Календарь древних арабов. Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению. Мусульманский календарь и летоисчисление
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История возникновения мусульманского календаря. Календарь древних арабов


Арабский календарь

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Арабский календарь

Арабская лунная хиджра

Основы календаря

Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.

Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности («турецкий цикл»), либо на 30-летней периодичности («арабский цикл»). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.

Месяцы

Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев.

Их названия:

Мухаррам (30)Сафар (29)Раби I (Раби аль-авваль) (30)Раби II (Раби ас-санни) (29)Джумада I (Джумада аль-уля) (30)Джумада II (Джумада аль-ахира) (29)Раджаб (30)Шаабан (29)Рамадан (30)Дав вал (29)Зу-ль-каада (30)Зу-ль хиджа (29/30)

Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.

Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.

Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних — они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.

Високосные годы. Если календарь построен на «арабском цикле», то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.

Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.

Если же календарь построен на «турецком цикле», то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.

Хронология

Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра — арабское слово, переводится как «откочевка».) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).

Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.

Многообразие календарных систем

Мусульманский лунный календарь был создан арабами, и поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока. Однако кроме этого календаря в странах Востока применяется множество других календарных систем и с иными летосчислениями. Так, в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия — 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э.

Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры — 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года. С 622 г. н. э. к 1969 г. разница между этими двумя календарями достигла 41 года: по лунной хиджре с 20 марта 1969 г. пошел 1389 год, а по солнечной — только 1348 год.

Кроме календарей хиджры (лунной и солнечной) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. Поэтому из-за обилия календарных систем и их особенностей пересчет одной из них в другую представляет большие трудности и нередко требует специальных таблиц.

Точность мусульманского календаря. Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении «арабского цикла» лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь но прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая.

Появляется ли такая точность лунного календаря преимуществом перед другими календарными системами, например перед юлианским календарем, который гораздо менее точен? Нисколько. Дело в том, что в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.

Зачем же понадобилось Мухаммеду создавать такой несуразный календарь? Ведь до его создания многие арабские народы пользовались лунно-солнечным календарем, в котором начало года не только совпадало с новолунием, но и с определенным временем года.

В одной из глав Корана, «священной книги» мусульман, содержится категорическое запрещение считать год иначе, как в 12 лунных месяцев. Никаких обоснований этого правила не дано. Единственной целью введения лунного календаря было стремление отдалить арабов от других народов и в то же время объединить всех «правоверных» мусульман для «священной» борьбы с иноверцами.

www.sumrachniedali.com

Мусульманское летоисчисление Хиджра - MuslimClub

Хи́джра Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, – начало мусульманской эры

1-ое мухаррама 622 года – начало мусульманского летоисчисления. 24 сентября 622 года Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил хиджру (араб. – откочевка, переселение) из Мекки в оазис Ясриб (Медина). Вести летоисчисление с хиджры начали после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, в 637 году, в период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

Перевод года из хиджры в милади (григорианский календарь)

Для перевода из хиджры в милади (солнечный календарь) год по хиджре умножают на 0,97, к полученному числу прибавляют 621,6, и получается год по милади. Пример: 1422 x 0,97 = 1379,4+ 621,6 = 2001.

При переводе из милади в хиджру от года по милади отнимается 621,54, к результату добавляется частное от деления этого числа на 32,5.Пример: 2001 - 621,6 = 1379,4 + (1379,4: 32,5)= 1420.

Мусульманский лунный календарь

В основе Хиджры лежит лунный календарь. Лунный год состоит из двенадцати лунных месяцев, включая 354 (355) дня. Нечетные месяцы содержат 30 дней, четные - 29. Лунный цикл составляет 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца день високосного года включается в последний месяц года – Зуль-Хиджа.

Лунный год короче солнечного (милади) на 10-12 суток в зависимости от високосности, поэтому не привязан к сезонам. Лунный месяц продолжительностью в 29,5 дня представляет собой период природного цикла. С фазой Луны связаны мощность морского прилива, параметры атмосферы и магнитосферы (влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля), сила отражения солнечного света от поверхности Луны. Все эти циклические изменения оказывают влияние на растения, животных и человека.

Месяцы исламского календаря

В мусульманском календаре использованы названия месяцев из древнего солнечно-лунного арабского календаря.

1. Мухаррам (مُحَرَّم) – запретный, священный – месяц запрета походов и военных действий.

2. Сафар (صَفَر) – желтый (начало осени, когда растения желтеют).

3. Раби-уль-Авваль (رَبيع الأوّل) – первый осенний («раби» – осень).

4. Раби-уль-Ахир (رَبيع الآخر), Раби ус-Сани (رَبيع الثاني) – второй осенний.

5. Джума́д-уль-Ула (جُمادى الأولى), Джума́д-уль-Авваль – холодный месяц («джумада» – застывать, замерзать).

6. Джума́д-уль-Ахир (جُمادى الآخرة), Джума́д ас-са́ни (جُمادى الثانية) – второй холодный месяц.

7. Раджаб (رَجَب) – воздержаться от насилия – месяц воздержания от походов и военных действий.

8. Шаабан (شَعْبان) – разделяться – месяц походов.

9. Рамада́н (رَمَضان) – быть раскаленным (о жарком солнце).

10. Шавва́ль (شَوّال) – сниматься с места – месяц кочевий.

11. Зуль-Каада (ذو القَعْدة) – сидеть, находится на месте – месяц стоянок.

12. Зуль-Хиджа (ذو الحِجّة) – совершать паломничество – аль хаджж (хадж).

Начало нового месяца по хиджре

Начало месяца определяется появлением молодого месяца после новолуния. Луна движется по небесной сфере по сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. В мусульманском календаре решающую роль играют не астрономические расчеты, а видимость полумесяца: серп молодой Луны должен стать видимым с заходом Солнца.

Допустимо ориентироваться как на авторитетные свидетельства, так и на местную видимость Луны в зависимости от погодных условий, оптических свойств атмосферы, места нахождения наблюдателя. Это приводит к некоторым различиям во времени начала месяцев.

См. также: Мусульманский календарь на этот год

 

Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях!

muslimclub.ru

Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению. Мусульманский календарь и летоисчисление

Авторов этого текста заставил взяться за перо, казалось бы, досужий вопрос: какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению?

Однако на поверку он оказался вполне закономерным. Современный мир динамичен и характеризуется коммуникацией людей различных вероисповеданий. Нынче для контакта людей, находящихся в разных уголках Земли, требуются миллисекунды.

Но если технические стандарты универсальны для всех, то, скажем, летоисчисление христиан и мусульман определяется различными духовными традициями. Данная статья как раз имеет целью познакомить пользователей григорианского летосчисления (ГЛ) с летосчислением мусульманским (ЛМ).

