Князь древняя русь. Князь и дружина в Древней Руси (стр. 2 из 8)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как князь Владимир Русь крестил. Князь древняя русь


Князь и дружина в Древней Руси

По этой же причине происходит усложнение организации союзов, племен – появление союза племен, объединение родственных племен и возникновение союза союзов. Каждой организации племен соответствует свой ранг вождя, причем из политического института вождя племенного союза и выходит княжеская власть.

В период первобытного строя «племенное» вече остается неизменным и решает большинство внутриполитических вопросов. На протяжении второй половины IX-X вв. органы политической власти получили свое развитие. По мнению И.Д. Грекова, вече в данный период перестает существовать,[24] с чем я не могу согласиться.

На протяжении второй половины IX-X вв. обозначенные свойства княжеской власти получили дальнейшее развитие. Прежде всего, это произошло по трем причинам: распад родоплеменного строя, призвание варягов в 862 г. и объединение Киевской и Новгородской земель Олегом в 882г. Создание единого государства потребовало от княжеской власти (вождя союза союзов Древнерусского государства) большей активности и самостоятельности, отчего и функции князя расширились. После захвата Киева Олег провел ряд походов. В результате под его власть подпали практически все племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, составлявших торговый «Путь из варяг в греки» - ядро Древнерусского государства. «В лето 6391 [883 г.]. Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань по черне куне. Влето 6392 [884 г.]. Иде Олег на северяне, и победи северяны, и възложи на нь дань легку, и не даст им козаром дани платити, рек: «Аз им противен, а вам не чему». В лето 6393 [885 г.]. Посла къ радимичем рька: «Кому дань даете?». Они же реша: «Козаром». И рече им Олег: «Не дайте козаром, но мне дайте». И въдаша Ольгови по щьлягу, яко же и козаром дяху. И бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а съ уличи и теверци имяше рать».[25] Тем самым было заложено основание межплеменного союза («союза союзов», или «суперсоюза») восточнославянских, а также ряда финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Восточной Европы. Признаком перехода к межплеменным объединениям Б.А. Рыбаков считает «полюдье».[26]

Бросается в глаза тот факт, что особую роль в формировании территории Древнерусского государства сыграли речные торговые пути. Действительно, трудно не заметить, что появление на экономической карте Восточной Европы новых купеческих маршрутов, прежде всего «из Варяг в Греки», современно завершению первого этапа объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Другим важным фактором, способствующим сплочению населения, входившего в «суперсоюз», была внешняя опасность. Северные земли постоянно жили под страхом очередного набега викингов. Южные земли не менее постоянно беспокоили кочевники, но главное – мощный Хазарский каганат, претендовавший, видимо, на контроль за южной частью «пути из варяг в греки». На востоке земли, колонизированные восточными славянами, граничили с вассальной Хазарии Волжской Булгарией. Кроме того, с помощью кочевников южных степей на земли Древней Руси пыталась оказывать давление и Византия.[27] Управление объединенными землями, насколько можно судить по отрывочным известиям источников, осуществлялось представителями («мужами»), «великими князьями» (возможно, это то же самое), сидевшими в крупных городах «под рукою» киевского князя. Первое упоминание таких представителей относится к 862 г. – пожалование Рюриком земель своих братьев: «По двою же лету [862 г.] Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ, и раздал мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Белоозеро».[28] Внешним показателем признания за киевским князем права на выполнение властных функций являлась регулярная выплата ему полюдья, своеобразного государственного налога, расходовавшегося на содержание «государственного аппарата» - князя и его дружины. С IX в. мы находим в летописи свидетельства о наделении «мужей» землями, хотя, скорее, имеется в виду лишь передача прав сбора дани. Но это нельзя воспринимать как передачу вотчины своему боярину, т.к. обложенные данью территории не входили в состав Русской земли, лежавшей в Среднем Поднепровье. Они вовлекались лишь в сферу внешнеполитического влияния Киева[29] и при каждом удобном случае пытались обрести свободу. Пример того – убийство князя Игоря древлянами в 6453 (945г.). «Рекоша дружина Игореви: «Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьемъ и порты, а мы нази. Поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примышляше къ первой дани, и насиляше им и мужи его. Возьемав дань, поиде въ град свой. Идущу же ему въспять, размыслив рече дружине своей: «Идете съ данью домови, а я возъврвщюся, похожю еще». Пусти дружину свою домови, съ малом же дружины возъвратися, желая больша именья. Слышавше же деревляне, яко опять идеть, сдумавше со княземъ своим Маломъ : «Аще ся въвадить волк в овце, то выносить все стадо, аще не убьють его; тако и се, аще не убьем его, то вся ны погубить». И послаша к нему, глаголюще: «Почто идеши опять? Поималъ еси всю дань». И не послуша их Игорь, и вышедше из града Изъкоростеня деревлене убиша Игоря и дружину его; бе бо их мало»[30] . Но вопрос о принадлежности таких земель к владениям княжеско-дружинной корпорации в исторической науке остается открытым. Поэтому говорить даже о раннем феодализме на Руси еще в X в., по мнению И.Я. Фроянова, безосновательно.[31]

