Карта древней вятки. Вятский край и его история
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Новое в блогах. Карта древней вятки


Старые карты | Родная Вятка

Карта Стрельбицкого, 1870 - 1875 гг., 10 вёрст / привязка /

Специальная карта Европейской части Российской Империи, военного назначения.

Масштаб карты — 10 вёрст в дюйме (в 1 см 4,2 км), состоит из 178 листов и заключает в себе не только европейские...

Губерния 19.04.2013
Карта из Атласа Маркса, 1905 год. 1:2000000 / привязка /

Карта Европейской России из Нового настольного Атласа А. Ф. Маркса. 1905 год. Лист 7й и 8й. Масштаб 1:2.000.000

Карта полностью или частично покрывает территорию множества регионов России...

Губерния 11.01.2014
Вятское наместничество, 1796 г. Атлас Российской Империи

Карта Вятского наместничества из Атласа Российской Империи, состоящего из 46 карт, изданного в граде Святого Петра в 1796 году.

Соч. А. Вильбрехт; грав. Алексей Савинков, И. Леонов; вырез....

Губерния 29.08.2012
Вятская губерния, 1822 г. Атлас Российской Империи

Генеральная карта Вятской губернии. С показанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояния между оными вёрст. Сочинена по новейшим и достоверным сведениям в С.-Петербурге 1822 года....

Губерния 29.08.2012
Вятская губерния, 1910 г. 10 вёрст

Карта Вятской губернии, изданная Дорожным Отделом Вятской Губернской Земской Управы в 1910 году. Масштаб в Английском дюйме 10 вёрст.

Губерния 29.08.2012
Глазовский уезд, 1924 г. 3 версты / привязка /

Схематическая карта Глазовского уезда Вотской Автономной Области. Часть карты, оставленной Вятским губернским оценочно-статистическим отделением. Исправлена и дополнена Вотским Областным...

Уезд 12.04.2013
Котельнический уезд, 1893 г. 2,5 версты / привязка /

Карта Котельнического уезда Вятской губернии,изданная Статистическим Отделением Вятской Губернской Земской Управы в 1893 году.

Масштаб в английском дюйме 2,5 версты...

Уезд 12.01.2014
Елабужский уезд, 1891 г., 3 версты / привязка /

Карта Елабужского уезда Вятской губернии, изданная в 1891 году Вятским губернским земским статистическим отделением

Масштаб: в 1 Английском Дюйме 3 версты

На территории Елабужского...

Уезд 23.03.2015
Вятский уезд, 1886 г. 2,5 версты / привязка /

Карта Вятского уезда. Составлена в 1886 году Вятским губернским земским статистическим бюро. Масштаб в Английском дюйме 2½ версты.

Уезд 29.08.2012
Орловский уезд, ПГМ 1 в. (1 часть, 1778 г.)

Генеральный план Вятской губернии Орловского уезда 1-я часть. 1778 г.

Уезд 29.08.2012
Слободской уезд, 1878 г. 10 вёрст

Подробная карта Слободского уезда Вятской губернии. Составил действительный член Вятского Губерниского Статистического Комитета, Стат. Совет. М. Куроптев. Издание Слободского Уездного земства 1878...

Уезд 29.08.2012
Котельнический уезд, ПГМ 1 в. (3 часть, 1774 г.)

План Генерального Межевания Котельнического уезда Вятской губернии. 3-я северная часть. 1774 год.

Уезд 29.08.2012
Орловский уезд, 1886 г. 8 верст / привязка /

Почвенная карта Орловского уезда 1886 года. Масштаб карты 8 вёрст в англ. дюйме.

Оригинальная карта приложена к сборнику...

Уезд 13.02.2018
Почвенная карта Малмыжского уезда, 1884 г. 4 версты

Почвенная карта Малмыжского уезда. Составлена в 1884 году Вятским губернским земским статистом Е. С. Филимоновым. Масштаб в Английском дюйме 4 версты.

Уезд 29.08.2012
Нолинский уезд, 1887 г. 2 версты / привязка /

Уездная карта, составленная в 1887 году Вятским губернским земским статистическим бюро. Масштаб 2 версты в англ. дюйме.

Обработка изображений и гео-привязка: ...

Уезд 13.02.2018
Марийская АССР, 1957 г. / привязка /

Карта Марийской АССР 1957 года.

Обработка изображений и гео-привязка: Иван Зыков

Область 13.02.2018
Кировская область, 1953 г. 7 км в 1 см. / привязка /

Карта Кировской области. Главное управление геодезии и картографии при МВД СССР.

Административные границы даны на 01.03.1953.

Масштаб 1:700 000. В одном сантиметре 7 километров....

Область 12.04.2013
Кировская область, 1943 г. 7,5 км в 1 см / привязка /

Карта Кировской области. Административное деление дано по состоянию на 01.07.1943.

Масштаб 1:750 000. В одном сантиметре 7,5 километров.

Оригинал карты можно найти в ГАКО (ф. Р-...

Область 13.04.2013
Топографическая карта РККА, 1942 г. / привязка /

Сборная карта квадрата из отдельных листов топографической военной карты Генштаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Состояние местности на 1932 - 1941 предвоенные годы. Масштаб в 1 см. 1...

Район 13.02.2018
Сунский район, 1937 г. 4 версты

Карта Сунского района в границах 1937 года. Масштаб в 1 дюйме 4 версты.

Район 05.01.2013
Фалёнский район Кировской области, 1944-55 гг. / привязка /

Карта Фалёнского района, предположительно 1944-55 гг. Масштаб: 1 км в 1 см.

Карта предоставлена: сайт www.falenki.ru

...

Район 05.04.2013
Фалёнский район, 1967 г. 1 км в 1 см / привязка /

Схематическая карта Фаленского лесхоза Кировской области. Устройства 1967 года. Масштаб 1:100 000.

Карта предоставлена: сайт www.falenki.ru...

Район 10.04.2013
Слободской район, ок. 1965 г. 1 км в 1 см / привязка /

Схематическая карта землепользований Слободского района Кировской области. Масштаб 1:100 000. Около 1965 г.

Район 10.04.2013
Омутнинская лесная дача, 1924 г. / привязка /

План Омутнинской лесной дачи и рудников. Масштаб: В 1 английском дюйме 4 версты. 13 октября 1924 г. [перерисовка]

Карта охватывает территорию лесной дачи Омутнинского завода по состоянию на...

Район 26.04.2013
Лесная дача Холуницких заводов (кон. XIX — нач. XX вв) / привязка /

Карта лесной дачи и рудников Холуницких заводов [перерисовка]

Карта охватывает территорию Климковской и Чернохолуницкой волостей Слободского уезда.

...

Район 28.07.2013

rodnaya-vyatka.ru

Старые планы Кирова (Вятки) - Старые карты Москвы, российских и зарубежных городов

1886 План г. Вятки

План г. Вятки 1886 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.
1992 Киров на карте Генштаба 1:50,000

Киров на карте Генштаба 1:50,000 1992 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.
1941 Немецкий эскизный план Кирова

Немецкий эскизный план Кирова 1941 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.
1937 План города Кирова

План города Кирова 1937 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.
1928 План города Вятки

План города Вятки 1928 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.
1980 Киров на карте Генштаба 1:100,000

Киров на карте Генштаба 1:100,000 1980 года

  • Кликните изображение для просмотра карты в деталях или здесь для сравнения этой карты с другими.
  • Кликните здесь для просмотра описания карты.
Tags: старые карты

retromap.livejournal.com

Старые карты | Родная Вятка

Карта Стрельбицкого, 1870 - 1875 гг., 10 вёрст / привязка /

Специальная карта Европейской части Российской Империи, военного назначения.

Масштаб карты — 10 вёрст в дюйме (в 1 см 4,2 км), состоит из 178 листов и заключает в себе не только европейские...

Губерния 19.04.2013
Карта из Атласа Маркса, 1905 год. 1:2000000 / привязка /

Карта Европейской России из Нового настольного Атласа А. Ф. Маркса. 1905 год. Лист 7й и 8й. Масштаб 1:2.000.000

Карта полностью или частично покрывает территорию множества регионов России...

Губерния 11.01.2014
Вятское наместничество, 1796 г. Атлас Российской Империи

Карта Вятского наместничества из Атласа Российской Империи, состоящего из 46 карт, изданного в граде Святого Петра в 1796 году.

Соч. А. Вильбрехт; грав. Алексей Савинков, И. Леонов; вырез....

Губерния 29.08.2012
Вятская губерния, 1822 г. Атлас Российской Империи

Генеральная карта Вятской губернии. С показанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояния между оными вёрст. Сочинена по новейшим и достоверным сведениям в С.-Петербурге 1822 года....

