Касоги древнее племя. Аномалия - электронная библиотека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Активный туризм на Юге России. Касоги древнее племя


Губарев: чёрные клобуки, черкасы, ясы и касоги как предки казаков

Г. В. ГУБАРЕВ (США) Писатель и публицист, автор и составитель «Казачьего словаря-справочника» (США), казак станицы Елизаветовской, Области Войска Донского Георгий Витальевич ГУБАРЕВ (03. 09.1894 - ?)

ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ Русские летописцы уделяют нашим предкам не так уж много внимания, но и те данные, которые о черных клобуках сохранились в летописных записях, дают возможность восстановить образ первоначальной их связи со славянской Русью, а попутно и осветить некоторые моменты из их жизни, их внешние и духовные черты и особенности. Первая короткая заметка о людях, пришедших на Днепр с Дона, говорит о том, что среди киевлян-язычников были дружинники христиане. Их называли Козаре и в 944 году они присягали в церкви Св. Ильи. Козарами здесь называются анане или приазовские славяне (будущие бродники и черкасы). Кроме них в Хозарии христиан не было. Остальные подданные и сама власть были иудейской, магометанской или языческой веры. На Руси в это время княжил один из первых варягов Игорь – Ингвар. Его сын Святослав в 965 году отобрал от хозар северо-западный Кавказ, основал здесь Томаторканское княжество, а пленных ясов и касагов привел с собой под Киев. По всей видимости он их поселил на левом берегу Днепра, основав здесь город Переяслав (на Дунае он вскоре после этого построил Переяславец). Ясы это ирано-скандинавский народ, одна из ветвей ананской группы. Их потомки называются осетинами. Касаги же или касоги, это жители кавказских предгорий – Касаюн, т. е. великие сагины. Их вспоминает Прокопий Кесаритский в VI-м веке. Это предки нынешних кабардинцев и частично казачьи. Кабардинцев осетины и теперь называют касагон (второе «а» короткое). Представители этих племен, вероятно, были в большом числе в дружине Святослава и он от них перенял кавказский, ананский обычай оставлять на бритой голове клок волос — оселедец. Ясы и касаги, по понятиям киевлян, были черкасами. Они отличались своеобразной внешностью, особенными костюмами, они всегда носили черные меховые папахи. От головного убора и произошло первое их славянское прозвище – черные клобуки, черные шапки. Сами они, вероятно, себя так не называли, а в первые века различались по племенам: чиги, торпеи, ковуи, ольберы и т. п. Крестивший Русь Владимир Святославович призывал к себе на помощь с Донца конницу торков. В 985 году он ходил с ними в поход на Камских болгар. Однако, города, построенные им вдоль киевской границы, он заселял кривичами, новгородцами и чудью (финнами). Зато его сын Мстислав Храбрый создал целую эпоху в деле переселения черкасов с Кавказа и с Дона. Ему от отца пришелся степной удел, где население еще почти целиком состояло из кочевников. Торки, проживавшие по берегам Дона и Донца, были тоже только частично оседлыми. В распоряжении князя не оказалось ни одного славянского города на Днепре. Он принужден был обосновать свою столицу на Кубани в городе Томаторкани. Его держава была небогата, торговлей и ремеслами население занималось мало, но зато степи доставляли ему отряды природных воинов. С ними он окончательно разгромил Хазарию и, усилив свою дружину касагами, в 1024 году принудил старшего брата Ярослава отдать себе весь левый берег Днепра. В битве под Лиственом кавказская дружина Мстислава на голову разбила Ярослава с его варягами, киевлянами и новгородцами. Храбрый князь торжествовал. Но ликовал он не так от победы, как от малых потерь в своем кавказском войске: «Кто этому не был бы рад» — воскликнул он, проходя по полю битвы, — «вот лежит северянин, а это варяг, а своя дружина цела». «Любяше дружину по целику», Мстислав ничего не жалел для своих воинов. Из них, их родов и их племен он образовал в княжестве особую касту. После него вдоль p.p. Десны и Сейма оказалось значительное количество поселений бывших кавказцев. Они доставляли черниговским князьям опытных воинов и составляли род военного класса — былей. При Мстиславе границы его княжества охватывали все пространство между Днепром и Доном. Водная связь бассейнов этих рек способствовала беспрепятственным перемещениям населения с одной реки на другую. В 1064 году в готовую черкасскую оседлую среду пришли торки-берендеи, вытесненные с Донца половцами. Торки по тому времени были очень многочисленным народом. Они вселились в длинную пограничную полосу лесо-степи, начиная от р. Ю. Буг на северо-восток до Дона. На р. Роси появились их города Торческ и Канев, по р. Суле — Воинь, Браны, Баруч, за р. Сеймом — Берендеево и Ижва, наконец, где-то на р. В. Ворона оказались вторые Торческ и Воинь. От этого времени между славянским оседлым лесом и кочевой степью выросла живая преграда из черных клобуков. Она постоянно впитывала все новых и новых выходцев из степи. Часть торков, временно задержавшихся среди половцев, жители подонских городов, ясы, пришедшие от половцев с Ярополком Владимировичем («Приведе с собою Ясы и жену полони собе Ясыню»), все, кто не смог наладить добрых отношений с новыми владельцами степи, находили здесь приют среди оседлых однородцев. Тылы их обороны опирались на Русь, и потому началось военное сотрудничество с русскими князьями, началось близкое общение с соседями-славянами. Но, судя по летописям, такое сожительство, принесло черным клобукам мало радости. Им пришлось много терпеть от вероломства князей, от сделок их и родственных связей с половцами, от постоянных княжеских междоусобиц. Детям степи трудно было переносить постоянное давление на их волю, поползновения сделать из них орудие княжеских доходов. На действия соседних властей они отвечали протестами, вооруженными выступлениями. В 1080 году «заратишася Торки Переяелавсции на Русь». В 1120 г, часть их и совсем ушла с мест куда-то в степи. Может быть на сев. Дон, куда еще не простиралась фактическая власть русских князей и где уже были их одноплеменники торки. В 1184 году жители города Торческа северного выступали против русских с камскими болгарами. В положении непрерывных переселений и постоянной войны рост культурный был немыслим. К тому же их поселения были растянуты на сотни километров в длину, очевидно, применительно к удобствам степного скотоводства. По этому поводу им не удавалось создать глубину оборонной линии. Каждый их хутор мог быть объектом нападения хищных степняков и должен был быть подготовлен к обороне непрерывно. Но, несмотря на это, общие беды буферного образования, сродный для всех них быт и общественные навыки, наконец, разная степень племенной близости, результат кочевого соседства на протяжении веков, способствовали росту среди них крепкого сознания национального единства. Оно, в конце концов, выразилось в усвоении ими всеми одного общего имени. Это произошло в связи с отмиранием родового быта, когда постепенно исчезли племенные названия, а на их место от части к целому пришло объединяющее имя Касаг. На протяжении веков оно незначительно трансформировалось в более удобное для произношения — Казак. Это так просто и так очевидно, что совершенно непонятны постоянные старания произвести наше имя от косы, козы, козявки, касахи, кожуха, бездомного бродяги и прочей дребедени (см. Карамзина и Болтина).

