Категории населения древней руси. Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Категории зависимого населения в древней руси?. Категории населения древней руси


4.4 Основные категории населения Киевской Руси

Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, пла­тила штрафы, владела землей, которую распределяла между семь­ями. За владение и пользование землей общин­ники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные общинники назывались люди (в единственном числе – людин).

Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными.

Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.

В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Фео­дальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и сла­бым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI в., но их было еще очень мало.

В Киевской Руси в небольшом количестве существовали холопы и челядь. Фактически они были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников.

К привилегированным категориям относились князья, бояре, духовенство, купцы.

4.5 Принятие христианства

С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.

Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.

После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.

В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.

Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

studfiles.net

Категории населения. Развитие русского права Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Августовская революция 1991 года

3. Реакция населения

Несмотря на то, что дикторы на ЦТ постоянно твердили о том, что «подавляющее большинство («вернее подавляемое», - слова одного журналиста [ 16 ]) советских граждан положительно восприняли решения ГКЧП»...

Война за независимость США (1775-1783 гг.)

3. РАСКОЛ НАСЕЛЕНИЯ

Англоязычное население тринадцати колоний было далеко не однородным, однако с началом революционных событий среди колонистов происходит раскол на сторонников независимости («революционеры», «патриоты», «виги», «сторонники Конгресса»...

Евпатория во второй половине XIX века

1.1. Численность населения

Чтобы лучше понять характер населения Евпаторийского уезда, нужно иметь представление о политике заселения Таврической губернии вообще, проводимой русским правительством. Итак...

Значение XVIII столетия в истории Приднестровья (1699-1793 гг.)

2. Движение населения

Различные административные преобразования в Приднестровье сопровождались довольно значительным перемещением населения. Эти миграции были связаны с частыми войнами, набегами, народными восстаниями, эпидемиями...

История - наука или художественное творчество

Объективные научные категории истории

Историческое движение (объективная категория) включает в себя историческое время и историческое пространство. Историческое время (объективная категория) движется только вперед...

Крестьянское право в дореволюционной России

1.2. Правовой статус населения

Каждое сословие имело свой юридический статус. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя...

Крестьянское право в дореволюционной России

2.3. Правовой статус населения.

Крестьяне-общинники - упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика) Половник (исполовники) - люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43)...

Левобережное Приднестровье в межвоенный период

§ 3. Благосостояние и культура населения

гражданский народный хозяйство молдавский Население левобережного Приднестровья, вошедшего в Молдавскую АССР, на протяжении 20-30-х годов в материальном обеспечении пережило весьма сложный период...

Нюрнбергский процесс: уроки и значение для современного мира

1.2 Категории обвинений

Всего было проведено 216 судебных слушаний, председателем суда был представитель Великобритании Дж. Лоуренс. Были представлены различные доказательства, среди них впервые появились т. н...

Общественно-политический строй Древней Руси

2.3 Дискуссия об институте рабства на Руси. Категории зависимого населения

Наличие института рабства как такового на Руси остаётся весьма спорной материей. Вывод, сделанный известным академиком Б.Д. Грековым, гласит, что рабовладельческой формации в Древнерусском государстве не существовало...

Развитие мордовского края в XIX в.

2.2 Социальная структура населения

Дворянство. Дворянство в дореформенный период было настолько неустойчиво и размыто, что наблюдался процесс его социального и экономического расслоения...

Рязанское княжество в XI-XIII вв. и его материальная культура

§5. Христианский элемент населения

Трудно определить, насколько славянский элемент в продолжение первого периода в истории Муромо-Рязанского княжества проник в массу туземного населения; но, вообще говоря, в начале XIII в. он не был еще значителен. К нему принадлежало, конечно...

Управление русских княжеств в эпоху областного строя

3. Княжеские доходы с населения.

За оборону внешнюю и внутренний наряд князь получал с населения разные, доходы. На первом месте здесь надо поставить дань, которая собиралась мехами (белками, веверицами, черными кунами), медом и деньгами (кунами, белыми кунами)...

