Каналы древнего египта. 9 невероятных фактов о Суэцком канале
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Суэцкий канал и Древние египтяне. Каналы древнего египта


Гигантские проекты древности - античные каналы - Чукча не читатель, чукча

Впервые о каналах, построенных древними еще во времена античности или даже ранее, я всерьёз задумался во время отдыха в Греции близ городка Неа Потидеа, увидев канал, который на картах обозначался не иначе как "исторический".

Разумеется, я не мог не попытаться выяснить, что ж это за канал такой, кто и когда его строил, и почему он носит название "исторического".

Городок Неа Потидеа расположен на первом мысе п-ова Халкидики - Кассандра, на расстоянии 64 км от г. Салоники. Место это с богатой историей, как античного периода, так и византийского.

Неа Потидеа также известна своим историческим каналом, который разделяет п-ов Халкидики и мыс Кассандра, а также соединяет два залива - Термический и Торонический.

История античного города начинается с VI века до н.э., когда область являлась колонией Коринфа, хотя исторические следы опускаются еще глубже и приводят нас к городу Палини, который находился на этом же месте.Свое название город получил благодаря древнему поселению "Потидеа", которое основали выходцы из Коринфа в VII веке до н. э.

В древние времена положение городка, благодаря каналу, считалось стратегическим.

Протяженность канала составляет 1250 м, ширина - 40 м . Средняя глубина канала 4,5 м, разброс глубин -  3,5 - 5,5 м.

Со временем строительства канала не все и не совсем ясно. Страбон упоминает Потидейский канал в «Географии», что означает, что канал, безусловно, существовал в его время - до  1-го века н.э.:

Имя полуострова — Паллена; на нем находится перешеек в 5 стадий ширины, через который прорыт канал.На перешейке расположен основанный коринфянами город Потидея, впоследствии названный Кассандрией по имени того самого царя Кассандра, который восстановил его после разрушения.Морской путь вокруг этого полуострова 570 стадий. Здесь, как говорят, еще раньше жили гиганты, и страна эта называлась Флегрой

С другой стороны, Фукидид, описывая в 5-м веке до нашей эры Пелопоннесские войны и роль в них Потидеи,  не упоминает Потидейский канал. Ряд источников полагает, что канал был построен в 4-м веке до нашей эры.

В любом случае - данный проект был реализован не менее 2000 лет назад, и до сих пор неплохо сохранился, хотя надо учесть и то, что он подвергался реставрации в XIX веке.

Канал I века н.э., Неа Потидеа, п-в Халкидики, Греция

В "этих интернетах" бродит множество мнений, что древние, с их примитивными технологиями, никак не могли построить столь циклопические сооружения, на строительство которых и теперь требуются годы и огромные ресурсы, голыми руками и без помощи инопланетян.Я всегда скептически относился к кабинетным представлениям многих наших современников о методах и средствах древних строителей - а потому не мог оставить без внимания такую интересную тему, как древние каналы.

КАНАЛ (лат. canalis — труба, желоб) — искусственное русло, предназначенное для движения воды самотеком.

В Древнем Египте строились каналы и целые оросительные системы для обеспечения водой земельных участков. В северных районах Италии с помощью каналов осушали заболоченные участки и делали их пригодными для земледелия. Для торговли и межгосударственных отношений большое значение стали иметь судоходные каналы, строительство которых проводилось по приказу фараонов, царей и императоров.

Поскольку наиболее масштабными подобными проектами были именно судоходные каналы. то о них я вам сегодня и расскажу.

Римские каналы

Римляне строили ценные внутренние каналы: еще в 109г. до н. э. - в консульство Марка Эмилия Скавра был проведен канал от реки По к Падуе, а немного позже, в консульство Мария — канал (Fossa Mariana) в обход дельты реки Рона.

При императоре Траяне был прорыт пятикилометровый канал между Римом и Тирренским морем.Императором Августом был сооружен канал в устье реки По у Равенны, названный Ров Августа (fossa Augusta).

Во времена Нерона было начато строительство Истмийского канала для соединения Коринфа с морем. (Совр. Коринфский канал имеет длину 6,3 км.при ширине 25 м и глубине 8,8 м.)

Современный Коринфский канал. При Нероне удалось прорыть менее 1/5.

