Карта древнейших людей. Технологическая карта по истории по теме «Древнейшие люди»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологическая карта урока "Древнейшие люди" (5 класс). Карта древнейших людей


Технологическая карта по истории по теме «Древнейшие люди», ФГОС

1. Актуализация знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

1. Проверка домашнего задания

Задание классу: составьте список письменных и вещественных исторических источников. (Приложение 1)

В тетрадях записать три любых слова или словосочетания, которые ассоциируются с выражением «древние люди».

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

Как назвать людей, которые жили до древних людей?

    Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

    Индивидуальная работа обучающихся по составлению списка. Коллективное обсуждение ответов.

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    Первобытные люди;

    Старые люди;

    Древние люди.

    Да, интересно.

    То, как жили наши предки.

    древнейшие люди.

    Тема урока: «Древнейшие люди».

    Познавательные

    анализ объектов с целью выделения признаков

    самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

    синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

    построение логической цепи рассуждений

    Коммуникативные

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Личностные

    умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

    2. Постановка учебных задач

    Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

    Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

    Задание классу: рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.10, кто перед вами?

    Какой вопрос возникает?

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда?

    Обучающиеся формулируют учебную задачу:

    В чём отличие древнейших людей от животных?

    Познавательные

    анализ объектов с целью выделения признаков

    самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

    Коммуникативные

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Регулятивные

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

    Личностные

    самоопределение себя как представителя человечества как вида

    5. Формирование новых знаний и умений

    Цель: формирование новых знаний и умений.

    Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

    - Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

    - Какие выводы из данного факта можно сделать?

    Задание классу: определите по карте учебника территорию расселения древнейших людей.

    - Где располагалась прародина древнейших людей?

    Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

    - Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

    Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

    Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

    Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

    Задание классу: какие орудия изображены на рисунках в учебнике с.12-13?

    - Предположите, каким образом изготовлено рубило?

    Физминутка

    - Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

    Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

    Вывод: умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

    - Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

    Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

     

    Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

    Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

     

    - Гарантировала ли охота постоянную добычу?

    - Какие выводы можно сделать из этого факта?

    Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

    В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

    Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

    - Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

    -Каково было значение овладения огнём?

     

    Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

    трывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

    «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

    Вопросы:

    1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

    2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

    Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

    Обучающиеся работают с картой учебника на с.9

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.

    Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    с помощью обработки граней заострённым камнем

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    При раскопках, на наскальных рисунках .

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    выжить: добывание пропитания и защита от нападений

    Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

    Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    отбирали добычу у хищников

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

    Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    Зажженное дерево от молнии

    Ожидаемый ответ обучающихся:

    1. Тепло и свет;

    2. Отпугивает животных;

    3. Пища вкуснее и питательнее

    (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

    Обучающиеся слушают отрывок из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

    Ожидаемые ответы обучающихся:

    «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

    «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

      Познавательные:

      извлечение необходимой информации из монологической речи;

      показывать на карте места расселения древнейших людей;

      рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

      свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

      выдвижение гипотез и их обоснование;

      построение логической цепи рассуждений;

      извлечение необходимой информации из видео-материала;

      установление причинно-следственных связей;

      извлечение необходимой информации из художественного текста;

      Коммуникативные:

      умение слушать и вступать в диалог;

      умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

      умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

      Регулятивные:

      контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

      Личностные:

      жизненное самоопределение;

      формирование представлений о ценности труда;

      формирование представлений о ценности человеческой жизни;

      формирование представлений о ценностях коллективизма

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Карта первых древних людей | Сайт 11-Б класса

      Карта первых древних людей

      Карта первых людей В ходе изменений в земной коре из-за дрейфа материков в Африке образовалась «долина провала».

      Она как бы разделила континент на два мира. На западе - тропические леса, где отныне будут развиваться гориллы и шимпанзе. На востоке - засушливая саванна.

      Здесь для выживания нужно быстрее перемещаться, дальше видеть. Эта вынужденная потребность к приспособлению породила семейство Гоминидов (от лат. homo - человек).

      Хомо хабилис, Хомо эректус - все были обнаружены на востоке Африки.

      Хомо эректус: челюсть

      Хомо эректус: челюсть «гейдельбергского человека» (г. Мауэр, близ Гейдельберга, Германия).

      человек из Шапелль

      Хомо эректус:: человек из Шапелль-о-Сен, Франция.

      Места обитания

      Места обитания: Австралопитеков Хомо хабилис Хомо эректус Хомо сапиенс неандерталенсис

      Хомо эректус

      Хомо эректус: синантроп (от поздне-лат. Sina - Китай и греч. anthropos -человек) из пещеры Чжоукоудян, Китай.

      Хомо хабилис

      Хомо хабилис - человек умелый: кости из ущелья Олду-вай, Танзания.

      Австралопитек

      Австралопитек: одна из костей Люси (провинция Афар, Эфиопия).