Губерния 29.08.2012
Вятская губерния, 1910 г. 10 вёрст

Карта Вятской губернии, изданная Дорожным Отделом Вятской Губернской Земской Управы в 1910 году. Масштаб в Английском дюйме 10 вёрст.

Губерния 29.08.2012
Глазовский уезд, 1924 г. 3 версты / привязка /

Схематическая карта Глазовского уезда Вотской Автономной Области. Часть карты, оставленной Вятским губернским оценочно-статистическим отделением. Исправлена и дополнена Вотским Областным...

Уезд 12.04.2013
Котельнический уезд, 1893 г. 2,5 версты / привязка /

Карта Котельнического уезда Вятской губернии,изданная Статистическим Отделением Вятской Губернской Земской Управы в 1893 году.

Масштаб в английском дюйме 2,5 версты...

Уезд 12.01.2014
Елабужский уезд, 1891 г., 3 версты / привязка /

Карта Елабужского уезда Вятской губернии, изданная в 1891 году Вятским губернским земским статистическим отделением

Масштаб: в 1 Английском Дюйме 3 версты

На территории Елабужского...

Уезд 23.03.2015
Вятский уезд, 1886 г. 2,5 версты / привязка /

Карта Вятского уезда. Составлена в 1886 году Вятским губернским земским статистическим бюро. Масштаб в Английском дюйме 2½ версты.

Уезд 29.08.2012
Орловский уезд, ПГМ 1 в. (1 часть, 1778 г.)

Генеральный план Вятской губернии Орловского уезда 1-я часть. 1778 г.

Уезд 29.08.2012
Слободской уезд, 1878 г. 10 вёрст

Подробная карта Слободского уезда Вятской губернии. Составил действительный член Вятского Губерниского Статистического Комитета, Стат. Совет. М. Куроптев. Издание Слободского Уездного земства 1878...

Уезд 29.08.2012
Котельнический уезд, ПГМ 1 в. (3 часть, 1774 г.)

План Генерального Межевания Котельнического уезда Вятской губернии. 3-я северная часть. 1774 год.

Уезд 29.08.2012
Орловский уезд, 1886 г. 8 верст / привязка /

Почвенная карта Орловского уезда 1886 года. Масштаб карты 8 вёрст в англ. дюйме.

Оригинальная карта приложена к сборнику...

Уезд 13.02.2018
Почвенная карта Малмыжского уезда, 1884 г. 4 версты

Почвенная карта Малмыжского уезда. Составлена в 1884 году Вятским губернским земским статистом Е. С. Филимоновым. Масштаб в Английском дюйме 4 версты.

Уезд 29.08.2012
Нолинский уезд, 1887 г. 2 версты / привязка /

Уездная карта, составленная в 1887 году Вятским губернским земским статистическим бюро. Масштаб 2 версты в англ. дюйме.

Обработка изображений и гео-привязка: ...

Уезд 13.02.2018
Марийская АССР, 1957 г. / привязка /

Карта Марийской АССР 1957 года.

Обработка изображений и гео-привязка: Иван Зыков

Область 13.02.2018
Кировская область, 1953 г. 7 км в 1 см. / привязка /

Карта Кировской области. Главное управление геодезии и картографии при МВД СССР.

Административные границы даны на 01.03.1953.

Масштаб 1:700 000. В одном сантиметре 7 километров....

Область 12.04.2013
Кировская область, 1943 г. 7,5 км в 1 см / привязка /

Карта Кировской области. Административное деление дано по состоянию на 01.07.1943.

Масштаб 1:750 000. В одном сантиметре 7,5 километров.

Оригинал карты можно найти в ГАКО (ф. Р-...

Область 13.04.2013
Топографическая карта РККА, 1942 г. / привязка /

Сборная карта квадрата из отдельных листов топографической военной карты Генштаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Состояние местности на 1932 - 1941 предвоенные годы. Масштаб в 1 см. 1...

Район 13.02.2018
Сунский район, 1937 г. 4 версты

Карта Сунского района в границах 1937 года. Масштаб в 1 дюйме 4 версты.

Район 05.01.2013
Фалёнский район Кировской области, 1944-55 гг. / привязка /

Карта Фалёнского района, предположительно 1944-55 гг. Масштаб: 1 км в 1 см.

Карта предоставлена: сайт www.falenki.ru

...

Район 05.04.2013
Фалёнский район, 1967 г. 1 км в 1 см / привязка /

Схематическая карта Фаленского лесхоза Кировской области. Устройства 1967 года. Масштаб 1:100 000.

Карта предоставлена: сайт www.falenki.ru...

Район 10.04.2013
Слободской район, ок. 1965 г. 1 км в 1 см / привязка /

Схематическая карта землепользований Слободского района Кировской области. Масштаб 1:100 000. Около 1965 г.

Район 10.04.2013
Омутнинская лесная дача, 1924 г. / привязка /

План Омутнинской лесной дачи и рудников. Масштаб: В 1 английском дюйме 4 версты. 13 октября 1924 г. [перерисовка]

Карта охватывает территорию лесной дачи Омутнинского завода по состоянию на...

Район 26.04.2013
Лесная дача Холуницких заводов (кон. XIX — нач. XX вв) / привязка /

Карта лесной дачи и рудников Холуницких заводов [перерисовка]

Карта охватывает территорию Климковской и Чернохолуницкой волостей Слободского уезда.

...

Район 28.07.2013

rodnaya-vyatka.ru

История городов русских. Вятка. - Истории Земли

В эпоху Киевской Руси (IX-XII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось «ватка», что и послужило основой для наименования главной реки края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки. Но что значит название реки? Есть множество гипотез. Например, по одной из них в основе лежит удмуртское слово «вод» — выдра, бобр. М. Фасмер возводил слово «вяда» к финно-угорскому «венто» — медленный, спокойный, глубокий. Доказательства чьей-то правоты, увы, скорее всего уже не будет. Загадка слова «Вятка», как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

Русские понемногу и постепенно проникали в бассейн реки Вятки уже в XII веке и образовывали здесь, пользуясь миролюбием основного удмуртского населения, небольшие поселения. Лучшие дороги для той поры — это реки. Именно по речным системам, пользуясь волоком (перетаскивая на себе речные суда), первые русские поселенцы и проникали в Вятку двумя путями. Наиболее древний путь заселения, — с северо-запада: с Новгорода, Двинской земли, от Великого Устюга. Не случайно еще в начале XIX века первый вятский историк Александр Вештомов на основании всеобщего убеждения, бытовавшего среди горожан, написал, что «первые у реки Вятки поселившиеся славяно-российского происхождения люди, сделавшиеся праотцами вятчан, были из Новгорода Великого выходцы». И дал тому такие доказательства: «Древнее новгородское наречие, сохранившееся в них поныне, есть первое тому доказательство; склонность к плотничеству и искусство в оном есть второй вероятный признак происхождения вятчан от новгородцев… Третье, общее мнение самих вятчан, основанное на преданиях предков о происхождении своем из Новгорода…». Убеждение самих жителей, что их предки были новгородцами, — это не такой уж невесомый довод, как может показаться на первый взгляд. Часто такие аргументы, с усмешкой отвергаемые знатоками, подтверждаются через много лет. Если северный, более ранний путь колонизации русскими вятского края шел, в основном, из новгородских владений, то западный путь — со средней Волги, из Нижегородского края стал, особенно после татарского нашествия на Русь, главной дорогой для русских поселенцев в область средней Вятки и ее притоков. Спасаясь от ужасов нашествия, люди хлынули в глухие вятские леса, где уже существовали компактные русские поселения, обнесенные небольшими укреплениями для защиты от дикого зверя. Миролюбивые удмурты отступили на восток, оставляя обжитые места. Наиболее удачные места для поселений были уже давно, иногда за несколько столетий, обжиты людьми. Таково Никулицкое городище, древнее многослойное поселение, нижние слои которого относятся еще к Ананьинской культуре. Остатки крепостных валов, жилищ, мастерских, русской керамики, предметов вооружения XIII-XV веков отчетливо свидетельствуют, что в XIV веке эта довольно значительная по тому времени крепость переживала свой расцвет.

Древний район русских поселений на Вятке сосредоточен в небольшом треугольнике главных вятских городов: Вятка, Орлов, Котельнич. Археологи обнаружили небольшие русские поселения со слоями XII-XIII, XIV веков на берегах Вятки между Котельничем и Слободским: Котельничское, Ковровское, Истобенское, Подрельское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское, Подчуршинское. Кроме Никулицкого и Хлыновского, все это небольшие поселения, лишь на несколько жилищ, укрытых от диких зверей земляным валом с деревянной оградой. К сожалению, постоянных длительных раскопок Хлыновского городища до сих пор не велось. Поэтому археологические данные обрывочны и противоречивы. По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицинскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникло Хлыновское селище, а несколько дальше — Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость. Другой археолог — Л. П. Гуссаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в саду им. Ст. Халтурина), обнаружил здесь русское поселение, которое он считал центром удмуртского племени «ватка». В XII-XIII веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме — Вятка.