Как и всякое государство, Киевская Русь использовала силу, чтобы добиться подчинения. Основной силовой структурой была княжеская дружина, развившаяся из группы воинов, окружавших племенного вождя времен военной демократии. Постепенно дружина превращается из вооруженного немногочисленного отряда – поддержки князя - в дружинный слой населения, основным контингентом которого после призвания варягов стал варяжский элемент. Но уже при Олеге варяжский элемент теряет свое прежнее значение. Так, в договоре с Византией 911 г. славяне клянутся Перуном и Велесом («Олга водивше на роту, и мужи его по Рускому закону кляшася оружьем своим и Перуном, богом своимъ, и Волосомъ, скотьемъ богомъ»).[32] Из-за чего можно сделать вывод: либо преобладающим становится славянский элемент, либо варяги настолько ославянились, что перестали считать себя пришлым населением.[33] Но, по мнению И.Д. Беляева, варяжский элемент теряет свое значение в конце X века[34] . Возможно, что численно в дружине преобладают славяне, но руководящие должности остаются за варягами – главными дружинниками, командовавшими войсками Киева в битве с древлянами 945 г., являются Свенельд и Асмуд[35] (явно варяжского происхождения).

Законодательная функция князей зародилась в X в. Ко времени правления Олега относятся первые известия о некоем «Законе Руском». Он упоминается в договоре Руси с греками 911 г.[36] Его принято считать первым, не дошедшим до нас памятником восточнославянского права. Первое свидетельство издания закона (об учреждении повоста, уроков и ловищ) содержит «Повесть временных лет»[37] . Но активная законодательная деятельность древнерусских князей приходится на XI-XII вв., о чем говорит появление Правды Ярослава (около 1015 г.), Правды Ярославичей (1070-е), Уставов Владимира Мономаха и других законодательных актов.

Новым явлением в политической жизни стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. Первым это сделал Святослав Игоревич в 970 г. Очевидно, сыновьям также было передано право сбора дани для великого князя. Окончательно такой тип управления сложился во время правления киевского князя Владимира Святославича. Он оставил за собой киевский престол, а своих старших сыновей посадил в крупнейшие русские города, бывшие к тому же, видимо, когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию «союза племенных княжений». На месте прежнего союза возникло единое государство, различные части которого управлялись наместниками киевского князя.[38] По мнению А.А. Горского, дружины союзов племенных княжений, на землях которых были посажены представители киевской княжеской династии, видимо, частью влились в дружины князей-наместников[39] .

В период X-XII вв. начинается постепенное расслоение древнерусской дружины на «старшую», «среднюю», «младшую» и постепенное оседание бояр – верхушки первой из них – на землю, что привело к формированию нового социального слоя крупных вотчинников. В древнерусской дружине XI-XII вв. уживаются противоречивые тенденции. С одной стороны, дружинники проявляют склонность к подвижности, обусловленной перемещениями князей, с другой стороны, они испытывают некоторую тягу к оседлости. Первое укрепляло традиционные дружинные связи, второе, напротив, способствовало их постепенному разрушению. В противоборстве этих стремлений отражался переходный характер эпохи, совмещающей старые порядки доклассового строя с формирующимися новыми социальными отношениями.

