Казни древнего рима. Ностальгический клуб любителей кино .
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Виды преступлений в Древнем Риме. Казни древнего рима


Казни в Древнем Риме.: karhu53

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения.

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима.

Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен.

Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

karhu53.livejournal.com

Римские казни в Колизее

История, факты и информация о римских казнях в Колизее Содержание этой статьи содержит интересную историю, факты и информацию о римских казнях в Колизее. Сотни тысяч жизней были потеряны в римских аренах, включая Колизей. Не только гладиаторы, но и беспомощные мужчины, женщины и дети всех возрастов, которые были приговорены к смерти в римских казнях в Колизе

 

Римские казни в Колизее — ЖертвыЖертвами римских казней в Колизее и других аренах были казни преступников, дезертиров римской армии, мятежников, предателей, беглых рабов и лиц, виновных в разного рода асоциальном поведении, таких как христиане.

 

В римских аренах и Колизее было много различных видов казней. Многие были казнены как обычные преступники, распятые на кресте или «damnatio ad bestia» (брошенные диким зверям). Злые и жестокие римляне обрадовались еще более новым способам исполнения христианских мучеников. Император Нерон ввел сумеречные расстрелы, когда несчастных христиан пригвоздили к кресту и заживо сожгли как факелы, чтобы осветить арену Колизея. Другие были брошены диким животным.

Распятие Римские казни в Колизее включали страшный приговор Распятия. Наказание распятия было главным образом нанесено рабам и худшим из преступников, включая христиан. Преступник был лишен одежды и пригвожден или привязан к кресту. При этом весь вес тела поддерживается растянутыми плечами. Когда он пригвожден к кресту, на запястьях оказывалось огромное напряжение, руки и плечи часто приводили к вывиху плечевого и локтевого суставов, а давление на грудную клетку не позволяло полностью дышать.Римляне любили новинку, и святой Петр был распят с ног на голову во время правления римского императора Нерона.

римские граждане Ни один римский гражданин не может быть приговорен к распятию. Римские граждане не были распяты (Римский Распятие), они были обезглавлены. Это объясняет, почему, несмотря на то, что они были признаны виновными в этом же преступлении, св. Павел и св. Петр сталкивались с разными судьбами.Павел был обезглавлен, потому что он был римским гражданином. Святой Петр, который не был римским гражданином, был распят.

Расписание римских казней в Колизее Римские казни в Колизее все шли строго по графику, гладиаторы были главными событиями и «выступили в конце дня и ранним вечером. Утром были различные шоу, показывающие охоту на диких животных. Но во время перерыва в полдень, а в других случаях арена служила местом драматического публичного исполнения.

брошены звери Бросание жертв диким животным было знакомой формой казни. Эту форму казни, возможно, начал император Август , у которого в Форуме была установлена ​​позорная надпись, которая рухнула и уронила жертву, человека по имени Селурус в клетку диких животных.

Идея затем была использована в более зрелищных моделях, и мужчины, женщины и даже дети, приговоренные ad bestias, были брошены диким животным на арену.

Римские казни в Колизее — Первая пытка Римским казням в Колизее иногда предшествовали самые страшные формы пыток. Жертв терзали до тех пор, пока их кости не вываливались из сустава, а другие подвешивали их руками к крючкам, прижав их к ногам.

Римские казни в Колизее Римские казни в Колизее включали другие формы, такие как:

Быть сожженным заживо *** Быть связанным ногами с хвостами диких лошадей и затасканных до смерти *** Растержанные на куски зверями *** Избитые до смерти *** Сожженные пластинами раскаленного железа

Римские казни в Колизее Содержание этой римской казни в Колизей категории жизни в Древнем Риме предоставляет бесплатные учебные детали, факты и информацию для справки и исследований для школ, колледжей и домашних заданий. См. Sitemap для Colosseum для всестороннего поиска по интересным различным категориям, содержащим историю, факты и информацию о Древнем Риме. Как и тема римских казней в Колизее, едва ли существует страница римской истории и римлян, которая каким-то образом не связана с римским Колизеем, который стал символом Рима, его общества, культуры и жизни.