Принято, что официальной датой возникновения города считается дата первого упоминания этого города в общерусской летописи. Русское поселение (а не город) на территории современного центра, видимо, сложилось уже на рубеже XII-XIII веков. Но официальной датой основания города (с чем согласен и наиболее авторитетный вятский историк А. В. Эммаусский) следует считать первое упоминание нашего города в очень достоверной общерусской летописи — Троицкой, составленной в Москве в 1409-1412 годах. Идентичны с данными Троицкой летописи (только несколько более сокращены) известия о Вятке и в других общерусских летописных сводах. Вот летописный текст, служащий нам опорной точкой в спорах о времени основания города: «Того же лета (1374) идоша на низ Вяткою ушкуиници разбойници, совокупишеся 90 ушкуев, и Вятку пограбиша, и шедше взяша Болгары, и хотеша зажещи и взяша окупа 300 рублев и оттуда разделишася на двое, 50 ушкуев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкуев идоша вверх по Волзе, и дошедше Обухова пограбиша все Засурье и Маркваш, и переехаша за Волгу лодьи, поромы и насады, павузки и стругы, и прочая вся суды изсекоша, а сами поидоша к Вятце на конех посуху и идучи много сел по Ветлузе пограбиша». 1374 год — рубежный год для Вятской страны. Она внезапно с помощью ушкуйников выныривает из неизвестности и попадает на самую стрежь бурного течения российской истории этой эпохи.

Роль новгородских ушкуйников (разбойников-грабителей по сути своей) в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд. Судя по всему, и этот поход (как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи) новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар — столицу Волжской Болгарии и взяли его. Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп — 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь — в Булгаре, они продали и набранный по пути полон — русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов. Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине — в Новгородской республике, и поэтому отцы города, страшась ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенные горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили (изсекоша). На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем «идучи много сел по Ветлузе пограбиша». Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий — на свою временную базу — им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать «головой» чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями. Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами, обложив данью (пушниной) местное удмуртское население. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких же ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае как серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данных о том, что они покинули Вятку, в летописях нет. Приход на Вятку такой мощной военной дружины (более 1000 человек) не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус — самостоятельной земли. Как метко сказал прекрасный вятский историк А. С. Верещагин: «С 1374 года появляются ушкуйники на Вятке, и с этого времени страницы русских летописей до самого 1489 года заполняются известиями о «подвигах» вятчан чисто ушкуйнического — «изгонного», «искрадного» характера». Действительно, ни разу не читаем мы в летописях, что вятчане XIV-XV веков одолевали своих противников благодаря численному превосходству. Они всегда брали внезапным и стремительным натиском, «изгоном», «искрадом», набегом, да еще находчивостью и отчаянной дерзостью. А. С. Верещагин, неодобрительно качая головой, все же не может не восхищаться примерами такого удальства и самого бессовестного авантюризма. «В 1392 году вместе с другими ушкуйниками, овладевают внезапно Кашаном, а затем Жукотиным. В 1417 году они с Жадовским и Разсохиным, по летописи, «изъехаша в насадех безвестно и повоеваша всю землю Двинскую и Заволочскую, и Холмогоры, и Борок, и Емцу взяша».

В 1433 году с сыновьями Юрия Галицкого Косым и Шемякой, стремительным натиском разбивают большую рать Василия Темного и «емлют руками» великокняжеского воеводу Юрия Патрикеевича. В 1434 году вновь с Юрием Дмитриевичем и галичанами в Лазареву субботу опять разбивают рать Темного за Ростовом у Николы на горе, а в страстную среду являются уже под Москвой, и Юрий «седе на великом княжении». В 1436 году в числе 40 человек на устье Которосли у Ярославля прокрадываются в шатер князя Брюхатого, мирно почивавшего с княгинею среди семитысячного ярославского ополчения, хватают князя с княгиней, берут за него выкуп и все же увозят на Вятку. В 1438 году «безвестно» они появляются на устье Юга, а в Троицын день жгут город Гледен, и устюжане разбегаются от них по лесам. В начале пятидесятых годов XV столетия, как видно из послания к ним митрополита Ионы, «съединяющесь с Шемякою», они неожиданно приходят на Устюг, на Вологду, воюют и грабят Сысолу, Вымь и Вычегду, захватывают более полутора тысяч полону и многих пленников «продают в поганьство». В 1466 году в среду на пятой неделе поста они незаметно прокрались мимо Устюга, так что их «не слыхали в городе и сторожи», «искрадом» воюют по берегам Кокшенги и Ваги, а на обратном пути, когда устюжане «доспели им переём под Гледеном», дают посул из добычи устюжскому наместнику и утекают к Вятке. В 1467 году в числе ста двадцати человек вторгаются в землю Вогуличей, захватывают их князя Асыку и приводят на Вятку. Летом 1471 года, когда татары, оставив Сарай, укрывались от жару в войлочных шатрах и желомейках, вятские ушкуйники, знакомые с повадками татар, на нескольких десятках ушкуев налетают на самую татарскую столицу, захватывают много товара, сарайских «княгинь» и других пленниц и счастливо ускользают от татарского преследования».

Наименование нашего города Хлыновом впервые появляется в летописях под 1457 годом. Происхождение этого названия точно тоже не установлено. Хотя некоторые полагают, что в основе лежит бранное «хлын» — разбойник, бродяга. По другой гипотезе местных лингвистов в говоре удмуртских жителей деревень по реке Чепце существует слово «клыно», переводимое на русский язык в значении — главный. Удмурты этих деревень еще несколько десятилетий назад называли Киров — «Клыно». Какова же причина переименования существовавшего уже довольно долго русского города на Вятке где-то между 1452 и 1457 годами? Можно предположить следующее. С 1433 по 1453 год в великом княжестве Московском шла ожесточенная феодальная борьба за великокняжеский стол между сторонниками великого князя Василия II (Темного) и сторонниками его дяди — галицкого князя Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Вятчане охотно участвовали в войне на стороне галицкой группировки, которая войну в конце концов проиграла. Московская рать взяла Галич. Многие враги Москвы бежали в Новгород Великий и на Вятку, открыто выступавшую против Москвы. Ожидая к себе московских гостей (которые не замедлили появиться), вятчане скорее всего в 1455-1456 годах выстроили себе кремль — крепость для обороны от неприятеля, наименованную по названию речки Хлыновицы, впадавшей здесь в Вятку, — Хлыновом. Центральную часть города (собственно кремль, находившийся в юго-восточном углу Баляскова поля) защищали теперь деревянные стены с башнями длиной в 420 сажен, а посад защищал острог, деревянный сплошной частокол из толстых бревен, заостренных сверху и поставленных стоймя одно к другому. Острог прерывался деревянными башнями. По мнению историка А. В. Эммаусского, это была почти неприступная твердыня, защищенная с востока крутым берегом реки Вятки, с запада — непроходимым болотом, с юга и севера — глубокими оврагами. Название кремля быстро стало названием всего города и на очень длительный срок. Лишь в 1780 году по указу Екатерины II в связи с созданием Вятского наместничества главный город края Хлынов был официально переименован в город Вятку. Можно предположить, что местное население очень долго по-прежнему называло город Вяткой, и Екатерина II лишь официально утвердила укоренившееся в просторечии имя города. В ряде документов XV-XVI веков, на картах той эпохи мы порой встречаем оба наименования города — и Хлынов, и Вятка. Вполне возможно, что вначале под словом Хлынов имели в виду только кремль-крепость, а сам город с посадом и окрестностями именовали Вятка. Лишь к XVII веку название Хлынов победило в официальном наименовании города.

Горожане XV века были более привычны к мечу и топору, чем к сохе или какому-то ремеслу. Торная для многих ушкуйничьих дружин река Вятка притягивала к себе многих. Город и его окрестные владения приходилось отстаивать силой. Реку же Вятку как привычный маршрут для чужих разбойничьих дружин новые поселенцы быстро перекрыли. Уже под 1379 годом в Троицкой летописи есть известие о зимнем походе вятчан в Арскую землю (центр — город Арск в Волжской Булгарии, близ Казани) против отряда новгородских ушкуйников во главе с Рязаном. Вятчане перебили ушкуйников и, захватив в плен Рязана, убили его. Политическая жизнь бурлила. И вятчане жили, косясь одним глазом на опасную Орду, а другим — на быстро усиливающуюся и подминающую под себя все новые русские земли Москву. Столкновения с двумя этими силами были неизбежны.