Фото из Интернета

Цитата:

Склонность Нерона к авантюрным и дающим волю воображению проектам была видна лучше всего на примере плана создать канал через Коринфский перешеек – плана, который был безуспешно начат в правление трех предшествующих ему императоров и продолжен не столь давно императором Калигулой. Если бы построить такой канал, корабли могли бы больше не огибать мыс Матапан (Matapan), где часто случались штормы, каждый год уносившие печальную дань человеческих жизней и имущества. Веспасиан, теперь занимающий пост главнокомандующего войсками в Иудее, послал на помощь шесть тысяч еврейских пленников, и по случаю официальной церемонии начала работ была устроена музыкальная программа. Но приверженцы традиций заявили, что предзнаменования были дурные, поскольку весь план является оскорблением воли Божьей. Поэтому Нерон самолично схватил золотую лопату и принялся кидать землю, а затем его примеру последовали другие. Говорили, что, когда канал будет готов, он собирался переименовать Пелопоннес в Неронопоннес – остров Нерона.

Но мудрец Аполлоний из Тианы пессимистично заявляет, что императору не суждено было переплыть Истм, и он оказался прав. Только одна пятая канала была вырыта, начиная от порта Лехея на западном конце, а затем преемники Нерона отказались от этой затеи. Истмийский канал не был открыт до 1893 года. (Проект же Нерона для еще одного гораздо более длинного канала в самой Италии, простирающегося от Неаполиса и Путеол до Остии, остался таким же неосуществленным, хотя ради этого были разрушены знаменитые Цекубские виноградники.)

В Британии римляне также соорудили ряд технически совершенных каналов.

Канал Ксеркса

Сооружались каналы и в военно-стратегических целях.

Во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс в 480 г. до н. э. приказал прорыть Афонский канал, который позволил усилить сухопутные войска флотом и овладеть Афоном. Вскоре после сооружения Афонский канал пришел в негодность, т. к. практически не использовался.

Геродот в книге 'Греко-персидские войны' так описывает причины строительства и сам процесс постройки Афонского канала (Афон - один из трех длинных мысов полуострова Хпалкидики, как и уже упоминавшаяся в самом начале Кассандра) :

Персы хорошо помнили, как флот Дария, огибая Афон, понес большие потери. Чтобы ничего подобного не повторилось, по приказу Ксеркса три года подряд под

ударами бичей разноплеменные воины должны были прокапывать канал через Афонский перешеек. Персы заставляли копать и самих жителей Афона.

Fossa_Kserks_1.JPG

Мужчина с кнутом в воде

Афон — большая гора, спускающаяся к морю. Там, где гора переходит в материк, она образует перешеек шириной около 12 стадий — равнину с небольшими холмами,простирающуюся от моря Аканфского до моря, что напротив Тороны. На этом перешейке находится эллинский город Сана, за ним на самом Афоне лежат города,которые персидский царь захотел превратить из материковых в островные: Дион, Олофикс, Акрофоон, Фисс и Клеоны.

Работы по сооружению канала проводились следующим образом: сначала все землекопы работали вместе; когда же ров стал уже достаточно глубоким, рабочие,которые находились на дне его, продолжали копать, перебрасывая выкопанную землю стоящим на ступенях, а те в свою очередь еще выше, и так, пока земля непопадала к стоявшим на самом верху; эти относили ее в сторону. Канал был разделен на участки, где трудились рабочие одной народности. Всем, кромефиникийцев, осыпающиеся крутые стенки канала доставляли немало трудностей, потому что верхнюю и нижнюю части канала они делали равными. Финикийцы показалисебя сметливее других: верхний край канала они выкопали вдвое шире нижнего, а по мере углубления сужали ров, когда же достигли дна, то ширина его оказаласьтакой же, как и у остальных.

Так по желанию царя был построен канал, по которому одновременно могли плыть две триеры на веслах.

Fossa_Kserks.JPGКанал Ксеркса

Канал Корбулона

Римский полководец Корбулон во время одного из походов по северной Европе отдал своим воинам приказ соединить 37-километровым каналом реки Рейн и Маас.

Гней Домиций Корбулон

Гипсовая копия бюста из Капитолийского музея

Канал (fossa Corbulonis) был прорыт в 47 году  н.э. солдатами Гнея Домиция Корбулона для предотвращения удаления судов от морского берега. Для регулирования уровня воды были возведены дамбы со сливами, в некоторых местах берега́ были укреплены древесиной. После постройки канала стало проще возводить форты на границах Римской империи по берегам Рейна.

Fossa_Corbulonis_map.png

Дендрохронологический анализ , проведенный в 2006 году, показал, что канал был укреплён Адрианом, посетившим этот регион в 120 году. Рядом с каналом в то же время был построен город Форум Адриана.