Двухвековое сожительство, несмотря на усвоение славянских наречий, не создало крепких уз со славянским миром. Как только пришли татары в 1237 году все Черные клобуки вслед за подонскими бродниками оказались на их стороне. Их земли на всем своем протяжении от р. Ю. Буг до Хопра создали теперь окраинную и охранную полосу Монгольской империи. Население этой окраины, уже называвшееся Черкассами и казаками получило особое церковное управление с центром в Сарае, выполняло в степном государстве назначенную ему роль и пользовалось гражданскими правами наравне с другими подданными. Больше чем полтора века казаки оказались оторванными от славян. Русь оставалась за границами империи со своим прежним управлением в качестве данника. Татарская эпоха, вопрос о Пятой орде, недавно вызвавший столь нервические выступления, это особая тема. Но нужно признать, что факт пребывания всех казаков гражданами Золотой Орды находит подтверждение в сообщениях русских и иностранных источников. Одно из многих свидетельств об этом приводится Ригельманом в «Повествовании о Донских Казаках». Там находим, что «Примечание к родословной татарской истории» сообщает «о казаках, живущих в стране, как татары именуют Кипчякской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаш и Бористен, ныне именуемые Доном и Днепром». Кипчакская страна или Дешт-и-Кипчак это тюркское название владений Золотой Орды."

«Донская целина», США № 7, октябрь 1953 года.

Взято с http://aheku.org/forums-m-posts-q-1012.html

kazak-nation.livejournal.com

Касоги - это... Что такое Касоги?

(косоги, косаги) — народ черкесского (адигского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар. В первый раз имя К. занесено в летопись под 965 г. в рассказе о походе кн. Святослава на хазар. Взяв хазарский город Белую Вежу (иначе Саркел) на нижнем течении Дона, Святослав победил ясов (см.) и соседних с ними К., живших на Нижней Кубани. Название К. до сих пор в форме касач известно осетинам: так называют они своих черкесских соседей кабардинцев (см.), и населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем Касажского поля (кäсäджи быдыр). По свидетельству Константина Багрянородного (Х в.), область, занимаемая К., которую он называет Κασαχια, примыкает к стране аланов (см. Stritter, "Memoriae populorum", IV, р.396, § 93). По показанию арабских географов, народ кашак, т. е. К., жил в соседстве аланов, между Кавказом (т. е. Кавказским хребтом) и морем Рум (т. е. Черным). См. Maçoudi, "Prairies d'or Ch.", XVII, p. 45. Касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества (см.), которое имело на них значительное влияние. В 1022 г. с ними воюет кн. Мстислав Тмутараканский; в следующем году они упоминаются вместе с хазарами в его дружине, когда он идет против брата своего Ярослава. Под 1066 г. находим летописную заметку, что кн. Ростислав Тмутараканский брал с К. дань. После падения Тмутараканского княжества и занятия южно-русских степей половцами известия о К. прекращаются. Только под годом 1223, в рассказе о появлении татар, летописец, говоря о происхождении этого нового неприятеля, прибавляет: "и мы слышахом, яко многы страны поплениша, ясы, обезы (абасгов), касогы, и половець безбожных множество избиша". Наиболее громкое событие, связанное с именем К. и записанное в летопись из дружинного сказания — или, быть может, песни, — единоборство кн. Мстислава с касожским богатырем. "Слово о полку Игореве" вспоминает "храброго" Мстислава, "иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми". После завоевания Северного Кавказа татарами К. разделяли участь прочих северокавказских народов. В настоящее время потомками древних К. должны считаться адигские племена и, главным образом, кабардинцы (см. Черкесы).

Вс. Миллер.

dic.academic.ru

КАСОГИ | Энциклопедия Всемирная история

КАСОГИ - ис­то­рический на­род на Северо-Западном Кав­ка­зе. 

Впер­вые Касоги упо­ми­на­ют­ся в середине X века: арабский учё­ный аль-Ма­су­ди на­зы­ва­ет на­род «ка­шак, жи­ву­щий ме­ж­ду го­рой Кабх и Рум­ским мо­рем»; ви­зантийский император Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный знал стра­ну Ка­са­хию ме­ж­ду Зи­хи­ей и Ала­ни­ей; ха­зар­ский царь Ио­сиф в пись­ме к кор­дов­ско­му вель­мо­же сре­ди на­ро­дов, пла­тя­щих дань ха­за­рам, на­звал «жи­ву­щих в стра­не Ка­са». В конце X века в ано­ним­ном сочинении «Ху­дуд-ал-Алам» упо­ми­на­ет­ся город Ке­сег в стра­не Алан. Во 2-й половине XI - XIII веках све­де­ния о Касоги поя­ви­лись в древне-русских и грузинских ле­то­пи­сях и эпи­гра­фических ма­те­риа­лах (наи­бо­лее из­вест­но опи­са­ние в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» по­един­ка ме­ж­ду тму­та­ра­кан­ским князем Мсти­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем и ка­сож­ским князем Ре­де­дей). Письменные ис­точ­ни­ки од­но­знач­но ло­ка­ли­зу­ют Касоги ря­дом с Ала­ни­ей, Аб­ха­зи­ей, Зи­хи­ей и городом Та­ма­тар­ха (Тму­та­ра­кань). По­сле XIII века Касоги прак­ти­че­ски не упо­ми­на­ют­ся в письменных ис­точ­никах, позд­нее имя Касоги из­ред­ка встре­ча­ет­ся как ана­хро­низм в русских агио­гра­фических со­чи­не­ни­ях и во­ин­ских по­вес­тях.

