Йога древняя индия. Философия Древней Индии: влияние на современность йоги, джайнизма, буддизма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия йоги: о чем говорит одно из самых древнейших учений планеты. Йога древняя индия


Новогодний Йога-тур в Индию «Древняя Индия. Знания и вдохновение», Мероприятие онлайн, Духовные путешествия – Йога портал

В этом йога-туре на берегу Аравийского моря мы будем:

Регулярно встречать рассвет утренней практикой йоги, пробуждая свой организм и настраиваясь на наступающий день с помощью специального комплекса асан, Сурья Намаскар (приветствие солнцу), пранаям (дыхательные йогические техники), медитации и релаксации.

В течении дня вас ждет купание в море

принятие солнечных ванн

вкусное вегетарианское питание

аюрведические процедуры в лучшей клинике

запланированные экскурсии по святым местам и интересным уголкам Кералы

лекции на тему йоги и йогатерапии.

Завершать день мы будем вечерней практикой йоги, провожая солнце и подготавливая организм ко сну.

Что ещё Вы получите от йога-тура?

- Очищение, перезагрузку и состояние наполненности на весь год

- Ответы на свои вопросы

- Сделаете шаг на встречу мечте

- Благословение святой Аммы

- Сформируется правильный режим дня

- Восстановление организма

- Повышение уровня личной практики йоги

- Знания об Индии и йоге

- Яркие впечатления и незабываемые воспоминания

 

НЕЗАБЫВАЕМОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО НОВОГО ГОДА!!!

 

Распорядок дня:

6:30 Подъем

7:00 — Утренняя практика — 1,5-2 часа

9:00 — Завтрак

10:00 — Свободное время, экскурсия по программе, аюрведичекие процедуры

13:00 — Обед

14:00 — Свободное время

17:00 — Вечерняя практика — 1,5-2 часа

19:00 — Ужин

20:00 — Просмотр тематических фильмов, ответы на вопросы, свободное время, лекции по программе.

Программа йога — тура:

2 января.День прилёта. Размещение. Общее собрание.Знакомство. Вечерняя практика йоги. Ужин.

3 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время (знакомство с местностью, посещение пляжа, пешие прогулки, общение). Обед в кафе. Свободное время. Вечерняя практика йоги на закате.

4 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время: пляж, посещение аюрведического центра ( консультации, диагностика, получение назначения по процедурам). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Игра Лила и киртан.

5 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Посещение ашрама Шри Нараяна Гуру. Свободное время ( пляж, Аюрведические процедуры, обед, прогулки). Вечерняя практика йоги. Лекция «Основные направления йоги»

6 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время. Посещение слоновьей фермы (4 часа). Вечерняя йога. Ужин. Просмотр фильма.

7 января.Завтрак. Рождество в объятиях святой Аммы. Мероприятие рассчитано на весь день. Для желающих.

8 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Аюрведические процедуры. Свободное время. Посещение храмов Варкалы. Вечерняя практика йоги. Ужин. Просмотр фильмов.

9 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Экскурсия к водопадам и на плантации специй (6 часов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Лекция«Йогатерапия позвоночника. Красивая осанка»

10 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время: аюрведические процедуры, прогулки, посещение пляжа. Вечерняя практика йоги. Ужин.

11 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Посещение храма Шивы на острове ( 5 часов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин.

12 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время (посещение пляжа, прогулки, Аюрведические процедуры, посещение храмов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Просмотр тематических фильмов.

13 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время. Прощание с Варкалой. Сборы. Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Подведение итогов тура. Киртан.

14 января.Отъезд в аэропорт Тривандрума. Возвращение в Москву.

Проживание:Двухместные номера в гестхаусе в 15 минутах ходьбы от песчаного пляжа Папанасам — священного места, где смываются грехи.

Питание:Ужин в день прилета.Завтраки включены.

Стоимость:530 $ + авиабилет (от 47 000 руб) при оплате до 20 октября.680 $ + авиабилет (от 47 000 руб) при оплате после 20 октября.* Для участников предыдущих семинаров — 490$ (до 20.10) и 650$ (до 15.11).

Регистрация на тур после предоплаты!Предоплата — 300 $, остаток необходимо внести до 15 декабря.

Стоимость включает: - Трансфер (Тривандрум-Варкала-Тривандрум) - Проживание в двухместных номерах в гестхаусе - Йога-программа (20 практик + 2 лекции) - Питание (2.01 ужин, завтраки)

Дополнительно оплачивается:Перелёт (Москва-Дели-Тривандрам ) — от 47000 руб.Питание (обед, ужин)Экскурсии (максимальная цена ~ 120$ за все экскурсии)Аюрведические процедуры по желанию (от 30 до 70$ )Виза — 4500 руб.

ИТОГО: стоимость тура ~ 1440 $ (экскурсии и аюрведические процедуры не включены)

При оплате до 20 ОКТЯБРЯ!

Контакты для регистрации на тур:8-916-137-40-99 Нелли[email protected]

portal-yoga.com

Йога-тур в Индию «Древняя Индия. Знания и вдохновение»

Даты тура: 2 — 14 января 2018 года.

В конце календарного года у многих людей наблюдается общий спад энергии. Человек устает и встает на распутье.* Как жить дальше?* Куда направить свои силы?* Откуда взять энергию и вдохновение?* Правильно ли он определил своё предназначение?… и другие вопросы могут пока не иметь четкого ответа.

Именно поэтому необходимо отдохнуть и перевести дыхание, заглянув внутрь себя, остановиться, уделить внимание правильным практикам, и открыться ответам на свой запрос.

india_5

Индия — древнее сакральное место с мощной энергетикой, где пребывание и практика йоги, помогает изменить жизнь и увидеть решения там, где раньше Вы могли его не искать.

Я – Оксана Будкина – идейный вдохновитель нашего тура и сертифицированный преподаватель йоги с 15-летним стажем.

Мое первое знакомство с Индией произошло в 2005 году — это было участие в йога-туре в Ришекеше на рассвете моей преподавательской карьеры в йоге, что очень повлияло на меня и полностью изменило весь мой образ жизни.

india_1

Там со мной произошла яркая история, в дальнейшем вдохновившая меня регулярно посещать эту страну с йога-турами.

На свой День Рождения я специально выбралась в качестве участника йога-тура в Индию (Гокарна) и у меня был один волнующий меня запрос на тот момент — обрести собственное пространства, о чем я и попросила Вселенную в этом сильном месте. Никаких предпосылок на тот момент не было. Вернувшись в Москву мои родственники объявили мне о намерении разменять квартиру. Ровно через год я стала счастливой обладательницей заветного ключа к собственному пространству! Вот такая волшебная это страна, где сбываются мечты и приходят правильные ответы на вопросы.

Пример, который я вам привела, далеко не единственный в моей практике. Знаю многих людей, которые поменяли профессию после поездки в Индию, нашли свою вторую половину или родили долгожданного ребенка.

india_4

Индия — сильное энергетическое и намоленное место, попав туда хотя бы раз, знайте, вам захочется обязательно вернуться!

5 отличительных особенностей тура «Древняя Индия. Знания и вдохновение»:

1. Уникальность программы йога-тура.

Йога-программа тура является моей авторской методикой, которая позволяет поэтапно освоить методики йоги, углубить уровень практики и, как следствие, вдохновить на регулярные занятия.

2. Видимые результаты!

При занятиях хатха-йогой я буду использовать свой большой опыт йога-терапевта, что позволит вам за первые 2-3 дня семинара увидеть и почувствовать улучшения в организме: расправятся плечи, перестанет болеть поясница, а кто-то даже сбросит лишние килограммы.

