
  13. (По материалам Г. Дудко.) 10 мая 1972 года, почти за год до окончания войны во Вьетнаме, американская авиация подвергла бомбардировке советский теплоход Дальневосточного пароходства "Гриша Акопян", стоявший под погрузкой во вьетнамском порту Камфа. Об этом в советской печати практически не упоминалось,…
  14. Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне? Сам троянский конь давно стал нарицательным понятием - наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого…
  15. Из мифов и легенд, а также из произведений многих древних авторов известно о воинственных женских племенах, живших по законам матриархата. Амазонки - женщины-воины! Вопрос об их реальном существовании до сих пор вызывает много споров у исследователей, а археологические находки дают новую…
  16. Считается, что слоны были приручены и впервые стали использоваться в военных целях в Индии. Случилось это давно, вероятно, в начале I тысячелетия до новой эры. С того момента род войск боевых слонов прочно удерживал ведущее место в армиях государств Индостана. Именно…

Как сражались танки в древности

Фото - Как сражались танки в древности«Как сражались танки в древности»

(По материалам А. Нефедкина и Ю. Дмитриева.)

Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что древние шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы. Возможно и так, ибо создавать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось только во II тысячелетии до нашей эры. Позже египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 сантиметров и весом до 500 килограммов.

Со временем повозки совершенствовались. Так появились грузовые и боевые колесницы, которые появились и в других странах. Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также по тому, что их части и детали назывались одинаково, центр происхождения, вероятно, у них один.

Технология постройки колесниц постоянно развивалась. Если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились метатели дротиков или лучники, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков. Они и сами по себе являлись грозным оружием.

О том, какое значение в Древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, можно судить по многим фактам.

Фото - Как сражались танки в древности «Как сражались танки в древности»

Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Однако береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, а значит, материал этот доставлялся издалека. В те времена решить такую проблему было нелегко.

Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит, где было найдено около пятисот колесниц. Рельеф острова Крит гористый, и на колесницах там ездить почти невозможно, поэтому немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли "на экспорт".

Так это или нет, но появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений - они решали судьбы целых государств!

Прекрасное и точное описание боевых действий на колесницах можно найти у Гомера. Но началась боевая слава колесниц в Египте и Хеттском царстве, некогда расположенном в Малой Азии.

Оба царства постоянно воевали друг с другом и не менее регулярно совершенствовали свои войска. Разумеется, совершенствовались и колесницы.

Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решающем сражении. И оно произошло по одним данным в 1312, по другим - в 1296 году до новой эры.

К тому времени и египтяне, и хетты усовершенствовали колесницы, которые сыграли решающую роль в этой битве, происшедшей у города Кадеш, который находился на территории теперешней Сирии.

Считается, что битва при Кадеше - первая в истории битва, ход которой можно четко проследить по подробным описаниям личного летописца египетского фараона Рамсеса II.

Фото - Как сражались танки в древности«Как сражались танки в древности»

Едва ли, конечно, это описание объективно, но все-таки оно дает некое представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.

Количество воинов в обеих армиях было одинаковое - примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное - колесницы. Их было много: у хеттов - две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. Почти метровые колеса у боевых колесниц имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и - что очень важно - увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса. Лошадьми управлял возница - уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода - только они имели право сражаться не в пешем строю. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда такая колесница врывалась в расположение врага, она скашивала живую силу противника как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, а знаменитый маневр "гнев фараона" производил страшное опустошение в рядах врагов. Суть "гнева" состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, резко развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.

Хеттские колесницы слыли более мощными - на них стояло по три человека: кроме возницы еще и щитоносец, прикрывавший и возницу, и воина, который был обычно копейщиком.

И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. Но всегда имелась третья - запасная.

Рамсес II покинул Египет с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога - Амон, Ра, Пта и Сет.

То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко их дезинформировали, но, приблизившись к Кадешу, Рамсес II и не подозревал, что находится совсем близко от противника.

Фото - Как сражались танки в древности«Как сражались танки в древности»

К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рамсеса II, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамсес II едва уцелел и спасся лишь благодаря личной охране и собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова фараона: "Со мной были Победа у Фив и Бодрость духа, мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда остался совершенно один среди множества врагов..."

Однако и хетты допустили ошибку. Они посчитали, что египтяне полностью разгромлены, и занялись грабежом покинутого египетского лагеря. Тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, спасающийся бегством Рамсес II повернул обратно, и теперь уже египтяне обрушились на потерявших бдительность хеттов.

Не будем сейчас утверждать, кто именно победил в этом сражении. Рамсес II полагал, что победил он, хеттский владыка Муваталлис был уверен, что именно он разгромил египтян. Историки же считают, что битва при Кадеше окончилась "вничью". Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но самое главное, что в этом деле сегодня нас интересует - роль колесниц, которая оказалась решающей. Хотя, конечно, без лошадей ни о какой роли колесниц говорить бы не пришлось. Недаром и египтяне, и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду...