Канал открыт в 1989 году обнаружением глиняной кладки и обработанного дерева в Лейдсендаме. В римское время канал был предположительно шириной 15 и глубиной 3 метра

Суэцкий канал

Но одним из самых, пожалуй. древних и одновременно крупнейших сооружений подобного типа, надо полагать, следует считать прообраз Суэцкого канала, построенный задолго до своего современного тёзки.

Для греческих и римских мореплавателей особое значение имел канал, который бы связывал Средиземное и Красное моря.

image050.jpg

Античные историки, в частности Страбон и Плиний Старший, сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.). Уже 40 лет спустя Навуходоносору пришлось бороться с песчаными заносами.

Нехо II

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I (Vi-V в.в. до н. э.), завоевавшего Египет, а впоследствии — Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.), а вслед за ним – Траян (108 н. э.).

Дарий I

Однако в 767 г. система каналов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура.С тех пор никаких работ по восстановлению этого древнего торгового пути не велось.

Длина канала составляла 180 км, ширина — 45 м, глубина — 5 м (современный Суэцкий канал имеет длину 161 км при ширине 120—150 м и глубине 12,5—13 м).

Канал позволил наиболее простым и ближним водным путем связать средиземноморские государства с Африкой, Месопотамией и Индией. В XIX в. на его месте был построен Суэцкий канал длиной 161 км.

Великий Китайский канал

Вода всегда играла огромную роль в жизни земледельческого Китая. При недостатке воды нельзя было обеспечить хороший урожай, поэтому с древних времен здесь развивалось искусственное орошение.С другой стороны, разливы китайских рек опустошали целые цветущие области. Особенно часто разливалась Хуанхэ (Желтая река).

Эта беспокойная река постоянно «блуждала» по равнине протяженностью в 600 километров с севера на юг, отыскивая себе новые выходы к морю. За 4000 лет произошло семь крупных перемещений ее русла и около 1600 прорывов дамб и опустошающих наводнений. Поэтому уже очень давно возникла необходимость борьбы сосвоевольной водной стихией. В начале I в. н.э. живший в Чанъани — тогдашней столице Китая — знаменитый инженер Чжан Жун разгадал причины наводнений в низовьях Желтой реки: он установил связь скорости течения с песчаными наносами. Чем быстрее течет вода, тем с большей силой поток размывает ложе реки, тем глубже оно становится, тем меньше опасность наводнений. Желтая река несет в себе огромное количество песка и ила. Люди, отводящие ее воды для орошенияполей, замедляют течение реки; создаются песчаные наносы, речное ложе постепенно поднимается, и вода выходит из берегов. Поэтому Чжан Жун предложил отвести часть воды из Желтой реки — т.е. выдвинул идею регулирования речных вод. Руководствуясь этим принципом, многие поколения гидротехников с успехом строили заградительные дамбы и использовали энергию самой воды для вымывания песчаных наносов.

Самые большие строительные работы на Желтой реке были предприняты в III в. Они продолжались тридцать лет. За это время было построено более 1500 километров прибрежных насыпей, защищавших близлежащие земли от разливов.Наряду с задачей обуздания рек, остро стояла проблема безопасности судоходства.Кроме того, великие реки Китая — Хуанхэ и Янцзы — текут с запада на восток, поэтому еще в давние времена возникла потребность проложить водный путь, который соединил бы север и юг страны. Так начато было строительство Великого Китайского канала.Более 2400 лет назад его первый участок соединил реки Янцзы и Хуанхэ, а затем многие поколения строителей довели водный путь от Хуанхэ до Желтой реки.Первый в мире контурный (использующий рельеф местности) судоходный канал был построен в Китае в III в. до н.э. Автором этого уникального гидротехнического сооружения был инженер Ши Лу, построивший его по приказу императора Цинь Шихуанди.

Строительство канала было вызвано необходимостью снабжения войск, переброшенных в 219 г. до н.э. на юг страны для покорения народа юэ. Как сообщает известный историк Сыма Цянь, «[Император] приказал военачальникам (Чжао) То и Ту Чжу возглавить войска, отправлявшиеся на боевых лодках в южные районы, чтобы завоевать край ста племен юэ. Он повелел своему надсмотрщику (Ши) Лу вырыть канал, чтобы на землю юэ можно было переправлять зерно».