Поделиться "Римские казни в Колизее"

www.laliku.ru

Виды преступлений в Древнем Риме

Рассмотрим виды преступлений в Древнем Риме, определим особенности каждого из них.

В качестве видов государственных преступлений XII Таблиц и иные источники права называли: измену, выдачу римского гражданина врагу, подстрекательство врага к нападению на римское государство. К тяжким видам преступлениям в Древнем Риме относилось и уклонение от военной службы.

При императоре Сулле реализуется такой состав государственного преступления, как оскорбление его величия. При этом имелось в виду величие римского народа, государства, а вернее самого Суллы.

В период империи начали подстраивать под этот термин самые разные виды деяний против существующего строя: самовольное ведение войны, вооруженные восстания, убийство магистрата, измена, подстрекательство армии к мятежу, подмена государственных документов, заговор с целью убийства членов консистории и сената. Как правило, за подобные виды преступлений в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде смертной казни.

Ряд преступлений определялись как преступления против религии. К их числу следует отнести убийство народного трибуна. Оно было нарушением LEX SACRATA, то есть «священного закона». К этим видам преступлений относили также волшебство и колдовство. Подобным преступлением в Древнем Риме считалось нарушение обета целомудрия весталкой, которое приводило к смертной казни для обоих виновных.

До определенного времени строго наказывалось исповедание христианства. Однако с момента превращения христианства в государственную религию, начали сурово наказывать уже за язычество, вероотступничество и ересь.

К преступлениям против порядка управления в Древнем Риме следует отнести и так называемое AMBITUS, то есть в буквальном смысле происки. Под ними подразумевалось домогательство и занятие определенной должности путем оказания влияния.

Однако получение должности недозволенными способами являлось делом весьма распространенным. Практически ни один магистрат или чиновник не оказывались на своей должности благодаря только дозволенным способам. В Древнем Риме взятка, протекция, угощения и развлечения были привычными средствами для претендентов на различные должности. Законы, которые издавались против подобных явлений, своей цели в большинстве случаев не достигали.

К преступлениям против нравственности, прежде всего, относили прелюбодеяние, под которым понималось нарушение супружеской верности женой. Женщина, которая нарушила верность супругу, теряла путем конфискации половину приданого и треть прочего её имущества, а также отправлялась в ссылку на остров. У её сообщника отбирали половину имущества и также отправляли в ссылку на другой остров.

Заметные качественные изменения в истории уголовного законодательства Древнего Рима связаны с именем Суллы. Его закон 83 года н.э. об убийствах и отравителях предусматривал наказание за изготовление и продажу яда, ношение оружия для убийства или воровства, поджог, а также дачу ложных показаний по делу, которое предполагало смертную казнь. За подобные виды преступлений назначалось наказание в виде ссылки на острова и конфискации имущества.

В Древнем Риме закон предусматривал и такой вид преступления как частное и публичное насилие. Также подлежало наказанию похищение свободных людей либо лишение их свободы.

Во времена Суллы был издан закон о подлогах. Данным законом определялись разные деяния, которые совершались в корыстных целях: соглашения о ложных показаниях свидетеля, подлог в счетах или документах, подкуп судьи, похищение либо уничтожение завещания.

lecu.ru

Damnatio ad bestias

Damnatio ad bestias

Пантеры пожирают преступника, древнеримская напольная мозаика, III в. н. э. Археологический музей Туниса

Damnatio ad bestias (букв. с лат. «предание зверям», ad bestias, ad bestie, часто упрощённо съедение львами, растерзание львами; точнее растерзание дикими животными) — вид смертной казни в Древнем Риме посредством бросания осуждённого на растерзание зверям (часто львам) на цирковой арене. Этот вид казни был позаимствован Римом во II веке до н. э. с Древнего Востока, где аналогичное наказание существовало, по меньшей мере, с VI века до н.э., и стал излюбленным цирковым зрелищем римлян.