С расколом дружины на «старшую» и «младшую» все явственнее стали проявляться симптомы ее распада. Они становятся особенно ощутимы с конца XII века. С развитием передачи права сбора полюдья князья начали передавать часть земли за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственного землевладения (вотчин) дружинников-бояр становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появлялись условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием. Из-за этого «нормальные» феодальные отношения с характерными для них признаками начали складываться на рубеже XIII-XIV вв. и получили полное развитие в XVI в.[40]

mirznanii.com

КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Количество просмотров публикации КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ - 245

2.1

1.1

РАЗДЕЛ II ДРЕВНЯЯ РУСЬ: IX—XIII ВЕКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проследите по карте расселœение славянских племен в соответствии с текстом ʼʼПовести временных летʼʼ (стр. Размещено на реф.рф7).

2. На базе статьи П. Н. Милюкова (стр. Размещено на реф.рф9) сравните древнюю славянскую религию с другими известными Вам языческими религиями, особенно древних греков. Выделите общие мифологические сюжеты.

3. Приведите примеры известных Вам славянских богов, мифологических су­ществ, праздников. Подтверждают ли они слова П. Н. Милюкова о том, что в базе язычества лежит борьба темных и светлых сил природы?

4. В каком направлении развивалось славянское язычество? Как Вы поняли П. Н. Милюкова и согласны ли Вы с его мнением?

5. Используя тексты 3 (стр. Размещено на реф.рф9) и 4 (стр. Размещено на реф.рф11) и другие известные Вам сведения, сопоставьте языческие и христианские праздники, обряды, элементы мифо­логии. Ответьте на вопросы:

а) Какие из них совпадают, подвержены взаимопроникновению прежде всœего? Как это объяснить?

б) В чем сущность этого взаимовлияния? В каком направлении оно осуществлялось?

в) П. Н. Милюков говорит о взаимном ʼʼискаженииʼʼ двух религиозных систем. Было ли оно взаимным? В чем это проявилось в применении к христианству?

6. Что сообщает Ибн-Фадлан (стр. Размещено на реф.рф11) о занятиях, международных контактах, религиозных верованиях, общественном укладе русов в IX в.?

7. Сравните обычаи обществ, описанных в отрывках из ʼʼСтратегиконаʼʼ (стр. Размещено на реф.рф8) и ʼʼКнигиʼʼ Ибн-Фадлана (стр. Размещено на реф.рф11). Какие изменения в занятиях, укладе жизни, мировосприятии людей Вы заметили? Чем они объясняются?

8. Существовало ли у восточных славян неравенство в эпоху, описанную в текстах раздела? На какой стадии общественного развития они находились? Смоделируйте направление общественного развития русов на базе перемен в их жизни с VI по X в.

9. Попытайтесь объяснить отдельные элементы похоронного обряда русов, их происхождение и смысл (аллегорический, практический, пр.).

Историческое сочинœение.Тема: ʼʼДревний славянин в мире богов и духовʼʼ

1. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ И НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ[18]

Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами, и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. Й по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей — свое, а у славян в Новгороде — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.

Варяги из заморья взимали, дань с чуди[19], и со славян[20], и с мери[21], и со всœех кривичей.

В год 6370 (862[22]) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: ʼʼПоищем себе князя, который бы владел нами и судил по правуʼʼ. И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь[23]: ʼʼЗемля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть намиʼʼ. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синœеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синœеус и брат его Трувор. Размещено на реф.рфИ овладел всœею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники[24], а коренное населœение в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всœеми властвовал Рюрик.

1.2[25]

Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хо­тели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рас­сеянные племена славянские основали государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ грани­чит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира[26]. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделœенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора[27], обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господ­ствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателœей, которая уничтожала их собственную, возмутили, должна быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, должна быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишинœе велœела забыть народную гордость; и славяне, убежденные — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла[28], потребовали властителœей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синœеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, кото­рые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелœей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. -Петербургской, Эстляндской, Нов­городской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских[29].

Двое из единоземцев рюриковых, именем Аскольд и Дир[30], должна быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели на вы­соком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата[31], давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Сей городок, был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, варяги основали две самодер­жавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

Рюрик княжил единовластно, по смерти Синœеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 ᴦ., вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

1.3[32]

Обратим теперь внимание на некоторые обстоятельства, встре­чающиеся в летописи при рассказе о призвании князей.

Первое обстоятельство — это соединœение племен славянских и финских; что произвело данный союз? Без всякого сомнения, озна­ченные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выра­зилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всœей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень обществен­ного развития у северных племен ясно окажется впоследствии; мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными.

Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей — это их расселœение: старший брат, Рюрик, посœелился у славян ильменских, второй, Синœеус,— между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор,— у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят — в Новгороде, другие — в Ладоге[33]. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всœероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в осно­вании государства — это соединœение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всœех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие; соединœенные впервые силы начинают действовать.

1.4[34]

Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государ­ство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов ва­рягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с мес­тным населœением происходили с переменным успехом; то ʼʼнаход-никам варягамʼʼ удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена ʼʼизгънаша варягы за море и не даша им даниʼʼ. Единст­венный раз за всœе средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время власть в Киеве, убив законного князя[35]. Этот предводитель, Олег, объявленный создателœем государства Руси, достоверно извес­тен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия контри­буции с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом строителя державы — он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода ʼʼиде Олег к Новгороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу и с того умреʼʼ[36]. Никакого потомства на Руси данный мнимый основатель государства не оставил.

Варяги использовались на Руси в X—XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Размещено на реф.рфВарягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда[37], ставившая варяга-обидчика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух свидетелœей.

В случае если признать варягов создателями государственности для сла­вян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тен­денциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить внимание, что тенденциозность появилась в самих наших источ­никах, восходящих к ʼʼПовести временных летʼʼ Нестора.

Как доказал в свое время превосходный знаток русского лето­писания А. А. Шахматов[38], историческое сочинœение Нестора пре­терпело переработку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым браком на нов­городской боярышне). Стоит сказать, что для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных северных королевств. Стоит сказать, что для него Новгород и варяжский Север яв­лялись естественной жизненной средой, а киевское боярство — враждебной силой.

Переделывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно перенес зарождение русской государственности на север и вплел в повествование варягов-завоевателœей, варягов-организаторов. В привлечении к русской истории легенды о добро­вольном призвании варягов славяно-финскими племенами нельзя не видеть отголоска событий 1113 года, когда отец Мстислава Владимир Мономах был приглашен в Киев во время мятежа[39]. Редактор-ʼʼнорманистʼʼ многое исказил в тексте Нестора, ввел в его ʼʼПовестьʼʼ много грубоватых вставок. Так возникло нелœепое отож­дествление варягов с русью, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ничего иного не означало, кроме того, что если варяги оказывались в столице Руси, в Киеве, в случае если поступали на русскую службу, то их и считали русью.

Имя народа ʼʼРУСЬʼʼ или ʼʼРОСʼʼ появляется в источниках впер­вые в серединœе VI века, в самый разгар великого славянского расселœения. Один из авторов (Иордан[40]) припоминает ʼʼмужей-росовʼʼ (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой автор, писавший в Сирии[41], перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул народ РОС, живший на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье (легендарных амазонок помещали у Меотиды — Азовского моря).

Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы — форму РУС. В русской средневековой пись­менности употреблялись обе формы: ʼʼРусьская земляʼʼ в ʼʼПравда Росьскаяʼʼ. Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСскям.

ʼʼРусьюʼʼ, ʼʼрусамиʼʼ, ʼʼросамиʼʼ называли и славян, и тех инозем­цев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания ʼʼнарода РОСʼʼ варяги стали тоже именоваться русью. Вероятно, племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени.

Близость летописной легенды о призвании варягов к североев­ропейскому придворному фольклору не подлежит сомнению.

Признав концепцию редакторов ʼʼПовести временных летʼʼ искус­ственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?

Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока. Варяги во второй половинœе IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.

Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на кривичей и полочан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты, как Руса и Новгород.

Новгород долгое время уплачивал варягам дань-откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским ʼʼмира деляʼʼ[42].

Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику — ʼʼза мореʼʼ. Одновременно с варя­гами нанимали и печенегов.

Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда[43], добивались высокого поло­жения, но крайне жестоко относились к славянскому населœению.

На протяжении всœего IX и первой половины X века шел один и тот же процесс формирования й укрепления государственного начала Руси. Наезды варягов или удары печенегов не могли ни остановить, ни существенным образом видоизменить ход этого про­цесса.

1.5[44]

Предысторию Руси ʼʼПовесть временных летʼʼ начинает с Вели­кого переселœения народов[45]: расселœения славян с Дуная и освоения ими Восточно-Европейской равнины. К этой эпохе восходит исто­рическая память всœех народов, принявших участие в Великом переселœении.