Кстати, исходя из статистики, нынче около 33% населения Земли исповедуют христианство и 19,6 % - ислам. Поэтому коммуникативные ситуации, предполагающие знание мусульманского календаря, актуальны и для христиан.

О летосчислении в мусульманских странах

Некоторые жители молодых мусульманских государств, бывших республик, также по необходимости уточняют, какой год идет сейчас по мусульманскому летоисчислению. Ведь живут они повседневно (работают, учатся, путешествуют) по григорианскому календарю, называя его «новым летосчислением».

Правда, их религиозные праздники определяются сообразно ЛМ. Этого требует ислам.

какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению

Мусульманское летосчисление, и только оно является единым способом ориентации во времени в странах арабских, расположенных вокруг Персидского залива.

Кратчайший ответ

Не желающим утруждать себя излишней теорией можно порекомендовать самим определить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, при помощи сайтов со стандартными интернет-конверторами.,,

Для этого достаточно в интернет-поисковике указать, что мы ищем: конвертер с ГЛ в МЛ. Дальнейшие действия ищущих ответ на такой вопрос предсказуемы: в окно соответствующей формы вводится дата в григорианском формате, и нажимается кнопка «конвертировать».

Для примера, дата написания данной статьи, 3 января 2016 года, будет преобразована в дату, относящуюся к 22 числу месяца рабби-авваль 1437 года. Различия в представлении одной и той же хронологии в различных системах очевидны. Тем не менее если требуется ограничиться лишь формальным односложным ответом, то этого будет достаточно.

О начале текущей мусульманской эры - Хиджры

Однако люди эрудированные не остановятся на ответе формальном. Они попытаются разобраться в закономерностях летосчисления. Все чаще повседневно общаются верующие различных концессий. Людям образованным свойственно владеть знаниями о религиозных традициях соседей.

Не будем исключением в этом плане и мы. Начнем рассуждать, исходя из элементарной логики. Мусульманское летосчисление (как и христианское) должно иметь четкую дату начала Новой эры. Только не христианской (Рождество Христово), а мусульманской, привязанной к традиции ислама.

какой год идет сейчас по мусульманскому летоисчислению

Действительно, исходя из такого посыла, мы со знанием дела определим, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.

Впрочем, на этот вопрос легко ответит любой мусульманин. Это летосчисление начинается с 16.07.0622 г (ГЛ), т. е с даты Хиджры (по-арабски "переселения"). В этот день пророк Мухаммад, опасаясь расправы язычников, переселился из опасного языческого города Мекки в благоприятный для дальнейшего развития ислама город Медину.

Подробней о мусульманском календаре

По своей природе мусульманский календарь (МК) является лунным. Его 12 месяцев сообразуются с движением луны, они насчитывают количество дней, определяемое по формуле: 12 Х 29,53 = 354,36 дней. Таким образом, обычный год МК насчитывает 354 дня, а високосный 355 дней.

МК по своей природе гораздо меньше, чем григорианский, тропический: на целых 11 дней.

Фактически получается, что МК более компактный, чем ГК, постепенно его догоняет. Исходя из этого, в далеком будущем наступит-таки время, когда ответ мусульманина, какой сейчас год по мусульманскому календарю, совпадет с ответом христианина.

Только наступит это в первый день пятого месяца 20874 года. Это будет для ГК 01 мая 29874 года и, соответственно, первое число месяца джумада-авваль 20874 г. Остается надеяться, что до этого времени цивилизация сохранится, и религиозные концессии, хранители традиций, будут процветать.

О месяцах лунного (мусульманского) календаря

Очевидно, что понимания, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, недостаточно для того, чтобы ориентироваться во времени. Поэтому приведем названия месяцев лунного арабского календаря.

какой сейчас год по мусульманскому календарю

Название первого месяца мухаррам (29 дней) переводится как «запретный», «священный». Для него актуален запрет веры на кровную месть и на войну.

Второй месяц называется «желтый», или по-арабски сафар (30 дней). Это - месяц начала осени.

Третий месяц, рабби-аваль, (29 дней) мусульмане именуют «великим». Это - месяц рождения Мухаммеда.

Четвертый месяц - «второй великий» рабби-сани.

Пятый месяц, джумада-авваль, (29 дней) ассоциируется с глаголом "замерзать" и знаменует начало зимы.

Шестой месяц, джумада-сани, (29 дней) по своему названию указывает, что земля в это время высыхает.

Название седьмого месяца - раджаб (29 дней), переводится как «ненасилие». Ислам требует на его протяжении воздержания от войн.

Восьмой месяц длится 30 дней и называется шаабан (разделяющий). Арабские племена обычно в это время начинали боевые походы.

Девятый месяц, рамадан (30 дней) - священен. Он ассоциируется с постом и духовным самосовершенствованием.

Десятый месяц, шавваль (30 дней), посвящен кочевьям. Он знаменуется окончанием поста и праздником разговения Ураза-байрам.

Одиннадцатый месяц, зуль-каада, (29 дней) считается месяцем стоянок. Арабы в это время воздерживаются от различных путешествий и передвижений.

Двенадцатый месяц - зуль-хиджа (29 дней - в обычный год, 30 - в високосный). Это - почитаемый месяц, воспрещающий войны, насилие, кровную месть.

Заключение

Полагаем, что прочитав данную статью, читатель сможет определить, какой год по мусульманскому календарю соответствует текущей либо любой другой указанной им дате, а также определится с текущей датой и месяцем в традиционном мусульманском формате.какой год по мусульманскому календарю

Шура IX Корана (36-37) обязывает мусульман непреложно соблюдать свой календарь. Для мусульман мира древне-арабские названия в системе летосчисления являются такой же традицией, как для нас постулаты на церковно-славянском языке.

fb.ru

Из истории арабского календаря - Блог salsabil.kz

Официальное летоисчисление у мусульман началось с 1 числа месяца мухаррама 17 года хиджры. Решение об этом было принято в месяц раби аль-авваль 16 года жиджры, во время правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба.

Ранее, в 412 году н.э., на совещании племен аравийского полуострова были согласованы названия месяцев лунного календаря. Это произошло при прадеде пророка Мухаммада в пятом поколении Килябе ибн Мурра. Утвержденный арабскими племенами календарь с приходом ислама был перенят мусульманами.

Порядок и значение месяцев арабского календаря

Мухаррам (араб. запретный) – первый месяц года по хиджре. Является одним из заповедных месяцев, его название связано с запретом проведения на всем его протяжении военных действий.

Сафар – (араб. пустой) . В этот месяц дома арабов пустели, поскольку их хозяева отправлялись в военные походы. Передают также, что в это время одно арабское племя, нападая на другое, опустошая его, оставлял без ничего в буквальном смысле.

Раби аль-аввал (араб. первая весна). Этот месяц был назван по имени сезона, который арабы называли «раби» – весна.