В 1391 году (по другим данным, в 1393 году) хан Золотой Орды Тохтамыш послал царевича Бектута в военный набег на Вятскую землю. Татары опустошили весь край и взяли приступом город, уведя в рабство многих его жителей. По мнению многих российских и местных историков, как проницательный вятский историк А. И. Вештомов Вятка, как и Новгород Великий, Псков, являлась в ту эпоху вечевой республикой. Все важные вопросы решало общее собрание полноправных граждан города — вече. Истинной причиной частых нападений вятчан на соседей А. И. Вештомов считал «жадность к грабежам», к которым привыкли новгородские беглецы, и удобство, доставляемое наемничеством. В своих военных походах вятчане показали себя как воины находчивые, быстрые, ловкие и хитроумные. Прекрасно знали они по своим набегам не только среднее и нижнее Поволжье, но и Русский Север, нижегородские, костромские земли. Так, в 1436 году — описывает историк П. Н. Луппов, призванная галицким князем Василием Косым для войны с Москвой дружина вятчан в четыреста человек двигалась по берегу Волги возле Ярославля. Внезапно вятчане узнают, что невдалеке стоит семитысячная рать зятя московского князя — ярославского князя Александра Брюхатого, причем последний спит в это время в своем шатре. Так как дело было рано утром и при сильном тумане, сорок удальцов проникли во вражеский стан и похитили князя с женой, переехав на лодках на другую сторону Волги. Затем они потребовали за пленников выкуп в четыреста рублей (столько тогда стоили четыре пуда серебра). Получив выкуп, вятчане нарушили договор и увезли пленников на Вятку. Разгневанный московский князь в отместку приказал ослепить союзника вятчан князя Василия Косого, захваченного накануне в плен. Примеров такого жестокого удальства множество. В 1438 году они внезапно появляются на устье Юга, в Троицын день грабят и жгут город Гледен. В сороковые годы нападают на Усть-Вым, разоряют христиан-зырян на Сысоле и Лузе. В 1452 году идут к Устюгу на соединение с Шемякой, но узнав, что Шемяка бежал от Устюга, бросаются на Сысолу, Вымь и Вычегду, где захватывают до полутора тысяч полону, чтоб потом продать его «в поганьство».

В этих войнах правил не было, и жестокость, вероломство, массовые казни пленных проявляли обе стороны. Но к вятчанам у московского митрополита Ионы все же накопилось много претензий. Пытаясь убедить их покориться воле Москвы, Иона описывает в своем послании 1452 года такие зверства вятчан в северо-двинских владениях великого князя: «Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злая, горше нечестивых, ни по христьянству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православныя истинныя христианскыя веры; святую соборную Апостольскую церковь русскыя митрополия обидите и законы церковные старые разоряете, а зався своему господарю великому князю грубите и приставаете к его недругу, и издавна, и с поганьством съединяющесь, и с отлученным от Божья церкве с князем Дмитрием с Шемякею, приходили есте многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич, а через крестное целованье, целовав животворящей крест у князя у Дмитрия Ивановича у Ряполовьского, у Глеба у Семенова трижды крест целовав, у Олександра у Мякинина дважды крест целовав, на великаго князя добро, да то крестное целование забыв, да зався изменяюще, и християньство губите, и с теми християньскыми губители и само собою вотчину его воююте безпрестанно, християньство губите убийством и полоном и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите вся церковная священная приходия, кузьнь и книги и колоколы, и вся творите злая и богомерьзкая дела, якоже погании». Конечно, тут возможны и некоторые преувеличения — результат полемического запала московского митрополита. Но общую жестокость нравов следует признать. Основная цель послания митрополита Ионы на Вятку – привести вятчан в покорность великому князю, тогда как они дерзали не признавать воли и власти Москвы. Иона между тем вятчан знал неплохо, так как родом был из Солигалича, в Галиче же и постригался, а это княжество в XV веке находилось в постоянных и самых близких отношениях с Вятской землей. Вятка принимала тогда беглое духовенство, которое заодно со своими духовными детьми Москве не подчинялось. Митрополит Иона попытался в том же 1452 году воздействовать на вятчан через местное духовенство. Упрекая последних в сомнительности сана, греховности поведения, грозя отлучением от церкви, он требовал, чтобы те уняли своих духовных детей от грабежей церковных, а полон христианских душ отпустили.

Очевидно, женясь на удмуртках и марийках, вятчане заимствовали и некоторые языческие обычаи местного населения (многоженство), реанимировали свои славянские древние традиции, искоренявшиеся в центре церковью. Возможно, и сами местные священники были склонны к ереси. Вятчане же, «каменносердечные» по выражению Ионы, и горожане, и местное духовенство этим посланиям не вняли. Так что через несколько десятилетий митрополиту Геронтию в 1486 году пришлось их повторить почти слово в слово. Московским отлучениям они не внимали и службы в своих церквах продолжали. Отношения Москвы с Вяткой складывались непросто во многом и из-за того, что Вятка привечала князей — врагов Москвы, оказывала им военную помощь и предоставляла укрытие. Пусть номинально, а не реально, но некоторые из этих князей числили Вятку в составе своих владений и в духовном завещании отказывали ее своим сыновьям. Первыми такими «номинальными сеньорами» города Вятки и всей Вятской земли стали суздальско-нижегородские князья. По мнению А. В. Эммаусского, нижегородско-суздальский князь Дмитрий Константинович объявил Вятку своим владением в конце 1370-х годов, когда после страшных и опустошительных татарских погромов множество его подданных бежало в Кострому, Галич и Вятку, где прочно поселилось. Новгородская республика, кстати, никогда не заявляла о своих притязаниях на Вятку. В 1400-х годах после того, как великий князь московский присоединил к Москве Суздальско-Нижегородское княжество, сломленные суздальские князья Семен Дмитриевич и Василий Дмитриевич Кирдяпа (отсюда название села Кирдяпино) бежали на Вятку с семьями и здесь жили какое-то время. После скорой смерти этих братьев московский князь Василий I передал права на Вятку своему брату — удельному галицкому князю Юрию Дмитриевичу. После смерти Юрия Галицкого вятчане долго поддерживали его сыновей — князей Василия Косого и Дмитрия Шемяку. Борьба шла с переменным успехом, но в конце концов Юрьевичи проиграли войну. Дмитрий Шемяка в 1453 году внезапно скончался (вероятно, был отравлен на пиру). В 1450-е годы Василий II неоднократно посылает свои рати на Вятку, застрявшую у него колом в горле. В конце концов, в 1459 году его рать во главе с князем Иваном Патрикеевым обложила Хлынов «со многой силой» и держала в осаде долго, до тех пор, пока он не бил челом московскому великому князю «на всей его воли, как надобе великому князю». Хлынов был обложен данью и приведен к присяге (крестному целованию) на верность Москве.

Золотая страница вятской истории — налет вятской дружины во главе с атаманом Костей Юрьевым (одним из лидеров промосковской партии в высшем руководстве города и края) в 1471 году на Сарай — столицу Золотой Орды. У Кости Юрьева был совершенно замечательный талант полководца, поэтому большинство походов под его началом увенчалось успехом. Вятчане в том 1471 году спустились на своих быстроходных речных ушкуях на нижнюю Волгу и ворвались в Сарай, где в это время (летняя жара — время откочевки хана с войском и стадами в дальнюю степь) не было большинства мужчин. Ушкуйники набрали великое множество товаров, драгоценностей, сарайских красавиц и со всем этим добром благополучно пробились вверх по реке через два сильных татарских заслона, посланных взбешенным ханом, чтобы перенять удальцов. Такого потрясающего сочетания дерзости и удачи в набегах на Волжскую Болгарию и Орду Русь еще не видывала. Поэтому известия об этом набеге вятчан появились во многих русских летописях. Иван III, решив раз и навсегда покончить с вятской вольницей, в 1489 году шлет на Вятку мощную рать из четырех полков: большого, передового, полка правой руки и полка левой руки. Да еще в ней были отряды двух братьев великого князя, да ополчения с Русского Севера, да судовая рать, да малая татарская рать (из Казани). Сила собралась великая — по Архангелогородской летописи, в 64 тысячи человек. Может быть, это и преувеличение, но скорее всего небольшое. Здесь москвичи, владимирцы, тверичи, устюжане… С такой армией Хлынов тягаться не мог. Взяв в начале августа Котельнич и Орлов, воевода князь Даниил Васильевич Щеня (главный воевода рати) и боярин Григорий Васильевич Морозов осадили 16 августа 1489 года Хлынов. Обсудив за стенами города ситуацию, решили действовать осажденные хлыновцы по старому сценарию — вскоре открылись ворота, и городская верхушка поднесла московским воеводам богатые подарки. А на другой день несколько наиболее влиятельных бояр громко объявили воеводам, что они во всем покорны великому князю московскому. Но москвичей на мякине в этот раз провести не удалось. Они знали, что власть в 1480-е годы в городе и крае находится в руках антимосковской партии. Государь же Иван III шутить не любил. Поэтому они железной рукой довели дело до конца. Ультимативно потребовали от осажденного города поголовной (от мала до велика) присяги на верность великому князю и выдачи головой трех руководителей города и земли, известных своей твердой антимосковской позицией Ивана Аникиеева (Мышкина), Пахома Лазарева и Павла Богодайщикова. Вятчане два дня обсуждали на вече это требование и в конце концов выполнить его отказались. В ответ воеводы отдали приказ о подготовке к штурму города, грозя его сжечь. Плетни, смола и береста, приставленные, чтоб зажечь деревянные стены города, угрожающе стали видны высыпавшим на городские стены вятчанам. Сгореть в великом пожаре мог весь город. Все население города Хлынова от мала до велика было приведено к присяге на верность великому князю. В городе поселился наместник великого князя с присланными вместе с ним приказными. Эпоха вольной Вятской республики и вольного города Хлынова закончилась. Вятская земля стала составной частью Русского государства.