У современных ис­то­ри­ков сло­жи­лись две точ­ки зре­ния на про­ис­хо­ж­де­ние и ис­то­рию Касоги. Со­глас­но кон­цеп­ции средне-вековой ис­то­рии Северо-Западного Кав­ка­за, офор­мив­шей­ся в середине - 3-й четверти XX века (Е.П. Алек­сее­ва, Е.С. Зе­ва­кин, Л.И. Лав­ров, Г.А. Ме­ли­ки­шви­ли и другие), Касоги про­изош­ли от ма­ло­ази­ат­ско­го на­ро­да кас­ков (из­вес­тен по письменным ис­точ­ни­кам II-го - начала I-го тысячелетия до н. э.) - да­лё­ких пред­ков ады­гов. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье на ба­зе ме­о­то-сар­мат­ских пле­мён При­ку­ба­нья и Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья Кав­ка­за офор­ми­лись два сою­за род­ст­вен­ных пле­мён - зи­хи и Касоги. Позд­нее, со­глас­но этой кон­цеп­ции, Касоги ста­ли ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния ка­бар­дин­цев.

Со­глас­но другой ги­по­те­зе (Н.Г. Вол­ко­ва, И.О. Гав­ри­ту­хин, А.В. Гад­ло, А.В. Дмит­ри­ев, И.Л. Кыз­ла­сов, А.В. Ми­хе­ев, А.М. Но­ви­чи­хин, Э.Х. Па­неш, А.В. Пьян­ков, В.А. Та­ра­ба­нов и другие), Касоги - ко­че­вой или по­лу­ко­че­вой на­род, про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­ро­го свя­за­но с тюр­ка­ми Центральной Азии и уг­ра­ми По­вол­жья. Касоги бы­ли под­вла­ст­ны ха­за­рам, ко­то­рые в 1-й половине или середине VIII века пе­ре­се­ли­ли их на Северо-Западный Кав­каз для ох­ра­ны гра­ниц и кон­тро­ля над ре­гио­ном в ин­те­ре­сах Ха­зар­ско­го ка­га­на­та. Другая род­ст­вен­ная груп­пи­ров­ка была по­се­ле­на ха­за­ра­ми в бас­сей­не реки Се­вер­ский До­нец. Во гла­ве Касогов сто­ял кня­же­ский род Кес; его наи­бо­лее яр­кий пред­ста­ви­тель - князь Инал, но­сив­ший тюркский ти­тул ак-яб­гу и свя­зан­ный род­ст­вом с пра­вя­щей ха­зар­ской ди­на­сти­ей, чле­ны ко­то­рой воз­во­ди­ли своё про­ис­хо­ж­де­ние к ро­ду Аши­на. По пре­да­нию, от Ина­ла ве­ли своё про­ис­хо­ж­де­ние все адыг­ские кня­зья. По­сле ос­лаб­ле­ния Ха­зар­ско­го ка­га­на­та Касоги в 1-й половине X века ис­пы­та­ли мощ­ный на­тиск кавказской Ала­нии и час­тич­но бы­ли под­чи­не­ны ей. Другая часть Касогов ин­тег­ри­ро­ва­лась с зи­ха­ми для со­вме­ст­но­го про­ти­во­стоя­ния алан­ской аг­рес­сии (при этом ро­до­вое имя кня­же­ско­го ро­да Кес бы­ло пе­ре­не­се­но со­се­дя­ми на всё зи­хо-ка­сож­ское объ­е­ди­не­ние) и к XIV веку бы­ла ас­си­ми­ли­ро­ва­на. При­сут­ст­вие Касогов за­фик­си­ро­ва­но так­же в сре­де на­се­ле­ния Тму­та­ра­кан­ско­го кня­же­ст­ва.

Тер­ри­то­рия рас­се­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­ки Касогов по письменным ис­точ­ни­кам по­зво­ля­ют свя­зы­вать с ни­ми бо­лее 20 мо­гиль­ни­ков в Западном За­ку­ба­нье и в рай­оне Ана­пы - Ге­ленд­жи­ка (Бо­ри­сов­ский мо­гиль­ник, Дюр­со, мо­гиль­ни­ки Ка­за­зо­во-2, Мол­до­ва­нов­ский, Псе­куп­ский и другие), объ­е­ди­няе­мых в ку­ба­но-чер­но­мор­скую груп­пу кре­ма­ций ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Для неё ха­рак­тер­ны тру­по­сож­же­ния на сто­ро­не, прах по­ме­ща­ли в не­боль­ших ямах или в ке­ра­мических со­су­дах, со­про­во­ж­да­ли ору­жи­ем (из­вест­ны и дос­пе­хи), кон­ской уп­ря­жью, ук­ра­ше­ния­ми (в т. ч. из дра­го­цен­ных ме­тал­лов), бы­то­вы­ми пред­ме­та­ми, очаж­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми и другим.

Касоги ос­та­ви­ли след в кавказской оно­ма­сти­ке: осе­ти­ны на­зы­ва­ют ка­бар­дин­цев «ке­сег»; близ­ко по зву­ча­нию и сван­ское на­име­но­ва­ние ады­гов - «ка­шаг». У ады­гов не со­хра­ни­лось по­доб­но­го са­мо­на­зва­ния, но в ро­до­слов­ных пре­да­ни­ях упо­ми­на­ет­ся пра­дед князя Ина­ла по име­ни Кес (по Ш.Б. Ног­мо­ву). По мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, са­мо­на­зва­ние Касоги име­ло фор­му «кес» и че­рез алан­скую фор­му «кес//ег» бы­ло за­им­ст­во­ва­но со­се­дя­ми - «ка­шаг/ ка­с­сах/ка­сог». Эта фор­ма при­сут­ст­ву­ет в дру­гом (ве­ро­ят­но, тюрк­ском) на­име­но­ва­нии ады­гов - «чер//кес».

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

О некоторых этнических названиях адыгов в прошлом (зихи, касоги, черкесы)

 

 

Р.Б.СХАТУМ

 

В современной исторической литературе утвердилось неправильное историческое обозначение адыгов и их предков в средние века. Между тем, сопоставляя письменные и археологические источники, у меня сложилась совсем иная картина исторического обозначения племен Северо-Западного Кавказа в средние века. Далее я буду рассматривать этнические названия в хронологическом порядке их появления и существования в истории адыгов.