Раби аль-ахир (араб. последняя весна). Являлся продолжением названия предыдущего месяца.

Джумада аль-уля (араб. первое обледенение) – до прихода ислама месяц называли – джумада аль-хамса. Название этому месяцу было дано во время заморозков – когда воду сковал лед.

Джумада аль-ахир (араб. последнее обледенение) название дано в соответствие с наименованием предыдущего месяца.

Раджаб (араб. прекращение) – один из запретных (заповедных) месяцев. В этот месяц арабы снимали свои воинские доспехи, то есть прекращали войны.

Шаабан (араб. разделяющий, расходящийся) – назван так, поскольку он служил водоразделом между раджабом и рамаданом. По другой версии, в этот месяц люди расходились либо в поисках воды, либо отправляясь на войны, которые вспыхивали сразу после окончания раджаба.

Рамадан (араб. обжигающий) – назван так из-за сезона зноя и палящего Солнца.

Шаваль (араб. поднимающий) – месяц, в который празднуется Ид аль-фитр. Свое название он получил от верблюдиц, которые поднимали хвосты из-за нехватки корма, истощения и потери молока.

Зуль-каада (араб. месяц сидения, праздности) – первый из трех заповедных месяцев, в который воины возвращаются домой после походов и набегов.

Зуль-хиджа – (араб. месяц хаджа) и праздника Ид-аль-Адха. Один из заповедных месяцев, в который арабы совершали хадж еще до прихода ислама.

salsabil.kz

Календарь у мусульман

«Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю... Вставка — только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах...»

Так Коран (Сура 9, 36—37) решает вопрос о числе месяцев в календарном году: их, мол, должно быть двенадцать, вставка же дополнительного 13-го месяца — «только увеличение неверия».

Вставка 13-го месяца была запрещена в 631 г. основателем ислама Мухаммедом (ок. 570—632 гг.). Через несколько лет после смерти Мухаммеда халиф Омар ибн аль-Хаттаб ввел лунный календарь в государственный обиход. Было решено также считать годы от «переселения» («хиджры») пророка Мухаммеда из Мекки в Медину — от 16 июля 622 г. н. э.

Правильность лунного календаря один из последователей Мухаммеда имам Джафар ас-Садик «обосновывал» так: «Аллах сотворил год продолжительностью в триста шестьдесят дней и исключил из него шесть дней, в которые он создал небо и землю, так что этих дней нет в счете».

Конечно, с нашей точки зрения лунный календарь вряд ли можно назвать практичным. Но, как высказался Бируни, «каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет...» И в наши дни лунный календарь применяется многими народами от Западной Африки до Дальнего Востока.

Смена календарей

Как рассказывает, в частности, Бируни, в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку — древнюю святыню арабов — происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары — шкуры, плоды и т. д., т. е. если бы «паломничество утвердилось в одном положении, в самое приятное и изобильное время». «И вот они, продолжает Бируни, — научились у евреев, соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы,— а это было примерно за двести лет до хиджры,— и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, т. е. добавлять к месяцам избыток времени между их месяцем и годом по солнцу, когда этот избыток составит полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айям ан-наси» — «добавочные дни»).

Но только ли на протяжении 200 лет пользовались арабы лунно-солнечным календарем? Ведь, оказывается, у них дважды устанавливались названия месяцев. Вот старые названия, которые приводит Бируни в своей фундаментальной книге «Канон Масуда»: аль-Мутамир, Наджир, Хавван, Суван, Хантам, Забба, аль-Асамм, Адиль, Нафик, Вагиль, Хува и Бурак. Приведем переводы названий только первых двух: «аль-Мутамир» означает «подчиняющийся велениям рока»; название Наджир происходит от слова наджр — «сильная жара» и совершенно четко указывает на определенное время года.

А вот названия месяцев современного мусульманского календаря:

1. Мухаррам — «запретный», «священный». В этом месяце, а также в 7-м, 11-м и 12-м месяцах года, по религиозной традиции запрещались войны и военные походы.

2. Сафар — «желтый», в этом месяце будто бы на арабов часто обрушивалась моровая язва, от которой у больного желтело лицо.

3 и 4. Раби аль-авваль и Раби ас-сани — Раби первый и Раби второй. Эти месяцы напоминают о весенних цветах и растениях, о выпадении росы и дождя. По словам Бируни, «это относится к времени года, которое мы называем «хариф» (осень), а древние арабы называли его «раби» (весна)».

5 и 6. Джумада аль-уля и Джумада аль-ахира — Джумада I и Джумада II, от «джамада» — «застывать». Эти месяцы приходились на зимний период, когда начинались заморозки и замерзала вода.

7. Раджаб — «безопасный», от «ирджабу» — «воздерживаться от войн и набегов».

8. Шаабан — от «ташааба» — «разветвляться», «расходиться», в этом месяце доисламские арабы совершали набеги.

9. Рамадан — «жаркий месяц», от слова «рами-да» — «быть жгучим». По Бируни, «в этот месяц даже камни горят от сильной жары».

10. Шаввал — от «шаля» — «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки.

11. Зу-л-Каада — от «каада» — «сидеть», «оставаться дома».

12. Зу-л-Хиджа — от «хаджж» — «паломничество». Доисламские арабы в этом месяце совершали паломничество в Мекку.

Уже сами названия некоторых месяцев свидетельствуют о том, что доисламские арабы действительно пользовались лунно-солнечным календарем. По имеющимся данным, вставка 13-го месяца производилась торжественно в Мекке во время большой ярмарки: необходимо было, чтобы об этом событии узнали все. 13-й месяц получал название предыдущего и, согласно Бируни, вставлялся поочередно (в соответствии с 19-летним циклом) после всех месяцев календаря. По-видимому, в народе жила память о том, каким было бы название месяца, если бы такие вставки вообще не производились. Бируни пишет далее так: «Пророк, обратившись к людям с проповедью..., сказал: «Эпоха и время совершили круг, и стало так, как было, когда сотворил Аллах небеса и землю». Он хотел сказать, что месяцы вернулись на свои места... После этого дополнение года было запрещено и совершенно оставлено».

Два календарных цикла

Чтобы приспособиться к смене фаз Луны, в мусульманском календаре, состоящем из 12 месяцев, принимается, что все нечетные месяцы имеют по 30 суток, все четные — по 29 суток (табл.).