В I—III веках н. э. казнь применялась преимущественно для расправы с ранними христианами (лат. christianos ad leones — «христиан львам»), благодаря чему наряду со смертью на кресте стала одной из самых известных причин мученической кончины христианских святых. С принятием империей христианства практика сохранилась против других преступников и была окончательно отменена лишь в 681 году.В переносном смысле «бросить на растерзание львам» означает «оставить кого-либо абсолютно неподготовленным в одиночестве среди агрессивных противников, практически без надежды избежать физического или (чаще) морального ущерба».

Damnatio ad bestias

«Мученик на арене цирка», картина Фёдора Бронникова, 1869 год

Предыстория

Сведения о применении данного вида казни на Древнем Востоке достаточно скудны. Самой известной историей о растерзании человека львами является библейский рассказ о неудавшейся казни вавилонским царём Дарием пророка Даниила (VI век до н. э.), осуждённого за ослушание царского указа, но чудесно спасшегося от диких животных:

"Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя! …Поутру же царь …подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. …И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жёны их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их."(Дан.6:16—24)

Damnatio ad bestias

«Священномученик Сильван, Лука диакон Эмесский (Емисский) и Мокий чтец», Менологий Василия II, 985 год.

Cуществует предположение, что подобные смерти на арене имели не юридический, а сакральный характер, то есть представляли собой форму человеческого жертвоприношения, как, например, кормление храмовых животных, но этот смысл был утрачен (ср. таврокатапсия — крито-микенские пляски с быками, по предположениям некоторых исследователей, первоначально являвшиеся жертвоприношениями, а затем превратившиеся в игры). В таком случае, речь идёт о территориях, где львы обитали в естественной среде и почитались с первобытных времён (в первую очередь это касается Африки, хотя они водились и в Азии, и в Европе). Так, например, в древнеегипетской мифологии имеется львиноподобный бог Амат, пожиравший человеческие души, и ряд других божеств в облике льва. Кроме того, встречаются упоминания о более «бытовом» кормлении львов (а также крокодилов) живыми людьми и телами мёртвых в Древнем Египте и Древней Ливии.Этот вид казни упоминается историками похода Александра. Например, в Средней Азии один македонец «заступился перед Александром Македонским за приговорённого к казни, был сам брошен за это в яму на съедение льву, но одолел льва голыми руками и стал любимцем Александра» (это был Лисимах).Следует отметить, что традиция человеческих жертвоприношений существовала, например, в Карфагене в конце IV — середине II века до н. э., практически до самого падения державы (по сообщению Диодора Сицилийского, карфагеняне обратились к старинным жестоким верованиям во время военных неудач, при войне против Агафокла и Первой Пунической), и подобные человеческие жертвоприношения, в особенности детские (подтверждается археологическими находками), были одним из важных факторов, вызывавших ненависть римлян к карфагенской культуре. (Любопытно, что Гамилькар I, проигрывая сражение, по словам Геродота, покончил жизнь самоубийством, принеся сам себя в жертву наподобие «царя-жреца»).Упоминается, что во время войны с наёмниками Гамилькар Барка бросал пленных на растерзание зверям. Ганнибал заставлял пленных римлян сражаться друг с другом, а оставшегося в живых ставил против слона.В Риме к этому времени подобные традиции забылись: там человеческие жертвоприношения, по легенде, были запрещены Нумой Помпилием ещё в VII в. до н. э. Вдобавок, на италийских территориях львы не водились, и римляне не испытывали к ним такого почтения, как африканцы. Поэтому, заимствовав обычай, они пренебрегли какой-либо возможной духовной подоплёкой и превратили растерзание преступников львами, прежде всего, в блестящее зрелище.