Колесницы продолжали совершенствоваться: уже не две, а четыре и даже шесть лошадей везли боевые повозки, уже не один-два, а четыре человека находились на них, и колесницы из "легких танков" древности превратились в "тяжелые"...

Фото - Как сражались танки в древности«Как сражались танки в древности»

А персы сделали колесницы серпоносными!

Исходя из свидетельств древних, можно полагать, что вооруженные серпами колесницы появились между 479 и 401 годом до н.э. в персидской Ахеменидской империи.

Серпоносная упряжка по своим задачам сильно отличалась от своих предшественников - простых невооруженных колесниц. Последние обычно сражались между собой перед столкновением пехоты, поддерживали ее фланги, преследовали врага после схватки и в гораздо меньшей степени выполняли функцию фронтальной атаки на пехоту противника, в основном, когда у врагов не было своих колесниц или они уже были выбиты с поля боя. Упряжки же с серпами - это оружие исключительно для лобовой атаки строя врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего. Главная задача серпоносных колесниц состояла в разрушении сплоченного строя пехоты.

В течение V века до н.э. постоянными противниками персов были греки. Именно эллины имели стойкую тяжеловооруженную пехоту, которую безуспешно атаковали своими наскоками персидские всадники в первой половине V века до н.э., в основном конные лучники. В то же время именно у греков почти отсутствовали или неэффективно использовались метатели, способные отразить атаку колесниц и, следовательно, фаланга гоплитов представляла удобную мишень для нападения упряжек. Но самое главное состоит в том, что именно эллины понимали значение строя в сражении. Именно эту сплоченность и должна была уничтожить колесница с серпами. Кроме того, во всех известных исторических случаях серпоносные квадриги Ахеменидов применялись именно против греческой, а позднее и против македонской фаланги.

В случае с серпоносными колесницами нужно было создать совершенно новый род войск, бойцы в котором должны обладать смелостью самоубийцы, чтобы лететь в упряжках прямо на ряды врага, часто даже без поддержки атаки своих всадников.

Впервые о применении серпоносных колесниц можно прочитать у Ксенофонта, где речь шла о битве при Кунаксе между армией претендента на ахеменидский престол Кира Младшего и его братом царем Артаксерксом II.

Фото - Как сражались танки в древности«Как сражались танки в древности»

Интересно, что отведенную им роль в битве колесницы Артаксеркса II не выполнили. Греческие фалангисты сумели испугать лошадей ударами копий о щиты, и атака захлебнулась. Зато по подробным описаниям Ксенофонта можно представить себе конструкцию серпоносной колесницы рубежа V-IV веков до н.э.

Квадрига имела большие колеса, вертящиеся вокруг оси, длина которой должна быть примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу длиной около 90 сантиметров. Еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кабины. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница, одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и высоким воротом, голову его защищал шлем. Других воинов в кузове не было. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Лошади некоторых упряжек прикрывались бронзовыми налобниками, месяцевидными нагрудниками и пластинчатыми защитными попонами.

Следующий по хронологии случай применения серпоносных квадриг, зафиксированный в источниках, - бой при Даскелионе (395 год до н.э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемещавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю.

Фото - Как сражались танки в древности «Как сражались танки в древности»

Примечательно, что этот бой - один из немногих случаев успешного действия серпоносных колесниц. Это объясняется тем, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые прикрывали возниц.

Из сражений, в которых принимали участие серпоносные квадриги, лучше всего освещена источниками битва при Гавгамелах, происшедшая 1 октября 331 года до н.э. между армиями Александра Македонского и Дария III, последнего персидского царя из династии Ахеменидов. Персы специально выбрали поле для битвы, где они могли развернуть свои многочисленные войска. Более того, почва была специально выровнена для действия колесниц и конницы, а на флангах были высыпаны колючки - трибулы для нейтрализации македонской конницы - главной ударной силы армии Александра. И все же это не помогло - Дарий потерпел сокрушительное поражение. Хотя персидские серпоносные колесницы действовали на левом фланге македонян довольно успешно.

К концу ахеменидской эпохи произошли изменения в вооружении колесниц. Отказались от нижних (под кузовом) серпов; однако вооружение усилилось путем прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на конце ярма, и путем приделывания к концу оси спускающегося книзу лезвия, расположенного ниже горизонтального серпа.

Последний раз серпоносные колесницы применялись в битве при Зеле в 47 году до н.э. Сын знаменитого Митридата VI, Фарнак II, поставленный Помпеем царем Боспора, воспользовался гражданской войной в Риме, захватил Малую Армению, а затем, разбив при Никополе цезарианского правителя Азии Домиция Кальвина, еще и Понт, ставший к этому времени римской провинцией.

Фото - Как сражались танки в древности «Как сражались танки в древности»

Видимо, здесь он набрал часть армии, используя старую, отцовскую, систему комплектования, и, возможно, употребив старые царские арсеналы.

Тем временем Гай Юлий Цезарь, окончив Александрийскую войну, пришел в Малую Азию, собрал местные силы и встретился с врагом Рима около города Зела. На рассвете 2 августа 47 года до н.э. Фарнак II вывел войска из лагеря и повел их через равнину на римлян, которые разбивали лагерь на возвышенности. Цезарь не предполагал, что противник нападет на него в столь невыгодных для азиатов условиях, и продолжал свои фортификационные работы, выставив перед валом заградительную линию войск. Однако Фарнак II совершенно неожиданно повел свои отряды на холм, где стояли римляне, которые спешно и в суматохе стали выстраивать легионы. На это еще не построенное войско Фарнак II и бросил колесницы, которые были засыпаны множеством метательных снарядов. Легионеры, отбросив квадриги, столкнули с холма и пехоту врага. В итоге войско Фарнака II бежало. Именно об этой победе Цезарь сообщит сенату всего лишь тремя словами: "Пришел, увидел, победил".

От битвы при Кунаксе (401 год до н.э.) до битвы при Зеле (47 год до н.э.) - вот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован и сохранившихся источниках. Очевидно, что именно эти колесницы как боевое оружие имели существенные недостатки, преодолеть которые было невозможно. Например, для них особенно нужна была ровная местность. Впрочем, специальное выравнивание почвы упоминается лишь перед битвой при Гавгамелах, место для которой планировалось заранее.

Древним был хорошо известен психологический эффект колесничной атаки.

Очевидно, как раз этим впечатлением были навеяны описания кровавых ран, производимых серпами - ведь обычно потери от атаки квадриг были небольшими.

Таким образом, колесницы (и не только серпоносные), которые постепенно исчезли из боевых построений, можно назвать скорее "психологическим оружием", нежели "танками древности".

 

  1. Образование и справочные статьи — Военные тайны
  2. Фото: Как Сципион победил ГаннибалаКак и Наполеон, Ганнибал окончил свою полководческую деятельность тяжелым военным поражением, но это обстоятельство не затмило его великих достижений в военном деле. Его недолгое противостояние с молодым римским полководцем Публием Корнелием Сципионом во время второй Пунической войны (218-201 годы до н.э.)…
  3. Фото: КТО УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРИЮ?(По материалам В. Артемова и М. Магомедова.) Считается, что поход киевского князя Святослава против хазарского каганата в 965-967 годах закончился полным разгромом Хазарии. Но так ли это? На заре Средневековья у Руси врагов было немало - авары, варяги, печенеги, половцы... Но…

  Рейтинг — 6471, Статистика просмотров сегодня — 2

the100.ru

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

 

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.

По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.

  Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

Тяжелые ассирийские колесницы

Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.

Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным оружием.

В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.

К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.

Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.

Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья. 

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.

К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.

Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.

И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.

Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.

Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.

В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.

Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.

Первоисточники:http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2687http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F1%ED%E8%F6%E0

zema.su

Древние колесницы

     Когда-то много веков назад по мощенным камнем улицам и пыльным дорогам Греции мчались колесницы. Никто тогда и не подозревал, что быстрых коней сменит мощный мотор, а вожжи в руках трансформируются в удобный руль. Древним людям даже в самых райских грезах не мог представиться красавец шевроле круз. Каждому времени своя жизнь! На тот момент и колесница казалась быстрее ветра!      Колесницы использовались для ведения боевых действий многими армиями - Египта, Греции, Рима, Ассирии, Персии. Воины на этом уникальном транспортном средстве представляли собой мобильное ударное звено, которое сметало на своем пути все живое. Они шли впереди или действовали на флангах пехоты. Такие боевые звенья в один миг расстраивали ряды противника, благодаря чему следовавшая следом пехота просто добивала тех, кто успевал увернуться от колесницы. Прием жесткий, но эффективный. Как бы то ни было, о могуществе древнего войска судили именно по количеству используемых колесниц.      Известен факт, что в 1312 году до нашей эры в боях между египтянами и хеттами участвовало почти 2500 колесниц с каждой стороны. Такое сражение можно сравнить разве что с битвой танков под Прохоровкой на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. В древние же годы победили египтяне. Их колесницы оказались легче, а оружия и воинов на них было больше. Хеттские же колесницы были тяжеловесны, неуклюжи, потому их быстро выводили из строя.      В древние века использовалось немало разных видов подобной «техники» - двухколесные с упряжкой из одной или двух лошадей, четырехколесные с целой четверкой лошадей и прочие. Их кузов фиксировался на низких колесах, что придавало устойчивость конструкции. В передней части колесницы устанавливались перила. За них можно было держаться во время движения и привязывать вожжи. Задняя часть колесницы была полностью открыта, за счет этого воины могли лихо соскакивать или запрыгивать на нее на ходу.      На древнем Востоке колесница была распространена во многих странах. Она известна с начала III тысячелетия до н. э. по шумерским изображениям. Широкое развитие получила колесница в Хеттском государстве, в Египте, Северной Сирии, особенно прославленной была ассирийская колесница. Греция и Рим  заимствовали колесницу у народов древнего Востока. Можно проследить закономерности развития ее форм на протяжении многих веков и особенности конструкций в разных странах.      Ранние ассирийские колесницы, относящиеся ко времени до правления Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.), отличаются массивностью кузова, удлиненным щитом над дышлом колесницы, которое от низа кузова отходит почти под прямым углом и имеет резкий выгиб к ярму. Дугообразное дышло, характерное для шумерских колесниц, в ассирийских отсутствует. Колеса в ранний период имели шесть спиц.

 

 

ассирийская колесница

 

 

     Колесницы времени после правления Тиглатпаласара III (вторая половина VIII в. и VII в до н. э.) особенно хорошо представлены на рельефах Саргона, Синахериба и Ашурбанипала. Они отличались легкостью, щит над дышлом заменялся тягой, скреплявшей верхнюю часть дышла с кузовом. Колеса делались легче и имели восемь спиц. Ось находилась у самого задка кузова.      Сопоставления урартских колесниц с ассирийскими не оставляют сомнения в том, что урартские повторяли форму ассирийских второго периода и имели также легкий кузов, дышло без щита и в колесах преимущественно восемь спиц.      Персидская военная колесница имела более сложное устройство. У нее перила располагались со всех сторон, а к дышлу привязывались копья. Лошадь же была защищена специальным панцирем. Подобный жест был продиктован тем, что во время боя колесницы и воины на них нещадно обстреливались. Стрела, попавшая в лошадь, вызывала падение животного, потери равновесия воинов и опрокидывание колесницы. В таком ДТП несложно было сломать себе шею, так и не доехав до позиций врага. Кстати говоря, эффективным приемом борьбы с колесницами были рвы, которые специально выкапывались рабами в местах предполагаемого прохождения древней «техники».

 

 

персидская колесница

 

 

     Искусству управления боевыми колесницами египтяне научились у кочевников, нападавших на Египет из Ливии. Там же, на севере, были великолепные пастбища, оттуда вывозили коней в Египет. Египетская колесница была по тем временам грозным оружием и сохранялась на вооружении почти полторы тысячи лет. Эта небольшая двухколесная повозка, похожая на низенькую трибуну, запрягалась двумя конями. Вскакивали в нее сзади, и передняя стенка колесницы была своеобразным щитом для седоков (хотя, наверное, их нельзя так называть - в колесницах ездили стоя). Конями управлял возница, а бой вел воин, стоявший рядом с ним, иногда их было двое. Они кидали дротики и стреляли из луков.      Но не стрелы были самым страшным оружием конницы. К осям прикрепляли по две остро отточенных трехметровых бронзовых косы - они резали вражескую пехоту, как траву. Косы покороче приковывались к переднему дышлу и расчищали коням дорогу. Можно себе представить, какое впечатление производила египетская конница, когда она вылетала из-за песчаных барханов, со свистом разрезая воздух смертоносными косами, сметая врагов со своего пути.      В Египте появился первый "кавалерийский" устав, где были детально разработаны команды и приемы маневрирования колесницами. Особенно славился удар "гнев фараона", когда колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были развернуться и промчаться по рядам от фланга к флангу.

 

 

египетская колесница

 

 

     Сегодня археологи находят многочисленные захоронения, где помимо людей в гробницах вместе с ними покоятся и колесницы. Обычай хоронить мертвых вместе со средством передвижения известен с давних времен. Первые такие захоронения, относительно малочисленные, относятся к XIII в. до нашей эры и встречаются практически на всем протяжении континентальной Европы. Традиция более плотно входит в обиход жителей начиная с железного века. По берегам Рейна и Дуная встречаются многочисленные усыпальницы вождей и жрецов, похороненных вместе со своими колесницами. Простой люд хоронили, конечно же, без них. Захоронения вождей железного века встречаются в центральной Европе, а также во Франции. В них находят также многочисленные предметы утвари, сделанные из глины, украшения, оружие. Наиболее известные захоронения с колесницами найдены в Виксе и Хохдорфе.

 

 

 

 

 

Автор: Грибулина А.

 

 

 

 

 

www.historicus.ru


Смотрите также