      человек из Соло

      Хомо эректус: человек из Соло, обнаружен на острове Ява, в Индонезии.

      дитя Тонга

      Австралопитек «дитя Тонга», найден

      ный в Южной Африке.

      Хомо эректус

      Хомо эректус - человек прямостоящий: также обнаружен в Олдувае.

      class2004.ru

      Технологическая карта «Древнейшие люди», ФГОС

      Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)

       Урок. Древнейшие люди

      Цель урока: формирование представлений о биологической эволюции человека, познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, роль орудий труда в жизни древнейшего человека.

      Тип урока: ознакомление с новым материалом

      Планируемые результаты:

      Личностные осмысление нравственного опыта человека, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

      Метапредметные осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

      Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

      Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

      Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы: Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь № 1

      Основные понятия изучаемые на уроке: Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство.

      Организационная структура урока

      Этапы урока

      Формы, методы, методические приемы

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      характеристикаосновных видовдеятельности

      формируемые УУД

      I. Организационный момент

      Фронтальная. Словесный. Слово учителя

      Приветствует учащихся.

      Проверяет готовность к уроку

      Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

      Уметь организовываться к работе

      II. Проверка домашнего задания

      Фронтальная, Словесный, проблемный.

      Иллюстративный.

      Просит детей назвать тему прошлого урока, что изучали. Объясняет задания для проверки д/з. Раздает картинки с иллюстрациями, дает задачи на счет лет в истории.

      Работа с иллюстрациями, решение задач на счёт лет в истории (разноуровневые).

      Уметь оценить выполненные задания

      III. Постановка учебной задачи

      Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

      Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

      —  Как жили древнейшие люди?

      – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

      – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

      Слушают учителя; получают проблемное задание

      Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

      IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

      Древнейшие люди. Использование орудий труда как главное отличие людейот животных.

      Охотаи собирательство.

      Что такое человеческое стадо.

      Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

      Рассказывает о происхождении человека либо заслушивается сообщение ученика на тему «Происхождение человека: версии»

      Организует работу с картой.

      Обращает внимание на юго-восток Африки, места раскопок. Объясняет понятие «колыбель человечества».

      первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Предлагает учащимся зачитать учебник, на странице 8.

      Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян . Рассказывает о первых орудиях труда, предлагает на основе учебника назвать характерные черты «человека умелого». С опорой на иллюстрации либо сообщение ученика, о древних способах добывания пищи.

      Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

      С помощью текста учебника предлагает учащимся дать характеристику термину «собирательство». Так же найти ответ на вопрос «почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)?”

      На основе информации из учебника,изображений обезьяны и человека, пытаются составить описание древнейшего человека, его образа жизни.

      Называют характерные черты «человека умелого». Получают информацию о человеческом стаде и способах получения пропитания. Записывают план.

      Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений,осуществляют поиск и выделение необходимой информации; извлекают информацию из учебника и рассказа учителя; осуществляют сравнение, делают вывод.

      Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

               

      V. Закрепление знаний и способов действий. Подведение итогов

      Групповая, индивидуальная.

      Работа в группах. Каждому ряду раздается проблемный вопрос, озвученный в начале урока. Так же предлагается найти по карте те моменты, о которых говорилось на уроке.

      Ученики составляют ответ на поставленные вопросы, работают с картой.

      Познавательные: вырабатывается умение работы с заданиями творческого характера.

      Коммуникативные: умеют работать в группе

      VI. Рефлексия

      Фронтальная.

      Запишите в тетрадь, что больше всего вам запомнилось на уроке.

      Записывают, затем зачитывают из тетради.

      Регулятивные: осмысление услышанного на уроке.

      VII. Информация о домашнем задании

      Фронтальная

      Комментирует задание.

      § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради

      Воспринимают задание, уточняют

      Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Технологическая карта «Древнейшие люди», ФГОС

      Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)

       Урок. Древнейшие люди

      Цель урока: формирование представлений о биологической эволюции человека, познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, роль орудий труда в жизни древнейшего человека.

      Тип урока: ознакомление с новым материалом

      Планируемые результаты:

      Личностные осмысление нравственного опыта человека, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

      Метапредметные осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

      Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

      Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

      Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы: Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь № 1

      Основные понятия изучаемые на уроке: Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство.

      Организационная структура урока

      Этапы урока

      Формы, методы, методические приемы

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      характеристикаосновных видовдеятельности

      формируемые УУД

      I. Организационный момент

      Фронтальная. Словесный. Слово учителя

      Приветствует учащихся.

      Проверяет готовность к уроку

      Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

      Уметь организовываться к работе

      II. Проверка домашнего задания

      Фронтальная, Словесный, проблемный.

      Иллюстративный.

      Просит детей назвать тему прошлого урока, что изучали. Объясняет задания для проверки д/з. Раздает картинки с иллюстрациями, дает задачи на счет лет в истории.