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Занятия населения

Несмотря на высокий уровень городского строительства, большая часть населения Индской цивилизации жила в сельских поселениях и занималась преимущественно земледелием. Индская долина была одним из древнейших центров земледелия на Востоке...

Штурм Берлина

Положение гражданского населения

Значительная часть Берлина ещё до штурма была разрушена в результате налётов англо-американской авиации, от которых население скрывалось в подвалах и бомбоубежищах. Бомбоубежищ не хватало и поэтому они были постоянно переполнены...

hist.bobrodobro.ru

Основные категории населения Киевской Руси.

В Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне - общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы. Категории населения: 1. Свободные общинники. Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора дани, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребляется для наименования широких слоев сельского и городского населения. Сохранения в течении длительного периода времени этого термина в значении свободного населения указывает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них,утрачивая сословную полноправность, сохраняя личную свободу. 2. Смерды. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смердыXI-XIIв.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых разных точек зрения на данную категорию населения. Так, С.В.Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д.Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. 0А.А.Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнению С.А.Покровского, "смерд Русской Правды, как просто, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограниченный в своей правоспособности человек". М.Б.Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и феодально-зависимых." 3. Закупы. Распространенным термином для обозначения феодально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для изучения закупничества является Пространная редакция Р.П. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но закупа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения. 4. Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оста вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свободных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников. 5. Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XIIв.в. рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе "без ряду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве "видока". Широкое распространение получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством. Вотчина. Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже обрастали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями княжеской власти на местах. 546 0Будучи представителями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они судили, собирали дань и различные пошлины, ведали помещейскими делами. Посадники и волостели - управители сельскими волостями - имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами. Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кражах имущества.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Урок по теме "Категории населения Древней Руси"

Тема урока: Кто чем полезен государству? (Общественный строй Древней Руси)

Класс: 6 класс

Предмет: История России

Учитель: Кутузова Римма Васильевна

Цели урока:

Образовательные

  1.  Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

  2.  Создать условия для усвоения школьниками элементов социального статуса слоев населения

  3. Сформировать у учащихся знание прав и обязанностей и занятий каждой категории населения Древней Руси

  4. Создать условия для усвоения школьниками роли каждой категории населения в Древней Руси

Развивающие

  1.  Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

  2.  Продолжить формировать умение учащихся работать с разного вида источниками информации ( видеофрагменты, текстовый отрывок из источника, изображения)

  3. Продолжить формировать умение оформлять полученную в ходе анализа информацию в виде проекта

  4.  Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала в виде проектов.

Воспитательные

  1.  Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения.

  2. Способствовать осознанию своей роли в современном государстве.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи урока:

1) Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

2) Развивать навык работы с историческим источником.

3) Развивать умение - ставить учебную проблему и составлять учебную задачу.

4) Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в паре и группе.

5) Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее в виде проектов.

Планируемые образовательные результаты:

Формирование потребности к самовыражению и самореализации через осознание роли каждой категории населения в Древней Руси, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Развитие навыков сотрудничества.

Планирование путей достижения цели.

Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формулирование и обоснование собственной точки зрения.

Использование адекватных языковых средств для выражения чувств и мыслей.

Научиться: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, оформлять полученную информацию в проект. Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте каждой категории населения в Древней Руси.

Обязательный минимум содержания: Общественный строй Руси: князья, дружина. Духовенство. Категории рядового и зависимого населения.

Мировоззренческая идея: Каждый человек играет определенную роль в своем государстве.

Основные понятия: права и обязанности, зависимое положение, десятина, закупы, рядовичи, вотчина, община.

Личность в истории: Ярослав Мудрый.

Технологии: проектная технология, элементы критического мышления, проблемного обучения.

Оборудование: иллюстрации «Занятия населения Древней Руси», презентация «Кто чем полезен государству?», заготовки для проектов «Категории населения Древней Руси», клеящие карандаши, ручки разного цвета, видеофрагменты-сценки «Из жизни Древней Руси».

Домашнее задание: Одно на выбор.