Порядковый № месяца

Название месяца

Число

дней

Порядковый № месяца

Название месяца

Число дней

1

Мухаррам

30

7

Раджаб

30

2

Сафар

29

8

Шаабан

29

3

Раби I

30

9

Рамадан

30

4

Раби II

29

10

Шаввал

29

5

Джумада I

30

11

Зу-л-Каада

30

6

Джумада II

29

12

Зу-л-Хиджа

29

Таблица. Месяцы мусульманского календаря

Таким образом, год мусульманского календаря содержит 354 дня. Но, как уже отмечалось, такой календарный год на 0,367 06 суток короче продолжительности 12 синодических месяцев. Поэтому чтобы удержать неомению у первого числа месяца, в последнем месяце года, Зу-л-Хиджа, время от времени производится вставка 30-го дня.

В «турецком цикле» такая вставка производится три раза на протяжении восьми лет. В самом деле,

354,367 06 * 8 = 2834,936 5 ≈ 2835 суток.

Восемь простых лунных лет составляют 354* 8 = 2832 суток, и чтобы отклонения дат от неомений на конец года не превышали 0,5 суток, продолженными являются 2-й, 5-й и 7-й годы 8-летнего цикла.

Нетрудно убедиться, что 2835 суток составляют ровно 405 недель. Другими словами, через восемь лет фазы Луны приходятся на те же дни недели. Это позволило составить «вечный» лунный календарь — сопоставить даты (фазы Луны) с днями недели на целый 8-летний период. На турецком языке эти таблицы называются «Руз-намэ», т. е. «Книга дней». Но ничего «вечного» в природе нет. Ошибка 8-летнего цикла составляет 0,0635 суток. Поэтому за 1 :0,0635 = 15,6 цикла = 125 лет фазы Луны по отношению к датам календаря сдвигаются на один день назад. Следовательно, через каждые 125 лет, скажем, 7-й год 8-летнего цикла необходимо оставить простым, а названия дней недели в «Книге дней» передвинуть на одну позицию назад.

Второй цикл — арабский, или 30-летний. Для него 354,367 06*30 = 10 631,012≈10 631 сутки.

Но 10 631 = 19 *354 + 11 * 355. Таким образом, этот цикл состоит из 19 простых и 11 продолженных (високосных) лет. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы цикла, если исходным днем хиджры принято 16 июля. В некоторых мусульманских странах за первый день принято 15 июля. Тогда високосным считается не 16-й, а 15-й год цикла. Точность 30-летнего цикла очень высокая: ошибка в целые сутки накапливается в нем за 3000 лет.

Расписывая дни недели по числам месяцев мусульманского календаря, нетрудно заметить определенную цикличность. Это и позволяет составить табл. годичных и месячных коэффициентов для определения дня недели на любую календарную дату. Таблица составлена  на основе общих представлений об упомянутых ранее конкуррентах и регулярах и по образцу таблицы Бируни. В этой последней, однако, имеется много неточностей, видимо, из-за ошибок переписчиков.

При расчетах далее будет использоваться счет дней в неделе, начинающийся в воскресенье, которому и соответствует число 1. Понедельнику соответствует число 2, вторнику — 3, среде — 4, четвергу — 5, пятнице — 6 и субботе — 7.

Коэффициенты для полных 30-летних циклов (Бируни называет их знаками Мухаррама) — коэффициенты циклов — рассчитываются на основе следующих соображений. Промежуток времени в 30 лет содержит 10 631 сутки или 1518 недель и 5 дней. Следовательно, если в 1-м году эры хиджры—1-м году 1-го 30-летнего цикла 1 Мухаррама пришлось на пятницу, то в 1-м году 2-го 30-летнего цикла оно придется уже на пять дней позже (или двумя днями раньше), т. е. на среду. Далее, 3-й 30-летний цикл начнется в понедельник, 4-й — в субботу, 5-й — в четверг, 6-й — во вторник и 7-й — в воскресенье. Так как за семь 30-летних циклов эти дополнительные пять дней составят уже 7X5 = 35 — семь, недель, то 8-й цикл, т. е. 211 год (а также 421, 631 и т.д.) начнется снова в пятницу.

Приняв для полного «нулевого» цикла коэффициент 0, находим далее коэффициенты циклов последовательным прибавлением 5 к числу предыдущего коэффициента и исключением 7 — числа дней в неделе. Так находим соответственно: 0 + 5 = 5, 5 + + 5 — 7 = 3, 3 + 5 — 7=1, 1 + 5 = 6, 6 + 5 — 7 = 4 + 5 — 7 = 2. Прибавив к этому последнему 5, возвращаемся к исходному значению коэффициента циклов — 7(0). Эти коэффициенты расположены в верхней части табл.

Таблица. Таблица коэффициентов для расчета дней недели, приходящихся на первые числа месяцев мусульманского календаря

Полные 30-летние

циклы

Коэффициенты циклов

Неполные годы цикла

Знак Мухаррама

0

210

420

630

840

1050

1260

0

5

3

1

6

4

2

1

2

3

4

5

6

7

8

6

3

1

5

2

7

4

2

30 240 450 660 870 1080 1290
60 270 480 690 900 1110 1320
90 300 510 720 930 1140  1350
 120 330 540 750 960 1170  1380
150 360 570 780 990 1200 1410
180 390 600 810  1020 1230 1440

9

10

11

12

6

3

1

5

Месяцы

Месячные коэффициенты

13

14

15

16

17

18

2

7

4

1

6

3

19

1

Мухаррам, Шаввал

0

2

3

5

6

1

4

20

21

22

23

24

25

26

27

5

2

7

4

1

6

3

1

Сафар, Раджаб

Раби I, Зу-л-Хиджа

  Раби II, Рамадан

 Джумада I
Джумада II, Зу-л-Каада
Шаабан

28

29

30

5

2

7

Число дня недели, приходящегося на 1 Мухаррама, получаем, складывая коэффициент цикла со знаком Мухаррама (здесь мы оставляем используемое Бируни название), соответствующим текущему году неполного 30-летнего цикла. В 1-м году эры хиджры 1 Мухаррама приходилось на пятницу. Следовательно, знаком Мухаррама этого года будет соответствующее ей число 6. Этот первый год содержал 354 дня, т. е. 50 недель и 4 дня. Поэтому 1 Мухаррама 2-го года цикла придется уже на 6 + 4—7 = 3 — на среду. Число 3 и будет знаком Мухаррама этого года. Но 2-й год 30-летнего цикла — продолженный (високосный), в нем насчитывается 355 дней, т. е. 50 недель и 5 дней. Поэтому знак Мухаррама 3-го года равен 3 + 5 — 7=1, а его 1 Мухаррама приходится на воскресенье. Так нетрудно определить эти знаки для всех 30 годов цикла. В табл. они приведены справа.

Для 31-го года день недели 1 Мухаррама определяем как 4 + 7 (избыток дней в последнем 30-м году плюс знак Мухаррама 30-го года), что равно 4. Но так как 31 =30+ 1, то его находим и как 5 + 6 — 7 = 4: коэффициент цикла, соответствующий полному 30-летию, плюс знак Мухаррама 1-го года нового цикла. Как видно, последовательная смена дней на грани 30-летних циклов отображена здесь правильно.