С VI в. до н.э. велись работы по строительству Волшебного канала, соединившего север и юг Китая. Этот канал называли священным, его хранителем считался дракон.Волшебный канал, длина которого немногим более 32 км, необычен тем, что соединяет две реки, текущие в противоположных направлениях. Это дало возможность осуществлять круглогодичное судоходство по внутренним водным путям общей протяженностью в две тысячи километров (от 40 до 22 параллели). Баржи, таким образом, доходили от широты Пекина, расположенного на севере страны, до Кантона (Гуанчжоу) и до моря на юге (туда, где сейчас находится Гонконг).

Волшебный канал стал связующим звеном в этой системе китайских рек. В 70 г. китайцы приступили к строительству Великого канала, который был завершен лишь в XIII в. и включил в себя ряд более ранних каналов. Трудность сооружения канала заключалась втом, что река Сян, берущая начало в горах Хайян, течет на север, а река Ли — на юг. В районе маленькой деревушки Синань расстояние между этими реками, текущими здесь среди известняковых холмов, не превышает 5 км.Однако недостаточно было просто соединить их, требовалось иное. Канал можно было прорыть через седловину между холмами. Обе реки отличаются бурным течением, поэтому вдоль реки Сян пришлось соорудить для прохода судов обводной канал длиной 2,4 км с меньшим падением русла, чем у реки.Для обеспечения навигации воды реки Ли были направлены в другой канал протяженностью 22 км. Укротив таким образом обе реки, строители смогли наконец соединить их каналом длиной 5 км. Поперек реки Сян насыпали дамбу, разделившую русло на два потока — большой и малый, и отвели в сторону его большую часть. За насыпью устроили водосливы. В районе Синани через канал, глубина которого составляла 1 м, а ширина 4,5 м, перекинули несколько мостов. Благодаря системе водосливов иразделения потоков только треть воды реки Сян попадала в соединительный канал, и он не переполнялся.

В самом начале VII в. Великий канал был продолжен на юг до города Ханчжоу. В XIII в., когда Пекин стал столицей Китая, канал подвели к Пекину. Так Великий канал обрел свой нынешний вид.Он берет свое начало на севере в районе Пекина, тянется на юг до Ханчжоу, пересекая реки Хуанхэ, Хуайхэ и Янцзы, и опоясывает весь Восточный Китай.

Считается, что протяженность канала составляет 1782 км (от Тунсяня до Ханчжоу), хотя по поводу этой цифры в разных источниках приводятся различные сведения. Глубина русла составляет 3—9 м, а ширина в отдельных местах — до 30 м. В средневековом Китае Великий канал имел огромное значение для хозяйственных и культурных связей между севером и югом страны. Поскольку он был проложен по горизонталям водораздела, падение русла было практически нулевым.К IX в. на нем было построено 18 шлюзов, и в X—XI вв. число людей, необходимое для буксировки барж, сократилось. Канал продолжает действовать и в наши дни.

honzales.livejournal.com

9 невероятных фактов о Суэцком канале

17 ноября 1869 года был открыт короткий путь для кораблей, идущих из Европы в Индийский океан, Юго-Восточную Азию и в другие регионы планеты, куда раньше можно было добраться, лишь обогнув Африку. Пятнадцатилетнее строительство проходило драматически, ему препятствовали политические противоречия, нехватка рабочей силы, эпидемические вспышки холеры и многие другие проблемы. Теперь судам достаточно преодолеть всего 101 километр, и они окажутся в Красном море. Через 145 лет после открытия Суэцкого канала настало время осветить некоторые интересные факты, связанные с его историей.

1. Канал был задуман еще в Древнем Египте

Египетский фараон Сенусерт III инициировал строительство кратчайшего пути, связывающего два моря (Средиземное и Красное). Затем, как утверждают историки, попытку осуществить проект предпринимали фараон Нехо II и персидский завоеватель Дарий, но оба затем отказался от дальнейших работ. Некоторые сведения позволяют предполагать, что в III веке до нашей эры в эпоху правления династии Птолемеев этот «Канал фараонов» все же был окончен, и по нему путешествовала сама Клеопатра. Как бы там ни было, он имел извилистое русло и через пустыню связывал с Красным морем реку Нил, по которой суда могли выйти в Средиземноморский бассейн.

суэцкий канал

2. Наполеон Бонапарт рассматривал проект строительства канала

После завоевания Египта в 1798 г. французский император Наполеон Бонапарт выслал команду геодезистов для изучения возможности рытья канала через Суэцкий перешеек. Разведчики пришли к неправильному выводу о том, что уровень Красного моря на 30 футов выше, чем Средиземного. Они ошибочно утверждали, что любая попытка создать канал может привести к катастрофическим наводнениям в дельте Нила. В результате Наполеон отказался от проекта, а планы строительства не рассматривались до 1847 года, когда группа исследователей, наконец, подтвердила, что разница уровней Средиземного и Красного морей не столь велика.

