Картинки мифы древних славян. Бог солнца у славян – Хорс: интересные факты, картинки.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Природа славянского мифа. Картинки мифы древних славян


Иллюстрации Н.Букановой. Мифы и легенды древних славян

aira68Автор - Диаскоп. Это цитата этого сообщенияИллюстративное..N. Bukanovaранее картины были здесьMyths and legends of ancient Slavs Серия сообщений "Иллюстрации":Часть 1 - Девушки Фишера / Иллюстратор HARRISON FISHERЧасть 2 - Sam Timm|Зимнее......Часть 33 - Меня спасает Музыка... Jean Michel BenierЧасть 34 - Joseph Christian Leyendecker. Ретро-иллюстрацииЧасть 35 - Иллюстрации Н.Букановой. Мифы и легенды древних славян

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

aira68.livejournal.com

СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ В РИСУНКАХ НАТАЛЬИ БУКАНОВОЙ

Comments:

а чиво это оне на коленях?

Побежал сохранять картинки))

по ссылкам крупнее

(Deleted comment)

вологодская баб-яга-то :)

И всякий раз подобная деятельность Озара толкает меня на новые и новые куски текста...

***

На широком, но невысоком резном кресле – на трон в представлении Славки это всё-таки как-то не тянуло – сидел, широко расставив ноги в чёрных сапогах и мешковатых синих штанах, одетый в простую серую с алой вышивкой рубаху… молодой мужик. Очень молодой, не больше двадцати пяти-двадцати восьми. Славка почему-то думал, что князь будет грузноватый, бородатый, важный… Ничего подобного. Несвид Добрынич из Гнёздова был рослым, плечистым, но подобранным, худым, как гончий пёс. Рот – узкогубый, широкий. Подобородок с решительной ямочкой – чисто выбрит, длинные ржаные усы свисали почти до груди. Голова тоже бритая, но на плечо висел плотный, тугой чуб… как же он… седлец (1.), как-то так… Прямой нос, глаза – серы, пристальные, жёсткие. В правом ухе – золотая серьга, и на шее был золотой обруч, и на широких, мощных запястьях, видных из просторных рукавов рубахи – золотые браслеты, и на коричневом узком поясе – золото… Оно было тусклым и в то же время каким-то приковывающим внимание. А вот меч – длинный, широкий, в чёрных ножнах – стоявший у левого колена князя, не был украшен ничем. Вообще. Только в навершии рукояти зеленел большой неровный камень.

1.Правильно – оселедец.

Князь сидел, чуть подавшись вперёд и в сторону, левым локтем в колено. Правую руку он держал на волосах устроившегося у сиденья в обнимку с большущим пегим псом, мохнатым и ушастым, мальчишки лет 3-4, одетого только в простую рубашку. Мальчишка тоже смотрел на вошедших, с детским интересом – но по его глазам и чему-то ещё неуловимому в лице и взгляде Славка понял: это сын. Ещё один мальчик – примерно лет двенадцати, очень просто одетый – стоял за правым плечом князя – положив одну руку на резную спинку, а другую – на рукоять висящего на поясе меча. Не очень большого, но вполне… ну, настоящего. И глаза этого парня, и его лицо ещё ясней, чем у малька, выдавали – тоже сын. И ещё Славка неожиданно обратил внимание, что сапоги мальчишки забрызганы свежей грязью… Несвид неожиданно поднял руку:- Тебя, Ярослав Вышатич, я знаю хорошо, - он кивнул, как бы подтверждая свои слова. – С тобой мы ещё наговоримся, близко лежишь – близко возьму… А вот ты у нас кто? – и его глаза – цепкие, холодные – неожиданно уставились на Славку. – Соскочил неведомо откуда и, говорят, на моей границе уж и отряд тебя ждёт… Из-под земли-то до по волшебству витязи только в сказках растут, а в жизни – одни поганки лезут. Так кто ты у нас будешь? Хоть назовись.Славку уже не в первый раз в это мире одно посетило странное чувство. Но сейчас оно было уже и пугающим, если честно – под взглядом кривичского князя.С ним говорили, как со взрослым. По меркам этого мира он и был – взрослый. С ним говорили, как со взрослым… и требовали от него ответа, как ото взрослого. И то, что ему пятнадцатый год – никого тут не смущало. Скорей напротив: над Славкой удивлённо посмеялись бы, вздумай он сейчас сослаться на возраст – мол… а что – мол?! И он неожиданно с ужасом понял, что происходит и кого видит перед собой Несвид Гнёздовский. Невесть откуда на самом деле взявшийся молодой вождь, зачем-то нанявший дружину мурманов, освободивший рабов, да ещё и пришедший в Смоленск с отроком Всебора Опольевского – отроком, который хочет тоже не совсем ясно чего.ОПА. Опаньки. Во рту стало сухо, как в пустыне. Голова загудела-зашумела. Взгляд Несвида был жёстким и безжалостным. Даже без снисходительно-взрослой насмешки – мол, ну чо, пацанчег, попалси? Ничего подобного. Скорей уж он примерялся – как сделать так, чтобы Славка пропал где-нибудь потихоньку. Пропал – и всё. Спроса ни с кого нет. И хлопот-забот нету.Славку захлестнуло отчаянье, которое пересилило даже страх.О.Верещагин. Две души Славки Братцева.