Damnatio ad bestias

Гладиаторы-бестиарии на арене цирка. Т. н. «Злитенская мозаика», I в. н. э.

В Древнем Риме

В Древнем Риме казнь путём растерзания дикими животными, в первую очередь, львами, но также и медведями, леопардами, пантерами, барсами, а также дикими быками и коровами (хотя их использовали меньше), вошла в программу цирковых представлений наряду с гладиаторскими боями. Тигры были редкостью и в травлях, по-видимому, никогда не участвовали. К этому виду казни нередко приговаривались ранние христиане. Первоначально представления проводились на форуме, а затем были перенесены в амфитеатры.

Damnatio ad bestias

Леопарды пожирают связанных людей. Фрагмент Злитенской мозаики, I в. н. э.

Термин

Термин Damnatio ad bestias в настоящий момент употребляется в широком смысле, тем не менее, специалисты-антиковеды разделяют эту казнь на два типа:Objicere bestiis (лат. растерзать зверями) — собственно отдание беззащитного человека на растерзание. (Термин обычно заменяется более общим). Входило в число «квалифицированных казней».Damnatio ad bestias — расправа принуждением к схватке с дикими зверями. Входила в число «умеренных казней».Кроме того, существовал род профессиональных бойцов-гладиаторов, называвшихся бестиариями («звероборцами»), предположительно набиравшихся по тому же принципу. Для их подготовки имелись специальные школы, самой известной из которых является римская Утренняя школа, получившая своё название по времени проведения схваток. В «обязательный курс обучения», кроме владения оружием, входила дрессура и изучение повадок и характера зверя. Бойцы выпускались на арену вооружённые только копьём и редко мечом и одетые в одну лишь тунику. В представлениях также принимали участие венаторы («охотники»), которые были рангом ниже бестиариев и охотились на антилоп, ланей с помощью лука, дротика, копья и бича. Это уже были не казни, а «звериные бои» и «травли», постановочные охоты. На арену выпускали, кроме того, гиен, слонов, диких кабанов, буйволов, рысей; устраивали травлю жирафов, страусов, косуль, оленей и зайцев, демонстрировали публике антилоп, зебр и бобров. Возможность выжить у подобных гладиаторов, разумеется, была гораздо выше, чем у осуждённых преступников, принуждённых биться с животными.Впервые такая профессиональная «охота на львов и пантер» — лат. venatio, была устроена Марком Фульвием Нобилиором в 186 году до н. э. в Циркус Максимус по случаю завоевания греческой области Этолии.В Колизее и других цирках сохранились подземные коридоры под сценой, по которым выпускали диких животных, участвовавших в обоих видах развлечений — растерзаниях и охоте.

Damnatio ad bestias

Леопарды нападают на преступника. Мозаика из Туниса, III в. н. э.

История и описание

Обычай отдавать преступников на растерзание животным в Древний Рим привезли два полководца: Луций Эмилий Павел Македонский, нанёсший поражение македонцам в 168 году до н. э., и его сын Сципион Эмилиан, разгромивший африканский город Карфаген в 146 году до н. э. Оба ввели новый для Рима (очевидно, заимствованный у карфагенян) метод устрашения народа — публично бросать перебежчиков и дезертиров на растерзание диким зверям. Римляне оценили его как «чрезвычайно полезный», и вскоре он стал нормой римского уголовного права. Указывают, что первоначально эта казнь была направлена исключительно против иноземцев и дезертиров, и имела в первом случае — характер мести за жестокости пунических войн, а во втором — дисциплинарное воздействие.Приговорённых к смерти съедением животными привязывали к столбам, а затем на них выпускали зверей, которые их и загрызали. Существовали и другие варианты: осуждённых бросали в клетки, привязывали к спинам зверей, гнали бичами надсмотрщиков навстречу животным.Кроме того, упоминается, что во время своего второго консульства (55 год до н. э.) Помпей продемонстрировал римлянам на арене целое сражение, в котором 18 слонов противостояли отряду гладиаторов в тяжелом вооружении.Как пишут исследователи, жестокость этой казни дополнительно усугублялась её театрализованным оформлением. Страбон, например, рассказывает о том, как на его глазах в Риме был казнён предводитель восставших рабов Селур, которого называли «сыном Этны»: был сооружён высокий помост, на который, будто на гору Этну, взвели Селура; помост вдруг рухнул, и несчастный упал прямо в клетку с дикими зверями, поставленную под помостом.Героя не дошедшего до нашего времени римского мима, разбойника Лавреола, как рассказывает в своей «Книге Зрелищ» поэт Марциал, распяли на кресте и напустили на него медведя, а орёл расклёвывал у него внутренности; «с живых растерзанных членов кусками падало мясо»:

« Как Прометей, ко скале прикованный некогда скифской,Грудью своей без конца алчную птицу кормил,Так и утробу свою каледонскому отдал медведю,Не на поддельном кресте голый Лавреол вися.

Жить продолжали ещё его члены, залитые кровью,Хоть и на теле нигде не было тела уже.Кару понёс наконец он должную: то ли отцу он,То ль господину пронзил горло преступно мечом,То ли, безумец, украл потаённое золото храмов,

То ли к тебе он, о Рим, факел жестокий поднёс.Этот злодей превзошёл преступления древних сказаний,И театральный сюжет в казнь обратился его.»

Damnatio ad bestias

Генрих Семирадский. «Христианская „Дирка“» (Дирка — древнегреческая царица, поднятая на рога быком, здесь — в переносном смысле)

О подобных сценах пишет и Сенека («О гневе», III 3), Апулей («Золотой осел», IV, 13), Тит Лукреций Кар («О природе вещей»). Петроний Арбитр в «Сатириконе», ХLV, упоминает, как зверям был скормлен некий казначей. А Цицерон пишет о том, как некий скупщик на торгах по приказанию казнокрада Бальба был брошен на растерзание хищникам только за то, что имел несчастье быть уродливым. Порицая эти кровавые забавы, Цицерон также возмущался: «…что за удовольствие для образованного человека смотреть, либо как слабый человек будет растерзан могучим зверем, либо как прекрасный зверь [будет] пронзён охотничьим копьём?».Случалось, что осуждённых бросали на растерзание ещё до начала людоедских игрищ, прямо в клетки к хищникам. Так, например, Светоний пишет: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, Калигула велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, „от лысого до лысого“».Львов, как правило, привозили из Африки, причём в достаточно большом количестве ["Существовало какое-то старинное сенатское постановление, налагавшее запрет на этот ввоз, но для травли (которую до постройки амфитеатра устраивали в цирке) сделано было исключение"]. (Менее популярных медведей — из Галлии и Германии). Марк Эмилий Скавр, будучи курульным эдилом (58 год до н. э.), «вывел» 150 пантер или леопардов, Помпей — 410, а Октавиан Август — 420, в то время как Сулла выпустил 120 «львов с гривами», то есть самцов. Информации об организации доставки и правилах игр сохранилось немного: из позднего источника известно, что города, через которые проезжал транспорт зверей, предназначенных для устраиваемых императором игр, должны были доставлять этим зверям корм, и задерживаться транспорту в городе больше недели не полагалось. Историки отмечают экологический аспект: «Истребление в римских амфитеатрах несметного множества привозных зверей нанесло огромный ущерб животному миру Северной Африки».