суэцкий канал

3. Британское правительство возражало

Планирование Суэцкого канала официально началось в 1854 году, когда французский дипломат Лессепс при поддержке императора Наполеона III договорился с египетским наместником о создании компании «Суэцкий канал». Британия усмотрела в этом строительстве поползновение на свое морское могущество и развернула мощную пропагандистскую компанию против плана. Францию обвиняли в «вопиющем ограблении простых людей» (имелись в виду акционеры), премьер-министр Великобритании лорд Пальмерстон выступал с горячими речами против Лессепса, который даже вызывал на дуэль английского железнодорожного инженера Роберта Стивенсона, рискнувшего усомниться в его правоте.

Все это не помешало британскому правительству в 1875 году купить за бесценок 44 % акций компании, воспользовавшись финансовыми затруднениями Египта.

египет

4. Канал строился вручную и с применением самых современных машин

Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно. Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году. Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала вырыто тяжелой техникой.

суэцкий кризис

5. Статуя Свободы первоначально задумывалась для канала

В 1869 году строительство близилось к завершению. Французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным. В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.

6. Между Суэцким и Панамским каналами есть связь

Именно Лессепс первым предложил прорыть судоходный путь через Панамский перешеек в Центральной Америке. Работы начались в 1881 году, но, несмотря уверения французского дипломата в том, что новый канал будет строить легче, чем Суэц, все оказалось с точностью до наоборот. Тысячи людей погибли во время строительства в душных джунглях, компания потратила $ 260 млн. (безумные деньги в то время), и так и не завершив проект, лопнула в 1889 году. Только через четверть века Панамский канал был, наконец, построен.

7. Канал сыграл важную роль в Холодной войне

В 1956 году Суэцкий кризис стал причиной короткой войны между Египтом и объединенными вооруженными силами Англии, Франции и Израиля. Конфликт имел свои истоки (оккупация Британией прибрежной зоны, продолжавшаяся даже после того, как Египет получил независимость в 1922 году). Противоречия обострились в июле 1956 года, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Уже в октябре объединенные силы Великобритании, Израиля и Франции начали наступление на Египет. Агрессорам почти удалось добиться военной победы, их остановил лишь ультиматум Советского Союза. Премьер-министр Великобритании Энтони Иден ушел в отставку, а Суэцкий канал остался под египетским управлением.

египет

8. Целый флот кораблей простоял в канале более восьми лет

В июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей. На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни. В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.

9. Суэц будут реконструировать

Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $ 5 млрд., но транспортная нагрузка растет. И ширина, и глубина стали недостаточными для пропуска всех типов судов и обеспечения двухстороннего движения современных танкеров. В августе 2014 года Египет объявил об амбициозном плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Предварительное проектирование уже началось. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.

fb.ru

Суэцкий канал и Древние египтяне. 100 великих курьезов истории

Суэцкий канал и Древние египтяне

В 1798 году, когда Наполеон завоевал Египет, он вознамерился построить канал, который соединял бы Средиземное море с Красным. Это открыло бы ему прямой путь к богатствам Индии и Дальнего Востока. Но этот план вряд ли было возможно претворить в жизнь, даже не будь Нельсона с его флотом. Все советники Наполеона почти в один голос утверждали: это будет настолько трудоемкое строительство, что завершение его станет практически невозможно. Они же считали этот проект еще и невероятно опасным, так как дельта Нила, по их расчетам (а они считали, что Красное море расположено на несколько метров выше Средиземного), в результате этого строительства могла быть затоплена морем.

   Мрачное пророчество больше не действует. Суэцкий канал в наши дни

Ученые XIX в. также опасались непредсказуемых последствий работ по сооружению канала. Опасения развеялись только в 1869 году, когда знаменитый Фердинанд Лессепс закончил строительство Суэцкого канал, на что потребовалось двадцать лет. Оказывается, об этом же говорили и советники персидского царя Дария, который правил Египтом в 522–486 годах до н. э., тем не менее правитель дал приказ построить канал. И канал был построен, о чем археологи и прочитали в многочисленных надписях, гордо описывающих это событие. Одна из них гласит: «Я повелел прорыть этот канал от реки Нил, которая течет в Египте, до моря, которое простирается из Персии. Этот канал был впоследствии прорыт, как я и повелел, и суда по этому каналу плыли из Египта до Персии, как я этого и желал». Видимо, в вопросах географии и инженерного искусства мастера Дария превосходили инженеров и ученых Наполеона.