1)Составить по маршрутному листу сравнительную таблицу «Категории населения Древней Руси»

2) Выбрать одно из утверждений и написать мини-сочинение на выбранную тему

Нет добродетели, то знатность не поможет (Пьер Корнер)

Не неравенство тягостно, а зависимость (Вольтер)

Форма урока: работа в группах

Структура и ход урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места

2.Мотивирование к учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)

1.Фронтальная беседа.

«История-наука будущего»

Что такое будущее?

Что изучает история?

Может ли прошлое давать уроки будущему?

Когда это происходит?

Какой период истории России вы сейчас изучаете?

Чем можно его охарактеризовать?

Может ли прошлое задавать нам вопросы?

Можем ли мы давать ответы прошлому?

Обсуждение и представление знаний полученных ранее и из практического опыта и мировоззрения.

Познавательные. Определять тему урока

Коммуникативные. Работа в диалоге с учителем

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

3.Постановка проблемной задачи

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую необходимо решить.

1.К уроку мне удалось найти видео-включение (приложение 1) из прошлого. Посмотрите его и скажите, какой вопрос волновал людей XI века.

2.На какой вопрос ищут ответ люди прошлого (Чем они могут быть полезны государству)

3.Предлагаю посмотреть подсказки для ответа на этот вопрос, которые отправил человек из прошлого.

4.Работа с изображениями людей разных категорий населения Древней Руси (бояре, духовенство, крестьяне). Что можем сказать про этих людей? Чем они отличались? Нужны ли были они государству?

5.Посмотрите еще раз на изображения и вспомните вопрос, который задает нам человек на видео. Сформулируйте главный вопрос и цель урока.

6. Как узнать о роли каждого в государстве? Формулируем задачи на урок.

7.На слайде1 (приложение 2) вы видите три изображения, каждая из них поможет вам сформулировать задачи на урок.

8.Работа с изображениями слайда. Сформулируйте задачи.

9. На доске вы видите заготовки для решения этих задач. Что нам нужно сделать с ними?

10. Предлагается заполнить проекты и отправить их в качестве ответа на вопрос человеку из прошлого.

Обсуждение и представление знаний полученных ранее и из практического опыта и мировоззрения.

Высказывают предположения по поводу подсказок из сундука.

Актуализация знаний об отличиях категорий населения в Древней Руси.

Формулирование цели урока: узнать, как каждая группа населения в Древней Руси была полезна государству.

Высказывают свои предположения по составляющим статуса человека в государстве (права, обязанности, роль). Усвоение составляющих статуса.

Работа с изображениями. Формулирование задач урока.

Осознание внутренней потребности к построению нового способа действий.

Познавательные: определять пути по достижению цели урока

Проектирование своей учебной деятельности.

Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Личностные: умение ставить цели, планировать свою работу.

4.Решение проблемной задачи

Предоставляет ресурсы для работы по поставленным задачам.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует работу с информацией.

Организует презентацию подготовленных парами и группами заданий.

1.Работа в парах. Учащимся предлагаются изображения из жизни людей Древней Руси. Необходимо выделить из них те, которые отражают именно занятия каждой группы. Занятия подчеркнуть в маршрутных листах.

2. Начало заполнения проекта. В раздел занятия учащимся предлагается приклеить соответствующие каждой группе населения.

3. Фронтальная беседа. Работа с историческим источником (слайд 11 приложение 2).

Что общего во всех трех статьях документа?

За что устанавливаются штрафы в государстве?

Почему размеры штрафов разные?

неравенство?

В чем выражается неравное положение разных групп населения?

2. Индивидуальная работа. Выяснение прав и обязанностей Учащимся предлагается видео-ролик, из которого необходимо в маршрутном листе подчеркнуть права и обязанности групп населения Руси.

3.Работа в группах над созданием проекта-послания в прошлое. Учащимся предложено выбрать из двух конвертов права и обязанности категорий населения, которые были указаны в видео-ролике.