ЗИХИ. Впервые это название появляется в I в. до н.э. у Страбона, обозначая одно из восточно-причерноморских племен. Далее этот термин встречается у Плиния (I в. н.э.), Дионосия (II в. н.э.), Прокопия Кесарийского (VI в.), в "Византийской хронике" (VIII в.), Епифа-ния (IX в.), Константина Багрянородного (945-959 гг.), Юлиана (1235 г), Иоанна де Галонифонтибуса(кон. XIV в.), Интериано (1470-е гг.) и ряда др. авторов средневековья. Сам термин "зихи" переводиться из адыгского, как "одноморцы", где "зы"—один, а"хы" —море. Возможно, именно этим и объясняется их отсутствие в письменных источниках до I в. до н.э., когда они еще жили в глубине материка и к морю не имели непосредственного отношения. Во II — нач. I вв. до н.э. часть местных племен, возможно под давлением сарматов, из Закубанья и северных предгорий продвинулась через кавказский хребет и вклинилась между известными здесь ранее ахеями и гениохами, в районе современного г.Туапсе. Далее, где-то в Ш в. н.э. происходила очередная "перекройка" этнической карты Северо-Западного Кавказа. С VI в. на побережье от Геленджика до Сочи источники сообщают лишь об одних зихах там, где до этого упоминались ахеи, гениохи, керкеты и другие племена, а от Тамани до Новороссийска расселялись готы-евдусиане. Последние, возможно, вернувшиеся на родину меоты, большая часть которых ушла с Кубани в кон. II — нач. III вв. н.э. на Дон и Днепр, и приняла участие в формировании черняховской культуры III-IV вв., а затем, в 375 г., была увлечена на Запад гуннскими ордами вместе с аланами и готами. Могильник Дюрсо (под Новороссийском), связывается исследователями именно с этими готами-евдусианами (тетракситами). Сам могильник датируется в пределах 2-й пол. V — VII вв., т.е. тогда, когда со смертью Аттилы пала гуннская империя (453 г.), и входивший в нее конгломерат племен (готов, алан, меотов и др.) уже ничто не держало, и часть их могла вернуться в 3-й четверти V в. назад. Естественно, находясь три четверти века на чужбине, в других географических и климатических условиях, в окружении различных племен, меоты испытали с их сторонны, особенно со стороны готов, алан и гуннов, сильное влияние, что наглядно отображает археологический материал того же могильника Дюрсо. Произошел как бы синтез этих культур. С кон. V по VII вв. эти готы-тетракситы частично смешиваются с зихами, на что указывает одинаковые типы оружия и другого инвентаря из могильника Дюрсо и зихских могильников Бжид-1, Сопино, Агойский и др. В сер. VIII в. н.э. готов на могильнике Дюрсо сменяют новые племена с обрядом трупосожжения. В связи с этим перейдем к этнониму "касоги".

КАСОГИ. Впервые термин "кашак" упомянул ал-Масуди в 943 г. Далее в 50-е гг. X в. Касахию упоминает К.Багрянородный. В русских летописях этот термин впервые упоминается в связи с восточным походом Святослава в 965 г. Далее он неоднократно упоминается в русскихлетописяхХI-ХIII вв. (1022-1024,1066,1223 гг.). В современной литературе распространено мнение, что впервые этот термин упоминает Епифаний в нач. IX в. Это ошибочное мнение убедительно опроверг А.В.Пьянков (Пьянков А.В., 2001, с. 118). На самом деле у Епифания упоминаются касогдиане, а в оригинале, при перечислении народов Понта, — "кай согдиане'', где приставка "кай" обозначает суффикс "и", а согдиане никто иные, как жители Сугдеи — древнего города на южном побережье Крыма (совр. Судак). А.В.Пьянков также убедительно доказал, что касоги являются носителями обряда трупосожжения (Пьянков А.В., 2001, с.117-120), встреченного на Северо-Западном Кавказе, в Подонье, в Верхнем и Среднем Поволжье и связываемого с угорскими или тюркскими племенами (Пьянков А.В., Тара-банов В.А., 1998, с.23). Таким образом, касоги являются не местными, а пришлыми племенами. Скорее всего, это угры, которых переселил в указанные выше районы хазарский каганаг в сер. VIII в., создав своеобразные буферные зоны из воинственного населения для защиты своих границ от набегов. Таким образом, Святослав в 965 г., скорее всего, разбил донских ясов и касогов, на что указывает сама летопись:".. .одоле Святослав коза-ром и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и касогы" (Воинские повести Древней Руси, 1985, с. 17). В поздних летописях мы встречаем приписку к этому отрывку:"... и приведе к Киеву". При этом ни разу в летописях не упоминается Тмутаракань и вообще Северо-Западный Кавказ. Непонятно тогда, почему Святославу приписывается основание Тмутараканского княжества? Дело в том, что сам маршрут Святослава в современной литературе описан неверно. Историки считают, что он спустился на ладьях по Волге вниз до Каспийского моря, а затем с войском, большая часть которого была пешей, пошел через безводные калмыцкие степи (это, вдобавок, при среднем весе воинского снаряжения каждого воина 10-15 кг, да еще и через враждебные территории кочевников). Думаю, они бы не дошли даже до гор, не то, что до Тамани. Да и зачем было Святославу подчинять северокавказскне племена, так как они не представляли прямой опасности для Руси, тем более, что с теми силами, которыми он располагал, он бы не удержал за собой эту территорию, отделенную от границ Руси сотнями и тысячами километров. В связи с этим, я хотел бы дать свою версию направления похода.