Канал, созданный по повелению владыки Персии, был таким широким, что на нем могли свободно разойтись две крупные галеры. В первой части пути от Красного моря на север он совпадал с современным Суэцким каналом, а вторая его половина ответвлялась на запад, используя естественный водный путь, и далее путь к морю завершался по самому Нилу. Позже выяснилось, что Дарий присвоил себе чужую славу.

Египтяне приписывали строительство самого первого канала легендарному Сесострису, годы жизни которого точно не известны. Тем не менее известно, что к 1470 году до н. э. канал уже был и использовался. Именно этим водным путем царица Хатшепсут отправила экспедицию в таинственную землю Пунт на восточном побережье Африки. В храме в Дейр-эль-Бахри, посвященном этой царице, находится рельеф, на котором изображен маршрут экспедиции. Глядя на него, становится понятно, что флот мог без остановок проделать весь путь от Нила до Красного моря.

Но движущиеся пески пустыни вторгались в искусственные водные пути. Ремонтные работы требовали больших средств и при Рамсесе II были приостановлены. Следующим правителем Египта, кто вплотную занялся каналом, был Нехо, мечтавший возродить свою державу. Но, как сообщает Геродот, после того, как во время строительства погибло 120 тысяч человек, работу пришлось прекратить. Этот-то труд Нехо и завершил Дарий, после чего в течение многих лет корабли ходили из Средиземного моря на Восток и обратно. Потом канал медленно забивался илом и становился непригодным для судоходства. В III в. до н. э. Птолемей II приказал очистить канал, чтобы оживить торговлю в Египте. Однако в этой истории не обошлось без мрачного пророчества. По свидетельству Геродота, боги сообщили Нехо об ужасных последствиях сооружения канала. «Оракул предостерег его, что весь его труд пойдет на пользу варваров (так египтяне называли любого, кто не говорил на их языке)». Как раз при Птолемеях канал, содействуя развитию торговли, делал Египет привлекательным для захватчиков. Римляне активно поддерживали и улучшали канал, чтобы использовать путь в Аравию и Индию. При императоре Траяне существовал специальный вооруженный отряд и флот, которые были созданы для защиты канала от пиратов.

Пророчество продолжало работать и тогда, когда был построен современный Суэцкий канал. Долгое время Египет был колонией Франции и Великобритании. Борьба за канал завершилась только с утверждением независимости Республики Египет, когда британские войска были изгнаны из зоны канала.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Канал фараонов. Страна — Путеводитель по Египту

Условное название древнего гидротехнического сооружения, связывавшего Суэцкий залив Красного моря с Нилом и просуществовавшего до VIII века н. э. Эпоха до персидского завоевания и в составе державы Ахеменидов

Идея строительства судоходного канала между Красным и Средиземным морями с использованием течения Нила возникла в глубокой древности. Аристотель сообщает, что первым строителем канала считается Сесострис. Сесострис — это собирательный образ египетских фараонов, часто отождествляемый с Рамсесом II (XIII век до н. э.) или Сенусертом III (XIX век до н. э.). Впрочем, по сведениям Аристотеля канал остался незавершённым, потому что оказалось, что уровень моря выше уровня реки, и строительство прекратили, «опасаясь испортить речную воду, смешав её с морской». О том же сообщает Страбон.

Тем не менее от времени фараона Сети I (XIII век до н. э.) до нас дошли изображения каналов, связывавших Нил с Горькими озёрами. Один из них ответвлялся от восточного рукава чуть ниже начала Дельты (несколько южнее Гелиополя), другой — восточнее Бубастиса. По-видимому, в последующие века канал не использовался, постепенно был заброшен, а его русло засыпал песок.

Геродот свидетельствует, что при фараоне Нехо II (VII—VI века до н. э.) была предпринята новая попытка провести судоходный канал от Нила к Красному морю. Он был длиной «в четыре дня пути» и такой ширины, что две триеры могли плыть рядом. На строительстве канала якобы погибло 120 000 египтян, но правителю пришлось отказаться от завершения работ в связи с неблагоприятным предсказанием оракула: «изречение это гласило, что царь строит канал только на пользу варварам». Возможно, речь идёт об опасениях жречества, что эксплуатация канала вызовет наплыв в страну чужеземцев — греческих купцов, больше всего в нём заинтересованных. Тем не менее Нехо, видимо, успел провести трассировку канала, в общем совпадающую с руслом более северного канала Сети I.