3. Для всех уровней подготовки!!!

Практика йоги в нашем туре будет модифицирована под разные уровни подготовленности участников, с учетом индивидуальных особенностей, опыта практики йоги и имеющихся противопоказаний по здоровью.

4. Отдых для души и тела.

Нас ждет насыщенная программа, направленная на улучшение вашего физического состояния, а также мы составили интересную экскурсионную программу, которая позволит вам познакомиться с Индией и влюбиться в эту колоритную страну!

5. Особенное место проведения тура.

Варкала – город контрастов с мягким тропическим климатом, славится не только своими прекрасными пляжами и целебными минеральными источниками, бьющими с высоких скал, он также является одним из известных центров паломничества Индии.Это место отлично подойдет как для первого знакомства с Индией, а также для тех, кто хочет углубить свои знания и практику.

Присоединяйтесь к нашему незабываемому путешествию в Индии!

india_2

В этом йога-туре на берегу Аравийского моря мы будем:

  • Регулярно встречать рассвет утренней практикой йоги, пробуждая свой организм и настраиваясь на наступающий день с помощью специального комплекса асан, Сурья Намаскар (приветствие солнцу), пранаям (дыхательные йогические техники), медитации и релаксации.
  • В течении дня вас ждет купание в море
  • принятие солнечных ванн
  • вкусное вегетарианское питание
  • аюрведические процедуры в лучшей клинике
  • запланированные экскурсии по святым местам и интересным уголкам Кералы
  • лекции на тему йоги и йогатерапии.
  • Завершать день мы будем вечерней практикой йоги, провожая солнце и подготавливая организм ко сну.

india_

Что ещё Вы получите от йога-тура?

  • Очищение, перезагрузку и состояние наполненности на весь год
  • Ответы на свои вопросы
  • Сделаете шаг на встречу мечте
  • Благословение святой Аммы
  • Сформируется правильный режим дня
  • Восстановление организма
  • Повышение уровня личной практики йоги
  • Знания об Индии и йоге
  • Яркие впечатления и незабываемые воспоминания

НЕЗАБЫВАЕМОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО НОВОГО ГОДА!!!

Распорядок дня:

  • 6:30 Подъем
  • 7:00 — Утренняя практика — 1,5-2 часа
  • 9:00 — Завтрак
  • 10:00 — Свободное время, экскурсия по программе, аюрведичекие процедуры
  • 13:00 — Обед
  • 14:00 — Свободное время
  • 17:00 — Вечерняя практика — 1,5-2 часа
  • 19:00 — Ужин
  • 20:00 — Просмотр тематических фильмов, ответы на вопросы, свободное время, лекции по программе.

india_6

Программа йога — тура:

2 января.День прилёта. Размещение. Общее собрание.Знакомство. Вечерняя практика йоги. Ужин.

3 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время (знакомство с местностью, посещение пляжа, пешие прогулки, общение). Обед в кафе. Свободное время. Вечерняя практика йоги на закате.

4 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время: пляж, посещение аюрведического центра ( консультации, диагностика, получение назначения по процедурам). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Игра Лила и киртан.

5 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Посещение ашрама Шри Нараяна Гуру. Свободное время ( пляж, Аюрведические процедуры, обед, прогулки). Вечерняя практика йоги. Лекция «Основные направления йоги»

6 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время. Посещение слоновьей фермы (4 часа). Вечерняя йога. Ужин. Просмотр фильма.

7 января.Завтрак. Рождество в объятиях святой Аммы. Мероприятие рассчитано на весь день. Для желающих.

8 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Аюрведические процедуры. Свободное время. Посещение храмов Варкалы. Вечерняя практика йоги. Ужин. Просмотр фильмов.

9 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Экскурсия к водопадам и на плантации специй (6 часов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Лекция«Йогатерапия позвоночника. Красивая осанка»

10 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время: аюрведические процедуры, прогулки, посещение пляжа. Вечерняя практика йоги. Ужин.

11 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Посещение храма Шивы на острове ( 5 часов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин.

12 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время (посещение пляжа, прогулки, Аюрведические процедуры, посещение храмов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Просмотр тематических фильмов.

13 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время. Прощание с Варкалой. Сборы. Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Подведение итогов тура. Киртан.

14 января.Отъезд в аэропорт Тривандрума. Возвращение в Москву.

Проживание:Двухместные номера в гестхаусе в 15 минутах ходьбы от песчаного пляжа Папанасам — священного места, где смываются грехи.

Питание:Ужин в день прилета.Завтраки включены.

india_3

Стоимость:Новогодняя АКЦИЯ — с 13 до 20 декабря стоимость тура всего 499$!!!+ Авиабилет (от 47 000 руб).* Для участников предыдущих семинаров — 500$.

620$ — при оплате после 1 декабря.

Регистрация на тур после предоплаты!

Стоимость включает:▪Трансфер (Тривандрум-Варкала-Тривандрум)▪ Проживание в двухместных номерах в гестхаусе▪ Йога-программа (20 практик + 2 лекции)▪ Питание (2.01 ужин, завтраки)

Дополнительно оплачивается:Перелёт (Москва-Дели-Тривандрам ) — от 47000 руб.Питание (обед, ужин)Экскурсии (максимальная цена ~ 120$ за все экскурсии)Аюрведические процедуры по желанию (от 30 до 70$ )Виза — 4500 руб.

ИТОГО: стоимость тура ~ 1440 $ (экскурсии и аюрведические процедуры не включены)❗️ При оплате до 20 Декабря!

Контакты для регистрации на тур:8-916-137-40-99 Нелли[email protected]

yogatour.info

Йога: особенности древней индийской практики

Йога: особенности древней индийской практики здоровье практики йога индия

О чем вам необходимо знать, если вы решили впервые погрузиться в практику йоги? Эксперт Лев Хазан, ведущий преподаватель йога-центра «Шамбо», рассказывает об особенностях этой практики.

Зачем нужна йога?

Л. Х.: Существует масса разных ошибочных мнений, что йога — это скучно и неинтересно. Что во время занятий йогой, нас заставляют куда-то «уходить», «улетать», существовать в параллельной вселенной. Конечно, это не так. Даже наоборот - йога помогает интегрироваться в ту ежесекундную реальность, в которой мы находимся. То есть быть «здесь и сейчас». В результате практик йоги мы стараемся почувствовать «здесь и сейчас» для того, чтобы успокоить вечно бурлящий и работающий днем и ночью ум. Это необходимо для того, чтобы освободится, раскрепоститься. А также восстановить силы организма, почувствовать себя гармоничной частичкой Вселенной. Поскольку ум всегда занят «работами» и проблемами, у нас нет возможности замечать те вещи, которые происходят вокруг нас и внутри нас.

Что нужно для того, чтобы начать заниматься йогой? Нужна ли особая подготовка?

Л. Х.: Для того, чтобы начать заниматься йогой, совершенно не обязательно быть мастером спорта по художественной гимнастике, да и солистом Мариинского театра тоже быть необязательно. Ни в одном тексте по йоге не написано, что занятия йогой доступны только для подготовленного профессионала. Йога доступна абсолютно всем. Существует доступный для всех набор упражнений - поз йоги и дыхательных упражнений, - которые могут выполнять абсолютно все. Важно просто начать и прийти на первое занятие. Нужно подготовить себя с психологической стороны, то есть прийти не с потребительским отношением, а уже захотеть это делать и тогда при позитивном настрое все обязательно получится.

В чем эффективность йоги?

Л. Х.: По сравнению с фитнесом или какими-то другими спортивными упражнениями, в йоге растягиваются не только мышцы и суставы, но добавляются еще и дыхательные упражнения, концентрация внимания на определенных участках тела. То есть получается такая тройная работа. Соответственно, эффект тоже получается тройной. Ударная сила йоги заключается не только в том, что тело становится упругим, эластичным, послушным, хотя это приятное дополнение к гармонизации личности. Во время занятия йогой (например, хатха-йогой — индийской традиционной йогой) очищаются и активизируются энергетические каналы, так называемые психоэнергетические центры — чакры. В итоге, человек может обрести умиротворение, находит гармонию сам с собой. Так, кто-то чересчур активный успокаивается, а кто-то, наоборот, чересчур спокойный становится более бодрым. Человек, занимающийся йогой, достигает всего того, что он хочет, каких-то определенных микро-целей.

Правда ли что людей, занимающихся йогой, можно назвать сектантами?

Л. Х.: (смеется). Многие думают, что те, кто занимается йогой, бросают учебу, работу, семью, уходят в Гималаи и медитирует в голом виде на льду. На самом деле, это не так. Мы - люди, живущие в больших городах, - особенно нуждаемся в этой древней индийской практике. Люди современной цивилизации много теряют в своей гонке за выживание. Йога дает им силу и терпение. Благодаря ей, человек может быстрее прийти к намеченной цели и не потерять на этом пути жизненную энергию, а, наоборот, приобрести ее.

Беседу вела Мила Градская.

www.nochnichok.ru

влияние на современность йоги, джайнизма, буддизма — Мегаобучалка

Все философские школы Древней Индии условно различают по отношению к «Ведам» на ортодоксальные и неортодоксальные, то-есть считающие «Упанишады» и другую ведическую литературу неизменным авторитетом, как позже правоверные христиане «Новый завет», и не фундаменталистски относящиеся к этим источникам знаний предков, а, для того, чтобы привлечь молодежь, готовую к отказу от ряда догм и к обновлению и дополнению, осовремениванию писания. К ортодоксальным школам относят индуизм, йогу, веданту, мимансу, санкхья, вайшешику. А к неортодоксальным школам принадлежат джайнизм, буддизм, чарвака, настика, локаята. Неортодоксальные школы не признавали кастовое деление общества, были за централизованное государство и против раджей и жрецов-брахманов. Все философские школы Древней и средневековой Индии расположены идейно как бы между двумя полюсами: ведантой как самой значительной школой объективного идеализма и чарваков-локаятов как наиболее материалистическим направлением индийской философии.

В системе вайшешика центральным является учение об атомистическом строении мира. Школа ньяя главное внимание уделяет теории познания и больше всего логике. В санкхье главная категория – материя, наряду с которой признается существование множество независимых от нее душ (пуруша). Миманса ставит цель объяснить ведический ритуализм рационально. Веданта представляет собой наиболее влиятельное на Востоке изложение монистического объективного идеализма, с которым мы познакомимся в европейском варианте философии Платона. Лучше понять философию любого направления всегда помогает ответ на вопрос: чья? Всякая философия всегда для кого-то. И не так важно видеть, откуда появился автор, как понять кому он стремился дать миропонимание и жизненные ориентации. Йоги чаще всего происходили из брахманов, джайны – из кшатриев, буддисты – из вайшьев, индуисты – шудр, а из обедневших раджей локаяты, джайны и настики. Но все эти мировоззренческие школы обслуживали не только и не столько эти касты и социальные общности.

На родине прирученных слона, лошади и коровы задача йога - стать хозяином своего тела, чувств, души и мыслей, облагородить себя через добрые бескорыстные дела и, пробудив оккультные возможности, не дать жадным погубить человечество, став представителями мирового космического разума на Земле. «Мы ответственны за то, кем являемся, и способны сделать себя тем, кем хотим быть» - утверждал Вивекананда. Надо подняться по ступенькам мастерства быть хозяином своей жизни. В Хатха-йоге научишься незашлаковывать тело, искусству пить и питаться, дышать и двигаться, став хозяином своего здоровья и витальных потребностей. В Карма-йоге научишься быть хозяином эмоций и чувств, души и потоков мыслей. И так поднимаясь к совершенству на каждой ступени выдавишь из себя раба страстей и вожделений, раба государства и семьи, долга и идей, облагородив нрав и возвысив дух. Своим примером ты поможешь слабым обретать силу, пробуждая в них экстрасенсорные способности. Каждый способен на многое, ты поможешь понять на что именно.

Йогой из века в век увлекались многие интеллектуалы разных стран. В 20 веке йога была очень популярна даже в России и США, она внесла свой вклад в космонавтику, медицину и международную разведку. Йога - одна из школ Индии, практикующая управление сознанием с помощью дыхания и упражнений. Йога разрабатывает преимущественно психологические вопросы о путях и средствах «очищения» сознания от повседневной суеты предметного мира во имя защиты планеты от самоуничтожения.

Джайн по примеру учителя Махавиры Вардхаманы должен быть аскетом и альтруистом, не причинять вреда живому и стремиться заслужить смерть в борьбе со злом, чтобы твоя душа слилась с мировой душой уже свободной от новых заточений в темницы тел. Джайнизм утверждает, что все в мире имеет душу, исходя из чего джайны верны принципу ненасилия (ахимса). Для джайна каждая вещь и явление природы имеют бессчетное множество свойств и определений, что позволяет релятивистски о каждом предмете считать утвердительные суждения равноценными отрицательным. Сознание джайны понимают как функцию души (джива), которая находится в ряду других.

Студенчество Запада после 2 мировой войны увлеклось джайнизмом в форме хиппи, совершив своего рода мировоззренческую революцию в ряде стран, особенно во Франции. Даже президенту Саркази спустя 40лет после событий 1968 года не удалось отнять основные права студентов и женщин, например, при приеме на работу без стажа после окончания вуза. Джайны остались узким слоем «золотой молодежи», недовольной мещанствующими родителями.

Буддизм возник на рубеже 7-6 веков до н.э. и сразу поставил задачу избавить от страданий людей, но ненасильственно, предлагая помочь другим, для чего надо, признав 4 истины Гаутамы, научиться хотеть только что надо и все, что надо, мочь.

И так: «Четыре благородные истины» лежат в основе буддизма и первая истина - жизнь каждого живого существа есть постоянное, но не неизбежное страдание! Даже рождение, не говоря о болезнях, социальной неустроенности жизни, старости и смерти есть страдание. Избавление от страданий ведет к нирване – полному угасанию страстных желаний. Нлавное внимание в буддизме уделяется достижению нирваны посредством изучения причинно-следственных связей, вызывающих страдания событий. Все бесполезное для достижения спасения от страданий ранний буддизм обходит молчанием, не признавая субстанциональности бытия Бога и души – Брахмана, атмана, пуруши. Отрицание субстанциональности всего сущего приводит буддизм к мысли о его нереальности, относительности, что все эти понятия пустые – шунья. Буддизм, отрицая субстанциональность сознания и единство его природы, признает реальность психического «я» и понимает сознание как поток состояний психики. Школа буддизма виджнянавада считает сознание единственной реальностью (субъективный идеализм).

Восьмеричный путь и «золотая середина» между роскошью и аскетизмом превратят тебя в архата, монаха, добровольно помогающего желающим тоже поменьше страдать и побольше радоваться жизни. В буддизме нет ни богов, ни бессмертия души, ни свободы воли – всего, что было основой западной философии и религии, но есть вера в способность человека разумно изменить себя. При этом, как и в джайнизме, признается равенство всех каст (варн), выдвигается идея договорного создания и существования государств, люди всех государств, народов и социальных слоев призываются к миру и дружбе. В «Артхашастре» высказывается мысль о том, что основой социальной жизни является хозяйственная экономическая деятельность.

Надо только определить для себя смысл жизни, соответствующий ему образ жизни, стать бдительным к дурным мыслям и желаниям и стремиться к самосовершенствованию с помощью советов Будды (просветленного учителя): «Нет человека, достойного только порицания или только похвалы. Умный знает свою глупость, а считающий себя умным воистину глупец».Буддизм становится все популярнее в современном мире и благодаря интересному учению, и благодаря быстрому расселению по богатому миру выходцев из стран, где буддизм является традиционной религией. Буддизм распространился за 2,5 тысячи лет с территории нынешнего Непала на народы Тибета, Индокитая, Китая, Японии, Монголии, народы Востока России. Растут сторонники буддизма по всему миру, включая отдельные группы и в европейской России.

megaobuchalka.ru

Философия йоги, как понять древнее индийское учение

Философия йоги подразумевает совокупность духовного, физического и психического равновесия тела. Это некая древняя методика, проповедующая самосовершенствование человека как личности, пришедшая к нам от ариев, и распространенная на данный момент по всему миру.

Зародилась йога изначально в Индии. Для многих это не просто способ отдохнуть и перевести дыхание, это образец мудрости, повествующий о правильности человеческого бытия.

Свойства йоги уникальны, поэтому она широко применяется многими людьми. Йога -это:

  • Духовность, ведь ориентиры йоги направлены на раскрытие сознания и самого существа личности.
  • Этичность, т. к. главной добродетелью является ненасилие. Призыв к добру и помощи по отношению к другим людям.
  • Эмоциональность, т. к. йога учит чувствительности и любви. Это самое либеральное направление, ведь главным условием занятий йогой является искоренение всего зла на земле.
  • Практичность, ведь человек сможет научиться чувствовать свое тело и управлять им в совершенстве.
  • Интеллектуальность, т. к. йога невозможна без использования разума. Все основные положение изложены в трактате философских текстов.

Заметно, что очень часто повторяются слова: чувствительность, совершенствование, равновесие. Они и являются источником любой методики йоги.

Одной из основных, базовых методик, на основе которых были разработаны другие, является Агни йога. В переводе означает Живую этику. Вообще, слово это пошло от огненного состояния Духа личности человека.

В России, в основном, практикуется именно агни, так как в философских текстах и движениях расписано подробно о Боге, о том, как выйти из круга страданий и попасть к нему. Главным ключевым словом является равновесие внутри. Никого не обижать, не завидовать и не желать зла. Зло – это порок, который очень строго карается.

Йога охватывает весь мир целиком, веря в то, что гармония и Вечное состояние покоя возможны, даже при охвате их миллиардами людей.

В йоге всегда была заложена философия Древней Индии. Её основателем считается Патанаджали, однако на данный момент о нем очень мало известно.

Всемирное бытие состоит из двух факторов: Пракрити и Пуруша. Пракрити повествует обо всем материальном в мире, то есть о том, что можно увидеть или потрогать. Пуруша же, наоборот, представляет собой духовное начало, так называемый Дух.

Основами считается то, что мир не был создан Богом, он свободен от его влияния, однако только Ишвара (Бог) способен объединять и разобщать духовное и материальное. Это те две границы, которые очень важно не нарушать.

Если Пакрити считается невозможным для осознания, постоянно меняется, то Пуруша все века неизменен, он находится вне этого мира и пространства. Словно наблюдатель за другими мирами. Можно сделать вывод о том, что мир объединен Пурушей и Пакрити. Материальность связана с духовностью, а тело с душой.

Человек привязывается к материальному и поэтому всю жизнь страдает, однако после смерти от этой зависимости он будет освобожден, когда с помощью реинкарнации переместится в другое тело, станет кем-то иным.

Йога утверждает, что возможно уйти от этих страданий, освободив свои мысли и очистив свою душу. Именно практика йоги, её комплекс упражнений помогут человеку осознать Пурушу и бросить тягу к чему-то материальному. Только после осознания можно выйти из колеса страданий, а настоящее бытие сравнимо лишь с Богом – нет страданий, зато сознание всегда есть.

Индийская йога обещает очищение тела и мыслей, даже после грязных поступков. Йога сейчас очень широко практикуется, практически наравне с фитнесом или иными занятиями спортом.

Видео по теме статьи

 

webdiana.ru

Йога тур - Новогодний Йога-тур в Индию «Древняя Индия. Знания и вдохновение»

Посмотреть все йога туры и семинары >>

Посмотреть все йога туры в Индия

Начало: 02 январь 2017

Окончание: 14 январь 2017

Место проведения: Варкала

Телефон: 8-916-137-40-99

Сайт: http://yogatour.info/tours/8228-novogodnij-joga-tur-v-indiyu-drevnyaya-indiya-znaniya-i-vdohnovenie.html

Индия — древнее сакральное место с мощной энергетикой, где пребывание и практика йоги, помогает изменить жизнь и увидеть решения там, где раньше Вы могли его не искать.

Я – Оксана Будкина – идейный вдохновитель нашего тура и сертифицированный преподаватель йоги с 15-летним стажем.

Мое первое знакомство с Индией произошло в 2005 году — это было участие в йога-туре в Ришекеше на рассвете моей преподавательской карьеры в йоге, что очень повлияло на меня и полностью изменило весь мой образ жизни.

Индия — сильное энергетическое и намоленное место, попав туда хотя бы раз, знайте, вам захочется обязательно вернуться!

5 отличительных особенностей тура «Древняя Индия. Знания и вдохновение»:

1. Уникальность программы йога-тура.

Йога-программа тура является моей авторской методикой, которая позволяет поэтапно освоить методики йоги, углубить уровень практики и, как следствие, вдохновить на регулярные занятия.

2. Видимые результаты!

При занятиях хатха-йогой я буду использовать свой большой опыт йога-терапевта, что позволит вам за первые 2-3 дня семинара увидеть и почувствовать улучшения в организме: расправятся плечи, перестанет болеть поясница, а кто-то даже сбросит лишние килограммы.

3. Для всех уровней подготовки!!!

Практика йоги в нашем туре будет модифицирована под разные уровни подготовленности участников, с учетом индивидуальных особенностей, опыта практики йоги и имеющихся противопоказаний по здоровью.

4. Отдых для души и тела.

Нас ждет насыщенная программа, направленная на улучшение вашего физического состояния, а также мы составили интересную экскурсионную программу, которая позволит вам познакомиться с Индией и влюбиться в эту колоритную страну!

5. Особенное место проведения тура.

Варкала – город контрастов с мягким тропическим климатом, славится не только своими прекрасными пляжами и целебными минеральными источниками, бьющими с высоких скал, он также является одним из известных центров паломничества Индии.Это место отлично подойдет как для первого знакомства с Индией, а также для тех, кто хочет углубить свои знания и практику.

Присоединяйтесь к нашему незабываемому путешествию в Индии!

В этом йога-туре на берегу Аравийского моря мы будем:

  • Регулярно встречать рассвет утренней практикой йоги, пробуждая свой организм и настраиваясь на наступающий день с помощью специального комплекса асан, Сурья Намаскар (приветствие солнцу), пранаям (дыхательные йогические техники), медитации и релаксации.
  • В течении дня вас ждет купание в море
  • принятие солнечных ванн
  • вкусное вегетарианское питание
  • аюрведические процедуры в лучшей клинике
  • запланированные экскурсии по святым местам и интересным уголкам Кералы
  • лекции на тему йоги и йогатерапии.
  • Завершать день мы будем вечерней практикой йоги, провожая солнце и подготавливая организм ко сну.

Что ещё Вы получите от йога-тура?

  • Очищение, перезагрузку и состояние наполненности на весь год
  • Ответы на свои вопросы
  • Сделаете шаг на встречу мечте
  • Благословение святой Аммы
  • Сформируется правильный режим дня
  • Восстановление организма
  • Повышение уровня личной практики йоги
  • Знания об Индии и йоге
  • Яркие впечатления и незабываемые воспоминания

НЕЗАБЫВАЕМОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ НАЧАЛО НОВОГО ГОДА!!!

Распорядок дня:

  • 6:30 Подъем
  • 7:00 — Утренняя практика — 1,5-2 часа
  • 9:00 — Завтрак
  • 10:00 — Свободное время, экскурсия по программе, аюрведичекие процедуры
  • 13:00 — Обед
  • 14:00 — Свободное время
  • 17:00 — Вечерняя практика — 1,5-2 часа
  • 19:00 — Ужин
  • 20:00 — Просмотр тематических фильмов, ответы на вопросы, свободное время, лекции по программе.

Программа йога — тура:

2 января.День прилёта. Размещение. Общее собрание.Знакомство. Вечерняя практика йоги. Ужин.

3 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время (знакомство с местностью, посещение пляжа, пешие прогулки, общение). Обед в кафе. Свободное время. Вечерняя практика йоги на закате.

4 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время: пляж, посещение аюрведического центра ( консультации, диагностика, получение назначения по процедурам). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Игра Лила и киртан.

5 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Посещение ашрама Шри Нараяна Гуру. Свободное время ( пляж, Аюрведические процедуры, обед, прогулки). Вечерняя практика йоги. Лекция «Основные направления йоги»

6 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время. Посещение слоновьей фермы (4 часа). Вечерняя йога. Ужин. Просмотр фильма.

7 января.Завтрак. Рождество в объятиях святой Аммы. Мероприятие рассчитано на весь день. Для желающих.

8 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Аюрведические процедуры. Свободное время. Посещение храмов Варкалы. Вечерняя практика йоги. Ужин. Просмотр фильмов.

9 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Экскурсия к водопадам и на плантации специй (6 часов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Лекция«Йогатерапия позвоночника. Красивая осанка»

10 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время: аюрведические процедуры, прогулки, посещение пляжа. Вечерняя практика йоги. Ужин.

11 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Посещение храма Шивы на острове ( 5 часов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин.

12 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время (посещение пляжа, прогулки, Аюрведические процедуры, посещение храмов). Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Просмотр тематических фильмов.

13 января.Утренняя практика йоги. Завтрак. Свободное время. Прощание с Варкалой. Сборы. Вечерняя практика йоги на закате. Ужин. Подведение итогов тура. Киртан.

14 января.Отъезд в аэропорт Тривандрума. Возвращение в Москву.

Проживание:Двухместные номера в гестхаусе в 15 минутах ходьбы от песчаного пляжа Папанасам — священного места, где смываются грехи.

Питание:Ужин в день прилета.Завтраки включены.

Стоимость:530 $ + авиабилет (от 47 000 руб) при оплате до 20 октября.680 $ + авиабилет (от 47 000 руб) при оплате после 20 октября.* Для участников предыдущих семинаров — 490$ (до 20.10) и 650$ (до 15.11).

Регистрация на тур после предоплаты!Предоплата — 300 $, остаток необходимо внести до 15 декабря.

Стоимость включает:▪Трансфер (Тривандрум-Варкала-Тривандрум)▪ Проживание в двухместных номерах в гестхаусе▪ Йога-программа (20 практик + 2 лекции)▪ Питание (2.01 ужин, завтраки)

Дополнительно оплачивается:Перелёт (Москва-Дели-Тривандрам ) — от 47000 руб.Питание (обед, ужин)Экскурсии (максимальная цена ~ 120$ за все экскурсии)Аюрведические процедуры по желанию (от 30 до 70$ )Виза — 4500 руб.

ИТОГО: стоимость тура ~ 1440 $ (экскурсии и аюрведические процедуры не включены)❗️При оплате до 20 ОКТЯБРЯ!

Организатор: Оксана Будкина

yogatimejournal.ru

"Древняя Индия"

 

Историю Древней Индии я начал изучать для расширения собственного кругозора. Вполне возможно, что среди читателей окажутся люди, также предпринимающие попытки к самостоятельному изучению истории, в этом случае мой опыт может привлечь их внимание.

Мне знакомы два подхода к изучению истории. Согласно первому, это подробный анализ фактов в их хронологической последовательности. Так, например, преподавали студентам в ВУЗах Историю КПСС в советские времена. Второй подход предполагает помимо исследования фактической стороны попытку установить взаимосвязь и внутреннюю логику событий. Именно такой метод пытался привить нам учитель в средней школе, за что я ему очень благодарен. Все же изучать историю как последовательность событий, не пытаясь задуматься над тем, почему происходило так, а не иначе, скучно.

Работая над материалом, я пытался задавать себе вопросы и искать на них ответ. Например, почему гибнет целая цивилизация без явных причин? Или почему одно философское учение так и остается локальной школой, а из другого вырастает мировая религия?

 

Древнейшая цивилизация. XXIII-XVIII вв. до н. э.

 

Уже в VI тыс. до н. э. на территории к западу от реки Инд население начало заниматься земледелием. Именно там возникла первая цивилизация, именуемая. Она занимала территорию долины Инда до Аравийского моря и к востоку до нынешнего Дели.

Исследования Индской цивилизации начались в 1920 г. с открытия городов, относящихся к III тыс. до н. э. Первыми были открыты такие крупные города, как Мохенджо-Даро и Хараппа ( именуются по названию современных близлежащих деревень), а позднее и менее значительные Чанху-Даро и Калибанган, в последнее же время наибольший интерес представляет Лотхал, бывший предположительно морским портом, близ которого обнаружены остатки судостроительной верфи. Всего на сегодня открыто около 200 объектов. Индская цивилизация изучена намного меньше, чем другие древние цивилизации, но есть множество косвенных свидетельств ее высокого развития.

Города долины Инда строились из обожженного кирпича, видимо по причине обилия дождей. Мохенджо-Даро и Хараппа, отстоящие друг от друга примерно на 700 км, имеют сходную до мелких деталей планировку, вероятно тщательно продуманную перед началом строительства, что указывает на развитость строительного дела и связанных с ним наук.

Градостроителями был предусмотрен комплекс сооружений для защиты от сезонных разливов, система водостоков. Города состояли из жилой части и возвышающейся над ней укрепленной постройки-цитадели. Дома в городах были одно - и двухэтажные, с глухими стенами, выходящими на улицу, с внутренним двором. Население могло составлять 50-80 тыс. человек. Постройки были лишены архитектурных украшений, но имели высокий уровень комфорта, жилища были оборудованных водопроводом, комнатами для омовений, совершенной системой вентиляции. Население городов занималось торговлей, на что указывает обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро зернохранилище, были развиты художественные ремесла, ткачество.

Почитались божества, характерные для ранних земледельческих цивилизаций - женщина, как богиня земли и плодородия, священные животные.

Несмотря на развитость городского строительства, для Индской культуры несвойственны монументальные культовые сооружения, лишь в Мохенджо-Даро обнаружена одна постройка, которая могла служить храмом или дворцом правителя. Неподалеку найден искусственный водоем, который мог служить для ритуальных омовений, распространенных и в более поздних культовых действиях.

Археологи обратили внимание на поразительную особенность: планировка городов и внешний облик построек на всем протяжении их существования (около 1000 лет) практически не менялись. Постройки росли только вверх, компенсируя культурные наслоения.

Вот уже около 70 лет ученые занимаются расшифровкой письменности, созданной в ту эпоху, но ключа к прочтению текстов до сих пор не найдено, поэтому нам неизвестно ни истинное название Индской цивилизации, ни названия городов, ни имена богов и исторических лиц.Из найденных предметов культуры, содержащих надписи, наиболее многочисленными являются печати. Это небольшие прямоугольные таблички из камня с резным рельефным изображением. Часто встречаются печати с изображением быка, изображения женского божества в ветвях дерева. Многие исследователи видят в одном из изображений божества мужского пола с рогатой головой, сидящего в характерной йогической позе, прототип бога Шивы, культ которого в настоящее время распространен на юге Индии. Изображения сопровождались надписями, составленными из знаков. Специалисты насчитывают их количество от 200 до 400, следовательно, письмо не могло быть алфавитным, т.к. человеческий голос не в состоянии воспроизвести такое количество звуков. Большинство специалистов считают, что Индскую цивилизацию создал народ, потомками которого является современное население юга Индии, и пытаются установить сходство между их языками и древним языком, но пока безуспешно.

Обнаружено, однако, что письменность, как и Индские города, не претерпела никакой эволюции на протяжении всего периода существования цивилизации, будто была создана раз и навсегда.

При этом Индская цивилизация не была изолированной от остального мира, обнаружены тесные торговые связи со многими регионами, главным образом с городами Месопотамии.

Упадок цивилизации долины Инда начинается в XVII-XV вв. до н. э. На него указывает постепенное сокращение торговых связей, ухудшение качества построек. О причинах упадка существует множество версий, но все их авторы сходятся в том, что города гибли не вследствие завоевания иноплеменными народами. Не обнаружено каких-либо следов масштабных военных действий, найденное оружие скорее относится к охотничьему, чем к боевому.

По одной из версий, причиной упадка стала экологическая катастрофа, вызванная чрезмерной вырубкой лесов на топливо, необходимое для обжига кирпича, из которого строились города, вследствие чего климат сделался засушливым. По другой, причиной указывается эпидемия малярии, распространившаяся среди городского населения, о чем свидетельствуют данные антропологического исследования костных останков.

Среди местных жителей существует поверье, что Мохенджо-Даро погиб из-за правителя, который безнравственным поведением навлек на себя гнев богов.

В XV в. до н. э. в долине Инда появились племена, именовавшие себя ариями. Арии были носителями другой культуры, с распространением которой связан уже следующий период истории.

Общество ведийского периода. XVIII – VI вв. до н. э.

 

Ведийское общество по мере освоения арийскими племенами Северной Индии приобрело ярко выраженную иерархическую структуру. Существование общественной иерархии свойственно всем государствам, но в древней Индии ей было дано философское обоснование. Было установлено, что в человеке есть природная основа, определяющая его место в обществе, образ жизни, долг и обязанности. Исполнение долга ведет к достижению совершенства, гармоничным отношениям с другими людьми, и, в конечном счете, делает человека счастливым, тогда как уклонение от образа жизни, предопределенного своей собственной природой, является причиной всевозможных несчастий.

Существовало четыре общественные группы, именуемые варнами. Деление людей на варны считалось данным от бога Брахмы – прародителя всей Вселенной, человека и других существ. Четыре варны произошли из различных частей его тела: брахманы из головы, кшатрии из рук, вайшьи из туловища, шудры из ног.

В Бхагавад-Гите так определено назначение варн: «Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также прямота, мудрость, знание, вера в бога - таков долг брахмана, рожденный его собственной природой. Доблесть, великолепие, твердость, быстрота, неспособность бежать с поля битвы, великодушие - таков долг кшатрия, рожденный его собственной природой. Землепашество, скотоводство и торговля суть обязанности вайшьи, рожденные от его собственной природы. Область служения есть долг шудры, рожденный от его собственной природы».

Брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дважды рожденными», т.к. в детстве проходили церемонию посвящения, приравнивающуюся ко второму рождению, что давало им право на участие в ведических ритуальных действиях.

Основным занятием брахманов было изучение и толкование священных вед, исполнение ритуалов и жертвоприношений, духовное руководство народом. Знания, носителями которых были брахманы, были весьма востребованы и высоко ценились. Так в Упанишадах есть много эпизодов, где мудрец-брахман получает от правителя богатые подношения за поучительную беседу или за победу в философском диспуте.

Брахману запрещалось заниматься светскими делами, жизнь его подчинялась строгим этическим правилам и ограничениям, каждый возрастной период был нацелен на решение определенных задач.

Изучение вед было запрещено для представителей варны шудр, но принадлежность к варне не всегда определяли только по тому, в какой семье родился человек. Так, в Упанишадах есть предание о юноше, пожелавшем изучать веды. Придя к учителю, на вопрос о том, к какому роду он принадлежит, юноша ответил: « Не знаю, господин, из какого рода я. Я спросил свою мать. Она мне ответила: « В своей юности когда, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь». На это учитель ответил ему: « Не может не брахман так изъясняться. Я возьму тебя учеником. Ты не отступил от истины».

Веды были своеобразным источником универсальных всеобъемлющих знаний, от которых взяли свое начало частные науки, а брахманы были наиболее образованными людьми своего времени и именно они положили начало астрономии, математике, грамматике языка, медицине. Философские идеи, содержащиеся в ведийских памятниках, легли в основу учений школ, сложившихся позднее в Индии и в западном мире.

Кшатрии - люди, наделенные властью, государственные правители и военачальники. Царь или раджа считался фигурой, олицетворяющей всех своих подданных, для которых он являлся предметом обожания. От его воли зависело благоденствие народа, царь был блюстителем справедливости и закона, защитником от врагов. Особо подчеркивалась его физическая мощь и мужество, а также щедрость.

О долге кшатрия говорится в Бхагавад-Гите, фрагменте Махабхараты. Эпос повествует о борьбе за власть между потомками царя Бхараты, приведшей к военному противостоянию. Перед началом решающего сражения герой поэмы, возглавляющий одну из противоборствующих сторон - Арджуна, встает перед сложным нравственным выбором. Его противники в предстоящем сражении – близкие родственники, к которым он испытывает теплые чувства, начав сражение, он вынужден будет их убивать, тогда как отказ от битвы будет означать малодушие и позор. На помощь приходит друг и учитель Кришна, он указывает Арджуне путь к такой ступени сознания, на которой высшей ценностью являются не личные привязанности, а исполнение своего долга: «Приняв во внимание свой долг, не нужно тебе колебаться, ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва».

Вайшьи – наиболее многочисленная часть населения, занятого в сельском хозяйстве, члены крестьянской общины, владеющие собственным домом и хозяйством. Право вайшьев на собственность уважалось, их поля считались неприкосновенными. К их занятиям относится также торговля и ростовщичество. Первоначально термин «вайшьи» служил для обозначения полноправного и независимого народа, но в поздневедийскую эпоху деревенские жители и земледельцы рассматриваются как подданные своего правителя, обязанные платить налоги.

Из всех общественных групп шудры наиболее разнородная масса, вероятно по мере освоения ариями новых территорий эта категория все расширялась и пополнялась новыми представителями.

Обязанность шудры, согласно «Законам Ману», служить трем высшим варнам, а если он не найдет возможности поступить в услужение, ему следует заняться ремеслом. Шудры и были, вероятно, слугами или профессиональными ремесленниками, не ведущими собственного хозяйства, но обслуживающие других. Основное, что характеризует шудру, это не имущественное положение, т.к. например, царский слуга мог быть намного богаче земледельца, а его неполноправие или зависимость. Если вайшью – человек, обладающий необходимым минимумом самодостаточности, способный самостоятельно строить свою жизнь, обладающий независимостью и инициативой, то шудра - человек, который в наиболее важных поступках испытывает потребность быть ведомым чьей-то внешней волей. Вероятно, в силу этого обстоятельства они были отстранены от религиозных ритуалов т.к. не обладали собственным «чувством бога», без чего участие в богослужении становилось формальным, что не допускалось.

За пределами общества земледельцев и скотоводов оставались дикие племена джунглей, стоящие вне варн.

Внутри варн существовало деление на касты – замкнутые группы, связанные единством наследственной профессии. В Индии португальскому слову «каста» соответствовало санскритское «джати», в первоначальном значении – род, племя. Наибольшее количество каст было внутри варны вайшьев и шудр.

Итак, согласно ведийским источникам, истинное место человека в социуме определяется его собственной природой заложенной с рождения. Такое общество должно быть вполне гармоничным, а каждый отдельный человек счастливым, однако была ли в действительности когда-либо реализована эта модель или она относилась к области религиозного идеала – не известно.

Похоже, что серьезным препятствием тому была общественная мораль, согласно которой принадлежность человека к касте определялась исключительно условиями рождения, а потребность в социальной реализации подменялась усвоением ценностей, определяющих образ жизни представителей касты: традиций, норм поведения, привилегий, запретов, моды на одежду и т.п. Продвижение активных и одаренных людей по социальной иерархии требовало не только проявления личных способностей и усилий, но и непременного доказательства своего происхождения от высокородного предка, любое отступление от кастовых законов влекло жесткое осуждение.

Возможно, подобный консерватизм проявлялся еще у жителей древних городов Мохенджо-Даро и Хараппа, язык и письменность которых оставались неизменными на протяжении тысячелетия, а сами города застыли в своем архитектурном облике. Возможно, это же качество послужило причиной упадка всей Индской цивилизации.

Буддийский период. VI- II вв. до н. э.

 

Основным источником исторических сведений об этом периоде является буддийская каноническая литература, а также памятники архитектуры. В северной Индии начинается строительство городов, осваивается изготовление железных орудий труда, совершенствуется сельское хозяйство, строятся ирригационные сооружения. Развитие сельского хозяйства приводит к росту населения. Происходит разделение труда между сельским и городским населением.

Жители городов - купцы, ростовщики, ремесленники, группировались по роду своего занятия и образовывали внутри городов общины со своими обычаями, нормами поведения и культурой, передающейся из поколения в поколение. Главы профессиональных кланов пользовались большим влиянием и участвовали в городском самоуправлении.

В сельской местности основу социальной структуры составляла семья – большая, разросшаяся, с представителями нескольких поколений. Семья владела домом, полями, скотом. Имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Наиболее важные вопросы решались на собраниях родственников. Был широко развит культ почитания предков, ритуалы.

К началу этого периода на территории северной Индии вдоль течения Ганга существовало около двух десятков государств, наиболее влиятельное из них именовалось Магадха. Важнейшей опорой правителей государств была армия, к этому времени уже профессиональная, состоявшая на царском довольствии. На вооружении была конница, тяжелые колесницы, боевые слоны.

К этому периоду относится возникновение первой империи. Основателем правящей династии был Чандрагупта. Известно, что по рождению он принадлежал к шудрам и всего добился благодаря собственным способностям. Чандрагупта был личным слугой при дворе правящего в Магадхе царя из династии Нандов. Вследствие конфликта с ним, он был вынужден скрываться, и бежал в Пенджаб.

Это событие совпало с походом Александра Македонского. В 327-325 гг. до н. э. Александр предпринял индийский поход. Придя в северо-западные территории, он провел ряд успешных операций, в результате которых был захвачен Пенджаб. Чандрагупта имел встречу с Александром с целью убедить его продолжать поход вглубь долины Ганга, однако этот поход не состоялся. Считается, что основным препятствием тому было нежелание солдат и военачальников. Завоевательный поход армии Александра длился к тому времени уже не менее восьми лет, было захвачено достаточно добычи, в столкновениях с армиями индусов македоняне встретили ожесточенное сопротивление, большинство предпочитало вернуться на родину. Понимая, что без должной моральной поддержки дальнейший поход не возможен, Александр отказался от продвижения вглубь страны и направил войска вниз по течению Инда, оставив на завоеванных землях наместников. На этот раз Чандрагупта организовал повстанческое движение против наместников Александра а затем, опираясь на ополчение, отправился в поход на Магадху и занял царский престол, положив начало династии Маурьев.

С VII в до н. э. в течение нескольких столетий в Индии происходил интенсивный культурно-творческий процесс. В этот период возникают философские школы.

В основе всех систем лежали примерно одни фундаментальные идеи. Источник происхождения Вселенной и всех существ – вечный, неуничтожимый Абсолют или Брахман. Мир делится на феноменальный - проявленный, познаваемый органами чувств и разумом. Феноменальный мир изменчив, непостоянен и по сути фиктивен и нереален. За ним стоит не проявленная истинная реальность, вечная, бесконечная, неизменная. Она выше всяких качеств, атрибутов и наименований и потому не может быть познана полностью обычным человеческим разумом. Для ее обозначения использовалось санскритское слово «Tаt», чему соответствует русское местоимение «то».

Опираясь на эти идеи, философские школы строили картины происхождения Вселенной, пытались объяснить суть Абсолюта, выдвигали концепции человека, его места в мире, его назначения.

I тыс. до н. э. немецкий философ Карл Ясперс определил как «осевое время», в том смысле, что через этот период проходит граница, разделяющая миропонимание древнего человека от современного. Если раньше человек не осознавал себя вне единой гармонии бытия, своей родовой принадлежности, связи с богами и силами природы, то на протяжении «осевого времени» происходит осознание обособленной индивидуальности. Похоже, что в этот период в сознании человека укореняется понимание разрыва между тем, что есть и тем, что должно быть, что плохого в мире больше, чем хорошего. Формируется духовный запрос на то учение, которое дает ответ на вопрос о смысле индивидуальной жизни, о путях спасения от зла, которое преобладает.

Около 600 г. до н. э. в Индии возникло такое философское направление, как буддизм. Установлено, что Будда не миф, а историческое лицо. Он родился в семье одного из князей, кшатриев, из рода Шакья, владеющего группой деревень в предгорьях Гималаев и по рождению носил имя Сиддхартха, у него было также прозвище Гаутама. Жизнь Будды разделяют на три периода. Первые годы он провел во дворце своего отца в обстановке изысканной роскоши, готовился к карьере кшатрия, женился, однако продолжать обычный жизненный путь, принятый в среде его сословия, он не стал. Покинув дворец, он сделался аскетом, жил среди лесных отшельников, познавал их учения, поэтому Будду именуют также Шакьямуни, что означает отшельник из рода Шакья. Причина его поисков - сострадание к людям, терпящим нищету, болезни, физические и нравственные лишения, связанные со старостью, одиночеством, приближающейся смертью. Не найдя ответов в учениях отшельников, на пути духовного подвижничества и самоистязаний, он стал искать решение силой собственного ума. Результатом стало создание учения, вскрывающего внутренние причины страданий и указывающего пути к их преодолению. На протяжении третьего периода своей жизни он странствовал с целью проповеди своего учения и приобрел множество учеников и последователей.

Суть основной структуры буддийской доктрины составляют «четыре благородные истины». Первая - признание того, что в жизни неотъемлемо существует страдание и оно подлинно. Вторая - классификация видов страданий и установление причин, их вызывающих. Третья - обоснование возможности устранения внутренних причин страдания. Четвертая – пути прекращения страданий.

По преданию, первых учеников Гаутама Будда встретил в г. Сарнатхе, где произнес первую проповедь о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути спасения», впоследствии это место стало одной из святынь буддизма. Его учение получило широкое распространение сначала в Индии, а впоследствии переросло рамки философской школы и превратилось в мировую религию.

Что отличало буддизм от других современных ему учений? Прежде всего, буддизм имел иную общую направленность, чем ведийский культ, во многом ориентированный на обслуживание светской и бытовой сторон жизни. Богослужение брахманов, ритуалы и жертвоприношения были способом магического воздействия на Космос с целью достижения земных благ – долголетия, обретения потомства, власти или богатства, тогда как согласно учению Будды страстное желание благополучия, наслаждений, лучшей судьбы в последующих рождениях само по себе неотъемлемо содержит в себе основу будущего страдания. Единственный путь освобождения от него - достижение полного контроля над своим духом и поведением с конечной целью освобождения от последующих рождений в физическом теле.

Будда, не отрицая существования бога, намеренно отказался от каких-либо умозрений относительно того, какова его природа, каков его закон, в каком отношении к богу находится человек, но указал своим ученикам путь к достижению такого состояния, в котором сознание каждого становится открытым для познания бога. Жрецы - брахманы претендовали на исключительное право выступать в роли посредников между человеком и божествами, а зачастую ставили себя наравне с богами.

Существование кастовой иерархии не отрицалось, но для достижения спасения в буддизме первостепенным считалась не кастовая принадлежность, а способность отказаться от мирской жизни, от собственности, внешних уз, душевных привязанностей. Путь вступления в буддийскую общину не был закрыт ни для кого, тогда как брахманы тщательно скрывали свои учения от низших сословий.

Способом освобождения от желаний как от причины страданий, Будда считал не насильственное их подавление, а использование жизненной энергии на благо других, отказ от эгоистических поступков, что приводит к очищению ума и он, по-видимому, был первым в Индии, кто выступил с подобной идеей.

В литературе буддийского канона «Джатаках» - притчах, о эпизодах жизни Будды в прошлых рождениях, (Бодхисаттвах), говорится о том как, крестьяне одной из деревень, следуя его наставлениям, бескорыстно совершали простые добрые дела на благо всех односельчан: расчищали дороги, рыли пруды, строили общественные постройки. Тогда как ведийские подвижники видели путь к совершенству через намеренное претерпевание физических лишений – стояли годами на одной ноге, висели вниз головой над дымом костра, мучили себя голодом, холодом и жарой.

Вероятно, путь достижения просветления через альтруистическое служение ближнему был многим более понятен и доступен, чем аскетический подвиг, что способствовало широкому распространения буддизма.

Последователи Будды образовывали монашеские общины. Члены общины именовались бхикшу, т. е. нищие. Четыре месяца в году - сезон дождей - они проводили в пещерах или в помещениях монастырей, остальное время странствовали, проповедуя учение и собирая милостыню. Монахи носили одежду оранжевого цвета, брили наголо голову. Главным их занятием была постоянная работа над собой, тренировка психики, достижение самоконтроля. В их практику входило также проведение периодических коллективных покаяний, во время которых каждый монах рассказывал о своих прегрешениях, и принимал назначенное ему искупление. Они занимались также врачеванием, работами по обустройству монастыря.

Буддизм встречал сопротивление со стороны духовной элиты – брахманов, но как правило пользовался поддержкой правителей.

Особо покровительствовал буддизму царь Ашока (273-232 гг. до н. э.) – третий представитель династии Маурьев, внук Чандрагупты. Во время его правления происходит зарождение буддийской архитектуры, было построено около восьми тысяч сооружений. В ранней традиции не было принято изображать Будду в скульптурных или живописных образах, вероятно в связи с тем, что он был первым, указавшим путь к состоянию бытия, свободного от каких-либо личностных атрибутов, к которым относится и облик физического тела, поэтому ранняя буддийская скульптура посвящена, как правило, изображению символики учения.

Из сохранившихся до наших дней памятников наиболее известна большая ступа в г. Санчи. Ступа - сооружение, представляющее собой искусственный холм полусферической формы, основанием стоящий на земле, без внутреннего помещения. Размер основания около 34 м. В основании ступы помещались реликвии, связанные с Буддой – волос, зуб, части одежды. Через всю ступу снизу вверх проходит вертикальный стержень, заканчивающийся над вершиной тремя зонтами. С четырех сторон к ступе ведут ворота, украшенные барельефами с изображением мифологических персонажей. Вокруг ступы находилось множество деревянных монастырских построек, не сохранившихся до наших дней. Ступа использовалась для ритуальных церемоний, заключавшихся в обходе ее по террасе, опоясывающей ее по кругу и восхождении на верхнюю площадку.

Во время Ашоки строятся также ступы и буддийские монастыри в г. Сарнатхе. Более всего было возведено колонн. Они строились из камня, имели гладкую цилиндрическую поверхность с высеченными на ней текстами, именуемыми эдиктами. Наиболее известна как скульптурный памятник, т.н. «львиная капитель» колонны царя Ашоки из г.Сарнатха.

В эдиктах говорится о благочестии царя, стремящегося быть не просто светским владыкой, но и духовным лидером, содержатся элементы буддийской проповеди, призывы к веротерпимости, почитанию не только наследственных жрецов - брахманов, но и проповедников новых учений. «Кто из приверженности своей вере хулит чужую, на самом деле лишь вредит своей вере», - говорится в одной из надписей. Известны также надписи, в которых царь приносит покаяние за жестокость и кровопролитие, совершенное им при захвате и присоединении к империи новых провинций.

С целью проповеди буддизма, Ашока рассылал гонцов в разные части света, в том числе и на Цейлон, где и до нашего времени господствует буддийская религия.

Буддизм, как преобладающая религия, просуществовал в Индии около девятисот лет, последующие направления, опирающиеся на ведийскую традицию, заимствовали из него идеал освобожденности - мокша.

 

Список литературы:

 

История Востока в шести томах. Т. 1 под ред. Р.Б. Рыбакова., М.: «Восточная литература» РАН, 2002 г.

Низовский А.Ю. Все чудеса света. Древний мир. М.: Вече, 2001 г.

Антология мировой философии: Древний Восток. - Мн.:Харвест; М.:ООО «Издательство АСТ», 2001 г.

Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 г.

Бхагавад-Гита, или Песнь Господня. По изданию журнала «Вестник теософии», 1914.- К.: «София», 2000 г.

Царева Г.И. Все об Индии. Т.1, М., 2002 г.

Его Святейшество Тензин Гьяцо Далай Лама XIV-й. «Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность», М.: Международная ассоциация «Мир через культуру», 1993 г.

 

Александр Невокшенов, Журнал "Мир совершенства"

samadhy.ru


Смотрите также