Если у князя и было «лишнее» хорошее оружие и доспехи – Ярославу и Славке он его явно пожалел. Когда, впрочем, Славка это сказал (они как раз выходили из оружейной), Ярослав пожал плечами и пояснил, что «лишнего» оружия не бывает, а своих людей – хватает. Если же кто такой дубень, что растерял своё – то уж вовсе развесистым дубнем надо быть, чтобы его за свой счёт снаряжать.- Хотя… - он задумался. – Вот если сейчас я пойду да и принесу ему роту – для меня чего получше и найдётся. Только рота – она одна на всю жизнь… - и он вздохнул печально.- А если я? – не унимался Славка, пытаясь на ходу коленом поддержать валящийся наземь панцирь – из толстой кожи, с частыми, но всё-таки не одна к одной, роговыми бляхами. Ярослав презрительно фыркнул, потом пояснил:- А ты ему и вовсе никто. Если и возьмёт, то в детские, от самого низа. А верней всего и не возьмёт… подозрителен ты ему. Не заметил, что ли?- Заметил, - буркнул Славка. И ужасно захотел домой. Тоска была такой, что глаза сами собой стали мокнуть. Игоря, наверное, уже тягают по полицай-участкам, а может уже и в психушку закатали… а мама с отцом как там?! – Не пойду больше никуда, тут сядем, - он сердито кивнул на лежащую вдоль стены колоду – просто-напросто здоровенное бревно с гладким широким стёсом во всю длину. И плюхнулся туда, бухнув рядом ношу.Ярослав, судя по всему, тоже был недоволен тем, что ему дали. Собственно, он так и сказал Славке – досадливо и возмущённо – садясь рядом:- Дрянь-дрянцо. Эх, и правда – где моё-то… - и брезгливо подёргал рукоятку круглого щита, скрытую выпуклой металлической шишкой-умбоном. Вздохнул: - Ну что теперь. Не у своих не проси – что дали, то и носи… - А мне-то как с этим быть?! – отчаянно спросил Славка. – Я ничем этим пользоваться не умею! Ярослав покосился на него. Задумчиво, прямо скажем. Покусал губу.- Пожалуй что не соврал ты мне, - сделал он заключение. - Чего не соврал? – сердито спросил Славка. Ярослав засмеялся:- Да всю свою историю, вот чего. А то я всё понять не мог – ты кто? Никуда не приставишь – ни к сохе, ни к мечу. - Может, я волхв? Ну, ученик? – Славке стало немного смешно, настроение мгновенно улучшилось. – Или певец? Тоже ученик?- И волхвы, и певцы рубиться очень даже горазды, - Ярослав осмотрел шлем – куполом, из толстой кожи на крестовидной металлической основе с прямоугольным наносником, широким и длинным. – Бармицу растеряли… - он провёл пальцем по небольшим колечкам на затылке шлема. – Небережно… - и снова вернулся к Славке. – Вот и получается, что ты в нашем мире – как поперечный полоз в санях… Топором-то, да ножом и рогатиной любой сохач владеет. А ты и этого не умеешь?- Не умею, - подтвердил с вернувшейся досадой Славка. – Вообще. Я не ролевик.- Не кто?- Проехали. Не умею, короче. Сааав-сееем! – и Славка уронил на ступеньку топор. С отвращением посмотрел на него, на всё остальное «барахло», но тут же вздохнул и пробормотал: - Вот и защищай тут родную землю… в таких антисанитарных условиях и если ты такая безручь…- Лааааднооо… - проворчал Ярослав. – Давай-ка сперва на тебя твоё прикинем. Ну первый бой. Ну и что? Не всех в первом бою убивают… и умение ни на кого с неба не падает… Ну-к – встань. Встань, встань.Утешил, обомлел Славка, послушно вставая……Никогда в жизни раньше Славка не носил доспехов. Никаких. Ну, так получилось. Нет, он, конечно, любил смотреть не только фильмы про разные старинные сражения и древних воинов, но и документальные передачи про тех самых помянутых «ролевиков» посматривал, они ему нравились, и он, конечно, мечтал и мечом помахать и что-нибудь «такое» примерить. Но это были не очень активные мечты – Славка не искал клубов ролевого или исторического фехтования, не гонялся за каким-то контактами, хотя в Рязани они, кстати, были. Интерес вспыхивал, когда он что-то смотрел – и пропадал, когда исчезало зрелище.Ну и кто мог подумать, что – пригодилось бы, отчаянно подумал Славка. Ведь такого не бывает просто!!!