В 525 году до н. э. Египет был захвачен персами. Персидский царь Дарий I, владевший обширной державой, которая помимо Египта включала бо́льшую часть Передней Азии и контролировала торговые пути в Индию, вернулся к идее строительства канала. Очевидно, решению царя предшествовал эксперимент, проведённый по его заданию мореплавателем Скилаком из Карианды, который, согласно Геродоту, доказал возможность прямого плавания из Индии в Египет. Хотя источники: Аристотель, Страбон и Плиний Старший — утверждают, что и персы потерпели неудачу в завершении проекта (Геродот говорит лишь о том, что Дарий I «продолжил» строительство, начатое Нехо II), археологические находки свидетельствуют об обратном. Вдоль русла канала по приказу царя были установлены несколько гранитных стел с надписями на египетском, древнеперсидском, эламском и аккадском языках, которые в хорошей сохранности дошли до наших дней и были обнаружены после начала строительства современного Суэцкого канала. При сооружении канала Дарий I предположительно воспользовался трассировкой русла, проведённой при Нехо II.

Эпоха эллинизма и римский Египет

В последующие века канал опять пришел в запустение и вновь был расчищен уже Птолемеем II Филадельфом. Как сообщает надпись на египетском языке, найденная в Тель Эль-Масхуте («Питомская стела»), это событие произошло в шестой год правления царя, т. е. в 277 году до н. э. У выхода канала в Красное море был построен порт Арсиноя. Постепенное усыхание пелузийского рукава Нильской дельты сделало канал несудоходным уже при царице Клеопатре VII (I век до н. э.). Его восстановили при римском императоре Траяне (начало II века н. э.), после чего он получил название «реки Траяна» или «рва Траяна» (лат. fossa Traiana).

Эпоха арабского завоевания и разрушение

После завоевания Египта арабами канал был в 642 году вновь восстановлен Амром ибн аль-Асом, который назвал его «каналом повелителя правоверных». Однако в 776 году канал был засыпан по приказу аль-Мансура, чтобы перенаправить торговые пути в центральные районы Халифата и лишить доходов настроенную антиаббасидски Аравию.

Во время Египетского похода на месте канала фараонов в окрестностях Суэца побывал Наполеон Бонапарт. Он описывает остатки древнего сооружения как ров шириной 25 туазов и такой глубины, что всадник, находившийся в нём, был совершенно невидим.

egypt-ru.touristgems.com

Суэцкий канал

Дата создания: 11.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 0.000

Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии Фараон Сенусерт III (1878 BC — 1888 BC) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем, для беспрепятственной торговли с Пунтом.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, Персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета.

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В конце 18 столетия Наполеон Бонапарт, будучи в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Проект был закрыт после ошибочного заключения французских исследователей, что воды Красного моря находились выше уровня Средиземного моря, что не позволяло построить канал без шлюзов.

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом, в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран, согласно планам австрийского инженера Alois Negrelli.

В том же 1855 г. Лессепс добился ратификации фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 г. смог основать в Париже компанию. Ее основной капитал равнялся 200 млн фр. (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тыс. паев по 500 фр. каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. В том же году начались работы. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 г.) его наследник, Исмаил Паша. Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишенной пресной воды.

Первое время компания должна была употреблять до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 г. она закончила небольшой пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды — сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии, а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 — по дну; глубина его в среднем только 2 ¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но все-таки смертность среди рабочих была весьма велика; их доставляло египетское правительство, но приходилось пользоваться также европейскими рабочими (всех рабочих было от 20 до 40 тыс.). 200 млн фр., определенных по первоначальному проекту Лессепса, скоро не хватило, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать еще облигационный заем в 166666500 фр., потом еще другие, так что общая стоимость канала к 1872 г. достигла 475 млн. (к 1892 г. — 576 млн.). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал окончить работы, окончить их не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Канал открылся для судоходства 17 ноября, 1869.

Канал оказал немедленное и неоценимое значение на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании.

После отказа Великобритании и США от поддержки строительства Асуанской плотины по причине стремления Египта закупать оружие у СССР, Президент Гамаль Абдель Насер национализировал канал.

Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплено, в итоге судоходство было закрыто до апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН (UNEF) были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал; в дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование». После окончания войны канал был разминирован силами ВМФ СССР и открыт для использования 5 июня 1975 года.