      Работа с иллюстрациями, решение задач на счёт лет в истории (разноуровневые).

      Уметь оценить выполненные задания

      III. Постановка учебной задачи

      Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

      Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

      —  Как жили древнейшие люди?

      – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

      – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

      Слушают учителя; получают проблемное задание

      Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

      IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

      Древнейшие люди. Использование орудий труда как главное отличие людейот животных.

      Охотаи собирательство.

      Что такое человеческое стадо.

      Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

      Рассказывает о происхождении человека либо заслушивается сообщение ученика на тему «Происхождение человека: версии»

      Организует работу с картой.

      Обращает внимание на юго-восток Африки, места раскопок. Объясняет понятие «колыбель человечества».

      первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Предлагает учащимся зачитать учебник, на странице 8.

      Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян . Рассказывает о первых орудиях труда, предлагает на основе учебника назвать характерные черты «человека умелого». С опорой на иллюстрации либо сообщение ученика, о древних способах добывания пищи.

      Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

      С помощью текста учебника предлагает учащимся дать характеристику термину «собирательство». Так же найти ответ на вопрос «почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)?”

      На основе информации из учебника,изображений обезьяны и человека, пытаются составить описание древнейшего человека, его образа жизни.

      Называют характерные черты «человека умелого». Получают информацию о человеческом стаде и способах получения пропитания. Записывают план.

      Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений,осуществляют поиск и выделение необходимой информации; извлекают информацию из учебника и рассказа учителя; осуществляют сравнение, делают вывод.

      Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

               

      V. Закрепление знаний и способов действий. Подведение итогов

      Групповая, индивидуальная.

      Работа в группах. Каждому ряду раздается проблемный вопрос, озвученный в начале урока. Так же предлагается найти по карте те моменты, о которых говорилось на уроке.

      Ученики составляют ответ на поставленные вопросы, работают с картой.

      Познавательные: вырабатывается умение работы с заданиями творческого характера.

      Коммуникативные: умеют работать в группе

      VI. Рефлексия

      Фронтальная.

      Запишите в тетрадь, что больше всего вам запомнилось на уроке.

      Записывают, затем зачитывают из тетради.

      Регулятивные: осмысление услышанного на уроке.

      VII. Информация о домашнем задании

      Фронтальная

      Комментирует задание.

      § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради

      Воспринимают задание, уточняют

      Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Технологическая карта урока "Древнейшие люди" (5 класс)

      Технологическая карта урока.

      1.Ф.И.О. учителя: Мальгина Наталья Сергеевна

      3. Предмет: история

      4. Тема урока: Древнейшие люди

      Цели: Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида

      Цели урока направлены на достижение обучающимися:

      1. Личностных результатов:

      2. Метапредметных результатов:

      3. Предметных результатов:

      Педагогическая деятельность была построена на методах:

      - дедуктивный (от общего к частному).

      - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

      - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

      - социальные (работа в группах).

      На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная

      Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

      Домашнее задание: § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины

      Этапы урока

      Формы, методы, методические приемы

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      Формаконтроля

      характеристика основных видов деятельности

      формируемые УУД

      I. Организационный момент

      Фронтальная. Словесный. Слово учителя

      Приветствует учащихся.

      Проверяет готовность к уроку

      Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

      Быстрое включение в деловой ритм

      II. Постановка учебной задачи

      Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

      Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

      – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

      – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

      Слушают учителя; получают проблемное задание

      Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

      III. Усвоение новых знаний и способов действий.

      Древнейшие люди

      Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

      Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой.

      – Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

      Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей.

      Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян

      Характеризуют условия и образ

      жизни древнейших

      людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил-

      люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

      Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

      Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

      Беседа по вопросам, работас картой

      Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

      Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

      На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

      – Что характеризует «человека умелого»?

      Называют характерные, существенные признаки «человека умелого»

      Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

      Работа с текстом, беседа по вопросам

      Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

      Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап-

      пликацией

      (слайдами), беседа

      С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты.

      – В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

      Характеризует собирательство

      Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

      Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

      Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

      Беседа по вопросам

      Человеческое стадо – древнейший коллектив людей

      Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями

      Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)

      Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций

      Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

      Наблюдение

      IV. Закрепление знаний и способов действий

      Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест

      Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение).

      Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3)

      Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей

      Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

      Коммуникативные: умеют работать в группе

      Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест

      V. Подведение итогов

      Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой

      Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

      – Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка?

      Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

      Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

      Беседа по вопросам, работас картой

      VI. Рефлексия

      Фронтальная. Словесный. Беседа

      – Что вам понравилось больше всего на этом уроке?

      – Что было самым ценным из услышанного?

      – Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?

      Отвечают на вопросы

      Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

      Беседа по вопросам

      VII. Информация о домашнем задании

      Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

      Комментирует задание.

      § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины

      Воспринимают задание, уточняют

      Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

      Вопросы, основные понятия, термины,заданиев рабочей тетради

      infourok.ru


      Смотрите также