Damnatio ad bestias

Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее»

Казни христиан

Направленность подобной практики против христиан началась в I веке н. э.: Тацит пишет, что во время первого гонения на христиан при императоре Нероне (после пожара Рима в 64 году), в его садах людей зашивали в шкуры животных и бросали собакам: «умерщвление [христиан] сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения» (т. н. tunica molesta). В дальнейшем традиция была продолжена другими императорами, перенесена на арену, и собак сменили более крупные хищники.Таким образом, наряду с распятием, для христиан быть брошенным на съедение львам оказалось одним из «популярных» способов мученичества. Как отмечают исследователи смертной казни, на растерзание отдавали именно христиан, поскольку «этим способом казнили рабов, провинциалов и вообще лиц низшего класса».С точки зрения римской юриспруденции, христиане были нарушителями следующих законов:1) оскорбители величества (majestatis rei)- для своего богослужения христиане собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания, а участие в таких collegium illicitum или в coetus nocturni приравнивалось к бунту- отказ чтить императорские изображения возлияниями и курениями2) отступники от государственных божеств (sacrilegi)3) последователи запрещённой законом магии (magi, malefici)4) исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita) (согласно Законам XII таблиц).

Кроме нарушения этих законов, с 104 года издавались специальные государственные эдикты, направленные против каждого, кто просто называл себя христианином, без конкретизации нарушения (подробнее см. гонения на христиан).Поэтому неудивительно, что приговор был столь суров, а позже он вообще стал традиционным, став классическим примером «предохранительного клапана» для снятия напряжения народных масс. Распространённой практикой для римлян стало обвинять во всех бедах первых христиан, которые стали «во всем виноваты». Даже сложились поговорки: «Не дают боги дождя, так пойдём на христиан», «Христиан ко львам!» кричали с целью отвратить несчастье в случае каких-либо стихийных бедствий: засухи, голода, мора, землетрясений, разлива Тибра. (Масштабы подобных явлений и охваченность суевериями народных масс были колоссальны и сравнимы со следующей эпохой, когда христианство, заняв в Западной Европе место официальной религии вместо античного язычества, стало, в свою очередь, искать «во всём виноватых» — например, в приходе Чёрной Смерти — уже в иудеях, правда, не кидая жертв львам, а возводя на костёр).Подробное описание казни через растерзание зверями сохранилось в мученических актах святых Перпетуи, Филицитаты и их родных:

С наступлением дня торжества все мученики, оставшиеся в живых, должны были быть отведены в цирк. По существовавшему тогда обычаю мужчин хотели одеть в костюмы жрецов Сатурна, а женщин в костюмы жриц Цереры. Но мученики протестовали против этого. Они сказали: «Мы явились сюда добровольно, мы решились пожертвовать жизнью, чтобы только не делать ничего подобного, сохраните же нам нашу свободу». Эта просьба была уважена.Присутствовавшие христиане отмечают как особую милость, что каждый из мучеников был избавлен от того рода смерти, который был им особенно неприятен. Так, например, Сатур готов был подвергнуться когтям всякого зверя, но для него не было ничего омерзительнее медведя. Несмотря на это, после того, как он побывал без вреда в когтях леопарда, приказано было выпустить на него медведя. Но случилось, что медведя никак не могли выгнать из берлоги.Перпетуя вместе с Фелицитатой были отданы на растерзание свирепой корове (ferocissima vacca), и здесь христианская мученица заявила в себе необыкновенную идеальную чистоту женщины. Перпетуя умирала с тем достоинством, с каким умирали самые высокие женские образы классической поэзии. Эта корова бросала несколько времени Перпетую рогами, и, наконец, она упала на арену. Но хотя она была ранена и обливалась кровью, её первая мысль была о том, что рога коровы разорвали её тунику и обнажили её тело, и потому с необыкновенными усилиями воли она оправила разорванную одежду и прикрылась. Затем она вспомнила ещё, что у неё растрепались волосы. Так как растрёпанные волосы были символом траура, а она считала мученическую кончину особенно радостною, то она собрала настолько силы, что поправила свои волосы и приколола их булавкою.