Святослав спустился по Дону на кораблях, взял хазарский город Саркел,' 'переименовав" его в Белую Вежу (с др.-русс. букв. Белая Юрта), разбил донских ясов и касогов, подчинявшихся хазарам, и вернулся в Киев. Тогда остается вопрос: каких касогов в 1022 г. подчинил Тмутараканскому княжеству Мстислав? Я предполагаю, что Мстислав подчинял кубанских касогов, т.к. донские касоги были подчинены, по всей видимости, за более чем полвека до этого его дедом Святославом. После падения Хазарии кубанские касоги остались без центральной власти (кагана) и проводили самостоятельную политику, во главе их стоял князь, например, известный по русским летописям Редедя, являвшийся потомком Кеса. При этом заметим, что донские касоги существовали на Дону и после похода Святослава. Думается, что во время монголо-татарского похода 1222 г. Субэдэй "пленил" именно донских "Ясов, Обезов и Касогов". Этот вывод основывается на том, что поход 1222 г. был, по сути своей, разведкой боем. Татары тоща не ставили себе задачу покорить всю Восточную Европу и поэтому воевали с теми, кто становился с оружием на их пути. А путь их шел, как известно, через Восточный Кавказ и далее через бассейн р. Калаус на Дон, за которым в апреле 1223 г. они разбили ставшее на их пути русско-половецкое войско. Естественно, переходя через Дон, татары не могли не столкнуться с донскими ясами и касогами, которых они и "пленили". При этом надо учесть, что ни Юлиан (в 1235 г.), ни остальные авторы позднее уже не знают на Северо-Западном Кавказе касогов, зато знают зихов и черкесов, которые как это видно из сообщения того же Юлиана, в 1235 г. еще не были подчинены татарам (Гарданов В.К., 1974, с.32), иначе зачем бы им снова надо было покорять адыгов в 1237 и 1240 гг.? В 1253 г. Рубрук пишет, что ни Зихия, ни черкесы не были еще покорены татарами (Гарданов В.К., 1974, с.36). На основе этого, я думаю, что оставшиеся на Кубани касоги в 1-й пол. XIII в. интегрируются с зихами и ассимилируются ими (Пьянков А.В., 2001, с.120). Это подтверждает и археологический материал: в XI-XIII вв. часть могильников и погребений становиться биритуальными, а в XIV-XV вв. мы встречаем в адыгских погребениях пережитки трупосожжения— слои углей (например, Белореченский мог-к). После XIII в. неизвестны кремации и на Дону. Я думаю, это было связанно с военным положением и ситуацией, когда сжигать покойника было просто некогда. Кроме того, в это время широко распространяется христианство, запрещавшее сжигать покойника, т.к. это было чисто языческим обрядом. Любопытен и факт, что осетины и сваны до сих пор называют кабардинцев (и только их) кейсег. На мой взгляд, кабардинцы являются прямыми потомками касогов. Как я уже сказал, часть касогов продолжала жить на Дону и после монголо-татарского нашествия. Между тем, после XIII в. название "касоги" сходит с исторической арены, и в тоже время на итальянской карте Фредуция Анконского 1497 г. можно прочесть в районе современного города Таганрога написанное красными буквами название "КАБАРДИ". По всей видимости, потомки касогов сохраняли какую-то локальную группу на Дону и позднее, но уже под названием кабардинцы. Часть их перебили татары, часть ушла на Запад и в Крым, осев там. И действительно, междуречье рек Бельбек и Кача в юго-западной части Крыма называлась Кабардаю, а сейчас до сих пор называется Черкесскою долиною (Земля адыгов, 1997, с.376). Поэтому, как мне кажется, т.н. "крымская" версия происхождения кабардинцев имеет под собой реальную почву. И действительно по легенде, кабардинцы переправились вначале из Крыма на Тамань и жили в низовьях р. Кубань на острове, а затем стали продвигаться вверх по ее течению на восток. Эти события, скорее всего, происходили в кон. XIV-XV вв. Я склонен связывать это с нашествием Тимура в 1395 г., который разорил нижний Дон, Крым и Северный Кавказ. Это подтверждает и тот факт, что кабардинские курганы на Центральном Кавказе датируются не ранее XV-XVI вв. Возможно, именно с кабардинцами связаны и Белореченские курганы XV в. Тем не менее, это уже были не касоги. Современные историки ошибочно считают равнозначными этнонимы черкесы и касоги, как, например, в Куликовской битве 1380 г. Во всех источниках, просмотренных мной, использован этноним "черкесы", под которыми, скорее всего, подразумевались потомки ассимилированных зихами касогов.

ЧЕРКЕСЫ. В современной литературе прочно утвердилось мнение, что термин "черкесы" происходит от древних керкетов, т.к. в греческом языке нет буквы "ч" и греки заменили его на букву "к" ("черкет"). Я хотел бы опровергнуть данное заблуждение рядом противоречащих этому фактов. Действительно, в греческом языке нет буквы "ч", но это еще ни о чем не говорит. Во-первых, на каком основании историки выводят из греческого этнонима тюркский? Уже на основе этого нельзя с лингвистической точки зрения проводить между ними параллель. Кроме того, термин "керкет" в обозначении племени существует до II в. н.э., а по традиции переписки —до IV в., т.е. тогда, когда этого племени просто физически не существовало. В тоже время, этноним "черкес" появляется не ранее ХШ в. Таким образом, между двумя этнонимами существует хронологический разрыв в тысячу лет.

Самим термином "черкесы" историки манипулируют, не осознавая, что они переписывают неправильную устоявшуюся традицию. Поэтому черкесы часто фигурируют в событиях в IX, X, XI ВВ. и даже раньше. У некоторых, особо "просвещенных", Чер-кесия существовала уже в I тыс. до н.э. (на основе все тех же керкетов).