smelding.livejournal.com

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

Фестский диск созданный 3700 лет назад расшифрован. Славянская письменность 3700 лет назад

Одно из величайших открытий ХХ века, которое замалчивается. ФЕСТСКИЙ ДИСК СОЗДАННЫЙ 3700 ЛЕТ НАЗАД РАСШИФРОВАН. Славянская письменность 3700 лет назад. Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей - Этруски. Cловарь Стефана Византийского-“Этруски - это словенское племя”. 

Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей - Этруски. Cловарь Стефана Византийского-“Этруски - это словенское племя”.

23 апреля 1983 г. Геннадий Гриневич, с необыкновенным волнением и подъемом, как он сам говорит, в одну ночь раскрыл тайну века - прочитал загадочные письмена на Фестском диске. Одно из величайших открытий ХХ века, которое замалчивается, значительных прорывов в истории мировой культуры.

Для русских оно имеет особое значение, поскольку доказывает право нашего народа, нашей славянской цивилизации быть названной в ряду древнейших цивилизаций земли. Именно поэтому открытие Гриневича встретило замалчивание и беспардонную критику и на Западе и, разумеется, в родной стране со стороны наших неуемных деятелей науки и государства.

Гриневич Геннадий Станиславович - русский языковед-исследователь, лингвист, дешифровщик. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества (г.Москва). Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Основные работы: “Праславянская письменность. Результаты дешифровки” /1993/, “В начале было слово” /1997/.

По фрагментам из книги Гриневича Г.С. “Праславянская письменность. Результаты дешифровки”. М.1993 г.: Загадочный Фестский диск, таинственные этруски стоят в одном ряду с такими тайнами нашей планеты, как статуи острова Пасхи, египетские пирамиды и Атлантида. Проблему происхождения этрусков и их языка называют иногда “загадкой номер один” современной исторической науки. Этрусские слова “цистерна”, “персона”, “церемония” и ряд других вошли в языки мира. Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей - этруски. Но кто они были, на каком языке говорили - это оставалось загадкой. Оставался и загадкой уникальный письменный памятник - Фестский диск, изготовленный на Крите в XVII веке до н. э., который представляет из себя древнейшую штампованную надпись. В 1908 году итальянская археологическая экспедиция, работавшая в южной части острова Крит, вела раскопки царского дворца древнего города Феста, где Луиджи Пернье, обнаружил замечательный образец неведомой дотоле письменности. Это был небольшой по размерам диск из хорошо обожженной глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см. С обеих сторон его покрывала, подобно причудливому узору, спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных на керамической поверхности знаков (первое полиграфическое изделие!) Знаки объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями. В некоторых группах в нижней части строки справа от знака имелся уже знакомый нам косой штрих, аналогичный “вираму” - особому знаку индийской слоговой письменности деванагари. Диск был условно датирован 1700 г. до н.э. - эпохой 3-го среднеминойского периода: к ней же относилась лежащая рядом с диском разломанная табличка линейного письма. Сегодня этот диск известен многим по эмблемам археологических выставок и обложкам книг. Обстоятельно исследованный, вплоть до химического состава глины, из которого он изготовлен, диск почти 80 лет хранил молчание. Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики. Попыток расшифровать Фестский диск было великое множество. Прочесть его не мог даже Академик Джон Чедвик, опытнейший дешифровщик. Он сказал однажды: “Дешифровка этой надписи остается за пределами наших возможностей”. 