Практика стала настолько распространённой, что христианский писатель Тертуллиан (II век) писал, что хорошим тоном для христиан является не посещать театры и цирки, «потому, что там же люди заботятся о предании нас на растерзание львам, советуются о предприятии против нас гонений, избирают лазутчиков для отыскания христиан и для их мучения».К IV веку гонения, направленные против христиан, прекратились. Миланский эдикт (313 год) дал христианам свободу вероисповедания, хотя, если верить житиям, ещё в 303 году львам бросили Феодосию Тирскую, а в 307 — святого Витта.

Damnatio ad bestias

Медведь пожирает человека. Римская мозаика

Наказание за иные преступления

В римских законах (дошедших до нас через византийские сборники, например, Кодексе Феодосия и Юстиниана) оговаривалось, за какие преступления человек мог быть брошен к животным. Как правило, эта казнь становилась высшей мерой наказания, если человек был рабом или вольноотпущенником. Свободнорожденный за то же самое преступление мог быть просто сослан.

- Дезертиры: сбежавшие из армии и пойманные должны быть подвергнуты пыткам и отданы зверям.- Во времена Каракаллы, когда волхвов сжигали живьём, клиентов волхвов, пользовавшиеся их чарами ко вреду другим, распинали или отдавали на растерзание зверям.- Отравители: (согласно закону Корнелия) патрицию отсекали голову мечом; плебея бросали на съедение львам; самой позорной казни подвергались рабы — они умирали на кресте. У Апулея судья осуждает отравительницу на смерть от зверей, приговаривая, что это не всё, чего она заслуживает, но более жестокого наказания у них для неё нет.

- Фальшивомонетчики: их сжигали заживо или отдавали львам.

- Политические преступники: так, после свержения и убийства Коммода, при новом императоре львам были брошены доносчики, процветавшие при его царствовании, а также убийца Нарцисс, задушивший Коммода (поскольку за убийство правителя всё-таки надо наказывать). Диким зверям был брошен и Мнестей, организовавший убийство императора Аврелиана.- В отсутствие водоёма в пределах досягаемости казнь отцеубийцы посредством утопления в кожаном мешке со змеями (poena cullei) вынужденно заменялась растерзанием дикими зверями.- Зачинщиков восстания, в зависимости от их социального положения, приговаривали к распятию на кресте, к растерзанию дикими животными или к ссылке на остров.

- Похитители детей: в 315 году император Константин Великий издал закон, согласно которому тот, кто похитил ребёнка с целью оказать давление на его родителей, осуждался к смерти от зверей — в том случае, если он раб. Свободнорожденного казнили мечом.- В 357 году Констанций II подтвердил более ранний закон о применении приговора к тем, кто использовал магию против жизней невинных жителей.

Кроме того, следует отметить, что осуждённый лишался гражданских прав (например, не мог написать завещание), а его имущество конфисковывалось («Те, кого приговаривают к высшей мере наказания, тотчас теряют и гражданство, и свободу. Это состояние, таким образом, предшествует смертной казни и иногда охватывает длительное время, как это случается в отношении личности тех, кого приговаривают к растерзанию зверями (на арене)»). А закон Петрония (Lex Petronia) 61 года запрещает хозяевам отдавать своих рабов на съедение животным без вердикта судьи. Особыми привилегиями обладали военные ветераны — их и их детей освобождали от подобного вида казни, заменяя его другим наказанием. Другие упоминания: «Наместник (провинции) не должен освобождать присуждённых к бою со зверями (на арене) из-за благоволения (к ним) народа, но если их сила и мастерство таковы, что их можно достойно показать народу римскому, то (наместник) должен посоветоваться с принцепсом».Травли диких зверей и сопутствующая им казнь растерзанием хищниками были отменены лишь в 681 году.