В связи со Смутой в начале ХVII века вместо городового приказчика Хлыновом управляли по царскому назначению особые воеводы, имевшие прежде всего власть военную. В 1609 году, например, в Хлынове сидел князь Михаил Ухтомский, оборонявшийся от «воровских людей» и отрядов самозванцев. В течение всего ХVII века все налоги с Хлынова шли в Москву в Новгородский приказ. Как метко заметил историк А. А. Спицын, все управление Вяткой ХVI-ХVII веков носило характер личных царских распоряжений, без коих ни наместник, ни городовой приказчик, ни воевода шагу не осмеливались сделать. После Смутного времени (1613 года) в Хлынове, как и во всех русских городах, появился воевода, сосредоточивший в своих руках всю полноту военной, судебной и административной власти над городом и краем. Воевода был доверенным лицом государя, здесь — оком государевым. Имена хлыновских воевод ХVII века нам известны. Это князья Федор и Семен Звенигородские, князь Петр Хилков, князь Иван Ухтомский, стольник Андрей Римский-Корсаков, а также посланные сюда в знак немилости думный дворянин Богдан Ордын-Нащокин, бывший украинский гетман Петр Дорошенко и многие другие служилые люди. Хорошо знакомы нам имена некоторых местных подьячих: Семен Злыгостев, Степан Рязанцев, Андрей Рязанцев, Федор Сунцов. Из прочих служилых людей в Хлынове ХVII века постоянно жили пушкари, передавая также свое дело по наследству. В 1692 году в городе на вооружении имелось 3 большие медные пищали (по 15 пудов веса), 42 затинных пищали, 500 мушкетов, 290 бердышей, 202 боевых топора, 360 пик и кое-какое другое вооружение.

Петр I сохранил в городах воеводское правление, но попытался несколько облегчить горожанам бремя воеводской власти. Зажиточные горожане («регулярные») получили право выбирать из своей среды магистрат для решения городских дел, независимый от воеводы. После Петра I магистраты все же были подчинены воеводе и в 1728 году заменены ратушей под управлением бургомистра. Через 12 лет (1740 год) ратуша вновь преобразована в магистрат, который и просуществовал до учреждения в городе городской думы. Грамотой Екатерины II от 21 апреля 1785 года всем русским городам был определен характер, бюджет и основные задачи городской думы. В Вятке городская дума функционировала с 1792 года. Созданное из купцов и мещан городское общество должно было избирать на трехлетний срок множество ответственных лиц городского самоуправления. Торжество демократии — явление обременительное для горожан, так как предполагает их активную деятельность на благо города. В архиве сохранилось дело о выборах на новое трехлетие (1823-1825 годы) градского головы (председателя городской думы), бургомистров, ратманов (советников), заседателей в уголовную и гражданскую палаты суда, а также совестной суд, а сверх того на 1823 год городового старосты, словесных судей и ценовщиков для оценки предоставляемых в залог и подвергшихся за долги публичной продаже имений.

После войны 1812 года пришло время подъема местной торговли, и это сразу отразилось на строительстве больших, удобных и вместительных городских домов. Если в 1813 году в Вятке имелось 825 деревянных домов и 30 каменных, то в 1848 году уже 750 деревянных и 100 каменных, а в 1878 году соответственно 1232 деревянных и 243 каменных. Местные анналы запечатлели посещение Вятки императором Александром I в 1824 году и наследником престола Александром Николаевичем вместе со своим воспитателем поэтом В. А. Жуковским в 1837 году. Кстати, Александро-Невский собор по проекту А. Л. Витберга воздвигался как раз в честь Александра I, победителя великой Франции. В 1870 году городская дума была преобразована в соответствии с новым Городовым положением (реформа шла по всей России). Функции ее расширились. Помимо ответственности за хозяйство и благоустройство города она теперь активно занималась организацией благотворительных и образовательных учреждений. В Вятской городской думе, как и прежде, купцы вновь располагали большинством голосов (две трети), и дума оставалась органом их влияния на город, их трибуной и своеобразной сценой для самовыражения. Быстро в несколько раз увеличились источники доходов думы и ее бюджет. Вятская городская дума смогла проникнуться духом нового времени и масштабно организовать работу. Благодаря ее деятельности в Вятке были созданы: городской ломбард (1896), водопровод (1889), телефон (1897), электрическое освещение в городе (1903).

Но уже близилась эпоха коренного перелома всех традиций в жизни России. 25 февраля 1917 года в Вятку поступили первые известия из Петрограда о свержении царизма. Съезд земских деятелей работающий в это время в городе отказался признать новую власть. 2 марта губернатор Н. А. Руднев признал власть Временного правительства. В течение месяца в местных советах идет замена эсеров на большевиков. 6 марта вятский губернатор подал в отставку и был отстранен от власти. 12 марта состоялся праздник революции. 14 марта состоялось первое заседание Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1918 года 1 декабря Вятский Совет взял власть в городе. 21 декабря вышел первый номер газеты «Вятская правда» (ныне «Кировская правда»). Название Киров город получил после убийства в 1934 году уроженца города Уржума Вятского края Сергея Мироновича Кострикова (Кирова). Активный участник Октябрьской революции, однако, в самой Вятке никогда не был. В 1934 году желание назвать город именем своего земляка изъявляли жители города Уржума — родины Кирова. Но тогдашнее руководство Вятки проявило настойчивость и присвоило название Киров себе. За основу своего псевдонима C. М. Киров взял имя болгарского хана Кира, найденное им в календаре. В свою очередь, имя Кир восходит к древнегреческому имени Кирос («господин, владыка»).

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. 23 июня в городе состоялся 40-тысячный митинг, который продемонстрировал любовь кировчан к Родине, ненависть к захватчикам. Началась мобилизация военнообязанных, создание народного ополчения, перестройка народного хозяйства на военный лад. Каждое предприятие приступило к выпуску оборонной продукции; 20 июля прибыли первые эвакуированные детские учреждения. К началу сентября было принято более 28 тысяч детей из Ленинграда. Сотни тысяч кировчан участвовали в войне, 257,9 тысяч из них не вернулись с ее полей.

источник

Похожее

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Вятский край и его история

Хлынов Вятка Киров

Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее

Начало этой колонии летописец Вятской Земли относит к 1174 (6682) г. и несколько противоречит сам себе: в одном месте говорит, что жители новгородские отправились в путь самовольно и отделились от Великого Новгорода, а в другом, — что они отправились с согласия Великого Новгорода. Вероятнее первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода, несколько раз являлась враждебною Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимодействии и испытывала против себя — по сказанию той же местной летописи — злобу своей метрополии.

Впоследствии к происхождению вятской колонии приплели старинную греческую басню об основании Тарента, которая, будучи занесена к нам, применялась не к одной Вятке. Говорили, будто новгородцы отправились на войну и оставили дома своих жен с рабами. Во время их семилетнего отсутствия рабы воспользовались правами мужей и прижили с новгородскими женами детей. Опасаясь мщения мужей, жены бежали из Новгорода с своими любовниками и незаконными детьми: эти-то беглецы, будто бы, основали Вятку.

Так как основание Вятки относят к той эпохе, когда после упорного сопротивления суздальцам и поражения Андреева Боголюбского ополчения Новгород примирился с князем Боголюбским, то, быть может, выходцы из Новгорода в это время состояли из заклятых врагов суздальской партии и не хотели оставаться в отечестве, когда в нем дела обратились противно их сочувствиям. По известию упомянутого летописца, колонисты поплыли на судах по Волге, дошли до Камы, там поставили городок и намеревались здесь оставаться.

Но тут услышали они, что далее на восток живут вотяки в земле привольной, богатой и укрытой лесами. На Каме жить было не безопасно, потому что большая река — большой путь; на них станут нападать то те, то другие; притом и новгородцы знают этот путь и станут требовать подчинения. Часть колонистов осталась в новопостроенном городке, другая отправилась далее по Каме. Они вошли в реку Чепец и начали жечь и разорять вотяцкие жилища, укрепленные земляными валами.