Рассказывает Геннадий Гриневич: " Никто же древним славянским письмом не занимался, никто же эти надписи так и не собрал! Эти надписи, о которых упоминали Е. Классен, Лицееевский, граф Потоцкий и другие, мне удалось расшифровать, считая, что эти надписи выполнены “чертами и резами” (их еще иногда называют славянскими рунами). Вся система была уже до меня разработана. Было известно, что это письмо слоговое, что слоги только открытые, и я сопоставил ряды знаков критской письменности знакам черт и резов, то увидел их значительное сходство. Сведения о том, что этруски были славянским племенем, я почерпнул из словаря Стефана Византийского, где говорится о том, что “этруски - это словенское племя”... Официальная наука считает, что в этрусском словаре существует 28 букв. У меня же получилось - 67. После того как мы озвучили эти знаки, мы просто начинаем читать эти тексты. И если идет нормальная славянская речь, берем словарь праславянского языка, составленный Трубачевым, или древнерусский словарь, или словарь Востокова старославянского языка, и мы находим эти слова не в греческом словаре, не в китайском, а в славянских словарях, и переводим этот текст... Фестский диск - это, получается, более возвышенное такое письмо, когда линейный элементарный знак облекался в форму рисунка... эта традиция сохранялась впоследствии... вот например, когда у нас уже было книжное дело на Руси, когда мы писали кириллицей, заглавные буквы могли изображаться в виде рисунков, например, в виде какого-то чудища... и вот, на Фестском диске из рисунка можно вычленить тот линейный знак, который и положен в основу каждого рисунка. Я прочитал Фестский диск за одну ночь - 23 апреля 1983 г., подъем был необыкновенный. В это время у меня как раз родилась внучка. Наши предки оказались на Крите не по своей воле. В 60-е г.г. был такой известный археолог Брюсов, который, описывая исход трипольцев из Триполья (он делал доклад об изгнании русов) давал возможную трактовку этих событий, и вот, изгнание русов и появление их на чужой земле, на которой они теперь вынуждены обустраиваться, но тоскуют по-прежнему о своей родине - Рысиюнии (или Росиюнии), это очень сходилось с представлениями Брюсова. И я впервые получил при своей расшифровке конкретный исторический сюжет..." екст Фестского диска

Сторона А

| ЦĔ ГО(Р)СЫ | ЧЕИ | БĔ ЖЕ НИ ЩОШЪ 21 | ЦĔ ГО(Р)СЫ | ННО ПО | ЧЕИ | ВЪ МЕС(Т)О | НОУВЫЙА | ЩĔ ВЫ ЙУ ОЩĔ 1 МС(Т)Ę | ЧВĔ | ВЫ ПОСЫЛĔШĔ | МС(Т)Ŏ | (С)ПОРЫ | БĔ ЖЕ НИ ЩĔШĔ | МС(Т)Ŏ | ЧВĔ | ВЫ ПОСЫЛĔШĔ | ТĘСИ | ЦĔПОЙУ | БQ ЙЕ(А) ЩИЧЕ | НИНОЩИ | НИ MEC(T)Q |? ВИЙА | ЗА МОЩЬ | ВЪ БQДQЩĔ | РЫЙЕТЬ | Ж(Q?)Е Е | ЧĘДQ ЙО | ВЪЙЕДĔ | ВЧЕИ |