Обычно считается, что первое упоминание о черкесах восходит к сер. XII в., судя по Никоновской летописи: "Изяслав же послышав, скопя свою дружину, поиде, поима с собою Вячеслав весь полк, и все Черные Клобуки, еже зовуться Черкасы". Это событие относиться к 1152 г. Но важно отметить, что Никоновская летопись писалась во 2-й пол. XVI в., когда на Северном Кавказе знали уже только одних черкесов, а зихов если и упоминали, то лишь по традиции и только европейские путешественники. При этом русский летописец XVI в. не случайно отождествлял Черных клобуков и Черкасов, т.к. у русских "клобук" означал черную войлочную шапку, которая бытовала у адыгов, судя по сведениям Интериано, как минимум с XV и до XIX вв. включительно. В XII в. на Дону действительно жили какие-то кочевники — Черные Клобуки, но и там же жили, как уже было сказано, и касоги, предки кабардинцев, которых русские знали, проживая на Тереке. При этом нет ничего удивительно, что через 400 лет русские летописцы отождествляли известных им полуоседлых кабардинцев с похожими на них внешне, по летописям, Черными Клобуками. Тем более, что русским могли быть известны в это время и легенды о приходе кабардинцев с Днепра и Крыма, что, скорее всего, действительно имело место. Это косвенно подтверждает и тот факт, что Юлиан в 1235 г. еще не знает черкесов. Впервые этот термин встречается у Рубрука (1255 г.) и то после того, как он побывал у татар (Гарданов В.К., 1974, с.36). Это лишний раз подтверждает тюркское, или скорее, ирано-тюкрское происхождения этого этнонима. У персидских летописцев, бывших при дворе Батыя и его приемников, черкесы упоминаются еще под событиями 1222 г., когда навстречу татарам вышло объединенное войско алан, черкесов, лезгин и половцев. Известны "черкесы" и в связи с событиями 1237 и 1240 гг. и позднее. Но я думаю, что сам термин появился как раз после событий 1237-40 гг., когда татары впервые серьезно столкнулись с адыгами Северо-Западного Кавказа, при этом сами летописи могли писаться через несколько лет после упомянутых событий.

Здесь уместно затронуть перевод самого названия "черкесы". Все существующие версии — "живущие у горы", "перерезающие дорогу", "головорезы" и т.п. — в принципе имеют под собой реальную основу, но на мой взгляд более правдоподобен перевод его как войско-народ, где "чери" — войско (сравните: "яны-чери" (янычары), т.е. букв. "новое войско"), а "кес" — человек, люди. Последний слог, скорее всего, может быть связан с термином "касог", который имеет иранское происхождение, с отбрасыванием суффикса "ог". Этим, возможно и объясняется то, что в наиболее ранних источниках мы всегда встречаем произношение "черкас", "джеркас", "шеркас" и т.п., а где-то с XVII-XVIII вв. это название трансформируется в "черкес", когда само значение слова могло уже быть забыто. Дословно "черкас" можно перевести и как "войско касогов". Во всяком случае, вышеприведенный перевод подтверждает и археологический материал того времени —это большое количество оружия, происходящего из Борисовского, Убинского, Цемдолинского, Казазовского и других могильников XII-XIV вв. Воинственность адыгов авторы-современники отмечали и в XV-XIX вв. (Интерната, Д.Лукка, Э.Челеби, А. де ла Мотрэ, Г.-Ю.Клапрот, И.Ф.Бларамберг, Д.Белл и др.). В Белореченском могильнике XV в. из более чем 80 погребений больше половины (45) содержало оружие.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Термин "зихи" в обозначении предков адыгов, а затем и их самих появляется в сер. I в. до н.э. в греческих и римских, а затем византийских и итальянских источниках. При этом он употреблялся для обозначения только прибрежных племен, что подтверждает и сам перевод этого названия. После того, как итальянцев на побережье сменили турки, в последней четверти XV в. тюркское название "черкесы" распространилось и на прибрежных адыгов, о чем нам красноречиво поведал Интериано: "Зихи, называемые так на языках: простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют— "адига" (Гарданов В.К., 1974, с.46).

Касоги археологически фиксируются на Северо-Западном Кавказе с сер. VIII в., а в письменных источниках появляются не позднее 2-й пол. X в. и исчезают не позднее 1-й четверти XIII в., тогда как археологически они фиксируются до кон. XIII в. включительно. После монголо-татарского нашествия и ввиду исторических причин они активно интегрируются с зихами и другими племенами Северо-Западного Кавказа. Сам процесс ассимиляции зихами касогов начался, скорее всего, со 2-й четверти X в., с распадом (а затем и падения) Хазарии. До монгольского нашествия (ХI-нач. XIII вв.) этот процесс происходил более или менее спокойно, после, ввиду общей внешней опасности, этот процесс ускорился, и племена начинают консолидироваться в одну народность — адыги.

Сам термин черкесы появляется не ранее середины — 2-й половины XIII в., сменив под влиянием татар предшествующее ему название касоги. С захватом турками Северного Причерноморья в последней четверти XV в. со страниц истории исчезает ставший уже традиционным термин "зихи". С кон. XV — начала XVI в. всех адыгов стали называть только одним термином — "черкесы". Он существует до сих пор для обозначения адыгов, проживающих в Карачаево-Черкесии, как их второе название.

Таким образом, как видим, появления нового термина не означало в тоже время исчезновения старого, и какое-то время они сосуществовали: старый термин — как традиция, а новый — как реальность своего времени.

ЛИТЕРАТУРА

Воинские повести Древней Руси, 1985. Л.

Гарданов В.К., 1974. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII — XIX вв. Нальчик.

Земля адыгов, 1996. Майкоп.

Пьянков А.В., Тарабанов В.А., 1998. Кремационные погребения Кубани и Подонья салтавского времени: единство происхождения или случайное сходство // Древности Кубани. Вып.13. Краснодар.

Пьянков А.В., 2001. Касоги (касахи) кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа // Северный Кавказ и кочевой мир Евразии: V "Минаевские чтения" по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа (тезисы докладов). Ставрополь.

 

budetinteresno.info

Касоги - «Энциклопедия»

КАСОГИ, исторический народ на Северо-Западном Кавказе. Впервые касоги упоминаются в середине 10 века: арабский учёный аль-Масуди называет народ «кашак, живущий между горой Кабх и Румским морем»; византийский император Константин VII Багрянородный знал страну Касахию между Зихией и Аланией; хазарский царь Иосиф в письме к кордовскому вельможе среди народов, платящих дань хазарам, назвал «живущих в стране Каса». В конце 10 века в анонимном сочинении «Худуд-ал-Алам» упоминается г. Кесег в стране Алан. Во 2-й половине 11 - 13 века сведения о касогах появились в древнерусской и грузинской летописях и эпиграфических материалах (наиболее известно описание в «Повести временных лет» поединка между тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем и касожским князем Редедей). Письменные источники однозначно локализуют касогов рядом с Аланией, Абхазией, Зихией и г. Таматарха (Тмутаракань). После 13 века касоги практически не упоминаются в письменных источниках, позднее имя касоги изредка встречается как анахронизм в русских агиографических сочинениях и воинских повестях.

Реклама

У современных историков сложились две точки зрения на происхождение и историю касогов. Согласно концепции средневековой истории Северо-Западного Кавказа, оформившейся в середине - 3-й четверти 20 века (Е. П. Алексеева, Е. С. Зевакин, Л. И. Лавров, Г. А. Меликишвили и др.), касоги произошли от малоазиатского народа касков (известен по письменным источникам 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) - далёких предков адыгов. В раннем Средневековье на базе меото-сарматских племён Прикубанья и Черноморского побережья Кавказа оформились два союза родственных племён - зихи и касоги. Позднее, согласно этой концепции, касоги стали основой формирования кабардинцев.

Согласно другой гипотезе (Н. Г. Волкова, И. О. Гавритухин, А. В. Гадло, А. В. Дмитриев, И. Л. Кызласов, А. В. Михеев, А. М. Новичихин, Э. Х. Панеш, А. В. Пьянков, В. А. Тарабанов и др.), касоги - кочевой или полукочевой народ, происхождение которого связано с тюрками Центральной Азии и уграми Поволжья. Касоги  были подвластны хазарам, которые в 1-й половине или середине 8 века переселили их на Северо-Западный Кавказ для охраны границ и контроля над регионом в интересах Хазарского каганата. Другая родственная группировка была поселена хазарами в бассейне реки Северский Донец. Во главе касогов стоял княжеский род Кес; его наиболее яркий представитель - князь Инал, носивший тюркский титул ак-ябгу и связанный родством с правящей хазарской династией, члены которой возводили своё происхождение к роду Ашина. По преданию, от Инала вели своё происхождение все адыгские князья. После ослабления Хазарского каганата касоги в 1-й половине 10 века испытали мощный натиск кавказской Алании и частично были подчинены ей. Другая часть касогов интегрировалась с зихами для совместного противостояния аланской агрессии (при этом родовое имя княжеского рода Кес было перенесено соседями на всё зихо-касожское объединение) и к 14 веку была ассимилирована. Присутствие касогов зафиксировано также в среде населения Тмутараканского княжества.

Территория расселения и характеристики касогов по письменным источникам позволяют связывать с ними более 20 могильников в Западном Закубанье и в районе Анапы - Геленджика (Борисовский могильник, Дюрсо, могильники Казазово-2, Молдовановский, Псекупский и др.), объединяемых в кубано-черноморскую группу кремаций раннего Средневековья. Для неё характерны трупосожжения на стороне, прах помещали в небольших ямах или в керамических сосудах, сопровождали оружием (известны и доспехи), конской упряжью, украшениями (в том числе из драгоценных металлов), бытовыми предметами, очажными принадлежностями и др.

Касоги  оставили след в кавказской ономастике: осетины называют кабардинцев «кесег»; близко по звучанию и сванское наименование адыгов - «кашаг». У адыгов не сохранилось подобного самоназвания, но в родословных преданиях упоминается прадед князя Инала по имени Кес (по Ш. Б. Ногмову). По мнению исследователей, самоназвание касогов имело форму «кес» и через аланскую форму «кес//ег» было заимствовано соседями - «кашаг/кассах/касог». Эта форма присутствует в другом (вероятно, тюркском) наименовании адыгов - «чер//кес».

Лит.: Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. М., 1971; Гадло А. В. Князь Инал адыго-кабардинских родословных // Из истории феодальной России. Л., 1978; Пьянков А. В. Касоги - касахи - кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа // Материалы и исследования по археологии Кубани. Краснодар, 2001. Вып. 1; Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV-XIII вв. М., 2003; Кызласов И. Л. Связи Южной Сибири с Восточной Европой. Мечи домонгольской поры // Археология восточно-европейской лесостепи. Пенза, 2003.

А. В. Пьянков.

knowledge.su

народ черкесского (адигского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар

Касоги

 

(косоги, косаги) — народ черкесского (адигского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар. В первый раз имя Касогов занесено в летопись под 965 г. в рассказе о походе кн. Святослава на хазар. Взяв хазарский город Белую Вежу (иначе Саркел) на нижнем течении Дона, Святослав победил ясов (см.) и соседних с ними К., живших на Нижней Кубани. Название Касоги до сих пор в форме касач известно осетинам: так называют они своих черкесских соседей кабардинцев (см.), и населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем Касажского поля (кäсäджи быдыр). По свидетельству Константина Багрянородного (Х в.), область, занимаемая К., которую он называет Κασαχια, примыкает к стране аланов (см. Stritter, "Memoriae populorum", IV, р.396, § 93). По показанию арабских географов, народ кашак, т. е. К., жил в соседстве аланов, между Кавказом (т. е. Кавказским хребтом) и морем Рум (т. е. Черным). См. Maçoudi, "Prairies d'or Ch.", XVII, p. 45.

 

Касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества (см.), которое имело на них значительное влияние. В 1022 г. с ними воюет кн. Мстислав Тмутараканский; в следующем году они упоминаются вместе с хазарами в его дружине, когда он идет против брата своего Ярослава. Под 1066 г. находим летописную заметку, что кн. Ростислав Тмутараканский брал с К. дань. После падения Тмутараканского княжества и занятия южно-русских степей половцами известия о Касогах прекращаются. Только под годом 1223, в рассказе о появлении татар, летописец, говоря о происхождении этого нового неприятеля, прибавляет: "и мы слышахом, яко многы страны поплениша, ясы, обезы (абасгов), касогы, и половець безбожных множество избиша".

 

Наиболее громкое событие, связанное с именем К. и записанное в летопись из дружинного сказания — или, быть может, песни, — единоборство кн. Мстислава с касожским богатырем. "Слово о полку Игореве" вспоминает "храброго" Мстислава, "иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми". После завоевания Северного Кавказа татарами К. разделяли участь прочих северокавказских народов. В настоящее время потомками древних К. должны считаться адигские племена и, главным образом, кабардинцы (см. Черкесы).

 

 

www.libanomaly.ru

Касоги — WiKi

943 год — «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди[1], в своем сочинении «Золотые копи и россыпи самоцветов», где сообщал[2].

За пределами страны аланов, между Кавказом и Румским (Чёрным) морем обитают кешеки (Оссеты называют кабардинцев kasakh, мингрельцы — kachak).