Вотяки — это удмуртыВогулы — это мансиЧеремисы — это марийцы

Вотяки были народ мало воинственный, пришли в страх от нападения неожиданных гостей и разбегались. По реке Чепцу новгородцы вошли в реку Вятку и, проплыв по ней пять верст, увидели на высокой горе Болванский городок. Взять его было трудно. После нескольких напрасных усилий новгородцы положили себе зарок, — не пить, не есть, пока не завоюют городка. Случился день Бориса и Глеба. Новгородцы стали призывать на помощь этих святых. Святые помогли им. Они взяли Болванский городок; множество вотяков было побито, остальные разбежались: русские построили здесь церковь Бориса и Глеба и назвали городок Никулицын.

Те, которые остались прежде на Каме, узнали, что их братья нашли себе лучше приют, бросили свой городок и поплыли по Каме, а потом по реке Вятке. Они напали на черемисский городок Каршаров. Услыхав, что святые Борис и Глеб помогли их соотечественникам при взятии Болванского городка, стали и они призывать этих святых. И им помогли святые Борис и Глеб, — в угоду русским напустили на черемисов видение: тем представилось, будто на них нападает многочисленное войско; тогда одни из них пустились врассыпную, а другие без боя отворили победителям ворота.

Завоевавши Каршаров, новгородцы переименовали его в Котельнич и послали партии разведывать: нельзя ли чего еще завоевать. Между тем, и те, что утвердились в Болванском городке, послали партии на провод: какие есть по-далее земли; хотелось им найти удобное место, где бы построить еще город. При устье реки Хлыновицы, на высокой горе, место им поправилось, и они заложили город, и назвали его Хлынов — это нынешняя Вятка. Предание осталось, будто река Хлыновнна названа так новгородцами оттого, что они на этом месте услышали крик диких птиц: хлы! хлы!

Хлынов — первоначальное название города Вятка

Основание Хлынова не обошлось без чудес. Когда новгородцы стали строить город, то увидали деревья, чудодейственно приготовленные невидимою силою и приплывите к месту построения города. Построив детинец, новопоселенцы поставили в нем церковь Воздвижения Честного Креста. Этот городок с северо-запада и юга опоясан был глубоким рвом, а с востока защищался крутым берегом и рекою Вяткою; вместо городской стены служили жилища, плотно поставленные одно близ другого задними стенами на внешнюю сторону. Место было удобное; такой крепости было на первый раз достаточно против туземцев. В средине городка вырыли колодезь, поставили земскую избу для управления и винокурню. Так основался Хлынов.

Жители его прозвались вятчане, по имени реки, носившей туземное название Вятки, и вся земля, занятая новопоселенцами, названа была Вятскою Землею. Население Вятского края возрастало, как естественным путем, так и приливом новых пришельцев, из Устюга, из Новгорода и из других стран; недовольные ходом дел в отечестве нередко убегали в Вятскую Землю. Так около Хлынова образовался посад, который был обнесен деревянными стенами с башнями; дремучие леса защищали его.

Мало-помалу стали возникать селения и погосты. Летопись кратко упоминает о том, что переселенцы терпели набеги от вотяков и черемис, которые, конечно, смотрели неприязненно на новых обитателей своего отечества, а потом от татар Ногайской и Золотой Орды, появившихся на берегах Волги и Камы. Поэтому все русские поселения были укреплены; неоднократно русские выдерживали нападения и отбивали врагов: их подвиги оставались в народной памяти с героическим блеском. В воспоминание о них вятчане устроили торжественные ходы и праздники.

Черемисы препятствовали расселению русских

Таким образом, на память одной жестокой битвы с вотяками и черемисами, было установлено каждогодно носить из Волковского погоста близ Никулицыпа образ великомученика Георгия в Хлынов и встречать его торжественно со свечами и железными стрелами, которые означали оружие побежденных врагов. Другой ход был из Никулицыпа с образом Бориса и Глеба, — в память взятия Болванского городка. Третий с чудотворным образом Николая.

Однажды толпа поселенцев, хотевших основаться в землях нынешнего Яренского уезда, подверглась их нападению. Русские бежали от них и в бегстве покинули образ Николая чудотворца. Много времени спустя после этого события, в 1383 году, какой-то поселянин зачинал поселение близ той горы, где покинут был образ, и выбрал себе место для усадьбы на берегу ручья. Однажды отправная он в лес за деревом, и увидал свет: он окружал образ; по этому признаку поселянин нашел образ и поставил у себя в новоотстроенной избе. Около него стали селиться другие; заводилось и умножалось поселение.

Тогда образ оказался целебным и чудотворным, и в избу поселянина стали стекаться богомольцы. Весть об этом дошла до хлыновского духовенства: оно стало помышлять, как бы приобресть такое сокровище для города. Жители деревни долго ни за что не уступали образа; едва городские жители упросили их уладить дело так, чтоб из Хлынова каждогодно совершать крестный ход в эту деревню и приносить туда образ. Таким образом, установлен был каждогодный ход в эту деревню, построенную на берегу реки Великой.

Внутреннее устройство Вятки нам неизвестно в подробностях. Верно только то, что вятчане управлялись сами собою, вечем — по образцу новгородскому. Летописец говорит о них: "И тако Новгородци начата общежительствовати, самовластвующе правами и обладаемы своими жители, и нравы свои отеческие и законы, и обычаи новгородские имеячу". Хлынов был главный город всей земли; под его первенством были пригороды, из которых известны, как существовавшие во времена независимости, Котельнич, Никулицын, Орлов, Слободской.

По новгородскому обычаю устроены были погосты, к которым тянули деревни. Несмотря на сходство в нравах с новгородцами, — по известию вятского летописца, — вражда господствовала между Новгородом и Вяткою. Новгород, считая Вятку своим поселением, домогался от нее такой же зависимости, как от двинских колоний. Вятчане ни за что не хотели ему подчиняться и платить дани. Тогда новгородцы давали от себя князьям отказные и предавали вятчан на произвол то тех, то других князей; а князья все вообще не любили Вятки, почитали вятчан самовольниками и со своей стороны препятствовали им сойтись и помириться с новгородцами.

Вятка — одна из всех русских земель, управлялась без князей;одна сохраняла чистое народоправство, и не нуждалась в княжеской власти.

Природа помогала ей защищаться и от метрополии, и от князей; трудно было провести к ней войско сквозь непроходимые леса; одним вятчанам были известны пути в своем отечестве. Зато и вятчане не сидели в покое. Там больше, чем где-нибудь, распространено было ушкуйничество. Постоянно нерасположенные к Новгороду, вятчане однако не чуждались новгородских ушкуйников, разгуливавших на востоке без воли Великого Новагорода, и наполняли их шайки. В Вятке был гостеприимный приют удальцам; там происходили сборы на удалые выпранм. Только однажды в 1449 г., они с ушкуйниками не поладили и разбили их.

Плавая в судах по Каме и по Волге, вятчане грабили гостей бесерменских и нападали на татарские жилища. За это-то в отмщение, в 1391 году, по повелению хана Тохтамыша, татарский царевич Бекбут напал с ордою на Вятку; много было побитых, много в полон захвачено. Вечные враги Новгорода, вятчане помогали великим князьям против него: так в 1417 году, вместе с новгородскими беглецами и изменниками, они опустошали Двинскую Землю.

С Устюгом они жили во вражде; в 1436 н 1438 г. они разоряли Устюг, сожгли город Гледен и разогнали жителей по лесам. Когда уже московское самовластие начало и до них добираться, они упрямо оборонялись против него: таким образом мы видим их сторонниками Василия Косого и Шемяки, восстававших против Василия. После укрощения князей, Василий отправил войско на Вятку, в 1456 году, под предводительством князя Ряполовского и Горбатого, но они, дошедши до самого Хлынова, ничего не сделали: вятчане подкупили их посулами. Архангельский летописец обвиняет в этом какого-то Григория Перхушкока.

На следующий год отправлено снова войско под главным начальством князя Патрикеева: на этот раз москвичи взяли два вятских города: Орлов и Котельнич. Вятка покорилась и признала над собою власть великого князя. Но это признание было только на словах. Она продолжала управляться сама собою. В 1468 г. вятчане заключили союз с казанским царем Ибрагимом и не хотели помогать москвичам и соединенным с ними русским силам против татар. Они то отговаривались, что царь казанский обязал их не стоять ни за кого, то не отвечали на приглашения.