Для расчета дня недели, приходящегося на 1-е число любого другого месяца, используются месячные коэффициенты. Расчет их также очевиден. Так как в Мухарраме насчитывается 30 дней, т. е. 4 недели и 2 дня, то, следовательно, дню недели, приходящемуся на 1 Сафара, соответствует число, увеличенное на 2 по сравнению со знаком Мухаррама текущего года. Так, для 1-го года цикла знак Мухаррама 6. Следовательно, 1 Сафара приходится на 6 + 2 — 7=1 — воскресенье.

В качестве примера использования таблицы определим день недели, на который приходилось 17 Джумады I 377 года хиджры. Прежде всего 377 = 360 + + 17. Складываем коэффициент цикла 4 и знак Мухаррама года 6, находим 4 + 6 — 7 = 3—1 Мухаррама 377 года приходилось на вторник. Месяцу Джумада I соответствует месячный коэффициент 6. Прибавляя его к 3, находим 3 + 6 — 7 = 2: 1-е число месяца Джумада I (а следовательно, 8 и 15) приходилось на понедельник, 17-е же его число — на среду.

Очевидно, что в 8-летнем цикле при календарных расчетах можно использовать первые восемь знаков Мухаррама, так как распределение високосных годов в нем такое же. Заметим также, что промежуток времени в 120 лет содержит в себе четыре 30-летних цикла или 15 8-летних. Но в четырех 30-летних циклах вставка дополнительного дня производится 4 * 11=44 раза, тогда как в 15 восьмилетних 15 * 3 = 45. Высокая точность арабского цикла (его соответствие смене фаз Луны) уже отмечалась. В 8-летнем же цикле для его наилучшего согласования не только с фазами Луны, но и с 30-летним циклом, по-видимому, наиболее удобно исключать одни сутки примерно в середине 120-летнего промежутка времени, например 7-й год восьмой восьмилетки делать простым.

Соответствие дат мусульманского и григорианского календарей с 1985 по 2015 гг. дано в табл.

Таблица. Соответствие дат мусульманского и григорианского календарей

Номер года в цикле Годы хиджры Количество дней в году Дата григорианского календаря и день недели,

на которые приходится 1 Мухаррама (начало года)

26 1406* 355 16.IX.1985. Понедельник
27 1407 354 6.IX.1986. Суббота
28 1408 354 26.VIII.1987. Среда
29 1409* 355 14.VIII. 1988. Воскресенье
30 1410 354 4.VIII.1989. Пятница
1 1411 354 24.VII.1990. Вторник
2 1412* 355 13.VII.1991. Суббота
3 1413 354 2.VII.1992. Четверг
4 1414 354 21.VI.1993. Понедельник
5 1415* 355 10.VI.1994. Пятница
6 1416 354 31.V.1995. Среда
7 1417* 355 19.V.1996. Воскресенье
8 1418 354 9.V.1997. Пятница
9 1419 354 28.IV! 1998. Вторник
10 1420* 355 17.IV. 1999. Суббота
11 1421 354 6.IV.2000. Четверг
12 1422 354 26.III.2001. Понедельник
13 1423* 355 15.111.2002. Пятница
14 1424 354 4.111.2003. Вторник
15 1425 354 22.11.2004. Воскресенье
16 1426* 355 10.11.2005. Четверг
17 1427 354 31.1.2006. Вторник
18 1428* 355 20.1.2007. Суббота
19 1429 354 10.1.2008. Четверг
20 1430 354 29.XII.2008. Понедельник
21 1431* 355 18.XII.2009. Пятница
22 1432 354 8.XII.2010. Среда
23 1433 354 27.XI.2011. Воскресенье
24 1434* 355 I5.XI.2012. Четверг
25 1435 354 5.XI.2013. Вторник
26 1436* 355 25.Х.2014. Суббота
27 1437 354 15.Х.2015. Четверг
Примечание Звездочкой обозначены високосные годы.

 Напомним, что начало года мусульманского календаря приходится на неомению — первое появление серпа Луны на вечернем небе, а не на истинное астрономическое новолуние (конъюнкцию). Так, в 1983 г., согласно астрономическому календарю, новолуние имело место 6 октября в 11 ч 17 мин по всемирному времени, а 1 Мухаррама приходилось на 8 октября. Аналогично в 1984 г. новолуние было 25 сентября в 3 ч 11 мин, расчетное же начало года — 27 сентября.

За ночью день...

Как и все другие народы, у которых наступление нового календарного месяца связывалось с появлением на вечернем небе узкого серпа Луны, арабы отсчитывали начало суток от захода Солнца. Это значит, что ночь в сутках шла впереди дня. И лишь недавно в странах Арабского Востока введен официальный счет часов в сутках начиная от полуночи.

Числа месяца в арабском календаре отсчитываются так: до 15-го числа говорят «когда прошло 10 (ночей) Мухаррама», т. е. 10 Мухаррама, «когда прошло 14 (ночей) Раджаба, т. е. 14 Раджаба. После 15-го числа: «когда осталось 14 (ночей) Раджаба», т. е. 16 Раджаба, «когда осталось 5 (ночей) Раджаба», т. е. 25 Раджаба и т. д.

А вот арабские названия дней недели (как свидетельствует Бируни, в прошлом они были другими) :

Воскресенье — Йаум аль-ахад,

Понедельник—Йаум аль-иснайн,

Вторник —       Йаум ас-саласа,

Среда —           Йаум аль-арбаа,

Четверг —       Йаум аль-хамис,

Пятница —     Йаум аль-джума,

Суббота —      Йаум ас-сабт.

В переводе названия дней с воскресенья по четверг означают: 1-й день, 2-й день, 3-й день, 4-й день и 5-й день.

Пятница, Иаум аль-джума («день соединения»), является еженедельным праздником — священным днем мусульман. Впрочем, в Турции выходной день перенесен с пятницы на воскресенье еще в 1935 г.

В мусульманском календаре много важных (с точки зрения верующего) дат. Так, ночь на 15 Шаабана называется «ночью приговора» или «ночью указа». В эту ночь, по верованиям мусульман, ангел смерти получает список людей, которым суждено умереть в следующем году. Ночь на 27 Рамадана называется «ночью предопределения», когда по мусульманскому мифу архангел Гавриил по поручению Аллаха передал Мухаммеду Коран. Главное же — это пост, которого должны придерживаться мусульмане в месяце Рамадан. На протяжении 30 дней мусульманину нельзя ни есть, ни пить, ни курить от восхода Солнца до заката.

Но когда, с какого дня начинать этот пост?