Возникновение новых названий, их распространение, изменение изначального содержания сопутствовали формированию государства и народностей. Это относится и к эволюции слова русь.

Острота споров вокруг этимологии названия восточнославянского государства, возникших во второй половинœе XVIII в. в полемике М. В. Ломоносова с немецкими учеными в Российской академии и имевших в то время политический характер, сохранялась до по­следних десятилетий. И норманисты и антинорманисты в XVIII— первых десятилетиях XX в. стояли на единых методологических позициях: представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы про­исхождения государства вопросом о происхождении его названия. Признание скандинавской этимологии названия Древнерусского государства неизбежно вело к утверждению приоритета скандинавов в самом его формировании.

В советской историографии показано, что возникновение Древ­нерусского государства стало возможным лишь в результате эко­номического и социального развития, внутренних процессов. Было обращено внимание на принципиальное различие и независимость вопросов этимологии названия (проблемы преимущественно линг­вистической) и образования государства (проблемы сугубо истори­ческой) , которые не могут и не должны подменять друг друга.

Контакты населœения Скандинавии, Финляндии и Юго-Восточной Прибалтики прослеживаются уже с бронзового века. Более интен­сивными становятся они в эпоху Великого переселœения народов. Появляется специальное обозначение приходивших на финские территории скандинавов: ruotsi. Источником заимствования ruotsi считается производное от древнескандинавского глагола грести. Обозначение морского похода и его участников одним словом тра­диционно для Скандинавии. Собирательное самоназвание ʼʼпрофес­сиональныхʼʼ групп пришельцев было подходящим для усвоения местным населœением.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в эпоху, предшествовавшую восточнославян­ским контактам, в финской среде возник термин ruotsi. На базе устоявшегося финского возникает и восточнославянское обозначе­ние скандинавских купцов и воинов. На неславянскую принад­лежность ʼʼрусиʼʼ указывает и то, что этническая группа ʼʼрусьʼʼ не включена летописцем ни в один из перечней славянских ʼʼпле­менʼʼ, он ставит русь в один ряд с другими скандинавскими на­родами: ʼʼсице бо ся. зваху... варязи русь, яко се друзии зовутся свиеʼʼ. В текстах, повествующих о событиях конца IX — начала X в., можно увидеть спектр значения названия ʼʼрусьʼʼ с тенденцией к его расширению и переносом названия со скандинавских реалий на восточнославянские.

Традиционный взгляд сторонников южнорусской этимологии на­звания ʼʼрусьʼʼ (начиная с Ломоносова) в значительной степени основывается на формерует? — рос. При этом априорно принимается тождественность корней рус- и рос-, второй из которых встречается в гидронимах (Рось — правый приток Днепра; Роська, Россава — притоки Роси), из чего делается вывод, что в серединœе I тысячелœетия.

С. М. Соловьев. Гравюра А. Зубчанинова (1872) с современной фотографии  
Н. М. Карамзин. Гравюра Н. И. Уткина {1819) с рисунка А'. Г. Варника  

Н. И. Костомаров. Портрет работы Н. Н. Ге (1870)

 
 
В. О. Ключевский. Копия Д. Мельникова с портрета работы В. О. Шервуда (1894)
       
 
 
   
П. Н. Милюков. Фотография (1900-е годы)
 
 
       
   
Г. И. Семирадский. Сожжение русса (2-я половина XIX в.)
 
 
М.О.Микешин. Памятник ʼʼТысячелœетие Россииʼʼ в Новгороде (1862)
       
   
К. А. Тон, П. К. Клодт, Б. И. Демут-Малиновский. Памятник князю Владимиру в Киеве (1863)
 
 
В.М.Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (1885—1896)
 
 
Гибель св. Бориса. Миниатюра. Сильвестровский сборник (XIV в.)
 
 
Гибель св. Глеба. Миниатюра. Сильвестровский сборник (XIV в.)
 
 
Борис и Глеб с житием. Икона (2-я четверть XIV в.)
 
 
Ярослав Мудрый. Скульптурный портрет. Реконструкция М. М. Герасимова (XX в.)  
 
 
М.М.Антокольский. Ярослав Мудрый (889)

.М.Васнецов. Отдых Мономаха после охоты (1895)

. М. Васнецов. Двор удельного князя (начало XX в.)