Задание группе № 1: выбрать права и обязанности бояр

Задание группе № 2: выбрать права и обязанности духовенства

Задание группе № 3: выбрать права и обязанности крестьян и найти различие между свободными и зависимыми крестьянами.

Выбирают наиболее подходящие изображения для характеристики занятий категорий населения Древней Руси.

Формулируют выводы, сделанные в парах в маршрутных листах.

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Оформление проекта, заполнение графы «Занятия населения категорий населения Древней Руси»

Чтение отрывка из источника «Русская правда»

Работа с источником по вопросам.

Выдвижение критериев неравенства в обществе в прошлом и современности.

Просмотр видеоролика сценки из жизни людей Древней Руси.

Осмысление информации, полученной из ролика.

Заполнение маршрутных листов самостоятельно.

Работа в группах по составлению проектов.

Группа работает с двумя конвертами по каждому сословию. Из одного делают выбор прав категорий, из другого обязанностей.

Обсуждение проектов в группах.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы, участвуют в создании совместного проекта

Познавательные: извлекают необходимую информацию из видеофрагментов и изображений; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимую для проекта информацию. Создают совместный групповой проект.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, ведут диалог с учителем, отстаивают свое мнение в группе, учатся правильно презентовать результат своей работы.

  1. Реализация построенного проекта

Организует обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися. Помощь в выборе оптимального варианта, который фиксируется в проекте.

Организует обсуждение полученных проектов

Организует работу с маршрутными листами по усвоению знаний учащихся в ходе выполнения проекта.

1.Выступление групп по правам и обязанностям категорий населения.

Заполнение разделов проекта: права и обязанности.

2.На основе заполненных разделов, выберите роль, которую играли эти группы населения в государстве. (политическая опора, духовная опора, экономическая опора)

3. Заполнение раздела проекта «Роль в государстве»

3. Фронтальная беседа. Какое слово общее у всех трех ролей?

Что такое опора?

Можно ли сказать, что Древнерусское государство не могло существовать без категорий населения?

Важен ли был каждый человек для формировавшегося тогда государства?

Работа с маршрутными листами по заполнению прав и обязанностей категорий населения.

Выступления групп.

Выступающие от групп приклеивают к общим проектам права и обязанности каждой категории населения Древней Руси.

Обобщение информации, полученной в ходе обсуждения в группах. Корректировка проектов.

Осмысление полученных проектов и формулирование вывода о роли категорий населения в государстве.

Осмысление выводов и ответа на главный вопрос урока.

Познавательные: Умение ориентироваться в содержании предмета.

Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать свои суждения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

Регулятивные:

реализация личностного потенциала. Речевая культура

совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы, участвуют в презентации совместного проекта.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, ведут диалог с учителем, отстаивают свое мнение в группе, учатся правильно презентовать результат своей работы.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Организация актуализации полученных на уроке знаний.

Выявление пробелов полученных знаниях.

Организация дискуссии о роли человека в государстве.

1.Работа с полученными в ходе урока проектами.

Фронтальная беседа

2.По каким критериям мы можем определить положение человека в государстве?

3.Если каждый человек играл определенную роль, что можно сказать о Древнерусском государстве

4. Отредактируйте маршрутные листы в соответствии с проектами, которые сегодня выполнили.

5. Как можно ответить на главный вопрос урока?

Участие в обсуждении полученных проектов.

Редактирование своих маршрутных листов.

Формулирование выводов по полученным проектам.

Выдвижение версий ответа на главный вопрос урока.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Формулирование выводов и перенесение их на современную жизнь.

Регулятивные: освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, ведут диалог с учителем, отстаивают свое мнение.

  1. Информация о домашнем задании

Конкретизирует домашнее задание. Дает комментарий к заданию.

Выбрать одно задание

1)Составить по маршрутному листу сравнительную таблицу «Категории населения Древней Руси»

2) Выбрать одно из утверждений и написать мини-сочинение на выбранную тему

Нет добродетели, то знатность не поможет (Пьер Корнер)

Не неравенство тягостно, а зависимость (Вольтер)

Выбор и запись домашнего задания.