Сторона Б

БQДQ | ЛАПО Ж(Q?)Е | БQ ПОНИЙ | БQ ВЫСИ БЫШЕ | ЗАБQДИ Е МЫ | (Й)ДЕ ВЫ ПОБQ ЧĘДQ БQ | НИВЫ БQ | ЛĔПО Ж(Q?)ЩЬ | ЗАБQДИ Е МЫ | ЧĘДQ Е | ИЗА Е | ЗАБQДИ Е | ЧЕ ШĚШЕ | РЫСИЙУНИЙА | ЧЕРЫЕ | ВЫОЧИ | НИКQДŎ ДĚ ЙО | ЦЕ ЦĚЛĚШĚ | ЙЕДИМĘ | НИ ЙЕДĚ БQ | ЛĚ ?? ЖЕ МЫ | ВЫ ЧЕИ БQТИ | РЫСИЧЕИ | Д ВЫ ПОЧИ | ВЪ КОДЪРИ | ШЬЛĚМЫ | РОПО ЖЕ | НИ БQДQ ЩĚ | БQ ЙА МЫ |

Перевод текста Фестского диска (дословный).

Сторона А

ХОТЯ ГОРЕСТИ ЧЬИ БЫВШИЕ ЖЕ В ПРОШЛОМ НЕ СОЧТЁШЬ В МИРЕ БОЖЬЕМ, ОДНАКО ГОРЕСТИ НЫНЕШНИЕ СВЕРХ(ГОРЕСТЕЙ) ЧЬИХ В МИРЕ БОЖЬЕМ. В МЕСТЕ НОВОМ ЕЩЁ ВЫ (ИХ) ОЩУТИТЕ В МИРЕ БОЖЬЕМ. ВМЕСТЕ, В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЧТО ВАМ ПОСЛАЛ ЕЩЁ ГОСПОДЬ? МЕСТО В МИРЕ БОЖЬЕМ. СПОРЫ БЫВШИЕ В ПРОШЛОМ ЖЕ НЕ СЧИТАЙТЕ В МИРЕ БОЖЬЕМ. МЕСТО В МИРЕ БОЖЬЕМ, ЧТО ВАМ ПОСЛАЛ ГОСПОДЬ, ОБСТУПИТЕ ЦЕПЬЮ В МИРЕ БОЖЬЕМ. БУДЕТЕ ЕГО ЗАЩИЩАТЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ В МИРЕ БОЖЬЕМ. НИ МЕСТО – (ВОЛЮ) В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЗА МОЩЬ В БУДУЩЕМ РАДЕТЬ В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЖИВУТ, ЕСТЬ ЧАДА ЕЁ, ВЕДАЯ ЧЬИ (ОНИ) В МИРЕ БОЖЬЕМ.

Сторона Б

БУДЕМ ОПЯТЬ ЖИТЬ. БУДЕТ СЛУЖЕНИЕ БОГУ. БУДЕТ ВСЁ В ПРОШЛОМ – ЗАБУДЕМ (КТО) ЕСТЬ МЫ. ГДЕ ВЫ ПОБУДЕТЕ – ЧАДА БУДУТ, НИВЫ БУДУТ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ – ЗАБУДЕМ (КТО) ЕСТЬ МЫ. ЧАДА ЕСТЬ – УЗЫ ЕСТЬ – ЗАБУДЕМ КТО ЕСТЬ: ЧТО СЧИТАТЬ, ГОСПОДИ! РЫСИЮНИЯ ЧАРУЕТ ОЧИ. НИКУДА (НЕ) ДЕТЬСЯ (ОТ) НЕЁ. ОДНАКО ИЗЛЕЧИШЬСЯ ЕДИНО, ГОСПОДИ. НИ ОДНАЖДЫ БУДЕТ, (УСЛЫШИМ?) ЖЕ МЫ: ВЫ ЧЬИ БУДЕТЕ, РЫСИЧИ? ДЛЯ ВАС ПОЧЕСТИ; В КУДРЯХ ШЛЕМЫ; РОПОТ ЖЕ, ГОСПОДИ. НИ ЕСТЬ ЕЩЁ, БУДЕМ ЕЁ МЫ В МИРЕ БОЖЬЕМ*.