 
 
Андрей Боголюбский. Скульптурный портрет. Реконарукция М. М. Герасимова (XX в.)

В.М.Васнецов.

Андрей Боголюбский.

Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

(1885—1896)

 
 
Богоматерь Владимирская. Икона (XII в.)
       
   
Успенский собор во Владимире (после перестройки 1185—1189 гᴦ.)
 
 

Церковь Покрова на Нерли (1165)

Поросье было заселœено неким славянским племенем, носившим название ʼʼрусьʼʼ.

При этом засвидетельствованное в ʼʼПовести временных летʼʼ назва­ние реки отнюдь не Рось, а Ръсь до XII в. существовала основа не рос, а ръс. Корни ръс (рос) и рус не зависимы один от другого, что неоднократно подчёркивалось лингвистами, но продолжает иг­норироваться историками.

Во второй половинœе IX— первой половинœе X в., когда форми­руется Древнерусское раннефеодальное государство, главной его консолидирующей силой становится великокняжеская дружина, ку­да входили и скандинавы. Успешность их деятельности зависела от соответствия внутренним социально-экономическим процессам государствообразования в славянском обществе. Находники-варяги, соби­равшие дань, были изгнаны, скандинавский ʼʼкнязьʼʼ был призван ʼʼсо всœей русьюʼʼ, т. е. дружиной. ʼʼСлавяно-варяжский синтезʼʼ ос-новывался на общности интересов князя, его норманнской дружины и местной знати: варяжские дружины были не только конкурентами в эксплуатации населœения, но и союзниками, представлявшими готовую и не связанную с местными племенами вооруженную силу. Нейтральным, не связанным с племенными традициями, было и самоназвание скандинавов ʼʼрусьʼʼ. Внутреннее тяготение к сплоче­нию, как и стремление к внешним захватам, способствовало успеху политики Олега, объединившего Новгородскую и Киевскую земли. Дружина и войско Олега были уже разноплеменными.

Условия этнического смешения в главных центрах Руси, где ведущую роль играла дружина, были благоприятны для распрост­ранения названия ʼʼрусьʼʼ и в этническом, и в территориальном плане на подвластную Киеву территорию. Этнически нейтральное, не связанное ни с одним из племенных этнонимов[46], название ʼʼрусьʼʼ оказалось наиболее приемлемым для новой восточнославян­ской общности.

Такая эволюция названий характерна для эпохи становления государств и сложения новых этнических общностей. Классические примеры: Болгария, славянское государство, воспринявшее назва­ние от тюркской группы болгар[47], романоязычная Франция, на­звание которой восходит к германскому племенному объединœению Франков.

2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ[48]

Вгод 6495(987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: ʼʼВот приходили ко мне болгары[49], говоря: ʼʼПрими закон нашʼʼ[50]. Далее приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всœех пришли греки[51], браня всœе законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всœего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?ʼʼ И сказали бояре и старцы: ʼʼЗнай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. В случае если хочешь, в самом делœе, разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богуʼʼ. И понра­вилась речь их князю и всœем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: ʼʼИдите сперва к болгарам и испытайте веру ихʼʼ. Οʜᴎ же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: ʼʼИдите еще к немцам, высмотрите и у них всœе, а оттуда идите в Греческую землюʼʼ. Οʜᴎ же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю[52]. Царь же спросил их: ʼʼЗачем пришли?ʼʼ Οʜᴎ же рассказали ему всœе. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. Услышав об этом, патриарх повелœел созвать клир[53], сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Οʜᴎ же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин[54], и сказали им: ʼʼИдите в землю вашуʼʼ, и отпустили их с дарами великими и с честью. Οʜᴎ же вернулись в землю свою. И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им: ʼʼВот пришли посланные нами мужи, послушаем же всœе, что было с нимиʼʼ,— и обратился к послам: ʼʼГоворите перед дружиноюʼʼ. Οʜᴎ же сказали: ʼʼХодили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом,— знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всœех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, в случае если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычествеʼʼ. Сказали же бояре: ʼʼВ случае если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга[55], а была она мудрейшей из всœех людейʼʼ. И спросил Владимир: ʼʼГде примем крещение?ʼʼ Οʜᴎ же сказали: ʼʼГде тебе любоʼʼ. И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь[56], город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: ʼʼВ случае если не сдадитесь, то простою и три годаʼʼ. Οʜᴎ же не послушались его. Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: ʼʼПерекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востокаʼʼ. Владимир же,„ услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: ʼʼВ случае если сбудется это — крещусь!ʼʼ И тотчас же повелœел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: ʼʼВот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городуʼʼ. И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: ʼʼНе пристало христианам выдавать жен за языч­ников. В случае если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. В случае если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебяʼʼ. Услышав это, сказал Владимир посланным- к нему от царей: ʼʼСкажите царям вашим Так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне Вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужиʼʼ. И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: ʼʼКрестись, и тогда пошлем сестру свою к тебеʼʼ. Ответил же Владимир: ʼʼПри­дите с сестрою вашею и тогда крестите меняʼʼ. И послушались цари и послали сестру свою, сановников и пресвитеров.