Вятчане отчаянно не хотели повиноваться Москве

Видно было, что Москва внушала им такую ненависть, что они не поддались искушению — воевать своих непримиримых врагов, татар, которые издавна беспрестанно грабили и разоряли их, где только могли. Но в 1471 году они пошли за великого князя против других своих врагов и братьев — новгородцев; их ополчение воевало против двинян. В тот же год другое ополчение совершило блистательный ушкуйнический набег на понизовье Волги: оно напало врасплох на Сарай, взяло и ограбило его. Татары спохватились, пустились по Волге вперед, чтоб загородить им путь: вся Волга была перенята их судами; по вятчане пробились сквозь них. Хотели было перенять их под Казанью, но и там пробились они и благополучно ушли в свою землю с добычею.

Участвуя в поражении Новгорода, Вятка приготовила гибель и себе. Новгород пал, а Вятка напрасно думала оставаться с своей независимостью, с своим народоправством и с своею удалою вольницею. По давнишней вражде своей к Устюгу, вятчане в 1486 году пошли воевать на этот город; ограбили три устюжских волости, а потом подплыли под городок устюжский, Осиновец; по тут ушли от них воеводы и они обратились назад. Эти самовольные походы дали право московскому государю укорять их в разбойничестве.

Когда потом войска великого князя отправились в поход против казанцев, вятчане решительно объявили себя независимыми и прогнали великокняжеского наместника, к ним посланного. Иван Васильевич, верный своей политике — казаться правым, действовать прежде всего убеждениями и нравоучениями, и по-видимому, прибегать к уничтожению старого свободного порядка как бы в крайнем случае, приказал митрополиту Геронтию написать к ним увещательные послания. Таких посланий дошло до нас два: одно к вятчаиам всем вообще, другое к вятскому духовенству.

Послание к вятчанам обращено к воеводам, атаманам и ко всему вятскому людству. "Вы, — писал митрополит, — только что зоветесь христианами, а делаете злыя дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчину, губите христиан убийством, полоном и грабежем, разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлическия вещи), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость". Он грозил им, в случае непослушания, приказать священникам затворить все церкви и выдти прочь из Вятской Земли, и на всю землю посылал проклятие.

Вятка-Хлынов получала священнослужителей не имея своих владык

В послании к священникам митрополит изъявляет сомнения, действительно ли они настоящие духовные лица. "Мы не знаем, — пишет он, — как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение". Действительно, не имея своих владык, неизвестно откуда Вятка получала священнослужителей. Вероятно, туда приходили из разных мест духовные лица; и свои вятчане отправлялись посвящаться в разных местах. Понятно, что при таком составе там господствовало чрезвычайное уклонение от церковного порядка.

Митрополит укорял их, что их духовные дети, вятчане, не наблюдают церковных правил о браках, женятся, будучи в родстве и сватовстве, иные совокупляются четвертым, пятым, шестым, седьмым браком. Видно, что вятские священники не хотели знать никакого святителя, потому что митрополит грозит наложить на них тягость церковную, выражаясь так: "если вы, зовущиеся священниками, игуменами, попами, диаконами и черноризцами, не познаете своего святителя"...

Эти послания, как следовало ждать, не имели успеха. Великий князь послал на Вятку рать под предводительством Шестака-Кутузова. Но этот воевода поладил с вятчанами. Они как-то оправдали себя, и он воротился, не сделав им зла. Иван Васильевтч двинул на них в 1489 году другое сильное войско, под главным предводительством князя Данилы Щени и Григория Морозова; с ними пошли тверичи, вологжане, устюжане, двиняне, вожане, каргопольцы, белозерпы, жители берегов Выми и Сысолы: Иван умышленно составил это ополчение преимущественно из северных соседей вятчан, которые были их давние враги, терпели от них много раз набеги и разорения и теперь с охотою шли отомщать своим извечным недругам.

Даже татар казанских послал московский государь на Вятскую Землю — мстить за всю старую злобу. Войска было, — по сказанию архангельского летописца, — шестьдесят четыре тысячи; эта страшная сила прошла опустошительной грозою по Вятской Земле и 16-го августа явилась под Хлыновым. Вятчане — так смело презиравшие могущество московского государя, решаясь не покоряться тому, кто уже подчинил себе Новгород, — конечно, не ожидали, чтобы столько гостей, да еще таких старых знакомых гостей, явилось у них под стенами. Сопротивляться было невозможно.

Москва завоевывала Вятку очень большим войском

Они выслали воеводам поминки с Исупом Глазатым: это средство прежде удавалось; по теперь воеводы поминки приняли, а вятчанам дали опас только до другого дня. На другой день вышли из города большие люди, поклонились воеводам и сказали: "Покоряемся на всей воле великого князя, и дань даем и службу". Воеводы отвечали: "Целуйте крест за великаго князя и выдайте ваших изменников и коромольников: Ивана Оннкиева, Пахомия Лазорева, да Палку Богодайщикова". Вятчане сказали на это: "Дайте нам сроку до завтраго". — "Даем", — отвечали воеводы и отпустили их.

Вятчане поняли, что от них не удовольствуются ни данью, ни службою; задаться за великого князя, целовать крест за него значило лишиться своей воли, своего народоправления, своих вековых обычаев. Вместо того, чтоб явиться на другой день и дать ответ, прошло два дня; воеводы терпели, наконец, на третий день вятчане дали отказ. Тогда воеводы приказали каждому пятидесятку ратников тащить две сажени плетня и приставить к стенам, а другим приказали нести смолу и берест.

Вскарабкавшись на плетни, они бросали через стены огненные приметы. Тогда вятчане отворили ворота, ударили челом и выдали троих требуемых зачинщиков. Воеводы приказали их тотчас же заковать и отдать устюжанам — их врагам, под наблюдение. У воевод уже было заранее приказание, что им делать. 1-го сентября они развели Вятку — по сказанию одного летописца, всю, а по известиям других, только больших людей. Их повели в Москов-щнпу.

Великий князь приказал их расселить в Боровске, Алексине, Кременце, и дать им поместья; торговых людей поселил в Дмитрове, а коноводов приказал высечь кнутом, а потом повесить. Вместе с пленными вятчанами привели и Арских, то есть вотяцких князей Вятской Земли; но Иван Васильевич не счел их опасными и отпустил в свою землю.

Материал создан: 22.08.2014

комментарии к статье

iamruss.ru

Сенсационная версия, или где стоял древний город Вятка.

Сенсационная версия, или где стоял древний город Вятка.

 

 

 

Горячо рекомендую всем пользователям СЕТИ очень интересную версию о местонахождении города Вятки в древности. Исследование проведено кропотливым краеведом из города Слободского Кировской области Сергеем Александровичем Пленкиным, который уже немало лет исследует архивные и опубликованные источники по этой теме. И вот, наконец, публикуется обоснованная версия событий древней истории. Автор будет благодарен за обоснованные отзывы по затронутой теме. Материалы, отрицающие представленную версию без обоснования, рассматриваться не будут.

Напомню, что мною опубликованы в СЕТИ материалы Указов Петра Великого из Полного собрания законов Российской Империи, где город Хлынов вообще не упоминается, а упоминается Вятка с пригороды.

 

Александр Рашковский, краевед, 18 февраля 2013 года.

 

 

 

 

Сенсационная версия, или где стоял древний город Вятка.

 

             Г.В.Вернадский в своих книгах «Монголы и Русь», «Россия в средние века» помещает карты, относящиеся к тому времени, где вместо «Хлынов» обозначено «Клинов». Но вот что интересно – в малоизвестном труде М.Макарова «Опыт русского простонародного толковника» говорится: «Клин (говоры Рязанский и других губерний) – часть или отдел земли, вдавшийся в чужую дачу или в чужое владение. Московские земли, образовавшие из себя в Тверских владениях очевидный клин земель московских, и от того назван Клин – наш город». В том же труде: «Ветка (Ряз.) и то же (по произношению) Вьятка или Вятка – часть владеемой собственности, вдавшейся клином или продолом между чужих владений, то же, что в том же смысле клин».

Когда Клинов стал Хлынов (а так называлось предместье Москвы, от которого в настоящее время остался лишь Хлыновский тупик, что лишний раз подтверждает московское происхождение города) и когда был построен – неизвестно, но можно предположить, что в 1554-1555 годах. Именно в это время на Вятке появляется Борис Иванович Сукин, который считается первым наместником города Хлынова. Но, во-первых, система кормления в то время уже изжила себя и власть наместников постепенно заменялась губными и земскими учреждениями. Во-вторых, согласно «Древнейшей Разрядной книге официальной редакции» в этот период времени он был дьяк и потому не мог быть наместником, хотя и был братом казначея Ивана Грозного. В-третьих, в 1553 году Сукин руководил постройкой – «…делал город Шацк» на Рязанщине. Таким образом, появление его на Вятской земле, как можно предположить, связано со строительством города, получившего впоследствии название Хлынов. Словом «город» в старые времена называлось всякое жилое место, окруженное, для защиты от неприятельских нападений – рвом, земляным валом, деревянной венчатой стеной или каменной оградой. Слово «крепость» появляется в официальных документах в начале XVII века.