  1. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Организация соотнесения цели и конечного результата. Организация и анализ трудностей при выполнении заданий и формировании умений.

Организация анализа и содержания итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Организация дискуссии о роли человека в современном государстве.

1.Фронтальная беседа. Есть ли роль в государстве у граждан сегодня? Если есть, то какая?

2.(Слайд 3 приложение 2). Вы видите высказывания ваших ровесников о своей роли в государстве? Согласны ли вы с этим? Объясните свою точку зрения.

3.Согласны ли вы с тем, что главная Ваша роль в государстве-это будущее страны?

4. Вернемся к высказыванию, с которого начинали урок. Чему может научить нас прошлое?

5.(Слайд 4 приложение 2) Выберите пословицу, которая может охарактеризовать вашу работу на уроке.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Работал спустя рукава.

Всякое уменье трудом дается.

Всему учен, только не изловчен.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

6.Необходимо отправить ответ человеку из прошлого. Попрошу двух человек свернуть эти проекты и сложить их обратно в сундук.

Анализ своей деятельности на уроке.

Выявление пробелов в знаниях.

Осмысление своей роли в современном государстве.

Познавательные:

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.

Регулятивные:

Формирование собственных представлений о предмете изучения.. Речевая культура

Личностные:

Реализация личностного потенциала Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, ведут диалог с учителем, отстаивают свое мнение.

Литература:

    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века6 класс. М.: 2012. - 272 с.

    2. Пчелов, Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса основной школы / Е. В. Пчелов. — 6-е изд., стер. — М.

    3. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.,1990.

 

infourok.ru

Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение.

Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенствупринадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.

Зависимые(невольные) люди назывались холопами.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Русская Правда: происхождение, списки, редакции.

В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.

Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинников. В XI-XII в. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.

Постепенно формируется боярская вотчина - крупное иммунитетное наследственное землевладение.

Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским,который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семе+йные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда(РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП.

Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную(СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. ПП представляет собой измененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются суд Ярослава Владимировича. Последняя редакция ПП приходится на княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого(1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мономаха. СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.

Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община (дикая вира).

В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.

Суд и процесс по “Русской правде”

Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер.

Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование преступления по горячим следам. Особой формой предварительного расследования дела был свод. Свод начинался закличем - публичным объявлением о краже. Если законный собственник находил человека со своей вещью, тот (новый владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и так дальше; человек, который не мог объяснить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соответствующей ответственности. Крайним (т.е. вором) объявлялся также тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили в другую землю. Также собственник забирал свою вещь, если свод доходил до третьего, а третий сам продолжал свод.

Свидетели делились на послухов (рассказывали про образ жизни подозреваемого и пр.) и видоков (очевидцев происшествия). Были и вещественные доказательства (например, поличное - украденная вещь).

Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания железом, испытания водой.

Судебный процессимеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

1) заклич - публичное объявление о совершенном П;

2) свод - очная ставка;

3) гонение следа - поиск доказательств и преступника.

Система доказательствсостояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий.

Система преступлений и наказаний по “Русской правде”

Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами РП. Преступление (П) по РП определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. П не отграничивается в законе от деликта. Объект П - личность и имущество. Объективная сторона П делится на две стадии: покушение на П и оконченное П. В РП проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники П отвечают поровну. Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоятельствам РП относит состояние опьянения, к отягчающим - корыстный умысел.

Субъект П - все физические лица, за исключением рабов. Субъективная сторона П включает умысел или неосторожность. РП еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов П.Среди имущественных П наибольшее внимание РП уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. К имущественным П также относились разбой, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга.

П против личности:убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

Система наказанийпо РП довольно простая. Высшая мера наказания - поток и разграбление,назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьей в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была вира - штраф,который назначался только за убийство. Если за преступника платила община, то это называлось дикой вирой.За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались полувиры.Все остальные П наказывались продажей - штрафом, размер которого зависел от тяжести П. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок - денежное возмещение за причиненный

ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике. Судебный процессимеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

1) заклич - публичное объявление о совершенном П;

2) свод - очная ставка;

3) гонение следа - поиск доказательств и преступника.