 Damnatio ad bestias

Ж.Л.Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью»

Византия

В Византии растерзание львами к христианам, естественно, не применялось, зато упоминается, что им наказывали за иные преступления. Например, в XI веке среди опальных полководцев возник заговор против императора Василия. Но «между Ксифием и Никифором Фокой возникло соперничество. Ксифий убил Фоку, а затем был арестован. Участников мятежа подвергли конфискации имущества и заключению. Ксифий был пострижен в монахи. Содействовавший ему дворцовый евнух был отдан на съедение львам в императорском зверинце».В сохранившихся позднеримских уложениях — Кодексах Феодосия и Юстиниана — правовые нормы, регулирующие подобный вид казни, упоминаются редко, в качестве цитат из старых законов, например, в Кодексе Юстиниана (VI век) — против тех, кто оскорбляет «домашних богов», что очевидно устарело для христианского государства.Это свидетельствует о том, что к времени составления данных сводов данный вид казни, скорее всего, устарел и казался слишком архаичным для христианского государства и уж тем более не предоставлял того удовольствия, которым должен наслаждаться христианин. Казнь евнуха, вероятней всего, была предпринята по личному повелению императора, и подобные смерти, в отличие от римской эпохи, не являлись массовыми.

 

Википедия

historicaldis.ru

Казни Древнего Рима: 5 видов - интересная статья

Вероятно автор не очень хорошо знаком с древним римом и путает его с другими, средневековыми государствами Европы. В древнем Риме самыми распространёнными казнями были:1) Распятие на кресте (Преступника привязывали к кресту и оставляли висеть так лицом к солнечной стороне)2) Кровавый орёл (Крюками прокалывали преступнику кожу и зацепляли их за рёбра, за них и подвещивали, спустя некоторое время рёбра выравнивались и разорвав кожу становились похожи на крылья)3) Касательно аристократов, то у них было такое понятие как долг и гордость, так что благородные жители, так или иначе попав в немилость, награждались гладиусом, либо другим предметом, способным выступить в качестве орудия для самоубийства.4) Так же автор пропускает преступление военное, такое как трусость. За трусость, панику и подобные деморализующие действия во время боя всё войско награждалось наказанием. В зависимости от колличества, тяжести и звания преступника проводилась децимация. (Умертвление каждого десятого солдата) Центурии либо всего легиона.5) Сожжения в древнем Риме небыло и быть не могло. Так как огонь являлся священным, и испоьзовался в погребении. Осквернять священное действо погребения преступником никто бы не стал. Сожжение стали применять позже исключительно католической церковью. Равносильно как и повешание. А вот четвертование это да, древний Рим это делал, суть в том, что человека привязывали за конечности к повозкам, либо к одиночным лошадям и по одной команде всадники пускались в разные стороны, на 4 стороны света, от того и четвертование. После четвертования части теля выставляли на показ, иногда вместе, а бывало что разносили по разным частям города, зависело от преступника. Непонимаю что жуткого автор нашёл в описании этой казни, но при этом совершенно не жутким кажется автору калесование, что намного мучительнее и страшнее четвертования.А касательно обезглавливания, это автор снова путает с восточными казнями, перекочевавшими позже в Европпу.Думается мне что автор хотел написать про казни католической церкви, узнал что очаг её находится сейчас в Риме и написал про древний Рим. Хотелось бы получать достоверную информацию с этого сайта, а не на скорую руку состряпанную фикцию. Было ещё множество казней, наказаний и пыток. И на кол сожали (эта казнь пришла в Рим из Египта), и на лошади катали привязаным, по земле, и сбрасывали со скал и так далее и тому подобное, но это всё не прижилось.И к стати, народ древнего Рима был куда милосерднее нашего, публичная казнь применялась исключительно в качестве устрашения при волнениях, как пример так сказать, и совершалась крайне редко. В большинстве случаев человек либо продавался в рабство, либо без лишней шумихи убивался.

fandv.ru

Казни в Древнем Риме. - Интересные Притчи

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни. В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров». В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле. Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения. Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен. Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима. Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен. Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

Советуем так же почитать

stixi-tebe.ucoz.ru