С взятием Казани полного «замирения» не произошло. Новоприобретенные территории потрясали восстания, вызванные недовольством населения политикой Москвы как в отношении его самого, так и мест их коренного проживания. Так возникла необходимость постройки Хлынова. В то время уже была богатая практика постройки деревянных городов в довольно короткий срок, в зависимости от размеров и значимости – полгода, год. В Хлынове попутно были поставлены первые церкви: « а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и у Николы чуд. оклад и приклад и колокол большей – данье государево», что отмечено в дозорной книге князя Звенигородского 1615 года и писцовой книге Толочанова 1628 года. Даже : «…Новодевичий монастырь, а в нем… - образы и книги и ризы и колокола – строенье все государево; а игуменья с сестрами питается государевым жалованьем денежною ругою». Пример. По книге письма и меры Доможирова 1629 года: «…в Слободском городе и в остроге 8 церквей, у них 4 приделы, а церковное построение и в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение все мирское». То есть все строилось и оборудовалось на деньги жителей города и окрестностей. Первым делом ушлые москвичи (именно они были первыми обитателями города) – хлыновцы после постройки города, чтобы утвердить его статус центрального города земли Вятской, повезли в Москву образ Николы Великорецкого, куда он и был доставлен водным путем 29 июня 1555 года, а по возвращении обратно поместили в городской церкви «Николы, чудотворца Великорецкого».

Так где же находился город Вятка?

В 1838 году Д. Языковым была издана «Книга Большому чертежу», где говорится, что древнейшая географическая карта Московского государства была составлена в Розряде, когда – неизвестно. Н.М.Карамзин полагал, что при царе Федоре Иоанновиче (1584-1598). Царь Михаил Федорович приказал в 1627 году возобновить ее. При царе Федоре Алексеевиче, в 1680 году, она была сделана с дополнениями по тогдашнему состоянию. Обе они оставались в неизвестности до 1773 года, когда одна из них (1680 г.) была напечатана Н.Новиковым, которому было неизвестно описание карты 1627 года, в книге «Древняя Российская Идрография».

Д.Языков, как издатель, сделал весьма удачную попытку объединить оба описания карты, хотя это добавило несколько, скажем так, нестыковок с официальной вятской историей.

В книге говорится: «А по Вятке реке по Котельнич с верху город Вятка» (описание 1627 г.). Так как,  расстояние не указывается, то значит, город был где-то рядом. По всем канонам древнего градостроительства, главный, центральный город, где сосредоточивалась власть и находились основные военные силы, должен был находиться на месте, имевшем выход на основные магистрали того времени – реки, и быть защищенным от внезапного нападения и прикрыт городками – крепостями. Время доставки сообщения о приближении неприятеля из этих городков должно быть минимальным. Этим условиям соответствовало только одно место – нынешнее село Юрьево. Сверху город защищал Орлов. Снизу – Котельнич. Сам же город Вятка находился на р. Моломе, соединяясь с р. Вяткой (в настоящее время старое русло – старица) протокой, или, судя по всему, каналом, прорытым в древности. Заметить проход со стороны реки Вятки было непросто, так как перекрывался плотами с соответствующей маскировкой, имитировавшей береговую линию. Именно здесь, скрытно от противника, собиралась судовая рать лета 7053 (1545) года, апреля. «А с Вятки ходили воеводы с вятчены в судах х Казани, полою же водою князь Василей Семенович Серебряного Оболенский да вяцкой наместник, князь Юрьи княж Григорьев снъ Мещерского». Так описывается это событие в «Древнейшей Разрядной книге официальной редакции». Именно вятский наместник, а не слободской и, тем более, не хлыновский. Ни о каком Клинове – Хлынове речи не ведется.

А где же находился этот  Клинов – Хлынов, с взятием которого Вятская республика прекратила свое независимое существование и была присоединена к Московскому государству? Вот как описывает это событие «Устюжская летопись».

« В лето 6997. Князь велики Иван Васильевич послал рать на Вятку, воевод своих….., а с ними силы – москвичи, и володимирцы, и тверичи, и иных городов. А царь казанскои Махмет Емин по приказу великого князя посла свою рать 700 татар, а воевода Урак, князь казанскои, а москвичи иные шли коньми, а устюжане, и двиняне, и важане, и каргопольцы, и белозерцы, и вологжане, и вычегжане, и вымичи, и сысоличи шли в судех. Месяца июля в 24 день пришъли на память Бориса и Глеба, а московская конная  пришла под Котелъничь того же месяца в 30 день, а тотарская месяца августа в 2 день. А стояла вся сила под Котелничем до Преображееньева дня. А было на Вятке великого князя силы 60 тысящ и 4 тысящи. А в Преображеньев день (6 августа) пошли к городу Хлынову, а под Хлынов пришли августа в 16 день, в неделю (воскресение), в 3 час дни».

Так куда же топала и скакала эта сила 10 дней, если от Котельнича до Хлынова – Кирова было 93 версты, а даже торговые обозы в то время проходили за день 30 – 50 верст, в зависимости от времени года, погодных условий и препятствий на пути? Остается только догадываться.

Город Вятка, после того как Хлынов стал официальной чиновничьей столицей Вятской провинции (но это тема другого исследования), получил название Юрьево, в память о первом официальном правителе Вятской области – князе Юрии Дмитриевиче Звенигородском.

Это только версия и хотя фактов, не совпадающих с официальной вятской историей предостаточно, но чтобы подтвердить ее или опровергнуть, нужна тщательная проработка уцелевших старинных документов, разбросанных по архивам различных городов, а также нужны раскопки, но все это, к сожалению, в наше время стоит недешево.

Заметим, что в нашем Вятском крае раскопки практически не ведутся, хотя мест для раскопок вполне достаточно.

 

 

Сергей Пленкин, краевед, город Слободской, 18 февраля 2013 года

maxpark.com

Вятка и Хлынов - Евгений Харин

В жж обсуждается расследование о городе Вятка, исчезнувшем в начале 18 века Главным аргументом в пользу существования города Вятки отдельного от города Хлынова рассматривается эта карта 1706г:

image024

Путаницы на ней хватает, города не всегда на своих местах. Верно размещен только Шестаков, на месте Котельнича - Слобода, Хлынов - в районе Слободского и т. п. Но гидрография в целом точная. У реки Вятки указаны основные притоки: Речица-Чепца и Молома, на которой и стоит город Вятка. Карты в Российской империи во все времена были секретными, а потому иностранцам приходилось собирать материал по географии с особыми трудностями. Но дыма без огня не бывает...С Вятской историей не всё ладно. Политика замешана. Ныне есть ревнители старины выступающие за возвращение прежних исторических названий, в том числе и городу Кирову, носившему с 1780 по 1934г. имя Вятка. Понятно, что существование древней Вятки где-то в ином месте им не по нутру. На деле обстоит так. На территории Кирова древностей ранее 16в. почти нет, тут было село. Зато есть группа городищ на Моломе, притоке Вятки, как раз там, где на карте обозначен город Вятка. Вероятно, этот город подвергавшийся частым нападениям в период войн Москвы с Казанью был перенесен в более безопасное место выше по реке. Он имел татарское имя Колын - Хилин в русской летописи конца 15в. Это название, видимо, появилось от второго древнего названия реки Вятки - Холун. Многие притоки Вятки имеют название Холуница - Белая, Черная, Большая, Малая, что косвенно свидетельствует о существовании крупной реки с таким названием. На арабской карте нач.12в. на месте Вятки и Чепцы есть река Шалуй (Холуй-Холун).

    []Здесь юг вверху, запад справа. Обратим внимание на две страны "баджнак". Одна "страна Баджнак" в верховьях Камы, другая "тюркская" - в верховьях Чепцы с городом Табуни (Сабаны, городище Иднакар). Это точно соответствует прапермской Ломоватовской и Чепецкой арх. культурам, связываемым с южными удмуртами-арами и с северными удмуртами-вотяками. На Каме два городка Масра и Касра, вероятно, городки булгар или близких к ним башкиров (басджирт) - Родановские городища. Волго-Вятское междуречье обозначено как "горная страна", западнее ее стоит надпись "государство Русия". Вблизи устья Камы два города - Артан и Аклиба (белая башня), их можно соотнести с городищами Казани и Елабуги. Эти города расположены в пограничной зоне между булгарами и русскими и явно принадлежат "горной стране". Река Вятка обозначена как "река Шалуй" (Холун). Замечу, что реку Молому на этой карте нужно понимать как водный путь с Вятки на северо-запад по Сухоне в Русию, - Ярославль, Белоозеро и Новгород. Таким образом "горную страну" можно отождествить с ареалом проживания Булгарских (Артанских) русов в низовьях Камы и Вятки.

Так что двоение названий началось давно.

skygrad.livejournal.com


Смотрите также