«Эта нация миролюбивая, и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие, затканные золотом, шелковые ткани. Несмотря на то, что аланы могущественный народ, они не смогли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря. Одни утверждают, что это море Рум, другие, что это Нитис (Понт). Несомненно, однако, что кешеки находятся недалеко от города Трапезунда; они постоянно сообщаются с этим городом, плавая к его берегам в своих галерах, в которых отвозят и привозят товары. Кешеки еще не смогли померяться силами в открытом бою с аланами, потому что у них нет единого вождя, который мог бы их объединить. Если бы они жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них. Слово «кешек» — персидское и означает — «гордый», «надменный »

957 год — Константин Багрянородный, византийский император описал область, занимаемую касогами, называя её Κασαχια, в частности он писал[3]:

«  Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания. » 

965 год — название касогов занесено в русскую летопись в рассказе о походе киевского князя Святослава в Хазарский каганат, когда там пресеклась местная династия верховных каганов, а Святослав стал законным наследником. При взятии не признавшего его власть города Белая Вежа (иначе Саркел) в нижнем течении Дона Святослав имел боестолкновения с ясами и соседними с ними касогами, жившими на Кубани.

1191 год — в грузинских источниках касоги именуются как «кашаги»[4], в частности в грузинской «Истории и восхвалении венценосцев» сообщалось, что кашаги участвовали в походе Вардана Дадиани[5].

Происхождение

В различных источниках этноним «касоги» или «кас», уже с X века использовались для обозначения части адыгоязычного населения Северо-Западного Кавказа. Впоследствии касоги усилились и в X веке в «Еврейско-хазарской переписке» упоминаются уже как народ, воевавший против хазар (согласно другому варианту перевода, в союзе с хазарами).

В отличие от родственных зихов, являвшихся православными христианами с VI века, многие касоги и их правители до победы Мстислава над Редедей оставались язычниками. Поэтому обустройством православной церкви касогов в середине XI века занялся русский православный князь Тмутаракани — Ростислав, способствовавший распространению среди касогов русского извода церковнославянского языка, использовавшегося в оставшихся православных храмах адыгов ещё в XVI веке. По мнению русских летописей, Ростислав был отравлен византийцами из-за того, что земли касогов, где Ростислав занялся несанкционированным Константинополем обустройством православной церкви, считались территорией четырёх зихских епископов, непосредственно подчинённых патриархам Константинополя и светским правителям константинопольской церкви — византийским императорам[6].

Касоги и Тмутаракань

Касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества, которое имело на них заметное влияние. В 1022 году с ними воюет князь Мстислав Тмутараканский; в следующем году они упоминаются вместе с хазарами в его дружине, когда он идет против своего брата Ярослава. [7]. В этом сражении норманны-варяги дружины Ярослава были наголову разгромлены одними северянами, а касоги и хазары не понесли потерь, но получили земли в Черниговском княжестве для его обороны. По мнению Мавродина, они были поселены не только на юге, но и на севере, где Черниговское княжество граничило с Суздальско-Ростовской землёй, в том числе, в Подмосковье.

1066 год — имеется летописная заметка, что князь Ростислав Тмутараканский брал с касогов дань. После падения Тмутараканского княжества и занятия южнорусских степей половцами известия о касогах прерываются.

Наиболее громкое событие, связанное с именем касогов и записанное в летопись из дружинного сказания или, быть может, песни, состоит в том, что брат Ярослава Мудрого, Мстислав Тмутараканский, покорил касогов, убив в битве их предводителя Редедю (событие отражено в Повести временных лет и в «Слове о полку Игореве»):

«  И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю » 

.

Касоги в Черниговском княжестве и в Киеве

Связи Черниговского двора с Тмутараканью были более длительными и оживленными, чем кратковременные периоды правления киевских князей на Таманском полуострове. Кроме того, различным был и характер переселений некоторой части касогов на земли Черниговского и Киевского княжеств. В.В. Мавродин сумел доказать, что черниговские князья не только имели длительные связи с Тмутараканью, но и после смерти Мстислава, который привёл с собой в Черниговскую землю дружину из хазар и касогов, на Черниговской земле еще долгое время сохранялись общины касогов. При этом в курганах северян ещё до прихода касогов было много вещей северокавказского происхождения. По мнению Мавродина, существовала старинная этническая связь. Он отмечает, что само появление касогов, хазар, а с ними, по-видимому, и ясов и обезов в дружине Мстислава, было обусловлено не только успешными захватами и завоеваниями Мстислава, но и вековечными социально-культурными и этническими связями народов Северного Кавказа с народами славянского Приднепровья и Подонья, связями, возможно, уходящими ещё в древний скифо-сарматский мир[8].

Если в Черниговскую землю касоги переселялись группами и проживали на новых местах компактно в составе касожских общин, то миграции касогов в Киевское княжество носили частный характер, что значительно быстрее приводило к ассимиляции касогов славянским большинством. Касоги в Киеве, в отличие от своих соплеменников на Черниговской земле, не смогли создать на новом месте отдельную общину. Поэтому древнерусские летописи о них особо и не упоминали. Но культурное влияние касогов в киевской земле осталось. Это можно видеть на примере завещания Владимира Мономаха сыновьям, где используется адыгское по происхождению древнерусское слово «унеин» в значении — «хозяин». Впрочем, Владимир Мономах с 1078 по 1094 года был князем Черниговским. Поэтому будет вполне логично считать, что в Чернигове в окружение Владимира Мономаха были включены местные касоги. Люди Владимира Мономаха сначала могли переселиться вместе с ним из Чернигова в Переяславль, а оттуда – в Киев, и слово «унеин» могло быть не общерусским, а общепринятым только в окружении Владимира Мономаха[9].

После нашествия татар

1223 год — в рассказе о появлении татар, летописец, говоря о происхождении этого нового неприятеля, прибавляет[10]:

«  и мы слышахом, яко многы страны поплениша, ясы, обезы (абасгов), касогы, и половець безбожных множество избиша » 

После завоевания Северного Кавказа татарами касоги разделяли участь прочих северокавказских народов. В настоящее время потомками древних касогов должны считаться адыгские племена и, главным образом — кабардинцы.

Осетины (ясы русских летописей), давнишние соседи кабардинцев, издревле и до сих пор называют их страну Кæсæг — Кабарда, а их самих кæсгон — кабардинец. Также сваны и мингрелы до сих пор продолжают называть кабардинцев «кашгон».

ru-wiki.org


Смотрите также