Казалось бы, после того как календарь приведен в соответствие с движением Луны и дни года расписаны по месяцам, этот вопрос является излишним. Увы, это не так. Как отмечал еще Бируни, «в величинах [лунных] месяцев нет почти никакого порядка. Жители даже одной местности расходятся в отношении их, поскольку сила зрения [у наблюдателей] неодинакова. И мы видим, что они, указывая в согласии на один и тот же день [недели], по-разному определяют место этого дня в месяце. Однако закон шариата предписывает пользоваться при этом наблюдением [новой Луны], а не вычислением».

Но движение Луны очень сложно, а условия ее видимости меняются в зависимости от времени года и географического положения наблюдателя, как об этом уже говорилось. Поэтому и число дней в месяцах лунного календаря на самом-то деле во многих мусульманских странах непостоянно, вследствие чего одной и той же дате по григорианскому календарю могут соответствовать различные даты по лунным календарям различных стран. Например, в месяце Мухарраме 1383 г. хиджры в календарях Саудовской Аравии и Турции содержится 30 дней, в календарях Туниса, Ирана и Афганистана — 29 дней. При этом в Тунисе, Турции и Афганистане 1 Мухаррама пришлось на 24 мая 1963 г., а в Саудовской Аравии и Иране — на 25 мая. По этим же причинам наблюдаются расхождения и в датах некоторых мусульманских праздников. Так, 1 Рамадана 1383 г. хиджры пришлось в Афганистане на 15 января, в Саудовской Аравии — на 16-е, в Иране — на 17 января 1964 г.

...За годом год

По поводу эпохи эры мусульманского календаря заметим, что «переселение» (хиджра — дословно «откочевка») Мухаммеда из Мекки в Медину продолжалось две недели: 24 Сафара Мухаммед выступил из Мекки и 9 Раби I он вошел в Медину; это соответствует периоду с 8 по 21 сентября 622 г. Начало года по лунному (тогда еще лунно-солнечному) календарю 1 Мухаррама пришлось в этом году на пятницу 16 июля (точнее, в ночь с 15 на 16 июля) 622 г. От него и ведется счет годам лунной хиджры — по мусульманскому лунному календарю.

Приближенный перевод дат с мусульманского календаря на григорианский осуществляется по следующей формуле:

R=M+622- [M/33]

где R — год григорианского календаря, М — год мусульманской лунной хиджры; квадратные скобки означают, что берется целая часть частного, а остаток от деления отбрасывается.

Для примера определим, какому году нашего календаря соответствует 1402 г. хиджры. Пользуясь формулой, находим

R = 1402 + 622 - [1402/33 ] = 1982-

Знак «минус» означает, что от деления 1402 на 33 осталась некоторая дробь, которую надо отнять от 1982. Следовательно, 1402 год хиджры соответствует 1981—1982 гг. григорианского календаря.

Для перехода от григорианского календаря к лунной хиджре используется формула

M = R — 622 + [(R-622)/32]

Возьмем к примеру год 1990. Подставляя число R — 1990 в эту формулу, находим М  =1410+.

Знак «плюс» указывает на то, что от деления разности 1990 — 622 остается некоторое дробное число, которое необходимо прибавить к полученному числу 1410. Следовательно, 1990 г. григорианского календаря соответствует 1410—1411 году лунной хиджры. Из табл. находим, что 1411 г. хиджры действительно начнется 24 июля 1990 г.

Очевидно, что историки постоянно встречаются с необходимостью точного перехода от дат мусульманского календаря к юлианским (григорианским) и наоборот. Ведь очень часто упоминания об одних и тех же событиях всемирной истории датированы различными методами. Например, такие события 987— 989 гг., как поход Киевского князя Владимира на Корсунь и крещение Руси: летописцы и биографы князя освещают их весьма односторонне и тенденциозно. И лишь из зарубежных, в частности арабских, источников мы узнаем, что же предшествовало походу на Корсунь... Так, арабский историк Яхья сообщает, что в Византии тогда «взбунтовался открыто полководец Варда Фока и провозгласил себя царем в среду... 14 Аилуля (сентября) 1298 (987) г., т. е. 17 Джумады I 377 г. И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий, и побудила его нужда послать к царю руссов — а они его враги, чтобы просить их помочь ему... И заключили они между собой договор о свойстве и женился царь руссов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны...».

В этом примере год в эре Селевкидов уже дополнен номером года н.э. Но ведь его могло не быть вообще. Как же узнать, на какое число юлианского календаря приходилось это «17 Джумады I 377 г. хиджры»?

Увы, для перехода от мусульманского календаря к юлианскому (и наоборот) нет другого пути, как... подсчет полного числа дней, истекших от начала эры хиджры до конкретной даты этой эры и разбивка полученной суммы на годы и месяцы юлианского календаря. Делается это по следующей схеме:

1) Устанавливается число полных 30-летних циклов n и полных лет текущего цикла m:

n = [(M-1)/30],  m = |(M-1)/30|,

где М — номер года лунной хиджры. Как и раньше, символ [ ] означает, что берется только целая часть частного, а | | — что берется лишь остаток от деления.

2) Устанавливается, сколько дней D прошло во всех полных 30-летних циклах от начала эры хиджры,

D = n*10631, так как в полном 30-летии насчитывается 10 631 день.

3) Устанавливается число дней Δ в прошедших годах текущего 30-летия,

Δ= (р * 354) + q* 355),

где р и q — число прошедших простых и високосных лет соответственно. Очевидно, что р + q = m.

4) Устанавливается, сколько дней N прошло от начала мусульманского года (1 Мухаррама) до заданной даты, включая ее:

N = (s*30)+(t *29) + u,

где s и t—соответственно число полных (по 30 дней) и пустых (по 29 дней) истекших месяцев, u— число дней в текущем месяце, включая определяемую дату.

5) Подсчитывается, сколько дней Z прошло от начала н. э. до интересующей нас даты (от начала н. э. до эпохи хиджры их прошло 227 016) :

Z = 227016 + D + A + N.

6) Устанавливается число истекших от начала н э. полных четырехлетних юлианских циклов J (1461 день) и число дней в неполном цикле В,

       J = [Z/1461],  B = [Z/1461]

Очевидно, что число юлианских лет в этих полных четырехлетних циклах составит 4J.

7) Определяется число полных годов К в текущем четырехлетии и число дней в текущем году d:

K = [B/365], d = |B/365|

8) Устанавливается номер года н. э.

R = 4J + K+ 1.

9) С помощью таблицы В (или простым подсчетом) находится число месяца юлианского календаря в текущем году. Этим и решается поставленная задача.

В качестве примера посмотрим, соответствует ли указанная Яхьей дата 17 Джумады I 377 г. хиджры 14 сентября 987 г. Так как число текущего года хиджры М = 377, то:

1) число полных истекших 30-летних циклов равно 12(n = 12), число полных лет текущего цикла m = 16.

2) Число дней в полных истекших 30-летних циклах D = 12*10631 = 127572.

3) Из прошедших 16 полных лет было р=10 простых и q = 6 високосных. Поэтому общее число дней в этих годах

A = (10 *354) + (6 * 355) = 3540 + 2130 = 5670.

4) Месяц Джумада I — пятый в календаре, здесь s = 2 и t = 2, так что число дней N, истекших от начала года,

N = (2 * 30) + (2 * 29) + 17 = 135.

5) Общее число дней, истекших от начала н. э, до 17 Джумады I 377 г. хиджры

Z = 227 016 + 127 572 + 5670 + 135 = 360 393.

6) Число истекших от начала н. э. четырехлетних циклов J = 246 и соответствующих им годов 4J = 984, число дней в неполном цикле В = 987.

7) Число полных годов в текущем четырехлетии К = 2, число дней в текущем году d =257.

8) Номер года н. э. R = 984 + 2 + 1 = 987, а 257-й день соответствует 14 сентября.

Следовательно, дата мусульманского календаря полностью соответствует указанной в документе юлианской.

В ряде мусульманских стран используется также солнечная хиджра. Это календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия, но счет годов ведется с 622 г, н. э,

Однако год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, тогда как солнечной — 365 или 366 дней. Поэтому за каждые 33 года число лет лунной хиджры по сравнению с солнечной увеличивается на единицу.

Похожие статьи

medn.ru

Арабский календарь

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Арабская лунная хиджра

Основы календаря

Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.

Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности («турецкий цикл»), либо на 30-летней периодичности («арабский цикл»). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.

Месяцы

Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев.

Их названия:

Мухаррам (30)Сафар (29)Раби I (Раби аль-авваль) (30)Раби II (Раби ас-санни) (29)Джумада I (Джумада аль-уля) (30)Джумада II (Джумада аль-ахира) (29)Раджаб (30)Шаабан (29)Рамадан (30)Дав вал (29)Зу-ль-каада (30)Зу-ль хиджа (29/30)

Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.

Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.

Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних — они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.

Високосные годы. Если календарь построен на «арабском цикле», то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.

Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.

Если же календарь построен на «турецком цикле», то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.

Хронология

Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра — арабское слово, переводится как «откочевка».) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).

Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.

Многообразие календарных систем

Мусульманский лунный календарь был создан арабами, и поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока. Однако кроме этого календаря в странах Востока применяется множество других календарных систем и с иными летосчислениями. Так, в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия — 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э.

Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры — 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года. С 622 г. н. э. к 1969 г. разница между этими двумя календарями достигла 41 года: по лунной хиджре с 20 марта 1969 г. пошел 1389 год, а по солнечной — только 1348 год.

Кроме календарей хиджры (лунной и солнечной) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. Поэтому из-за обилия календарных систем и их особенностей пересчет одной из них в другую представляет большие трудности и нередко требует специальных таблиц.

Точность мусульманского календаря. Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении «арабского цикла» лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь но прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая.

Появляется ли такая точность лунного календаря преимуществом перед другими календарными системами, например перед юлианским календарем, который гораздо менее точен? Нисколько. Дело в том, что в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.

Зачем же понадобилось Мухаммеду создавать такой несуразный календарь? Ведь до его создания многие арабские народы пользовались лунно-солнечным календарем, в котором начало года не только совпадало с новолунием, но и с определенным временем года.

В одной из глав Корана, «священной книги» мусульман, содержится категорическое запрещение считать год иначе, как в 12 лунных месяцев. Никаких обоснований этого правила не дано. Единственной целью введения лунного календаря было стремление отдалить арабов от других народов и в то же время объединить всех «правоверных» мусульман для «священной» борьбы с иноверцами.

www.wremjakoldowstwa.com

История возникновения мусульманского календаря » mahalla1.ru

История возникновения мусульманского календаряВремя быстротечно. Пролетают дни, месяцы, годы. Подошел к концу очередной год по хиджре (лунному календарю).

 

А какова же история создания мусульманского календаря?

В доисламские времена и в первые годы после провозглашения ислама арабы жили по лунному календарю с исконно арабскими названиями месяцев.

1.   Мухаррам ‒ (араб. محـرّم‎‎) ‒ первый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещtнный». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.

2.   Сафар ‒ (صفـر‎) ‒ «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.

3.   Раби́’у ль-авваль ‒ (ربـيع الأول‎) ‒ третий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.

4.   Раби́’у с-сани ‒ (ربـيع الآخر‎ или ربـيع الـثاني‎) ‒ «второй Раби»

5.   Джумада аль-уля ‒ (جمادى الأولى‎) ‒ пятый месяц лунного календаря. Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.

6.   Джума́да аль-ахира ‒ (جمادى الآخرة‎), или Джума́да ас-са́ни (جمادى الـثاني‎) ‒ Слово «ахира» означает «последний».

7.   Раджаб ‒ (رجب‎) ‒ седьмой месяц лунного календаря. Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб ‒ месяц воздержания от походов и военных действий.

8.   Ша’ба́н ‒ (شعـبان‎) ‒ от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы.

9.   Рамада́н (тюрк. рамазан) ‒ (رمضان‎) ‒ от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.

10.    Шавва́ль ‒ (شوّال‎) ‒ от глагола «сниматься с места». Шавваль ‒ месяц кочевий.

11.    Зуль-ка’ада ‒ (ذو الـقـعـدة‎) ‒ от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Ка’ада ‒ месяц стоянок.

12.    Зуль-хиджа ‒ (ذو الحجة‎) ‒ от глагола «совершать паломничество».

 

Продолжительность года они корректировали в соответствии с солнечным летоисчислением. В интересах совпадения ежегодных сезонов и выполнения религиозных ритуалов в одно и то же время года.

 

В бытовавшем в то время арабском календаре месяцы сохранялись на своих местах в течение солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления «лишних дней» к лунному году добавлялся 13-й месяц «наси’а».

 

С древнейших времен арабы считали запретными для убийства, ведения войн, а также охоты вокруг Каабы месяцы Зуль-Ка’ада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб. Причиной этого запрета было стремление к обеспечению безопасности паломников, которые прибывали к Каабе. Благодаря этому запрету оживлялась торговля, и торговцы получали большие прибыли. Однако если ведение войны оказывалось неизбежным, то арабы-язычники меняли расположение месяцев, отодвигая «запретный» месяц назад или вперед.

 

Вместе с хиджрой пророка Мухаммада  (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульман в Медину открылась новая страница в мировой истории. Ислам, который изменил направление в истории мира, нашел себе убежище, пристань. Медина превратилась в центр, способный влиять на положение мировой истории. Хиджра, наряду с тем, что дала название началу исламского летоисчисления, еще и являлась тем, что основные события, связанные с мусульманским календарем в основном появились после хиджры.

 

Мусульманский год состоит из двенадцати лунных месяцев, о чем сказано в Священном Коране:

 

Поистине, число месяцев у Господа ‒ двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них ‒ четыре запретных, священных…*

Священный Коран, 9:36

 

Четыре запретных месяца – это: Зуль Ка’ада, Зуль Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

 

Наси’а [перенос запретности, священности с одного месяца на другой, что порой делалось язычниками в угоду складывающимся обстоятельствам] ‒ это еще большее безбожие, удаляющее их от верного пути. В один год у них священными (запретными) являются одни месяцы, а в следующем году ‒ уже другие [в один год они производят этот перенос, смещение, а на другой ‒ уже нет], стараясь сделать так, чтобы по количеству это соответствовало тому, что установлено Богом. Запрещенное Творцом они превращают в разрешенное [находя тому свои оправдания]. Приукрасилась им грешность их деяний [они даже не понимают, не осознают, что совершаемое ими является очевидным грехом. Удивительно, смогли же они переубедить себя и трансформировать мышление так, как им больше подходит, как им более выгодно]!

Всевышний не дает возможности исправиться (морально) тем, кто безбожен. [Они не получают Господних благословений сверх заслуженного жизненными обстоятельствами и собственными усилиями].*

Священный Коран, 9:37

 

Во время своего паломничества заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) произнес речь, состоящую из мудрых наставлений и названную впоследствии «Прощальной Проповедью», очень интересны его слова, касающиеся нашей темы:

 

«О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной ‒ укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.

Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году ‒ двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка’ада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.»

 

Как было ранее сказано, несмотря на то, что во время пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были предприняты важные решения относительно календаря, проблема календаря не была завершена в определенной форме. Это состояние продолжалось вплоть до периода правления досточтимого ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).

 

За время правления халифа ‘Умара в короткое время расширились границы Исламского государства (халифата); мусульмане стали чаще вступать в религиозные, политические отношения и в связи с различными цивилизациями; другие нации широкими массами стали вступать в ряды Ислама; началось увеличение официальных межгосударственных и цивилизованных отношений; военные отношения приняли широкий характер; доходы государства заметно возросли. Параллельно этим событиям, во время халифата ‘Умара (да будет доволен им Аллах) стали основываться государственные организации, были созданы советы (диваны), появилась необходимость датировать документы.

 

‘Умар (да будет доволен им Аллах) созвал совет для принятия решения о введении лунного календаря и поставил вопрос, какой день и год считать первыми в новом летоисчислении. Звучали разные предложения, но ‘Али (да будет доволен им Аллах), предложил взять за начало отсчета времени мусульманского календаря хиджру пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). ‘Умар (да будет доволен им Аллах), согласился с этим предложением. Эта тема подробно раскрыта в книге «Фатх Аль-Бари» (т. 7, с. 341). Ее автор – Ибн Хаджар – постарался сделать подробный комментарий к хадисам из самого авторитетного сборника хадисов – «Сахих аль-Бухари».

 

Итак, в «Сахих аль-Бухари» главе «Летоисчисление, и откуда оно ведется» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

Не установили сподвижники отсчет от того времени, как был послан пророк, мир ему и благословение Аллаха, и не установили с того времени, как он умер, но установили отсчет с того времени, как он переселился в Медину.

Аль-Бухари в «Сахих» № 3934

 

Таким образом, было признано огромное значение хиджры в истории Ислама.

 

Хиджра – событие, с которого ведет свое начало мусульманское летоисчисление. Переселение первых мусульман из Мекки в Медину, знаменовавшее собой начало новой эры Ислама.

 

Хиджра стала переломным моментом в истории всего человечества. Она стала началом создания мусульманского государства, началом рассвета исламской цивилизации. После нее свет Ислама проник в разные страны, и люди отказывались от невежества, признавая Истину. Ислам устанавливал равенство людей перед Богом (Аллахом) вне зависимости от цвета кожи, происхождения, языка или уровня достатка. В результате хиджры было построено новое общество – мусульманская умма, создано новое государство, основывающееся на божественности, гуманизме и высокой нравственности.

 

В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. То есть это 12 лунных месяцев, 12 оборотов Луны вокруг Земли (длина года составляет 354/355 дней). Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-11 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре.

 

Нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные ‒ по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней.

 

Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского ‒ начало исчисления новых суток. Если в христианском календаре за начало новых суток берется условное время ‒ полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца.

 

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время ‒ на зимние. В результате миграции дат на 34 года лунной хиджры приходится 33 григорианских года.

 

Лунный год меньше солнечного на 10 или 11 дней, поэтому все даты мусульманского календаря постоянно смещаются относительного григорианского летоисчисления, и за 33 года они проходят полный круг. В этом есть великая мудрость от Всевышнего Аллаха. В результате даты мусульманских праздников и время соблюдения поста в месяц Рамадан не привязаны к определённому времени года. Таким образом, мы имеем возможность проявить преданность Всевышнему Аллаху через соблюдение поста и в летнюю жару, когда продолжительность дня особенно велика, и в зимнюю стужу, когда день короткий.

 

Кроме того, Ислам – мировая религия, и если в Северном полушарии сейчас зима, то в Южном полушарии лето. Если бы даты мусульманского календаря были привязаны к определенной поре года, то это давало бы преимущество одним народам перед другими в соблюдении религиозных предписаний. Но Ислам ниспослан для всех людей без исключения, и поэтому все жители планеты находятся в равных условиях. Поэтому для перехода из лунной хиджры в григорианский стиль пользуются, как правило, заранее рассчитанными таблицами.

 

Новый год не является праздником у мусульман. Но это повод остановиться и задуматься, чтобы подвести итог уходящего года: что ты сделал хорошего или плохого, каких успехов добился и что еще нужно исправить и улучшить в своей жизни и нравственности.

 

Зачастую, когда мы оглядываемся назад на истекшие неделю, месяц или год, кажется, что прошло совсем немного. И одновременно ловим себя на мысли о том, что дни стремительно пролетают. Так проходит и вся наша жизнь. Все прожитые годы, будто один день, наполненный расплывчатыми воспоминаниями.

 

Пусть же Всевышний пожелает, чтобы в преддверие нового года мы проанализировали пройденный жизненный путь и, оценив его, задумались над теми вопросами, что будут заданы нам в День Великого Суда.

 

Радия Завдетовна,

Махалля №1

 

*С комментариями Ш. Аляутдинова

 

Использованные источники:

- ru.wikipedia.org

- new-muslims.ru

- Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

- И. Аляутдинов «Познай себя. Найди Бога. Заслужи вечность»

 

mahalla1.ru


Смотрите также