Система доказательствсостояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий

pdnr.ru

Категории зависимого населения в древней руси?

Зависимое население Древней Руси делилось на части:· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.· Холопы.В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.Основное население Древней Руси составляли свободные общинники — «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь старших дружинников.«Огнищанин» — это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом — «огнищем» хозяина.«Отроками», «детесками»(детскими) или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.В заключение добавим, что древнерусский термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории — полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.К первым следует отнести закупов и рядовичей. Человека, отрабатывающего ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное — возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. При этом до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 ᴦ.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами. «Русская правда» указывает три базовых источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на робе без особого договора–ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора–ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

shpora.org

Правовое положение населения Древней Руси

История Правовое положение населения Древней Руси

просмотров - 153

В части особенностей правового положения населœения и его отдельных слоев существует немало разногласий относительно места и роли различных социальных групп в обществе и системеы взаимоотношений между ними, но есть и достаточно проясненные ясные позиции. Так, очевидно разграничение по степени свободы: всœе населœение делилось на свободных (бояре, представители духовенства и купечества, земледельцы-общинники, ремесленники и др.), зависимых (холопы) и полузависимых (закупы, рядовичи) людей.

Не вызывает сомнений, и усиливающееся расслоение общества и выделœение правящего слоя,. Все признают, что В большинстве своем он который группируется в основном в рамках княжеской дружины. Есть, правда, Имеются расхождения в вопросœе об эволюции ее состава. В случае если одни подчеркивают этнически неславянские (как правило, скандинавские) истоки дружинного слоя, лишь постепенно пополняющегося представителями славянской племенной верхушки (И. Д. Беляев), то другие видят процесс формирования знати как результат внутреннего разложения славянских коллективов, с незначительной долей иноплеменного элемента (С. В. Юшков).

Анализ Что же касается состава этого уже вполне сформировавшегося слоя элиты, то, несмотря на то, что его анализ до некоторой степени затрудняется недостаточной завершенностью процессов распада и определœенной сложностью разграничения правящего слоя и остальной массы населœения.[183], большинству исследователœей он представляется достаточно очевидным. Прежде всœего, это бояре и княжьи мужи –– дружинники. Привилегированный статус этой группы заключался в праве участия в совещаниях с князьями, получении от них различных государственных должностей, как правило, с передачей «в корм» определœенных территорий или части полученной князем дани, присутствии на княжеских пирах, обеспечении вооружением и т.д. Заметен он до некоторой степени и В юридическом отношении, это выражалось в отличаясь повышенной (как правило, двойной) уголовной ответственностьюи за убийство его представителœей этой группы (ст.1 Пространной .Правды.)[184] и особыом порядкоме наследования земли (ст. 91 Пр.остранной Пр.авды)[185].

С конца X в. начинает формироваться еще одна привилегированная группа –– духовенство. Политика поддержки Церкви государством[186] и постепенное укрепление ее позиций на Руси создавали основу для сосредоточения в ее руках весьма значительных богатств и возможности участия в политической деятельности. Особенно отчетливо это проявлялось в Новгородской земле, где архиепископ («владыка») фактически управлял городской казной и нередко выступал в роли своего рода третейского судьи.

Существенными привилегиями обладало также купечество. Первоначально это былибудучи выходцамиы из дружинного круга, занимавшимиеся одновременно войной и торговлей, где-то с середины XI в., купечество постепенно пополнялосьясь выходцами из иных слоев –– ремесленников, свободных общинников, и даже холопов, – купцы окончательно превращаясьются в самостоятельную профессиональную и социальную группу. Впрочем, Хотя единство ее было весьма условным. С одной стороны, явно выделяласьется наиболее привилегированная ее часть –– «гости» –– купцы, торгующие с зарубежными странами, с другой –– значительная масса мелких торговцев, оперирующих на местном рынке.