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей. Канал позволяет проходить груженым кораблям дедвейтом до 240,000 тонн. Глава администрации Суэцкого канала Ахмед Али Фадель, заявил, что очередной этап дноуглубительных работ завершен, и глубина канала составляет 66 футов (20,1 м). В дальнейшем планируется обеспечить прохождение супертанкерам с осадкой до 22 метров. В настоящее время супертанкеры могут слить часть груза на суда, принадлежащие каналу, и залить обратно на другом конце канала. Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей.

Египетская Администрация Суэцкого Канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17155 судов, что на 20 % меньше чем в 2008 - 21170. Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от экслуатации канала в 2009 году до 4,29 млрд. дол. США, по сравнении с 5,38 млрд. дол. США поступлений в казну в докризисном 2008 году.

Около 8 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход занимает от 11 до 16 часов.С апреля 1980 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель (Tunnel), проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такое инженерное «чудо», данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение, и по праву может считаться достопримечательностью Египта.

9 октября 2001 г. в Египте был открыт новый мост на автотрассе, соединяющей города Порт-Саид и Исмаилия. В церемонии открытия моста принял участие президент Египта Хосни Мубарак.

До открытия Виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом. Высота моста составляет 70 метров. Строительство продолжалось 4 года, в нем принимали участие одна японская и две египетские строительные компании.

Интересные факты

На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц… Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал.

wikipedia.ru

svr.su

Большой обман «Древнего Египта» | Телевидение «ТАЙНАМ НЕТ»

Уважаемые Зрители нашего канала!

По техническим причинам этот материал здесь выложен в самом слабом качестве и разбит на утомительные и (по большому счёту) ненужные фрагменты.
Новая редакция и оцифровка в самом лучшем из возможных варианте качества перенесена на «материнский» сайт Тайнам Нет.

Поэтому ткните мышкой в глаз этому всемирно известному символу:

Pyramid 10

и Вам удастся посмотреть его полностью (одним файлом), бесплатно, и в удобное для Вас время!

Желаем приятного просмотра!

Тема фильма – это размышления о том, как много ложного в самом понятии «Древний Египет», и как странно, почему люди «обманываться рады», не замечая очевидного вранья и подлогов. Рассуждает об этом профессор Игорь Владимирович Давиденко.

Всего лишь около двухсот лет назад понятие «Древний Египет» вошло в цивилизационный оборот.

Собственно говоря, массовая пиар-акция, вброс информационного продукта, произошла на рубеже 18-го и 19-го столетий, и главным в ней оказался никто иной, как Наполеон.

Потрясенный европейский обыватель жадно впитывал в себя легенды и мифы, которые прибывали из раскаленных пустынь, а оспаривать древность и пирамид, и самого Египта никому даже не приходило в голову.

Но вот идут годы и вместо полураздетых фараонов в общественном сознании начинают появляться таинственные, но «настоящие» создатели и властители нильских царств-государств:

у одних это атланты;

у других – даже раса Яйцерожденных;

Потом появляются пришельцы из космоса, и сейчас самая популярная версия – это посланцы созвездия Ориона,

Есть еще теория параллельных миров;

Есть версия других измерений …

И тому подобное, когда ностальгирующие засланцы откуда бы то ни было строят

либо памятники своей далекой родине в виде Пирамид,

либо сакральный объект, внутри которого удобно помолиться и вспомнить о вечном,

ну, или может астрономическую обсерваторию, в которой — несмотря на кажущуюся примитивность, так легко наблюдать за «альдебараном» …

Можно вспомнить, что еще есть всякие сектанты и религиозные мистики, протоязычники ну и так далее…

Нет только обычно в телевизионном и литературном обороте каких-то приземленных, трезвых версий…

Вот в последние годы в мире явно наметилось зарождение направления, когда исследователи говорят не о Великих Пирамидах,

а о Великом обмане Великих Пирамид,

о мистификациях и подтасовках, которые сопровождают тему так называемого «Древнего Египта» начиная со времен Наполеона и Шампольона,

о «чуде» нетронутых гробниц, например того же Тутанхамона,

о странной громогласности и в то же время удивительной закрытости и недоступности этой темы.

Знаменитые на весь мир учёные утверждают, что есть неоспоримые доказательства того, что Пирамиды построены ну в лучшем случае в Средние Века,

а некоторые даже говорят о том, что вообще весь «Древний Египет» — дело рук неугомонного Наполеона, ведь не зря же половину военной экспедиции, возглавленной им, составляли писатели, художники и учёные.

Надеемся, что фильм Вам понравится, или хотя бы не оставит равнодушным …

tv.tainam.net


Смотрите также