Перевод текста Фестского диска (на современный русский язык).

Сторона А

Горести прошлые не сочтѐшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещѐ господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днѐм и ночью: не место – волю. За мощь его радейте. Живы ещѐ чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем.

Сторона Б

Будем опять жить. Будет служение богу. Будет всѐ в прошлом – забудем кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь – забудем кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем кто есть. Что считать, господи! РЫСИЮНИЯ чарует очи. Никуда от неѐ не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, Рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещѐ, будем Еѐ мы, в этом мире божьем.

Содержание текста Фестского диска предельно ясное: племя (народ) «Рысичей» вынуждено было оставить свою прежнюю землю – «Рысиюнию», где на их долю выпало много страданий и горя. Новую землю «Рысичи» обрели на Крите. Автор текста призывает беречь эту землю: защищать еѐ, радеть о еѐ мощи и силе. Неизбывная тоска, от которой никуда не деться, не излечиться, наполняет текст при воспоминании автора о «Рысиюнии».

Минойцы, они же трипольцы-пеласги, предки этрусков, являлись славянским племенем. К этому теперь еще можно добавить, что подлинное, неискаженное самоназвание этого племени было «Рысь», а «Рысичи» – это представители этого племени. Этот тотем наших далеких предков, по-моему, достаточно уверенно подтверждает версию о том, что на Крит они пришли с севера, то есть из Триполья. Да и события, описанные в тексте Фестского диска, хорошо согласуются с данными А. Я. Брюсова об исходе трипольцев из Поднепровья в начале II тысячелетия до н.э.

И в заключение к очерку о Фестском диске небольшая информация, хорошо известная лингвистам: Роса – русый – ржавый – рудый – рыжий – рысь – семья однокоренных слов. Используя эту информацию, можно поставить знак равенства между словами «Рысь» и «Русь», «рысичи» и «русичи».

Прошло более 30 лет, а открытие Гриневича так и не заняло свое достойное место в ряду достижений мировой цивилизации и мало кому известно. Метод Гриневича очень прост и понятен. И каждый может сам убедиться, что он верен. Каждый, овладевший этим методом, может сам прочитать загадочные послания наших далеких предков. 

joyreactor.cc

Бог солнца у славян – Хорс: интересные факты, картинки.

Как известно, языческие религии этносов уходят своими глубокими корнями к духовной культуре их предков. Славянская религиозность берет начало в обожествлении страшных, непонятных для древних людей стихий — сил природы, от которых зависел урожай, количество корма для первых одомашненных животных, сама жизнь. В те далекие, ненаучные времена, когда Ярило являлся олицетворением весеннего солнца, а восточнославянский Даждьбог — летнего, Хорс считался зимним богом-солнцем. Поэтому первые славяне часто молили его о тепле, а языческие праздники в его честь сопровождались веселыми, большими хороводами и купаниями в проруби. Особенно Хорс почитался крестьянами, которые считали его заботливым помощником земледельцев и верили, что он способен уберечь озимые посевы от гибели.

Наши далекие предки были уверены, что золотой дворец Хорса находится на востоке. Ежедневно выезжает он из него на своей чудо-колеснице, чтобы лучами-стрелами прогнать длинную и холодную зимнюю ночь, согреть своим сиянием промерзшую землю, защитить людей от темных сил ночи, или при необходимости унять разгулявшуюся метель. К вечеру Хорс возвращался в свой чудный дворец, чтобы утром снова появиться на далеком, туманном небосклоне.

На картинках — бог Хорс:

Имя этого обожествленного мифического существа сохранилось во многих наших часто употребляемых словах: хороший, хоругвь, хор, хоровод, хоромы. Культ Хороса был настолько популярным среди древних славян, что некоторые его элементы не угасли и при появлении христианства. Его часто сопоставляют с Георгием Победоносцем.