В случае если в отношении элиты древнерусского общества сложились более или менее ясные представления, то совершенно иная ситуация с непривилегированными слоями населœения. Разногласия существуют буквально по всœем позициям: источники формирования, степень свободы и зависимости, система внутренних и внешних связей, место и роль в социальной структуре, отношения с государством, уровень жизни, –– всœе эти вопросы весьма неоднозначно трактуются в исторической литературе.

Пожалуй, наиболее загадочной фигурой Древней Руси является смерд.[187]. Одни видят в смердах составляющих большинство сельского населœения свободных земледельцев-общинников, обязанности которых по отношению к князю (государству) ограничивались лишь уплатой налогов и выполнением повинностей в пользу государства (С. А. Покровский[188]), другие, напротив, рассматривают их в качестве людей зависимых, угнетенных (Л. В. Черепнин[189]). И. Я. Фроянов вообще считаетл их сравнительно небольшой группой бывших пленников, государственных рабов, посаженных на землю. Наряду с этими «внутренними» смердами он выделяет также группу «внешних»: покоренные племена, платившие дань.

Причины расхождений во многом связанылежат в с очевидной двойственностиью статуса смерда. В случае смерти бездетного смерда его наследство («задница», «статок») переходило князю. С одной стороны, смердон несет обязательства по договорам, имеетл право участия в судебном процессе, с другой, –– имелись встречаются признаки юридической неполноправности: по крайней мере, штраф за его убийство равеннялся штрафу за убийство холопа (5 гривен). По-видимому, сложность выявления статуса смерда связана с тем, что при сохранении на протяжении довольно длительного времени единого названия этой социальной группы, ее положение постоянно менялось. Возможно, первоначально - ϶ᴛᴏ земледелœец-общинник, затем –– государственный данник.

Несколько лучше определœена в Русской Правде категория «закупа», которому в Пространной редакции отведен целый раздел –– Устав о закупах. Закуп –– человек, взявший «купу» ––– заем (земля, скот, зерно, деньги и пр.) – и обязанный ее отработать. Поскольку на ссуду нарастали проценты –– резы, продолжительность отработки могла постоянно нарастать. Отсутствие твердых нормативов отработок вызывало постоянные конфликты, которые потребовали урегулирования отношений должников с кредиторами, в результате чего были установлены предельные размеры рез на долᴦ.

Личность и имущество закупа охранялись законом, господину запрещалось беспричинно наказывать его и отнимать у него имущество. В то же время, в случае совершения правонарушения самим закупом ответственность оказывалась солидарной: потерпевший получал штраф от его господина, но закуп мог быть превращен в полного холопа –– раба («выдан головой»). Точно так же и за уход от господина, не расплатившись, закуп становился холопом. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелœей («по нужде»).

Другой не вполне ясной фигурой Русской Правды являются рядовичи. Большинство современных историков счи­тает, что рядовичи в Киевской Руси –- ϶ᴛᴏ люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору) и близкие по свое­му положению к закупам. Так, штраф за его убийство равнялся штрафу за убий­ство смерда. Напротив, Л. В. Черепнин по­лагал, что на Руси не было особой категории рядовичей, выдвинув гипотезу о том, что термин данный в Рус­ской Правде использовался для обозначения рядовых смер­дов и холопов.

По- всœей видимостиму, и закупы, и рядовичи, отличались не столько положением, сколько способом приобретения своего статуса и бывают отнесены к полурабам –– своего рода временным холопам. В отличие от полных рабов они сохраняли право вернуть свободу в случае выполнения взятых на себя обязательств.