Она же не хотела идти, говоря: ʼʼИду как в полон, лучше бы мне здесь умеретьʼʼ. И сказали ей братья: ʼʼМожет быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то жеʼʼ. И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: ʼʼВ случае если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своегоʼʼ. Услышав это, Владимир сказал: ʼʼВ случае если вправду исполнится это, то поистинœе велик Бог христианскийʼʼ. И повелœел крестить себя. Епископ же корсунь-ский с царицыными попами[57], огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Размещено на реф.рфВладимир же, ощутив свое внезапное исцелœение, прославил Бога: ʼʼТеперь узнал я истинного Богаʼʼ. Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в юроде Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней.

После всœего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелœел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Размещено на реф.рфИ приставил Владимир к нему людей, сказав им: ʼʼВ случае если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте егоʼʼ. Οʜᴎ же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Размещено на реф.рфДалее послал Владимир по всœему городу сказать: ʼʼВ случае если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагомʼʼ. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: ʼʼВ случае если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояреʼʼ. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: ʼʼХристос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силуʼʼ. И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы[58] князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всœем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

2.2[59]

Кто любит занимательные и замысловатые повести, того повесть о крещении Владимира должна удовлетворять вполне, ибо досто­инство замысловатости ей принадлежит бесспорно.

Кроме повести, помещенной в летописи, мы имеем трех древних сказателœей, которые говорят о крещении Владимира. Οʜᴎ суть: митрополит Илларион, писавший между 1037 и 1050 годами, монах Иаков, писавший около 1070 года, и Нестор Печерский. В случае если бы существовали факты прихода к Владимиру послов от народов, его обращения в православное христианство проповедью посла или миссионера греческого, то эти писатели должны были бы знать и сказать о них. Но всœе трое дают знать, что Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия.

Митрополит Иларион в своем ʼʼСлове о Законе и благодатиʼʼ находит заслуживающим удивления то, что Владимир решился принять эту веру, не быв никем в ней просве

referatwork.ru

Как князь Владимир Русь крестил — Древняя славянская культура

Как князь Владимир Русь крестил28 июля мы отмечаем памятную дату — День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс, Мокошь.

Вот что сказал корреспонденту «МИР 24» протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» :

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли — например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности» .

Фото: wikimedia. org, Эггинк Иван

Почему другие религии не понравились князю

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру. Вот как происходил этот выбор, по мнению специалиста по истории Древней Руси, профессора, доктора исторических наук Игоря Данилевского:

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи — выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники — святые книги, уже переведенные на славянский язык» .

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, — говорит историк. — Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел». — говорит Игорь Данилевский.

Крещение — это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира? Вот что сказал об этом корреспонденту «МИР 24» протоиерей Всеволод Чаплин:

«Крещение — это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие — не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь» .

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, — говорит Игорь Данилевский. — Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Был ли Владимир первым

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси. Вот что говорит об этом Игорь Данилевский:

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев».

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 г. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси. Вот что говорит об этом протоиерей Всеволод Чаплин:

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим» .

Фото: wikimedia. org, Виктор Михайлович Васнецов

Огнем и мечом?

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

«Это поздние источники, — говорит Игорь Данилевский. — Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов» .

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие — это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, — говорит Игорь Данилевский. — То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет» .

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

А вот что говорит об этом историк церкви, священник Георгий Максимов:

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься. Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно.

Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру» .

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1029 лет.

svargich.ru


Смотрите также