Видео: Свод Хорса

kajlas.ru

Природа славянского мифа — Славянская культура

Мифологические представления древних славян - настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, домашнем очаге, его устройстве, об украшениях, об одежде, утвари, воинском искусстве. Славянская мифология - отражение знаний, выработанных столетиями, а быть может, и тысячелетиями человеческой практики"  

В детстве именно со сказок, мифов и былин начинается жизнь и осознание мира. Нет выше духовных ценностей, созданных человеком, чем мифы и сказки. Вечное любопытство и стремление к знаниям породило мифическую систему "иносказания в лицах".

Славянские мифологические тексты не сохранились, религиозно-мифологическая рукопись язычества была разрушена в период христианизации славян. Сегодня возможна только их реконструкция, постепенное восстановление через фольклор (хорошо сохранившийся, особенно на бытовом уровне, благодаря крепким законам родов), через мифологию греков (большую часть основ которой они заимствовали у северных славян), через мифологию индийцев, иранцев, германцев, сильную мифологию балтийских славян и скандинавов. Южные славяне почти полностью утратили сведения о былом, уж слишком много у них соседей, повлиявших на их мировоззрение: Греция, Византия, азиатские страны. Общение южных славян отличается своей бойкостью и быстрым преобразованием. Северные и сибирские народы склонны к хранению глубинных истоков. Мы с вами, да и будущее поколение, должны быть благодарны отзывам- записям древних путешественников-ученых: Геродоту из Греции, мудрецу Заратустре, о котором греческие писатели писали как о мудреце-маге, Прокопию Кесарийскому за описание наших верований, мифологии, образа жизни, Нестору - автору первоначальной русской летописи "Повесть временных лет". Мифология - это образы народной фантазии, порожденные опытом через реальный мир, через накопления знаний предков и воплощенные в символы, мифические существа. И тот, кто способен чувствовать эту форму познания мира, быстрее придет к истине. Жрецы создали целый комплекс мифов, основными функциями которых являются объяснительная и научитель-ная.

Н. Рерих. Идолы

Современная мифология выделяет из этого конгломерата несколько основных групп. Первая - космогония, мифы о происхождении космоса, вселенной. Сюда вплетаются и астральные мифы, то есть предания о небесных светилах.

Это взаимопроникновение дополняется теогониями - мифами о происхождении богов. Следующие по значению мифы - это антропогонии, или мифы о происхождении человека. С мифами, объясняющими происхождение людей, напрямую связаны предания о происхождении культурных благ, которые были получены людьми от богов. Эти мифы имеют ярко выраженный социальный подтекст так же, как и предания о героях. Существует и масса других мифов, связанных с объяснением этих сторон жизни древнего общества.

"Древним славянам, так же как и другим народам, было свойственно космическое мировоззрение", которое сильно отличалось от современного материалистического. Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому чувство меры, самоограничения, любовь к большому и малому в природе было развито несоизмеримо сильнее.

В мифологии можно выделить несколько уровней. Высший уровень - представление о Вселенной, Земле, сути человека в образе Богов, сотворивших и оберегавших мир, земные задачи и человека как помощника-созидателя. О Роде, Ладе, Свароге, Велесе, Семаргле, Перуне, Макоши пойдет подробная беседа далее.

В римской и греческой мифологии божества вмешиваются в жизнь людей, интригуют их, обладают смертными женщинами, от которых рождаются полубоги - Герои. В славянском сонме Богов происходит вращение Кола Времен, то есть смена сезонов. Божества наблюдали за правильностью этих смен, и славянин старался совпадать духом и телом с законами Кола - Солнца - Природы.

К более низкому уровню можно отнести божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами и судьбоносными явлениями в жизни человека: Доля-Недоля, Чур, Услад, Радегаст - божество бранной славы, Сильнобог - бог силы и гармоничного тела, Лель, отвечающий за изначальную любовь между парнем и девицей, Морена - смерть. Жива - юность, красота, плодоносная сила.

Все эти образы ярко и выразительно отражают возможные и почти невозможные свойства человека.

К низшей мифологии относятся духи - воображение, чувства, энергетика, воплощенная через образы, которые находятся постоянно рядом с человеком на земном уровне: от дома до леса, от бани до реки, от города до поля.