Но, пожалуй, нет во всœей социальной структуре раннесредневе­ковой Руси более противоречивой категории насе­ления, чем холопы –– люди, право владения которыми у господ ничем не было ограничено. Светское право совершенно не вмешиваетсялось в отношения господина к холопу;, оно лишь привлекаетло к ответственности господ за ущерб, причинœенный их холопам третьими лицами;. Жизнь челяди охраняетсялась законом не как самостоятельная ценность, а лишь как имущество, принадлежащее какому-толибо хозяину;. Холопы лично не были ответственны: «их князь продажей не казнит». Холоп не имел своей собственности и в лю­бое время сам мог быть продан или отдан любому ли­цу. За всœе последствия, вытекающие из заключенных с согласия хозяина холопом договоров и обязательств, ответственность нес господин. Закон практически не защищал жизнь холопа. Правда, за его убийство третьими лицами налагаелтся штраф в 5 гривен, но это не столько наказание, сколько компенсация потери имущества (другой формой компенсации могла быть передача господину другого холопа). В определœенных случаях холопа вообще можно убить, не неся за это никакой ответственности. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафные санкции в отношении действий холопа также обращались на господина. Холоп не мог выступать в суде в качестве какой-либо из сторон. Показания холопа как свидетеля были ничтожны: в случае отсутствия других доказательств свободный человек мог сослаться на его показания, но с обязательной оговоркой о «словах холопа». Иными словами, холоп – с формальной точки зрения, ––это раб русского средневе­кового общества[190].

При этом особенностью положения холопа являлось нередкое несоответствие его юридического статуса и реальной практики (как, впрочем, и в русском праве в целом). Обнаруживается, что вВ действительности, пусть и по доброй воле господ, холопы могли обладать не только движимым имуществом, но даже дворами, имели свои хозяйства, передавали имущество по наследству и т.д.[191]

Но главной отличительной чертой древнерусского холопства было не столько его правовое положение, сколько практическое использование этого положения. Труд холопов применялся не столько в процессе производства, сколько в быту, в связи с этим более точное определœение холопа –– слуга. Хотя, несомненно, среди холопов мы встречаем пашенных и дворо­вых людей, основную массу составляли слуги князя или боярина, вхо­дившие в состав его личной челяди и дружины. Именно из их среды формировалась княжеская администрация (к примеру, тиуны, ключники, огнищане) и даже выходили видные представители верхушки. Перед многими из них открывалась дорога в вер­хи древнерусского общества.

Закон строго регламентировал источники «внутреннего» холопства: самопродажа в рабство (человека, семьи), рождение от родителœей, один из которых – холоп, женитьба на робе, тиунство («ключничество») –– поступление на службу в качестве управителя хозяйства к господину без ряда (договора о сохранении статуса свободного человека). Источником холопства могло стать также совершение преступления, бегство закупа от господина, проигрыш или утрата купцом чужого имущества. В то же время, ряд исследователœей считаюет, что главнымй источником холопства был внешний –– война, плен, хотя в Русской Правде он отсутствует (обоснование этого им видится в том, что Русская Правда регулирует лишь внутренние процессы).

Сравнительно небольшую количественно, но очень значимую в структуре социальных отношений группу составляли ремесленники. Будучи профессионально близки вВ социальном отношении они были весьма неоднородны: во-первых, - ϶ᴛᴏ свободные общинные ремесленники, проживающие в деревне, во-вторых, – свободные городские мастера, и, в-третьих, – ремесленники-холопы. Первые ориентировались на удовлетворение хозяйственных потребностей, последние –– на бытовые и, возможно, военные. Ряд историков полагаеют, что уже в домонгольский период возникли ремесленные объединœения, аналогичные цеховым организациям западноевропейских городов (Тихомиров М. Н.), однако каких либо прямых сведений об этом в источниках нет, а косвенные очень скудны и противоречивы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная структура Древней Руси представляет из себясобой сложное переплетение отношений самого различного уровня –– профессиональных, социальных, родственных, и т.д., – часто аморфных, нечетких, противоречивых, характерных для переходной эпохи.

Читайте также

  • - Правовое положение населения Древней Руси

    В части особенностей правового положения населения и его отдельных слоев существует немало разногласий относительно места и роли различных социальных групп в обществе и системеы взаимоотношений между ними, но есть и достаточно проясненные ясные позиции. Так, очевидно... [читать подробенее]

  • oplib.ru