Хранители и разрушители этих мест - домовой и леший, водяной и русалки, мары и лихорадки. Злые или добрые духи - явления, которые были в жизни Человека всегда, только представляли их и общались с ними в прошлом на уровне образов. И методы общения с этими явлениями сегодня вполне расшифровываются и совпадают с научными.

На уровне мифологии выстраивалась и история благодаря героям мифологического эпоса. Генеалогические герои передают лучшие черты и способности славян. Известны следующие герои: Кий, Щек, Хорив - у восточных славян, Чек Лях и Крак - у западных. Противниками этих героев в мифологии становятся огненные Змеи - символы врага, тоже знающего силы природы, но неблагоприятного для человека (вспомним три головы с бушующим огнем и водой). Через эти сравнения в мифологии можно догадаться об огромной силе человеческой - его влиянии на стихии. Через любовь стихии становятся друзьями, через хитрость и предательство злом. (Вспомним Илью Муромца и Соловья-разбойника или Ивана - крестьянского сына - человека от рода изначально доброго, и Змея Горыныча, имевшего возможности творить зло, но не имевшего гармонии со всем миром сразу).

Жизненный опыт человечества (через реальные факты и результаты) был вынужден поделить животный и растительный мир на светлые и темные образы. По опыту жизни и мы знаем, что травы могут быть добрыми и злыми, и даже такими, которые могут их помирить между собой. Животные - уже разумные существа, и сними можно договориться. По сказкам и былинам человек превращает животного во врага или друга. (Волк - символ зла, но и символ преданнейшего существа. Вспомните дружбу Ивана Царевича и загадочного Волка). Волк - преданная собака - символ Семаргла, покровителя брачного союза.

Термин "низшая мифология" впервые введен немецким этнографом В. Маннгардтом (Г.С. Белякова "Сл. мифология", М., 1995, стр. 236).

Через мифологию нам дано с детства познать течение жизни: через яйцо, древо, на котором оно хранится, цвет и плоды жизни для нас - образ яблони; кедр, сосна, дуб - силы космические, вечные; береза - любовь, свет; рябина - огонь. Голубь, сокол, соловей - светлые птицы. Коршун, ворон - черные символы зла. И не только внешний вид этих явлений природы подсказал человеку в распределении, но и суть их поведения и общения с человеком (голубь и воробей любят селиться рядом с человеком, а ворон появляется только на добычу или в глухомани). Так, в мифологии появился естественным путем еще целый раздел - мир противопоставлений: жизнь и смерть, счастье-несчастье, чет-нечет, правый-левый, женский - мужской, небо-земля, огонь-вода, юг-север, тепло-холод, зима-лето, белый - черный, правда-кривда.

Мудрые бабушки и дедушки и в наше время начинают давать знание именно через сказку, былину, песенку, ибо чувствуют, что там не может быть неправды. Зашифрованная истина через земные терни и, конечно, могла дойти до нас только в таком безобидном, доходчивом варианте.

А теперь настала пора погружения в мифологические тайны предков. Хорошо бы не растерять способность самому слышать, видеть, понимать Природу, а не познавать ее через телевидение и другие информационные средства. Нужно бороться за чистоту знаний. С уверенностью можно начинать этот путь с подлинных документов - мифологии. Умейте выйти на путь этой формы понимания мира. Это путь Пра-ви - светлой жизни.

Мифологическое мышление расчленяется на логику и интуицию и представляет собой неразрывное логико-интуитивное единство. Мифология - это древнейший способ постижения действительности, который не только объяснял существующий порядок вещей, но и обозначал для человека способ жизни в этом мире.

Мифы утверждают и передают системы ценностей и нормы, а главное - смысл поведения, принятого человеком изначально. 

Похожие статьи:

Традиции → Чем являлась Любовь для Ведического славянина

Книги → Cлавянское фэнтази - первый шаг к истории славян

Фольклористика → Славяне, русалья неделя и Троица, или По кому плачет кукушка?

Боги, духи и существа → Базовое понятие Триглава

Альтернативная история → Гиперборея. Царство Славян

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru